Методика воспитания марии монтессори

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок.

Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори.

Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий.

Обратите внимание

По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы.

Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

ИНТЕРЕСНО: Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/metodika-marii-montessori.html

Методики воспитания: система Монтессори. Читайте на портале Ya-roditel.ru

Об уникальном методе Монтессори общественность узнала в начале XX века, когда, заняв должность директора школы для коррекции поведения на базе приюта для умалишенных детей, итальянский педагог Мария Монтессори впервые применила новый подход к воспитанию детей. Новая методика принципиально отличалась от существующих, но поначалу не вызвала энтузиазма у коллег Монтессори. Когда же ее воспитанники успешно сдали экзамены в школе, системой всерьез заинтересовались в научных кругах того времени.

Несмотря на успешное внедрение нового метода, Марии не дали возможность продолжить работу в этом направлении. Монтессори покинула пост директора школы и вернулась к научной работе.

Но вскоре слухи о новом подходе в воспитании распространились по всей Италии, и в министерстве образования были вынуждены дать «зеленый свет» на проведение публичных лекций.

С этого момента, а это был 1906 год, можно говорить об официальном рождении метода Монтессори.

Суть метода Монтессори

Метод Марии Монтессори предполагает превращение детей из объекта в субъект воспитания.

Ребенок может самостоятельно выбирать продолжительность занятий и формы их проведения, а педагог вмешивается в образовательный процесс только тогда, когда подопечный сам попросит его об этом.

Одним из ключевых направлений метода является формирование предметно-обучающей образовательной среды для детей. Монтессори выделяет пять таких зон для развития ребенка:

Зона реальной (практической) жизни

В этой зоне дети учатся быть самостоятельными и осваивают практические навыки. Здесь находятся предметы быта, и ребенок может погладить свои вещи, сделать уборку, научиться застегивать пуговицы или сервировать стол. В этой зоне осуществляется работа над ошибками, ведь только разлив воду или разбив тарелку, ребенок поймет, что конкретно он сделал не так.

Зона сенсорного развития

Здесь ребенок развивает зрение, осязание, обоняние, слух. В этой зоне собраны развивающие монтессори-материалы, которые способствуют развитию восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и явлениях окружающего мира.

Деревянные кубики различных цветов и размеров, цилиндры, застежки, сборно-разборные модели башен – все эти предметы развивают у ребенка способность чувствовать цвет, объем, вес и учат сравнивать предметы между собой (например, башня высокая, а куб маленький).

Знакомство детей с понятиями величины и размера стоит начинать с игр на сравнение предметов. О том, как это сделать на практике, рассказывает психолог Николай Лукин в видеоуроке «Развивающие игры».

Зона математики

В зоне математики ребенок знакомится с такими понятиями, как сложение, вычитание, деление, дроби. Чтобы облегчить процесс обучения, здесь используются различные геометрические фигуры, бусины, счетные палочки.

Языковая зона

Здесь дети осваивают основы письма и чтения. Ребенку доступны карандаши, сборный алфавит, доска, буквы различной величины.

Космическая зона

В этой зоне дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием фауны и флоры. Эта зона – точка отсчета для понимания собственного места в нашем мире.

На первый взгляд рабочее пространство не организовано.

Обучающиеся имеют право перемещать игрушки и мебель. Но после окончания занятий все предметы должны быть возвращены на свое место.

Примечательно, что Мария полностью исключила из обучающих классов традиционные учебные парты, считая, что они тормозят развитие ребенка и заменила их более удобными детскими столиками.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Мария Монтесори изменила функции воспитателя, сделав его помощником в развитии ребенка. Воспитатель не навязывает учебный план и не заставляет осваивать детей ненужные на данный момент навыки. Взрослый показывает направление движения и наблюдает за процессом обучения. Его задача – отмечать, в каких зонах ребенок чувствует себя более уверенно и с какими материалами работает успешнее.

Воспитатель-монтессори не говорит ребенку «молодец», «умница», «умничка» – такие формы «похвалы», по мнению сторонников метода, формируют у воспитанников неверное представление о цели деятельности.

Учащийся начинает стремиться не к результату, а к получению похвалы.

Чтобы избежать этого, воспитатель используют для поощрения ребенка иные формулировки: «Ты очень быстро собрал эту башню» или «Ты прекрасно погладил скатерть».

Периоды развития детей по методу Монтессори

Мария Монтесори разработала возрастную периодизацию, основанную на задачах, стоящих перед ребенком:

  • Дети до шести лет – формирование чувственной картины мира;
  • Дети от шести до 12 лет – формирование и развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • Дети от 12 до 18 лет – формирование социальных, коммуникативных и иных навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Критика метода Монтессори

Как и любой метод воспитания детей, методика Монтессори обладает своими достоинствами и недостатками. К последним детские психологи и педагоги традиционно относят практически полное пренебрежение творческими способностями ребенка.

Если взглянуть на систему монтессори-зон, можно заметить, что совместным играм детей, развитию их творческих способностей внимание не уделяется.

Важно

Метод Монтессори способствует развитию левого полушария мозга, которое отвечает за логику, сенсорику и моторику.

Правое же полушарие, отвечающее за образное выражение и эмоциональность, не развивается.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Несмотря на указанные недостатки, метод Марии Монтессори по-прежнему остается актуальным. В России он получил «второе дыхание» в начале 1990-х годов и сейчас активно применяется многими детскими психологами.

В сети существуют сайты для родителей, на которых размещаются информационные материалы и методические пособия, разъясняющие, как организовать дома тематические зоны для развития ребенка по методу Монтессори.

Впрочем, главные рекомендации родителям на этот счет дала в свое время основоположница метода: «Посмотрите на ребенка, он уникален и неповторим, он от природы наделен большими возможностями и жаждой познания.

Уважайте право малыша быть самим собой, создайте для него развивающую среду. Мягко и тактично направляйте его на пути познания, наполняйте его день радостными открытиями и озарениями!»

10 правил организации монтессори-среды дома

  1. Организуйте жилое пространство для ребенка таким образом, чтобы ему было комфортно в нем находиться.

    Игрушки и развивающие материалы лучше расположить в пределах досягаемости ребенка;

  2. Размеры мебели должны соответствовать росту ребенка;
  3. Пусть на кухне или в ванной комнате будет небольшой стульчик, чтобы он сам мог умыться или вымыть свою посуду (если ребенок маленького роста);
  4. В прихожей повесьте крючок для детской одежды с учетом роста ребенка, чтобы он мог сам одеваться;
  5. Старайтесь покупать ребенку одежду, снять и одеть которую он может самостоятельно;
  6. Отсортируйте игрушки своего чада по назначению. Так вы поймете, на развитие каких навыков вам стоит обратить дополнительное внимание, а какие навыки уже прекрасно развиты;
  7. Недостающие игрушки можно купить или сделать своими руками из природных материалов;
  8. Знакомьте ребенка с новыми игрушками постепенно (не более двух за один раз). Так он сможет лучше узнать назначение каждой из них;
  9. Составьте график занятий. Во-первых, это будет дисциплинировать малыша. Во-вторых, вы всегда будете знать, что в конкретное время он ждет вас. В день стоит уделять занятиям с ребенком не менее одного часа;
  10. Приглашайте ребенка принять участие в домашних делах. Попросите помочь сделать уборку, приготовить ужин. Доверяйте ему несложные задачи, обеспечивая всем необходимым.

Комментарий эксперта портала «Я-родитель»

Елена Пиотровская,
практикующий психолог, президент Ассоциации игровой психотерапии:

«Эффективность того или иного подхода определяется целым рядом факторов. Один из них – профессиональная подготовка и личностная составляющая специалиста. Мне повезло.

Я увидела метод Марии Монтессори в блестящем исполнении (в одном из московских центров). Профессиональные задачи привели меня в группу детей шести-семи лет. Весь день они проводили рядом с педагогом. Она обеспечивала возможности для их познавательной активности, задавала тон дружеским уважительным взаимоотношениям.

Если дети гуляли на воздухе, то она интересовалась – как они хотят играть и тактично направляла процесс, предоставляя возможность проявлять инициативу и договариваться друг с другом.

И я видела, как в далекой от идиллической ситуации жизни маленького коллектива мальчики и девочки заявляли о своем мнении и, проявляя себя очень по-разному, тем не менее, решали спорные вопросы. Было совершенно очевидно – педагог постоянно транслирует свои ценности детям.

Совет

Не читает лекции, не наставляет бесконечно на путь истинный, а реализует принципы педагогики Монтессори в живом общении. И дети, уже усвоившие эти нормы, точно также «заражали» ими «новичков».

В данном случае я увидела не только развивающую, но в какой-то мере и психотерапевтическую среду, созданную конкретным специалистом и атмосферой центра в рамках метода Марии Монтессори»

.

Алексей Квасников

Пройдите небольшой тест, разработанный психологом портала «Я-родитель», и узнайте об особенностях вашего стиля воспитания, а также об альтернативных способах воспитания.

КАКОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?

Источник: http://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/metodiki-vospitaniya-sistema-montessori/

Воспитание ребенка по методике Монтессори

Полноценное развитие детей требует систематизированной и последовательной работы, которую необходимо начинать с самого раннего детства.

Есть множество авторских воспитательных методик, среди которых наиболее востребованной считается программа развития, разработанная Марией Монтессори.

Сущность методики: воспитание самостоятельности

Основной принцип работы метода Монтессори заключается в идее самовоспитания ребенка. Родители и воспитатели должны лишь угадать интересы малыша, создать необходимые условия для развивающих игр и занятий и помочь ему проявить самостоятельность.

Воспитание детей по методу Монтессори осуществляется с соблюдения следующих условий:  

  • Для занятий создаются специальные отдельные зоны с соответствующими пособиями;
  • Занятия проходят в разновозрастных группах, где старшие дети проявляют заботу о младших, а те, в свою очередь, учатся у старших;
  • На занятиях обеспечена самостоятельная деятельность детей, то есть они сами решают, в какие играть игры, с какой продолжительностью.

Самостоятельная игра детей регулируется некоторыми общими правилами:

  • Взрослые следят за детской деятельностью. Все, что ребенок может сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога и родителей;
  • Игры детей должны проходить в тихой обстановке, в которой они занимаются, не мешая друг другу. Ребенок может «выпустить пар» в специальной комнате для расслабления;
  • После занятия малыши непременно убирают игрушки и атрибуты игры или занятия. Это развивает в них уважительное отношение к остальным;
  • Если ребенок первым взял пособие, то он с ним и занимается. Так формируется осознание своих и чужих границ.

Организация детской деятельности по системе Монтессори способствует развитию уверенности, воспитанию у детей терпеливости и уважения.

Периоды развития детей по методу Монтессори

В процессе жизни ребенок проходит несколько периодов развития, когда у него повышается восприимчивость к новым знаниям. Эти периоды позволяют ребенку легко овладевать определенными знаниями, обучение осуществляется без дискомфорта, связанного с серьезностью и сложностью образовательного процесса.

Родители должны быть готовы к таким периодам в жизни малыша. Монтессори предлагает взрослым самим определять возрастные этапы развития своих детей, понаблюдав за их индивидуальными и уникальными особенностями развития.

Принуждение детей к занятиям, наказание за невыполнение тех или иных заданий недопустимо. Возможно у конкретного ребенка еще не наступил сензитивный период для овладения данным видом деятельности или этот этап уже прошел. Обучение в таком случае будет непродуктивным.

Периодизация развития ребенка по Монтессори

Развитие речи. Овладевание основами родного языка длится с рождения до шестилетнего возраста.

Важным этапом активного речевого развития является возраст от года до 2,5 лет, когда ребенок повторяет слова, которые слышит вокруг. Для пополнения лексического багажа детей важно читать книжки и рассказывать об окружающей действительности.

Методика Монтессори требует основывать общение на использовании взрослой речи, поскольку малыш должен воспринимать ее в правильном грамотном виде.

Овладев речью, после 3,5 лет малыш ее применяет осознанно и с радостью осознает, что взрослые его понимают. Поэтому в возрасте около четырех лет методика Монтессори предлагает ввести в процесс развития ребенка разрезные буквы и алфавиты.

К 4,5 годам дети учатся писать не только буквы, но и отдельные предложения и даже небольшие тексты. По мнению Монтессори, такой прогресс в речевом развитии ребенка возможен, если все этапы развития речи были использованы.

Обратите внимание

В 5 лет дети учатся читать самостоятельно. По Монтессори-технологии малыш должен сначала научиться писать,  и только затем читать: выражать собственные мысли посредством письма легче, чем при чтении книг понимать мысли других людей.

Восприятие порядка. На данном этапе малыш начинает понимать то, что мир вокруг него структурирован. Происходит это, как правило, до 3-летнего возраста, особенно активно в 2-2,5 года. Малыш понимает, что ему комфортно в упорядоченном пространстве, в котором он чувствует легко и спокойно.

По Монтессори-педагогике внешний и внутренний порядок тесно взаимосвязаны: мысли и действия человека не могут быть упорядоченными, если до 3-летнего возраста ребенка не приучили к порядку. Важно воспитание любви к порядку осуществлять в первые три года жизни детей, чтобы они привыкли к размеренности и структурированности окружающей обстановки.

Монтессори доказала, что дети нуждаются в соблюдении порядка, к которому приучить ребенка нетрудно. Необходимо объяснить, что каждая вещь после того, как она будет использована, должна возвращаться на свое место.

Методика учит родителей организовывать детское пространство таким образом, чтобы каждая игрушка, тетрадка, книжка и т.д. находились в доступном для ребенка месте, откуда он мог бы их взять без помощи взрослых.

Относительно распорядка дня следует отметить, что режим дня очень важен для малыша. Всякого рода сюрпризы, связанные с настроением родителей, которые могут быстро заменить запреты на дозволенность, нелогичность и непоследовательность их требований и действий оказывают на психику малыша негативное воздействие, приводящее к состоянию дискомфорта и неуверенности.

Дети спокойно развиваются в понятной и упорядоченной обстановке.

Сенсорное развитие. Период формирования чувств длится достаточно долго, до 5-5,5 лет. Именно на этом возрастном этапе закладываются основы развития мышления, предпосылки творческого развития.

Для эффективного развития сенсорики Монтессори разработала уникальную методику, позволяющую ребенку узнавать предмет по его признакам, технологию, которая помогает быстро развивать органы чувств.

Восприятие маленьких предметов. Малыш с большим увлечением играет с различными пуговицами, горошинами. С полутора лет ребенок, играя с мелкими предметами, начинает воспринимать огромный окружающий мир, как состоящий из маленьких элементов, т.е. понятный и безопасный. Так ребенок становится уверенным в собственных силах.

Игры с маленькими предметами развивают мелкую моторику, которая играет огромную роль в формировании речи и психических процессов.

Развитие действий и движений. До 4 лет ребенок, двигаясь, оттачивает свои действия. От постепенного роста выразительности движений зависит, насколько гибким и ловким будет малыш. Детьми в этот период осваивается широкий спектр физических упражнений, которым методика Монтессори придает огромное значение.

Свободные движения способствуют обогащению крови кислородом и развитию клеток головного мозга. Не следует ограничивать детей в движениях, активные малыши лучше развиваются и демонстрируют высокие результаты в учебе.

Важно

Педагогика Монтессори пропагандирует постоянное движение и активность детей. Развивающая среда организуется таким образом, чтобы ребенок мог свободно двигаться в помещении.

Правильно организованная среда должна содержать специальную «шумную комнату» с тренажерами, детскими спортивными снарядами и т.д.

Методика не предусматривает столов и парт, за которыми дети вынуждены подолгу сидеть без движения.

Развитие социальных навыков и самостоятельности. Эти качества у ребенка следует развивать с рождения до пятилетнего возраста.

Когда ребенок снимает с головы шапочку, берет кусочки хлеба или яблока с тарелки, пьет из чашки — он стремится к самостоятельности.

Методика Монтессори приветствует такие проявления и советует родителям ни в коем случае не мешать и не запрещать детям проявлять инициативу.

Если взрослые попытаются ограничить самостоятельность и для «безопасности» или из-за спешки станут брать на себя процесс кормления, одевания и т.д.

, они воспитают инфантильную личность, не способную к проявлению творчества. Ребенку нужна лишь небольшая помощь взрослого, чтобы проявить самостоятельность.

«Помоги мне это сделать самому» — таким девизом необходимо руководствоваться при воспитании детской самостоятельности.

Самостоятельность необходима ребенку и в социальном окружении. Начиная с двухлетнего возраста малыш понимает, что ему нужно общаться в другими детьми, взрослыми, строить взаимоотношения. Роль родителей заключается в том, чтобы воспитать в ребенке правила хорошего тона, вежливого обращения.

Для воспитания социальных навыков Монтессори-педагогика предусматривает использование одиночных материалов. Суть заключается в том, что в работе с группой детей применяются одиночные комплекты пособий. Таким образом, дети учатся сотрудничеству, сдерживанию негативных эмоций, у них формируется умение просить и отказывать, договариваться и благодарить.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Методика Монтессори актуальна и широко применяется во многих детских образовательных учреждениях, помогает эффективно развивать психические процессы малышей, учить и воспитывать. Образованию родителей, желающих применять эту методику дома, способствуют методические пособия и информационные материалы по данной технологии.

Многочисленные рекомендации родителям по методу Монтессори содержат советы о том, как правильно развивать уникальные природные способности детей, каким образом организовывать воспитание культуры общения, как дополнять знания и формировать новые умения  и навыки.

10 правил Монтессори-среды дома помогут родителям в организации развивающего пространства для детей в домашних условиях:

  • Создайте для ребенка комфортное пространство, в котором ему будет интересно, расположив игрушки и пособия в пределах досягаемости малыша;
  • Выбирайте размер мебели, учитывая рост ребенка;
  • Предусмотрите стульчик на кухне и в ванной комнате, чтобы, воспользовавшись им, малыш мог умыться;
  • Для одежды малыша повесьте крючок в прихожей на высоте, соответствующей его росту;
  • Игрушки постарайтесь отсортировать по назначению, чтобы понять, какое направление развития важно для малыша в данный момент;
  • Для ребенка приобретайте удобную одежду, чтобы он мог бы надеть самостоятельно;
  • Приобретайте игрушки или постарайтесь изготовить сами;
  • С приобретенными игрушками малыш должен знакомиться постепенно, чтобы лучше изучать их предназначение;
  • Придерживайтесь графика занятий, продолжительность которых ежедневно должна составлять не менее часа;
  • Поощряйте желание малыша об участии в домашних делах, давайте ему посильные трудовые задания, обеспечивая нужными для труда атрибутами.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Технология определила новую роль для воспитателя в качестве помощника образовательного процесса. Не навязывая плановые занятия, воспитатель лишь направляет процесс развития детей и наблюдает, делая заметки о том, в какой игровой зоне наиболее комфортно ребенку и работа с какими материалами приносит эффективные результаты.

Система поощрения детской деятельности в Монтессори-педагогике предоставляет воспитателю возможность выбора таких приемов оценки детской деятельности, при которых ребенок понимает, что его деятельность нацелена не на похвалу, а на результат: вместо «умница» или «молодец» применяется, например, формулировка «Ты быстро собрал башню».

Сохранение и развитие детской индивидуальности, свобода как жизненное условие воспитания, без навязывания и принуждения, поощрение и развитие врожденной любознательности и познавательной активности — вот основная педагогическая ценность методики Марии Монтессори.

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/metodiki/vospitanie-rebenka-po-metodike-montessori

Воспитание ребенка по системе Монтессори: основные принципы

?

bamymih (bamymih) wrote,
2017-12-22 15:00:00 bamymih
bamymih
2017-12-22 15:00:00 Category: Воспитать в ребенке лучшие человеческие качества стремиться каждый родитель.

Многие используют известную систему Монтессори, по которой воспитывались американские политики и звезды шоу-бизнеса. Все о принципах этой методики, ее плюсах и минусах — читайте в нашем материале.

Автором популярной системы воспитания была итальянка Мария Монтессори. Еще сто лет назад по этой методике начали воспитывать детей с умственными отклонениями.

Врачи были просто поражены, ведь за несколько лет дети с синдромом Дауна смогли догнать сверстников по развитию! Когда сторонники системы Монтессори привезли ноу-хау в бывший Советский Союз, идею такого воспитания детей сразу отклонили. Мол, это противоречило идеологии социализма.

Совет

Сегодня в Украине уже существуют детские садики и подготовительные курсы для родителей, желающих обучать своих детей по этой системе.

Кроме того, Джордж Клуни, Билл Клинтон и даже Билл Гейтс все детство провели в подобных садах, а базовые принципы Монтессори и сегодня используются для воспитания потомков Британской королевской семьи!«Сейчас многие молодые мамы хотят подойти по-новому к процедуре воспитания своего ребенка, чтоб делать не так, как воспитывали нас с вами — забыть про советскую школу воспитания, когда все буквально из-под палки делается, – говорит Юлия Ульянова. – Никто не хочет жить прошлым. Многие считают, что старые методы воспитания не для нашего времени. И есть осадок: вот родители воспитали так, поэтому мы в жизни не достигли того, чего могли бы достичь. Монтессори — это сейчас нашумевший тренд в Европе и Америке. Даже бытует мнение, что воспитанные по такому принципу дети вырастают действительно успешными людьми, даже гениальными. А все объясняют тем, что принципы системы позволяют развивать в ребенке то, что традиционное воспитание угнетает или раскрывает в неполной степени – внутренний мир ребенка. Воспитание рассчитано на то, что малыш развивает себя сам, а родитель или воспитатель всего лишь является помощником, путеводителем во взрослый мир.Воспитание по Монтессори – удовольствие не из дешевых. Если вы решились отдавать ребенка в специализированный детский садик, то в месяц специалисты по Монтессори могут запросить от 4 тысяч гривен. А вот результаты могут быть сомнительными. Ваш ребенок может стать не контролированным, апатичным или чрезмерно агрессивным. Ваш малыш просто не сможет найти общий язык со сверстниками и не сможет обучаться в обычной школе. Поэтому из системы Монтессори нужно брать только полезное.Данная система рассчитана на детей от 2 лет. Это то время, когда у ребенка в разгаре сензитивные периоды. То есть когда мозг ребенка начинает развиваться и работать на обучение и восприятие информации. Есть, например, сензитивный период развития речи. Это возрастные рамки от 1 до 3 лет. Считается, что в этот период мозг работает на обучение речи. Так что получить навыки общения человеку легче всего именно в этом возрасте. Другой пример: сензитивный период восприятия порядка. Это то время, когда ребенку проще всего понять распорядок дня, порядок общения со взрослыми (уважительное отношение, вежливость), физический порядок (где и что должно лежать). Возраст 2-3 года — это время для периода восприятия порядка.Собственно, все должно быть дано ребенку вовремя. Особенно важно питание крохи, введение прикорма. Педиатры рекомендуют начинать давать деткам пюре и соки с содержанием яблока. Так как именно в яблоке содержаться полезные и необходимые для здоровья малыша витамины. Затем постепенно расширять вкусы для сбалансированного пополнения витаминами и микроэлементами маленького растущего организма. Ежедневное меню годовалого ребенка должно обязательно включать разнообразные овощи и фрукты.Именно воспитание по Монтессори помогает ребенку самостоятельно с ранних лет определить свои интересы, что в будущем, может стать в вашей семье палочкой-выручалочкой при выборе профессии ребенку.

Зонирование детской комнаты

«Все начинается с пространства, в котором развивается ребенок. У Марии Монтессори было множество развивающих пособий, — говорит Юлия Ульянова. — Например, это были специальные кубики, на одной стороне которых был наждак, на другой — кожа, на третьей — просто дерево и так далее. Необычной конструкции и текстуры счета и многое другое. Игрушек не было, поэтому что игру она считала тем, что мешает развитию ребенка. Скажу больше: сказки в системе Монтессори тоже запрещены. Негатив сказок в Монтессори объясняют тем, что сказка искажает понимание о мире, чем мешает развитию логики, интеллекта. В сказке все персонажи вымышленные, там много метафор, говорящие звери».По Монтессори все игровое окружение ребенка должно состоять из реальных вещей, которые расположены в строгом логическом порядке, по зонам. Согласно системе, вещи в рабочей комнате должны быть всегда доступны, чтобы сам ребенок могла понять, что ей интересно в данный момент.Вещи должны быть расположены в соответствии с 4 зонам: сензитивного, языковой, математической и пространственной. Согласно Монтессори, именно такой, казалось бы, простое разделение на зоны детской комнаты или комнаты для развития ребенка может предсказать будущую профессию ребенка! Ведь опыт воспитания по Монтессори показывает, что ребенок чаще всего играет в одной зоне.

Первая зона – сензитивная. Это территория будущих художников и музыкантов. Тут ребенок может познакомиться с разными геометрическими формами, научиться различать предметы, материалы, из которых эти предметы сделаны.

Здесь также есть несколько музыкальных инструментов.

И в результате, если после знакомства с комнатой, он выберет сензитивный угол, то у ребенка изначально развито правое полушарие мозга, образное мышление и желание творить из базисных фигур.

Следующая зона – математическая. В этой зоне ребенок узнает все о цифрах, о математических действиях, таких как отнимание и добавление. Здесь могут лежать счеты, калькулятор, цифры, предметы одного объема, но разной массы. Это территория будущих деятелей науки, интеллектуалов, банкиров, финансистов.

Зона языковая: тут ребенок может ознакомиться с буквами, научиться составлять слова, писать. То есть ребенок больше нацелен на вербальное самовыражение. Кладите сюда ручки, карандаши, буковки. Эта зона соответствует гуманитарным профессиям, таким как: учитель, философ, переводчик, возможно — политик.

И последняя называется достаточно забавно – пространственная зона. Тут много картинок, книг – системные знания. То есть не просто частичка чего-то большого. А в эту зону кладут глобусы, атласы, азбуки (не просто кубики с буквами, а систематизированную азбуку). Тут играются наши будущие доктора, географы, биологи.

Забыть про запреты

Согласно Монтессори, наш ребенок максимально независим и самостоятелен, родители должны этому способствовать. Да, для ребенка нет ничего запретного! Например, хочется малышу в 6 утра играться в квартире с мячом – пожалуйста, компьютерные игры – сколько влезет.

Главное — не ограничивать и не запрещать, потому что в данный момент дитя инстинктивно нацелено на развитие того навыка, который провоцирует именно это желание — будь то баловство с самого утра или пение под луной.Это основа независимого воспитания, когда ребенок должен сам понимать, что хорошо, а что плохо. Без родительских запретов.

Согласно Монтессори ребенок не будет садиться на голову, потому что он пребывает в так называемом периоде восприятия порядка (это возраст от 2 до 5 лет) и видит, что родители так не делают.Если понимать эту норму, как вседозволенность, то ребенок сядет на голову и вырастет далеко не примерным членом общества. Он будет эгоистичен.

Если при этом в семье больше одного ребенка и воспитываются они по такой трактовке этого принципа Монтессори, то ничем хорошим это не закончится. Будет просто война. Нужно понимать, что когда ребенок устраивает истерику в магазине, то покупать желаемую игрушку – это не выход.

«Лично я против такого пункта в системе Монтессори, – говорит Юлия Ульянова. – Так как из практики могу сказать с уверенностью: вот отсюда может исходить курение, ранний алкоголизм. Например, если родитель курит.

Обратите внимание

Ребенок захочет повторить, а вы не сможете отговорить его до тех пор, пока он вас об этом сам не попросит…»Эта норма может быть введена в воспитание ребенка в некоторой степени, то есть если не позволять ребенку все, но не запрещать ребенку интересоваться. Например, мы не запрещаем ребенку брать нож в руки, если он к нему тянется.

Мы следим, чтоб он не поранился. Но для ребенка важно иметь знания о предмете. Например, это нож. Он создан для того, чтобы мы могли измельчить продукты питания. Ножи бывают разные. Показываем ребенку и рассказываем. Также делаем акцент, если это нож, то он может быть опасным, им легко порезаться и будет кровь, будет больно!

Не ругать

Основа Монтессори-воспитания – это когда ребенок сам должен оценить свою работу. Задача родителя – помочь ему в этом. Например, ребенок рисует на обоях в квартире. Ребенку кажется, что он делает это красиво, что вы его похвалите, что наконец-то стены будут не скучными и белыми! А вы сразу в крик.

Ваша задача – поговорить с ребенком, объяснить доходчиво. Что рисовать можно только на бумаге. Согласно воспитанию по Монтессори, ребенок вскоре и без ваших вопросов будет понимать, что рисовать на стенах – плохо.Ведь когда мы ругаем ребенка, мы угнетаем его психику.

Соответственно, сензитивный период сократится или будет проведен с меньшей пользой. Кстати, одно из правил для родителей или преподавателей, которые воспитывают ребенка в данной системе — говорить шепотом.

«Например, я как мама никогда не поднимаю голос на ребенка, всегда говорю с ним спокойным и уравновешенным тоном, – говорит Юлия Ульянова. – С точки зрения психологии, это улучшает усвоение информации.

Ведь когда родитель кричит на малыша, срабатывает обратный эффект: «Нельзя, говоришь? А я возьму и сделаю». Так что я скажу, что это очень даже полезно для детской психики – не ругать, а объяснять».

Не хвалить ребенка

Ребенок помыл посуду, ничего не разбил. Ваша задача – принять работу. А ребенок должен самостоятельно осознать, что он сделал это хорошо. Именно такая схема мышления является уникальной для этого метода воспитания, и она помогает по максимуму задействовать левое полушарие мозга ребенка, которое отвечает за логику и аргументацию действий. Как нам отказаться от похвалы? Очень просто.

Мы не говорим, что ребенок умница, молодец. Мы не хвалим и не угнетаем желание ребенка познавать. То есть мы не должны оценивать его, как человека. Молодец — это оценка человека, абстрактное понятие о том, что ребенок в чем-то хорош. Но про результат действия ребенка это по сути ничего не говорит. Когда мы хвалим так, как привыкли, дитя делает все ради похвалы.

Важно

Нужно говорить ему, что у него здорово получилось, что он сделал правильный выбор. Еще лучше (если ребенок спрашивает ваше мнение) сравнивать сегодняшний результат с прошлым: «Знаешь, в этот раз получилось еще красивее, чем ты сделал вчера». Большая проблема современного образования – это когда идет погоня за родительской, учительской похвалой или за оценкой.

А реальные навыки, умения и знания оценить так невозможно.

Не критиковать

Главное — не говорить ребенку, что он что-то не так сделал, что у него все криво или косо. Важен момент осознания, что он может сделать лучше. Ребенок должен сам сказать, почему эта буква красивее. После осознания, буквы будут лучше. Критика – это все равно, что ругать ребенка.Один момент: сравнение с другими.

В данной воспитательной системе мы не сравниваем ребенка с кем-то. Он должен быть индивидом, который развивается относительно себя вчерашнего. То есть мы не говорим: «А вот Маша молодец, потому что скушала кашу или вынесла мусор». Родительская оценка должна быть отстранена.

Хотите сравнить – говорите о достижении вчера и достижении сегодня. Ваши слова должны быть только комментарием к тому, что происходит. А вчера тебе удалось сделать вот так, сегодня так. Не применяйте оценочные характеристики «лучше, хуже». Это должен понимать сам ребенок.

Я считаю, это не только правильно, но и полезно для осознания ребенком факта самоусовершенствования.

Не стимулировать

Многие родители достаточно часто волнуются раньше времени, когда, например, соседский ребенок уже читает вовсю, а их только учит алфавит. У каждого свой срок. Каждый ребенок индивидуален. Ни в коем случае, согласно системе Монтессори, не стоит заставлять ребенка читать, писать, рисовать и так далее, если ребенок сам того не хочет.

Например: «Катя уже выучила алфавит. А ты даже не интересуешься буквами! Давай садись, учись!». Такого категорически делать не стоит.Система Монтессори гласит, что каждый ребенок индивидуален. У некоторых желание и способности к обучению просыпаются с ранних лет, а в ком-то могут спать и до совершеннолетия.

Для примера можно назвать компьютерного гения Билла Гейтса, который был воспитан по принципам Монтессори, но при этом система не копировалась полностью. Этот метод воспитание позже назвали селф-мейд. Как всем известно, в школе Билл не блистал знаниями и даже не обладал стремлением познать что-то новое. Просто в нем талант лежал к другому.

Совет

Вот он и проявился со временем. Ведь мозг каждого человека развивается тоже не по шаблону. Это достаточно сложный механизм.Если ребенку уже 6 лет, а он к письму и чтению не тянется, то виноваты родители. Они не сумели создать правильные условия воспитания по Монтессори.

Если следовать системе воспитания по Монтессори с ранних лет, такой проблемы, как «мне 6 лет, и я не хочу учиться», быть не должно. Побочные эффекты нового способа воспитания возникают, когда вы начинаете учить ребенка по одной схеме, потом переходите на Монтессори или вообще смешиваете все. Например, очень частые случаи, когда ребенка обучали по старинке.

Это называется иерархической системой: когда старший всегда прав и всегда главный. А потом лет с 5 резко переходят на Монтессори. Что происходит с ребенком: ребенок с детства знает, что родитель всегда прав, а потом, когда психика ребенка привыкла к такому аппарату, ему говорят, что ты волен делать все, что хочешь.

И сильный малыш выберет путь вседозволенности, а слабый — замкнется и откажется от обучения, потому что ему страшно.Переходить с одного образования на другое можно в любом возрасте. Но главное – делать это медленно и постепенно. Так как ребенок просто не сможет так быстро переключить установки в своей голове.

Противоположная схема дошкольного образования действует в Японии. Но там до 3 лет ребенок – царь, ему разрешено все. А после 3 – раб, он строго подчиняется указам родителей. На этом этапе он и понимает, кто главнее, что можно делать, а что нельзя.

Школы Монтессори

«К сожалению, у меня есть сомнения относительно качества школ с обучением по системе Монтессори, так как Монтессори – первоначально система дошкольного образования, – говорит Юлия Ульянова. – Но если мы обучали ребенка по Монтессори, а отдаем в самую простую школу, то мы как родители берем на себя обязанность медленно подготовить ребенка к смене формы обучения. Мы же не хотим, чтобы ребенок уходил с уроков и говорил: «Мама, я не хочу это слушать, ведь намного же лучше играть в футбол». А это вполне реальный пример последствий такого переломного процесса и последствий полного принятия принципов Монтессори! Недавно я консультировала одну семью, где ребенка с раннего детства обучали строго по Монтессори – я просто была в шоке! Ребенок развит не по годам: бегло читает, говорит. Но он не знает элементарного, например, свою дату рождения…»

источник

Источник: https://bamymih.livejournal.com/8379017.html

5 принципов педагогики Марии Монтессори

Все родители хотели бы, чтобы их дети выросли самостоятельными. Итальянский педагог Мария Монтессори считала, что для этого нужно дать детям возможность выбора еще в первые годы жизни, позволив им развиваться с минимальным вмешательством, в особой среде.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори можно описать так: «Помоги мне сделать это самому». По разным оценкам, в современном мире есть от 3 до 10 тысяч школ, работа которых опирается на методы Монтессори.

Поговорим о том, чем же привлекательна эта методика воспитания в условиях творческой свободы и каковы ее основные принципы.

Обратите внимание

Мария Монтессори, жившая в Италии на рубеже XIX-ХХ столетий, была врачом и педагогом. Толчком к созданию собственной образовательной системы послужила ее работа в детской клинике. Там Монтессори, наблюдая за скучающими детьми, пришла к выводу, что ребенку нужна специальная среда, которая будет побуждать его учиться и развиваться, причем самостоятельно, без принуждения.

Взрослый должен быть лишь проводником на этом пути, который научит пользоваться этой средой и развиваться в собственном темпе. В России первые дошкольные учреждения по системе Монтессори появились еще до Октябрьской революции, но проработали недолго. Возвращение методики в нашу страну произошло уже в постсоветские времена.

Все это время оставались незыблемыми основные принципы этой системы.

Особая образовательная среда

Чтобы ребенок развивался максимально продуктивно, нужно создать для него особую среду, с учетом его интересов и потребностей. Монтессори-среда состоит из различных дидактических материалов — фигурок животных, кубиков, музыкальных инструментов, учебных пособий, обычных предметов, соответствующих определенным зонам. Каждая зона отвечает за важные умения.

Перемещаясь между ними, малыш приобретает различные бытовые навыки, учится познавать мир с помощью органов чувств и осознавать последствия своих действий, знакомится с буквами и цифрами, расширяет словарный запас и вникает в суть арифметических действий. Ребенок развивает мелкую моторику, творчески самовыражается, получает представления о том, как устроен мир.

Важное требование к любой из зон — это доступность всего, что в ней находится, для ребенка. У него должна быть возможность самому дотянуться до всего, что ему интересно, и начать работу.

Свобода и дисциплина

Педагог в садике Монтессори никогда не указывает детям, чем они будут сегодня заниматься. Он может стимулировать их интерес к чему-то, но не принуждать. Ребенок самостоятельно выбирает для себя занятие, учится прислушиваться к себе и делать выбор. Предоставленная ему свобода позволяет развивать и инициативность.

При этом малышам объясняют: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Дети следуют принятым правилам: убирают за собой игрушки, передвигаются по классу тихо, стараются не мешать друг другу. Это дисциплинированность, к которой не надо призывать, поскольку она формируется изнутри, без принуждения.

Самостоятельность

Все, что ребенок может сделать сам, он делает сам. Взрослый же может дать ему ровно столько помощи, сколько нужно самому малышу. Как считала сама Монтессори, 2−4 года — золотой возраст для воспитания в ребенке аккуратности.

В саду Монтессори ребенку дают возможность получить минимальные навыки самообслуживания: застегивать пуговицы, чистить обувь, гладить одежду. Он самостоятельно готовит свое рабочее место: кладет клеенку на стол, если хочет рисовать, приносит краски, набирает воду в стаканчик и убирает за собой.

Так в ребенке закладывается решительность, так он получает возможность почувствовать себя взрослым.

Безоценочность

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/10031

Методика раннего развития монтессори: Монтессори. Методика. Принципы. 10 заповедей! Часть 1

Обзор методики Марии Монтессори.

Ребёнка не нужно заставлять сделать-то, чего ему не хочется или не интересно, как вариант, нужно ребёнку это преподнести так, чтобы у него проснулся к этому интерес.

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок вырос гением и вундеркиндом.

Многие из них даже пытаются что-то для этого сделать, и у них это получается, но есть и такие, которые месяцами сидят над ребёнком, но тот наотрез отказывается заниматься. Всё это потому что, они не понимают основного принципа развития ребёнка. Вот на этом принципе и основывается методика гениального педагога и учёного Марии Монтессори.

Суть данного принципа в том, что обучение детей необходимо проводить в игровой форме и давать им возможность выполнять все задания самостоятельно.

Для занятий по методики Марии Монтессори необходимо создание специальной развивающей среды, в которой ребёнок захочет проявить себя, показать, на что он способен, и в которой он смог бы открыть для себя что-то новое, ранее не известное ему.

У ребёнка должен появиться интерес к учёбе, причём сам ребёнок даже не будет догадываться, что его учат, для него это будет просто игра. Данная методика основана в первую очередь на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, так как все дети разные, одним нравится одно, другим – другое.

Данная методика позволяет развивать логическое мышление ребёнка, его память, речь, моторику и раскрывает его творческий потенциал. Кроме того, данная методика уделяет большое внимание коллективным методом общения и развития ребёнка, а так же бытовым вещам, стимулирующих самостоятельность и независимость.

У маленьких детей, нет такого багажа знаний как у взрослых, они получают свой жизненный опыт через те действия, которые сами совершат или которые происходят с ними. Они никогда не планируют что-то на перед, они живут тем, что происходит с ними в данный момент времени.

Марии Монтессори использовала очень интересный подход к детям, например при игре с каким-то обучающим материалом, она ставила две задачи, основную и скрытую.

Так, например, ребёнок хочет поиграть с кубиками, в этом случае основной целью для него будет построить башню из этих кубиков, а скрытая цель — это та цель, которую преследовал взрослый, разрабатывая эти самые кубики, а именно развитие концентрации внимания, координация движения, подготовка к каким-то математическим упражнениям.

Характерным отличием ребёнка от взрослого является то, что для ребёнка наибольшее удовольствие доставляет не итоговый результат действия, а сам процесс выполнения действия! ………………………………………………………………

Методика Марии Монтессори

Важно

Раннее развитие, методики, системы, школы Основные принципы развития детей по Методике Марии Монтессори. Развивающая среда, дидактические материалы. Мария Монтессори / Maria Montesorri — итальянский новатор-педагог, создатель педагогической системы для детей, основанной на идее свободного воспитания. Книги: “Мой метод. метод научной педагогики”.

Основные принципы педагогики.

1.Создать развивающую среду. 2.Вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил. 3.Не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.

Развивающая среда!

Пособия и материалы для обучения доступны для ребенка, он всегда может воспользоваться любым материалом. Мебель сделана именно по размеру ребенка, чтобы он чувствовал себя увереннее в помещении и не нуждался в помощи взрослых.

Развивающие материалы!

Обычные игрушки заменяются обучающими дидактическими материалами и вещами, которыми взрослые пользуются в обыденной жизни. Все дидактические материалы направлены на развитие ребенка. Тактического восприятия, мелкой моторики, координации движения, сенсорного развития, воображения. Есть пособия для развития речи, и математического развития. В Монтессоре среде не встретишь лишних вещей, все игрушки-пособия обучают конкретным навыкам. (.)Тактильный мешочек своими руками (см.ниже) (.)Игры на изучение геометрических форм (см.ниже)

Простые правила!

Самое главное правило — порядок. Поиграв или позанимавшись с каким-либо предметом или игрушкой, обязательно положить ее на место. Второе правило — порядок во времени, то есть режим. Детям очень важна хорошо знакомая последовательность событий.

Книги по теме:

* Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет В книге подробно описаны способы организации развивающей среды для ребенка с первых дней его жизни, игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

: * Мой метод. Мария Монтессори

Книга является первой публикацией на русском языке фундаментального труда выдающегося итальянского педагога, психолога и философа Марии Монтессори. Она была написана почти 100 лет назад, но идеи свободного саморазвития детей в специально обустроенном пространстве актуальны и сегодня.

……………………………………………………………………………………………

Основные принципы системы Монтессори.

(!) Индивидуальное развитие. Ведущим принципом является личное или индивидуальное развитие каждого ребенка. Согласно этому принципу воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал по максимуму.

(!) Помоги мне сделать самому. Работа по личному развитию ребёнка строится на методике самокоррекции, когда без вмешательства взрослого ребенок должен увидеть свои ошибки и сам их оценить. В литературе этот принцип именуется не иначе как «помоги мне сделать самому».

(!) Личное пространство. Следующим немаловажным и значимым принципом является личное пространство.

Ребенок, находясь в группе должен понять, что у каждого предмета есть свое место, которое не может быть нарушено. Таким образом, малыш не только получает начальные знания о порядке, но и развивает в себе понятие о личном пространстве, к примеру, сидя на своем коврике.

(!) Социальное общение становится немаловажным методом, также вошедшим в педагогическую систему Монтессори. Во времена работы Марии Монтессори группы детей специально комплектовались разновозрастные, чтобы старшие старались помогать младшим. Именно благодаря такой методике, малышам прививалось заботливое отношение к близким.

(!) Жизненный опыт.

Упражнения из сферы жизненной практики,
учат детей заботиться о себе. Малыши получают самые разнообразные полезные навыки, среди них застегивание пуговиц, сервировка стола, вытирание пыли и многое другое, из того, что родители не всегда позволяют делать своим детям дома.

Обязательным условием данной методики, является наличие в группе настоящих предметов обихода, чтобы ребенку всегда был очевиден результат того, что он делает, например, малыш на пол уронил стакан, и вода разлилась по полу. Таким образом, начинает работать еще один принцип учения Марии Монтессори – автоматический контроль ошибок.

Из приведенных выше принципов видно, как сильно система Мантессори отлична от традиционных учений педагогики. Согласно учению Мантессори, к ребенку необходимо относиться, прежде всего, как к уникальной личности, у которой существует свой собственный план развития и сроки познания окружающего мира.

Ребенок является главным объектом во всех принципах методики, а воспитатель служит лишь помощником, показывающим как правильно работать с материалом. Кроме этого, немаловажна гимнастика для детей, в которой развиваются все их мышцы.

Цель системы Монтессори дать ребенку развиваться самостоятельно, ведь именно в этом и есть залог счастливой и успешной жизни человека в будущем.

………………………………………………………………………………………………

Десять заповедей доктора Марии Монтессори!

1.Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).

2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе. Всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови и не принуждай к другим активным действиям.

8. Помогай тем, кто ищет работу и не может ее выбрать.

9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.

Сделай готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

10.

Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

……………………………………………………………………………………………… Девочки! Могу всем желающим выслать интересные ссылки, где есть много фото — игрушек (по методике Марии Монтессори), которые можно сделать своими руками! Игры все по возрасту! Нередко родители, которые хотят заниматься ранним развитием ребенка, интересуются, что же за игрушки нужно покупать ребенку и как с ними играть. На самом деле по системе Монтессори любой предмет в доме может быть игрушкой. Ребенок хочет познавать

мир, он исследует квартиру. И чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/280097883-154815903/

Ссылка на основную публикацию