План – конспект осенней прогулки в старшей группе доу. наблюдение за сезонными изменениями

Открытая прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями»

ОГ СКОУ Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарск.

Конспект прогулки

«Наблюдение за сезонными изменениями» (осенний период — обобщение)

Воспитатель 6 «В» класса Вещева JI.JI.

Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями».

(Осенний период — обобщение)

Цели:

  1. Формировать представления об изменениях в природе.

  2. Закрепить характерные признаки осени, узнавать их приметы в стихотворениях.

  3. Устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и птиц.

  4. Развивать и корригировать логическое мышление, память, воображение, устную речь.

  5. Учить работать вместе; развивать чувство коллективизма, ответственность за порученное дело;

  6. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю, к природе.

Оборудование.

Картинки периодов осени, альбом с изображением птиц, карточки с загадками, д. — игры, футбольный мяч, мячик для выжигало.

Ход прогулки.

Организационный момент:

Установление тишины, обращение к гостям, к ребятам, сообщить цель прогулки.

Основная часть:

Ход наблюдения:

Листья осенью облетают, Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами, Золотыми березами, ивами. Долго кружат они над лесами, Над крутыми речными обрывами.

Какие осенние месяцы? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) Ребята, у осени 3 периода: золотая, середина, поздняя осень.

Почему раннею осень называют золотой?

Дети: золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе, золотятся верхушки берез и осин. Воздух, прохладный, прозрачный и в нем летают серебренные нити паутины. Стоят погожие, солнечные деньки. Эту пору называют: «Бабье лето! »

Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие, холодные дожди, по утрам стелется туман.

Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья. Начинается пора листопада. Середина осени.

Дети: В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные, затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Позднюю осень называют : «Серебреной», почему?

Дети: лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звёздочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы. Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и укрепляют гнезда и норы.

Животные меняют летние шубки на зимние- более пушистые и светлые, чтобы стать не заметными на белом снегу.

Стихотворение: «Приметы осени.»

Осень подойдет неслышно, Тихо встанет у ворот. В огороде листик вишни На дорожку упадет.

Это первая примета, Что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины
В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака, Словно их накроет тень, Станет пасмурной река —

Третья верная примета: Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь — Значит наступила ОСЕНЬ.

Сколько примет осени перечислено в стихотворении? (вспомнить и назвать их)

Надо позаботиться о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, как это сделать? Каких птиц называют перелетными? Почему птицы, выводят птенцов летом? Почему перелетные птицы улетаю в теплые страны?

А теперь давайте поиграем в дидактическую игру: «Найди и назови»
(найти перелетных птиц, оседлых и зимующих) А сейчас давайте с вами

отгадаем загадки:

Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.

Ответ: Воробей

Носит серенький жилет, Но у крыльев — черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат:

— Карр! Карр! Карр!

Ответ: Ворона

Солнце греет у порога
И растаяли сугробы, Потекли рекой ручьи, Прилетели к нам…

Ответ: Грачи

Все время стучит,

Деревья долбит.
Но их не калечит,

А только лечит.

Ответ: Дятел

Красный клюв И пестрый хвост —

Как красив поющий ….

Ответ: Дрозд

В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.

Ответ: Жаворонок

Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?

Ответ: Кукушка

Гнездо под крышей — ловко строит. Птенцов своих постоянно выводит, Перед дождём очень низко летает, Эту птичку, каждый ребёнок знает, За ней мы любим, наблюдать.
Эту птичку… звать.

Ответ: Ласточкой

Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее…

Ответ: Синичка

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…

Ответ: Снегири

Что за стол среди берез
Под открытым небом?

Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом.

Ответ: Кормушка

Молодцы, всё-то вы отгадали! Давайте и мы покормим птиц! Чем питаются птицы? Правильно: Зерном ,семечками, пшеном, ягодами рябины, крошками хлеба. Молодцы,

позаботились о птицах.

Певец природа, писатель М.Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек — это одно целое! Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь для ВАС станет богаче и интереснее. Предлагаю, вам дидактическую игру «Четвертый лишний» :
(выделить лишнее слово, объяснить свой выбор)

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Март.
Картофель, яблоко .свекла, морковь.

Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь.
Грач, стриж .ласточка,
воробей.
Лиса,
белка .горностай, заяц. ( не меняет окраску) Белка, мышь — полёвка.

заяц, барсук ( не делает запасы)

А сейчас поиграем в подвижную игру «ВЫЖИГАЛО»

Цель: Попасть по водящему с помощью мяча (вышибить его).
Водящий может ловить мяч (свечки) до того, как тот ударится о землю.

Молодцы, ребята! И поиграли и побегали, а теперь давайте попрощаемся с

гостями.

(Игры по желанию детей, и подвижная игра «Футбол»)

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/otkrytaya-progulka-nablyudenie-za-sezonnymi-izmeneniyami.html

конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями» (старший возраст)

Цели:

— формировать представления об изменениях в природе в начале зимы;

— учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Подготовка к прогулке

В группе появляется кукла Даша. Спрашивает:

Что такое за окном?

 Сразу в доме посветлело!

Воспитатель отвечает:

 Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

 Вот о чем всю ночь свистел

За окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка

 В белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине

 Ярче прежнего горят.

Даша: А что такое зима? Я никогда не видела зиму.

Воспитатель:  Ребята что же делать?

Дети приглашают Дашу на прогулку и там предлагают ей все рассказать.

Воспитатель: Сначала нужно тепло одеться. Ребята, давайте оденем Дашу на прогулку. Мальчики будут подавать одежду, а девочки надевать.

После этого сначала идут одеваться девочки, а затем мальчики. Во время одевания воспитатель обращает внимание на помощь друг другу: Девочки, помогите мальчикам привести в порядок одежду, чтобы они были опрятными и красивыми. Мальчики помогите девочкам обуться, завязать шарфы, спуститься с лестницы, вынести игрушки.

На улице дети рассказывают признаки наступления зимы.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. День становится короче, а ночь длиннее. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза.

  1. 2.      Исследовательская деятельность.

Даша: Как же снег может защитить деревья и растения от мороза, он же холодный?

Воспитатель:Да снег очень холодный, но  деревья не погибают, хотя и стоят под ним. Давайте проведем эксперимент. Возьмем 2 бутылки с водой и поместим их в разные места: одну на поверхности сугроба, а вторую в сугроб, и в конце прогулки проверим, что произойдет.

Воспитатель и дети проводят эксперимент.

Даша: Я знаю несколько загадок, разгадайте их.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.

(Снег)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке?

(Снежинки)

Воспитатель: А мы знаем приметы зимы.

Дым столбом — к морозу.

Дым к земле – к теплу.

Белые облака на небе – к ветру.

Читайте также:  Игра соревнование в старшей группе

Синие облака на небе – к ясной погоде.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев — к морозу.

Игра «Поймай мяч»

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях.

Ход игры:

Воспитатель называет признаки разных времен года, а дети ловят мяч, услышав зимние признаки.

Березки и дубы.

Цель игры: учить соотносить себя по полоролевым качествам.

Ход игры:

Выбирается ведущий.

Считалка

Зябнет нос, идет зима.

В зимней сказке лес, дома.

Все поземкой замело —

Землю, поле и село.

По команде «Ветер дует», дети качаются, машут руками. Как только воспитатель произносит «Ветер стих», дети изображают деревья (мальчики – дубы, девочки – березы). Ведущий выбирает самое понравившееся дерево, они  меняются.

Медведи и пчёлы.

Цель игры:

Ход игры: улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне луг. В стороне  берлога медведей. Играющие делятся на две группы: девочки — пчелы, мальчики – медведи.  Девочки – пчёлы  живут в улье. Медведи в берлоге.

Обратите внимание

По условному сигналу пчёлы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за мёдом и жужжат. Как только пчёлы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся мёдом. Как только воспитатель подаст сигнал «Медведи», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу.

Не успевших спрятаться, пчёлы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.

Воспитатель предлагает отчистить от снега веранду (чтобы наша веранда стала самой красивой и уютной): девочки сгребают и сметают снег, а мальчики уносят его на постройку крепости. Затем  мальчики приносят снег со всей площадки на песочницу, а девочки уплотняют его.  Далее дети совместно строят крепость.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-progulki-nablyudenie-za-sezonnymi-izmeneniyami-starshij-vozrast.html

Наблюдения на прогулке старшей группе осенью. Конспект занятия-прогулки в старшей группе «Осенние наблюдения

Наталья Макарова

Конспект занятия-прогулки в старшей группе «Осенние наблюдения»

Конспект
проведения прогулки в старшей группе на тему
: «Осенние наблюдение
»

Цель
:

Организовать отдых детей.

Задачи
:

Закрепить знания детей об изменениях, происходящих с деревьями в осенний период
;

Закрепить знания детей о деревьях и листьях, обогащать словарь детей;

Упражнять детей в беге, воспитывать выдержку (начинать бег только после окончания слов)
;

Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок на участке детского сада, желание работать на общую пользу.

Оборудование
:

Детские грабли, метелки, мешки для мусора.

Ход прогулки
: Давай вдохнем свежий воздух и почистим носики(3раза глубокий вдох через нос- выдох через рот,губы сложены «трубочкой»
. Как хорошо.

Загадываю детям загадки.

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

Ответ
: Осенний лист

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

Ответ
: Дождь

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Ответ
: Ветер

Осень
в гости к нам пришла

И со бою принесла Что? Скажите наугад!

Ну, конечно.

Ответ
: Листопад

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?»
— спросим.

Нам ответят
: «Это.»
(осень
)

Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? (осень
, октябрь)

Сколько существуют осенних месяцев
? Как они называются? (Три
: сентябрь, октябрь и ноябрь)

Какие осенние приметы вы знаете
? (наступила холодные дни, стало ветрено, часто идут дожди; листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, оранжевый, красный, багряный; начинается листопад; спрятались насекомые; перелетные птицы улетают на юг; ночи стали более длинными, а дни короткими; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно; начался новый учебный год, дети стали ходить в школу). Кто любит осень
, а кто нет? Почему? (ответы детей)
Дети, скажите. а когда листья кружатся, летают, кто им помогает (Ветер)
. А вы хотите превратиться в ветерок (Да)
.

Познавательная исследование деятельность –исследование силы ветра. Проводится опыт «Здравствуй ветерок»
. Предлагается поднять листочки над головой и сильно подуть. Листочки летят и кружатся. — Дети, вот так дует легкий ветерок. А вот если сильно дует ветер, то листья кружатся и долго летят над землей.

Читаю стихотворение
: «Листопад»
В. Нирович

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна
.

Задаю детям вопросы
:

Как изменяются деревья с наступлением осени
?

Все ли деревья изменились?

— Как называется явление
: «опадение осенних листьев
»
?

Что произошло с листьями? Изменился ли их цвет?

Каких цветов бывают осенние листья
? Почему они меняют свой цвет?

Выслушиваю ответы детей.

Дидактическую игру «С какого дерева упал листок?»

С дуба –… дубовый,

С липы — … липовый,

С рябины — … рябиновый,

С тополя — … тополевый,

С осины — … осиновый,

С клена — … кленовый,

С березы — … березовый,

С ольхи — … ольховый.

Хвалю детей за правильные ответы.

Важно

Подвижная игра «Ветер-ветерок «. Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – «Ветерок». Дети двигаются по кругу со словами
: «Ветер в парке листья кружит, В небе кружит, кружит в лужах. Их бросает нам под ножки, И на мокрые дорожки. Ну-ка, ветер-ветерок, Запятнай скорей листок». После окончания слов, ребенок — «ветерок» догоняет остальных детей. Игра повторяется 3-4 раза.

Дидактическая игра «Найти в каждой цепочке лишнее слово»
, аргументируйте свой выбор
:

Ель, рябина, тюльпан, клен;

Тополь, береза, шиповник, дуб;

Рябина, яблоня, черемуха, смородина;

Дуб, осина, ель, липа.. Подвижная игра «Лиса и гуси»
Выбирается считалкой «Лиса»
На лесной полянке прыгают кузнечики, Прыгают кузнечики, поднимают плечики. (Прыжки с выбрасыванием рук вверх)
Ходят гуси по дорожкам На своих гусиных ножках.

(Дети ходят «как гуси»
) Шорох тихий раздатся Кто – то по лесу крадтся Лиса (имитация движений лисы)
: Я охотница до птицы Гусей ловить я мастерица (После последних слов, дети изображают летящих гусей, а «лиса их ловит»
) Игра повторяется 2 – 3 раза

Труд «Уборка листьев на групповом участке
»
.

С подгруппой
детей идем на ту часть участка, где будем убирать. Раздаю детям грабли, метелки, мешки для мусора.

Чтобы вызвать интерес к предстоящей деятельности, использую художественное слово
:

«Труд украшает человека»
,

«Без труда нет добра»
,

«Игра игрою, а дело делом»
.

По ходу работы организовываю и поправляю детей, даю указания, слежу за качеством выполнения. В конце работы хвалю детей за проявленное старание
и прошу собрать оборудование.

Заключительная часть.

Окончание прогулки.

Созываю детей, спрашиваю
:

Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали
?

Публикации по теме:

Летом мы каждый год отдыхаем на Селигере. База отдыха «Чайка» расположена в сосновом бору. Здесь с утра до ночи всё наполнено птичьими.

Вот наступило самое интересное и увлекательное время года — лето. Летом природа радует нас длинными солнечными днями,обилием ярких душистых.

Как мой город готовится к встрече Нового года Итак, дорогие друзья, до нового года осталось совсем немного; и люди стараются успеть завершить.

Совет

Конспект наблюдения «Снегопад» Распознающее наблюдение «Снегопад». Младший дошкольный возраст. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Смотрим в окно – идет дождь. Вспоминаем потешку: Дождик, дождик, кап да кап, Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять – Мы промочим.

Осенняя прогулка в старшей группе ДОУ

Источник: https://flero.ru/walk/observations-on-a-walk-to-the-senior-group-in-the-fall-a-summary-of-a-walk-in-the-senior-group-autumn-observations.html

План-конспект осенней прогулки в старшей группе Тема: «Золотая осень»

План-конспект осенней прогулки в старшей группе Тема: «Золотая осень»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Синеглазка» муниципального образования г.Ноябрьск

Воспитатель: Ревицкая В.М 2016г.

Цель: создание условий для закрепления признаков осени посредством проведения прогулки-путешествия в осенний лес.

Задачи:

  • способствовать расширению знаний детей о характерных признаках осени, подчеркивая красоту осенней природы и разнообразие красок
  • создать условия для побуждения детей к речевой активности
  • способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к родной природе
  • создать условия для исследовательской деятельности
  • формировать представление о значимости труда, учить выполнять начатое дело до конца
  • создать условия для организация двигательной деятельности.
Читайте также:  Квн в детском саду для детей старшей группы

Материалы и оборудование: ведерки, грабли детские, веники, игры для улицы, песочные мешочки, мяч.

Скачать полный конспект

Ход прогулки

Дыхательная гимнастика

Воспитатель:

-Ребята, как хорошо на улице. Давайте вдохнем свежий воздух и почистим свои носики.

(3 раза глубокий вдох через нос – выдох через рот, губы сложены в «трубочку»)

Фото № 1 Дыхательная гимнастика

Воспитатель:

-Отгадайте загадку:

Солнцу теплому не верьте –Впереди метели.В золотистой круговертиЛистья полетели.Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень)

-Ребята, какие признаки осени упоминаются в этой загадке? (листопад, дождь, ветер.)

-Что значит «листопад»?

-А вы любите осень?

Игра «Эхо» (с мячом)

Описание игры: дети встают в круг, внутри круга воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит признак, а ребенок возвращает мяч воспитателю и добавляет к признаку предмет. Пример: осенняя погода, осенний дождь, осенние сапоги, осеннее небо и т.д.

Фото №2 Игра «Эхо»

Воспитатель:

-Мне сегодня принесли письмо от Зайки-Незнайки. Он живет в лесу, и пишет, что осень его самое любимое время года и, поэтому, он сочинил о ней рассказ. Послушайте:

Осень – самое прекрасное время года. Она бывает в мае или кажется в июне. Очень сильно греет солнце, и птицы прилетают из теплых краев. На деревьях распускаются зеленые листочки. Зацветает мать – и – мачеха и медуница. В лесу много снега.

-Ребята, а вы согласны с Зайкой – Незнайкой?

(ответы детей) нет.

-Давайте ребята расскажем Зайке-Незнайке, что такое осень

-Дети рассказывают характерные признаки осени и показывают желтые листочки.

Дидактическая игра «2 красных листа и 2 жёлтых листа».

Ход игры.

Воспитатель:

— Я скажу: «У меня 2 красных листа», а вы говорите: «А у меня 2 жёлтых листа».

… У меня нет двух красных листьев — …

… Я наклонилась к двум красным листьям — …

… Я любуюсь двумя красными листьями — …

… Я вспоминаю о двух красных листьях — …

Познавательно – исследовательская деятельность – исследование силы ветра. Опыт «Здравствуй, ветер».

-Дети, скажите, а когда листья кружатся, летают, кто им помогает? (ветер)

-А вы хотите превратиться в ветерок? (да)

Воспитатель предлагает взять листочки в руки, поднять над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.

Воспитатель:

-Дети, вот так дует лёгкий ветерок. А вот если дует очень сильный ветер, то листья сильно кружатся и долго летят над землёй

Фото № 4 Дует ветерок

Подвижная игра «Ветер-ветерок».

Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – «Ветерок». Дети двигаются по кругу со словами:

«Ветер в парке листья кружит,В небе кружит, кружит в лужах.Их бросает нам под ножки,

И на мокрые дорожки.

Ну-ка, ветер-ветерок,
Запятнай скорей листок».

После окончания слов, ребенок — «ветерок» догоняет остальных детей.

Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель:

Осень золотаяК нам пришла опятьСоберем листочки

и пойдем гулять

-У меня в руках листочки, как вы думаете, с какого они дерева?

Чем они отличаются друг от друга? (исследовательская деятельность)

Игра «На месте не стой, вокруг дерева хоровод построй»

(называем деревья, которые растут на групповом участке)

Фото №5 Игра на месте не стой, вокруг дерева хоровод построй

Воспитатель:

-Осенью очень часто идут дожди.

Подвижная игра: «Солнышко и дождик».

Дети хором произносят слова:

Солнце в небе засияло,Очень весело нам стало.Раздаётся громкий смех,

Светит солнышко для всех.

(дети гуляют, танцуют на участке)

Тучка солнце вдруг закрыла,Стало грустно и уныло.Хлынул дождик проливной,

Побежали мы домой.

(дети бегут под крышу или под зонтик)

Трудовая деятельность:

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, зачем нужна чистота на участке? Зачем дворник подметает мусор? (Ответы детей). Посмотрите, какой у нас участок: чистый или грязный? (Ответы детей). А что будет, если мы будем играть на таком грязном участке? (Ответы детей). А что надо сделать, чтобы мы были здоровыми? (Ответы детей).

Фото №6 Трудовая деятельность

Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:

  • ходьба по рукоходу,
  • бег «змейкой» между деревьями,
  • игры с выносным материалом,
  • игры «Собери урожай» (метание песочных мешочков в ведерко)

Фото №7 (метание песочных мешочков)

Фото №8, №9 Свободная деятельность детей

Индивидуальная работа

«Найди и назови нужное слово» (воспитатель предлагает ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть звук С (лист, сосна, песок, скакалка, листопад, осень и т. д.)

Использованная литература

  1. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. Кобзеева Т.Г. 2014
  2. Прогулки в детском саду саршая и подготовительная группа И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова 2015

Источник: http://doshkolnik.ru/osen/4676.html

Конспект осенней прогулки с детьми средней – старшей группы детского сада

Конспект осенней прогулки с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Сезонные изменения в природе. Народные приметы».Автор: Котляр Светлана Вячеславовна

Место работы: воспитатель МБДОУ «Березовский детский сад №33» Арзамасского района Нижегородской области.

Описание материала: Предлагаю конспект осенней прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям средних и старших групп детского сада. Это конспект познавательного развития детей, направленного на формирование представления об изменениях в природе, развитие интереса к народным приметам.

Цели:

формирование представления об изменениях в природе ;

развитие интереса к народным приметам.

Задачи:

учить различать признаки наступления осени;

познакомить детей с народными приметами;

воспитывать любовь к природе, заботу об окружающей среде;

Обогащать словарный запас. Ход прогулки
Воспитатель рассказывает стихотворение детям:

Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Воспитатель: Дети, о каком времени года рассказывается в стихотворении?

Дети: В стихотворении рассказывается об осени.

Обратите внимание

Воспитатель: Правильно. А скажите, детки, какие признаки наступления осени вы знаете?

Дети: Желтеют листья на деревьях, птички улетают в теплые края, идет дождь, на улице становиться холодно.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Действительно, осенью желтеет трава и листья на деревьях, цветочки, которые радовали наши глазки летом, вянут, птички улетают на юг, погода меняется: солнышко светит меньше, чем светило нам летом, часто идут дожди. Дни осенью, ребята, становятся короче, а ночи — длиннее.

Воспитатель: А теперь отгадаем загадки?

Воспитатель загадывает детям загадки, дети заканчивают загадку, вставляя нужный ответ.

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно…(листопад)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -….(дождь)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Я – красивая желтая…(осень)

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? …(птицы)

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что кроме признаков наступления есть еще и приметы осени?

Хотите я вам о них расскажу?

Воспитатель рассказывает детям о приметах осени.

Большой урожай рябины – к сильным морозам зимой;

Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко – мало снегу будет;

Береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с весна – ранней;

Осиновые листья ложатся лицом вверх – к студеной зиме, навыворот – зима будет мягкая, а если на обе стороны – и зима средняя будет.

Воспитатель: Вот такие существуют народные приметы осени. Люди наблюдали за природой, запоминали и передавали их из поколения в поколение. Ребята, посмотрите, на территории нашего сада растет рябина. Большой ли на ней урожай этой осенью?

Дети: Нет.

Важно

Воспитатель: Действительно, в прошлом году урожай был гораздо больше. Значит, по примете, зимой не будет сильных морозов, правильно? Зимой посмотрим, верна ли эта примета.

Теперь посмотрим на березу. По примете, если береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с весна – ранней. Давайте — ка посмотрим, ребята, желтых листиков снизу у березы больше?

Дети: Нет, их везде одинаково.

Воспитатель: Значит зима не будет поздней, правильно?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь, ребята, подойдем к осинке и вспомним еще одну примету. «Осиновые листья ложатся лицом вверх – к студеной зиме, навыворот – зима будет мягкая, а если на обе стороны – и зима средняя будет». Посмотрите внимательно как лежат листочки.

Читайте также:  Загадки на новый год с ответами для детей 6-7 лет

Воспитатель показывает и объясняет детям как листочки лежат «лицом», а как наоборот.

Дети: Листочки лежат на обе стороны.

Воспитатель: Значит, по примете, зима буде средней: ни теплой, ни морозной, правильно?

Дети: Правильно.

Воспитатель: А у нас осталась еще одна примета, давайте послушаем ее еще раз: «Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко – мало снегу будет».

Посмотрите на небо, вы видите перелетных птиц?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Да, очень жаль, что птицы сейчас не летят. Но в следующий раз мы обязательно увидим и запомним как они будут лететь: высоко или низко, хорошо? Нам же обязательно нужно узнать много или мало будет снега зимой!

А теперь, встанем в круг и немного поиграем.

Подвижная игра: “Солнышко и дождик ”

Дети встают по кругу.-

«Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку».

«Мы захлопаем в ладоши, Хлопают стоя на месте.

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на

Топ-топ-топ-топ! месте.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши,

Хлоп-хлоп-хлоп

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают.

Воспитатель говорит «Солнышко светит», игра повторяется.

Молодцы, ребята, устали? Давайте немного отдохнем, посидим на скамейках.

Во время отдыха воспитатель задает вопросы детям:

Скажите, ребята, какие приметы осени вы теперь знаете?

Давайте вспомним, к каким деревьям мы сегодня подходили, чтобы увидеть приметы?

Какие вы знаете признаки наступления осени?

Почему птицы осенью улетают на юг?

Воспитатель: Хорошо, дети, вы все правильно запомнили. Вам понравилась наша прогулка? Завтра мы продолжим разговор о народных приметах, и к завтрашней прогулки я попрошу вас подготовить небольшое домашнее занятие: спросить у родителей, бабушек, дедушек какие приметы осени знают они. Вы обязательно их запомните и расскажете нам завтра, хорошо? Не забудете?

А теперь, наша прогулка подошла к концу, мы возвращаемся в группу.

Источник: http://www.slavkrug.org/konspekt-osennej-progulki-s-detmi-srednej-starshej-gruppy-detskogo-sada/

Конспект целевой прогулки Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы

Конспект целевой прогулки

Наблюдение за сезонными изменениями:

весеннее пробуждение природы

Старший дошкольный возраст

Колчанова Марина Александровна,воспитатель

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №35 «Малышок»г. Шадринск

Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.

Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация, безопасность, физическая культура.

Цель:

формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Образовательные:-закреплять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах.2.Развивающие:-развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;-развивать связную речь;-расширять словарный запас детей: сокодвижение, проталины;- развивать логическое мышление-развивать умение испытывать радость от прогулки, достижения поставленных целей.3.Воспитательные:- воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о весне. Рассматривание тематического альбома «Времена года». Заучивание стихотворений о весне.

Словарная работа: Сокодвижение, проталины.

Ход целевой прогулки:

Беседа – наблюдение.

-Ребята, мы идём на прогулку. Послушайте стихотворение:В синих лужах плещутсяСтайкой воробьи.На снегу прозрачныеЛьдинки — кружева

Первые ПРОТАЛИНЫ,

Первая трава.-О каком времени года говориться?

-А что происходит весной в природе? (Ответы детей по тексту.)

-Много радости весна дарит детям.

-А какие это радости? (Тепло весной, прилетают птицы, небо голубое, на деревьях появляются листочки.)

-Весна приносит не только радость, но бывают и неприятности

  • На улице можно провалиться в снег и оказаться по колено в воде.
  • На проверенной вчера тропинке можно встретить непроходимый ручей.
  • Обманчив тёплый весенний ветерок, не заметишь, как простудишься.

-Как надо одеваться весной? (Ответы детей)

-Сейчас мы пройдёмся по территории детского сада,полюбуемся красотой весенней природы, послушаем весну: шелест листвы на ветру, пение птиц.

-Чем пахнет весна? (Предположения детей.)

-Как изменилась жизнь растений с приходом весны? (Они проснулись. На деревьях и кустарниках почки раскрылись ярко-зелеными молодыми листочками, зазеленели травы.)

-Кто же их разбудил?(Теплое солнце растопило снег и лед.)

-Во что они превратились? (Весенние талые воды напоили деревья, кусты, травы и они зазеленели.)

-Почему воду назвали такой? Как вы думаете? (Предположения детей.)

-Интересно, сможем ли мы узнать наши старых знакомых?-Попробуем отыскать березу. Красивое дерево береза – символ России, про нее сочиняют стихи, пишут песни, послушайте стихотворение:Береза, моя березонькаБереза моя белая,Береза кудрявая.Стоишь ты, березонькаСтоишь ты, кудряваяПосередь долинушки;На тебе березонькаЛистья зеленыеПод тобой березонькаТрава шелковая.

-Подарим березке хоровод? (Дети водят хоровод вокруг березы «Во поле береза стояла».)

-Из каких частей состоит береза? (Корни, ствол, ветки, на ветках почки.)

-Какого цвета кора, погладим рукой, какая она? (Гладкая).

-Какую пользу приносит? (Березовый сок, летом прохлада, для птиц дом, очищает воздух. За деревьями надо ухаживать, нельзя ломать ветки.)

-Если удастся, то можно увидеть, как плачет береза. Стекают по белым стволам прозрачные сладкие слезы (активизация словаря – СОКОДВИЖЕНИЕ) Березовый сок – это вкусный и полезный напиток. Но брать его у березы надо осторожно и понемногу. Если отверстие сделать большое, то, потеряв много сока, дерево погибнет. Сделанное отверстие надо обязательно замазать глиной или пластилином.-Верно! Деревья — это дом для птиц. -Идем на спортивный участок. Поиграем в игру.

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Цель: Развивать быстроту, ловкость, реакцию.

Ход игры: Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий — горельщик (горелка). Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи,

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

—Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.

Если горельщику удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

-В небе, ребята, не только птиц можно увидеть, а что еще? (Ночью — луну, звезды; днем — облака, солнце.)-Обратите внимание на землю. Земля покрывается молодой зеленой травкой.-Какая она?

-Где трава появилась, а где еще нет? (Там, где много солнца, там и травы много. А в тех места, где тень, трава еще не взошла.)

-Почему, как вы думаете? (Предположения детей.)

-Смотрите, вдоль дороги растет трава с выпуклыми круглыми листочками.

-Что это? (Подорожник.)

-Как выдумаете, почему его так назвали? (Предположения детей.)

-Его листья прижаты к земле. Что прячется под ним? Посмотрим. (Подорожник не дает солнцу высушить землю вокруг себя. Так он сберегает влагу для своих корней.) Но вот подорожник поднял листочки.

-Как вы думаете, почему? (Земля под ним очень сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить. Подорожник – растение доктор.)

-Кого мы видели под цветками наших деревьев? (Пчелы, шмели, бабочки проснулись от долгого сна. Привлекают их цветы сладким запахом. Летят они лакомиться сладким соком.)

Малой подвижности игра «Бабочки»

Дети изображают бабочек, «легко» летают по участку, и, затем, «садятся» на цветы (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.-Природа пробудилась от зимнего сна.

-Что делаете вы, когда просыпаетесь? (Умываетесь. Земля и растения тоже хотят умыться.)

-Но как? (Они ждут теплого весеннего дождя, он все вымоет и напоит всех.)

-У нас на пути много луж, как нам пройти, чтобы не замочить ноги? (Между лужами, змейкой.)

-По лужам можно ходить? (Нет.)

-Почему, это же интересно? (Можно заболеть, набрать воды в сапоги.)

(Дети идут в колонне по одному обходя лужи (змейкой, по прямой — с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом, через препятствия.)

Совет

Вечером родителям рекомендуется побеседовать с детьми о проведённой целевой прогулке, разделить детские впечатления, высказать своё мнение.

Источник: http://lit.na5bal.ru/geografiya/5210/index.html

Ссылка на основную публикацию