Конспект урока литературного чтения, 1 класс. выразительное чтение

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: «Выразительность художественного текста» в 1 классе(учебник В.А. Лазаревой)

Конспект урока

литературного чтения

в 1 классе по теме:

«ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»

Тема: «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА».

Цель: дать представление об умении автора художественного текста передавать свое настроение и чувства героев.

Задачи:

  • дать понятие об умении автора не только нарисовать картину, но и передать читателю свое отношение к ней;
  • показать, что читатель, восприняв авторские переживания, может передать их другим;
  • формировать навыки выразительного чтения;
  • формировать познавательные универсальные учебные действия: самостоятельно формулировать тему и цель занятия, выделять необходимую информацию из текста, оценивать информацию, анализировать и сравнивать объекты и события;
  • формировать коммуникативные универсальные учебные действия: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач, договариваться о распределении функций, формулировать собственное мнение позицию.

Ход урока.

п/п

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I

Стадия вызова.

1

Мобилизующее начало.

Подготовить учащихся к эмоциональному восприятию содержания урока.

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо

Мы легонечко вздохнем

И урок сейчас начнем.

Ученики встали у парт, успокоились, поприветствовали учителя и друг друга, сели за парты.

3

Целеполагание.

Учить самостоятельно определять тему и цели урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми художественными произведениями. Как думаете, что мы будем с ними делать? (будем читать выразительно)

— Что значит прочитать выразительно? Почему это важно?

— Как думаете, что необходимо знать, чтобы суметь передать настроение автора?

Ученики высказывают своё мнение и доказывают его.

Заполняется таблица на доске:

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Прочитать выразительно – это значит передать настроение автора.

Как правильно определить настроение автора?

Как выразить настроение при чтении?

Слайд 1. Тема урока, его цель.

Прием составления таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал» (на доске пишет учитель)

II

Стадия осмысления.

1

Разминка.

Обозначить роль логического ударения для выразительности.

Учить осмысливать информацию критически.

— Прочитайте текст на карточке, отмечая знаком + новую для вас информацию.

— Что вы узнали нового из данного текста?

— Прочитайте теперь этот текст, выделяя голосом то, что вы узнали. Выразительно ли получилось?

Логическое ударение

Таблица дополняется во второй строке карточкой логическое ударение

Индивидуальная работа:

  • Чтение с пометами.
  • Выразительное чтение.

Ученики делают вывод: читать выразительно – значит делать логическое ударение на главном.

  • Раздать карточки.
  • Д/з: упражнение на внимание по данной карточке, подсчитать количество указанных букв.

2

Проверка домашнего задания

Обозначить роль знаков препинания.

Учиться работать в группе

— Какое настроение вы выбрали для чтения? Почему?

— О чем говорит многоточие?

— Какие ещё знаки препинания подсказывают настроение автора? (восклицательные знаки)

Таблица дополняется в первой строке карточкой знаки препинания

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.А.Фета на с.29 сначала лучшими учениками.

Ученики делают вывод: определить настроение помогают знаки препинания.

Затем ученики читают выразительно в группах.

Слайд 2. Портрет А.А.Фета.

Уже прочитавшие ученики могут быть экспертами выразительности.

3

Словарная работа

Предварительно познакомить детей с трудными и непонятными словами.

  • Чтение трудных слов в паре.
  • Фронтальное чтение и дополнение цепочки родственных слов.
  • Объяснение непонятных слов в парах.

4

Работа над выразительностью стихотворения И.П.Токмаковой «Осень».

Первичное восприятие.

Показать, что читатель, восприняв авторские переживания, может передать их другим.

— Познакомимся с ещё одним стихотворением И.П. Токмаковой «Осень» (С.30). Как вы думаете, какое настроение у стихотворения с таким названием?

Таблица дополняется карточкой в первой строке заголовок

  • Чтение учителя под музыку П.И. Чайковского «Октябрь».

— Правильно ли вы определили настроение? Какое настроение стало у вас после прослушивания этого стихотворения?

— В каком темпе нужно читать грустные стихи?

Таблица дополняется во второй строке словом темп

Учащиеся приходят к выводу, что настроение можно угадать по заголовку.

Учащиеся слушают чтение учителя и следят по учебнику.

Ученики ощущают, что им передалось настроение автора.

Учащиеся приходят к выводу, что настроение выражает темп.

Слайд 3. Портрет И.П.Токмаковой.

Музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года» пьеса «Октябрь».

Вторичное восприятие.

  • Повторить об умении автора нарисовать картину.

— Перечитайте это стихотворение и подчеркните слова, обозначающие то, что нарисовал автор.

  • Чтение с пометами.
  • Проверка в паре.

Анализ иллюстрации.

Дать понятие о роли иллюстрации.

— Внимательно ли читал стихотворение художник-иллюстратор? Докажите.

— Почему художник нарисовал детей? Верно ли он передал их настроение?

Таблица дополняется карточкой в первой строке карточкой иллюстрация

Учащиеся приходят к выводу, что иллюстрация подсказывает настроение при чтении.

Выразительное чтение.

  • Чтение стихотворения в паре под музыку.
  • Чтение-концерт у доски по строфам (девочки).

5

Физминутка.

Психологическая и физическая разрядка.

Утром стрекоза проснулась

Потянулась, улыбнулась

Раз – расой она умылась

Два – изящно покружилась

Три – нагнулась и присела

На четыре – полетела

У реки остановилась

Над водою закружилась

И на место приземлилась.

Сюжетная игра.

6.

Работа над выразительностью стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы».

Первичное восприятие.

Дать понять, что автор незримо присутствует в произведении.

— Теперь познакомимся со стихотворением И.С.Никитина. Когда звучит это стихотворение, так и представляешь себе радушных хозяев, которые выходят на порог с хлебом-солью и говорят….

— Кому бы вы, как радушные хозяева земли русской, доверили бы говорить эти слова гостье-зиме: девушке, богатырю или ребёнку? Докажите свое мнение.

  • Чтение подготовленного ученика.
  • Учащиеся приходят к выводу, что автор представлял себя в роли этого богатыря («Наша русская кровь на морозе горит»).

Слайд №4. Портрет И.С.Никитина

Вывешивается три картинки на доску: девицы, богатыря и ребенка.

В процессе обсуждения оставляется картинка богатыря.

Вторичное восприятие.

Дать понятие «читать выразительно».

— Перечитайте это стихотворение, представляя себя богатырем русским и подчеркните в тексте, что должна делать зима на Руси.

— Итак, мы просим зиму петь, гулять, строить мосты и расстилать ковры. Об этом мы её просим, значит, на этих словах надо делать логическое ударение.

— О каких коврах и мостах пишет автор?

— В каком темпе нужно читать данное стихотворение?

— Выберите нужное настроение: грустное, веселое, торжественное или задумчивое?

— Какие знаки препинания подсказали вам торжественное настроение?

— Торжественное настроение сопровождается восклицательной интонацией.

Таблица во второй строке дополняется карточкой интонация

  • Поиск метафорических сравнений.

На доске появляется карточка:

грустное

веселое

торжественное

задумчивое

Выразительное чтение.

Закрепить знание как читать выразительно.

— Потренируйтесь читать друг другу выразительно это стихотворение, т.е. с торжественным настроением: не торопясь, с восклицательной интонацией, выделяя голосом главные слова.

  • Выразительное чтение друг другу в парах.
  • Выразительное чтение у доски по строфам (мальчики).

Учитель обращает внимание на готовую таблицу.

6.

Домашнее задание.

— Выучите любое из этих стихотворений наизусть, подготовьтесь читать его выразительно у доски.

III

Стадия рефлексии.

1

Установление соответствия целей и результатов.

Формировать умения формулировать собственное мнение, делать выводы.

— Как вы считаете, ответили ли мы на поставленные вопросы?

— Как правильно, даже не прочитав, можно определить настроение текста?

— Как при чтении можно выразить настроение художественного текста?

Дети делают выводы по таблице:

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Прочитать выразительно – это значит передать настроение автора.

Как правильно определить настроение автора?

Заголовок

Иллюстрация

Знаки препинания

Как выразить настроение при чтении?

Логическое ударение

Темп

Интонация

2

Рефлексия.

Формировать умение осуществлять самоанализ.

— Посмотрите на схему на доске. Постарайтесь продолжить предложения.

Я узнал….…………….…………

Я запомнил ……………..………..

Я научился …………….…………

Слайд №5. Рефлексия знаний.

3

Итог

Поощрение активности на уроке

— Встаньте те, кто получил сегодня жетон за выразительное чтение. Давайте похлопаем им, они постарались передать нам, как истинные артисты, настроение автора.

— Желаю всем хорошего настроения!

Дети учатся радоваться за товарищей, сопереживать ситуацию успеха.

Слайд №6.

Источник: https://infourok.ru/konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_po_teme_vyrazitelnost_hudozhestvennogo_teksta_-109241.htm

Урок литературного чтения в 1 классе на тему ««Правильное и выразительное чтение с использованием материалов «Читальный зал №3»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 1 КЛАССЕ.

Предмет: Литературное чтение _

Урок № 60

Тема урока: «Правильное и выразительное чтение с использованием материалов «Читальный зал №3»

Тип урока: Урок обобщения и развития читательских и речевых компетенций

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия доказывать утверждения, опираясь на имеющиеся компетенции

Образовательная цель: Обобщение речевых и отработка читательских умений.

Задачи урока:

— сформировать у учащихся потребность в читательской деятельности через вовлечение в сюжет, игру, учебные задачи ;

— сформировать устойчивый навык слогового чтения; развивать технику чтения ( словом, предложением) через тренинг;

— формировать грамотное чтение через пропедефтические упражнения на дифференциация звуков /с/ — /ш/, упражнение на составление слов, предложений;

— развитие четкости проговаривания слов, выразительности речи путем заучивания скороговорок, чистоговорок;

— формирование читательской и коммуникативной культуры учащихся взаимодействия через включение в разнообразные формы деятельности.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся УУД
  1. Организационный момент (1 минуты)

2.Мотивация в деятельность ( 1 мин) 3. Определение проблемных вопросов ( 1 мин) 4. Построение проекта выхода из затруднения. (2-3 минут) 5. Обобщение, повторение изученного. (18-19 мин) Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут) Самооценочная деятельность Самооценочная деятельность Самооценочная деятельность 6. Рефлексия деятельности. ( 5 мин) 7.(Итог урока ( 1 мин )

Записывает на доске информацию по подготовке учебника и тетради к работе Спрашивает: « Нравиться ли вам собирать пазлы?» « Могут ли вместо пазлов быть слова?» Предлагает собрать фразу, которая может стать девизом урока. Предлагает принять фразу как девиз. Ставит вопрос. Чтение- сложный или легкий мыслительный процесс? Как важно уметь читать? Мотивирует на аргументирование своего ответа Предлагает вспомнить по «кирпичикам» из чего состоит речь устная и письменная Предлагается задание на карточке задание в карточке, выбирают форму выполнения: Раздели буквы на группы ( количество групп не оговаривается) Предлагает проверить Учитель – на слайде выводит правильный вариант, оговариваются варианты. Спрашивает. Какие сложности выполнения? Повторяем, читаем слоги, самостоятельно, индивидуально для образца, проверяем друга, Чтение слов с. 74 №1,№2,№3 – 1 уровень « Какие могут быть ошибки при чтении? – Предлагает поиграть . Игра « Шапокляк с дефектом речи» ( презентационный материал) — дифференцируют звуки /с/ -/ш/ Легко? Или Трудно? А сказать скороговорки трудно? Предлагает подвигаться под музыку. Физ минутка «Помогатор» 3.Ступень – Предложения. Текст.Чтение текста из Спутника букваря. Предлагает рассказать сказочным героям о процессе чтения. Что было интересное? Что было легким? Что сложным? Какие делаешь выводы из сегодняшнего занятия? Один ученик (по желанию) комментирует написанное, остальные открывают нужную страницу учебника и букваря. Букварь — с.74 -75, Рабочая тетрадь – с. 35 №4 Работа по взаимопомощи: ученики, хорошо организованные, помогают подготовить учебный материал другим ученикам. Ответы. ( может, из слов состоит речевая фраза, предложение) Работа с раздаточным материалом. Составление афоризма о чтении из отдельных слов: вот, лучшее, учение, чтение (Чтение – вот лучшее учение.) Объясняют ее смысл Предлагают свои варианты. Принимается похожий по смыслу по смыслу. Разные варианты ответов Выполняют задание в карточках, выбирают форму выполнения Выполняют самостоятельно, или в парах, кто- то делит буквы на две группы – гласные/ согласные; кто-то на три – гласные, согласные звонкие, согласные глухие Дети говорят, как разделили, объясняют принцип Сверяют с образцом. Знать буквы и звуковое их содержание – ложный процесс Разделяют слова по степени сложности чтения – из одного, двух, трех слогов. Сигнализируют о правильности чтения в парах. Выполняют задание: Р.Т. с.35 №4 Определяют, исправляют чтение Дети выполняют задания героя Шапокляк Делятся своими наблюдениями. Тренируются в проговаривании скороговорки. проводят дежурные и желающие Осознание прочитанного. Пересказ. Ответ на вопросы. Дети делают вывод Рассказывают, делают свои выводы. Чтение – многостепенчатый мыслительный сложный процесс. Чтение – универсальное умение, необходимое всем людям! Отвечают на вопрос: «Почему чтение – лучшее учение»? ( Пушкин) Согласен с утверждением? Почему? Рассказывают, что понравилось, запомнилось, что удалось, что не получалось и почему.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-na-tiemu-pravil-noie-i-vyrazitiel-noi.html

Конспект урока по литературному чтению «Повторение изученных букв»; 1 класс

Предлагаю из опыта работы методическую разработку учебного занятия по литературному чтению (в период обучения грамоте) в первом классе.

В конспекте описывается деятельность учителя и деятельность ученика с применением информационно — коммуникационных технологий (ИКТ), так как собственная учебная деятельность школьников — важная составляющая системно — деятельностного подхода.

Методическая разработка учебного занятия «Повторение изученных букв»  предназначен для учителей начальных классов. 

Цели:

обучающие: повторение изученных букв, формирование навыков грамотного чтения; 
развивающие: развитие внимания, мышления, памяти: зрительной, тактильной, речи учащихся, фонематического слуха, умения работать в малых группах, развитие познавательной активности, расширение кругозора школьников, развитие интереса к учению; 
воспитывающие: воспитание взаимовыручки, поддержки, экологической культуры, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к своему здоровью, воспитание самооценки учебной деятельности

Универсальные учебные действия (УУД):  познавательные: общеучебные — самостоятельное  формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, логические — анализ, синтез, классификация, знаково – символические — моделирование; регулятивные:  прогнозирование результата, самооценка учебной деятельности;  личностные: смыслообразование (мотивация учебной деятельности), установка на здоровый образ жизни, нравственно-этическая ориентация; коммуникативные: постановка вопросов, речевых высказываний, учет разных мнений, умение правильно построить и аргументировать свое мнение.

Форма урока: нестандартный урок в форме «Путешествия в Букварию»
Оборудование: осенние листья с буквами, дерево, конверты с заданиями, портрет Айболита, аптечка с буквами, изображение леса, тундры, тропинки красного, синего и зеленого цветов, цветные фишки, карточки №1, №2, слова на «зрительные метки» (карточки со словами прикреплены по периметру класса), цветные карандаши, осенние листочки для одного из членов группы, презентации: олень, тундра, лось, аудиозапись «Голоса птиц», картинки: лиса, песец, олень, сова, куропатка, стаканы, сосуды, слово воздух с листьями разной длины,  красный круг, листочки трех цветов для самооценки, буквенная тропинка, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность  ученика Универсальные учебные действия
  1. 1. Организационный момент
— Прочитайте стихотворение на экране. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, в Букварию. Читают стихотворение на экране. Личностные: смыслообразование (мотивация к учебной деятельности, интерес к новому, неизвестному).
-Как вы думаете, почему страна называется Буквария? — А что ты должен знать и уметь, путешествуя в этой стране? — Хлопните в ладоши те ребята, кто уверен, что знает буквы и справится с заданиями. Во время путешествия мы проверим, как вы умеете работать со звуками и буквами.  -Если вы правильно выполните задание, на нашем классном дереве появится листочек с буквой. — Задания будете выполнять в группе.  Вспомним правила работы в группе. — А когда закончите работу, покажите значок групповой работы, взявшись за руки. Аргументируют свою точку зрения. Формулируют цель урока. Хлопают в ладоши Формулируют правила работы в группе Познавательные: общеучебные-самостоятельное формулирование познавательной цели Регулятивные: прогнозирование результата учебной деятельности, умение принимать и сохранять учебную задачу,  контроль Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером
3.Повторение пройденного материала — Вы хотите узнать, кто же будет нашим проводником и помощником в этом путешествии? Тогда кивните головой вперед. Дифференцированная работа: У каждой группы на парте лежит конверт с заданием. 1 группа: — прочитайте имя сказочного героя, используя первые буквы названий предметов. 2 группа: — найдите среди букв на карточке имя героя. 3 группа: — составьте из букв имя сказочного героя. — Как зовут сказочного героя? (появляется портрет Айболита). На нашем дереве появляется первый листочек с буквой. — Что эта за буква? (О) — Кто автор сказки, в которой живет Айболит? — Какая профессия была у Айболита? — Что делает врач? — Мы обращаемся к врачу, когда больны. А что нужно делать, чтобы не болеть или как можно реже звать на помощь доктора? — У Айболита есть аптечка, но эта аптечка совсем не проста. Откроем ее и заглянем туда. — Сейчас выйдут те ребята, у которых на груди осенний листочек. Определите закрытыми глазами на ощупь букву из аптечки Айболита (л, с, ц) —  Какие вопросы, задания с буквами вы можете предложить одноклассникам в группе? Постановка и решение проблемы. -Какая проблема у вас возникла в группе? (не получается составить слово) — Что нужно, чтобы составить слова?   — Какой делаем вывод? — Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными? — Какое слово можно составить из букв? (появляется на доске изображение леса). — Лес – это наш зеленый друг. Ведь нет на земле человека, чья жизнь, так или иначе, не была бы связана с жизнью дерева. Оглянитесь вокруг. Что сделано из дерева? — А по какой тропинке ваша группа хотела бы отправиться в лес? Если вы выберите красную, то вам нужно будет выполнить легкое задание, синюю – сложное, зеленую – самое трудное, самое сложное.  -Обсудите в группе и поднимите фишку нужного цвета. Дифференцированная работа: Красная тропинка: На карточке №1 зачеркните одинаковые буквы, а из оставшихся прочитайте слово. Синяя тропинка:  В словах на зрительных метках (это карточки, прикрепленные  по периметру классной комнаты) пропущена одна буква. Определите, что это за слова, и на какие группы можно их разделить? (иса, сов, куропата, песе, олеь) Группа, выбравшая зеленую тропинку работает с учителем. Зеленая тропинка: — Отгадайте загадку Айболита: Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, рога раскинув широко. ИКТ — Давайте проверим вашу отгадку на экране (появляется слайд с изображением лося). — Составьте модель этого слова с помощью цветных фишек — Проверьте: совпадает ли ваша модель со схемой, которую выбрал ученик на интерактивной доске? — Докажите, что эта модель соответствует слову. — Почему букв в этом слове больше, чем звуков? — А теперь проверим тех, кто работал на синей тропинке. На какие группы можно разделить слова на зрительных метках?     — Назовите птиц (сова, куропатка) Кивают головой вперед Выполняют задание в группе Называют имя героя Устно отвечают на вопросы учителя Определяют на ощупь буквы из аптечки Предлагают задания: дать характеристику буквам; разделить на группы; составить слово Формулируют проблему Делают вывод: для составления слова нужны гласные Составляют слово лес Перечисляют предметы из дерева Выбирают тропинку нужного цвета для группы Сигнализируют цветными фишками Зачеркивают одинаковые буквы в ряду Вставляют пропущенные буквы, разделяют слова на группы Отгадывают загадку Проверяют свою отгадку Составляют звуковую модель слова лось из цветных фишек Один ученик в это время соединяет слово с соответствующей моделью на интерактивной доске Проверяют правильность составления модели Анализируют слово по звуковой модели. Предлагают основания для классификации (птицы, звери). Личностные: смыслообразование (интерес к новому, неизвестному, мотивация учебной деятельности). Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером Коммуникативные построение речевых высказываний Личностные: Установка на здоровый образ жизни Личностные: смыслообразование (интерес к новому, неизвестному, мотивация учебной деятельности) Коммуникативные постановка вопросов, лидерство и согласование действий с партнером Познавательные: общеучебные- постановка и формулирование проблемы Познавательные: логические – синтез: составление целого (слова) из частей (букв) Личностные: смыслообразование (мотивация учебной деятельности). Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером Познавательные: логические – классификация Познавательные: логические – анализ Познавательные: (знаково –символические) — моделирование Регулятивные: Контроль, коррекция Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение
— Изобразите птицу в полете.     Руки выше поднимаем, голову не опускаем.     Дышим ровно, глубоко (дыхательная гимнастика).     Вдруг мы видим у куста выпал птенчик из гнезда.     Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.     Мы с птенцом прощаемся и путешествие наше продолжается. Выполняют дыхательные и физические упражнения Личностные: Установка на здоровый образ жизни
5. Обобщение материала — Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Очень хочется сохранить на память такую красоту! Как же сохранить красоту птиц, не убивая их, не держа их в неволи? — Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям, чтобы они не погибли зимой? —  А какое слово получилось из оставшихся букв на карточке №1 на красной тропинке? (олень) — Замечательно! Молодцы! Вы справились с заданиями на тропинках, и на дереве появляется второй листочек с буквой. Что это за буква? (Ц). — Каким одним словом можно объединить все слова на «зрительных метках» по периметру класса? (животные) -Помогите этим животным выбрать свою тропинку. Определите ее по первому звуку в названии животного. Соедините на карточке №2 картинку с изображением животного и нужную тропинку. (Звучит мелодия «Голоса птиц»). -Проверьте, правильно ли Айболит выбрал тропинку для каждого из животных на доске. Если да, хлопните в ладоши, если нет, топните ногой. — Почему не согласны? — Молодцы! Нашли ошибку и на нашем дереве появляется еще одна буква.  -Что это за буква? (е) — Как вы думаете, почему именно этих животных мы возьмем с собой? (появляется изображение тундры).  — Да, верно, они живут в нашем северном лесу, тундре. О ней нам прочитает стихотворение ваш одноклассник: Ты не видел тундры?  Приезжай. Если встретит холодом она, Если вьюга зарычит, страшна, Словно моря Карского волна,- Не пугайся, словно горностай, Не кидайся в снежные бугры Неумелым лыжником с горы… Ясным взором посмотри вокруг, Полной грудью свежести вздохни. Бодростью наполнится твой дух… — Без какого животногоне может обойтись человек в тундре? Какое значение имеет олень для человека в тундре? Ответы на эти вопросы вы узнаете, прослушав этот материал. Внимание на экран. ИКТ (региональный компонент: показ презентации об олене со звуковым сопровождением) Устно отвечают на вопросы учителя Наблюдают за «классным» деревом Находят основание для объединения слов Соотносят слово с его моделью Выбирают нужную тропинку для животного Проверяют правильность выполнения задания Находят и исправляют ошибку Высказывают свою точку зрения Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения Л. Лапцуя «Приезжай!» под показ слайдов «Тундра»). Сообщают необходимую информацию из прослушанного текста Коммуникативные построение речевых высказываний Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности Познавательные: логические – анализ, синтез Познавательные: (знаково –символические) — моделирование Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером Регулятивные: Контроль, коррекция Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение Коммуникативные построение речевых высказываний Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанного текста научного жанра
6.Исследовательская работа —  Проведём исследование в группе. -Переверните стаканчик вверх дном и опустите его в сосуд с водой. — Что вы заметили? — Как вы думаете, почему вода «не вошла» в стакан? Проводят исследовательскую работу в группе Делают предположение Познавательные: Логические — выдвижение гипотез и их обоснование
— Давайте проверим вашу догадку. Составьте слово – ответ из букв от самого высокого дерева до низкого.   Как связаны лес и воздух между собой? — Поэтому надо беречь лесные богатства! И для этого Айболит предлагает вам выбрать одно из заданий. Дифференцированная работа по выбору учащихся

  1. Составить правила поведения в лесу, используя опорные слова на доске: не рвать, костер, мусор, птичьи гнезда
  2. Для посетителей леса изобразить в красном круге, который находится у вас на столах, запрещающий знак: чего нельзя делать в лесу. (Звучит мелодия «Голоса птиц»)

— Давайте проверим, как вы выполнили задание. –Молодцы! Вы справились с заданием. Что за буква появляется на нашем классном дереве?  (Н) — Итак, пора возвращаться из путешествия. Посмотрите на тропинку и запомните ее. — А сейчас проверим, как вы запомнили эту тропинку. Мы ее проиграем, как настоящие музыканты. Но музыканты играют по нотам и на музыкальных инструментах, а нашими инструментами будут руки и ноги. На каждую букву делаем хлопок руками, на каждую клетку топаем ногой. Готовы? Начали! — А теперь проверим, как вы запомнили буквенную тропинку? Какую закономерность вы увидели на этой тропинке? — Почему эти буквы объединены в такие группы? — Справились с заданием на тропинке! И на нашем дереве появился последний листочек с буквой. Что это за буква?

Составляют слово: воздух из букв Устно отвечают на вопрос Выбирают задание для своей группы Составляют правила поведения в лесу Изображают в красном круге запрещающий знак Рассказывают о правилах поведения в лесу Запоминают буквенную тропинку Проигрывают буквенную тропинку, как музыканты Высказывают свое мнение Называют букву и Регулятивные: Контроль, коррекция Коммуникативные построение речевых высказываний Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером Коммуникативные построение речевых высказываний Познавательные логические: установление закономерности Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение
7.Рефлексия учебной деятельности.
  • Посмотрите на наше классное дерево. Что вы заметили?
  • Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и из наших листочках получилось слово. Прочитайте это слово.

-Но подул сильный ветер, наши листочки разлетелись и оказались у каждого на столах. Оцените свою работу: если вы считаете, что работали в полную силу —  поднимите зеленый листок, хорошо — желтый, если мог работать лучше – оранжевый. — Айболит прощается с вами и призывает вас: Любите родную природу: озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

Делают вывод: из букв получилось слово. Читают слово:  Оценивают свою учебную деятельность Коммуникативные построение речевых высказываний Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Полный текст материала Конспект урока по литературному чтению «Повторение изученных букв»; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Источник: http://pedsovet.su/load/1003-1-0-49040

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе

Цель: познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

ООсознавать познавательную информацию;

2 Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

Обратите внимание

2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, окружающий мир.

  • учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.

Организация пространства: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Содержание учебного материала и деятельности учителя.Форма организации.

-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь.

Долгожданный дан звонок –

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости захотели,
На уроки к нам прийти!

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Вам, друзья, нельзя лениться,

Так как вы ученики.

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На уроке будьте внимательны, дисциплинированы и активны.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности (музыка – песня « Приходи сказка») Послушайте песенку внимательно и тихо.

-Кто и куда зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?(Сказке)

— Вы любите сказки?

-Кто знает, какие бывают сказки?

Сказки можно разделить на две группы.

-Почему называются народными?

-Приведите примеры таких сказок.

(«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»…)

-Почему называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали?

( «Теремок» Е.Чарушин, «Доктор Айболит» К. Чуковский

-Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья. Там познакомимся еще с авторcкими сказками, послушайте внимательно.

Читается отрывок( учителем) из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый…»).

-Кто может сказать, что такое Лукоморье? Изгиб морского берега.

-Кто может назвать автора этих строк?

-Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова, которые здесь зашифрованы.

  • WQИUZТQIANVTRDЬ Из русских букв составьте два слова.
  • JZУURMQSAJYTIVЬ(Слайд 4)
  • -Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать).

— Сегодняна уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.

Работа по учебнику, с. 52 – 53

— Откройте учебник на с.52-53, прочитайте с произведениями какого автора мы сегодня познакомимся?

Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя )

-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 6)

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. (Слайд 7)

Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд 7)

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня. –Кто знает, как звали няню Пушкина? — Арина Родионовна. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Няня рассказывала мальчику много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.

-А какие сказки А.С.Пушкина вы читали?

— Я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай сказку». Ребята прочитают отрывки, а вы отгадайте из каких они сказок А.С.Пушкина. (Слайд 9)

  1. Пошёл старик к синему морю,

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

2. В синем небе звезды блещут

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица.»

3.Живёт Балда в поповом доме,

Cпит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

1. «Но царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Нраву кроткого такого

И жених сыскался ей,

-Молодцы, вспомнили сказки Пушкина.

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1.

Прогнозировать содержание раздела.

Работа по учебнику, с. 52 – 53

Рассмотрите иллюстрации на с.52-53.К какой сказке Пушкина они нарисованы?

-Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкин.)

-Теперь давайте мы почитаем отрывки из сказок знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.

Но перед тем как начать читать, проведем гимнастику для язычка.

Речевая разминка. (Учись отчётливо произносить звуки).

ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой.

ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель.

АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).

Я прочитаю первые два отрывка, а вы внимательно слушайте и следите. (текст с. 52-53 читает учитель, дети следят по учебнику ). Из какой сказки эти два отрывка? Кто обращается к ветру? Кого разыскивает царевич Елисей? Где жила царевна?

-А сейчас два отрывка на с. 53 прочитают ребята. Из какой сказки эти строки? У кого в городе жила белочка?

-А сейчас прочитаем сказки цепочкой по одной строке.

Рассмотрите картинки и прочитайте отрывок.

-Из какой сказки отрывки?

Найдите в учебнике и прочитайте выразительно четверостишие к иллюстрации. Кто автор этих сказок?

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1

Читать произведение плавно, целыми слова­ми, при повторении — читать выразительно, вос­принимать на слух художественное произведение.

Много дети мы читали

И немножечко устали.

Встанем, детки отдохнём

Раз поднялись, потянулись,

Два согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь и восемь – (лень отбросим!)

  1. Продолжение работы по теме

-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

-Как выужезаметили сказки А.С.Пушкина написаны в стихах.

-Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

-А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

-Для начала нужно научиться подбирать рифму.

-Что такое рифма?

Рифма — это созвучие концов стихотворных строк.

Кошка – мошка, плошка, окошко;

Майка – лайка, чайка, гайка;

Ночка – почка, кочка, дочка …(Слайд 12)

-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.

-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)

-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие.

Разгадайте кроссворд «Доскажи словечко» (Слайды 13 )

А сама-то величава,

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ехали? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете…(чудо)»

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем нам приготовят…(мешок)»

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

«А сидит в нем князь Гвидон,

Он прислал тебе…(поклон)»

(«Сказка о царе Салтане…»)

«Коли красная девица,

Будь нам милая…(сестрица)»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и …(плотник)»

-Какое ключевое слово получилось в кроссворде?

-С каким автором мы сегодня познакомились?

-Отрывки, из каких сказок читали?

-Что пробовали сами?

К2. на итоговые вопросы урока.

— Что вам понравилось на уроке? Что у вас вызвало затруднение?Покажите смайлики, как вы оцениваете свою работу на уроке.

Работа по учебнику, с. 52 – 53

— Откройте учебник на с.52-53, прочитайте с произведениями какого автора мы сегодня познакомимся?(Слайд 5)

Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя )

-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 6)

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. (Слайд 7)

Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд 7)

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня. –Кто знает, как звали няню Пушкина? — Арина Родионовна.(Слайд 8) Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Няня рассказывала мальчику много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.

-А какие сказки А.С.Пушкина вы читали?

— Я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай сказку». Ребята прочитают отрывки. а вы отгадайте из каких они сказок А.С.Пушкина. (Слайд 9)

Пошёл старик к синему морю,

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

2. В синем небе звезды блещут

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица. »

3.Живёт Балда в поповом доме,

Cпит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

Работа по учебнику, с. 52 – 53

Рассмотрите иллюстрации на с.52-53.К какой сказке Пушкина они нарисованы?

-Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкин.)

-Теперь давайте мы почитаем отрывки из сказок знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.

Но перед тем как начать читать, проведем гимнастику для язычка.

Речевая разминка. (Учись отчётливо произносить звуки).

ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой.

ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель.

АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).

Я прочитаю первые два отрывка, а вы внимательно слушайте и следите. (текст с. 52-53 читает учитель, дети следят по учебнику ). Из какой сказки эти два отрывка? Кто обращается к ветру? Кого разыскивает царевич Елисей? Где жила царевна?

-А сейчас два отрывка на с. 53 прочитают ребята. Из какой сказки эти строки? У кого в городе жила белочка?

-А сейчас прочитаем сказки цепочкой по одной строке.

Рассмотрите картинки и прочитайте отрывок .

-Из какой сказки отрывки? (Слайды 10,11)

Найдите в учебнике и прочитайте выразительно четверостишие к иллюстрации. Кто автор этих сказок?

Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1

Читать произведение плавно, целыми слова­ми, при повторении — читать выразительно, вос­принимать на слух художественное произведение.

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/5142-Konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-v-1-klasse

Урок чтения в 1 классе

Урок чтения (обучения грамоте) в 1 классе

Учитель: Гулевич Галина Ивановна

Тема: звуки [б], [б,], буква Б, б. Сравнение звуков [б], [п].

Цели урока:

    Формировать умение различать звуки [б], [б,].

    Познакомится с буквой Бб, формировать умение читать её в словах, предложениях, текстах.

    Укреплять интерес к чтению.

    Расширять представление о согласных, парных по звонкости-глухости.

    Наблюдать за разницей в произношении и написании ]слов, оканчивающихся на согласный звук.

    Развивать в детях умение ставить цель, умения анализировать свою деятельность на уроке.

    Формировать умение работать в парах, самостоятельно.

Оборудование: книга А.Толстого «Золотой ключик», значки с видами работ на уроке, кадры презентации (электронное приложение к учебнику), слоги на доске, картинка черепахи Тортилы.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

— Сегодня мы приступаем ко 2-ой части «Азбуки». Уже изучили половину алфавита, многое умеем читать. Мы – молодцы.

Загадка: Я – мальчишка деревянный

В полосатом колпачке.

Создан я на радость людям,

Счастья ключ в моей руке.

Черепаха подарила

Этот ключ волшебный мне.

И тогда я очутился

В доброй сказочной стране.

— Узнали героя? Как называется сказка? Кто автор ? (Показываю книгу А.Толстого «Золотой ключик…») Кому из вас читали эту сказку родители или бабушка? Может быть, кто-то из вас сам пытался читать эту книгу?

— Помните, как появился на свет Буратино?

III. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

— Буратино…- С какого звука начинается слово?

— Откройте «Азбуку» на стр. 4. — Определим тему урока (Буква Бб)

— Какими будут цели нашего урока? (Знакомимся с буквой Б, читаем слоги, слова, предложения). (На доске — значки с видами работ на уроке).

— Какими видами работ будем заниматься на уроке? (Слушать и говорить, читать в паре, читать со взрослым и др.). В конце урока каждый оценит свою работу на уроке.

IV. Работа по теме урока.

    — Дайте характеристику звуку [б]. (Согласный) – Почему согласный? (При произношении губы смыкаются, воздух выходит изо рта с препятствием).

В каком слове этот звук повторяется? (Барабан) Как звучат удары барабана? (твердо)

— Произнесем звук мягко [б,]. А теперь как звучат удары барабана? (мягко).

— Раньше ударами барабана приглашали зрителей на театральное представление.

2) Знакомство с новой буквой.

— Звуки [б], [б,] обозначаются буквой Бб. (Изображение буквы на таблице на доске). Найдите в «Азбуке» на стр.4 эту букву в желтом квадрате.

3) Работа с кадрами презентации на экране.

— В каких словах встречаются звуки [б], [б,]? (Изображения на картинках).

— Отгадайте загадку. (Бычок)

— Составим звуковые модели слов. (2 слова составляем у доски, 2 слова – самостоятельно, с последующей проверкой на экране).

4) Чтение слогов с новой буквой (слоги – на доске, картинка черепахи Тортилы)

Бо би

Ба бе

Бё бы

Бэ бу

— Черепаха Тортила что-то бормочет на своем языке, прочитаем хором. (Индивидуальное чтение, чтение слогов с мягкими согласными звуками).

5) Составление слов из слогов. (Работа в парах)

— Черепаха очень старая, перепутала слоги в словах. Попробуйте слова собрать из слогов.

(Дети прочитывают слова).

6) Работа с моделью слова «Билет».

— Тортила хотела нам рассказать историю про золотой ключик, но не смогла. А вот Аня и Ваня хотят нам показать спектакль. Без чего на представление не пропустят? (Без билета).

— Сколько слогов в слове «билет»? Какой слог ударный? Какие звуки мягкие в этом слове? Какие буквы указали на мягкость согласных звуков?

V. Физминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока.

7) Работа с текстом «В театре».

— Вспомните содержание сказки. Как Буратино оказался в театре?

— Самостоятельно прочитайте текст. – Какими словами встретили Буратино куклы?

А как Буратино встретился с Карабасом? Прочитайте имена героев сказки. Кто оказался другом Буратино, а кто – его врагом? (Выразительное чтение текста).

8) Сравнение звуков [б], [п].

Стр. 5 – Какой значок вверху на полях «Азбуки»? (Сравниваем). А какие рядом буквы написаны? (Б – П)

— Сравним звуки, которые обозначены этими буквами. Какие это звуки?

— Произнесите звуки [б] и [п]. Одинаково ли работают органы речи при произношении?

— Чем же тогда различается их произношение? (Один звук произносится с голосом, а другой – без голоса). Как такие звуки называются (парные по звонкости-глухости)?

Сравниваем также звуки [б,] и [п,].

9) Чтение слогов и слов на сопоставление согласных (Звонкого и глухого).

Стр.5 «Азбука»

Би – пи бил — пил

Бо – по … бочки – почки…

10) Наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на парный согласный.

— Прочитайте пару слов (столбы – столб). Какой звук произносится на конце слова «столб»?

Важно

А какой буквой он обозначается? Задумайтесь, почему? (Эти слова пишутся одинаково, потому что это одно и то же слово, только столбы – это много предметов, а столб – это один предмет).

— Анализируем слова: краб – крабы, карп – карпы и т.д.

11) Чтение текста «Баран и барабан» «цепочкой», индивидуально.

— Что случилось с барабаном? Удары его стали не звонкими, а глухими. Прочитайте, как бил барабан вначале (бум-бум). А как потом (пум-пум)? Замена какого звука произошла и почему? (Замена звонкого на глухой)

VII. Рефлексия.

— Какова была тема урока? Достигли ли мы целей урока? Все получилось?

VIII. Итог урока.

— Оцените свою работу в тетрадях для печатания: зеленый кружок – отлично,

Желтый кружок – не очень хорошо,

Красный кружок – не работал.

IX. Домашнее задание.

— Перечитать тексты на стр. 4 – 5 дома для родителей. Найти в библиотеке книгу А.Толстого «Золотой ключик» и читать вместе с родителями.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_chteniya_v_1_klasse_143418.html

Ссылка на основную публикацию