Этикет для детей дошкольного возраста. конспекты занятий

Правила поведения для воспитанных детей

Этикет для детей – понятие весьма неоднозначное. Сегодня обществ, к сожалению, далеко не всегда придерживается норм поведения, и далеко не все семьи считают нужным вообще придавать этому значение. Некоторые ограничиваются элементарными нормами вежливости, а этикет за столом вообще скоро превратится в пережитки прошлого.

Когда начинать обучать?

Необходим ли этикет для детей дошкольного возраста?

Обратимся к истории этикета и норм вежливости.

Правила этикета – своеобразная техника общения, благодаря которой люди могут выстроить отношения друг с другом, учитывая интересы каждого.

Конечно, с течением времени правила этикета менялись.

  1. Так, в 16-17 веках требовалось строгое подчинение низших социальных классов высшим; среди знатных персон были установлены весьма строгие правила вежливости.
  2. В 18-19 веках влияние европейской культуры придало понятию «этикет» дополнительный оттенок значения: умения быть приятным, располагать к себе людей.
  3. В наше время правил этикета  накопилось так много, что порой они противоречат друг другу.

Однако безоговорочным осталось:

  • уважение к старшим,
  • умение выслушать собеседника,
  • пропустить женщину вперед и т. д.

Людей, не соблюдающих эти нормы, считаю невоспитанными, держатся с ними отстраненно. Соблюдение правил этикета определят культуру человека, его умение и знание, как вести себя в любой ситуации, оставаясь на высоте и не теряя собственного достоинства. Конечно, если вы придете в дом, где за столом не едят ножом и вилкой, т. к.

хозяева не придают этому особого значения, вы не станете настаивать, чтобы все ели так, как хочется вам. Вы выберете тот стиль поведения, который позволяет ваш уровень культуры и знание этикета. Но если вы придете в семью, где строго соблюдается этикет, вы почувствуете себя неловко.

Таким образом, необходимо знать нормы вежливости, а вот пользоваться ими или нет, выбираем по обстоятельствам.

Обратите внимание

Следовательно, учить детей, что такое вежливость и этикет, необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок только начинает осваивать технику общения. Правила поведения для воспитанных детей станут ребятам хорошим подспорьем в будущем. Помочь в этом могут рассказы, стихи, картинки, песни, уроки и даже мультфильм.

Тогда, общаясь с другими детьми, ребенок будет знать, как поступить в конфликтной ситуации, как вежливо попросить и т.д. Правила этикета для всех детей начинаются с малого.

  • Так, в 2-3 года малыш должен понимать, что со взрослыми при встрече необходимо здороваться, называть себя и других по имени, отзываться на просьбы.
  • Этикет для 3-4 летних детей  предусматривает понятно излагать свою просьбу, слушать ответ другого человека, разговаривать с другими в благожелательной форме, вести себя спокойно, не мешать окружающим.
  • Правила этикета для 5-6 летних детей состоят в том, чтобы говорить спокойно, уважая собеседника; помогать взрослым, уважать их отдых; дружелюбно общаться со сверстниками, выполнять правила поведения в группе, говорить негромко, не привлекать к себе излишнего внимания.
  • Правила поведения для воспитанных детей 6-7 лет предполагают закрепление ранее полученных и перечисленных навыков.

Таким образом, обучая детей дошкольного возраста нормам вежливости, мы формируем воспитанное поколение.

Не следует чересчур жестко наказывать детей дошкольного возраста за несоблюдение этикета в некоторых ситуациях: это может только спровоцировать агрессию или, наоборот, заставить малыша замкнуться в себе.

Лучше чаще напоминайте ребенку, что существует этикет, постоянно говорите о правилах вежливости.

Какие методы и пособия позволят воспитать человека, соблюдающего этикет?

На нашем сайте вы можете найти и скачать рассказы, стихи, песни, картинки, готовые уроки для детей дошкольного возраста для работы в детском саду и дома. На помощь также может прийти обучающий мультфильм о нормах вежливости.

Для детей дошкольного возраста чрезвычайно важны песни и стихи в процессе обучения. Не лишними они будут, если вы проводите уроки в детском саду или развивающем центре. Песни и стихи имеют рифму. Следовательно, легко запоминаются.

Скачайте стихи и песни для детей дошкольного возраста с нашего сайта, включите в свои уроки или домашнее общение, и вскоре этикет станет неотъемлемой частью поведения малыша. Стихи и песни для детей дошкольного возраста подойдут для тематических вечеров, бесед.

Песни могу стать отличным учебным материалом на прогулках. Так этикет будет входить в жизнь детей незаметно для них самих.

Как вести себя за столом?

Этикет за столом для детей может  сводиться к освоению правил, как держать вилку и ложку, как есть аккуратно и не разбрасывать пищу, как вежливо отказаться, если угощение не по вкусу. Использовать нож детям при приеме пищи пока не рекомендуется в целях безопасности.

Картинки и стихи с этикетом для детей.

Нажмите на картинку, чтобы скачать и распечатать

В детском саду

правила поведения за столом в детском саду.

как правильно держать вилку и ложку и многое другое.

стихи

дидактическая игра по теме

Здесь можно скачать также интересную дидактическую игру на закрепление правил этикет для детей:

Сказка

Видео

Хотелось бы также порекомендовать: Уроки хороших манер с тетушкой Совой — это маленькие мультфильмы об этикете для детей:

Таким образом, этикет позволяет регулировать человеческие отношения, и готовить воспитанное и вежливое поколение нужно с раннего детства.

Источник: http://steshka.ru/etiket-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-etiket-za-stolom-pravila-povedeniya-dlya-vospitannyh-detey-kartinki-stihi-rasskazy-o-vezhlivosti

Кружок «Этикет для дошкольников»

КРУЖОК

«ЭТИКЕТ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(для
детей среднего дошкольного возраста)

Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №2«Улыбка»

г.Мичуринска
Тамбовской области

Каширина
Е.А.

Пояснительная
записка

Цель:формировать
этикет мальчиков и девочек в определенной
системе, способствующей благоприятному
протеканию процесса.

Задачи: — закрепить знания об основных
правилах, по которым живут люди; — дать понятие что главное — правила
не знать, а выполнять; — развивать умение понимать свое
настроение и настроение других людей; — расширять словарный запас в
области чувств и эмоций; — формировать коммуникативные
навыки, учить умению контролировать
свое поведение, сдерживать себя и
прислушиваться к мнению других; — воспитывать чувство
взаимопомощи; — учить быть честными,
мужественными; — формировать
высшие моральные качества личности:
доброту, честность, мужество, умение
самостоятельно совершенствовать черты
своего детского характера.

Каждый
родитель желает добра своему ребёнку.
Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым,
умным, весёлым и воспитанным.

«Воспитанность
– это единственное, что может расположить
к тебе людей с первого взгляда, ибо,
чтобы распознать в тебе большие
способности, нужно больше времени», —
так писал английский писатель и
государственный деятель Ф.Честерфилд.

Знание правил поведения и общения между
людьми, позволяет не только ребёнку, но
и взрослому человеку чувствовать себя
уверенно и свободно. Правила этикета
просты и разумны. Основное правило –
делать так, чтобы другому было хорошо.

Главным
содержанием занятий по основам
современного этикета являются
поведенческие правила, подкрепленные
этическими и эстетическими нормами. В
них включены беседы, игры, театрализованные
представления, праздничные вечера –
все это создает условия для наилучшего
усвоения принятого в обществе порядка
поведения.

Важно

Практические упражнения,
применяемые в процессе занятий, помогают
технически отработать тот или иной
поведенческий навык, например, уступить
место в транспорте, поблагодарить за
подарок, встать из-за стола, произнести
комплимент и т.п.

Игры в процессе занятий
дают возможность интересно и показательно
обучить детей; они раскрепощают, снимают
состояние неловкости и неуверенности
в себе.

Разработан
перспективный план для старшего
дошкольного возраста, который представляет
собой логическую последовательность
форм, методов и приемов работы с детьми.

Он скоординирован таким образом, что
обучение и воспитание дошкольников,
привитие навыков этикета происходит
не только на занятиях, но и во время
всего пребывания ребенка в детском
саду, в процессе разных видов деятельности
– игровой, трудовой, изобразительной
и т.д..

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ПЛАН

Сроки Тема Программное содержание
Сентябрь 2 неделя «Вспомним, как надо правильно кушать, накрываем на стол» Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом
3 неделя «Вежливость города берёт» Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты
4 неделя «Мальчики и девочки» Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец 
Октябрь 1 неделя «Моя одежда: каждой вещи — свое место » Учить детей соблюдать чистоту и порядок в своей комнате, бережно относиться к своей одежде.
2 неделя «Секрет волшебных слов» Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим.
3 неделя “Я и мои родители” Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношения. Воспитывать уважение к родителям.
4 неделя «Разрешите к вам обратиться» Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших
Ноябрь 1 неделя «Культура поведения во время еды» Закреплять и углублять представления о культуре еды, способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков.
2 неделя «Мальчики и девочки» Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков
3 неделя «Что такое хорошо» Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки
4 неделя «Правила поведения в общественных местах» Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах 
Декабрь 1 неделя «Мы по улице пройдем» Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице.
2 неделя “Какие бывают привычки?” Учить детей отличать вредные и полезные привычки.
3 неделя “Доставляй радость людям добрыми делами” Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий
4 неделя «Как надо вести себя в гостях» Знакомство с некоторыми правилами застольного этикета
Январь 3 неделя «В гостях у подружки» Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка.
4 неделя “Что такое дружба?” формировать понятия “Друг, дружба”, научить понимать, оценивать чувства и поступки других.
Февраль 1 неделя «Телефонный разговор» Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров.
2 неделя “Волшебники” Воспитывать дружелюбное отношение друг другу.
3 неделя «Помоги слабому» Вызвать у детей сочувствие к «жертвам» неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.
4 неделя «Мальчики выполняют мужскую работу» Сформировать представление детей о мужском поведении. Воспитывать желание помочь девочкам выполнить сложную работу
Март 1 неделя Чем можно порадовать маму?” Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. Воспитывать желание создавать для них радостное настроение.
2 неделя «Поступай с другими так, как хотел бы ты, чтобы поступали с тобой» Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих.
3 неделя «Как заботиться о своей одежде». Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам
4 неделя «Вежливый покупатель» Учить детей выполнять правила культуры поведения в магазине, пополнить словарный запас детей необходимыми выражениями.
Апрель 1 неделя «Застольное поведение» Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом
2 неделя “Внимательный, равнодушный” Обсуждение данных качеств характера и их значение в общении
3 неделя «В музее и на выставке» Обучить детей правилам поведения на выставке, в театре, в музее и одновременно ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения, необходимые в ситуации.
4 неделя «Людей неинтересных в мире нет» Научить детей культуре общения с взрослыми и сверстниками.
Май 1 неделя «Привычки дурного тона» Продолжать учить детей отличать вредные и полезные привычки, воспитывать у них отрицательное отношение к всем вредным привычкам
2 неделя «Мой дом, наведу порядок в нем» Воспитывать в детях потребность в аккуратности, желании помогать взрослым.
3 неделя «Мы по улице пройдем» Совершенствовать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице.
Читайте также:  Конспект занятия по развития речи в старшей группе на тему: семья

Используемые
ресурсы

  1. Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003

  2. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008.

  3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003.

  4. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  5. Фалькович Т.А.Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

  6. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001.

  7. Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002.

  8. www.lseptember.ru 9. www.detsad.ru

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/246023/132339/

Конспект урока на тему «Этикет»


Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему «Этикет» для предмета : Обществознание. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39»

Конспект урока на тему «Этикет»

подготовила

воспитатель группы компенсирующей направленности

Кривоногова Татьяна Ивановна

г. Арзамас, 2014г.

Лексическая тема: «Этикет».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-личностное развитие».

Цель: Формирование у детей элементарных правил вежливости и культуры поведения, воспитание таких нравственных качеств, как отзывчивость, доброжелательность, умение дарить окружающим доброту слова и дела.

Задачи: Дать детям представление о хороших и плохих поступках. Воспитывать умение правильно оценивать себя и других. Закреплять правила поведения в общественных местах. Воспитывать культуру общения и культуру поведения, вспомнить правила поведения в детском саду, способствовать развитию речи детей. Развивать у детей эмпатию: сочувствие, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Словарная работа: Активизировать в речи детей слова «этикет», «вежливость».

Средства организации: Познавательная беседа, проблемные вопросы и ситуации, просмотр детской электронной презентации, чтение стихотворений, дидактические игры: «Красный, зелёный», «Доскажи словечко», «Я и моё поведение», пальчиковая игра «Здравствуй».

Предварительная работа: Беседа о правилах этикета и культуры общения, заучивание стихотворений о вежливых словах, дидактические игры: «Хорошо или плохо», «Моё поведение», чтение книг: «Правила поведения для воспитанных детей», «Домашний этикет» Г.Шалаевой.

Материалы: Плакат «Правила этикета и культуры общения», детская электронная презентация «Правила этикета», красные и зелёные сигнальчики, фонограмма танца «Барбарики».

Технологии: Технология развивающего обучения, технология интерактивного обучения, технология развивающих игр, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения.

Ход НОД.

(Момент новизны: идёт показ электронной презентации, дети сидят перед экраном телевизора.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об этикете. А вы знаете, что такое этикет?

Дети: Нет.

(Обращает внимание на электронную презентацию — слайды 2,3 читает стихотворения.)

Воспитатель: Итак, этикет-это правила вежливости и правила поведения. Этикет – французское слово, а в русском языке есть слово «вежливость». Вежливым называют человека, который знает правила поведения и выполняет их. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы росли вежливыми и воспитанными детьми. А что значит быть вежливым и воспитанным?

Дети: Это умение хорошо вести себя и не забывать говорить вежливые слова.

Воспитатель: Правильно, воспитанный человек всегда разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит своё слово, и всему этому нужно учиться каждый день.

(Показывается слайд 4, чтение текста слайда)

Воспитатель: Приветствие – одно из самых важных правил этикета. Все люди говорят друг другу «здравствуйте» каждый день. Потому что это не простое обращение, а пожелание «здравствовать», то есть пожелание хорошего здоровья.

(Слайд 5, воспитатель читает текст слайда).

Воспитатель: Давайте хорошо запомним это слово, а поможет нам игра «Здравствуй».

Пальчиковая игра «Здравствуй! »

(На каждую строчку дети массируют один палец) .

Здравствуй, Мариночка! Здравствуй, Ариночка! Здравствуй, Танечка! Здравствуй, Ванечка! Здравствуй, мама, Милая, добрая самая!

Воспитатель: Будем вежливыми, и каждый день с улыбкой будем говорить всем окружающим «Здравствуйте»! и «До свидания!». «До свидания!», т.е. «До встречи» — это тоже волшебное слово, которое необходимо говорить всем при расставании.

Оно означает, что люди обязательно встретятся через некоторое время, и будут рады друг друга видеть. И будет лучше, если здороваться и прощаться вы будете с улыбкой. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда. Она создает атмосферу счастья и добра. Улыбайтесь друг другу чаще.

А я предлагаю вам перечислить правила поведения, которые вы знаете.

Дети: Правила поведения в детском саду, в транспорте, дома, в гостях, на улице, в больнице, в магазине, на природе.

Воспитатель: Молодцы! Наш этикет собрал много правил, и теперь я хочу с вами поиграть, чтобы проверить, какие правила поведения вы знаете. Становитесь все в кружок, возьмитесь за руки, и каждый по очереди, назовёт правила поведения в детском саду.

Дидактическая игра: «Я и моё поведение».

(Дети встают в круг и по очереди называют правила поведения в детском саду)

Дети: В детском саду не плачь о маме. Во всем слушайся воспитателя. Сначала подумай, потом сделай. Не прячься от воспитателя. Если что-то болит, скажи воспитателю. Береги игрушки. На прогулке не пачкайся. Не ходи в мокрой одежде.

Перед едой мой руки с мылом. Учись пользоваться столовыми приборами. Помогай нянечке накрывать на стол. Никого не обижай. Спи во время тихого часа, и не мешай спать другим. Собираясь на прогулку, одевайся побыстрей, возле своего шкафчика.

Не бери в рот грязные предметы.

(Дети садятся на стулья)

Воспитатель: Вы всё правильно назвали. Но, к сожалению, мы с вами часто забываем говорить вежливые слова. Давайте вспомним некоторые из них.

(Слайды 6, 7. Педагог читает текст слайдов.)

Воспитатель: Я хочу познакомить вас с некоторыми правилами поведения дома, в детском саду и на улице, которые вы не назвали, но которые помогут вам стать воспитанными детьми. Внимательно смотрите и слушайте.

(Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14)

Воспитатель: А знаете ли вы, что о человеке говорит его внешний вид?

Дети: Нет.

Воспитатель: Воспитанный человек всегда причёсан и опрятно одет.

(Раздаётся стук в дверь: входит ребёнок, волосы взлохмачены, рубашка расстегнута, туфли одеты неправильно)

Воспитатель: Что с тобой случилось, Дима?

Мальчик: Я проспал, я торопился, думал и так сойдёт.

Воспитатель: Дети, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет.

С таким неряхой не хочется даже играть. А я бы сегодня хотела ещё с вами поиграть. Как же нам быть? Нужно исправить положение.

(Выходят два ребёнка: причёсывают, помогают Диме привести себя в порядок, застёгивают пуговицы, переобувают обувь, мальчик благодарит детей)

Воспитатель: Вот теперь хорошо.

Ребята, вы помогли Диме привести себя в порядок, и он не забыл вам сказать волшебное слово «Спасибо». А теперь можно и поиграть. Вы все давно ходите в детский сад, у каждого из вас есть друзья. А у дружбы тоже есть свои правила, а вот, знаете вы их или нет, мы сейчас проверим.

Я буду называть ситуации, а вы, молча, не выкрикивая, будете показывать красный «сигнальчик», если не согласны и зеленый «сигнальчик», если согласны.

Дидактическая игра «Красный, зеленый»

(Дети встают в круг, и воспитатель раздаёт каждому ребёнку красные и зелёные «сигнальчики», и называет возможные ситуации)

1) Никогда не делись игрушкой с другом. 2) Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается. 3) Не старайся всегда быть первым. 4) Злись и завидуй, когда проигрываешь. 5) Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Совет

         6) Никогда не уступай, спорь по пустякам и ругайся. 7) Зазнавайся, если что-то можешь делать лучше других. 8) Умей принять помощь, совет и замечание друга. 9) Если друг попал в беду, не помогай ему.

10) Решай споры словами, а не кулаками.

Воспитатель: Вы справились с заданием, а значит, я думаю, вы можете дружить. А сейчас мальчики приглашают девочек на танец.

Музыкальная пауза: танец «Барбарики».

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Давайте вспомним некоторые другие вежливые слова, которые помогают нам общаться с людьми.

(Слайд 15, чтение стихотворений).

Воспитатель: И так, вежливость- это залог всего самого хорошего и даже залог мира между людьми. А если вы вдруг поссорились, то можно использовать ещё одно волшебное слово, и тогда всё будет в порядке.

(Слайд 16, чтение текста слайда.)

Воспитатель:  Я опять предлагаю вам поиграть. И в этой игре вы должны подобрать нужные слова, чтобы предложения не потеряли своего смысла и помогли вам лучше запомнить вежливые слова, а значит стать более воспитанными.

Игра «Доскажи словечко»

(Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, вставляя нужное по смыслу слово).

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо). Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день). Если больше есть не в силах, скажем дружно мы … (спасибо). Ребенок вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте). Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста). И во Франции и в Германии на прощание говорят … (до свидания).

(Воспитатель обращает внимание детей на слайды 17 и 18, читает тексты слайдов)

Воспитатель: Ваши мамы, папы и я хотим, чтобы вы выросли вежливыми и воспитанными. И сегодня вы рассказали и показали, как надо выполнять правила этикета, поэтому ваши родители и мы, воспитатели, надеемся, что будем вами гордиться!

Список литературы:

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Игры и задания по чудо-воспитанию. – М.: Изд-во, 2006.г.

  2. Алябьева Е.А. Игры для детей 5 – 8 лет. Развитие логического мышления и речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010

  3. Групповая традиция в детском саду: планирование, познавательные занятия, праздничные вечера для детей 4 -7 лет / авт. Сост. С.В. Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников.(старшая группа). – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

  5. Шалаева Г. П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. – М.: Изд-во, 2006.г.

  6. Шалаева Г.П. Домашний этикет. — М.: Изд-во, 2006.г.

  7. Шорыгина Т.А. Родные сказки. Нравственно – патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2005.

  8. Интернет-ресурсы: &newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=H_U4U8XOBcH_4QSL1IG4Ag&ved=0CCUQsAQ&biw=1366&bih=615

Другие материалы из категории Обществознание

Источник: https://docbase.org/18752-konspekt-uroka-na-temu-etiket.html

Занятие на тему «речевой этикет» для детей 5-7 лет — ВашПедагог

1)Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

2) Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.

3) Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Оборудование: презентация по теме занятия

Ход занятия:

— Успокоились, выпрямили спинки. Мы уже взрослые солидные дети. Поприветствовали наших гостей. Мы рады вам. Рассаживаемся. Мы начинаем наше занятие.

2. Обсуждение темы занятия.

.- Сегодня нам предстоит очень важная беседа. Наш кружок называется… Предполагается, что в этом возрасте вы уже владеете речью, а наша задача на занятиях ее развивать. -Но что же такое речь? Для чего она нужна человеку?

— Да, речь это важное средство общения. С её помощью люди обмениваются мыслями, чувствами, усваивают новую информацию, новые знания.

Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.

Владение словом- инструментом общения, мышления- это первооснова интеллекта. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Вот что говорил о речи древний учёный, философ Аристотель(слайд 2)

— Как вы понимаете эти слова? Что значит приятная речь?

— Да. Это разборчивая, выразительная, внятная речь, без обидных, грубых слов.

-Итак, как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия?

-Правильно, а чтобы ваша речь стала именно такой, мы и будем знакомиться с речевым этикетом. А этикет-это… (слайд 3) Это правила, установленный порядок поведения и общения. Если человек соблюдает правила общения, то речь становиться его другом и помощником. Когда? ( перечисляем) Но может стать и врагом, если… (слайд 4)

  1. Упражнение в умении здороваться.

— Ребята, а с чего начинается общение людей, любая встреча? (с приветствия)

— Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты был здоров».

-С чего начинается каждый наш день, урок? Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Прочтите его. (слайд 5)

— А как нужно здороваться, чтобы на капельку солнца прибавилось в мире»?( использовать мимику, интонацию, глядя в глаза человеку)

Обсуждение ситуаций. Попробуем разыграть небольшие ситуации.( 2-3 варианта приветствий)

А) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как это сделать?

Б) Можно ли вместо здравствуйте говорить привет? В каких ситуациях?

— Когда мы обсуждали эти ситуации, мы пользовались определёнными правилами. Какими?

4. Наблюдение за красотой, выразительностью родной речи.

— Образцом чистой русской речи можно считать стихи русских поэтов. Например, С. Есенина (слайд6) Его стихи красивы, музыкальны. Послушайте(или прочитайте) (слайд 7)

— Перечитайте последние 4 строчки.(слайд 8) Какую картину ты себе представляешь?

— Как автору удаётся изобразить песенку ручья?

-А у кого из сказочных героев речь сравнивали с журчанием реченьки?

— Перечитайте название темы занятия. (слайд 9) Почему в названии есть слово ручеёк?

— Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?

— Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток. А чтобы речь человека текла плавно, нужно не засорять её мусором ненужных, бессмысленных слов, которые портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк.

5. Но сначала поиграем в игру с тем же названием. Игра «Ручеек».

6. Упражнения в выборе лексики.

Обсуждение ситуаций. Разыгрывание сценок.

— Чем недоволен Коля?

— Замечает ли Лёня в своей речи лишние слова?

— Как их называют? Почему?

— Какой вывод можно сделать?

— Чем изобилует речь деда?( он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба.)

— Известны ли вам обидные, грубые выражения?

— Приятно ли их слышать в свой адрес? А другим?

— Какой же совет следует из ваших рассуждений?

— А какие слова не помешают, а украсят нашу речь?… (слайд 10)

Задание: договори недостающие слова в рифму.

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём…

— Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

Я не слышу слова …..

А слово то какое – очень дорогое!

Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была:

На меня он, торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова ……

А слово то какое – очень дорогое!

Дед про внучку говорил:

— Экая досада!

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Но – нельзя ж молчать как рыба.

Ну сказала бы …..

Слово-то какое – очень дорогое!

7. Физкульт.минутка. Игра «Добрые слова».

8. Тест – выбор правильного ответа. (слайды 11, 12, 13, 14, 15, 16)

Взаимопроверка. Вручение медалей.

9. Работа над звукопроизношением

Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова.

Живёт на свете Саша

Во рту у Саши каша-

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва,

И звуки он глотает,

И целые слова.

— О какой каше идёт речь? Прямое или переносное значение? (каша – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

— Что значит чисто говорить? ( чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, не спотыкаться на трудных звуковых сочетаниях, не комкать концы слов, не проглатывать звуки)

Рассказ учителя о Демосфене(слайд 17)

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор-тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным(то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи.

По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднения, которые он сам себе устроил,- камешки во рту- заставляли его говорить особенно старательно и отчётливо.

Обратите внимание

Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция, и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

— Зачем я рассказала вам эту историю?

— Верно. Чтобы научиться чисто говорить, необходимо тренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки). Внимание! Объявляется конкурс скороговорок! (слайд 18, 19)

Вручение призов.

10. Упражнение в выразительности речи.

Задание: произнесите фразу «Скоро каникулы» в соответствии со смысловым заданием. (слайд 20)

А) спрашиваете, чтобы уточнить, сколько времени осталось до каникул

Б) спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные дни

В) радуетесь

Г) грустите, что долго не увидитесь с ребятами, учителем

— Какой совет вы бы хотели дать человеку, который хочет стать хорошим собеседником? (упражняйтесь в правильном и выразительном произношении)

11. Обобщение знаний.

— Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека?

Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим? (слайд 21)

— Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна и неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство.

Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы.

Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.

В заключении звучит стихотворение И.А. Бунина «Слово» (слайд22)

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у них другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Источник:

 Цель:  Формирование  навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности)

Задачи

Образовательные :

.  Учить  детей употреблять различные формулы  этикетных выражений.

  • Знакомить детей с правилами культурного поведения.
  • Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения.

Развивающие:

  • Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Воспитательные:

  • Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.

Актуальность

 Речевой этикетэто правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н.И. Формановская).

Культурно-речевое воспитание детей -дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить,… там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного обладания разносторонними коммуникативными умениями.

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие.

Важно

       Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.

  Соблюдение речевого этикета помогает ребёнку  строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.

   Уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека.   Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку.    Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др.

Источник: https://65-school.ru/metodiki/zanyatie-na-temu-rechevoj-etiket-dlya-detej-5-7-let.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector