Занятие по логике в подготовительной группе. сравнение предметов по трем признакам

Портал педагога | по ФЭМП в подготовительной группе «Сравнение предметов по высоте»

Автор: Гуцул Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16 «Аленка»
Населённый пункт: г.

Спасск-Дальний
Наименование материала: Конспект
Тема: по ФЭМП в подготовительной группе «Сравнение предметов по высоте»
Дата публикации: 09.01.

2017
Раздел: дошкольное образование

Назад

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Сравнение предметов по высоте»
Цель: совершенствование умения детей группировать предметы по обобщающим признакам (длине, высоте). Задачи: — упражнять детей в сравнении предметов по высоте способами наложения и приложения; -учить измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах; изображать отрезки заданной длины с помощью линейки; — упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10; — продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку; — совершенствовать умение определять признаки предметов словами: высокий, низкий, одинаковый по высоте, выше — ниже, самый высокий (низкий); — воспитывать взаимопомощь, желание работать в группе, оценивать результат своей деятельности.

Словарь:

линейка, сантиметр, маркер, магнитная доска, ростовая линейка, рулетка.

Материал и оборудование для педагога:

Ленты разной длины и цвета, указка, сюжетная картинка, магнитная доска, зеркало, магниты.

Материал и оборудование для детей:

Карандаш простой, листок в клетку, маркеры, цветные полоски разной длины.

Предварительная работа:

измерение предметов с помощью условной мерки, использование рулетки для длинных предметов и линейки для коротких.

Игровая сюжетная линия:

Путешествие в страну Сравнения предметов.

Мотивация:

Оказание помощи жителям страны Сравнения предметов.

Ожидаемый результат-

дети будут: — группировать предметы по обобщающим признакам (длине, высоте); — раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке, выражать словами эти отношения (большой, меньше, еще меньше, самый маленький); — применять полученные знания на практике, правильно пользоваться линейкой.

1.

Вводная часть

В — Ребята, сегодня к нам пришло письмо из страны сравнения предметов. Сейчас мы с вами узнаем, о в нем говорится. К нам обращаются жители страны и просят нашей помощи. Недавно налетел сильный ветер и перепутал все предметы. Вы готовы помочь жителям страны? Д- Да! В- Для этого мы с вами будем преодолевать все трудности, которые встретятся у нас на пути. Поздоровайтесь с гостями и отправимся в путь. Д- Здравствуйте!

2.

Основная часть

В- А вот и первое задание.

(игра «По какой дороге»)

Пройдите по лентам приставным шагом и узнайте, по какой ленте мы доберемся в страну быстрее? Какая лента длиннее? Почему? Как вы узнали? Д- На зеленой ленте больше шагов, а на синей меньше. В- Правильно. Как еще можно это проверить? Назовите способ. Д- Наложить одну ленту на другую, это способ наложения. Приложить ленты друг к дружке, это способ приложения.

Игра «От высокого до низкого»

В- А теперь разделитесь на две группы и подойдите к доске. Перед вами полоски разного цвета и размера, выстройте их по размеру от самого низкого до самого высокого по высоте. Как можно доказать, что полоски первая и вторая самые высокие? Укажите способ. Д- Надо использовать способ наложения (дети показывают это наглядно). В- Ребята, у нас есть рисунок, посмотрите и определите, кто из них самый высокий, ниже, еще ниже и самый низкий? Д- Самый высокий — жираф, пониже — страус, еще ниже — Айболит, самый низкий — бегемот. В- Теперь подберите полоски, которые подходят им по росту, чтобы убедиться в правильности определения (дети размещают полоски в соответствии с цветом животных).

Физминутка

Теперь мы с вами выполним упражнения под считалку. Мы по лесенке бежали и ступеньки все считали. 1,2,3,4,5- будем дальше мы считать. 6,7- трудно всем. 8,9,10- ух! Захватило прямо дух. Посмотрели, постояли и обратно побежали. 10,9,8,7- вот и легче стало всем. 6,5,4,3- скоро финиш, посмотри! 2! Ах, как же мы устали. Вот 1 и добежали!

Постановка проблемы

В- Ребята, вы все разного роста. Как вы думаете, как можно измерить рост человека? (дети предлагают свои варианты ответов: измерить с помощью ростовой линейки, рулетки и т.п.). В- Всех этих предметов у нас нет, но я могу предложить вам маркеры, доску и зеркало. Подумайте, как это может нам пригодиться для того, чтобы узнать кто из вас выше. (Дети думают и используют эти предметы: отмечают на доске маркером и выстраиваются перед зеркалом рядом друг с другом). В- Молодцы! Верно! Вот мы и справились с очередным заданием.

Работа за столами

Теперь я предлагаю вам пройти за столы и с помощью линейки измерить высоту каждой полоски и выяснить, какая из них самая высокая (низкая), какие одинаковые по высоте. (дети измеряют). В- Как вы узнали высоту полосок? Д- Приложили линейку. В- С какой цифры начинается отсчет на линейке? Д- С цифры- ноль. В- Верно! Теперь составьте ряд, опираясь на картину, по цветам, которые подходят (коричневый, фиолетовый, голубой, серый). Какие цвета не использовались? (желтый, зеленый). В- Почему? (этих цветов нет на картинке). (дети выкладывают полоски в соответствии с цветом изображенных предметов).

Проверка выполненной работы по образцу

В- Теперь давайте проверим это с помощью схемы на доске (вывесить образец схемы на доске). -А сейчас я предлагаю вам проверить схемы друг у друга.

Изображение квадрата с помощью линейки

В- В этом задании требуется изобразить квадрат со сторонами 4 см. отметьте на листе в клетку точку отсчета. Теперь приложите линейку и проведите линии. (после выполнения задания предлагается проверить задание друг у друга)

3 часть: итоговая

В- Молодцы, ребята. Выходите из-за столов и скажите, какое задание оказалось самым сложным? С каким справились без проблем? — Какое задание вы хотели бы выполнить еще раз? -Кто назовет проблему, с которой мы столкнулись? (мы измеряли рост без помощи ростовой линейки) -В какой стране мы побывали? Д- В стране Сравнения предметов. В- Надеюсь наши знания пригодятся вам в дальнейшем : школе и жизни! Попрощайтесь с нашими гостями. Всем спасибо, до новых встреч.

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=16488

Игры на классификацию на занятиях по математике в детском саду

Игры на классификацию на занятиях по математике в детском саду В процессе формирования готовности ребенка к обучению в школе важную роль играет активизация познавательной деятельности дошкольников, которая способствует развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация.

Важно

Предлагаем вашему вниманию подборку развивающих игр, в том числе и авторских,1 на классификацию и группировку предметов и геометрических фигур на занятиях по математике.

Классификация является одной из наиболее сложных мыслительных операций. Умелое выполнение классификации по заданным свойствам характеризует высокий уровень логического мышления дошкольника.

Классификация множеств как самостоятельная тема в традиционной программе не выделяется.

Однако учитывая большое значение этой темы для развития логического мышления на занятиях по математике, мы предлагаем дошкольникам ряд игровых упражнений, заданий, дидактических игр с различными видами классификации, которые учат детей находить общий признак предметов или геометрических фигур и по нему объединять предметы или геометрические фигуры в однородные группы.

^ формируются первоначальные представления о классификации предметов или геометрических фигур по качественным признакам. С детьми этого возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых – закрепление представлений о свойствах предметов и геометрических фигур, тренировка в сравнении предметы по цвету, форме, размеру.

Сначала дошкольникам предлагаются самые простые игры на выделение того или иного качественного свойства: – упражнения на обследование геометрических фигур по контуру («Чудесный мешочек»); – упражнения «Найди все фигуры, такие же по цвету (размеру, форме)»; – упражнения «Найди фигуру, не такую по цвету, как эта (по форме, размеру)»; – упражнения «Найди фигуру, такую же по цвету, но другой формы (или такой же формы, или другого размера, или такого же размера, но другого цвета и т.п.)».

Вариант 1. На столах у детей плоские геометрические фигуры разного цвета, формы и размера, на которых схематично нарисованы лица, и плоские домики различной геометрической формы. Детям предлагается подобрать домики для геометрических фигур-человечков. Выбор домиков малыш должен аргументировать.

Раскладывая фигурки разного цвета и разной величины по своим домикам, дети группируют геометрические фигуры, учитывая только одно свойство – форму

Вариант 2. У детей плоские геометрические фигуры разного цвета, формы и размера, и домики разного цвета. Дети расселяют фигуры-человечков по домикам, учитывая только одно свойство – цвет.

Обратите внимание

В результате, в одном домике могут поселиться и круги, и треугольники, и квадраты, лишь бы они все были одного цвета.

^

У детей листочки бумаги с изображением разных геометрических фигур. Детям предлагается раскрасить фигуры определенным цветом: все квадраты – красным; все круги – синим и т. д.

^

На магнитной – доске картинки с изображением предметов разной формы и цвета: пирамидка, елка, шарик, яблоко, картина, мяч и т. п. Детям предлагается собрать все изображения предметов: или треугольной формы, или красного цвета, и т. п.

^ На полу в разных местах группы или зала лежат геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. На столе геометрические фигуры более мелкие по размеру – раздаточный материал. Каждый ребенок подходит к столу, выбирает себе одну геометрическую фигуру и говорит: «Я – треугольник», «Я — квадрат», «Я – круг».

По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате. По второму сигналу все игроки находят свои домики: те, у кого треугольники, бегут к треугольнику, лежащему на полу; у кого круги – к кругу и т. д. Детям предлагается обосновать свой выбор домика. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз воспитатель меняет фигуры на полу местами.

Важно

Аналогично проводятся подвижные игры «Автомобили и гаражи», «Самолеты, на аэродром».

Играя, дети выполняют группировку геометрических фигур по одному свойству – форме.

Читайте также:  День семьи. сценарий для детей старшей группы

^

Перед детьми кукла, одетая в костюм Осени. Воспитатель приносит корзинку с осенними листочками разного цвета и разной формы. (Листочки дети могли собрать на прогулке или вырезать из картона.) Детям предлагается приготовить украшение для Осени. Осенние «бусы» разного цвета: красные, желтые, зеленые.

Каждый ребенок достает из корзиночки листочек и говорит: «У меня желтый листик. Я положу его к желтым «бусам».

Аналогично можно предложить детям собрать «бусы», отличающиеся друг от друга формой «бусин»: березовые, кленовые, дубовые, то есть дети выполняют классификацию осенних листочков по форме (форма листьев зависит от того, с какого дерева листочек).

Важно

^ На магнитной доске – три яблони и набор картинок с изображением яблок разного цвета: красные, желтые, зеленые. Детям предлагается вернуть яблоки на свои яблони, то есть выполнить классификацию по цвету.

^ Перед детьми тазы разного цвета с водой и бумажные кораблики разного цвета.

Детям предлагается выбрать себе кораблик и запустить его в таз соответствующего цвета.

^ На полу лежит обруч. В обруче – игрушка-ежик. На колючках ежика – круг. Вокруг обруча геометрические фигуры разного цвета, формы, размера. Детям предлагается сложить к ежику в норку (домик) все круги.

Вне обруча остаются геометрические фигуры, не обладающие выделенным признаком, то есть не круглые.

^ работа по классификации предметов или геометрических фигур усложняется. Детям предлагается группировать предметы или геометрические фигуры по двум или нескольким свойствам.

Игры, в которых используются геометрические фигуры, способствуют развитию у дошкольников навыков образования двух множеств, характеризующихся двумя различными признаками. В целях внешнего выделения множеств можно использовать веревочки, кольца, обручи, подносы, коробки, корзины и другие емкости.

При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Воспитатель кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча и рассказывает, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Можно предложить ребенку стать внутри обруча. Спросить у него, где он стоит? Где сидят остальные дети? Аналогичные игры можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию.

^

На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке одна геометрическая фигура. Дети по очереди располагают фигуру в соответствии с заданием воспитателя. Например, внутри обруча – все синие фигуры, а вне обруча – все остальные. Затем проводится беседа с детьми по следующим вопросам:

  • какие фигуры лежат внутри обруча? (Синие.)
  • какие фигуры оказались вне обруча? (Не синие.)

Важно то, что внутри обруча лежат синие фигуры, и никаких других фигур там нет. Свойство фигур, лежащих вне обруча, определяется через свойство тех фигур, которые лежат внутри обруча. Эту игру можно повторять много раз. Важно все время называть новое свойство фигур, которые будут лежать внутри обруча. Это может быть другой цвет, размер или форма фигур.

^

У каждого ребенка – два кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, формы, размера. Детям предлагается:

  • в желтое кольцо собрать все желтые фигуры;
  • в зеленое – все красные.

После выполнения практической части проводится беседа с детьми по следующим вопросам:

  • какие фигуры лежат в желтом кольце? (Все желтые.)
  • какие фигуры – в зеленом кольце? (Все красные.)
  • почему у вас оказались фигуры, которые не попали ни в одно кольцо? (Они не желтые и не красные.)

По аналогии можно повторить упражнение, раскладывая фигуры в кольца по форме или по размеру. В ходе упражнения дети выполнили классификацию и создали два непересекающихся множества. Классификация на непересекающиеся множества выполняется, если для классификации называются свойства, взаимно исключающие друг друга.

Так множество желтых фигур и множество красных фигур взаимно исключают друг друга, множество кругов и множество треугольников взаимно исключают друг друга и т. д.

^

У каждого ребенка в руках один осенний листочек. Листочки отличаются по цвету, форме, размеру. (Форма листочка зависит от того, с какого дерева этот листочек.

) Воспитатель говорит: «Подул ветер». Дети с листочками произвольно двигаются по групповой комнате. Далее воспитатель дает второй сигнал: «Ветер стих. Листочки разделились по цвету». Дети собираются в группы, образуя множества, отличающиеся по цвету.

Если кто-то из детей выбрал не то множество, воспитатель спрашивает: «Вы какие листочки?» Дети: «Зеленые» Воспитатель: «Есть ли среди вас лишний листочек?» Дети: «Да. Желтый». Игра повторяется 2–3 раза. При повторении изменяется второй сигнал воспитателя: «Ветер стих. Листочки разделились по форме (по размеру)» .

Важно

^ На полу разбросаны геометрические фигуры разного цвета, формы и размера и три ведерка разного цвета. Детям предлагается разделиться на группы и выбрать себе ведерко. Каждая группа по сигналу собирает в ведерко фигуры, соответствующие цвету ведерка: зеленые – в зеленое, красные – в красное, синие – в синее.

Побеждает та группа, которая быстрее соберет все свои фигуры и не сделает ошибок. – Остались ли фигуры на полу? Если остались, то потому, что они не зеленые, не красные, не синие. Аналогично проводится игра, если на ведерках одного цвета поместить символы формы геометрической фигуры.

^ работа направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами. У детей формируется умение обобщать геометрические фигуры одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствие каждого:

  • по наличию обоих заданных свойств;
  • по их отсутствию;
  • по наличию одного и отсутствию второго свойства.

Такие игры проводятся с двумя пересекающимися обручами. Воспитатель показывает детям два обруча разного цвета, например, синий и красный. Эти обручи укладываются на полу так, чтобы получилось пересечение обручей. Далее воспитатель предлагает одному ребенку встать так, чтобы он находился внутри красного обруча, но вне синего; второму – чтобы он находился внутри синего, но вне красного; третьему – чтобы он находился и внутри красного, и внутри синего, а четвертому – вне красного и вне синего. Эти игры учат детей ориентироваться в областях, полученных на плоскости в результате пересечения обручей.

^

Вариант 1. У каждого ребенка два кольца разного цвета и набор геометрических фигур, отличающихся цветом, размером и формой. Детям предлагается разложить фигуры следующим образом: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, а в белое кольцо собрать все треугольники.

На первых порах у ребят вызывает затруднение вопрос, куда положить красные треугольники? Красные треугольники должны попасть в пересечение колец, так как эти фигуры обладают сразу двумя свойствами: они и красные, и треугольные. После выполнения практической задачи проводится беседа по следующим вопросам:

  • какие фигуры в желтом кольце?
  • какие фигуры в белом кольце?
  • почему есть фигура, которая попала в пересечение колец?
  • почему есть фигуры, которые лежат вне колец? (Они не красные и не треугольные.)

Аналогично можно выполнять классификацию по цвету и размеру, по форме и размеру.

Вариант 2. Детям предлагается выполнить следующую классификацию: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, а в белое – не треугольники. Беседа с детьми проводится по тем же вопросам, что и в варианте 1.

Только на вопрос, почему эти фигуры лежат в пересечении колец, ответ такой: они красные и не треугольные. А на вопрос, почему эти фигуры лежат вне колец, ответ должен прозвучать так: они не красные и треугольные.

Вариант 3. У каждого ребенка два кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, размера и формы. Детям предлагается выполнить такую классификацию: в желтое кольцо собрать не красные фигуры, а в белое – не треугольники.

И, наконец, детям предлагаются игры и упражнения с тремя обручами. В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в играх с двумя обручами, задача классификации геометрических фигур по трем свойствам.

^

У каждого ребенка три кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, размера и формы. Детям предлагается выполнить классификацию следующим образом: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, в белое – все треугольники, а в зеленое – все маленькие фигуры. После выполнения практической задачи дети отвечают на вопросы:

  • какие фигуры в желтом кольце? ( Все красные.)
  • какие фигуры в белом кольце? (Все треугольники.)
  • какие фигуры в зеленом кольце? (Все маленькие.)
  • какая фигура лежит внутри желтого, белого и зеленого колец? (Она красная, треугольная и маленькая.)
  • какие фигуры лежат внутри желтого и зеленого колец, но вне белого? (Красные, маленькие, но не треугольные.)
  • какие фигуры лежат внутри желтого и белого колец, но вне зеленого? (Красные, треугольные и не маленькие.)
  • какие фигуры лежат внутри белого и зеленого колец, но вне желтого? (Треугольные, маленькие, но не красные.)
  • какие фигуры лежат вне желтого, белого и зеленого колец? (Не красные, не треугольные и не маленькие.)

Игры с двумя и тремя кольцами можно повторять много раз, меняя правила. Игры на классификацию способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад № 178»

Важно

Г. Чебоксары

Источник: http://zazdoc.ru/docs/2800/index-2122403.html

Понятие величины для детей подготовительной к школе группы

К моменту перехода в подготовительную к школе группу
дети должны научиться выделять измерения (длину, ширину, высоту) и оценивать
размер предметов с точки зрения 2—3 из­мерений.

Для выделения данных величин
используют упражнения в сопоставлении предметов. От сопоставления предметов,
отличающихся одним измерением, дети переходят к сопо­ставлению предметов по 2—3
измерениям.

(«Какая дощечка длиннее (короче)? Какая шире (уже)? Какая толще
(тоньше)?»)

Расширяется круг сопоставляемых предметов. Используют
предметы, с которыми дети постоянно встречаются в различной деятельности
(ленты, шарфики, скакалки, шнурки, ремешки, лыжи, коробки и пр.).

Читайте также:  Сценарий на пасху для детей воскресной школы

Сопоставление величин осуществляется не изолированно,
а в системе рассмотрения других свойств предметов (их пред­назначение, части,
цвет, материал и др.). Это имеет существен­ное значение для умственного
развития детей.

Упражнения в сопоставлении величин значительно усложня­ются.

Дети не только определяют размерные отношения между наглядно представленными
предметами, но и воссоздают по­добные отношения по представлению.

Воспитатель
дает им, на­пример, такие задания: нарисовать 2 дорожки, чтобы одна из них была
длиннее другой; нарисовать 2 ленточки одинаковой длины, разной ширины или
одинаковой длины и ширины и т. п.

Особенно полезны упражнения, включающие изменение раз­мера
предметов. Используют 2 вида таких упражнений: изме­нение отдельных измерений
объекта при сохранении его общей массы и уравнивание размеров предметов.

Совет

Производя изменение отдельных измерений, дети видят,
что изменение одного из измерений при сохранении массы в целом ведет к
изменению другого измерения. Например, столбик пла­стилина сделали длиннее
(раскатали), зато он стал тоньше.

Данное упражнение способствует развитию
различения детьми отдельных измерений. Упражняя s уравнивании
размеров предме­тов, предлагают подобрать, а позднее изготовить предмет, равный
образцу. Например, подобрать полоску для ремонта книги (ко­робки), палочку для
вертушки и пр.

или сделать ленточки для игры в «пятнашки», изготовить
прямоугольник (квадрат).

Задание подобрать предмет такого же размера дают детям
вне занятий. Оно предпосылается упражнению в изготовлении объекта, равного
образцу, на занятии. Уравнивание размеров предметов производят по 1—2
измерениям. Объекты для урав­нивания всегда подбирают большего или меньшего
размера, чем образец, и выясняют, какой из них годится, а какой не годится,
почему.

Полезно предлагать детям составить предмет, равный
образ­цу, из 2 других. Например, предложить ребенку подобрать 2 дощечки, длина
которых вместе равна длине палочки-мерки, в свою очередь равной длине крыши
домика, и т п. Если предметы непосредственно сопоставить нельзя, то вводится по­средник
— мерка.

В качестве условной мерки используют разные предметы: полоску бумаги,
кусок веревки, тесьму и пр. В этот период используют мерку большего размера,
чем из­меряемый предмет. На мерке отмечают части, занимаемые пред­метами.
Расстояние между отметками показывает, на сколько один предмет длиннее (шире,
выше) другого.

Каждый пред­мет может быть измерен отдельной меркой.
Сопоставление ме­рок позволяет уточнить разницу в размере предметов.

Напри­мер,
длина и ширина предмета могут быть сравнены с помощью 2 веревок, соответственно
равных его длине и ширине Научив­шись пользоваться меркой-посредником, дети
могут сравнивать размеры предметов, которые непосредственно сопоставить нельзя,
например с помощью планки сравнить длину 2 столов.

Особое место в старшей группе отводят упражнениям в
груп­пировке и упорядочивании предметов по отдельным измерениям (по длине,
ширине и др.).

Обратите внимание

Группируя предметы по длине, дети помещают в одну группу все
предметы одинаковой длины, не­смотря на их различия в высоте и ширине.

Выясняют, чем по­хожи и чем отличаются предметы, попавшие в одну группу, почему
в одной группе оказались предметы разной высоты и т. п.

Дети видят, как изменяется место предмета среди других
в зависимости от того, по какому признаку они сопоставляются и упорядочиваются
в ряд.

Например, коричневый ремешок был первым, когда ремешки раскладывали в
ряд от самого длинно­го до самого короткого, а когда ремешки разложили в ряд от
самого широкого до самого узкого, он оказался на 3 месте.

Постепенно у детей
формируется умение самостоятельно вы­делять признаки, по которым можно сравнить
предметы. Они научаются последовательно сопоставлять предметы по выделен­ному
признаку, не переключаясь на другие.

_ Полезно побуждать ребят еще до выполнения
практического действия делать предположения (планировать действие). С этой
Целью надо ставить вопросы: «По какому признаку можно

сгруппировать предметы? В каком порядке строить ряд
предме­тов? Как выбирать нужный по порядку предмет?» Выполняя соответствующие
действия, дети как бы проверяют верность предположений.

Постепенно ребенок
учится осознанно пользо­ваться правилом выбора следующего элемента при
построении ря­да.

Важно

Выбирать надо каждый раз самый большой или самый ма­ленький
предмет среди всех оставшихся в зависимости от того, в каком порядке решили
разместить предметы.

Усложнение упражнений в построении ряда величин в стар­шей
группе выражается в следующем: сопоставляют большее количество предметов (до 10
шт.

); включают упражнения в подборе и построении в ряд не отдельных предметов,
а пар предметов; используют предметы, отличающиеся уже не только одним, но и
2—3 измерениями.

Одни и те же предметы разме­щаются в ряд то по одному, то по
другому признаку (напри­мер, цилиндры сначала расставляют в порядке
возрастающей высоты, а затем в порядке возрастающей толщины).

Пятилетних детей знакомят с некоторыми свойствами упо­рядоченного
множества предметов. Свойства ряда выделяются непосредственно в ходе
практических действий. Построив ряд, дети находят самый большой (длинный,
высокий) или самый маленький (короткий, низкий и т. д.

) предмет в ряду, а затем
называют предметы по порядку, шагая по ряду то вверх, то вниз (самая низкая,
выше, еще выше, самая высокая и т. п.), фиксируя определенность направления
ряда.

Сравнение каждо­го из элементов ряда со смежными, а несколько позднее со
все­ми предшествующими и последующими позволяет детям понять относительность
значения признака. («Каждый элемент в ряду больше, чем все предыдущие, и меньше,
чем все последующие, или наоборот».

) Они перечисляют: красная полоска длиннее
синей, голубой, белой, но короче желтой и зеленой и т. п.

Подобные упражнения подводят детей к осознанию
свойства транзитности (если а > Ь и Ь > с, то а > с), которым обладает
отношение порядка. Например, установив, что зеленая пирамидка выше красной, а
красная — выше синей и т. д., дети приходят к выводу, что зеленая пирамидка
выше и синей, и других пира­мидок, стоящих за ней.

Для закрепления усвоения детьми свойства транзитивности
используют игры:

«Кто первый?» «Мишки (или матрешки) забыли, кто за кем
стоял. Первый должен быть меньше второго, а второй — меньше третьего. Какого
размера первый мишка? А третий?»

«Чья коробочка?» «У меня 3 коробочки от заводных игру­шек:
курочки, цыпленка и утенка. Курочка больше цыпленка, цыпленок больше утенка.
Какая коробка утенка? Поместится ли курочка в коробку утенка? А утенок в
коробку для курочки?»

«Угадайте, кто выше (ниже) ростом». «Петя выше Саши, а
Саша выше Коли. Кто из мальчиков самого низкого роста? А самого высокого?»

Вначале дети решают такие задачи, опираясь на
наглядный материал, а позднее — лишь на основе словесного описания. На­глядность
применяют для доказательства правильности ответа.

Воспитатель обращает внимание
на постоянство разности между соседними членами упорядоченного ряда.

Совет

Дети с
помощью мерки сравнивают размеры предметов специально составленного ряда и
убеждаются в том, что любой предмет в ряду (начиная со вто­рого) на одну и ту
же величину больше (меньше) соседнего.

Определить размер предмета (длину, ширину) ребята
могут, прикладывая одну к другой несколько равных мерок. Например, оказывается,
что длина первой полосочки — 1, второй — 2, треть­ей — 3 мерки и т. д.; сравнив
результаты измерения, дети уста­навливают, что каждая полосочка на одну и ту же
длину мерки больше или меньше соседней полоски.

Для закрепления знаний о свойствах упорядоченного ряда
используют упражнения, требующие от детей проявления сме­калки,
сообразительности.

Например, дают задание построить ряд от промежуточного
элемента, найти место пропущенного или лишнего элемента в ряду, вставить в уже
построенный ряд промежуточные элементы.

Заданиям придают игровой характер,
используя игры «Угадайте, где пропущено!», «Угадайте, которого не хватает!», «Который
лишний?», «Что изменилось?».

Большое внимание уделяют развитию у детей глазомера.
На основе овладения приемами непосредственного сопоставления размера предметов
(наложение, приложение, измерение при по­мощи мерки) дети учатся решать задачи,
требующие все более и более сложных глазомерных действий.

Вначале им дают
задания найти на глаз предметы большего и меньшего, чем об­разец,
размера,» позднее — предметы, равные образцу, причем постепенно расширяют
площадь, на которой осуществляется поиск предметов. В качестве образца могут
служить разные пред­меты.

В то же время один и тот же образец может исполь­зоваться
для сравнения предметов и по длине, и по ширине, и т. д. Каждый раз дети
проверяют правильность решения глазомерной задачи, пользуясь приемом приложения
(вплотную) или измерения меркой.

Аналогичные задачи можно ставить перед детьми
в разных видах деятельности.

Обратите внимание

В процессе упражнения детей в построении
упорядоченного ряда педагог вводит правило: прикладывать и переставлять
предметы нельзя. Каждый следующий элемент среди оставших­ся дети находят на
глаз.

Можно предлагать и более сложные задачи.

Например, вы­брать
на глаз 2 предмета и составить из них третий, равный образцу; установить
соответствие между несколькими (2—3) рядами предметов, упорядоченных по
размеру   Данной работе необходимо
уделить внимание не столько на занятиях по мате­матике, сколько в часы игр. Вне
занятий используют дидакти­ческие игры «Сложи дощечки», «Расставь по порядку»,
«В какую коробочку?», «Кто первый?» (автор Т. Г. Васильева)

В процессе действий с игрушками и предметами дети
научи­лись еще в средней группе элементарно оценивать расстояния «ближе»,
«дальше», получили представления о понятиях «близ­ко», «далеко».

В практической
деятельности (в игре, в труде) перед ними часто возникает необходимость
определить, какой предмет ближе, дальше находится («Кто дальше бросил мешо­чек
(шишку, снежок)?»), расположить предметы на определенном расстоянии друг от
друга и др.

В старшей группе детей можно учить измерять расстояние шагами. Упражнения
целесообразно организовать на прогулке.

В процессе выполнения задания педагог помогает детям
установить правила измерения: чтобы получился самый корот­кий путь, измерять
надо по прямой линии; идти лучше ши­роким шагом, равномерно; шаг — мерка. Мерка
иа всем рас­стоянии должна быть одинаковой. Дети с увлечением определя­ют,
сколько шагов до дерева, до ящика с песком и др.

Обнару­живается, что при
измерении одного и того же расстояния результаты у разных детей и у педагога
получаются разные. «Сережа говорит, что от песочного ящика до скамейки 5 шагов,
а Лена утверждает — 6! Кто из них прав? У кого получи­лось большее число
шагов?» — ставит вопросы педагог.

Читайте также:  Конкурс отрядов юид. сценарий

В ре­зультате неоднократных наблюдений дети
утверждают, что ко­личество шагов, получаемое в итоге, зависит от ширины шага.
Когда надо сравнить расстояния, например определить, кто» дальше бросил
мешочек, измерение шагами должен производить один ребенок.

Важно

По мере накопления
опыта измерения расстояний детям предлагают на глаз опред&^ь, сколько шагов
до того или иного предмета. Высказав предположение, ребята делают проверку,
измеряя расстояние шагами.

Опыт непосредственного сопоставления размеров
предметов создает предпосылки для сравнения по представлению.

Детям дают
задания: показать, какого размера тот или иной предмет, например какой высоты
забор, ворота, детский столик; назвать предметы, которые больше, меньше
(длиннее, короче) образца или равны ему; или просто сказать, какой величины
карандаш, чашка, мяч, сравнив их с теми, которые видели раньше2; на­звать 2
предмета, про один из которых можно сказать, что он длиннее (короче), шире
(уже), выше (ниже) другого.

К моменту перехода в подготовительную к школе группу
дети должны научиться не только выделять длину, ширину, высоту предмета, но и
оценивать его сравнительный объем.

Они долж­ны овладеть способами сопоставления
линейных размеров, уме­нием устанавливать связь между способом ориентировочного
действия (приложения вплотную) и соответствующим призна­ком, употреблять точные
количественные характеристики вели­чин.

Величина становится объектом
элементарных математиче­ских действий. Дети получают первые конкретные
представления о ее свойствах.

Создаются предпосылки для обучения детей измерению ве­личин.

Источник: http://detsadmickeymouse.ru/load/matematika/matematika/ponjatie_velichiny_dlja_detej_podgotovitelnoj_k_shkole_gruppy/7-1-0-2657

Занятие в подготовительной группе Сравнение длин двух предметов с помощью третьего

Сравнение длин двух предметов
с помощью третьего

Цели: учить
сравнивать длину двух предметов с помощью третьего путем наложения; коррекция
произвольного внимания на основе упражнений в узнавании и различении;
воспитание мотивации к учению.

Оборудование:
полоски из плотной бумаги трех размеров, нитки, цветные палочки.

Ход занятия

I. Биоэнергетическая зарядка.

1) «Робот».

Руки прижаты локтями к        Руки вперед (большие

туловищу. Поочередно
или       пальцы вниз).

обеими руками – движения.    

2)
«Чучело».

1) Круг. Большой, маленький, одинаковые. 2) Сравнить мячи: 3) Длинный – короткий, длиннее – короче. (У детей карточки.)
– У какого шара длинная нитка? Нарисуй на нем цветочек. – У какого шара самая короткая нитка? Нарисуй на нем птичку.

III.
Сравнение длин двух предметов с помощью третьего путем наложения.

1) Практическая работа
с полосками бумаги.

2) Работа с цветными
палочками.

3) Что длиннее:
карандаш или линейка? Пальто или платье?

Что короче: парта или
классная доска?

IV.
Физкультминутка.

На разминку

На разминку –
становись!

Вправо – влево
покрутись,

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не
отставай.

(Вращение туловищем
вправо и влево.)

Начинаем приседать –

Раз, два, три, четыре,
пять.

Тот, кто делает
зарядку,

Может нам сплясать
вприсядку.

(Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с
кручи

Летним солнечным
деньком.

(Дети поднимают прямые
руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом
резким движением снова вверх и т. д.)

А теперь ходьба на
месте,

Левой-правой, стой,
раз-два.

(Ходьба на месте.)

Мы за парты сядем,
вместе

Вновь возьмемся за
дела.

(Дети садятся за парты
или столики.)

V.
Знакомство с тетрадью.

– Это тетрадь в
клеточку. Мы будем на ней писать и рисовать.

Письмо длинных и
коротких палочек.

VI.
Итог занятия.

– Чему научились?

– Что нового узнали?

Источник: http://www.doumarx.ru/publ/matematika_ehmp/zanjatie_v_podgotovitelnoj_gruppe_sravnenie_dlin_dvukh_predmetov_s_pomoshhju_tretego/13-1-0-403

Конспекты занятий для педагогов и учителей

Цели:
Образовательные области: «Познание, коммуникация, социализация».

Образовательные:  

  • Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
  • Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку. Умение находить «лишний” предмет.
  • Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 20.
  • Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  • Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
  • Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня на занятии мы с вами не просто будем считать, и решать – мы отправимся путешествовать.
Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Круглый, румяный,
В печке печен,
На окошке стужен.Дети. Колобок.

Воспитатель. Как начинается сказка?
Дети вспоминают.
– Колобок от бабушки ушел, от дедушки ушел и отправился путешествовать. И привела его тропинка в страну под названием «Цифирия». Почему эту страну так назвали?
Д. Там живут цифры.
В.

Скок да скок,
Скок да скок,
Покатился колобок,
Круглый да румяный,

Прямо на поляну.

Воспитатель вывешивает на доску план маршрута.
Устный счёт
В. Катится, катится Колобок по стране Цифирии и докатился до станции «Счет». А главный на этой станции Заяц.
«Не пущу тебя дальше, – говорит Заяц, – пока не выполнишь мои задания. А не справишься – съем тебя».
Ребята, давайте поможем Колобку выполнить Зайкины задания.Д.

 Поможем!
1) Счёт до 20, прямой («цепочкой”);
2) Счёт от 10 до 1, обратный;
3) Счёт от 1 до 10, через — 1;
4) – Какое число стоит перед числом 4? (3)
– Какое число следует за числом 5? (6)
– Какое число стоит между числами 2 и 4? (3)
– Какие числа являются «соседями” числа 6? (5 и 7)
5) 2 4 6 8 10
— Что общего у этих чисел?
— Какое число лишнее? Почему?
6) Зайка не отпускает Колобка. Если решишь мои задачи, то отпущу.В. Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?..Д. Два.
В. Как вы это узнали?
Д. 4 – 2 = 2.
В. Решите ещё одну задачу.
Из-за куста торчат 8 заячьих ушек. Сколько там спряталось зайцев?Д. 4
В. Как вы узнали?
В. Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.
    Повторение пройденного материала.
В. Следующая станция, на которой задержали Колобка, – «Лесная стройка». И командует на ней Серый Волк.
– И здесь ты должен выполнить мои задания, иначе я тебя съем. В новых домах строители забыли указать номера квартир! Но будь внимателен! У каждого дома есть номер, а номера квартир в сумме дают число, которое соответствует номеру домика. Помогите Колобку.

В. Молодец, справился с моим заданием.

Совет

Но ты колобок должен помочь мне разобраться с планом строительств:
— Что у меня лежит в середине (круг);
— Что у меня в правом верхнем углу (треугольник);
— Что у меня в левом верхнем углу (трапеция);
— Что у меня в правом нижнем углу (прямоугольник);
— Что у меня в левом нижнем углу (квадрат).

— Как назвать всё это одним словом? (геометрические фигуры)

В. — Какие геометрические фигуры вы видите?

К К К Ж
В. — Определите, какая фигура в этом наборе лишняя?
— По какому признаку?Д. По форме, размеру, цвету.
В. Молодцы! Помогли справиться колобку с заданиями Волка. Можно путешествовать дальше.
Физминутка.
В. Теперь и отдохнуть можно немножко.
На доске рисунки елочек, кругов, палочек, точки в круге.
1.

Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов. (3)
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков. (6)
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки. (5)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (4)
2. Приготовим пальчики к письму.    Сравнение предметов.
В.

Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь со станции «Сравнение».
– Колобок, Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, Медведь!
– Хорошо, только при одном условии. Если ты поможешь сравнить предметы, тогда я тебя отпущу. Помогите Колобку.В.

 Какие знаки используют для сравнения? (больше, меньше, равно)
—  Сосчитайте, сколько треугольников в первом мешке? (4)
—  Сколько кругов во втором мешке? (3)
—  Запишите эти числа в «окошки».
—  Проверьте, всем ли треугольникам хватит кружков: соедините их «волшебными ниточками».

—  Что вы заметили? (Один треугольник остался без пары, он лишний.)
—  На сколько треугольников больше, чем кружков? (на 1)

—  Какой знак надо поставить? (больше) и т. д.  

— Молодцы, ребята! Помогли справиться Колобку с заданием Медведя. Он очень доволен и отпускает его дальше.
        Графический диктант.
В. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса, а поляна — то у нее называется – «Нарисуй — ка».

– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.
Поможем, ребята?      Итог занятия
В. Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на отлично. А помогли ему в этом вы, ребята. Как вы ему помогли?
Д.

Думали, решали, рассуждали, считали.
Рефлексия. Самооценка.

В. А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите «солнышко», а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда – «тучку». Колобок благодарит вас за помощь, которую вы ему сегодня оказали, и вручает за хорошую работу отличные отметки и призы.

Источник: http://konspekty-zanyatij.ru/doshkolnikam/konspekt-zanyatiya-po-matematike-v-podgotovitelnoj-gruppe-na-temu-velichina/

Ссылка на основную публикацию