Конспекты уроков литературного чтения, 4 класс. толстой «петя ростов»

Л.Н. Толстой Петя Ростов. Урок литературного чтения в 4 классе

Л.Н. Толстой.

Петя Ростов

Урок литературного чтения в 4 классе

Подготовила учитель начальных классов МБОУ «ООШ» г. Кирсанова Видяпина Валентина Владимировна

Война не любезность, а самое мерзкое дело в жизни, и надо понять это и не играть в войну. Л.Н.Толстой

Исследователь творчества Толстого С.П. Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире»

Согласны ли вы с этой мыслью?

Какое впечатление произвел на вас этот герой?

Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, попробуйте сформулировать вопросы, на которые нам предстоит ответить .

Вопросы урока:

1. Каково отношение Л.Н.Толстого к войне?

2. Совместимы ли понятия « ребенок » и « война » ?

Красивый, румяный, пятнадцатилетний мальчик с красными губами. Тайно решил, что поедет в гусары

Петя в отряде Денисова

  • Как Петя относится к тем, кто его окружает в отряде?
  • Какие качества характера Пети проявляются в этих эпизодах?

В романе “Война и мир” более 550 персонажей, и жизнь большинства из них писатель прослеживает на протяжении многих лет, рассказывая нам, как герой взрослел, как складывалась его судьба, какие проблемы и как он решал и т.д.

Петя Ростов появляется на страницах романа всего несколько раз, и вскоре мы видим его смерть в поединке с французами.

Возникает вопрос : а нужен ли вообще этот герой в произведении? Для чего Лев Толстой нарисовал образ мальчика?

Подумаем вместе

Какие черты характера Пети проявляются в эпизоде общения с французским барабанщиком?

Только ли Петя позаботился о пленном мальчике?

Почему они так отнеслись к нему?

Работа в группах Какие чувства переживает Петя Ростов и через какие детали его поведения они переданы?

Черты характера

Цитаты из текста ,

Пети Ростова,

подтверждающие мысль

которые раскрываются в данном эпизоде

Работа в группах (анализ эпизодов)

  • 1 группа: приезд Пети в отряд.
  • 2 группа: Петя перед боем.

1 группа . Приезд Пети Ростова в отряд Денисова .

1) Как ведёт себя Петя с Денисовым, когда привозит пакет от генерала?

2) Какие поступки Пети выдают его детскость?

3) Почему Петя пожалел пленного барабанщика? Какие чувства борются в нём при этом?

2 группа . Петя Ростов перед боем

1) Какие детали говорят, что Петя – очень честный человек?

2) Как характеризует Петю его полусон накануне сражения?

3) Почему взрослые стараются уберечь Петю от опасности?

Петя Ростов перед боем

Подумаем вместе

  • Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»?

3 группа. Гибель Пети Ростова

1) Чьими глазами мы видим бой,

в котором погибает Петя?

2) В чём заключается смысл боя, в котором убит Петя?

3)Случайна ли, на ваш взгляд, эта ситуация?

Гибель Пети Ростова

Подумаем вместе

  • Л.Н.Толстой любил своего героя.
  • И у нас он вызывает симпатии.
  • Но почему же писатель строит свое повествование таким образом, что Петя, ни в чем неповинный ребенок, погибает?
  • Какие чувства вызывает у вас Петя Ростов?
  • Хотелось бы, чтобы подобных людей в вашем окружении было много?
  • Каким бы мог стать Петя Ростов, если бы он не погиб?
  • Убедил ли нас Л.Н.Толстой, что любое насилие, война – это страшно? И люди, развязывающие войны – преступники?

Какое из представленных высказываний можно считать выводом к уроку?

Смерть – зло для всех.

И.Гёте

Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою.

Еврипид.

Всё на свете можно исправить, кроме смерти.

М. Сервантес.

Вывод.

Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели ещё придет домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи Ростовых.

Война делает несчастными всех, несёт одни страдания и мучения.

Вот она страшная и жестокая правда войны…

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ

Совместимы ли понятия

«ребенок» и «война»?

Эти понятия несовместимы, они противоположны друг другу.

Детство всегда связано с миром.

Светлы и лучезарны дни,

Когда освещены лучами солнца мирного они.

Но если же грозой военной небосклон объят

И дети от разрывов бомб не спят,

То детство превращается в страданье,

В какое-то чудовищное испытанье.

А.Сурков

Источник: https://multiurok.ru/files/l-n-tolstoi-pietia-rostov-urok-litieraturnogho-cht.html

УРОК-АНАЛИЗ ОТРЫВКА ИЗ РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» «ПЕТЯ РОСТОВ» — PDF

Самойлова Анжелика Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 135 имени академика Б.В.Литвинова» город Снежинск Челябинской области УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО Подробнее

Урок по литературному чтению Тема: «Сказки разных народов» Цель: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, понять необходимость чтения сказок ознакомить с народными сказками разных Подробнее

Технологическая карта урока литературного чтения. параметр описание 1 Учебный предмет, дата 26.10.13 Литературное чтение 2 Тема урока Обобщающий урок по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Подробнее

Обратите внимание

МАОУ Новоильинский агротехнический лицей Конспект урока литературного чтения для 2-го класса Тема: Народная мораль в характере главных героев Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Выполнила: Красноярова Екатерина

Подробнее

Открытый урок по литературе в 7 классе Учитель: Курпанова Татьяна Петровна Предмет: литература Класс: 7 А класс Тема: «А. Платонов «Юшка». Юшка незаметный герой с большим сердцем» (1 урок) Дата проведения: Подробнее

Детская литература 2 класс Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского» Учитель начальных классов: Боброва Л. В. Открытый урок дан для родителей учащихся 2 класса. Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского». Подробнее

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок — органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного Подробнее

Конспект урока литературы в 5 классе С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Цели урока: Учитель МАОУ «Кировская СОШ» Понкратова ЕЮ. расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака; учить, самостоятельно искать

Подробнее

Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Борис Житков «Храбрый утёнок» Цель: знакомство с творчеством Бориса Житкова и с содержанием его рассказа. Задачи. Обучающие. Продолжить работу над умением Подробнее

Урок в 4 классе Учитель Сергеева Татьяна Викторовна ТЕМА: А.С. ГРИН «АЛЫЕ ПАРУСА». Тип урока: Урок закрепления изученного материала Вид урока: комбинированный Технология: критического мышления и информационная Подробнее

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России». Учитель: Дубова О.А. Тема: Отечественная война 1812 года. Цели: -Познакомить с событиями Отечественной войны 1812 года, героями войны. -Воспитывать Подробнее

Важно

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Педагог: Томтосова Н.А. Тип урока: освоение новых знаний Тема: К. Паустовский «Заячьи лапы» (2 урок) Цель: формирование у учащихся умения создавать словесный

Подробнее

ума» Урок литературы в 9 классе. ТЕМА урока: «Внутренняя свобода и несвобода человека» по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А.С.Грибоедова «Горе от ЦЕЛЬ: На основе сопоставительного анализа героев Подробнее

Муниципальное общеобразовательное учреждение Сетищенская основная общеобразовательная школа Белгородской области Красненского района Открытый урок по литературному чтению в 3 классе С.Козлов «Как Ёжик Подробнее

Классный час «Доброта творит чудеса» Хомич С.В. Цель: довести до сознания детей, что доброта — одно из лучших качеств человека. Задачи: — научить детей видеть и чувствовать этот мир; ощутить понятие добра; Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/71406421-Urok-analiz-otryvka-iz-romana-l-n-tolstogo-voyna-i-mir-petya-rostov.html

Разработка урока «Петя Ростов в партизанском отряде»

Урок литературы в 5 классе

План-конспект урока «Петя Ростов в партизанском отряде»

Цели урока:
• анализ эпизодов «Приезд Долохова», «Разговор о пленных», «Долохов и Петя в разведке»;

• обучение развёрнутому ответу на вопрос

Словарная работа: эпизод, характер эпизода
Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя о целях и теме урока. Запись даты и темы в тетрадь.

3. Повторение ранее изученного материала:

  1. Кто такой Петя?
  2. Как вы его себе представляете?
  3. Какие поступки его характеризуют как человека и бойца?

Вспоминая материал прошлого урока, учащиеся характеризуют Петю как ещё очень юного, восторженного, эмоционального, но смелого, отважного и решительного мальчика, который очень хочет стать героем, добиваться уважения и почёта опытных и бывалых бойцов. Петя доброжелателен и наивен, но эти качества только располагают к нему читателей.

Википедия.

Лев Николаевич Толстой (28 августа [9 сентября] 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 [20] ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) — граф, один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900)

4. Проверка домашнего задания:
Рассказы учащихся о Венсане Боссе, о том, как к нему относятся в партизанском отряде.

5. Анализ эпизода «Спор Денисова и Долохова о раненых».

Ролевое чтение диалога.

Беседа по вопросам:

  1. С чего начался разговор о пленных?
  2. Что думает об отношении к пленным Денисов?
  3. Каков его основной довод?
  4. Какова точка зрения на этот же вопрос Долохова?
  5. Как вы считаете, кого поддерживает Петя?
Читайте также:  Про месяц январь для детей

Давая ответы на эти вопросы, школьники рассуждают о том, может ли солдат жалеть врага, поступать по совести с завоевателями.

Они очень тонко и глубоко чувствуют, что целесообразность Долохова сродни жестокости; считают, что убивать врага в бою и лишать жизни пленных — это разные понятия.

Пете, как считает Толстой, трудно разобраться и понять, на чьей стороне правда, но его отношение к пленному барабанщику — ответ на этот вопрос не словами, а поступками.

6. Анализ эпизода «Петя и Долохов в разведке».
Эпизод должен быть тщательно прочитан учащимися дома. В ходе краткого пересказа на уроке следует передать его содержание и проследить, как проявил себя Петя, выполняя боевое задание.

Задание: сравнить поведение Пети с поведением Долохова.
Для этого надо обратиться к тексту и выделить опорные, оценочные слова, характеризующие поведение и внутреннее состояние героев.

Петя: «ехал, замирая от волнения», «живым не дамся», «кровь бросилась в лицо», «невольно отступил от костра» и т. д.

Долохов: «не дожидаясь ответа … поехал», «громко, отчётливо выговорил», «прямо стал расспрашивать», «долго садился».

Совет

7. Обобщение наблюдений и ответы на вопросы:
? Что восхитило в Долохове Петю?
? Почему Долохов поцеловал Петю?

? Как Петя вёл себя?

8. Домашнее задание:
1) Дочитать текст до конца.

2) Подготовить художественный пересказ эпизода «Первый бой и смерть Пети»

Видео «Лев Толстой. Война и мир. Главные герои и темы романа»

Источник: http://literatura.na-uroke.com/razrabotka-uroka-petya-rostov-v-partizanskom-otryade/

Урок на тему: «Л. Н. Толстой. «Петя Ростов»

скачать
Урок на тему: « Л.Н.Толстой. «Петя Ростов» (фрагмент из романа-эпопеи) Л.Н.Толстой – великий гуманист».

2-й урок Цель: на примере анализа нескольких эпизодов показать храбрость русских подростков, отдавших свои жизни за свободу Отечества; выяснить авторскую позицию в отношении войны, дать понятие «гуманист», повторить понятие «роман-эпопея», работа над выразительным чтением, развитием логического и творческого мышления; формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ; гуманного отношения к людям; воспитывать ответственность не только за свой успех, но и за результаты коллективного труда.Оборудование: презентация , «карты оценок», портрет писателя, листы с таблицей для лабораторной работыПлан урока: 1) Организационный момент, 2)Повторение, 3) Работа с лексикой, 4) Работа на проверку понимания темы и идеи произведения, 5) Работа с текстом произведения, 6) Творческое задание,7) Итог урока. Домашнее задание.Ход урока:

  1. Организационный момент. Класс разбивается на 5 групп, в каждой назначается ответственный, следящий за работой группы, отвечающий за дисциплину, выставляющий оценки за участие в коллективном обсуждении. У каждого ученика «карта оценок»

— На предыдущем уроке мы узнали, что роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» является наиболее известным произведением русской литературы об Отечественной войне 1812 года.

(Слайд №2)

— Раскройте понятие «роман-эпопея».(произведение, охватывающее значительные события истории страны, раскрывающего их через судьбы множества героев). Обсудите вначале ответ в группах. Поставьте себе оценку за знание понятия в «карту оценок». («5» -за правильный ответ, «4» — небольшие неточности, «0» — незнание понятия.)

3. Работа с лексикой. (слайд №3-4)

— Знаете ли вы, что обозначает слова «гуманист», «гуманный»?( С.И.Ожегов ^

4. Работа на проверку понимания темы иидеи произведения. (Слайд №5)

-Мы сегодня должны выяснить, в чём же состоит гуманизм творчества Л.Н.Толстого, анализируя его произведение.— Какие ассоциации вызывает слово «война»?

— Совместимы ли понятия дети и война?

— Скажите, что значит Отечественная война? (Справедливая война в защиту своего Отечества Словарь С.И.Ожегова) Как называют людей, любящих и защищающих свою Родину, свой народ? — Чувство патриотизма присуще только взрослым людям или подросткам тоже? Следовательно, и дети в суровые годы Отечественной войны принимали участие в боевых сражениях, совершали подвиги наряду со взрослыми. Именно об этом повествует Л.Н.Толстой в отрывке из романа-эпопеи «Война и мир», который мы сегодня будем анализировать.

(Слайд №6-7)

— Кто является главным героем произведения? (Петя Ростов, подросток 16 лет, любимый герой Толстого, писатель наделил своего персонажа лучшими человеческими качествами) Кратко перескажите прочитанный текст. — Поставьте себе «5» все ребята, кто прочитал текст к сегодняшнему уроку полностью, «4» — половину, «0» — не прочитали) — Как Л.Толстой относится к своему герою? — Следовательно, автор старается и в нас вызвать подобные чувства. — Скажите, а вам хотелось, чтобы концовка произведения была другой? Какой? — Если Л.Толстой любит своего героя, зачем же он позволяет погибнуть этому замечательному мальчику? (чтобы показать, как бесчеловечна война) — Итак, Толстой вызвав симпатию к своему герою и показав ужасную смерть подростка, тем самым заставляет нас всем сердцем воспротивиться любому насилию , кровопролитию. В этом и заключается гуманизм великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. — Можете ли вы сказать, почему произведение Л.Н.Толстого и в 21 веке пользуется популярностью? ( проблема актуальна, т.к. до сих пор проливается невинная кровь, гибнут в бесконечных войнах не только взрослые, но и дети. )

5. Работа с текстом произведения. (Слайд№8)

^

1. Работа в группах.

Учитель: сегодня мы будем анализировать эпизоды текста, в которых очень ярко отражаются черты характера Пети Ростова, подростка, настоящего патриота, любимого героя Л.Толстого. Какие же положительные черты человека больше всего ценил великий писатель? Это предстоит нам с вами проанализировать. Перед вами листок, который вам предстоит заполнить.

(Слайд№9)

Черты характера Пети Ростова ,раскрывающиеся в данном эпизоде Цитаты из текста, подтверждающие мысль

Каждая группа получает определённый эпизод, обсуждает, записывает ответ (какая черта характера раскрывается в данном отрывке), договариваются о том, кто будет выступать перед классом. Все группы готовятся в течение 10 минут. Прослушиваются выступления, оцениваются. Баллы заносятся в «карту оценок». Задача каждой группы сделать записи в свою таблицу по каждому эпизоду, т.о. проверяется, внимательно ли слушали участники обсуждения выступления своих товарищей.

  • Итак, подведём итог. Какие чувства вызывает у вас герой Петя Ростов? Хотелось бы, чтобы подобных людей в вашем окружении было много?
  • В противовес этому прекрасному образу человека Толстой показывает страшную, ничем не приукрашенную смерть человека. Найдите слова в тексте, рисующие гибель героя.
  • Каким бы мог стать Петя Ростов, если бы он не погиб? (благородным офицером, прекрасным человеком)
  • Убедил ли нас Л.Н.Толстой, великий гуманист, в своём произведении, что любое насилие, война – это страшно! И люди, развязывающие войны – преступники!

6. Творческое задание.

Индивидуальное задание в заключении урока.

Мини-сочинение

«Каким образом Л.Н.Толстому удалось вызвать у читателя отвращение к войне?»

Это будет ваша творческая индивидуальная работа на уроке, за которую вы получите личную оценку, показывающую, насколько внимательны и заинтересованы вы были на уроке.

Учитель собирает «карты оценок» и подсчитывает средний балл каждого ученика, а класс выполняет индивидуальное задание.

  1. Итог урока. Рефлексия.

    (Слайд№10)

Сегодня я узнал… У меня получилось… Было трудно… Меня удивило… Было интересно… Теперь я умею…

ДЗ дописать сочинение (Слайд№11)

Приложение

^

1 группа (со слов: «Выехав на просеку, по которой видно было далеко направо…»)

  • Описать внешность героя.
  • Храбрый ли Петя Ростов? Какие строки романа свидетельствуют об этом качестве Пети?
  • Выписать слова и словосочетания, передающие состояние мальчика и его желание участвовать в военных событиях.
  • Чему так рад Петя? (зачитать отрывок)

2 группа ( со слов: «Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом…»)

  • Как ведёт себя Петя Ростов в компании опытных офицеров?
  • Какие чувства переживает Петя Ростов и через какие детали его поведения они переданы?
  • Почему он хочет всем угодить, всех угостить?
  • Почему, на ваш взгляд, Петя вспомнил о французском мальчике-барабанщике?
  • Как Петя Ростов и казаки относятся к пленному французскому мальчику?
  • Попробуйте представить душевное состояние французского пленника, какие чувства он может испытывать?
  • Отчего Петя хочет дать французскому подростку деньги? Ведь француз – враг.

3 группа (со слов: «Одевшись в французские шинели и кивера…») «Долохов и Петя в разведке»

  • Как проявил себя Петя в боевом задании? Сравните его поведение с поведением Долохова. (приведите цитаты)
  • Что восхитило в Долохове Петю?
  • Почему Долохов поцеловал Петю?

4 группа (со слов: «Петя должен был бы знать…»)

  • «Петя в ночь перед боем»
  • Какой видит ночь Петя Ростов? Как это характеризует его?
  • О чём говорит сон Пети?

5 группа (со слов: «В то же мгновение, как раздались первые звуки топота…»)

«Гибель Пети»

  • Как ведёт себя Петя в бою? (привести цитаты)
  • Как относится автор и герои повествования к гибели Пети Ростова?
  • Какие чувства вызвало у вас это трагическое событие?

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-224985.html

Петя Ростов в партизанском отряде (анализ 7 главы части 3 тома 4)

    Четвертый том романа «Война и мир» посвящен партизанской войне 1812 года, которая началась со вступления неприятеля в Смоленск.

Но прежде чем она была официально принята нашим правительством, «уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собак загрызают забеглую бешеную собаку».

 
    Толстой, называя партизанскую войну «страшной дубиной, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов», готовит нас к реалистическому описанию ужасов войны. Писатель прямо не выражает своего отношения к этим историческим событиям.

Он старается дать нам объективное историческое описание, но, в то же время, мы можем почувствовать его позицию через неслучайно выбранных им персонажей. 

    Лучше понять авторское отношение к войне нам поможет эпизод 7 главы 3 части 4 тома. 

    Этот эпизод обращает внимание на одного из положительных героев романа — Петю Ростова. Ко времени начала партизанской войны Петя Ростов уже был произведен в офицеры, поступил в действующую армию, где участвовал в Вяземском сражении.

Он «находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства».

Уже одно это небольшое замечание говорит о том, что в войне участвует не «муж», но ребенок, со свойственной ему восторженностью и порывистостью, о чем говорит также и его «безумный поступок» в Вяземском сражении: «Петя… поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета». 

    Итак, этот порывистый, смелый мальчик уговаривает генерала отпустить его в отряд Денисова и оказывается в кругу партизан. Л. Н. Толстой в этом эпизоде раскрывает нам душу мальчика, который, несмотря на приобретенный в сражении опыт, вряд ли до конца осознает весь трагизм и ужас войны. 

Обратите внимание

    Петя восхищается абсолютно всем, что его окружает: накрытым к ужину столом, едой, офицерами.

Он «находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того – уверенности в такой же любви к себе других людей».

Герой готов сделать для этих людей все, как готов ребенок сделать все для друзей или родителей, похваливших его. Это показано и в сцене со складным ножиком, и в сцене с изюмом и кремнем, которые Петя предлагает офицерам. 

    При этом он испытывает чувство стыда за то, что он что-то сказал слишком порывисто или преувеличил. Он наивно просит Денисова, командующего отрядом, пустить его «в самую… в главную…», очевидно, имея ввиду битву. Своими предложениями и просьбами Петя вызывает у окружающих улыбку. Никто не раздражается его эмоциональностью, потому что все понимают, что он ребенок. 

    Петя Ростов – это герой, стоящий на стороне «мира». Ему не чуждо милосердие и сострадание, которое он проявляет к французскому мальчику – барабанщику, взятому в плен. Он просит разрешения у Денисова накормить его, пытается подбодрить пленного и даже дать ему денег. 

    В этом эпизоде Л. Н. Толстой изображает еще маленького мальчика, который очень далек от жестокой действительности, окружающей его. Тем самым писатель выражает свое резко отрицательное отношение к войне, которая уносит жизни еще не знающих ничего молодых людей, как это произойдет с Петей Ростовым. 

    Война жестока и бесчеловечна в изображении Толстого, и это проявляется не только по отношению к Пете, но и к мальчику – барабанщику. Образ «весеннего», как его называли офицеры, тоже не случайно введен в это эпизод. Толстой через него так же доказывает бессмысленность и жестокость войны, которая превращает детей, и неважно, русские они или французы, в «жалких мальчишек», страдающих из-за повеления чуждых им вышестоящих лиц. 

    Таким образом, этот эпизод становится очень важным для раскрытия отношения писателя к войне, его резко отрицательного к ней отношения.

Он пытается доказать, что война, затеянная кучкой высокопоставленных лиц, которые свои личные интересы ставят гораздо выше народных, заставляет страдать обычных людей, уверенных, что они борются с противником по объективным причинам.

Толстой показывает настоящее горе, которое является плодом войны, отравляющей жизнь всех, кто в ней участвует. 

Важно

    Такова философия Толстого, которая зиждется «на непротивлении злу насилием» и утверждении о том, что война не должна касаться детей, так как это высшая степень проявления бесчеловечности.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/8576-petya-rostov-v-partizanskom-otryade-analiz-7-glavy-chasti-3-toma-4

Урок на тему: «Л.Н.Толстой. Петя Ростов в партизанском отряде (фрагмент из романа-эпопеи). Л.Н.Толстой – великий гуманист»

Урок на тему: «Л.Н.Толстой. Петя Ростов в партизанском отряде

(фрагмент из романа-эпопеи). Л.Н.Толстой – великий гуманист».

УУД

Предметные: научиться и чётко давать ответы на поставленные вопросы, научиться определять особенности построения эпизода.

Познавательные: уметь анализировать эпизоды худ. текста, используя изученную терминологию и полученные знания, синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач, уметь работать в группах,

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, приёмов самодиагностики, формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, развитие ответственности не только за свой успех, но и за результаты коллективного труда.  

Требования к уровню подготовки учащихся; понимание мотивов поступков героя; владение элементами анализа текста; умение объяснять значение специальной военной лексики и устаревших слов.

Знание исторических сведений об Отечественной войне 1812 года; понимание мотивов поступков героя, авторского отношения к герою, к войне; владение элементами анализа текста; умения вычленять в тексте отдельные эпизоды и определять их роль.

Совет

Технологии: использование элементов технологии сотрудничества и метода проектной деятельности.

Цели:

Выяснить авторскую позицию в отношении войны, дать понятие «гуманизм», «гуманист».На примере анализа эпизодов романа показать храбрость русских   подростков, отдавших свои жизни за свободу Отечества.Помочь детям осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери в материальной и духовной сферах.Познакомить с понятиями «роман-эпопея», война, Отечественная война, патриот, патриотизм.Формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ, гуманное       отношение к людям; воспитывать ответственность.Развивать навыки выразительного чтения, логического и творческого мышления.Воспитывать ответственность не только за свой успех, но и за результаты коллективного труда.   Оборудование: презентация, учебники с текстами, тетради, листы для лабораторной работы с вопросами  и таблицами. Ход урока:Организационный момент.Класс разбивается на группы, в каждой назначается ответственный, следящий за работой группы, выставляющий оценки за участие в коллективном обсуждении. Звучит отрывок: (слайды 1, 2)- Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина!

— Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…

3. Повторение. Знакомы ли вам эти строки?

— Что вы знаете о войне 1812 года?

1812 год – это время, о котором идет речь в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.

 Роман был написан в 1869 году, но и сегодня его очень внимательно читают люди самых разных возрастов и национальностей. Подробно знакомиться мы будем с ним в 10 классе, сегодня мы лишь прикоснемся к некоторым страницам романа … (слайд 3)

— Как вы думаете, с какой целью писатели, поэты пишут свои произведения?

О:………………………………

Изучая фрагменты из романа «Война и мир», о чем мы должны задуматься? О:………………………………

— Какую цель мы можем поставить перед собой?

Итак, можно ли сказать, что наша цель – решить для себя: какими мыслями хотел поделиться с нами писатель Л.Н. Толстой, постараться понять идею его произведения (слайд 4)

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» является наиболее известным произведением русской литературы об Отечественной войне 1812 года. — Раскроем понятие «роман-эпопея». (слайд 5)

Роман-эпопея — произведение, охватывающее значительные события истории страны, раскрывающего их через судьбы множества героев.4. Работа с лексикой. (слайд 6)

Какое слово в теме нашего урока, может быть, не совсем вам понятно?- Знаете ли вы, что обозначает слова «гуманист», «гуманный»? С.И.Ожегов:  Гуманный – направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. Гуманист – деятель или сторонник гуманизма; гуманный человек.

Как вы думаете, почему Л.Н.Т. назван – великим гуманистом?- Мы сегодня должны выяснить, в чём же состоит гуманизм творчества Л.Н.

Обратите внимание

Толстого, анализируя его произведение —  фрагменты из романа «Война и мир» (слайд 7)- Какие мысли вызывает у вас слово «война»? — Скажите, что значит Отечественная война? (слайд 8)

Словарь С.И.Ожегова: Отечественная война — справедливая война в защиту своего Отечества.

— Как называют людей, любящих и защищающих свою Родину, свой народ? — Чувство патриотизма присуще только взрослым людям или детям тоже? Подростки в суровые годы Отечественной войны принимали участие в боевых сражениях, совершали подвиги наряду со взрослыми. Именно об этом повествует Л.Н.

Толстой в отрывке из романа-эпопеи «Война и мир», который мы сегодня будем анализировать. 5. Образ Пети.- Кто является главным героем фрагментов произведения? (Петя Ростов, подросток 16 лет) (слайд 9)

Задание: найдите и прочитайте описание внешности Пети. С.224

Обращаем внимание на следующее: «…как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости…” и т.п. С.224.

— Как Л.Толстой относится к своему герою? 

О: Л.Толстой любит своего героя.- Следовательно, автор старается и в нас вызвать подобные чувства. А чтобы читатели полюбили героя, автор должен наделить его какими-то прекрасными положительными чертами, качествами.

6. Работа с текстом произведения в группах (слайд 10)

Анализ эпизодов

Учитель: сегодня мы будем анализировать эпизоды текста, в которых очень ярко отражаются черты характера Пети Ростова, юного патриота, любимого героя Л.Толстого. 

Словарная работа: Эпизод – зачитываем из Словарика учебника.

— Какие же положительные черты человека больше всего ценил великий писатель? Это предстоит нам с вами выяснить, проанализировав эпизоды романа. 

У: Наша цель – создать продукт – характеристику Пети Ростова, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир». (слайд 11)Задание:  

Прочитать эпизод.

Ответить на вопросы, используя цитаты из текста, подтверждающие мысль 

Выявить и записать черты характера Пети Ростова, раскрывающиеся в данном эпизоде. 

Каждая группа получает определённый эпизод, обсуждает, записывает ответ (какие черты характера раскрываются в данном отрывке), договариваются о том, кто будет выступать перед классом. Все группы готовятся в течение 10 минут. Прослушиваются выступления, оцениваются.

(Задача каждой группы сделать записи в свою таблицу по каждому эпизоду, т.о. проверяется, внимательно ли слушали участники обсуждения выступления своих товарищей. Продукт – характеристика героя.

Фикультминутка

7. Обобщение

У: Итак, подведём итог работы групп.

— Каким был Петя Ростов?

Ответы групп, полное заполнение таблиц.( слайд 12-15, слайды 16- 19).

— Какие чувства Петя вызывает у вас? Хотелось бы, чтобы подобных людей в вашем окружении было много? 

Важно

В противовес этому прекрасному образу человека Толстой показывает страшную, ничем не приукрашенную смерть Пети.

Найдите строки в тексте, рисующие гибель героя.

 (слайды 20 -21)(со слов: «В то же мгновение, как раздались первые звуки топота…») «Гибель Пети» — Как ведёт себя Петя в бою? (привести цитаты) — Как относятся автор и герои повествования к гибели Пети Ростова? 

— Как Денисов относился к Пете?

У: Денисов старается уберечь Петю от напрасного риска, который неизбежен на войне: “совсем и тебе не нужно ездить…”, “а уж его я ни за что не пущу”; “в волнении, в беспокойствии досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его”; просил “слушаться… и никуда не соваться” во время боя; “дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети”; “звуки, похожие на лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него”. 

9. Беседа.

— Какие чувства вызвало у вас это трагическое событие? 

— Скажите, а вам хотелось, чтобы концовка произведения была другой? Какой? Каким бы мог стать Петя Ростов, если бы он не погиб? (благородным офицером, прекрасным человеком) 

— Если Л.Толстой любит своего героя, зачем же он позволяет погибнуть этому замечательному мальчику? Что автор хотел сказать нам, читателям, о войне, рисуя гибель Пети? (показать, как бесчеловечна война, она не щадит ни детей, ни взрослых, погибают лучшие) 

— Итак, Толстой вызвав симпатию к своему герою и показав ужасную смерть мальчика, тем самым заставляет нас всем сердцем воспротивиться любому насилию, кровопролитию. В этом и заключается гуманизм великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. — Можете ли вы сказать, почему произведение Л.Н.

Толстого и в 21 веке пользуется популярностью? ( проблема актуальна, т.к. до сих пор проливается невинная кровь, гибнут в бесконечных войнах не только взрослые, но и дети. ) — Убедил ли нас Л.Н.

Толстой своим произведением, что война, любое насилие – это страшно? Как можно назвать людей, которые развязывают войны?

О: ( Это преступники!) 

Итоги:- Каким образом Л.Н.Толстому удалось вызвать у читателя отвращение к войне? 

— Почему мы можем утверждать, что Л.Н. Толстой — великий гуманист? (Писатель утверждает в своих произведениях любовь к людям, неприятие насилия, которое обрывает жизнь). (слайды 22)11. Рефлексия.  (записывают в тетрадях). Задание: (слайды 23)

Напишите, о чем побудили задуматься вас страницы романа Л. Толстого?Какие из этих мыслей кажутся вам особенно важными сегодня?

Сегодня я задумался о том, …..

Источник: https://www.InfoUroki.net/urok-na-temu-lntolstoy-petya-rostov-v-partizanskom-otryade-fragment-iz-romana-epopei-lntolstoy-velikiy-gumanist.html

Петя Ростов в партизанском отряде (анализ эпизода 7 гл., ч. 3, т. 4)

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Петя Ростов в партизанском отряде (анализ эпизода 7 гл., ч. 3, т. 4)

  Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

    В образе Пети Ростова Л. Н. Толстой точно воссоздает черты лучшей части дворянской молодежи. Юный Ростов героически гибнет за Родину, осуществив свою мечту стать настоящим офицером и обязательно попасть в партизанскую группу.
    Петя при выезде из Москвы присоединяется к полку и становится ординарцем генерала.

Это событие – величайшая радость для него, поскольку он мечтает о героическом подвиге. Ростов не желает упустить случая настоящего геройства. Ему кажется, что, там, где его нет, теперь и совершается самое настоящее, геройское.
    21-го октября Петя попадает в партизанский отряд Денисова.

Генерал отправляет его туда при условии, что он вернется и не будет участвовать в действиях Денисова. Попав в отряд, увидев Тихона, Денисова, Петя решает сам с собою, что ему нужно остаться. Лихой гусар Денисов становится идеалом Пети.
    В отряде Петя наблюдает за всеми, хочет быть полезным: «Он находится в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям».

Совет

    Толстой использует излюбленный эпитет «детский», что говорит нам об искренних чувствах, переполнявших Петю.
    Ростов просится «в главную», причем не ради наград, а для себя. Он хочет оценить свои силы, показать себя с лучшей стороны.

Чувство радости переполняет его, и он предлагает партизанам изюм, к которому привык, кофейник: «И вдруг испугавшись, не заврался ли он, Петя остановился и покраснел». Герой стал вспоминать, не сделал ли он каких-нибудь глупостей, и вспомнил француза – барабанщика.

Петя хочет спросить о нем, но боится насмешек: «Спросить бы можно?- думает он, — да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел. Я им покажу завтра, какой я мальчик!..». Уж очень Пете хотелось, чтобы с ним обращались, как со взрослым.     И все-таки он попросил позвать этого барабанщика. Петя так обрадовался, что даже поцеловал Денисова и побежал во двор.

Петя и француз сразу нашли общий язык. Всеми силами Ростов хотел помочь мальчику: «Ах, что бы мне ему сделать!» — проговорил сам с собою Петя».
    Именно встреча Ростова с этим французом помогла увидеть душевную красоту героя, его доброту, желание помочь. Эти качества характерны были для всех членов семьи Ростовых. Их духовная жизнь протекала, прежде всего, в среде чувств.

    Петя Ростов, находясь в отряде, постоянно следит за своими действиями, речью с целью показать себя с лучшей стороны, прежде всего, он хочет показаться взрослым. То герой вспоминает, не сделал ли он каких-нибудь глупостей при разговоре с партизанами, то боится насмешек с их стороны, когда хочет спросить о французе.

При встрече с французом он тоже «был в сомнении, не стыдно ли будет дать денег барабанщику».     Несмотря на то, что Петя воспитывался в богатой, знатной семье, ему не чужды самые искренние чувства, он готов пожертвовать последним. Он открыт, и людям эта открытость нравится. Петя не умеет лгать, притворяться, его чувства искренни.

Он истинный патриот, который идет воевать не ради награды, а ради Родины.
    Петя Ростов привлекает к себе людей добротой, душевной отзывчивостью, благородством, готовностью прийти на помощь. Именно благодаря таким людям, как он, русские победили французов на войне 1812-го года.
    Необходимо также отметить исключительную важность образа Пети Ростова для раскрытия отношения Л. Н.

Толстого к войне. В данном эпизоде писатель изображает мальчика, юнца, только еще начавшего жить. Все ему кажется новым, необычным, ярким, все он видит сквозь призму своей детской восторженности. Даже война – величайшее зло человечества — — воспринимается им как нечто игрушечное. Ростов – максималист, даже толком не успевший понять, что на войне еще и умирают.

Обратите внимание

Зачем же Толстой изображает нам этого милого, добродушного мальчишку, погибающего в таком юном возрасте? А делает он это для того, чтобы резко осудить бессмысленную жестокую борьбу людей. Писатель выступает против бессмысленной гибели человека, особенно ребенка.
    Помимо образа Пети Ростова, в романе очень важен и образ тщедушного мальчика – барабанщика, ребенка французской женщины. Толстой изображает его не как врага, а как такого же ребенка, который стал жертвой войны, подобно Пете.

    Таким образом, эпизод, посвещенный Пете Ростову в партизанском отряде, имеет огромное значение для понимания позиции автора в изображении войны.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Петя Ростов в партизанском отряде (анализ эпизода 7 гл., ч. 3, т. 4)

Смотрите также по произведению «Война и мир»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00085701184864202825

Ссылка на основную публикацию