Беседа о народных традициях и обычаях в старшей — подготовительной группе

Материал (старшая группа) на тему: Беседа с детьми старшей группы на тему «Традиции россиян (русские народные праздники)»

Беседа с детьми старшей группы

на тему «Традиции россиян (русские народные праздники)»

Цель: 

  • познакомить с традиционными русскими народными праздниками;
  • учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;
  • прививать любовь к традиционным праздникам;
  • развивать понимание названий праздников.

Ход беседы:

— Наши предки умели и любили веселиться. Ребята, а вы любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники? (ответы детей) Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки? (ответы детей)

Наши предки — русские люди — всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как? (Хотим.) Ну, тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? Закройте глаза…мы отправляемся в путешествие по прошлому (звучит русская народная мелодия).

Воспитатель начинает рассказ.

— Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по особому готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие ежегодно, но в разные числа месяца. Самым великим и любимым праздником была Пасха. Ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю. Вот послушайте, какое стихотворение написал А. Майков.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

— Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. Во время Пасхальной службы всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть и такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом.

Прилежные и ленивые пусть одинаково веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям свое прощение. Пусть никто не боится смерти — всех освободила смерть Христа». Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались — христосовались — и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо — символ Пасхи.

Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц.

— Подойдите к выставке. Посмотрите, эти яйца раскрашивали вы сами. (Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации, фото.) А вот эти яйца делали из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца.

Обратите внимание

Яиц надо было изготовить много — для подарков родным и близким, для игр. Хотите, и мы поиграем. Вот у нас горка из доски, под горкой на ровной площадке разложены мелкие игрушки. Каждый катит с горки свое яичко. И если оно задевает какую-нибудь игрушку, то он получает ее в подарок (дети играют).

— Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон. Кто хотел, мог забраться на колокольню и позвонить. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания.

Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Ребята, понравился вам праздник Пасхи? А какой вы еще знаете русский народный праздник? (ответы детей) Это Рождество.

Хотите, я расскажу вам, как праздновалось Рождество на Руси? (Да.)

— Этот праздник тоже был одним из самых известных и любимых. Святые вечера начинаются с 7 января и заканчиваются 19 января. Пожалуй, нет другого такого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Раньше на Руси Святки совпадали с Новым годом, с новогодней елкой, переодеваниями, ряжениями, гаданиями девушек, плясками, всеобщим весельем.

(Дети рассматривают иллюстрации.) Две недели православные ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам Петр I ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу.

 Ребята, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку? Послушайте рассказ…

— Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая ель. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем ему наши дары», — сказала пальма маслине.

«Возьмите и меня с собой», — попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты — колючие иглы да липкую смолу?» — спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел и ему захотелось помочь скромной елке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день», — сказала пальма.

Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками.

И когда Младенец проснулся, не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг — пальму и маслину.

И Ангел сказал: «Ты — доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».

— Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. (Изображены народные гуляния на Масленицу.)

Воспитатель с детьми вспоминают, как они встречали в детском саду Масленицу.

Душа ль ты, моя Масленица,

Сахарные твои уста, сладкая твоя речь.

Приезжай ко мне в гости на широкий двор

На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

— После таких слов выезжала Масленица, и начиналось веселье. Гуляли люди всю неделю, каждый день имел свое название.

Понедельник — «встреча», вторник — «заигрыш», среда — «перелом», четверг — «широкий», пятница — «тещины вечера», суббота — «посиделки», воскресенье — «прощеный день». Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины.

Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Первый блин отдавали нищему на помин усопших предков.

Весной, в мае, люди дружно встречали весну, украшали березки, плели венки из цветов.

Важно

В июне, на Троицу, вереницей ходили на луга, прыгали через костры. Жилье украшали травой, цветами, ветками.

Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных».

Вот так наши предки праздновали свои праздники.

— Ребята, а сейчас нарисуйте эпизод русского народного праздника, который вам нравится и больше всего запомнился. (Дети рисуют.)

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/16/beseda-s-detmi-starshey-gruppy-na-temu-traditsii-rossiyan-russkie

Конспект «Народная культура и традиции русского народа»

Конспект НОД (Формирование целостной картины мира)

 Тема: «Народная культура и традиции русского народа»

Адресат: дети старшей группы

Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация».

Программные задачи:

— расширение знаний о культуре и традициях русского народа;

— закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;

— знакомство с лекарственными растениями;

— развитие логического мышления;

— умение участвовать в русских народных подвижных играх;

— обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;

— воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям;

— развитие устной речи.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями, с пением птиц; картинки с лекарственными растениями; шапочка козы, корона, атласная лента для игры.

Предварительная работа:

  1. Беседа о культуре и быте русского народа;
  2. Знакомство с русскими народными играми, пословицами о здоровье;
  3. Беседа  о лекарственных растениях.

Ход НОД:

(Звучит русская народная мелодия).

  •   Я приглашаю вас окунуться в атмосферу  далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции.  Для всех народных игр характерна любовь русского человека к  веселью и удальству. Игры  — это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас  загадаю  загадки.

Я не вижу ничего, Даже носа своего. На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она…

Ответ детей —  Жмурки!
 

Я давно в траве сижу, Ни за что не выхожу. Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день…

 Ответ детей —  Прятки!
 

Воспитатель:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят…

Ответ детей — Горелки!

 Воспитатель:  Хорошо, вот мы с вами и вспомнили народные игры. К нам в гости сегодня пришла красавица Забава. Она хотела бы поиграть сегодня с нами.

  • Нашей встрече быть угодно,

Отложите все дела,

Вас «Околица» сегодня

На свиданье позвала!

Мы найдем для игр место,

Их не спрячем про запас,

Никому не будет скучно

За «Околицей» у нас!

Воспитатель:  Спасибо, Забава, что пришла повеселиться с нами! А сейчас  давайте встанем, возьмемся за руки и отправимся за двор, за околицу поиграть. Идем. 

Включается музыка.

 (идем змейкой, заводим круг).

Забава: Вот мы и на месте. Предлагаю вам поиграть в русскую народную  игру «Заря-заряница». Играющие стоят в кругу, руки опущены. Ведущий — ходит за кругом с лентой и произносит закличку:

«Заря-Заряница!

Солнце во сестрица.

 По небу ходило,

В очи обронило,

В очи золотые

Ленты голубые.»

С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас. Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему:

И на слова:

«Раз – два – не воронь,

Беги как огонь!»

 Оба разбегаются  в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место.Кто не успел, тот становится водящим — зарей.  Понятно? Давайте поиграем.

(Звучит музыка к игре).

Игра повторяется 3 раза.

Забава:  Молодцы, присаживайтесь.  Представьте, что вы на лесной опушке.

(Звучит пение птиц, на фоне музыки читаем стихотворение).

Забава:  В старые времена русский народ  с любовью и трепетом относился к окружающей природе и  оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой.

Воспитатель:  Лес в жизни русского народа всегда играл огромную роль. С давних времен русские люди использовали лес для различных нужд.  В лесу люди находили полезные травы, которыми лечились.

Забава:

Много трав растут полезных На земле русской  родной. Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Воспитатель:  Предки наши хорошо знали лекарственные растения, а вы их знаете? Сейчас мы  поиграем в игру «Зеленая аптека». Слушайте загадку, а отгадку вы найдите на картинке.

(на столе разложены картинки с изображением лекарственных растений).

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдешь –

На себе их все найдешь.

Ответы детей — Лопух

Ароматные листья.

Поскорей собирай

И заваривай чай!

Ответы детей —  Мята.

  • Трава, которую и слепой узнает? 

Ответы детей — Крапива

Забава:

Хорошо, знаете лекарственные растения. Самая лучшая аптека – это природа!

В  зарослях лесных, где все для сердца мило, Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

Воспитатель:

Что-то мы засиделись. Давайте поиграем еще в одну русскую народную игру: «Шла коза по лесу».

Забава: Дорогие дети, выходите, большой круг заводите.

В центре круга — коза. (ведущий в шапочке козы). У козы в руках корона. На кого надену корону, тот будет принцессой и выходит в центр круга танцевать со мной.  Под  музыку, начинаем игру, ходим по кругу, взявшись за руки и выполняют движения, согласно тексту.

(Звучит музыка к игре).

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу-   идут по кругу, взявшись за руки;

Совет

Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу –               останавливаются лицом в круг;

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу –  коза выбирает себе принцессу,       одевает ей на голову  корону и выводит в середину круга;

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – все участники игры прыгают;

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все выполняют движение, согласно тексту;

Давай коза покружимся, покружимся, покружимся – все кружатся;

И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся – поворачиваются к друг другу лицом и обнимаются.

(Игра повторяется  2-3 раза.)

Воспитатель:  Какие наши дети молодцы, славно поиграли. Присаживайтесь.   

Забава:  Русский народ  лечился травами, и сложил немало пословиц и поговорок о здоровье. А знаете ли вы, дорогие гости, пословицы и поговорки о здоровье?

Воспитатель:    Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Читайте также:  Открытка на 23 февраля своими руками

  В здоровом теле …

Ответы детей — здоровый дух.

Ответы детей — не возьмет недуг.

Воспитатель:  Если хочешь быть здоров …

Ответы детей — закаляйся.

Забава:  Чистота  — залог … 

Ответы детей — здоровья.

Воспитатель:  В путь дорогу собирайся за — здоровьем …

Ответы детей — отправляйся.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И пословицы, и поговорки знаете. И с русскими народными играми познакомились благодаря Забаве. Пора возвращаться в детский сад. Мы делились тем, что знали и старались Вас развлечь.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/uroki/konspiekt-narodnaia-kul-tura-i-traditsii-russkogho-naroda

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая.

Виды деятельности:

— познавательно-исследовательская;

— коммуникативная;

— двигательная;

— музыкальная.

Вид  НОД: знакомство с окружающим миром.

 Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой – жилище мкрестьянской семьи, с предметами русского быта.
  • Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).
  • Формировать интерес к произведениям устного народного творчества– русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям. Познакомить с докучными сказками.
  • Познакомить с куклами-самоделками, способствовать умению мастерить куклу из ложки и платка.
  • Развивать: коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук; обогащать словарный запас.
  • Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору.

Словарная работа: изба, горница, лапти, колыбель, косоворотка,порты, кокошник, картуз.

 Структура НОД:

  1. Вводная часть (организация детей –2минуты).
  2. Основная часть (практическая деятельность – 20минут):

а) русский национальный костюм (ИКТ).

б) русский быт (практическая деятельность).

в) русские народные сказки (практическая деятельность).

  1. Заключительная часть(подведение итогов – 3минуты).

Предварительная работа:проведение праздника «Русские народные игры», чтение и рассказывание русских народных сказок, создание альбома «Русские красавицы», игра  «Кукла  — наряжайка «Аленушка»

Оборудование к НОД:ноутбук, телевизор, магнитофон, макет мини избы, мини предметы русского быта, сундучок, дидактическая игра «Сложи картинку». Русские народные сказки», самодельные куклы, деревянные ложки, платочки, русский женский костюм.

Ход НОД

Воспитатель встречает детей в русском народном  костюме, обращает внимание детей на костюм.

— Я сегодня одета необычно. Что за костюм надет на мне?  (Русский народный). Как называется платье без рукавов?  (Сарафан). Блузка? (Рубаха). Как называется головной убор? (Кокошник). Кокошник от слова «кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.

—  А сейчас мы посмотрим, как одевались мужчины и дети на Руси.

(Показ слайдов)

Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась?

Штаны – порты, на голове – картуз, на ногах – лапти.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.

А сейчас мы узнаем, как люди жили?Как выглядели их дома? Раньше Русь называли деревянная, как вы думаете почему?

(Ответы детей)

— Как раньше назывались дома? (избами) Правильно,  раньше дома строили из дерева и называли их избами. Еще избы называли срубами, потому что их рубили топором.

(Показ  слайдов  с изображением различных русских изб)

В избе была одна комната – горница.

Сейчас я хочу пригласить вас в  миниатюрную горницу.

(Из-за занавески горницы появляется домовенок Кузя)

— Кто это?  (Домовенок Кузя). А кто такой домовой? (Ответы детей). В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его.

Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться.

Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают  свои вещи. Тогда он их прячет – дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места.

Обратите внимание

Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, как вы думаете почему?Чтобы не попадаться им на глаза и не испугать. Домовой любит жить за печкой.

Домовенок говорит детям, что очень ждал их, хочет с ними поиграть.

Физкультминутка. Русская народная игра «Домовой».

Домовой приглашает детей в горницу, обращает внимание, что здесь много старинных предметов (домашней утвари). Русские люди придумали про них загадки.

Домовой:

—  Эй, ребята, не зевайте, и загадки отгадайте!

Воспитатель:

— Нужно отгадать загадку и показать предмет.

Наша толстая Федора Наедается не скоро, Но зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

Воспитатель:

— Печь была в  каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей.  Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду,  обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку.  Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

— В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей)

Три братца

Пошли купаться. Два купаются, Третий на берегу валяется. Искупались, вышли,

На третьем повисли.(Ведра, коромысло)

— В какой сказке говорится о ведрах и коромысле?

У печи стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен.

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

Рогат, а не бодает, Не ест еду, а хватает. Схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт. (Ухват)

У носатого у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит, И как зеркало блестит. Шипит, кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Пароход стоит на нем, Пароход с горячим дном. По рубашкам и по брюкам

Пароход тот поведем. (Утюг)

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)

Какие сказки про лапти, вы, знаете?

Без рук, без ног во все стороны клонится. (Колыбелька)

Мать качает дитя в колыбельке и поет ему песенку. Как называется такая песенка? (Колыбельная). Кто-нибудь знает колыбельную песенку? (Ответы детей)

— Раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку из ложки и платочка.

Воспитатель показывает, как сделать такую куклу и предлагает детям сделать куклу самостоятельно.

(Работа в парах)

— Кузенька, загадывай следующую загадку.

-Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут …(сундук).

(Рассматривают сундучок)

 Воспитатель:

— У меня тоже есть сундук и в нем прячутся сказки.

А теперь, дорогие, посидите, да умом пошевелите.

Начинаются сказки, катятся с гор салазки.

А это было, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали.

Друг друга за крылышки хватали.

Я за ними на золотом коне скакала,

Да в сундук эти сказки собирала,

А вот какие сказки, вы узнаете, когда мои загадки отгадаете.

— Садись, Кузенька, на печку, слушай, как дети будут отвечать.

— Вымолвил словечко, покатилась печка,

Прямо из деревни, к царю да царевне,

И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению).

— Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок).

— Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).

— Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

Очень вкусная вода, в ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

— Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок).

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель:

— В моем сундучке есть еще сказки, сейчас одну из них я вам расскажу.

Встал медведь на колоду – Бултых в воду! Уж он в воде мок, мок, Уж он в воде кис, кис, Вымок, выкис, Вылез, высох.

Встал медведь на колоду…

Как называется такая сказка?  (Докучная)  Почему она так называется?

А вы знаете докучные сказки?»

(Ответы детей).

Воспитатель заглядывает в сундучок – там лежат конверты с последним заданием «Собери и назови сказку».

Дети берут конверты, проходят к столу и выполняют задание.

Рефлексия.

— Дети, что мы нового сегодня узнали?

Что вам было особенно интересно?

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с  народными праздниками и т.д.

Воспитатель хвалит детей и приглашает попить чай из  настоящего самовара.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-nod-po-priobshheniyu-detej-k-istokam-russkoj-narodnoj-kultury-v-starshej-gruppe-kak-zhili-lyudi-na-rusi.html

Конспект занятия в старшей и подготовительной группах «народные обычаи. встреча весны»

Тема: Народные обычаи. Встреча весны.

Задачи:

  1. Приобщить детей к культуре наших предков.
  2. Способствовать пониманию ценности фольклора, его самобытности.
  3. Давать конкретные сведения о сезонных приметах, быте и обычаях русского народа.
  4. Воспитывать детей на народных традициях, воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, беседы о наступающей весне, заучивание потешек, закличек, поговорок, народных игр.

Ход занятия:

Воспитатель: Вот и кончилась зима. Наступила весна. Ребята, назовите ее приметы. Дети отвечают.

Воспитатель: На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету — красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну встречают несколько раз.

Первый раз в конце февраля или в начале марта, начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Устраивали гулянья, игры, ходили в гости.

Это праздник Масленица.

На масленичной неделе катаются на санях со снежных гор, разъезжают на тройках коней, угощаются блинами, прыгают через горящие костры, чтобы жар огня уничтожал в душе человека зло, холод, недоброе, так как огонь — символ очищения.

Сжигают и соломенное чучело — символ торжества над стужей и холодом, оставшимися позади зимними морозами. В последний день масленицы, в воскресенье, просят друг у друга прощенье за обиды.

Важно

Второй раз встречают весну в конце марта. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Поют заклички — веснянки, ждали прилета первых весенних птиц — грачей, скворцов, ласточек и других птиц.

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек — «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Воспитатель с детьми учит заклички

Ласточка – ключница,

Вылети с Заморья,

Вынеси ключи,

Отомкни летечко.

Отомкни летечко,

Замкни зимушку.

Лето теплое,

Зима холодная.

Кулик из заморья,

Лети, лети до моря,

Неси, неси по воле

Весну в подоле.

Весна, весна ясная,

Приди весна, с радостью,

Приди весна с милостью.

С дождем обильным.

Принеси урожай

В наш родной край!

Приди, красна!

Приди, весна,

Приди, красна!

Воспитатель:  Ребята, давайте с вами сделаем птичек – «жаворонков» из бумаги.

Воспитатель: Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Завтра мы все вместе нарядим обрядовое деревце лентами и повесим на него наших птичек.

Источник: https://annaryzhova-zhukds14.edumsko.ru/articles/post/949621

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

Автор: Тарасенко Надежда Олеговна, воспитатель, ГБДОУ детский сад №64, г. Санкт-Петербург

В раздел дошкольное образование

Конспект НОД «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа)
Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей и традициями на Руси; 2. Прививать интерес и уважение к народной культуре; 3. Обогащать словарный запас детей; 4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности; 5. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творчество, самостоятельность.

Оборудование и материалы:

1. Русский народный костюм для взрослого; 2. Куклы плоскостные из бумаги (мальчик и девочка) ; 3. Краски гуашевые; 4. Сундук; 5. Куклы в народных костюмах; 6. Мелодии русских народных песен;

Литература:

1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, Д. М. Маханева; 2. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа» Г. Я. Затулина; 3. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова; 4. «Методические рекомендации. Здравствуй, мир! » А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова.

Ход ООД:

Тихо звучит русская народная мелодия Здравствуйте дети! -Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.

Читайте также:  Прогулка по пдд для детей средней группы доу

А теперь: -Проходите поскорее, занимайте все места. Проходите, не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь (дети садятся на стульчики полукругом) — Наша беседа сегодня посвящена дорогой для каждого человека теме.

Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о нашей Родине, о её красоте и традициях русского народа Ребята, давайте вместе с вами ответим на вопрос: «Что такое Родина? » (ответы детей) Слайд 1: «Родина» — Родина — это русские леса, поля, моря и реки — Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка — Родина – это место, где стоит наш детский сад. — Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живем. Молодцы ребята. Родина – это наша страна Россия. А в старину нашу страну называли ласково Русь – матушка. Слайд 2: «Уборка урожая» -Русский народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях – весной сеяли пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу, а осенью убирали весь урожай дружно, с песнями. Слайд 3: «Праздник Осенины» После уборки урожая наступала пора праздника «Осенины» -Это время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. А чтобы на будущий год Матушка-Земля не обидела своими дарами и дала хороший урожай, в гости приглашали всех соседей и родственников, угощали их на славу и устраивали праздники. -А как вы думаете, как люди одевались на праздники? -Нарядно. Одевали самые красивые рубахи и сарафаны -Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси. Слайд 4: «Мужская одежда» Дети: На Руси мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот. А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины. Слайд 5: «Женская одежда» Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами. Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха. Звучит русская народная мелодия. Слайд 6 : «Картинка по сказке» Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан — господин, а на другом краю той же деревни — Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол. Рубаха: Попьёшь чайку — забудешь тоску. Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели. Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая? Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю. Сарафан: Как же ты нечисть — то всякую не пускаешь? Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском. Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе- простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой. А как вы думаете, где хранилась одежда? Слайд 7: «Сундук» (Дети отвечают – в сундуке) Ведущая : -Правильно, в сундуке, только он закрыт на замок. Хотите его открыть? Тогда проведем с вами

пальчиковую гимнастику

. Приготовили ручки На сундуке висит замок Кто бы мне его открыть помог Пальцы мы соединили (замочек из ладошек) Постучали, покрутили (постучать, покрутить) Растянули и открыли (растянуть ладони и открыть) -Вот наш замочек и открылся. Давайте откроем сундук и посмотрим, что лежит там. Звучит русская народная мелодия. Ведущий достает из сундука двух кукол( или картинки) Ивана и Марью в русских народных костюмах. Ведущая : Это куклы в русских народных костюмах к нам пожаловали Иван да Марья. Куклы к празднику готовы, Посмотрите на обновы – Сарафаны расписные Да рубашечки льняные Мальчика зовут Иван А на Марье сарафан. Хотят с вами подружиться, Вместе петь и веселиться. -Ребята, а во что нарядились наши куклы? Во что одета Марья? (Дети отвечают сарафан, кокошник, рубаха, сапожки). А Иван? (Штаны, рубашка, сапоги) -А чем украшены костюмы? (Дети отвечают – рубашка и сарафан украшены вышивкой, отделаны тесьмой. На кокошнике вышит узор. Ведущая : Марья гостей ждала, наряжалася Бусы красны надевала — украшалася. Давайте немного отдохнем.

Проводится физкультминутка:

В лесу темном есть избушка (руки качаются, как ветви деревьев, изобразить избушку, скрестив руки над головой) Там живёт одна старушка (тихо, палец возле рта) Сарафан, рубаху сшила (показать руками сарафан, рубаху) А украсить не спешила (как будто бы что-то шьёт иглой, развести руки в стороны К детям бабушка спешила (имитировать бег на месте) И в сундук всё положила (присесть, как бы складывая всё в сундук) Отдохнули, а теперь садимся в нашу творческую мастерскую, за столы Кто запомнил последние слова из физкультминутки?

«… И в сундук всё положила» Что же могла нам старушка ещё положить в сундук? (Достаю трафареты — куколки мальчика и девочки) -Ребятки, а у наших Ивана и Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда не могут они вместе с ними веселиться, потому, что не украшены их наряды . Не танцует, не поет Наш игрушечный народ. Сарафан у них простой- Белый, а не расписной. Не украшена рубашка – Нет и вышивки на ней. Все исправить, все украсить Просят куколки детей Ребята, давайте поможем куколкам, украсим их одежду так, как это делали в старину наши предки. Только мы будем украшать не нитками с иголкой, тесьмой и бусами, а мы для этого будем использовать краски. Девочкам я раздам куколок девочек в сарафанах, а мальчикам – куколок мальчиков в рубахах и штанах. Приступаем к работам (украшают силуэтные изображения кукол) Звучит спокойная русская народная мелодия (дети рисуют) Молодцы, все справились с работой хорошо. Устроим выставку чуть позже, когда работы подсохнут На прощание я хочу вам подарить куклу оберег, которая будет хранить порядок в мире. Главное, этот подарок был сделан с любовью и подарен от чистого сердца!

В раздел дошкольное образование

Форма: E-mail:

для обращений
pedrazvitie@mail.ru

  • Подписаться на новости сайта
  • Отписаться от рассылки новостей
  • Условия использования
  • pedrazvitie.ru © 2013 — 2019

Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 60640 от 20.01.2015г.

Возрастная категория: 0+

Источник: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=49312

Проект для подготовительной группы » Народная культура и традиции»

Проект для подготовительной группы «Народная культура и традиции»

Проект выплнили: воспитатель МКДОУ « Золотая рыбка», Новосибирской области р.п. Краснообск , Машукова Ольга Викторовна

Паспорт проекта

Тема: «Народная культура и традиции»

Вид проекта: творческий, краткосрочный, групповой.

Проблема: Зачем человеку знать историю и культуру наших предков

Задачи проекта.

1)Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным творчеством, искусством.

2)Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине, чувство восхищения своей страной

3) Развивать творческие и познавательные способности детей

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.

Выполнение проекта 3-4 неделя января 2017 года.

1 ЭТАП ПРОЕКТА Подготовительный

1 этап. Подготовительный.

Выбор темы проекта и формы для его защиты.

Подбор методического материала, литературы по данной теме.

Подбор дидактических игр.

2 этап. Выполнение проекта.

Знакомство с историей возникновения народного промысла, создания народных игрушек, создания матрёшки.

Рассматривание разных видов дымковской игрушки ,матрёшек.

Систематизация знаний о культуре русского народа.

3 этап. Заключительный.

Роспись плоскостного изображения матрёшки.

Составление сюжетной композиции «Весёлые матрёшки»

План реализации проекта ( 1 неделя)

Понедельник

1) Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой»

Цель: Знакомство с традициями и обычаями русского народа.

2) Чтение стихов «Дымка», заучивание пословиц

Цель: Познакомить детей со стихотворением Дымка», пословицами.

3) Дидактические игры:

«Найди дымковскую игрушку», «Подбери узор к игрушке»

Цель: Закреплять названия дымковских игрушек, знакомить с основными узорами на дымковских игрушках, орнаментом.

4) Рисование «Дымковская барышня»

5) Подвижные игры: «Лапта», «Ярмарка»

Совет

Цель: Знакомить детей с русскими народными играми, развитие ловкости, выносливости.

Вторник

1) Беседа: «Волшебные листья и ягоды»

Цель: Рассказать детям о росписи русского народа, активизировать словарный запас детей.

2) Декоративная лепка хохломской посуды

Цель: Вовлечение детей в активную творческую деятельность, развивать воображение.

4) Д/и «Собери посуду»

Среда

1) Рисование чайника гжельскими узорами

Цель: Познакомить детей с таким русской народной росписью как «Гжель», развивать словарный запас детей.

2) Дидактическая игра «Укрась посуду гжельским узором»

Цель: Закреплять и совершенствовать приемы рисования, помогать осваивать специфику гжельской росписи.

Четверг

1) НОД развитие речи .Беседа «Что такое декоративные пластины?»

Цель: Способствовать расширению словарного запаса детей, рассказать об изготовлении декоративных пластин.

2) Дидактические игры:

«Обведи и раскрась», «Декоративное домино»

3) П/и «Замри»

Пятница

1)Выставка детских работ

Цель: Побудить детей принять участие в выставке, прививать уважение к народным традициям и обычаям, прививать детям эстетический вкус.

2) Создание уголка «Народный промысел»

Цель: совместно с родителями организовать выставку предметов старины. Ведение детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Учить бережному обращению с предметами быта.

План реализации проекта ( 2 неделя)

Понедельник

1)Рассматривание выставки матрёшек, заучивание загадки.

Цель:-уточнить представление детей о культуре русского народа. Способствовать общему развитию ребёнка, развивать внимание, память, логическое мышление.

Беседа по выставке «Матрёшки-деревянные игрушки»

2) Дид. игры:«Где моё место»,«Магазин игрушек»

Вторник.

1)НОД ИЗО «Матрёшка-деревянная игрушка»

Обратите внимание

Цель:-Расширить знания детей об истории культуры русского народа, истории изготовления матрёшек. Способствовать накоплению опыта по теме.

Прививать чувство восхищения к русскими мастерами

Знакомство со строением матрёшки, беседа о технологии изготовления матрёшки.

Дид игры: «Что изменилось»,«Что матрёшка рассказывает о себе»

2)Свободная деятельность — ручной труд: « Кукла – закрутка»

Среда.

3)Калейдоскоп игр

Развивать интерес к русской культуре, поощрять желание играть в сюжетно ролевые игры с матрёшками, развивать диалогическую речь.

Дид игры:«Придумай историю о дружной семейке»,«О чём говорят матрёшки»

Четверг.

1)Творческая мастерская.

Цель: Научить расписывать матрёшки, закреплять умение пользоваться режущими инструментами (Стека), развивать творческую фантазию. Изготовление плоскостного изображения матрёшки, роспись.

Пятница.

1)Создание сюжетной композиции «Весёлые матрёшки»:

Цель: Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: Организация комплексной работы  по реализации задач проекта.

Направление деятельности: познавательное

Форма организации:

Беседы о жизни детей в прошлом, об их занятиях, играх, игрушках.  Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства.  («Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»).

Опыты-сравнения деревянных, глиняных, соломенных,  тканевых игрушек.

Театрализованная игра «Репка из матрёшки».

Загадки о народных промыслах.                                          

Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц.  

Коллекционирование «Народная игрушка», «Игрушки наших бабушек».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей».

Игровые образовательные ситуации.

Дидактические игры.

Цель: Закрепить представления детей о народной игрушке. Развивать внимание, память, речь-доказательство. Закреплять навыки сотрудничества: умение договариваться, работать в компаниях, придерживаться правил очередности в высказывании своего мнения, выслушивать мнение товарищей. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Игра «Мы расскажем, а вы отгадайте».

Ход: Дети объединяются в четыре компании по разрезные картинкам. Берутся четыре картинки большого формата (народные игрушки). Каждая из них разрезается на части (в зависимости по количеству детей в группе). Все части перемешиваются. На столах необходимо положить целую картинку.

Каждый из воспитанников вытягивает по фрагменту и ищет свою компанию, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Затем дети выбирают посыльного (у кого в имени больше звуков).

 Посыльный получает задание от воспитателя: «Всей компании выбрать игрушку из коллекции мини-музея, составить краткий рассказ – описание о ней. Выбрать оратора, который расскажет этот рассказ для других компаний. Дети других компаний должны отгадать что это».

Затем каждая компания получает несколько минуток для обдумывания и совместного составления рассказа, после чего по очереди компании рассказывают, а остальные отгадывают.  Итак, угадывают у всех компаний. Затем составляют рассказы о других выбранных детьми игрушках.

Игра «Да – нет».

Ход:  Дети объединяются в четыре компании по элементам росписи народных игрушек (карточки). Затем каждая компания задумывает любую народную игрушку.

Далее по очереди, отгадывают у кого что, задавая друг другу вопросы членам одной компании, которые на эти вопросы отвечают только «да» или «нет».

После серии вопросов каждая компания получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения, после чего отгадывают. Итак, отгадывают у всех компаний.

Компьютерная игра «Подзорная труба».

Ход: Дети объединяются в компании по четырем названиям игрушек в коллекции. Задание общее: кто больше отгадает экспонатов коллекции мини–музея «Народная игрушка». Воспитатель показывает детям элементы фотографий экспонатов коллекции (мультимедиа), а дети отгадывают, что это за игрушка.

Читайте также:  Квн по пдд в подготовительной группе детского сада по фгос

Направление деятельности: практико-ориентированное

Создание продуктов детской деятельности:

Коллективные:  изготовление  и роспись кукол по образцам иллюстраций народных игрушек (дымковская, филимоновская и т.д.)

Семейные проекты: изготовление «Семейной игрушки».

Индивидуальные  игрушки. 

3 ЭТАП  — ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Подведение итогов проекта определение перспектив его развития

Дети — Выставка презентация продуктов мини — музея «Народная игрушка» для детей и взрослых.

— Выставка детско-родительского творчества «Семейные игрушки».

— Награждение самых активных детей и родителей.

 Публикация проекта в профессиональных сообществах педагогов в сети интернет.

Источник: https://multiurok.ru/files/proiekt-dlia-podghotovitiel-noi-ghruppy-narodnaia-.html

Интегрированное занятие в подготовительной группе ДОУ по теме «Путешествие по крестьянской избе»

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Интегрированное занятие в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие по крестьянской избе»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

  1. Образовательная: приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры; обобщить имеющиеся знания о малой родине; обогатить словарный запас детей ( «Красный угол», «Бабий кут», рубель);расширить и систематизировать знания о традиционно — бытовой культуре русского народа (изба: её внутреннее убранство; особые места в русской избе).
  2. Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук; умение выполнять несложные танцевальные упражнения под музыкальное сопровождение, исполнять знакомые песни.
  3. Воспитательная: воспитание любви и уважения к истокам русской народной культуры, гордости за свой народ, Отечество; доброжелательности по отношению к сверстникам; желания узнавать новое.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Тип занятия: занятие — формирование и совершенствование знаний.

Форма занятия: виртуальная экскурсия

Методы: словесный, познавательный, игровой.

Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей и в мини-музей «Русская изба», исследовательская работа по изучению народного костюма, чтение сказок, художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы, потешки, небылицы).

Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.

Демонстрационный материал: электронная презентация «Путешествие по крестьянской избе»

Раздаточный материал: фотографии достопримечательностей г. Павловска, парные картинки предметов обихода прошлого и настоящего, мнемокарточки по теме «Печь», солёное тесто, декоративные украшения.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Хозяйка: Здравствуйте, гости званые, гости желанные!

Дорогих гостей встречаемПышным, круглым караваем.Он на блюде расписном,С белоснежным рушником.Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

(Дети отламывают маленький кусочек хлеба, макают в соль и кушают).

Хозяйка:

Ото всех дверей,Ото всех воротТоропись скорей,

Собирайся в хоровод.

(Звучит музыка, на её фоне ребёнок читает стих о Родине).

Ребенок: 

На широком просторе,Предрассветной поройВстали алые зориНад родимой страной.С каждым годом всё крашеДорогие края.Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Хозяйка: Ребята, о чём говорится в стихотворении?

Дети: О Родине.

Хозяйка: Как называется наша Родина?

Дети: Россия!

Хозяйка: У каждого человека на земле есть малая Родина. А как вы понимаете, что такое «малая Родина»?

Игра «Передай флажок».

Хозяйка: Я предлагаю передавать флажок и сказать, как вы думаете, что такое малая Родина.

  • 1 реб. М. Р.- это место где мы родились и живём.
  • 2 реб. М. Р.- это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.
  • 3 реб. М. Р.- это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы и папы.
  • 4 реб. М. Р.- это место, где стоит наш детский сад.
  • 5 реб. М. Р. -это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.
  • 6 реб. М. Р.- это наш город Павловск.

II. Актуализация знаний:

Хозяйка: Правильно, большая наша страна Россия. В этой большой стране есть место, где мы родились и живём- это наша малая Родина. Я предлагаю немного рассказать о своей малой родине, о Павловске. Я буду начинать, а вы покажите фотографию и закончите….

— В этом месте львы сидятВо все стороны глядят.Охраняют нежный сон

И царя Петра покой. (Петровский сквер).

Чуть дрожит на ветеркеЛента на просторе,Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (Река Дон)

Днем ли, ночью, утром рано, Если что-то загорится, То надёжная командаНа подмогу быстро мчится.Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить НЕЛЬЗЯ! (Пожарная часть)

Нам экскурсовод сказал,Как пройти в такой-то зал.Утварь всю мы посмотрели,В чем ходили, разглядели.Даже мамонт здесь лежит,Глаз закрыл, как будто спит.Если ты не ротозей,

То иди скорей в… (музей).

Этот дом — не просто дом.Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола. (Церковь)

Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём. Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (Школа №1).

Там можно посмотреть мультфильмы, Журналы, клипы, кинофильмы. Идём туда мы целой группой. Там – хорошо, и там уютно! Там что-то не были давно,

Пора бы посетить … (кинотеатр «Родина»)

Зеленый луг, Сто скамеек вокругОт ворот до воротБойко бегает народ.На воротах этих

Рыбацкие сети… (стадион «Юность»).

Много игрушек,А так же ребят,Теремок этот,

Зовётся … (Детский сад).

В этом доме скучно не бываетПоют, танцуют, гости приезжают.

И вы ходили выступать – 

Танцы русские плясать (Современник).

(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед доской).

III. Сообщение темы, цели и задач:

Хозяйка: Но не всегда так жили люди. И мы с вами не зря в такой одежде – это русский народный костюм, а вы добры молодцы и красны девицы. Я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.

«Сядем рядком, да поговорим ладком».

(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед экраном).

Слайд 1. Мы совершим путешествие по русской избе, «Горницей» её называли. А теперь, милости прошу в нашу избу.

IV. Введение нового материала

Слайд 2.

Хозяйка: Главный в «Горенке» – «Красный угол». Как вы думаете, почему «красный »? (ответы детей)

Хозяйка: Красный угол в русской избе- это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь расположены иконы.

Тут же в углу стоял длинный дубовый стол, за которым усаживали дорогого гостя. Встречали не с лестью, а с честью.

Важно

Потчевали гостя самыми лучшими явствами, которые только были у хозяев, приговаривая: «Пироги, да каша – пища наша».

Загадка: Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит! Что же это отгадайте? (Печь). Ну, конечно же, наша печь-толстушка.

Слайд 3

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь (ответы детей).

Правильно, человек, который умел класть печь, – печник – пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе.

Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Печь не только обогревала избу, была многофункциональной. Как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь, вам помогут эти картинки (ответы детей).

Русский народ всегда славился своим гостеприимством, а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?

  • Что есть в печи – всё на стол мечи.
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (ответы детей).

Слайд 4. (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д.)

Слайд 5

Хозяйка: А вот коромысло на гвоздике повисло, а домовёнок, Кузька, наклоняется и с ним забавляется. В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой (показ домового)— его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

В самом темном углу за стеной под трубойЖил да был добрячок и шалун домовой.Он исправно следил за порядком вокруг,Дом, от зла охранял как преданный друг.И царили в том доме уют и тепло.

Всем кто в нём обитал, неизменно везло.

(Слышится плач ребёнка).

Хозяйка: Ой, кто же там плачет? (Ответы детей)

Слайд 6. 

Малыш лежит в кроватке — люлькой называется. Вешали её на крюке, забитом в потолке. Как же его успокоить? (спеть колыбельную). Какие колыбельные пели вам ваши мамы (Ответы детей). Давайте споём «Баю-баюшки- баю!».

Слайд 7-8.

Совет

Уложила мамка своё дитятко, а сама печь да варить, прясть да шить на всю большую семью. И место для этого у неё было между печью и стеной дома, которое называли «бабий кут» или куток – это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Были у неё инструменты-помощники, которые прячет домовой за печкой.

Слайд 9

Загадки:

Из русской печиКашу тащит, калачи.Чугунок очень рад,

Что его схватил …(ухват).

Хозяйка: Рядом с печкой стоит сват – злой да рогатый ухват! Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит. Ой, что это за свалка? Да это же наша… (прялка)! Зовут ее Настасьюшкой – рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки. Днём спит, отдыхает, а как только вечер настанет – при лучине прядёт, бабам работы придаёт.

Хозяйка:

Гладит платья и рубашки,Отужит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг – 

Имя у него…(утюг).

А вот утюги Павлухи не жалеют своего брюха, все-то гладят, гладят белье.

Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок.

Слайд 10

Хозяйка: Жилые помещения традиционно освещались лучиной. Как вы думаете, из чего она? (Ответы детей). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы.

Слайд 11

Хозяйка: Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились одежда для всей семьи. Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор.

Слайд 12

Хозяйка: Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали.

В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно. Я показала вам то, что было в нашей «Русской горнице».

А теперь давайте вместе пройдём и расскажем, что же мы там увидели?

V. Физминутка

Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. ( идём, руки на поясе)
Справа печка, слева стол (машем вправо и влево)
Упираемся о пол (наклон)
Прямо дверь (поклон)
Над ней подкова (на носочки, руки вверх)
Чтоб семья была здорова.

А наш домовой теперь хочет спросить, встречаются ли в наше время предметы старины, а может они изменились, а суть то осталась прежней?

VI. Дидактическая игра «Найди пару»

Хозяйка: Наш домовой уже многому нас научил, но он не один оберегал избу, кроме него были и другие обереги, которые охраняли жилище человека. Может быть вам известно, что вешали над входной дверью? (Ответы детей)

VII. Практическая работа.

Хозяйка: Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх, таким образом подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома. Я предлагаю, вам, гости дорогие, смастерить подкову-оберег, которую вы сможете повесить на счастье в своём доме!

Слайд 13

Хозяйка: Проходите за столы дубовые, да садитесь на лавки широкие!

(Лепка из солёного теста и украшение подковы).

VIII. Игра «Клубочек»

(Появляется домовой с корзинкой и клубочками).

Хозяйка: Наш домовой такой шалун, что игрался с клубочками, да не простыми, на каждом клубочке ворох пословиц, да вот красный выпал из корзинки и пословицы о труде размотались, надо его смотать да пословицы собрать.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Делу – время, потехе – час.

Хозяйка: «Делу – время, а потехе – час». Ведь на Руси умели не только работать, но и отдыхать – песни петь, да танцы плясать.

Девочки танцуют танец под песню «Светит месяц», мальчики играют на инструментах.

Светит месяц, светит ясный,Светит яркая лунаК вам, к ребятам из детсадаПришла в гости старина.Вы про избу всё узнали.Хлебосольный наш народ,Что пословица роднаяИ сейчас средь нас живетХороводы с колыбельнойИ частушачный задор,Поговорка и загадка -Это русский всё фольклор.Светит месяц, светит ясный.Светит яркая луна.Вы и пели и плясали

Расставаться нам пора! 

IX. Подведение итогов.

Хозяйка:

  1. Куда мы с вами сегодня совершили экскурсию? (ответы детей)
  2. С какими предметами старины познакомились? (ответы детей)
  3. Кто защищал дом? (ответы детей)
  4. А что ещё является оберегом для дома? (ответы детей)

Хозяйка: Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, берегите её природу, храните традиции и обычаи! 

Презентация к занятию

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/users/65681/articles/159801-integrirovannoe-zanyatie-v-podgotovitelnoj-gruppe.-tema-puteshestvie-po-krestyanskoj-izbe.html

Ссылка на основную публикацию