Развлечение «посиделки» в подготовительной группе

Фольклорный вечер развлечения в подготовительной группе «Русские посиделки»

Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у        современного человека это нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов — тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начинать сначала.                В. О. Ключевский

    Актуальной проблемой, стоящей сегодня перед русским народом, является утрата национального самосознания. Наша страна многонациональная и многоконфессиональная, и несомненно нужно сохранять терпимость и уважение к другим культурам, однако важно помнить и чтить национальные традиции нашей великой Родины, важнее которых для русского человека нет.

Цель фольклорного вечера развлечения:

1.Повеселить позабавить детей, зарядить их положительными эмоциями;

2.Продолжать знакомить детей с песнями русского народа, с устным фольклором – сказками, пословицами, шутками-прибаутками;

3.Способствовать развитию музыкальных способностей детей – певческих, ритмических, двигательных;

4.Способствовать возрождению генетической и культурной памяти детей;

Обратите внимание

5.Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей на традициях русской народной культуры уважительные отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранять и обогащать его, как бесценную сокровищницу прекрасного.

Материалы для развлечения:

1.Импровизированная изба;

2.Музыкальные инструменты: трещотки, деревянные ложки, музыкальные молоточки, свистульки;

3.Предметы: коромысло с вёдрами, колодец, карусель;

4.Русские народные костюмы: сарафан, блузка, кокошник, косоворотка, кепка.

Предварительная работа:

1.Слушание русских народных песен и русской народной музыки;

2.Пение русских народных песен;

3.Исполнение русских народных хороводов, танцев, игр, инсценировок;

4.Заучивание потешек, пословиц, поговорок;

5.Посешение краеведческого музея. Знакомство с убранством и утварью русской избы.

Ход развлечения.

В зал входит ведущая, одетая в русский народный  костюм.

Ведущая – Здравствуйте, люди добрые! Рады видеть вас всех у нас в горнице.

Нам ли сидеть по домам, да в окна глядеть? Давайте устроим

праздник радостный, по обычаю по-старинному, посиделками

называется. (обращается к детям). Проходите дети дорогие, у нас

для каждого найдётся и местечко и доброе словечко.

Под русскую народную музыку дети входят в зал свободно. В руках у них музыкальные инструменты: деревянные ложки, музыкальные молоточки, трещотки, свистульки. Дети обходят зал и останавливаются в рассыпную по залу.

1 ребенок: Наш досуг порю мелок

          И чего там говорить

          Скучно нам без посиделок

          Их нам надо возродить

Ведущая: У нас гостей со всех властей.  Давайте с ними поздороваемся! ( Дети здороваются)

Дети:     Мир вам, гости дорогие

          Вы явились в добрый час

          Встречу добрую такую

          Мы готовили для Вас.

2 ребенок: Собралось к нам гостей

          Со всех властей.

          Припасли для Вас забавушек

          На всякий вкус.

          Кому сказку. Кому правду

          Кому песенку.

3 ребенок:  Будет все занимательно.

          Слушайте внимательно

          Кто уши хорошо раскроет –

          Много – много всякой всячины усвоит.

          А кто « невзначай» уснет,

          Тот ни с чем уйдет!

Дети кладут музыкальные инструменты и садятся на стульчики.

Ведущая: Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле и не зря говорится в пословице – «Что посеешь, то и пожнешь». Народ наш трудолюбив, но в его среде есть и лентяи. И поговорка про это есть – « Труд кормит, а лень портит». Послушайте про это шутливые небылицы – диалоги.

Мальчик Тит с большой ложкой:

              Ты меня работушка не бойся

              Я тебя не трону!

Девочка:       Ох и лодырь!

              Лежит целый день

              Не жнет, не косит!

              Тит иди зерно молотить.

Мальчик Тит:  Живот болит!

Девочка:      Тит иди кашу есть!

Мальчик Тит:  Где моя большая ложка?

Девочка:      Хочешь есть калачи

              Не сиди на печи!

Сценка «Люди работают»

Трудится нужно не только людям, но зверям. Послушайте поучительную песенку про кота.

Пение русской народной песенки «Котя — котенька коток.»

Выходит девочка : Песни русские поем

                Хоть и не артисты

                Мы сейчас для Вас споем

                Звонко голосисто!

Поют песню «Семечки» ( Русская народная песня)

Ведущая:  Праздник продолжается

           Игра начинается!

Игра «Ручеек» (Под фонограмму ансамбля «Золотое кольцо»)

После игры дети садятся на стулья

Выходит ребенок:

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец и швец

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует

Дом добротный возведет,

Утварь всю о дому справит

Чашей полной дом тот станет.

Ведущая : Не любили лентяев в народе, смеялись над ними, говорили так спишь — спишь, а отдохнуть то и не когда!

А вы любите трудиться?

(Дети отвечают)

Ведущая : А знаете ли вы поговорки, пословицы о труде, умении, терпении?

Дети говорят пословицы :

Ведущая: Наши девицы красавицы так и хотят исполнить свой любимый танец «Танец с коромыслами» (Русская народная песня)

Выходит ребенок:

Мы частушек много знаем

И хороших и плохих

Хорошо тому послушать

Кто не знает на каких.

Ведущая: Эй мальчишки и девчушки, выходите петь частушки.

Дети исполняют частушки  «Дуйте ветры, дуйте.»

Ведущая:

А теперь посоревнуемся в ловкости, но сначала загадка.

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке.

( Ответы детей)

Ведущая: Правильно!

Игра- атракцион  «Кто быстрее соберет матрешку.»

Выходит ребенок:

Говорят, что для души

Все причуды хороши

Хотим косточки размять

Не пора ли поплясать

Начинаем модную  «Пляску хороводную».

Танец- хоровод  «Летели две птички» (Русская народная песня)

Ведущая: А теперь в козла будем играть.  (Проводится русская народная игра «Собачка»)

Ведущая: А хотите сказочку на новый лад послушать?

Инсценировка русской народной сказки : «Кому горшки мыть»

Ведущая: Снова музыка играет

         Нас на танец приглашает

Дети исполняют танец «Сударушка».

Ведущая: А теперь детки приглашаю Вас на карусели покататься. Посмотрите какую красивую карусель я смастерила, атласными лентами украсила. Выходите в круг. ( Дети идут хороводом и поют)

Заря — заряница, красная девица

По полю ходила, ключи обронила

Ключи золотые, ленты расписные.

Ведущая: Вот и подошла к концу наше веселье. Ведь не даром говорится Делу — время, а потехе час.

Времена теперь другие, как и игры и дела

Далеко ушла Россия, от страны какой была,

Но приданья старины, забывать мы не должны

Слава русской старине! Слава русской стороне!

(Обращается к детям)

А за хорошее выступление все дети получают угощение (под русскую мелодию дети уходят из зала)

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/folklornyj-vecher-razvlecheniya-v-podgotovitelnoj-gruppe-russkie-posidelki.html

Сценарий развлечения в подготовительной группе.docx — Сценарий развлечения в подготовительной группе «Широкая Масленица!»

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноВидеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций×

Сценарий развлечения в подготовительной группе №6 для воспитателейдетского сада«Широкая Масленица!» Воспитатели:Селифанкина Л.С. Шарафутдинова Л.З.Цель:формирование устойчивого интереса к русским народным праздникам, обрядам, традициям на основе совместной творческой деятельности ребенка свзрослыми.Задачи:1. Расширить знания детей о русском народном празднике Масленица: его истории, значении, символах, традициях, забавах.2. Воспитывать интерес к русским народным играм, используя заклички, запевки, считалки.3. Активизировать и обогатить словарный запас детей на основе фольклорного материала, развивать связную речь дошкольников. 4. Формировать умение громко и четко проговаривать пословицы и скороговорки, выразительно читать заученные наизусть стихи.5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память; двигательную активность, ловкость, быстроту, координацию движений.6. Воспитывать любовь к родному краю.7. Создать благоприятную атмосферу для вовлечения детей в процесс изготовления поделок, рисунков, атрибутов к празднику­развлечению «Масленицу встречаем, блинами угощаем!»Оборудование:1. Для музыкального сопровождения: магнитофон и фонограммы, музыкальные инструменты.2. Для игр и забав: атласные ленты, обруч, гимнастические палки, 2 сковороды, бумажные блины, 2 мешочка с мукой, 2 деревянные ложки, 2 яйца (муляжи, 2 пластиковых бутылки из­под молока, 2 «печки», 2 стола, 2 кастрюли (глубокие миски, 2 валенка, канат.3. Для сервировки столов: два самовара, чайная посуда, льняные скатерти, бумажные тарелки, салфетки.4. Для «Ярмарки мастеров»: картон, пластилин, стеки, салфетки (разных цветов, красные нитки, картонные круги желтого цвета, полоски желтого и оранжевого цвета (тонированная бумага, атласная узкая лента, клей­

карандаш, фломастеры, колпачки от фломастеров.

Ход занятия:ЛС:Здравствуйте, гости дорогие,Маленькие и большие!Здравствуйте гости! Милости просим!И тихони и проказники будут все у нас на празднике!Мальчик:Гостей давно мы ждем­поджидаем,Масленицу не начинаем!Девочка:Удобно ли вам, гости дорогие?Всем ли видно? Всем ли слышно?Пусть праздник проходит пышно!ЛЗ:Полно Зимушке зимовать,Пора матушке Весне наступать.

Масленицу широкую открываем!И веселье начинаем!Гости дорогие, расскажем мы вам о том, как же раньше на Руси праздновали Масленицу. Выходите­ка , помощники! (выходят дети в народных костюмах) .Дети:1. Здравствуй, Масленица!Дай нам маслица!Мы блинчиков себе горячих напечем­Нам метели и морозы нипочем.2.

Если есть сковородаНе страшны нам холода,Потому что блин горячий­Это лучшая еда!3. То не мышь пищит, не мороз трещит,В сковородке блин за блином шкворчит.Да с селедочкой, да с икорочкой,Да по краю с золотистой корочкой.4. Приходи, народ, и с нами съешь блина,Чтоб на землю поскорей пришла весна.

В: ­А вы знаете, что это за праздник? (ответы детей)Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по ­ хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы

­ Масленицу. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. Люди,

забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души. Отгадайте загадку:Круглый, а не колесо.Горячий, а не солнце,Не пирог, а есть можно. (Блин)— Блин — это символ МасленицыХозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.На блины да угощенье звали дорогих гостей.

Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году,взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.Воспитатель: Вот и мы приготовили для нас блины Их ровно столько, сколько длится Масленичная неделя.

Важно

Каждый блинок расскажет нам про свой день и предложит свою забаву.«Первый блин­Встреча»Воспитатель: Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «Встреча» В этот день делают чучело Масленицы и начинают печь блины.

Традиционно на Руси к празднику Масленица изготовляли обрядовые куклы своими руками. И сегодня мы с вами сделаем такую куклу «Масленица Дуняша» из цветной бумаги.(Изготовление куклы Масленицы)«Второй блин­ Заигрыши»Воспитатель: Вторник называют «Заигрыши». В этот день строили ледяные и снежные крепости.

Народ катался на санках, на лошадях. Скоморохи пели веселые частушки. Начинались игрища и потехи.Скоморох:Эй, девчонки ­ хохотушки!Запевайте­ка частушки!Начинайте поскорей,Чтоб порадовать гостей!Исполнение частушек1. Начинаем петь частушки,Просим не смеяться:Тут народу очень много,Можем растеряться!2. Приходите, заходитеНа румяные блины.Нынче Маслена неделя —

Будьте счастливы, как мы!

3. Напеки, кума, блинов,Да чтоб были пышные.Нынче Маслена неделя –Можно съесть и лишнего.4. Прилетали марсиане,Остались довольные.Их тарелки не пустые,А блинами полные.5. Пятый блин я слопала,На мне юбка лопнула.Пойду юбку зашивать,Чтобы есть блины опять.6.

Веселей играй, гармошка,Масленица, не грусти!Приходи, весна, скорее,Зиму прочь от нас гони!7.Мы кончаем петь частушкиДо другого вечера.Вы сидите до утра,Коли делать нечего (хором).«Третий блин­ Лакомка»Воспитатель: Среда называется «Лакомка». В этот день ходят в гости друг к другу на блины.

Мастер­класс от шеф­повараХороводная игра «Блинок» ФИЗКУЛЬТМИНУТКАДети становятся в 2 круга, берутся за руки и повторяют слова:Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр)Разливайся блинок (расходятся)Разливайся большой.

Оставайся такойДа не подгорай! П­ш­ш­ш (Приседают на корточки)Ой, подгорел! (2 раза)«Четвертый блин­разгул»Воспитатель: Четверг – самый веселый день «разгул». Катаются с горок. Поют песни, начинают колядовать, это значит – ходить по дворам, песни веселые петь, желать здоровья и благополучия хозяевам.

Так же в этот день продолжали играть в игры.В эту игру с давних времен играли только на Масленицу ­ русская народная

игра «Перезвон».

Совет

Дети встают в круг, считалкой выбирается ведущий. В середину круга выходят двое детей: один с завязанными глазами, другой с колокольчиком. Дети, образующие круг, вместе с воспитателем говорят слова:Динь – дон, динь – дон,Ах, Откуда перезвон?Динь – дон, динь – дон,Мы его сейчас найдем!«Пятый блин­ вечерка»Воспитатель: пятница – «вечерка».

Теперь уже папа вечерком приглашает бабушку к себе и блиночками угощает.Словесная игра «Какие блины»Воспитатель: обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:На тарелке он один – называем просто…. (блин)Много испекли и мы – назовем тогда….

(блины)Испекли для дочек – назовем (блиночек)Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)Огромный как домище – назовем его….(блинище).­ Молодцы! Помогли придумать слова. «Шестой блин­ посиделки»Воспитатель: Суббота – «посиделки».

Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом: пряли, плели, ткали, но и про забавы не забывали. Забава «Получи приз» В игре участвует один человек. На площадке лежит длинный канат, на конце каната — приз. Нужно пройти по канату с завязанными глазами, ни разу не оступившись.

Читайте также:  Конспект внеклассного занятия для младших школьников, 1-4 класс

Кто дойдет до конца, тот и получает приз. «Седьмой блин­ проводы»Воспитатель: Воскресенье – «проводы» Масленицы. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.

Заканчивается гулянье на ледяных горках, сжигают чучело масленицы, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А после угощаются блинами.Мальчик с Девочкой:Мы на проводах зимы,Подавайте нам блины.Мы блинов давно не ели.Мы блиночков захотели.Воспитатель:

Да какая же Масленица без блинов

Горячих, да румяных!Угощайтесь на славу,Детям на забаву!Воспитатель:С Масленицей поздравляемПусть веселье в дом войдетПусть весна в права вступаетА зима на год уйдет! (угощают гостей праздника блинами).

СчиталочкиИдет Масленица,Красна ­ распрекрасна!Масленица­кривошейка,Встретим тебя хорошенько!Сыром, маслом да яйцом,И румяным калачом!Масленица! Масленица!В гости к нам пришла!Масленица! Масленица!Счастья принесла!Масленица! Масленица!Зиму унеси! Масленица! Масленица!К нам весна приди!Едет Масленица дорогая,Наша гостьюшка годовая,Да на саночках расписных,Да на кониках вороных,Живет Масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

Хороводная игра «Блинок»Дети становятся в 2 круга, в середине дети младших групп, берутся за руки и повторяют слова:Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр)Разливайся блинок (расходятся)Разливайся большой.Оставайся такойДа не подгорай! П­ш­ш­ш (Приседают на корточки)Ой, подгорел! (2 раза) Частушки1.

Начинаем петь частушки,Просим не смеяться:Тут народу очень много,Можем растеряться!2. Приходите, заходитеНа румяные блины.Нынче Маслена неделя —Будьте счастливы, как мы!3.Ешьте! Пейте! Угощайтесь!И побольше развлекайтесь!Масленица у ворот!Открывайте шире рот!4. Напеки, кума, блинов,Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена неделя –Можно съесть и лишнего.5. Прилетали марсиане,

Остались довольные.

Их тарелки не пустые,А блинами полные.6. Пятый блин я слопала,На мне юбка лопнула.Пойду юбку зашивать,Чтобы есть блины опять.7. Веселей играй, гармошка,Масленица, не грусти!Приходи, весна, скорее,Зиму прочь от нас гони!8.Мы кончаем петь частушкиДо другого вечера.Вы сидите до утра,

Коли делать нечего (хором).

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/stsenarij_razvlecheniya_v_podgotovitelnoj_gruppe_shirokaya_maslenitsa-269289/299040

Фольклорное развлечение в старшей группе Посиделки в русской избе

Ведущий:

На завалинке в светелке

иль на брёвнышках каких

собирались посиделки

пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

иль под светлый небосвод

говорили, песни пели

и водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки были праздником души.

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам” личных дел или квартир.

Наш досуг порою мелок, и чего там говорить:

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!

Ждём ребят сегодня в гости, приглашаем и девчат.

Посиделки начинаем, от души вам каждый рад!

Хозяин:

Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

Хозяйка:

Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице, здесь для вас, дорогие гости, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по старинному посиделками называется!

Хозяйка:

Пожалуйте гости дорогие, веселья вам да радости!

Хозяин:

Здравствуйте, проходите, будьте как дома!

Ребёнок:

Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим!

Хозяйка:

У нас для каждого найдётся и местечко и словечко!

Ребёнок:

Гости-люди подневольные, где посадят там и сядут

Хозяйка:

Редкий гость никогда не в тягость

Ребёнок:

Дома сидеть – ничего не высидеть, решили на людей посмотреть и себя показать

Хозяйка:

Проходите, гости дорогие. Гостю – почёт, хозяину честь

Ребёнок:

Туда голуби летают, где их привечают

Ребёнок:

Ехали мы мимо, да завернули до дому

Хозяйка:

Давно мы всё ждали – поджидали, праздник без вас не начинали. Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж , доброе начало, как говорится, половина дела

Хозяйка:

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому- правду, кому – песенку

Хозяин:

Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Ребёнок: Гостям- то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка:

В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.. А что такое посиделки? Это- сборище молодёжи, его устраивали в каждой деревне. Посиделочное дело делилось на две части: рабочее и праздное. Рабочее время проходило в девичьем составе: девушки пряли, вязали, шили, тихо разговаривали друг с другом и пели песни.

Праздная часть начиналась с появлением парней. Они входили гурьбой, кланялись и начинались различные забавы. Водили хороводы, плясали. Маленькие девочки с 8-12 лет начинали готовить приданое и работать на всю семью. Они вязали варежки и носочки для себя и младших, вышивали полотенца, пряли.

Вот и у нас сегодня с вами “посиделки”.

И наши посиделки – это праздник души.

Все:

Так что ж, погуляем

на празднике нашем,

нигде не найдёте

вы праздника краше.

Хозяйка:

Мужики здесь мастера,

ловко правят все дела,

да и женщины под стать,

им не станут уступать.

А как праздник наступает,

весь народ гулять идёт,

вот и девицы- красавицы

заводят хоровод

Песня “А я по лугу”

Хозяйка:

Ди –ли – ли, Ди –ли – ли, А вы Дуню видели?

Ребёнок:

Заглянули в огород, лебеду там Дуня рвёт

Ребёнок:

Пошла Дуня в огород,

во зелёный огород.

Сорвала лопушок

да под самый корешок

.Сшила Дуня сарафан и наряден и неткан.

Ребёнок:

Положила в уголок,

в берестяной коробок,

где ни взялся таракан ,

проел Дунин сарафан

Песня «Во кузнице.»

Хозяйка:

Дунюшки нарядитесь,

все ребятам покажитесь

Дунюшки попляшите

ваши ножки покажите!

Хозяйка:

Как у нашего соседа

весела была беседа

.А у нас -то на весь двор

ещё лучше разговор

Хозяйка:

Утки

Дети: В дудки!

Хозяйка: Чайки

Дети. В балалайки!

Хозяйка:. Кошки

Дети:. В ложки!

Хозяин: Кукушки

Дети: В колотушки!

Хозяин: Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяйка

А весёлые скворцы заиграли в бубенцы

Играют, играют – всех потешают

Хозяйка:

Ребята, посмотрите сколько гостей собралось в нашей горнице

Хозяин:

Любой гость – хозяину радость.

Песня “К нам гости пришли!”

Раньше, в старое время, ездили люди на ярмарку, где торговали и покупали всем родным подарки, и мы по ярмарке ходили, всем подарки накупили.

Байки – побайки, матери – « китайки»,

а отцу – сапоги, бабушке – серёжки,

а сестрёнке – ленту, по самые коленки,

а Ванюшка – Ванюшка купил всем по подушке

Ваня:

Ни подушек , ни перинки!

Я купил себе скотинки.

Песня « Где был Иванушка?»

Хозяйка:В старые, добрые времена был такой обычай у русских людей: они проводили время за любимым рукоделием. Как говорится в русской пословице: “От скуки бери дело в руки”. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. То песню затянут, то шуткой перебросятся. Весело было! А наши девицы – рукодельницы, рукодельницы – не бездельницы!

Ну – кА, девицы выходите, своё умение покажите.

Ребёнок:

Игла барыня – княгиня,

весь мир нарядила.

Нарядила, обшила

сама нагая ходила.

Ребенок:

Она тонка, да длинна.

Одноуха, остра,

всему миру краса,

Ребёнок:

А я тяну потяну ,

в носик стальной,

в носик стальной,

хвостик льняной.

Ребёнок:

Хвостик нитяной,

тяну, тяну за собой.

Сквозь холст он проходит, конец себя находит.

Хозяйка: Нет радости краше усталости. И так круглый год в работе крестьянской. С Богом начинают – руками заканчивают. Хорошему делу – красная цена. И русский народ сложил много пословиц о труде .И мы их знаем.

Ребёнок: Дело мастера боится.

Обратите внимание

Ребёнок: Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Хозяйка: Ребята, а загадки вы умеете отгадывать? Отгадайте загадку:”Спит, спит, а отдохнуть некогда?”Уж не про нашего ли Дрёму она?

Ребёнок:

(подходит к печке)

Дрёма дремлет – спать хочет

Полно тебе Дрёма дремать,

пора тебе Дрёма вставать

Встань, колокольцы звенят,

встань, часы говорят

Ребёнок:

Люди сходятся, в хоровод становятся

Хозяйка:

Умел народ трудиться – умел и веселиться! А ну, народ, становитесь в хоровод! Будем ли сейчас играть – себе друга выбирать!

Хоровод “Галя по садочку ходила”

Хозяйка:

Что-то Дрёма никак не встаёт, не разбудить ли нам его ещё чем- нибудь весёлым?Ребёнок:

Эй, девчонки, хохотушки, а не спеть ли нам частушки?

Частушки “Чепуха”

Вы послушайте девчата

Нескладуху будем петь:

На дубу свинья пасётся

В бане парится медведь

Припев:

Чепуха, чепуха, чистая чепуха

Чипа – чипа – а – ха – ха

В самом деле чепуха!

На заборе чепуха

Варила варенье

Увидала паука

Потеряла зрение!

Припев:

На столе стоит арбуз

А в арбузе муха

Муха злится на арбуз

Что не лезет в брюхо

Припев:

На горе верблюд пасётся

В белых вышитых штанах

А за ним блоха несётся

На высоких каблуках

Чепуха, чепуха, чистая чепуха

Чипа – чипа – а – ха – ха

В самом деле чепуха!

Дрёма:

Мне давно было встать,

мне кругом походить,

мне людей посмотреть,

мне себя показать

(звучит”Ах, вы , сени”)(Дрёма танцует)

А у меня есть игра для вас. хотите поиграть? а называется она : летает-не летает. я буду читать заклички, а вы, если это летает, поднимаете руки вверх и говорите – летает

Страницы: 1 | 2 | Весь текст

© , 2019

Источник: https://sundekor.ru/uchebnyj-material/folklornoe-razvlechenie-v-starshei-gruppe-posidelki-v-russkoi-izbe/

Рождественские посиделки (развлечение для детей старшей и подготовительной групп)

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

(развлечение для детей старшей и подготовительной групп)

(Слышится стук в дверь. )ГОЛОС ЗА ДВЕРЬЮ: Эй, хозяева! Есть кто дома?! (Снова слышится стук)Матрёна! Это я Алёна! Открывай! Хватит шутить!(В зал, оформленный в стиле русской избы, крадучись, входит тётка Алёна.)АЛЁНА: (прислушивается) Нету чтоли никого? (проходит по избе, смотрит по сторонам, подходит к печи, греет руки) Печь истоплена. Куда же это подруженька моя, Матрёна подевалась? Святки нынче, а её и след простыл. Сяду, подожду. Зря чтоли через всю деревню шла.(Снимает рукавицы, полушубок, платок. Садится на лавку у печи.) (Стук в дверь)АЛЁНА: А это ещё кто?!ГОЛОС ЗА ДВЕРЬЮ: Отворяй ворота! (ВОСПИТАТЕЛЬ) Коляда пришла!(Звучит весёлая русская народная музыка. В зал заходят дети.)1 РЕБЁНОК: Подай Бог тому, Кто в этом дому!2 РЕБЁНОК: Мы хозяев славим Здоровье на весь год желаем!3 РЕБЁНОК: Чтоб ваша коровка не хворала!4 РЕБЁНОК: Чтоб козочка не бодала!5РЕБЁНОК: Чтобы курочка, больше яичек несла!6 РЕБЁНОК: Чтоб рожь уродилась густа!7 РЕБЁНОК: Чтобы дом ваш был богат!8 РЕБЁНОК: Угощай тётушка, ребят!АЛЁНА: Ребятушки! Угостила бы я вас, коли дом был мой. Да вот не моя это изба. Сама я в гости пришла. К подруженьке своей, к Матрёне. А её дома нет. Вот сижу, дожидаюсь. А знаете, что? Оставайтесь вместе со мной тётку Матрёну дожидаться. Вместе то веселее!ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну, что, ребята, остаёмся?ОТВЕТ ДЕТЕЙАЛЁНА: Вот и славно! Рассаживайтесь, гости дорогие!(Дети рассаживаются)АЛЁНА: Сяду рядышком на лавочке Вместе с вами посижу Загадаю вам загадки Кто смышлёней погляжу!

^

(зима)

Невидимкой, осторожноОн является ко мне,И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

(мороз)

Текло, текло —
И легло под стекло.

(замерзающая речка)

 

Выгляну в оконце,Лежит белое суконце.Всю зиму лежит,

А весной убежит.

(снег)

Покружилась звездочкаВ воздухе немножко,Села и растаяла

На моей ладошке.

(снежинка)

 

Меня не растили — из снега слепили.Вместо носа ловко вставили морковку.Глаза — угольки, руки — сучки.

Холодная, большая, кто я такая?

(снежная баба)

К нам домой под Новый год Кто-то из лесу придёт, Вся пушистая, в иголках, А зовут ту гостью …

(Ёлка)

АЛЁНА: Верно! Вон, у Матрёны в избе тоже ёлка стоит.

(Смотрит вдаль) А вот уж и она! Легка на помине! (Входит Матрёна) АЛЁНА: Здорово, Матрёна! МАТРЁНА: Здорово, Алёна! АЛЁНА: Где же ты была? Мы тебя уж давно дожидаемся! МАИРЁНА: Так к тебе ж в гости ходила! А там тебя нету! АЛЁНА: Так вотана я! МАТРЁНА: Ой! Видать разминулись! (Замечает детей и гостей) Чего делается! Народу то, полная изба! АЛЁНА: Так ведь праздник на дворе! Святки! Гостей на морозе оставлять не гоже, я их и пригласила в твою избу! МАТРЁНА: Ну и молодец! На святки принято гостей привечать, песни петь, играть! АЛЁНА: Матрёна! А поиграй ка с нашими гостями, повесели! МАТРЁНА: Как не поиграть?! Конечно поиграем!

^

1. Эстафета «Собери снеговика»

Две команды («СНЕЖИНКА» и «ЛЬДИНКА», строятся в колонны друг за другом. Каждому из участников двух команд, раздаются парные детали снеговика, вырезанные из картона.(три круга – большой, средний и маленький, руки, ноги, глазки, нос – морковка, ведро, метла).

Читайте также:  Сладков. как медведя переворачивали

По команде ведущего игроки обеих команд, по парам (Родитель – ребёнок), подбегают к определённому месту, кладут свою деталь и возвращаются к своей команде. Выигрывает команда, которая быстрее всех собрала снеговика.

2.

Соревнование на меткость «Снежный кегель бам»

Каждая команда играет по очереди. Напротив построившейся в колонну команды, в ряд ставятся кегли. Всем участникам команды, и родителям, и детям, раздаются снежки. По очереди кидают снежки, пытаясь сбить кегли. Ведущая ведёт подсчёт. Выигрывает команда, сбившая наибольшее количество кегель.

3. Соревнование на ловкость «Схвати змею»

Участвуют взрослые. Два стула, стоят спинками друг к другу. Под стульями лежит игрушечная змея, или верёвка. Задача: под музыку двигаться вокруг стульев. С её окончанием сесть на стул схватить и вытянуть змею. Можно провести с детьми, но вместо стульев использовать обруч. 4. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ИГРА «ШЛА КОЗА ПО ЛЕСУ»

5. Конкурс «Ловкая мама» или «Ловкий папа»

Участвуют по паре (родитель – ребёнок) от каждой команды. Задача: Собрать ребёнка на улицу, но не дать подгореть каше.

Родитель должен надеть на своего ребёнка по очереди — рукавицы, шапку, шарф, валенки. Но после каждого надетого предмета одежды, сбегать к кастрюльке с кашей и помешать ложкой, чтобы каша не подгорела.

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

6. Конкурс «Снежинка»

Важно

Участвуют по одному участнику от команды (Родители). Они берутся за два конца верёвочки, на которых привязаны палочки. В середине верёвочки, привязана снежинка. По команде ведущей. Участники наматывают верёвочку на палочку, подходя к центру. Кто быстрее доберётся до снежинки, тот и выигрывает.

7. Конкурс «Дрова для печи»

Две команды взрослых, строятся в две колонны. Напротив в ящичке, лежат брёвнышки. По команде ведущей, участники по одному. Бегут к ящику, берут одно бревно и несут к своей команде. Выигрывает команда, набравшая большее количество дров.

Матрёна и Алёна, садятся на лавочку у печи. МАТРЁНА: Ох, уморилась я, Алёна! АЛЁНА: Так ты отдохни, Матрёна! Чай не молода уже! МАТРЁНА: Так и не стара! АЛЁНА: И то верно! А помнишь, как мы раньше, бывало выйдем на улицу, присядем на завалинку, да как затянем… ПОЮТ ПЕСНЮ ВНЕЗАПНО ИЗ ЗА ПЕЧИ ВЫЛЕТАЕТ ВЕНИК. МАТРЁНА И АЛЁНА ВСКРИКИВАЮТ. ИСПУГАННО ПРЯЧУТСЯ.

АЛЁНА: Ой, Матрёна! Да у тебя в избе сила нечистая водится! МАТРЁНА: Да не бывало от родясь такого! Матрёна подбирает веник, подходит к печи, грозит веником. МАТРЁНА: А ну, поди прочь, сила нечистая! ИЗ ЗА ПЕЧИ ВЫЛЕТАЕТ ЛАПОТЬ. МАТРЁНА И АЛЁНА С ВОПЛЯМИ ИСПУГАННО ОТСКАКИВАЮТ. АЛЁНА: Дай ка я попробую! БЕРЁТ ВЕНК, ЗАХОДИТ ЗА ПЕЧЬ, ВЫГОНЯЕТ ВЕНИКОМ ДОМОВОГО.

ТОТ ВЫСКАКИВАЕТ, УБЕГАЕТ ОТ АЛЁНЫ, ПРЯЧЕТСЯ ЗА МАТРЁНУ. ДОМОВОЙ: Погодите не губите! Дайте слово молвить! АЛЁНА: Глянь, Матрён, он ещё и слово просит! Перепугал нас до смерти! Кто ты есть то такой? ДОМОВОЙ: Домовой я! Кузьмой звать! МАТРЁНА: А как ты у меня в избе оказался? ДОМОВОЙ: Да очень просто! Из прежнего моего дома жильцы уехали.

Остался я один проживать. А тут праздник наступил, скучно мне стало, вот я и решил переселиться к тебе Матрёна. Не прогоняйте меня! Я добрый, хозяйственный! МАТРЁНА: А что, пусть живёт. Я женщина одинокая. Всё мне веселее будет, да и по хозяйству поможет. АЛЁНА: А ты, точно, хозяйственный! ДОМОВОЙ: Да я очень хозяйственный. Все в дом, всё в дом.

Вот сейчас покажу. ДОМОВОЙ ВЫНОСИТ КОРЗИНКУ С РУКАВИЦАМИ АЛЁНА: Что это? Матрён, посмотри, полная корзина старых рукавиц. Все разные. На что ж нужен хлам такой? ДОМОВОЙ: Как на что? А вы помните, что в Рождественские дни есть обычай гадать.

МАТРЁНА: Конечно, помним! Но при чём тут старые рукавицы? Ну, говори уже, не томи! ДОМОВОЙ: Так с помощью этих рукавиц мы и будем гадать.

^

Совет

По очереди вынимают рукавицы. Достают из неё записочку и читают, что ждёт в новом году.АЛЁНА: А знаю ещё одно гадание. ВЫНОСИТ ГОРШОК. ДЕТИ СНАНОВЯТСЯ ВОКРУГ НЕЁ.

^

ДЕТИ ВОДЯТ ХОРОВОД СО СЛОВАМИ: Горшочек, горшочек Скажи нам дружочек, Что сбудется, что станется? Плохое пусть останется. ОДИН ИЗ ДЕТЕЙ ДОСТАЁТ ПОЛОТЕНЦЕ. АЛЁНА: Полотенце! Далеко расстилается! Ждёт тебя дорога, путешествие.

ДОСТАЁТ БУЛКУ Булка! В твоём доме будет достаток! ДОСТАЁТ КОЛЬЦО Пеки пироги! В гости придут женихи! ДОСТАЁТ ЛЕНТУ Лента к богатству, к прибыли. ДОСТАЁТ ПУГОВИЦУ Жить тебе в большой семье счастливой жизнью.

ДОМОВОЙ: А мне ничего не досталось! Всё разобрали! Всё, обиделся на вас! Вот возьму и уйду, куды глаза глядят! САДИТСЯ НА ЛАВКУ, ОБИЖЕННО ОТВАРАЧИВАЕТСЯ. МАТРЁНА: Да куда же ты пойдёшь? Ну не расстраивайся, я тебе вот с моей ДОМОВОЙ: ёлочки игрушку подарю. СНИМАЕТ С ЁЛКИ АНГЕЛОЧКА И ПОДАЁТ ДОМОВОМУ.

ДОМОВОЙ: Ой, какой красивый! Я его на свою ёлочку повешу. ДОМОВОЙ БЕЖИТ ЗА ПЕЧЬ И ВЫНОСИТ МАЛЕНЬКУЮ ЁЛОЧКУ, ВЕШАЕТ НА НЕЁ АНГЕЛОЧКА. ЛЮБУЕТСЯ.

ДОМОВОЙ: Ой! О — ё — ёй! МАТРЁНА: Что опять случилось, Кузьма?! ДОМОВОЙ: Как это что? Вы что, не видите? На ваше ёлке вон сколько много игрушек, а на моей всего одна. Так не честно! АЛЁНА: Ой, делов то! У нас ребята, знаешь какие умелые! А вместе с мамами они тебе столько сейчас ангелочков наделают, что всю ёлочку нарядят.

^

Родители со своими детьми изготавливают ангелочков и из заранее приготовленных воспитателями заготовок и вешают их на маленькую ёлочку.ДОМОВОЙ: Вот, спасибо! А за это я вас угощу! Есть у меня ещё одна рукавица.(достаёт) Эта рукавица не простая, волшебная. Рукавичка раз, два, три Угощенье подари! ДОСТАЁТ ИЗ РУКАВИЦЫ КОНФЕТКУ.

АЛЁНА: Вот это угощение! Кузя, ты видишь, сколько ребят? ДОМОВОЙ: Вижу, много! АЛЁНА: А конфет? ДОМОВОЙ: Одна. АЛЁНА: Ну и что делать? ДОМОВОЙ: Да это я пошутил! Сейчас всё исправлю! Рукавичка раз, два, три Угощенье подари! ВБЕГАЕТ БОЛЬШАЯ РУКАВИЦА С БОЛЬШОЙ КОФЕТОЙ.

Обратите внимание

ДОМОВОЙ: Ну, вот! Такой конфеты вам хватит на всех? АЛЁНА: Конечно, хватит! Матрёна накрывай стол! Будем чай пить с конфетами!

ЧАЕПИТИЕ

Источник: http://zanny.ru/docs/300/index-72093.html

Тематическое развлечение с элементами православной культуры в подготовительной к школе группе «Покровские посиделки»

   Цель: познакомить детей с народным календарным праздником Покрова  Пресвятой Богородицы, обычаями крестьян в день Покрова.

   Задачи: 

— приобщать детей к русским народным праздникам;развивать коммуникативные качества;

— обобщать раннее изученные представления о роли традиций в жизни русского народа;

—  приобщать воспитанников к истории национальной культуры русского народа;

— создать условия для развития творческого потенциала каждого ребенка;

— воспитывать духовно развитую личность.

   Под спокойную русскую народную музыку дети входят в музыкальный зал, украшенный в осенней тематике (на столах лежат дары осеннего урожая: фрукты, овощи, хлебобулочные изделия).

   Детей встречает Хозяюшка.

   Хозяюшка: Здравствуйте, ребята!

   Дети: Ответы детей.

   Хозяюшка: Приятно видеть вас в добром здравии! Проходите, рассаживайтесь! Будьте как дома!

   Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час-

   Встречу теплую такую я готовила для вас.

   Времена теперь другие, как и мысли и дела,

   Далеко ушла Россия от страны,  какой была.

   Умный, сильный наш народ, далеко  глядит вперед,

   Но приданья старины забывать мы не должны!

   Звон колоколов.

   Хозяюшка: На широкой Руси – нашей матушке,

                               Колокольный звон разливается.

                               А у нас сегодня, ребятушки,

                               Праздник славный сейчас начинается.

    В старину колокола звонили по великим христианским праздникам.

— Как вы думаете, какому христианскому празднику посвящен звон колоколов?

   Дети: Ответы детей.

Если дети  не отвечают, то Хозяюшка говорит:

Сегодня звон колоколов посвящен празднику Покрова Богородицы.

   Хозяюшка: А вы знаете, ребята, как раньше готовились к этому празднику?

   Дети: Ответы детей.

   Хозяюшка: А откуда пошел этот праздник, кто мне расскажет? (Если да – дети рассказывают, если нет – воспитатель спрашивает: «Хотите узнать?». Тогда слушайте.

Включается аудиозапись. Дети слушают Хозяюшку:

   Когда-то очень, давно напали враги на город Константинополь, хотели жителей погубить, да город захватить. Пошли люди в церковь. Обратились жители в слезной молитве к Богородице — заступись, помоги! Спаси! И вдруг озарилась она светом.

Подняли люди головы и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя  молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий. И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю.

И отступили враги от Константинополя. С тех пор покрывало Пресвятой Богородицы стало оберегать и воодушевлять народ на подвиги и добрые дела. А этот день стал почитаемым на Руси, а в церкви так и называется Покров.

И в память об этом чудесном спасении мы каждый год в октябре празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

   Хозяюшка: Вот такая ребята, история этого праздника.

   Хозяюшка: Покрова – это веселый, радостный  праздник, где люди водили хороводы, пели песни и играли в игры. Давайте, ребята, и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».

   Дети играют в народную игру «Золотые ворота».

   После хоровода садятся на стулья.

   Хозяюшка: В старину говорили: «До Покрова – осень, а за Покровом – зима идет». А какие вы знаете пословицы, существовавшие на Руси в то время?

   Дети рассказывают пословицы.

1. На Покрова до обеда – осень, после обеда – зима. 2. Батюшка-Покров, покрой нашу избу теплом. 3. Октябрь землю покрывает – где листиком, а где  снежком.

4. Батюшка Покров, натопи хату без дров.

   Хозяюшка: От всего на свете злого лес и поле, и дома,

Покрывает все Покровом Богородица сама.

Ребята, а вы знаете, что Родину нашу Россию называют домом Богородицы?

Праздник «Покров Пресвятой Богородицы» проходит во всей православной России. И мы посвятим этому празднику свой танец «Росиночка – Россия».

   Дети исполняют танец «Росиночка – Россия».

   Хозяюшка:  Ребята, а вы знаете, как на Руси встречали гостей?

   Дети: Ответы детей.

   Хозяюшка:  Правильно, ребята,по старому русскому обычаюгостей встречали с хлебом и солью. К хлебу относились по особому. Хлеб – всему голова! Вот и мы сегодня встретим наших гостей с хлебом и солью.

   Встречают гостей с хлебом и солью. Хозяюшка вручает пирог на рушнике гостям.

   Гости Ансамбль «Кубанушка» исполняют русскую народную песню.

   Гости под музыку выходят из зала с хлебом и солью.

   Хозяюшка:  Ребята, а что вам сегодня больше всего понравилось?

   Дети: Ответы детей.

  Хозяюшка:  А сейчас я хочу поздравить всех присутствующих гостей и вас, ребята, с великим христианским праздником Покрова пресвятой Богородицы! Хочу пожелать вам, чтобы Богородица закрывала вас от болезней и бед. А все нечистое и плохое рассеется словно дым.

   Дети уходят из зала под музыку.

Источник: http://mbdou55arm.ucoz.ru/publ/tematicheskoe_razvlechenie_s_ehlementami_pravoslavnoj_kultury_v_podgotovitelnoj_k_shkole_gruppe_pokrovskie_posidelki/1-1-0-30

Цель: Привить детям любовь к русскому фольклору и народным обычаям.

Задачи:

— познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования “Крещение Господне” и традициями русского народа. Рассказать детям о дне, когда бывает такой праздник, главном событии дня ( освещение воды в проруби-иордани), традициях.

Познакомить детей с такими понятиями, как « крещенский праздник», рассказать о народных приметах, с некоторыми видами гадания, (Знакомство с элементами гадания на Руси, расширение знаний о культуре и быте русского народа; Обогатить словарный запас детей, закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;

— развивать творческие способности детей, желание детей создавать народные образы через игры, песни, народный фольклор;

— объединять детей в совместной деятельности, предоставлять им возможность для самовыражения;

— развивать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Проведена беседа « Зимние народные праздники».

• Рассматривание иллюстраций о зимних праздниках.

• Разучивание стихотворений, щедровок, колядок, потешек

https://www.youtube.com/watch?v=vpzE_BswU-4

Домашнее задание,  дети должны расспросить у родителей, как те  гадали в молодости, какие виды гадания использовали

Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись  с русскими народными мелодиями, звон колоколов; горница, русская печь, столы, лавки, самовар, видео проектор

Ход занятия.

Дети в русских народных костюмах  входят в зал под русскую народную  музыку, взявшись за руки идут по кругу.

Хоровод, хоровод!  Собирайся, народ!  Снова собрался наш круг!  Толя, Нина….

Дети друг за другом называют свои имена.

(Звенят  колокола)

Читайте также:  Новогодние задания для детей 4, 5, 6 лет

1. Ребенок—Тит, а Тит! Пойдем молотить!

2 Ребенок — Спина болит!

1.Ребенок- Тит, пойдем мед пить.

2.Ребенок — Дай, поскорее шапку схватить!

3 ребенок — Фома, у тебя в избе тепло?

4 ребенок -Тепло! На печи в шубе терпеть можно.

5 ребенок -Тебе поклон послала

6 Ребенок — Хто?

5 Ребенок  -Маша!

6 Ребенок — Кака Маша?

5 Ребенок-Свинья наша!

7 Ребенок -Я медведя поймал!

8 Ребенок -Так веди его сюда!

7 Ребенок -Не идет.

8 Ребенок -Так сам иди!

7Ребенок — Да он меня не пускает!

Мальчики разделяются, стоят отдельно от девочек.

Важно

Ребенок-мальчик — Ребята! Сегодня Крещение и у Лукерьи-сказочницы в избе посиделки.

-Что будем делать? Давайте узнаем, чем наши девочки будут заниматься!

Мальчики смотрят на девочек и тихо уходят, прячутся.

Девочки     — Будем гадать, петь да плясать.

-Ай да по домам наряжаться, готовить угощение.

Исполняется песня « Пошла Млада по воду» (исполняют девочки)

Лукерья-ведущая  приглашает девочек в гости, к себе в горницу, объясняет, что, перед приходом, надо на дверях нарисовать кресты(оберег), чтобы нечистые  или люди со злыми мыслями не могли зайти в этот дом.

Девочки берут мелки и рисуют на дверях крестики, заходят в горницу, мальчики , крадучись идут следом.

Лукерья усаживает девочек.

-Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

-Почему мы здесь сегодня собрались, знаете? Пригласила я вас сегодня к себе в избу на гадание, да на посиделки, чтобы повеселиться на славу, по русскому обычаю ( как когда то бывало в долгие зимние вечера в русских избах), а еще мы узнаем про  праздник великий  — Крещение Христово.

А что такое посиделки? Как молодежь веселилась? Что они делали? Где собирались? Вы узнаете тут, в русской горнице .Мы с вами окунемся в то время, когда ваши дедушки и бабушки были молодыми.

Лукерья берет разнос с яблочком , включают патефон , звучит старинная  народная музыка ( мальчики усаживаются недалеко от девочек)

Катилось наливное яблочко,

Да недалече.

Поведу я реченьку,

Да не долгу,

Не скоро дело делается

Да скоро сказка сказывается

Поведаю я вам сказания древние,

Забытые, про старину глубокую,

про людей, да веру Русскую.

Вдруг из- за русской печи  послышались  звуки, чихание, появляется домовенок Кузя.

Домовой:   Кх-ох-аапчхи!

Да-гм… Вот ведь народ говорит « январь-зимы государь»

-А, Вы кто такие, чаво тут в крещенские морозы шастаете, дома вам не сидится.

Лукерья: -Я пригласила к нам детей на посиделки.

Кузя:  — А вы знаете, какие праздники в один этот месяц совершаются?

Дети отвечают (Новый год, Рождество Христово)

-Кузя-Правильно ! ( Новый год, Рождество Христово, да еще-Крещение Господне). Святые праздники! В один месяц! Святки-с Рождества да по Крещение! Столько вечеров вместе с народом проводил, столько сказок да песен наслушаешься, столько плясок да игр насмотришься. А гадания! И все в один месяц- Январь. Как его величают то еще, знаете? Крыша зимы, « шапка»

Году -начало в это время, а зиме — середина.

Лукерья- Вы, я смотрю никак самого хозяина избы и напужались. Нечасто он любит показываться. ( ходит рядом, по углам сидит, да помалкивает, не показывается)

-А Вы ему видно понравились!

-Кузя, ты бы  представился бы гостям моим!

Домовойглядя в сторону — Кузя, домовой.Смотрю, набилось вас в избу много.

-А в баню мыться вы уже ходили? Водичку-то из снега нужно натопить. Знаете, что крещенский снег со стогов сена -самый  целительный и полезный, от всех хворей и недугов вызывает? А баня все исправит, красоты прибавит. А нечистой силы не боитесь? Вся она перед Крещением — чертовщинушка, собирается?

Лукерья — И в баню мы сходили, намылись, снега натопили, и уже оберег сделали. Как и в старину народ, мы крестики на стенах и дверях нарисовали.

Домовой-А про праздник, про Крещение, знает твоя молодежь? Лукерья, сказочница?

Лукерья — Погоди, Домовой, я пригласила молодежь, чтобы показать и рассказать, как на Руси праздник привичается . Вот соберутся да подойдут парни, А пока что,посмотри-ка  на наше девичье гадание! Лукерья садится за пряжу ( звучит русская народная музыка)

Лукерья — О чем бы вы, девочки хотели бы погадать? Какие у вас желания?

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с  ноги, бросали,

Снег пололи, под окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили

-А вы, какие знаете гадания? -Что вам мамы, бабушки рассказывали, как они в молодости гадали?

Лукерья приглашает девочек  сесть к столу возле зеркал, девочки поют песню, расплетают косы и смотрят в зеркало, говорят: « Суженый, ряженый, приди, причеши, себя покажи, меня посмотри ( звучит  спокойная музыка)

Лукерья — Ну, вы, наверное, все девицы-красные выбрали себе по суженному-ряженному

-погадаем, что нас будет ожидать в этом году ( гадание с воском). Лукерья выливает воск  в воду, каждой девочке достается фигурка из воска.

Проводится  дидактическая игра « на что похоже?

( мальчики тихо выходят из группы)

А еще в старину, девушки выходили во двор и кидали свой валенок, кто первый валенок подберет, тот и суженный.

Девочки поочерёдно бросают через плечо валенок, приговаривая: «Кому брошу башмачок, тот и будет женишок», «В какую сторону у валенка носок, оттуда будет женишок».

Совет

Бросив валенок, девочка подходит к мальчику, который его поднял, берёт её за руку и отводит в сторону. Когда все девочки выберут себе пары, дети исполняют парный танец «Валенки» под аудиозапись рус. нар. песни.

Мальчики заходят в горницу с девочками усаживаются на лавочки,

Кузя  читает стихотворение Виктора Афанасьева.

Идет большое водосвятье,

И хоть вокруг снега и льды,

Здесь золоченое распятье

Крест-накрест чертит гладь воды.

И вот, невидимый народу,

Из синевы, что так чиста,

Нисходит Дух Святой на воду,

Как нисходил  Он на Христа

А хотите ли вы, ребята, узнать про обычаи празднования Крещения Господня? У меня есть волшебный сундучок, он вам покажет и расскажет про этот праздник. Садитесь поудобней, а я с печи посмотрю, мне тут теплее и уютней.

Открывается сундучок ( звучит волшебная музыка) на экране появляется презентация праздника « Крещение Господня»Крещение (греч. слово – погружение) – 3 раза погружается человек в воду, в знак того, что3 дня совершалась для нас благодать Воскресения. Сразу после Крещения человека одевают во всё новое и белое.

Смысл Крещения состоит в том, что из купели выходит новый человек, желающий жить по новым христианским законам(  Песня Крещение Господне

В день Господнего Крещенья

Отступает прочь беда,

Открывает тайн значенье

Нам священная вода

Защити крещенской влагой

От напастей Дух и Плоть

И сойдёт большое благо,

И пошлёт добро Господь.

Главный обычай самого дня Богоявления (по нашему календарю этот праздник всегда отмечается 19 января) – торжественное освящение воды. В древности первые христиане Иерусалима в день Богоявления выходили к реке Иордан, освящали ее воды в память о Крещении Господнем. Эта традиция дошла и до наших дней.

В праздник Крещения Господня служится особый водосвятный молебен, а во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему: реке, пруду, озеру, чтобы освятить его воды. А там уже во льду водоема (ведь на дворе январь, часто в эти дни стоят сильные морозы) вырублена крестообразная прорубь.

Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение .Самого Спасителя в Иордане. В разных местах по-разному стараются украсить прорубь-иордань: церковными покровами, ледяными фигурами. Под пение церковного хора погружает священник на этом молебне в холодную воду сияющий золотом крест.

Все желающие могут троекратно погрузится в воду с молитвой: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа”, и этим действием освящаются душа и тело человека. В храмах в этот день служится специальный молебен по чину великого освящения воды, и каждый прихожанин может взять с собой бутылочку крещенской воды, которая послужит ему для укрепления духовного, душевного и телесного.

Обратите внимание

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) .Воду, набранную в праздник Крещения, берегут для умывания, очищения и от болезней.

Кроме этого все, у кого были сокровенные желания, старались помолиться о них 19 января к утру, когда небо откроется, считалось, что все, о чем попросить в это время – сбудется. В течение всех праздников до Крещения женщины старались не ходить за водой, это была сугубо мужская работа. Кроме этого, они не полоскали в воде реки белье, поскольку считали, что там сидят черти и могут вцепиться..

А  женщины на Крещение обязательно, чтобы щеки были румяными, опускали в сосуд со святой водой калину или кораллы и умывались. В этот день по преданию, на реке Иордань крестили Иисуса Христа. Главное событие дня-водосвятие( освещение воды в проруби- иордани).Торжественный крестный ход, молебствие .Народ верил :прорубь и место вокруг обладают чудесной силой Славой венчали удальцев, кто купался в проруби

Православные христиане ежегодно 19 января отмечают праздник Крещение Господне, а 18 января – Крещенский Сочельник, канун Богоявления. Это главный день святочных гаданий.

В древности крещенские морозы были очень сильными. Перед ужином в Крещенский Сочельник хозяин дома брал ложки кутьи, подходил к окну и приглашал мороз есть кутью.

И приговаривал, раз мороз не идет в дом, пусть не идет и на урожай. Кроме этого, призвать мороз было особой забавой и для детворы, которая, припадая к окнам, на все лады приглашала его ужинать.

А вот после Крещения наступало ослабление морозов.

Лукерья- Как много мы узнали сегодня про Крещение Господне, спасибо, тебе Кузя

Лукерья — У меня тоже есть святая вода, я предлагаю вам взять салфетку и протереть себя этой водичкой, чтобы в новом году быть здоровыми и не болеть.

Вот сколько много традиций  есть у русского народа

Кузя( загадки)-Засиделся я на печи.

Я хочу загадать загадки вам  о своем любимом хозяйстве, без чего я не могу обходиться.

А чаво я люблю, вы мне сами скажите и покажите.

1.Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине-

Огонь да вода.( Самовар)

2. Новая посудина,

А вся в дырках. ( сито, решето)

3.Три братца,

пошли на речку купаться,

2 купаются, а 3 на берегу валяется.

Искупались, вышли, на 3 повисли( ведро и коромысло)

4.Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет.( ухват)

5.Черныш-загорыш!

Куда поехал?

-Молчи, кручено-верчено,

Там же будешь. ( Чугун и горшок)

Так, загадки умеете отгадывать, а петь вы умеете?

Важно

Лукерья,  -Кузя, наши дети приготовили тебе подарок, частушки, послушай как они поют.

Дети поют частушки

1.Начинаю петь частушку,

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную!

Станем девицы, рядком

Да частушки пропоем.

-Да и мы . пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем.

2.Наши девки маленьки,

Чуть побольше валенка,

Ну, а как заголосят,

Всех в округе удивят!

3.Коляда, коляда! Ты подай нам пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Мы вам пели и плясали,

Дорогая публика,

Не держитесь за карманы,

Не возьмем ни рублика!

4.Ах, зима, зима, зима, Русская красавица, Всех свела ты нас с ума,

Зимушка нам нравится!

5.Ох, и щиплется Мороз,

Старый забияка.

У Иришки на щеках

Расцвели два мака.

6.Мы частушки на колядки Развеселые споем, Вы нас слаще угощайте,

А то обидимся – уйдем!

7.Мы частушек  много знаем,

Знаем целый миллион

Приезжайте их послушать

Да в алтайский наш район.

Лукерья- Как вы хорошо частушки пели, а теперь айда во двор , игры русские играть.

Игра «Золотые ворота»

Проходите детвора

Первой мать пройдет

Всех детей проведет

Первый раз — прощается

Второй – запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

Лукерья– Спасибо, вам гости дорогие, за то, что вы были такие внимательные, так хорошо играли, пели, приглашаю вас к столу, кутью отведать, да чай с пирогами испить .  В этот святой вечер люди ходят друг к другу в гости, пьют чай, веселятся.

Да и самовар во всю пыхтит, кипит!

Кто здоровым хочет быть,

Должен чаю больше пить.

Он – бальзам от всех болезней,

И напитка нет полезней.

Чай с вареньем и с лимоном,

Приглашаю всех с поклоном!

Вместе: Рады всех вас пригласить,

Вволю чаем напоить!

Источник: http://www.my-nevalyashki.ru/index.php/prazdniki-v-detskom-sadu/4679-razvlechenie-v-podgotovitelnoj-gruppe-kreshchenskij-prazdnik

Ссылка на основную публикацию