Интересное занятие в старшей группе по фгос

Конспект открытого занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика»

Конспект открытого занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика»

Проводит: Ким Алина Нарсовна, воспитатель ГБОУ Школа № 2097/8

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы; закрепление навыков порядкового и количественного счета (в т.ч. предметов) в пределах числового ряда первого десятка.

Задачи

Обучающие

  • продолжать изучать с детьми свойства натурального ряда чисел
  • упражнять в установлении соответствия между цифрой и внешними свойствами объектов
  • совершенствовать умения составлять числовой ряд и находить место числа в ряду
  • закреплять умения считать в пределах семи, пользуясь различными приёмами
  • закреплять умения анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку
  • совершенствовать навыки счета, умения самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи
  • закреплять умения правильно называть порядковые числительные.

Скачать конспект

Развивающие

  • развивать в дидактических играх умения сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, количество)
  • развивать познавательные процессы (речь, внимание, логическое мышление, воображение, тактильное восприятие)
  • развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки
  • способствовать развитию образного и логического мышления, умению делать простейшие умозаключения.

Воспитательные

  • воспитывать интерес к математике
  • воспитывать наблюдательность при сравнении групп предметов
  • воспитывать навыки коллективной работы
  • воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Демонстрационный материал: сердцевинка и лепестки семи цветов, рисунок с 5 цветами, 3 ряда последовательностей изображений, аппликация «волк, лиса и рыбы», ножки мухоморов с цифрами.

Раздаточный материал: цветные карандаши, карточки с цифрами (для соединения по точкам), карточки с домиками, шляпки мухоморов с точками.

Структура и ход занятия:

  • организационный этап (3-5 минут) – мотивирующее начало занятия;
  • основной этап (15-19 минут) – воспитатель поясняет суть упражнений, с которыми дети должны справиться, следит за ходом решения заданий и задач;
  • итоговый этап, рефлексия деятельности (3-5 минут) – воспитатель благодарит детей за активное участие, проводит вместе с ними анализ и оценку результатов проделанной работы, рефлексию деятельности и эмоционального состояния.

Ход НОД

Организационный этап

Воспитатель: Добрый день, дорогие дети! Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?

Дети: Это Цветик-семицветик.

Воспитатель: Правильно.

На макушке у цветочкаСемь волшебных лепесточков,Исполняющих мечты.

Не спеши сорвать их ты –

Много в мире роз, ромашек,Незабудок, маков, кашек,Но один на свете

Цветик-семицветик.

Ребята, а как звали девочку, у которой был такой цветок?

Дети: Девочку звали Женя.

Воспитатель: А где Женя взяла этот цветок?

Дети: Ей его подарила волшебница.

Воспитатель: Ребята, а сколько лепестков у «Цветика-семицветика»?

Дети: У цветика-семицветика семь лепестков.

Воспитатель: Правильно. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. У девочки Жени осталась только сердцевинка, вот она на доске. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей). Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (Ответы детей) Я вижу, что вы готовы к путешествию.

Нужно в путь нам отправляться.Ума, разума набраться,Лепестки все отыскать,

Чтоб желанье загадать.

Основной этап

Воспитатель: И для начала нам нужно расставить цифры от 1 (одного) до 5 (пяти) по порядку, начав с самого высоко цветка и закончив самым низким. (Упражнение 1 на соотнесение цифр от 1 до 5 и длины цветка; воспитатель вывешивает рисунок на доске, дети отвечают с места).

Обратите внимание

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток красного цвета. (Попросить ребёнка прикрепить лепесток к серединке).

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся –Больше спать не захотел.Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

О ком речь? (О бабочке). Чтобы проверить нашу отгадку, давайте соединим точки по порядку и посмотрим, кто получится. (Упражнение 2 на соединение «от точки к точке» под номера 1-10; воспитатель раздает карточки-заготовки, дети работают индивидуально). Перед вами лист бумаги, а на нём точки, каждой соответствует цифра. Надо соединить цифры по порядку. Кто у вас получился?

Дети: Бабочка.

Воспитатель: А сколько кружочков на крыльях ваших бабочек?

Дети: Шесть кружочков.

Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили и за это в награду вам второй лепесток! (Дети крепят к доске оранжевый лепесток)

Воспитатель: Сколько лепестков нам с вами уже удалось отыскать?

Дети: Два лепестка.

Воспитатель: Правильно, а сколько ещё нужно найти?

Дети: Пять лепестков.

Воспитатель: Отправляемся на поиски дальше. На пути нам встретились домики. (Упражнение 3 на закрепление представлений о числовом ряде, умение называть «соседей» числа: последующее и предыдущее число; воспитатель раздает «домики», дети вписывают недостающие числа). Какие цифры здесь спрятались?

Воспитатель: Мы заполнили все домики и можем прикрепить к нашему цветку ещё один волшебный лепесток! На этот раз он желтого цвета.

Воспитатель: (Физминутка)

За тучку солнце спряталось –Но это только в шутку!А мы все дружно проведем

Спортивную минутку:

В ладошки мы похлопаемИ чуть-чуть потопаем.Раз – присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали

Правой ручкой башмачок,Левой ручкой – потолок.И еще разок присядем!

А теперь на место сядем.

Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.

Ребята, посмотрите, пока мы играли, ветер принёс нам ещё один волшебный лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток зелёного цвета. (Дети крепят лепесток на доску)

Воспитатель: Ребята! Озорной ветер перемешал карточки, и в каждый ряд попало по одному лишнему изображению, давайте все вместе отыщем их? (Упражнение 5 – дидактическая игра «Что лишнее?» призвана исследовать процессы образного и логического мышления; воспитатель по очереди показывает карточки, дети отвечают с места). Что лишнее в этом ряду? Почему? (Воспитатель по очереди показывает детям ряды, дети должны найти лишний объект и объяснить почему).

Важно

Воспитатель: Молодцы, ребята! Держите ещё один лепесток и крепите его, скорее к волшебному цветику.

Воспитатель: Дети, сколько лепестков мы уже нашли?

Дети: Мы нашли пять лепестков.

Воспитатель: Сколько ещё нам надо найти лепестков?

Дети: Нам надо найти ещё два лепестка.

Воспитатель: А сейчас вместе с волком и лисичкой мы с вами отправимся на сказочную рыбалку. (Упражнение 6 на формирование и развитие умения самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи; воспитатель вывешивает на доске аппликацию, дети крепят к ней рыбок).

Посмотрите, волк поймал четыре рыбки, а лиса на одну меньше. Сколько рыбок у лисы? (Три) Поместим в ведерко лисы нужное количество рыбок.

Кто из них поймал меньше, а кто больше? (Волк поймал на 1 рыбку больше лисы) Сколько рыбок волк и лиса поймали вместе? (Всего 7 рыбок на двоих)

Воспитатель: А вот и ещё один лепесток приплыл к нам. Какого он цвета?

Дети: Лепесток синего цвета.

Воспитатель: Правильно, как и цвет воды на рыбалке волка с лисой. Дети, сколько лепестков нам ещё не хватает?

Дети: Нам не хватает одного лепестка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, озорной ветер разбросал по полянке мухоморы: шляпки отдельно, а ножки отдельно.

(Упражнение 7 «Затейливые мухоморы», дети должны посчитать количество точек и найти соответствующую «ножку» с цифрой; воспитатель раздает каждому ребенку шляпку мухомора, дети самостоятельно подбирают к нему нужную ножку с цифрой).

Нам нужно оживить мухоморы, возьмите каждый в руки одну красную шляпку, посчитайте количество точек на ней и подберите ножку с цифрой, соответствующей количеству точек на шляпке вашего мухомора.

Воспитатель: Молодцы! Вот и отыскали мы с вами все лепестки. (Дети крепят на доску последний лепесток). Теперь какой цветок стал, кроме как волшебный?

Дети: Красивый, яркий, цветной, разноцветный… (Ответы детей)

Совет

Воспитатель: Ребята сегодня вы мне сказали, что хотели бы иметь такой волшебный цветок! Давайте вместе попробуем вспомнить волшебные слова, чтобы желание исполнилось: «Лети, лети, лепесток через запад на восток, лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели».

(Звучит волшебная музыка, воспитатель в этот момент переворачивает лепестки, на обратной стороне которых написаны буквы «МОЛОДЦЫ!»).

Ребята, ваше желание исполнилось, теперь у каждого из вас есть волшебный цветок «Цветик-семицветик», вы сможете загадать свои заветные желания, которые будут приносить только добро, радость и счастье людям.

Итоговый этап, рефлексия деятельности

Воспитатель: (Рефлексия) Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) Сколько разноцветных лепестков нам с вами удалось собрать? (Семь) Спасибо вам.

Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому хорошо справились со всеми заданиями, которые встретились нам на пути. В награду за это я приготовила вам сладкое угощение и нам пора подкрепиться после нашего такого волшебного путешествия.

Я уверена, что вы всегда будете стараться, как сегодня. Молодцы!

Источник: http://doshkolnik.ru/matematika/18611.html

Конспект открытого занятия в старшей группе

Программное содержание:

Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить несколько одинаковых цифр и обводить.

Умение сравнивать числа, пользоваться знаками для сравнения; составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.

Развивать логическое мышление.

Закрепить умение рисовать по точкам, название геометрических фигур, дней недели, части суток, месяцев года.

Закрепить правильное произношение звука 3; называть слова на звук 3.

Продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей. Закрепить название диких животных и их детенышей.

Воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.

Материал:

На каждого ребенка листы бумаги с геометрическими фигурами (нарисованные точками); с обратной стороны — цифра; на другом листе нарисован овал; карандаши; мел; сюрприз – конфеты.

Методические приемы:

Сюрпризный момент; худ. слово; игровые приемы; рисование по точкам; индивидуальная работа; вопросы; использование музыки.

Ход занятия

Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей – улыбнулись. Посмотрите друг на друга – улыбнулись.

Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня.

Обратите внимание

Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив все задания, вы узнаете какой сюрприз я приготовила.

Вы готовы? Тогда удачи!

(перед каждым заданием показывать соответствующую цифру).

1 задание:

— Ребята, назовите времена года.

— Какое время года сейчас? (весна).

— Какими словами можно описать весну? (теплая, солнечная, дождливая, пасмурная, долгожданная, красивая, душистая, звенящая, журчащая, шумливая, грозовая, цветущая, веселая, желанная…)

— Какой месяц сейчас? (май).

— Сколько месяцев в году? (12).

— Назовите по порядку.

— Назовите весенние месяцы.

— А сколько дней в неделе? (семь).

— Какой день сегодня?

— Назовите по порядку дни недели.

— Какие части суток вы знаете?

— Назовите по порядку части суток.

Молодцы!

3 задание:

Игра «Назови соседей».

— У вас на столе есть листочки на них написана цифра, подумайте и скажите рядом стоящие цифры.

— Порядковый счет и обратный счет (от 1 до 10; от 10 до 1). 1 ребенок – порядковый счет, 2 ребенок обратный счет считают.

4 задание:

— Переверните листочки, скажите, что там изображено?

— А чтобы точно узнать давайте соединим точки (геометрические фигуры). Закрепить название геометрических фигур.

— А еще какие геометрические фигуры знаете? (ромб, трапеция).

5 задание:

— Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно.

1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь).

— Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь). (1 ребёнок работает у доски – пишет решение задач).

Читайте также:  Мамин-сибиряк «сказочка про козявочку» читать

2) «Четыре овечки на травке лежали,

       Потом две овечки домой убежали.

       А ну-ка, скажите скорей:

       Сколько овечек теперь?» (две).

(четыре минус два равняется двум).

(на доске написать решение задач и прочитать).

3) «Поставь нужный знак»   >;  

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/1578-konspekt-otkrytogo-zanyatiya-v-starshej-gruppe.html

Открытое занятие в старшей группе: «Занимательная грамматика»

Цель:

— использование игровых форм и методов при организации учебно-воспитательного процесса по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста

— помочь взрослым формировать у воспитанников определенные знания и умения по звуковому анализу слов, построение предложения с помощью схем и условных обозначений

Иллюстрации: схемы, индивидуальные карточки, наглядный материал, цветные и простые карандаши, цветные мелки

План проведения занятия:

1. Организационная часть

2. Основная часть

Актуализация опорных знаний

Теоретическая информация

Практическая деятельность:

— Упражнение «Гласные — согласные»;

— Упражнение «Телеграфист»;

— Игра «Разговор леса»;

Звуковой анализ слов;

— Стихотворная физкультминутка;

— Упражнение «Найди звук»;

— Упражнение «Поймай ошибку»;

— Упражнение «Найди слово»

3. Подведение итогов «Новогодний аукцион»

4. Заключительная часть. «Сюрприз»

Ход занятия в старшей группе детского сада

1.Организационная часть

Упражнение «Приветствие».

Воспитатель здоровается с детьми и гостями и объясняет детям, что занятие необычное: на занятие пришли гости. Воспитатель предлагает детям прежде всего поздороваться с гостями и познакомиться.

Для этого дети по очереди передают друг другу игрушку при этом называют свое имя и хорошие пожелания всем присутствующим.

Таким образом создают доброжелательную атмосферу, благоприятную для дальнейшей работы.

2.Основная часть занятия

2.1. Актуализация опорных знаний

Педагог предлагает детям рассмотреть схему и ответить на вопрос:

— Из чего состоит наш язык? (из предложений)

— Из чего состоят предложения? (из слов)

— Из чего состоят слова? (из звуков)

— Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

— Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие)

2.2. Сообщение темы и цели. Теоретическая информация

Воспитатель предлагает послушать сказочную историю:

Жили-были себе в царстве «Интересной грамматики» «дедушки», «бабушки» — предложения, «мамы» и «папы» — слова и их «детки» — звуки. Жили они дружно, весело и счастливо. Но вот однажды гласные звуки поссорились с согласными. Каждый из них решил, что он самый главный и может делать, что угодно.

Они бесчинствовали, скакали, бегали с места на место и выталкивали своих «соседей» и, в конце концов, разбежались в разные стороны. Но звуки — «маленькие детки», поэтому заблудились и не могут найти дорогу домой. В царстве «Грамматики» начался беспорядок. Никто ничего не может рассказать, услышать и понять.

И сегодня мы отправимся в интересное, но сложное путешествие, полное приключений и неожиданностей, чтобы помочь звукам найти свой дом.

2.3. Практическая деятельность:

Важно

Прежде, чем отправиться помогать другим, необходимо подготовиться самым и показать, что сами способны.

Артикуляционное упражнение «Почисти зубки».

Детям предлагается почистить зубки язычком как внешнюю так и внутреннюю стороны. Зубки нужно чистить слева направо и сверху вниз и наоборот. Зубкам от такой процедуры щекотно, и они кусают слегка язычок.

Чистить зубы нам не лень —

Чистим их два раза в день.

Чистим зубки дважды в сутки,

Чистим долго — три минутки.

Упражнение «Гласные — согласные»

Педагог называет отдельные звуки, а дети должны хлопать в ладоши, когда слышат гласный, стучать по столу, когда слышат твердый согласный и сидеть молча, когда слышат мягкий согласный;

Упражнение «Телеграфист»

Педагог говорит отдельные звуки, а дети составляют из них слова:

з-и-м-а, с-н-е-г, с-н-е-г-о-в-и-к, в-е-т-е-р, м о р-о-з, х-о-л-о-д и т.д.

Игра «Поезд»

Для того, чтобы попасть в царство «Грамматики», необходимо сесть в «поезд». Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Первым стоит «электровоз», который сигнализирует об отправке гудком. Второй — «машинист». Он руководит «поездом».

Остальные дети — «вагончики». Они имитируют звуки поезда, который движется. По сигналу педагога «поезд» отправляется в путь. Каждый участник выполняет свою роль.

После того, как «поезд прибывает в царство Грамматики», все дети занимают свои места.

Упражнение «Таинственный мир звуков»

Детям раздаются картинки-схемы с изображением предметов, названия которых состоят из трех, четырех и пяти звуков. Они вместе с педагогом (или самостоятельно) проводят звуковой анализ слов (дети на карточках, педагог у доски) в следующем порядке:

— Сколько звуков в слове?

— Назовите первый звук.

— Какой это звук: гласный или согласный?

— Если согласный, то твердый или мягкий?

— Каким значком обозначаем этот звук?

— Сколько гласных звуков в слове?

— Сколько согласных в слове?

— Сравните похожие слова: чем они похожи и чем отличаются?

Дети проверяют правильность выполнения своих задач с теми, что выполнил педагог на доске.

Стихотворная физкультминутка

Дети повторяют с педагогом слова и имитируют действия

Да-да-да! Да-да-да!

Журчит в источнике вода (дети переминаются с ноги на другую)

Ди-ди-ди! Ди-ди-ди!

Наклонились к воде (наклоняются, набирают ручками «из ручейка воду»)

Набрали водички и умыли личико («умываются»).

Напились водицы и снова сели учится («пьют воду» и садятся на свои места).

Игра «Найди звук».

Совет

Педагог предлагает детям вернуть на место звук, который потерялся. Он читает стих, а дети называют, какой буквы недостает в слове:

Черный котик бежал в ле … (с)

И на дерево зале … (з)

И т.п.

Упражнение «Найди звук»

Педагог демонстрирует детям картинки с изображением предметов, которые отличаются друг от друга одним звуком и предлагает определить эти звуки.

Упражнение «Поймай ошибку»

Педагог раздает детям карточки с изображением предмета и схемой звукового анализа названия этого предмета, в которой намеренно допущена ошибка. Дети должны найти ошибку и исправить ее

Упражнение «Найди слово»

Педагог предлагает детям карточки с изображением предметов и схемами звукового анализа названий предметов, причем схемы размещены в произвольном порядке. Дети должны найти схему соответствующую предмету и соединить их простым карандашом.

Игра «Разговор леса»

Ветерок в лесу: Ш-ш-ш;

Ползет жук в траве:  Ж-ж-ж-ж;

Спел комарик: З-з-з-з;

Пролетела птица: Шух-шух;

Запыхтел ежик: Пых-пых-пых

3. Заключительная часть

Подведение итогов.

После того, как дети выполнили все задачи и вернули звуки на места, делаем вывод, что все звуки одинаково важны.

«Новогодний аукцион» «Сюрприз»

В конце занятия целесообразно провести сюрпризный момент. Детям предлагается украсить новогоднюю елку. Для этого им нужно назвать слово, которое связано с новогодними праздниками, после чего достать из волшебной шкатулки елочное украшение и повесить его на елку. А из волшебной сумки они получают сладкие подарки.

Источник: https://mirdoshkolnikov.ru/vospitatelyam/metodiki-prepodavaniya/item/436-otkritoe-zanyatie-starshaya-gruppa-zanimatelnaya-grammatika

Конспект занятия по математике в старшей группе: «Интересные задания Королевы Математики»

Цель:

Продолжать учить дошкольников составлять и решать примеры по рисунку.

Углубить знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю.

Закрепить названия времен года, названия месяцев.

Упражнять в порядковом счете.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, выполняя графический диктант.

Формировать умение группировать предметы по определенным признакам, определяя эти признаки и ориентируясь по схеме.

Формировать самостоятельность в поиске ответов, побуждать детей замечать недостатки в работе сверстников, проявлять взаимопомощь, воспитывать смекалку и любознательность.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Вводная часть

Воспитатель. — Дети, послушайте загадку:

«Семь братьев возрастом равные, а именами разные.» (Дни недели)

-Сколько всего дней недели? Кто хочет их назвать?

Какой первый? Седьмой? Пятый?

 — Среда по порядку какой день недели? А суббота?

Какой сегодня день недели? Какой он по порядку? (Вторник)

Воспитатель. -Сегодня Королева Математики приглашает нас в свое королевство. Скажите, а зачем нам нужна математика?

Ответы детей.

-Тогда давайте выполним несколько ее задач, чтобы проверить свои знания.

1 задание

Первое о чем она хотела бы узнать — знаете ли вы времена года.

Какое сейчас время года?

-Сколько всего времен года? Назовите их.

-А сколько месяцев в каждом времени года?

-Назовите осенние, зимние, весенние и летние месяцы.

-Сколько всего в году месяцев?

-Как быстро их можно посчитать? (Тройками)

-Королева Математика хотела бы проверить, всем ли хватит задач на столах.

-Как можно быстро посчитаться? (Парами, по двое)

Дети считаются парами.

Королева Математика предлагает новые задачи. (Дети садятся за столы)

Основная часть

Следующая задача от королевы:

2 задание

Составление примеров по рисункам.

Какие математические знаки нужны для решения примеров?

-Когда мы используем знак «+»? (Когда выполняем прибавление или увеличиваем количество)

— А когда используется знак «-»? (Когда вычитаем, или уменьшаем количество)

Какой еще знак нам нужен? (=)

— Королева Математика хотела бы вам напомнить правила сложения и вычитания.

— Чтобы выполнить сложение, надо к одной части добавить еще часть и найти целое.

— Чтобы выполнить вычитание надо от целого отнять часть и получить оставшуюся часть.

— Кто изображен на рисунке?

— Сколько было котят?

— Сколько прибежали? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их всего стало?

— Почему Вы считаете, что следует добавлять?

— Как можно это записать в виде примера? математика в детском саду

— Составим пример по следующему рисунком.

— Сколько птиц было в кормушке?

— Сколько полетело? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их осталось? Улетели все птицы или только часть из них? Как найти вторую часть, если мы знаем сколько было всего птиц?

-Почему Вы считаете, что следует отнимать?

-Как можно это записать в виде примера?

— А теперь выполните самостоятельно задачи, которые у вас на столах. (Составление примеров по рисункам) (Воспитатель проверяет правильность выполнения и предлагает проверить друг друга)

— Королева Математика довольна вашей работой и она решила пригласить вас на прогулку в «Геометрический лес», но прежде чем мы туда пойдем, она хотела бы, чтобы вы узнали кто в нем живет.

3 задание

Графический диктант «Кто в лесу живет».(сложность подбирается)

-Двигайтесь от точки по схеме.

Воспитатель предлагает помочь друг другу. (Детям, которые справились раньше других предлагается раскрасить рисунок)

Как вы думаете, кто в лесу живет?

Да, это волк. Он приглашает нас на лесную поляну.

Физкультминутка «Лесная полянка»

Мы  к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнём,

А потом гулять пойдём.

(Идут, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.)

4 задание

Дидактическая игра «Поможем посадить деревья»

В геометрическом лесу растут деревья различной формы, размера и цвета. Нужно взять саженцы (геометрические фигуры) и посадить их на трех аллеях:

Обратите внимание

1 аллея- деревья, которые не имеют углов, большие по размеру, красного и желтого цвета.

2 аллея — деревья, которые имеют четыре и меньше углов, маленькие по размеру, синего и зеленого цвета.

3 аллея — деревья, которые имеют пять и более углов, большие по размеру, оранжевого и фиолетового цвета.

-Посмотрите, впереди аллеи указана схема, посадите свое деревцо на нужную аллею.

Почему ты посадил свое дерево на этой аллее?

Воспитатель. — Королева Математика осталась довольна вашими знаниями и умением. Но она хотела бы спросить у вас …

Итог. Рефлексия

Какие задачи вам больше всего понравились?

А какие задачи выполнить было сложнее?

Кому помогали сегодня на занятии?

Источник: https://chudor.ru/vospitatelyu/zanyatiya-vospitatelya/52-konspekt-matematika-starshay-gruppa-zadaniya-korolevi

Сценарий занятия в старшей группе на тему «В гостях у Королевы Воды»

Что я слышу — забываю,

Что я вижу — помню,

Что я делаю — понимаю.

Конфуций.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Читайте также:  Сценарий торжественной части выпускного в 9 классе

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.

Важно

Формировать осознанное отношение ребенка к природе и её ресурсам нужно с детства. А мы, взрослые, должны создавать благоприятные условия, для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в окружающем мире первооткрывателем, испытывая радость от экспериментирования с объектом природы, открывая новое, выявляя в природе простейшие закономерности.

Вложить частицы культуры поведения в природе, учить понимать глобальные проблемы человечества, исследовать и воспитывать заботливое отношение к себе и окружающему миру; объяснить, что, разрушая равновесие в природе, мы наносим вред внешней среде и своему здоровью — это и является нашей главной задачей.

Особое значение для развития личности дошкольника, имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Обладание способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий.

В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Занятие по экспериментированию по теме «Вода» я решила провести в форме путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослыми. Кроме этого, именно при проведении подобного рода занятий наиболее эффективно идет становление субъективной позиции ребенка в наиболее специфичных для него видах деятельности — игре, общении, продуктивной деятельности.

Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно — их роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта и активного речевого общения.

Сценарий занятия в старшей группе

Тема: «В гостях у Королевы Воды»

Образовательная область «Познавательно-речевое»

Вид: познавательно-исследовательская деятельность.

Тип: интегрированное.

Цель: опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе; (П)

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие (К).

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря — вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.

Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;

развитие связанной речи — вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога; (К)

расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе. (П)

Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности; (Р)

Развивать внимание детей; (Р)

Совет

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. (Р)

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения в природе; (Л)

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость); интересуется изобразительной деятельностью (рисование разных снежинок).

Развивающая среда:

Раздаточный материал:

Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой (по количеству детей).

Картинки-модели «Как капелька путешествует»

Демонстрационный материал:

Термос с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка), схема: «Круговорот воды в природе».

Техническое оборудование: мультимедийная установка, ноутбук

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа:

1.              Беседа о воде, ее роли в жизни человека.

2.              Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.

3.              Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.

4.              Чтение художественной литературы Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»

5.              Наблюдение за водой во время прогулок

Список сокращений, используемых в конспекте:

П — познавательные УУД; К — коммуникативные УУД;

Р — регулятивные УУД; Л — личностные УУД.

Структура занятия:

I ЧАСТЬ ВВОДНАЯ:
1. Организационный момент 3 мин.
II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ:
1. Сказка 3 мин.
2. Ритуал входа в сказку
3. Постановка целей опыта 2 мин.
4. Опытническая деятельность 7 мин.
5. Физкультминутка 2 мин.
6. Опытническая деятельность 5 мин.
III ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ:
1. Подведение итогов 2 мин.
Длительность занятия 25 мин.

Ход занятия:

(НА ПРОЕКТОРЕ — 1 слайд)

В: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости. Вы знаете кто это? Это Капитошка. Капитошка хочет вам загадать загадку, послушайте внимательно.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (это загадка о воде)

В: Правильно. Ведь Капитошка — это капелька воды. Он хочет узнать, что мы знаем о воде? А где мы встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т. д.) (2, 3 слайд)

В: А для чего нужна вода? (Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т. д.)

В: А сейчас Капитошка хочет вам сказку рассказать. Слушайте внимательно…

(4 слайд)

Сказка: Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.

У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц — кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя реки, мopя, pyчьи, oзepa.

Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее королевстве на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет.

В: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?

(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).

Надела королева очки и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Королева Вода понять не может.

Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? (5 слайд) Опустилась королева на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась.

Но куда-то же она подевалась?

В: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?

(гипотезы детей)

Обратите внимание

В: Нужно королеве во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело — Вода пропала! Нужно помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (предложения детей)

В: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.

Вы согласны? Тогда вперед!

Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец. (6 слайд)

Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

В сказке:

В: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.

Смотрите, а королева, то какая, грустная — прегрустная стоит. Будем ей помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

Опыт № 1 (испарение воды)

В: Ребята, смотрите, что там, на камушке стоит, скатерью волшебной приоткрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь взяться термосу?

Наверное, Королева Вода нам помогает. Интересно, а что же в нём может быть?

Сейчас откроем и проверим.

Дети! Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете ег сами открыть?

(дети) Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать. Это могут сделать только взрослые.

Вы позволите мне его открыть?

(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

В: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)

Откуда пар в термосе? (дети отвечают) (Вода при нагревании превратилась в пар)

Опыт № 2 капли на зеркале.

В: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.

(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

В: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться?

В: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)

В: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки») (слайд 8)

Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.

Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Важно

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы- маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно-они замерзли.

Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотными кусочками льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

В: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, королева зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.

Опыт № 3 (с землей)

В: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?

что происходит? вода просачивается, и земля становится влажной.

(одновременно дети с воспитателем поливают землю)

В: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?

(дети отвечают)

В: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей)

В: Ребята! Мне Капитошка намекнул, что с водой дальше происходит. Он снял, что с водой происходило (слайд 10). Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся — водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.

(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)

—          Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.

—          В облака собирается.

—          Облака по небу плывут. Легкие воздушные.

—          Ветерок их подгоняет.

—          Облака в тучку собираются.

—          Тучка дождик несет.

—          А как станет тяжело нести, на землю прольет.

—          Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.

—          В реки подземные попадут и потекут не спеша.

—          А как к земле пробьются, родником обернутся.

—          Ручейками по земле потекут.

—          А ручейки в озёра, реки впадают.

—          Погуляет капелька, попутешествует по кругу да назад на небо и вернется.

—          А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу снова и снова.

В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают)

Осталось только отчет для королева составить, куда вода девается.

В: Смотрите, какие красивые конверты Капитошка для нас подготовил.

Проходите за свой стол.

Совет

В: Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что же здесь лежит. Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить.

Читайте также:  Конспект занятия кружка в начальной школе. коллективное панно из бумаги

Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.

(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).

В: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да Королеве Воды подарить (дети наклеивают)

В: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду? (ответы детей)

Давайте и нашу хозяйку успокоим. Расскажем ей, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.

(дети говорят теплые слова королеве)

В: Не грусти больше и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.

В: Ребята! Королева Воды очень рада вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.

Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!

Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

Рефлексия:

В: Ребята у нас с вами получилось помочь Королеве Воды?

Мы готовы всегда прийти на помощь другим? Что нового вы узнали о воде?

У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!

Основные термины (генерируются автоматически): вод, ребенок, земля, капелька, Ребята, пропавшая вода, гипотеза детей, Круговорот воды, Королев Воды, мина.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8718/

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие на остров»

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе
«Путешествие на остров».

Познавательные области:
Коммуникация
Познание
Социализация
Развитие мелкой моторики
Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста пространственно-временные представления через игровые задания.
Задачи:
1. Продолжать учить детей двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу в соответствии со знаками-указателями.
2. Закрепить представления о сутках, что они состоят: утро, день, вечер, ночь.
3. Продолжать развивать понятия пространственных отношений (вверху-внизу, слева-справа, между, рядом, около ,сзади).
4. К.З. Продолжать развивать умение передавать в речи последовательность событий (заданий), выполняемых детьми.
Ход занятия:: Сегодня я предлагаю вам отправиться на «Остров сокровищ». На чем можно туда добраться? (варианты). Выбираем — корабль.
Но прежде, чем мы туда отправимся, нам нужно добыть карту, а она спрятана за 4-мя заданиями. После выполнения каждого задания, мы открываем часть карты.

Разминка:
1. Сколько якорей у двух кораблей?
2. Что больше лодка или корабль?
3. Что тоньше веревка или канат?
4. Что глубже лужа или море?
5. Сколько весел у матроса? А у 2-х матросов?
Молодцы!
1. Задание. «Построй свой корабль». Нужно построить из счетных палочек корабль, лодку, парусник по схеме-образцу. Образцы 2-х уровней сложности: с зеленой пометкой не сложные, а с красной пометкой сложные. По окончанию выполненного задания дети проверяют построенные корабли друг у друга.

2. Задание. «Мы радисты». В море вышли пароход, корабль, катер, лодка и парусник. В морской порт нужно передать сообщение как они расположены по отношению друг к другу.(Иллюстрации водного транспорта были расставлены воспитателем предварительно, а дети отвечали на вопросы)
* Что находиться возле берега? * Что находиться справа от катера?
* Что находиться за пароходом? * Что находиться ближе к нам?
* Что находиться дальше всех? * Что находиться около парусника? и т.д.

3. Задание. «Время суток». Все корабли ходят по морю в различное время суток. Сейчас мы определим, как вы их знаете. Перед вами лабиринты, я задаю вопрос, а вы с помощью их правильно определите правильность ответа.
* Когда мы обедаем: днем или утром? * Когда мы делаем зарядку: утром или вечером?
* Когда мы гуляем: ночью или днем?* Когда приходим в детский сад: вечером или утром?
* Когда мы играем: ночью или днем?* Когда ложимся спать: вечером или утром? и т.д.

4.Задание. «Капитаны». Известно, что все корабли, пароходы, яхты ходят в море по определенному курсу, чтобы не произошло столкновения. Перед вами на полу поле с клетками, сейчас вы как капитаны на море будите управлять своими кораблями. Все встают на клетки и по моей команде (хлопок или свисток) вы одновременно перешагиваете ровно на одну клетку, куда указывает ваша стрелочка. Самое главное не столкнуться, иначе произойдет крушение. Игра до 5-6 ходов.

Итак, карта открыта, а на ней «Остров сокровищ». Сокровище-это сладости для вас. Молодцы, вы их заслужили.

Источник: http://pochemu4ka.ru/index/86-5313-5-5

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему “Перелетные птицы”

Этот вариант НОД в старшей группе по развитию речи включает несколько разноплановых задач, образовательного и воспитательного плана.

Задачи

  1. Обогащение словарного запаса детей.
  2. Обучение воспитанников составлению рассказов-описаний с помощью опорных карточек-подсказок (пиктограмм).
  3. Расширение представлений об окружающем мире, его основных сезонных изменениях, растениях, живых обитателях.

  4. Формирование у каждого ребенка социальной активности, умения выражать собственное мнение, объяснять свою точку зрения.
  5. Общее развитие познавательных процессов.

Данный конспект по развитию речи в старшей группе позволяет провести занятие, которое может быть заключительным для блока осенних тем.

Методически приемы

  • Использование сюрпризного момента с выступлением перчаточной куклы.
  • Чередование групповой и индивидуальной работы по развитию речи, других познавательных процессов.
  • Применение наглядных материалов, раздаточных картинок, игрушек.

Материал

  1. Карточки с изображениями перелетных и зимующих птиц средней полосы (из дидактических наборов по развитию речи в старшей группе детского сада)
  2. Игрушечные овощи и фрукты
  3. Кукла-бибабо Дятел
  4. Мячик
  5. Лист из цветной бумаги

Ход занятия

Вводная беседа с элементами театрализованного представления

Воспитатель просит детей занять свои места, обращая их внимание на то, что в группе откуда-то появился необычный конверт (который должен быть заранее прикреплен на видном месте). Педагог читает письмо вслух. В нем написано:

«Дорогие ребята! Пишет вам Осень. Помогите мне, пожалуйста! Уже совсем скоро закончится мое время, сменит меня сестрица-Зима. Нужно мне проверить леса, поля, птиц, зверей. Все ли они успели подготовиться к приходу морозов, метелей, стужи. Мне одной все не успеть, нужны помощники! Если вы согласитесь ими стать, то пришлю я к вам своего верного друга, он все объяснит».

Дети соглашаются помочь Осени, в группе начинает звучать задорная музыка. На ширме появляется кукла-бибабо Дятел, игрушка говорит:

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Как же я рад встретиться с вами! Вы узнали меня?»

Педагог читает загадку-обманку:

Целый день в лесу стучу
Все деревья я лечу.
Доктор леса, но не врач

Угадали? Я же – …. (Дети должны ответить не «грач», а назвать другую птицу — дятел)

Можно использовать еще несколько подобных стихов по теме.

Обратите внимание

Кукла продолжает монолог: «Ох, какие вы внимательные, сообразительные! Сразу догадались, что не про моего друга-грача эта загадка! А как вы думаете, можно ли сейчас встретить в лесу грача?»

Дети отвечают, педагог просит каждого объяснить ответ.

Дятел: «Правильно, грач уже улетел в теплые страны. А еще нам надо с вами вспомнить других перелетных птиц, которые гостят у нас только летом. Вот о чем просила меня попросить вас осень. Кого вы знаете?»

Игра с мячом « В теплые края летит….»

Все дети рассаживаются по кругу, воспитатель берет мяч и говорит: «Я знаю, что в теплые края улетел грач, а вы кого вспомните?» Игра продолжается до тех пор, пока звучат новые названия.

Автор Затулина включает подобные игры в большинство конспектов комплексных занятий по развитию речи в старшей группе детского сада.

Конспекты занятий Г.Я. Затулина

Дятел: «Ох, потрудились маленькие помощники! Всех моих лесных соседей вспомнили. Правильно, все они уже улетели, никого холода не испугают. Полечу я, передам Осени от вас привет, расскажу, что всех перелетных птиц мы вспомнили, никого из них теперь не встретить.»

Кукла прячется за ширму.

Физ минутка

Воспитатель приглашает всех встать, повторяя слова и движения за ней (последовательно):

  • Дождик осень стучит: кап-кап, кап-кап! ( негромко стучим ножками по полу).
  • Солнышко за тучкой спит: бай-бай, бай-бай! (кладем руки под щеку, качаемся из стороны в сторону).
  • Урожай мы весь собрали: ох-ох, ох-ох! (Поднимает с земли воображаемый груз, поднимаем его над головой).
  • И гулять пореже стали: бр-рррр, бр-рррр! (Обнимаем себя обеими руками, дрожим).

Рассказ о прелестных птицах по пиктограмме

Педагог обращает внимание детей на картинки, которые она держит в руках. Она говорит:

«Ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру! На этих картинках нарисованы хитрые значки, которые помогут нам рассказать о перелетных птицах. Попробуем вместе!»

Она показывает первую картинку, просит сказать, что на ней нарисовано. Постепенно все картинки вывешиваются на доску. Воспитатель достает карточку с нарисованным дятлом, просит вспомнить загадку о нем, которую она читала в начале занятия. Все вместе вспоминают стихотворение-обманку.

Воспитатель предлагает рассказать о птице по опорным картинкам-схемам. Дети по очереди рассказывают о дятле (внешний вид, где живет, чем питается, чем отличается от других птиц). Воспитатель напоминает, что дятел — птица зимующая, его можно встретить круглый год. Она просит детей взять по одной картинке с перелетными птицами, рассказать о каждой по схеме. Желающие рассказывают.

Игра «Какая прилетела?»

Все карточки с перелетными птицами переворачиваются картинкой вниз. Поднимается одна, наугад. Дети узнают птицу, называют ее (соловей, грач, ласточка, др).

Воспитатель предлагает каждому придумать слово, которое можно сказать про эту птичку (быстрая, стремительная, перелетная, яркая, пестрая).

Время от времени педагог помогает игре, задавая вопрос «Какая (какой) к нам прилетела/прилетел …. ласточка, скворец, другие перелетные птицы).

Загадка «Четвертый лишний»

Педагог называет четыре птички, три перелетные и одну зимующую. Например: ласточка, дятел, скворец, дрозд. Дети должны назвать ту, которая не является не улетает на зиму в теплые края, «лишняя».

Найти список подобных логических заданий можно в конспектах занятий по развитию речи в старшей группе, посвященных другим темам про птиц.

Все карточки с птицами собираются в конверт, в котором было письмо от Осени. Дети прощаются с ними до будущей весны. Воспитатель просит напомнить названия всех птиц, которых они собрали и объяснить, почему им дали такое название.

Поэтическая пауза

Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Ветрено», обсуждает его с детьми. Спрашивает каждого, что бы он нарисовал на картинке к этим строкам. На доску вывешивается несколько картинок осени:

  • ранняя (сентябрь);
  • золотая (октябрь);
  • поздняя (ноябрь).

Детей просят определить то время года, о котором рассказывает поэтесса и то, которое за окошком сейчас. Педагог просит назвать отличия. Затем она предлагает расположить картины на доске в правильной последовательности, от первой к последующим.

Игра «Назови ласково!»

Педагог складывает в непрозрачный мешок игрушечные овощи, фрукты. Предлагает каждому ребенку достать одну игрушку. Затем воспитатель по очереди называет слова «овощ» или «фрукт», просит поднимать игрушку только тех, кто держит именно то, что она сейчас назвала.

После этого каждый воспитанник, по очереди, должен найти ласковое название тому «подарку осени», который у него в руках. Например, помидор — помидорчик, баклажан — баклажанчик, Педагог подсказывает, что почти все овощи легко назвать ласково, а фрукты — сложнее.

Теперь перед детьми выставляются две корзинки. Каждый кладет свою игрушку либо к овощам, либо к фруктам. Затем содержимое каждой корзины выкладывается на стол , затем все ищут ошибки. Если они есть, то плоды раскладываются по-другому, правильно.

Завершение занятия

Воспитатель еще раз просит детей назвать тему НОД, снова показывает им конверт с перелетными птицами. Затем она достает осенний листок, вырезанный из бумаги, просит его отнести письмо с ответом от ребят Осени. После она благодарит детей за помощь.

Используйте для занятий набор дидактических карточек “Перелётные птицы”.

Источник: https://orechi.ru/logopedam/konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe

Ссылка на основную публикацию