М. бородицкая. котенок

М. КАРЕМ. «ОСЛИК», М. БОРОДИЦКАЯ. «КОТЕНОК». Э. МОШКОВСКАЯ. «КОМУ ХОРОШО»

  М. КАРЕМ. «ОСЛИК»,  М. Бородицкая. «Котенок».
Э. Мошковская. «Кому хорошо»

Цели: учить анализировать позиции автора и героев стихотворения, понимать и чувствовать смысл интонации, эмоционального тона стихотворения; развивать умение ориентироваться в тексте.

Ход урока

I. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорку на доске, сначала медленно, затем наращивая темп:

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

II. Проверка Д/з Сочинение «Моя любимая игрушка» (по желанию)

 III. Изучение нового материала.

Учащиеся читают стихотворение М. Карема «Ослик».

Учитель произносит имя поэта с правильными ударениями и произношением твердого звука [р] в фамилии. Поэт Мо́рис Ка[рэ́м].

– Хочет ослик катать отдыхающих по пляжу? (Он совсем не хочет делать то, что делает его мама, – катать отдыхающих по пляжу.) Найдите в тексте строчки, в которых выражено беспокойство ослика по поводу своего будущего. (Строчки выделены голубым цветом.)

– Как вы думаете, придется ли ему, как и его маме, это делать? Мама ослика знает об этом?

– Прочитайте строчки, в которых выражено утешение, исходящее от мамы, которая знает о нелегком труде сынишки в будущем, но убеждает его в том, что это наступит еще очень не скоро и что в ближайшем будущем его ждут одни радости и наслаждения. (Строчки выделены оранжевым цветом.)

-Зачем же она его обнадеживает? (Мама из любви обнадеживает сынишку, поддерживает его и утешает, не хочет, чтобы он расстраивался и падал духом.)

– Как вы думаете, почему именно после того, как маленькому ослику в спину вцепился репей, он спрашивает у мамы о своем будущем? (Маленький ослик почувствовал боль от репья в спинке и сразу разволновался: он вдруг представил, что на его спине все время может быть какая-то тяжесть, и стал это немедленно уточнять у своей мамы.)

— Почему именно слово «спина» упоминается неоднократно: то как «спина», то как «спинка», то как «ненаглядная спина»? (Для ослика спина – это место, на которое люди садятся сами или нагружают поклажу.)

– Отгадайте загадку:

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает  на клубки,

Прячет в лапки коготки! (Котенок.)

Учащиеся читают стихотворение М. Бородицкой «Котенок».

– Кто так внимательно рассматривает котенка? (Котенка рассматривает мальчик, герой этого стихотворения.) Докажите, что мальчик рассматривает котенка внимательно. (Первые шесть строчек стихотворения.

Точное описание котенка: как он едва стоял на лапках, как дрожал, какие у него мягкие ушки; сложное и противоречивое чувство, которое вызывает у мальчика этот котенок: с одной стороны, это чувство любования (он был такой прекрасный), с другой стороны – чувство острой жалости (он был такой несчастный; он был, конечно, сирота).

) Автор смотрит на происходящее своими глазами или глазами мальчика? (Это взгляд автора, но автор смотрит глазами мальчика.)

-Понимает ли мальчик кошачий язык? Прочитайте конкретные строчки, которые доказывают, что мальчик этот язык понимает.

– Понимает ли мама мальчика этот язык? (Если бы не понимала, вряд ли бы отвечала на каждую просьбу котенка.)

-Кому же отвечает мама: котенку или своему сыну? Если мама отвечает мальчику, то на что, на какие просьбы мальчика? (Он ведь молчит.) Понимаете ли вы, что общаются трое: котенок, мальчик и мама?

– Как же мама понимает, о чем сын ее просит, если он не сказал ни одного слова? (Мальчик всем своим видом и существом, своим выражением лица и глазами страстно просит, умоляет маму взять котенка.)

– Что заставило маму изменить свое решение? (Маме самой стало жалко котенка.)

– Мама  не  устояла  перед  наивной  доверчивостью  котенка,  котенок вручил маме все свое существо, когда переполз к ней на туфлю, и мама не выдержала.  Что  делать,  если  беззащитное  существо  так  наивно  и  доверчиво тебе вручает себя? Мама растерялась и спросила сына, что же теперь делать.

Чтение стихотворения Э. Мошковской «Кому хорошо».

– Как вы думаете, у самого героя этого стихотворения кто-нибудь есть или герой только мечтает об этом? (Герой только мечтает о том, чтобы у него кто-нибудь был.)  Докажите  свой  ответ строчками из стихотворения.

(С воодушевлением он говорит: «Какие пушистые есть хвосты!» Он соглашается даже на то, чтобы у собаки не было никакого хвоста: «А может, вовсе и нет хвоста! Бывает и так у собак, не беда». С какой поспешностью он говорит о том, что это может быть и не собака, а черепаха или ежик.

Даже интонация меняется в конце стихотворения – делается торопливой, прерывистой, захлебывающейся, когда герой говорит: «…И ежик, и надо заботиться, и торопиться к нему! И готовить поесть!»)

 – Так кому же хорошо, по мнению героя? Вы согласитесь с этим? (Дети высказывают свое мнение.)

Творческое задание(работа в группах по 4 человека): Составление вопросов к тексту(по 2 вопроса)

 1ряд:К стихотворению М. Карема «Ослик».

2 ряд: К стихотворению М. Бородицкой «Котенок».

3 ряд: К стихотворению Э. Мошковской «Кому хорошо».

Работа со страничкой «Содержание». Учащиеся сопоставляют автора и произведения.(работа в парах)

(В первом полугодии учащиеся запоминают то, что А. Пушкин написал «У лукоморья», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне…»; что В. Драгунский написал «Денискины рассказы»; Л.

Толстой написал рассказы «Косточка», «Прыжок» и «Акула».)

– Какие два произведения Пушкина, два произведения Харриса, два произведения Дж.

Обратите внимание

Родари, два произведения Козлова, два произведения Толстого, три – Драгунского находятся в учебнике?

   Итог урока.

– С какими произведениями познакомились? Кто их автор? Что объединяет эти стихи?

Рефлексия: Похлопайте в ладоши те, кто считает, что сегодня весь класс работал хорошо. Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня на уроке хорошо работал сосед по парте. Похлопайте в ладоши те, кто считает, что  сегодня сам хорошо работал на уроке.

Д/з Уч. с.148-151 читать выразительно 1 на выбор

Вопросы  стихотворению М. Карема «Ослик».
вопрос ответ
1.
2.
Вопросы  стихотворению М. Карема «Ослик».
вопрос ответ
1.
2.
Вопросы к стихотворению М. Бородицкой «Котенок».
вопрос ответ
1.
2.
Вопросы к стихотворению М. Бородицкой «Котенок».
вопрос ответ
1.
2.
Вопросы к стихотворению   Э. Мошковской «Кому хорошо».
вопрос ответ
1.
2.
Вопросы к стихотворению   Э. Мошковской «Кому хорошо».
вопрос ответ
1.
2.
Автор- Фамилия, Имя Название произведения
Пушкин
Харрис
Драгунский
Пушкин
Драгунский
Козлов
Драгунский
Харрис
Козлов
 Оцени свою работу: Оцени работу соседа:
Читайте также:  Пословицы и поговорки про рыбу и рыбную ловлю
Автор- Фамилия, Имя Название произведения
Пушкин
Харрис
Драгунский
Пушкин
Драгунский
Козлов
Драгунский
Харрис
Козлов
 Оцени свою работу: Оцени работу соседа:
Автор- Фамилия, Имя Название произведения
Пушкин
Харрис
Драгунский
Пушкин
Драгунский
Козлов
Драгунский
Харрис
Козлов
 Оцени свою работу: Оцени работу соседа:
Автор- Фамилия, Имя Название произведения
Пушкин
Харрис
Драгунский
Пушкин
Драгунский
Козлов
Драгунский
Харрис
Козлов
 Оцени свою работу: Оцени работу соседа:
Автор- Фамилия, Имя Название произведения
Пушкин
Харрис
Драгунский
Пушкин
Драгунский
Козлов
Драгунский
Харрис
Козлов
 Оцени свою работу: Оцени работу соседа:
Автор- Фамилия, Имя Название произведения
Пушкин
Харрис
Драгунский
Пушкин
Драгунский
Козлов
Драгунский
Харрис
Козлов
 Оцени свою работу: Оцени работу соседа:
Автор- Фамилия, Имя Название произведения
Пушкин
Харрис
Драгунский
Пушкин
Драгунский
Козлов
Драгунский
Харрис
Козлов
 Оцени свою работу: Оцени работу соседа:
Автор- Фамилия, Имя Название произведения
Пушкин
Харрис
Драгунский
Пушкин
Драгунский
Козлов
Драгунский
Харрис
Козлов
 Оцени свою работу: Оцени работу соседа:
Автор- Фамилия, Имя Название произведения
Пушкин
Харрис
Драгунский
Пушкин
Драгунский
Козлов
Драгунский
Харрис
Козлов
 Оцени свою работу: Оцени работу соседа:
Автор- Фамилия, Имя Название произведения
Пушкин
Харрис
Драгунский
Пушкин
Драгунский
Козлов
Драгунский
Харрис
Козлов
 Оцени свою работу: Оцени работу соседа:
Автор- Фамилия, Имя Название произведения
Пушкин
Харрис
Драгунский
Пушкин
Драгунский
Козлов
Драгунский
Харрис
Козлов
 Оцени свою работу: Оцени работу соседа:
Автор- Фамилия, Имя Название произведения
Пушкин
Харрис
Драгунский
Пушкин
Драгунский
Козлов
Драгунский
Харрис
Козлов
 Оцени свою работу: Оцени работу соседа:

Источник: http://dobrohotowa14.ucoz.ru/load/literaturnoe_chtenie/razrabotki_urokov/m_karem_oslik_m_borodickaja_kotenok_eh_moshkovskaja_komu_khorosho/13-1-0-26

Детские стихи марины бородицкой, стихотворение котенок бородицкой марина бородицкая стихи для детей | Метки: последний, день, учение, читать, м

Булочная песенка 

Были два приятеля:

Бублик и Батон.

Ждали покупателя

Бублик и Батон.

Бублику понравился

Школьник в колпачке,

А Батону — бабушка

В бежевом платке.

Бублик в ранец бухнулся

И понёсся вскачь,

А Батон тихонечко

В сетке кач да кач…

Бублик познакомился

С горкой ледяной,

С четырьмя мальчишками,

С девочкой одной.

А Батон — с кастрюльками,

С тёплым молоком,

С бородатым дедушкой,

С рыженьким щенком.

Рыбкин телевизор 

Пруд замерз. Каток открыт!

Вальс гремит. Фонарь горит.

Подо льдом вздыхает рыбка

И подругам говорит:

«Поздний час, пора в кровать,

Я детей устала звать,

От фигурного катанья

Их никак не оторвать!»

Щи-талочка 

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз-два-три, огонь зажжён —

Кочерыжка, выйди вон!

В школу

Темно. Декабрь. Семь утра.

Кричит будильник: «Эй! Пора!»

… Декабрьским утром, в семь часов,

Я дверь закрою на засов,

Чтоб в этот час, почти ночной,

Мой сон побыл еще со мной.

Я сон подушкой придавлю:

Я так, я так его люблю!

Запрусь, закроюсь — не найдут,

Сожмусь, зароюсь — обойдут,

Хоть ты тут разорвись, звоня,

Хоть мир обрушься — нет меня!!!

… Но через час, как через год,

Я выбегаю из ворот:

Мне этот день уже знаком,

Он у меня под каблуком

Морозным голосом поет

И стелет быстрый, длинный лед, —

И я скольжу, и я скачу,

И этот день прожить хочу!

Ветрянка

Ветрянка — хворь нестрашная,

Да на дворе весна…

Зеленкой весь раскрашенный

Торчу я у окна.

Зелененькие точечки

Танцуют на ветру:

Там приоткрылись почечки

На липах поутру.

Как будто расхворался

Весь город вслед за мной

Зеленою ветрянкой —

Зеленкой ветряной!

Медвежья школа 

Первого апреля,

В первый день ученья,

Пишут медвежата

В школе сочиненья.

Вывешена тема

На большой сосне:

«КАК Я ПРОСПАЛ КАНИКУЛЫ

И ЧТО ВИДАЛ ВО СНЕ».

Перелётный штукатур 

Перелётный штукатур

Не боится верхотур:

Прилетает к нам весной

В старой люльке подвесной.

Последний день учения

Последний день учения!

За окнами — жара…

Все дневники с отметками

Получены с утра,

И новые учебники

На следующий год

За стопкой стопку пёструю

Дежурный раздаёт.

— Что там? Гляди, молекулы!

— Ой, девочки, скелет! —

Как будто бы учебников

Не видели сто лет!

И чуть не плачет Рыбочкин,

Лентяй и весельчак:

«Мне не досталась алгебра,

Марь-Пална, как же так?»

А твёрдые обложечки

Так пахнут новизной,

Каникулами длинными

И свежестью лесной!

И можно просто почитать

Про средние века,

Ведь на дом средние века

Не задают пока.

Лесное болотце 

Лужица!

Скажи на милость,

Как в ней столько

Уместилось?

Головастиков три штучки.

Небо.

Половина тучки.

Ветка ивы.

Птица зяблик.

И корявый

Мой кораблик!

Первоклассник

Первоклассник, первоклассник —

Нарядился, как на праздник!

Даже в лужу не зашел:

Погляделся — и прошел.

Уши вымыты до глянца,

Алый гриб на крышке ранца,

Да и сам он как грибок —

Из-под кепки смотрит вбок:

Все ли видят? все ли знают?

Все ль от зависти вздыхают?

Первое сентября 

Обёрнуты книги,

Готовы закладки,

Бумагою гладкой

Сияют тетрадки.

В них будут отныне

Писать аккуратно —

Прощайте навеки,

Помарки и пятна!

Простой карандаш,

Карандаш красно-синий

И три запасных —

Так и будет отныне.

Взамен деревянной

Линейки невзрачной

Вчера ещё куплен

Угольник прозрачный.

Вот новенький ранец

С защелкой тугою:

Его никогда

Не ударят ногою,

На нём ни за что

Не прокатятся с горки,

В нём станут селиться

Сплошные пятёрки!

А утро начнётся

С холодного душа;

На завтрак завёрнута

Жёлтая груша,

И вкус её сладок,

И вид её ярок,

Как свет новой жизни —

Без клякс и помарок!

Канцелярская сказка

Лист кленовый — желтый, влажный —

Отправляется в полет.

В магазин писчебумажный

Устремляется народ.

В магазин писчебумажный —

Самый нужный, самый важный:

Шелестящий, словно лес,

Полный всяческих чудес.

Есть там ручка-самописка,

Карандашик-самогрызка,

Есть конструктор «Сделай сам»

Весом двадцать килограмм!

Там на паре тонких ножек

Вдруг пройдет сама собой

Груда розовых обложек,

Сверху — бантик голубой.

Там и глобус в три обхвата

Над толпой плывет куда-то

И вращает, как живой,

Великаньей головой.

Как неведомые пташки,

Вспархивают промокашки;

Счетных палочек мешок

Тащит кто-то, сам с вершок.

Гномы дружною семейкой

У прилавка голосят:

«Двести в клетку! Сто в линейку!

И в горошек — пятьдесят!»

За охапками охапки

Покидают магазин

Кнопки, скрепки, краски, папки,

Даже черствый пластилин…

Весь товар писчебумажный,

Читайте также:  Конспект осенней прогулки в младшей группе

Самый нужный, самый важный,

Раскупили до конца, —

Кроме дяди продавца:

Продавец был непродажный,

Он стоял для образца.

Отдышавшись еле-еле,

Он снимает свой халат:

«Вот и полки опустели,

Скоро листья облетят».

Новый год 

Ты ждёшь: когда же он придёт?

Проснёшься на заре,

Всё — как всегда, а Новый год

Давно уж на дворе!

Всё так же с ёлкиных ветвей

Стекает мишура,

И красный мяч блестит под ней,

Подаренный вчера…

Но за ночь выпавший снежок

Ещё так ровно-бел,

И прошлогодний пирожок

Ещё не зачерствел!

Краткое руководство по отращиванию длинных кос

Эх, мальчишкам не понять,

Что за наслажденье —

Косы длинные растить

Чуть ли не с рожденья!

Косы холить и беречь,

Пестовать-трудиться

Крупнозубым гребешком,

Дождевой водицей.

Детским мылом промывать

Или земляничным,

То настоем диких трав,

То желтком яичным.

Ах, как сладко поутру,

Сидя на постели,

Туго-туго их плести

Или еле-еле,

Чтобы этаким торчком

Встали над плечами

Или плавным ручейком

По спине журчали…

Как приятно выбирать

Шёлковые ленты

И от бабушек чужих

Слушать комплименты!

Нет, мальчишкам не понять

Счастья непростого —

Косы длинные носить

Класса до шестого,

А потом пойти, занять

Очередь на стрижку

И решительно сказать:

«Режьте под мальчишку!»

Ботаник 

Жил да был один ботаник,

Захотел он съездить в лес:

Взял тетрадку, тульский пряник

И в электропоезд влез…

По тропинке по весенней

Не пройдя шагов пяти —

Вдруг знакомые растенья

Повстречал он на пути.

Те здоровы, те хворают,

Там детишки подросли,

Те соседей затирают,

Тех не видно от земли…

Так ходил он вдоль опушки —

Все картуз приподнимал,

Гладил пышные макушки

Да листочки пожимал.

И приветствовал ботаник

Всех по двадцать раз на дню —

Словно городской племянник

Деревенскую родню!

Лягушка и тыква 

Лягушка у тыквы спросила:

«Ты — ква?»

Но та промолчала в ответ.

«Бедняжка!

Жива она или мертва?

Скажите мне, да или нет?»

Лягушка ладошкой стучала по ней

И тыкала тыкву ногой,

А тыква лежала на грядке своей

И коркой блестела тугой.

«Ты — ква? — надрывалась квакушка. —

Ты — ква?»

Пока не шепнул ей осот:

«Хорошая тыква

Всегда такова:

Молчит себе знай да растёт».

Феи 

Я зеркальце ручное

Оставила в саду,

Чтоб феи под луною

Катались, как на льду.

… На зеркальце остались

Хвоинки да сучки.

Лентяйки! Накатались —

И бросили коньки.

Ореховый гном

В орехе одном,

В орехе лесном

Вчера поселился

Ореховый гном.

В ореховый домик

Он скрылся от всех,

Но ветку пригнули,

Сорвали орех,

И вот

Он плывёт

В лукошке моём:

Качается дом,

Кувыркается гном,

Гадает —

Куда принесут?

Съедят

Или впрок запасут?

Убежало молоко

Убежало молоко.

Убежало далеко!

Вниз по лестнице

Скатилось,

Вдоль по улице

Пустилось,

Через площадь

Потекло,

Постового

Обошло,

Под скамейкой

Проскочило,

Трех старушек подмочило,

Угостило двух котят,

Разогрелось – и назад:

Вдоль по улице

Летело,

Вверх по лестнице

Пыхтело

И в кастрюлю заползло,

Отдуваясь тяжело.

Тут хозяйка подоспела:

– Закипело?

Закипело!

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/77378122-1995591/

Марина Бородицкая. Чудесные детские стихи

Поэт и переводчик Марина Яковлевна Бородицкая


родилась в 1954 году в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза.

 

Автор трёх лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей («Убежало молоко», «Последний день учения», «Перелётный штукатур», «Думай, думай, голова!» и др.) и многочисленных переводов.

Она переводит с английского известных поэтов: Р. Л. Стивенсона, А. Милна, Дж. Ривза, Э. Фарджен… 

И сказки тоже переводит. Переведенный ею двухтомник Алана Гарнера «Камень из ожерелья Брисингов» и «Луна в канун Гомрата» (изд. «Армада», М. 1996) получил диплом Британского Совета по культуре.
Марина Бородицкая, бессменная ведущая передачи «Литературная аптека» на Радио России, убеждена, что книга — лучший витамин.

А на вопрос BiblioГида (есть в Интернете такой замечательный сайт, посвящённый детской книге) «Почему Вам нравится быть писателем?» отвечает: «Потому что я чувствую себя счастливчиком, которому в самолете, или там в автобусе, совершенно случайно досталось место у окна.

И мне нравится толкать соседа локтем в бок и кричать: «Смотри, смотри!» 

Котенок был такой несчастный!

На лапках он едва стоял

И так смотрел, и так дрожал

От мягких ушек до хвоста…

Он был, конечно, сирота.

Он мне мяукнул: «Выручай!»,

Сказала мама: «Не мечтай».

Он промяукал мне: «Спаси!».

Сказала мама: «Не проси».

Он всхлипнул, заморгал глазами

И перелез на туфлю к маме

.Вздохнула мама: «Как тут быть?»

Я закричал: «УСЫНОВИТЬ!».

 Булочная песенка

Были два приятеля:

Бублик и Батон.
Ждали покупателя
Бублик и Батон.
Бублику понравился
Школьник в колпачке,
А Батону — бабушка
В бежевом платке.
Бублик в ранец бухнулся
И понёсся вскачь,
А Батон тихонечко
В сетке кач да кач…
Бублик познакомился
С горкой ледяной,
С четырьмя мальчишками,
С девочкой одной.
А Батон — с кастрюльками,
С тёплым молоком,
С бородатым дедушкой,
С рыженьким щенком.

Рыбкин телевизор

Пруд замерз. Каток открыт!

Вальс гремит. Фонарь горит.
Подо льдом вздыхает рыбка
И подругам говорит:
«Поздний час, пора в кровать,
Я детей устала звать,
От фигурного катанья
Их никак не оторвать!»

Щи-талочка

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз-два-три, огонь зажжён —
Кочерыжка, выйди вон! 

****

К дому…

По тропинке по прямой,

Я люблю идти домой.

Вот калитка и забор, 

вот знакомый тихий двор,

Вот в окне зажегся свет –

Места лучше в мире нет!

Дома ждет меня семья:

Мама, папа! Вот и я!

Источник: http://www.materinstvo.ru/art/852 Materinstvo.ru

Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/8783593/

Пнш 3 класс. русский язык. учебник №2 упр. 14, с. 34 — 35 | умники и умницы

14. Прочитай стихотворение.
Сможешь назвать другие произведения этого автора.

ЛЕТО ПРОШЛО

Дорогая Вероника,
Приезжай к нам погостить!
Тут у нас растёт черника,
Поспевает земляника, —

В общем, есть чем угостить.

…Дорогая Вероника,
Приезжай, мы ждём давно.
Отошла уж земляника
И кончается черника,

Но малины здесь — полно!

…Дорогая Вероника,
Что ж не едешь ты никак?
Есть пока ещё брусника,

Есть грибы в березняках…

…Дорогая Вероника!
Поезда летят, трубя…
Нет грибов. Сошла брусника.
Всюду пусто, всюду дико —

Очень плохо без тебя!

(М. Бородицкая)

Читайте также:  Конспект занятия по пдд для детей 1 младшей группы в детском саду

Другие стихотворения Марины Бородицкой: «Котёнок», «Ракушки», «Уехал младший брат», «На контрольной».

Найди в тексте стихотворения обращение. Как ты считаешь, кто обращается к Веронике или пишет ей? Можно ли об этом сказать с уверенностью? Герой (героиня) стихотворения говорит с Вероникой или пишет ей? А сколько писем получила Вероника?

Обращение: «Дорогая Вероника».

Нельзя сказать с уверенностью, кто именно обращается к Веронике — герой или героиня.

Каждая часть стихотворения написана в форме письма. 

Вероника получила 4 письма.

Докажи, на основании текста, что письма героя (героини) написаны в разное время.

Первое письмо герой или героиня пишет в начале лета: «растёт черника, поспевает земляника». Землянику сменяет черника. Её время наступает во второй половине июня.

В июле, когда уже видна макушка лета, зреет сладкая садовая и лесная малина. В это время Вероника получила второе письмо: «Отошла уж земляника и кончается черника, но малины здесь — полно!»

Брусника  появляется одной из последних, уже осенью.

И остаётся доступной вплоть до первых заморозков. Третье письмо написано в сентябре: «Есть пока ещё брусника, Есть грибы в березняках…»

И последнее письмо Вероника получила где-то в середине — конце осени: «Нет грибов. Сошла брусника.

»

С каким настроением были написаны первые два письма? Какие чувства переполняли их автора?

Важно

Первые два письма написаны с нетерпеливым ожиданием приезда Вероники. Автор этих писем хочет разделить все летние дары со своей подругой.

Как изменилось настроение в последних двух письмах? В каких строчках выражено главное переживание автора?

С наступлением осени настроение меняется с радостного на грустное, тоскливое. Главное переживание автора выражено в двух последних строчках стихотворения: «Всюду пусто, всюду дико — Очень плохо без тебя!»

Ответы к заданиям. Русский язык. Учебник. Часть 2. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.  2013 г.

Русский язык. 3 класс. Чуракова Н. А.

Источник: https://e-razumniki.ru/pnsh-3-klass-russkij-yazyk-uchebnik-2-upr-14-s-34-35/

Марина Бородицкая

Улов

— Эй,
послушай, рыболов!

Покажи-ка
свой улов!

— Показать
не покажу,

Я
в уме его держу.

Проплывали
две рыбёшки,

Щекотали
мне ладошки,

Краб
мизинец мне пожал

И
по делу побежал,

У
камней мальки порхали,

Плавничками
мне махали,

И
дельфин издалека

Улыбнулся
мне слегка.

— Да,
богатый твой улов…

Ты
счастливый, рыболов!

Яков
Аким

Яблоко

Яблоко
спелое, красное, сладкое.

Яблоко
хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко
я пополам разломлю,

Яблоко
с другом своим разделю.

О
ЛЮБВИ

Михаил
Яснов

Ути-ути

Под
берёзой,

Под
осиной,

Шевелясь
едва-едва,

Будто
выводок утиный,

По
реке плывёт листва.


Не забудьте, не забудьте

Возвратиться
к нам весной!..


Ути-ути!.. Ути-ути…

Утихает
мир лесной.

И
стоят деревья-мамы,

И
тревожно шелестят,

И
глядят на самых-самых

Жёлтых

маленьких

листят…

Михаил
Яснов

Самое
доброе слово

В
джунглях тигрёнку не спится.

Говорит
ему мама-тигрица:

– Спи,
мой тёплый котёнок!

А
в доме котёнку не спится,

Но
кошка не будет сердиться –

Носом
в котёнка потычет

И
промурлычет:

– Спи,
мой храбрый тигрёнок!

Все
мамы на свете

Такие,
как эти.

И
если ночью не спят их дети,

Они
укачают их снова,

Полижут,

Погладят

И
быстро найдут

Самое
доброе слово!

Викентий
Вересаев

Братишка

У
угла моей дачи стояла кадушка, полная
воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели
бок о бок два молодых воробья, совсем
ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за
перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям
клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул
на край кадушки и стал пить. Пил — и всё
поглядывал на другого, и перекликался
с ним на звенящем своём языке.

Другой
— чуть поменьше — с серьёзным видом сидел
на ветке и опасливо косился на кадушку.
А пить-то, видимо, хотелось — клюв был
разинут от жары.

И
вдруг я ясно увидел: тот, первый, — он уже
давно напился и просто примером своим
ободряет другого, показывает, что ничего
тут нет страшного.

Он непрерывно прыгал
по краю кадушки, опускал клюв, захватывал
воду и тотчас ронял её из клюва, и
поглядывал на брата — звал его. Братишка
на ветке решился, слетел к кадушке.

Но
только коснулся лапками сырого,
позеленевшего края, — и сейчас же испуганно
порхнул назад на бузину. А тот опять
стал его звать.

И
добился наконец. Братишка перелетел на
кадушку, неуверенно сел, всё время
трепыхая крылышками, и напился. Оба
улетели.

Эмма Мошковская

Вазочка
и бабушка

У
нас разбилась вазочка,

а
я не виноват.

Меня
бранила бабушка,

а
я не виноват!

И
канарейка видела,

что
я не виноват!

И
так она чирикала,

что
видела,

что
видела,

что
чуть она не выдала

того,
кто виноват!

У
нас разбилась вазочка,

а
я не виноват.

Меня
бранила бабушка,

а
я был очень рад,

что
бабушка

не
выгнала

нашего
кота!

«Я
виноват!

Я
виноват!» —

сказал
я ей тогда.

Овсей
Дриз

Всегда
верно

С
рождения к слову мы чутки.

И
скажет, наверное, всякий:

Собака
привязана к будке,

А
вовсе не будка к собаке.

И
просто не может быть сказано,

Что
к лошади стойло привязано.

Ведро
привязали к колодцу,

А
не колодец к ведру.

Но
верным всегда остаётся:

К
другу

Привызан

Друг.

(Перевод
Г.Сапгира)

Сергей
Козлов

Заяц
и Медвежонок

Летом
Медвежонок подружился с Зайцем. Раньше
они тоже были знакомы, но летом друг без
друга просто жить не могли…

Вот
и сегодня Заяц чуть свет пришел к
Медвежонку и сказал:


Послушай, Медвежонок, пока я к тебе шел,
расцвели все ромашки!


А пока я тебя ждал, — сказал Медвежонок,
— отцвели одуванчики…


А когда я только проснулся и подумал,
что пойду к тебе, — сказал Заяц, — поспела
земляника!


А я ждал тебя еще раньше, — сказал
Медвежонок. — Когда я проснулся, она
только зацветала.


А когда я засыпал, — сказал Заяц, — я
подумал, что хорошо бы утром пойти в
гости к Медвежонку…

И думал об этом так
долго, что, пока я думал, выпала роса…


А я вечером, — сказал Медвежонок, —
набрал ее полный ковшик и пил за твое
здоровье!


Я тебя очень люблю! — сказал Заяц.


А я без тебя… жить не могу, — сказал
Медвежонок.

И
они, обнявшись, пошли в лес — собирать
ромашки и землянику.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5825743/page:5/

Ссылка на основную публикацию