Конспект занятия по математике в подготовительной группе доу на тему: временные отношения

Конспект занятия по математике в подготовительной группе доу на тему: временные отношения — Педагог

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 131»

Кировского района города Саратова

КОНСПЕКТ

занятия

по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Путешествие в стране «Математика».

Подготовили: Мизулина Марина Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории;

г.Саратов 2012 г.

^ формирование математического мышления, развитие логики.

Задачи: упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе бумаги. Закрепить название геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, ромб, трапеция);

закрепить название дней недели, их последовательность; совершенствовать навыки прямого и обратного счета до 20, умение определять количественные отношения между числами в пределах 20, делать соответствующую «запись» при помощи цифр и знаков; закреплять умение называть предыдущее и последующее число; совершенствовать умения составлять и решать задачи. Развивать образное и пространственное мышление; мелкую моторику рук; речь детей, упражнять в согласовании существительных с числительными. Воспитывать интерес к математике, настойчивость в достижении цели.

Словарь: возле, рядом, впереди, между.

Предшествующая работа: в свободной деятельности играли в дидактические игры: «Какой цифры не стало?», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови скорей», «Считай дальше», «Живая неделя»; с геометрическими фигурами: «Найди фигуру», «Построй фигуру».

Оборудование: доска, картинка с лугом, корона и мантия для Феи Математики; на каждого ребенка карточки для цифр, по одному листу в клетку, простые карандаши, цифры и знаки.

^ написала конспект занятия, подготовила наглядный материал, продумала методы и приемы проведения занятия, изготовила атрибуты для занятия.

^

Дети встают возле воспитателя, воспитатель показывает «волшебную» палочку и говорит:

Ребята, у меня есть «волшебная» палочка, сейчас с ее помощью мы попадем в волшебную страну «Математика», а я превращусь в Фею Математики. Закройте глаза. Раз, два, три в волшебную страну попади. (Воспитатель надевает корону и мантию для Феи математики и продолжает занятие).

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Математика», здесь будет очень интересно.

Ребята, встаньте в круг, поиграем с вами в игру «Дни недели». (Бросаю мяч детям, они отвечают на вопросы, по очереди.

) Вопросы:

  1. назови все дни недели по порядку;
  2. какой сегодня день недели;
  3. какой день недели был вчера;
  4. какой день недели будет завтра;
  5. какой день недели после четверга;
  6. какой день недели перед вторником;
  7. назовите первый день недели;
  8. назови последний день недели;
  9. назови день недели между вторником и четвергом.

Воспитатель: Хорошо, все с заданием справились. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Встань, где я скажу». — Саша, встань возле меня. — Степа, встань за Сашей. — Кирилл, встань впереди Саши. — Настя, между Кириллом и Сашей. — Катя, встань рядом со Степой. — Дима, встань между Катей и Степой. — Матвей, за Димой. — Вова, перед Димой. — Матвей, встань возле Вовы.

(Воспитатель: спрашиваю каждого ребенка: «Где ты стоишь?»)

Примерные ответы детей: Я стою за Сашей. Я стою впереди Кати. Я стою между Кириллом и Сашей и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все правильно отвечали, присаживайтесь за столы.

(Дети садятся за столы).

Воспитатель: Перед вами на столе цифры от 1 до20. Выложите на столах числовой ряд. Проверьте задание друг у друга. (Дети проверяют). Посчитайте от 1 до 20. Будьте внимательны, один начинает счет, другие дети будут продолжать, следите за счетом. Молодцы, а теперь обратный счет от 20 до 1. (Дети считают по очереди). Хорошо, с заданием все справились.

Воспитатель: А сейчас назовите предыдущее и последующее число. Вначале называем предыдущее число, затем последующее. (Называю числа, дети отвечают).

^

Предыдущее число 3, последующее 5. Вы хорошо умеете считать, молодцы.

Воспитатель: Посмотрите, у меня на доске есть знаки. Как они называются?

^ Знак больше, знак меньше.

Воспитатель: Что мы с их помощью показываем?

Ответы детей: Какое число больше, меньше.

Воспитатель: Положите числа 7 и 8 на вторую полоску, поставьте между этими числами нужный знак, прочитайте запись. (Дети читают: семь меньше восьми).

Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. (Дети читают: восемь больше семи). Предлагаю выдвинуть числа 13 и 14, поставить между ними знак, прочитать запись.

Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. Сложите цифры и знаки на место.

Воспитатель: Молодцы справились. А сейчас мы проведем веселую переменку. (Дети выходят в середину групповой комнаты.)

Физминутка «Две минутки»

Если мы чуть-чуть устанем, Мы на две минутки встанем. Мы потянемся сначала, Повернемся влево — вправо. Мы наклонимся разок И достанем свой носок. Раз, два присели вниз, три, четыре – поднялись. А теперь шагаем вместе На одном и том же месте. Можем тихо постоять Отдохнуть и задачки порешать.

(Дети делают физминутку)

Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Отдохнули, а теперь решим задачи.

(Вывешиваю на доску картинку).

Задача № 1. На лугу было 5 бабочек, к ним прилетела еще 1 бабочка. Сколько бабочек стало на лугу?

Воспитатель: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 5 бабочек, к ним прилетела еще одна бабочка). Какой вопрос в задаче? (Дети: сколько бабочек стало на лугу?) Назовите решение задачи. (Дети: 5 бабочек прибавить одну бабочку получиться 6 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (5+1=). Решите задачу. (5+1=6)

Воспитатель: Какой ответ у этой задачи?

Ответы детей: 6 бабочек.

Воспитатель: Хорошо.

Задача № 2.

Воспитатель: Подумайте и составьте задачу на вычитание по этой же картинке.

(Дети составляют задачу.)

Воспитатель: Кто составил задачу?

^ На лугу было 6 бабочек, 1 улетела. Сколько бабочек осталось?

Воспитатель: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 6 бабочек, 1 улетела). Какой вопрос в задаче. (Дети: сколько бабочек осталось?)

Назовите решение задачи. (От 6 бабочек отнять одну бабочку получиться 5 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (6-1=). Решите задачу. (6-1=5)

Воспитатель: Какой ответ у этой задачи?

Ответы детей: 5 бабочек.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо решаете задачи.

А сейчас пальчиковая гимнастика. (Дети делают пальчиковую гимнастику «Пчела»). Прилетела к нам вчера, полосатая пчела (Дети машут кистями рук). А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек Два жука и стрекоза (загибают пальцы на каждое насекомое) Как фонарики глаза.

Полетали, пожужжали, (машут кистями рук). От усталости упали. (кладут руки на стол).

Воспитатель: Молодцы. Возьмите лист и карандаш, сейчас мы напишем математический диктант. В середине листа стоит точка, от нее мы начнем наш диктант.

Будьте внимательны, начали.

Обратите внимание

5 клеток вправо, 6 клеток вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 4 клетки вверх, 5 клеток влево, 2 клетки вверх, 6 клеток влево, 2 клетки вниз, 6 клеток вправо.

Воспитатель: Хорошо, все справились с диктантом.

А сейчас поиграем в игру, «Какой фигуры не стало?» (На фланелеграфе размещены геометрические фигуры разного цвета, дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну фигуру.)

Воспитатель: 1,2,3 – на фигуры посмотри.

Дети открывают глаза и отвечают, какой фигуры не стало.

^ Не стало красного треугольника. Не стало синего ромба, и т.д. (Играем 2-3 раза).

Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие по стране «Математика». Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями. Какое задание было наиболее интересным? (Дети говорят о наиболее понравившемся задании).

Воспитатель: Ребята, вы были активны, внимательны, рассудительны, молодцы. Мы еще много раз посетим эту прекрасную страну «Математика».

Список использованной литературы:

  1. Е.А.Казинцева, И.В.Померанцева, Т.А.Терпак «Формирование математических представлений», Конспекты занятий в подготовительной группе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.
  2. В.П.Новикова «Математика в детском саду 6-7 лет». Москва. «Мозаика-Синтез», 2008.
  3. В.И.Коваленко «Азбука физкультминуток для дошкольников». Москва. «ВАКО», 2005.

Источник:

Конспекты занятий для педагогов и учителей

Тема: ЧАСЫ

Цели:

Познакомить детей с часами и их назначением;

Продолжать формировать навык увеличения и уменьшения числа на единицу; упражнять в счете на ощупь;

Тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под», «в»;

Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, логическое мышление.

Демонстрационный материал:  часы (настенные, наручные, будильник), мяч

Раздаточный материал: на листе изображение четырех циферблатов без стрелок.

Читайте также:  М. ивенсен маме

           Ход занятия

Знакомимся с часами.

Воспитатель загадывает загадку:

На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят, ходят равным ходом

От восхода до захода.

                                        (Часы)

-правильно, это часы.

-как вы думаете, зачем они нужны?

Воспитатель показывает разные часы.

—как можно назвать одним словом часы, которые висят на стене? (Настенные.)

-стоят на столе? (Настольные.)

-носят на руке? (Наручные.)

-чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)

-чем  все эти часы похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.)

-цифры нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая (маленькая) проходит по  кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный.

Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит, прошел час. Короткая за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы  узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.

Источник: http://pedagogtop.ru/skazki/konspekt-zanyatiya-po-matematike-v-podgotovitelnoj-gruppe-dou-na-temu-vremennye-otnosheniya.html

Конспекты занятии для детей

Цель деятельности: Дополнение, расширение, применение полученных
ранее детьми математических знаний, умений и навыков в сходной ситуации.

Обучающие задачи:

  • Закрепить знания о составе числа 8 из двух меньших чисел;
  • продолжать учить решать арифметические задачи и записывать их решение, используя карточки с цифрами и знаками «-», «+»  и отношения «=», выделять условие и вопрос в задаче;
  • закрепить название геометрических фигур;
  • закрепить знания о последовательности дней недели;
  • упражнять в ориентировке во времени, учить определять время по часам с точностью до одного часа;
  • закрепить представление об отношениях между числами первого десятка, понятия о последующих и предыдущих числах;
  • закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, в окружающем пространстве.

Развивающие задачи:

  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
  • развивать графомоторные навыки.

Воспитательные  задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Предварительная работа с детьми:

  • Решение логических задач.
  • Решение конструктивных задач.
  • Работа с картой «План-схема».
  • Работа с часами.
  • Состав числа в пределах 10 из двух меньших.

Предварительная работа воспитателя:

  • Подготовка наглядного и раздаточного материала.
  • Подготовка групповой комнаты для осуществления. образовательной деятельности (с привлечением детей).

Предварительная работа с родителями:

  • Консультация для родителей  «Я время узнаю по часам» ссылка на сайт для семейного  видео просмотра    http://ru.wn.com («Определяем время по часам», «Учим время по часам», «Кот Мяука учится понимать по часам», «Как научить ребенка понимать по часам. Мамина школа»)
  • Подбор игр для развития интеллектуальных способностей.

Методы и приёмы:

  • Словесный (беседа, инструкция, вопросы к детям, индивидуальные ответы детей, повторение и уточнение,  напоминание, сравнение, поощрение);
  • Наглядный (мультимедийная презентация, письмо феи математики, мольберт);
  • Практический (решение математических упражнений с использованием дидактического материала);
  • Игровой (игровой сюжет «морское путешествие»);
  • Рефлексия (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).

Материалы и оборудование

Оборудование:

  • Пять 2-х местных столов,   10 стульев, мольберт.
  • ТСО:  ноутбук, проектор, экран, магнитофон.

Наглядный материал:

  • 2 набора магнитных цифр, мяч, макет часов, аудиозапись – «Шум моря», письмо Феи математики, авторская мультимедийная презентация «Задания Феи математики»,  мультимедийная разработка физминутки «Лево руля, право руля» (Королёва И.Н. «Современный учительский портал») карта «План-карта», рабочая тетрадь «Математика».

Раздаточный  материал:

  • наборы цифр от 0 до 10, знаки «+», «-», «=»;
  • листы для выполнения задания «Соедини по точкам»;
  • макет часов – 10 шт.;
  • листы в клетку для графического диктанта;
  • цветные и простые карандаши, ножницы, белые листы (4х4).

Место проведения: групповая комната.

Интеграция образовательных областей:

  • Социализация – формирование способности к позитивному поведению и отношению к сверстникам, воспитывать желание помогать друг другу в выполнении задания.
  • Коммуникация —  развитие познавательной и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей словами – путешествие, сокровища, цифроград.
  • Здоровье – создание эмоционального благополучного климата в группе, развитие потребности в движении. 

Педагогические принципы:

  • Принцип прочности усвоения знаний
  • Принцип посильной трудности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип всестороннего развития личности
  • Принцип индивидуализации

Планируемый результат:

  • Знают о составе числа 8, умеют раскладывать его на два меньших;
  • решают простые арифметические задачи, удерживая в памяти нужное условие;
  • проявляют самостоятельность в различных видах деятельности;
  • определяет время по часам с точностью до одного часа;
  • достижение каждым ребенком ситуации успеха в непосредственно образовательной деятельности.

Ход НОД

Организационно – мотивационная част (3 минуты)

Игра «Подари комплимент» (ритуал приветствия).

Дети стоя в кругу произносят слова: «Встали дети, встали в круг. Ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!» после этих слов с улыбкой на лице дети дарят друг другу комплименты.

Игра выполняется с целью создания эмоционально положительного настроя в группе.

Проблемно-игровая ситуация: педагог показывает детям письмо от Феи математики, читает его содержание: «Дорогие ребята, я приглашаю Вас в увлекательное путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ. В пути Вас ждут необычные острова с интересными заданиями. Вы должны будите показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Фея!»

II. Основная часть (24 минуты)

Чтобы узнать на чём ребята отправятся в путешествие, нужно выполнить первое задание.

Задание №1 «Соедини по точкам» (корабль)

Задание выполняется с целью повторения счета от 1 до 10, развития точности движения рук, мелкой моторики, воображения, внимания.

На протяжении всей непосредственно – образовательной деятельности дети совершают путешествие на корабле под шум моря. Каждый раз причалив к новому острову им предстоит выполнить задания.

Задания появляются на экране только тогда, когда ребята правильно назовут на какую геометрическую фигуру похож остров, читающие дети читают названия островов.

Путешествие продолжается после выполнения задания всеми детьми.

Остров «Сообрази»  (овал)  

Дети называют геометрическую фигуру, на которую похож остров .

Задание №2  «Составь число 8»

Дети выполняют задание самостоятельно, один ребенок работает  у мольберта. Педагог следит за правильностью выполнения задания.

Важно

Упражнение выполняется с целью повторения и закрепления состава числа 8 из двух меньших.

Проводится фронтальная проверка выполнения задания.

Педагог даёт оценку выполненному заданию. Морской путь открыт,  путешествие продолжается, корабль выходит в открытое море.

Остров «Подумай» (треугольник)

Дети называют геометрическую фигуру, на которую похож остров .

Задание №3

«Задачка на смекалку» покажи нужную цифру:

  • На столе лежит три яблока, одно яблоко разрезали пополам. Сколько яблок на столе осталось? (3)
  • Бабушка связала внукам 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки? (3)
  • У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

 Упражнение выполняется с целью закрепления навыков формирования вычислительной деятельности, развитие слухового внимания, логического мышления и навыка выполнения  простых арифметических операций в уме.

 «Реши задачу» реши задачу и запиши решение, используя карточки с цифрами и знаками «-», «+»  и отношения «=».

  • Три поросёнка гуляли на лужайке. Наступила осень пора строить свои домики. Наф – наф ушёл строить свой дом, а остальные поросята остались гулять. Сколько поросят осталось гулять на лужайке?

Дети называют из скольких частей состоит задача (условие, вопрос), озвучивают их.

Ребёнок  выполняет задание у мольберта с помощью набора магнитных цифр.  (для фронтальной проверки). Остальные дети работают за столами.

  • Под ёлочкой росло 4 гриба. Пошёл дождь и выросло ещё 2. сколько всего грибов стало расти под ёлкой?

Дети называют из скольких частей состоит задача (условие, вопрос), озвучивают их.

Ребёнок  выполняет задание у мольберта с помощью набора магнитных цифр.  (для фронтальной проверки). Остальные дети работают за столами, с раздаточным материалом.

Педагог индивидуально осуществляет помощь затрудняющимся в решении задач детям.

Выполнение этого задания осуществлялось с целью закрепления решения простых арифметических задач, формирования арифметических действий вычитания, сложения, совершенствования умения записывать арифметические действия, используя карточки с цифрами и знаками «+», «-», и отношениями «=», развития слухового внимания, а также повышению познавательного интереса к математике.

Читайте также:  Пословицы про смелость и трусость для детей

Остров «Чунга — чанга» Физкультминутка.

Мультимедийная презентация «Лево руля, право руля» с анимацией и музыкальным сопровождением.

На море опустился туман, что бы корабль смог выйти из тумана, ребятам предстоит ответить на вопросы.  

Задание № 4 «Вопрос-ответ» (в кругу с мячом)

  • Какой день недели сегодня?
  • Какой день недели был вчера?
  • Какой день недели будет завтра?
  • Назови первый месяц весны.
  • Назови второй месяц лета.
  • Сколько дней в году?
  • Какой день недели между понедельником и средой?
  • Какой день недели перед вторником?
  • Какие части суток знаешь?
  • Сколько часов в сутках?

Игра направлена на повторение  изученного материала, (дни недели, название месяцев, частей суток). А так же способствует развитию слухового восприятия, памяти, внимания.

Педагог анализирует с детьми  успешность

выполнения ими задания.

Туман рассеялся ! Продолжаем наше путешествие!

Остров «Тик-так» (круг)

Дети называют геометрическую фигуру, на которую похож остров .

Задание № 5  «Установи время»

На острове «Тик-так» сломались часы.

Ребятам  предстоит установить время на своих часах.

Дети показывают минутную и часовую стрелки.

Далее выполняют задание. Работа с макетом часов.

Правильность установки  времени ребята сверяют на экране.

Установите время:

  • Во сколько мы встаем по утрам;?
  • Во сколько мы идём на зарядку?
  • Во сколько мы обедаем в детском саду?
  • Во сколько ложимся спать вечером?

Выполняя это задание дети учились  определять время по часам с точностью до одного часа.

Педагог индивидуально осуществляет помощь в установке времени затрудняющимся детям.

Педагог анализирует с детьми  успешность  выполнения ими задания.

Ребята с успехом покидают остров «Тик-так»!

Остров «Цифроград» (квадрат)

Дети называют геометрическую фигуру, на которую похож остров .

Задание № 6

«Назови число»

  • Как называется число 3 по отношению к числу 4? (предыдущее)
  • Как называется число 7 по отношению к числу 6? (последующее)
  • Как называется число 8 по отношению к числу 9? (предыдущее)
  • Как называется число 4 по отношению к числу 3? (последующее)
  • Назовите число, следующее за числом 2? (3)
  • Какое число находится между числами 7 и 9?  (8)
  • После какого числа идёт число 6? (5)
  • Какое число находится между числами 6 и 8? (7)

Упражнение направлено на закрепление представления об отношениях между числами первого десятка, понятия о последующих и предыдущих числах.

Педагог анализирует с детьми  успешность выполнения  ими задания.

 Морское путешествие продолжается!

Остров «Чудес»

Вот и остров чудес! Но сойти на этот остров не так то просто, его охраняют…, а кто? Мы не знаем. Что бы узнать, кто охраняет остров, нужно выполнить задание.

Задание № 7

«Графический диктант» (собачка)

Рисование по клеткам под диктовку педагога:

  • 2 вверх, 2вправо, 1 вверх, 1 вправо,3 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1вправо, 5 вниз, 2 влево, 2вверх, 1 влево, 2 вниз, 2 влево, 4 вверх, 2 влево.

А собачка оказалась довольно таки добрая, она вручила детям карту, по которой детям предстоит  найти сокровища.

Задание № 8

«Найди сокровища по карте»

Ребята встают от назначенной точки движения по карте;

  • 7 шагов прямо, затем повернуть направо и сделать 8 шагов вперёд, повернуть налево, и сделать 3 шага.

И вот ребята находят сокровища! Это рабочая тетрадь по математике. Тетрадь поможет ребятам ещё лучше научиться решать задачи, примеры. А это значит ещё лучше подготовиться к школе.

3.Заключительная часть (3 минуты)

Рефлексия  деятельности.

Ребятам в качестве  инструмента для оценки собственной успешности в процессе непосредственно образовательной деятельности было предложено нарисовать смайлик:

— Весёлый  смайлик — «считаю, что со всеми заданиями справился хорошо»

  • Подмигивающий смайлик — «считаю, что справился с заданиями хорошо, но при помощи воспитателя»
  • Грустный смайлик – «считаю, что с заданиями не справился»                                

Педагог обращает внимание детей на то, что хорошие знания – одно из лучших приобретений человека  для успеха любого дела и что хорошие знания самое дорогое сокровище в жизни.

Источник: http://konspekt-v-gruppe.ru/zanyatiya/konspekt-zanyatiya-po-matematike-v-podgotovitelnoj-gruppe-uchim-vremya/

Конспекты занятий для педагогов и учителей

Тема: ЧАСЫ

Цели:

Познакомить детей с часами и их назначением;

Продолжать формировать навык увеличения и уменьшения числа на единицу; упражнять в счете на ощупь;

Тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под», «в»;

Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, логическое мышление.

Демонстрационный материал:  часы (настенные, наручные, будильник), мяч

Раздаточный материал: на листе изображение четырех циферблатов без стрелок.

           Ход занятия

Знакомимся с часами.

Воспитатель загадывает загадку:

На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят, ходят равным ходом

От восхода до захода.

                                        (Часы)

-правильно, это часы.

-как вы думаете, зачем они нужны?

Воспитатель показывает разные часы.

—как можно назвать одним словом часы, которые висят на стене? (Настенные.)

-стоят на столе? (Настольные.)

-носят на руке? (Наручные.)

-чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)

-чем  все эти часы похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.)

-цифры нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая (маленькая) проходит по  кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный.

Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит, прошел час. Короткая за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы  узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.

Ставим обе стрелки на 12. Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку ставим на цифру 1, а длинную      минутную – на 12. Часы показывают ровно час.

Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12.

Поставим часовую стрелку на 2 (3,4 и т.д.), а минутную на 12.

-который час показывают часы?

-поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов.

-который час показывают часы?

-как расположены стрелки?

Совет

Вначале  дети учатся определять время в течение полного часа; правильно ставить вопросы:

—сколько времени?

-который час?

2. Мини-пауза.

Выполняется детьми, сидящими за столом.

ДЯТЕЛ

Тук-тук, тук-тук, тук-тук

(наклоны головой вперед),

Мы в лесу слыхали стук

(наклоны головой вправо-влево)-

Тук-тук, тук-тук, тук-тук

(наклоны головой вперед),

Это дятел сел на сук

(наклоны головой назад)-

Тук-тук, тук

(поворот головы направо

с тремя наклонами вперед),

тук-тук, тук

(тоже с поворотом головы налево).

3. Игра с мячом «Назови число».

        Игра проводится в кругу. С помощью считалки выбирается ведущий:

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай.

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Бросая мяч, ведущий называет число и просит увеличить (или уменьшить) названное число на единицу. Ребенок, поймавший мяч, называет число, затем сам называет любое число и бросает мяч кому-либо из играющих.

Физкультминутка

Если мы чуть-чуть устали,

Мы на две минутки встали.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево — вправо,

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз и два – присели вниз,

Три, четыре – поднялись,

Кто присел раз шесть иль пять,

          Может тихо постоять.

            Отдохнули, а затем

           Начинать подскоки всем.

Прыгаем, как мячики,

Девочки и мальчики.

А теперь шагаем вместе.

На одном и том же месте.

Раз, два, не хватай,

Руки выше поднимай.

4. «Нарисуй правильно время на часах»

        Прочитайте детям шуточное стихотворение:

Кот Антипка жил у нас,

 Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,

В три – сметану ел из миски

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

Читайте также:  Стихи на пасху для детей 5-6-7 лет

В восемь – хитро щурил глазки,

В девять – ел и слушал сказки,

В девять – шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

        Предложите детям нарисовать на часах стрелки так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом стихотворения и рисунками.

        «В три сметану ел из миски». (Три часа)

        «В шесть тащил сельдей из кадки». (Шесть часов)

        «В семь играл с мышами  в прятки». (Семь часов.)

        «В восемь хитро щурил глазки». (Восемь часов.)

Вопросы.

Сколько времени было на часах, когда кот ел сметану?

Сколько времени было на часах, когда кот играл с мышами в прятки? (Семь часов.)

Сколько времени было на часах, когда кот тащил сельдей из кадки? (Шесть часов.).

5.   Подведение итогов.

Источник: http://konspekty-zanyatij.ru/doshkolnikam/konspekt-zanyatiya-po-matematike-v-podgotovitelnoj-gruppe-na-temu-vremya/

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие по городу»

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие по городу»

Программное содержание: создать условия для переживания радости в процессе общения друг с другом;

— закреплять знания детей о числовом ряде, составе чисел, геометрических фигурах, упражнять в ориентировке на листе бумаги, измерении длины с помощью условной мерки; -развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук; — воспитывать навыки правильного поведения в лесу.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по городу. -А на каком виде транспорта мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку: Что за чудо? Синий дом, Окна светлые кругом. Носит обувь из резины И питается бензином. Дети отгадывают : « Автобус». -Правильно, мы поедем на автобусе. Давайте узнаем его номер. Первая цифра в номере автобуса означает число, стоящее перед числом 2. Какое это число? (Ответы детей.) -А второе число в номере автобуса – число, стоящее после 5. Что это за число? (Ответы детей.) — Какой же номер нашего автобуса? ( Ответы детей.) — Правильно, автобус номер 16. Воспитатель подводит детей к конструкции из стульев, помещает на него «номер» (карточку с цифрой 16). -Вот наш автобус. Но прежде чем сесть в него, получите билеты. Воспитатель раздаёт билеты- карточки с примерами. На каждом стуле сзади прикреплена карточка с цифрой , обозначающей номер места. Чтобы найти своё место, дети должны решить пример на билете, полученный ответ укажет номер места. Дети выполняют задание, рассаживаются по местам. Воспитатель проверяет, правильно ли дети выполнили задание. Под тихую музыку воспитатель предлагает детям ответить на математические вопросы: Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать! Сколько в комнате углов? Сколько ног у воробьёв? Сколько пальцев на руках? Сколько пальцев на ногах? Сколько ножек у змеи? Сколько хвостиков у лисы? Сколько на окошке леек? Сколько в пятачке копеек? Дети отвечают на вопросы. Воспитатель благодарит детей за ответы, объявляет первую остановку.

^ Здесь много магазинов. Предлагаю пройтись и сделать покупки.

На столах разложены картинки с изображением предметов одной группы ( мебель, посуда, одежда, овощи и фрукты). К каждой группе добавлена одна картинка с изображением предмета другой группы. Подходя к каждому столу, воспитатель задаёт вопросы: — Как называется этот магазин? Что здесь продаётся? Какой предмет лишний? (Ответы детей.) Дети берут с собой картинку с изображением лишнего предмета, в ходе игры дети кладут лишнюю картинку в тот «магазин», где продаются аналогичные предметы. В каждом магазине дети выполняют задания. В магазине «Мебель» дети пересчитывают предметы мебели , отвечают на вопросы по расположению какого- либо предмета мебели относительно другого. Например, « Где стоит кровать?»( Между шкафом и столом.) Что стоит перед стулом? ( Диван.) И т.д. В магазине « Одежда» воспитатель просит детей посчитать предметы женской и мужской одежды и назвать их. В магазине «Посуда» предметы посуды расставлены на полках. Дети считают количество полок. Воспитатель просит детей назвать предметы посуды на верхней полке, посчитать и т.д. В магазине « Овощи и фрукты» -муляжи. — Какой здесь беспорядок! Всё перемешалось. Давайте разложим овощи на полки слева, а фрукты- на полки справа. Дети выполняют задание. Затем воспитатель просит их пересчитать. Просит назвать овощи овальной формы, круглой и т.д. — А нам пора дальше! Садимся в автобус, занимаем свои места. Ой, что-то случилось с автобусом. Он не движется . Давайте найдём и устраним поломку. Воспитатель показывает детям ряд геометрических фигур ( квадраты, прямоугольники, треугольники разной величины и цвета и один круг). — Посмотрите, что-то в этой схеме не так? Дети называют лишнюю фигуру( круг), объясняют, почему он лишний . Ведущий предлагает ехать дальше. Под тихую музыку дети произносят стихотворение, выполняя движения пальцами рук: Вот задача для ребяток: Как нам сосчитать десяток? Один, два, три, А за ними , посмотри, Идут четыре, пять, шесть- Их нам надо быстро счесть. Дальше будет семь и восемь. К ним и девять мы подбросим, Единицу лишь прибавим И десяток вмиг составим.

— А вот и вторая остановка« Зоопарк».

Перед детьми муляжи животных ( или картинки с их изображениями на фланелеграфе). -Сколько здесь зверей? Посчитайте их по порядку. ( Названный ребёнок выполняет задание.) — Какой по счёту лев ( жираф, слон) и т.д., если считать слева? Справа? Кто из животных самый высокий? Самый низкий? И т.д. Дети отвечают на вопросы воспитателя. — Посмотрели на зверей? А теперь едем дальше. Дети рассаживаются на места. Звучит музыка, но тут же обрывается. — Что случилось? Ребята, впереди завал! Чтобы ехать дальше, нужно разобрать камни. Дети подходят к разложенным на полу перед «автобусом» силуэтам камней с цифрами ( от 1 до 10). Воспитатель даёт задание: -Возьмите камень с цифрой, обозначающей число, стоящее после числа 6. С цифрой, обозначающей число, стоящее перед числом 4. Между числами 4 и 6. И т.д. Дети выполняют задания. — Камни убрали, дорога расчищена. Едем дальше. Дети рассаживаются по местам. Звучит тихая музыка. Воспитатель предлагает детям отгадать, где они остановятся, загадывает загадку о лесе: Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. Дети отгадывают: « Лес».

— Выехали мы из города. А вот и третья остановка- «Лес». — Тихонько выходим из автобуса. Идём тихо, чтобы не спугнуть зверей и птиц. Ребята, что такое лес?

Ребёнок: Сосны, ели, берёзы и клёны!

Это лес , он наш друг зелёный. Добрый друг, он шумит, поёт И в прохладную тень зовёт.

Физкультминутка.

Дети под тихую музыку выполняют движения по тексту: Руки подняли и помахали- Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут- покажем, Крылья сложим назад. -Ребята, сотрите, палочки- веточки! ( Воспитатель указывает на столы , на котором лежат счётные палочки.) — Давайте поиграем с ними. Воспитатель поочерёдно показывает карточки с изображением фигурок из счётных палочек. Дети рассматривают каждую картинку, считают, сколько потребуется палочек, чтобы составить такую же фигурку. Затем воспитатель убирает рисунок, дети по памяти воспроизводят фигуру на столе из счётных палочек. -Ребята, давайте соберём веточки и возьмём их с собой в садик. И в лесу будет чище, и нам будет с чем заниматься. А нам пора возвращаться в садик. Садимся в автобус. В путь! Дети садятся на свои места, под музыку « едут» дальше. — Вот и наш детский сад. Ой, двери не открываются! Открыть их можно, если найти ключ. Для этого нужно совершить путешествие по клеточкам. Воспитатель приглашает детей за столы.

Работа за столами.

На столах- листы бумаги в клетку и простые карандаши. Воспитатель диктует графический диктант: От точки проведите 5 клеток вниз, затем 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 9 клеток вправо, 4 клетки вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вниз, 6 клеток влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево. -Получился ключ? Молодцы! Откроем дверь и войдём в группу!

Итог занятия. Поощерение.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1451490.html

Ссылка на основную публикацию