Конспект беседы по экологии в старшей группе на тему: растения

Занятие по экологии с детьми старшей группы «Растения — наши друзья». Детский сад 50. Конспект занятия

Урок экологии в старшей группе ставит своей целью: ознакомление детей старшего возраста с миром растений; обобщение представления о том, что растения — это деревья, кусты, травы; выделение существенных признаков растений; расширение знаний о функциях частей растений.

Программное содержание:

  1. Закрепить представления о том, что растения — живые, используя модели.
  2. Способствовать обобщению представлений о растениях. Растения — это деревья, кусты, травы.
  3. Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель.
  4. Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель).
  5. Воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь.
  6. Закрепить и уточнить представление о целительных свойствах зелёных растений.

Эколог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку. Садитесь поудобнее, ставьте ушки на макушке, слушайте …

1 часть.

В некотором царстве жили-были роза и акация, сосна, тыква, ель, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и т.д.

Вы догадались как звали жителей этого царства?

Дети: растения.

Эколог: жалко, что я не волшебница и не могу перенести вас в царство растений, но я познакомлю вас сегодня с некоторыми жителями этого царства и вы узнаете много нового.

А тот, кто много знает, тот уже немножко волшебник. Помните, как мы превращали воду?

Итак, мы говорили с вами про царство растений. Как вы думаете, жители этого царства — живые?

Дети: Да!

Эколог: Почему вы так решили? Вспомните признаки живого.

(Дети называют, а эколог выкладывает на доске модели.)

дышит             двигается      размножается        растет             питается

Обратите внимание

Сказка продолжается. В царстве растений было 3 государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки.

1-я загадка: «Нога одна, а рук много» ( дерево )

Назовите, какие вы знаете деревья? ( дуб, береза, осина, тополь, ива, вяз, липа, рябина, черёмуха, яблоня, сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, клён, каштан). А давайте спросим, какие деревья, которые мы не называли, знают наши гости: ( саксаул, хлебное, бутылочное, эвкалипт, секвойя, пальма).

Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и принесите.

Как вы узнали, что это деревья?

(высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой ).

А ещё деревья зимой спят, но не отмирают.

Эколог: Как можно моделью обозначить дерево? Найдите у себя модель дерева и положите перед собой

2–я загадка: Послушайте, кто жил во втором государстве.

Никак не могу понять я: Похожи кусты, как братья. А ягоды у них разные – Чёрные, белые, красные.

(смородина)

Какие вы знаете кустарники? (сирень, акация, шиповник, орешник, малина крыжовник, смородина, ирга, калина, боярышник.)

Как же вы узнаете, что всё это кусты, они такие разные?

Принесите картинки, на которых изображены кусты.

Чем похожи все кусты, что у них общего? (ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты корой)

Найдите у себя на столе модель куста и положите рядом с деревом.

3–я загадка: и, наконец, кто же жители третьего государства?

Росла на лугу – оказалась в стогу (трава).

Эля, выбери картинки с травянистыми растениями.

Как ты их узнала? (они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой.)

Эколог: В отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь.

Найдите на столе модель травянистых растений и положите рядом с другими моделями.

Вот мы и познакомились с жителями царства растений.

Физминутка:

1,2,3 – выросли цветы. К солнцу потянулись высоко, Стало им приятно и тепло. Ветерок пролетал — стебельки покачал. Влево качнулись – низко пригнулись, Вправо качнулись – низко пригнулись. Ветерок убегай – ты цветы не сломай, Пусть они цветут, растут

Людям радость несут.

2–я часть.

Эколог: Вы называли деревья, кусты, цветы, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, выложите у себя на столе растение из частей.

Скажите, чем похожи все растения, что у них общего? (корень, стебель, листья, цветы, плоды.)

Давайте подумаем, для чего растениям корень? (дышит, питает, удерживает в земле)

Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.

Опыт № 1. У детей по 2 стаканчика из – под йогурта, в которые до половины рассыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.

Вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.

Эколог: Как вы думаете, а зачем нужен стебель?

Дети отвечают на вопрос, используя схему:

Опыт№2. У детей по 2 баночки и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.

Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

3-я часть.

Про растения вы много рассказали.

А знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли ине болели? (свет, тепло, вода, почва, удобрения).

Д/игра « Помоги растению »

Важно

Как вы думаете, можем мы сказать: « Растения наши друзья.

» Друзья всегда помогают друг другу. Мы показали, что мы сумеем помочь растениям, если они попадут в беду.

А как растения помогают людям?

(рассказы детей о лекарственных растениях)

Стук в дверь.

Входит доктор Ромашкин. «Здравствуйте, дети! Я доктор Ромашкин.»

Погода расплакалась — просто беда На небе вода, под ногами вода, И хлюпает нос, и в горле першит Но доктор Ромашкин на помощь спешит.

Я умные книги всю жизнь изучал И разные травы для вас собирал Приду и скажу вам: « Дружок не скучай »,

А выпей целебный, душистый мой чай.

(Детям предлагается настой трав — мята, липа, душица, шиповник)

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Система работы детской дизайн-студии «Акварелька»
Цикл занятий с использованием дидактической игрушки «Черепаха»
Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: «Живая природа»
Повышение двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Славное море – Священный Байкал»
Игра «Берегись автомобиля» (старший дошкольный возраст)
| занятие | конспекты занятий | экологии | экология класса | детьми | дитя | старшей | порно постарше | группы | группы песен | Растения | Наши | друзья | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Занятие по экологии с детьми старшей группы Растения наши друзья Детский сад Реклама:

Источник: http://50ds.ru/detsad/vospitatel/1726-zanyatie-po-ekologii-s-detmi-starshey-gruppy-rasteniya—nashi-druzya.html

Конспект занятия по экологии/развитию речи на тему «Комнатные растения» (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия по экологии / развитие речи в старшей группе.

Воспитатель: Кравцова Анастасия

Тема:«Комнатные растения»

Цель и задачи: уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления. Познакомить ребят с новым видом ухода — удобрением почвы, сообщить некоторые правила внесения. Развивать речь, мышление, поддерживать интерес к комнатным растениям.

Предварительная работа: рыхление почвы.

Оборудование и материалы:  комнатные растения, плакат с изображением строения растений. Инвентарь для ухода: клеенки, палочки для рыхления, тряпочки, на каждом столе миска с водой, пульверизатор, ножницы, лейка, таз и миска. У воспитателя пакет с удобрениями и стаканчиками с раствором, полными и налитыми до половины.

Виды деятельности: экспериментирование

Место проведения: уголок природы

Ввести в словарный запас детей слова: удобрение, подкормка.

Ход занятия:

Приветствие:

Предлагает встать в круг и улыбнуться друг другу, поприветствовать гостей

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Дети, сегодня утром придя в детский сад, что я увидела! К нам в гости приходил Незнайка и очень удивился, увидев много комнатных растений в нашем детском саду. Незнайка был рад тому, что растения выглядят ухоженными.

И поэтому оставил вам подарок.

Воспитатель коробку на стол.

— Предлагаю открыть коробку и посмотреть, что там.

Дети вместе с воспитателем открывают коробку.

Воспитатель: — Да это же цветок. А тут ещё есть письмо, сейчас мы узнаем, какое послание нам оставил наш гость.

« Здравствуйте  ребята. Пишет вам Незнайка. Я живу в Цветочном городе. У нас растет много прекрасных цветов.  Этот цветок я вырастил сам, и решил прислать его вам в детский сад. Он называется каланхоэ. Надеюсь, вы будете хорошо за ним ухаживать, а он будет радовать вас своими цветами. До свидания. Желаю удачи».

Воспитатель:— Какое интересное растение, сколько на нем красивых листьев на длинных стеблях. Называют этот цветок – каланхоэ.  Растение любит свет, но боится интенсивного полуденного солнца. Так что наилучшим местом для каланхоэ будут восточные или западные окна. Растение любит прохладу. Поливать растение нужно умеренно.

Между поливами верхняя часть грунта должна подсохнуть. Обычно в летний период достаточно одного — двух поливов в неделю. Каланхоэ не любит влажный воздух. Но при высокой температуре допускается опрыскивание. Все каланхоэ – суккуленты. Т.е.

растения имеют свойство накапливать воду в листьях и стеблях и регулировать запасы влаги

Воспитатель: — Посмотрите, на столе стоит и другой цветок. Как он называется?

Ребенок: — Герань.

Воспитатель:— Что общего у герани и каланхоэ?

Ребенок: — Есть стебель, листья,  

Воспитатель: — Хорошо, но вы забыли назвать очень важную часть растения. Какую

Ребенок: — Корни. Они находятся в земле.

Воспитатель: — Для чего нужны растению корни?

Дети затрудняются с ответом.

Воспитатель: — Они высасывают из почвы влагу, питательные вещества, а ещё корни удерживают растение над землей.

Воспитатель: Чем отличаются эти растения?

Ребенок: стебли разной толщины

Ребенок: листочки разной формы и окраски

Воспитатель: — Какие  условия  нужны для растений, чтобы они хорошо росли и цвели?

Воспитатель: — Нужно их поливать, рыхлить землю.

Физкультминутка:

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок». (Дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай (Вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка. (Наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся. (Встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Воспитатель:— Дети, сегодня мы будем ухаживать за комнатными растениями, но сначала давайте вспомним, что для этого надо делать.

Ребенок: дети перечисляют приемы и порядок уход

Воспитатель: — Чему вы научились на прошлом занятии?
Ребенок: рыхлить землю
Воспитатель: — Для чего надо рыхлить землю?
Ребенок: — чтобы хорошо проходила вода, и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле
Воспитатель: — Чем вы рыхлите землю? Почему именно такие палочки?
Ребенок: чтобы не поранить корни
Воспитатель: — Как нужно правильно рыхлить? Арина покажи.(Ребенок выполняет задание, воспитатель держит горшок с растением наклонно, чтобы всем детям было видно)Воспитатель: — Правильно Арина делает? Правильно, ближе к стеблю она рыхлит не глубоко, а дальше от стебля — немного глубже. А как надо мыть растения?

Ребенок крупные листья протирать тряпочками, растения с мелкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть её, и поливать из лейки
Воспитатель: — Для чего мы ухаживаем за растениями?
Ребенок: чтобы они стали красивыми, хорошо росли и цвели.

Обращаем внимание ребят на растения, за которыми они уже ухаживали, замечают ли они какие-нибудь изменения в их внешнем виде?
Ребенок:
у герани появились новые листья, у бальзамина — бутоны
Целевая установка:
Воспитатель: — Сейчас начинается весна, наши растения начинают расти. Чтобы они лучше росли и цвели их нужно удобрять, подкармливать.

Читайте также:  Пословицы и поговорки о здоровье для дошкольников

Для этого есть специальное удобрение-порошок (показывает пакет с порошком). Но сыпать порошок на землю нельзя, его прежде надо растворить в воде. Таким раствором подкармливают растения один раз в неделю, после его поливки, чтобы раствор лучше впитался в почву. У меня стоят стаканчики с раствором удобрения. В некоторых стаканчиках половина раствора, а в других — до краев.

После того, как вы у своих растений протрете листья, разрыхлите землю и опрыскаете их, а растения с мелкими листьями вымоете в тазу из лейки — вы возьмете у меня стаканчики с удобрениями.

Но каждый должен подумать, с каким количеством раствора он возьмет стаканчик — полный, или с половиной жидкости?
Ребенок: если растение большое — полный, для растений меньшего размера потребуется меньшее количество раствора
Воспитатель: — Когда польете удобрением, поставьте стаканчики на место

Детям предлагается убрать свои рабочие места, растения унести туда, где они стояли Ребята начинают работу. Во время деятельности детей воспитатель помогает им советами, отмечает тех, кто успешно справляется с делом.
Подведение итогов:

После того, как дети справились с заданием, воспитатель подводит итог и спрашивает ребят:

Воспитатель:— Чему вы сегодня научились?
Ребенок: подкармливать растения
Воспитатель:— Для чего их надо подкармливать?
Ребенок: чтобы они лучше росли и цвели
Воспитатель:— На какую землю должно попадать удобрение? Сколько удобрения надо лить в горшок с растением?
Ребенок:- На мокрую землю, удобрять после поливки, наливать удобрение в зависимости от размера растения
Воспитатель:— Сегодня мы подкормили растения вместе, а дальше эту работу будут выполнять дежурные — один раз в неделю. Накануне я буду разводить удобрение в ведре, а дежурные будут их разливать в горшки с растениями. Теперь мы будем наблюдать за растениями, чтобы увидеть в них изменения после подкормки. Дома расскажите мамам чему вы сегодня научились, и ухаживайте дома за растениями так же, как в детском саду.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/konspekt_zanyatiya_po_ekologiirazvitiyu_rechi_na_temu_komnatnye_rasteniya_starshaya_gruppa-57226.htm

Конспект беседы по экологическому воспитанию в старшей группе «Растения Красной книги» | МБДОУ д/с № 19

  1. Формировать представление детей о Красной книге;
  2. Познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу Родного края;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: презентация «Растения Красной книги», аудиозапись «Звуки природы».

Раздаточный материал: картонные листы бумаги, изображения растений в виде мозаики (с примером), клей, кисточка, салфетка.

Методы и приемы:

наглядный метод: демонстрация наглядного материала — презентации «Растения Красной книги»;

игровой метод: введение детей в воображаемую ситуацию, дидактическая игра «Летает, не летает»;

словесный метод: беседа с детьми.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите, слушать, когда вам читают книги? Расскажите, а какие бывают книги? А какие книги вам больше всего нравится слушать?

Дети: книги сказок, рассказы, книжки со стихотворениями, с научными знаниями – энциклопедии и т. д.

Воспитатель: Скажите, а из чего состоит книга?

Дети: Обложка, страницы, картинки.

Воспитатель: Молодцы! Очень хорошо, что вы знаете, из чего состоит книга и что книжки бывают разными. А вот я знаю двух детей: «Ваню и Таню» (Слайд 2), которые слышали, что есть на свете Красная книга и решили тоже сделать такую книгу, но для нее им нужны страницы. (Слайд 3)

Воспитатель: Хотите помочь Тане и Ване? Сможете? Как вы думаете, почему эту книгу назвали Красной? А вы знаете, что же это за книга такая?

Красный цвет — цвет опасности! Он говорит нам — стоп! Красная книга — эта книга, в которой записаны все животные и растения на земле, которые находятся на грани вымирания, то есть, в скором времени они могут исчезнуть совсем. Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. А как вы думаете, почему такое происходит с животными и растениями?

Совет

Во многом оказались виноваты сами люди. Заводы и фабрики, которые строит человек отравляют воду и воздух. Люди охотятся на зверей из -за их красивые меха, а на птиц из-за красивого оперения. Растения также страдают от человеческих рук. А кто мне скажет, что мы называем растениями?

Дети: Кустарники, деревья, цветы.

Воспитатель: Правильно, к растениям у нас относятся и деревья, которые срубают в огромном количестве. Для чего людям могут понадобиться деревья?

Дети: Делают бумагу, в строительстве.

Воспитатель: И кустарники, страдающие от лесных пожаров, по неосторожности человека и конечно цветы, которые люди срывают для своего удовольствия, чтобы понюхать их прекрасный аромат и полюбоваться ими у себя дома.

Долго ли такой цветок простоит в вазе? И если его сорвут зацветет ли он потом на этом месте еще раз? Нет! Так вот для того что бы сохранить нашу природу, ученые придумали красную книгу, в которую записываются все животные и растения, которые находятся на грани исчезновения, и теперь они находятся под защитой нашего государства.

Воспитатель: Чтобы помочь Тане и Ване нам нужно отправиться в лес, там мы поможем нашим друзьям узнать о растениях Красной книги. Готовы? Тогда в путь.

(Слайд 4)

Физминутка.

«Здравствуй лес, прекрасный лес, (Широко развести руки в стороны)

Полон сказок и чудес, (Повороты вправо, влево, с вытянутыми руками)

Ты, о чем шумишь листвою, (Руки подняты вверх, покачивание корпусом вправо, влево)

Ночью темной грозовою (Руки подняты вверх, покачивание корпусом вправо, влево)

Что в глуши твоей таится? (Движение плечами вверх, руки в стороны)

Что за зверь (Повороты вправо-влево, рука над бровями)

Какая птица? (Повороты вправо-влево, рука над бровями)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны)

Ты же видишь — мы свои». (Прижать ладони к грудной клетке)

Воспитатель: Вот, ребята, мы с вами и пришли в лес.

(Слайд 5)

Скажите, а как мы будем вести себя в лесу?

Дети: Ветки не ломать, костер не разжигать, мусор не бросать, растения не срывать, не топтать ногами и т. д.

Воспитатель: Коль правила поведения в лесу мы знаем, давайте же послушаем, что происходит сейчас в лесу?

(аудиозапись «Звуки леса»)

Воспитатель: Хорошо здесь, правда? Вы слышали, как лес приветствует нас?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какое сейчас время года в лесу?

Дети: Лето.

Воспитатель: Как вы думаете, а почему мы попали с вами в летний лес? Скажите, какие изменения в природе происходит в летнее время?

Дети: Летом цветет большинство цветов.

Воспитатель:А ведь нам с вами нужно помочь Тане и Ване и найти растения Красной книги. А для того что бы это сделать, нам нужно узнать, что же это за растения!

Слайд 6 и 7: «Цветущие ландыши».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку, и скажите, что это за растение? Как оно называется? Какое оно? Что вы можете о нем рассказать! Из каких частей состоит это растение? Какие у него листья? А стебель? Какие цветы? Много ли их? На что они похожи?

Воспитатель: Правильно, этот хрупкий лесной цветок, называется «ландыш». На зиму он полностью прячется под землю, и начинает цвести в конце весны и в начале лета. Ландыши – цветы скромные. Их не встретишь на открытом месте, нет их ни на лугу, ни в поле. Найти его можно в лесу, там, где есть тень от деревьев.

У этого растения крупные овальные листья и множество крохотных цветочков, похожих на колокольчики молочно-белого цвета. Но такими красивыми колокольчиками цветет он недолго, через короткое время цветы опадают, а на их месте вызревают маленькие яркие ягоды, которые, ни в коем случае нельзя пробовать.

Ягоды ландыша ядовиты!

Ландыш очень красивый цветок, а еще он дарит людям прекрасный и неповторимый аромат. Из-за этого люди в больших количествах, собирают в лесу ландыши, и их становится все меньше и меньше, и что бы этого не случилось, и такой красивый цветок не исчез с лица земли, ученые занесли ландыши в Красную книгу.

Слайд 8 и 9: «Кислица».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку, и скажите, что это за растение? Какое оно? Что вы можете о нем рассказать? Какие у него листы? Какой стебель? Какие цветы?

Есть такое растение – кислица. Как вы думаете, почему у него такое интересное название? Кислица имеет кислый вкус. В народе она также известна как кисличка, «заячья капуста» или «кислый клевер», потому что ее лисья очень похожи на листья клевера.

    Растёт это растение в еловых лесах, и в начале лета хмурый ельник становится вдруг молодым, радостным от бело-розовых цветочков, которые чуть ли не сплошным ковром покрывают землю, их очень много, этих цветков. Кислица – очень любопытное растение. Оно боится солнца, боится жары. В густых ельниках света мало, и это очень подходит кислице.

С наступлением ночи, и при непогоде, от яркого света или при прикосновении к растению его цветы медленно закрываются, и кислица «засыпает». Кислица полезное растение, в нем много витамина С. Где еще много витамина С?  А еще ее люди могут использовать ее для того, чтобы варить супы и делать салаты.

Для этого они собирают кислицу в лесу, и именно поэтому ее становится все меньше, и для того что бы ее сберечь, ее занесли в Красную книгу.

Слайд 10 и 11: «Венерин башмачок».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку, и скажите, что это за растение? Какое оно? Что вы можете о нем рассказать! На что похож цветок этого растения? Как вы думаете, как он называется?

Обратите внимание

Называется это растение – «Венерин башмачок, а для того, чтобы узнать, почему у него такое интересное название, давайте с Вами послушаем про него легенду.

«В деревнях, как известно, прозвища – и хорошие, и обидные – к людям пристают быстро. Вот и девчушку Верку почему-то прозвали Венеркой. Однажды утром Венеркин дед осмотрел ее башмачки, что сушились на заборе, да и говорит: «Совсем износились, внучка, твои башмачки. Смастерю-ка я тебе новые». Через несколько дней новая обувь была готова.

Венерка не могла не нарадоваться: башмачки были желтые, блестящие, легкие. Дед сплел внучке еще и лыковую корзину – под ягоды. Радостная Венерка сразу же направилась в лес. Там на пригорках уже краснела первая земляника. Ягод в эту пору было еще немного, но, походив по лесу, девочка набрала полную корзиночку. Домой Венерка возвращалась затемно.

Дорога вела вдоль ручья,

журчавшего в густых зарослях. Его веселый говор соответствовал хорошему настроению девочка, и она размечталась: «Вот приду домой, повешу на забор сушить свои башмачки, а бабушка приготовит кисель из земляники.

Он та-а-акойвку-у-усный…» Вдруг Венерка остолбенела: прямо на нее бежал большущий волк. Раздумывать было некогда, и девочка бросилась наутек. Пока бежала, потеряла свои башмачки. Возле деревни отдышалась, и тут ее догнала соседская собака.

Так вот какой это был волк!

Венерка рассказала деду про свою беду, а тот говорит: «Не горюй, внученька, не пропадут твои башмачки, найдем их». На следующее утро дед с внучкой шли той же лесной тропинкой.

На каком месте Венерка потеряла башмачки, она, конечно же, не знала, поэтому внимательно осматривала каждый куст, каждую полянку. Вдруг среди невысоких елочек и осинок она заметила башмачок. Он тихонько покачивался на слабом ветру меж зеленых веток.

Читайте также:  Как сжечь калории

«Кто-то догадался просушить,» — подумала Венерка и радостно кинулась туда. С удивлением она увидела, что это не башмачок, а большой красивый цветок. Цветок, но так похожий на башмачок. «Ну, что я тебе говорил, внучка? – довольно усмехался в усы дед. Не пропала обувка…».

Дед сшил Венерке новые башмачки, такие же желтые, блестящие, легкие. А прежние, верила она, превратились в чудесные цветы.

Эти цветы пахнут ванилью, как сдобные булочки и очень красивые. Из-за этого их срывают и приносят домой, а растений в лесу становится все меньше, поэтому венерин башмачок занесен в Красную книгу.

Слайд 12 и 13: «Медуница».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку, и скажите, какое это растение, как вы думаете? Опишите его! Какие у него листы? Какой стебель? Какие цветы? Много ли цветов или мало? Это растение называется медуница! Как вы думаете, почему у него такое интересное название?

Важно

Такое название — это растение получило, потому что его очень любят шмели и пчелы, у него очень ароматный медовый запах, а его цветки очень яркие и нежные. Медуница – растение нетерпели-вое.

На деревьях нет ещё листьев, а она, подставив бочок золотому солнцу, уже начинает цвести, но поскольку весной часто бывает еще слишком холодно, чтобы цветкам распуститься, у них есть специальные волоски для тепла, и эти волоски, как утепленная одежда оберегают растение до теплых летних дней.

А уже летом, как цветки зацветут, да разным цветом и розовым, и голубым, и фиолетовым, и нектар в них появится, вот отрада для пчел начнется!

Для человека это растение очень важное. Из медуницы делают многие лекарства от разных заболеваний, многие люди специально приходят в лес за эти растением и собирают его в больших количествах, чтобы делать целебные отвары. И поэтому медуница на грани исчезновения, ее нужно защищать и охранять, а для пользы человека ее можно выращивать и в саду, чтобы сохранить лесные растения.

Слайд 14: Лесная поляна.

Воспитатель:А сейчас ребята, я вам предлагаю вам выйти на лесную поляну и немного отдохнуть. Скажите, кого мы можем увидеть на лесной поляне? Здесь живет много разных насекомых, и одни из них умеют летать, а другие нет.

Проводится игра «Летает, не летает».Цель: развивать умение распределения внимания, учить сосредоточенности.

Ход игры: Дети стоят в рассыпную. Воспитатель называет насекомых, которые летают и не летают. Если названное воспитателем насекомое летает, то дети, изображая насекомое, расставив руки с в стороны передвигаются по группе, если насекомое не летает, дети садятся на корточки.

Слайд 15: «Все растения»

Ландыш, кислица, венерин башмачок, медуница.

Воспитатель: Ребята, Вы запомнили растения, с которыми мы с вами сегодня познакомились? Назовите их! Молодцы! Скажите ребята, мы помогли Тане и Ване сделать страницы для Красной книги?

Нет, а для этого нам с вами нужно вернуться в детский сад!

Слайд 16: «Тропинка в лесу»

Разделимся на команды, сядем с вами за столы и сделаем страницы для Краснойкниги!

Воспитатель: У вас на столах лежат геометрические фигуры, вам нужно будет собрать из этих фигур картинку с исчезающим растением и приклеить ее на картонный лист, эти картинки и станут в дальнейшем страницами Красной книги, которую так хотят создать Таня и Ваня. Не забудьте, для того что бы выполнить это задание, работать вам надо дружно и вместе.

(Дети собирают и приклеивают пазлы с изображением растений Красной книги: ландыш, кислица, венерин башмачок, медуница).

Воспитатель помогает детям, которым нужна помощь, затем собирает получившиеся картинки и спрашивает, какое растение собрали дети).

Воспитатель: Ребята, смогли вы помочь сегодня Ване и Тане. Что вы сделали?

Дети: собрали картинки для Красной книги.

Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? Как вы думаете, какие новые знания дали нам возможность помочь Тане и Ване? Молодцы! Посмотрите, сколько картинок мы сделали для Красной книги, хватит не только Ване и Тане, но и нам.

Давайте тоже сделаем у себя в группе Красную книгу и поместим ее в природный уголок, мы будем с вами вкладывать в книгу картинки не только с растениями, которые нужно охранять, но и с животными, которым тоже нужна наша поддержка и помощь. Хотите? Договорились.

Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу.

Источник: http://xn—-19-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/god-ekologii/konspekt-besedyi-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-starshey-gruppe-rasteniya-krasnoy-knigi/

Конспекты занятий для педагогов и учителей

«Комнатные растения»

Программное содержание:

  1. обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;
  2. закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
  3. обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);
  4. развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;
  5. воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с
  6. природой, как с живым организмом.  

Оборудование: лейка с водой, пульверизатор, кисточка, влажная тряпочка, карточки-символы, изображающие строение растений.

Предварительная работа: цикл занятий «Комнатные растения», трудовая деятельность в зимнем саду, работа дежурных в уголке природы, беседы, рассматривание альбома «Комнатные растения», разучивание загадок о комнатных растениях.

Ход занятия

Дети садятся полукругом.

Дети, на дворе весна, в это время все живое пробуждается ото сна. Сегодня на занятии мы поговорим о живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? (Ответы).

Совет

А почему вы думаете, что растения (цветы) живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают…)

Все мы любим цветы, но знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате?

Конечно, комнатные. У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Давайте вспомним названия этих цветов (герань, традесканция, бегония, папоротник, декабрист, фикус, сансевьера, кактус).

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало» (сообщаю детям правила игры) Сначала убираю один цветок, затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память, умнички!

Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши красные цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Давайте составим схему растения. Что есть у всех растений? (Корень, стебель, листья, цветы, семена.)

Зачем растению нужен корень? (чтобы растение дышало, пить воду)

Для чего растению нужны стебель и листья? (чтобы растение дышало воздухом).

Какие условия необходимы всем для роста и развития растений? (солнце, земля, вода).

Посмотрите, как много здесь растений, а с помощью чего они размножаются?

Луковицей, отводками (детками), делением корня, семенами, частью стебля (черенком)

Появляется сказочный персонаж (ребенок)

Кузя; Ой, беда, беда, огорчение!!! Хозяйство неухожено и забыто, а плачут-то как, причитают!

Воспитатель: Подожди, подожди, кто ты такой? Ничего не пойму. Ребята, а вы что-нибудь понимаете?

Обратите внимание

Кузя: Я — Кузя, потомственный домовой. А плачут у вас… Вы что, ничего не слышите? Совсем-совсем? (Дети и воспитатель прислушиваются.)

Кузя: Ну, как же, вот цветочек стонет, и вот… Вы прислушайтесь… Ведь они не молчат, разговаривают.

Воспитатель: А что же они говорят, Кузенька?

Кузя (подходит к цветку и прислушивается): Он говорит, что очень пить хочется. Хорошо, что вовремя успел, а то бы они совсем засохли.

Источник: http://konspekty-zanyatij.ru/doshkolnikam/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-starshej-gruppe-komnatnye-rasteniya/

Конспект занятия в старшей группе по экологии «Путешествие в мир насекомых»

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Конспект занятия в старшей группе по экологии с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Путешествие в мир насекомых».

Білім беру салалары /Образовательная область/Educational area: «Социум».

Бөлік/Раздел/ Section: Экология.

Тақырып /Тема/Subject: «Путешествие в мир насекомых».

Мақсатты/Цель/ Target: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки.

Міндеттер/Задачи/ Tasks:

Образовательные: Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

Развивать связную речь,  словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы,  обосновывать свой ответ.

Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.

Воспитательная: Воспитывать доброе отношение к насекомым.

Сөздік жұмыс/Словарная работа/ Dictionary work: насекомые, насечки, нектар, пыльца.

Екі тілдік компонент (Билингвальный компонент): весна-көктем-spring , март-наурыз­-мarch, апрель-сәуір-аpril, май- мамыр-may , насекомые- жәндіктер, муха-fly-муха

Құралдар/Оборудование и материалы/Equipment and materials: картинки с изображением насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), д/и «Что сначала, что потом»,  д/и «Кто, как устроен», звуки насекомых, волшебный цветок, д/и «Кто как двигается».

Ход занятия

I. Мотивациялық –қозғаушы/Мотивационно побудительный.

1. Круг радости:

Всё проснулось ото сна-это к нам пришла весна.Солнце греет всё теплее, на прогулку все скорее.Справа-первые цветочки появились на лужочке.Слева-быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.Мы кораблик смастерили, в ручеёк его пустили.Уплывай кораблик мой-прямо к речке голубой.Вот как весело играть и на улице гулять.

Дышит свежестью земля. Подышу весной и я!

2. Дыхательное упражнение «Весна». Делаем глубокий вдох. На выдохе произносим слово «Вес-на».

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (весна-көктем-spring). Назовите весенние месяца? март-наурыз­-мarch, апрель-сәуір-аpril, май- мамыр-may).

Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу, всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давай послушаем и угадаем, кто уже проснулся.

Воспитатель включает звуки насекомых. (Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых: комар, кузнечик, майский жук, муха, сверчок, оса, пчела). Воспитатель выставляет изображения насекомых на мольберте.

— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? Насекомые- жәндіктер

II. Іздену –ұйымдастырушы/Организационно – поисковый.

1. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!

Воспитатель читает текст:

«Дорогие ребята, мы попали в беду.Однажды над насекомымиПронёсся злой паукНа полянке разноцветнойОн всех заколдовал.Чтоб бабочки порхали,Трудился муравей.И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,И доброту возьми,И этим насекомым

Малышам ты помоги!

Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы им помочь? (Ответы детей). Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.

Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

Важно

Закройте все глаза и повторяйте за мной:
Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Вот мы с вами превратились в насекомых.

2. Игра на звукоподражание. 

Воспитатель предлагает воспроизвести звуки:

Жужжим как жук – Ж – Ж – Ж.Звеним как комар – З – З – З.Трещим как кузнечик – ТРР – ТРР – ТРР.

Проходите насекомые, садитесь.  

3. Дидактическая игра «Кто, как устроен».

Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.

Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.

Предлагает сравнить: что общего, чем отличаются  муха и птица, и назвать части тела.

Обобщают: у птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.

Читайте также:  Оригами для детей

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, паук – это насекомое? (демонстрирует изображение паука-нет, у него 8 лапок). Молодцы. Мы спасли муху!

4. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Воспитатель: А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится  в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.

Затем воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек», дети проверяют.

Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)

  • Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)
  • Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)
  • В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку)
  • Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка)

Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.

5. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)У людей зовётся «кокон».Свив на ветке этот дом, (вращают руками)Дремлет гусеница в нём (ладошки под правой щекой)Спит без просыпа всю зиму.

(Ладошки под левой щекой)Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)Март, апрель, капель, весна…  (Хлопки руками на каждое слово)Просыпайся, соня – сонюшка! (Потягиваются)Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)Гусенице не до сна.

(Грозят пальцем)

Стала бабочкой она!(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.

6. Дидактическая игра «Кто, как передвигается».

Воспитатель: Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.

Совет

Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Вот сейчас вы должны правильно угадать, как двигаются насекомые.

Возьмите конверт. В нём лежат сигнальные карточки: мячик-насекомое прыгает, самолёт-насекомое летает, шнурок- насекомое ползает.

Демонстрирует картинки с изображением насекомых, дети поднимают соответствующую карточку. (Ребёнок помогает заполнять таблицу, вставляет картинки).

Воспитатель: Молодцы. Вы помогли мне спасти кузнечика.

7. Пальчиковая игра «Пчела».

Прилетела к нам вчера. Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелёк И веселый мотылек (загибаем пальцы).Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),Как фонарики глаза.Пожужжали, полетали (машем ладошками),

От усталости упали (роняем ладони на стол).

8. Беседа:

Воспитатель: Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные. Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей-это полезные насекомые? (да). Как вы думаете, какую пользу они приносят?

Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед  не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом.

Бабочки опыляют растения.

Муравьев называют «санитарами леса». Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.

Воспитатель предлагает  рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.

Воспитатель: Это вредные насекомые или полезные? (вредные). А какой вред они причиняют: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь. Есть насекомые – хищники. (Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).

Обратите внимание

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка). А почему их называют хищниками? (Ответы детей: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых). 

Многие насекомые нужны животным и птицам, они являются для них пищей. Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.  

III. Рефлексивті –коррекциялаушы/Рефлексивно — корригирующий

Итог занятия. Появляется картинка с насекомыми на цветущей полянке. «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука!»

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала.  А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

-Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А чтобы мне узнать насколько вы хорошо познакомились с насекомыми, мы поиграем в игру «Вопрос-ответ». Если высказанное мной утверждение верно и вы согласны с ним, вы хлопайте в ладоши, если это утверждение ложное, неправильное, вы топайте.

  • У насекомых 6 ног.
  • У насекомых не бывает усиков.
  • Тело насекомого имеет три части: голову, грудь и брюшко.
  • Муравьи живут в ульях.
  • Пчелы дают людям воск и мёд.
  • Мухи дают мед.
  • Нельзя разорять муравейники.
  • Бабочки и пчелы опыляют растения.
  • Стрекоза это птица.
  • Насекомые являются пищей для других животных.

Воспитатель: Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как…(пчела, муравей), назойливый как…(муха).

Не забывайте насекомые -это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Берегите природу!

Күтілетін нәтижесі (Ожидаемые результаты): у детей развивается познавательный интерес к многообразию насекомых и их особенностям, умение замечать красоту окружающего мира, развивается активная речь. Формируется эмоциональное включение в образовательную деятельность, умение сотрудничать, договариваться между собой, конструктивно взаимодействовать в группе, развивать внимание, зрительную память.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/users/73622/articles/161253-konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe-po-ekologii-puteshestvie-v-mir-nasekomyh.html

Конспект занятия по экологии «Растения леса»

ЦЕЛЬ: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой.

Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить.

Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические знания.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВОСПИТАТЕЛЬ:
« Уж тает снег, бегут ручьи В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

 
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь 
Опять надолго миновала»

Важно

О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?

ДЕТИ: О весне.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц?

ДЕТИ: Дошла. Апрель.

ВОСПИТАТЕЛЬ: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

ДЕТИ: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синем, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения и животные тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?

ДЕТИ: Растения лучше растут, расцвела герань, бальзамин, посажена рассада, попугаи стали больше и энергичнее щебетать.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?

ДЕТИ: Не хватает солнца, воды, тепла.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями и птицами в уголке природы?

ДЕТИ: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем, кормим и поим птиц.

ВОСПИТАТЕЛЬ: АК если мы перестанем это делать? Что произойдет?

ДЕТИ: Все завянет и погибнет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить, животное — само себя кормить. Мы взяли их к себе и обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность.

Совет

А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» — животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.

Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит, Осенью питает, зимой согревает»

Что это?

ДЕТИ: Лес.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А почему вы так решили?

ДЕТИ: в лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня в вазах веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев.

Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке, какую хочет. И отнесет эту веточку к тому дереву, на котором она росла.

(Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему они поставили веточки к этому дереву.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев. Умеете их определять по почкам, коре, листьям. А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса) На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья.

На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее.

Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

ДЕТИ: Тепло, свет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А что нам дает тепло, свет?

ДЕТИ: Солнце.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

Обратите внимание

ДЕТИ: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

ДЕТИ: Насекомых.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

ДЕТИ: Птицы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить.

Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет.

А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

ДЕТИ: Много разведется насекомых, которые съедят растения.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А если убрать насекомых?

ДЕТИ: Некому будет опылять растения.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А если убрать растения?

ДЕТИ: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Хотим мы этого?

ДЕТИ: Нет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги свою планету»:

« Есть одна планета-сад в этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.

Береги свою планету, ведь другой такой планеты нет.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rasteniya_lesa__131606.html

Ссылка на основную публикацию