Планирование занятий в детском саду по экологии на год. старшая группа

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в средней группе

9   0   2255

Однако происходит это лишь в том случае, когда взрослые, окружающие ребёнка, сами владеют экологической культурой.

Действенным методом формирования экологического мышления у дошкольников является использование интегрированного подхода, который предполагает взаимосвязь экспериментальной, трудовой, познавательно-практической деятельности. При этом взаимодействие с детьми в данном случае должно быть основано на сотрудничестве, сотворчестве.

Образовательный процесс необходимо организовать так, чтобы ребёнок смог самостоятельно сделать небольшое открытие, поделиться им со своими сверстниками, получить от этого удовольствие, желание и далее исследовать окружающий его мир.

Обратите внимание

Одним из главных признаков экологической воспитанности дошкольников является их участие в активной деятельности, имеющей экологически направленный характер, в процессе которой закрепляются ранее полученные экологические суждения об окружающем мире, проявляется их гуманное отношение к окружающим объектам.

Месяц Форма организации  Задачи
Сентябрь Заготовка семян сорных растений для добавления их в корм зимующим птицам Познакомить со способами сбора семян с растений; закрепить знания о сезонных изменениях в природе; воспитывать желание проявлять заботу о «братьях наших меньших»
 Целевая прогулка на клумбу. Сбор семян цветов. Наблюдение за осенними цветами Формировать представления детей о том, что цветы живые, они растут и изменяются; обратить внимание воспитанников, что летние цветы уже отцвели, а осенние только распускаются, на разнообразие цветов и оттенков в их окраске, изящество форм; продолжать знакомить с красиво цветущими осенними цветами (георгины, астры, хризантемы и др.); формировать умение собирать семена у цветов, которые уже отцвели для посадки их на следующий год
Октябрь Путешествие в царство комнатных растений Продолжать приобщать детей к уходу за комнатными растениями; закрепить названия комнатных растений (бальзамин, фикус и т.д); продолжать обучать детей умению описывать растения, отмечая различия и сходства между ними; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними
Ноябрь Труд на участке: сбор листьев и веток. Составление композиций из осенних листьев Развивать умение составлять композиции из осенних листьев; приучать детей работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями; воспитывать желание трудиться
Знакомство с новым комнатным растением  Познакомить детей с новым комнатным растением, способами ухода за ним
Декабрь Наблюдение за цветущими комнатными растениями Расширять знания детей о комнатных растениях; учить наблюдать за их цветением, ухаживать за ними; воспитывать умение видеть красоту цветущих растений
Закрепление способов ухода за комнатными растениями  Продолжать обучать детей практическим навыкам полива растений, определять потребность земли во влаге; формировать чувство ответственности за порученное дело; воспитывать желание заботиться о комнатных растениях
Январь Наблюдение за ветками тополя, поставленными в воду Продолжать знакомство с деревьями, растущими на участке детского сада; формировать представления о том, что почка – домик для листочка, воспитывать бережное отношение к растениям
Трудовые поручения по уходу за комнатными растениями  Приучать детей совместно с воспитателем мыть подставки под цветочные горшки, способствовать возникновению желания ухаживать за комнатными растениями
Февраль «Посадка лука» Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет); формировать умение совместно с воспитателем сажать лук гнездовым способом, поливать его; воспитывать желание ухаживать за луком
Наблюдение за ветками смородины, яблони и груши Учит детей наблюдать за ветками, поставленными в воду, и отмечать свои наблюдения в дневнике; развивать наблюдательность
Март «Мир комнатных растений». Уход за растениями в уголке природы Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду; устанавливать необходимость поливки растений, опираясь на внешний вид, а также рыхлить почву, протирать растения от пыли; продолжать учить детей вытирать кисточкой пыль с листьев, опрыскивать растения в уголке природы; воспитывать желание ухаживать за ними
Наблюдение за ростом лука Продолжать учит детей ухаживать за луком (полив, рыхление земли)
Апрель Посев с детьми семян тыквы на рассаду. Посев семян цветов для клумбы Продолжать учить детей приёмам посева семян; формировать трудовые навыки их посадки;подвести к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений: свет, тепло, вода; развивать желание самим выращивать растения из семян; воспитывать желание трудиться
Уход за растениями в уголке природы и на участке Обобщить представления об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений; воспитывать бережное отношение к растениям в групповой комнате, ответственность за их жизнь
Май Посадка семян гороха Уточнить представления о том, что растения вырастают из семян; научить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли; сажать проросший горох; воспитывать интерес к выращиванию овощей
Посадка рассады на клумбу Учить детей высаживать рассаду на клумбу, совместно с воспитателем делать лопаткой лунки, поливать посаженные растения; воспитывать трудолюбие, учить помогать друг другу

М. Татур

Источник: https://vscolu.ru/ekologicheskoe-vospitanie/perspektivnyj-plan-raboty-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-srednej-gruppe.html

Тематическая неделя «Береги планету» старшая группа, март

Главная страница » Старшая группа

Календарное планирование март

Днём земли принято называть акции, посвящённые охране природы в середине марта и апреле. Бережное отношение к природе взрослые формируют ещё в дошкольном детстве. Согласно ФГОС ДО, будущий школьник положительно относится к окружающему миру, стремиться поступать хорошо и заботиться о природе.

Поэтому воспитатель, планируя работу в середине марта большое внимание уделяет знакомству детей с природоохранной деятельностью, формированию экологической культуры.

Подробное описание бесед, проблемных ситуаций, экспериментальной деятельности, дидактических игр вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Береги планету».

Социально-коммуникативное развитие

Педагог привлекает детей к труду на огороде, знакомит с трудом на селе весной. Для социально-коммуникативного развития так же планируются беседы о безопасности и культурном поведении в магазине, этюды на формирование умения передавать свои эмоции.

Познавательное развитие

Воспитатель предлагает детям рассмотреть кору деревьев, самостоятельно экспериментировать с камнями и глиной, продолжить знакомство с Красной книгой. Познавательному развитию так же способствуют игры «Чего не хватает на рисунке», «Сравни», «Составь предложение».

Речевое развитие

Во второй половине дня запланировано чтение художественной литературы по теме Т.А. Шорыгина «Как скворец себе дом выбирал», Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», Т.А. Шорыгина «Маленькие путешественницы». Решать задачи речевого развития позволяют лото «Назови картинку и первый звук», упражнение «Подскажи словечко», составление рассказов о весне.

Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития отражены рисование природоохранных знаков, вишни в цвету, конструирование разных птиц из бумаги и слушание песен о природе. Дети закрепляют технику лепки и учатся использовать природные материалы для украшения поделок.

Физическое развитие

Воспитатель беседует с детьми о лекарственных растениях, знакомит со швейцарской народной игрой «Доброе утро, охотник», повторяет слова и правила народных подвижных игр. Упражнения с массажными мячиками и разнообразные эстафеты так же способствуют физическому развитию детей.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа о планете Земля, её ресурсах. Цель: рассказать, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля; формировать представления, что планета Земля сейчас в опасности. Упражнение «Чего не хватает на рисунке». Цель: развивать логическое мышление, умение устанавливать связи между объектами. Лото «Назови картинку и найди первый звук». Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. Рассматривание фотографии «Вишня в цвету». Цель: учить видеть красоту окружающей природы, подготовиться к рисованию. Физминутка «Липы». Цель: снять напряжение.
Про-гулка Расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев. Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий. Экскурсия по территории сада. Цель: определить признаки ранней весны. Упражнение «Подскажи словечко». Цель: знакомить с разными способами образования слов. Лепка по замыслу. Цель: формировать умение использовать в лепке природный материал. П.и. «Серсо». Цель: учить набрасывать деревянные кольца на кий, развивать глазомер.
ОД
2 п.д. Рассказ воспитателя о труде на селе весной. Цель: расширять представления о сельскохозяйственных работах. Самостоятельная деятельность с камнями, песком и глиной. Цель: поддержать познавательный интерес к природе. Чтение стихов о природе родного края по выбору воспитателя. Цель: расширять знания о родном крае через литературу. Оригами «Птицы». Цель: привлечь детей к украшению группы, развивать моторику и умение конструировать по схеме. Беседа «Зелёная аптечка». Цель: формировать представления о лекарственных растениях.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Рассказ из опыта «Что я видел в лесу». Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы из опыта. Упражнение «Сравни». Цель: закреплять умение сравнивать числа первого десятка. Составление рассказов о весне. Цель: развивать монологическую речь. Рисование «Природоохранные знаки». Цель: привлечь детей к изготовлению книги «Чистая планета». Упражнения с массажными мячиками. Цель: способствовать укреплению организма.
Про-гулка Упражнение с мячом «Я знаю пять волшебных слов». Цель: продолжить формировать культуру поведения. Настольные игры по выбору воспитателя. Цель: закрепить умение играть в коллективе, выбирать ведущего. Дидактическая игра «Найди фишке место». Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание. Упражнение «Перевоплощение». Цель: учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. Швейцарская народная игра «Доброе утро, охотник». Цель: познакомить детей с игрой. П.и. «Гори, гори ясно». Цель: закрепить правила и слова.
ОД
Читайте также:  Конспект занятия для младшей группы детского сада на тему: сказки

(20

Источник: https://KalendarnyiPlan.ru/kalendarnyj-plan-na-mart-starshaya-gruppa-3-nedelya

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе

Валентина Шаропуто Тип материала: Планирование

просмотров: 8655

Краткое описание

Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры детей. Формированию у детей целостного представления об окружающем мире ,о месте в нем человека.

Описание

Дата Тема Программное содержание
Сентябрь3неделя4 неделя Лето.Наши четвероногие друзья. Расширять знания детей о временах года, изменениях в природе.Учить детей видеть красоту природы.Формировать у детей представление о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину. Воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним.
Октябрь1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя Правила поведения в природе.Осень.Овощи и фрукты на нашем столе.Как человек охраняет природу. Формировать представления детей о природе, как о едином целом. Учить детей бережно относиться к природе. Закрепить с детьми правила поведения в природе.Познакомить с характерными признаками осени, учить устанавливать причинные связи.Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад.Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники. Показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной.
Ноябрь1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя Уходит осень золотаяКак люди помогают лесным обитателям.Планета Земля.Грибы. Уточнять представления детей об осени, когда все в природе меняется. Развивать художественное восприятие.Формировать у детей представление о жизни обитателей леса, о лесниках и их природоохранной деятельности. Рассмотреть транспорт который они используют для заготовки кормов.Дать детям представление о том, что планета Земля- это огромный шар. Учить детей с детства любить природу, изучать ее.Расширять представления детей о грибах, продолжать знакомить их с особенностями их внешнего вида и местами произрастания. Учить быть осторожными с неизвестными объектами.
Декабрь1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя Что за зверь?Жизнь хомяка в природеЛес-это дом для многих жильцов.Наша елочка красивая Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание. Воспитывать интерес к наблюдениям в природе. Расширять знания детей о белых медведях.Познакомить детей с местом обитания хомяка, с его образом жизни. Дать представления о приспособленности строения тела и поведения.Дать детям первоначальное представление о том, что лес –это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории.Учить детей видеть красоту дерева в разное время года, наслаждаться ароматом ели.
Январь2 неделя3 неделя4 неделя Лекарственные растения.Письма заболевшим детям.Станем юными защитниками природы Расширять знания детей о растениях, о том, что растения бывают лекарственными. Прививать любовь и бережное отношение к природе.Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям. Поговорить о том, что письма отправляют на разном виде транспорта.Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по- доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
Февраль1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя Экскурсия в библиотеку.Растения в нашем уголке природыЗоопаркПодарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке. Познакомить детей с библиотекой- учреждение в котором имеется собрание книг для всех желающих. Предложить детям рассмотреть книги о Москве.Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни.Учить детей описывать внешний вид растения.Формировать у детей представление о разнообразии животного мира планеты. Развивать способность анализировать, делать выводы.Воспитывать доброе отношение к близким людям. Познакомить детей с произведениями искусства.
Март1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя Бережно относимся к бумаге.Береги деревянные предметы.ВеснаКак люди заботятся о своем здоровье весной. Познакомить детей с разными видами бумагами и ее назначением.Учить детей бережно обращаться с книгами и чистой бумагой. Дать понятие детям, что карты делают из бумаги.Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом, познакомить с резной игрушкой.Расширять знания детей о временах года, изменениях в природе с наступлением весны.Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей. О том, что организм надо укреплять и развивать.
Апрель1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя Весна в степи.Хлеб всему голова!!!Весна кончается –лето начинается.Посадка рассады.  Закрепить знания детей о весне, ее признаках. Рассмотреть наступление весны в степи.Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб. Прививать любовь и бережное отношение к хлебу, к людям, которые его выращивают.Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни.Дать детям знания о том, что у всех цветов есть семена, рассмотреть их и вместе с детьми посадить их в землю. Учить детей заботиться о рассаде.
Май1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя Как одуванчики ложатся спать.Весна в жизни лесных зверей.Викторина.К. В.Н. Уточнить знание детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия.Обратить внимание детей на интересное явление- цветы открыты в полдень и закрыты вечером. Расширять знания детей о растениях.Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время.Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе, активизировать словарь.Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Размещено в разделе: Дошкольное образование Воспитатель09 декабря 2013Получить подборку Сообщить о нарушении

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/164100/

Занятия по экологии в старшей группе детского сада: пример конспекта по ФГОС, разработка проекта и прочее

Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе.

Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка — это важная часть окружающего мира.

Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.

Задачи экологического воспитания в старшей группе ДОУ

Личность ребёнка — это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни.

Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат.

Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.

Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:

  • научить детей видеть красоту и неповторимость мира;
  • сформировать систему экологических знаний, представления о законах природы;
  • обеспечить понимание дошкольниками, что нельзя уничтожать то, что не можем воспроизвести;
  • учить заботиться о природе: то, что берётся человеком у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например, вода, энергия в быту);
  • развивать эстетические чувства по отношению к природе.

Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.

Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую

Готовим занятие по экологии для детей 5–6 лет

Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога — заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.

Мотивирующее начало занятия

Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:

  • Отгадывание загадок. Например, воспитатель предлагает детям вспомнить, каких насекомых они знают.
    • Во фраке зелёном маэстроВзлетает над лугом в цвету.Он — гордость местного оркестраИ лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
    • Голубой аэропланчикСел на белый одуванчик. (Стрекоза)
    • Над цветком порхает, пляшет,Веером узорным машет. (Бабочка)
    • Я думал: ног не унесу,Есть и у храбрости границы!Сегодня встретилась в лесуМне помесь гуся и синицы. (Гусеница)
  • Рассматривание картинок.

    Рассматривание картинок с изображениями животных и растений помогает заинтересовать детей темой занятия

    Для детей старшей группы набор рисунков можно использовать для повторения предыдущего материала. Рисунки можно сделать основой дидактической игры, в которой ребёнок должен правильно поместить картинку в зависимости от задания.

  • Наглядная демонстрация предметов. У воспитателя на столе находятся обычные бытовые вещи: спички, топор, фотоаппарат, кормушка для птиц. Он спрашивает детей, какие предметы не следует брать в лес.

    Дети всегда с радостью идут в лес

  • Можно придумать волшебную сказку на экологическую тему или продолжить уже известную (например, «Репка», «Колобок», «Цветик-семицветик» и др.). Такие сказки служат источником формирования экологических понятий, в ненавязчивой форме обучают дошкольников правилам природоохранного поведения. Последующая театрализованная постановка произведения поможет закрепить полученные знания на практике.
Читайте также:  Новый год в старшей группе. сценарий праздника

Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения

Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:

  • Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
  • Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный — эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный — исполнение песен про лето, математический — задание «Сколько лепестков?», творческий — «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
  • Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
  • Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
  • Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
  • Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
  • В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).

Вода нужна всем живым существам на нашей планетеВода требуется для многих бытовых нужд человекаМногие дети не представляют, как в доме появляется водаУчастие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей

Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана.

А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей.

Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.

Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца — это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года — долгосрочный.

Экологический проект включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель — это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
  2. Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
  3. Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
  4. Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.

По доминирующей деятельности проекты бывают:

  • исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
  • практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля — наш дом родной»);
  • творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
  • познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).

Примеры проектов по экологии в ДОУ:

Таблица: пример экологического проекта в старшей группе

Видеоматериалы по теме

Для воспитателей и родителей, активно ведущих работу с детьми по экологическому воспитанию, будет полезной подборка видеоматериалов.

Видео: экологическое воспитание дошкольников

https://youtube.com/watch?v=Cs-V8zCBMt4

Видео: экологический проект в старшей группе «Мы против мусора»

https://youtube.com/watch?v=e6ghG5_EzoQ

Видео: постановка экологической сказки «Берегите природу»

https://youtube.com/watch?v=BA8D7q5zUSw

Видео: деловая игра для педагогов «Экологический марафон»

https://youtube.com/watch?v=kt2LWonmIT0

На дошкольном воспитании базируется формирование личности будущего гражданина, и исключить из него такую часть, как экология, в наши дни невозможно.

Слишком много ошибок сделало человечество, отвоёвывая себе пространство у природы. Решать эти проблемы придётся нашим детям.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологического сознания, и задача воспитателя — сформировать бережное отношение к природе у своих подопечных.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-starshey-gruppe.html

ДЕТСТВО-ГИД

Из опыта работы

«Перспективное планирование по экологии

для всех возрастных групп в ДОУ»

Дёмкина Татьяна Васильевна,

воспитатель МДОУ № 9,

п. Салми Питкярантского района, республика Карелия

Пояснительная записка

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

«Знания и умения дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения», — выдержка из книги О.А. Соломенниковой.

Книга О.А.Соломенниковой «Ознакомление в детском саду» лежит в основе планирования и содержания работы по ознакомлению детей 3-4 лет с природой. Занятия проводятся 1 раз в месяц.

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески

отображать в своих работах полученные знания.

Задачи:

Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно — следственные связи.

Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-4 лет

  1. Знать и называть некоторых домашних животных.
  2. Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
  3. Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
  4. Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
  5. Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Дети  младшей группы должны знать:

3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.

части тела животных и их особенности

виды растений, основные части растений

правила ухода.

характерные особенности времён года.

Должны уметь:

устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,

определять и называть состояние погоды(холодно, тепло, жарко, идёт дождь, дует ветер).

устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.

Иметь представление:

о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

Посмотреть или скачать «Перспективное планирование по экологии для всех возрастных групп в ДОУ»

Источник: http://detstvogid.ru/perspektivnoe-planirovanie-po-ekologii-dlya-vseh-vozrastnyih-grupp-v-dou/.html

Образовательная область Познание Тематическое планирование по экологии средняя старшая

Средняя группа

Дата

Занятия

Повседневная деятельность

Экспериментальная деятельность

Досуги

сентябрь

Диагностика

1.Рассматривание предметов: «Овощи». Игры: «»Угадай, что это?», «Что лишнее?». Чтение Ю,Тувим «Овощи и фрукты.

Г.Я.Затулина, стр.28-29.

В.В.Гербова, стр.33-34(ср.гр.)

О.Е.Громова, стр.102-106.

-Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, за погодой (первый признак осени – похолодание – уточнять представления о характерных признаках осени).

Д/в №7-97 стр.42-43.

-«Красивые цветы», цикл наблюдений. Обратить внимание на клумбы. Что на них растет? Какие они? Что у них есть – уточнить названия цветов, отметить особенности внешнего вида (строение, окраска, форма лепестков).Побуждать к сравнению, высказываниям.

Д/в №7-97 стр.41.

-Экологическая разминка «Почему засохла бегония?», (дети уехали на дачу, а про цветы забыли).

-Игровое упражнение «Дорисуй картинку про осень».

-Чтение стихотворения «Не рвите цветы», игра «Магазин цветов»», ознакомление с растениями.

-Свойства песка (делаем дорожки и узоры из песка).

-Сбор природного материала детьми на прогулках; с привлечением родителей

«Кончилось лето»

« В нашем саду»

октябрь

1. «Люблю березку русскую,(дерево, куст).

Чтение А. Прокофьева «Люблю березку русскую».

О.Ф.Горбатенко., стр.44-46; Н.А.Алешина, стр.25; Н.Г.Зеленова, стр.32; О.Е.Громова, стр.52.

2.Стаи птиц улетают прочь за синие моря. Загадывание загадок.

Т.И.Петрова, стр.65-71.

В.В.Гербова 4-6 лет, стр.112-113.

-Наблюдение за солнцем: осенью оно позже встает и раньше заходит. Дни стали короче, а ночи длиннее. Света и тепла стало меньше, утром – холодно.

-Наблюдения за птицами, их многообразием, отлет птиц.

-«Листопад, листопад!» – учить любоваться красотой осеннего пейзажа.

-«Насекомые» – закреплять представления о насекомых. Устанавливать простейшие взаимосвязи: похолодало – исчезли насекомые.

Д/и «Чудесный мешочек» – расширять представления об овощах и фруктах.

Д/в №8-98 стр.72

«Тень»: когда длиннее, когда короче (солнце высоко – тень короче)

«Улетели птицы вдаль».

«Путешествие в осенний лес».

ноябрь

1.На бабушкином дворе. Д/И «Кто чем питается?», «Кто в хозяйстве живет?».

Л.Г.Горькова, стр.14-15.

О.Ф.Горбатенко, стр. 60-61.

2.Осень спросим. Д/и «Да или нет?»

Л.Г.Горькова, стр.6-9; Т.И.Петрова, стр.11-13; Г.Я.Затулина, стр.49-51.

Н.Г.Зеленова, стр.42-47.

Продолжить наблюдения:

-за птицами – введение понятия «перелетные птицы».

-Погодными явлениями, осадками: туман, тучи, изморозь, заморозки, солнце, пасмурное и ночное небе, первый снег.

Поддерживать активный интерес, развивать наблюдательность, умение делать простые умозаключения (первый снег тает – еще тепло)

Закреплять знания о свойствах воды: жидкая – переливаем из одной емкости в другую; изменяет форму, прозрачная.

«Волшебная осень».

«Девочка в лесу»

декабрь

1.Здравствуй, зимушка-зима!Д/и «Хорошо -плохо».

Р.А.Жукова, стр.37-39.

Н.Г.Зеленова, стр.49-53.

О.Ф.Горбатенко, стр.61-62.

2.Дикие звери зимой. Игра имитация «Большой медведь и маленький медведь».

О.Ф.Горбатенко, стр.47-49; 57-59.

Подготовить детей к восприятию сведений о зиме.

Углублять и расширять знания о зимних природных явлениях.

-Деревья и кустарники. Что с ними стало, почему на них нет листьев?

-Игровое упражнение «Дорисуй животное».

-Игровое упражнение с разрезными картинками «Составь животное».

-Чтение стихов о животных, рассказ воспитателя об отличии домашних и диких животных.

«Вы мороза не боитесь?»

январь

1.Мой край марийский. Природа родного края (леса, озера, реки).

Ж. «Воспитатель ДОУ», стр.32-33

2.Зимующие птицы. Загадывание загадок. Игра «воробышки и автомобиль».

В.В.Гербова 4-6лет, стр.112-113.

Г.Я.Затулина, стр.69-79; Л.Г.Горькова, стр.84-85; Н.Г.Зеленова, стр.39-42.

Р.А.Жукова, стр.49-51.

Изменения в природе: зимой небо часто затянуто облаками, солнце светит, но не греет.

Пословица: «Солнце на лето, зима на мороз».

-Наблюдение за дымом: во влажную ветреную погоду дым стелется; в морозную – дым столбом.

-Птицы нашего края. Уточнить названия зимующих птиц. Учить различать их по 2-3 характерным признакам.

Какие птицы прилетают на участок. Ворона, воробей, голубь.

«Цветные льдинки» – показать, что вода прозрачная, бесцветная, может быть разноцветной, если в нее добавить краски. Состояния воды: лед, вода.

«В гости к птицам и лесным зверям».

«Приключения в лесу»

февраль

1.Как живут домашние животные (беседа о кролике и утке). Д/и « Какую пользу приносит?»

О.Ф.Горбатенко, стр48-49.

2.»Кто живет в воде». Загадывание загадок. Игра «Караси и щука».

Г.Я.Затулина, стр.77-78

О.Ф.Горбатенко, стр.40-41.

-Наблюдения за снегопадом и вьюгой. Отметить, в какую погоду летят мелкие снежинки, а в какую – хлопья (снежная буря).

-Снежинки: разнообразие, красота.

-Сугробы. Где растут быстрее: на открытой местности, около деревьев и т.д. Как появляются сугробы? Где они выше. ? -Притопывание снега после снегопада вокруг деревьев. Укутывание кустарников снегом.

ИОС «Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида»

Рассматривание снежинок на варежках, одежде через лупу:

На ладошке – тают (тепло);

На варежках – нет (холодно)

«Тайны лесовичка».

«В гостях у зайки – побегайки».

март

1.Посадка лука (беседа с элементами труда). Загадывание загадок. Работа по схеме.

О.Ф.Горбатенко, стр.65;70.

Л.Г.Горькова, стр.21-22.

2.Весна, весна, поди, сюда! Рассматривание веток деревьев.

О.Е.Громова, стр.86-88; Т.И.Петрова, стр.43-45; Н.Г.Зеленова, стр.78-82.

Г.Я.Затулина, стр.97-98.

-Систематизировать наблюдения за сезонными изменениями в природе, за погодой, долготой дня.

-Уточнить представления о характерных признаках весны(часто ли светит солнце, небо, оживление природы).

-Первые признаки весны: капель, кругом вода, солнечные блики, набухание почек на деревьях, кустарниках.

ИОС «Посадка лука: что будет, если его не поливать?»

Посадка лука (в ящике и баночке), сравнение. Отметить изменения: удлинились корни, подросла зелень. Напомнить. Что произошло это благодаря воде, свету, теплу. Сравнить луковицу без воды (зарисовка)

Д/в №1-98 стр.57; №2-98 стр. 4.

«Встречаем весну».

апрель

1.Весна в лесу. Что растет в лесу? Игра: «Назови детеныша».

Н.Г.Зеленова, стр.82-84.

О.Ф.Горбатенко, стр.66-68.

Л.Г.Горькова, стр.27-30.

2.Цветы на подоконнике. Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы».

О.Е.Громова, стр.92-95; Р.А.Жукова, стр.72-74.

О.Ф.Горбатенко, стр.42-43;53-54.

Л.Г.Горькова, стр.25-27.

-Игра имитация «Изобрази животное»

-Беседа: «Мои зеленые друзья» – формировать интерес к растительному миру.

-Рассматривание модели «Растение».

Занести в помещение веточки деревьев, кустарников. Наблюдение и оформление дневника наблюдений за распусканием листьев.

Важно

Опыты. Потребность растении во влаге (одно растение – поливаем, другое – нет). Сравнение.

«Земля – наш дом родной», Л.И.Грехова. 220-222.

Май

1.Советы Айболита (забочусь о своем здоровье). Почему болят зубы.

Игра: «Что полезно для здоровья, что вредно».

О.Ф.Горбатенко, стр.49-50;74

2.Насекомые. Загадывание загадок.

Игры: «Бабочки и цветы», «Один-пять».

О.Ф.Горбатенко, стр.70-71.

Т.И.Петрова, стр.109-112; О.Е.Громова, стр.116-119.

-Игровое упражнение «Кому спасибо говорим», о продуктах питания человека.

Д/и «Хорошо – плохо» (конфета – это хорошо или плохо).

-Экологический тренинг. Пришли дети на луг и стали бегать, кричать, рвать цветы, ловить насекомых. Правильно ли они вели себя?

ИОС «Почему у Пети болят зубы?»

Лето

-Систематические наблюдения за:

-Цветущими растениями и кустарниками (рассматривание стеблей, листьев, цветов, их форма).

-Насекомые бабочки (окраска, места приземления). ДВ №7-96.

-Работа с календарем погоды, отгадывание загадок о живой и неживой природе.

-Чтение про летние месяцы: Берестов «Корзинка», обыгрывание произведений С.Я.Маршак «Где обедал воробей?», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке».

-Чтение рассказов Е.Чарушин о домашних и диких животных.

— Сбор природного материала, изготовление поделок их них.

-Продолжать работу в уголке природы.

-Праздник «Бал цветов», д/в №,5-98, стр35; «Веселый огородный концерт». Д/в 5-98, стр.38; Концерт «Кошки, мышки и котята», 38.

-Игры с водой, песком.

Читайте также:  Развлечение по пдд в детском саду для детей средней группы

Старшая группа

Месяц

занятия

Повседневная деятельность

Экспериментальная деятельность

досуги

сентябрь

1.Что летом родиться, зимой пригодится. Д/и «Вершки корешки».

Г.Я.Затулина, стр.17-18.

Т.М.Бондаренко (5-6л), стр.52-53.

2.Волшебница – вода. Игра «Ходят капельки по кругу.

Л.Г.Горькова, стр125-131.

-Наблюдение за изменениями в природе, цветником, крапивой.

Цикл наблюдений за солнцем (в течение нескольких дней). Обратить внимание на то, что уменьшилось количество солнечных дней, стало холодно.

-«Насекомые». Насекомых становиться меньше. Почему? (похолодание, завяли цветы…)

Д/и «Назови маму у детеныша животного, «У кого кто?», «Назови правильно» В.В.Гербова, стр.140.

Состояние почвы в зависимости от температуры. Водопроницаемость песка и глины. Свойства песка.

«Здравствуй, осень!»

октябрь

1.Золотая осень. Д/И «Кто больше назовет?».

И.Г.Зеленова, стр.28-30; .Н.Волчкова, стр.21-25; О.Ф.Горбатенко, стр.89-91

.Ю.В.Полякевич, стр26-30.

2.Во саду ли в огороде. Д/И «Определи на ощупь», «Определи на вкус».

В.В.Гербова (4-6л), стр.10-11; Л.Г.Горькова, стр.48-50; С.Н.Николаева, стр.113-115;

3. Незнайка пришел в гости. Могут ли овощи принести вред.

В.М.Корнилова, стр.19-20; Л.Г.Горькова, стр.50-53; Г.М.Блинова, стр.44-50.

4.Грибы, ягоды.

В.Н.Волчкова,стр.198-202; Т.М.Бондаренко, стр.38-42.

«Как обеспечить безопасность дошкольников, стр.33-36.

-Наблюдение за работой дворника – расширять знания о труде взрослых осенью.

-«Листопад, листопад» – обратить внимание на красоту разноцветных листьев, их форму. На березе желтые листочки, осина – красные, клен – разноцветные, дуб – коричневые.

Д/и «Каких листьев больше», «Программа в д/с», Соломенникова,66.

-Систематические (в течение года), наблюдения и уход за обитателями живого уголка (растения, животные – живые существа, у них есть потребности в определенных условиях).

-Д/и «Чем похожи?», «Чем отличаются?».

Рассматривание картин: И,Левитан «Осень», «Натюрморт с фруктами».

-ИОС.Постановка и решение вопроса: нужны ли детям витамины?

-Д/И «Что полезно для здоровья, что вредно. (Связь с сезоном: одежда, пища, поведение детей, закаливающие процедуры)

«Не ошибись», «Кто больше соберет?». Съедобные и несъедобный грибы».

Как влияет погода на интенсивность листопада, (в тихую погоду листья падают поодиночке….)

А.И.Иванова «Экол. набл.иэксперим. в д/с»,171.

«Осенний праздник».

«За грибами»

ноябрь

1.Сохраним свое здоровье сами.

Н.В.Волчкова, стр.64-66; Г.М.Блинова, стр.40-44.

2.Люби свой край и воспевай.

Редакция журнала «Марий Эл учитель « Природа – наш дом, стр.92..

С.Н.Николаева, 135-136; 183-184.

3.Как звери готовятся к зиме. Д/и «Кому что?» (питание)

Н.В.Коломина, стр.25-31; Т.М.Бондаренко, 59—62; С.Н.Николаева, 126-127.

4. Домашние птицы.

Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст

© , 2019

Источник: https://sundekor.ru/referat/dlya-studenta/obrazovatelnaia-oblast-poznanie-tematicheskoe-planirovanie-po-ekologii-sredniaia-starshaia/

Ссылка на основную публикацию