Конспект нод в подготовительной группе по фгос. культура других народов

Конспект НОД «В путешествие по России» Подготовительная группа

Цель: Расширить знания детей о России.

Задачи:

— Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.

— Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.

— Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, ее населяющих.

— Обогащать словарный запас детей.

Словарная работа: монисто, кибитка, кочевой народ, башмют, скотоводы, бусе.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, слайды мультимедиа, настольно-печатная игра «Собери костюм», бусинки.

Методы и приемы: беседа, просмотр мультимедийной презентации, игра.

Предшествующая работа: велась работа по формированию понятий большая и малая Родина; проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии; знакомили детей с расположением России на карте, с растительным миром, с животным миром; дали понятие о многонациональности Родины, округа в котором живут дети; знакомили с фольклором, играми разных народов России.

Психотренинг:

— Главное чудо света — это человек. Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить  слова: «Здравствуй, человек»!

— Но какой это будет человек, каждый выбирает сам.

(Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, веселый, трудолюбивый, классный, любопытный, милый, модный и. т. п).

Предлагаю пройти к стульчикам, присесть.

Ход НОД.

— Ребята, сегодня я вам снова предлагаю, отправимся в путешествие. Кто мне скажет, на чем можно путешествовать? (На машине, самолете, поезде, пароходе). Да вы все ответили правильно, путешествовать можно на разном транспорте. Но сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие, а виртуальное, с помощью компьютера.

   — Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей)

1 слайд.

— Да, Россия.  Россия огромна и необъятна. Территория её протянулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей.

На ней есть как высокие горы, полноводные реки, так и бескрайние поля, густые леса. 
 — Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки, города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут.

2 слайд.

— Страна наша сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Вспомните, какие народы населяют нашу Родину? (дети называют)

 — Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например татарский, и ещё русский. Потому что русский – это государственный язык и на нём общаются все народы нашей страны.

 — Итак, мы отправляемся в наше путешествие по России.

Наше путешествие мы начнем с округа, в котором мы свами живем (ответы детей). Вспомните как называется наш округ?  (ответы детей)

3 слайд.

— Да, правильно мы с вами живем в Ханты – Мансийском округе. 

— Кто мне скажет, благодаря какому народу наш округ получил свое название? (ответы детей)

— Название наш  округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси. Вспомните, как называется столица округа (ответы детей).

— У каждого человека есть своя малая родина. Это место где родился человек и вырос.

— Я по национальности – удмуртка, родилась в Удмуртии, и сегодня  приглашаю вас посетить мою  родину – Удмуртию.

4 слайд.

— В Удмуртии живет народ, которых называют — удмуртами.

Столица Удмуртии – Ижевск.

В Государственном гербе Удмуртской Республики преобладают три цвета – черный, красный, белый: черный цвет является символом земли и стабильности; красный — цветом солнца и символом жизни; белый — символом космоса и чистоты нравственных устоев. Обобщенный образ белого лебедя или человеко-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа — мифология удмуртского, русского, татарского и других народов.

5 слайд.

—  Удмуртия красивый край со снежными морозными зимами и жарким летом. В Удмуртии много лесов, рек, родников. Удмурты доброжелательные, гостеприимные люди. Они говорят на родном удмуртском языке.

— Удмуртия богата нефтью, торфом, полезными ископаемыми. Однако главное богатство — это трудолюбивый и талантливый народ Удмуртии.

6 слайд.

— Это родина гениального композитора П.Н.Чайковского. Всему миру известно имя гениального оружейника М.Т.Калашникова.

— Удмуртия широко известна своими ружьями, автомобилями, это родина отечественного мотоциклостроения.
7 слайд.

—  А вот в древности самым распространенным промыслом удмуртов было изготовление тканей из льняного и конопляного волокна.

 — В Удмуртии делают валенки, мужские шляпы. Распространена вышивка, резьба по дереву, ювелирное искусство, гончарство.
8 слайд

 —  Самое распространенное кушанье удмуртов — это перепечи, табани, пельмяни,  котчал — овсяной кисель.

9 слайд.

— Самый большой праздник в году у удмуртов — «Пасха» (баздым нунал).

Обратите внимание

 В этот праздник устраивали сбор яиц и их катание с горы. Какие народы еще отмечает этот праздник? (русские, чуваши, марийцы и др.). 

10 слайд.

— Одежду удмурты носили из домашних материалов: холста, сукна, овчины. Костюм состоял из белой холщовой рубахи (дэремы) с прямыми рукавами, Поверх рубахи надевался белый халат с короткими рукавами.

Подпоясывались передником без грудки. Также носили домотканое платье в мелкую клеточку, также подпоясанный передником.

На грудь вешали нагрудник, украшенный серебряными монетами (монисто) (Закрепляю новое слово со всеми детьми).

— Костюм мужчин похож на  костюм русских крестьян: белая или клетчатая холщовая рубашка, с вышитым воротом, подвязанная поясом. На ногах носили лапти, валенки.

— Одежду удмурты украшали орнаментом, состоящим из ромбов, клетки или шахматного узора, воробьиных лапок, полосок, контурного узора.

— В Удмуртии много рек и озер. И дома в деревнях всегда строили рядом с водой. Считалось, что водяной хозяин воды.

Я вас приглашаю поиграть в удмуртскую игру «Водяной» (Вумурт).
 Игра «Водяной»
      — Мы продолжаем свое путешествие. Следующий пункт нашего путешествия находится на юге нашей страны – Калмыкия.

— Ребята, скажите,  у нас в группе есть дети по национальности калмык? (Ответ детей)

 11 слайд.

— Столица Калмыкии – Элиста.

— Основа герба — белый лотос — символ духовной чистоты, возрождения и процветания.  Герб имеет голубой, желтый и белый цвета.  Голубой цвет означает вечность, свободу и постоянство. Это любимый цвет степняков — кочевников.

Желтый цвет — это цвет вероисповедания народа, это цвет кожи и, наконец, это олицетворение того, чтобы Калмыкия всегда была солнечной.

 

Белый цвет означает мирные взгляды, дружеские отношения со всеми народами, живущими как в Калмыкии, так и за ее пределами.  

12 слайд.

— Калмыкия расположена в степях. Калмыки были  «кочевым народом».

— А может быть, кто – ни будь из вас, знает значение этих слов «кочевой народ»? (ответы).

«Кочевой народ» — это тот народ, который очень часто переезжает с одного места на другое, т.е. кочует (закрепляю новое слово со  всеми детьми).

13 слайд.

— А как называется жилище калмыков, кто-нибудь из вас знает? (ответы).

— Жилище калмыков называется «кибитка» (закрепляю новое  слово со всеми детьми).

— Они  очень часто разбирались, складывались и грузились на лошадей. Потом перевозились на другое место.

А еще, ребята, калмыки всегда были скотоводами. Знаете, кто такие скотоводы?  (ответы).

— Скотоводы — это люди, которые разводят скот (лошадей, верблюдов, овец). (Закрепляю слово «скотоводы»). Из шкур этих животных выделывали кожу, из шерсти, катали войлок.  Благодаря этим животным у калмыков всегда было свежее мясо и молоко.

 14 слайд.

 — Калмыки, ребята, очень трудолюбивый народ. Но они так же любят отдыхать и веселиться. У калмыков тоже есть праздники. И самый главный праздник — это праздник весны «Цаган Сар»  (в переводе означает «счастливый месяц» или «белый месяц»).

15 слайд.

— Посмотрите на национальный калмыцкий костюм, это кафтан, на калмыцком языке он называется «башмют» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

— Мужчины надевали широкие брюки – шаровары, для того, чтобы легко было скакать на лошади. На ногах  сапоги.

— Это, ребята, основное украшение костюма, пояс, который называется «бусе» (закрепляю новое слово со всеми детьми).

— А вот головных уборов у калмыков более двадцати видов.

— Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

— У каждого народа есть своя музыка, музыкальные инструменты. Я предлагаю вам послушать народную калмыцкую мелодию.

(Прослушивание калмыцкой мелодии).

— Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее,

то ему в знак благодарности рассказывали сказку. — Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей). Да, в них есть добрые и злые персонажи, волшебные вещи, говорящие животные и т.д. А ещё во всех сказках, у всех народов, добро всегда побеждает зло.

А какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей)

— Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу.

Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

— Сегодня мы с вами заканчиваем наше виртуальное путешествие.   

 (Провожу с детьми гимнастику для глаз «Лучик солнца»).

— А сейчас я вам предлагаю подойти к столу. Возьмите  конверты. В конвертах лежат разрезные картинки, вам нужно их собрать.

 Д/игра «Собери костюм» (разрезные картинки с изображением национальных костюмов в разных конвертах. Собирают по два ребенка один костюм).

— Костюм, какого народа вы собрали? (дети отвечают)

Итог ОД.

— Ребята  где мы с вами сегодня  побывали?(Ответы детей)

— О каких народах мы с вами сегодня говорили? (ответы детей). Что вы узнали о них? Вам нравится то, что столько людей разных национальностей живут вместе? (ответы детей).

— Дружба — доброе, хорошее слово. И нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Например, башкирская пословица гласит: «Человек без друзей как дерево, без корней». А вы, какие пословицы о дружбе знаете? («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет друга – ищи, нашел – береги»).

 Показываю детям бусинки, предлагаю выбрать понравившиеся бусинки.

—  Я буду нанизывать ваши бусинки на леску. Так у нас получатся красивые бусы. Садимся за стол и собираем бусы.

— А теперь посмотрите на наши бусы. Каждая бусинка красива, но только когда соберешь все бусинки вместе, получается вот такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по своему, но когда все народы живут дружно в одной стране, страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила. Не простые у нас бусы! Они — символ дружбы.

Важно

Мы поместим их на самое видное место в группе, и если кому-то захочется поссориться, пусть посмотрит на эти бусы и вспомнит, что только вместе мы сила.

16 слайд.

— А сейчас послушайте стихотворение Владимира Степанова «Российская семья».

Живут в России разные народы с давних пор. Одним – тайга по нраву, другим – степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один — черкеску носит, другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод. Один кумыс готовит, другой – готовит мёд. Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-nod-v-puteshestvie-po-rossii-podgotovitelnaya-gruppa.html

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая.

Виды деятельности:

— познавательно-исследовательская;

— коммуникативная;

— двигательная;

— музыкальная.

Вид  НОД: знакомство с окружающим миром.

 Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой – жилище мкрестьянской семьи, с предметами русского быта.
  • Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).
  • Формировать интерес к произведениям устного народного творчества– русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям. Познакомить с докучными сказками.
  • Познакомить с куклами-самоделками, способствовать умению мастерить куклу из ложки и платка.
  • Развивать: коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук; обогащать словарный запас.
  • Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору.

Словарная работа: изба, горница, лапти, колыбель, косоворотка,порты, кокошник, картуз.

 Структура НОД:

  1. Вводная часть (организация детей –2минуты).
  2. Основная часть (практическая деятельность – 20минут):

а) русский национальный костюм (ИКТ).

б) русский быт (практическая деятельность).

в) русские народные сказки (практическая деятельность).

  1. Заключительная часть(подведение итогов – 3минуты).

Предварительная работа:проведение праздника «Русские народные игры», чтение и рассказывание русских народных сказок, создание альбома «Русские красавицы», игра  «Кукла  — наряжайка «Аленушка»

Оборудование к НОД:ноутбук, телевизор, магнитофон, макет мини избы, мини предметы русского быта, сундучок, дидактическая игра «Сложи картинку». Русские народные сказки», самодельные куклы, деревянные ложки, платочки, русский женский костюм.

Ход НОД

Воспитатель встречает детей в русском народном  костюме, обращает внимание детей на костюм.

— Я сегодня одета необычно. Что за костюм надет на мне?  (Русский народный). Как называется платье без рукавов?  (Сарафан). Блузка? (Рубаха). Как называется головной убор? (Кокошник). Кокошник от слова «кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.

—  А сейчас мы посмотрим, как одевались мужчины и дети на Руси.

Читайте также:  Развивающие задания для детей 7-8 лет

(Показ слайдов)

Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась?

Штаны – порты, на голове – картуз, на ногах – лапти.

Мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.

А сейчас мы узнаем, как люди жили?Как выглядели их дома? Раньше Русь называли деревянная, как вы думаете почему?

(Ответы детей)

— Как раньше назывались дома? (избами) Правильно,  раньше дома строили из дерева и называли их избами. Еще избы называли срубами, потому что их рубили топором.

(Показ  слайдов  с изображением различных русских изб)

В избе была одна комната – горница.

Сейчас я хочу пригласить вас в  миниатюрную горницу.

(Из-за занавески горницы появляется домовенок Кузя)

— Кто это?  (Домовенок Кузя). А кто такой домовой? (Ответы детей). В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его.

Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться.

Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают  свои вещи. Тогда он их прячет – дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места.

Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, как вы думаете почему?Чтобы не попадаться им на глаза и не испугать. Домовой любит жить за печкой.

Домовенок говорит детям, что очень ждал их, хочет с ними поиграть.

Физкультминутка. Русская народная игра «Домовой».

Домовой приглашает детей в горницу, обращает внимание, что здесь много старинных предметов (домашней утвари). Русские люди придумали про них загадки.

Домовой:

—  Эй, ребята, не зевайте, и загадки отгадайте!

Воспитатель:

— Нужно отгадать загадку и показать предмет.

Наша толстая Федора Наедается не скоро, Но зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

Воспитатель:

— Печь была в  каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей.  Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду,  обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку.  Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

— В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей)

Три братца

Пошли купаться. Два купаются, Третий на берегу валяется. Искупались, вышли,

На третьем повисли.(Ведра, коромысло)

— В какой сказке говорится о ведрах и коромысле?

У печи стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен.

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

Рогат, а не бодает, Не ест еду, а хватает. Схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт. (Ухват)

У носатого у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит, И как зеркало блестит. Шипит, кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Пароход стоит на нем, Пароход с горячим дном. По рубашкам и по брюкам

Пароход тот поведем. (Утюг)

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)

Какие сказки про лапти, вы, знаете?

Без рук, без ног во все стороны клонится. (Колыбелька)

Совет

Мать качает дитя в колыбельке и поет ему песенку. Как называется такая песенка? (Колыбельная). Кто-нибудь знает колыбельную песенку? (Ответы детей)

— Раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку из ложки и платочка.

Воспитатель показывает, как сделать такую куклу и предлагает детям сделать куклу самостоятельно.

(Работа в парах)

— Кузенька, загадывай следующую загадку.

-Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут …(сундук).

(Рассматривают сундучок)

 Воспитатель:

— У меня тоже есть сундук и в нем прячутся сказки.

А теперь, дорогие, посидите, да умом пошевелите.

Начинаются сказки, катятся с гор салазки.

А это было, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали.

Друг друга за крылышки хватали.

Я за ними на золотом коне скакала,

Да в сундук эти сказки собирала,

А вот какие сказки, вы узнаете, когда мои загадки отгадаете.

— Садись, Кузенька, на печку, слушай, как дети будут отвечать.

— Вымолвил словечко, покатилась печка,

Прямо из деревни, к царю да царевне,

И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению).

— Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок).

— Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).

— Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

Очень вкусная вода, в ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

— Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок).

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель:

— В моем сундучке есть еще сказки, сейчас одну из них я вам расскажу.

Встал медведь на колоду – Бултых в воду! Уж он в воде мок, мок, Уж он в воде кис, кис, Вымок, выкис, Вылез, высох.

Встал медведь на колоду…

Как называется такая сказка?  (Докучная)  Почему она так называется?

А вы знаете докучные сказки?»

(Ответы детей).

Воспитатель заглядывает в сундучок – там лежат конверты с последним заданием «Собери и назови сказку».

Дети берут конверты, проходят к столу и выполняют задание.

Рефлексия.

— Дети, что мы нового сегодня узнали?

Что вам было особенно интересно?

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с  народными праздниками и т.д.

Воспитатель хвалит детей и приглашает попить чай из  настоящего самовара.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-nod-po-priobshheniyu-detej-k-istokam-russkoj-narodnoj-kultury-v-starshej-gruppe-kak-zhili-lyudi-na-rusi.html

Конспект НОД в подготовительной группе. Культура общения

Конспект НОД по образовательной области «Социально — коммуникативное развитие»
для детей подготовительной группы «Путешествие в город Спасибоград».

Автор: Боровкова Вера Александровна, старший воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 172» г. Иваново.
Описание материала: предлагаю Вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Этот конспект направлен на создание игровой ситуации, в которой дети будут постигать социокультурные нормы общества.

Конспект НОД по образовательной области «Социально — коммуникативное развитие»
для детей подготовительной группы «Путешествие в город Спасибоград».

Цель: позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества.
Задачи:
Образовательные — познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения; — учить детей быть приветливыми, при общении в детском саду и дома, использовать в своей речи «вежливые слова»; — совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи и познавательную активность;

Развивающие

— развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым; — развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений; — способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей;

Воспитательные

— воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях; — воспитывать культуру поведения; — воспитывать стремление совершать добрые дела.

Интеграция с образовательными областями:

«Физическое развитие» — формирование физических качеств в процессе игровой деятельности, Формирование представлений о здоровье через игру.
«Речевое развитие» — развитие общения детей друг с другом и взрослыми в процессе организации игровой, бытовой деятельности, досуговых мероприятий, использование художественных произведений для формирования представлений о себе, как существе социальном, о мире людей и партнерских взаимоотношениях, нормах поведения в обществе.
«Познавательное развитие» — расширение представлений об окружающем социальном мире, правилах и нормах поведения в мире людей, формирование целостной картины мира.
«Художественно-эстетическое развитие» — развивать умение отражать свои представления об окружающих людях и взаимоотношениях между людьми в продуктивной деятельности, использовать средства музыки для формирования общественного поведения ребенка.
Оборудование: магнитофон, записи детских песен, воздушные шары по количеству детей, шляпка и фартук для воспитателя, тарелка с игрушечными хлебобулочными изделиями, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, мяч.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений, физкультминуток с детьми, подбор детских песенок и реквизита для НОД, повторение вежливых слов.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель:

Здравствуйте! Ты мне рад? А ты? А ты? Каждому скажу: «Привет!» Что услышу я в ответ?

/Дети здороваются с воспитателем/.

Воспитатель: Как зовут вас ребятки? Расскажите по порядку.

/Дети называют свои имена/.

Воспитатель: Дети вы любите путешествовать? Тогда мы отправляемся в путь! По дороге мы идем. Дети шагают, Путь далек, далек наш дом. Жаркий день, сядем в тень. Мы под дубом посидим. садятся, Мы под дубом полежим. Полежим, отдохнем. ложатся, Потом дальше пойдем. На лужайке поутру дети становятся в круг. Мы затеяли игру. Раз, два, три, четыре расходятся, бегают, Раздвигайте круг пошире. А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки. Прямо к озеру спешим, становятся в круг Станет озеро большим. Становитесь в круг опять Будем в солнышко играть. Встают и идут дальше. Мы — веселые лучи. Мы резвы и горячи.

Воспитатель:

За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой находится красивый город … Спасибоград. А вы когда-нибудь бывали в городе Спасибоград? Где на Вежливом бульваре, вежливо благодарят? В нем живут воспитанные мальчишки и девчонки, которые знают много волшебных слов. Мы можем с вами попасть тв этот город? Почему?
/Ответы детей/.

Воспитатель:

Вот и проверим! Есть на свете особенные слова – их называют «вежливыми», а иногда «волшебными». Почему? Потому что они помогают людям, делают их жизнь добрее, светлее, человечней. Ведь недаром говориться: «Доброе слово слаще мягкого пирога». Вежливые слова, как ключики, открывают сердца людей. Попробуем вспомнить вежливые слова и рассказать друг другу, когда их нужно употреблять.

Игра «Кто больше знает!»

Воспитатель бросает по очереди мяч детям, а ребёнок называет волшебное слово, говорит, когда его нужно употреблять и бросает мяч воспитателю.

/Дети читают заранее выученное стихотворение/.

Вежливые слова.

Есть много слов прекрасных, Волшебных, добрых слов. Таких простых и ясных – Я их назвать готов. «До свиданья, до свиданья!» — Говорят при расставанье. «С добрым утром, «добрый день!» — Никогда сказать не лень. И «спасибо» говорить, За добро благодарить Никогда я не забуду – Я не вежливым не буду. Если братик спать захочет Я скажу: «Спокойной ночи!» Пожелаю сладких снов. Знаю много добрых слов!

Воспитатель:

Город, в котором мы с вами находимся, называется очень необычно – Спасибоград. Расскажите, когда мы говорим «спасибо».

Ответы детей.

Воспитатель:

Да, во многих случаях. Например, если вам вручили подарок. Что вы скажите, принимая его? Конечно, «спасибо»! После завтрака, обеда и ужина вы, я уверена, не забудете сказать воспитательнице и няне в детском саду, маме и бабушке дома – «спасибо» или « благодарю». Представьте, вы спрашиваете у прохожего, как найти магазин, и человек вежливо объясняет вам. Конечно, вы, скажите ему «спасибо». Послушайте стихотворение.

/Стихотворение читает ребёнок/.

Спасибо.

Я «спасибо» говорю, Я за всё благодарю: За вкусные оладушки – Скажу «спасибо» бабушке, Дедушке — за сказку, Мамочке — за ласку, Папочке за доброту. Даже нашему коту Я «спасибо» говорю, Я кота благодарю За то, что ловит мышек – Пронырливых воришек!

Воспитатель:

Дома в добром городе Спасибоград сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. Всех чудес в этом волшебном городе и не пересчитать! Есть Булочник, который выпекает прыг-скок-булочки и угощает ими гостей города. Они сами собой прыгают в рот! Воспитатель берёт тарелку с игрушечными хлебобулочными изделиями и «угощает» детей. Например, для Саши, что испек Булочник? (кекс, ватрушку, рогалики т. д.). В ответ дети благодарят воспитателя. (Спасибо, большое спасибо, благодарю).

Воспитатель:

Дети, вы становитесь лучше, потому что без напоминания говорите вежливые слова! Сказочные жители Спасибограда любят разговаривать без слов, с помощью жестов, позы, мимики. Попробуем и мы? Я буду читать стихотворение, а вы будете вместе со мной показывать содержание стихотворения: Все жители проснулись, Потянулись, улыбнулись. Побежали быстро в ванну, Зубы чистить неустанно. Причесались аккуратно, Приоделись все опрятно, Пуговицы застегнули, Уголки все отогнули. Стол накрыли не спеша, Съели кашу. Хороша! Промокнули рот салфеткой, Отмахнули муху веткой, Вымыли свою посуду, Чисто вытерли повсюду, А потом пошли гулять, Чтоб скорее все узнать.

Рисование (создание проблемной ситуации)

Воспитатель: Жители города Спасибоград любят слушать музыку и рисовать. Садитесь за столы, возьмите волшебную бумагу, фломастеры и цветные карандаши. Изобразите свои эмоции, впечатления, полученные от путешествия по городу.

/Цветных карандашей заведомо меньше. Дети должны выйти из этой ситуации без помощи воспитателя (поделиться, сказать «спасибо» друг другу)/.

Воспитатель:

В городе Спасибограде есть Продавщица волшебных воздушных шаров. Она для вас приготовила воздушные шары, но их необходимо купить. Купить шары можно за вежливое, волшебное слово. Подходите, покупайте шарики! (Воспитатель, заходит в игровую зону «магазин», надевает фартук и шляпку, перевоплощается в Продавщицу волшебных воздушных шаров).

Дети «покупают» воздушные шары.

Воспитатель:

Что ж, наше путешествие в город Спасибоград закончилось. Я думаю, вам здесь очень понравилось! А мы возвращаемся в детский садик. Встали.

/Дети выполняют движения за воспитателем/.

Читайте также:  Сценарий выпускного утренника в детском саду

Приготовьте ваши ножки, Будем топать по дорожке. По дороге Добра Не страшны жара, ветра. Мы пойдём по дорожке, Не устали наши ножки! Наши ножки побежали, Даже пятки засверкали. Как спортсмены мы шагаем, Ножки выше поднимаем! Вот и кочки на дорожке. Мы попрыгаем немножко. На носочках пойдём И все лужи обойдём. Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, стоп! Вот мы и в садике. Дети вы стали добрыми и воспитанными, я надеюсь, вы всегда будете говорить «спасибо», благодарить других людей.

Рефлексия.

Воспитатель: Давайте мы с вами договоримся, что вы дома расскажите мамам и папам о путешествии в необычный, но нужный город Спасибоград. Те, ребята, которые хотят поделиться впечатлениями о нашем занятии с родителями и друзьями пусть похлопают в ладоши.

А за что бы каждый из вас мог себя сейчас похвалить? /Ответы детей/.

Воспитатель:

Встаньте в круг, улыбнёмся друг другу и станцуем польку-хоровод со старым и очень добрым жуком (дети танцуют, хлопают, притоптывают по кругу и на месте, водят хоровод под музыку польки их кинофильма «Золушка»): Станьте, дети, Станьте в круг, Станьте в круг, Станьте в круг, Я твой друг И ты мой друг, Старый добрый друг. Ля-ля-ля.

Прощание.

Конспект беседы с детьми подготовительной группе Конспект ООД для детей старшей группы Конспект занятия по изучению грамоты в подготовительной группе Конспект по ФЭМП в подготовительной группе. Числа от 1-8. Решение простейших задач

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Профессии

Конспект занятия в подготовительной группе. Моя семья

Конспект занятия в подготовительной группе. Первобытные люди

Конспект занятия в подготовительной группе. Толерантность

Конспект занятия для детского сада на тему «Права человека». Подготовительная группа

Источник: https://kladraz.ru/blogs/vera-aleksandrovna-borovkova/konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-puteshestvie-v-gorod-spasibograd.html

№ 642 Конспект ООД в подготовительной группе по теме: «Дружба народов – во всем мире»

Конспект ООД в подготовительной группе

по теме: «Дружба народов – во всем мире»

 Автор: воспитатель Жанабаева Л. Г.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 72» г. Саратов

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

         Познакомить с представителями других национальностей проживающих в в России. Формировать представления о природе других стран. Закрепить знания о России. Развивать навыки культурного общения, творческий потенциал и способности детей. Развивать память, внимание, логическое мышление, связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитывать дружеское отношение к представителям разных народов, уважение к людям других национальностей и их обычаям.

Демонстрационный материал:

Обратите внимание

         Флаги, куклы в национальных костюмах: России, Украины, Татарстана и Азербайджана; картина с изображением столиц и природы этих стран; силуэты костюмов с элементами национальных узоров.

Раздаточный материал:

         Изобразительные материалы, силуэты национальных костюмов.

 Методические приемы:

         Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, чтение стихотворений, показ образцов, анализ, итог.

Ход ООД

На столе стоит флаг России.

Воспитатель:

— Дети, как называется наша страна!? Россия

— А мы живущие в ней? Россияне

— А как называется столица России? Город Москва

— А как называется главная площадь страны? Красная площадь

Воспитатель:

         Наша страна многонациональная. Здесь живут люди разных национальностей русские, татары, армяне, азербайджанцы, украинцы и много других народов. В России более 100 национальностей. У каждого народа есть свой государственный флаг, герб, гимн, язык.

(воспитатель показывает куклу в русском костюме)

В России главный национальный язык это русский. Каждый народ имеет своих умельцев. В городе Туле изготавливается Тульские самовары, в городе Оренбург пуховые платки, в Саратове пекут Саратовский калач.

Природа России очень многообразны, потому что страна очень большая. У нас широкие, бескрайние поля, луга, леса глубокие реки и озера. — — Дети, назовите самую длинную реку, Волга, на берегу стоит наш город Саратов.

— Какие моря омывают берега России?  Чёрное, Каспийское, Азовское и другие.

— Дети, назовите диких животных наших лесов. Волк, лиса, медведь, белки, норки, тигры, птицы – совы, орлы, дятлы.

Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение:

  «Как велика моя земля

  Как широки просторы!

  Озера, реки и поля

  Леса и степи горы.

  Раскинулось моя страна

  От севера до юга.  

  Когда в одном краю весна

  В другом снега и вьюга.

(Воспитатель показывает куклы в национальном татарском костюме и картинки природы, столицы)

— Дети, в состав России входит Республика Татарстан, ее столица город Казань. Главный язык татарский. В нашей стране проживают татары, которые говорят на своем языке.

Татары очень трудолюбивый народ, его умельцы вышивают бисером красивые тюбетейки, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед.

Территория Татарстана богата густыми хвойными лесами, где обитают дикие животные лоси, медведи, рыси, куницы, выдры. Много птиц: тетерева, глухари и рябчики. Крупные реки это Кама.

 Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение

         «Татарская земля родная

Традиции нам не счесть твоих

Другого мы не знаем края

         Где б также почитали их

Звучит курай, лаская сердце

Красивых, любящих людей

         Мы можем только здесь согреться

В объятьях Родины своей…»

Физкультминутка

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Украины.

Также в России проживает украинцы, представители государства Украины. Столица город Киев.

Воспитатель показывает картинки с изображением страны города и природы.

Важно

         В Росии и Украине проживает братские, словянские народы. Язык этих народов очень похож.

Украинцы веселый, дружелюбный народ. Это люди, которые работают на земле, выращивают богатый урожай хлеба. Природа Украины — это широкие поля и степи, лиственные леса, в них водятся лисы, волки, лоси; степные птицы —  орел, ястреб. Крупные реки — Днепр и Дунай.

Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение.

«О как прекрасна Украина!

Ее таврийские поля, Ее луга, леса, пригорки И благодатная земля. Нет неба чище в белом свете И в родниках воды вкусней, Я неземной поклон отвешу,

Любимой Родине своей.

Воспитатель показывает куклу в национальном костюме Армении.

В России проживает много представителей армянского народа. Столица Армения город Ереван.

Воспитатель показывает картины страны.

Армянский народ тоже очень трудолюбивый. Умельцы изготовляют из металла посуду, кувшины, тарелки, вазы и чеканят на ней интересные национальные узоры. Также разводят домашних животных — баранов, овец и выращивает виноград.

Природный мир Армении многообразием. Здесь высокие горы, глубокие ущелья. На севере- востоке Армению окружает хребты Кавказских гор, одна из них самая известная гора Арарат. На араратской равнине встречается разнообразные животные: косуля, рысь,  закавказский бурый медведь, леопард.

В Армении есть высокогорное озеро Севан.

Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение.

«Я люблю тебя, моя Армения

Ты обетованная Земля

         Ты мечта, ты свет и Откровение!

Родина цветущая моя…»

Воспитатель показывает куклы в национальном костюме Азербайджана.

Столица страны город Баку. Государственный язык азербайджанский.

Труженики Азербайджана занимается добычей нефти, выращивают сладкие фрукты (апельсины, мандарины хурма и другие). Азербайджан находится на берегу Каспийского моря. Здесь много высоких гор и равнин.

В лесах водятся кабаны. джейраны, лисицы и птицы: фазаны, утки, лысуха и другие.

Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение

«Азербайджан страна огней

Страна игидов и друзей

Страна распахнутых дверей

Кто хоть раз народ твой повидал

Стремились все в твоей земле

К необыкновенной чистоте…»

Воспитатель:

Дети,  мы побеседовали о народах, которые проживают в России, о природе этих народов. И мы все любим страну Россию.

Совет

Дети дружите все вместе, не ссорьтесь, выбирайте друзей надежных, верных. Ведь когда народы дружат, то никогда не будет войны!

 Воспитатель предлагает прочитать стихотворение о России.

Полюбили мы друг друга

Дружба крепкая у нас

Вместе с нами наша дружба

Славит Родину сейчас!

Сколько нас нерусский у России

И татарских, и иных кровей.

Имена носящих непростые

Непростых Российских сыновей!

Любим мы свои родные

И вовек, ни завтра, ни сейчас

Отдалить нельзя нас от России

Родима немыслима без нас!

Родина наша — это страна

Очень и очень большая она

Родина наша – это наш дом.

Где мы все вместе дружно живем!

Воспитатель:

 Предлагаю разукрасить национальный костюм понравившейся вам страны. Дети носят национальный узор на силуэты костюмов.

Воспитатель: 

Молодцы, вы все справились с заданием, а теперь организуем выставку наших работ для родителей!

Источник: http://2016.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/mart/no-642-konspekt-ood-v-podgotovitelnoy-gruppe-po-teme-druzhba-narodov-vo-vsem-mire/

Конспект нод в подготовительной группе с использованием икт. Тема «Русские обычаи, традиции и народное творчество»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка – детский сад №1 «Рябинка»Конспект НОД в подготовительной группе с использованием ИКТ.Тема «Русские обычаи, традиции и народное творчество»Составила воспитательПолякова Анастасия ВячеславовнаПущино 2014г.

Цель: приобщение к русской культуре.

Программные задачи:-Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. -Познакомить с историей игрушки, формировать интерес и бережное отношение к ней. -Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус.

— научить делать куклу Пеленашку, овладеть техникой изготовления игрушек без шитья иголкой;

Словарная работа:оберег, кушак, потешный, вышивка, «пеленашка», свистулька, тряпичная кукла, кукла-удавка. Демонстрационный материал:рубаха косоворотка, расписные деревянные ложки, колпак, деревянные и глиняные игрушки, матрешки, тряпичные куклы: кубышка травница ,зайчик на пальчик, утешница, оберег, ангел ,веснянка, колокольчик, пеленашка.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран, компьютер или ноутбук, компьютерная презентация, магнитофон; выставка иллюстраций, для детей – белый лоскуток 40см -20см, 2 цветных лоскутка 20см -20 см, нитки – мулине.Ход НОД:Дети под музыку, хороводным шагом, заходят и встают по кругу.

— Дети, сегодня мы с вами вспомним наших прабабушек и прадедушек, когда они были такими же маленькими как вы сейчас. Жили они очень- очень давно. Они также как вы любили наряжаться, но одежда у них была немного другая. Вот посмотрите, какой у меня красивый сарафан. В такой одежде взрослые ходили на праздники.

Под сарафан одевали такую рубаху-косоворотку. Она красивая? Чем она украшена? Как появилась на рубахе вышивка? Какого цвета для вышивки использовали нить? (Дети отвечают на вопросы воспитателя) Красный цвет любили, потому что он красивый, праздничный, яркий, теплый, нарядный.

Мальчики такие рубахи подпоясывали кушаком, даже есть такая пословица: «Подпоясанного и бес боится». А еще наши прабабушки и прадедушки очень любили природу, солнышко, ветер, животных, деревья, и сочиняли об этом сказки, присказки, заклички , пословицы, песенки, потешки.

— Дети, а кто знает, что такое потешка? (красивое, ласковое, веселое, потешное стихотворение). Дети рассказывают потешки выученные ранее. — Послушайте мою потешку:Курли-курли-курли, летят журавли. Курли-си, курли-си, по-Руси, по-Руси. На Руси всегда в почете коробейники бывали.

Ленты, ложки и платочки на базаре продавали, Я не стану вам сегодня эти ложки продавать, Я их там отдам и танцем буду всех развлекать. (Дети танцуют танец с ложками)

— А еще наши прабабушки и прадедушки любили водить хороводы и играть в народные игры, например, в игру «Колпачок».

Колпачок, колпачок, 

Красные сапожки, 
Тоненькие ножки. (Дети водят хоровод вокруг одного ребенка— «Колпачка»).

Мы тебя поставили, 

Танцевать заставили. (Колпачок танцуя, поочередно выставляет вперед на пятку то правую, то левую ногу).

Танцуй, сколько хочешь, 

Выбирай, кого захочешь. (Колпачок выбирает детей, обходя их по кругу).

Я, по правде, люблю всех, 

А вот… (имя любого выбранного ребенка) лучше всех! (Колпачок указывает на одного из детей и называет его имя).

Колпачок, колпачок, 

Тоненькие ноги, 
Красные сапожки. (Выбранный ребенок становится Колпачком).

Мы тебя кормили, 

Мы тебя поили, (Дети водят хоровод вокруг нового Колпачка).

На ноги поставили, 

Танцевать заставили. Колпачок танцуя, выставляет вперед на пятку то правую, то левую ногу).

Танцуй, сколько хочешь, 

Выбирай, кого захочешь.
(Колпачок выбирает детей, обходя их по кругу, указывает на одного из детей и называет его имя)…- А сейчас пройдем на стульчики, я вам расскажу что-то интересное. Когда ваши прабабушки и прадедушки были маленькими, то, так же как и вы очень любили играть. Но таких игрушек как у вас, раньше не было. Давайте подумаем, в какие игрушки играли раньше (деревянные и глиняные; воспитатель показывает сундучок с игрушками) .- А сундучок-то волшебный! Чтобы его открыть, надо произнести волшебные слова. Послушайте какие: «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты, сундучок-сундучок, открывай0ка свой бочок! » Давайте вместе с вами скажем эти слова. Скажем? Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят волшебные слова) Воспитатель предлагает погладить его, приговаривая: »Ой, какой хороший сундучок! А теперь мы его откроем и посмотрим, что же там лежит? »- Ребята, посмотрите, это игрушки. Вот такими игрушками играли в старину. Посмотрите, из чего они сделаны? (из глины) Это свистульки, фигурки разных животных. Все они яркие, солнечные. Даже в холодный зимний день они излучают тепло. Это сказочные фигурки. Все они стройные, с длинными шеями, будто стремятся к солнышку. (Какие цвета используют мастера, какие элементы росписи мы видим) -Посмотрите, что это за игрушка (Матрешка) Она расписана гуашевыми красками и покрыта бесцветным лаком, предохраняющим узор от стирания и выцветания. Верхняя часть оформлена как девичья голова, повязанная полушалком, туловище одето в сарафан. Весь облик матрешки очень мягкий, лицо чуть подсвечено розовым тоном, с ярко-розовыми щечками. Какие красивые куклы в этом сундучке. Эти куклы старинные. В эти куклы играли бабушки и бабушки ваших бабушек. Они тряпичные, девочки делали их своими руками. И сегодня мы поговорим об этих куклах. Посмотрите, из чего они сделаны? (дети рассматривают, трогают кукол) — Эти куклы из лоскутков ткани (тряпичные).- Сейчас я расскажу вам об этих куклах. Эти куклы обрядовые, это обереги. Обереги — от слова «оберегать». Это кукла — удавка (показать куклу из ярких лоскутков ткани, перевязанных нитками). В старину был обряд удава. Это обряд рождения ребенка. Когда ребенок рождался, делали такую куклу, подвешивали на веревочку и клали в колыбельку, она заменяла ребенку погремушку. Эта погремушка оберегала малыша. Нравятся такие погремушки? -Хотели бы поиграть с такими куклами? (показать куклу «пеленашку») Посмотрите, какая интересная куколка, свернута в маленький кулечек! Раньше новорожденных детей плотно- плотно пеленали в пеленку. Считалось, что спеленатый ребенок оберегался в ней. Он был незаметен ни для кого. А чего боялись в люди? Они боялись злых духов, которые могли обидеть ребенка. Поэтому, первая кукла ребенка, образ его, была «пеленашка». Играли с такой куклой: заворачивали, качали и пели песенки. Давайте вместе споем колыбельную для нашей куколки. (Дети поют колыбельную «Баю-баюшки-баю… ») — Я очень рада, что вы знаете песенки, которые пели наши прабабушки. И если вы, когда вырастите, будите петь их своим детям, то русское народное творчество будет жить еще долго. — Интересные эти куколки? А вы хотели бы сделать куклу «пеленашку»? Мы будем делать необычные куклы «пеленашки», из ткани. (Дети подходят к оборудованным столам для изготовления поделок) Объяснение.Звучит тихая запевная русская народная песня.Ребята, у нас с вами на экране  будут показаны все этапы работы, внимательней, повторяем всё за моими действиями.Выполнение.  Смотрите презентацию этапов работы.Берём белый кусочек ткани. Скручиваем ткань. Завязываем  на серединке ниточку, она символизирует пупочек младенца (показывает).Завязываем ниточку, где будет голова куклы (показывает).Затем берём лоскуточек ткани 20см — 20см, разрезаем так, чтобы получился платочек (треугольник).Повязываем  платок (показывает).Берём другой кусок ткани 20см — 20 см. Кладём на него куклу и начинаем пеленать, как  малыша (показывает).      И последнее – завязываем ниточкой аккуратно куклу.  Получилась кукла ПеленашкаИтог:

Читайте также:  Новогодние стихи для детей дошкольников

 Ну что, ребята, вам понравилось занятие?Сегодня мы узнали о русской песне, о русских обрядах и предметах.  Научились делать самую первую куклу в жизни ребёнка – Пеленашку.  Вы молодцы! Спасибо за внимание, до встречи!

Источник: http://top-bal.ru/kultura/74854/index.html

Конспект НОД с использование ЦОР в подготовительной логопедической группе. Тема: «Дружба народов мира»

Главная » Авторские публикации » Конспекты занятий

Конспект НОД с использование ЦОР в подготовительной логопедической группе. Тема: «Дружба народов мира»

Подготовила: учитель — логопед Волковская Екатерина Александровна

МБДОУ №5 Краснодарского края Крыловского района

Тема: «Дружба народов мира»

Цель: Закрепить знания детей об истории Олимпиады, о зарождении олимпийского движения, как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира через использование ЦОР (цифровые образовательные технологии).

Задачи:

  1. Расширять представления детей о планете Земля, показать различие и сходство людей разных рас, закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр, активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля, расы, олимпиада, олимпийский факел, флаг, олимпийские символы; продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища;
  2. Развивать познавательный интерес к истории своей страны, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, зрительное восприятие, развивать умения правильно и полно высказываться и активно использовать в речи слова по теме;
  3. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету, продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей; воспитывать чувство гордости за достижение наших спортсменов и желание заниматься спортом.

Оборудование: слайды: земля, глобус, олимпийский флаг, талисманы олимпиады, олимпийский огонь, виды спорта, изображение города Сочи; музыка, интерактивная доска, компьютер, предметные картинки, салфетки, обручи, клубок ниток.
Предварительная работа: Рассматривание атласа мира, карты мира, изображений талисманов, спортсменов Олимпиады. Беседы на темы: «Олимпиада 2014», «Здоровье главный друг», «Земля – наш общий дом»

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, давайте представим себе, что мы с вами садимся в космический корабль.
Итак, приготовились! Внимание! Пуск!

(звучит спокойная музыка, трек №1)

II .Основная часть.
1. Вводная беседа.
Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше становятся дома, деревья, наша станица и вскоре мы теряем ее из вида. И вдруг, будьте внимательны, что это?
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад и стар,
Что она — большущий шар.
(слайд №1)

Логопед: Ребята, откройте глазки, посмотрите на экран. Что это за шар, который мы увидели из Космоса?

Дети: Земля.
Логопед: Правильно. Это Земля, такая плоская, ровная внизу. Вверху, в Космосе она похожа на маленький шарик. Реки стали ручейками, сады и поля — маленькими зелеными островками, а города — небольшими мерцающими огоньками.
Послушайте загадку,
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Всем показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Дети: Глобус

(слайд №2)

Логопед: Да конечно, это глобус. Глобус — это уменьшенная модель Земли.

Разные цвета видим мы на глобусе. А какого цвета больше?

Дети: Голубого, синего.

Логопед: Что означает этот цвет, вы узнаете, отгадав загадку:
Глубиною глубоко,
Шириною широко.
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна,
И горька и солона.

Дети: моря, океаны.

Логопед: Именно на берегу моря в этом году прошло важное событие для нашей страны.
Отгадайте загадку и скажите, что же это за событие.
Пламя полыхает,
Пять колец сияют.
Праздник для народа
Раз в четыре года.
Праздник тот спортивный:
Древний, яркий, дивный.
Из десятков разных стран
Собрались спортсмены к нам.
Вам название вспомнить надо
Этот «слет» — ………

Дети: Олимпиада.

Логопед: В каком городе прошла Олимпиада?
Дети: В городе Сочи.
(слайд № 3)

Логопед: Да, правильно, Олимпиада проходила в Сочи. Это красивый город на берегу Черного моря.

Логопед: Что же такое Олимпиада?
Дети: Спортивные соревнования.
(слайд № 4)

Логопед: Конечно же это спортивные соревнования. Посмотрите на экран, какие виды спорта вы видите?

Дети: фигурист, лыжник, хоккеист, сноубордист.

2. Дидактическая игра «Кому что»
Логопед: А теперь давайте поиграем в игру «Кому что». Наших спортсменов надо собрать на соревнования.
(На одной доске спортсмены, а на другой доске атрибуты для спортсменов.

Обратите внимание

Дети должны назвать каким видом спорта занимается спортсмен и подобрать, что ему для этого нужно)
— Лыжник (лыжи с палками, перчатки, шлем с очками, костюм)
— Фигурист (коньки, платье)
— Сноубордист (доска, костюм, очки, шлем)
— Хоккеист (защита, коньки, шлем, клюшка, шайба, перчатки)

Логопед: Это зимние виды спорта, поэтому ими занимаются зимой.

3. Упражнение на развитие дыхания.
Логопед: Ребята, а в какую игру любят играть дети зимой, когда выпадает снег? Дети: В снежки.
Логопед: Мы тоже поиграем в снежки.

Раз у нас сейчас нет снега, то мы его сделаем сами из салфеток.
(Раздаются белые бумажные салфетки в развернутом виде). Это у нас большие хлопья снега.

Возьмите салфетку за уголок и попробуйте подуть на них, вдыхая воздух через нос и выдыхая через рот, чтобы они у нас слегка взлетали, но не отпускайте их.

(Дети дуют на салфетки несколько раз медленно, затем быстро и резко выдыхая.)

4. Подвижная игра «Снежки».
Логопед: А теперь сделаем из них снежки! Сожмите салфетку ладошками и «слепите» снежок круговыми движениями, как я. (Показ детям) У всех получилось?
Логопед: Молодцы. Какие они у нас легкие получились! Замечательные снежки! А давайте мы с ними поиграем?
Положите на ладошку и подуйте на свой снежок.

6. Работа над загадками.
Логопед: На Олимпийских играх есть красивая традиция – зажжение олимпийского огня. В день открытия игр, вечером в городе Сочи был зажжен Олимпийский огонь.
(слайд № 5)
Олимпийский огонь – это символ Олимпиады. Горящий огонь означает борьбу за победу, мир, дружбу. И он горел непрерывно до конца олимпиады.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что каждые Олимпийские игры имеют свои талисманы, а какие вы узнаете, отгадав загадки.

1.Растут на макушки
Длинненькие ушки.
Он хоть и мальчишка,
А такой трусишка!
Ну-ка угадай-ка,
Как зовется?…
(Зайка)
2.Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную.
(белый медведь)
3.К роду кошачьих относится,
Только по клетке не носится,
Шкура в пятнах. Не любит азарт.
Мясо ждёт на обед …(леопард).
Логопед: Какие же талисманы были на Олимпиаде?
(слайд №6)

Дети: Талисманами в городе Сочи на Олимпиаде были зайчик, леопард и белый медведь.

Логопед: Ребята, а давайте с ними поиграем. Так как Олимпиада это спортивные соревнования, давайте сделаем зарядку.

7. Физтминутка
(движения выполняются по тексту)
Чтобы сильным быть и ловким,
Нужна всем тренировка:
Прыгать, бегать, попадать –
Всё уметь и много знать!
Каждый день по утрам
Делаем зарядку, очень нравится нам всё
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать,
И вставать,
И на двух ногах скакать.
Здоровье в порядке?

Дети: Спасибо зарядке!

8. Дидактическая игра «Собери флаг»
Логопед: А ещё какие символы Олимпиады вы знаете?
Дети: Олимпийский флаг с пятью кольцами
Логопед: Правильно, ребята флаг – это эмблема Олимпиады.

Посмотрите на эмблему, это пять переплетенных колец, которые обозначают дружбу спортсменов 5 континентов.
(слайд №7)
Предлагаю вам самим собрать Олимпийскую эмблему. Посмотрите внимательно на экран, запомните и начинайте собирать.

(Флаг убирается с экрана, через минуту дети собирают флаг из пяти обручей)

Логопед: Олимпийский флаг – пять переплетённых колец на белом фоне. Белое полотно флага означает дружбу всех, без исключения, людей Земли.

9. Психогимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
Становитесь в круг играть.
(Дети встают с логопедом в круг, звучит спокойная тихая музыка).
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки», трек №2)

Логопед: Так с чего же начинается дружба?

Дети: С улыбки.
Логопед: Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Не смотря на то, что вы все такие разные, но вы все умные, любознательные и дружные.

10. Беседа о дружбе.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что Олимпиаду называют праздником спортивной дружбы. В этот город приехали спортсмены со всего мира.
Логопед: Посмотрите на картинку, это символ дружбы всех народов.
(слайд № 8)

Логопед: Олимпийские игры объединяют людей с разным цветом кожи.

На Земле живет много людей. Они и разные и похожи друг на друга. Чем похожи все люди Земли?

Дети: Люди умеют думать, говорить, у всех людей похожее строение тела, ходят на двух ногах, бывают веселыми и грустными, строгими и добрыми.

Логопед: Но люди отличаются друг от друга. Вы ведь не спутаете своих — маму, папу, бабушку, дедушку — с остальными людьми. А ещё люди отличаются по цвету кожи, волосами, разрезом глаз. Такие различия называются расовыми признаками. На Земле живут люди разных рас. Посмотрите на свой цвет кожи — наша кожа какого цвета? Белая. Такие мы с вами — жители Европы, Азии, Америки, России. Бывает желтая кожа — это люди, живущие в Японии, Китае, Корее. Есть люди, у которых темная кожа, чернокожие. Эти люди живут в основном в жаркой Африке. Все люди умеют говорить, но у каждого свой язык. Люди по-разному поют, танцуют. Это хорошо, что люди такие разные, так интереснее, так можно многое узнать друг о друге.
Голубое кольцо — Европа
Желтое кольцо — Азия
Черное кольцо — Африка
Зеленое кольцо — Австралия

Красное кольцо — Америка

11. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Логопед: Ребята! Мы сегодня с вами узнали очень много об олимпиаде, о символах, талисманах, о зимних видах спорта. А главное о том, что все спортсмены – сильные, крепкие, быстрые, ловкие, здоровые, умные и дружные. И нам тоже надо заниматься спортом, чтобы расти здоровыми и сильными.

(слайд № 9)
— Ребята, а давайте с вами покажем какие мы дружные и как дружат наши пальчики.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять — начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять — мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

IV. Итог.
Логопед: А теперь возьмемся все за руки и сделаем большой круг и я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра «Связующее звено»
Вы будете передавать клубок ниток по кругу так, что бы все, кто держал клубок, взялись за нить.
(Передача клубка сопровождается пожеланиями для своих друзей, когда клубок соединится с началом нити).

Важно

Логопед: Дети натяните нить! Вот какое крепкое кольцо у нас получилось. Вот какие оказывается, вы дружные в свое группе, как люди всех континентов на Олимпиаде. И это кольцо будет символом дружбы нашей группы.

(слайд №10, трек №3)

Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения.

Скачать презентацию к занятию

Источник: http://logopeddoma.ru/publ/konspekty_zanjatij/konspekt_nod_s_ispolzovanie_cor_v_podgotovitelnoj_logopedicheskoj_gruppe_druzhba_narodov_mira/4-1-0-264

Ссылка на основную публикацию