Конспект занятия в детском саду «жилище человека». старшая группа

Конспект занятия в детском саду «жилище человека». старшая группа — Педагог

Оргмомент: дети отгадывают загадки

В нём четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остеклённые балконы.

  1. Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живёт.

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый…

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в путешествие, и посмотрим, в каких домах жили и живут люди. Давайте представим, что мы оказались в древнем мире. А это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется?

Ответы детей: Пещера

Воспитатель: Когда-то очень давно на земле не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары и холода, ветра и дождя и люди стали себе искать убежище в пещерах. Но это было не безопасно. Поэтому человек со временем научился строить дома. В ход шли брёвна, ветки, камни, глина. Выбор строительного материала зависел от того, где люди жили.

Представим, что мы попали в гости к эскимосам на Крайний Север. Здесь не бывает лета, поэтому снег и лёд никогда не тает. Это дом эскимоса, он имеет очень интересное название – иглу. Скажите, какой материал был использован для её строительства?

  Ответы детей: Йглу из снега

Обратите внимание

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы в центре России, где много лесов. Ребята, вы знаете как называется это жилище?

Ответы детей: Изба

Воспитатель: Издревле русские люди славились своей силой и мастерством. И строили они свои избы из сосны, ели и лиственницы, стволы этих деревьев хорошо удерживали внутреннее тепло и долго не гнили.

Крыши таких изб сначала покрывали соломой, а в наше время кроют железом.

Физминутка «Строим дом»

Целый деть тук да тук,

Раздается звонкий стук.

Молоточками стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот домик для бельчат.

Этот дом для белочек

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом Для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем.

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать.

Этот дом для Светы,

Он большой и светлый.

Здесь живет Алеша,

 Мальчик он хороший

В этом доме Маша,

Солнышко ты наше

(Выпрямленные пальцы обеих рук соединяют друг с другом под углом ,как крыша.

Называемые пальцы прижимают друг к другу. Сжимают пальцы в кулак и стучат ими друг о друга. Ритмично сжимают пальцы в кулак.)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами оказались на природе у реки около леса. Кто знает, как называется жилище?

Ответы детей: Шалаш

Воспитатель: Шалаш – это легкое летнее временное жилище из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. Чаще всего шалаш строят на природе (в лесу, в поле, у реки). Шалаш служит укрытием на ночь и защищает от непогоды – ветра, грозы, дождя и т.д.

Шалаш – временный дом для путешественников, туристов, рыбаков и всех тех, у кого возникла необходимость недолгое время жить в природных условиях.

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы вернулись в наше время. А теперь расскажите мне, какие дома строят современные люди?

Многоэтажные дома и коттеджи строят  из кирпичей, железобетонных панелей и деревянных брусьев. Эти современные материалы очень прочные и красивые.

Важно

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас поиграть в игру «Лови, бросай, на вопрос отвечай» (с мячом).

(Дом из камня…..каменный

             соломы, дерева, глины, льда, кирпича, стекла, бетона, брёвен.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами путешествовали и видели разные дома.  

  • Назовите жилище прошлого?
  • Назовите жилище северных народов?
  • Назовите сельское или деревенское жилище?
  • Как называется временное жилище?
  • Как называется жилище современных людей?

Источник:

Занятие «Жилища человека» | МБДОУ Детский сад комбинированного вида №14

Познавательное занятие по космическому воспитанию

на тему «Жилища человека».

в разновозрастной группе (5-7лет)

Составила воспитатель

Тимербаева Венера Салихзановна

Программные задачи:— Познакомить детей с первыми жилищами древнего человека.— Учить детей анализу, суждениям.

— Воспитывать интерес к истории развития человека;— Развивать любознательность;— Расширять поисково – познавательную деятельность детей;— Развивать умение задавать вопросы;— Развивать предпосылки диалектического мышленияАктивизация словаря: Жилище, пещера, шалаш, землянка, вигвам, иглу.

Материал: демонстрационная доска, буквы ( д, о, м ) на коврике, табличка «жилища» , мяч, макеты (рисунки) жилищ древних людей- пещера, землянка, веточки и ткань для изготовления шалаша; камни и глина для изготовления домика из камней (на отдельном столе); стихотворение о пещере напечатано на листочке для последующего чтения детьми, схема рассказа про жилище (из чего строят, кто строит и где), набор карточек «Сколько братьев у нашего дома»

Предварительная работа:

-Изготовление макетов жилищ родителей с детьми (изба, яранга, иглу, дом на сваях, юрта, многоэтажный дом).

-Сообщение Владика «Вигвам».

-Сообщение Насти «Иглу»

-Совместная работа по изобразительной деятельности «Яранга и чукча».

-Чтение энциклопедий по теме «Жилища».

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель предлогает детям составить слово из букв ( д , о, м).(Ставит перед детьми на демонстрационную доску).

Воспитатель: Как вы считаете для чего нужен человеку дом? ( игра с мячом).

Сообщение детям цели занятия:

Воспитатель: Мы сегодня продолжим разговор про потребности человека. Тема нашей беседы – дом (читают дети).

Воспитатель: Слово дом произошло от латинского слова «домус», что означает жилище. Произнесем вместе – домус. Домус — это жилище .

слово «жилище» воспитатель ставит рядом со словом «дом».

Воспитатель: Посмотрите внимательно на макеты жилищ , подумайте какое из них было самым первым жильем древнего человека и почему именно это?. Вспомните, в каких условиях жил человек, чем он занимался. Ответы детей

Наводящий вопрос: — Умел строить дома человек много тысяч лет назад?

Рассказ воспитателя: — Много тысяч лет назад человек еще не умел строить дома. Нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни. Но природа не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда еще не знал. Он был очень голоден, и все время думал, где ему добыть еду.

А еще первобытному человеку было холодно, потому что, в отличие от других животных и птиц, он не имел ни теплой меховой шкуры, ни оперения. Кроме того, нашему далекому предку со всех сторон угрожали свирепые хищные звери, которые только и ждали, чтобы напасть на него.

Трудно человеку без дома!

Как построить дом надежный,

Человек еще не знал.

В первобытном мире сложном

Он жилье свое искал.

Он страдал от зимней стужи,

Хищный зверь ему грозил.

Человеку дом был нужен,

Где бы он спокойно жил,

Где бы он готовил пищу,

Ел и мирно отдыхал.

Он хотел иметь жилище,

Где б бояться перестал.

И в заботах невеселых

Человек мечтал порой,

Как с добычею тяжелой

Возвращается домой.

Как семья его встречает,

Тесно сидя у костра…

И теперь он точно знает-

Дом найти ему пора!

Воспитатель: — Нашел человек себе жилье? Какое?

Макет пещеры (рисунок) на столе (демонстрационной доске) перед детьми.

Воспитатель Пещера – это пустое пространство, которое постепенно образуется в горе под воздействием ветра, воды, колебаний температуры воздуха.

Воспитатель: — От чего и кого человек спасался в пещере?

Дети: От непогоды, от опасных диких зверей.

Воспитатель: — Как человек благоустроил пещеру?

Дети: Он принес туда веток, сухой травы и соорудил себе постель.

Совет

Воспитатель: Когда древний человек научился разводить огонь, то устроил в пещере очаг, а вход завесил шкурами убитых животных. Очаг обогревал жилище, а на огне можно готовить пищу. Так пещера стала для далекого предка его первым домом.

Воспитатель: Поиграем в игру «Пещера хорошо и плохо».

Дети: Хорошо — защищает от опасных диких зверей; защищает от непогоды; место для отдыха;

можно на очаге приготовить пищу.

Плохо – дверь тогда еще не придумали, поэтому вход в пещеру приходилось охранять от непрошенных гостей; не в любой местности были пещеры.

Воспитатель: — О чем задумался человек? Он может построить сам себе жилище?

Сейчас мы с вами попробуем построить жилище древнего человека из того материала, который он мог найти там, где он жил.

Вопрос: — Что можно построить из палок и веток?

Дети: шалаш.

Воспитатель: Народы, которые кочевали с места на место, сооружали шалаши. Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и накрывали ветками.

Вопрос: — Какие жилища, похожие на шалаш, мы с вами знаем? Их строили на севере, там, где было холодно? (вигвам-жилище североамериканских индейцев, обтягивали шкурами бизонов; яранга-жилище чукчей, шкурами оленей).

Воспитатель: — Там, где почва была каменистая, человек пытался строить дом из камней. Давайте попробуем построить дом из камней.

Дети пытаются, но постройки разваливаются.

Воспитатель: Что же делать? Чем можно скрепить камни?

Высказывания, предположения детей. Один ребенок пробует скрепить глиной.

Воспитатель: — Немало прошло времени, пока люди не догадались скреплять камни глиной.

(Показ землянки).

Обратите внимание

Воспитатель: — Там, где земля была относительно мягкая, древний человек выкапывал яму, обкладывал ее камнями, а над ямой сооружал навес из веток. Такое жилье называли землянкой. Позже стены землянки люди стали укреплять бревнами, а на крышу для тепла насыпать толстый слой земли. Но жить под землей было сыро, неуютно. Человек стал задумываться о новых постройках….

Итог:

Но не будем забывать о первых домах, благодаря которым человек выжил в жестоком первобытном мире, чтобы спустя тысячелетия возводить многоэтажные небоскребы.

-Назовите первые жилища. (пещера, шалаш, дом из камня, землянка).

Физкультминутка.

Воспитатель: Я приглашаю в увлекательное путешествие, в котором мы узнаем, что у нашего дома есть братья.

Дети берут по карточке с изображением жилища, а затем подбирают соответствующий пейзаж и фигурку человека.

Задача считается выполненной в том случае, если ребенок составил рассказа о жилище по схеме.( из чего строят, кто и где).

Информация для дополнений и уточнений ответов детей.

Изба — традиционное жилище русских строилось из бревен, так как дерево было самым доступным строительным материалом в России. Поселение, где люди живут в избах, называется деревней.

Яранга — переносное жилище из деревянных шестов, которые покрыты оленьими шкурами; строят оленеводы-чукчи на Крайнем Севере.

Хата – традиционное жилище белорусов, украинцев, русских, живущих на юге России ; делали его из прутьев, промазывали глиной и сверху белили. Поселения, где живут в хатах, называют хутором.

Важно

Иглу – жилище строят из снега и льда; живут в них на эскимосы и другие и другие северные народы.

Вигвам – жилище из жердей и обтянутое шкурами бизонов; это дом индейцев, которые живут в Северной Америке.

Юрта – складной дом, обтянутый войлоком; живут в нем пастухи Казахстана, Монголии.

Итог:

Вот какие необычные и удобные для определенного климата и условий жизни дома.

Цель третьей части:

Воспитатель: Сегодня мы узнаем еще об одном жилище.

Ребенка читает свой доклад составленный ранее в группе.

Дети задают вопросы к докладчику.

Докладчик отвечает на вопросы детей. (воспитатель оказывает помощь в случае необходимости).

Итог:

Воспитатель: Мы узнали еще об одном жилище человека.

Итог:

Воспитатель: Расскажите , что нового, интересного узнали на занятии.

Дети: мы говорили о потребности человека – о самом первом жилище человека, пытались сами построить жилище из камней, вспомнили о разных необычных жилищах.

Свободная, самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Мне бы хотелось, чтобы во время работы с Монтессори материалом вы узнали еще больше про жилища (из энциклопедий, из книжечек в русском языке, во время работы на листочках).

Просыпайся, глазок,

Просыпайся другой,

Да порадуйся солнышку вместе со мной-

Посмотри, как оно улыбается всем, кто делом с утра занимается.

Дети закрывают глаза и размышляют над тем, какой материал возьмут дети для самостоятельной работы. Затем по одному подходят к педагогу, и говорят , с чем они будут заниматься.

Планируемые презентации: (то, что необходимо подготовить)

-подвижный алфавит (из букв выкладывать названия жилищ и переписывать); (внести карточки с рисунками жилищ);

-раскрашивание жилищ; (листы с изображением жилищ);

-списывание рассказов о жилищах; (написать рассказы о жилищах)

-изготовление макета жилища; (приготовить материал),

-работа на листах;

-работа с дидактическими карточками «Сколько братьев у нашего дома?» (сделать игру).

Источник:

Конспект занятия для старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему «Береги себя»

Конспект занятия для старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему «Береги себя».

Цель:  уточнить и расширить представление детей о доме – жилище человека, учить видеть предметы, расширить представления детей о том, какое поведение опасно; развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности; научить детей пользоваться телефонами службы спасения.

Источник: http://pedagogtop.ru/konspekty/konspekt-zanyatiya-v-detskom-sadu-zhilishhe-cheloveka-starshaya-gruppa.html

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мой дом – моя крепость»

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» п. Каджером

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Мой дом – моя крепость»

                                                                                                                                                                                                                                              воспитатель 1 квалификационной категории

Читайте также:  Конспект занятия по пдд в старшей группе детского сада. изготовление светофора

Викулина Н.А.

Цель: развитие способности понимать ценность пространственно-предметной среды дома в жизни человека.

Образовательные задачи

-Познакомить детей с историей жилища;

-систематизировать знания детей о домах и их видах.

Развивающие задачи

Развивать речь, творческое воображение детей.

Воспитательные задачи

Воспитывать бережное отношение к своему дому.

Оборудование: презентация, альбомные листы, карандаши.

План:

  1. Беседа о доме.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.

 4.   Физкультминутка.                                                                                                           

      5.   Проблемная ситуация.

  1. Игра «Для того, чтобы…»
  2. «Чудо – домики»
  3. Рисование дома.

Ход проведения:

1. Беседа о доме. (слайд 1)

  • Дети, отгадайте, о чём это загадка: «Как называется то место, из которого человек уходит, но всегда возвращается?». (Дом) (слайд 2)
  • Что означает для вас это слово? Что бы вы рассказали о своём доме?

(Ответы детей)

  • Сколько этажей в вашем доме?

(Ответы детей)

  • А сколько комнат в вашей квартире?

(Ответы детей)

  • Мы с вами живём в поселке Каджером и  дома у всех разные.
  • Посмотрите на фото домов, которые есть в нашем посёлке.                                                 (Слайды с 3 по 16 ).
  • Чем они отличаются друг от друга?

(Ответы детей)

-Правильно. Одни дома построены из бетона, другие из кирпича, у них разное количество этажей, наши дома разного цвета.

(Ответы детей)

  • Дети, я хочу рассказать вам о деревенском доме.

(Слайд 17, 18)

Деревенские дома отличаются от городских своей архитектурой. В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и драчливых соседей. У дома было деревянное крыльцо со ступеньками.

И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево — из дерева. Чаще всего дома строили из елей. Стройку начинали летом, на Троицу, и примечали: «Без Троицы дом не строится».

 Обогревались дома русской печкой, она давала тепло зимой, на ней готовили еду.  По вечерам старики, забравшись на печь погреться, рассказывали детям сказки.

(Слайд19 )

  • Посмотрите на слайде внутреннее убранство избы. (слайд 20)
  • А кто из вас был в деревенском доме?

(Ответы детей)

  • Деревенские дома бывают деревянными и глиняными.

(слайд 21 )

  • Камень, глина, кирпич, дерево полезны для здоровья человека, так как они считаются экологически чистым материалом. Вот какие разные деревенские и городские дома.
  1. Проблемная ситуация. (Слайд 22)    
  • Ребята, а всегда ли были дома, как вы думаете?                                                                     1

(Ответы детей)

  • Каким же был дом древнего человека?

(Ответы детей)

  1. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.

 Домом древнего человека служила пещера.

(Слайд 23)

Люди искали сухие пещеры, в которые не задувал ветер. На ночь вход в пещеру закладывали камнями или загораживали ветками. Как вы думаете, для чего?

(Ответы детей)

  • Это делалось для того, чтобы защитить себя от диких животных. На землю они клали подстилку из сухих листьев и потом на них стелили шкуры животных. Стены пещер древние люди украшали рисунками. (слайд 24)

(Слайд 25) -Во время охоты люди жили в палатках. Палатка древнего человека — это палки,

скрепленные вверху и покрытые шкурами животных. У индейцев до сих пор есть такие палатки, их называют типи. Это древнее жилище человека, сохранившееся до наших дней

(слайд 26)

  • Деревянные стойки вбивались в землю по кругу, а вверху связывались кожаным ремнём. Снаружи всё покрывали сшитыми шкурами, чаще из бизона. Они были прочными, и через них не протекала вода.
  • А вы знаете, как называется это жилище?

(Ответы детей)

  • Это тоже жилище индейцев — вигвам. Чем оно отличается от типи?

(Ответы детей)

  • У вигвама прямые стены и куполообразная крыша в отличие от типи. Сверху шкур снаружи вигвам обшивали корой берёзы, которую соединяли при помощи костяной иглы и тонких кожаных ремешков. А зимой внутри вигвама каркас из дерева и на него вешали чехол из пушистых звериных шкур.

(Слайд 27)

В нашей стране на Севере тоже сохранились древние дома. Может быть вы слышали о домах из снега?

(Ответы детей)

  • Такие дома называются иглу. Их и сейчас строят зимой охотники. Вход в ледяную хижину делают очень низким, чтобы в неё не задувал ветер. Иглу — жилище эскимосов. Строят его из глыб снега, которые вырезают большими ножами и укладывают по спирали. Постройке придают вид купола, благодаря чему она сохраняет тепло. Внутри подвешивают полог из оленьих шкур.

(Слайд 28)

Существует ещё один вид жилища — чум.

Чум — переносное жилище у народов Сибири. Каркас в виде конуса из жердей, покрытый зимой оленьими шкурами, и парусиной или берестой летом. Ещё вид — юрта. (Слайд 29)

Юрта — переносное жилище из войлока у народов Азии. Круглое в плане с куполообразной крышей. Стены составлены из решёток, крыша — из шестов, верхними концами соединённых в центральный обруч, обрамляющий свето- дымовое отверстие над очагом. Каркас юрты кроется войлоком.     

(Слайд 30)

Сакля — жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах. Саклю делают из камня или глины. Крыша ее плоская. В каждой сакле прорезают одно или два маленьких окна и одну или две двери.

(Слайд 31)

Совет

В жаркйх сырых местах строят дома на сваях. Двух — или трехметровые сваи, на которые ставят дома, обеспечивают помещению прохладу и сухость даже в сезон дождей или во время шторма. Стены делают из плетеных бамбуковых матов. Окон обычно не делают, свет проникает сквозь щели в стенах или через дверь. Крышу настилают из пальмовых веток.

(Слайд 32)                                                                                                                                     

В средние века люди воевали друг с другом. И деревянные дома не могли защитить людей. Стали строить замки — крепости. Они строились из камней или кирпичей, у таких построек были толстые стены, которые не могли пробить снаряды противника. Вокруг замка делали стены из камня, окошки у такого жилища были маленькие.

  • Как вы думаете, почему сейчас не строят такие замки?

(Ответы детей)

  1. Физкультминутка (слайд 33)
  2. Проблемная ситуация (слайд 34)     
  • Ребята, представьте, что вы оказались на необитаемом острове, где всегда тепло и растут пальмы и различные цветы. Но бывают сильные дожди. Из чего бы вы построили себе дом?

(Ответы детей)

6. Игра «Для того, чтобы…» (слайд 35)

— Ребята, дома могут быть разной формы, сделаны из различных материалов.

  • Но скажите, что должно быть у каждого дома?

(Ответы детей)

  • Давайте с вами поиграем в игру «Для того, чтобы…». (Крыша дому нужна для того, чтобы…). (Окно, печь, дверь, крыльцо).
  • Молодцы, вы всё сказали правильно.

7.Чудо – домики. – Как называется профессия людей, которые строят дома? (ответы детей)

– Что нужно сделать, прежде чем строить дом? (ответы детей)

(Дом надо придумать и нарисовать).

— Человек, который придумывает новые дома ,называется архитектором. Бывают дома необычные.

(слайды с 36 по 39)

8. Рисование дома.                                                                   

  • Ребята, есть такое выражение «Мой дом — моя крепость». Как вы его понимаете? Да, для каждого человека дом — это его семья, место, где его любят и всегда ждут, заботятся о нём. дом нам нужен для того, чтобы жить в нём, чтобы найти в нём тепло, защиту, любовь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Вот поэтому так и говорят «Мой дом — моя крепость».
  • Когда вы вырастете, у вас будет свой дом. Какой он будет? Давайте об этом помечтаем и нарисуем на бумаге.                                       

 (Слайд  40)

(дети садятся за столы, рисуют)

Какие прекрасные дома у вас получились! И как, наверно, в них будет хорошо жить. Пусть у каждого из вас будет тёплый, светлый, уютный дом. А вы берегите и любите свой дом. (слайд 41)

Используемая литература:

1. Скорая помощь для воспитателя: конспекты занятий и других мероприятий в ДОУ по образовательным областям.Н.В. Елжов. – Ростов- на-Дону: Феникс , 2013г.

2.   Сказки о предметах и их свойствах (Библиотека воспитателя).

3. Интернет- ресурсы

4. Детские журналы «Непоседа»

Смотреть презентацию

Источник: https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-podgotovitelnoy-gruppe-moy-dom-moya

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие по «Реке времени»: история жилищ человека»

Дата публикации: 30.04.18

Автор:
Петрушкина Людмила Анатольевна Воспитатель, МБДОУ Детский сад №14 структурное подразделение «Родничок», Тюменская область Кондинский район город Урай

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие по «Реке времени»: история жилищ человека»

Цель: ознакомление детей со строительными профессиями и развитие интереса к этим профессиям через представления об эволюции жилища от древнего мира до сегодняшних дней.

Задачи:

1.Создать условия дляознакомления детей с историей жилищ человека.

2. Расширить знания детей о строительных профессиях.

3. Расширить у детей кругозор в пространстве и во времени;

4. Активизировать в речи слова, связанные со строительными профессиями.

5. Развивать любознательность, творческую активность.

6. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям строительных профессий.

Методическая ценность:

Воспитание интереса к строительным профессиям.

Расширение у детей ориентации в пространстве и времени.

Доступность, красочность, необычность.

Виды деятельности:

Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Планируемый результат:

1. Дети получили знания о современных строительных профессиях.

2. Расширился кругозор в пространстве и времени.

3. Разнообразили и повысили словарный запас детей.

4. У детей появилась познавательная, творческая активность.

5. У детей проявился интерес к современным строительным профессиям. Они поняли значимость труда людей этих профессий в обществе.

Оборудование и материалы: на «Реку времени» демонстрационный материал (картинки: пещера, шалаш, древний человек, орудия труда; деревянные дома, сруб, человек, живущий на Руси, топор; картинки со строительными профессиями, специальной техникой, орудиями труда данной специальности: картинки необычных домов, проэктор, ноутбук.

Игровая мотивация

Дети отправляются в путешествие по «Реке времени, чтобы узнать историю возникновения строительных профессий и разных жилищ человека.

Орг. момент Интересное из истории строительства домов.

Звучит музыка. Песня «Не кочегары мы, не плотники» (Н. Рыбников, из к/ф «Высота».)

Воспитатель: «Ребята, скажите в каком доме вы живете

Ответы детей.

Воспитатель: «Как вы думаете, в древнем мире, какие дома были, кто их строил? Хотите узнать?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Дом нужен всем, но самое большое разнообразие домов у человека. Еще в древности люди занимались строительством. Увидеть эти различные жилища нам поможет путешествие по «Реке времени».

Воспитатель: Чтобы отправиться в путешествие надо сказать волшебные слова.

Воспитатель:Раз, два, три – покружись

В древнем мире окажись.

Воспитатель: Вот мы и в древнем мире. Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется? (Пещера). Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах. Первобытные люди жили в пещерах, шалашах.

На «Реке времени» появляются картинки пещеры, шалаша.

Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов. Первым жилищем была, конечно, пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников. Позже появились каркасные шалаши из веток и костей. А сверху на них делали покрытие из шкур.

Ребенок выкладывает на «Реке времени» картинки с людьми, жившими в древнем мире и их орудиями труда.

Игра «Один – много»

Шалаш –шалашейДерево — деревьев

Пещера – пещерКамень — камней

Шкура – шкур

Кость — костей

Воспитатель: Раз, два, три – покружись

В Древней Руси окажись.

Воспитатель: Шли года. Как только у человека появился дом – появилась профессия СТРОИТЕЛЬ.

Воспитатель: Люди осваивали профессию ПЛОТНИК. На Руси плотник, был как строитель.

Основой деревянного дома был сруб. Сруб – скрепленные между собой в четырехугольник бревна.

На «Реке времени» появляется сруб.

Древесина была доступным материалом. Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. Крыши были двухскатные. В качестве кровельного материала выбирали солому, так как она была бесплатной и защищала дом от дождя и снега. Дом строили топорами.

Ребята а кто мне поможет найти нужную картинку и поместить ее в «Реку времени»?

На «Реке времени» появляются картинки деревянных домов.

Игра «Строим дом» (Строят дом из крупного деревянного конструктора).

Физкультминутка. «Строим дом»

Раз, два, три, четыре, пять, — марш на месте,

Будем строить, и играть, — руки на поясе, повороты вправо-влево;

Дом большой, высокий строим, — руки вверх, встать на носочки;

Окна ставим, крышу кроем. – показать руками «окно» и «крышу»;

Вот какой красивый дом! — руки в стороны, покружились;

Будем жить мы с вами в нём. — прыжки на месте.

Воспитатель: Молодцы ребята. Проходите на сво места. Ребята что бы очутиться в друном времени нужно опять произнести волшебнве слова.

Воспитатель: Раз, два, три – покружись

В современном мире окажись.

Воспитатель: Сегодня, что бы построить жилой дом, требуется привлечение специальных механизмов и большого количества людей самых разных строительных профессий. Строитель должен многое знать и многое уметь. Строитель – это даже не профессия, а собирательное понятие специальностей.(Просмотр видеоролика)

• Первым принимается за работу по строительству дома АРХИТЕКТОР. Он делает проект дома. Чертит, рисует. (показ видео)

• Когда проект дома готов, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Того кто работает на бульдозере называют БУЛЬДОЗЕРИСТ. Он на этой машине ровняет поверхность площадки.

• После бульдозера за работу принимается экскаватор. Того кто работает на экскаваторе называют ЭКСКАВАТОРЩИК.

Читайте также:  Конспект занятия по математике в подготовительной группе доу на тему: временные отношения

Он роет котлован.

• Теперь пора укладывать блоки для фундамента дома. Для укладки блоков для фундамента нужен подъемный кран. Он легко справиться с этой работой. Того кто работает на подъемном кране называют КРАНОВЩИК.

• После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада КАМЕНЩИКОВ.

Они выкладывают из кирпича стены и перегородки здания.

• И вот наш дом почти построен, но остался один рабочий, который работает выше всех – это КРОВЕЛЬЩИК. Он покрывает крышу. Кровля – это очень важный структурный элемент на завершающем этапе любого строения. Кровля способна защитить дом от любого каприза погоды.

• Затем на стройку прибывают плотники. ПЛОТНИКИ устанавливают двери и окна.

• СТЕКОЛЬЩИКИ застекляют окна.

• САНТЕХНИКИ прокладывают в доме трубы для холодной и горячей воды, для системы отопления, канализации и газовых труб.

• ЭЛЕКТРИКИ – проводят электрический свет в доме.

• СВАРЩИК проводит сварочные работы, для того чтобы железные конструкции держались крепче друг с другом.

• Затем на строящемся объекте приступают к работе мастера отделочных работ: ШТУКАТУРЫ, МАЛЯРЫ.

Воспитатель: Вот кто строил этот дом,

Дом, в котором мы живём.

На «Реке времени» появляются картинки современных домов.

Загадки о строительных профессиях

Строю школы, строю бани, строю новые дома,

Строю целые деревни, даже строю города!

Строить нужно аккуратно, строить нужно на века,

Чтоб жилось в тепле, уюте, даже в сильные снега.

В своём деле я художник и над ленью победитель,

Догадались? я —(строитель)

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает. (столяр)

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья. (плотник)

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нём.

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире. (Каменщики)

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (Крановщик)

Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер —

Мастер он по стенам! (Маляр)

Игра «Что не так?»

Врач строит дома. Водитель красит стены. Медсестра работает на подъёмном кране. Учитель чертит (рисует) проект дома. Прачка выкладывает из кирпича стены дома. Воспитатель проводит электрический свет в доме.

Пальчиковая игра «Строители»

Мы строители, мы строим, Ребенок стучит кулачком о кулачок.

Обратите внимание

Много мы домов построим, Загибает по очереди пальцы на обеих руках.

Много крыш и потолков,

Много окон, стен, полов,

Много комнат и дверей,

Лифтов, лестниц, этажей.

Будет у жильцов веселье – Произносит слова веселым голосом, хлопаем в ладоши,

В новом доме новоселье! Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх.

Игра «Лови, бросай на вопрос отвечай».

(Дети встают в круг на ковре)

Воспитатель: Лови мяч и отвечай, какой профессии нужны данные инструменты.

Листы бумаги, карандаши, линейки, циркули, мольберт …

Кисть, шпатель, обои, клей, валик …

Строительная каска, мастерок, раствор цемента, кирпичи …

Рубанок, молоток, гвозди, шурупы, саморезы, пила …

Стеклорез, стекло, рамы …

Провода, отвертки, изолента, резиновые перчатки …

Сварочный аппарат, железные конструкции …

Трубы, фумлента, прокладки, кран …

Воспитатель: Молодцы ребята. Проходите за столы.

Игра «Собери дом».

Цель: развивать наблюдательность, ассоциативное мышление, мелкую моторику.

Ход игры: детям предлагается на выбор образец дома. Они должны его собрать, как паззлы.

Воспитатель: Раз, два, три – покружись

Ты в будущем времени окажись.

На «Реке времени» появляются изображения необычных домов.

Игра «Дизайнеры будущего».

Цель: развитие фантазии, творческого воображения, развитие связной речи, говорить на публике.

Ход игры: дети берут любой материал (кто-то рисует, кто-то строит из конструктора, кто-то рассказывает, как дизайнер).

Рассказы детей, как они представляют строительные профессии будущего.

Воспитатель: Раз, два, три – покружись

Ты в детском саду окажись.

Вот мы и вернулись с вами из путешествия.

Игра «Посели человека в тот дом, в котором он живет»

(работа детей с «Рекой времени»)

Цель: закрепить умение соотносить тип жилища и человека, умение аргументировать, почему человека поселили именно в ту эпоху.

Ход игры: дети берут картинку, человека и заселяют его в дом, объясняя, почему именно в тот дом.

Игра «Кому что нужно для работы».

Цель: закрепить знания о строительных профессиях и инструментах необходимых людям данных профессий.

Важно

Ход игры: взрослый приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какую-либо картинку с инструментом и называет его. Другой ребенок должен назвать, кому, что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал топор, другой называет: «Он нужен, плотнику».

Рефлексия.

Ребята вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали сегодня? Где мы сегодня побывали? Какой временной период вам понравился больше всего? Древность или будущее? На этом наше занятие подошло к концу. Вы отлично потрудились. Можете быть свободны.

Скачать публикацию Скачали: 13 раз(а)

Источник: http://moyaugra.ru/publication/1/1254

Конспект ООД в форме познавательно-исследовательской деятельности «История жилища»

Основная часть

«Река времени»

Карточки «Древность», «Старина»,

«Настоящее»

Мяч

Предлагаю детям подойти к «Реке времени»

— А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время.

— С помощью чего мы можем отправиться в путешествие? (подвожу детей к тому, что можно отправиться в прошлое с помощью волшебных слов).Предлагаю детям встать в круг и с закрытыми глазами произнести волшебные слова:
Мчится времени река — широка и глубока.
Речка, речка, не спеши, нам про «Древность» расскажи.

— Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности. — Как вы думаете, нужно ли было древнему человеку жилище? Для чего оно ему было нужно?

— Древние люди, которые кочевали с места на место, сооружали …? («Шалаш).

— Из чего строили шалаши? (из веток, шкур)

-Удобно было жить человеку в шалаше?

— Немного позднее научились строить землянки (Выкапывали в земле глубокую яму, уплотняли землю, чтобы она не осыпалась внутри. Крышу делали из веток и палок. Сверху укладывали дёрн –верхний слой земли, переплетенный корнями деревьев и трав. В землянке было теплее, чем в пещере, можно было сделать отверстие для дыма).

(предлагаю обозначить «на реке времени» жилища древности)

.- Река времени течёт дальше.

— В круг скорее вы вставайте, волшебные слова повторяйте:
Мчится времени река широка и глубока.
Речка, речка, не спеши, нам о «Старине» расскажи.
Наша следующая остановка «Старина».


Прошли сотни лет, во всем люди учились строить дома из тех материалов, которые были у них под рукой, из того, что их окружало: — из глины строили хату – дом с соломенной крышей; — из снега строили иглу – круглый дом, который строится из обточенных больших кусков плотного снега.

— из шкур строили юрты, чумы, вигвамы — переносное жилище, которое легко разбирается и за короткое время устанавливается вновь, из камней – замки, постройка средних веков, когда люди постоянно
воевали. Из дерева – избы, традиционное жилище русских людей.

Изба строилась из брёвен, так как дерево было самым доступным и удобным для строительства материалом. В качестве кровельного материала сначала выбирали солому.

— Как вы думаете, прочная ли была крыша из соломы? Почему?
— Когда люди поняли, что соломенная крыша не прочная, они стали делать крышу из дерева.

— Как вы думаете, были ли такие дома удобными? А были ли они прочными? Почему?

 (предлагаю обозначить «на реке времени» жилища старины).

 — В круг скорее вы вставайте, волшебные слова за мною повторяйте:
Мчится времени река широка и глубока.
Речка, речка, не спеши, нас в «Настоящее» верни.

-Ребята, а какие дома у нас сейчас? Опишите их. Из каких материалов они построены?

Дидактическая игра «Из чего построен дом»

-Я называю строительный материал и бросаю мяч, а вы должны сказать
какой дом? Например, я говорю панель и бросаю мяч, кто ловит, отвечает – панельный: (дерево, кирпич, стекло, бетон, глина, камень, солома, лёд, бревно).

(предлагаю обозначить «на реке времени» современные дома).
— Как вы считаете, какое жилище человека самое удобное, прочное и красивое? В каком доме вы бы хотели жить? —

Подходят к «Реке времени»

Встают в круг и с закрытыми глазами произносят волшебные слова. Рассматривают картинку

«Древность»,

отвечают на вопросы, высказывают

предположения.

Помещают на «реке времени» картинки пещеры, шалаша,

землянки.

Встают в круг и с закрытыми глазами произносят

волшебные слова.

Рассматривают картинку «Старина», отвечают на вопросы, высказывают

предположения.

Встают в круг и с закрытыми глазами произносят волшебные слова. Рассматривают картинку «Наше время», отвечают на вопросы, высказывают предположения. Играют в соответствии с правилами: ловят мяч, называют

прилагательное.

Отвечают на вопросы, высказывают

предположения.

Условия для знакомства с историей жилища

Условия для выражения детьми своих

предположений.

Условия для познавательной и речевой

активности.

Условия для умения играть в соответствии с

правилами.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-ood-v-forme-poznavatelno-issledovatelskoj-deyatelnosti-istoriya-zhilishcha.html

Развивающее занятие для детей с ОНР

Программное содержание: расширять и обогащать знания детей о жилище человека, закрепить понятия «адрес», «улица», учить детей отвечать на вопросы с опорой на сюжетную картинку; развивать творческое мышление, используя элементы ТРИЗ; учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать однокоренные слова; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

Организационный момент.

Учитель-дефектолог собирает детей у окна и читает стихотворение:

Каждый город, каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы, без труда

Не построить города.

Психогимнастика.

Воспитатель (В.). Представьте себе, что вы идёте по улице и вдруг увидели очень красивый дом. Покажите своё удивление! (Дети показывают.)

А как вы думаете, кто построил такой дом? (Строители.)

Сейчас мы с вами будем строителями.

Логоритмика.

Тук, тук, молоток. (Дети стучат кулачком правой руки по ладони левой.)

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и красной крышей. (Поднимают руки вверх и затем изображают крышу.)

Дом большой и видный вышел. (Разводят руки в стороны.)

На переносную доску учитель-дефектолог выставляет два рисунка домов и обращается к детям:

— Назовите части дома (фундамент, стены, крыша, ступени, двери, окна, балконы, веранда, труба, чердак).

— Для чего в доме нужны окна? (Окна нужны для того, чтобы в доме было светло.)

— Для чего в доме нужна дверь? Крыша? Балкон? и т.д. (Ответы детей.)

Игра «Много — достаточно» (элементы ТРИЗ)

Учитель-дефектолог задаёт вопросы, дети отвечают.

— Один дом для всех людей. Это много или достаточно?

— Одно окно в комнате?

— Один лифт в подъезде?

— Одна дверь для многоэтажного дома?

— Один фундамент для дома?

— Одна стена для дома?

— Одна крыша для дома?

Игра «Дом, в котором я живу».

Дети садятся за столы.

— Как называется место, где дома стоят в одну линию? (Улица.)

(Выставляется картинка с изображением улицы.)

— Назовите свой домашний адрес.

— Из каких материалов строят дома? (Из кирпича, блоков, камня, стекла и т.д.)

— Как называется дом, построенный из дерева? (Деревянный.)

— Из кирпича?

— Из блоков?

— Из панелей?

— Из камня?

— Из бумаги?

— Из стекла?

— Из песка?

— Изо льда?

— Из картона?

— Из глины?

Учитель-дефектолог слушает ответы детей и поправляет их, если ошибаются.

— Дома бывают разные по высоте. Почему? (Ответы детей.)

— Как мы скажем про дом, у которого много этажей? (Многоэтажный.)

— Один этаж? (Одноэтажный.)

Игра «Весёлая считалка».

Учитель-дефектолог раздаёт детям рисунки домов с разным количеством этажей, в одном из окон «горит свет». Надо сосчитать:

а) Сколько этажей в доме?

б) На каком этаже ты живёшь? (Там, где «горит свет»; Я живу в пятиэтажном доме на втором этаже.)

Физкультминутка.

Учитель-дефектолог читает стихотворение. Дети выполняют соответствующие тексту физические упражнения.

По дороге мы идём.

Путь далёк, далёк наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим.

Полежим, отдохнём,

Потом дальше пойдём.

— Вот мы и пришли на место. Что мы делали в пути? (Сидели, отдыхали.)

— Какая была дорога? (Длинная, трудная.)

— Шли, шли и пришли на улицу, где стоят дома, не похожие на те, в которых мы живём.

Игра «Чей дом?».

Выставляются рисунки с изображениями замка, дворца, избушки на курьих ножках, теремка.

— Найдите дом короля. Как он называется? (Дворец.)

— Дом Кащея Бессмертного? (Замок.)

— Дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

— Дом Лягушки-квакушки? (Теремок.)

Игра «1—2—5—9».

Учитель-дефектолог показывает цифру. Дети согласовывают числительное с существительным. (Одна избушка, две избушки, пять избушек, девять избушек и т.д.)

Можно предложить детям согласовать с существительными слова «Замок», «Дворец», «Теремок».

— Как вы думаете, эти дома настоящие или нет? (Нет, они нарисованные.)

— А теперь слова спрягаем.

Рисую дом. (Я, ты, он, она, мы, вы, они.) Строю дом.

Пальчиковая гимнастика.

На поляне дом стоит.

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем.

В гости всех мы приглашаем.

Дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики.

Игра «Кто где живёт?»

Учитель-дефектолог раздаёт детям карточки с нарисованными животными (одинаковой величины) и домами (разными по величине).

— Проведите линию от животного к дому, в котором он живёт. (Дети выполняют задание.)

Игра «Мы построим новый дом».

А сейчас мы попробуем построить из палочек дом. Здесь потребуется ваше внимание и сообразительность. Переложите одну палочку так, чтобы дом повернулся к нам другой стороной. (Дети выполняют задание.)

Читайте также:  Беседа про рождество христово для детей

Итог занятия.

— О чем мы сегодня говорили, ребята? (Дети отвечают.) Время бежит быстро. Скоро вы станете взрослыми и каждый сам себе сможет построить дом. А сейчас скажите, какой бы вы хотели построить дом? (Большой, светлый, уютный, просторный, удобный, деревянный и т.д.)

Я верю, что все ваши мечты исполнятся. Растите и будьте всегда дружными и весёлыми.

Развивающее занятие для детей с ОНР подготовила Л. Булак

Источник: https://vscolu.ru/razvivayushhie-zanyatiya/razvivayushhee-zanyatie-dom-v-kotorom-ya-zhivu.html

Интегрированное занятие в подготовительной группе ДОУ по теме «Путешествие по крестьянской избе»

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Интегрированное занятие в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие по крестьянской избе»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

  1. Образовательная: приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры; обобщить имеющиеся знания о малой родине; обогатить словарный запас детей ( «Красный угол», «Бабий кут», рубель);расширить и систематизировать знания о традиционно — бытовой культуре русского народа (изба: её внутреннее убранство; особые места в русской избе).
  2. Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук; умение выполнять несложные танцевальные упражнения под музыкальное сопровождение, исполнять знакомые песни.
  3. Воспитательная: воспитание любви и уважения к истокам русской народной культуры, гордости за свой народ, Отечество; доброжелательности по отношению к сверстникам; желания узнавать новое.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Тип занятия: занятие — формирование и совершенствование знаний.

Форма занятия: виртуальная экскурсия

Методы: словесный, познавательный, игровой.

Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей и в мини-музей «Русская изба», исследовательская работа по изучению народного костюма, чтение сказок, художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы, потешки, небылицы).

Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.

Демонстрационный материал: электронная презентация «Путешествие по крестьянской избе»

Раздаточный материал: фотографии достопримечательностей г. Павловска, парные картинки предметов обихода прошлого и настоящего, мнемокарточки по теме «Печь», солёное тесто, декоративные украшения.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Хозяйка: Здравствуйте, гости званые, гости желанные!

Дорогих гостей встречаемПышным, круглым караваем.Он на блюде расписном,С белоснежным рушником.Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

(Дети отламывают маленький кусочек хлеба, макают в соль и кушают).

Хозяйка:

Ото всех дверей,Ото всех воротТоропись скорей,

Собирайся в хоровод.

(Звучит музыка, на её фоне ребёнок читает стих о Родине).

Ребенок: 

На широком просторе,Предрассветной поройВстали алые зориНад родимой страной.С каждым годом всё крашеДорогие края.Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Хозяйка: Ребята, о чём говорится в стихотворении?

Дети: О Родине.

Хозяйка: Как называется наша Родина?

Дети: Россия!

Хозяйка: У каждого человека на земле есть малая Родина. А как вы понимаете, что такое «малая Родина»?

Игра «Передай флажок».

Хозяйка: Я предлагаю передавать флажок и сказать, как вы думаете, что такое малая Родина.

  • 1 реб. М. Р.- это место где мы родились и живём.
  • 2 реб. М. Р.- это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.
  • 3 реб. М. Р.- это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы и папы.
  • 4 реб. М. Р.- это место, где стоит наш детский сад.
  • 5 реб. М. Р. -это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.
  • 6 реб. М. Р.- это наш город Павловск.

II. Актуализация знаний:

Хозяйка: Правильно, большая наша страна Россия. В этой большой стране есть место, где мы родились и живём- это наша малая Родина. Я предлагаю немного рассказать о своей малой родине, о Павловске. Я буду начинать, а вы покажите фотографию и закончите….

— В этом месте львы сидятВо все стороны глядят.Охраняют нежный сон

И царя Петра покой. (Петровский сквер).

Чуть дрожит на ветеркеЛента на просторе,Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (Река Дон)

Днем ли, ночью, утром рано, Если что-то загорится, То надёжная командаНа подмогу быстро мчится.Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить НЕЛЬЗЯ! (Пожарная часть)

Нам экскурсовод сказал,Как пройти в такой-то зал.Утварь всю мы посмотрели,В чем ходили, разглядели.Даже мамонт здесь лежит,Глаз закрыл, как будто спит.Если ты не ротозей,

То иди скорей в… (музей).

Этот дом — не просто дом.Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола. (Церковь)

Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём. Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (Школа №1).

Там можно посмотреть мультфильмы, Журналы, клипы, кинофильмы. Идём туда мы целой группой. Там – хорошо, и там уютно! Там что-то не были давно,

Пора бы посетить … (кинотеатр «Родина»)

Зеленый луг, Сто скамеек вокругОт ворот до воротБойко бегает народ.На воротах этих

Рыбацкие сети… (стадион «Юность»).

Много игрушек,А так же ребят,Теремок этот,

Зовётся … (Детский сад).

В этом доме скучно не бываетПоют, танцуют, гости приезжают.

И вы ходили выступать – 

Танцы русские плясать (Современник).

(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед доской).

III. Сообщение темы, цели и задач:

Хозяйка: Но не всегда так жили люди. И мы с вами не зря в такой одежде – это русский народный костюм, а вы добры молодцы и красны девицы. Я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.

«Сядем рядком, да поговорим ладком».

(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед экраном).

Слайд 1. Мы совершим путешествие по русской избе, «Горницей» её называли. А теперь, милости прошу в нашу избу.

IV. Введение нового материала

Слайд 2.

Хозяйка: Главный в «Горенке» – «Красный угол». Как вы думаете, почему «красный »? (ответы детей)

Хозяйка: Красный угол в русской избе- это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь расположены иконы.

Тут же в углу стоял длинный дубовый стол, за которым усаживали дорогого гостя. Встречали не с лестью, а с честью.

Потчевали гостя самыми лучшими явствами, которые только были у хозяев, приговаривая: «Пироги, да каша – пища наша».

Загадка: Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит! Что же это отгадайте? (Печь). Ну, конечно же, наша печь-толстушка.

Слайд 3

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь (ответы детей).

Совет

Правильно, человек, который умел класть печь, – печник – пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе.

Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Печь не только обогревала избу, была многофункциональной. Как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь, вам помогут эти картинки (ответы детей).

Русский народ всегда славился своим гостеприимством, а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?

  • Что есть в печи – всё на стол мечи.
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (ответы детей).

Слайд 4. (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д.)

Слайд 5

Хозяйка: А вот коромысло на гвоздике повисло, а домовёнок, Кузька, наклоняется и с ним забавляется. В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой (показ домового)— его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

В самом темном углу за стеной под трубойЖил да был добрячок и шалун домовой.Он исправно следил за порядком вокруг,Дом, от зла охранял как преданный друг.И царили в том доме уют и тепло.

Всем кто в нём обитал, неизменно везло.

(Слышится плач ребёнка).

Хозяйка: Ой, кто же там плачет? (Ответы детей)

Слайд 6. 

Малыш лежит в кроватке — люлькой называется. Вешали её на крюке, забитом в потолке. Как же его успокоить? (спеть колыбельную). Какие колыбельные пели вам ваши мамы (Ответы детей). Давайте споём «Баю-баюшки- баю!».

Слайд 7-8.

Уложила мамка своё дитятко, а сама печь да варить, прясть да шить на всю большую семью. И место для этого у неё было между печью и стеной дома, которое называли «бабий кут» или куток – это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Были у неё инструменты-помощники, которые прячет домовой за печкой.

Слайд 9

Загадки:

Из русской печиКашу тащит, калачи.Чугунок очень рад,

Что его схватил …(ухват).

Хозяйка: Рядом с печкой стоит сват – злой да рогатый ухват! Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит. Ой, что это за свалка? Да это же наша… (прялка)! Зовут ее Настасьюшкой – рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки. Днём спит, отдыхает, а как только вечер настанет – при лучине прядёт, бабам работы придаёт.

Хозяйка:

Гладит платья и рубашки,Отужит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг – 

Имя у него…(утюг).

А вот утюги Павлухи не жалеют своего брюха, все-то гладят, гладят белье.

Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок.

Слайд 10

Хозяйка: Жилые помещения традиционно освещались лучиной. Как вы думаете, из чего она? (Ответы детей). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы.

Слайд 11

Хозяйка: Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились одежда для всей семьи. Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор.

Слайд 12

Хозяйка: Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали.

В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно. Я показала вам то, что было в нашей «Русской горнице».

А теперь давайте вместе пройдём и расскажем, что же мы там увидели?

V. Физминутка

Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. ( идём, руки на поясе)
Справа печка, слева стол (машем вправо и влево)
Упираемся о пол (наклон)
Прямо дверь (поклон)
Над ней подкова (на носочки, руки вверх)
Чтоб семья была здорова.

Обратите внимание

А наш домовой теперь хочет спросить, встречаются ли в наше время предметы старины, а может они изменились, а суть то осталась прежней?

VI. Дидактическая игра «Найди пару»

Хозяйка: Наш домовой уже многому нас научил, но он не один оберегал избу, кроме него были и другие обереги, которые охраняли жилище человека. Может быть вам известно, что вешали над входной дверью? (Ответы детей)

VII. Практическая работа.

Хозяйка: Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх, таким образом подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома. Я предлагаю, вам, гости дорогие, смастерить подкову-оберег, которую вы сможете повесить на счастье в своём доме!

Слайд 13

Хозяйка: Проходите за столы дубовые, да садитесь на лавки широкие!

(Лепка из солёного теста и украшение подковы).

VIII. Игра «Клубочек»

(Появляется домовой с корзинкой и клубочками).

Хозяйка: Наш домовой такой шалун, что игрался с клубочками, да не простыми, на каждом клубочке ворох пословиц, да вот красный выпал из корзинки и пословицы о труде размотались, надо его смотать да пословицы собрать.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Делу – время, потехе – час.

Хозяйка: «Делу – время, а потехе – час». Ведь на Руси умели не только работать, но и отдыхать – песни петь, да танцы плясать.

Девочки танцуют танец под песню «Светит месяц», мальчики играют на инструментах.

Светит месяц, светит ясный,Светит яркая лунаК вам, к ребятам из детсадаПришла в гости старина.Вы про избу всё узнали.Хлебосольный наш народ,Что пословица роднаяИ сейчас средь нас живетХороводы с колыбельнойИ частушачный задор,Поговорка и загадка -Это русский всё фольклор.Светит месяц, светит ясный.Светит яркая луна.Вы и пели и плясали

Расставаться нам пора! 

IX. Подведение итогов.

Хозяйка:

  1. Куда мы с вами сегодня совершили экскурсию? (ответы детей)
  2. С какими предметами старины познакомились? (ответы детей)
  3. Кто защищал дом? (ответы детей)
  4. А что ещё является оберегом для дома? (ответы детей)

Хозяйка: Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, берегите её природу, храните традиции и обычаи! 

Презентация к занятию

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/users/65681/articles/159801-integrirovannoe-zanyatie-v-podgotovitelnoj-gruppe.-tema-puteshestvie-po-krestyanskoj-izbe.html

Ссылка на основную публикацию