Музыкальное занятие в средней группе детского сада

Музыкальное занятие в средней группе детского сада: пример конспекта по ФГОС, сценарий развлечения и прочее

Музыка — мощное средство воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, делающее его более чутким и восприимчивым к прекрасному в жизни и искусстве. Особенно она необходима в дошкольном возрасте.

Согласно научным исследованиям, отсутствие музыкальных впечатлений в детстве не лучшим образом сказывается на психике человека.

Кроме того, важно, чтобы рядом с малышом был взрослый, который в полной мере раскроет для него красоту музыки и поможет её почувствовать.

Музыкальные занятия в средней группе ДОУ: структура и особенности

Дети 4–5 лет хорошо воспринимают новые знания и впитывают впечатления, у них активно формируется образное мышление. По сравнению с более младшим возрастом их внимание становится гораздо более устойчивым. Поэтому музыкальные занятия в средней дошкольном звене приобретают особую значимость. Как и любая образовательная деятельность, они включают в себя разные группы задач.

Образовательные задачи

  1. Слушание. У ребят формируется культура внимательного прослушивания музыкальной композиции, они учатся понимать её характер, узнавать знакомое произведение, высказывать впечатления о нём. Дети также осваивают понятия «тихо» и «громко», «медленно» и «быстро», «высокий» и «низкий» звук.
  2. Пение.

    Дошкольники учатся выразительно исполнять песни, чисто, протяжно или подвижно, чётко произнося слова, передавая определённый характер музыки; петь под инструментальное сопровождение и без него.

    Также малыши вырабатывают умение импровизировать, сочинять на ходу мелодию, опираясь на предложенный текст (например, отвечая на вопросы «как тебя зовут?», «где ты?» и пр.)

  3. Музыкально-ритмические движения.

    Продолжается становление хореографических навыков — дети учатся выполнять ритмичные движения в соответствии с характером музыкальной композиции. Малыши учатся быстро изменять их по ходу музыки. Совершенствуется работа в парах (кружение, пружинка, галоп, движение в хороводе).

    Ребята тренируются ритмично хлопать в ладоши, выполнять элементарные перестроения, подскоки, переставлять ножку с носка на пятку, различать характер ходьбы (спокойная, стремительная, торжественная).

  4. Танцевально-игровое творчество.

    Дети осваивают музыкальные игровые упражнения (например, порхают, как бабочки, кружатся, как листики), используют средства мимики и пантомимы (изображают сердитого волка, хитрую лису, испуганного зайчишку), ставят музыкальные мини-спектакли вместе с педагогами.

  5. Игра на музыкальных инструментах.

    Воспитанники средней группы учатся наигрывать простые мелодии на металлофоне и деревянных ложках, погремушках и барабане и пр.

Малыши осваивают танцевально-игровое творчествоВоспитанники средней группы совершенствуют свои хореографические уменияВ средней группе продолжается развитие вокальных данныхОдна из задач музыкальных занятий в средней группе — научить ребят наигрывать простейшие мелодии на музыкальных инструментах

Занятия музыкой развивают воображение малышей пятого года жизни, учат их самостоятельности и проявлению инициативы. Выполняя танцевальные движения, дети становятся более подвижными, ловкими, учатся управлять своим телом. У детей воспитывается позитивное отношение к окружающему миру, вырабатываются эстетические чувства. В зависимости от тематики занятия ребятам также прививается любовь к природе, семье, своей стране.

Подходящие приёмы для работы в средней группе

Чтобы музыкальное занятие в средней группе проходило увлекательно, педагог должен вводить в него как можно больше игровых событий:

  1. Музыкальные игры, в том числе пальчиковые, проводятся между основными обучающими блоками.
  2. При обучении танцам хорошо использовать различные вспомогательные предметы (игрушки, цветы, ленточки, зонтики, обручи), надевать на детей различные атрибуты (веночки, косынки, бескозырки, колпачки и т. п.). Всё это очень нравится малышам, подстёгивает их энтузиазм и фантазию.
  3. На занятии с 4–5-летними детьми недопустимо формальное заучивание песенного материала, многократное однообразное повторение. Напротив, заинтересовать малышей поможет смена деятельности, введение игровых персонажей (если педагог сам нарядится, например, в фею или матрёшку, то сразу появится совершенно новая волшебная атмосфера, которая увлечёт детей).

Использование костюмов и атрибутов, несомненно, вызовет повышенный интерес у малышейМузыкальная игра поднимет ребятам настроениеНесложное «перевоплощение» музыкального руководителя позволит детям совсем по-другому воспринимать занятиеhttps://youtube.com/watch?v=gmycH2NgNoQhttps://youtube.com/watch?v=rg_jKK6VCu0

Традиционное музыкальное занятие в средней группе имеет определённую структуру.

  1. Начинается оно, как правило, с разминочного ритмического упражнения. Оно может включать в себя танцевальный шаг (галоп, подскоки), отдельные танцевальные элементы, построения из разучиваемого хоровода и пр. Это позволяет создать бодрое настроение у детей и подготовить к деятельности, требующей повышенного внимания.
  2. Следующий этап — прослушивание музыкальных композиций, исполнение песен. Сюда же относятся упражнения на развитие слуха, вокальных данных.
  3. Третий этап — музыкально-ритмическая деятельность. Это может быть игра, танец, хоровод. При этом спокойные задания необходимо чередовать с более динамичными.
  4. Четвёртый этап — игра на музыкальных инструментах.
  5. Закончить занятие лучшего всего игрой музыкального содержания.

Организационные нюансы

Задача музыкального руководителя — создать во время занятия определённую обстановку. Как правило, занимаются дети в зале.

Туда не должны проникать посторонние шумы, поскольку они будут мешать восприятию и выполнению творческих заданий. Но ближе к лету можно перенести процесс на улицу.

На свежем воздухе дети поют и танцуют, для музыкального сопровождения можно использовать аккордеон или баян, аудиотехнику.

Во время пения в помещении дошкольники сидят на стульчиках возле педагога. Причём на первый ряд целесообразно посадить ребят, имеющих проблемы с дисциплиной, недавно поступивших в детский сад (некоторые дети начинают ходить туда только с четырёх лет) или же испытывающих затруднения при пении. Одежда малышей должна быть максимально удобной, не стеснять движений, на ногах желательны чешки.

На ногах у малышей желательны чешки, а одежда не должна стеснять движений

Проводятся музыкальные занятия в средней группе два раза в неделю. Продолжительность каждого — 20 минут.

Индивидуальный подход на музыкальном занятии в средней группе

Конечно, музыкальные способности у детей развиты не одинаково. И в средней группе это уже отчётливо проявляется. Кроме того, есть ребята способные, но стеснительные, неактивные, которым нужно помочь раскрыться.

Если малыш какое-то время не ходил в детский сад из-за болезни, то он также может теряться, не понимая, как вести себя в конкретной ситуации.

Именно поэтому на музыкальном занятии необходим индивидуальный подход к каждому воспитаннику даже в условиях групповой деятельности.

Скромному ребёнку нужно помочь раскрыться на музыкальном занятии

Каждому ребёнку (или группе детей) подбирается задание по способностям.

Также полезно использовать на занятии взаимообучение (например, дошкольники могут помочь друг другу освоить новые движения или игру на музыкальном инструменте).

Это очень важно для успешной социализации малышей и их коммуникативного развития, они становятся более доброжелательными и внимательными друг к другу.

С отстающими детьми музыкальный руководитель может позаниматься дополнительно (по договорённости с родителями), например, в вечернее время.

Обратите внимание

Как показывает практика, после такой индивидуальной работы (2–3 раза) малыш подтягивается до среднего уровня.

А если детям нужно, например, подготовить номер для исполнения на утреннике «по секрету» от остальных воспитанников, можно организовать отдельное занятие для подгруппы.

Виды музыкальных занятий в средней группе

В средней группе проводятся такие типы музыкальных занятий:

  1. Традиционное. Занятие объединяет все виды деятельности, предусмотренные программой для средней группы и отличается типовой структурой (ряд последовательно сменяющих друг друга этапов).
  2. Доминантное. В занятии преобладает какой-то конкретный вид деятельности (например, хореография или игра на музыкальных инструментах). Такая деятельность часто используется, чтобы преодолеть отставание группы в определённом направлении.
  3. Тематическое. Образовательная деятельность строится вокруг конкретной темы (например, зима в лесу или путешествие в какую-то сказку). Разновидностью данного типа являются комплексные и интегрированные занятия. В первом случае выбранная тема раскрывается с помощью различных видов искусства (а не только музыкальными средствами) – музыки, хореографии, театра, поэзии, живописи. Во втором — музыкальная деятельность комбинируется с познанием окружающей среды, математикой, развитием речи, физической культурой. Они объединены при этом общей темой или единым художественным образом.

Примером интегрированного занятия является тема «Путешествие в лес», где музыка тесно переплетается с познанием окружающей среды. Ребята поют песни про животных, исполняют танцы соответствующего содержания и при этом закрепляют знания об обитателях леса.

Другой вариант — занятие, посвящённое старинному музыкальному инструменту, например, шарманке. Дети знакомятся с композицией П. Чайковского «Шарманщик». В связи с этим вспоминается сказка про Буратино и проводится мини-беседа о профессии шарманщика на доступном малышам уровне. Можно также показать ребятам картины художников, изображающие бедных музыкантов со своим инструментом.

Всегда интересно проходят интегрированные занятия и на патриотическую тему. Например, деятельность может быть посвящена матрёшке — традиционному русскому сувениру. Дошкольники исполняют подходящий танец, отгадывают загадки, закрепляют математические понятия (один и много, большой и маленький), узнают что-то интересное об этой игрушке.

Как мотивировать детей: начало занятия

Хотя музыкальная образовательная деятельность в детском саду сама по себе увлекательна, важно вызвать к ней дополнительный интерес у воспитанников. Для этого педагог продумывает мотивирующее начало занятия. Конечно, основную роль будет играть игровой компонент.

Например, музыкальный руководитель может сказать ребятам, что к ним в гости пришли матрёшки, которые очень хотят с ними поиграть.

Или в комнате появляются игрушки, которые живут в домике и выйдут оттуда, если ребята правильно выполнят задание — определят характер исполняемой музыкальной композиции.

Игрушки можно задействовать в начале занятия

Музыкальное занятие, посвящённое весне, можно начать с появления куклы в соответствующем наряде (в зелёном платье и с веночком на голове), которая расскажет малышам о себе. Другой вариант — мотив путешествия.

Педагог приглашает детей отправиться в сказочную страну, где игрушки способны оживать. Поможет туда перенестись волшебный сундучок (под композицию С. Майкапара «Музыкальная шкатулочка»).

Из сундучка музыкальный руководитель достаёт Петрушку, который «оживает».

Петрушка появляется из волшебного сундучка

Можно устроить дошкольникам путешествие в лес, где их ждут милые зверюшки. Чтобы никто не потерялся, нужно крепко взяться за руки и под музыку двигаться змейкой. По пути ребята приседают на воображаемые пенёчки и дышат свежим воздухом (выполняют дыхательное упражнение).

Ещё одно интересное решение — в зале «открывается» лавка музыкальных игрушек, где воспитатель работает продавцом. А дошкольники должны помочь игрушкам подобрать музыкальный инструмент. В качестве платы за музыкальные инструменты могут выступать правильные ответы детей на вопросы продавца.

Педагог может предложить малышам посетить магазин музыкальных инструментов

Варианты тем

Конечно, традиционная музыкальная деятельность не привязана к конкретной теме. Если же занятие тематическое, то в средней группе можно предложить следующие интересные варианты:

  1. Времена года: например, «Дары осени», «Пришла весна», «Волшебница Зима», «Лето красное».
  2. «В гостях у лесных обитателей», «Птицы», «Хлеб», «В гостях у игрушек», «Матрёшка».
  3. Занятия, где преобладает прослушивание композиций и игра на музыкальных инструментах: «В мире музыкальных звуков», «Яркий мир звуков», «Музыкальный сундучок» (теремок, шкатулка и т. п.), «Шарманка», «Русская гармошка», «Балалайка».

Таблица: фрагменты конспектов музыкальных занятий

Музыкальное развлечение и досуг

Один из любимых детьми видов образовательной деятельности в ДОУ — так называемые музыкальные досуги или развлечения. В средней группе они очень уместны. Музыкальные досуги положительно влияют на умственное, эмоциональное и физическое развитие детей, поскольку включают в себя не только пение и слушание музыки, но и спортивные игры, декламацию стихов, маленькие театральные инсценировки.

Музыкальный досуг в средней группе — всегда весёлое зрелище, развивающее двигательную активность детей

Главное достоинство таких мероприятий — атмосфера непринуждённого веселья, праздника. Можно приглашать родителей, воспитанников других групп. Музыкальный руководитель и воспитатели наряжаются в костюмы сказочных персонажей, животных. Да и сами малыши с удовольствием перевоплотятся в волшебных героев (пусть даже это будет просто маска).

Важно

Когда в подготовке задействованы и сами дети, это воспитывает в них самостоятельность и ответственность. Мероприятие становится не просто забавой, а важным делом, способом самореализации. Это особенно актуально для стеснительных ребят: они, например, с радостью участвуют в кукольных спектаклях — в этом случае преодолеть робость помогает ширма.

Темой для музыкального события может стать, например, определённая композиция, наступающее время года («Сбор урожая»), праздник («День Победы»). Содержание мероприятия при этом должно включать в себя соответствующие песни, стихи, игры.

Фрагменты сценария музыкального досуга по пьесам из «Детского альбома» П.И. Чайковского автора Л.В. Горобцовой

  1. Музыкальный руководитель в наряде феи предлагает ребятам отправиться в волшебный лес. Под пьесу П. Чайковского дети берут осенние листочки и кружатся.
  2. Педагог сообщает дошкольникам, что они попали в волшебную страну, и обращает внимание на куклу, сидящую на скамейке. Звучит музыкальная пьеса «Болезнь куклы».

  3. Ребята высказывают предположения, почему кукла грустит. Оказывается, она заболела, и виновата в этом Баба-Яга. Звучит зловещая тревожная музыка (пьеса «Баба-Яга»).
  4. Воспитатель читает стихотворение:Баба-Яга, костяная нога! Мимо куклы пролетала, Всех друзей её забрала.

    Спрятала и улетела,

    Вот и кукла заболела!

  5. Ребята должны помочь кукле найти своих друзей. Они идут по залу под пьесу «Марш деревянных солдатиков» и находят возле барабанов игрушечных солдатиков. Дети относят их к кукле.
  6. Звучит пьеса П. Чайковского «Играем в лошадки». Ребята скачут галопом, имитируют стук копыт.
  7. Возле деревянных ложек они находят ещё одних друзей кукол — лошадок.
  8. Звучит радостная музыка — ребята догадываются, что кукла выздоровела. Педагог предлагает сделать ей музыкальный подарок — сыграть на музыкальных инструментах. Импровизированный оркестр — «Камаринская».
  9. Воспитатель-Фея благодарит ребят за помощь и дарит им на память раскраски.

Перспективное планирование занятий по музыке в средней группе

Перед началом учебного года музыкальный руководитель составляет перспективный план непосредственно-образовательной деятельности, в котором обозначает задачи каждого занятия, его содержание (репертуар). Также в плане можно указать используемые виды деятельности.

Таблица: фрагмент перспективного плана занятий по музыке Е. В. Титовой

Видео: занятие по музыке с использованием ИКТ

https://youtube.com/watch?v=C59vLSE0zYU

Видео: музыкальное занятие в средней группе с включением игр

https://youtube.com/watch?v=ac23iSrCKFE

Видео: комплексное музыкальное занятие «Осень бродит по дорожкам»

https://youtube.com/watch?v=iIHsp4lYfK4

Музыкальные занятия очень важны в средней группе. Помимо своего образовательного значения, они воспитывают в детях позитивные качества, формируют основы вкуса, способствуют сплочению детского коллектива и улучшению физической формы.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/muzyikalnoe-zanyatie-v-sredney-gruppe.html

Музыкальное занятие в средней группе детского сада

Музыкальные занятия в средней группе детского сада не стоит недооценивать, ведь они помогают воспитать в ребенке позитивные качества и привить социальные и моральные принципы.

При этом малыш сможет понять не только индивидуальные, но и коллективные принципы поведения, ведь он будет познавать их не один, а в кругу своих товарищей по детским играм. Ребята на таких уроках учатся действовать совместно, изучают начальные нормы культуры поведения.

Интересные и познавательные уроки помогают улучшить физическую форму неокрепшего детского организма и ускоряют умственное развитие детей.

Общая методика музыкальных занятий в средних группах дошкольных учебных заведений: ее задачи и цели

От преподавателя музыки в детском садике требуется очень многое. Благодаря ему дети должны улучшить контроль над своим телом и развить память, научиться отличать одни музыкальные инструменты от других и попробовать на них сыграть. Главная цель воспитателя во время проведения музыкальных занятий в средней группе детского сада заключается в следующем:

• Улучшить координацию телодвижений ребенка. • Укрепить мышечную систему малыша. • Развить его моторику и тактильные ощущения. • Привить ему чувство ритма. • Научить ребенка открываться эмоционально, в позитивном ключе. • Улучшить его подвижность и активность.

• Научить работать в коллективе и привить чувство дружбы к взрослым людям и детям.

Добиться поставленных целей можно множеством способов. Уникальность музыкальных занятий состоит в том, что они объединяют в себе большинство из них. При этом они подаются в виде игры, которая интересна детям, что улучшает их восприятие и помогает впитывать предоставленные знания гораздо быстрее.

Как достичь поставленных целей?

Для достижения целей можно использовать:

• Разновидности игр с использованием частей тела ребенка: рук, ног, пальцев (например, так называемые пальчиковые игры). • Обучение танцам. Для улучшения эффекта можно использовать вспомогательные предметы: обручи, ленты и пр. • Игры, во время которых ребенок учиться узнавать и угадывать мелодии и тексты песен.

• Развлекательные игры, которые необходимо проводить между основными блоками обучения, чтобы дети могли расслабиться и не теряли концентрации.

Какая материальная база должна быть для достижения целей?

Большим подспорьем на музыкальном занятии в средней группе будет наличие необходимой материальной базы для проведения уроков. Это музыкальные инструменты для детей: бубны, колокольчики, музыкальные ложки и даже обычные погремушки.

Для увеличения репертуара песен желательно использовать заранее записанные музыкальные произведения и звуки, которые можно проигрывать на музыкальном центре или ноутбуке. В качестве дополнительных инструментов во время урока можно также использовать детские игрушки.

Большим плюсом будет наличие у воспитателя музыкального образования и фортепиано в детском саду, которое пригодится в качестве основного музыкального инструмента.

Фгос (государственные стандарты образования) и их влияние на проведение музыкальных мероприятий в дошкольных учреждениях

С 2014 года в силу вступили новые стандарты образования детей, которые требуют от преподавателей более качественного подхода к процессу воспитания дошкольников. Теперь руководители музыкальных занятий в средней группе по ФГОС для средних групп детского сада должны добиться следующих результатов от детей:

• Во время занятий развить у них правильное восприятие музыкальных ценностей. • Доходчиво объяснить детям смысл и необходимость музыки. • Привить любовь к эстетике и окружающему миру.

• Развить творческий потенциал и привить любовь к музыкальному искусству.

Для достижения вышеуказанных целей настоящий воспитатель должен передать детям в доходчивой и понятной форме свои музыкальные знания и умения. При этом он должен придерживаться общепринятых моральных и культурных ценностей, принятых в обществе. Это поможет сформировать у дошкольников правильные социальные ориентиры их дальнейшего развития.

Целевые ориентиры по ФГОСу

Целевые ориентиры детей для дальнейшего музыкального развития заключаются в следующем:

• Они должны научиться действовать самостоятельно и проявлять инициативу. • Позитивно относиться к окружающему миру. • Стараться развивать свое воображение через музыкальную деятельность. • Грамотно и четко использовать мелодии, тексты песен и просто устную речь для выражения своих помыслов и желаний.

• Стараться стать более ловким и подвижным, чтобы уверенно управлять своим телом и научиться контролировать его возможности.

Привить указанные ориентиры развития по методике ФГОС на музыкальном занятии в средней группе можно только при грамотном взаимодействии учителя со своими учениками как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Поэтому музыкальный преподаватель дошкольного учреждения обязан:

• Знать, учитывать и брать в расчет музыкальные потребности малышей и их родителей. • Для достижения лучших результатов научиться поддерживать высокую самооценку своих подопечных. • Применять понятные для детей виды и формы обучения. • Поддерживать любую правильную инициативу ребенка.

• Научиться доходчиво объяснять причину бесполезности и вреда от определенных действий воспитанника во время музыкальных занятий.

Примерный план проведения занятия в средней группе детского сада в зимний период

Музыкальное занятие в средней группе «Зима» можно провести по любому плану, который будет соответствовать программе. Наиболее распостраненный вариант описан ниже.

Дети входят в комнату занятий под музыкальное сопровождение, например марш. Далее руководитель мероприятия, он же музыкальный преподаватель, приветствует ребят. Чтобы привлечь внимание малышей, можно загадать им загадку, ответ на которую символизирует весну. Затем поощрить ответивших правильно и при необходимости успокоить тех, кто переживает за свои неправильные ответы.

После вступления обыграть поездку в весенний лес (можно провести такое же музыкальное занятие в средней группе «Весна») на автобусе или поезде в виде небольшой игровой сценки.

Желательно использовать музыкальное сопровождение имитирующее движение транспортного средства, а также его остановки.

При этом дети должны имитировать движение транспортного средства: например, если был выбран поезд, малыши сгибают руки в локтях и показывают, как поезд едет по рельсам. Это небольшое и неутомительное физическое упражнение поможет развить координацию движений.

Что делать дальше?

После описанных физических упражнений, которые разогрели мышцы детского организма на музыкальном занятии в средней группе, можно приступить к более подвижным играм. Лучшим вариантом будут танцы. После приезда в весенний лес детям можно раздать яркие цветные ленты, подаренные, по сюжету, самой Весной. С применением этого нехитрого инвентаря можно добиться многого:

• Разучить с детьми новый танец, например трехчастную польку. • Улучшить координацию движений. • Научить взаимодействовать с другими детьми (дети танцуют парами).

• Выучить название различных цветов. Для этого необходимо выдать детям парное количество лент одинаковой расцветки и попросить их найти товарища с лентой того же цвета. Тем, кто это сделал правильно, подсказать название цвета и по возможности рассказать придуманную или познавательную историю, связанную с ним.

Как правильно организовать передышку?

После интенсивных физических нагрузок пришла пора сделать передышку. Просим детей собраться вместе и присесть на стульчики или ковер.

Затем предлагаем им сыграть в игру, во время которой им будет необходимо угадать мелодию или название песни. Желательно выбирать песни из полюбившихся детям мультфильмов или народные, которые вы с ними до этого разучивали.

Закончив музыкальную паузу, можно предложить ребятам сыграть в подвижную игру, также желательно под музыкальное сопровождение.

Уроки в другое время года могут отличаться только местом проведения: например, в жаркий летний период их можно проводить в теньке павильона для игр, осенью – в парке, где параллельно детей можно научить отличать деревья друг от друга по виду и форме опавших листьев. Так как детям будет интересно «путешествие» не только в зимний и осенний лес, то можно организовать музыкальное занятие в средней группе детского сада «Осень» по такой же схеме.

Используемые песни для музыкального сопровождения уроков музыки в средних группах дошкольных учреждений

Музыкальное занятие в средней группе «Лето» можно организовать на свежем воздухе, с использованием популярных песенок. Для детей этого возраста лучше подбирать песни с простыми и незатейливыми мелодиями.

Есть большое количество классических композиций, также можно подобрать песни из популярных современных и советских мультфильмов и кинолент. Не стоит забывать о том, что многие воспитатели детских садиков самостоятельно придумывают как целые мелодии и песни, так и звуки, имитирующие разных животных, людей и машин.

Они с удовольствием делятся своими музыкальными зарисовками: проявив немного терпения, можно найти работы своих коллег и воспользоваться их бесценным опытом.

Источник: https://autogear.ru/article/329/827/muzyikalnoe-zanyatie-v-sredney-gruppe-detskogo-sada/

Конспект музыкального занятия в средней группе Тема: «Петрушкины друзья»

Будрина Надежда Николаевна, Музыкальный руководитель
республика Бурятия, город Улан- Удэ

Цель: Развитие культуры слушания, исполнительских навыков Задачи:Способствовать расширению музыкального кругозора через знакомство с новыми произведениями; активизация воображения через слушание музыки, развитие музыкально ритмических навыков через выполнение танцевальных движений;развитие вокально- хоровых навыков; пробуждать эмоциональную отзывчивость на музыку; обогащать внутренний мир детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

Конспект музыкального занятия в средней группе

Тема: «Петрушкины друзья»

Цель: Развитие культуры слушания, исполнительских навыков

Задачи: Способствовать расширению музыкального кругозора через знакомство с новыми произведениями; активизация воображения через слушание музыки, развитие музыкально ритмических навыков через выполнение танцевальных движений; развитие вокально- хоровых навыков;

пробуждать эмоциональную отзывчивость на музыку; обогащать внутренний мир детей.

Совет

Материалы и оборудование: интерактивная доска (презентация), кукла петрушка, корзинка с палочками, подставка для Петрушки.

Ход занятия:

Дети заезжаю в зал «паровозиком».

Музыкальное приветствие

Муз.руководитель: Ребята, а куда же мы с вами приехали? Посмотрите, нас встречает Солнышко! Давайте с ним поздороваемся.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое»

Звучит голос Петрушки в микрофон: А со мной вы не хотите поздороваться?

Муз.руководитель:  А кто ты такой? Мы тебя не видим!

Почему ты не показываешься нам? Покажись!

Петрушка: Попробуйте меня найти, а в помощь вам будет музыка. Если музыка играет громко, значит вы рядом со мной, если тихо- вы от меня далеко.

«Громко- тихо»

Дети находят петрушку с корзинкой.

Петрушка: Решил я с вами поиграть.

Прошу загадку отгадать.

Я мальчишка весельчак, не могу скучать никак.

С погремушкою в руке, в колпаке на голове.

Люблю шутки, люблю смех,

рассмешить могу здесь всех.

Я весёлая игрушка, а зовут меня

Дети: Петрушка!

Воспитатель: Петрушка, а что это у тебя в корзинке?

Петрушка: А пусть ребята скажут, что это?

Дети: Палочки

Петрушка: Да, с помощью этих деревянных палочек я строю себе домик. Но один я не справлюсь. Вот и принес, чтобы вы мне помогли построить красивый домик. Разбирайте палочки.

Развитие чувства ритма «Бом-бом»

На экране появляется домик Петрушки.

Муз.руководитель: А чтобы наши ручки отдохнули, возьмите одну палочку и потрите ее ладошками.

Самомассаж

Муз.руководитель: Давайте пройдем к стульчикам и сядем.

Петрушка: Какие вы дружные дети. А хотите, я познакомлю вас со своими друзьями?

Дети: Да.

Петрушка: Есть у меня два друга, вы с ними уже знакомы. Посмотрите на экран, кто это?

На экране появляются мажор и минор.

Дети: Мажор и минор

Муз.руководитель: Ребята, сейчас мы с вами послушаем музыку. А вы должны определить, с кем из друзей она дружит? Давайте вспомним, какая по настроению музыка дружит с Мажором?

Дети: Веселая, задорная, игривая.

Муз.руководитель: А с Минором?

Дети: Грустная, плачевная

Муз.руководитель: Как мы слушаем музыку?

Дети: Тихо, внимательно

Восприятие музыки «Вальс- шутка» Д.Шостакович

Муз.руководитель: Молодцы! Как хорошо вы слушали музыку. Вам она понравилась? С кем же дружит эта музыка: с Мажором или Минором?

Дети: С Мажором

Муз.руководитель: Правильно, а почему? Какое настроение у нее?

Дети: Веселое, легкое, танцевальное

Муз.руководитель: Что вам хочется под нее делать?

Дети: Танцевать, кружиться.

Обратите внимание

Муз.руководитель: Эта музыка называется «Вальс-шутка»

Петрушка: Здесь живут мои друзья- игрушки: куколки и солдатики, которые очень любят танцевать. Сейчас я вас превращу в игрушки и вы под эту замечательную музыку потанцуете. Не забудьте, что игрушки маленькие и движения у них легкие, изящные.

https://www.youtube.com/watch?v=E21taavEdsI

Повторное прослушивание пьесы.

Муз.руководитель: Умницы! Давайте вспомним, как называется музыка, которую мы прослушали?

Дети: «Вальс- шутка»

Муз.руководитель: Есть еще друзья у нашего петрушки. Какие, мы узнаем во время нашей распевочки.

Распевание «Здравствуйте, котята, щенята, телята, мышата, гусята, лягушата, утята, ребята»

Муз.руководитель: Ребята, сейчас я вам сыграю мелодию одной из знакомых вам песен. Вспомните, про кого эта песенка.

Прослушивание мелодии песни «Хомячок»

Дети: Про хомячка.

Муз.руководитель: Для начала мы споем 1 куплет и припев без аккомпанемента.

Пение 1 куплета и припева без аккомпанемента.

Муз.руководитель: А сейчас мы споем всю песенку весело. Хорошо открываем ротики.

Пение «Хомячок»

Петрушка: Вот и познакомились вы со всеми моими друзьями. Вы знаете, у нас с друзьями есть традиция: мы танцуем «Танец Дружбы». Хотите научу? Встаем парами: мальчик — в кругу, девочка- за кругом.

Выполнение движений без музыкального сопровождения: кружение, «пила» руками, хлопки возле уха, выставление ноги на пятку.

Музыкальный руководитель: А сейчас с музыкой. Улыбнитесь друг другу!

Музыкально- ритмические движения «Танец дружбы»

Петрушка: Мне пора прощаться с вами. Но обещаю, я к вам обязательно еще приду. Вы большие молодцы, друзья мои! До свидания!

Дети прощаются с Петрушкой

Важно

Муз.руководитель: Ребята, скажите, пожалуйста, с какими друзьями Петрушки мы сегодня познакомились?

Дети: Игрушки, котята, телята, хомячок.

Муз.руководитель: А что вам больше всего сегодня понравилось?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Нам пора уже прощаться, ведь вам пора ехать в группу- поезд вас ждет.

Музыкальное прощание

Дети «выезжают паровозиком» из зала.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №72 /»Аленушка»

Конспект музыкального занятия в средней группе

«Петрушкины друзья»

Музыкальный руководитель: Будрина Н.Н.

Источник: http://edu-time.ru/pub/102798

Музыкальное занятие в средней группе

Содержание материала

Страница 1 из 3

 Музыкальное занятие в средней группе   МБДОУ «Детский сад  Ома» 23. 10. 2012 г.

Музыкальный руководитель Тайбарей Эльза Васильевна .

« Увлекательное путешествие к нашим землякам «

Дети заходят в зал под песню «Увезу тебя в тундру».

В центре зала  уголок Севера. В национальных костюмах выставлены куклы   ( зимний и летний варианты.) Так же верхняя летняя одежда НОЙЧА , сшитая из сукна разных ярких цветов, пимы ( обувь ) , ТУЧЕЙКА — женская сумочка , сшитая из оленьих шкур ,украшенная орнаментом из сукна ярких цветов. Представлены шапки двух видов и форм . ( мужская и

женская ).Детская игрушка — кукла , голова у которой сделана из носа гуся , тело — одежда

сшиты из сукна .   На выставке представлены колокольчики разных размеров ,которыми

украшали детскую одежду и   вешали их на шею любимых питомцев — оленят . Колокольчи —

ки использовали , как музыкальный инструмент , а также копытца оленей   по несколько

штук   связанных вместе .

Выставка картин известных художников и детских рисунков пейзажа тундры в разное время года , быта коренных народов нашего региона , стада оленей .  

В работе использовались журналы « Слово тундры» фотографии из книги « Фотопоэма « , рисунки из книги М.Я . Бармич.

Задачи : Обогащение музыкальных впечатлений у детей дошкольного возраста   средствами

регионального фольклора .

Совет

             Развивать двигательную активность , умение координировать свои действия с детьми

всей группы .

           Формировать   бережное отношение к национальной культуре и традициям   северных народов .

             Воспитывать любовь к родному краю .

Цель занятия:   Расширить знания детей о национальных традициях коренных народов

Севера .

Ход занятия:

М.Р.   Здравствуйте , ребята . Я сегодня приглашаю вас на весёлое , увлекательное путешествие в тундру . Мы идём не за грибами и ягодами .

Мы идём в тундру , чтобы посмотреть ,как живут наши земляки — ненцы , коренные

жители этих краёв . Узнаем , как они одеваются , как называется их одежда , из чего сшита ,

на чём ездят , как выглядит их жилище. ( Демонстрация кукол в национальных одеждах ,

показ рисунков ловли оленя арканом. Аргиши   оленей с санями   при переезде ( ямдании )

на новое стойбище.

Слушание музыки .

В свободное время взрослые и дети собираются вместе и поют песни ,

танцуют,   которые сами сочиняют .   Послушайте песенку , которую поёт девочка и поёт её

под колокольчик. Послушайте о чём эта песенка .( краткое содержание ).

Папа девочке купил колокольчик ,колокольчик звенит , колокольчик звучит . Мама пришила

его к ошейнику и повесила на шею любимца дочери оленёнку . Оленёнок мой пришёл ,

наверное хочет хлеба

М.Р. поёт песню на ненецком языке ,аккомпанируя себе колокольчиком . ( Песня из репер-

туара   национального ансамбля « Майбава» песня « Сенгакоця « ( Колокольчик ).

Музыкальная игра .

Перед игрой показ рисунка « Ловля оленя».

       Дети в тундре тоже играют . Вот мы с вами сейчас поиграем в игру « Поймай оленя»

Выбираем пастуха ,даём ему тынзей , верёвка с костяным бегунком , а у нас вместо насто-

Обратите внимание

ящего тынзея будет ленточка , которой надо задеть « оленя» и он считается пойманным .

Играющий выбывает из игры . Всё это делаем под музыку .

Диск « Майбава» ном.- 5

« Ловля оленя». Пока звучат слова песни , олени пасутся , выкапывая из-под снега ягель .

( Дети , Высоко подняв ногу и согнув его в колене делают ногой движение « маятник «

вперёд – назад, вытянув красиво носочек . Руки скрещённые над головой изображают рога.

Как только зазвучат бубны « олени «   врассыпную разбегаются по своим местам.)

Игру провести несколько раз.

Источник: http://omasad.ru/99-bez-kategorii/31-muzykalnoe-zanyatie-v-srednej-gruppe?showall=

Музыкальное занятие в средней группе по теме «Путешествие в прекрасное». Детский сад 50. Конспект занятия

На уроке рассмотрена функция игровой деятельности, беседы, слушания, разминки, импровизации, использование рабочих тетрадей. На занятии реализуются принципы минимакса, непрерывности, психологической комфортности. Формируются представления и знания об искусстве, о себе, о мире.

Цель:

закрепление полученных знаний в умении слушать и слышать музыку.

Задачи:

  1. Развивать музыкальный слух, чувство ритма и умение передавать простой ритмический рисунок.
  2. Совершенствовать умения в точном интонировании звука “ля”. Учить внимательно слушать музыку и запоминать звучание музыкального инструмента. Активизировать работу в игре на металлофоне простейшей мелодии, поостроенной на одном – двух звуках.
  3. Воспитывать любовь к музыке и чувство прекрасного.

Оборудование:

кукла клоун Филя, рабочая тетрадь, “волшебные ворота”, бутафорская скрипка, запись Н.Римского-Корсакова “Шахерезада” (звучание скрипки “соло”), металлофон, дидактическая игра “Весёлые подружки”

Ход занятия

(Дети входят в музыкальный зал, останавливаются возле музыкального руководителя.)

– Дети, я предлагаю вам отправиться в прекрасное путешествие, где нас ждёт много интересного. (Обращается внимание на сидящего в стороне куклы-клоуна.)
– Ой, подождите, кто-то ещё хочет с нами отправиться в путешествие, кто же это там?
– Как тебя зовут?

(Воспитатель берёт в руки клоуна и отвечает за него.)

– Я – клоун Филя, возьмите меня с собой путешествовать в прекрасное.
– Возьмём его, ребята? Но туда попасть может лишь тот, кто сможет чисто пропеть своё имя

(Детям даётся звук “ля”. На данном звуке интонируют своё имя и проходят через волшебные ворота. Пройдя в ворота, дети берут рабочие тетради и рассаживаются на полу лицом к музыкальному руководителю. Клоун тоже поёт своё имя и садится к детям.)

– Мы продолжаем своё путешествие в прекрасное. Вместе с нами по страницам рабочей тетради путешествует и наш знакомый Карандашкин. Давайте прохлопаем его имя.

(Просит некоторых детей прохлопать Ка-ран-даш-кин, выделяя каждый слог.)

Работа в тетради на печатной основе, страница 38 (О. А Куревина, Г.Е. Селезнёва).

Вспомните рассказ Карандашкина о музыкантах, которые играли чудесную музыку. Слушая её, люди отдыхают. Карандашкин познакомил нас с музыкальным инструментом. Давайте вспомним, как называется этот инструмент.

(Показывается картинка с изображением скрипки, затем демонстрируется бутафорская скрипка из дерева со смычком.)

– А чем играют на скрипке? (Смычком.)

(Показ движений игры на скрипке. Дети предлагают свои варианты голоса скрипки ти-ли, ли-ли, и т.д.)

– А теперь давайте послушаем голос настоящей скрипки. Про неё говорят “скрипка плачет”.

(Звучит фрагмент музыки Н. Римского-Корсакова “Шахерезада”.)

– А ещё у скрипки есть братья. Это тоже смычковые инструменты: виолончель и контрабас.

(Демонстрируются картинки с изображением инструментов.)

Физкультминутка.

Играем на скрипке (на руке инструмент). Играем на виолончели, сидя на стуле, широко ставим ноги, держим рукой инструмент – движения шире.

Играем на контрабасе стоя, движения рукой ещё шире, потому что инструмент очень большой.

– Ну что, Филя, понравилось тебе наше путешествие? А ещё у нас в гостях дымковская игрушка. Знакома ли она вам? (На предыдущем занятии дети с ней играли.)

Дидактическая игра “Весёлые подружки”.

Показываются несколько плоских фигурок разрисованных в русском стиле на подставках и две деревянные ложки.

Ход игры: фигурки стоят на столе, дети сидят лицом к столу. Звучит русская народная мелодия.

– Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька и Сашенька.

Они очень любят плясать и хотят вас поучить. Вот так умеет Дашенька!

Матрёшкой выстукивается ритмический рисунок.

Дети повторяют ритм деревянными ложками. (Можно этот ритм отхлопать в ладоши). Спасибо за игру. Молодцы, хорошо справились с заданием.

– Вот какие у нас весёлые дети! Филя, а ты любишь петь? Послушай, как дети споют весёлую песенку “Капель”.

(Дети поют знакомую им песню “Капель”.)
(Затем усложняется задание для детей: поётся песня второй раз и подыгрывается на металлофоне на одном или двух звуках.)

– Хорошо спели весёлыми и звонкими голосами. Молодцы! – Нам пора возвращаться из прекрасного путешествия.

– Давайте ещё раз послушаем красивую музыку, затаив дыхание.

(Звучит второй раз фрагмент музыки Н.Римского-Корсакого “Шахерезада”.)
Под музыку дети тихо выходят из зала.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Создание оптимальной системы развивающих игр по ознакомлению с пространственными отношениями детей 7-го года жизни
Изложение общих принципов по созданию сценария праздника в дошкольном учреждении
Проект «Безопасная дорога»
Об актуальности применения технологии проблемного обучения в детском саду в условиях ФГТ (Федеральных государственных требований)
Познавательная викторина «Умники и умницы»
Родителям будущих первоклассников
| музыкальное | музыкальная школа | занятие | конспекты занятий | средней | среднее | группе | группы песен | теме | и тем и тем | путешествие | путешествие в петербург | прекрасно | серафима прекрасно | детский | детский сад | Страничка психолога | Музыкальное занятие в средней группе по теме Путешествие в прекрасное Детский сад Реклама:

Источник: http://50ds.ru/detsad/psiholog/5279-muzykalnoe-zanyatie-v-sredney-gruppe-po-teme-puteshestvie-v-prekrasnoe.html

Комплексное занятие «О чем расскажет музыка» в средней группе

Звучит музыка из «Детского альбома» П.И.Чайковского

М.р.   —    Ребята, мы снова встретились в музыкальном зале, где всегда нас ждет музыка. Она – главная в этом зале, ее все мы любим и всегда ждем с ней встреч. Кажется, ей подвластно все.

А знаете ли вы, что умеет музыка?

(Заставляет радоваться, грустить,  Может рассмешить, разозлить, успокоить, убаюкать, может рассказывать…). Действительно, музыка – настоящая волшебница, она совершает настоящие чудеса. Вы знаете, музыка может даже лечить.

Но сегодня мы попросим  ее рассказать нам сказку. Как вы думаете, справится? (ответы)

 А еще она, как настоящая волшебница, может не только рассказать сказку, но и превратить нас в любого сказочного героя. Вот сейчас мы превращаемся…(звучит музыка «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского)… Правильно, в маленьких деревянных солдатиков, которые шагают, весело отстукивая своими деревянными башмачками.

 Снова звучит марш, дети  создают пластический образ шагающих деревянных солдатиков.

—   Молодцы! Вы очень хорошо исполнили марш. А теперь познакомьтесь с волшебным котом, который живет в моем царстве. (Дети рассматривают картинку).

—  У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом… Мой кот на самом деле ученый. Во всем, что касается сказок, пения и музыки, ему нет равных.

Вос — ль (коту)  —   Как  Вас зовут? А что, разве он не разговаривает? Он же волшебный!

М.р.   —   Почему же? Конечно, разговаривает, но услышать его может не каждый.

Вос-ль   —   А мы сумеем услышать волшебного кота?

М.р.   —    Сейчас посмотрим. Послушайте отрывки знакомых вам музыкальных произведений и попробуйте их узнать

Звучит пьеса «Новая кукла» П.И.Чайковского

—  Вы  узнали эту пьесу. А вот ее музыкальный язык вы поняли? О чем рассказывает нам музыка? Какая она, эта новая кукла? Чем она занимается? (Ответы)

—   Молодцы, вы правильно поняли язык музыкальных звуков. А пока вы говорили, ваши ответы превратились в стихи и вот как зазвучали:

 Мы народ особый – куклы!

Посмотри, посмотри,

Как танцуем мы по кругу:

раз, два, три, раз, два, три!

Бесконца менять наряды нам не лень.

Принимать гостей мы рады каждый день.

Мы готовы есть печенье каждый день, каждый день!

Отмечать свой день рожденья каждый день, каждый день!

Можем мы в тазу купаться в день сто раз,

Засыпать и просыпаться каждый час.

Можем спрыгнуть мы с дивана прямо в лес, прямо в лес

И подняться, как ни странно, до небес, до небес!

На Луну лететь в ракете и на Марс.

Мы на все готовы, дети, ради вас.

—   Вы слышали: куклы очень любят наряжаться. Как вы думаете, в каком платье она, наша кукла, сейчас танцевала? Какой повязала бантик? Послушайте, музыка нам напомнит и подскажет (звучит «Новая кукла»).

Игра «Наряди куклу»

(дети наряжают куклу в платье красного, желтого, оранжевого, зеленого цвета. Уголки юбочки задорно вздернуты. Бант такого же цвета, как и юбочка).

—   Пока мы трудились, музыка стала рассказывать нам совсем другую сказку. Слышите, как она изменилась?

Звучит «Болезнь куклы» П.И.Чайковского

 —   О чем же рассказывает нам музыка? (Ответы)

Да, кукла действительно заболела. Но почему? Что с ней случилось? Какую сказку только вам на ушко рассказала музыка?

Игра «Расскажи сказку»

—     А как изменился наряд куклы? (Уголки юбочки и бантика округлой формы, свисают вниз. Цвет – серый, синий, фиолетовый)

— Но нельзя же нам оставить куклу в таком настроении. Как ее развеселить? (Ответы детей: сыграть, придумать, спеть веселую песенку, сплясать. Вид деятельности дети выбирают сами: поют знакомые песни, попевки, танцуют знакомые танцы)

—   Вы были внимательны и услышали, о чем рассказывал Кот. Чем же мне вас еще удивить? В  царстве музыки живут феи, слышите, они летят.

(звучит фрагмент («Вальса снежных хлопьев» из балета П.Чайковского «Щелкунчик»)

—    Я Фея танца. Люблю танцевать.

Знаете танцы? Прошу их назвать. (Ответы детей)

М.р.   —   А Фея танца вместе с нотками подарила мне новый вальс.

Звучит  «Мотылек» С.Майкапара

Важно

Слышите, как он звучит? Музыка уже шепнула вам, кто танцует этот танец? Кто так легко и воздушно кружится? (Ответы) Музыка так и называется «Мотылек». Какого цвета мотыльков вы увидели в своих сказках? Я предлагаю нарисовать их, но не красками, не карандашами, а тенями, чтобы мотыльки получились такими же легкими и воздушными, как эта музыка. (звучит музыка, дети рисуют).

А ваши рисунки мы оставим в этом зале, где царит музыка, где с портретов на нас смотрят те, чья музыка привела нас в страну сказок, мечтаний. Это – композиторы П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, М.И.Глинка, М.П.

Мусоргский… Запомните их, ведь они создали прекрасную музыку и волшебные сказки! Я рада, что вам понравилось в царстве музыки. Пожалуйста, чаще приходите в волшебный мир звуков и музыкальных настроений. А сейчас закройте глаза.

Волшебная музыка возвратит вас в детский сад.

Звучит  «Вальс цветов» П.И.Чайковского, дети выходят из зала.

Источник: https://muzruk.net/2011/10/kompleksnoe-zanyatie-o-chem-rasskazhet-muzyka-v-srednej-gruppe/

Ссылка на основную публикацию