Конспект комплексного занятия в старшей группе детского сада. месяцы года

Конспект занятия в старшей группе «В поисках весны»

Шабусова Л. С., Карпова М. Г., Воронцова Т. А. Конспект занятия в старшей группе «В поисках весны» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 132-134. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2007/ (дата обращения: 05.04.2019).



Программное содержание:совершенствовать умение согласовывать местоимения с существительным и прилагательным, умения ориентироваться в числовом ряду, ориентироваться на листе бумаги, различать и называть геометрические фигуры;закрепить знания о временах года, днях недели;способствовать формированию мыслительной деятельности; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование: письмо от ребят в почтовом конверте, задания для детей, карточки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 10, листы бумаги, геометрические фигуры, квадраты из бумаги (по 3 на каждого ребенка), ножницы, игровые поля с местоимениями, набор картинок, медали в форме солнца, любая веселая музыка для физминутки.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о временах года.

Ход занятия:

Дети входят в группу и встают в круг.

В: Доброе утро, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними. Ой, а посмотрите, что это у нас полу?

Дети: Какие-то следы!

В: А дайте пойдем по этим следам и посмотрим, куда они нас приведут.

ПИСЬМО.

«Я Кощей Бессмертный, заколдовал и забрал в своё царство Весну, чтобы она не принесла людям тепла и радость».

В: Ребята, нам нужно обязательно вернуть Весну, ведь жизнь без весны на земле невозможна. Ребята, а здесь есть подсказки, как вернуть Весну. Мы поможем Весне вернуться к людям?

Дети: Да, поможем.

— Путь наш лежит через лес дремучий, но мы, же трудностей не боимся, правда, ребята?

—Посмотрите, какая узкая здесь тропинка, идите осторожно на носочках по одному. Слева овраг, через него кто-то мостик проложил, идите друг за другом не упадите.

В: А вот и первое задание «Назовите одним словом»:

— Цветок, растущий из-под снега? (подснежник)

— Март, апрель, май? (весенние месяца)

— Домик для птиц? (скворечник)

— Птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают? (перелётные птицы)

— Тает снег, с крыш капает? (капель) [2]

В: Назовите, какая весна?

Дети: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д.

— Какие времена года вы знаете? Сколько их?

Дети: Всего 4: зима, весна, лето, осень.

В: А теперь поделимся на группы по временам года (на столе лежат карточки с изображением времен года, дети выбирают любую: зима, весна, лето, осень).

В: Группы, назовите месяцы, относящиеся к вашему времени года. А знаете ли вы стихотворения о вашем времени года? Расскажите.

Стихи овременах года: лето осень зима, весна

ЗИМА

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится.

И на землю тихо,

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою,

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой,

Принакрылся чудной.

И заснул под нею

Крепко, непробудно. [1]

ВЕСНА

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. [1]

ЛЕТО

Что ты мне подаришь, лето?

Много солнечного света!

В небе pадyгy-дyгy!

И ромашки на лугу!

Что ещё подаришь мне?

Ключ, звенящий в тишине,

Сосны, клёны и дубы,

Землянику и грибы!

Подарю тебе кукушку,

Чтобы, выйдя на опушку,

Ты погpомче крикнул ей:

«Погадай мне поскорей!»

И она тебе в ответ,

Нагадала много лет! [1]

ОСЕНЬ

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Под ногой они шуршат,

Скоро голый будет сад. [1]

В: Ребята, а вот наша первая подсказка. Ой, ребята, а картинка вся размокла от воды, трудно прочитать, что тут было написано, но я попробую. Что ж ребята, придётся нам хорошенько подумать и заменить простые слова на ласковые.

  • Солнце — солнышко;
  • Ручей — ручеёк
  • Ветер — ветерок
  • Птенец — птенчик
  • Ветка — веточка
  • Капля — капелька

В: Молодцы, нам пора отправляться дальше в путь.

Вот мы шли, шли, шли и в лес дремучий забрели.

Тёмным лесом, светлым лугом,

Мы шагаем друг за другом.

Чтоб цветочки не помять,

Нужно ножки поднимать.

Меж деревьев мы шагали,

Вдруг мы поле увидали.

В. Ребята мы с вами дошли до следующего задания, которое нам приготовил Кощей.

В. Да, это же ещё одна подсказка. Надо выполнить задания: постараемся выполнить его.

Задания здесь труднее прежнего.

‒ Назовите весенние месяцы

‒ Назовите части суток

‒ Назови президента России

‒ Назовите страну, в которой мы живем

‒ Назовите край, в котором мы живем

‒ Сколько дней в неделе

‒ Назовите 5 день недели

‒ Назовите 2 день недели

‒ Посчитайте от одного до десяти (прямой и обратный счет)

‒ Назови времена года

Дидактическая игра «Жадина». На ковре разложены игровые поля с местоимениями «мой», «моя», «мое», «мои», вам нужно выбрать картинку и проговаривая правильно расположить ее на игровом поле.

Физминутка «Живые числа»

В: А сейчас, ребята, мы и отдохнем, и поиграем. Выходите на «полянку», пока играет музыка, вы гуляете по ней, как только она заканчивается, вы быстро берете карточку с цифрой со стола и строитесь в шеренгу по порядку от 0 до 10.

Читайте также:  Методика раннего развития детей. методика сесиль лупан

В: Очень хорошо, все справились с заданием. Вот вам еще одна подсказка. А теперь нам надо присесть за столы.

Математический диктант (ориентировка на листе бумаги сгеометрическими фигурами) [3]

В верхний правый угол — 4 треугольника;

В верхний левый угол — 3 круга;

В нижний правый угол — 5 овалов;

В нижний левый угол — 2 квадрата;

В середину листа — 1 многоугольник.

Игра «Сложи квадрат» Один ребенок выполняет задание на мольберте, потом все сверяют.

‒ Задание: Возьмите первый квадрат, сложите его так, чтоб получилось 2 треугольника. Разрежьте по линии сгиба.

‒ Второй квадрат сложите так, чтоб получилось 4 треугольника. Разрежьте по линиям сгиба.

‒ Третий квадрат — на 2 прямоугольника. Разрежьте.

‒ Выложите на столе треугольники так, чтоб снова получились три квадрата.

В: Вы совладали с этим заданием, отправляемся дальше.

В: Ох, и трудная работа, но мы ещё не все картинки нашли.

В: Мы отправляемся дальше. Посмотрите дети как здесь сыро, надо идти по кочкам, чтобы ног не замочить.

В: Ох и трудные задания для нас приготовил Кощей, но мы не боимся трудностей и со всеми заданиями справляемся хорошо. А вот и последнее задание.

«Собери картинку». Ребята берите свои подушечки и садитесь в кружок. Давайте соберем все наши подсказки и посмотрим. Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Да это же Весна! (под музыку заходит весна)

Весна: Я, Весна — красна! Бужу землю ото сна. Набухайте на веточках почки, распускайтесь неслышно листочки. Снег быстрей в ручейки превращайся, травка-муравка, вставай, поднимайся! Дети, спасибо вам за то, что спасли меня от Кощея и дали возможность прийти к людям.

А какие испытания вам пришлось пройти, что вы делали? (ответы детей) Вы сегодня дружно, хорошо помогали друг другу, старались. За это я каждому из вас дарю солнышко. И пусть эти солнышки вас всегда согревают. (Звучит музыка, весна каждому ребенку вручает медальку в виде солнца).

Литература:

  1. В родном краю. Сборник стихотворений авторов. Издательство «Детская литература», 1980.
  2. Развивающие занятия с детьми 5–6 лет. Под ред. Парамоновой Л. А. — 3-е изд., испр.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
  3. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М.:ВАКО, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): весна, задание, ребята, ребенок, лист бумаги, время, линия сгиба, изображение времен, Оха, ваше время.

Материал: мягкая игрушка «доброе сердечко», картинки с изображением весны и зимы, книги о весне, лист А3, ножницы, клей, открытки с изображение весенних цветов и весны

Ребята, сейчас на улице весна, а какое время года было до весны? Дети: До Весны была Зима.

Во время изготовления поделки из бумаги детям надо давать чёткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний, приложите

Если ваши ребята постарше, можно с первого же занятия приучать их к схемам на доске или в учебнике.

Обратите внимание

Оформить для детей задания. Чистые листы бумаги и простые карандаши по количеству детей.

И сейчас, когда моему времени подходит конец, и я должен освободить место весне, мне хочется забрать ее с собой.

Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения.

Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях…

(Дети садятся за столы и рисуют.) На экране появляется Старичок-Лесовичок. «Ребята вы справились со всеми заданиями и помогли расколдовать лес, а ваши рисунки я подарю лесным жителям.

Ребята, какое время года наступит после зимы? Звучит музыка А.Вивальди «Весна».

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, ребенок, час, какое время, зим, время, весна, гость, Кролик, лист бумаги.

Содержание работы. Время. 1. Приветствие.

Ребята, давайте поздороваемся с ней. (Гусеница здоровается с каждым ребенком, называя его по имени.

(Воспитатель помогает ребенку взять в руки фломастер и совместно с ним выполнить задание).

Песню спойте вы скорей». — Ребята, отгадаем первую загадку: — На лесной проталинке.

Надо лист бумаги согнуть пополам, сверху положить трафарет, обвести его и по

Воспитатель осуществляет индивидуальный подход во время выполнения работы./

Важно

Учитель — логопед: Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).

Молодцы! Вы справились с заданием.

Ребята, обратите внимание: у каждого из вас на столе лежат листы бумаги.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2007/

Конспект занятия по экологии в старшей группе д/с (комплексное занятие) «Весёлое путешествие по временам года»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждениеДетский сад № 2 г. РузаКонспект занятия по экологии встаршей группе д/с(комплексное занятие)

« Весёлое путешествие по временам года»

Занятие провела: воспитательСтепанова ЕлизаветаВалерьевнаРуза, 2013

Программное содержание:

Познакомить детей с временами года, названиями месяцев, учить узнавать времена года по определённым признакам, формировать представление о том, какое время года самое тяжелое и трудное для жизни животных и птиц. Прививать чувство восхищения к изменениям природы.

^

Плакаты с изображением времён года, бумажные листья деревьев желтого и оранжевого цветов, снежинки, изображение цветов и ягод, 2 корзины для овощей и фруктов, 3 разборных цветка разного цвета , кроссворд для загадок.

Читайте также:  Конспект занятия для дошкольников «права и обязанности ребёнка». средняя группа

^ (аппликация)

Высушенные листья деревьев, затонированный заранее лист ватмана, клей, ножницы, ракушки.

Ход занятия: 1 часть

( Дети сидят в группе полукругом)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, оно волшебное, потому что мы будем путешествовать по временам года.

А вы знаете, какие бывают времена года?

^ Осень, зима, весна, лето.

Воспитатель: Очень хорошо, молодцы. Путешествовать мы будем на паровозике, а вы будете вагончиками. Ну, что, поехали?
Дети: Да.

( Дети встают друг за другом, образуя паровозик, проходят по кругу один раз и садятся на свои места (это действие повторяется после каждого времени

года)).

Воспитатель: Ой, а куда это мы приехали? В какое время года? А узнать это поможет нам Вика Г.
Вика Г. ( читает стихотворение про осень).Утром мы во двор идём,Листья сыплются дождём,Под ногами шелестятИ летят, летят, летят…

Воспитатель: Ну, ребята, о каком времени года прочитала стихотворение Вика?

^ Осень.

Воспитатель: А вы знаете, что у осени есть три месяца? Это сентябрь, октябрь, ноябрь. Самый тёплый осенний месяц сентябрь, а самый холодный ноябрь. Назовите, какой сейчас осенний месяц.

^ Ноябрь.
Воспитатель: Кто может сказать, какая погода бывает осенью, что происходит с природой и животными?
Дети: Идут дожди, дует ветер, солнце греет меньше. Деревья сбрасывают листву, животные заготавливают запасы на зимовку.
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте поможем разобрать урожай по корзинам, в первую корзину складываем овощи, а во вторую корзину складываем фрукты.
^ выполняют задание, разбирая урожай по корзинам.
Воспитатель: Хорошо. Мы узнали, какая бывает осень и осенние месяцы.А теперь мы едем дальше, занимаем свои места в паровозике.

Дети: ту-ту-ту…..( образуют паровозик и проходят по кругу, садятся на свои места).

Воспитатель: Интересно, куда это мы приехали, в какое время года? Об это нам расскажет Глеб.
Глеб (читает стихотворение)Хорошо в лесу зимой!Лес украшен бахромой.Звонкий снег искрится,Иней серебрится.

Воспитатель: Это оказывается зима, а я то думаю, что это так похолодало вдруг.

У зимы есть тоже три месяца: декабрь, январь, февраль. Есть ли среди них теплый месяц?

^ Нет, все зимние месяцы холодные.

Воспитатель: А какая погода бывает зимой и, что происходит с природой и животными?
Дети: Погода холодная, ветер, мороз, снегопад, многие животные и природа зимой впадают в спячку, водоёмы замерзают, покрываются льдом.

Воспитатель: Какие развлечения бывают только зимой?
Дети: Катание на санках, лыжах, коньках.
Воспитатель: Какой праздник, который мы с вами любим, бывает зимой?
^ Новый год.
Воспитатель: Хорошо. Скажите, если осенью идёт дождь, то зимой идёт…
Дети: Снег.

Воспитатель: Правильно, снег состоит из снежинок, они маленькие , но очень красивые. Предлагаю вам поиграть и устроить настоящий снегопад.
^ берут снежинки в руки и , подбрасывая их вверх, образуют снегопад.
Воспитатель: Очень хорошо! Но только мы начали замерзать на этой станции, давайте поедем дальше.

Дети: ту-ту-ту…..( образуют паровозик и проходят по кругу, садятся на свои места).
Воспитатель: Вот и приехали, а где мы оказались нам расскажет Ваня Д.
Ваня Д. (читает стихотворение).По земле весна идёт,Свою музыку несёт.Эту музыку послушатьКаждый рад в зелёной пуще.

Воспитатель: Это весна, прекрасное и чудесное время года. У весны, как и у других времён года есть свои три месяца: март, апрель, май. Самый холодный весенний месяц март, а самый тёплый весенний месяц май.

А что вы можете сказать о весенней погоде и природе?

^ Весной тает снег , бегут ручьи, светит и греет солнце, природа просыпается, появляются листья на деревьях, трава, первые цветы.

Воспитатель: Хорошо, попробуйте создать весенний букет.
^ на фланелеграфе собирают три цветка разных цветов из лепестков одного цвета.

Воспитатель: У вас получились замечательные цветы.

А сейчас наше путешествие продолжается, едем дальше.

Дети: ту-ту-ту…..( образуют паровозик и проходят по кругу, садятся на свои места).

Воспитатель: Вот это да, где это мы оказались? Узнать эту станцию поможет нам Соня.
Соня (читает стихотворение)Что такое лето?Это много света,Это поле, это лес,Это тысяча чудес,Это в небе облака,Это быстрая река,Это яркие цветы,Это синь высоты.Это в мире сто дорогДля ребячьих быстрых ног.

Воспитатель: Это лето, самое тёплое время года. И у лета тоже есть свои три месяца: июнь, июль, август. Все летние месяцы очень тёплые. Можно купаться в речке, загорать на пляже, собирать ягоды в лесу и на огороде.

Давайте отгадаем кроссворд с загадками (приложение 1) и узнаем, что бывает летом.

^ отгадывают загадки.

Воспитатель: Вписывает отгадки в кроссворд.Молодцы. А теперь вспомним все станции, которые мы сегодня посетили.

^ Осень, зима, весна, лето.

Воспитатель: Сейчас вы распределите признаки времён года по станциям.

(Осень – желтые листья; Зима – снежинки; Весна – цветы; Лето – ягоды).

Дети: распределяют признаки по временам года.
Воспитатель: Очень хорошо.

2 часть занятия

Дети совместно с воспитателем выполняют коллективную аппликацию «Парусник на море».

Приложение 1. Загадки для кроссворда.

1. Раскалённая стрела дуб свалила у села. (молния)
2. После дождя бывает, пол неба закрывает,

Дуга красивая, цветная появится, затем растает. (радуга)

3 гор-ль. Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. (осы)

3 вер-ль. Пушистая вата плывёт куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

4. Я соткано из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю,

Читайте также:  Конспект осенней прогулки в младшей группе

«Купайтесь – приглашаю». И любите за это вы все меня, я…(лето)

5. Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, а он вспорхнул и улетел. (бабочка)

6. Не зверь, не птица, нос как спица,

Летит – пищит, сядет – молчит. (комар)

7. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (роса)

8. Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (крапива)
9. Что это у Галочки? Ниточка на палочке,

Палочка в руке, а ниточка в воде. (удочка)

10. Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печёт. (солнце)

Источник: http://lit-yaz.ru/geografiya/86205/index.html

Конспект комплексного занятия в старшей группе

Солнце, солнце, выходи

^

И всю землю освети!

Идут по кругу.

Чтоб весна скорей настала,

Останавливаются и опускают руки.

Чтобы нам теплее стало,

Перекрещивают руки на груди и потирают плечи.

Чтоб капели звонко пели,

^

Чтоб весной ручьи звенели,

Волнообразно двигают руками.

Чтоб цветочки распускались,

Поднимают руки над головой, опускают через стороны до уровня плеч, ладони вниз.

С юга птицы возвращались.

Взмахивают руками.

Солнце, солнце, землю грей!

^

Пусть весна придёт скорей! Вот мы и очутились на красивой полянке. Ребята, садитесь на пенечки-стульчики, осмотритесь, и ответьте на вопрос: какие есть времена года (ответы детей). — Правильно. И в каждое время года наша земля прекрасна по своему, но именно весной всё оживает, рождается и особенно хорошо ощущается радость и полнота жизни. О весне много написано стихов, музыки, картин. Давайте рассмотрим некоторые из картин, написанных великими художниками (дети рассматривают репродукции картин И.Левитана «Март», «Большая вода»; Н. Ромадина «Весна», «Вечер ранней весны» Бялыницкого; затем на экране рассматривают «Грачи прилетели» А. Саврасова) — Дети, посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовано на картинах? (Весна). — Почему вы так решили? Что весной происходит с природой? (Всё оживает, тает снег, светит солнце, небо становится синим, прилетают птицы, появляются первые цветы). — Что происходит весной с деревьями? (Набухают почки, появляются листочки). — Какие птицы первыми прилетают к нам из тёплых стран? (Грачи, жаворонки, скворцы). — Знаете ли вы какие-нибудь народные приметы про первых птиц? (Грач зиму ломает. Если грач на горе, то весна во дворе. Ранний прилёт грачей и жаворонков — к ранней весне) — Правильно, ребята, весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнышку. Физминутка Солнышко, солнышко, золотое донышко (дети с высоко поднятыми руками поворачиваются вокруг себя), Гори, гори, ясно, чтобы не погасло! Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу). Прилетело сто грачей (дети машут руками, стоя на месте). И сугробы тают, тают (дети приседают на месте). А цветочки подрастают (дети медленно встают). — Ребята, а какие стихотворения вы вспоминаете, глядя на эти картины? (Дети читают стихи о весне). Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою.Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало. Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.За окном барабанит капель,Тает снег и сосульки на крышах,И на цыпочках ходит апрель,Чтоб никто его ночью не слышал.По асфальту бегут ручейки,Фонари отражаются в луже,А весенние сны так легки,И забыта январская стужа.После долгого зимнего сна,Не спеша оживает природа.И приходит Царевна Весна,Открывая собой утро года.Иду по тропинке. У самой сосны Синеет подснежник – Фонарик весны. Сигналит, что скоро в зелёный наряд Оденется лес и поля зашумят.- Какие же сюрпризы приготовила нам весна после долгой, холодной зимы (цветочки, травка, листики, бабочки). — Ребята, посмотрите, мы очутились на новой полянке. Здесь много цветов (на экране проектора показываются слайды). — Перечислите их (ромашка, ландыши, подснежники, мать-и-мачеха, лилии, гвоздика, одуванчик). — Посмотрите внимательнее, все ли тут цветы весенние? Назовите летние цветы, весенние. А как ещё называют цветы, которые цветут ранней весной? (первоцветы). — Смотрите – ещё одна полянка, но очень грустная, совсем не весенняя (детям показывается лист ватмана, на котором приготовлен фон для картины). Наверное, её заколдовала зима, давайте полянку расколдуем. -Что бы вы нарисовали на этой полянке (деревья, первоцветы, солнце, облака, птиц). Детям напоминаются разные способы рисования. Предлагается поделиться на подгруппы. Одна рисует солнце, облака; вторая – деревья, кустарники с первыми листочками; третья – проталины, ручей; четвёртая – цветы, птиц. Ребята выбирают работу по желанию. Творческая работа детей. Звучит музыка П. И. Чайковского «Подснежник». Воспитатель наблюдает за работой детей и, по мере необходимости, помогает. — Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Солнышко ярко светит, на деревьях появились первые листочки, расцвели первые цветы, прилетели птицы. Молодцы, ребята, вы постарались и нарисовали весеннюю картину. — Нам пора возвращаться в детский сад. Чтоб домой нам всем вернуться, Нужно дружно обернуться, А потом откроем глазки И вернёмся мы из сказки. Вот мы и снова в детском саду. Но весна с нами не прощается. Она передала мне для вас свой сюрприз.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1519624.html

Ссылка на основную публикацию