Сладков «отчего у лисы длинный хвост?» текст

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области на тему: “Отчего у лисы длинный хвост?”

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

  1. формировать целенаправленное восприятие и анализ текста;
  2. развивать навыки планирования пересказа (с опорой на наглядность).
  3. закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
  4. коррекционная работа по активизация памяти, внимания, мышления.

Методические приёмы: Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем; составление графического плана рассказа, лексико-грамматические упражнения по тексту, сюрпризный момент.

Оборудование: сборник стихов, рассказов, сказок о животных “Кот-ворюга”; графические схемы, зубчик чеснока, корзина с лисёнком (мягкая игрушка).

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказа Н. Сладкова “Отчего у лисы длинный хвост?”. Рассматривание иллюстраций.
  2. Повторение лексической темы “Дикие животные”. Отгадывание загадок.
  3. Д/игры “Кто больше подберёт действий (признаков)?”, “Чья голова? Чей хвост?”.
  4. Закрепление умения составлять сложные и распространённые предложения.
  5. Экскурсия в библиотеку.
  6. Просмотр телепередач про животных.

Словарная работа: Любопытство, прорезались, вытягиваться, невиданное, неслыханное, “нечуянное”.

Ход занятия

1. Артикуляционная гимнастика:

Са-са-са – вот идёт Лиса. Су-су-су – видим мы Лису. Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы. Са-са-са – Лисонька-краса. За-за-за – закрывай глаза.

Ся-ся-ся – вот и сказка вся.

— Ребята, скажите, про кого можно так сказать?

Посмотри, какая – Вся горит, как золотая! Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой! (лиса).

— Как вы догадались, что это лиса? (хвост пушистый и большой; ходит в шубе дорогой).

— Что значит “горит, как золотая” (шубка у лисы рыжего цвета).

— А как называют детёнышей лисы? (лисята)

— Посмотрите, а кто это вас ждёт в корзинке? (лисёнок). (в группе стоит корзинка с лисёнком (игрушкой). Дети разглядывают, гладят).

2. Игра с лисёнком “Отвечай быстро” (дети стоят в кругу).

— Какие лисята по характеру, по повадкам? (шустрые, глупенькие, осторожные, игривые, любопытные).

— У лисят глаза какие? (узкие, маленькие, блестящие).

— Ушки, какие? (маленькие, чуткие).

— Лапки, какие? (тоненькие, слабенькие).

— Хвостик, какой? (рыженький, пушистенький, коротенький).

— Как зовут маму лисёнка? Папу? (лиса, лисица, лис).

— Как называется домик лисы? (нора).

— Чья нора? (лисья).

— Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов, загадок о лисе. Сегодня мы вспомним рассказ Николая Сладкова “Отчего у лисы длинный хвост?” (воспитатель раскрывает книгу и показывает детям иллюстрацию к рассказу).

— Кто здесь главные герои? (лисята).

— Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа (чтение).

— Отчего же становится длинным лисий хвост? (от любопытства).

— В какую пору лисята становятся любопытными? (когда прорежутся глаза).

— А что им интересно увидеть? (им интересно, что там шевелится, шумит и чем там пахнет).

— Лисята всего боятся, им страшно, они ещё маленькие. Поэтому лисята высовываются из норы только на длину своего хвостика.

— А кто им поможет преодолеть этот страх? (мама лиса).

3. Игра “Трудные слова”

— Сейчас мы поиграем в игру “Трудные слова”. В игре будут встречаться трудные слова: невиданное, неслыханное, “нечуянное”, любопытство, прорезались, вытягиваться (произнести медленно).

— Что означает невиданное? Покажите. (дети закрывают руками глаза).

— Невиданное – означает никогда не видели.

— Что означает неслыханное? Покажите. (закрывают руками уши).

— Неслыханное – означает никогда не слышали.

— А сейчас закройте глаза и по запаху догадайтесь, что у меня на блюдце? (зубчик чеснока).

— Правильно, вам этот запах знаком, а если бы вы никогда не пробовали чеснок, то не поняли бы, что это.

— Что означает “нечуянное”? (предположения детей). (Выставить на доску схематическое изображение лисьей головы ).

— Посмотрите на схему. Что означает перечёркнутый глаз, перечёркнутое ухо, нос? (невиданное, неслыханное, “нечуянное”).

— В нашем рассказе лисята любопытные. Что означает любопытство? (когда всё хочется увидеть, услышать, потрогать, понюхать).

— Ребята, а у меня ещё есть трудные слова.

— Что значит прорезались?

— Правильно, появились. Что может прорезаться? (глаза, зубы, голос).

— А теперь встаньте на носочки, руки поднимите вверх и потянитесь. Мы с вами сразу стали выше, то есть вытянулись в длину.

— Что значит вытягиваться?

— Правильно, расти в длину.

— Давайте вместе со мной вспомним эти слова: невиданное, неслыханное, “нечуянное”, любопытство, прорезались, вытягиваться.

4. Физкультминутка

У нас славная осанка И как мишка косолапый. Мы свели лопатки И как серый волк-волчище. Мы походим на носках, И как заинька-трусишка, А потом на пятках. Вот свернулся волк в клубок,

Пойдём мягко, как лисята Потому что он продрог.

— Ребята, я прочитаю рассказ ещё раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить. Схемы вам в этом помогут. (чтение). (Дети парами пересказывают рассказ. Затем один ребёнок повторяет рассказ целиком).

5. Итог занятия

— Чем мы занимались сегодня на занятии?

— Как назывался рассказ, который пересказывали?

— О ком говорилось в рассказе?

— Вам понравилось читать произведения про животных?

— А сейчас давайте внимательно посмотрим в корзинку, может лисёнок вам приготовил подарки? Вы ведь все так хорошо занимались! (в корзине находится энциклопедия про животных и диск с мультфильмами про животных).  Никитина А. В., воспитатель МБДОУ детский сад № 4 “Светлячок” г. Б ологое.

 

Источник: https://mei-sonnen.ru/konspekt-neposredstvennoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-obrazovatelnoy-oblasti-na-temu-otchego-u-lisyi-dlinnyiy-hvost.html

Читать онлайн «Медовый дождь» автора Сладков Николай Иванович — RuLit — Страница 25

Он знает, кто его должен услышать. Для неё он и поёт. Для неё он на ветру мотается, под дождём мокнет. «Подумаешь, беда какая — на дожде вымокну, на ветру просохну!»

И вот она его услыхала. Она — круглоглазенькая пеструшка. Пеструх встретил её по всем правилам мухоловкиного гостеприимства. С песенкой подлетел к дуплянке — посмотрите, пожалуйста! Первый туда впорхнул, повозился внутри — ах, какие удобства! Высунулся, повертел носом по сторонам — что за вид из дупла! Рядом с пеструшкой сел — залетайте, убедитесь сами!

Пеструшка была недоверчива. Пять дупел уже проверила, и ни одно не годится. Послушаешь свистунов этих, так не дупло отыскали, а дворец. А проверишь — старая развалюшка. В бока сквозняк, на голову дождь. Ему-то что, а ей яички высиживать, птенцов растить.

Обратите внимание

Пеструшка впорхнула в дуплянку, долго чем-то шуршала, высунулась, повертела недовольно носом и улетела.

Пеструх в отчаянии кинулся вслед — да где там! Не понравилась пеструшке чем-то его дуплянка. Может, в ней щели, может, соседи не приглянулись — скворец и горихвост. У пеструшек мерка своя: главное, чтоб дом надёжный, а потом уж звонкие «крути-верти». Не для капризов, а для птенцов…

Полетел пеструх снова на свою «свечку», снова стал петь, запрокинув клюв в небо. И снова его ветер мотал и дождик мочил.

Прилетали к нему ещё пеструшки, но ни одной не понравился домик. Так и остался пеструх один.

Ах, как вышло нехорошо! Ведь я во всём виноват, а не он! Ведь это я повесил плохую дуплянку. Ну что мне стоило вбить в неё для крепости лишний гвоздь!

ОТЧЕГО У ЛИСЫ ДЛИННЫЙ хвост?

От любопытства! Не от того же, в самом деле, что она следы свои будто бы хвостом заметает. Длинным лисий хвост становится от любопытства.

Начинается всё с той поры, как прорежутся у лисят глаза. Хвосты у них в эту пору совсем ещё маленькие и короткие.

Но вот глаза прорезались — и хвосты сразу же начинают вытягиваться! Становятся всё длинней и длинней. И как же им не длиннеть, если лисята изо всех силёнок тянутся к светлому пятнышку — к выходу из норы.

Важно

Ещё бы: шевелится там что-то невиданное, шумит что-то неслыханное и пахнет нечуянным!

Только вот страшно. Страшно вдруг оторваться от обжитой норы. И потому высовываются лисята из неё только на длину своего короткого хвостика. Словно придерживаются кончиком хвоста за родимый порог. Чуть что — чур-чура — я дома!

Читайте также:  Рассказ про иван-да-марью для 2-3 класса. окружающий мир

А белый свет манит. Цветы кивают: понюхайте нас! Камни блестят: потрогайте нас! Жуки скрипят: поймайте нас!

Лисята тянутся, тянутся всё дальше и дальше. Хвостишки их вытягиваются, растягиваются. И становятся всё длинней и длинней. От любопытства, конечно. Отчего же ещё?

СЕРДИТЫЕ ЧАЙНИКИ

Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. Чёрные чайники были расставлены посредине. Они пыхтели и булькали от нетерпения. Тут затевалось грандиозное чаепитие!

Как хорошо, что в это раннее утро я не нежился, подобно другим, в тёплой постели. В награду я увидел такое, что с тех пор всегда встаю на рассвете.

Чайники булькали и клокотали. Из чёрных носиков с шипением вырывался пар. Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали! И дребезжали… крыльями!

До чего же и в самом деле косачи на току похожи на шипящие чайники! На шипящие, булькающие, закопчённые до блеска охотничьи чайники. Шейки-носики задраны вверх, и косицы хвоста изогнуты ручкой. Вспыхивают раскалённые угли красных бровей. И из носика вырывается пар! И так друг на друга накидываются, что только брызги-перья летят!

Совет

Вы, любящие поспать, когда станете утром разливать чай, присмотритесь к своим чёрным чайникам. Они напомнят вам турнир косачей, который вы так беспечно проспали.

НОЧНАЯ КУКУШКА

Ночная кукушка дневную перекукует. Днём ей все мешают, а ночью она одна. Ночь весенняя, тёплая. Глухо вода бормочет, глухо урчат лягушки. Свет мутной луны с трудом делит темноту на небо и землю. И над приглушённо бормочущей тишиной разносится печальное и далёкое кукование, словно бьёт невидимым молоточком по сияющим шляпкам звёзд.

Любо петь в ночной тишине. Все тебя слушают и догадываются: скоро и их черёд.

Ночная кукушка как запевала. Всех будит до солнца. Проснутся и залетают над болотцем, скрипя крыльями, хохлатые чибисы. Уныло засвистят на седых кочках длинноносые кулики-кроншнепы: «Ку-ли-ик! Ку-ли-и-ик!»

Источник: https://www.rulit.me/books/medovyj-dozhd-read-322671-25.html

ЛОГОПЕД.РУ: Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области “Коммуникация” для детей подготовительной к школе группы с ОНР на тему: “Пересказ рассказа “Отчего у лисы длинный хвост?”. — LOGOPED.RU

Никитина А.В., воспитатель МБДОУ детский сад № 4 “Светлячок” г.Бологое.

ЦЕЛЬ: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

ЗАДАЧИ:

1)формировать целенаправленное восприятие и анализ текста;

2) развивать навыки планирования пересказа (с опорой на наглядность).

3) закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

4) коррекционная работа по активизация памяти, внимания, мышления.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем; составление графического плана рассказа, лексико-грамматические упражнения по тексту, сюрпризный момент.

ОБОРУДОВАНИЕ: сборник стихов, рассказов, сказок о животных “Кот-ворюга”; графические схемы, зубчик чеснока, корзина с лисёнком (мягкая игрушка).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1)Чтение рассказа Н. Сладкова “Отчего у лисы длинный хвост?”. Рассматривание иллюстраций.

2)Повторение лексической темы “Дикие животные”. Отгадывание загадок.

3)Д/игры “Кто больше подберёт действий (признаков)?”, “Чья голова? Чей хвост?”.

4)Закрепление умения составлять сложные и распространённые предложения.

5)Экскурсия в библиотеку.

6)Просмотр телепередач про животных.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Любопытство, прорезались, вытягиваться, невиданное, неслыханное, “нечуянное”.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Артикуляционная гимнастика:

Са-са-са – вот идёт Лиса.

Су-су-су – видим мы Лису.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы.

Са-са-са – Лисонька-краса.

За-за-за – закрывай глаза.

Ся-ся-ся – вот и сказка вся.

— Ребята, скажите, про кого можно так сказать?

Посмотри, какая –

Вся горит, как золотая!

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой! (лиса).

— Как вы догадались, что это лиса? (хвост пушистый и большой; ходит в шубе дорогой).

— Что значит “горит, как золотая” (шубка у лисы рыжего цвета).

— А как называют детёнышей лисы? (лисята)

— Посмотрите, а кто это вас ждёт в корзинке? (лисёнок).

(в группе стоит корзинка с лисёнком (игрушкой). Дети разглядывают, гладят).

Игра с лисёнком “Отвечай быстро” (дети стоят в кругу).

— Какие лисята по характеру, по повадкам? (шустрые, глупенькие, осторожные, игривые, любопытные).

— У лисят глаза какие? (узкие, маленькие, блестящие).

— Ушки, какие? (маленькие, чуткие).

— Лапки, какие? (тоненькие, слабенькие).

— Хвостик, какой? (рыженький, пушистенький, коротенький).

— Как зовут маму лисёнка? Папу? (лиса, лисица, лис).

— Как называется домик лисы? (нора).

— Чья нора? (лисья).

— Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов, загадок о лисе. Сегодня мы вспомним рассказ Николая Сладкова “Отчего у лисы длинный хвост?” (воспитатель раскрывает книгу и показывает детям иллюстрацию к рассказу).

— Кто здесь главные герои? (лисята).

— Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа (чтение).

— Отчего же становится длинным лисий хвост? (от любопытства).

— В какую пору лисята становятся любопытными? (когда прорежутся глаза).

— А что им интересно увидеть? (им интересно, что там шевелится, шумит и чем там пахнет).

— Лисята всего боятся, им страшно, они ещё маленькие. Поэтому лисята высовываются из норы только на длину своего хвостика.

— А кто им поможет преодолеть этот страх? (мама лиса).

Игра “Трудные слова”

— Сейчас мы поиграем в игру “Трудные слова”. В игре будут встречаться трудные слова: НЕВИДАННОЕ, НЕСЛЫХАННОЕ, “НЕЧУЯННОЕ”, ЛЮБОПЫТСТВО, ПРОРЕЗАЛИСЬ, ВЫТЯГИВАТЬСЯ (произнести медленно).

— Что означает невиданное? Покажите. (дети закрывают руками глаза).

— Невиданное – означает никогда не видели.

— Что означает неслыханное? Покажите. (закрывают руками уши).

— Неслыханное – означает никогда не слышали.

— А сейчас закройте глаза и по запаху догадайтесь, что у меня на блюдце? (зубчик чеснока).

— Правильно, вам этот запах знаком, а если бы вы никогда не пробовали чеснок, то не поняли бы, что это.

— Что означает “нечуянное”? (предположения детей).

(Выставить на доску схематическое изображение лисьей головы ).

— Посмотрите на схему. Что означает перечёркнутый глаз, перечёркнутое ухо, нос? (невиданное, неслыханное, “нечуянное”).

— В нашем рассказе лисята любопытные. Что означает любопытство? (когда всё хочется увидеть, услышать, потрогать, понюхать).

— Ребята, а у меня ещё есть трудные слова.

— Что значит прорезались?

— Правильно, появились. Что может прорезаться? (глаза, зубы, голос).

— А теперь встаньте на носочки, руки поднимите вверх и потянитесь. Мы с вами сразу стали выше, то есть вытянулись в длину.

— Что значит вытягиваться?

— Правильно, расти в длину.

— Давайте вместе со мной вспомним эти слова: невиданное, неслыханное, “нечуянное”, любопытство, прорезались, вытягиваться.

Физкультминутка:

У нас славная осанка И как мишка косолапый.

Мы свели лопатки И как серый волк-волчище.

Мы походим на носках, И как заинька-трусишка,

А потом на пятках. Вот свернулся волк в клубок,

Пойдём мягко, как лисята Потому что он продрог.

— Ребята, я прочитаю рассказ ещё раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить. Схемы вам в этом помогут. (чтение).

(Дети парами пересказывают рассказ. Затем один ребёнок повторяет рассказ целиком).

— Чем мы занимались сегодня на занятии?

— Как назывался рассказ, который пересказывали?

— О ком говорилось в рассказе?

— Вам понравилось читать произведения про животных?

— А сейчас давайте внимательно посмотрим в корзинку, может лисёнок вам приготовил подарки? Вы ведь все так хорошо занимались! (в корзине находится энциклопедия про животных и диск с мультфильмами про животных).

Желаем успеха!

Источник: https://www.logoped.ru/nikiav01.htm

о природе — для младшего возраста, часть 1

?

Previous Entry | Next Entry

tanigoОригинал взят у aksik в о природе — для младшего возраста, часть 1. как очень верно заметили в комментариях — нечего про природу читать, на нее нужно смотреть! могу сказать — полностью согласна, потому что как можно словами передать запах сосны после дождя или легкость цыпльячего пуха? В раннем и дошкольном детстве ребенок должен максимум общаться с природой (мы уже говорили, что для этого необязательно иметь личную ферму, достаточно раздобыть в ближайшем парке парочку объектов вроде муравейника или гусеницы для наблюдения за ними). А литература о природе — разве что в качестве созвучия сформулированных впечатлений. Я бы не стала ее ставить в ряд «необходимо прочитать». По причине краткости нашего формата я, разумеется, не смогу сделать подробный обзор, но перечислю некоторых популярных авторов. Сегодняшняя подборка представлена по принципу «убывания качества» от первого к последнему.
Виталий Бианки
http://lib.rus.ec/a/31171
http://bookz.ru/authors/bianki-vitalii/rasskazi_062/1-rasskazi_062.html
http://www.r-rech.ru/2009-04-06-13-32-01/2010-08-18-08-59-23.htmlАвтору удалось соединить два несоединимых жанра — научно-популярных рассказов и сказок о животных. Причем это соединение вышло органичным: произведения легко читаются, дают детям прекрасный опыт эмоционального переживания, и несут действительную информацию о природе.Для самых маленьких детей у Бианки есть множество коротких и интересных произведений, например:»Лис и мышонок» — диалог-сказка о повадках животных. «Теремок» — «построен» по принципу известной народной сказки, рассказывает о том, как живут птицы и звери. «Как муравьишка домой спешил» — любимая сказка многих детей. Обычное сказочное авантюрное приключение, приправленное знаниями об особенностях насекомых. «Первая охота» — первая охота щенка, рассказ построен по ассоциации игры в прятки — животные и насекомые прячутся от «охотника». У Бианки очень точные собственные наблюдения переданы в лаконичной и художественной форме. Коротенькие сказки, так похожие на обычные народные сказки о животных, легко воспринимаются детьми, и содержат правильную информацию о природе (что не всегда характерно для такой литературы). ПРоизведения очень добрые и наполнены светлым юмором. Даже неприятные моменты (вроде «Первой охоты» щенка) у Бианки проживаются легко и просто. И кроме этого, замечательно богатая литературная речь и органичный «сказочный» напевный язык повествования. «как я хотел зайцу соли на хвост насыпать» — прекрасный пример «народной» речи, без искусственности и видимости литературной обработки. «Мышонок Пик» — очень сильное произведение, позволяющее ребенку сопереживать и «проживать» в воображении целую жизнь маленького персонажа. Эмоциональный накал, как в волшебной сказке, и обязательный хэппи-энд, когда можно выдохнуть с облегчением, порадовавшись концу злоключений мышонка-героя.

Читайте также:  Конспект занятия для дошкольников «права и обязанности ребёнка». средняя группа

Евгений Чарушин

http://lib.rus.ec/a/1899
http://www.modernlib.ru/books/charushin_evgeniy/tyupa_tomka_i_soroka/read_1/Чарушина, конечно, нужно прежде всего не читать, а рассматривать! Он вошел в историю детской русской литературы не столько как писатель, сколько как иллюстратор и создатель нового стиля, имитирующего пушистую шерстку персонажей его произведений. Простой и грамотный литературный язык, короткие незамысловатые тексты, которые очень легко воспринимаются детьми. Передаются не столько наблюдения и факты, сколько эмоции и впечатления. Очень симпатичная серия Про Томку с рассказами про собаку. Такая же милая, с добрым юмором, серия про Тюпу — смешного котенка. Маленькие дети отлично идентифицируют себя с главными героями рассказов (животными), проигрывая сюжет.Единственное, в некоторых произведениях слишком сильно влияние эпохи, например «Глупый мальчишка» — мальчик попробовал лизнуть на морозе медную ручку двери (кстати, кто еще в детстве что-то подобное делал :)?). В советской литературе было изобилие «ярлыков» для детей и высмеивание любых неудач, не то что проступков.

Михаил Пришвин

http://lib.rus.ec/a/19724
http://babylib.ru/childrens-stories/mixail-prishvin/tainstvennyjj-yashhik-mixail-prishvin/Его язык можно назвать литературным с большой натяжкой, иногда даже и эта «натяжка» не помогает. Но и это не главный недостаток произведений: в некоторых местах «мораль» настолько извращена, что лично мне для дочки приходилось кое-что пропускать и читать с купюрами. Например:рассказ «Изобретатель». Курице подложили утиные яйца. Наседка оказалась отличной приемной мамочкой — и высидела яйца, не желая никуда отлучаться, и уж как заботилась о птенчиках, и каких жирных червячков для них искала! Но вот утята услышали крик другой мамы-утки с выводком утят — та звала их к себе, в воду. Они побежали в воду, к утке, бросив курицу. и после купания к ней не вернулись больше никогда: «Под самым носом важной птицы (курицы — М.О.) прошли они, … ни один даже на такую мать и не поглядел». Во-первых, это противоречит природе (нормальные утята подбежали бы к своей «маме»- курице ласкаться-пищать, потому что они вообще первый увиденный предмет считают своим родителем до конца жизни, даже опыт ставили с мячиком: показывали утенку мячик, и он бегал за мячиком, как за мамой. То есть, это уже не рассказ о природе. Во-вторых, какие нравственные ценности передает этот сюжет? Бросить любящего и заботливого человека? Даже не взглянув на прощанье? Иногда сам автор путается в своей системе ценностей. Например, в рассказе «Ребята и утята» автор пристыдил мальчишек за то, что те наловили себе утят — мол, мама так страдает, сейчас же отпустите, ай-яй-яй. В упомянутом уже рассказе «Изобретатель» автор сам же берет троих утят у дикой утки, ничуть не мучаясь угрызениями совести. Интересно, что стало потом с уткой, когда она обнаружила пропажу любимых птенчиков? Об этом автор тактично умалчивает. То есть, ребятам то же самое нельзя делать, нехорошо, а мне можно, потому что я взрослый? Интересные выводы может сделать ребенок из такой книги. Вообще очень странно в книге для детей совмещается полное равнодушие охотника к страданиям преследуемых животных, и попытка написать для детей какие-то побуждающие «добрые» рассказы.В общем, если очень увлекаться такими книжечками, можно воспитать человека, готового мучать животных ради забавы.

Николай Сладков

http://www.r-rech.ru/2009-04-06-13-32-01/2010-10-26-13-00-46/2010-12-10-13-01-06.html
http://www.modernlib.ru/books/sladkov_nikolay/lesnie_taynichki_rasskazi_i_skazki/read_1/В отличие от Бианки, в произведениях Сладкова «сказочный» язык местами кажется натужным, искусственным, выдуманным автором. Очень много резких и грубых выражений, видимо, выдаваемых за «народный» просторечный стиль:»Пошли Медведя будить: — Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось? Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает. — Эх, долбануть бы его в затылок! — воскликнул Дятел. — Небось бы сразу зашевелился!» («В лесах», январь). Речь фонетически плохо выстроена, сплошные нагромождения согласных, не получается певучего повествования, голос все время «спотыкается» при чтении вслух. ПОпробуйте сказать быстро: «На сушине козырьком гриб-трухляк» («Дятел»).»Отчего у лисы длинный хвост?» — ответ от автора: от любопытства. Но при этом подобные произведения не воспринимаются такими же сказками, как у Киплинга (ни один ребенок не сделал вывод, что слонам хоботы вытягивают крокодилы). Но поскольку жанр заявлен прежде всего как достоверные рассказы о природе, получается полная путаница с неудачными ляпами. У Сладкова слишком часто излагаемые факты о природе перемежаются прибаутками и выдумкой, и вряд ли сам ребенок может разобраться, где правда, а где сказка. Во многих произведениях есть распространенные стереотипы, как то: кукушка — злая и нехорошая птица, подкидывает своих бедных птенчиков в другие гнезда. Все мы знаем, что подобные характеристики в детской литературе вели обычно к «мести» бедным животным и птицам. Например, известный факт, что в детской литературе было распространено стереотипное описание сов и филинов как злодеев, вследсвие чего не одно поколение мальчишек намеренно разоряло совиные дупла и истребляло этих «гадов», чтобы спаси лес. На самом деле как раз совы и филины и спасают лес, и поля от засилья мелких грызунов. И так далее. Я сама лично с представлением о «злой кукушке» прожила — стыдно признаться! — до второго курса университета, где на биологии мне наконец объяснили научный факт: кукушка исключительно заботливая мать, и отдает своих птенцов «на воспитание» именно потому, что ее природная пища просто отравит маленьких птенцов. Тем более странно в книгах автора, пишущего якобы документальные рассказы о природе находить такие дремучие стереотипы:» Мне, Кукушечка, мне помоги, Иволге. День и ночь на яичках в гнезде сижу, ножки, крылышки затекли — ни попить, ни поесть. Подмени хоть на минутку! — Что ты, Иволга, что ты! Я и своих-то яичек никогда не высиживаю охота ли мне на чужих маяться. Подкинь ты их в чужое гнездо, да и порхай без забот! Ку-ку! Ку-ку! Кому помочь? Кому помочь?» («Ночная кукушка»).»Тетерка» — рассказ с оборванным концом, который просто разрывает сердце маленькому читателю. Автор поймал слепую тетерку, которая самоотверженно бросилась к нему в руки, желая спасти своих птенцов (то есть чтобы птенцы улетели, пока он ловит ее саму). Читать равнодушно невозможно, по-моему. И вот такой конец: «Я держал в руках слепую тетёрку и не знал, что с ней делать. Под ладонью быстро-быстро билось птичье сердце, такое маленькое, но такое смелое!» Дальше-то что?! Она хоть не умерла от этого страха, что ее человек поймал? Ну как можно писать такие вещи с оборванным концом маленьким детям! это ведь жестоко. Хорошо, что в детстве я не читала такого рассказа — слез бы хватило не на один вечер.

Читайте также:  Сладков «синяя птица» читать

продолжение следует

Источник: https://tanigo.livejournal.com/37471.html

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Автор публикации: Шурыгина О.Е.

Дата публикации: 2016-07-13

Краткое описание:

Тема: Пересказ рассказа

«Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

  1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.

  2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).

  3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем; составление графического плана рассказа, лексико-грамматические упражнения по тексту, картина-трансформер, сюрпризный момент.

Оборудование:

Сборник стихов, рассказов, сказок о животных «Кот-ворюга»; графические схемы, свежий лимон, корзина с тремя лисятами (мягкие игрушки), картина-трансформер, фишки по количеству детей (с обратной стороны с цифрами 1 или 2).

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа Н.Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост?» (сборник стихов, рассказов, сказок о животных — «Кот-ворюга»). Рассматривание иллюстраций.

  • Повторение лексической темы «Дикие животные». Отгадывание загадок.

  • Дидактические игры: «Кто больше подберет действий (признаков)?», «Чья голова? Чей хвост?».

  • Закрепление умения составлять сложные и распространенные предложения.

Лексический материал:

Части речи Слова, сложные Слова, сложные

по семантике по слоговой структуре

Существительные любопытство любопытство

Глаголы прорезались, становятся, вытягиваться

вытягиваться начинается, прорезались

Прилагательные невиданное, коротенькие,

неслыханное, невиданное, «нечуянное»,

«нечуянное» неслыханное

Ход занятия

  1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, мышления.

Педагог загадывает загадку. Посмотри какая — Вся горит, как золотая! Ходит в шубе дорогой, Хвост пушистый и большой.

  1. Подготовка к восприятию текста. Развитие долговременной памяти.

Педагог: Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов, загадок о лисе.

Сегодня мы вспомним рассказ Н.Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост?»

Педагог раскрывает книгу и показывает детям картинку к рассказу.

Кто здесь главные герои? (Лисята)

  1. Чтение рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Слад- кову). Развитие речевого слуха, внимания, восприятия

Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа.

У лисы родились лисята, слепые с коротенькими маленькими хвостиками.

Длинными хвосты становятся от любопытства. А начинается все с той поры, когда прорежутся лисьи глаза. Но вот глаза прорезались — хвосты начинают вытягиваться. Становятся все длинней и длинней. И как же им не длиннеть, если лисята изо всех силенок тянутся к светлому пятнышку — к выходу из норы. Еще бы: шевелится там что-то невиданное, шумит что-то неслыханное и пахнет «нечуянным»!

Только вот страшно И потому высовываются лисята из норы только на длину своего короткого хвостика.

  1. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

На вопросы дети отвечают полными предложениями.

  • Отчего же становится длинным лисий хвост? (Лисий хвост становится длинным от любопытства.)

  • В какую пору лисята становятся любопытными? (Лисята становятся любопытными в ту пору, когда прорежутся глаза.)

  • А что им интересно увидеть? (Им интересно, что там шевелится, шумит и чем там пахнет.)

  • Лисята всего боятся, им страшно, они еще маленькие. Поэтому лисята высовываются из норы только на длину своего хвостика. А страх у лисят пройдет? Кто им поможет преодолеть этот страх? {Мама поможет лисятам преодолеть страх, ничего не бояться.)

  1. Игра *Трудные слова». Сенсорно-словарная работа. Уточнение значения слов.

  • Сейчас мы поиграем в игру «Трудные слова».

  • Что означает невиданное? Покажите. (Дети закрывают руками глаза.) Невиданное — означает никогда не видели.

  • Что означает неслыханное? Покажите. (Дети закрывают уши руками.) Неслыханное — означает никогда не слышали.

  • Что означает «нечуянное»? (Предположения детей.) Закройте глаза и по запаху догадайтесь, что у меня на блюдце?(Лимон)

  • Правильно, вам этот запах знаком, а если бы вы никогда не • пробовали лимон, то не поняли бы, что это.

Педагог достает из конверта схематическое изображение лисьей головы.

  • Посмотрите на схему. Что означает перечеркнутый глаз, перечеркнутое ухо, перечеркнутый нос?(Невиданное, неслыханное, «нечуянное»)

  • В нашем рассказе лисята любопытные. Что означает любопытство? (Это когда все хочется увидеть, услышать, потрогать, понюхать.)

  • Ребята, а у меня еще есть трудные слова. Что значит прорезались! Правильно, появились. Что может прорезаться? {Глаза, зубы, росток, голос)

  • А теперь встали на носочки, руки подняли вверх и потянулись. Мы с вами сразу стали выше, т.е. вытянулись в длину. Что значит вытягиваться! Правильно, расти в длину.

  • Повторите за мной трудные слова: невиданное, неслыханное, «нечуянное», любопытство, прорезались, вытягиваться.

  • 6. Лексико-грамматические упражнения.

  • а) Игра «Подбери признаки». Обогащение и активизация словаря прилагательных.

  • Педагог вносит корзину с лисятами. Дети разглядывают лисят, гладят.

  • Какие лисята по характеру, по повадкам? (Шустрые, глупенькие, игривые, осторожные, трусливые, любопытные.)

  • У лисят какие ушки? (Чуткие, маленькие.)

  • Глазки, какие? (Маленькие, узкие, блестящие.)

  • Лапки, какие? (Тоненькие, слабенькие.)

  • А хвостик, какой? (Коротенький, рыженький, пушистенький.)

  • б) Игра «Подбери слова-родственники».Упражнение в словообразовании.

  • Кто у нас в корзине?(Лисята.)

  • Педагог убирает двоих лисят.

  • А теперь, кто сидит в корзине? (Один лисенок.)

  • Как зовут маму лисят? Папу?(Лиса, лис.)

  • А где они живут? норе.) Чья нора? (Лисья нора.)

  • в) Игра «Что делает лисенок?» Подбор действий с использованием картины-трансформера.

  • Педагог прикрепляет в разных местах картины лисят с помощью магнитиков. Показывая поочередно на лисят, педагог спрашивает:

  • Что делает лисенок? (Лисенок смотрит на дятла. Маленький лисенок нюхает цветок. Шустрый лисенок бегает за бабочкой. Трусливый лисенок выглядывает из норы. Лисенок рассматривает пестрого жука. Маленький лисенок наблюдает за змеей.)

  • Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

  • Я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

Составление графического плана рассказа. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Педагог беспорядочно раскладывает на столе графические схемы.

Эти схемы помогут вам при пересказе. С чего начинается рассказ?

Педагог совместно с детьми составляет план рассказа с наглядной и вербальной опорой. На наборное полотно дети по порядку выставляют графические схемы.

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи, памяти.

Педагог предлагает детям взять по фишке, найти свою пару (по цветовой гамме фишки).

Поиграем в игру «Расскажи с другом».

Дети парами пересказывают рассказ (один ребенок начинает пересказ, другой продолжает в зависимости от номера на фишке).

Итог. Оценка работы детей.

У кого получился длинный рассказ?

Кто что забыл рассказать?

Чей рассказ понравился больше? Почему?

Молодцы, все справились!

Закрепление изученного материала вне занятия:

Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

Предложить детям нарисовать лисят и устроить выставку рисунков.

Воспитатель: Шурыгина О.Е.

Читать полностью »

Источник: https://docbaza.ru/naurok/doshkolniki/text-72129050.html

Ссылка на основную публикацию