Пословицы и поговорки в начальной школе

Организация работы с пословицами и поговорками в начальной школе

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию». В книге «Родное слово», предназначенной для учащихся начальных классов, К.

Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л.H. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.

В I—IV классах работа не сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и применять их в своей речи в соответствии с речевой ситуацией.

Обратите внимание

Учащимся начальной школы можно предложить зевести специальные тетради или альбомы, в которые они могли бы выписывать пословицы и поговорки.

Основными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки, должны быть «Букварь», учебники русского языка и литературного чтения, а также детская художественная литература и интернет-ресурсы.

Кроме того, ученики могут использовать специальные сборники: «Русские пословицы, поговорки, изречения», «Русские пословицы и поговорки»: учебный словарь, «Пословицы и поговорки народов Востока» и др.

Учащимся начальной школы можно рекомендовать записывать пословицы со слов дедушек, бабушек, родителей, так как такая работа способствует усилению внутрисемейных связей. В данном случае ученики должны дать проверить записанное учителю и только после исправления переписать пословицы или поговорки в альбом, дабы избежать орфографических ошибок.

Некоторые преподаватели обращают внимание учащихся на пословицы и поговорки, напечатанные в детских периодических изданиях: газетах и журналах.

Интереснее и разнообразнее становится эта работа, если ученикам предложить искать не только русские народные пословицы и поговорки, но и включать в поиск зарубежные крылатые выражения.

Их можно объединять по темам, сравнивать, учиться находить аналоги в разных языках.

Так, к русской пословице «На безрыбье и рак — рыба» можно подобрать аналог из итальянского языка: «Там, где нет апельсиновых деревьев, и свекла сойдет за апельсин».

Кроме интереса к самому исследованию пословиц, такая работа помогает знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов, воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.

Важно

С большим удовольствием ребята украшают такие тетради и альбомы: делают рамки и красивые заголовки, подбирают и сами рисуют иллюстрации к отдельным пословицам и тематическим группам.

Имея навыки работы на компьютере, дети могут вести такую работу и в электронном виде.

Чем разнообразнее художественное оформление альбома с пословицами и поговорками, тем интереснее эта работа для учеников.

Тетради и альбомы могут быть как индивидуальными, так и коллективными, когда работа выполняется в одном альбоме детьми по очереди или группами.

Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в I классе. Лучше всего это сделать, когда ученики изучат алфавит, т. е. овладеют письмом. Так, знакомя учащихся с буквой н, учитель обращает их внимание на поговорку Береги нос в большой мороз и предлагает найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили.

Ученики читают поговорку, раскрывают ее смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель предлагает ученикам завести тетради, в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и дает задание: к следующему дню на первой странице этой тетради приклеить открытку или картинку с изображением зимы.

Можно предложить желающим ученикам самим нарисовать, как дети делают снежную бабу, катаются с горы.

На следующий день на уроке русского языка учащиеся вспоминают поговорку, которую накануне заучили. Учитель спрашивает, какие еще пословицы и поговорки о зиме они знают. Если никто не знает, то учитель сам приводит поговорку Мороз не велик, да стоять не велит, в которой также есть буква ь. Обе поговорки учащиеся записывают в свои тетради под рисунком.

Совет

Так работа продолжается и дальше. Встретив пословицу в книге для чтения или в учебнике русского языка, учащиеся рассказывают, как они понимают ее смысл, разбирают и объясняют написание отдельных слов. Дома пословицу записывают в тетрадь, подобрав соответствующую картинку или сделав рисунок.

В современных учебниках, конечно, есть пословицы и поговорки, но учителям нужно и самим подбирать пословицы для уроков русского языка и литературного чтения.

Для этого учитель должен прежде всего выбрать пословицы, которые были бы понятны первоклассникам по своему содержанию, определить, на каком уроке русского языка или чтения, при изучении какой темы может быть использована та или другая пословица.

Придумывая урок, следует логически увязать пословицу или поговорку с материалом урока.

А вот как можно построить работу с пословицами при усвоении темы «Безударные гласные в корне слова».

Учительница Н.К. Коровкина (школа № 50 г. Ро- стова-на-Дону) на уроке русского языка начала повторение гласных букв с работы над пословицами. Под картиной, изображающей Москву, был повешен плакат с пословицами:

• Москва — всем городам мать.

• Кто в Москве не бывал — красоты не видал.

В этих пословицах учащиеся нашли и назвали слова, включающие безударные гласные, проверяемые уда

рением (красоты, видал) и непроверяемые написания, т. е. словарные слова (Москва, городам).

Обратите внимание

В I классе на уроках чтения и на уроках русского языка могут быть использованы пословицы: О Родине:

• Нет краше Родины нашей.

• Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

О труде, трудолюбии, лени:

• В труде рождаются герои.

• Умение везде найдет применение.

• Люби дело — мастером будешь.

•  Кто на все руки, у того нет скуки.

• Порядок бережет время.

• Кончил дело — гуляй смело.

• Делано наспех и сделано на смех.

Об учебе, книге:

• Ученому везде дорога.

•  Ученье — лучшее богатство.

• Грамоте учиться всегда пригодится.

• Испокон века книга растит человека.

Вот, например, какие пословицы и поговорки были записаны учениками I класса школы № 49 (г. Ростов- на-Дону) (учительница П.К. Данилова):

• Береги нос в большой мороз.

• Ученье — свет, а неученье — тьма.

• Снегу много — хлеба много.

• При солнышке тепло — при матери добро.

• Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

• В марте курочка под порожком водицы напьется.

• Март с водой, апрель с травой.

• В апреле земля преет.

• Труд кормит, а лень портит.

• Нет краше Родины нашей.

• Ученье — путь к уменью.

Работа с пословицами продолжается и во II классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые они выписывают пословицы и поговорки. Например:

• Жить — Родине служить.

• Сам погибай, а товарища выручай.

• Делу время, а потехе час.

• В чужом месте, что в лесу.

• Всякая дорога вдвоем веселей.

• Нет друга — ищи, а нашел — береги.

• Не спеши языком, торопись делом.

• Смелый там найдет, где робкий потеряет.

• Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом.

• Март с водой, апрель с травой.

• Май холодный — год плодородный.

• Июль — пора сенокоса.

• Весна красна цветами, осень — хлебами, а зима — снегами.

Важно только, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, умел строить лексическую и грамматическую работу с ними, умело использовал их в своей речи.

В III—IV классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем определяется учителем и самими детьми.

Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой учащиеся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома.

Учащимся дается задание: подобрать несколько пословиц по этой теме. Опыт показывает, что учащиеся легко справляются с заданием и собирают богатый и разнообразный материал, который в дальнейшем учитель может использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского языка.

Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.

Затем дается новая тема.

Важно

Время от времени, учитывая содержание литературных произведений, с которыми учащиеся знакомятся в классе или дома, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам дописать к уже имеющимся новые пословицы.

В IV классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся в каждом отдельном случае.

В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами:

III класс —

1) времена года;

2) явления природы (снег, дождь, мороз, ветер и др.);

3) домашние и дикие животные;

4) книга, письмо;

5) труд;

6) о матери, об отце.

IV класс —

1) Родина, Москва;

2) дружба;

3) речь, слово;

4) знание, невежество;

5) смелость, трусость;

6) о сельском хозяйстве;

7) о пословицах, поговорках.

Приведем для примера тематический альбом ученицы IV класса школы № 49 (г. Ростов-на-Дону) Люды М.

На первой странице альбома она поместила пословицы о пословице:

• Пословица всем делам помощница.

• Пословица недаром молвится.

• Без пословицы не проживешь.

• Старая пословица не сломится.

• Глупая речь не пословица.

На следующей странице ее альбома приклеена открытка, на которой изображена Москва и записаны пословицы о Родине:

• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

• Родина-мать дороже своей жизни.

На новой странице альбома картинка — ученики идут в школу. Здесь находим пословицы об учебе, о книге:

• Не красна книга письмом, красна умом.

• Неграмотный — тот же слепой.

• От учения человек с пути не сбивается.

• Не пренебрегай учением с молоду.

• Утром не встал — потерял день, в детстве не учился — потерял жизнь.

Пословицы:

• У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.

• Делано наспех и сделано на смех — иллюстрируются открыткой, на которой изображена растрепанная, неряшливо одетая девочка. У ее ног валяются порванная книга, столовая ложка и мячик.

На другой странице альбома — иллюстрация: прислонившись к белоствольной березке, на берегу реки сидят два мальчика. Сзади их верный друг — собака. К этой картинке подобраны пословицы:

• Помогайте друг другу, как крылья одного орла.

• Товарищ — это светоч сердца, опора в беде, врач во время болезни.

• Единственный способ иметь друга — это быть другом.

Подобраны разнообразные пословицы о труде:

Читайте также:  Новогодние открытки своими руками

• Не учись безделью, а учись рукоделью.

• Без труда нет отдыха.

• Дело мастера боится.

• Не спеши языком, торопись делом.

• Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

• С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

Работа над альбомом с пословицами очень нравится учащимся. Она не только приучает собирать народные изречения, но и способствует их запоминанию.

Подбор иллюстративного материала заставляет учащихся вдумываться в смысл пословиц и иногда по-своему, оригинально раскрывать их содержание. Например, ученица IV класса Люба Ю.

Совет

смысл пословицы Лебедей сзывают голоса, а людей соединяют мысли и руки раскрыла двумя картинками — на одной изображен лебедь, который вот-вот взлетит в небо и присоединится к летящей на юг стае лебедей, на другой — крестьяне на сенокосе.

Другой ученик к пословице От маленькой искры большой пожар бывает подобрал открытку — иллюстрацию к детской сказке «Загорелся кошкин дом». Но в данном случае надо обращать внимание детей на переносный смысл этой пословицы.

Художественное оформление альбомов: подбор красочных открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки — все это способствует эстетическому воспитанию учащихся. С альбомами, в которых собраны пословицы и поговорки, может быть организована разнообразная и интересная внеклассная работа. Но в основном они используются на уроках чтения и русского языка.

Такой вид работы, как проектная деятельность, чрезвычайно популярен и востребован в современной школе. А каждый проект должет иметь логическое завершение, включающее представление учащимися результатов своей деятельности. Это может быть и выставка тетрадей и альбомов, и оформление стендов и стенгазет, и выступление на школьной научно-практической конференции.

Здесь стоит упомянуть, что многие современные дети хорошо владеют компьютером, умеют пользоваться интернет-ресурсами и создавать компьютерные презентации. В таком случае, описанная выше работа может вестись в электронном виде, а результатом станет презентация для одноклассников.

Проектная деятельность очень важна для современных школьников, так как позволяет им проявить самостоятельность и собственную индивидуальность, а разнообразие результатов сделает работу еще интереснее.

Рекомендуем посмотреть:

Английские пословицы с переводом на русский

Использование пословиц и поговорок на уроках литературного чтения в начальной школе

Пословицы и поговорки о смелости, трусости

Использование пословиц на уроках русского языка в начальной школе

Пословицы и поговорки про учение

Источник: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/organizacija-raboty-s-poslovicami-i-pogovorkami-v-nachalnoi-shkole.html

Материал по чтению по теме: Пословицы для детей

Пословицы для детей

Детство время золотое.

За общим столом еда вкуснее.

 В здоровом теле — здоровый дух.

Друзья прямые — братья родные.

У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.

 Азбука — к мудрости ступенька.

Талант трудом добывают.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

Мал да удал.

Делай другим добро — будешь сам без беды.

На ошибках учатся.

Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

Старый друг лучше новых двух.

Лад и согласие — первой счастье.

Семья опора счастья.

Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.

Ученью время — игре час.

Лучше не обещать, чем слово не сдержать.

Речь без пословицы, что суп без соли.

Ласковый телёнок двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся.

Терпенье и труд всё перетрут.

Не делай того, чего надо стыдиться.

Умную речь приятно и слушать.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Смелость города берёт.

Любовь да совет, так и горя нет.

Счастье без ума — дырявая сума.

Вежливость нужна каждому.

Посеешь привычку — вырастишь характер.

Глаза страшатся, а руки делают.

Родителей не только уважай, а и помогай им.

Для дружбы нет расстояния.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

На счастливую младость не скупится радость.

Любить хорошо взаимно.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Первый шаг труден.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Не прячь свои неудачи от родителей.

При солнышке тепло, при матери добро.

Повторенье — мать ученья.

Век живи — век учись.

Добрым быть — долго жить.

Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра.

Хорошая книга — лучший друг.

Добро того учить, кто слушает.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Где гнев, там и вред.

Лучше поздно, чем никогда.

Ум золота дороже.

Сердце матери греет лучше солнца.

Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Правдивый человек не покривит душой.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

У милого дитяти много имён.

Не зная броду, не лезь в воду.

Нет такого дружка, как родимая матушка.

Чистота — залог здоровья.

Друг в беде узнаётся.

В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.

На свете всё найдешь, кроме родной матери.

Скромность красит человека.

Яйца курицу не учат.

Отец — наставник, брат — опора, а друг и то и другое.

Счастье и труд рядом живут.

Ласковым словом и камень растопишь.

Все бобры добры до своих бобрят.

После драки кулаками не машут.

Послушному сыну родительский наказ не тягостен.

Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.

Любому молодцу скромность к лицу.

Легко найти счастье, а потерять и того легче.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Любишь розу, так люби и шипы.

Пословицы для детей — народная мудрость

Народные пословицы о природе, отношениях между людьми, труде — веками накопленная мудрость.

С самого раннего детства детки запоминают их, просто как стишки или присказки, но со временем народная мудрость не может не сказаться на формировании мировоззрения ребенка.

При случае учите с малышом такие короткие и простые народные пословицы, объясняйте их значение, учите прибегать к ним в случае необходимости.

Коллекция пословиц и поговорок

Солнце на лето, зима на мороз.

По дважды в год лета не бывает.

Летом нагуляешься — зимой наголодаешься.

Лето работает на зиму, а зима — на лето.

Зимой тулуп всякому люб.

Гроза бьет по высокому дереву.

Раз солгал, а на век лгуном стал.

Обманом не разбогатеешь, а обеднеешь.

Неправдой нажитое впрок не пойдет.

Лучше молчать, нежели врать.

Лжец — всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг.

Чище мойся, воды не бойся.

Трусливому зайке и пенек — волк.

Маленький, да удаленький.

Долог день до вечера, если делать нечего.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Нет друга, так ищи, а есть, так береги.

Худо тому, кто не делает добра никому.

Себя губит, кто других не любит.

Окончил дело — гуляй смело.

Была бы охота — будет ладиться работа.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Умелые руки не знают скуки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Поспешишь — людей насмешишь.

Азбука наука, а ребятам бука.

Алтын серебра не ломит ребра.

Ахи да охи не дадут подмоги.

Авось и как-нибудь до добра не доведут.

Аппетит приходит во время еды.

Беда бедой, а еда едой.

Без друга на сердце вьюга.

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.

Берегись от бед, пока их нет.

Бог вымочит, Бог и высушит.

Будет день — будет и пища.

Бел снег, да ногами топчут, черен мак, да люди едят.

Был бы обед, а ложка сыщется.

Всякой вещи — свое место.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

В тесноте, да не в обиде.

Всяк человек своего счастья кузнец.

В гости ходить — надо и к себе водить.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Глаза боятся, а руки делают.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Где жить, там и слыть.

Детей учи без людей.

Дающая рука не оскудеет.

Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло.

Дитя хоть и криво, да отцу-матери мило.

Едешь на день, бери хлеба на неделю.

Жало остро, а язык острей.

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь прожить — не поле перейти.

За ученого трех неученых дают, да и то не берут.

Завистливое око видит далеко.

Здоровье не купишь — его разум дарит.

Играй, играй, да дело знай.

Испокон века книга растит человека.

Кто не работает, тот не ест.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Кто на молоке ожегся, тот и на воду дует.

Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Лучше десятерых виноватых простить, чем одного невинного казнить.

Обратите внимание

Мать высоко замахивается, да небольно бьет, мачеха низко замахивается, да больно бьет.

Мокрый дождя не боится.

На бога надейся, а сам не плошай.

Не зная броду, не суйся в воду.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Не там родина, где мать родила, а там и рай, где добрый край.

На всякого мудреца довольно простоты.

Одна голова хорошо, а две — еще лучше.

От своей судьбы не уйдешь.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

Посади свинью за стол, так она и ноги на стол.

Поживем — увидим.

После драки кулаками не машут.

Повторенье — мать ученья.

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

С разговоров сыт не будешь.

Свет не без добрых людей.

Тише едешь — дальше будешь.

У семи нянек дитя без глазу.

Уговор дороже денег.

Чтенье — лучшее ученье.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/01/07/poslovitsy-dlya-detey

Русские пословицы и поговорки для начальной школы

Русские пословицы и поговорки для начальной школы

  • Порядок бережет время.
  • Что на месте лежит, то само в руки бежит.
  • По заслугам и честь.
  • Хороший товар сам себя хвалит.
  • Герои в борьбе рождаются.
  • В борьбе силу одолевает уменье.
  • Жизнь в борьбе, а борьба в жизни.
  • Жизнь прожить — не поле перейти.
  • Как поживешь, так и прослывешь.
  • Жизнь и доверие теряют только один раз.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • На месте застрял — от жизни отстал.
  • Если погибать, так жизнь дороже отдать.
  • Жизнь на коленях позорнее смерти.
  • Знаешь дело — говори смело.
  • За правое дело стой смело.
  • За доброе дело берись смело: сам не осилишь, товарищи помогут.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • Достигнув цели, впереди другую ставь.
  • Сперва сам поучись, потом в учителя становись.
  • Лучше дважды спросить, чем один раз напутать.
  • Чем зря кричать, лучше помолчать.
  • Держи голову высоко, не поднимая нос.
  • Учись хорошо слушать, если хочешь, чтобы приятно было слушать тебя.
  • Куй железо, пока горячо.
  • Назвался груздем — полезай в кузов.
  • Живи не вчерашним, а завтрашним днем.
  • После обеда полежи, а после ужина походи.
  • Не узнавши броду, не суйся в воду.
  • Семь раз примерь, а один раз отрежь.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • Любишь смородину — люби и оскомину.
  • Ошибайся, да сознавайся.
  • Все хорошо, что хорошо кончается.
  • Не доглядишь оком — заплатишь боком.
  • В ком нужда, тому всегда рады.
  • Если бы знал, где упасть, так соломки бы подостлал.
  • Заварил кашу, так не жалей масла.
  • Слышал звон, да не знает, где он.
  • Признание — половина исправления.
  • На всякого мудреца довольно простоты.
  • Краткость — сестра таланта.
  • Кому доверие, с того и спрос.
  • Учат не только сказом, но и показом.
  • Собирая по ягодке, наберешь кузовок.
  • Каждому овощу свое время.
  • Дорога сень в жаркий день.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Лучше худым на воле быть, чем сытым на привязи.
  • Когда загадка разгадана — она легка.
  • Сумел завязать, сумей и развязать.
  • Всякий подъем имеет свой спуск.
  • Не с кого спрашивать, когда сам виноват.
  • Имеем — не ценим, потеряем — плачем.
  • Лучше с хорошего коня упасть, чем на плохом ехать.
  • Розы без шипов не бывает.
  • Соль в воде родится, а воды боится.
  • Добрый пример лучше ста слов.
  • Одно нынче лучше двух завтра.
  • Капля по капле и камень точит.
  • Всякая помощь хороша вовремя.
  • Кто скоро помог, тот дважды помог.
  • Скорость нужна, а поспешность вредна.
  • Кашу маслом не испортишь.
  • Один добытый опыт ценнее семи мудрых поучений.
  • Если сила не возьмет, смекалка выручит.
  • На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
  • Большому кораблю — большое плаванье.
  • На гору десятеро тянут, а под гору один столкнет.
  • Птица, попавшая в силок ногой, вся попалась.
  • Утопающий за соломинку хватается.
  • Глаза верят самим себе, уши — другим людям.
  • Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.
  • Ртом болезнь входит, а беда выходит.
  • В рот, закрытый глухо, не залетит муха.
  • Не видать как своих ушей.
  • Близок локоть, да не укусишь.
  • Видит око, да зуб неймет.
  • Коса — девичья краса.
  • Охота пуще неволи.
  • На ловца и зверь бежит.
  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Лисицу поймаешь хитростью, а волка мужеством.
  • Рыба в реке — не в руке.
  • У волокитчика один ответ: приходи завтра, когда меня нет.
  • У завтра нет конца. От щелчка доходят и до кулака.
  • Дракою прав не будешь.
  • Кто бьет, тому не больно.
  • Доносчику — первый кнут.
  • Трутни горазды на плутни.
  • Семь бед — один ответ.
  • Семеро одного не ждут.
  • У кого что болит, тот о том и говорит.
  • От одного слова да на век ссора.
  • Ссора до добра не доводит.
  • Нет дыму без огня.
  • На вкус, на цвет товарища нет.
  • Улита едет, когда-то будет.
  • Частое понуканье с ума сведет и буйвола.
  • В чужих руках всегда ломоть велик.
  • Курица соседа всегда выглядит гусыней.
  • Всякая сорока от своего языка погибает.
  • За чужой щекой зуб не болит.
  • Расшумелся, как самовар, — и кипит и шумит, только не уходит.
  • По течению только дохлая рыба плывет.
  • Воровство — последнее ремесло.
  • Не бери чужого ничего, не будешь бояться никого.
  • Не та рука плоха, что держит свое, а та, что тянет чужое.
  • На воре шапка горит.
  • Вор — что заяц, и тени своей боится.
  • Сколько вору не воровать, а ответа не миновать.
  • Вор ворует не для прибыли, а для гибели.
  • Украсть — в беду попасть.
  • Нашел да не объявил — все равно, что утащил.
  • Утайщик — тот же вор.
  • От одного порченого яблока целый воз загнивает.
  • Худая крыша от дождя не защита.
  • Наша горница с погодой не спорница: на дворе тепло, и у нас жарко.
  • Гнилой сарай новой крышей не удержишь.
  • Криком избы не построишь.
  • Обожжешься на молоке — станешь дуть и на воду.
  • От великого до смешного один шаг.
  • Под лежачий камень и вода не течет.
  • Лежа и камень мохом обрастет.
  • В решете воду носить.
  • Лишнего пожелаешь, последнее потеряешь.
  • Не тот враг, что перед тобой, а тот, что за спиной.
  • Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
  • Без заботы и репу не вырастишь.
  • Спустя лето, по малину не ходят.
  • Не удержался за гриву, за хвост не удержишься.
  • Обещанная шапка на уши не лезет.
  • Соловья баснями не кормят.
  • Дурные примеры заразительны.
  • На одной неделе семь пятниц.
  • Праздность — мать пороков.
  • И готово, да бестолково.
  • Вертится, словно на ежа сел.
  • Темные дела света боятся.
  • В пустой бочке звону много.
  • На глупый вопрос не бывает ответа.
  • Уши выше лба не растут.
  • Хвост голове не указка.
  • В лесу дров не нашел.
  • Змея один раз в году меняет шкуру, а предатель каждый день.
  • Не бойся первой ошибки, избегай второй.
  • Ошибся, что ушибся, вперед наука.
  • Сумел оступиться, сумей и поправиться, сумел про виниться, сумей и исправиться.
  • Доверяй и проверяй.
  • Ничьими похвалами не возносись.
  • Не поддавайся на пчелкин медок, у неё жальце в запасе.
  • Лучше пожурить, чем незаслуженно хвалить.
  • Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
  • Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
  • Других не суди, на себя погляди.
  • Унижая других, себя не возвысишь.
  • Не делай другим того, что себе не желаешь.
  • Не копай другому яму — сам в нее попадешь.
  • Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе.
  • Не откусывай больше того, что можешь проглотить.
  • Нечего в ворота грохать, когда калитка не заперта.
  • Не ходи в воду за птицей, а в лес за рыбой.
  • После драки кулаками не машут.
  • Не маши руками — могут оторваться.
  • Не учи щуку плавать.
  • На зеркало нечего пенять, коли рожа крива.
  • Поспешишь — людей насмешишь.
  • За кем нет погони, тот и не бежит.
  • На бедного Макара все шишки валятся.
  • Чьим умом живешь, того и песенку поешь.
  • Бездонной бочки не нальешь.
  • Собака на сене: сама не ест и другим не дает.
Читайте также:  14 февраля – день влюбленных для детей 1-4 классов. сценарий

Источник: https://multiurok.ru/files/russkie-poslovitsy-i-pogovorki-dlia-nachalnoi-shko.html

Использование пословиц и поговорок в начальных классах

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Использование пословиц и поговорок на уроках в начальной школе. Работу выполнил учитель начальных классов Белоцерковская Г.Г.
2 слайд Описание слайда:

Пояснительная записка. Данная работа предназначена для учителей начальных классов. Может быть использована как на уроках чтения, русского языка, так и во внеклассной работе. Эта работа должна строиться с учётом возрастных особенностей детей с постепенным наращиванием трудности заданий и доли самостоятельности в их решении. Использование разнообразных приёмов в работе над пословицами и поговорками делает эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребёнка. Ведущим направлением в работе над пословицами и поговорками является работа над смыслом, т.е. восприятием обобщённо – метафорического образа, в них заключённого, и конкретизация его на основе имеющего у школьников жизненного и читательского опыта. Работа апробирована, воспринимается учениками с интересом. Развивает сообразительность, способность к выдумке, учит работать с книгой.
3 слайд Описание слайда:

Цели: 1. Вызывать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой, образной форме народного творчества. 2. Развивать речь, творческое воображение, логическое мышление. 3. Учить распределять пословицы на заданные темы. 4. Добиваться лучшего усвоения орфографических правил. 5. Развивать умение находить в пословицах слова на определённое правило, доказывая правильность написания. 6. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуру общения. 7. Проявлять творческие способности и навыки выразительного чтения. 8. Прививать любовь к родному языку.
4 слайд Описание слайда:

Задачи: 1. Способствовать более глубокому изучению литературы. 2. Развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, делиться впечатлениями. 3. Использовать наиболее эффективные технологии преподавания уроков, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся. 4. Развивать сообразительность детей, способность к выдумке, учить работать с книгой, искать нужную информацию. 5. Обогащать учеников народной мудростью. 6.Продолжить формирование навыков сравнения, анализа, умение делать выводы.

5 слайд Описание слайда:

Источник: https://infourok.ru/ispolzovanie-poslovic-i-pogovorok-v-nachalnih-klassah-1048067.html

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Пословицы и поговорки»

Наша кнопка

Скачать материал

Этапы и виды работы на этапе Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Какие задачи решались в ходе выполнения заданий Добрый день.
  • Следить за правильной посадкой и осанкой учащихся.
  1. Актуализация опорных знаний
Словарная работа: пословицы, поговорки. Ребята, давайте вспомним пословицы, которые вы употребляете в своей речи. Какие пословицы и поговорки вы слышите от окружающих вас людей ( в школе, дома)? Как вы думаете зачем мы используем их в речи? Работа со словарем. Слушают воспитателя. Отвечают на вопросы.
  • Корригировать и развивать связную устную речь.
  • Корригировать и развивать память.
  • Корригировать и развивать мышление.
Я думаю, что вы уже догадались, о чем мы будем говорить. Тема нашего занятия: «Пословицы и поговорки». Слушают воспитателя. Корригировать и развивать слуховое восприятие. Величайшее богатство народа – это язык! Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость… Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму – разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой и остроумной. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Все вы знаете много пословиц и поговорок, поэтому я приготовила для вас игру, в которой вы вспомните уже знакомые вам крылатые выражения, а так же познакомитесь с новыми. Слушают воспитателя. Работа со словарем.
  • Корригировать и развивать слуховое восприятие.
  • Корригировать и развивать зрительное восприятие.
  • Корригировать и развивать память.
  • Корригировать и развивать интерес к устному народному творчеству.
  1. Изучение нового материала
Знакомство с правилами игры. Проведение игры (см приложение1) Слушают воспитателя. Выполнение заданий в соответствии с инструкцией.
  • Корригировать и развивать внимание.
  • Корригировать и развивать память.
  • Корригировать и развивать мышление.
  • Корригировать и развивать ответственности за порученное дело.
  • Корригировать и развивать умение работать в группах.
  • Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками
Читайте также:  Внеклассное мероприятие на тему: новый год, 4 класс
  1. Закрепление нового материала
Сегодня на уроке многое узнали о пословицах. – Что такое пословица? О чём они бывают? Какие пословицы запомнили? Для чего мы используем их в речи? Слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. • Корригировать и развивать мышление и память. • Корригировать и развивать связную устную речь. Закончить наш урок я хочу такой пословицей «Кончил дело, гуляй смело». Слушают воспитателя. • Корригировать и развивать слуховое и эмоциональное восприятие.

Приложение 1

Тема занятия: «Пословицы и поговорки».

Величайшее богатство народа – это язык!

Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и

поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму – разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах.

Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

Важно

Все вы знаете много пословиц и поговорок, поэтому я приготовила для вас игру, в которой вы вспомните уже знакомые вам крылатые выражения, а так же познакомитесь с новыми.

Правила игры:

• Для участия в игре формируются две команды

• Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечеркивая клетку с названием конкурса;

• Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле;

• Победителем игры считается команда, которой удастся за время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три своих знака. Это основная суть настоящей игры в «крестики-нолики»;

• Если командам не удастся во время игры выстроить в один ряд три своих знака, то разыгрываются все девять конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «0» и «х». Побеждает та команда, у которой знаков на игровом поле больше.

  1. Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Что посеешь …то и пожнёшь. 
Сам пропадай, а …. товарища выручай. 
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься. 
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда. 
Сделал дело … гуляй смело. 
В гостях хорошо, ……а дома лучше.  
Готовь сани летом, …..а телегу зимой. 
Как аукнется, ….. так и откликнется. 
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь. 
При солнце — тепло………при матери — добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

  1. «Назови пословицу по предмету».

Яблоко Время

Ложка Смех

Рыба 100 рублей

Перо Хлеб

  1. Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.

Семеро одного не ждут

Одна голова хорошо, а две лучше

Один в поле не воин

Первый блин комом

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше. Старый друг лучше новых двух. Один за всех и все за одного. Обещанного три года ждут. 

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без хорошего труда нет плода.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Терпенье и труд все перетрут.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.

Не умел шить золотом, так бей молотом.

Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

Кто не работает, тот не ест.

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Не боги горшки обжигают.

За морем теплее, а у нас светлее.

Дал бог здоровья, да денег нет.

Жить – Родине служить.

Человека лень не кормит, а здоровье только портит.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Дело мастера боится

Не бойся работы, пусть она тебя боится

Не спеши языком – торопись делом

Язык до Киева доведет

Чтение первого текста

Саня и Алёша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую берёзку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алёша ходит по лесу да песенки поёт. Вышли Саня и Алёша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алёши – пустые руки.

Чтение второго текста

За столом сидит ученик и выполняет домашнее задание. К нему подходит девочка со скакалкой и зовёт поиграть. Ученик отказывается. Девочка уходит. Затем к нему подходит мальчик с мячом и тоже зовёт поиграть. Ученик снова отказывается. Закончив работу, мальчик закрывает тетрадь и идёт играть.)

  1. «Распавшиеся пословицы». (Приложение 2)

В, дарёному, зубы, не, коню, смотрят.

Потехе, делу, час, время.

Беде, в, познаются, друзья.

Имей, сто, не, рублей, сто, а, друзей, имей.

Во, приходит, время, аппетит, еды.

Счастливый, а, не, родись, красивый, родись.

Весна красна цветами, а два лучше.

Семь раз отмерь а осень снопами.

Красна птица пером, а человек – умом.

Ум хорошо, а при матери добро

При солнышке тепло, а один отрежь

В пословицах и поговорках часто упоминаются животные. Командам нужно догадаться, о каких животных идет речь в словосочетаниях.

голоден, как …………(волк)

труслив, как (заяц)

изворотлив, как…….(уж) нем, как …………….(рыба) упрям, как……….. (осел) болтлив, как………(сорока) хитер, как……….. (лиса) здоров, как………..(бык) надут, как…………… (индюк) грязный, как………(свинья) мокрый, как……….. (курица) бегать, как (белка в колесе) колючий, как……..(еж) работать , как (лошадь)

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/vneklassnoe-meropriyatie-v-nachalnoy-shkole-poslovici-i-pogovork.html

Презентация на тему: Пословицы и поговорки

Презентация на тему: Пословицы и поговорки

Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию № слайда 1

Описание слайда:

Пословицы и поговорки Чтение, 2 класс. Учитель – Бойко Людмила Андреевна.

№ слайда 2

Описание слайда:

Зима не лето – в семь шуб одета.

№ слайда 3

Описание слайда:

Дорого яичко к святому дню.

№ слайда 4

Описание слайда:

Кто рано встает – тому Бог подает.

№ слайда 5

Описание слайда:

Увидишь скворца – весна у крыльца

№ слайда 6

Описание слайда:

Зерно в колоске – не валяйся в холодке.

№ слайда 7

Описание слайда:

Спела бы рыбка песенку, да голоса Бог не дал.

№ слайда 8

Описание слайда:

. Доброе слово и кошке приятно.

№ слайда 9

Описание слайда:

Любишь кататься – люби и саночки возить.

№ слайда 10

Описание слайда:

Не красна изба углами, а красна пирогами.

№ слайда 11

Описание слайда:

Осень – на дню погод восемь.

№ слайда 12

Описание слайда:

Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

№ слайда 13

Описание слайда:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

№ слайда 14

Описание слайда:

Viki.rdf.ru Ни то ни се клевало, да и то сорвалось.

№ слайда 15

Описание слайда:

То и клад, коли лад.

№ слайда 16

Описание слайда:

Счастье не птица, само не прилетит

№ слайда 17

Описание слайда:

Красота – великая сила.

№ слайда 18

Описание слайда:

Яйца курицу не учат.

№ слайда 19

Описание слайда:

Сколько ни думай, Сколько ни думай, а лучше хлеба – соли не придумаешь.

№ слайда 20

Описание слайда:

Без вербы и калины нет Украины

№ слайда 21

Описание слайда:

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

№ слайда 22

Описание слайда:

Родина – мать, сумей за нее постоять

№ слайда 23

Описание слайда:

Где смелость, там и победа. Где смелость, там и победа.

№ слайда 24

Описание слайда:

Глупа птица , которой гнездо свое не мило.

№ слайда 25

Описание слайда:

Испокон века книга растит человека

№ слайда 26

Описание слайда:

Дом без книги – день без солнца.

№ слайда 27

Описание слайда:

Книга – твой друг, без нее как без рук.

№ слайда 28

Описание слайда:

Книга – ключ к знаниям.

№ слайда 29

Описание слайда:

Золото добывают из земли, а знания из книг.

№ слайда 30

Описание слайда:

Мир освещается солнцем, а человек — знаниями

№ слайда 31

Описание слайда:

Ум без книги как птица без крыльев.

№ слайда 32

Описание слайда:

Знание – сила.

№ слайда 33

Описание слайда:

В здоровом теле — здоровый дух.

№ слайда 34

Описание слайда:

Кто много читает, тот много знает.

№ слайда 35

Описание слайда:

Корень ученья горек, да плод сладок.

№ слайда 36

Описание слайда:

Повторенье — мать ученья.

№ слайда 37

Описание слайда:

У умной головы сто рук.

№ слайда 38

Описание слайда:

Красна птица перьем , а человек уменьем.

№ слайда 39

Описание слайда:

Ученье — путь к уменью.

№ слайда 40

Описание слайда:

За правое дело стой смело.

№ слайда 41

Описание слайда:

Всякая работа мастера хвалит.

№ слайда 42

Описание слайда:

Делу время, и потехе час.

№ слайда 43

Описание слайда:

Верному другу цены нет.

№ слайда 44

Описание слайда:

Один за всех и все за одного.

№ слайда 45

Описание слайда:

Кончил дело — гуляй смело.

№ слайда 46

Описание слайда:

Усердие и труд все перетрут.

№ слайда 47

Описание слайда:

Поспешишь- людей насмешишь.

№ слайда 48

Описание слайда:

Труд человека кормит, а лень портит.

№ слайда 49

Описание слайда:

Тяжело в ученьи , легко в бою.

№ слайда 50

Описание слайда:

Нет друга — ищи , а найдешь — береги.

№ слайда 51

Описание слайда:

Одна пчела много меду не натаскает.

№ слайда 52

Описание слайда:

Друг познается в беде.

№ слайда 53

Описание слайда:

Откладывай безделье , да не откладывай дела.

№ слайда 54

Описание слайда:

Долог день до вечера, коли делать нечего.

№ слайда 55

Описание слайда:

Хлеб насыщает тело , а книга ум.

№ слайда 56

Описание слайда:

Хлеб всему голова.

№ слайда 57

Описание слайда:

Век живи , век учись.

№ слайда 58

Описание слайда:

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013). Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/poslovicy-i-pogovorki9.html

Ссылка на основную публикацию