Конспект занятия в детском саду в подготовительной группе. чередование фигур

Конспект занятия в старшей группе: «Рисование фигуры человека комбинированным способом»

Цель занятия:

— Учить рисовать фигуру человека, придерживаясь правильных пропорций (длина ног равна длине туловища с головой).

— Закреплять навыки закрашивания ограниченной поверхности.

— Продолжать знакомить с основными частями тела и их функциями (голова с шеей, руки и ноги прикреплены к туловищу и могут двигаться).

— Закрепить знания о четырехугольниках, умение сравнивать длину способом приложения.

— Развивать логическое мышление, творческую фантазию.

— Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание учиться новому.

Оборудование: демонстрационный материал: магнитная доска, цветные мелки, кукла, набор геометрических фигур на магнитах для рисования фигуры человека; раздаточный материал: листы бумаги белого цвета, наборы геометрических фигур в конвертах, цветные карандаши.

Ход занятия по рисованию в средней группе:

— Перед каждым из вас лежит конверт. Посмотрите и скажите, как можно одним словом назвать все то, что там находится. (Геометрические фигуры, четырехугольники)

— Сколько квадратов в вашем наборе? Покажите квадрат. (Один)

— Какие еще фигуры есть в конверте? (Прямоугольники)

— Все прямоугольники одинаковые? Чем они отличаются? (Один — длинный и широкий, другие — короткие и узкие)

— Подумайте, как можно из двух узких коротких прямоугольников сделать один узкий длинный? (Приложить короткими сторонами друг к другу)

— Составьте такой прямоугольник у себя на столе. Сколько еще таких же прямоугольников можно сделать из вашего набора фигур? Сколько всего? (Еще три. Всего четыре)

— Что вы можете сказать о длине этих прямоугольников? Сравните. (Одинаковые, равные по длине)

— Как можно с помощью квадрата и широкого прямоугольника сделать один длинный прямоугольник? (Приложить квадрат к короткой стороне прямоугольника)

— Что можно сказать о длине этого и других четырех прямоугольников?

(Одинаковые, равные по длине)

— А знаете ли вы, что если сложить все эти четырехугольники в определенном порядке, то можно получить изображение фигуры человека? (Дальнейший рассказ о строении человеческого тела сопровождается показом на кукле и преподаванием на магнитной доске геометрических фигур, обозначающих части тела)

Беседа воспитателя с детьмио теле человека

— Человеческое тело состоит из разных частей. Верхняя часть тела — это голова.

С помощью шеи она прикреплена к средней части тела — туловищу. Еще у нас есть две руки и две ноги, они также соединены с туловищем. Руки и ноги по-другому называются конечностями. Все эти части тела выполняют разнообразные функции.

Голова находится на шее. Шея подвижная, поэтому голова может наклоняться вперед и назад, вращаться из стороны в сторону. Наши руки сгибаются и разгибаются, мы можем поднимать их вперед, вверх, в стороны. Мы берем ими предметы и удерживаем их. Движемся мы с помощью своих длинных и крепких ног.

Благодаря ногам мы стоим и ходим, бегаем и прыгаем. Ноги заканчиваются стопами. Наши стопы устроены так, что мы с легкостью можем стоять и ходить, опираясь на них. Шея, руки и ноги прикреплены к туловищу, наибольшей части тела.

Обратите внимание

Туловище может наклоняться вперед и назад, в стороны, вращаться из стороны в сторону.

— Давайте проверим, как работает наше тело. Кто хочет провести физкультминутку? (Физминутка по выбору детей).

— А теперь вспомним, как мы составляли фигуру:

— Руки и ноги одинаковые по длине;

— Длина ног и длина туловища с головой тоже одинаковые.

— Попробуйте выложить подобные фигуры у себя на столах. Если обвести их по контуру карандашом и закрасить, получите замечательный рисунок. (Дети выкладывают при помощи воспитателя, обрисовывают, раскрашивают).

Рисование детей

Источник: http://MirDoshkolnikov.ru/vospitatelyam/metodiki-prepodavaniya/item/350-konspekt-zanyatiya-po-risovaniyu-v-sredney-gruppe-risovanie-figuri-cheloveka

конспект занятия по математике в подготовительной группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

Программное содержание: Закреплять знания о геометрических фигурах. Формировать представление о признаках предмета. Продолжать учить детей сравнивать и различия между предметами. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить решать логические задачи. Закреплять соседей числа учить увеличивать число на один и уменьшать на один.

Ход занятия: Доброе утро к нам пришли гости. Поздоровайтесь .Сегодня у нас занятие по математике. Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в страну Математики.

Но сначала нужно определить вид транспорта на котором мы отправимся в путешествие. Перед вами нарисованы точки и каждая точка обозначена цифрой их нужно последовательно соединить.

Соединив точки последовательно мы узнаем какой самый быстрый транспорт.

Восп. Вера выходи и выполни это задание. Какой транспорт у нас получился?

Дети: Ракета.

Восп: Правильно ракета. Чтоб лететь на планету смастерили мы ракету, раз, два, три полетим сегодня мы! Давайте представим, что мы садимся в ракету, готовимся к полету, пристегиваем ремни безопасности. Ведем обратный отсчет отсчет времени к пуску ракеты 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1 старт. Вот мы и на планете Математика .

Наша ракета совершила остановку на первой станции которая называется станции «Геометрическая». На станции нас встречают геометрические человечки. Они приготовили для нас задание. У вас на столах лежат геометрические фигуры. Сейчас мы с вами поиграем назовите фигуры не квадратные и не круглые.

Дети :это треугольники.

Восп: Юля почему ты взяла эту фигуру?

Юля: Потому что она не квадратная и не овальная

Восп: Назовите все фигуры с четырьмя углами и сторонами .

Дети называют: квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб.

Восп: Как вы думаете у какой фигуры больше сторон и углов у квадрата или прямоугольника?

Дети: одинаково

Восп: Кто думает по другому. Мы справились с заданием. Молодцы слушайте новое задание. Ребята покажите мне правую руку и левую.

Важно

Возьмите доски, положите в правый нижней угол треугольник, положите квадрат в левом верхнем углу, в центре положите многоугольник, в правом верхнем углу положите круг, в левом нижнем углу положите прямоугольник.

Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание поменяйтесь досками проверьте и исправьте ошибки если они есть. В правом нижнем углу треугольник у всех так. В левом нижнем углу квадрат у всех так или нет. В правом верхнем углу круг все так сделали или нет.

В левом нижнем углу прямоугольник у всех так. Молодцы задание выполнили верно. Отправляемся на вторую станцию. А на называется эта станция «Занимательная» на этой станции мы порешаем задачи шутки:

  1. Из-за забора видны четыре заячьих уха. Сколько зайцев за забором. (2).

  2. У стены стояли кадушки. В каждой кадушке по лягушке. Если семь кадушек, сколько было лягушек. (7).

  3. Какое число задумал зайчик. Если оно на один больше 5 и на один меньше 7. (6).

  4. Сколько лап у двух собак. (8).

  5. На березе созрело три яблока и на дубе два сколько яблок созрело. Нисколько на березе и дубе не растут яблоки.

  6. Сколько земляники в пустом стакане. Нисколько.

Молодцы все задачи решили правильно. Можем отправляться на третью станцию которая называется « Числовая». На этой станции мы проведем физкультминутку. Это будет игра с мячом «Назови число». Мы встаем на ковре в круг.

Я буду бросать мяч и называть число, вы бросая мяч обратно будете называть соседей числа 6 ( 7 и 8), 10 (9 и 11), 4 (3 и 5), 1 (0 и 2). 9 (8 и 10), 15 ( 14 и16), 18 ( 17 и 19) , 2 (1 и 3), 5 (4 и 6) число меньше на один 7 6, 2 1, 10 9. Число на один больше 8 9, 3 4, 6 7, 2 3.

Молодцы отдохнули немножко поехали дальше на четвертую станцию, которая называется «Фигурная».

На этой станции ждут нас новые задания. Послушайте какие они. Найдите лишнюю фигуру в каждом ряду. «Какая лишняя фигура». Ребята какая фигура лишняя в первом ряду?

Дети: Треугольник.

Восп Объясните почему.

Дети: В первом ряду нарисованы четырехугольники у них четыре угла и четыре стороны а у треугольника три угла и три стороны значит треугольник лишний.

Восп: правильно, а во втором ряду какая фигура лишняя?

Дети: Квадрат.

Восп: Почему.

Дети: Во втором ряду нарисованы круги у них нет углов и сторон, а у треугольника есть стороны и углы значит лишний квадрат

Восп: Вено. В третьем ряду какая лишняя фигура?

Дети: Овал.

Восп: Почему?

Дети: В третьем ряду нарисованы треугольники у них есть углы и стороны , а у овала нет ни сторон ни углов значит овал лишний.

Совет

Восп: Молодцы справились еще с одним заданием. Отправляемся на пятую станцию под названием «Многоугольная». Слушаем новое задание. Отсчитайте три палочки и сделайте треугольник. Отсчитайте две палочки и сделайте еще один треугольник . Сколько треугольников получилось?

Дети: Два.

Восп: Сколько многоугольников?

Дети: Три.

Восп: Отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник. Сколько треугольников?

Дети: Три

Восп: Сколько многоугольников?

Дети: Шесть.

Восп: Найдите и покажите их.

Восп: Верно молодцы. Мы выполнили все задания которые приготовили для нас геометрические человечки. Теперь нам пора возвращаться домой давайте пристегнем ремни безопасности. Берем старт на землю. Отсчитываем 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 Старт . Вот мы и приземлились !

Итог занятия:

Восп: Вот и выполнили все задания геометрических человечков. Что нового мы сегодня узнали нового? Какие задания выполняли? Ответы детей.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/konspekt_zanyatiya_po_matematike_v_podgotovitelnoy_gruppe-6218.htm

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности «Пчелки». Тема «Удивительное путешествие»

Автор: Куштова Наталья Гасанхановна

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия.

Задачи:

– совершенствовать умения вести прямой и обратный счет в пределах 10; закреплять знание цифр от 1 до 10; закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, параллелепипед.

– развивать наблюдательность, мелкую моторику мышц пальцев рук, зрительное внимание;

– продолжать учить детей общению, договариваться в парах, учить детей прислушиваться к мнению других.

Материал: воздушный шар, конверт с письмом, разрезная картинка «Профессор Всезнайка», волшебный мешочек, желтые и зеленые пилотки, схемы – задания, 2 набора крупных плоскостных геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, параллелепипед), схемы – задания «Расставь знаки», иллюстрация «Космос», бубен, схемы – задания «Добавь не достающие фигуры», схемы – задание для капитанов, простые карандаши, линейки.

Предварительная работа: Занятия по ФЭМП, проведение дидактических игр, индивидуальная работа в свободной деятельности.

Ход деятельности

Приветствие в круге: настрой на занятие:

Наши глазки внимательно смотрят,

Наши ушки внимательно слушают,

Наши ножки нам не мешают,

Наши ручки нам помогают.

Воспитатель: Ребята, когда я проветривала группу, в окошко залетел воздушный шарик, а на нем конверт. Странный конверт какой-то, ничего не написано (конверт не подписан). Давайте откроем конверт и тогда узнаем, от кого он прислан (открываю конверт — в нем разрезная картинка и письмо). Что надо сделать, чтобы узнать от кого пришло письмо?

Дети: Собрать картинку.

Дети собирают картинку.

Воспитатель: Все ясно! Письмо написал наш старый знакомый профессор Всезнайка! Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы в детском саду не только играете и веселитесь, но и узнаете много нового и интересного. Мне очень нужна ваша помощь, на мою планету напал Цифроежка и все здесь перепутал. Помогите мне вернуть все на свои места».

Воспитатель: Поможем профессору Всезнайке? (ответы детей). А кто из вас знает, где живет профессор Всезнайка? Он живет на далекой планете Знаний. Нам надо узнать, как и на чем шарик с письмом добрался к нам и тогда мы узнаем, как попасть на планету Знаний. А для этого мы объединимся в команды, поможет нам чудесный мешочек.

В нем спрятаны пилотки, зеленые и желтые. (Дети по очереди подходят и вытягивают пилотку). Итак, у нас получилось два экипажа: экипаж «Желтые» и «Зеленые» пилотки, выберите капитана корабля.

1 задание.

Команда «Желтые» пилотки выполнит свое задание и покажет, на чем прилетело письмо, а команда «Голубые» пилотки покажет путь, по которому письмо добралось до планеты Земля.

Воспитатель: Молодцы! Мы узнали путь на планету Знаний, а на чем мы полетим? (ответы детей). Мы полетим на ракетах.

2 задание. Каждый экипаж строит ракету из геометрических фигур. Экипажи приглашают друг друга на стартовую площадку, рассказывают, из каких геометрических фигур построена их ракета.

Обратите внимание

Воспитатель: Ракеты готовы, экипажи готовы. Начнем все вместе обратный отчет от числа 10, на слово «пуск» делаем хлопок. (Звучит космическая музыка).10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

Воспитатель: Мы с вами в космической галактике. Но что-то здесь мерзнут руки, давайте погреем ладошки.

Дыхательное упражнение: руки, ладошками вверх, ставим перед лицом, делаем глубокий вдох через нос, а на выдохе произносим слог «ха» (2-3раза).

Воспитатель: Вот ручки наши и согрелись, мы прилетели на планету Знаний. А кто это такой интересный? (ответ детей – Профессор Всезнайка). А почему он такой грустный? (размышления детей). Профессор Всезнайка любит изучать планеты и считать звезды, наблюдать за ними в свою подзорную трубу, но Цифроежка перепутал все подсчеты профессора. Что делать? (ответы детей)

3 задание. Дидактическое упражнение «Расставь знаки».

Задание: определить количество предметов в каждой группе и поставить соответствующий арифметический знак.

Воспитатель: На какой планете есть жизнь, вода, воздух? (на планете Земля). Чем занимаются дети на планете Земля? (играют). И мы с вами сейчас поиграем.

Физкультминутка.

На доске иллюстрация: 8 планет, 6 космонавтов. Дети выполняют соответствующее число движений.

Воспитатель: Ты подпрыгни столько раз,

Сколько планет на картине у нас.

Сколько космонавтов,

Столько выполним наклонов.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз присядем дружно.

– Отдохнули? Цифроежка перепутал все фигуры в тетради профессора нужно нарисовать недостающую фигуру.

4. задание. Дидактическое упражнение «Добавь не достающие фигуры».

Задание: в пустых клетках нарисовать недостающую фигуру.

• Какую фигуру нарисовали в первом ряду?

• Какую фигуру нарисовали во втором ряду?

• Какую фигуру нарисовали в третьем ряду? (ответы детей)

Задание для капитанов.

– На каждой ракете живут числа соседи, которые в сумме дают номер ракеты. Но Цифраежка съел некоторые цифры на ракетах. Вам надо вернуть цифры.

– Все что натворил Цифроежка, на планете знаний мы исправили, можем отправляться домой. Нужно подготовить стартовую площадку: каждая команда ее выложит из полосок разной ширины. Первая команда начинает с самой широкой полоски. Вторая команда — с самой узкой.

– Молодцы, все справились с заданием, ракеты готовы стартовать, космонавты заняли места в ракетах, начинаем отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

Итог: Ребята, давайте вспомним, чем мы помогли профессору, какие задания выполняли? Вам понравилось? Какие впечатления у вас о сегодняшнем путешествии.

Источник: https://open-lesson.net/6519/

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Закрепление основных математических понятий» — Инфо-дети

Цели:

  1. Упражнять в счёте в пределах 5-и, отвечать на вопрос «сколько всего?»
  2. Упражнять в умении соотносить число с элементом множества.
  3. Закреплять а) названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат)

                                б) умение находить заданные геометрические фигуры и различать их.

      4. Продолжать упражнять в сравнении предметов по ширине.

      5. Формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному.

      6. Развитие логического мышления, памяти, внимания.

      7. Воспитание интереса к математике.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал: Игрушечный клоун,  фланелеграф , плоскостные изображения (зайцы, морковки), геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, дорожки (синяя узкая и красная широкая), пять резиновых игрушек (заяц, лиса, медведь, кот, собака).

Раздаточный материал: Карточки  -плоскостные изображения предметов, трафареты геометрических фигур и плоскостные изображения геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат).

Ход занятия.

-Здравствуйте, ребята.( Дети приветствуют воспитателя –стоят ).

-Сядет тот. Кто правильно назовёт название той геометрической фигуры, которою я покажу.

(Показываю каждому фигуру (круг,  треугольник или квадрат). Ребёнок  называет название данной фигуры и садится на своё место).

-А сейчас, ребята, я вам загадаю загадки, отгадав её, вы узнаете какой герой к нам сегодня придёт на занятие.

Он весёлый, озорной,

И красивый, и смешной,

В цирке выступает,

Всех удивляет!

-Кто это? (Клоун).

(Показываю игрушечного клоуна)

-клоун принёс вам карточки с изображениями предметов, которые лежат у вас на столах. И мы должны выполнить следующее задание. Вы должны будете поднять карточку, на которой изображено столько же предметов, сколько раз я ударю волшебным молоточком по столу.

(Ударяю два раза. Дети поднимают карточку, на которых изображено 2 предмета)

-Теперь вы должны будете поднять карточку, на которой изображено столько же предметов, сколько раз я хлопну в ладоши.

(Хлопаю один раз. Дети поднимают карточку, на которых изображен один предмет)

-Слушайте внимательно следующее задание. Надо поднять карточку, на которой будет изображено столько же предметов, сколько раз я ударю молоточком по столу.

(Ударяю три раза. Дети поднимают карточку, на которой изображено 3 предмета)

-Ребята, клоун спрашивает, сколько вам лет? (4). ( Считаем хором пальцы до 4-х)

-А теперь давайте все вместе хлопнем в ладоши 4 раза и хором посчитаем до 4-х. (Хлопаем и хором считаем до 4-х. Один, два, три, четыре.)

-Поставьте на фланелеграф столько же зайчиков, сколько раз мы сейчас хлопаем в ладоши.

-Сколько зайчиков надо поставить? (Четыре) (Выходит 1 ребёнок и ставит на фланелеграф 4 зайчика. И вслух их считает).

-Сколько всего зайчиков?(4)

-Теперь поставьте столько же морковок.

( Выходит 1 ребёнок и ставит 4 морковки и вслух их считает. 1,2,3.4).

-Ребята, что мы можем сказать про зайчиков и про морковки? Сколько их? ( Их поровну. По четыре. Их одинаково).

-Правильно, и зайчиков, и морковок поровну, по четыре. Их одинаково.

-Смотрите, ребята, к нам в гости прискакал ещё один зайчик. Давайте посчитаем сколько же зайчиков стало теперь? (1.2,3,4,5)

-Сколько всего зайчиков?(5-6)

-А морковок (4)

— Чего больше зайчиков или морковок? (Зайчиков)

-Чего меньше зайчиков или морковок? ( Морковок)

-Что надо сделать, чтобы и зайчиков, и морковок стало поровну?

( Добавить ещё одну морковку).

(Добавляем одну морковку).

-Что теперь мы можем сказать про зайчиков и морковки?

(Их поровну. По пять поровну)

-Молодцы. Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

(Дети встают из-за столов).

-Давайте посмотрим какие красивые дорожки у нас на полу. Девочки должны  пройти по синей дорожке, а мальчики по красной дорожке. И встать в круг.

-Скажите, чем отличаются эти две дорожки? (Красная-широкая, а синяя-узкая дорожка).

(Дети выполняют задание. Встают в круг).

-Ребята, скажите чего у нас по одному. И покажите. ( У нас один нос(показывают), у нас один рот(показывают), у нас две ноги (показывают), у нас  одна голова (показывают) и т.д.).

-А теперь скажите, и покажите чего у нас по два. ( У нас 2-е руки(показывают), у нас две ноги (показывают), 2-а глаза(показывают) и т.д.).

-Девочки садятся на свои мечта, а теперь мальчики садятся на места.

-Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришли ещё гости- это зверушки. (На столе стоят пять резиновых игрушек: заяц, лиса, медведь, кот, собака).

-Давайте сосчитаем сколько всего гостей к нам пришло? (1,2,3,4,5).

-А сейчас наши гости будут играть в прятки. А вы отгадаете, какая игрушка спряталась. Закройте глазки. (Дети закрывают глаза, я убираю лису. Дети открывают глаза).

-Ребята, скажите, что изменилось?

-Больше или меньше стало игрушек? (меньше, спряталась лиса).

-Молодцы. Закрываем опять глазки. (Убираю собаку. Дети открывают глаза).

-Ребята, что изменилось? Больше или меньше стало игрушек? (меньше, спряталась собака).

-Молодцы. Вы очень внимательны.

-У каждого на столе лежат трафареты геометрических фигур.

И геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат).

-Сосчитайте сколько всего фигур лежит у вас на столе? (Дети считают)

-Хорошо. Покажите квадрат. И положите его в трафарет. (Дети выполняют задание).

-Возьмите круг и тоже вставьте его в трафарет. (Дети выполняют)

-Какая фигура у вас осталась? (Треугольник0

-Правильно. Положите треугольник на своё место в трафарете.

-Молодцы, ребята-это говорит вас клоун, которому очень понравилось, как вы работали. Он с вами прощается. Говорит вам: «До свидания. До скорой встречи!» 

Источник: https://xn—-htbdjd0ah9an.xn--p1ai/publikatsii/372-konspekt-otkrytogo-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-zakreplenie-osnovnykh-matematicheskikh-ponyatij

Первые шаги в математику. конспект нод в подготовительной группе – ребенок в детском саду

Конспект НОД в подготовительной группе составлен воспитателей Сорокиной Ольгой Анатольевной, МАДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 41 «Росинка», г. Нижневартовск. 

Конспект НОД в подготовительной группе задействуют относится к разделу «Первые шаги в математику».

Задачи НОД:

  • Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
  • Продолжать формировать у детей представления о днях недели, месяцах и числах.
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Закрепить умение различать пространственные представления: слева, справа, посередине, вверху, внизу, за, перед.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь.

Оборудование:

  • Журнал для записи.
  • Карточки с цифрами, знаками.
  • Конверты с заданиями на каждого ребенка.
  • Карандаши.
  • Макеты деревьев.
  • Избушка.
  • Изображение Бабы-Яги.
  • Схема для составления арифметических задач, фланелеграф.

Конспект НОД в подготовительной группе включает в себя различные этапы подготовки: 

  • Загадывание и отгадывание загадок.
  • Беседа о загородных поездках.
  • Подвижная и сюжетно-ролевая игра «Путешествие по железной дороге».
  • Разучивание стихотворения о днях недели.
  • Отгадывание загадок о цифрах.
  • Решение математических задач.

Словарная работа: День, неделя, месяц, задача, условие, решение.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию – мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день – мы отправляемся в путешествие в одну загадочную страну. Но для начала давайте улыбнемся друг другу – в путь ведь отправляются в хорошем настроении. Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку.

Она – царица всех наук, Без нее мы – как без рук, Научит думать и решать,

И много действий совершать. (Математика.)

Воспитатель: — Итак, ребята, вы правы! Мы с вами отправимся путешествовать по волшебной стране под названием «Математика». Путь наш будет непрост, но интересен.

Воспитатель: — Как истинные путешественники, мы будем вести журнал, в который будем записывать все самое интересное и необычное, то, что встретили на пути. Для начала давайте внесем туда дату нашего путешествия. (Дети из карточек составляют дату: число, месяц, день недели, вспоминают названия дней недель.)

Первый — понедельник, зайчик рукодельник, За ним приходит – вторник, соловей задорник, За вторником – среда, лисичкина еда, За средой – четверг, волк глазами сверк, За четвергом – пятница, колобком прикатиться, За пятницей – суббота, баня у енота,

За субботой – воскресенье, целый день у нас веселье.

Воспитатель: — Почему для того, чтобы обозначить число, нам понадобилось две карточки? (22 – число двузначное, поэтому для записи его потребуется 2 знака – цифры.) Прочитайте, когда мы отправляемся в путь!

2. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: — Ребята, а на чем же мы с вами будем путешествовать? Чтобы это узнать, нам предстоит разгадать зашифрованный рисунок.

Проводится игра «Разгадай зашифрованный рисунок».

— Возьмите игровизоры и карандаши. Отступите 2 клетки слева и 9 клеток сверху, ставьте точку. Начинаем рисовать. 4 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 8 клеточек вправо, 2 клеточки вниз, 3 клеточки вправо, 3 клеточки вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх. Что получилось? Дорисуйте машине двери и колеса.

Воспитатель: — А сейчас мы с вами превратимся в водителей, сядем в свои волшебные машины и поедем.

Дети садятся на стульчики и едут на своих воображаемых машинах.

Мы едем, мы едем вперед и вперед. Дорога нам новые силы дает. Мы едем в машине куда захотим, И едем так быстро как будто летим. Мы едем, мы едем вперед и вперед Машина везет нас и не устает, Так много дорог, впереди поворот,

Свернули – и снова вперед и вперед!

Воспитатель: — Чтобы не скучать в пути нам, мы будем загадывать загадки и отвечать на веселые вопросы.

Математические вопросы. 

У бабушки Даши внучка Маша Кот Петушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков? (1)

Я так мила, я так кругла. Я состою из двух кружочков. И я довольна, что нашла

Себе таких, как вы, дружочков. (8)

Цифра вроде буквы «О»,
Но не значит ничего. (О)

Нам вы можете не верить, Но попробуйте проверить: Эта цифра – кочерга.

У нее одна нога. (7)

От нее ведется счет, и за это ей почет.
Тонкая, как спица, цифра ….(единица)

Острый локоть оттопыря, за тремя идет … (4)

— Сколько дней в одной неделе? — Сколько пальцев на одной руке? — Сколько месяцев в году? — Что наступает раньше: утро или вечер?

— Сколько углов у треугольника? А у круга?

Воспитатель: — Вот мы с вами и доехали в математическую страну. Первый город этой страны, который мы посетим, называется «Веселый счет». Его жители – цифры. Выбежали они из своих домиков и растерялись. Давайте поможем им найти свое место.

Проводится работа с числовой последовательностью.

— С чего начинается числовой ряд? (С единицы.) — Почему это число первое? (Потому что оно самое маленькое из всех.) — Какое число называется предыдущим? (То, которое стоит перед названным.)

— И какое последующим? (То, которое стоит после названного.)

Воспитатель: — Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая мне мяч обратно, будете называть предыдущее и последующее числа.

Проводится игра с мячом «Назови число».

Воспитатель: — Мы с честью справились со своим заданием и помогли жителям города. Ребята, вы наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Сейчас немного отдохнем и дальше в путь пойдем.

Проводится физминутка «Раз, два, три, четыре, пять».

Раз, два, три, четыре, пять, Все умели мы считать, Отдыхать умели тоже – Руки за спину положим, Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Воспитатель: — Вот мы немного отдохнули, теперь пора двинуться дальше. Ой, ребята, мы попали в какой-то необычный лес. А вот на полянке стоит избушка – зайдем в нее.

Важно

Вот это да! Везде развешаны какие-то непонятные картинки, схемы. Мы попали в избушку Бабы-Яги. А вот и она сама – говорит, что не выпустит нас, если мы не сумеем справиться с ее задачками.

Все они будут непростые, заколдованные, как например, вот эта схема.

— Что на ней изображено? (Яблоки.)
— Сколько их? (Четыре.)

Воспитатель: — Можно ли по этой схеме составить задачу? Например: Сестрице Аленушке Яблонька подарила четыре яблока, но когда она побежала искать своего братца Иванушку, то выронила одно. Сколько осталось?

Воспитатель: — Давайте запишем решение задачи (4-1=3).

— Что означало число 4?(Сколько было.) — Что означало число 1?(Сколько выронила.) — А число 3? (Сколько осталось.)

— Почему выбрали знак «минус»? (Потому, что в результате стало меньше.)

Воспитатель: — Следующая задача.

— Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели. Пять румяных, наливных, один с кислинкой.

Сколько их?

— О чем говориться в задаче? (О яблоках.) — Что о них известно? (Их было пять румяных, да одно с кислинкой.)

— Что надо узнать? (Сколько всего.)

Воспитатель: — Давайте запишем решение задачи. (5+1 =6)

— Почему вы выбрали для записи именно знак «плюс»? (Потому, что нам нужно найти, сколько было всего, то есть соединить части и получить целое.) — Прочитайте запись. Назовите части, которые вы соединили. (Пять и один). — Что получилось? (Шесть.)

— А как еще можно получить это число? Возьмите карточки и покажите. (2 и 4; 3 и 3; 4 и 2; 6 и 0)

Воспитатель: — Молодцы! Мы с вами выдержали испытания Бабы-Яги, но она, хитрая, не захотела нас просто так отпускать, поэтому завела в запутанный лабиринт.

Из каких геометрических фигур он состоит? Чтобы нам отсюда выбраться, нам нужно посчитать количество геометрических фигур и назвать их. Мы уже почти свободны и справились со всеми заданиями. Нужно возвращаться, дома нас уже ждут.

Ребята, нам нужно найти наши машины, в этом нам поможет один добрый гном, который живет на этой полянке, ой. Вот только я забыла его адрес. Но помню, что но живет в доме, где дверь не красная, нет забора, а на крыше живет аист. Попробуйте найти домик нашего друга.

(7-8 рисунков домиков, среди которых должны выбрать нужный.) Кто нашел, подойдите и скажите мне на ушко. Итак, под каким же номером находится нужный домик? К сожалению, нам пора домой.

Итог занятия – восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Источник: http://deti-club.ru/pervye-shagi-v-matematiku-konspekt-nod-v-podgotovitelnojj-gruppe

Комплексное занятие в подготовительной группе по ФГОС

Среди форм обучения в детском саду организованные занятия играют важную роль. Для закрепления материала воспитатели часто используют комплексные занятия, которые позволяют решить сразу несколько образовательных и воспитательных задач.

Они имеют некоторые особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении, чтобы они могли принести максимум пользы, запомниться детям как интересные и вызвать желание заниматься снова.

Большое значение имеет такая деятельность в подготовительной группе, где воспитанники уже не малыши и должны уметь сочетать разные виды работы.

Комплексные занятия для самых старших дошкольников

Одной из эффективных форм работы с дошкольниками является занятие или непосредственная образовательная деятельность (НОД). Она позволяет вести образовательный процесс систематизировано, организованно, с учётом программных требований. В современном детском саду наиболее популярны такие виды НОД:

  • предметные (используются при изучении новой темы, служат для вооружения детей знаниями, основной акцент в них делается на овладение новым материалом и отработку соответствующего навыка);
  • комплексные (состоят из разных видов деятельности, которые сменяют одна другую, используются для закрепления и обобщения изученного);
  • интегрированные (части занятия тесно связаны и проникают одна в другую, способствуя решению главной задачи).

Многие воспитатели выбирают в качестве обобщающих занятий по какой-либо теме именно комплексное занятие, потому что оно, в силу своих особенностей, позволяет решить несколько образовательных задач и в то же время даёт возможность проверить, как дети усвоили материал и владеют навыками не в одной, а в ряде образовательных областей.

Комплексное занятие позволяет детям подготовительной проявить свои знания и умения в полной мере

Комплекс — система, совокупность чего-либо, объединённого вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой-либо определённой общей цели.

Основные признаки комплексного занятия:

  • Фронтальное (проводится со всей группой детей).
  • Сочетает в себе несколько видов деятельности, один из которых доминирует, а остальные его дополняют.
  • Решает задачи каждой задействованной образовательной области.
  • Имеет тему, а зачастую и сюжет, который служит объединения всех частей и логически развивается в течение всего занятия.
  • Способствует развитию ребёнка по нескольким направлениям (познавательное, речевое, двигательное, творческое развитие).
  • Планируется и проводится воспитателем группы без привлечения профильных педагогов.

Отличие комбинированных, комплексных и интегрированных занятий

Некоторые педагоги, особенно молодые, путают интегрированные, комбинированные и комплексные занятия. Между тем у них существуют весьма значительные отличия.

  • Все части комплексного и комбинированного занятия ценны сами по себе и могут проводиться отдельно как мини-занятие. Интегрированное занятие нельзя разделить на отдельные части, вся деятельность в нём подчинена единой цели и служит раскрытию одной темы.
  • В отличие от комбинированного занятия, которое может не иметь определённой темы, комплексное и интегрированное обязательно являются тематическим, даже сюжетным, объединённым вокруг главной идеи, логически связывающей его составляющие.
    • Например, в комбинированном занятии на тему «Осень» дети сначала опишут осенние изменения в природе, потом прочитают стихи или послушают рассказ об осени, а после просто нарисуют фрукты и овощи на тарелке по предложению воспитателя. Такое разделённое, не осмысленное детьми выполнение действий на занятии сейчас не популярно.
    • В интегрированном занятии в подготовительной группе на похожую тему (возьмём как главную задачу формирование математических представлений) дошкольники могут выполнять задания королевы Осени, закрепляя знания о составе числа, пространственном расположении предметов, их количестве в различных дидактических играх и упражнениях. В эти игры будут «вкраплены» элементы речевого развития (дети могут описать, как представляют королеву Осень, её наряд), рисования (необходимо нарисовать на яблоне столько яблок, какая цифра стоит под деревом), аппликации (наклеить необходимую цифру в окошко числового домика) и т. д. Отделить рисование, аппликацию, развитие речи от главной темы тут невозможно.
    • Сюжетом комплексного занятия может стать путешествие в осенний лес. Ребята отправляются туда и встречают лесных жителей, которым нужна помощь. Ёжик, Белочка или другой герой просит их помочь, разложить в корзинки грибы, орехи согласно цифрам на корзинке (ФЭМП). Потом на другой полянке дети видят осенний листочек, которому грустно, потому что настала осень и он пожелтел. Воспитатель предлагает детям развеселить листочек, сказать ему добрые слова. Ребята передают листочек по кругу, произнося прилагательные («золотой», «красивый», «яркий» и т. д.) Это будет часть занятия, имеющая главной задачей речевое развитие. Далее в своём путешествии дошкольники встречают Зайчика, который очень огорчён тем, что скоро настанет зима, выпадет белый снежок и его серая шубка станет очень заметной. дети успокаивают Зайчика, рассказывая ему о том. как изменится цвет его шубки (познавательное развитие, ознакомление с природой). Обрадовавшись, зайчик предлагает детворе поиграть в весёлую подвижную игру или провести физкультминутку, к примеру, сымитировать движения лесных жителей. Затем воспитатель напоминает ребятам, что настали холода и животным в лесу трудно находить себе пищу. Дети рисуют угощение для Зайчика и его друзей (изобразительная деятельность). Такое последовательное выполнение деятельности характерно для комплексных занятий.Во время косплексного занятия воспитанники могут как сидеть за столами, так и свободно передвигаться по группе

Комплексные занятия проводятся практически во всех группах детского сада, но в старшем возрасте они приносят наибольшую пользу. Количество комплексных НОД в течение месяца может быть заложено в образовательной программе ДОУ, но обычно сам педагог решает, когда проводить его, ориентируясь на степень овладения детьми знаниями и навыками, которые необходимо закрепить.

Целесообразность проведения комплексных занятий в подготовительной группе

Комплексные занятия удачно используются в практике воспитателей подготовительных групп по таким причинам:

  • Дети седьмого года жизни имеют развитую память, логическое мышление, высокий потенциал к познанию новой информации и её воспроизведению. Всё это позволяет дошкольникам запоминать сюжет НОД и следить за его развитием, дожидаясь интересного финала, а также активно принимать участие в ходе занятия, используя приобретённые ранее знания и навыки.
  • Подготовишки — будущие школьники, поэтому смена деятельности на занятии готовит их к смене деятельности на уроках. Например, нужно будет сначала послушать учителя, потом прочитать что-то в учебнике, а после этого выполнить задание в тетради.
  • Сюжетно-игровые и обучающе-игровые комплексные занятия делают процесс закрепления знаний нескучным, увлекательным, что повышает познавательную активность и формирует у будущих школьников понятие, что учиться — интересно, вызывает положительное отношение к будущей школьной жизни.

Формирование готовности к школе в подготовительной группе — одна из главных задач

Эффективные методы и приёмы работы с детьми

Как и на других занятиях, педагоги используют на комплексных разнообразные методические приёмы:

  • Словесные. Это беседа, чтение художественных произведений, уточнение, объяснение, вопрос. Рассказ как метод на комплексных занятиях используется мало, поскольку целью их является закрепление усвоенных знаний, а рассказ обычно имеет целью ознакомить детей с новой информацией.
  • Наглядные. Демонстрация картин, муляжей, моделей и других пособий, показ образца выполнения рисунка или аппликации (кратко), рассматривание природного материала, предметных картинок. Наглядный материал должен быть знаком детям, чтобы они могли применить на нём усвоенные навыки и умения.
  • Практические.
    • Наиболее уместными будут упражнение, элементарный опыт, моделирование объектов или ситуаций. Но самыми действенными, полезными в обучающем плане и обожаемыми ребятишками приёмами были и остаются игровые.
    • Игра дидактическая, пальчиковая, подвижная, создание игровых и сюрпризных ситуаций, появление игрового персонажа — все эти приёмы сделают занятие живым, динамичным, ярким и запоминающимся. Не стоит думать, что детям подготовительной группы хочется играть меньше, чем, допустим, ясельной. Наоборот, они очень любят игру и находят в ней радость не только от самого процесса, но и от общения со сверстниками, преодоления препятствий, достижения результата. Поэтому в работе с ними используют и эвристические методы.
  • Эвристические или поисковые. Метод создания проблемной ситуации, которая требует решения, эмпатия, то есть «вживание» в мысли и чувства другого, даже неживого существа (Представьте себя снежинкой, берёзкой), гипотезы (А что, если…), символического видения (тарелка похожа на солнце, потому что оба предмета круглые), ошибок, придумывания, фантазирования, «мозговой штурм» — всё это креативные, не боящиеся нового педагоги эффективно используют на комплексных занятиях. Эвристические методы побуждают детей думать нешаблонно, делать предположения, смело высказывать своё мнение, что, несомненно, пойдёт на пользу будущим школьникам.

Чтобы подчеркнуть важность «мозгового штурма», воспитатель использовал бумажные «профессорские» шапочки

Что следует учесть при подготовке комплексного занятия

Чтобы комплексное занятие прошло успешно, воспитателю необходимо помнить о таких важных моментах:

  • Выбор темы и сюжета. Поскольку занятие имеет целью закрепить, обобщить и систематизировать материал, то его тема может быть достаточно обширной, общей, дающей простор для фантазии педагога: «В гостях у сударыни Зимы», «Осенние дары», «Путешествие в страну сказок». Сюжет может строиться на поиске ответа на проблемный вопрос, который ставит в начале занятия сказочный герой или другой персонаж (Зима, Хлеб, Вода), а также преподноситься в виде путешествия с остановками, где дети решают разные задания. Воспитанникам подготовительной группы интересны космос, экзотические регионы нашей планеты (пустыня, Арктика и Антарктика, джунгли, горы), так что и воображаемое путешествие в эти края вполне может стать сюжетом занятия.
  • Сочетание образовательных областей. Планируя занятие, нужно продумать, чем именно будут заниматься на нём дошкольники: считать в прямом и обратном порядке, повторять знания о геометрических фигурах и телах, повторять состав числа, подбирать прилагательные к существительным, строить предложения по схеме, рисовать, делать аппликацию и т. д. Поэтому определившись с темой, нужно сразу же наметить, какие образовательные области и виды детской деятельности будут на занятии. Следует отметить, что каким бы ни было занятие, в нём непременно должна присутствовать образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Воспитание дружбы, доброты, человечности, любви к родному краю, уважения к старшим, заботливого отношения к младшим — хотя бы одна или несколько из этих и подобных задач должна выполняться, поскольку социально-моральное развитие подрастающего поколения сейчас ставится на первый план во всех образовательных учреждениях.
  • Длительность занятия. Согласно СанПиН, занятие в подготовительной группе не должно превышать 30 минут. Поскольку это общая норма, не учитывающая специфики предметных и комплексных занятий, последние допустимо увеличить по длительности, но не более, чем на 5–8 минут. При этом во время НОД должны быть не одна, а две динамические паузы: подвижная игра и физкультминутка, во время которой дети могут не только делать физические упражнения, но и танцевать, например, исполнить вместе с Золушкой её любимый танец «Добрый жук».Снять напряжение и усталость на занятии поможет танцевальная пауза
  • Насыщенность. Сочетание разных видов деятельности предполагает более компактное и сжатое их использование. Невозможно втиснуть в одно занятие материал трёх полностью. Поэтому педагог должен как следует продумать, какой наглядный материал, художественные произведения и тому подобное будет использовано на занятии. Длинная сказка не подойдёт, если она нужна, то следует выбрать наиболее яркий эпизод из неё, десять картинок с изображением животных Африки тоже вряд ли принесут пользу, стоит дать для рассматривания три или пять. У опытных педагогов, работающий не один год, вырабатывается «чувство времени», которое подсказывает, сколько займёт подача того или иного материала. Молодые воспитатели не должны стесняться обращаться за помощью к ним или к методисту детсада, иначе комплексное занятие может принести вред. Слишком перегруженное наглядностью, играми, сюрпризными моментами, оно утомит детей, заставит педагога спешить, чтобы со всем управиться, и сведёт на нет радость от получения положительного результата.
  • Достоверность информации. Поскольку речь идёт о будущих школьниках, нужно давать детям научную, доступную их пониманию информацию (не Солнце движется вокруг Земли, а наоборот), использовать на занятии картины, модели и прочие пособия, которые передают естественный вид объектов и явлений. Исключение составляют занятия сказочной направленности, дошкольники седьмого года жизни прекрасно отличают сказку от реальной жизни.
  • Непременное наличие игры. Даже если взяты темы «Один дома» или «Скоро в школу», то есть очень серьёзные и важные для детей, только беседой, викториной и аппликацией ограничиваться нельзя, необходимо ввести дидактические игры соответствующей тематики, но в конце занятия ещё раз подчеркнуть, что ребята стали уже совсем большими и будут ответственно относиться к учёбе. собственному здоровью.
  • Итог занятия должен принести детям удовлетворение, ощущение успеха. Это повысит их заинтересованность не к одной, а сразу к нескольким видам деятельности, которые присутствовали на занятии.

Чередование различных видов деятельности, в том числе исследовательской, делает занятие интересным и насыщенным

Таблица: примерная картотека комплексных занятий в подготовительной группе

Структура и временной план комплексного занятия

По своей структуре комплексное занятие мало чем отличается от обычного:

  1. Вступительная часть. Организация детей, сообщение темы, мотивация к деятельности. 1–2 минуты.
  2. Основная часть. Сочетание разнообразных видов деятельности в разных образовательных областях. 23–28 минут.
  3. Заключительная часть. Подведение итога, обсуждение того, что испытали дети, что больше всего запомнилось. 1–2 минуты.

Таблица: конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Один дома», автор Р. Ф. Логинова

Итоговое комплексное занятие

Итоговые занятия проводятся в конце учебного года, их главная цель — обобщить и систематизировать информацию, полученную детьми за год.

Такая глубокая и обширная цель позволяет совместить несколько (но не все, конечно) видов деятельности в одном занятии.

Поэтому чаще всего в итоговом занятии сочетают ФЭМП, экологию или обучение грамоте с рисованием (аппликацией), музыкальной или физической деятельностью, не упуская социально-морального аспекта.

На занятии с преобладанием ФЭМП закрепляют такие навыки:

  • прямой и обратный счёт от 0–10 и от 10–0;
  • знание понятий «больше-меньше-поровну», «большой-маленький», «высокий-низкий», «широкий-узкий»;
  • определение основных геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник);
  • соотношение чисел и количества предметов;
  • ориентирование на листе бумаги в клеточку (умение писать графические диктанты — клеточка влево, вправо, вниз, вверх);
  • составление чисел.

Если преобладающим видом деятельности является обучение грамоте, то во внимание берут:

  • знание букв (алфавита);
  • определение гласных и согласных;
  • выделение звуков (букв) из слова;
  • подбор слов на заданную букву;
  • чтение слов и простых предложений по слогам;
  • понимание значения предложения (где оно начинается и заканчивается);
  • умение правильно держать ручку в руках;
  • навык обведения букв по контуру;
  • выполнение заданий по развитию речи.

Итоговое занятие не должно быть длиннее или сложнее по материалу комплексного занятия, которое проводится в середине года. Проводить его лучше в конце апреля, чтобы воспитатель имел время для корректирующей индивидуальной работы с детьми, которые имеют трудности в некоторых видах деятельности.

Комплексные занятия необходимы в работе с самыми старшими воспитанниками детского сада.

Этот вид образовательной деятельности помогает воспитателю сделать обучение будущих школьников интересным, разнообразным, и в то же время закрепить и обобщить знания и умения по нескольким образовательным областям сразу. А присутствие игр и динамичных пауз благотворно влияет на физическое и психическое здоровье ребят.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kompleksnoe-zanyatie-v-podgotovitelnoy-gruppe-po-fgos.html

Конспект занятия по развитию мышления для детей подготовительной группы

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы

Никулина Анна Геннадьевна, педагог-психолог МАОУ Прогимназии № 81 «Здравствуй! «г. Сыктывкара.

Сценарий занятия «Развиваем мышление»

Возрастная группа: дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет

Предварительная работа с детьми: Выполнение игровых упражнений на поиск закономерностей: элементы (то из чего состоит закономерность), наличие правила по которому складывается закономерность: «сложи узор», «зачеркни лишнее», «раскрась» (в соответствии с образцом), «дорисуй недостающее», «продолжи ряд», «бусы».

Дидактическое обеспечение занятия:

1. Демонстрационный материал: фотографии, на которых изображены: думающая девочка, играющие дети, геометрические фигуры разного цвета: желтые круги, красный квадрат, синие и красные прямоугольники.

2. Раздаточный материал: листы А4, цветные карандаши, наборы геометрических фигур разного цвета: синие прямоугольники, красные квадраты; задания «закончи узор», в которых чередуются флажки, разной формы и пуговицы разной формы: круглая, круглая, квадратная.

3. ТСО: магнитофон.

Цель: обучение детей составлению задач на поиск закономерностей

Задачи:

1. Обучающая: познакомить со структурой упражнений на поиск закономерностей: наличие элементов, из которых складывается закономерность по определенному правилу; организовать упражнения по самостоятельному созданию новых закономерностей воспитанниками

2. Развивающая: развивать познавательные процессы, речь, коммуникативные навыки, творческие способности, навыки самооценивания, развивать умение выделить проблему и найти пути ее решения

3. Воспитательная: воспитывать навыки взаимопомощи, сотрудничества, умения слушать друг друга.

Этапы работы:

Вводная часть:

Методы и приемы:

• Объяснение

• Беседа

• Метод проблемного изложения

• Демонстрация

• Иллюстрация

• Познавательные игры и упражнения

Дети заходят в кабинет психолога.

Психолог приветствует детей: Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть! Прошу всех встать в круг для приветствия.

Занятие начинается с традиционного приветствия «Передай хлопок», цель которого настроить детей на работу, развивать чувство единства, сплоченности. Играет музыка «Барбарики. Что такое доброта», автор-композитор Т. Залужная.

Дети становятся в круг.

Совет

Психолог: А начнем нашу встречу с приветствия, а делать это будем так: хлопнем в ладоши, повернемся к соседу справа и хлопнем по его ладошкам, при этом скажем: «Здравствуй, Кира!».

Психолог объясняет игру, сопровождая ее показом действий: ребенок поворачивается к соседу справа и передает хлопок по типу «ладушки» (в паре), при передаче необходимо назвать имя соседа справа, и сказать: «Здравствуй, Саша!». Ребенок, получивший приветствие, повторяет тоже самое со своим соседом.

Следующее упражнение «Ухо-нос» психолог проводит также в кругу, с целью активизации межполушарного взаимодействия, развитие свойств внимания (слухового).

Психолог: Ребята, а вы хотите поиграть?

Дети: Да.

Психолог: а поиграем мы в игру «Ухо-нос». Я буду называть «ухо» и вы будете дотрагиваться до уха. Я буду говорить «нос», а вы будете дотрагиваться до…

Дети: Носа.

Психолог: Будьте внимательны, слушайте мой голос, я буду вас путать.

Дети слушают команду: «Ухо» и дотрагиваются до уха. «Нос» – дотрагиваются до носа. Психолог сначала выполняет задание вместе с детьми, то есть действия соответствуют вербальной команде.

Затем психолог умышленно допускает ошибки, то есть говорит: «ухо», а дотрагивается до носа и наоборот.

Некоторые дети допускают ошибки, после нескольких повторений внимание детей сосредотачивается на словесной команде, и они не совершают ошибок.

Психолог дает положительную обратную связь детям: Ребята, вы были очень внимательны и мне не удалось вас запутать. Великолепно!

Психолог: Присаживайтесь за столы, ребята. Сейчас мы продолжим нашу встречу.

Дети занимают свои места.

Психолог: Ребята, вы хотите узнать: чем мы сегодня будем заниматься?

Дети: да.

Психолог: Посмотрите на две иллюстрации.

Обратите внимание

Психолог привлекает внимание детей на иллюстрации, расположенные на доске: фотографии девочки, которая думает и детей, которые играют.

Психолог: Давайте придумаем им названия. Как мы назовем первую фотографию? (дополнительные вопросы, если дети будут затрудняться: Что делают дети? Чем увлеченно занимаются дети?)

Дети: дети играют, дети играют за столом.

Психолог: А вторую фотографию как мы назовем?

Дети: девочка

Психолог: а что делает девочка?

Дети: смотрит, думает

Психолог: Какие вы умницы, я даже не ожидала, что вы так быстро придумаете названия данным иллюстрациям. Вот и мы сегодня будем играть и думать. Тема нашей встречи: «Поиграем и подумаем». Что мы сегодня будем делать?

Дети: играть и думать

Психолог: Давайте начнем первую нашу игру, она называется «дорисуй».

Психолог раздает листочки с заданием ( психолог дает намеренно задание с прошлого занятия) , в котором чередуются флажки, разной формы. Необходимо найти закономерность и продолжить ряд до конца строки.

Психолог: давайте внимательно посмотрим на листочек, что вы замечаете?

Некоторые дети описывают то, что видят: флажки. Другие описывают суть задания: нам нужно дорисовать до конца строки.

Один из детей замечает: Анна Геннадьевна, а мы это задание уже выполняли.

Психолог: Ребята, извините, наверно я ошиблась, сейчас я поищу другое задание.

Психолог раздает (намеренно) ранее выполненное детьми задание (психолог использует методический прием «ошибка»): в котором чередуются пуговицы разной формы: круглая, круглая, квадратная. Необходимо найти закономерность и продолжить ряд до конца строки.

Дети: это мы тоже делали.

Психолог: ребята, значит у меня сегодня больше нет готовых заданий. Что же мы будем делать? Какие у вас предложения?

Дети предлагают различные варианты решения данной проблемы:

— Давайте не будем заниматься сегодня.

— Давайте сделаем то что есть.

— Может просто поиграем?

Психолог: да, действительно, мы сегодня можем не заниматься, просто поиграть. А зачем вы приходите ко мне на занятие?

Дети:

-Чтобы заниматься.

— Чтобы все знать.

— Чтоб пойти в школу.

— Психолог: Как мы этом занимаемся?

Дети: решаем разные задания, рисуем, запоминаем.

Важно

Психолог: А чему-то новому научимся, если будем делать задание, которое уже выполняли?

Дети: нет.

Психолог: А узнаем что-то новое и полезное, если сейчас будем играть в уже знакомую игру?

Дети: нет.

Психолог: А что же нам тогда делать? Какие у вас предложения?

Дети: мы можем придумать новые

Психолог: Что мы можем придумать новое?

Дети: новые игры и задания.

Психолог: ребята, а мы сможем это сделать?

Если дети отвечают «да» :

Психолог: Замечательно, давайте попробуем.

Если дети отвечают «нет, не умеем» :

Психолог: А мы можем научиться?

Дети: Да.

Основная часть :

Психолог: Давайте попробуем. Сегодня мы будем учиться составлять такие задания сами. Опишите мне, пожалуйста, это задание. Представьте, что вы хотите меня научить играть в эту игру, а я не умею.

На доске висит задание. Дети рассказывают о смысле задания: есть ряд фигур, они выставлены по определенному порядку, необходимо определить этот порядок и продолжить в соответствии с этим законом. Психолог задает уточняющие вопросы.

Дети: есть змейка из фигурок, нужно сделать ее длиннее

Психолог: а фигурки нужно складывать в любом порядке?

Дети: нет, розовый, красный, розовый, красный.

Психолог: то есть в этой игре есть правило, по которому складываются фигуры?

Дети: да.

Психолог: Что нам необходимо иметь, чтобы составить задание?

Дети: Фигуры, картинки, изображения. Разного цвета или размера.

Психолог: Сказано здорово — просто и ясно! Ребята, а давайте возьмем геометрические фигуры, для этого выберем какие именно.

Проводится упражнение «четвертый лишний»: Детям предлагаются ряды геометрических фигур. Три из них связаны между собой по какому-либо признаку, а четвертое отличается. Надо найти лишнюю фигуру. Обязательно спрашивается, почему ребенок сделал такой выбор. В результате этого упражнения определяются две фигуры: синий прямоугольник и красный квадрат.

На доске два ряда геометрических фигур:

1.Три желтых круга и красный квадрат.

2. Четыре прямоугольника: три красных, один синий.

Психолог: Ребята, давайте рассмотрим первый ряд. Здесь четыре фигуры. Три из них сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый к ним не подходит. Назовите лишнюю фигуру.

Если дети затрудняются в ответе: просто перечисляют фигуры, дают неверный ответ, психолог задает наводящие вопросы: цвет у них одинаков? А форма? Что у большинства фигур одинаковое? Какой фигура мешает назвать общую форму? Если мы ее уберем какой формы фигуры останутся. Значит какая фигура лишняя?

Дети: квадрат.

Психолог: Почему вы так считаете?

Психолог принимает все объяснения, если они убедительны.

Дети: — У него одного есть углы.

— Один квадрат, а остальные круги.

Психолог хвалит детей: Да, совершенно верно! Это красный квадрат.

Совет

Психолог: Ребята, а теперь рассмотрим второй ряд. Здесь тоже четыре фигуры. Назовите лишнюю фигуру.

Дети: прямоугольник.

Психолог: который прямоугольник?

Дети: Синий прямоугольник.

Психолог: Почему вы так считаете?

Дети: Он другого цвета, отличается цветом, он синий.

Психолог: здорово, вот мы и нашли фигурки, из которых будем составлять задание. А теперь давайте определим порядок. Возьмите из конверта наборы геометрических фигур, расположите их аккуратно на столе. Давайте вместе попробуем составить ряд: я на доске, а вы на столах.

Психолог раздает детям заранее заготовленные наборы красных квадратов и синих прямоугольников. Психолог выполняет на доске простое чередование фигур: красный квадрат, синий прямоугольник, красный квадрат, синий прямоугольник, и так далее. Дети выполняют на столах. Те дети, которые справились быстро, придумывают более сложное чередование, психолог подходит помочь нуждающимся в этом детям.

Психолог: Получилось? У всех получилось?

Дети: да.

Психолог: Отлично! А мы можем придумать другой вариант?

Дети: да.

Психолог: Давайте придумаем. Но сначала немного отдохнем. Для этого встаньте возле стульев.

Играет музыка «Барбарики. Дружба», автор-композитор Т. Залужная. Психолог проводит физминутку «Вы, наверное, устали?», чтобы обеспечить кратковременный активный отдых детей.

Психолог читает стихотворение и выполняет с детьми описанные действия:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда, все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Наклонились, повертелись,

И за столы все уселись.

Глазки крепко закрываем.

Дружно до 5 считаем: 1,2,3,4,5.

Глазки открываем,

Быстро-быстро поморгаем.

И работу продолжаем.

Психолог: Ребята, как мы прекрасно отдохнули и с новыми силами продолжаем. Мы с вами сделали задание на чередование геометрических фигур разного цвета. А чередоваться могут только фигуры?

Дети: нет

Психолог: чтоб можно еще чередовать, чтобы придумать похожее задание?

Дети: пуговички, флажки, цветочки, картинки.

Психолог: А теперь самое интересное задание. Придумайте свою цепочку предметов.

Психолог раздает цветные карандаши и листочки.

Психолог не ограничивает детей в выборе изображения и порядке закономерности. Дети придумывают задание, психолог проверяет и просит положить карандаши на место, собирает сделанные задания.

Дети: но мы не закончили узор до конца строки.

Психолог прогнозирует перспективу: Ребята, вы такие молодцы, у вас получились замечательные рисунки. Сейчас я заберу ваши работы, перемешаю их и раздам вам в следующий раз, то есть придуманное вами задание обязательно пригодится, его выполнит кто-то другой.

Психолог: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Дети: делали задания.

Психолог: правильно, каждый свое, а какие именно задания?

Дети: на чередование фигур разного цвета

Обратите внимание

Психолог: а только цвета и фигуры могут чередоваться? У Анжелики чередовались цветочки, а у Леши человечки.

Дети: значит, бывают разные.

Психолог: Правильно, бывают разные, а что объединяет эти задания?

Дети: они нарисованы, сложены.

Психолог: а нарисованы или сложены как хочется?

Дети: нет, по правилу.

Психолог: То есть, сегодня вы научились делать задания на последовательность, по определенному правилу.

Психолог: Вам понравилось придумывать задания?

Дети: да.

Психолог: что нужно было делать, чтобы правильно его выполнить?

Дети: постараться, рисовать, думать.

Психолог подводит детей к ответам: думать, мыслить, соображать.

Ритуал прощания: Психолог подводя итоги непосредственно образовательной деятельности, создает условия для формирования самоконтроля и адекватной самооценки и проводит упражнение «день-ночь». Включается музыка для релаксации «Ночь».

Психолог: А на прощание мы поиграем в игру «день и ночь»: когда я говорю «ночь» — вы закрываете глазки, можете прилечь на стол. Когда скажу «день» вы открываете глазки и садитесь как обычно.

Психолог дает команду «ночь» и задает следующие вопросы: поднимите руку, кому понравилось сегодняшнее занятие. Кому оно было полезным? Кто испытал трудности при выполнение заданий? (дети, не открывая глаз, поднимают руку)

Психолог говорит: День! Ребята, мы сегодня много сделали. Вы меня очень порадовали. Благодарю всех за активное участие в нашей работе. С нетерпением буду ждать нашу следующую встречу!

Использованная литература:

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 88 с.

2. Воронина Т. П. Логические ряды. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 56 с.

3. Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. – М.: Баласс, 2010. – 64 с.

4. Зак А. З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993. – 111 с.

5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. — исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук. — М.: Педагогика. -2000. — 200 с.

6. Шиманский В. И., Шиманская Г. С. Логические игры и задачи. – Д., 2000. -134 с.

Источник: https://www.school-essays.info/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-myshleniya-dlya-detej-podgotovitelnoj-gruppy/

Ссылка на основную публикацию