Тематическое занятие для детей старшей группы. чешский детский фольклор

«Святки-колядки» Тематическое занятие для детей старшего возраста

Цель:

Приобщение детей к русской  культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

1. Познакомить детей с русскими народными традициями (святки, обряд колядования) .

2. Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей.

3. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

                                               Ход занятия

Дети под муз. входят в зал друг за другом и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель:

Ребята, сегодня мы поговорим о зимних народных праздниках.

Совсем недавно мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели. С 8 по 19 января. Это очень

торжественный, светлый и радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа — сына Божьего, который был послан в наш мир, чтобы спасти всех людей.

В святочные дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения, ходили в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины да лапти, выполнять грязную работу запрещалось. Потому что эти дни считались святыми.

Обратите внимание

В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни – колядки. Бога славили, хозяев тешили. Колядовать – это значит петь песни, частушки о хорошем, добром, желать здоровья людям.

А за это люди их благодарили  и давали  деньги, конфеты, пироги, пряники.

Показ небольшой презентации. Стук в дверь.

Музыкальный руководитель:

Ой, ребята, к нам кто-то стучится. Давайте откроем дверь и посмотрим.

Открывается дверь, входят дети другой  группы с воспитателем, в костюмах, с разрисованными лицами.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки! К вам пришли сыны и дочки! Вы колядовщиков встречайте, Нас улыбкой привечайте!Поют колядки:
Приходила коляда

Накануне рождества!

Сей-вей, посевай,

С Новым годом поздравляй!

Авсень, авсень,

Ходи ко всем,

Открывай двери,

Подымай с постели,

Открывай окно,

Запускай Рождество!

Открывайте сундуки,

Доставайте пятаки!

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога!

Кто не даст пышку,

Тому в лоб шишку!

Дети:

Воробушек летит, 

Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте, 

Столы накрывайте, 

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

За привет, за угощенье Вы примите поздравленье!

Жить вам вместе лет до двести!

Счастья вам, да крепкого здравия! Со святым Рождеством Христовым, С наступающим Новым годом!

Музыкальный руководитель:

Ох, веселые ребятки к нам пришли на колядки.

Да замерзли вы, небось? Ведь на улице мороз!

Дети:
Как на улице мороз подмораживает нос!

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тёпленький пирог, или маслица, творог,

Или денежку копьём, или рубль серебром!

Музыкальный руководитель:

Ой, а мороз-то, какой нынче крепкий! Давайте погреемся!

Игровой массаж «Мороз»     (выполняют все дети)

(слова — О.Новиковской)

Ой, мороз, мороз, мороз —      похлопывание ладошками по предплечьям
Щиплет щеки, щиплет нос — движения по тексту
Щиплет уши, щиплет губы — движения по тексту
Забирается под шубы —          поглаживание руками по бокам Чтоб согреться – посмотри Все как следует потри:

Щеки, носик, уши, губы —      потирание  пальчиками щек, носа, ушей, губ

Пар пошел уже от шубы —      похлопывание себя ладошками по телу.

Воспитатель:

С Новым годом всех поздравляем,

Двор хозяйский зерном осыпаем          (все дети берут зерно у ведущей)

Все дети:

Сеем, веем, посеваем ,

С Новым годом поздравляем    (сыплют зерно или кукурузу)

Воспитатель:   Для чего посыпаем?

Дети:

Чтобы курочки водились,

Чтобы свинки поросились,

Чтоб коровушки телились,

А кобылки жеребились!

Воспитатель:

Чтобы счастье и веселье

Было в доме круглый год !  Чтоб гостей — невпроворот!

Музыкальный руководитель:

 Ай, да, молодцы, колядовщики! Грех таких не одарить. Припасла я вам специальных пряничков. Называются они Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывайте  свой мешок!

(музыкальный руководитель кладёт в мешок Козули)

Воспитатель:

Ребята, раз вы получили угощенье, надо и отблагодарить хозяйку.

Исполняется песня «Ай, спасибо хозяюшке» (обраб. Н. Сорокина)

1.Ай, спасибо хозяюшке

За мягкие пирожки!

Ай, ли, ай, лю-ли,

За мягкие пирожки!

2.Да спасибо тому,

Кто хозяин во дому!

Ай, ли, ай, лю-ли,

Кто хозяин во дому!

Колядовщики уходят.

Музыкальный руководитель:

Веселые у нас ребятишки. Будем надеяться, что доброта людей принесёт в новом году сытость, счастье и веселье.

Вам, ребята, понравилось, как детки колядовали? А вы хотели бы колядовать?

Давайте выучим с вами колядку и будем потом колядовать.

Разучивание колядки (по выбору)

Музыкальный руководитель:

Весь вечер колядовщики ходили по домам, пели колядки, их угощали и поздно вечером все шли в один дом, ставили стол в центре избы, высыпали на него угощение и садились в круг, как солнышко вокруг него.

Этим обрядом снимали с еды все плохое, а потом приступали к трапезе. После застолья приходило время игр и хороводов. Я вас приглашаю в хоровод.

                                              ХОРОВОД

(по выбору музыкального руководителя)

Музыкальный руководитель:

Важно

А ещё, накануне Рождества девушки всегда гадали. Они  хотели узнать, что их ждёт нового в жизни, как будут звать жениха, когда  они выйдут замуж.

Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки. На улице холодно, поэтому гадать мы будем в зале.

                                      «Гадание на горшках»

Посередине зала ставится лавка, на ней 6 закрытых горшков. Девочки идут по кругу и поют (или проговаривают слова)

Горшочек с вершочек,  Скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется? Плохое  —  пусть останется.

Девочки по очереди достают из горшков вещицы (музыкальный руководитель комментирует)

 — полотенце — Ждёт тебя дорога, интересное  путешествие.

 — булка —  В твоём доме достаток будет, благополучие.

 — колечко —  К тебе гости бегут, жениха ведут.

 — лента —  Лента – к богатству и прибыли.

 — пуговица — Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

прутик — А это к веселью, к новой игре.

Музыкальный руководитель:

Зимний вечер тёмен, долог – насчитаю сорок ёлок.

Скину шубку на снежок – все пожалуйте в кружок!

Подходите, мальчики, к нам в круг, будем играть в  игру.

                               Проводится народная игра 

(можно «Гори ясно»)

Музыкальный руководитель:

Есть обычай на Руси Хочешь — бабушку спроси В полночь выходил народ Да из собственных ворот В руках валенок держали, Через плечо его кидали Где носом упадет —

Там парочку себе найдет.

(два человека бросают валенок – выбирают себе пару для пляски)

                                              Танец 

По выбору музыкального руководителя. Можно по типу «Приглашение»

(после танца дети не садятся )

Музыкальный руководитель:
А еще примета есть — если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, а иначе ничего не сбудется.

(бросает детям звездочки, вырезанные из золотистой и серебристой бумаги)

Вот и узнали вы сегодня о старинном, немного позабытом, но очень интересном праздничном обряде России – матушки, который передаётся из века в век нашим детям, внукам.

Я думаю, что когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. А чтобы вы не забывали сегодняшнее наше занятие, у меня для вас ещё один подарок. Это кукла. Сделана она так, как это делали люди много веков назад – из соломки, мочала и цветных лоскутков.  Берите её и не забывайте русских народных традиций. 

Источник: http://labmdoau22.ru/pedagogicheskaya-stranitsa-tupichenko/item/103-svyatki-kolyadki-tematicheskoe-zanyatie-dlya-detej-starshego-vozrasta

конспект занятия «Музыкальное путешествие в мир фольклора»

Конспект в старшей группе «Музыкальное путешествие в мир фольклора»

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях в игровой форме.

Задачи:

• Познакомить детей с избой и русским бытом людей.

• Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый;

• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать мелкую моторику рук.

• Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.

• Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

• Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Предварительная работа:

Беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование:

Костюмы для детей: сарафаны, рубашки, аудиозаписи с русской народной музыкой, мягкие подушки, атрибуты русской избы: чугунок, ухват, лапти, печка, хлеб, соль, деревянная посуда, кукла, колыбелька, уголек, зернышки, монетки, колокольчик, объемный куб, к граням которого прикреплены картинки-задания; музыкальные инструменты: деревянные ложки, колокольчики, барабан и т.д., угощенья.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, безопасность, музыка, физическая культура,

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал.

(Музыкальный руководитель исполняет песенку-приветствие «Здравствуйте, ребята» по ступеням мажорного трезвучия. Дети отвечают: «Здрав-ствуй-те! » так же по ступеням мажорного трезвучия).

Музыкальный руководитель: Мне очень приятно видеть вас в музыкальном зале, и у меня очень хорошее настроение. И я тоже хочу, чтобы и у вас было такое же настроению.

 — Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие. В дороге нам надо будет преодолеть различные препятствия, выполнить разные задания.

Итак, внимание, внимание!

Зову я всех ребят

Сегодня в нашем зале

Немного поиграть.

(Музыкальный руководитель показывает яркий кубик)

Музыкальный руководитель: Посмотрите, какой у меня есть замечательный кубик: большой, красивый, разноцветный (можно предложить детям самим описать кубик)

Этот кубик не простой, волшебный. Видите, на каждой его стороне есть картинка-задание.

Воспитатель: Как интересно! А что мы будем с ним делать?

Музыкальный руководитель: Мы сейчас с вами подбросим волшебный кубик и очутимся в музыкальном путешествие – «мир фольклора».

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/muzykalnoe-vospitanie/36896-konspekt-zanjatija-muzykalnoe-puteshestvie-v-.html

Интегрированное занятие «Народные чудеса»

Интеграция: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, музыка, художественное творчество, художественная литература, социализация.

 Программное содержание:

  • Формировать представление о народном творчестве.
  •  Расширить представление о многообразии народных ремесел, жанров народного искусства;
  •  Закреплять знания детей городецкой росписи: элементы, колорит, композиция, понятие «фольклор», «частушки», «хоровод», «плясовая»;
  •  Развивать интонационную выразительность речи, формировать умения отвечать полным ответом, использовать в речи прилагательные, сравнения;
  • Способствовать развитию певческих навыков, работать над четкостью артикуляции;
  • Развивать двигательную активность;
  • Воспитывать у детей творчество, умение создавать свою композицию, любовь к русскому народному творчеству.

 Предварительная работа:

  •  Разучивание русских народных потешек, попевок, закличек;
  •  Знакомство с русскими народными инструментами: балалайка, трещётка, ложки, рожок, гармонь;
  • Прослушивание русских народных мелодий в исполнение оркестра народных инструментов;
  • Рассматривание изделий городецких мастеров, альбома «Городецкая роспись», обращая внимание на элементы, колорит, композицию народной росписи.

 Материал:

Шаблоны балалайки из бумаги под дерево, образцы городецкой росписи, гуашь (красная, белая, зелёная), кисти двух размеров, палитра, салфетки, непроливайки с водой, перышки. Аудиозаписи — музыка «Частушки», «Комаринская» П. Чайковский (отрывок) Музыкальные инструменты – металлофон, барабан, балалайка, трещотка.

 Индивидуальная работа:

  •  Полные ответы детей на вопросы музыкального руководителя и педагога;
  •  Технические навыки рисования гуашью, правильное смешивание красок.

  Рассадка:

I часть: стульчики стоят полукругом вдоль коврика;

II часть: за столами по двое.

 Содержание образовательной деятельности:

 Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Очень приятно видеть ваши прямые спинки, расправленные плечи. Молодцы те, кто тянется пальчиками рук в пол, а ею вытягивает вверх. Эти ребята обязательно достанут высокие звуки в нашей приветственной песенки. Подтягивайтесь и все остальные. Давайте вспомним вместе песню «День добрый».

Читайте также:  Подарок из бумаги своими руками. торт

 Песня «День добрый»

Музыкальный руководитель: Разговаривать мы сегодня будем о русском народном творчестве или как его называют ещё «фольклор». Это когда творцом и созидателем является не один человек, а целый народ. Какие народы вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: У каждого народа есть свои обычаи, традиции, промыслы и конечно культура со своеобразными песнями и танцами.

Совет

Музыкальный руководитель: Послушайте и постарайтесь определить, какой народ написал эту музыку? (ответы детей, индивидуальная работа)

Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей)

Давайте, заведём хоровод, возьмитесь за руки и пойдём по кругу вправо, а теперь влево;

Соберёмся в центр хоровода, вернёмся в большой круг;

Мальчики, топайте правой ногой, а девочки идут в центр и обратно;

Девочки хлопайте в ладоши, а в центр пойдут только мальчики;

Повернёмся друг за другом и пойдём хороводным шагом за ведущим на стульчики.

Воспитатель: Спины держите прямо, плечи расправьте, тяните носочки ног, девочки придерживают юбочки, а у мальчиков руки на поясе. Вот и получился у нас русский народный хороводный танец. Проходите к стульчикам.

Музыкальный руководитель: Сядьте удобно. Как можно описать характер этой музыки? (ответы детей). Верно. Она, спокойная, неторопливая, звучала плавно, под неё хотелось двигаться, значит, она танцевальная.

Воспитатель: Русский народ жизнерадостный и оптимистичный. Очень известны в русском фольклоре небольшие куплеты, которые много раз повторяются с разными текстами, и, конечно, сопровождаются танцевальными движениями.

Музыкальный руководитель: Мы сейчас их исполним, а вы вспомните, может где то уже встречались с такой музыкой и сравните её характер с характером хоровода, который мы водили в начале занятия. Похожие они или отличаются?

 Частушки:

Мы хорошие подружки

Дружно, весело живём,

И частушки – топотушки,

Мы сейчас для вас споём,

Ух!

(на проигрыш пританцовывают)

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли плохо ли,

А сейчас мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Ух!

(на проигрыш пританцовывают)

Музыкальный руководитель: Узнали, как называются эти куплеты? (ответы детей) Верно, это частушки. Где вы их могли слышать? (ответы детей) Да, на новогоднем празднике частушки исполняла Кикимора.

Мы пропели два куплета, но их может быть очень много. А какой характер был у музыки? (ответы детей) Весёлый, озорной, шутливый, игривый….

Так можно сказать о характере частушек, но всегда они исполняются в чётком ритме.

Обратите внимание

Музыкальный руководитель: Вы тоже знаете небольшие русские народные песенки. Догадайтесь, ритм, какой песенки я сейчас прохлопаю (прохлопывает ритм русской народной песенки «Андрей – воробей), (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Это русская народная попевка «Андрей – воробей». Прежде чем её исполнить, давайте немного разогреемся. Встаньте около стульчиков.

 Самомассаж.

Ведь на дворе стоит мороз.

Что бы нос наш не замёрз,

Мы его сейчас потрём,

И погладим, и помнём.

Растираем наши щёчки,

Пусть алеют, как цветочки!

Проведём по бровкам, глазкам,

Будут глазки, словно в сказке.

И про уши не забыли

Утром уши все помыли?

Проведите пальчиками

По дорожкам – ямочкам.

А сейчас потреплем ушки –

Ах! Какие непослушки!

Прыгнем!

Хлопнем!

Прыгнем снова!

Будем мы всегда здоровы!

Поглаживают шею.

Указательными пальцами растирают переносицу и крылья носа.

Ладонями растирают щёчки.

Проводят по бровям, обводят пальцами вокруг глаз.

Проводят указательными пальцами по ушным бороздкам. Легко треплют уши.

Руки на поясе, прыжок.

Хлопают в ладоши.

Прыжок.

Говорят и хлопают.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Рассаживайтесь на свои места. Вспомним слова песенки «Андрей – воробей», проговорим их шёпотом и прохлопаем ритм (дети вместе с воспитателем выполняют задание)

Музыкальный руководитель: Давайте подберём музыкальный инструмент, который поможет нам исполнить эту песенку.

 Выставляются музыкальные инструменты – металлофон, барабан, балалайка, трещотка.

Дети предлагают инструменты и аргументируют свой ответ.

Музыкальный руководитель: На любом из этих инструментов можно сыграть песенку «Андрей – воробей», потому – что исполняется она на одном звуке, меняется только ритм. Кто хочет помочь сыграть эту песенку на металлофоне? Выходи (имя ребёнка) Бери палочку в правую руку, выбери любую пластинку на металлофоне, играй, а мы будем петь. Пойте не громко, чтобы не заглушать звук металлофона.

 «Андрей – воробей», русская народная мелодия.

Музыкальный руководитель: А теперь попробуем спеть на другом звуке (песня исполняется ещё 2 раза, на более высоких звуках и с ускорением темпа) Молодцы, справились. Вы выбрали металлофон, что бы исполнять эту песенку. Но раз она русская народная песенка, значит, и инструмент надо было брать народный. А есть ли среди этих инструментов русские народные? (ответы детей, индивидуальная работа)

Верно, балалайка – это русский народный инструмент, но вы на нём играть пока не умеете, для этого надо специально учиться. А какие ещё народные инструменты вы знаете? Я вас попрошу ответить, когда вы услышите их в музыке. И так, будьте внимательны.

 «Камаринская» П. Чайковский (отрывок)

(Дети называют услышанные инструменты.)

Воспитатель: Молодцы, так и хочется пуститься в пляс под такую задорную музыку. Выходите, ребята, танцевать.

 Танцевальное творчество.

(Дети используют движения русской народной плясовой)

Важно

Музыкальный руководитель: Молодцы, те ребята, которые вспомнили движения русской народной пляски – это и притопы, и топотушки, и приседания с выставлением ноги на пяточку, и хлопки, и кружения. А исполнили мы пляску под звуки русских народных инструментов. Когда они звучат одновременно, то получается…..(дети отвечают). Оркестр. Для нас прозвучал оркестр русских народных инструментов.

Воспитатель: Вы уже ребята знаете, что есть русские народные инструменты, песни, танцы, мелодии, а есть ещё и сказки. Послушайте одну из них.

 Сказка.

«В некотором царстве, в некотором государстве, жил — был могучий, красивый народ. Всем сердцем любили эти люди свою землю. Любовались ею, воспевали в своих песнях, стихах. Умели они создавать красоту. Всё что они делали из дерева для дома (короба, полочки, панно) они украшали яркой, нарядной росписью.

И расцветали на этих предметах, цветы – розаны, купавки, ромашки, летали птицы, скакали кони. Самой лучшей мастерицей была Даша. Простые предметы её кисточка превращала в сказочные. Слава о ней разнеслась по всей Земле. Велел царь забрать её во дворец. Когда Даша увидела царских солдат, она всё поняла и не захотела жить в неволе.

Забежала она на высокий крутой берег, взмахнула руками и поднялась в небо. Превратилась она на глазах солдат в прекрасную Жар – птицу. Летела, и ярко горели на солнце её перья. С тех пор летает над землей красавица Жар – птица и роняет на землю свои перья. Кто находит перья, начинает замечать красоту родного края и становится мастером.

Вот и сказки конец, а кто слушал — молодей»

Воспитатель: Я думаю, что каждому хотелось бы увидеть Жар – птицу и найти её перо. Подойдите к окну, послушайте и посмотрите, не пролетает ли над нами Жар птица (дети проходят к окну, в это время на ковер выкладываются пёрышки)

Воспитатель: Не увидели Жар – птицу. А всё — таки она пролетела над нами и оставила свои пёрышки. Возьмите их. Давайте проверим, стали ли мы мастерами или хотя бы учениками мастеров. А вы догадались, про каких мастеров я вам рассказывала в сказке (ответы детей)

Воспитатель: Пройдите, пожалуйста, к столам, видите, у нас есть балалайки – русский народный инструмент. И они станут краше, если мы их распишем городецкой росписью. Скажите, какими элементами городецкие мастера украшали свои изделия?

Дети: Цветы, бутоны, листья, оживка.

Воспитатель: Какие краски берут художники?

Дети: Яркие, сочные.

Воспитатель: Что бы получить розовый, голубой цвет, что необходимо делать? (ответы детей)

 Звучит русская народная музыка.

Совет

Воспитатель: А теперь приступим, начнём украшать балалайки. Помните, что сначала рисуем всё одним цветом, это – подмалёвка. А пока элементы сохнут, можно рисовать бутоны или листья. Только убедившись, что цветок высох, начинайте его украшать тёмной краской, это – тенёвка. А потом белой, это – оживка.

 Индивидуально воспитатель подсказывает детям композицию, заполнение пространства, технику рисования, направляет детей на создание своего орнамента.

 Рефлексия:

Воспитатель: Наши балалайки стали ярче, наряднее, благодаря какой росписи? (ответы детей)

Воспитатель: А как вы добились этого?

Легко ли вам было создавать эту роспись?

У кого, что получилось сразу, а что давалось с трудом? (ответы детей)

Воспитатель: Я думаю, что мы ещё раз с вами украсим другие предметы разными народными росписями и вложим в них своё тепло и любовь. И будет у вас получаться всё лучше и лучше, и станете вы настоящими мастерами. Спасибо за занятие.

 Авторы:
Бондаренко Ольга Ивановна, воспитатель I категории.
Баталова Жанна Михайловна,  воспитатель высшей категории,
Михайлова Светлана Юрьевна,  музыкальный руководитель высшей категории,
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 22 «Колокольчик»
г. Набережные Челны, р. Татарстан, Россия.

Статья размещена в авторской редакции. 

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/integrirovannoe-zanyatie-narodnye-chudesa.html

Конспект музыкального тематического занятия по фольклору

Конспект музыкального тематического занятия по фольклоруЗадачи: 1. Дать детям представления о народных традициях, обрядах в начале весны, о поэзии пестования. 2.Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

Закрепить практические навыки выразительного исполнения песен, закличек индивидуально, подгруппами и коллективно. Учить детей петь приемами канон и гомофонное двухголосье. 3.

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений и в игре на детских музыкальных инструментах. 4. Воспитывать любовь, уважение к культурному наследию народа.Ход занятия: Дети входят в музыкальный зал, здороваются.

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на гостей и предлагает поздороваться с ними песенкой.Песня «Доброе утро»

(Прием Эхо: дети поют фразу, а взрослые повторяют ее ).

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотите попасть в прошлое, что было давным-давно? Сейчас мы с вами отправимся в русскую избу. Пойдем змейкой друг за другом переменным шагом. А кто нас поведет – выберем по считалке.

Обратите внимание

Дети идут за ведущим во вторую половину музыкального зала под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла»Вот мы пришли в избу. Давайте потихоньку сядем на скамеечки. (Две девочки проходят к колыбелькам). Раньше, в старину взрослые люди специально для своих маленьких детишек придумывали маленькие стишки: пестушки, потешки, прибаутки и колыбельные песни.

Это называлось – поэзия пестования, то есть стишки специально для детей. Давайте посмотрим на наших девочек, как они будут пестовать своих детишек. Задание: девочки будут петь две русские народные песенки, вам нужно определить, одинаковые ли они по характеру, если нет, то чем отличаются.Две девочки инсценируют игровую сценку с куклами «А баиньки, баиньки».

(^

Спасибо, девочки. Это называется поэзия пестования. А теперь мы с вами отправимся на весеннюю полянку. Сыро на улице, ноги надо выше поднимать. (показывает) А мы знаем попевку про двух братиков. И у нас в группе есть братья-близнецы. Ну-ка, сыграйте на фортепиано, а мы подпоем.

Попевка «Два брата»

(Гомофонное двухголосье и игра в две руки на фортепиано).

Вот и пришли. (Дети садятся полукругом на колени на пол).

Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы. Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей, мечтают все о том, что тепло прогонит стужу лютую.

Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд – закликание весны.

О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.

Читайте также:  Конспект занятия по пдд для детей подготовительной группы доу. безопасное поведение на улице и в транспорте

1 ребенок: Весна, весна, проснись со сна!

А ты, зима, ступай за моря, Надоела ты нам, наскучила, Наши рученьки приморозила. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики и затем каждые день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья. Давайте и мы «напечем».

2 ребенок: Мороз – Красный нос,

Вот тебе хлеб и овес, А теперь убирайся Подобру – поздорову. Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в дальние края и уведет с собой зиму, и наступит весна.

Важно

Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится длиннее и длиннее. А еще возвращались из-за моря перелетные птицы, во все горло пели – распевали, что домой вернулись. «Сорок сороков птиц летят, весну несут» — говорили крестьяне.

Кто же эти вестники весны? Споем закличку?

(Дети делятся на 4 группы, берут шумовые инструменты и

поют закличку каждая группа своим птицам – куликам, жаво- ронкам, зябликам и журавлям).А больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка. И 22 марта, когда день по длине становится равен ночи, в каждом доме лепили из теста жаворонков, пекли их, мазали сладким и душистым медом.

А потом ходили по селу, подбрасывая вверх фигурки птиц, пели песенки-заклички.Песня-закличка «Жаворонок» (канон) И весна будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы, плясать, играть, парни водили хороводы вместе с девушками, подыгрывали им на гармони.

«Танец с гармошкою»Давайте и мы с вами весенний хоровод заведем.

Хоровод «Ходит матушка весна»

(В конце хоровода дети выстраиваются в 2 колонны) Может и мы с вами напечем пирожков – весенних жаворонков и поторопим весну?Русская народная игра «Пирожки»Вот и жаворонки наши испеклись. (Воспитатель вносит поднос с выпеченными жаворонками, ставит у самовара). Хороша в избе печка-матушка, вот какие получились жаворонки. Прежде чем угоститься, давайте напоследок споем песню «Русская изба».Песня «Русская изба»

Что вам сегодня запомнилось на занятии, что понравилось? (ответы детей). (Дети прощаются и под музыку с угощением уходят из зала).

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1457692.html

Конспект НОД «Зимние посиделки» | Конспекты занятий, ООД | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

Автор: Глёх Светлана Леонидовна

Организация: МКДОУ «Детский сад №458 комбинированного вида»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Цель: Воспитание патриотизма, приобщение детей старшей группы к истокам народной культуры на основе использования малых фольклорных форм.

Задачи:

  • активизировать речевую деятельность детей;
  • поддерживать интерес к русскому народному творчеству;
  • развивать память, внимание, образное мышление;
  • закреплять ранее изученные народные игры;
  • воспитывать интерес к народному быту;
  • обогащать словарь названиями предметов быта: колодец, коромысло и т.д..

Предварительная работа:

  • оформление в группе уголка в стиле русской избы;
  • изготовление печи из коробок;
  • проведение бесед на тему «Культура русского народа»;
  • чтение и разучивание произведений русского народного фольклора;
  • разучивание русских народных игр.

Материал: декорации русской избы, Русский народный костюм для воспитателя, сундук, фланелеграф с грустной и веселой мышкой, смайлики, дидактическая игра «Прошлое и настоящее», МР3 проигрыватель, угощение для детей и гостей группы.

Ход занятия

В группу входит воспитатель в русском народном костюме и обращается к гостям:

На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Да играли на Руси! Ах, как игры хороши.

Словом, эти посиделки были праздником души!

Тук – тук, тук- тук!

Из ворот слышен стук.

Двери отворяйте,

В дом гостей впускайте!

Веселых ребятишек-

Девчонок и мальчишек!

В группу заходят дети,

Воспитатель обращается к детям:

Вот и наступила зима. На улице так хорошо, летят снежинки. Все вокруг белым-бело.  Ребята, а вы знаете как называются зимние месяцы? ( ответы детей). Раньше на Руси народ слагал разные пословицы. А вы знаете пословицы о зиме?

Дети:

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Зима без снега – лето без хлеба.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Воспитатель: «Вот молодцы».

— Ребята, есть у меня кошка, Мурка, хорошая кошка , мышей ловить любит, а еще погоду мне подсказывает, знаете как?

Дети называют народные приметы:

Кошка на печи — к стуже; кошка на полу — к теплу.

Воспитатель: А какие еще зимние приметы вы знаете?

Дети называют зимние приметы:

Богатый урожай рябины предвещает суровую зиму.

Множество больших сосулек означают хороший сбор овощей.

Месяц рожками кверху – к морозу.

Снегирь под окном зимой чирикает — к оттепели.

Ребята, а за что вы любите зиму? (ответы детей)

А на санках любите кататься? (ответы детей) Ну тогда давайте кататься!

Проводиться игра «Катание на санках»

Дети делятся парами, один становится спереди, другой сзади и парами под музыку бегают по группе.

Воспитатель: — Ох, ребята, поиграли, накатались, замерзли наши щечки, ручки. Приглашаю вас в свою горницу погреться. Рассаживайтесь поудобнее.

Ребята, а давайте я вам загадку загадаю! Вы любите загадки? Ну тогда слушайте:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла… (Зима)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете загадки о зиме? Загадайте нам.

Дети загадывают загадки о зиме:

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы! (санки)

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой… (снежинки)

Кто-то тучу, как перину,

Разорвал наполовину

Вниз посыпались пушинки —

Серебристые… (снежинки)

Морковка белая всю зиму росла.

Солнышко пригрело и морковку съело. (Сосулька)

Без рук, а рисует,

Без зубов, а кусает. (Мороз)

Человечек непростой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает. (Снеговик)

Замечательный художник

У окошка побывал,

Отгадайте-ка ребята,

Кто окно разрисовал. (Мороз)

Бело покрывало на земле лежало,

Лето пришло оно все сошло. (Снег)

Воспитатель:  Речка чудная течёт,

С тёмною водою.

Водяной в реке живёт,

Важен он собою.

 Он зелёный, добродушный,

Любит петь он под луной.

Хор набрал он из лягушек,

И концерт даёт весной.

Догадались, ребята, в какую игру мы с вами сейчас поиграем? Правильно – русская народная игра: «Водяной».

Проводится русская народная игра: «Водяной»

Правила игры:

Считалкой выбирается один ребенок — водяной, он становится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, произносят:

Водяной, водяной, что сидишь ты под водой?

Ну- ка выходи, с нами посиди.

Дети останавливаются, «водяной» встает и идет вперед, наткнувшись на ребенка, он на ощупь пытается отгадать, кто перед ним.

-Ребята, посмотрите на столе – удивления какой-то сундучок стоит. Давайте посмотрим, что в нем?

Воспитатель открывает сундучок, звучит фонограмма русской народной песни «Как на тоненький ледок!»

Воспитатель: Узнали песню? (Ответы детей) Ну тогда давайте споем.

Дети исполняют русскую народную песню «Как на тоненький ледок»

Воспитатель: Ванюша накатался, пить захотел. (Дает Ване кружку с водой).

Совет

Ой, вода заканчивается. Надо бы и по воду сходить. Где нам воды набрать? (Ответы детей). Ой посмотрите а в сундучке еще карточки какие-то. Это игра «Прошлое и настоящее». Давайте поиграем!

Проводится игра «Прошлое и настоящее».

Дети раскладывают попарно карточки с предметами, которые были много лет назад и которые заменили эти предметы в наше время: самовар – чайник, колодец – водопроводный кран, изба –многоэтажный дом, чугунок – кастрюля и т.д.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами у меня в избушке грелись, на дворе снегу намело. Самое время снежные комья катать.

Проводится игра «Снежный ком».

Дети идут по кругу и произносят слова:

Мы катали снежный ком,

Я иду за ним шажком.

Ком все больше становился и быстрее покатился! (Повторить 3 раза с каждым разом ускоряем темп речи и быстрее движемся по кругу).

Угодил в калитку! Бух! Развалился! (Дети опускаются на колени)

Воспитатель: А теперь вы отдохнете

Ладошки протяните.

Настроение получите

(Воспитатель раздает смайлики)

Воспитатель: Живут со мной в избушке две мышки: одна веселая, а другая грустная. Ребята, кому сегодня у меня в гостях понравилось, было интересно и весело, подарите свое настроение веселой мышке, а если кому-то было грустно и скучно — то грустной.

Дети прикрепляют смайлики на фланелеграф рядом с мышками. Воспитатель угощает детей сладостями.

Воспитатель, обращаясь к гостям: А гостей мы провожаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Гости получают угощение, прощаются и уходят.

Список литературы:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Авт-сост.: А.С.Куприна, Т.А. Бударина и др. – СПб. ООО «Издательство детство-пресс», 2015.
  2. Истоки русской народной культуры в детском саду. Авт.-сост. И.Г. Гаврилова. – Спб.: Детство-пресс, 2010.
  3. Энциклопедия детского фольклора «Как у наших у ворот…». Редактор Жукова Л. Издательство: Белый город, 2010.

Источник: https://www.pdou.ru/categories/1/articles/2171

Игра-занятие для детей 5-6 лет. Потешный ларчик

Подробности Опубликовано 01 Октябрь 2013

Игра-занятие для детей 5-6 лет. Потешный ларчик

Цели: приобщить детей к русской национальной традиции; учить чувствовать выразительность произведений малых фольклорных форм; учить эмоционально-двигательно проживать роль; дать эмоциональный заряд при помощи театра Петрушек; вовлечь детей в игровую ситуацию.

Материал и оборудование: декорации в русском народном стиле; записи народной музыки; ларец; берестяная грамота; призы для всех детей (сувениры); куклы Петрушки (бибабо); театральные шапочки (или костюмы) для выступающих детей; билеты в балаган (со знаками).

Ход занятия

Комната убрана в русском стиле. Все участники одеты в русские народные костюмы. Звучит русская народная песня «Пошла млада за водой».
Воспитатель приносит ларец и спрашивает детей, хотят ли они узнать, что в том ларце.

После утвердительного ответа детей воспитатель говорит слова: «Ларчик, ларчик, открывайся, поскорее отпирайся!» Ларец открывается, и воспитатель достает оттуда берестяную грамоту.

Вдруг из ларца появляются два Петрушки и приветствуют ребят.

Примечание. Воспитатель может действовать за двух петрушек сразу, но лучше, если ему помогают помощники (дети старшей группы, другие сотрудники).

Театр Петрушки «Петрушки-пересмешники»

Петрушка 1.

Я пришел к вам, почтенная публика, без подушки!
А зовут меня — Петрушка!

Петрушка 2 (обращаясь к Петрушке).

А зачем ты сказал, что без подушки?

(Обращаясь к зрителям.)

И меня тоже зовут Петрушка!

Петрушка 1.

А я для рифмы, чтоб было складно.
А ты?

Петрушка 2.

И я для трифны, ну да ладно!

Петрушка 1.

Не для трифны, а для рифмы!
Повторяй, глупец!

Петрушка 2.

Не для трифны, а для рифмы,
Повторяй, холодец!

Петрушка 1.

Это я — холодец?А ты тогда — бубенец!

Петрушка 2.

Ах, ты, такой негодный!

Петрушка 1.

А ты — утюг холодный!

Воспитатель.

Здравствуйте, Петрушки! Мы рады вас приветствовать.

Петрушки (хором).

Рады стараться, ваше благородие!

Ведущий.

Петрушки, пока вы тут спорите, мы нашли в чудо-ларчике вот эту берестяную грамоту. Прочитайте, что в ней написано.

Петрушка 1 (читает грамоту).

Кто эту грамоту достанет,Тот веселым сразу станет.В ларце для насмешки

Собраны потешки.

Петрушка 2.

А кто их покажетДа как сказку расскажет,Тот удалец

Получит подарки, наконец.

Читайте также:  Образовательная деятельность в старшей группе. насекомые

Петрушки (хором).

Обратите внимание

Почтенная публика!Не пожалейте рублика,Билеты в балаган покупайте,Не задерживайте, давайте!

Подходите по одному!

Дети подходят к ларцу, берут билеты на представление. На билетах поставлен знак, по которому будут давать призы. Это могут быть геометрические формы (треугольники, квадраты и др.), цветки, ключики и т. д. (для каждого ребенка — свой знак).
Воспитатель надевает шапочки на детей, исполняющих потешки.

Воспитатель.

Вот для вас, зрители, первая потешка.

Примечание. Исполняются три русские народные потешки в обработке М. Булатова.

Потешка «Тили-бом!»

Роли и исполнители: кошка, курочка с ведром, лошадка с фонарем, заюшка с листом, собачка с помелом (дети средней группы).

Все.

Тили-бом! Тили-бом!

(На слова «Бом!» дружно ударяют в ладоши.)Загорелся кошкин дом!Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

(Поднимают руки вверх.)

Кошка.

Кошка выскочила!

(Кошка бегает и выпускает коготки.)

Глаза выпучила!

Лошадка.

А лошадка с фонарем!

(Пробежалась с фонарем.)

Собачка.

А собачка с помелом,

(Пробежалась с помелом.)

3аюшка.

Серый заюшка с листом.

(Пробежался с листом.)

Все.

Раз! Раз!

(Машут руками вверх-вниз.)

Раз! Раз!
И огонь погас!

(Сильно дуют на воображаемый огонь.)

Петрушка 1.

Почтенные зрители,Наградить артистов

Хлопками, не хотите ли?

(Зрители аплодируют, артисты делают поклон.)

Петрушка 2.

А теперь для насмешки —
Другая потешка!

Воспитатель.

Потешка про мышку!

Потешка «Мышку по воду послали»

Роли и исполнители: мышка, волк (дети средней группы).

Мышка и волк (вместе).

Гречку мыли, гречку мяли,

(Делают подражательные движения.)

Мышку по воду послали.

Мышка.

По мосту-мосточку,

(Бежит с ведром.)

Желтому песочку.
Проплутала долго.

(Останавливается, вытирает пот со лба.)

Волк.

Испугалась волка.

(На мышку нацеливает когти.)

Заблудилась.

Мышка.

Слезы градом!

(Плачет, вытирает слезы.)

Мышка и волк (вместе).

А колодец — рядом!

(Радостно.)

Петрушка 1.

Опять, почтенные господа,
Вам хлопать пора!

Петрушка 2.

Хлопайте до самого утра!

(Зрители аплодируют, артисты делают поклон.)

Воспитатель.

А у нас еще потешка — «Косари»!

Потешка «Косари»

Роли и исполнители: заяц, зайчонок, журавль, цапля, перепелка (дети средней группы).

Все.

Раз — косили, два — косили,

(Все делают характерные движения косцов.)

Сено в копна все сносили:

Заяц.

Заяц косой

(Говорит четко, показывает острую косу.)

С острой косой!

Зайчонок.

Зайчонок серенький

(Говорит тоненько, показывая серп.)

С маленьким серпиком,

Журавль и цапля.

Журавли с цаплями

(Говорят хором, показывая грабли.)

С длинными граблями.

Перепелка.

Ой, перепелке

(Бежит на цыпочках, подпрыгивая.)

Ходить колко!

(Держит кастрюлю с кашей.)

Все.

Она кашу несла,

По дороге растрясла.

Петрушка 1.

Опять хлопки раздаются!

Петрушка 2.

Люди от смеха трясутся!

Воспитатель.

Петрушки дорогие,А где же ваши обещания

На прощание?

Оба Петрушки.

Какие? Ах, это -Вы все про входные билеты?Ну да ладно.Чтоб не было вам досадно,Вот лотерея.Следите, сил не жалея.Номер первый -Получает приз тот,

У кого нарисован знак — . . . (треугольник).

Примечание. Петрушки далее называют знаки, нарисованные у каждого ребенка на входном билете, и дают тому приз. Таким образом, будут награждены все дети.

Оба Петрушки.

Вот и смеха полный карман!Закрываем наш балаган!

До скорого свиданьица!

(Петрушки исчезают в ларце. Ларец закрывается.)

Источник: https://xn—-htbdalkp7av.xn--d1acj3b/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/razvlecheniya-dlya-detej-stsenarii/doshkolnikam/2408-igra-zanyatie-dlya-detej-5-6-let-poteshnyj-larchik.html

Занятие фольклорного кружка Как у наших у ворот

ЗАНЯТИЕ

ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА «КАК У НАШИХ, У ВОРОТ…!»

Подготовила: Волкова Людмила Валентиновна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6 города Калининска Саратовской области»

Тема: Повторение потешек. Викторина «Отгадайте-ка загадки!» Разучивание

фольклорной игры «Утица».

Цель: Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; дать

представление о различных видах русского фольклора: потешки, загадки, сказки,

песенки, народные игры; разучить фольклорную игру «Утица», вызвать интерес к

русскому народному творчеству, желание играть в народные игры; воспитывать в

детях чувство любви, гордости к наследию русской культуры.

Материал: Игрушка – котик, картинки, косынки для девочек, картузы для мальчиков.

Ход: 1ч. – Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами позанимаемся в фольклорном

кружке «Как у наших, у ворот…!»

А знаете ли вы, что такое фольклор? Как вы понимаете слово фольклорный?

Правильно, это значит народный. А что относится к фольклору? Да, это потешки,

заклички, сказки, загадки, былины и песенки.

Сегодня я к вам пришла не одна, а с котиком, он – учёный. Это про него говорится:

«Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит! Поздоровайтесь с ним, дети.

А вы потешки про котика знаете? А какие? Расскажите, котику это понравится, (дети

рассказывают потешки «Пошёл котик на Торжок», «Как у нашего кота…!») Затем

вместе с детьми поём колыбельную «Уж ты, котенька – коток!»

Молодцы, дети, как вы замечательно про котика рассказали и спели, емупонравилось. А вы, ребята, играть любите? Выходите ко мне, я научу вас играть вигру «Цапки», это игра народная, в неё играли дети в прежние времена (2-3 раза).

Вот, как мы повеселились. Игра вам понравилась? А теперь, садитесь поудобнее(проверка осанки).

2ч. – Дети, а вы загадки отгадывать умеете? Вот мы с котиком сейчас это и узнаем. (На столе лежат картинки с отгадками, дети подходят к столу и находят нужную картинку).

Загадки:

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный бархатный (арбуз).

Сидит Ермошка на одной ножке, на нём 100 одёжек и все без застёжек (капуста).

Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта, а не мёд и вкус не тот (репа).

По горам, по долам ходит шуба да кафтан (овца).

Бежит Наташка в 70 рубашек, ветер подует и всё тело голо (курица).

Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (корова).

4 ноги, 2уха, 1нос да брюхо (самовар).

Скручена, связана, на кол посажена, а по улице пляшет (метла).

-Аи, да умницы, все мои загадки разгадали. А теперь, вы мне свои загадки загадайте? (Дети сами загадывают, а мы с котиком отвечаем). Затем разучиваю с детьми русскую народную игру «Утица». Дети водят хоровод и поют

Селезецй утицу догонял,

Молодой серую догонял,

Пойдём утица домой,

Пойдём серая домой,

У тя семеро детей,

А восьмой селезень.

«Селезень» догоняет «Утицу», они встают в круг, дети хлопают в ладоши и

Повторяют 3 раза:

«Больше не балуйся, ещё поцелуйся!»

Игра повторяется.

-Ребята, вам игра понравилась? Теперь вы сами сможете играть в неё когда

захотите .

-А сейчас садитесь на стульчики да послушайте. ( Проверка осанки).

Сегодня на нашем кружковом занятии мы с вами вспомнили различные вид]

русского фольклора ( дети перечисляют). И в завершение нашего занятия

послушайте русскую народную песенку шуточную «Как у наших, у

ворот…». Её пели наши предки на зелёном лужке летом или весной,

веселились в хороводе.

Исполнение песенки.

Затем подвожу итог:

-Наше занятие подошло к концу, мне очень понравилось как вы играли,

загадки отгадывали, молодцы, а вам наше занятие понравилось?

-Да.

-Вот и замечательно, и вы повеселились, и нас с котиком позабавили. А

теперь мы с вами прощаемся. До свидания!

Источник: https://sundekor.ru/referat/ucheba/zaniatie-folklornogo-kruzhka-kak-u-nashikh-u-vorot/

Конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами»

Автор занятия: Тетенова Валентина Рудольфовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6» г. Перми.

Программное содержание:

Расширить представление детей о народных промыслах.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель, филимоновская, семеновская, дымковская игрушки. 2. Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям. 3. Развитие внимание, памяти, познавательного интереса.

4. Развитие умений слышать и слушать.

Оборудование:

Дымковские, филимоновские, семеновские игрушки, предметы с хохломской росписью, гжель.

Ход занятия:

1 часть: вводная

Воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности на занятии.

Коммуникативная игра «Дружные ладошки»

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение:

Мы ладонь к ладошке положили И всем дружбу свою предложили

(соединяют руки)

Будем дружно мы играть Чтобы добрыми, умными стать!

(поднимают руки вверх)

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет! Мы друг друга уважаем ? Да, да, да!

(размыкают руки)

Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.

2 часть: основная

Воспитатель (в русском народном костюме):

Слава нашей стороне, слава нашей старине И про эту старину, я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

Воспитатель:

Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили?

Воспитатель:

Ведь преданья старины забывать мы не должны.

Воспитатель:

Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?

Воспитатель загадывает загадку:

Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой, красоту такую люди называют …

(хохломой)

Воспитатель с детьми рассматривает хохломские изделия.

Воспитатель:

Скоро сказка сказывается …
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду.

Воспитатель загадывает загадку:

Важно

Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпение, Дружная звонкая …

(гжель)

Воспитатель и дети рассматриваю изделия гжельских мастеров.

Воспитатель:

Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут И живут там мастерицы, Что добро в дома несут, А добро там не простое, И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой называется оно.

Воспитатель:

Много игрушек придумали народные мастера для детей. Делали из разного материала. Особенно любили мастерить фигурки животных и птиц (рассматривание игрушек).

Воспитатель:

Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадайте про кого я говорю.

Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не петрушка, Красавица-девица, Каждая сестрица, Для меньшей темница.

(матрешка)

А вы знаете, что прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм.

А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Да игрушка-то, какая радостная. Не даром говорят: «Каков мастер, такова и работа».

А мастера живут в селе Семеново.

Возле Вятки самой Дымково поселок, Окаймлен лесами уголок веселый, Там живут знатные мастер и мастерицы,

А село знаменито, а знаете чем?

(Дети отвечают).

Воспитатель:

Игрушкою своей, В ней нету цвета дымного, Что серости серей.

А игрушки необычные волшебные, расписные.

Рассматривание дымковских игрушек (индюк, конь, барышня)

Что одинаковое в этих игрушках? (узоры)

Вот земля наша — земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.

3 часть: заключительная

— Что особенно было интересным для вас? — О чем вы расскажете родителям дома?

— Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?

Скачать конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/chudo-mastera.html

Ссылка на основную публикацию