Занятия для развития логического мышления в подготовительной группе

Развитие мышления у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения — pdf

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЕ — одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются Подробнее

«Давайте поиграем!» Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно следственных связей, способность Подробнее

Кружок по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений Подробнее

Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению Логическое мышление. К семи годам, для успешного обучения, ребенок должен научиться мыслить понятиями, например, кошка, собака, корова домашние животные; Подробнее

Обратите внимание

Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы». Звучит музыки. Дети входят в зал. Поют песню «Песенка чудесенка». Сегодня мы с вами собрались, чтобы немного поиграть и посоревноваться в наших знаниях.

Подробнее

Играем, учимся, развиваемся ЧАСТЬ I Подготовка к школе развивающие упражнения «РАСКРАСЬ ФИГУРЫ» Цель: развивать умение слушать и точно выполнять указание взрослого, ориентироваться в пространстве. Раскрась Подробнее

Игровая школа мышления В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый Подробнее

Коррекционно-развивающие упражнения Упражнение 1 «Говори наоборот» Предложите ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой -маленький» (работает творческая Подробнее

Использование приѐмов ТРИЗ в речевом развитии детей 4-5 лет Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 16» Ларионова Елена Станиславовна г. Курск АКТУАЛЬНОСТЬ Самая сложная и большая

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г. Южи 155630, Южа, ул. Советская, д. 1 тел/ факс 8 (49347) 2-11-34 e-mail: dou_topolek@lenta.ru Составила : Федорова Подробнее

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Кротова Елена Юрьевна воспитатель МБДОУ «Д/С 178» г. Иваново, Ивановская область РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 5 7 ЛЕТ Аннотация: в данной статье рассматривается проблема развития мышления Подробнее

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ «ЧЕРЁМУШКИ» Подробнее

Важно

Диагностика развития познавательной активности у детей старшей группы Парфенова Виктория Анатольевна МБДОУ «Детский сад Будущего» 1 Богданович, Россия Диагностика это приём, позволяющий выявить на основе

Подробнее

Визитная карточка педагога Шипулина Светлана Геннадьевна Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад 29» комбинированного вида Балахнинского муниципального района Стаж педагогической работы 20 лет Стаж работы Подробнее

ОПРЕДЕЛЯЕМ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ Проверяем физическую готовность ребёнка к школе Антропологи говорят, что проверить физическую готовность ребёнка просто: нужно попросить его поднять руку вверх, а Подробнее

Сташкевич О.Н.-воспитатель МБДОУ 320, Красноярск. Педагоги наблюдают, что у детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Мы должны не только помочь им в этом, но Подробнее

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДУМАТЬ? Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Подробнее

ЗАНЯТИЕ 3 ОН МОЙ ОНА МОЯ ОНО МОЁ 1. Подпиши картинки. Вставь слова МОЙ, МОЯ ИЛИ МОЁ. СОБАКА ЯБЛОКО СТУЛ _Она моя КРЕСЛО ПЛАТЬЕ ТИГР ДОМ МЯЧ КНИГА КОШКА КОНФЕТА ВАРЕНЬЕ 8 2. Соедини слова с картинкой. Соедини Подробнее

Новогодние логопедические задания для детей дошкольников Подготовлены воспитателем Смирновой Е.Ю. Краткое описание: Серия логопедических игр на дифференциацию звуков «с- ц», «т-д», «к-г», «з-ж» и на развитие Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/30729934-Razvitie-myshleniya-u-detey-podgotovitelnoy-gruppy-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html

Конспект занятия по математике и логике в подготовительной группе с использованием алгоритма. Когда солнышко смеется

Предлагаю вам конспект занятия познавательной деятельности детей 6-7 лет (подготовительная группа, учащиеся 1 класса) по теме: «Когда солнышко смеется». Вашему вниманию предоставляется конспект занятия по математике, направленный на развитие у дошкольников логического мышления, умения рассуждать. Делать выводы и умозаключения.

Цель: учить детей делать выводы и умозаключения.

Задачи:

  • Развивать образно-логическое мышление, умение планировать ход решения
  • Самостоятельный поиск решения на проблемные вопросы, задачи.
  • Систематизация и закрепление имеющихся у детей знаний по математике.
  • Упражнять в счете, решение примеров, алгоритмов.
  • Вызвать эмоциональный отклик, интерес к занятию.
  • Воспитывать желание и способность работать в группах.

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

  • индивидуальные задания,
  • карточки,
  • счетные палочки,
  • листы бумаги.

Словарная работа: алгоритм, алгоритмическое мышление, учебные действия, инструкция.

Методические приемы: Беседа-диалог, художественное слово рассматривание алгоритма, нахождение решения задания. Продуктивная деятельность детей, выводы умозаключения, подведение итогов домашнее задание.

Занятие по математике и логике в подготовительной группе

Разминка: дети стоят по кругу, воспитатель кидает мяч и называет число, а дети должны назвать соседей числа, последующее число, предыдущее число, на 1 меньше, больше. Садятся за столы. Воспитатель загадывает загадку про весну.

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла …

Воспитатель: — Ребята, а как вы догадались, что это весна? Назовите признаки весны?

Детский писатель М.Пришвин выделил у весны 3 периода:

1. весна света.

2. весна воды.

3. весна травы.

Воспитатель:

— Как вы думаете, какой сейчас из этих периодов?

— Посмотрите, вот и к нам сегодня заглянуло солнышко. Посмотрите, какое оно?

— Чего не хватает у солнышка?

— Чтобы вы ему дорисовали? (ответы детей)

— Правильно солнышко без лучиков.

— А лучики забрала зима и превратила их в волшебные сосульки. Но не простые сосульки, а с заданиями. И мы сегодня с вами должны их расколдовать. А для этого мы будем считать, анализировать, рассуждать и делать выводы.

— Посмотрите, к нам на помощь приползла наша подружка гусеница Цыпа. Она тоже хочет, чтобы вы расколдовали лучики.

— Ребята, а как вы думаете, какую первую сосульку мы будем расколдовывать?

На гусенице алгоритм из геометрических фигур.

Дети отвечают, рассуждают.

Воспитатель:

— За то, что вы отгадали задание, первая сосулька превращается в лучик.

— Ребята, а вы бы хотели узнать, сколько друзей у Цыпы? Давайте решим это задание с помощью счетных машин.

Логические задачи для детей. Фото

— Вот и вторая сосулька превратилась в лучик. Смотрите, наши сосульки начинают таять и капать и у вас на столах появились капельки. А капельки не простые, тоже заколдованные. Вы должны решить примеры на них (дети решают за столами, индивидуально).

— А теперь подумайте, куда мы можем спрятать наши капельки, чтобы не было дождя? (закрепление круговорота воды в природе) Но, прежде чем мы спрячем наши капельки, обменяйтесь капельками с соседом и проверьте решение примера (взаимопроверка).

Каждый ребенок прячет свою капельку в тучку с соответствующей цифрой.

Воспитатель: — Вот и расколдовали мы 3 сосульку (воспитатель переворачивает сосульки, которые становятся лучиками).

Воспитатель: — Какую возьмем следующую сосульку? (ответы детей)

На этой сосульке не простое задание. Здесь логические задачи:

1. Наступил долгожданный январь. Зацвела 1 яблоня и 3 сливы. Сколько деревьев

зацвело?

2. У кошки 2 лапы правые, 2 левые, 2 передние и 2 задние. Сколько лап у кошки?

3. У бабушки 2 правых тапочка, 2 левых тапочка. Сколько тапочек она наденет на

правую ногу?

4. По дороге ехало 7 машин. 2 остановились. Сколько машин на дороге?

Воспитатель: — Молодцы! Справились с заданием. И еще одну сосульку расколдовали.

Физминутка.

За тучку солнце спряталось.

Но это только в шутку!

А все дружно проведем спортивную минутку.

В ладошки мы похлопаем, и чуть-чуть потопаем.

Раз – присели, два – привстали.

Три – нагнулись и достали: правой ручкой башмачок, левой ручкой потолок.

И еще разок присядем, а теперь на место сядем.

(за физ. минутку открываем тоже сосульку).

— Как настроение? Продолжаем дальше колдовать?

— Следующая сосулька тоже не простая. Вы должны поработать в группах.

Игра «Дорисуй недостающий предмет».

Затем, после выполнения задания один ребенок выходит и объясняет, почему именно этот предмет они дорисовали (доказывают).

— Молодцы! Все правильно выполнили задания. Вот и последняя сосулька. Задание непростое.

Работа со счетными палочками.

1. Выложить из 10 палочек ключ. Переложить 4 палочки так, чтобы получилось 3

квадрата.

2. Выложить из 10 палочек стрелку. Переложить 4 палочки так, чтобы получились 4

треугольника.

Если дети долго выполняют задания, можно дать как домашнее задание.

Воспитатель: — Все сосульки мы с вами расколдовали. Посмотрите, так, когда же солнышко нам улыбается? (ответы детей, подвести их к самоанализу своих работ).

— И что же солнышко нам говорит?

— «Спасибо».

Рефлексия деятельности детей:

— Посмотрите ребята, у меня на тарелочках лежат перышки и камушки. Как вы думаете, что они могут обозначать?

— Правильно. Они помогут вам определить, кому было легко на занятие. А кому тяжело.

Совет

Опрос детей, почему они взяли перышко или камушек, где было трудно, а где нет. Домашнее задание — поупражняться с палочками, привлечь родителей. Всем спасибо.

Источник: https://masterclassy.ru/pedagogam/vospitatelyam/9677-konspekt-zanyatiya-po-matematike-i-logike-v-podgotovitelnoy-gruppe-s-ispolzovaniem-algoritma-kogda-solnyshko-smeetsya.html

Упражнения на развитие мышления у младших школьников

Автор: Евгения Климкович

Доброго времени суток, дорогие друзья! А вы помните, на какие оценки вы в школе учились? Я помню. У меня в аттестате нет троек. Но в течении любого года обучения были тройки, двойки и даже колы иногда случались. Вот я думаю, в кого это Александра, моя дочь, такая? Отличница, на доске почета висит! Видимо те дополнительные упражнения, которые мы с ней делаем, приносят свои плоды.

Сегодня хочу вам о них рассказать. Поделиться, так сказать, опытом. Для дошколят эти упражнения будут сложноваты. А для учеников начальной школы, в самый раз.  Итак, разрешите вам представить, не простые, а «золотые» упражнения на развитие мышления у младших школьников.

Упражнение 1. Соединяем несоединимое

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.

Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

  1. Курица ходит вокруг столба.
  2. Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
  3. Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
  4. Столб упал прямо на курицу .

Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:

  • ромашку с молоком;
  • наушники с медузой;
  • сапоги с луной.

Далее придумывайте сами.

Упражнение 2. Словоразбиватели

Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.

Например, слово «выключатель» разбивается на:

  • ель;
  • лак;
  • люк;
  • тюль;
  • вал;
  • ключ;
  • клюв.

Я больше не вижу вариантов, а вы?

Можно разбивать любые длинные слова, например, «праздник», «картина», «полотенце», «полярник».

Упражнение 3. Ребусы

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.

В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.

  1. На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
  2. На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
  3. Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»:  рук + а = рука.
  4. Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
  5. Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем:  пла + ток  = платок.
  6. Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем:  А + ВТО + Р = АВТОР.

Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.

Своими вариантами ответов можно делиться в комментариях. Много всяких ребусов найдете в детских журналах и книгах.

Упражнение 4. Анаграммы

Можно ли апельсин превратить в спаниеля и наоборот? «Легко!» — ответят любители анаграмм. Даже волшебная палочка не понадобится.

Анаграмма— литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Так же легко сон превращается в нос, кот в ток, а липа в пилу.

Ну что, попробуем? Давайте сделаем так, чтобы:

  • «карета» улетела к звездам;
  • «слово» выросло на голове;
  • «шнурок» научился летать;
  • «атлас» стал съедобным;
  • «насос» поселился в лесу;
  • «соринка» стала прозрачной;
  • «валик» положили на стол перед обедом;
  • «плюшка» научилась плавать;
  • «ромашка» крутилась у фонаря летними вечерами;
  • «парк» не мог прожить без воды.

Упражнение 5. Логические задачи

Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.

Читайте также:  Сценарий досуга «краски осени» для детского сада. средняя группа

Начнем с тех, что попроще:

  1. Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой.  Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
  2. Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
  3. Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.

А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.

«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»

«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»

А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить. Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.

«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».

Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)

Упражнение 6. Спичечные головоломки

Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.

Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

Для начала разомнемся:

  • сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
  • из семи палочек два одинаковых квадрата;
  • уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).

Теперь посложнее:

Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.

Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.

Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.

Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.

Ответы можно подглядеть в конце статьи.

Упражнение 7. Правда и ложь

А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.

Покажите  ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.

И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:

  • некоторые фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет треугольников;
  • на карточке есть круги;
  • некоторые фигуры на карточке квадраты;
  • все фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет многоугольников;
  • на карточке нет ни одного прямоугольника.

Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.

Высказывания могут быть следующими:

  • все эти животные хищники;
  • на картинке присутствуют домашние животные;
  • все животные на картинке могут лазать по деревьям;
  • у всех животных есть мех.

Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.

Упражнение 8. Инструкция

Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.

Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.

Итак, инструкция по использованию расчески.

  1. Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
  2. Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
  3. Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
  4. Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
  5. Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
  6. Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
  7. Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
  8. Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
  9. После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
  10. Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
  11. Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.

Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!

Упражнение 9. Составляем рассказ

Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет научиться писать сочинения. А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.

Как всегда пример.

Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.

Вот что получилось у Саши.

Ольга Николаевна шла по улице. На поводке она вела своего пуделя Артемона, пудель был весь блестящий. Вчера он сломал замок на шкафчике, добрался до коробочки с блестками и высыпал их на себя. А еще Артемон перегрыз трубу в ванной и устроил настоящее наводнение.

Когда Ольга Николаевна пришла домой с работы и увидела все это, в ее волосах появилась седина. А сейчас они шли за репой, так как репа успокаивает нервы. А репа была дорогая, стоила пол-зарплаты.

Перед тем как войти в магазин Ольга Николаевна привязала пуделя к клену и, напевая песню, зашла внутрь.

А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:

  1. Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.
  2. Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.
  3. Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.

Упражнение 10. Наведем порядок

Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.

  1. Еды, приходит, время, во, аппетит.
  2. Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
  3. Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
  4. И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.
  5. Ждут, не, семеро, одного.
  6. Слово, кошке, и, приятно, доброе.
  7. Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
  8. Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.
  9. Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
  10. Осени, считают, по, цыплят.

Это было последнее десятое упражнение, которое еще память потренировать поможет. Также советую вам обратить внимание на интересные мыслительные игры.

Хочу уточнить. Мы не занимаемся этим специально. То есть не бывает такого, чтобы я сказала: «Давай, Александра, садись-ка за стол, будем мышление развивать!» Нет. Все это между делом, если идем куда-нибудь, едем, перед сном вместо книжек. Заниматься очень интересно, так что заставлять никого не приходится.

Ну а теперь обещанные ответы на спичечные головоломки!

Ответы на головоломки

Про два треугольника из пяти спичек.

Про два квадратика из семи.

Получаем три квадрата.

Разворачиваем стрелу (следите за цветом палочек).

Поворачиваем рыбку.

И про два равносторонних треугольника.

А еще недавно обнаружила в интернете это видео. На нем совсем другие упражнения. Мы попробовали, пока получается с трудом. Что ж, будем тренироваться. Посмотрите, может и вам пригодится?

Дерзайте! Занимайтесь! Развивайтесь вместе со своими детьми. Попробуйте эти «золотые» упражнения. Результатами похвастайтесь в комментариях!

Благодарю вас за внимание!

И жду в гости снова! Здесь вам всегда рады!

Источник: http://shkolala.ru/razvivashki/uprazhneniya-na-razvitie-myishleniya/

Портал педагога | Развитие логического мышления дошкольников

Автор: Лукьянова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12 «Красная шапочка»
Населённый пункт: Новосибирская область, г.

Бердск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие логического мышления дошкольников
Дата публикации: 20.01.

2017
Раздел: дошкольное образование

Назад

Развитие логического мышления у дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, а также развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Следуя современным тенденциям развития образования, мы должны выпустить из детского сада, ребёнка любознательного, интересующегося причинно-следственными связями, активного, умеющего наблюдать и экспериментировать, рассуждать и строить умозаключения, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи, принимать собственные р е ш е н и я . Как следствие, значительно повышается ответственность воспитателя за уровень подготовки выпускников, за развитие их мыслительных способностей. Сотрудничество с учителями начальных классов позволило мне сделать вывод о том, что многие из воспитанников идут в первый класс, умея читать и писать печатными буквами, пересказывать, но заметна проблема в развитии их логического мышления. А ведь логическое мышление является базой для дальнейшей учёбы ребёнка в школе. В современных обучающих программах начальной школы важное значение придаётся логической составляющей. Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения. Поэтому, чтобы дети не испытывали трудностей в школе, уже в дошкольный период необходимо начинать развивать логическое мышление. Начиная свою педагогическую деятельность по данной теме, я прежде всего разобралась из чего складывается логическое мышление, и можно ли, вообще, его развивать. Либо от природы одни владеют в большей мере логическими приёмами мышления, а другие — нет? Как показывают последние исследования детских психологов, развивать логическое мышление можно и нужно с раннего возраста. Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, понятия и выработанные человечеством логические формы, правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы. В развитии логического мышления у детей есть постепенный переход от наглядно-действенного мышления (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) к наглядно-образному (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов), а затем к словесно-логическому (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов). У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Это достаточно длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах, что достигается уже к старшему дошкольному возрасту. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 7 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. В дошкольном возрасте закладываются основы мышления ребенка. Логические формы мышления дети усваивают в ходе приобретения новых знаний. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития, которое оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Чем лучше будет развито у ребенка- дошкольника мышление, тем выше будет способность к таким мыслительным действиям, как сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ; тем легче ему будет включиться в процесс обучения в школе. На современном этапе модернизации дошкольного образования, с учётом закона об образовании и введения федеральных государственных стандартов, особое внимание уделяется качеству образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются занимательные игры и упражнения. Ведь игра для дошкольников – ведущая деятельность. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов, а это вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться. И так как на каждом возрастном этапе создаётся определённая «ступенька» перехода к следующему этапу, я начала работу по развитию логического мышления с детьми средней группы. Для достижения лучших результатов педагогической работы, в группе б ы л а с о з д а н а

предметно-развивающая

среда

, соответствующая современным требованиям и принципам ФГОС, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребёнка: — игровую; — продуктивную; — познавательно-исследовательскую; — коммуникативную, чтение художественной литературы; — трудовую; — двигательную; — музыкально-художественную. Д о с т у п н о с т ь , и н ф о р м ат и в н о с т ь , т р а н с ф о р м и р у е м о с т ь , полифункциональность центров активности создают условия не только для разных видов активности детей, но и становятся объектом самостоятельной деятельности ребёнка. Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, вводила в несколько этапов: Во-первых, необходимо было заинтересовать детей дидактической настольной игрой. Во-вторых, необходимо было сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия. Сначала я предлагала малышам веселые задания, где требовалось: — сортировать предметы «на кучки» в зависимости от их цвета, формы, материала; — классифицировать предметы по общему признаку и разделять карточки с их изображением (фрукты и овощи, обувь и одежда, посуда и мебель); — составлять картинку из отдельных частей, сложить правильно из кубиков изображение героев мультфильмов. В

Читайте также:  Классный час 4 класс на тему труд

непосредственной

образовательной

деятельности

п о формированию элементарных математических представлений использовала логические упражнения и игры на классификацию, анализ и синтез. Такие как: «Заплатки», «Найди и раскрась», «Из каких фигур картинка», «Подумай и дорисуй», «Продолжи ряд», «Волшебный мешочек» и т.д. На занятиях по конструированию я развивала способность детей к логическому синтезу. Мы создавали постройки по заданному образцу, схеме, анализировали их, выделяя основные части, пространственное расположение. На занятиях по аппликации дети учились составлять полное изображение из частей, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. В

совместной деятельности

мы занимались в центре развивающих игр с различными настольными играми логиче ского с од е р ж а н и я , дидактическими играми: «Мы составляем Петрушку», «Геометрическое лото», «Собери гирлянду», «Найди пару», «Часть и целое», и др.

Игры-головоломки на составление из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений по образцу или по замыслу: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» (См. З. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»).

Обратите внимание

Детей привлекает в них занимательность, свобода действий, возможность проявлять творчество и фантазию. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Он получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета.

Детям с более высокими способностями к логическим операциям я предлагала настольные игры логического содержания и игры-головоломки: «Колобок», «Русалочка», «Пингвины на льдинах» и т.п., дифференцируя уровень сложности заданий согласно их возрасту и возможностям. В

игровой деятельности

я использовала подвижные игры «Гаражи», «Прокати в ворота», «Кто в каком домике живёт». Игры с мячом «Назови одним словом», «Отвечай быстро», «Скажи наоборот». Сюжетно-ролевые «Забывчивый покупатель», «Помоги Матроскину сделать покупки». Целенаправленную работу по развитию логического мышления я продолжила с детьми старшего дошкольного возраста. Для активизации мыслительной деятельности ежедневно, на всех

занятиях

, вводилась

логическая задача, загадка,

упражнение логического характера, или игра. Ребята увлекались решением задач н а сообразительность, понимая, что для правильного решения необходимо сосредоточится и найти некий «подвох», например: У кого голова дорога? (У коровы – есть голова да рога.) У двух сестер по одному брату.

Сколько детей в семье? (Ответ: 3) На ветке сидело несколько птичек. У них всего 6 крыльев. Сколько у них хвостов? Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями.

Поводила так же специальные занятия по элементарному развитию логических представлений. В

совместной деятельности

игры, упражнения и задания постепенно усложнялись: определение закономерностей, сравнение, выделение общих признаков, определение понятий, классификация по одному, двум, трем признакам. В центре развивающих игр дети занимались более сложными заданиями: различными лабиринтами, головоломками и кроссвордами из детских журналов, картинки-раскраски, где определенной цифре соответствует свой цвет. Особенно понравилось моим ребятам работать по карточкам с логическими заданиями: —

Логические

задачи

на

поиск

недостающего

и нахождение закономерностей «Какой фигуры не хватает?» решаются на основе анализа каждого ряда фигур путём их сравнения уже не одному, а по двум, трём признакам, обобщения выделенных признаков. —

Логические задачи на

выделение признака отличия

«Найди лишнее», в которых постепенно увеличивалось количество отличительных признаков (цвет, форма, размер). Более способные дети с удовольствием решали задачи на поиск недостающего, сравнивая и по четырём признакам, и требовали от меня всё новые и новые карточки, которые я придумывала по тематике занятий. (Например: инопланетяне, ключи, животные и т. д.). В старшем дошкольном возрасте большое значение для развития логического мышления имеет

поисково-исследовательская деятельность

. Поэтому мною в группе был создан центр экспериментирования «Лаборатория Почемучки», в котором дети с интересом занимались как на занятиях по поисково-исследовательской деятельности, так и самостоятельно. С восхищением они рассматривали в микроскоп насекомых, мелкие песчинки, семена растений. В процессе опытно-экспериментальной деятельности, ребята знакомились с природой звука и света. Экспериментируя, они увлечённо изучали свойства воды и магнитов, различных материалов, делали выводы, составляли свои умозаключения, учились выдвигать гипотезы и доказывать их опытным путём, отстаивать свою точку зрения. Исследовательская деятельность, которую мы с ребятами проводили в группе, способствовала развитию у них познавательной активности, умению стоить причинно-следственные связи, логически мыслить. Неоценимым подспорьем в педагогической деятельности стали различные интеллектуальные досуги в старшей и подготовительной группе:

Игры–развлеченья

«КВН»,

где детям предлагались задачи-шутки, задания для капитанов, задания для всей команды, игры на быстроту реакции, направленные на упражнения в умении анализировать, обобщать, классифицировать. Такие игры являются превосходными методами в развитии у детей логических операций. А также на игру «Математический КВН» были приглашены родители и соревновались с командой детей.

Игры-викторины

«Умники

и

Умницы»,

г д е дети решали логические задачи, задачи на сообразительность, смекалку, логические концовки, игры, типа: «Пятый лишний», «Да-Нет», «Найди пару» — такие приемы активизируют мышление, дети показывают все свои знания, находчивость, умение сравнивать, рассуждать, проявляют желание не подвести свою команду, а, значит, выложить максимум знаний. Все занятия, игры и развлечения способствовали развитию у детей аналитического мышления, его активности, самостоятельности и творчества, сообразительности и находчивости. Работа по развитию у детей логического мышления проходила в тесном

взаимодействии с родителями

, поскольку семья является важнейшим и определяющим фактором развития личности ребенка в дошкольные годы. Для родителей были проведены консультации, родительские собрания, беседы, чтобы показать важность и значимость развития логического мышления, умения рассуждать и доказывать свою правоту для дальнейшего обучения в школе. В совместной деятельности родители познакомились с занимательными познавательными играми, заданиями и получили возможность продолжать эту работу дома, играть, общаться и развиваться вместе с детьми. В уголке для родителей периодически обновлялся материал об этапах развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, сопровождающиеся фоторепортажем, иллюстрациями, литературой. Все это обогащает впечатления детей и родителей, появляются общие интересы, радость общения, и развиваются познавательные интересы детей. Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе у детей повысился познавательный интерес к

интеллектуальной деятельности, дидактическим играм логического содержания, мотивация к занятиям, совершенствовались навыки самостоятельной работы с занимательным материалом, сформировалось умение сравнивать, анализировать, обобщать. Появилось умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, строить причинно- следственные связи. Совершенствовалась речь ребенка, так как он высказывается посредством слова, повысился уровень математического развития детей. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствовало развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. В дальнейшем это поможет ребятам адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, применять их на практике, найти свое место в жизни.

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=17275

Развитие логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников Выполнила: Старший воспитатель ГБОУ детский сад 1343 ЮВОУО Андрианова. — презентация

1 Развитие логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников Выполнила: Старший воспитатель ГБОУ детский сад 1343 ЮВОУО Андрианова Екатерина Александровна

2 1.Сравнение 2.Классификация 3.Закономерность 4.Умозаключение 5.Пространственное мышление

3 Сравнение-это мысленное становление сходства или различия предметов по существенным несущественным признакам. 1. По форме 2.По цвету 3.По длине 4.По ширине 5.По величине

4 1.Существенные признаки 2.Несущественные признаки Сравнение

5 Сходства Насекомые Различия Летает Не летает

6 Форма Размер

7

8

9

10

Важно

11 Сходства. Акула и дельфин живут в воде. У них есть плавники и хвост. Различия. Акула-рыба, а дельфин –морское животное. Акула- опасна для людей. Дельфин может дружить с человеком и даже помогать ему.

12

13

14 Существенные признаки (основная классификация) Несущественные признаки (вспомогательная классификация)

15 — Это овощи или -это предметы зеленого цвета

16 Ребенок учиться классифицировать предметы- относить их к определенной группе( одежда, мебель, домашние животные и т.д), называть группу предметов обобщающим словом.

17 Называем признак предмета противопоставляющий их (мороженое холодное, а суп горячий) Относить к определенной группе предметов (одежды, мебели, дом. животн. и т.д.) называть обобщ.словом Выделять лишний по какому-то признаку предмет из группы предметов. Называть признак, объеденяющий предметы (это все металлическое, эти предметы могут летать и т.д.)

18

19 Найди в каждом ряду предмет, который не подходит к остальным

20 Какой признак объединяет предметы каждой группы?

21 Противоположные признаки

22 Назови обобщающее понятие для слов каждой группы 1.Январь,сентябрь,июль,май 2.Вторник, четверг, пятница, суббота 3.Зима, весна, лето, осень 4.Марина, Таня, Света, Наташа 5.Жучка, Тобик, Тризор, Полкан

23 Найди в каждой группе слово, которое не подходит к остальным. Объясни почему. 1.Мама, дочка, бабушка, девочка 2.Красивый, длинный, большой, широкий 3.Бегать, прыгать, думать, ползать 4.Белый, зеленый, умный, красный 5.Храбрость,честность,доброта, знания

24 Закономерность Закономерности- это связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов.

25 Найди закономерность. Посмотри на изображение предметов и назови тот, которым нужно закончить ряд.

26 Оля собирала бусы. Найди в них ошибки.

27 Какой предмет должен быть в пустой клеточке?

Совет

28 Какие предметы на картинке связаны между собой? Что было сначала, что потом?

29 Прочитай предложения. Какие из них и как нужно изменить, чтобы высказывания стали верными? 1.После утра наступает день. 2.Перед осенью идет весна. 3.На яблоне выросло много яблок. 4.Осенью на деревьях распустились листья. 5.По реке едут автобусы и машины.

30 Прочитай предложения. Выбери в скобках подходящее слово. 1.Мы пошли гулять и взяли с собой (зонтики, игрушки), потому что на улице шел дождь. 2.Сережа вошел в комнату и включил (свет,вода), потому что наступил вечер. 3.Мама налила в кастрюлю (вода,сок), чтобы приготовить суп. 4.Маша взяла (краски и альбом, ножницы и клей), чтобы нарисовать рисунок. 5.На улице Марина надела (варежки,панамку), потому что было холодно.

31 Умозаключение Умозаключение- это форма мыслительной деятельности, при помощи которой из одного или нескольких суждений делается заключение.

32 Умозаключение по аналогии ?

33 ?

34 Закончи предложение … 1.На кровати лежат, а на стуле… 2. Яблоки растут в саду, а овощи в… 3.На машине едут, а на самолете…

35 Кого на рисунке больше: цыплят или птиц?

36 Закончи рассуждения: У всех птиц есть крылья. Петух- птица, значит… Все обезьяны любят бананы. Мартышка- обезьяна, значит…

37 Закончи рассуждения: У всех деревьев есть корни. Дуб- дерево, значит… Все осенние месяцы дождливые. Октябрь- осенний месяц, значит…

38 Послушай рассуждение: Ворона, синица, кукушка- птицы. Ворона умеет летать, синица умеет летать, кукушка тоже умеет летать. Значит все птицы умеют летать?

Обратите внимание

39 Пространственное мышление Пространственное мышление- это способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами. Ребенок учится устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве.

40 Лабиринты

41 Покажи предмет, и назови из каких геометрических фигур он составлен

42 Найди фрагмент, вырезанный из фигуры.

43 Обведи в кружок тех животных, которые смотрят направо, а тех, кто смотрит налево,- в прямоугольник.

44 Покажи в каждой паре цветов тот, которому соответствует подпись под картинкой. Слева Справа Слева

45 Развивая логическое мышление у дошкольников,мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики- залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности ребенка в целом.

46

Источник: http://www.myshared.ru/slide/622678

Игры для развития логики – Ребенок в детском саду

Автор —  Скотников Олег Александрович, воспитатель МАДОУ детский сад «Страна чудес», структурное подразделение детский сад №37 «Лесная сказка».

Одним из самых сложных разделов математики для детей старшего дошкольного возраста является раздел «Цвет, форма, размер».

И это не случайно, так как у детей этого возраста ещё не развито абстрактное мышление, им сложно вычленять или извлекать только один из признаков, не обращая внимания на другие, например, выделить цвет, не замечая формы или размера, или выделить только форму, не обращая внимания на размер и цвет. Дети подготовительных групп, нередко отвечая на вопрос: «Какая форма у этой фигуры?» могут ответить: «Красная или большая».

Ещё одной причиной недостаточного усвоения этой темы считаю малое количество времени, уделяемое образовательной программой на этот раздел. Восполнить этот пробел предлагаю с помощью игр и игровых упражнений, среди которых есть авторские и адаптированные.

Все игровые упражнения и игры для развития логики представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждая игра опирается на предыдущую и подготавливает следующую.

Последовательность игр построена на основе системы развития логических приёмов мышления, начиная с анализа и синтеза, заканчивая классификацией.

Учитывая возрастные возможности пяти-шестилетних детей, каждое действие отрабатывается в материальном и материализованном плане. На первых этапах дети включены в практическую деятельность с набором цветных геометрических фигур (24 штуки: четыре формы (круглые, треугольные, квадратные, пятиугольные), три цвета (красные, желтые, зеленые) и два размера (большие и маленькие)).

В материализованном плане дети знакомятся с деятельностью моделирования, включающей кодирование (обозначение) признаков: цвет, форма, размер и декодирование — перенос на реальные фигуры.

Такая деятельность позволяет отделить в сознании детей эти признаки друг от друга, сравнивать фигуры только по одному выделенному признаку, помогает материализовать алгоритм действия сравнения, что способствует формированию у детей основ логического мышления, необходимого для успешного обучения в школе.

Читайте также:  Пословицы и поговорки об услуге

Логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация выступают не только как умственные действия, но и как приемы, определяющие путь усвоения любого понятия.

Важно

Ребенок, играя в такие игры для развития логики, получает орудие необходимое для того, чтобы при помощи собственных умственных действий выделять признаки не только в геометрических фигурах, но и в других предметах и явлениях.

Поэтому многие игры можно и нужно проводить на другом материале, изучая такие темы как: «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Растения», «Животные» и прочее.

Игра НАЗОВИ УЛИЦЫ ГОРОДА

Цель:

  • обобщить знания детей об известных признаках: цвет, форма, размер;
  • познакомить детей с новым видом деятельности – моделированием.

Оборудование:
­

  • аппликация главного города;
  • цветные фломастеры;
  • таблички: «Цвет», «Форма», «Размер».

Педагог показывает главный город страны Геометрия, выполненный с помощью аппликации:

— Этот город ещё очень молодой. Все фигуры в этом городе расселились по улицам, но не успели дать им названия. Давайте им поможем. Интересно, как можно назвать первую улицу, идущую сверху вниз? — Треугольная.

— Почему вы ее так назвали? — Потому что на ней живут только треугольники. — Чем же похожи все эти фигуры? — Формой. — Какая у них форма? — Треугольная.

— Что же можно нарисовать на табличке этой улицы? — Треугольник.

— Правильно!

Сверху на табличке педагог рисует треугольник. Та же самая работа проводится и для всех остальных улиц, идущих сверху вниз.

— А эту улицу как назовем? (Показывает верхнюю улицу, идущую слева направо.) — Красная. — Почему вы её так назвали? — Потому что все фигуры на этой улице красные. — Чем же похожи все эти фигуры? — Цветом.

— Что нарисуем на табличке?

Дети в небольшом замешательстве, но потом соображают, что нужно нарисовать бесформенное пятно красного цвета. Аналогично разбираются и все оставшиеся улицы.

— А теперь скажите мне, какие все эти фигуры? (Показывает все маленькие фигуры.) — Маленькие. — А остальные? — Большие. — Чем же они отличаются? — Размером. — И так давайте ещё раз вспомним, по каким признакам отличаются все фигуры, живущие в этом городе.

— По форме, цвету и размеру.

Вывешиваются три таблички, и дети пытаются сами объяснить, почему именно такие значки изображены на этих табличках:

Игра ОТГАДАЙ ФИГУРУ ПО ЗАГАДКЕ

Цель:

  • развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения давать характеристику фигуре по известным признакам и находить фигуру по характеристике.

1 вариант – используется аппликация с прошлой игры для развития логики.

Педагог, используя таблички «цвет», «форма», «размер» и аппликацию с прошлого занятия, загадывает загадку про одного из жителей этого города. Например: «Эта фигура по форме – круглая, по цвету – красная, а по размеру – большая». Дети отгадывают загадку и показывают её. После чего дети сами загадывают и отгадывают загадки.

2 вариант – используется набор цветных фигур (на каждого ребенка).

Ребёнок выбирает из набора глазами любую фигуру и, используя таблички «ЦВЕТ», «ФОРМА», «РАЗМЕР», составляет про неё рассказ. Например: «Моя фигура по форме — пятиугольная, по цвету — зелёная, а по размеру – маленькая». Все остальные должны выбрать из своего набора нужную фигуру и по команде педагога (на счет «Раз-два-три») показать её. Ребёнок, который составлял рассказ, проверяет.

Игра ЗАСЕЛИ ФИГУРУ НА СВОЙ ЭТАЖ

Цель:

  • совершенствование умения выполнять анализ и синтез.

Оборудование:

  • аппликация дома,
  • мешочек с некоторыми фигурами из набора.

Перед игрой необходимо внимательно посмотреть на дом и выяснить, каким образом поселились фигуры. Какие фигуры живут на первом этаже, на втором и на третьем? На первом этаже поселились красные фигуры, на втором – треугольные, а на третьем – маленькие. Задача детей заселить в дом фигуру, которую они вытягивают из мешочка.

Перед тем как её заселить, ребёнок должен рассказать, на каком этаже может жить его фигура и почему. Например, если ребёнок вытягивает маленький красный квадрат, то у него должен получиться такой рассказ: «Моя фигура может жить на третьем этаже, потому что она маленькая, и на первом, потому что она красная».

Игра ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ДОМИНО

Цель:

  • научить находить похожую фигуру по любому признаку.

Раздаточный материал:

  • карточки со всеми цветными геометрическими фигурами (24 шт.).

1 вариант — дети садятся за один стол. Все карточки раздаются детям. Задача детей — выкладывать по очереди свои карточки, называя, чем похожа его фигура на последнюю. Только в этом случае ребёнок может выставить свою карточку. Кто первый выложит все фигуры, тот и выигрывает.

2 вариант – признак, по которому дети должны выставить свою фигуру только один, и он всё время меняется. Например, сначала нужно выложить фигуру, похожую цветом. Следующий игрок должен выложить фигуру, похожую формой, следующий — размером и опять цветом, формой и размером.

Игровое упражнение НАПИШИ ПИСЬМО-ИНСТРУКЦИЮ

Цель:

  • познакомить детей с элементом действия моделирования – кодированием признаков геометрических фигур.

Оборудование:

  • аппликация домика,
  • листы с таблицей по количеству детей.

— Ребята, сегодня мы с вами будем писать письмо-инструкцию для детей другой группы. Что такое письмо, вы знаете, а что такое инструкция? Это такое письмо, в котором рассказывается, как нужно правильно что-то собрать или сделать. Сегодня мы с вами напишем инструкцию – как сделать вот такую аппликацию.

Дети рассказывают, какие фигуры и в каком порядке необходимо наклеить.

— Нам осталось все это записать. Но, проблема состоит в том, что дети этой группы не умеют читать, поэтому письмо это мы зашифруем с помощью таблицы.

Педагог работает на доске, а дети – на листочках.

— Скажите, что должны учитывать дети, прежде чем вырезать эти фигуры? (Цвет, форму и размер.) Тогда давайте договоримся, что в первом столбике мы будем указывать цвет, а чтобы не забыть, нарисуем значок.

Во втором столбике мы будем указывать форму, нарисуем значок для формы, а в третьей колонке будем указывать размер — нарисуем значок размера.

Все маленькое мы будем обозначать маленьким домиком, а все большое – большим.

— Давайте по порядку зашифруем все фигуры, которые нужно вырезать и наклеить.

Дети вместе с педагогом зашифровывают все фигуры, кроме последней. Последнюю фигуру дети зашифровывают самостоятельно. В результате у детей получается вот такое письмо-инструкция.

Игровое упражнение СРАВНИ ДВЕ ФИГУРЫ

Цель:

  • подвести детей к необходимости выделения основания сравнения при сравнении двух фигур;
  • познакомить детей с алгоритмом действия сравнения.

Оборудование:

  • карточки с признаками геометрических фигур,
  • набор цветных фигур по количеству детей.

— Ребята, как-то неделю назад, между двумя мальчиками возник спор. Один мальчик говорил, что эти две фигуры одинаковые, а другой — разные. (Показывает два круга, отличающиеся по цвету.) Как вы думаете, кто из них прав? — Прав и тот и другой, так как по форме и размеру они одинаковые, а по цвету они разные.

— Так от чего же будет зависеть правильность ответа? … Наверное, от того, по какому признаку мы будем их сравнивать? Сейчас я вам покажу ещё две фигуры. Скажите, чем эти фигуры похожи и чем отличаются? (Карточки с признаками фигур висят на доске.)

Работа с набором цветных фигур:

— Покажите две фигуры, которые похожи только цветом; только формой; только размером. — Покажите две самые непохожие фигуры.

— Выберите из набора две любые фигуры и составьте про них рассказ, то есть расскажите, чем они отличаются и чем похожи.

Игра ДОРОЖКА ИЗ ФИГУР

Цель:

  • совершенствование действия сравнения.

Раздаточный материал:

  • островки из картона,
  • модели трёх героев,
  • наборы цветных геометрических фигур по количеству детей.

Игра проходит на ковре. Ковер – это большое болото. Задача детей — помочь трём любым героям перебраться через это болото. Посреди болота есть островки. Дети, выкладывая дорожку между островками из цветных геометрических фигур, помогают каждому герою в отдельности.

Для первого героя нужно выложить дорожку так, чтобы соседние фигуры обязательно отличались цветом. Перед тем как герой пройдёт по дорожке, идёт проверка правильности выложенной дорожки педагогом или одним из детей. Для второго героя соседние фигуры должны отличаться цветом и формой, а для третьего – цветом, формой и размером.

Игра УЗНАЙ ФИГУРУ

Цель:

  • совершенствование действия анализ и синтез;
  • формирование понятия об отрицании некоторого признака.

Раздаточный материал:

  • набор цветных геометрических фигур,
  • три карточки (с одной стороны – плюс, с другой – минус).

— Для начала необходимо запомнить первый вопрос. Является ли фигура кругом?

Чтобы дети не забыли вопрос на доске рисуется круг. Какой может быть ответ? «Да» или «нет».

— Ответ «да» вы будете показывать карточкой со знаком «+», а ответ «нет» — со знаком «-». Сейчас я вам покажу фигуру, а вы ответите на данный вопрос с помощью карточки.
— А теперь наоборот, я буду сам отвечать на данный вопрос, а вы — показывать фигуру, которая подходит для этого ответа.

На доске педагог рисует «плюс», а затем «минус».

— Теперь игра усложняется вторым вопросом. Является ли фигура красной? (На доске рисуется красное пятно.) И сейчас вам нужно будет отвечать сразу на два вопроса — двумя карточками, выкладывая их на парте.

Принцип игры тот же: сначала детям показывается фигура, они в свою очередь отвечают на два вопроса с помощью карточек, затем педагог рисует коды разных ответов (+-; ++; +-; —), а дети показывают нужную фигуру.

Затем игра усложняется третьим вопросом: «Является ли фигура большой?»

Возможные коды: (+++) (++-) (+—) (+-+) (—) (-+-).

Игровое упражнение ЧТО ЛИШНЕЕ?

Цель:

  • развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения делать обобщение.

Во всех трёх вариантах дети должны не только найти лишнюю фигуру, но и ответить на два вопроса:

— Почему она лишняя?
— Чем отличается эта фигура от всех остальных?

Игра «ДА-НЕТ-КА»

Цель:

  • развитие аналитико-синтетической деятельности на основе метода исключения и умения выполнять классификацию геометрических фигур.

Перед тем как играть дети должны ответить на два вопроса:

— На какие две группы можно разбить все эти фигуры?
— Чем отличаются эти две группы?

Ход игры.

Дети загадывают любую из фигур. Водящий с помощью всего трёх вопросов должен её отгадать. Отвечать на вопросы можно лишь двумя словами — «да» или «нет».

Алгоритм отгадывания задаёт педагог, рассуждая вслух. Например, дети загадали большой красный треугольник.

— Сначала я попробую отгадать цвет этой фигуры. Эта фигура синяя? — Нет. — Значит, она красная. Попробую отгадать форму. Эта фигура треугольная? — Да. — Это могут быть два красных треугольника, отличающиеся размером. Эта фигура маленькая? — Нет.

— Значит, это большой красный треугольник.

Игровое задание КАКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ?

Цель:

  • усвоить значение логических слов: «все» и «некоторые», которые составляют основу установления правильных соотношений между содержанием и объёмом классов.

— Посмотрите на картинку и скажите, какие предложения правильные, а какие неправильные. (В качестве обратной связи можно использовать жесты головой или рукой.) — Все квадраты — синие. Правильно!

— Все круги — красные. Неправильно!

Игра ПУМ-ПУМ

Количество участников: 6-7 человек.

Раздаточный материал: набор цветных геометрических фигур

  • 2 квадрата: один большой желтый, другой маленький красный;
  • 2 пятиугольника: большой красный, маленький желтый;
  • 2 треугольника: большой желтый и маленький красный

Дети рассаживаются кругом. Всем детям раздаются фигуры. Фигуры лучше положить перед детьми. Водящий выходит из комнаты (если играют 7 человек, то это ребёнок без фигуры, а если 6, то свою фигуру он отдает воспитателю). Остальные в это время загадывают какое-то свойство, которое и будет так называемым «пум-пумом».

Например: все жёлтые фигуры. Водящий, подходя к каждому из детей, спрашивает: «У тебя есть «пум-пум»?» Если его фигура желтая, то он отвечает: «Есть», а если не желтая, то – «Нет». Выслушав каждого ответившего на этот вопрос, ведущий должен догадаться, какое свойство является тем самым «пум-пумом». После чего водящим становится другой играющий.

Игра ТЕРЕМОК

Правила игры:

Детям раздаются различные предметные картинки. Один из детей заселяется в теремок первым, а остальные должны к нему подселиться. Каждый приходящий в теремок может попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет, заселившегося первым. Ключевыми словами являются слова: «Тук — тук. Кто в теремочке живет?». Тот кто назовёт общий признак – заселяется в теремок.

Например, первый выбрал машину.

— Тук-тук. Кто в теремке живет? — Это я, машина. — А я стол. Пусти меня к себе жить?

— Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

— Я похож на тебя тем, что я служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы). Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме-гараже, и я живу в доме (в комнате). У тебя четыре колеса, а у меня четыре ножки. Машина может ездить, и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.

Источник: http://deti-club.ru/igry-dlya-razvitiya-logiki

Ссылка на основную публикацию