Конспект занятия кружка в начальной школе. лепка из пластилина «кукла-барыня»

Мягкий пластилин КРОХА 10 цветов (Луч) — отзыв

_________________________________Приветствую!______________________________

Кто бы мог подумать о том, что выбор пластилина, это очень ответственная и достаточно сложная задача. Ранее мне казалось что алгоритм действий чрезвычайно прост: «Пришел. Увидел. Купил.»

На деле же все обернулось иначе.

Виды пластилина:

  • Скульптурный.
  • Прыгающий.
  • Застывающий.
  • Магнитный (отзыв).
  • Восковый.

И это далеко не все виды, и с каждым годом их становится все больше.

Но сегодня расскажу Вам о мягком пластилине российского производства.

Мягкий пластилин «Кроха» фирмы Луч.

Мягкий пластилин «Кроха» фирмы Луч. Отзыв

Название серии «Кроха» и это не спроста. Производитель отмечает на упаковке несколько преимуществ данной серии пластилина, по которым он подходит для деток от 3х лет. Этим пластилином можно даже РИСОВАТЬ!

Мягкий пластилин «Кроха» фирмы Луч. Отзыв

В картонной коробке 10 брусков пластилина разных цветов, по 16,5 г. каждый.

Мягкий пластилин «Кроха» фирмы Луч. Отзыв

  1. Белый.
  2. Черный.
  3. Желтый.
  4. Оранжевый.
  5. Красный.
  6. Светло-зеленый.
  7. Темно-зеленый.
  8. Фиолетовый.
  9. Синий.
  10. Коричневый.

Мягкий пластилин «Кроха» фирмы Луч. Отзыв

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Ну, а теперь немного творчества. Прилагаю фотографии мини мастер-класса по изготовлению Дымковской барыни из пластилина.

Нам понадобится:

  • пластилин,
  • ножи (нож не входит в состав набора «Кроха»!),
  • коврик для работы с пластилином,
  • отрез бутылки в качестве основы.

Дымковская игрушка. Барыня. Мастер-класс

Сразу скажу, для сравнения пластичности разных марок я использовала сразу несколько упаковок пластилина.

Мягкий пластилин «Кроха» фирмы Луч. Отзыв

Дымковская игрушка- один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).

Поехали.

Отрез бутылки это основа тела Барыни.

Дымковская игрушка. Барыня. Мастер-класс

Разминаем пластилин и покрываем будущую юбку белыми полосками с разрезами.

Дымковская игрушка. Барыня. Мастер-класс

Разрезы заполняем другим цветом, в моем случае это красный. Удобнее заполнять разрезы, скатав красный цвет в длинную сосиску.

Дымковская игрушка. Барыня. Мастер-класс

Дымковская игрушка. Барыня. Мастер-класс

Дымковская игрушка. Барыня. Мастер-класс

После полного заполнения поверхности юбки пластилином, переходим к декору. Тут у кого на что хватит фантазии и усердия. Раскатывать тонкие сосиски не так то уж просто, они получаются не равномерной толщины.

Дымковская игрушка. Барыня. Мастер-класс

Далее делаем фартук и оборки к нему.

Дымковская игрушка. Барыня. Мастер-класс

Обратите внимание

Основой торса станет горлышко бутылки. Так же крепим плечи, шею и голову, скатанные из белого пластилина.

Дымковская игрушка. Барыня. Мастер-класс

Украшаем тело куклы и делаем прическу.

Дымковская игрушка. Барыня. Мастер-класс

Прическу делаем не сильно объемную, поскольку у куклы будет головной убор.

Дымковская игрушка. Барыня. Из пластилина. Мастер-класс

Т.к. у меня не осталось белого пластилина, пришлось вручить в руки кукле полотенце с караваем, изначально не планировала этого.

Что касается лица, то все детали лучше крепить с помощью карандаша или зубочистки, слишком кропотливо и руками не получается.

Нос советую делать сразу, в процессе лепки головы, потому как нос приделанный отдельно смотрится «картошкой».

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

А вот и итог двухчасовой работы.

Мягкий пластилин «Кроха» фирмы Луч. Отзыв

Дымковская игрушка. Барыня.Из пластилина. Мастер-класс

Дымковская игрушка. Барыня. Из пластилина.Мастер-класс

Думаю, что получилось вполне не плохо для первого раза.

Дымковская игрушка. Барыня. Мастер-класс

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Мягкий пластилин «Кроха» фирмы Луч в целом не плохо себя показал. Он действительно мягче остальных марок, но в этом затаился его минус.

Дело в том, что раскатать пластилин по коврику не представляется возможным, он прилипает и размазывается (не зря производитель говорит о том, что пластилином «Кроха» можно рисовать). А т.к.

нам нужны тонкие плоские детали, к примеру для оборочек, их не совсем удобно делать в руках, получаются не ровные края и разная толщина по длине пластилиновой ленты.

А для детей, лепить кружочки, лепешки и прочее-самое оно!

Цена данного пластилина разная. Я брала аш за 110р. в частном магазине, в интернете такая упаковка стоит рублей 70.

С Вами была Ваша Нюшка. Удачного всем дня!

Просто оставлю это здесь:

Книга Секреты пластилина, Рони Орен.

Кисти для рисования с Али.

Источник: https://irecommend.ru/content/dymkovskaya-kukla-barynya-master-klass-s-poshagovymi-foto-v-chem-minus-myagkogo-plastilina-k

Конспект занятия кружка в начальной школе. кукла — берегиня — Педагог

11.10.2018

Внеклассное занятие в 4 классе

«Изготовление куклы-оберега»

Учитель трудового обучения: Вахлова О.А

Внеклассное занятие по технологии по изготовлению куклы-оберега для учащихся 4 класса. (Так же данное мероприятие может быть использовано для детей с ограниченными возможностями, более старшего возраста)

Цели и задачи

  • Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу;
  • Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
  • Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Аннотация :внеурочное занятиепосвящено истории происхождения тряпичной куклы на Руси и их значению.

Цель — дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси; развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; воспитывать любовь к русской культуре и традициям, интегрировать и применять знания полученные на уроках окружа Ход занятия

I. Организационный момент.Проверка готовности учащихся к занятию.

II. Сообщение темы, целей занятия.

Педагог :Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.

Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Важно

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

III. Изучение нового материала.

Педагог :На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке.

Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

Вопрос к учащимся:А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Изначально тряпичная кукла была элементом ритуальных обрядов, а не игрушкой для детей. Кукол изготавливали, как оберег для дома, а так же от сглаза и болезней. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия.

Все народные куклы делились на три группы:

  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Вопрос к учащимся:Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

  • Кукла на счастьеСвое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
  • Кукла День и Ночьсимволизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Её делали под Новый год. Она жила в доме и хозяин с хозяйкой разговаривали с куклой . Ежедневно цтром её поворачивали к себе светлой стороной, а вечером -темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачным в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне-чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Кукла оберегала всех домочадцев-охраняла их душевный настрой.

ПеленашкаСамый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

Подорожница-помещалась в ладошку так как её брали с собой в дорогу. Жены давали мужьям. Укуклы в руках узелок в который клали либо золу (символ домашнего очага) либо горошину, чтобы быть в пути сытым.

Берегиня дома-несла частичку души хозяйки и хозяина и помогала защищать дом. К тому же она приносила в дом достаток для чего в руки её давали узелок. Вешали берегиню над входом выше головы, так чтобы она могла видеть входящих в дом. Народ считал, что она оберегает отплохого глаза и злых людей.

Ровно год был отпущен оберегу, который называли «12 лихорадок». Делали её в виде 12 фигурок подвешанных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Которых звали Дряхлея, Глупея, Ленея, Немея, едея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. 15 января каждого года оберег заменялся на новый.

Обережных кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена былахранительницей домашнего очага и благополучия семьи. Куклам никогда не «рисовали» лицо. Безликость имела очень важное значение. Считалось, что лицо могут иметь только одушевлённые особи. И, что, если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух».

Правда, иногда куклам-оберегам «перекрещивали» лицо нитяным крестом (в то время крест был знаком солнца, которому поклонялись как божеству). Никаких других обозначений на лицо куклам–хранительницам не наносили.

Обрядовых куколочень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

  • «Кубышка — травница»Эта кукла защищала от болезней, наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни или ставили у кровати больного. Периодически её необходимо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах. Через два года травку в кукле необходимо менять.
  • Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
  • Крупеничка или Зерновушка-кукла из мешковины наполненная гречкой или пшеницей. Главная кукла в доме. Крупеничка помогала в тяжелые голодные времена. Ежегодно её наполняли новым зерном, а весной для посева первые горсти зерна брали именно из Крупенички.
  • Неразлучники
  • Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
  • Сёмик и СемичихаНародные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.
  • Филлиповка-делалась специально для хозяйки как помошница во всех делах. Этц куклу делали и дарили на Филиппов день 27 ноября. Шестирукая кукла являлась оберегом для рукодельниц, оберегая их руки от усталости и принося удовольствие от рукоделия. На поясе привязан мешочек с зернышком и монеткой. Это для того. Чтобы рукоделие приносило денежку.

Параскева-Пятница-покровительница женских ремесел. 10 ноября -день

Параскевы Пятницы. В этот день девки хвастались своими рукоделиями. Куклу одевали в народный костюм, руки украшали ленточками, кружевами и привязывали небольшие орудия труда, игольницы, ножницы.Она-хранительница предметов рукоделия, помошнтца в домашних хлопотах и обязательно должна быть у каждой хозяйки.

  • Купавкис ленточками на руках «жили» всего один день. Делали их на праздники Агрофены Купальницы и Ивана Купалы (6 и 7 июля) чтобы сплавлять по воде. Считалось что вместе с водой уплывут от людей и недуги и несчастья.
Читайте также:  Как ухаживать за обувью

Изготовлением кукол — «берегинь» занимались в основном долгими зимними вечерами или по большой необходимости.

В праздники, в выходные и «работные» дни (то есть в страду), а так же в среду и пятницу заниматься рукоделием не разрешалось, и даже более того, считалось делом греховным.

Были ещё особенности в изготовлении рукодельных кукол сделанных для обрядовых целей. Их делали “в один присест”, никогда не оставляя недоделки на потом.

Игровые куклыпредназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

Совет

Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.

Пеленашка-это маленькая тряпичная кукла, её можно убаюкивать,укрыть теплым лоскутком, цложить в постельку. Она легко поместится в кармане. Это первые куклы маленьких девочек.

Кукла Барыня-игровая кукла для старших детей. Делается бесшовным способом из тряпичной скрутки. Отличительной особенностью этой куклы барыни является плетение руки. Кукла довольно простая, но в то же время сложная для маленьких детей. По этому её делали для детишек постарше. Костюм куклы представлял собой юбку, фартук т касынку завязанную на летний манер.

Педагог: И сегодня я предлагаю вместе изготовить куклу-оберег.

V. Практическая работа

Обереги – один из самых популярных видов подарков. Их дарят на все возможные праздники, выбор их воистину огромен. Куколку оберег издревле принято считать символом хранительниц очага. Она может стать неплохимподарком на 8 марта от ребенка.

Славянские куколки обереги — символы плодородия женщины и они всегда обладают пышным бюстом и округлыми формами. Их принято дарить всем девочкам, женщинам и бабушкам весной. Куколку легко изготовить своими руками.

В набивку можно добавить успокаивающие травы, например валериану — такая куколка поможет быстро и крепко заснуть.

Материалы и инструменты:

  • Ножницы
  • Лоскуты хлопковой ткани
  • Нитки
  • Кусочек синтепона.

Этапы работы:

Вырежьте из ткани 5 квадратов размером 10 на 10 см: 3 белым и 2 любого другого цвета;

Порвите синтепон на мелкие кусочки (в этом с удовольствием вам поможет ребенок);

Выделите 3 комка синтепона: один большой и два маленьких;

Наполните белый квадрат большим кусочком синтепона и перетяните нитью, повторите процедуру с двумя цветными квадратами, обязательно сравните кусочки наполнителя по размеру, иначе груди будут разного размера (добавьте трав, если хотите);

Примотайте голову к грудям;

Сложим руки для куколки: возьмем квадрат и сложим его по диагонали, затем еще раз и еще раз. Повторим процедуру со вторым квадратом;

Приложим ручки со спины к куколке и примотаем ниткой;

Вырежем из ткани прямоугольный треугольник со сторонами 10 см и завяжем его как платочек;

Если хотите, вырежьте маленький фартук.

Источник:

Открытое занятие по изготовлению куклы-оберега «Северная Берегиня»

ГБОУ Школа №1793.Конспект открытого занятия по изготовлению куклы – оберега «Северная Берегиня» из ткани в подготовительной группе 7/3 «Дюймовочка».

Воспитатель: Александрова В.Н.

Цели: способствовать развитию патриотических чувств дошкольника в процессе приобщения к национальным традициям, при помощи знакомства с народной куклой в рамках реализации ФГОС.

Задачи:

Обучающие:

1. формирование умений следовать устным инструкциям, а также различным приёмам работы с тканью;

2. знакомство детей с основными видами кукол-оберегов.

Развивающие:

1. развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;

2. развитие мелкой моторики рук и глазомера;

3. развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

Воспитательные:

1. формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;

2. Способствовать общему развитию детей, привитие им любви к родине и народной культуре.

Источник: http://pedagogtop.ru/skazki/konspekt-zanyatiya-kruzhka-v-nachalnoj-shkole-kukla-bereginya.html

Кукла «Барыня» папье — маше. Скютте Варя 10 лет. работа для 3 — 4 классов

Творческий проект Кукла «Барыня»

В Санкт-Петербурге был объявлен детский конкурс «Шар- Папье» — Сделай игрушку своими руками.

В ДДТ «Современник» привезли разные заготовки в технике «папье-маше» (Папье-маше по-французски значит «рваная бумага».

Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоёв. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. http://www.

genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=7683e5d2-c81e-42fc-929e-5a3eca16237d)

Обратите внимание

Перед воспитанниками была поставлена задача: «Каждый должен сделать свою неповторимую игрушку».

Скютте Варя, 10 лет, создала свою игрушку на основе Вепсской куклы, с производством которых дети познакомились в творческой экспедиции в городе Архангельске (Вепсская кукла (кукла капустка, или рванка) Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали — можно сватов засылать.

Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, — Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех http://www.rukukla.ru/article/trya/vepckaa_kukla_ili_kapuctka.htm).

Работа шла в в 7 этапов:

1 этап: Подготовка фигурки из папье-маше и подборка тканей для изделия:

— склеить фигурку из папье-маше и покрыла белой гуашью, можно так же белой водоэмульсионной краской;

— пока фигурка высыхает, подбираем ткань для декорирования куклы «Барыни»;

2 этап: Формирование груди у куклы «Барыни» по мотивам Вепсской куклы:

— из двух одинаковых квадратов ткани формируют грудь( во внутрь квадратов набивают синтепон и завязывают ниткой)

3 этап и 4 этап: Выкройка юбки из подобранной ткани и смётывание юбки на сборку:

— выкраивается юбка по размеру фигурки;

— смётывается ниткой на сборку;

— одевается юбка на изделие;

— под юбку вкладывается сформированная грудь и закрепляется всё ниткой;

5 этап: Формирование рук куклы:

— из двух одинаковых прямоугольных лоскутков белого цвета делаем ручки путём завязывания ткани ниткой;

— сверху двумя другими лоскутками обкручиваем белую основу и получаем рукава рубахи;

— подбор ткани рукавов учитывает ткань груди у куклы, что создаёт видимость рубахи;

— готовые заготовки рук приклеиваем к кукле;

6 этап: Формирование причёски:

— наматываются нитки на картонную основу, разрезаются в месте наматывания;

— полученный пучок ниток разглаживаем, приклеиваем на голову куклы;

— формируем причёску, фиксируем лентами, клеем и т.д.

7 этап: Окончательное формирование образа куклы:

— для куклы подобрали самовар для окончательного образа Барыни (Барин (барыня, баре) — человек одного из высших сословий, господин, как правило, помещик. Происходит от старорусского «боярин».

Барчук, барышня — молодые люди из высших сословий, не состоящие в браке (дети барина). В переносном смысле — богач, человек, живущий на широкую ногу, или человек, не любящий работать, склонный перекладывать работу на других.

Также использовалось в качестве обращения в царской России. Материал из Википедии — свободной энциклопедии);

— самовар расписывается в едином стиле с костюмом куклы и приклеивается к ручкам;

— дополнить костюм Барыни можно серёжками, бусами, брошью и т.д.

В ходе работы по данному проекту у воспитанников формируются:

— навыки самостоятельной творческой деятельности,

— навыки развития мелкой моторики, пространственного видения своей работы,

— формируется развитие правильного подбора цветовой гаммы, развитие эстетического восприятия,

— так же формируются навыки использования меж предметных связей, таких как: использование историко-культурные знаний, полученных в ходе экспедиций, и творческого видения куклы в формировании изделий.

Источник: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/dopolnitelnoe-obrazovanie/kukla-quot-barynya-quot-pape-mashe-skyutte-varya-10-let-rabota-dlya-3-4-klassov-402897

Кукла Барыня

Кукла Барыня

— И что же получается, — спрашивает Веселина, — если в нашем городе я – самая главная, то меня тоже можно называть большухой?

— Нет, конечно, какая из тебя большуха, — развеял я ее сомнения, — хотя смысл ты уловила правильно – именно старшая, опытная, умная и разумная женщина в доме называется большухой.

А начался этот разговор у нас, потому что сегодня героиня нашей публикации – тряпичная игровая кукла Барыня.

— Так при чем же здесь большуха и барыня? – продолжает допытываться Веселина, — это вроде как слова с разным значением.

— Значение у слов то действительно разное, — согласился я, — но суть образа барыни в части ее непререкаемого авторитета как главной женщины в домашнем хозяйстве очень схож с социальной ролью большухи, которая была в каждой русской семье и осуществляла практическое руководство всеми домашними работами.

Социальная иерархия даже в самой простой и небогатой крестьянской семье всегда присутствовала и основывалась на многовековых традициях и устоях.

В каждом доме, независимо от статуса и богатства обязательно были два человека – большак и большуха.

Нетрудно догадаться, что так называли хозяина в доме, который осуществлял общее руководство деятельностью домочадцев, и хозяйку, обязанностью которой была организация жизни внутри семейного круга.

Нужно уточнить, что большак и большуха – именно статусы, которые присваивались наиболее авторитетным членам семьи, обладающих необходимыми качествами, при этом ими могли стать муж и жена, свекор и невестка, сын и мать и так далее, что решалось по обстоятельствам. Большак являлся единственным правомочным представителем семьи на сходе, где решались серьезные социальные вопросы, именно от его мудрости и ума зависело благополучие и процветание всего рода.

Большуха руководит действиями всех домочадцев на территории домашнего хозяйства, организует быт, четкое и качественное исполнение работы по дому денщицами, которыми по очереди на один день становились дочери и невестки. Именно этот образ руководящей женщины и воплотился в кукле Барыне для того, чтобы с детства посвящать ребенка в суть внутрисемейных отношений.

Вполне допускаю. что раньше эту куклу так и звали – кукла Большуха, а Барыней она стала после катастрофического разгрома советской властью крестьянских хозяйств, являвшихся основой сельского хозяйства всей страны, исправно плативших все на них возложенные налоги и подати.

Важно

Большаков тогда чаще всего уничтожали, став называть их кулаками, а семьи выселяли в другие места, лишая земли и всего нажитого имущества.

Видимо тогда слово «большуха» стало опасным из-за своего «кулацкого» происхождения, и куклу стали называть Барыня, словом, которое имело меньшее раздражающее действие на любителей отобрать и поделить, сначала разрушить, а потом только — думать, как построить.

Из-за того, что самым популярным вариантом куклы Барыни стал тот, который был распространен на территории Тулы, то часто ее называют Тульской Барыней. Мне представляется, конечно же, существование подобной куклы и в других регионах, везде, где существовал подобный семейный уклад, но пока достоверных сведений об этом мной не обнаружено.

— Первый раз вижу тряпичную куклу, у которой руки сделаны косичками, — удивилась Веселина, — это зачем так сделано?

— Точных данных об этом у меня нет, — признался я, — но можно предположить, что таким способом специально акцентировали внимание на силу, мудрость, знания – все то, что обозначала коса для наших предков. А использование плетения косой для изготовления рук обозначало, наверное, опытность в работе, умение, сноровку и подобные качества.

Конструкция куклы Барыни — тканевая столбушка, то есть в основе ее находится тугой валик из лоскутов.

По этому типу сделано много кукол – один из вариантов Утешницы, Птица Радость, Сударушка, мама из комплекта Семья, Девка-Баба, Успешница, Славутница, Коляда и другие.

Все этапы работы с куклой совершаются в такой же последовательности, за исключением двух моментов, на которых мы и остановимся.

Кукла Барыня, нижняя юбка одевается по необходимости, в моем случае это — тонкая ткань верхней юбки.

Во-первых, руки куклы делают особым способом, до этого мной никогда не встречавшимся. Для оформления головы в этом случае нужно брать не квадратный белый лоскут, как обычно, а прямоугольный со значительным преобладанием длины над шириной.

Когда же этот лоскут накрывает голову, то длинные концы его направляются в сторону рук, после этого опускаются вниз, ткань на лице расправляется и все закрепляем ниткой на уровне шеи.

Кукла Барыня, основа куклы — скрутка.

Во-вторых, грудь кукле делаем не из узелков, а из небольшой мягкой скрутки которую делаем по ширине груди, потом оборачиваем в более широкий лоскут, свободными концами которого обнимаем куклу спереди назад, где и фиксируем ниткой. С чем связан именно такой способ оформления груди у куклы Барыни мне не удалось узнать, но в большинстве случаев делается именно так.

Кукла Барыня, платок на спине скрывает место крепления скрутки-груди.

Одежда на кукле стандартная, состоящая из элементов, которыми одевают большинство игровых, обрядовых или кукол оберегов – юбка, передник, пояс, повойник, головной платок. Кисти рук крепятся на поясе вместе с передником таким образом, чтобы получилась подкова, Барыня подбоченилась, все видит, всеми руководит.

Традиционно используются яркие и нарядные ткани для этой куклы, мотивируя это тем, что барыня сама ничего не делает.

Но мне красный цвет почему-то сегодня не пришелся по душе, а потом – большуха всегда сама выполняла какую-нибудь работу, показывая личным примером образец ее исполнения, поэтому наша кукла Барыня получилась нарядной, но без руководящего пафоса.

Кукла Барыня в традиционном исполнении. С такой дамой особо не поспоришь )).

— Ой, а мне так в самый раз такая Барыня, — радостно воскликнула Веселина, машинально теребя куклу за руки-косички и подталкивая ее к выходу, — мне так уже нужна помощница, на которую я могу полностью положиться и в организационных делах.

— Ну вот видишь, как все хорошо складывается, — провожая их в город, сказал я, — только не забывай, что большуха отвечает за внутренние дела семьи, все остальное – не в ее ведении.

— Это я поняла, — сказала Веселина, — будет она у меня министром внутренних дел, а с внешними я и сама разберусь!

По дороге у них, как обычно, завязалась оживленная беседа, видимо, уже началось планирование бюджета и наметилась контрольная инспекция в городские кладовые.

На этом я буду завершать, всем спасибо за внимание, желаю вам семейного счастья и благополучия, пока.

Источник: http://kuklastadt.ru/articles/kukla-barynya

Занятия с Дымковской игрушкой – Ребенок в детском саду

Автор — Наталья А. Модель, методист.

С наступлением солнечных деньков часто родители и воспитатели задаются вопросом: чем занять ребёнка летом? Один из способов — креативное творчество.

Ведь это и познание, и развитие моторики, воображения, пространственного мышления и эстетической культуры, развитие определённых навыков и умений, приобретение новых знаний.

Дети летом в детском саду не только много гуляют, но и выезжают на экскурсии, делают поделки.

Занятия с дымковской игрушкой: глазам — радость, душе — отрада.

Одно слово «игрушка» вызовет у ребёнка интерес. А почему дымковская? Вот тут-то вы и раскроете большой секрет детям. Дымковская игрушка – это старинный народный промысел, игрушка уникальная, и аналогов её во всём мире нет.

Игрушке более четырёхсот лет. Делали дымковскую игрушку из глины в посёлке Дымково близ Вятки, ныне это город Киров. Изготовление игрушек – это семейная традиция. Ведь секреты лепки передавались только по женской линии.

С детьми можно выучить стихотворения А. Дьякова «Весёлая дымка». Дымка – так ласково называли созданную игрушку. Расскажите, что лепили мастера свои изделия из красной глины, смешивая её с песком. Собирали глину летом, весной, осенью, а лепили зимой, когда на полях был снег. Топили печи, обжигали в них игрушки, и весь посёлок был в дыму. От этого и название – дымковская…

Обратите внимание

Познакомьте детей с дымковскими узорами: кружочки, колечки, клетки, точки, ромбики, прямые и волнистые линии.

Какие нужно использовать краски на занятия с дымковской игрушкой? Яркие и сочные: желтые, зеленые, красные, оранжевые, синие. А ещё часто использовали золотую краску и «золотые квадратики». Эта техника у мастериц называлась «сажать квадратики».

Вятские мастерицы смачивали кисточку в сыром яйце, брали кисточкой специальные, очень тонкие золотистые листочки и украшали игрушки. При работе над игрушкой мастерицы всегда сочиняли сказки.

Поэтому и игрушки получаются такими яркими и весёлыми!

Вот так и у нас пройдет занятие с дымковской игрушкой: будем лепить и рассказывать сказки мастериц.

Мастер-класс «Баран-Золотые Рога»

Техника: лепка.

Материал:

  • глина или пластилин,
  • краски гуашевые или акриловые,
  • кисточки,
  • мука (если лепим из пластилина).

Для изготовления дымковского барашка нужно полтора кусочка пластилина. Мука потребуется для того, чтобы обсыпать готовое изделие — для обезжиривания пластилина. После того как барашка обсыпали мукой, можно приступать к покраске.

Сказка вятских мастериц про Барана-Золотые Рога

Жил был Баран-Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках: красных, синих, желтых, белых, черных. Гулял Баран по полям и горам, по лугам и лесам. Никого Баран-Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей — умная голова.

Окружили раз Барана серые волки. Да только Баран-Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых и говорит: «Пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые». А волчий круг все уже.

Баран и говорит: «Ошибся я, есть и жирные головы». А волки все ближе. Закричал Баран-Золотые Рога на весь лес: «Жирную пару волков на ужин я выбрал!». Сверкают при лунном свете золотые рога.

Испугались волки и пустились со всех ног наутек.

Сказку можно показать. Сделать домашний театр. Распечатайте изображения барана и волков, приклейте на бумагу — куклы для театра готовы!

Мастер-класс «Дымковская барышня»

Техника: лепка.

Материал:

  • пластилин,
  • пластиковая двухлитровая бутылка,
  • краски гуашевые или акриловые,
  • мука.

Бутылка пригодится для каркаса куклы. Отрезаем ножом верх бутылки (примерно 16-18 сантиметров).

Делаем лепешку из пластилина и размазываем ее по поверхности бутылки тонким слоем. Так продолжать до тех пор, пока вся поверхность бутылки не будет покрыта пластилином.

Верх бутылки накрываем целым куском пластилина и формируем туловище будущей барыни, соединяя верхнюю «лепёшечку» с юбкой.

Важно

Для того, чтобы сделать голову, лучше взять полтора кусочка пластилина светлого тона или даже белого. Делаем шею. Голову прилепляем к туловищу, разглаживая и придавая форму.

Руки сделать очень просто — достаточно раскатать колбаску и прикрепить к туловищу.

Перед покраской барыню посыпьте мукой.

Теперь можно приступать к раскрашиванию.

Сказка про Барыню «Украшение фартука». Сказка-спектакль

В Некотором царстве, в Дымковском государстве жила-была Дымковская барыня – красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Посмотрите, как хороша эта девица-душа.

— Щечки алые горят, удивительный наряд. Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива. Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Появляется кукла-барыня с белым фартуком и напевает песенку.

Барыня любила устраивать у себя чаепития и приглашать гостей. Однажды захотелось барыне испечь большой каравай для своих гостей. Одела она фартук, подошла к зеркалу, посмотрела на себя и удивилась.

Вся она такая красивая, расписная, на платье золотые квадратики, на рюшках яркие кружочки, расписной кокошник, а фартук белый.

И тогда разослала она клич по всему царству-государству: «Эй, вы, слуги мои верные! Спешите скорее ко мне, пожалуйте во дворец!» Услышали сей клич дымковские игрушки и поспешили к барыне.

— Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил, И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Вот индюк нарядный — Весь такой он складный. У большого индюка

Все расписаны бока.

И говорит барыня дымковским игрушкам: «Передайте, мои дорогие, всем моим подданным-мастерам мой указ. Кто из них распишет для меня самый красивый узор на моем фартуке, того я награжу!». Давайте и мы поможем барыне. При помощи волшебной палочки превращаемся в мастеров и мастериц: «Раз, два, три, повернись и в дымковских мастеров превратись!».

Воспитатель вместе с детьми вырезает из бумаги фартук любой формы и его расписывает. Для поощрения можно подготовить какой-нибудь подарок или сюрприз.

Далее, когда вы создадите много ярких и интересных игрушек, тогда можно организовать Ярмарку. Раньше, ни одна ярмарка не обходилась без глиняных игрушек. Налепите игрушки: коней, индюков, баранов, гусей, барышень и устройте весёлую ярмарку. С потешками, русскими песнями, частушками и стихами.

Загадка:

Совет

Весёлая белая глина, Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я? (Дымковская игрушка.)

Послесловие

Вообще, раскраска игрушки – это одно из достоинств народного творчества. Дети с удовольствием раскрашивают свои поделки.

Знакомство детей с народным промыслом – это часть патриотического воспитания.

Изучение фольклора даёт возможность детям почувствовать себя либо вятской мастерицей, либо гжельским умельцем, либо испытать гордость за умение превратить простую стеклянную банку в расписную хохлому и, несомненно, испытать чувство гордости за свою страну, так богатую своими традициями. А в народе так говорят: “Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”.

Радостных вам дней с дымковской игрушкой и весёлой Ярмарки!

НА ЗАМЕТКУ. Народная игрушка по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru. 

Источник: http://deti-club.ru/chem-zanyat-rebenka-letom-zanyatiya-v-detskom-sadu-vmeste-s-dymkovskojj-igrushkojj

Конспект занятия по рисованию «Знакомство с дымковскими игрушками, роспись юбок для дымковских кукол» | Конспекты занятий, ООД | Воспитатель детского сада / Всероссийский журнал, публикация статей, конкурсы и конференции для воспитателей

Автор: Чемоданова Галина Валентиновна

Организация: ГБОУ Школа № 1874

Населенный пункт: г. Москва

Цель: Продолжать знакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства — дымковской глиняной игрушкой. Сформировать у детей умения различать несколько видов дымковских кукол: водоносок, нянек, барынь. Замечать различия в одежде, в характерных деталях.

Задачи:

Образовательная: учить детей расписывать ярким узором юбки кукол: полосатым, клетчатым и узором из колец; учить видеть выразительность образов: важность барынь, веселость, статность водоносок и др.

Развивающая: развивать умения детей выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях. Развивать эстетический вкус.

Воспитательная: продолжать воспитывать детей на народных традициях, воспитывать в них любовь и уважение к труду народных мастеров — умельцев.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель в русском сарафане встречает детей в группе в «музее» дымковской игрушки.

 Воспитатель: Эй, честные господа!

                        К нам пожалуйте сюда!

                        Как у нас ли тары-бары,

                        Всяки разные товары.

                        Подходите! Подходите!

                        Посмотрите! Посмотрите!

(Дети рассматривают дымковские игрушки. Раздается стук в дверь входит мальчик и девочка из подготовительной группы в русских костюмах)

Воспитатель: Вы кто такие и откуда?

 Дети: Мы мастера. Хотим вам что то рассказать. А откуда мы? Догадайтесь сами.

Девочка:

Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река,

скованная льдом.

Мальчик:
Мягко падает снежок,
вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.

Воспитатель: Откуда же к нам пришли мастера?  

Дети: Из Дымково.

Воспитатель: Правильно, из Дымково. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит г. Киров, видно заречную слободу Дымково.

Воспитатель: А почему оно так называется?(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Когда зимой топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке. Вот поэтому, ребята, село и назвали Дымково. И живут там замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их   яркими узорами.

Ребенок: Хороша игрушка расписная,

                Вся поет бесхитростно светла.

                И видна мне радость молодая,

                Ставшая искусством ремесла.

                Не потому ль игрушкой этой,

                Народ так свято дорожил,

                Что он свое стремленье к свету

                В фигурки яркие вложил.

Воспитатель: Ребята вы хотите стать такими мастерами?

Дети: Да.

Воспитатель предлагает детям и гостям пройти в «мастерскую». Детей рассаживает на стулья полукругом. В центре стоит стол, где под салфеткой находятся дымковские куклы.

Воспитатель: Давайте познакомимся с дымковскими куклами.

Показывает куклу-водоноску.

Обратите внимание

Воспитатель: Это водоноска. Она несет на коромысле ведра с водой. Раньше, когда не было водопроводов, девушки ходили за водой на  речку или к колодцу. На голове у водоноски…

Читайте также:  Как правильно ухаживать за ногами

Дети: Кокошник.

Воспитатель: Он высокий, закругленный, украшен золотым ромбиком. Из под волос видны овальные серьги, а на шее…

Дети: Бусы.

Воспитатель: Кофточка…

Дети: ( Называют её цвет)

Воспитатель: А широкая юбка колоколом узорчатая. Узор составлен из полос, которые сочетаются с…

Дети: (называют другие мелкие элементы: точки, кружочки, штрихи.)

Воспитатель: Водоноска  нарядная, стройная. Фигурка у неё прямая, с тонкой талией.

Воспитатель: (берет другую куклу). А эта кукла держит в руках младенца, завернутого в пеленку. Таких дымковских кукол с малышами называют няньками.

(Путем вопросов воспитатель выясняет, как одета вторая кукла. Помогает детям рассмотреть узор на юбке).

Воспитатель: Такой узор называется клетчатым. Водоноска и нянька изображены в работе. Одна несет ведра, другая качает ребенка. Они в фартуках. Как вы думаете, почему?(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно чтобы не испачкать свой нарядные узорчатые юбки.

Мальчик-гость: А у нас для вас сюрприз. А какой, догадайтесь сами. (Читает стихотворение).

Посмотри, как хороша

Эта девица- душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня ведь так красива.

Как лебедушка плывет

 Песню тихую поет.

Дети: Кукла барыня.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется эта кукла?

(Мальчик-гость достает куклу барыню и ставит рядом с другими куклами. Воспитатель благодарит гостей,  провожает их и продолжает занятие)

Воспитатель: У этой куклы в руках муфта и она одета по другому. У нее на голове не кокошник…

Дети: А шляпа.

Воспитатель: Не кофточка, а жакет с пышной оборкой.

(Обращает внимание детей на узоры юбки. Говорит, что он составлен из…  (колец), в сочетании… (дети называют мелкие элементы узора- точки, кружочки, штрихи) )

Воспитатель: Такую куклу дымковские мастера назвали барыней. Она нарядная, гордая, важная.

(Раздает детям открытки с изображением разных дымковских кукол. Предлагает рассмотреть узор на юбке этой куклы, сказать, какой он(полосатый, клетчатый или узор с кольцами) и поставить рядом с куклами, где у куклы изображен такой же узор.

Важно

Воспитатель: Почему все полосатые, клетчатые узоры и узоры из колец на юбках кукол разные?(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Разнообразие узоров достигается за счет сочетания полос, клеток и колец с разными элементами и за счет разного цвета крупных и мелких элементов.

(На магнитной доске дымковские куклы)

Воспитатель: Да, у этих кукол кокошники и кофточки такие же, как у дымковких кукол. Но они совершенно не нарядные, как эти. Чего у них не хватает?(Ответы детей)

Воспитатель: Ну конечно, у них нет нарядных узорчатых юбок. Как же вечером они будут водить хороводы. Я предлагаю вам, взять свой стульчик, занять место за столом в нашей «мастерской», стать дымковскими мастерами и нарисовать для кукол нарядные юбки.

Воспитатель: Посмотрите на юбки дымковских кукол. Клетки и полосы расположены на таком расстоянии друг от друга, что осталось место для других элементов узора.(Дети называют эти элементы)

Воспитатель: Что бы и у вас получилось так же, посмотрите, как располагают полосы и клетки на юбке.(Показывает и объясняет)

Воспитатель: Сначала надо  всей кистью нарисовать полосу сверху вниз посередине юбки. Потом найти середину левой стороны юбки и нарисовать там такую же полосу, затем нарисовать полосу посередине правой стороны юбки. Видите, получилась четыре широкие полосы на равном расстоянии  друг от друга. Между ними осталось место для других элементов узора.

А те дети, которые будут рисовать клетчатый узор, нанесут сверху этих полос слева направо ещё три полосы: посередине, вверху и внизу.

Совет

Посмотрите на узорчатые юбки дымковских кукол и решите, какой узор вы будете рисовать, с какими мелкими элементами соедините полосы или клетки, какие цвета красок выберете для узора. Самые мелкие элементы — точки и штрихи — можно нарисовать на более крупных элементах — кружках и овалах.

Напоминаю, что  полосы надо  рисовать всем ворсом кисти, держа её  плашмя, мелкие элементы наносить кончиком кисти, овалы выполнять приемом бокового мазка.

Воспитатель: Давайте вспомним основное правило при рисовании кистью.

Дети: Кисточку надо тщательно промывать, потому что, краски не любят когда к ним приходят грязные кисточки.

(Дети рисуют под спокойную тихую музыку)

Воспитатель: А пока ваши работы высохнут, мы с вами поиграем.

Воспитатель берет обруч с ленточками, дети берутся за ленточки. (Проводится игра «Карусель»)

Еле-еле, еле-еле закружились карусели,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два — вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ну, вот мы с вами отдохнули, а теперь давайте примерять наряд для наших кукол. (куклы расположены на магнитной доске). Посмотрите, какие  красивые  у вас получились юбочки.

Вместе с детьми воспитатель уточняет, как построен узор, получился ли он нарядным, каково сочетание красок.

(Воспитатель предлагает детям разместить нарисованные юбочки куклам. Вот теперь этих кукол можно назвать дымковскими, потому что вы нарисовали им юбки с элементами дымковской росписи. Из вас получились настоящие дымковские мастера. Благодарит детей.)

Литература:

  1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Мозаика-Синтез, 2006г.
  2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду (старшая группа), Цветной мир, Москва, 2014 год
  3. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа), Мозаика-Синтез, 2014 год

Источник: https://www.vospitatelds.ru/categories/1/articles/509

Кукла Барыня

Кукла Барыня относится к так называемым «свернутым» куклам, т. е. сделанным без шитья иголкой. Технологию ее изготовления когда-то представила в журнале «Народное творчество» И. Агаева. Вот выдержка из той статьи с риснками: 

«Для детей постарше изготавливали тряпичных кукол, которые называли «Барынями».

Сначала делали туловище (без шитья иголкой), покрывали белой тканью и и перевязывали в трех местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову.

Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали ей косынку (завязывали сзади)».

Вот такая Барыня у меня получилась

  • У юбочки когда одеваем, можно повыше подтянуть край, тогда прикроет грудь и будет на сарафан похоже, то же с фартуком.

    Не знаю правда нужно это делать или нет, но фото видела разные, в том числе и такие, где грудь прикрыта почти до шеи засчёт юбки и фартука.

    Обратите внимание

    По схемам жалко не нарисовано как точно одеть юбку и фартук — выворотно или напрямую.

    А пояса у неё отдельного нет, только такой который как лоскут, руки перехватывает?..

  • Наверно по-разному делают, в книге Дайн есть схемы и фото барыни Агаевой, там видно, что юбка надета не выворотно, а фартука нет вообще (но на схемке он нарисован).

    Больше того, у куколки очень внушительная грудь, на руках рукава-фонарики, а к поясу привязан глиняный петух — очень хорошая получилась 🙂 И ещё голова у этой барыни очень большая и круглая, так что явно что-то дополнительно подматывали на скрутку 🙂 Думаю, что можно по-всякому их делать.

  • Думаю, здесь каких-то строгих канонов нет, поскольку кула игровая, а не обрядовая. Юбку я делала вывортно, а передник — поверх. И пояс только наружний. Функцию нательного оберегового пояска выполняет нитка-перетяжка на талии

    22 января 2011 Алла Назарова

  • Я делала по описанию из книги Дайн — получается очень красиво!
    Слышала, что такую куклу делала невестка для свекрови. Кто -то про это знает? Может кто-то был на семинаре Агаевой?

  • На вот такой скруточке делала)

  • Невестка для свекрови… точно не знаю, это только да, если у кого-то информация с семинара есть, может рассказывали подробнее?..
    Очень ваша кукла по цвету нравится, чудо! Да и поза… ну характерная, слов нет! 🙂

  • Всем доброго времени суток! Алена, мне очень понравилась Ваша кукла — такая вся статная, ладная! В книги Дайн, по которой Вы делали куклу, представлена фотография не конкретно куклы «Барыня». Вероятно, что это одна из кукол «Четыре возраста женщины» кукла «Девочка». У куклы «Барыня» не привязывается грудь,косынка завязывается сзади, да и игрушка — это атрибут девочки.

    Я тоже какое-то время не могла понять различий между схемой и фотографией, пока не увидела куклы И. Агаевой «Четыре возраста женщины». Они крутятся также как и Барыня, только у них есть дополнительные элементы: привязывается грудь, нижние юбки и рукава-крылышки. И должна быть выдержана цветовая гамма розовый-красный-бордовый-синий.

    А вот еще информация об этой кукле: «Кукла Большуха (Барыня) — лучший подарок свекрови Эту куклу я увидела под именем Барыня, а через какое-то время, совершенно случайно, узнала, что есть у нее и другое имя, которое, на мой взгляд, более подходит этой кукле. Зовут ее еще Большуха. В далекие времена славяне жили большими семьями, состоявшими из нескольких поколений.

    Во главе семьи стоял, как правило, большак (старшой). Большак управлял всем хозяйством, отвечал за благосостояние семьи, решал вопросы купли-продажи, распределял работу среди мужчин. Всеми хозяйственными работами внутри дома, требующие женские рук, ведала большуха.

    Большуха – обычно жена большака, мать и свекровь для невесток, распределяла домашнюю работу между невестками и взрослыми дочерьми, ведала заготовкой, сохранностью и выдачей продуктов. Все «женские» работы осуществлялись при контроле и участии большухи, без ее согласия даже глава семьи не мог распоряжаться в этих вопросах.

    Уважение и почет большухе оказывали все мужчины и женщины рода. Нередко после смерти большака, даже при наличии взрослых женатых сыновей, главой рода становилась большуха. На свекрови-большухе также была ответственность за воспитание и здоровье детей семьи. У большух женщины рода учились лечебным навыкам.

    В случае болезни детей и с проблемами собственного здоровья невестка в первую очередь обращалась к свекрови. Роды у невесток зачастую также принимала свекровь-большуха. Кукла Большуха (Барыня) делается невесткой для свекрови в знак уважения, почитания и принятия правил новой семьи.

    Важно

    Даря эту куклу, молодая женщина показывает, что готова признать свекровь главной и согласна прислушиваться к ее советам. Прошло много лет с тех пор, когда свекровь называли большухой. Человек сумел облегчить свою жизнь, отпала необходимость жить большими семьями, чтобы сообща вести тяжелое хозяйство.

    Мой рассказ про куклу Большуху-Барыню слушают всегда с интересом, но финал его молодые женщины комментируют со смехом и почти всегда одинаково: «Еще чего! Показать свекрови, что она главная!» Уверенными и самостоятельными стали невестки, но и бывшие большухи не торопятся сдавать своих позиций. Вот и получается порой «бермудский треугольник», в котором кипят нешуточные страсти.

    Все женщины между собой должны прекратить войны за мужчин, хотя бы потому, что воевать – это мужское занятие. Конфликты происходят из-за невежества и непонимания друг друга. Поэтому в сложных отношениях свекровь-невестка действителен только один рецепт для обеих: не знаешь, учись, не понимаешь, ищи информацию об этом. А дальше, конечно же, меняйся, развивайся и будешь счастливой. Напомню, это касается обеих.» Информация взята отсюда:

    Всем радостного процесса творения! )))

    10 июля 2012 Гость (Алина)

  • Алина, СПАСИБО вам огромное!!

  • Алина, спасибо огромное! Я никак не могла найти объяснение этой кукле — что то не складывалось, когда говорили, что она чисто игровая, и делали ее девочки для своих младших сестер. Уж больно характерная)

    Интересно, откуда информация эта у сайта Пелагея?

  • Теперь все понятно. У меня ученики девчонки с мамами, а информация везде разная. Надо сделать. Спасибо

    9 октября 2012 Ирина Фирсова

  • А это моя барыня. Когда начинаешь делать куклу, то всегда хочется чего-то своего добавить.

  • Зоя! Спасибо Вам огромное за Ваши куклы объяснения и мастер — классы Прекрасно что Вы делитесь своими знаниями

    3 января 2014 Гость (Лариса Новицкая)

  • при поддержке x-lab.ru

    Источник: http://www.rukukla.ru/article/trya/2011-01-21-5

    Ссылка на основную публикацию