Образовательная деятельность в старшей группе. насекомые

Конспект занятия в старшей группе по теме «Насекомые»

НОДСтаршаялогопедическаягруппа

Насекомые

Цели:

Формирование знаний и умений по теме насекомые. Активизация и обогащение словаря детей по теме.

Задачи:

Образовательные.

— Закрепить и обобщить представления детей о насекомых.

Воспитательные.

— Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.

Развивающие.

— Развивать внимание, память, коммуникативные навыки, связную речь.

Методы:

1.Наглядные (иллюстрации, сюжетные картинки, разрезные картинки).

2. Словесные (загадки).

3. Игровые («Доскажи словечко», «Сравни»,физминутка, «Скажи одним словом», «нелепицы», «четвертый лишний», «закончи предложение»

Приемы:

1. Индивидуальный подход к ребенку.

2. Доброжелательное отношение к детям.

3.Благоприятная атмосфера в группе.

4. Условия подготовки для проведения занятия.

Оборудование и материалы: иллюстрации и сюжетные картинки по теме,

Вводная часть.

Организационный момент. (1 — 2 мин.)

Дети входят в группу (создаем благоприятную атмосферу).

— Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Подарим друг другу свою улыбку.

-А теперь послушайте пожалуйста стихотворение — загадку:

Светает рано по утрам. Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад. Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели. Медведь со снежной встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает. Вы ее узнали? (Весна).

— Да, ребята, весна долго к нам шла через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. (Еще не дошла до нас, пробирается, спорит с зимой и т.п.) Но смогла до вас добраться благодаря своим помощникам.

Основная часть.

1.Доскажи словечко.

Весной солнце…(греет, припекает, ласкает)

Весной сосульки под солнцем…(тают,капают)

Весной сугробы от солнечного тепла…(оседают, тают)

Весной на деревьях почки…(набухают, лопаются)

Весной ручьи…(бегут, журчат, звенят)

Весной птицы…(возвращаются, прилетают)

Весной птицы гнезда…(вьют, строят,делают)

Весной лед на реке…(тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)

Весной травка…(пробивается, растет, зеленеет).

-Назовите первый месяц весны?Третий?Какой месяц находится между мартом и маем?Какой месяц впереди апреля?

— Послушайте, как в народе в старину называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему? (словарная работа и здоровьесберегающие технологии)

Март — капельник, протальник.

Апрель — водолей, березень.

Май — травень, цветень.

Итог: Молодцы, вы не забыли и весенние месяцы!

-Весна — это время пробуждения природы.

2. Сравни

Представьте, Солнышко такое же желтое как…(одуванчик, цыпленок, лимон)

Солнышко круглое как…(мячик, апельсин, колобок)

Солнышко ласковое как…(бабушка, мама, ветерок, теплое море)

Солнышко веселое как…(песенка, клоун)

Солнышко теплое как…(печка, рукавички, свитер)

Солнышко яркое как…(лампочка, фонарь, звезда)

Солнышко жаркое как…(огонь, костер).

Итог: Да, хорошо вы умеете сравнивать предметы!

3. Физминутка.

Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетело сто грачей( «Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

Итог: Отдохнули, пойдемте дальше.

4. Загадки. Сегодня у нас новая тема – насекомые.

И под тяжелой ношей                        Этот увалень лохматый,                           Шевелились у цветка

Обратите внимание

Спешит на помощь друг.                    Злюка тощая такая,                                  Все четыре лепестка.

Тут народ хороший.                             Сладкоежка полосатый,                           Я сорвать его хотел,

В беде не бросит вдруг                        Надо мной весь день летает,         Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

Без работы-хоть убей-                          Опускает хоботок,                                               

Жить не может …. (муравей)              И ужалит ненароком

                                                                   В распустившийся цветок (шмель)

 Что за девчонка:                             Домовитая хозяйка                                  Не зверь, не птица

В поясе тонка,                                 Пролетает над лужком.                           Носок, как спица.

Огромные очи,                                Похлопочет над цветком-                       Летит, кричит, 

Важно

Летит –стрекочет. (стрекоза)      Он поделится медком. (пчела)              Сядет-молчит.    (комар)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (муха)

—  Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?(строение: голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало). А чем отличаются? (у одних есть крылья- называются «летающие», у других нет-«нелетающие»).

—  Обратите внимание, что у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».

— Какую пользу приносят насекомые? Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед ,муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют своей красотой и являются кормом для птиц и некоторых животных; мошки являются кормом для стрекоз.

Чем вредны?гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.

5.Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен  прилагательных с именами существительными в роде и числе).

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют …  (большеглазой).

У жука длинные усы, поэтому его называют…   (длинноусый).

6. Упражнение «Нелепицы». Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает, а как должно быть на самом деле.

Муравей живет в улье.             Жук собирает нектар.                       Комар ловит мух.

7.«4-ый лишний» 

    Божья коровка, кузнечик, муравей, мышка.

   Ласточка, воробей, бабочка, ворона.

   Таракан, комар, воробей, жук.

8. Игра с мячом «Закончи предложение» (антонимы)

        У мухи крылья короткие, у стрекозы…

        У жука усы толстые, у бабочки…

         У шмеля спина широкая, у комара…

майский жук большой, божья коровка …

Итог

— О ком мы говорили на занятии?

— Какую пользу приносят насекомые?Как люди должны относится к ним?

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-zaniatiia-v-starshei-gruppe-po-teme-nasek.html

Конспект НОД в старшей группе. «Волшебный мир насекомых»

Программное содержание: учить детей составлять описательные рассказы о насекомых по картинкам, продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; активизировать словарь по теме «Насекомые»; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление; воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.

Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых. Демонстрационный материал «Ромашка» из серии «Поиграй и сосчитай».

Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин, с изображением насекомых.

Методы и приёмы: игровой момент – пришло письмо, рассматривание схемы, игры: «Кого не стало», «Закончи предложение», «Четвёртый лишний», объяснение воспитателя, самостоятельные рассказы детей, итог.

Ход занятия:

Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады приветствовать вас у нас в гостях.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какие вы знаете времена года?

Дети: Зима. Весна. Лето. Осень.

Воспитатель: А какое у нас сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Давайте покажем стрелочкой на нашем календаре, какое сейчас время года. Скажите, по каким признакам в природе мы узнаём, что наступила весна?

Ответы детей: Тает снег. Бегут ручьи. Ярко светит солнце. Набухают почки на деревьях. Распускаются первые листочки. Прилетают птицы. Зеленеет травка. Появляются первые цветы. Появляются насекомые.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в мир насекомых. Представьте, что мы оказались на зеленой полянке. Кого мы здесь встретим, узнаем с помощью загадок.

Загадки:

1.Мы лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью. (Муравьи)

2.Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много. (Пчёл)

3.Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настаёт,

Тогда перестаёт. (Муха)

4.Я цветок сорвать хотел,

Но цветочек улетел.

Что это за насекомое? (бабочка)

С чем сравнивают крылья бабочки? (с цветком). Какие крылья у бабочки? (яркие, легкие, большие). А сколько крыльев у бабочки? (четыре). Отгадав загадку, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости:

Летит — жужжит,

Сядет — молчит. (Жук)

Воспитатель:Отгадайте еще загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетала над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделиться медком. (Пчела)

Совет

Воспитатель: Посмотрите на пчелу на картинке. Есть ли у нее крылышки, какие они, сколько у нее ножек? Посчитайте. Ребята, а почему насекомые могут летать? У них есть крылышки. Давайте выберем насекомых на картинках, которые умеют летать, у которых есть крылья. Назовите их.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы встречаем новое насекомое. Паук.

Пауки живут в траве, а где их еще можно встретить, где они живут, какой у них домик? (в паутине). А пауки летают? Почему нет? Это насекомое ползающее.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний» (Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор).

– Жук, пчела, муравей, кошка;

– слон, бабочка, шмель, гусеница;

– божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

– ёлка, таракан, муха, кузнечик;

– пчела, бабочка, комар, кровать.

Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает шарик или мячик.

После игры раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто к нам пришёл.( Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых). Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:

Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, отгадать загадки, ведь она их никогда не видела. Ребята, а как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает). Если Зиме понравятся ваши ответы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться.

Но сначала давайте разомнем наши пальчики.

Проводится пальчиковая игра «Пчела»:

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(делают маховые движения кистями рук)

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

(загибаем пальцы, начиная с большого).

Как фонарики глаза. (Делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),

Пожужжали, полетали (машем ладошками),

От усталости упали (роняем ладони на стол).

Воспитатель: А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (дети рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

Отгадайте ,кто этот скрипач.(кузнечик)

Не зверь, не птица,

Носик, как спица.

Летит, пищит, сядет, молчит (комар)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет.

Золотистые глаза,

Кто же это? (стрекоза).

Ростом мал, но работящий,

Читайте также:  Родительское собрание во второй младшей группе на тему «здоровый образ жизни»

И охотник настоящий.

Дом из хвои собирает,

Лес от гусениц спасает. (Муравей).

А вот еще одна загадка:

Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука,
два блестящих лепесточка раздвигаются слегка,

справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.

Источник: http://53.mdout.ru/konspekt-nod-v-starshej-gruppe-volshebnyj-mir-nasekomyx

Конспект занятия в старшей группе на тему «Насекомые»

Тема: «Кто такие насекомые?»

Цель: познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

— Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)

— Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека и т.д.

— Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

— Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела — все это насекомые.

Воспитатель с детьми находит модели существенных признаков насекомых и, выставляя их на наборное полотно, объясняет, что у них тело состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

Насекомые — древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

— Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).

— Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

— Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать и т.д.)

— Отгадайте, кто это?

— Кто над нами вверх ногами? (Муха.}

— Много загадок сочинил народ о насекомых.

Не солнце, не огонь, а светит.

(светлячок)

Голос тонок, нос долог,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

(комар)

Обратите внимание

Ниток много-много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет.

(паук)

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов.

(муравьи)

Летит — говорит,

А сядет — молчит.

(жук)

— Ребята, а чем питаются насекомые? (Ответы детей).

— На каждое насекомое — свой корм.

Гусеницы поедают листья, жуки-точильщики и короеды — древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т.д. Есть такие насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

Насекомые — это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц и т.д.

— Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? (Ответы детей).

— Нет, не слон, не бегемот, нет, нет. Самый сильный на земле — муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи — великолепные строители.

Какие прекрасные терема-муравейники они строят! Муравейник — это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей.

Население в одном муравейнике — несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике.

Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи-солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

— Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.

— Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? Расскажите нам.

(Дети рассказывают об интересных встречах с насекомыми.)

— Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

— А теперь послушайте стихи о насекомых.

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Пчела

Пчелка золотая над цветком порхает,

Сок душистый пьет, собирает мед.

Шмель

В лесу цветок растет,

Шмелей к себе зовет:

«Прилетайте, шмели,

Поклонюсь до земли.

Гуще меда нету,

Чем с лесного цвета!»

Стрекоза

Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод.

Мы — быстрые стрекозы

Здесь водим хоровод.

Без всякого усилья

Скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья

Прозрачною слюдой.

Мотылек

Я — беззаботный мотылек.

Хоть я живу всего денек,

Но не грущу напрасно —

Ведь жизнь моя прекрасна.

В небесном голубом просторе

Купаюсь я, как будто в море.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Ромашками белеет луг,

Порхают бабочки вокруг.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Подарит мне живой цветок

Медовый золотистый сок.

Я не грущу напрасно,

Ведь жизнь моя прекрасна.

Муха

Муха, муха-надоеда

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит,

Хлеб нарезан — можно есть,

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб — всему голова»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»

Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»

Источник: https://razdeti.ru/detskii-sad/konspekty-zanjatii-dlja-detskogo-sada/konspekty-zanjatii-v-starshei-grupe-detskogo-sada/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-na-temu-nasekomye.html

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему «Насекомые» в старшей коррекционной группе

Суслова Д. В. Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему «Насекомые» в старшей коррекционной группе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 45-46. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14283/ (дата обращения: 04.04.2019).



Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Физическое развитие».

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о различных насекомых, их особенностях, отличиях друг от друга, важности каждого из них.

Задачи:

  1. Закреплять представления о насекомых;
  2. Обобщить знания дошкольников о разнообразии окружающего мира;
  3. Развивать связную речь детей, учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;
  4. Закреплять умение подбирать прилагательные;
  5. Развивать любовь и уважение к окружающему нас миру.

  6. Воспитание у детей бережного отношения к живой и неживой природе.

Оборудование: Демонстрационный материал: картинки с насекомыми; птицами, цветами; аудиозапись «звуки природы».

Раздаточный материал: раскраски; маски с изображением насекомых,

Предварительная работа:

  1. Чтение художественной литературы «Муха Цокотуха» К. И.

    Чуковский;

  2. Рассматривание иллюстраций по теме;
  3. Показ насекомых на прогулке;
  4. Рассматривание насекомых под лупой;
  5. Подвижная игра «Медведь и пчелы».

Ход занятия:

Вступительная часть:

Чтение стихотворения Андрея Усачева

«Незнакомые насекомые»

К Божьей коровке пришли насекомые

Между собою не очень знакомые.

Шмель рядом с Мухой уселся неловко –

Их не представила Божья коровка.

Рад поболтать бы Кузнечик с Жуком,

Только Кузнечик с Жуком незнаком.

В полном молчанье уселись на лавки

Две малолетние Стрекозявки.

Рядом пристроился мрачный Сверчок,

Выпил нектару стакан — и молчок.

Пышно хозяйка уставила стол,

Но разговор у букашек не шёл:

Молча все гости напились, наелись,

И разошлись, расползлись, разлетелись.

Очень неловко бывает общаться,

Если не знаешь, как обращаться!

Вы догадались о ком мы сегодня будем говорить?

— Верно, говорить мы будем про насекомых.

— Ребята, а вы знаете, кто такие насекомые? И где они живут?

(ответы детей)

Сегодня, я хочу вам предложить отправиться в необычное путешествие и оказаться на лугу, для этого сядьте на ковер и оденьте маски. Вот мы и превратились в насекомых.

Основная часть:

А теперь давайте познакомимся с каждым из вас. Отгадайте загадку.

Летит, пищит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит (комар)

Как пищит комар? Давайте попробуем все вместе.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет? (бабочка)

Бабочка одно из самых красивых и ярких насекомых. Бабочки бываю ночные, а бывают бабочки вредители, которые портят урожай.

Хоть зовут ее «коровкой»,

Но молока она не дает? (божья коровка)

Верно, это божья коровка. Ребята на самом деле божья коровка — это жук просто с такой особенной раскраской. Это хорошее насекомое она борется с такими вредителями как тля и клещ.

Черный и мохнатый

В углу живет,

Паутину все плетет (паук)

Совершенно верно, это паук.

Кто мне может ответить для чего пауку паутина?

Важно

Паутина, нужна пауку чтобы охотиться на других насекомых, например, мух. Когда насекомое попалось в сети этого охотника то выбраться уже не сможет, а для паучка это средство пропитания.

Вот такие насекомые живут на лугу. А с остальными мы познакомимся позже. Сейчас мы с вами выполним разминку, которая называется «бабочка»

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (Повороты туловища вправо и влево, руки на поясе)

Шевельнулся и проснулся (наклоны туловища вперед и назад)

Крылья распахнул (Руки в стороны)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, изображаем полет бабочки)

Молодцы, мы немного отдохнули.

Ребята, сядьте за столы мы поиграем свами в игру «четвертый лишний».

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Перед вами картинки с изображением воробья, стрекозы, вороны, голубя, как вы думаете какая картинка лишняя и почему?

Верно, стрекоза, потому что все остальные это птицы, а стрекоза насекомое.

А что вы знаете про стрекозу?

Стрекоза-это хищное насекомое, она очень быстро летает. Охотится стрекоза на мошек и комаров.

На следующих картинках изображены: одуванчик, тюльпан, пчела, нарцисс. Кто лишний?

Верно, пчела. Что вы знаете про пчелу? Почему пчелку называют труженицей?

(ответы детей)

Ребята, я не зря положила пчелу среди цветов, потому что именно пчелы кушают цветочную пыльцу и нектар. Всем известно, что пчелки трудятся над очень сладким, вкусным и полезным медом.

Заключительная часть:

Рефлексия.

Вот такой разнообразный мир насекомых. А теперь пора возвращаться в детский сад, под музыку природы полетайте над нашим лугом и возвращайтесь на свои места.

Вот такое увлекательное путешествие у нас получилось. Ребята, вам понравилось?

С кем мы познакомились?

Кто запомнился больше всего?

Всем большое спасибо за путешествие.

Смена деятельности:

А в завершении, я подготовила для вас раскраски с изображением насекомых.

Удачной работы!

Основные термины (генерируются автоматически): божья коровка, насекомое, бабочка, изображение насекомых, ответ детей, пчела, ребята, стрекоза.

Упражнять детей в умении угадывать по описанию насекомых: пчелу, божью коровку, муравья — рассказывать о них. Повторить названия лиственных и хвойных деревьев. Упражнять в умении узнавать на слух голоса птиц.

Живым украшением нашей планеты являются многочисленные бабочки, пчелы, осы, жуки.

Совет

После того, как мама нашла божью коровку на фруктах зимой, мы поместили насекомое на домашний цветок.

Развитие способности совершать умственные действия во внутреннем плане. Материал: игровое поле 3 на 3 клетки, изображение насекомых (пчела, жук-усач, стрекоза, жук-носорог, шмель, жук-олень, бабочка, муравей, майский жук).

Не сбивай грибы, даже несъедобные, помни, что грибы очень нужны природе, не лови бабочек, стрекоз и других насекомых.

(Картинки: шмель, кузнечик, божья коровка, пчела). Но есть на поляне.

Ребята, понравились ли вам бабочки? Захотелось ли вам поймать какую-нибудь?

Дети: Это весна. Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. Ребята, у меня есть волшебная веточка.

Каких насекомых вы здесь узнали? Воспитатель: Какую пользу приносят пчелы, бабочки?

Бабочка, пчела и божья коровка высоко летают.

В творческой мастерской дети приготовили несколько работ, объединенных одной темой: аппликация «Бабочка», аппликация из разноцветной кожи и ткани «Стрекоза»; рисунок «Божья коровка»; рисунок «Паучок»; картина из шерсти «Мир насекомых»; аппликация «Гусеница»…

Вопрос — ответ.

Дети: В лесу живут насекомые. Задание № 4. Каких насекомых можно увидеть в лесу? Дети: В лесу живут бабочки, пчелы, кузнечики, стрекозы, муравьи. (на экране изображение насекомых).

2) Проанализировать особенности фенологии насекомых (Insecta) на данной территории.

2. Божья коровка.

9. Медоносная пчела. Оса. Apis mellifera. 10. Стрекоза коричнево-зеленая.

Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях.

Обратите внимание

До встречи!!! Дети идут по стрелкам к дереву и находят плакат — карту с изображением цветика — семицветика.

(Ответы детей). — Правильно, цифра, означает в какой

3 группа нарисуют «Бабочек, божьих коровок, которые будут обитать в этом лесу».

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14283/

Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа

Автор: Учитель -логопед 1 категории Шилова Оксана Викторовна

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
  • Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)
  • Формирование обобщающего понятия насекомые
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление родительного падежа, существительных во множественном числе), составление предложений со значением противопоставления и  со сложным союзом «потому что»
  • Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи
  •  Развитие фонематических представлений
  •  Развитие зрительного внимания
  • Развитие тонкой и общей моторики
  •  Развитие сенсорных процессов

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе

Лексический материал :

стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть. 

Сегодня наше занятие, ребята, начнется  необычно- со сказки…Далеко-далеко, там  за теплыми морями, где никогда не бывает зимы, в одном сказочном царстве жила маленькая фея. Жители этого маленького царства были цветы.

Цветы очень любили свою хозяйку, дарили ей свой цветочный нектар, из которого она творила необыкновенные, добрые чудеса. Близился день рождения маленькой феи и цветы решили устроить бал в честь этого события. Но вот беда цветы не могли танцевать, потому что крепко вросли своими корешками в землю.

Цветы рассказали хозяйке о своей беде. Маленькая фея решила помочь своим любимым цветам. Ночью она приготовила волшебную росу из сладкой цветочной пыльцы и с первыми лучами солнца обрызгала все цветы в своем городе.

О, чудо! Из цветов выпорхнули бабочки, так похожие на яркие, небывалой красоты цветы, что отличить их было невозможно. Дети сравнивают бабочек с цветами( красивые, легкие, грациозные). Увидев это чудо, остальные жители цветочного городка поспешили на праздник- день рожденья маленькой феи.

Постарайтесь узнать с помощью музыки, кто пришел на праздник. Дети отгадывают, что на праздник прилетели шмели, прискакали кузнечики и т.д.  Как мы сможем назвать всех гостей феи одним словом? (насекомые) Давайте с ними познакомимся поближе.

У летающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, жуков и пчел- по четыре крыла, у мух и комаров- по два. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк, гудение или жужжание.

Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук.

Важно

Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять- девять взмахов.

Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром, который они вытягивают хоботком из цветов. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед.

Комары- кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.

Есть и не летающие насекомые: кузнечики прыгают в травке; муравьи образуют муравейники.

Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях.

Насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств; от пчел- мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.

Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.

Речевая подвижная игра «Стрекоза» (импровизация движений)

Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети!

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови насекомых»

Активизация словаря по теме «Насекомые»

«Хлопушка»
Хлопни в ладоши, если услышишь, что я назову насекомое.

«Подбери слово»
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик…
Бабочка летает, а улитка…
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а червяк…
Улитка ползает, а стрекоза…
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар…
Таракан ползает, а стрекоза…

Бабочка порхает, а муха…

«4-й лишний»
Употребление сложных  союзов «потому что»

Совет

Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Комар, кузнечик, бабочка, белка.

«Насекомые- великаны»
Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.

Это не таракан, а трарканище.

«Кого я видел»
Употребление родительного падежа существительных множественного числа. Ребенок берет игрушечное насекомое с полянки и произносит…

Это жук. Я видел много жуков.
Это паук. Я видел много пауков.

«Раздели слово на слоги»
Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй.

«Собери картинку»
Складывание пазлов.

«Отгадай, кого я хочу назвать»
Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

Мель-мель-мель, назову я ..
Са-са-са, называю я..
Мар-мар-мар, называю я комар.

Ла-ла-ла,называю я ..

Ребята так кто же пришел на бал к фее имениннице?  Правильно насекомые. Все гости дарили имениннице подарки (распределить картинки по звонкости-глухости и твердости-мягкости на планшете)

III. Итог занятия.

Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа обновлено: Май 14, 2014 автором: Оксана Шилова

Источник: http://possum.ru/?p=3622

Конспект НОД для старшей группы «Насекомые»

Конспект занятия «Насекомые».

Возраст: старшая группа.

Вид: познавательное развитие – ознакомление с окружающим.

Интеграция: художественно эстетическое развитие, речевое развитие.

Цель: обобщить знания детей о жизни насекомых.

Задачи занятия:

Познавательные: закрепить знания детей о жизни насекомых в лесу.

Формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе и бережное отношение к ней.

Развивающие: расширить и активизировать словарный запас по теме «Насекомые».

Развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности. Расширять представления детей о техниках рисования.

Воспитательные: воспитывать любознательность, умение выслушивать сверстника до конца,

Учитывать мнения других.

Оборудование: интерактивная доска, слайды с насекомыми, краски, бумага.

Методические приемы: показ слайдов. Беседы о насекомых, отгадывание загадок. Физкульт-

Минутка. Рассматривание картинок. Дидактические игры. Рисование « Муравей».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите путешествовать. Хочу пригласить вас в волшебную страну,

Хорошо вам знакомую. Как она называется? Надо угадать. Жители этой страны прислали вот этот

Таинственный сундучок (показывает) откроем сундучок? (да).

Воспитатель: Ребята, здесь находится пригласительный билет в волшебную страну. Давайте его прочитаем. Звучит музыка.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою,

Что за зверь? Какая птица?

Что там шепчешь на заре

Кто в глуши твоей таится?

Все открой, не утаи

Ты же видишь – мы свои!

Обратите внимание

Воспитатель: В какой стране мы очутились? (в лесу). Вот мы и прибыли в лес. Нас встречает необычный человечек – лесовичок.

Ребята! Лесовичок приготовил для вас задания.

Лесовичок: Кто живет в лесу? Отгадайте загадки.

  1. Он работник настоящий, 2. Она ярка, красива,

Очень, очень работящий. Изящна, легкокрыла.

Под сосной в лесу густом Сама похожа на цветок

Из хвоинок строит дом. И любит пить цветочный сок.

( Муравей ). ( Бабочка).

Сок цветов душистых пьет, Этот маленький скрипач

Дарит нам и воск и мед. Изумрудный носит плащ.

Людям всем она мила, Он и в спорте чемпион,

А зовут ее … ( пчела). Ловко прыгать может он.

( Кузнечик).

Он по веточке ползет, Всех жучков она милей,

Стебли, листики грызет. Спинка алая у ней.

На спине кружочки-

(жук). Черненькие точки.

(Божья коровка).

Волосата, зелена, Модница крылатая,

В листьях прячется она. Платье полосатое.

Хоть и много ножек, Ростом хоть и кроха,

Бежать она не может. Укусит – будет плохо.

( Гусеница). (Оса).

Воспитатель: Гусеница, оса, бабочка, кузнечик, муравей, жук. Ребята, назовите одним словом. Кто это?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Ребята, Лесовичок приготовил для вас вопросы про некоторых насекомых, которых мы изучали на других занятиях. Давайте послушаем и расскажем все что мы знаем .

Лесовичок : Как выглядит муравей? Где живут муравьи и как они строят свой дом? Чем они питаются?

Как выглядит бабочка? Чем питается это насекомое? Почему мы говорим о бабочке: порхает, кружится, опыляет цветы?

Как выглядит пчела? Какую пользу она приносит людям? Может ли пчела ужалить?

Лесовичок: Какие вы молодцы! Очень много знаете!

Дидактическая игра на интерактивной доске «Кто что ест».

Я вам приготовил новое задание. Помогите насекомым найти то, что каждый из них ест. (Соединить название пищи с названием насекомого, слайд)

Пыльца – бабочка; цветочный нектар-пчела; листья растения-жуки; роса, сладкие выделения тлей-муравей; листья, цветы, плоды деревьев – гусеница; тля-божья коровка; и др.

Физкультминутка: « Самолеты и бабочки».

Ход игры: Дети двигаются врассыпную, по команде «Самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны(мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону(«бабочка ищет красивый цветок»).

Воспитатель: Давайте нарисуем Лесовичку «Бабочку» и подарим.

(Нетрадиционным методом-мятая бумага, дети рисуют бабочку).

Воспитатель: Лесовичок,тебе ответы детей понравились, а рисунки?

Лесовичок: Мне очень понравились рисунки и ответы детей.

Дети закрывают глаза, звучит музыка- дети возвращаются домой.

Важно

Ребята,вспомните насекомых,с которыми встречались во время нашего путешествия по лесу.

С кем встретились ? (Лесовичок).

-Назовите способ рисования,который мы использовали сегодня.

Список литературы:

1.ЗолотоваЕ.И.Знакомим дошкольников с миром животных и насекомых.-М.Просвещение.1982г.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-nod-dlia-starshiei-ghruppy-nasiekomyie.html

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Насекомые»

Конспект
интегрированного занятия, соответствующего
ФГТ, для детей старшей группы.

Тема:
«Насекомые».

Интеграция
образовательных областей:
«Познание»
(формирование целостной картины мира
– ознакомление с природой), «Коммуникация»
(развитие всех компонентов устной речи),
«Чтение художественной литературы»,
«Труд», «Социализация».

Виды детской
деятельности:

познавательная, продуктивная,
коммуникативная, восприятие художественной
литературы, двигательная, и игровая.

Цель:
формировать живое, заинтересованное
участие в образовательном процессе.

Задачи
деятельности педагога:

расширить представления детей о
насекомых, активизировать словарь детей
по теме, упражнять детей в правильном
звукопроизношении звуков (ж, з), в их
дифференциации, развивать фонематический
слух, упражнять детей в отгадывании
загадок, выразительном чтении
стихотворений, совершенствовать умения
и навыки работы с разнообразными
материалами для изготовления божьей
коровки, формировать навыки работы с
клеем, развивать мелкую моторику пальцев
рук, воспитывать у детей отзывчивость,
умение сопереживать, доброжелательное
отношение к насекомым.

Планируемые
результаты интегративных качеств
дошкольника:

знает, называет насекомых, различает
их характерные особенности, бержно к
ним относится, различает на слух и
отчётливо произносит сходные по
артикуляции и звучанию согласные звуки
(ж, з), проявляет чуткость к художественному
слову, выразительно читает стихотворения,
способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной
цели, умеет работать по образцу, умеет
изготавливать поделку из различных
материалов, умеет выполнять правила
игры.

Материалы
оборудование:

картинки с изображением насекомых, фи-

гурки
насекомых, искусственная трава, диск
«Звуки природы»; на каждого ребенка:
скорлупа грецкого ореха, черный и красный
пластилин, бусинки, проволока, клеенка,
салфетка.

Содержание
организованной деятельности детей.

I
Организационная часть

Воспитатель:
Сегодня мы идем в гости к маленьким
жителям лесной полянки. А чтоб узнать
кто они, вы должны отгадать загадки.

Загадки:

С утра жужжу,
цветы бужу.

Кружу, кружу
и мед вожу. (пчела)

Жужжу я на
ветке сижу

И звук ж все
твержу (майский жук)

Не зверь, не
птица, а нос как спица.

Летит –
пищит, сядет – молчит.

Самого не
видно, а голос слышно (комар).

Целый день
летает, всем надоедает,

Ночь настанет
– тогда перестанет (муха)

На лугу живёт
скрипач,

Носит фрак
и ходит вскачь (кузнечик)

Мы в работе
поминутно

От зари и до
зари.

Нас в лесу
найти нетрудно,

Лишь под ноги
посмотри.

Назови меня
скорей,

Я рабочий
….(муравей)

Воспитатель:
как
можно их всех назвать одним словом?

II
Основная
часть.

Дети подходят
к лесной полянке, рассматривают и
называют насекомых.

Проводится
дыхательное
упражнение «Весёлая пчелка».

Дети набирают воздух через нос, на выдохе
произносят звук з – з – з.

Дидактическая
игра «Кто как голос подает?». Комар –
пищит, жук жужжит, кузнечик – стрекочет.

Воспитатель
включает диск «Голоса природы» и дети
по голосам отгадывают насекомых.

Логоритмическое
упражнение «Насекомые над лугом».
Дети
читают стихи, выполняя различные
движения.

Жу ж ужу –
жужжит пчела,

Я лечу из
далека. (Дети ритмично помахивают руками)

Зу зу зу –
комар пищит,

Укусить
скорей спешит. (Выставить указательный
палец, делают ритмичные выбросы рук
вперед).

Уф уф уф, как
паровоз,

Шмель пыхтит,
— пыльцу повёз. (Ритмично притоптывают
ногами)

Жук гудит:
гу жу, гу жу.

Я любого
разбужу (ритмично хлопают в ладоши).

Дидактическая
игра «Подбери признак».

Бабочка
(какая?) – пестрая, красивая, разноцветная,
порхающая, легкая.

Муравей
(какой?) – маленький, трудолюбивый,
коричневый, усатый, быстрый.

Божья коровка
(какая?) – красная, яркая, круглая,
маленькая.

Дети читают
стихи о насекомых:

1 ребенок:

Синим, желтым,
красным цветом

На лугу цветы
цветут

Много меда
этим летом

Пчёлы в улья
принесут.

Пчелы не
ленивые,

Они трудолюбивые!

2 ребенок:

Голубая
стрекоза

Щурит хитрые
глаза.

Стрекоза
разбойница

За добычей
гонится…

Поскорее
мошки,

Уносите
ножки.

3 ребенок:

«Расскажи
мотылёк,

Чем живёшь
ты, дружок?

Как тебе не
устать

День –
деньской все порхать?»

«Я живу среди
лугов,

В блеске
летнего дня;

Ароматы
цветов

Вот вся пища
моя!

Но короток
мой век –

Он не доли
дня;

Будь же добр
человек,

И не трогая
меня».

4 ребенок:

Платье в
горошек у божьей коровки,

Божью коровку
пальцем не трогай.

Пусть уползет
зеленой дорогой,

Пусть улетает
синей дорогой.

Пожалуйста,
божью коровку не трогай!

Воспитатель:
дети
можно обижать насекомых? Почему?

Дети:
их нельзя обижать. Они живые, приносят
пользу. Они красивые. Ими можно любоваться.
Интересно смотреть как они летают,
бегают, играют. Слушать, как они жужжат.

Воспитатель:
надо обращать внимание детей на тревожные
звуки, доносящиеся с лесной полянки.
Божья коровка рассказала, что налетел
ураган и унес ее всех друзей, она просит
детей помочь их вернуть.

Поможем
божьей коровки вернуть ее друзей? А как
мы это сделаем?

В результате
обсуждения предложений детей, пришли
к выводу, что божьих коровок нужно
изготовить своими руками. Перед сложной
работой потренируем руки.

Физкультминутка
«Трудолюбивая пчёлка»

по методике «Расскажи стихи руками».

Пчелка
трудится весь день Дети руками
обрисовывают перед

собой
круг.

И работать
ей не лень. Покачивают
указательным пальцем в

знак
отрицания.

От цветка
летит к цветку, Ритмично
размахивают руками

крылышками.

Клеит на
брюшко пыльцу. Круговые движения
по животу

Хоботком
нектар сосет, Наклоны кисти
рук вниз, с выстав-

ленными
вперед тремя пальцами

За день много
соберет. Раскрывают перед
собой все пальцы.

Унесет нектар
тот в улей Рисуют в воздухе
треугольник

И назад
вернется пулей. Резко выбрасывают
руку с вытяну-

тым
указательным пальцем вперед.

III
Практическая часть.

Воспитатель
вывешивает на доску картину с изображением
божьей коровки. Беседа по вопросам:

Какой формы
туловище, какого цвета?

Какой формы
голова, какого цвета?

Как можно
изготовить божью коровку из имеющего
материала?

Совет

Обсуждаются
предложения детей. Дети самостоятельно
изготавливают поделку. Воспитатель
оказывает помощь нуждающемуся. На время
выполнения работы включается диск
«Звуки природы». Перед выполнением
работы проводится пальчиковая
гимнастика: «Божья коровка».

Платье в
горошек у божьей коровки, (дети указательным
пальцем в воздухе рисуют круги)

Божью коровку
пальцем не трогай (дети указательным
пальцем грозят)

Пусть уползает
зеленой дорогой (указательными и средними
пальцами «ходят» по столу)

Пусть улетает
синей дорогой (ритмично взмахивают
руками крылышками)

Пожалуйста,
божью коровку не трогай! (кладут левую
ладонь на грудь, закрывая сверху правой
ладонью).

Заключительная
часть

Просмотр
поделок, выставление их на лесную
полянку, самостоятельная игра с насекомым
на полянке.

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/143009/

Ссылка на основную публикацию