Конспект урока литературного чтения, 4 класс. крылов басня «ворона и лисица»

План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «И.А.Крылов. Басня «Ворона и лисица»

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Я  очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь,  наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

Уч   Ребята, сегодня у нас с вами состоится встреча с замечательным поэтом-баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, с произведениями которого мы уже с вами знакомились. На уроке мы повторим изученные произведения, познакомимся с новой басней, будем работать над выразительным чтением, узнаем новые биографические сведения об авторе.

-Ребята,  что вы помните из биографии И.А.Крылова? (ответы детей)  (слайд 2)

Учитель

Имя великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова известно всем.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. У Крылова было трудное детство. Он рано остался без отца, а в наследство от отца получил только  солдатский сундучок с книгами. Поэтому уже с десяти лет ему пришлось работать писцом в суде. В трудах, лишениях и скитаниях прошла юность Крылова.

Только к 40 годам он смог устроить свою жизнь, поступив в Петербурге на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем больше 30 лет.

Обратите внимание

Крылов был не только прекрасным баснописцем, поэтом, драматургом (писал комедии), но и прекрасно играл на скрипке, выучил теорию музыки, хорошо рисовал, разбирался в математике, самостоятельно выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски, знал французский язык.

А.С.Пушкин высоко ценил Ивана Андреевича Крылова, считал его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев. (слайд 3)

Известный литературный критик В.Г.Белинский (слайд 4) высоко оценил творчество Крылова, говорил,  что его будет читать весь русский народ. А написал Крылов 205 басен, которые были переведены на 60 языков.

Уже при жизни И.А.Крылова знала вся Россия. Русский писатель Н.В.Гоголь  (слайд 5) назвал его басни «книгой мудрости самого народа».

Крылов скончался в возрасте 75 лет. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу (слайд 6). Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен.

На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России. Басни Крылова живы и поныне, они не стареют. Строки из басен вошли в речь, стали привычными.

А советский писатель Михаил Васильевич Исаковский (слайд 7) посвятил ему замечательные стихотворные строки.

Кто не слыхал его живого слова,Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы встречались,В те дни букварь постигшие едва,И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

 — О каких известных крылатых крыловских словах идет речь? приведите примеры (ответы детей)

(В случае затруднения учитель помогает)

Оказывается, в нашей повседневной речи мы используем большое количество «крыловских» крылатых выражений. Например таких:(слайд 8 )

А Васька слушает да ест.

А ларчик просто открывался.

Великий зверь на малые дела.

Да только воз и ныне там.

 Запели молодые: кто в лес, кто по дрова.

 Как белка в колесе.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.

Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет.

Кто посмирней, так тот и виноват.

 Не плюй в колодезь – пригодится
Воды напиться.

 Рыльце у тебя в пуху.

Сильнее кошки зверя нет!

 Слона-то я и не приметил.

 Спой, светик, не стыдись!

Хоть видит око,
Да зуб неймет.

 — Давайте еще раз назовем в каком жанре писал Крылов? (басня)

 — А что об этом литературном жанре нам известно

Я буду задавать вам вопрос. нам необходимо из предложенных ответов выбрать правильный

1. Басня — это (слайд 9)

А) занимательный короткий рассказ

Б) смешное лирическое стихотворение

В) короткая сказочная история

2. Героями басен являются… (слайд 10)

А) богатыри

Б) животные, иногда люди

В)  птицы, растения

3. Басни писались с целью: (слайд 11)

А) высмеять пороки людей

Б) помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними

В) прославить русский народ

Г) привлечь читателя, создать хорошее настроение

4. В басне… (слайд 12)

А) есть вывод

Б) вывода нет, каждый придумывает его сам

В) вывод не нужен.

 — А теперь давайте вместе сделаем вывод. Басня — это….

(дети формулируют)

А вот такие определения слову «басня» даются в словарях       ( слайд 13):

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. 
Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными

— Давайте сравним определение, которое дано в словарях с тем, которое дали мы ( дети дали более полное определение)

 — Как в басне называется вывод? (морали  — нравоучения, поучения.)

Главный жанровый признак басни – наличие морали. Приведу из толкового словаря В.И. Даля определение слова «мораль».

(слайд 14)

«Мораль – нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение. Совокупность норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу».

Мы с вами еще раз вспомнили биографию Крылова, поговорили о крылатых выражениях, обобщили знания о баснях.     И прежде, чем мы начнем с вами знакомиться с новой басней, я предлагаю немного отдохнуть и провести физминутку. (слайд 15)

Мы устали чуточку —

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок

Еще попрыгай раз, два, три!

На соседа посмотри

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Но прежде, чем знакомиться с новой для нас басней, давайте отгадаем загадки и узнаем героев этой басни.  

Окраской — сероватая, Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая — Известная персона. 

Кто она?    (ворона)             (

слайд 16)

Лесная рыжая плутовка –Известна всем её сноровка.С ней аккуратней, не зевай

А дверь в курятник запирай!    (Лиса)

— Кто же главные герои басни? Что вы знаете об этих животных?

— Называется басня «Ворона и Лисица» (слайд 17)

—  В басне вам встретятся незнакомые слова и выражения. Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значения

Давайте вместе попробуем дать определение данным словам (на слайдах 18-19)

Пленил – заворожил.                                                                                                                                                           Вещунья – приносящая вести, предсказательница.

                                                                                                        Бог послал – случайно нашла.                                                                                                       Лесть – лицемерное,  восхваление.

Важно

                                                                                Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.                                                             Не впрок – не на пользу.

                                                                                                           Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.

Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Откройте учебник с.158

Я прочитаю вам басню. Внимательно меня слушайте и подумайте на сколько частей можно её разделить. (чтение басни учителем)

— Понравилась ли басня? Чем именно? (ответы детей)

 — еще раз внимательно про себя прочитайте басню и постарайтесь определить на сколько частей можно ее разделить. (2 мин)

-На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части)         

-О ком (чем) говорится в 1 части? (зачитайте – это завязка, то есть начало действия)

— Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной). Прочитайте.

—  Что же говорится в 3 части? (это – развязка)

—  Как Лисице удалось расположить к себе Ворону? (льстивой речью, от которой у Вороны вскружилась голова)

— Перечислите, как Лиса называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица).

— Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть)

— Догадывалась ли об этом Ворона?

— Понравилась ли Вороне лесть Лисы? 

— Как поняли выражение «в зобу дыханье спёрло»? (переполняли эмоции, радостные чувства)

— С помощью каких слов автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона взгромоздясь..)

 — Добилась ли Лиса поставленной цели?

Какой мы можем назвать  Лисицу? Дайте ей характеристику. ( Плутовка, проныра, льстец) (слайд 20)

 — Какую характеристику мы можем дать Вороне? (доверчивая, глупая) (слайд 20)

 — Что бы вы посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)

 — Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей?

 — Приведите примеры.

— Найдите в тексте мораль басни, зачитайте.

— В чем заключается мораль этой басни?

— Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

— Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь это надо передать в чтении. (Дети выразительно читают басню).

— Рассмотрите иллюстрации к басне на стр. 159. Кого вы видите на этом рисунке? Удалось ли художнику передать характер героев? Обоснуйте свой ответ. Какой у художника получилась Лисица? А Ворона? Можно ли, не зная содержания басни, понять, о чем идет речь?

– Кто главные герои басни? (Ворона и Лисица.)

– Как вы понимаете слово «лесть»? В чем заключается лесть Лисицы? (Хитрость, притворство.)

– Какими словами автор описывает состояние Вороны, которая слышит льстивые слова? (Ворона каркнула во все воронье горло.)

– Какие качества осуждает и осмеивает автор? (Жадность, хитрость, глупость, обман, лесть.)

— Чему научила вас басня?  Свой ответ вы можете начать со слов

— Я узнал…! Я запомнил…! Я понял…! Я научился…! Я почувствовал…!

Выучить басню наизусть

«Верные и неверные утверждения» (если останется время)

1. Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году да
2. Он родился в городе Самаре. нет
3. Его семья жила бедно. да
4. Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. да
5. Он работал продавцом. нет
6. Крылов выучил несколько языков. да
7. Памятник Крылову установлен в Летнем саду в Москве нет
8. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками. да
9. В первой книге Крылова  были рассказы. нет
10. Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю. да

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/02/26/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-v-4-klasse-po-teme-i-a

Конспект урока литературного чтения в 4 классе тема «Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и лисица»»

Конспект урока по литературному чтению,

проведенного в 4 «В» классе

МБОУ СОШ № 7

Трахановой Евгенией Александровной

Тема: Знакомство с басней И. Крылова «Лисица и виноград»

Цель: познакомить учащихся с басней Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград» .

Планируемые результаты:

Регулятивные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки..

Коммуникативные: аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; владеть диалогической формой речи;

Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; находить нужную информацию, используя словари

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения;

ученики должны уметь:

Выразительно читать.

Пользовать партитурой текста

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Выделять черты характера героя

. Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его.

Оборудование: мультимедийное оборудование, доска, учебники, раздаточный материал

Образовательные ресурсы: УМК «Планета знаний», учебник Литературное чтение 4 класс, презентация к уроку.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Орг. момент Здравствуйте. Сегодня у нас с вами урок литературного чтения. Мы с вами настроимся на урок. Повторяйте за мной строчки. Я умею думать, Я умею рассуждать. Что полезно для работы, То и буду выполнять. У меня получится! А теперь посмотрите друг на друга И у тебя тоже. Садитесь. Я умею думать , Я умею рассуждать. Что полезно для работы, То и буду выполнять. У меня получится! (Смотрят друг на друга ) И у тебя тоже! Регулятивные УУД: проявляют способность регулировать свои действия; прогнозируют свою деятельность на уроке. Личностные УУД:осуществляют самоорганизацию.
2.Речевая разминка Ребята, давай мы с вами посмотрим на доску. Что у нас с вами там написано? А точно ли это предложение? Давайте все вместе прочитаем это предложение. А сейчас мы прочитаем это предложение с радостной интонацией. А теперь прочитаем это предложение с вопросительной интонацией и вопрос будем задавать к слову лес. А сейчас вопрос к слову лиса. Предложение. Да, но у предложения нет в конце знака препинания. Лиса утащила петуха в темный лес. Лиса утащила петуха в темный лес! Лиса утащила петуха в темный лес? Лиса утащила петуха в темный лес?
3. Проверка домашнего задания Ребят, а у вас много свободного времени? Это здорово, когда есть свободное время. Время школьников часто посвящено выполнению домашнего задания. Было и у вас домашнее задание. Какое? — Да Регулятивные УУД: вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки. Личностные УУД: регулирование поведения в соответствии требованиями
4. Актуализация знаний На слайде вы видите книги с произведениями разных авторов? Какая книга по вашему мнению здесь лишняя? А почему? Как вы думаете, для чего это книга оказалась здесь? Книга И.А. Крылова «Лисица и виноград» На слайде представлены книги, авторы которых писали рассказы. А Крылов писал басни. Мы сегодня будем проходить басню И.А Крылова «Лисица и виноград» Коммуникативные УУД: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Умение принимать позицию другого. Регулятивные УУД: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; планировать собственную читательскую деятельность. Познавательные УУД: Формирование мотивации к обучению; умение четко и грамотно выражать свои мысли; умение аргументировать своё мнение; Личностные УУД: эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения;
5. Словарная работа А сейчас мы с вами поиграем в игру «Слухи». Правила игры такие же как и в игре «Сломанный телефон». Я одному из вас буду говорить слову, а ваша задача передавать это слова по цепочке, как вы услышали. Если я говорю стоп, то человек, на котором остановилась передача. Говорит слово в слух и пытается объяснить значение этого слова. Рделись Яхонты Оскомина Хоть видит око, да зуб неймёт. Молодцы! Рделись – сильно выделяются. Яхонты – название драгоценных камней. Оскомина — вяжущее ощущение во рту от чего-либо кислого или терпкого. Это значит, что когда очень хочется получить что-либо, но по каким-то причинам это остается недоступным Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной и письменной форме Познавательные УУД: находить нужную информацию, используя словари Коммуникативные УУД: находить нужную информацию, используя словари точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; владеть диалогической формой речи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
6. Работа на темой урока Лиса часто становится героем произведений. Давайте назовем его главные черты характера. (на доске изображение лисы и рядом пишем ее черты) Сейчас мы с вами открываем учебник на странице 48. И внимательно следим за текстом. А кисти сочные, как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой:Тотчас оскомину набьешь». — Трусливая -Хитрая — Жадная — двуличность -ласковая, -добрая — притворщица — пронырливая -лживость — плутовство, -ленивая -воровка Регулятивные УУД: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки. Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений Коммуникативные УУД: аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения. Личностные УУД: эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
7.Беседа по восприятию Вам понравилась басня? Какой момент вам больше всего запомнился? Высказывают мнение о басне. Коммуникативные УУД: учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

•владеть диалогической формой речи;

8. Беседа по содержанию. Кто главный герой басни? Найдите в тексте, как называет Лису И.А. Крылов. С чем сравнивает кисти винограда автор? Какая пословица есть в тексте басни? Что сказала Лиса, пробившись попусту час целый? Лиса. «Голодная кума Лиса» С яхонтами. Хоть видит око, да зуб неймёт. «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой:Тотчас оскомину набьешь». Коммуникативные УУД: учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

•владеть диалогической формой речи; Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов

9. Работа над текстом басни А есть у вас в классе учащиеся, которые учатся в музыкальной школе? Знаете ли вы чем пользуются музыканты играя свои произведения? Но не только в музыке есть партитура, так же партитура текста составляется для литературных произведений. У вас на партах лежат листочку с уже составленной партитурой текста. Давайте разберем условные обозначения: / — короткая пауза; // — длительная пауза; повышение голоса Сейчас у вас есть три минуты на самостоятельное прочтение этой басни по партитуре. Время вышло. Кто из вас хочет выйти к доске и прочитать текст по его партитуре? Нам нужно всего 5 желающих. А остальные слушают внимательно, вы будете оценивать прочтение тех, кто у доски. Партитурой Учащиеся самостоятельно читают текст басни. Желающие учащиеся читают по очереди текст сказки, а остальные высказывают своё мнение о прочтение. Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки. Познавательные УУД: выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки. выделять существенную информацию из текстов разных видов
10.Итог урока. Вам понравился урок? Что вам понравилось на уроке? Что вам показалось интересным на уроке? Что было познавательным? Коммуникативные УУД: учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
11.Рефлексия У нас с вами есть виноградная лоза, но она без винограда. Давайте мы с вами приклеим на лозу гроздья винограда, если вам все понравилось то черный виноград. Если нет то зеленый. Дети клеят на лозу виноград цветом, соответствующий настроению учащегося. Коммуникативные УУД: учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; Регулятивные УУД: вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
12. Домашнее задание Вашим домашним заданием будет нарисовать иллюстрацию к сказке «Лисица и виноград».

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya__v_4_klasse_te_193732.html

Конспект урока литературного чтения «И.А.Крылов. «Ворона и Лисица. 4 класс»

Глушенкова
Татьяна Ивановна

Учитель
начальных классов

МБОУ
СОШ №14 г. Арзамаса

Урок
литературного чтения в 4 классе

Тема
урока
:
Крылов И. А. « Ворона и лисица»

Цель
урока
:
Познакомить учащихся с басней И.А Крылова
« Ворона и лисица»

Задачи:


Учить понимать мораль, язык басни.


Отрабатывать навыки выразительного чтения.

-Воспитывать
высокие моральные качества.

Оборудование:


Портрет И. А. Крылова


Фотография памятника Крылову в С.-
Петербурге с героями его басен

-Иллюстрация
к басне


Толковые словари Ожегова и Даля

Ход
урока
.

  1. Оргмомент

  2. Работа над новым материалом. Рассказ о Крылове И.А.(1769-1844)

Родился
в Москве, но семья жила в Оренбурге. Отец
его Андрей Прохорович служил капитаном.
Мать-Мария Алексеевна была неграмотной
женщиной и училась грамоте вместе с
сыном. Семья жила небогато. Основным
богатством отца был сундучок, в котором
он хранил книги.

Он собирал их много
лет, тратя на них последние гроши. В
сундуке отца лежали басни Эзопа. Маленький
Ваня любил их читать. Писать он начал
свои басни с 14 лет. Первая его басня
вышла в 1806 году – « Разборчивая невеста»
.

В 1809 году вышла его первая книга, в
которой было 23 басни.

-Что
такое басня?

БАСНЯ-
это короткий иносказательный рассказ
с нравоучением.


Сегодня на уроке мы познакомимся с
героями басни И. А. Крылова , живущими в
стране лести.

-Что
такое лесть?

ЛЕСТЬ
– это лицемерное , угодливое восхваление.

-Значит,
какие люди живут в этой стране?


Как вы думаете, почему эти люди страны
ЛЕСТИ незаслуженно восхваляют другого
человека?

3.
Слушание басни.

( Читают подготовленные дети)


Назовите героев басни


Выскажите своё отношение к героям басни

4.
Словарная
работа
.

АНГЕЛЬСКИЙ
ГОЛОСОК — нежный голосок, в котором
слышится доброта.

ВЕЩУНЬЯ
– предсказательница

БОГ
ПОСЛАЛ – говорят о случайно добытом

5.
Характеристика
героев басни.


Как описывает Крылов ворону?

Почему
при описании вороны он использует
выражение НА ЕЛЬ ВОРОНА ВЗГРОМОЗДЯСЬ


Как по — другому сказать? ( взобралась,
примостилась, взлетела, пристроилась,
уселась)


Какая по характеру была ворона?


Как понимаете слова ОТ РАДОСТИ В ЗОБУ
ДЫХАНЬЕ СПЁРЛО


Какой внешне показана лиса?

Как
она подходила к дереву?


Какой была по характеру?


Почему она льстила вороне?


Как понимаете выражение ЛИСИЦУ СЫР
ПЛЕНИЛ ( увлёк, покорил)


Как Крылов назвал лису в басне?


Почему плутовка?

6.
Прослушивание
басни.

( Дать задание перед прослушиванием ,
записанное на доске)


Как говорила лиса хвалебные слова
вороне?


Как лиса называла ворону?


Что она хвалила у вороны?


А на самом деле какая была ворона?


Какое впечатление произвела на ворону
льстивая речь лисы?

7. Выразительное
чтение басни
.

— Прочитайте басню выразительно.
Постарайтесь читать так, чтобы слушатели
увидели перед собой большую, неуклюжую,
глупую ворону, а рядом умную, хитрую,
лживую плутовку Лисицу.

8.
— Какие слова стали пословицей?

Работа
с пословицей
« РЕЧИ, КАК МЁД , ДЕЛА, КАК ПОЛЫНЬ»


Крылов показал в своих баснях целый
зверинец. Под видом животных он изображал
недостатки людей. Басни Крылова любит
народ, они не могут состариться, потому
что сильные и правдивые слова не стареют.
Очень хорошо о его творчестве сказал
М.В.Исаковский:

ВСЁ
ЗНАЛ И ВИДЕЛ УМ ПЕВЦА ПЫТЛИВЫЙ

ВСЕГО
СИЛЬНЕЙ ЖЕЛАЯ ОДНОГО,
ЧТОБ ЖИЛИ ЖИЗНЬЮ
ВОЛЬНОЙ И СЧАСТЛИВОЙ

НАРОД
ЕГО И РОДИНА ЕГО.

9
. Работа
над моралью басни
.

— Найдите мораль басни. Как вы понимаете
смысл первых трех строк? А что означают
слова: «И в сердце льстец отыщет уголок»

— Скажите, о чем предупреждает своих
читателей И.А.Крылов?

— О чем он советует помнить постоянно?

— Какие пороки людей осуждаются?

— Если вы встретите людей, которые льстят
ради своей выгоды, кого из персонажей
басни они вам напомнят?


Какие строки из басни «Ворона и Лисица»
стали крылатыми, т.е. употребляются как
пословицы? (в сердце льстец всегда отыщет
уголок)


г. С.-Петербурге в Летнем саду находится
памятник И. А. Крылову. Этот памятник
сооружён на деньги народа. Почему народ
любит басни Крылова?


Он помогает увидеть недостатки и
подсказывает, как с ними бороться.


Чтение его басен обогащает нас знанием
жизни , родного языка.


Познакомиться с басней Крылова , значит,
стать умнее, узнать многое о людях.

10.
Домашнее
задание.

Выучить
басню наизусть.

Источник: http://pedsovet.su/load/239-1-0-26484

Конспект урока литературы во 4 классе «И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Наша кнопка

Скачать материал

Конспект урока литературы

во 4 классе

«И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

подготовила: учитель начальных классов

3. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

5. Открытие знаний детьми. (Организация восприятия и осмысления новой ситуации).

6. Творческое применение знаний.

Содержание этапов

Психологический тренинг. ( Дети стоят в круге, взявшись за руки).

-На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

— Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

-Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Ребята, посмотрите на эмблемы, на каждой из них герой басни или предметы, которые описываются в них. А на столах по одной иллюстрации из басни. Соотнесите изображение на эмблеме с иллюстрацией и займите свои места.

1 группа: иллюстрация к басне «Лебедь, Щука, Рак».

2группа: иллюстрация к басне «Слон и Моська».

3группа: иллюстрация к басне «Мартышка и Очки».

4группа: иллюстрация к басне «Лисица и Виноград».

(дети, вспомнив героев басен, занимают свои места)

-Вспомним правила работы в группе.

(Дети зачитывают правила, отпечатанные на листах, и прикрепляют к доске.)

1. Работать дружно, быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь.

2.Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

3.Качественно выполнять работу (как задумано, аккуратно, без ошибок).

4. Каждый из группы должен защищать общее дело и свое в частности.

-Давайте вспомним , с каким литературным жанром мы познакомились на прошлом уроке? (басня)

-Назовите автора и название произведения, над содержанием которого работали? (И. А. Крылов «Трудолюбивый Медведь»).

-Я предлагаю вам выполнить задание в группах. Возьмите конверт №1 и приступите к выполнению задания.

Задание для 1 группы.

Перед вами биография И.А.Крылова с лишними данными. Исключите их из текста.

Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Уйдя в отставку, его отец поселился с семьей в Твери. Первоначальное образование Крылов получил дома под руководством матери. Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец умер. Мать упросила местное начальство принять её девятилетнего сына принять на службу. Ребёнок был обязан переписывать скучные бумаги.

Вскоре семья переехала в Москву. Мать попросила своего знакомого писателя, чтобы тот пристроил Крылова в лицей. Лицей был не обычной школой, а чем-то особенным.

Крылов любил в свободное время посещать народные сборища, торговые площади, качели, кулачные бои.

Главным делом жизни становилась литература и театр. В 14 лет он написал первую пьесу, писал стихи. В 1804 году И.А.Крылов попробовал свои силы в переводе басен французского писателя Лафонтена. Но это били не только переводы, сколько самостоятельные произведения. И.А.Крыловым создано более двухсот басен.

Задание для 2 группы.

1. Какое художественное произведение называется басней?

_______________________________________________________

2.Кто является её действующими лицами?

_______________________________________________________

3. Что такое мораль басни?

_______________________________________________________

Задание для 3 группы.

Найдите значение слов, используя толковые словари:

ЛЕСТЬ – ___________________________________________

ЛЬСТИТЬ – ___________________________________________

ЛЬСТЕЦ – ___________________________________________

ВЗГРОМАЗДИТЬСЯ- ____________________________________

Задание для 4 группы.

1. Подбери синонимы к словам:

ТЕРПЕНЬЕ- ______________________________________________

ПОГУБИТ- ______________________________________________

НЕСМЕТНОЕ ЧИСЛО- ______________________________________

НЕ ДАЁТСЯ ДЕЛО- ________________________________________

2.О каких человеческих качествах заставляет задуматься И.А.Крылов в басне «Трудолюбивый Медведь»?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Совет

Отвечает один от группы в следующем порядке: 1группа, 2 группа, 4 группа, 3 группа.

-Ребята, отгадайте загадку.

На дереве сидит, «КАР-КАР» кричит?

-Кто это? (ворона)

-Вы в жизни видели ворону, опишите её, какая она?

(ответы детей) слайд 1: ворона, ниже скороговорка: «Проворонила ворона воронёнка»

-Прочитайте хором. Что значит проворонила? (упустила, просмотрела)

Задания для каждой группы: прочитать скороговорку с чувством жалости, с вопросительной интонацией, сердито, с чувством укора.

-Мы неслучайно вспомнили про ворону. И.А.Крылов тоже не оставил без внимания эту птицу и написал о ней басню. Многие из вас слышали о ней. Как называется басня? (Ответы детей) («Ворона и Лисица»)

-Над чем мы сегодня будем работать?

(Над содержанием басни «Ворона и Лисица».) Слайд 2: иллюстрация к басне

-Прочитайте эпиграф к уроку.

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов

— Как вы понимаете выражение «пороки пощипать»?

-Послушайте басню. (Запись басни в исполнении мастеров слова)

-Я, думаю, прослушав басню, у вас появились мысли. Прочитайте басню про себя и подумайте, о чём это произведение: о хорошо знакомой нам птице и животном или о чём-то ином?

(ответы детей)

Словарная работа.

-Подчеркните в тексте слова, значение которых вам не знакомо.

(дети зачитывают слова) слайд 3:

ГНУСНЫЙ — внушающий отвращение, омерзительный

ВСЁ НЕ ВПРОК – не на пользу

ПЛЕНИТЬ – покорить чем-либо, очаровать

ВЕЩУНЬЯ – предсказательница

ЗОБ – у птиц и насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается пища

-Возьмите на столах конверт № 2. Ознакомьтесь с заданием для группы.

Замените слова и словосочетания подходящими по смыслу словами из басни.

1 группа:

Хитрит, лукавит, заискивает—ВЕРТИТ ХВОСТОМ

Смотрит пристально, не отрываясь — ГЛАЗ НЕ СВОДИТ

2 ГРУППА:

Каркнула очень громко — ВО ВСЁ ГОРЛО

Подходит тихо, осторожно—НА ЦЫПОЧКАХ

3 группа:

Утратила способность здраво рассуждать – ВСКРУЖИЛАСЬ ГОЛОВА

4 группа:

Исчезла, скрылась – БЫЛА ТАКОВА

Трудно дышать – ДЫХАНЬЕ СПЁРЛО

Физминутка.

(выполняют в круге)

(Учитель читает басню «Ворона и Лисица», дети показывают движения)

После физминутки, учитель предлагает детям, обратить внимание, на каком цвете изображена их эмблема. Соотнести с цветом подставки, на которую прикреплена иллюстрация басни на столах. Разделиться на группы по цвету. Таким образом состав групп поменялся.

Назовите главных героев басни.

— Ворона и Лисица – главные герои басни. Но наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия героев. Какой? ( сыр)

-С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее оказалась для Вороны её диковинная находка.

— Какое выражение употребляет Крылов, подчёркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно?

Вместо того чтобы сразу съесть сыр, птица раздумывает о посланном ей лакомстве.

— Почему Лиса остановилась под деревом?

— Как Крылов говорит об этом? (Лисицу сыр пленил)

— Что она придумала, чтобы выманить сыр?

— Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу?

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша….

— Как Крылов называет Лисицу?

— Почему она на цыпочках подходит к дереву?

— Почему Лисица вертит хвостом?

— Как понимаете значение «с Вороны глаз не сводит»?

(смотрит пристально)

— Как Лисица разговаривала с Вороной?

— Как она хвалила Ворону? Что ей говорила?

— Прочитайте ласковые слова Лисицы.

— Была ли эта похвала заслуженной?

— Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?

ВЗГРОМОЗДИЛАСЬ

СОБРАЛАСЬ

ПРИЗАДУМАЛАСЬ

ДЕРЖАЛА

ВСКРУЖИЛАСЬ

КАРКНУЛА

— На что они указывают? Какой была Ворона?

(глупой и доверчивой)

— Давайте создадим образы наших героев. Слайд 4: моделирование.

Ворона: глупая, доверчивая, наивная, любит лесть, нерасторопная

Лисица: хитрая, лживая, льстивая, коварная, неискренняя

Работа над выразительностью чтения.

Басня делится на 4 части. Каждая группа готовит выразительное чтение своей части. Затем, по одному от группы выходят к доске и выразительно читают каждый свою часть. Дети слушают басню.

— Какова мораль этой басни? Прочитайте хором. Как вы понимаете смысл?

-«Лесть гнусна, вредна», об этом говорили не раз: «Уж сколько раз твердили миру», но всё не в пользу, « не впрок». И в сердце льстец всегда отыщет уголок, т. е. пока будут любители лести, как Ворона, и льстецы, как Лисица.

-Давайте эти образы обыграем.

(чтение басни в лицах)

— Прочитайте пословицы. Слайд 5

«Верь своим очам, а не верь чужим речам».

«На языке медок, а на сердце ледок».

«У лести нет чести».

— Какие из них подходят к басне?

-Как вы понимаете их смысл?

(ответы детей)

Обобщение ответов детей.

— Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим газам, а не льстивым речам Лисы.

— Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал.

— Лесть и честь – понятия противоположные. Льстивый — отрицательная черта характера, честный – положительная. Где лесть, там нет чести. Лиса льстила, обманывала Ворону, говорила, что она красивая. Где лесть, там хитрость, обман.

Рассматривание выставки книг «Басни Крылова».

— Ребята, для чего нужно читать басни Крылова?

(Чтобы быть умнее, уметь замечать пороки у людей и бороться со своими недостатками).

— Какие пороки (плохие черты характера людей) любил «пощипать» Крылов?

— Что он высмеивал в баснях?

(глупость, податливость, Лесть, хитрость, коварство, лицемерие, подлость)

— Он осуждает беспечность (надо думать о завтрашнем дне), чёрствость (бездушие), эгоизм (себялюбие), легкомысленность и ветреность.

— Какие виды работ сегодня на уроке вам больше всего понравились?

— Как знания о баснях пригодятся вам в жизни?

Обогатят нас знанием жизни. Читая басни, мы становимся умнее, узнаём что-то новое и важное о себе и людях.

— Мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других, и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче и интереснее.

— Если вы выполните домашнее задание, то в дальнейшей вашей жизни вы научитесь бороться с недостатками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье.

— Возьмите на столе конверт №3 и посмотрите на домашнее задание.

Задание разноуровневое.

Подготовь выразительное чтение басни. Нарисуй иллюстрацию.

*Выучи басню наизусть или составь рассказ из жизни,

напоминающий сюжет басни.

— Ребята, вы хорошо сегодня работали на уроке , поделились знаниями о баснях И.А.Крылова.

(выставление отметок)

Задачи этапа

Включить ребенка в деятельность.

Развивать коммуникативные способности. Создать условия для самореализации каждого ученика.

Проверить усвоение полученных знаний.

Подвести к самостоятельному определению цели урока.

Выявить знания детей по теме урока.

Расширить знания о структуре и композиции басни.

Развивать речь, правильную дикцию.

Развивать умение самостоятельно делать выводы.

Создать мотивацию для закрепления материала в домашних условиях.

Формы и методы

Психологический тренинг.

Активные методы обучения.

Решение задачи с лишними данными.

Работа со словарем.

Чтение басни в лицах.

Комментарий.

Диалог.

  1. Литературное чтение  Э.Э.Кац  4 класс

  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М: ВАКО, 2007. – 288 c.

  3. Интернет — ресурсы:

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-literaturi-vo-klasse-ia-krilov-vorona-i-lisica.html

Открытый урок по литературному чтению И.А. Крылов «Ворона и лисица» 4 класс

Разработка урока литературного чтения в 4 классе:

Басня И.А.Крылова «Ворона и лисица»

                                               Автор:

                                                                  НарыжныхЛилиана Анатольевна,

                                                                  учитель начальных классов

Красногорск  2017г.

Разработка урока литературного чтения в 4 классе:

Басня И.А.Крылова Ворона и лисица.

Цели: познакомить с баснями И.А.Крылова; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль произведения; учить читать басню по ролям, различать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: предметные: умения отличать басню от стихотворения, определять структуру басни, самостоятельно инсценировать прочитанные произведения, писать и воспроизводить сценарий по прочитанной басне;

Метапредметные результаты:

Личностные — формирование нравственных качеств у обучающихся, воспитание положительного отношения к честным, благородным, добрым поступкам, привитие любви к басенному стиху и интереса к предмету;

познавательные — анализ нравственного смысла басни, характеров героев, умение соотносить смысл басни и пословицы;

регулятивные — формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

коммуникативные – ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.

Оборудование: портрет писателя, аудиозапись басни, карточки с текстом и заданиями, крылатые выражения, презентация.

Ход урока.

I.Организационный момент.

1.Приветствие гостей  1 СЛАЙД

2.Речевая разминка.

Пятиминутное чтение в «наушниках»

  1. II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся . 2-10 СЛАЙД

— Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте прослушаем запись  произведения (прослушивание аудиозаписи басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»)  [1]2 СЛАЙД

— Кто автор данного произведения? Как оно называется?

— Что вы помните о И.А.Крылове?  3, 4 ,5 СЛАЙД

— биография автора

Родился 2 февраля в Москве, но семья жила в Оренбурге. Отец его Андрей Прохорович служил капитаном. Мать-Мария Алексеевна была неграмотной женщиной и училась грамоте вместе с сыном. Семья жила небогато. Основным богатством отца был сундучок, в котором он хранил книги.

Он собирал их много лет, тратя на них последние гроши.  В сундуке отца лежали басни Эзопа. Маленький Ваня любил их читать. Писать он начал свои басни с 14 лет. Первая его басня вышла в 1806 году – « Разборчивая невеста» .

В 1809 году вышла его первая книга, в которой было 23 басни.

-Он был разносторонне одаренным человеком: драматургом , издателем, музыкантом (играл на скрипке),  художником. В  1809 году  издается первая книга басен И.А. Крылова.. После чего он становится великим русским  БАСНОПИСЦЕМ

-Давайте совершим воображаемую экскурсию, мысленно заглянем в Летний сад.

Ученик 1

-В 1855году в Летнем саду Санкт-Петербурге был поставлен первый памятник И.А.Крылову. Он изображен сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался.

Пьедестал памятника покрыт барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собирались по всей России.

Ученик2

-В Москве памятник И.А.Крылову находится в сквере на Патриарших прудах. Баснописец сидит в окружении героев его бессмертных произведений. Это отдельные медные стелы, стоящие вдоль дорожки сквера: Если приглядеться, на них можно увидеть героев басен: « Квартет», «Свинья под дубом», «Вол и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Слон и Моська», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки» и др.

Есть памятник Крылову и в Твери, городе, с которым cвязано детство писателя.

Обратите внимание

В 1812 Крылов становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841.

Он не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но много работал по составлению библиографических указателей и славянорусского словаря. 
    9 ноября (21 н.с.

) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге. 

Учитель

-Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?

Дети. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.

-Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?

Дети. Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Крылов учит мудрости жизни, любви к народу.

Дети. Чтение его басен обогащает нас знанием родного языка.

Ученик 3

Стихотворение Михаила Исаковского посвященное

Ивану Андреевичу Крылову.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни «Букварь» постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

— Произведение какого жанра вы прослушали? (басня)

— Что такое басня? Прочтите.  6 СЛАЙД

— Из каких частей состоит басня? 6 СЛАЙД

— Чем басня отличается от других произведений?(в них есть МОРАЛЬ)

— Что такое мораль?  Давайте прочитаем. 6 СЛАЙД

— Кто являются героями басен? 7 СЛАЙД

— Что в них высмеивается? 7 СЛАЙД

 -Какие басни И.А.Крылова вы помните? 8,9,10 СЛАЙД

— Прочитайте морали к данным басням. Объясните  их.

Проведение физ. паузы.

Цель: предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников.

—  Прежде чем преступить к изучению нового произведения,  давайте отдохнем.

— Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного».

— Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. ( осёл, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.)

III.  Постановка учебной задачи.

— Многие выражения из его басен стали крылатыми, превратились в пословицы и поговорки:КАРТОЧКИ

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» («Кукушка и петух»)

« Да только воз и ныне там»» («Лебедь , Щука и Рак»)

«Слона-то я и не приметил» («Слон и Моська»)

«У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»)

-Знакомство с новой басней И.А.Крылова научит вас оценивать свои поступки и поступки других.

— Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением русского баснописца И.А.Крылова, 11 СЛАЙД

а так же с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.

  1. IV. Работа над новым материалом
  2. Первичное восприятие текста

— Давайте посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «ВОРОНА И ЛИСИЦА» (через интернет)[3]

— Назовите героев басен.

— Как изображена в басне ВОРОНА?

— Что высмеивает в ней автор?(легкомыслие, беззаботность, глупость)

— А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему?

2.Чтение басни учащимися про себя для подготовки к анализу басни.

-А сейчас, прочитайте вдумчиво и внимательно самостоятельно, и подумайте какие слова, требуют объяснения? Подготовьтесь к беседе по содержанию.

А) Чтение молча в «наушниках»

-О чём это произведение? — о хорошо нами знакомых лисице и вороне или о чем-то ином?

-Что было непонятно?

  1. Словарная работа.12 СЛАЙД

 объяснение значения некоторых слов.

Лесть — лицемерное, угодливое восхваление.

Льстец — льстивый человек.

Гнусный — внушающий отвращение, омерзительный.

Взгромоздиться — взобраться с усилием на что-то высокое.

Пленил — привлёк внимание, привёл в восторг.

Вещуньина — принадлежащая вещунье.

4.Работа с текстом.

— Давайте прочтем басню еще раз

Б) Чтение « Жужжание»

— Ребята, как вы уже заметили,  И.А. Крылов о вороне говорит с усмешкой, с легким юмором, а по–другому говорят с  иронией.

—  В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ .13 СЛАЙД

-Давайте прочтем, что такое ирония — тонкая, скрытая насмешка.

— Где в басне ИРОНИЯ? Давайте прочтем.

-А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ 13 СЛАЙД

– слово  греч.,в переводе оно означает «иносказание».

Так в баснях  хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность — в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

— Найдите где в басне АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает невнимательность и глупостьВороны.

— Есть ли в этой басне МОРАЛЬ?

— Прочтите МОРАЛЬ басни. Объясните ее.

«И в сердце льстец отыщет уголок»  14 СЛАЙД

-Сколько героев в этой басне? Назовите их. (автор,Лиса,Ворона)

В) Чтение вполголоса «шалашиком»

-Почему Крылов говорит, что лесть вредна?

-Ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?(Приятно, когда говорят о тебе правду).

-Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит/ И говорит так сладко, чуть дыша…)

-Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.

-Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы?(читают отрывок).

-Как Лисице удалось достичь своей цели?

-Что должен понять из этой басни читатель?

-Какое выражение басни стало крылатым?

Молодцы, хорошо поняли содержание басни.

  1. Подготовка к выразительному чтению басни.

-Давайте вспомним критерии выразительного чтения. Прочитайте свою памятку.

Критерии выразительного чтения. (карточка)!!!

1.Умение работать с голосом (повышать-понижать).

2.Работать с тоном.

3.Ставить логическое ударение.

4.Делать логические паузы.

5.Чёткая дикция (читать достаточно громко).

  1. Опережающее домашнее задание

Инсценировка басни

  1. Работа в парах. Чтение по вариантам.

-Обсудите с другом, как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью, с любовью, нежностью. Состраданием, с юмором, восхищением? А теперь игра «Ты мне — я тебе!», вы будете «репетировать» выразительное чтение вполголоса басни в парах, и ставить друг другу оценки.

Учащиеся «репетируют» выразительное чтение басни, в парах.

Слушаем несколько выступлений.

10.Рефлексия

-Выберите любое начало предложения и продолжите его.

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

— С каким произведением мы познакомились?

— Какого оно жанра?

— Что такое басня?

— Кто главные герои этой басни?

— Что высмеивается в баснях?

-Чему учат басни?

— С какими новыми литературными понятиями познакомились?

— Что такое мораль, аллегория, ирония?

-О чем предупреждает И.А.Крылов в этой басне? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддается его речам)

-Выучить басню наизусть; подобрать пословицу к этой басне; по желанию — нарисовать иллюстрацию к басне, прочитать любую другую басню Крылова.

— Все молодцы, спасибо за работу. 16 СЛАЙД

Загрузить: I.A.Krylov_Vorona_i_lisica.docx (176,95 Кбайт)

Источник: https://naryzhnyh-la-mouasoh.edumsko.ru/folders/post/1273184

Ссылка на основную публикацию