Урок литературного чтения в 4 классе по фгос. историческая литература для детей

План конспект урока по литературному чтению «У истоков детской литературы» 4 класс с тестом

Урок литературного чтения в 4 классе по УМК «2100»

Учитель Данилова С.П.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Орг. момент

Проверка готовности к уроку

Наличие необходимых материалов, порядок на рабочем столе

II

Целеполагание и мотивация

Организация деятельности по определению темы урока

Беседа, работа с вступительной статьей, заглавием произведения

III

Подготовка к восприятию

Организация деятельности по работе с произведением до чтения

Беседа, работа с иллюстрацией и словарем по выявлению значения слов, составление устного рассказа по иллюстрации учебника

IV

Работа над содержанием текстов произведений

Организация деятельности по работе с текстом во время чтения

1.Первичное чтение

2.Беседа

3.Чтение с комментированием, диалог с автором

V

Сравнительный анализ текстов

Организация деятельности по работе с текстом после чтения по вопросам и заданиям в рабочей тетради

1.Высказывание отношения к произведению, месту автора в литературе.

2.Рассматривание древней гравюры

3-4.Подготовка и упражнение в выразительном чтении

5.Заполнение обобщающей схемы об А.С.Пушкине.

VI

Рефлексия

Организует выявление результата учебной деятельности

Самостоятельное выполнение теста.

VII

Домашнее задание

Организует дифференцированное д/з.

Выбрать из текстов один и выучить наизусть.

Творческое задание: попробовать объяснить свой выбор

Конспект урока

  1. Целеполагание и мотивация

— Сегодня мы начинаем работу с новым разделом. Прочитайте его название («У истоков детской литературы»).

— Мы не просто узнаем, с чего началась детская литература, а отправимся в путешествие.

Как вы думаете, в какой век нам надо отправиться, чтобы увидеть, как возникла русская, в том числе и детская, литература? Прочитайте статью на с.33

— В прошлом году на уроках истории вы узнали, что означает слово «летопись». Вспомните.

— В чем главное назначение летописи?

— Можно ли считать слово «рукопись» синонимом к слову «летопись»? Почему, да?

— Кто писал летописи? Почему именно монахи?

— Кто из авторов создал образ монаха-летописца Пимена? (А.С.Пушкин). Что означает слово «отрывок»? Как называется пьеса А.С.Пушкина? («Борис Годунов»)

— Знаете ли вы что-нибудь о Борисе Годунове и его эпохе? (Эпоха смутного времени, когда на Руси боролись за царский трон)

— Предположите, зачем А.С.Пушкин ввел образ летописца в свое произведение? (Летописец зафиксировал важное событие в истории страны)

III. Подготовка к восприятию

1. Работа с иллюстрацией учебника

— Рассмотрите изображение летописца в учебнике (с.34). Опишите, какой это человек: его возраст, внешность, что указывает на его принадлежности к церкви?

— Как называется комната монаха? Рассмотрите обстановку. Почему так темно?

2. Работа с тетрадью (с.14, задание 1)

— Прочитайте значение слов. Составьте рассказ – описание монашеской кельи.

3. Прослушивание 2-3 рассказов. Выбор более точного описания.

IV. Работа над содержанием текстов произведений

1.Самостоятельное чтение отрывка из «Бориса Годунова»

— Совпадает ли образ пушкинского Пимена с вашим представлением о летописцах?

— Что вас встревожило или удивило? (Пимен понимает, что он пишет последнюю летопись в своей жизни, потому что очень стар и у него уже нет сил)

2. Комментированное чтение

-В чем видит свой долг Пимен?

— Почему монах, которому Пимен передаст свое дело, должен быть трудолюбивым?

— Почему свой труд Пимен называет безымянным? (Летописцы не подписывали рукописи)

— Ради чего трудится летописец? Можно ли сказать, что любовь его к Руси самоотверженная? Почему?

3. Чтение стихотворения Н.Кончаловской

— А.С.Пушкин создал образ летописца в 1825 году, а в 1966 году, почти через 150 лет, детская писательница Наталья Кончаловская в книге «Наша древняя столица» тоже написала о труде летописца. Как вы думаете, что обязательно должно сохраниться в образе летописца в ее стихотворении? (Любовь к Руси, служение Отчизне и Богу)

— Прочитайте и проверьте свои предположения.

— Какой вопрос вы хотели бы задать автору? Найдите ответ в тексте.

V. Сравнительный анализ текстов

1.Выборочное чтение к высказываниям

— Что объединяет авторов этих текстов? (Уважение к нелегкому труду летописцев и их верности долгу)

— Что объединяет образы летописцев? (Трудолюбие, скромные, способные к самоотверженности, осознающие Божественное предназначение своего труда).

2. Демонстрация гравюры «Древнерусский летописец»

— Почему летописца возвели в лик святых?

3. Подготовка к выразительному чтению

— Авторы разные, поэтому есть и различия в тексте. Какой текст легче читать, почему? Почему образ Пимена вызывает более тяжелые чувства?

— Как нужно читать это стихотворение? (Не торопясь, немного грустно)

— Стихи Н.Кончаловской написаны для детей, их язык проще и легче. Передайте это при чтении.

3. Прослушивание чтения текстов вслух

4. Заполнение обобщающей схемы о писателе (с.14 задание 2).

— Мы сегодня узнали много нового не только о летописцах, но и об авторе А.С.Пушкине.

Попробуйте дополнить схему в тетради. Что нового вы открыли в личности А.С.Пушкина?

А.С.Пушкин – русский поэт, писатель и драматург, знаток русской истории.

VI. Рефлексия

Самостоятельное выполнение теста. Взаимопроверка.

VII. Домашнее задание

— Выберите из текстов один и выучите наизусть. Попробуйте объяснить свой выбор.

Приложение

Тест «Зачем нужны летописи?»

Выбери правильный ответ.

  1. На что опирается человек, когда строит планы на будущее?

А) на фантазию, мечты

Б) на советы друзей

В) на опыт, личную память

2. Что помогает народу лучше понять происходящее с ним?

А) историческая память

Б) географическая память

В) математический анализ

Г) правила орфографии

3. Что помогло нашим предкам сохранять в памяти прошлое до появления письменности?

А) изделия из камня, глины, металла и дерева

Б) музыка и танцы

В) устные сказания

4. Что записывали в летописях?

А) всё, что происходило

Б) самые важные события

В) самое важное событие в году

5. Почему летописи так назывались?

А) они по традиции велись только летом

Б) они велись из года в год

В) записи делались очень редко, приходилось описывать события за

много лет

6. Благодаря кому нам известно содержание самых древних летописей?

А) князьям

Б) боярам – летописцам

В) монахам – летописцам

Г) дружинникам – летописцам

Источник: https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-u-istokov-detskoy-literaturi-klass-s-testom-525328.html

ТЕМА: ИЗ ИСТОРИИ НАШЕЙ РОДИНЫ

Цели:

Расширить представление учащихся об исторической литературе, закреплять умение выборочно читать и характеризовать произведение, воспитывать уважение к героям Отечества.

Оборудование:

Грамзапись песни «Священная война» (муз. Александрова, сл. Исаковского); рисунки детей о войне, выставка книг, портреты исторических деятелей.

ХОД УРОКА

Слово учителя (с элементами беседы и выступлениями учащихся)

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в историю нашей страны, познакомимся с книгами, которые расскажут о борьбе народа с иноземными захватчиками.

Дети рассматривают рисунки, которые они подготовили к этому уроку.

Обратите внимание

Большой исторический путь прошла наша страна. Немало испытаний довелось ей выдержать на этом пути. Особенно тяжелой была борьба с иноземными захватчиками.

Страницы книг, о которых пойдет речь на этом уроке, не просто оживляют наше военное прошлое. Они помогают нам лучше понять настоящее, ощутить величие воинского подвига тех, кто жил задолго до нас и совсем недавно, кому выпал нелегкий жребий — защитить родную землю, ценой своей жизни сохранить ее для потомков.

Обзор книг, отобранных и прочитанных учащимися.

Учитель

Послушаем, ребята, выступления и узнаем, о чем рассказывается в книгах, посвященных боевому прошлому нашей Родины, ее боевым традициям.

Первая группа учащихся.

Обзор книги А. Митяева «Ветры Куликова поля» (Рассказы. М., 1986).

Рассматривают иллюстрации, обложки.

Ученик:

В авторском эпиграфе к книге говорится: «Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли — обязанность тех, кто ест хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой».

Обмен впечатлениями. Ученики этой группы пересказывают подготовленные ими рассказы.

Учитель

Кто еще, ребята, читал об этом же времени? Давайте вспомним наших мужественных предков-воинов. Кто они? (А. Невский, Д. Донской, К. Минин, Д. Пожарский, М. Кутузов.)

Показываются портреты исторических деятелей.

Вторая группа учащихся.

Обзор книг под названием «Недаром помнит вся Россия…»

1- й ученик:

Наши книги посвящены Отечественной войне 1812 г., когда на борьбу с наполеоновской армией поднялся весь русский народ.

2- й ученик:

В 1812 г. над Россией вновь нависла опасность. Непобедимый французский император Наполеон Бонапарт двинул на Россию свои войска.

3- й ученик:

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина» — эти лермонтовские строчки знакомы всем с детства.

Важно

Дети читают наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Знакомятся с выставкой книг: С.П. Алексеев «Рассказы об Отечественной войне 1812 года»; И. Стрелкова «Во славу Отечества»; рассказом о славной героине Отечественной войны 1812 г. Надежде Андреевне Дуровой.

Ученики кратко пересказывают эти произведения.

Учитель

«Великая Отечественная» — так называется обзор, который подготовила для вас третья группа учащихся.

Звучит грамзапись песни «Священная война».

1- й ученик:

22 июня 1941 г. на рассвете немцы напали на нашу землю. Началась Великая Отечественная война.

2- й ученик:

Она была очень жестокой, продолжалась долго — 1418 дней. Закончилась война победой России 9 мая 1945 г.

3- й ученик:

Наши книги расскажут о бессмертном подвиге русского народа во время Великой Отечественной войны: С. Алексеев «Рассказы о маршале Рокоссовском», Жариков «Максимкин орден» и др.

Краткий пересказ содержания книги. Дежурные раздают книги Б. Житкова «Храбрость». Дети про себя читают рассказ.

Учитель

Что помогало героям выполнять свой долг? Легко ли им это давалось? Как об этом рассказывает писатель?

Включаясь в рассуждения, учащиеся приводят эпизоды, отрывки из прочитанных книг о войне. Называют легендарных героев Великой Отечественной войны.

(Чкалов, Рокоссовский, Жуков, Таллалихин и многие другие.)

Итоги урока

Учитель

Сегодня мы рассказывали и читали о героях прошлого. Все эти герои, несмотря на их несхожесть, храбрые, смелые, готовые на подвиг люди. Как вы думаете, ребята, отчего ратные встречи с врагом родной земли всегда заканчивались нашей победой, как бы тяжело ни было ее добыть?

Ответы детей.



Источник: https://scribble.su/school-literature/notes-lessons-extracurricular-reading/94.html

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: «Литературные сказки»

ТЕМА УРОКА. Обобщающий урок по теме ,,Литературные сказки”

Цель: — развивать речь, внимание, творческое мышление;

— формировать умение работать в группе, умение слушать ; формировать навык беглого осознанного чтения;

— воспитывать интерес к чтению книг; доброту, отзывчивость.

Оборудование: экран, ноутбук, проектор, снежинки для оценивания работы обучающихся на уроке, карточки с заданием, рисунки к сказкам, книжная выставка.

ХОД УРОКА

  1. Организационное начало урока.

Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Приветствие гостей урока). Садитесь.

Навострите, дети, ушки, мы начнём издалека.

Мы не будим бить баклуши на уроке чтения.

— Что означает выражение ,,бить баклуши”? ( дети дают пояснение)

Вот и я вам предлагаю активно работать на уроке, быть внимательными. За активную работу вы будете получать снежинки. От количества снежинок будет зависеть ваша оценка за урок. Получив снежинку, выкладывайте её в ряд.

II. Мотивация учебной деятельности.

( Звучит мелодия из сказки? Видео ролик «В гостях у сказки»)

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым,

Они необходимы, как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки, тому они расскажут,

О том, что может было, а, может быть, и нет.

Сегодня у нас итоговый урок по теме ,,Литературные сказки” Мы ещё раз встретимся с любимыми героями прочитанных сказок. Вас ждёт много интересных познавательных заданий. На уроке вы будете работать в группах.

Совет

Поэтому вспомним правила работы в группе: не перебивать рассказчика, дать возможность высказывать своё мнение всем участникам группы, не кричать.

III. Подготовка к чтению.

Подготовим к работе речевой аппарат.

Для этого выполним несколько упражнений.

а) вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям

б) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

IV. Актуализация знаний.

  1. — Давайте вспомним, с какими сказками мы познакомились во время изучения темы ,,Литературные сказки”

( за ответ давать снежинку)

( Городок в табакерке, Сказка о жабе и розе, Серебряное копытце, Аленький цветочек. )

— Поскольку сказки, которые мы читали – литературные, то они имеют авторов. И, конечно же мы не можем их не назвать. Ведь начиная читать любое произведение, мы должны всегда обратить внимание, кто его автор. Назовите писателей сказок в той последовательности, в которой мы их изучали.

( за ответ давать снежинку)

Одоевский Владимир Фёдорович – сказка ,,Городок в табакерке”

Гаршин Всеволод Михайлович- Сказка о жабе и розе

Бажов Павел Петрович — сказка ,,Серебряное копытце”

Аксаков Сергей Тимофеевич – сказка ,,Аленький цветочек”

  1. Давайте вспомним биографию этих писателей. ( за ответ давать снежинку)

  1. В каком веке они жили? ( в 19)

  2. Каким было происхождение каждого из них? ( Аксаков, Гаршин , Одоевский – из дворянских семей, Бажов из рабочей.)

  3. Кто из вышеназванных писателей прошёл службу в армии? ( Гаршин, Одоевский, Бажов)( все, кроме Аксакова)

  4. Чьи сказки являются литературными? (всех данных писателей)

  5. Какое из данных произведений стало классикой? ( все)

Молодцы, ребята.

  1. Теперь вспомним содержание сказок. Представители групп подойдут и выберут конверт с заданием № 1. Сейчас вы по очереди прочитаете описание героя сказки. А мы будем узнавать этого героя. ( за ответ давать снежинку)

  • Девчоночка маленькая, любопытная, трудолюбивая. Носик пуговкой. По шестому годку девочка. Сироткой была. Имела кошку, худую правда, но звонкую. ( Дарёнка из сказки Серебряное копытце)
  • Послушный мальчик, вежливый. Любил рисовать. Однажды попал в необычную музыкальную страну.( Мальчик Миша, Городок в табакерке)
  • Это богатый, именитый человек. Имел трёх дочерей. И любил он их больше всего богатства. ( Купец , Аленький цветочек)
  • Он был мальчик лет семи, с большими глазами. Он очень любил цветник. Там он читал книги или забирался в самую гущу цветника. ( Маленький мальчик, Сказка о жабе и розе)
  • Семьи у него не осталось. Сам большой, бородатый. С утра на работу уходил, был мастером сказки рассказывать. ( Старик Кокованя, Серебряное копытце)
  • Она была любимой дочерью у отца. Чтобы спасти отца, не плакала, не охала ,а в дальний путь собираться стала. ( Меньшая дочь купца, Аленький цветочек)
  • Когда она в первый раз увидела цветок своим злыми глазами, что – то страшное зашевелилось в её сердце. (Жаба, Сказка о жабе и розе)
  • Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди — сзади горбы великие верблюжьи. ( Чудище, Аленький цветочек)
  1. Выборочное чтение. Обратите внимание на доску. Там вы видите рисунки к разным сказкам. Найдите к рисунку соответствующий отрывок сказки. Будьте внимательны. Отрывок должен быть максимально точным.

V Обобщение материала

  1. Прошу представителей групп подойти за конвертами № 2. Восстановите правильный порядок событий сказки ,,Аленький цветочек” . У каждой группы задание одинаковое.

  • Отправился купец в дальние страны.
  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  • Жил купец и было у него три дочери.
  • Младшая дочь у зверя лесного.
  • Зависть сестёр
  • Купец встретился со зверем лесным
  • Превращение зверя в принца.

После выполнения задания группам предлагается взаимопроверка. (капитаны обмениваются заданием. По 1 ребёнку от команды по очереди читают ответ. Капитан ставит + или — . После проверки задание возвращается в команду.) Посмотрите, у кого нет ошибок. Молодцы. Прошу капитанов раздать снежинки активным участникам.

Правильные варианты ответов ( 1. Жил купец… 2. Три дня и …. 3. Отправился купец…. 4. Купец встретился…. 5 Младшая дочь у…. 6. Зависть сестёр…. 7.

Превращение зверя…)

  1. Работа над выразительностью. А сейчас мы побудем в роли диктора, ( как должен диктор читать и произносить слова?) прочитать любой отрывок из понравившейся сказки.

    (вызываю по 2 человека из группы, по очереди)Чтение «Диктор»

Физминутка для глаз.

  1. Задание на внимание. Найдите ошибку в названии сказки и исправьте её.

  • « Малахитовое копытце» ( «Серебряное копытце»)
  • «Сказка о жабе и тюльпане» ( «Сказка о жабе и розе»)
  • « Розовый цветочек» ( «Аленький цветочек»)
  • «Городок в сундучке» ( «Городок в табакерке»)
  1. Чтение ,,По – цепочке”. Представители групп подходят и выбирают конверт с № 3. В нём указано название сказки, которую будет читать группа. Читать надо по 2 предложения по – цепочке

( посмотреть предварительное количество снежинок)

  1. Мы с вами сегодня вспомнили содержание сказок, авторов этих сказок. Соедините названии сказки и её автора. ( по1 к доске)

  1. А теперь небольшой тест. Будьте внимательны.

1. Главного героя сказки «Городок в табакерке» зовут:

2. Какие чувства испытала роза, когда к ней приблизилась жаба:

  1. равнодушие; Б.ужас;

  2. радость.

3. Сколько лет было Дарёнке:

4. Как назвал Кокованя при первой встрече девочку:

  1. Дарья; Б. Дарёнка; в. Подарёнушка.

5. В какой сказке героине помог цветок:

А. О жабе и розе; Б. Аленький цветочек; в. Серебряное Копытце

Проверяем тестовое задание. Взяли ручку другого цвета. Правильные ответы на экране. Проверьте сами. ( Снежинки не выдаю) Ответы высвечиваются на экране. Через несколько секунд читаю ответы я)

Поднимите руку, у кого не было ни одной ошибки. Эти дети получают снежинку.

  1. Работа с книжной выставкой. Кроме этих литературных сказок, есть много других. Обратите внимание на книжную выставку. Возможно, вы знакомы с данными авторами.

    Это и Андерсен, и Пушкин, И Чуковский и много других уже известных вам авторов. Эти книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке, в классной мини библиотеке , а также у своих товарищей.

VI Итог урока.

Ребята, чему нас учат все эти сказки? ( доброте, чуткости, вежливости, взаимовыручке, взаимопониманию)

Притча о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как поняли, о чём эта притча?

Какого волка вы будете кормить в своей душе?

Народная мудрость гласит: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Поэтому, всё, о чём мы сегодня говорили – запомните, сделайте вывод. И мне очень бы хотелось верить, что все вы будете добрыми, честными, справедливыми людьми.

Что вам запомнилось с нашего урока?

Кому понравился урок, похлопайте в ладоши и скажите: что за прелесть эти сказки.

Оценивание работы учащихся. Посчитайте свои снежинки. ( от количества снежинок)

VII Домашнее задание.

Скажите, есть ли среди этих сказок та, концовку которой вы бы хотели изменить? Домашнее задание вы выберете себе сами: написать письмо герою одной из данных сказок или сочинить новую концовку сказки.

( если осталось время, задание пишем в дневник)

(Идёт заставка, видео ролик «Конец сказки»)

Всем спасибо за урок.

Источник: https://compedu.ru/publication/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniiu-dlia-4-klassa-na-temu-literaturnye-skaz.html

Презентация на тему: Урок литературного чтения в 4 классе

Презентация на тему: Урок литературного чтения в 4 классе

Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию № слайда 1

Описание слайда:

Урок литературного чтения в 4 классеН.Носов «Федина задача»Презентация подготовлена учителем начальных классов МБОУ «СОШ № 92»Г. НовокузнецкаОвчинниковой Я.Н.

№ слайда 2

Описание слайда:

Объясните смысл пословицы:«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

№ слайда 3
№ слайда 4

Описание слайда:

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.

№ слайда 5
№ слайда 6
№ слайда 7

Описание слайда:

Ключевые словаФедя, радио, задача, читал несколько раз, концерт по заявкам, совсем запутали, пойду к Юре.

№ слайда 8

Описание слайда:

Обратите внимание

Словарная работаРепродуктор — Чурбан – Кафтан — в радиовещании: громкоговоритель.обрубок бревна; неповоротливый человек, болван (переносное значение).старинная мужская верхняя одежда.

№ слайда 9
№ слайда 10

Описание слайда:

План:(восстанови последовательность смысловых частей)Из репродуктора послышались звуки рояля□ Дома никого не было□ Он отрегулировал репродуктор□ Пойду лучше к Юре Сорокину.□ Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново

№ слайда 11

Описание слайда:

Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:) Ум хорошо, а два лучше.2) Делу время, потехе час.3) Сделал дело, гуляй смело.4) Какие труды, такие и плоды.5) Без охоты нет и работы.

№ слайда 12

Описание слайда:

Тест « Проверь себя»1. Как звали главного героя?А) Слава Б) Костя В) Федя2. Откуда пришёл главный герой?А) из школы Б) с катка В) из магазина3. Сколько раз прочитал Федя задачу?А) 6 раз Б) 5 раз В) 4 раза4. Сколько концертных номеров прослушал Федя?А) 6 Б) 7 В) 55. Какая фамилия была у друга?А) Воронин Б) Рыбкин В) Сорокин

№ слайда 13

Описание слайда:

Ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-literaturnogo-chteniya-v-3-klasse-tema-nn-nosov-fedina-zadacha – изображения Н.Носова, книг http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-po-chteniyu-nosov-nn-fedina-zadacha-3-klass — краткая биография Н. Носова http://www.myshared.ru/slide/244555/ — изображение книга «Федина задача»

Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013). Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/urok-literaturnogo-chtenija-v-klasse.html

Сочинения учащихся 4 «з» класса по итогам изучения литературы 11-18 веков

                                                  Моё путешествие в историю детской литературы.

На уроках литературного чтения мы окунулись в историю детской литературы. 

Поучительные статьи и рассказы XVII и XVIII веков могут на первый взгляд показаться слишком наивными или даже смешными. Но если закопаться в них поглубже, если внимательно посмотреть между строк, то можно прочесть мудрые мысли.для нас древние книги- это крупинки истории, каждая книга, написанная тогда, немного меняла настоящее и будущее страны, людей и, конечно же, русской литературы.

Мне запомнился труд монахов — летописцев, первые стихи для детей, учебник «Донатус», трудный язык славян, а так же писатели, которые тогда создавали свои шедевры: Карион Истомин, Симеон Полоцкий, Дмитрий Герасимов, Сергей Аксаков, Андрей Болотов, Николай Новиков, Александр Шишков. Книги на Руси очень ценились, было даже определение- культ книги.

Мне очень понравилось наше путешествие по страничкам детской литературы.

Важно

                                                                                                                Дарья Серова

                                                  Моё путешествие в историю детской литературы.

На уроках литературного чтения мы начали читать раздел «У истоков детской литературы» По первым произведениям мне показалось, что этот раздел будет не интересным, но потом, когда я прочитал произведение Сергея Аксакова «Детские годы Багрова — внука» я сразу же поменял свое мнение. Мне так интересно стало читать это произведение, что я даже специально нашел дома сборник этого автора и прочитал немножко его произведений. 

А потом мы начали читать статьи из журнала «Детские годы для сердца и разума». Из этого журнала я узнал многое про себя, я понял все поучения и буду стараться избавляться от плохих привычек.

А в конце раздела мы прочитали произведение «Можно исправиться, когда твердо этого захочешь». Я понял, что если ты привык к чему-то плохому, то от этого трудно избавиться.

А если держать себя в руках, тогда ты потихоньку будешь отвыкать от этого. 

Мне понравился этот раздел, потому что в нем есть поучительные и интересные произведения.

                                                                                                                                    Кирилл Владимиров

                                                                    Моё открытие писателя и человека.

Совет

На уроках чтения мы читали литературу для детей. В один из таких уроков мы знакомились с автобиографией Сергея Аксакова. В начале урока нас спросили: «Знаете ли вы этого человека?» Я ответила: «Нет».

Когда мы прочитали этот отрывок , то мне понравилось то, как герой заботился о своей младшей сестре, слушает свою мать, как любит читать книги.

Мне очень понравился характер Сережи. Он добрый, заботливый, послушный, а так как это автобиография, то характер персонажа и его автора должен совпадать. А это значит,что как писатель он ничем не хуже человека.

Я многое поняла из его книги для себя. например,то, что я больше времени должна уделять своей сестре, учить ее самому хорошему. О том, что всегда чтобы понять человека изнутри, нужно смотреть не на внешний вид, а на то какой он в душе.

В конце урока нам сказали, что именно Сережа Аксаков написал замечательную книгу «Аленький цветочек». Я очень удивилась. Мне нравится эта книга, да и всей моей семье тоже. Так состоялось мое открытие. Я очень многое поняла о Сергее Аксакове.

                                                                                                                     Варвара Аввакумова

Источник: http://irina-teacher.ucoz.ru/publ/roditeljam/sochinenija_uchashhikhsja_4_z_klassa_po_itogam_izuchenija_literatury_11_18_vekov/7-1-0-71

Урок литературного чтения в 4 классе по фгос. славянский миф — Детский Сад

19.10.2018

  • Скачать презентацию (0.75 Мб)
  • 109 загрузок
  • 2.4 оценка

ВКонтакте

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Славянская мифология» по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов14
  • Аудитория
  • Словалитература мифы славянские мифы история литературы русская литература
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой… А.С.Пушкин
  • Слайд 2Верхний мир (Правь) Средний мир (Явь) Нижний мир (Навь)
  • Слайд 3Вот ветры, Стрибожьи внуки, Веют с моря стрелами На храброе войско Игорево! Разве бы запеть тебе, Вещий Боян, Велесов внук! Тогда, при Олеге Гориславиче, Горе сеялось и растилось усобицами, Погибало добро Дажьбожия внука…
  • Слайд 4ВЕЛЕС Один из величайших богов древнего мира. Велес — податель богатства, достатка. Велес следит за исполнением законов и договоров. Велес мог принимать любые обличья. Чаще всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и животных
  • Слайд 5СВАРОГ С древнего языка санскрита слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Сварог — источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир.
  • Слайд 6“Царь-солнце”, бог плодородия и солнечного света, первопредок славян(славяне по тексту «Слова о полку Игореве» — даждьбожии внуки). ДАЖДЬБОГ
  • Слайд 7Самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. У Перуна серебряная голова и золотая борода. Летя на своей пылающей колеснице по небу, он пользуется луком, чтобы прокалывать облака вспышками молнии. Он может вызвать дождь и гром. Топор и молот – его любимые виды оружия. ПЕРУН
  • Слайд 8СЕМАРГЛ Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.
  • Слайд 9Бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Стрибог может вызвать и укротить бурю. Его обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света. СТРИБОГ
  • Слайд 10ЯРИЛО Апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Это — Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1) весенний свет и тепло; 2) юная, стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие.
  • Слайд 11Славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. ЛАДА Лада покровительствовала семье и браку, ее праздник приходился на весну, когда парни с девушками зажигали костры и водили хороводы.
  • Слайд 12Бог любви, сын Лады. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца. Лель возжигал сердца людей своим ярым пламенем. ЛЕЛЬ
  • Слайд 13МАКОШЬ Богиня всей Судьбы, а также покровительница женских рукоделий; попечительствует урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов — добрыми или злыми.
  • Слайд 14МОРАНА Могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело.

Посмотреть все слайды

Источник:

Открытый урок литературного чтения в 4 классе Мифы Древней Греции

Открытый урок литературного чтения в 4 классе

Тема: «Мифы Древней Греции»

(«Арион», «Икар и Дедал»)

Цель: Познакомить учащихся с содержанием и воспитательным значением древнегреческих мифов, привить интерес учащихся к произведениям фольклора.

Задачи:

Учить детей добиваться нахождения истины при самостоятельном поиске по заданиям учителя;

Составлять план, выделяя смысловые части;

Правильно организовывать работу учащихся по записи в рабочей тетради;

Добиваться ясного, четкого ответа, правильности доказательств.

Оборудование:интерактивная доска, проектор, в/ф «Икар и Дедал», учебные картины с изображением героев древнегреческих мифов.

Ход урока:

I Организационная часть урока.

Цели: постановка задач совместно с учащимися:

а) работа в группе;

б) распределение обязанностей;

в) выполнение требований, предъявляемых к каждому члену группы.

II Повторение ранее изученной темы

Цели: повторение и обобщение темы предыдущего занятия

Задачи:

Организация коллективной игры-викторины;

Мотивация учащихся на изучении новой темы;

Стимулирование учебной активности учащихся в ходе этапа.

Игра «Я знаю» (Ученики называют произведения фольклора, зачитывая отрывки – басни, сказки, пословицы, загадки.)

Чтение наизусть героической песни.

III Новая тема урока «Мифы народов мира».

Цели: определить значение и роль мифов Древней Греции.

Задачи: изложение учебного материала;

Проверка усвоения новый знаний и закрепление материала

Чтение названия раздела.

Вводная беседа.

Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои — существа сверхъестественные, а значит, мифы — истории выдуманные. Однако часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы — это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки.

Обратите внимание

Чтение установочной статьи о мифах – с.38 (статью читает ученик: задание и содержание).

Учитель: Как вы думаете, какая страна является родиной мифов? (Древняя Греция.) Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем её мы. А у самих греков зовётся она Элладой. Вот так представляли древние греки свою страну. В древние времена это было большое государство.

Много веков назад трудолюбивые жители Эллады – эллины – создали прекрасные города – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад.

Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.

Источник:

Литературное чтение по теме «Мифы Древней Греции» 4 класс

Тема : Мифы Древней Греции

Цели: познакомить с мифами Древней Греции

Задачи:

— формирование понятия о мифе; чтение, анализ и сравнение мифов разных народов о сотворении мира;

— развитие мышления, внимания, воображения, речи;

— воспитание познавательного интереса, любовь к чтению, к книгам, истории.

Оборудование : учебные картины с изображением героев древнегреческих мифов ,карточки, тест, спикеры .

Ход урока:

Приветствие

на казахском языке «Салеметсіз бе оқушылар!»

на греческом языку « Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!»

на русском языке «Здравствуйте ребята!»

На каких языках я с вами поздоровалась (ответы детей)

-Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные! Так говорили ученикам учитель древнегреческой школы каждое утро, встречая их.

Ребята

-Как вы понимаете эти слова?

«Надежда — это сон наяву». Так говорил древнегреческий философ Аристотель.

II. Постановка целей урока.

-Какие надежды у вас на урок?

-Почему мы начали урок именно с этого высказывания?

1) мы изучаем мифы древней Греции;

2) герои произведения, которое вы читали дома, тоже надеялись на лучшее.

Работать на уроке мы будем в различных амплуа, где выполняя различные роли.

III. Актуализация опорных знаний.

Давайте с вами поговорим что такое миф

Миф – древнее народное сказание о богах и героях, о происхождении жизни на земле.

Как вы думаете .какая страна является родиной мифов? (Древняя Греция) О Древней Греции нам расскажет Лера

IV. Работа по теме урока.

Есть на свете удивительная страна Греция Но так называем ее мы. А у самых греков зовется она Элладой. Вот так представляли древние греки свою страну. В древние времена это было большое государство .

Много веков назад Трудолюбивые жители Эллады- эллины- создали прекрасный город – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад.

Они открывают перед нами страницы удивительной жизни. Греция –страна необыкновенной красоты. Можете себе представить, что мы наслаждаемся теми же видами, которыми наслаждались поэты и художники на протяжении столетий

-Какое впечатление на вас произвела Греция?

Давайте и мы на корабле «Арго» перенесёмся из нашего реального, будничного мира в удивительный фантастический мир Древней Эллады, где живут и действуют наши мифологические герои.

Чтобы сесть на корабль и отправиться в плаванье мы должны приобрести билеты

А стоимость билета это ответ на вопрос .

Каждой группе задаю по вопросу

  1. С какими мифами мы с вами познакомились на прошлом занятие.

  2. Чем мифы отличаются от сказок ( реальное события)

  3. Что общего у мифов и сказок.( происходит борьба добра и зла и всегда побеждает добро)

  4. Кто, согласно греческой мифологии, построил лабиринт Минотавра? (Дедал)

И так мы свами приобрели билеты и отправились в плаванье по интересной красивой стране Греции

Чтобы наше путешествие было интересным и увлекательным мы свами будем не просто наблюдателями но будем выполнять определенное задание приготовленном капитаном . А капитаном на нашем судне буду я( Фуражку одеть)

1 задание

Ребята мы с вами познакомились с несколькими мифами . Чтобы нам вспомнить о чем велась в них речь и кто их главные герои . Мы с вами сейчас почитаем методом Буксир .

У вас на столе лежат листочки из данных мифов . Возьмите листочек номер 1 ,2,3,4.

( В конверте будет лежать отрывки мифов которые мы с вами закрепляем Ваша задача продолжить чтение вместе со мной )

Важно

Молодцы я точно уверено что моя команда меня не подведет и мы ни когда не сядем на мель .И так наше плаванье продолжается

Ой ребята ! Вы немного устали , слышите шум моря Послушайте как оно нас завет. ( Лиза выходит и под музыку Море волнуется раз море волнуется 2 море волнуется 3 морская фигура замри) Виде физминутки

Молодцы ребята сейчас мы отправляемся в путешествие и задание будет такое

2 задание

У вас на столе карточки 4 цветов Я бы хотела чтобы вы узнали из какого мифа эти строки .

Карточка 1 Страшен огромный змей, большими кольцами выгибает он свое длинное тело, извиваются и шипит отвратительное пятнистое чудовище. (Борьба Ра с Апостолом)

Карточка 2 Но по дороге, на одной из стоянок «Арго» у берега невидимой земли, Геракл ушел далеко в прибрежный лес, не вернулся во время на корабль, и аргонавты отплыли без него. (Геракл Освобождает Прометея)

Карточка 3 Спокойно и ровно взмахивай руками ,не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не намочить крылья и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. (Дедал и Икар)

Карточка 4 Скоро увидел он вход в пещеру и, отбросив лук и стрелы, вошел в нее. В пещере было темно, ощупью пробирался он вперед ( Подвиг Геракла)

Молодцы ребята

3 задание которое я вам приготовила это постер

2 группа оцените 1 группу с помощью смайликов, 3 группа оценивает с помощью прием «Большой палец» 2 группу, 4 группа оценивает 3 группа приемом «Апплодисменты», 4группа оценивает 1 группа светофором.

Совет

Конверт №1 В данном конверте имена героев относящиеся к вашему мифу ,но усложняется задание тем что есть герои относятся не к вашему мифу . Ваша задача найти своих героев и при выступление дать характеристики . На это задание 5 мин .

Вы молодцы с задание справились . И наше путешествие продолжается .

4 задание Тест

Мине –тест

1. Миф-это:

а) произведение, созданное фантазией народа, в котором рассказывалось о происхождении мира, явлениях природы, о деяниях богов и героев;

б) произведение устного народного творчества, повествование, основное на вымысле;

в) произведение, в котором переплетаются реальное и фантастическое.

2. Главный бог в греческой мифологии:

а) Геракл; б) Аполлон; в) Зевс; г) Посейдон.

3. Супруга главного бога в греческой мифологии:

а) Афина; б) Гера; в) Афродита; г) Акмена.

4. Что вы сами думаете о мифах?

а) интересные сказки;

б) с помощью мифов, люди пытались объяснить вещи, которым не могли дать научное объяснение;

в) людям, за весь период существования человечества, надо было во что-то верить, вот они и придумывали себе Богов и героев, чтобы жить было интересней;

г) мифы придуманы богами для своего прославления.

5) Кто, по греческой легенде, изобрел крылья для человека?А) ИкарБ) Прометей

В) Дедал

Молодцы ребята.

И так мы приплыли в нашу гавань . Мы с вами спускаемся на берег и полюбуемся красотами данной страны . (3 картинки) 3 выступающих о Греции ( Распечатать 3 картинки и описать их)

Греция является колыбелью одной из древнейших цивилизаций, которая органично сочетает старинные памятники культуры, архитектуры и литературы. Даже спустя тысячелетия Эллада считается образцом творчества и культуры стран Европы и Азии.

Здания, которые были построены много веков тому назад, сражают своей красотой и величием.

По мифам их построили циклопы, благодаря чему и прижилось название «циклопического» архитектурного стиля построек. Микенская эпоха оставила след, воплощенный в удивительных усыпальницах и строениях.

Обратите внимание

Классический стиль, ярко проявленный в виде изумительного Акрополя, по праву считается «золотым» периодом.

В Греции четко разграничены понятия храма и святилища. Храмом считалось непосредственно само культовое сооружение, а святилище являлось центральной частью храма, где оракулом хранились и оберегались священные предметы.

Эллинские старинные храмы Храм Гефеста

Храм бога огня Гефеста возвышается на самой вершине горы под названием Агора. Строение отлично сохранилось до наших дней. Побережье моря у горы украшают развалины храма, построенного в честь Посейдона, которые воспеты в творчестве многих писателей, оставляя неизгладимый след в памяти и массу впечатлений.

Храм Зевса

Источник: http://detsadd.ru/idei/urok-literaturnogo-chteniya-v-4-klasse-po-fgos-slavyanskij-mif.html

Конспект урока литературного чтения с презентацией на тему «У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы.»

Тема: «У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы.»

Цели и задачи:

  • Способствовать осознанию детьми необходимости узнать историю возникновения детской литературы.
  • Познакомить с летописным жанром в литературе на примере отрывков из произведений А. С. Пушкина и Н. Кончаловской
  • Развитие речи, читательских умений.
  • Воспитывать гордость за историческое прошлое русского народа.

Оборудование:

  • конспект урока,
  • слайдовая презентация,
  • учебник: Литературное чтение «В океане света» — 4 кл. часть 1, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Конспект урока.

— Давайте перечитаем окончание истории, с которой мы познакомились на прошлом уроке (Чтение материала учебника, стр. 31)

— Куда пригласил Николай Александрович Игоря и Олю?

— Что же удивительного увидели дети за таинственной ширмой?

— Какой вопрос заинтересовал ребят?

(Была ли в XI-XV веках детская литература?)

(Слайд 2)

— Какие вопросы на эту тему хотелось бы вам задать?

(Что читали дети? Кто самый первый детский писатель? Какие они – самые первые детские книги?)

(Слайд 3)

— Для этого нам необходимо совершить путешествие в историческое прошлое. Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий?

—  Первое наше путешествие (Слайд 4) в 11/12 века

  • Чтение материала учебника – стр. 33

            Вопросы и задания после чтения:

            — Что же увидели Игорь и Оля за таинственной ширмой?

            — Была ли в 11 веке детская литература?

            — А что же тогда читали дети? (Слайд  5, 6,7)

(Использовали для детского чтения и отрывки из летописей.)

— Как понимаете слово летопись?     (Запись событий по годам)

— Как называлась начальная русская летопись? (Прочитайте об этом в тексте)

(Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).

(Слайд 8) — Вот монах – летописец читает страничку из летописи.

— Прочитаем, что в ней написано.

— Писатель А.С.Пушкин в своём произведении «Борис Годунов» создал образ монаха-летописца Пимена

— Знаете ли вы что-нибудь о Борисе Годунове и его эпохе? (Дети воспроизводят знания из истории, из эпохи Смутного времени)

(Слайд 9)

(Эпоха смутного времени. Перелом веков. Смена событий. Внезапно умер царь Фёдор. У него не было прямых наследников на царство. Тогда появились лжецари, которые пытались занять трон. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Он находился у власти несколько лет).

              — Откуда люди взяли эти сведения, ведь это было много веков назад?

              — Какими вы представляете творцов летописей?

(Слайд 10)

  • Работа над отрывком из поэмы А. С. Пушкина

 — Рассмотрите изображение летописца в учебнике (Пимен)

— Лёгок ли труд летописца?

— Прочитаем отрывок из поэмы «Борис Годунов» (читает учитель).

— О чём пишет летописец?

—  Чтобы лучше понять произведение, нужно понимать смысл всех слов.

(Слайд 11. Пояснение и уточнение смысла слов:)

                       Монах – священнослужитель.

                       Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

                       Перо – роговое образование на коже птиц. (В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).

                       Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.

                       Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.

                       Чернильница – небольшой сосуд для чернил.

                       Хартия – старинная рукопись.

—  Обратите внимание на ремарки (авторские пояснения)

«Ночь. Келья в Чудовом монастыре. (Чудов монастырь находился на территории Московского Кремля). Пимен пишет перед лампадой».  (Слайд 12)

Чтение по частям. Вопросы по ходу чтения.

— Каков смысл слова «сказанье»? (история, событие)

            — В чём Пимен видит свой долг (наказ) от бога?           (правдиво описать события)

            — Почему монах, который продолжит дело Пимена, должен быть трудолюбивым?

            — Почему свой труд Пимен называет безымянным?   (Летописцы не подписывали рукописи)

            — Ради чего трудился летописец? (Чтобы оставить историческую память потомкам )

            — «Летопись окончена моя», — говорит пушкинский Пимен. А можно ли когда-нибудь закончить летописание?

            — Почему нет? (История продолжается. Время бесконечно.)

            — Как сейчас записывается история? (В энциклопедиях, в электронных книгах).

Выразительное чтение стихотворения. (Какова интонация, темп чтения? Похож на русскую песню, былину)

— Какие слова в монологе Пимена Вам показались самыми главными?

(Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу)

— Как понимаете эти слова?

  • Работа над стихотворением Н. Кончаловской.

— О труде летописца рассказала и наша современница Наталья Кончаловская в книге «Наша древняя столица».

(чтение стихотворения)

— О каком событии напоминает Н. Кончаловская? (О нашествии монголо-татар на Русь)

— Прочитайте 2 последние строчки. Как понимаете?

(Много веков и событий описано в летописи. Мы узнаём о них из этих мудрых книг)

  •  Сравнительный анализ текстов. (Работа в группах) (Слайд 13)

— Что объединяет эти тексты?

(Уважение к нелёгкому труду летописца. Понимание его исторического значения. Образы летописцев: трудолюбие, благородство, скромность в самооценке, понимание Божественного преднозначения своего труда.)

— Что различает эти тексты?

(Язык, потому что эти тексты написаны с разными целями. У Пушкина – в серьёзной поэме для взрослых, у Кончаловской – в стихотворении для детей, поэтому и язык более простой)

  •  Выразительное чтение стихотворений.
  •  Итог.

— Расскажите о ваших впечатлениях от урока? (Что нового узнал, что понравилось?)

— Кому захотелось выучить стихи (или одно из них) наизусть?

— Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (Слайд 14) «Древнерусская  литература  наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв

            Выучить наизусть один из отрывков.

Урок чтения 4 класс.

(Образовательная система: «Школа 2100»)

Учитель-разработчик: Ачисова Валентина Александровна,

МКОУ «НОШ №1» ЗАТО п.Солнечный, Красноярского края

Тема: «У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы.»

Цели и задачи:

  • Способствовать осознанию детьми необходимости узнать историю возникновения детской литературы.

  • Познакомить с летописным жанром в литературе на примере отрывков из произведений А. С. Пушкина и Н. Кончаловской

  • Развитие речи, читательских умений.

  • Воспитывать гордость за историческое прошлое русского народа.

Оборудование:

  • конспект урока,

  • слайдовая презентация,

  • учебник: Литературное чтение «В океане света» — 4 кл. часть 1, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Конспект урока.

— Давайте перечитаем окончание истории, с которой мы познакомились на прошлом уроке (Чтение материала учебника, стр. 31)

— Куда пригласил Николай Александрович Игоря и Олю?

— Что же удивительного увидели дети за таинственной ширмой?

— Какой вопрос заинтересовал ребят?

(Была ли в XIXV веках детская литература?)

(Слайд 2)

— Какие вопросы на эту тему хотелось бы вам задать?

(Что читали дети? Кто самый первый детский писатель? Какие они – самые первые детские книги?)

(Слайд 3)

— Для этого нам необходимо совершить путешествие в историческое прошлое. Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий?

— Первое наше путешествие (Слайд 4) в 11/12 века

  1. Чтение материала учебника – стр. 33

Вопросы и задания после чтения:

— Что же увидели Игорь и Оля за таинственной ширмой?

— Была ли в 11 веке детская литература?

— А что же тогда читали дети?(Слайд 5, 6,7)

(Использовали для детского чтения и отрывки из летописей.)

— Как понимаете слово летопись? (Запись событий по годам)

Как называлась начальная русская летопись?(Прочитайте об этом в тексте)

(Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми.

Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).

(Слайд 8) — Вот монах – летописец читает страничку из летописи.

— Прочитаем, что в ней написано.

— Писатель А.С.Пушкин в своём произведении «Борис Годунов» создал образ монаха-летописца Пимена

— Знаете ли вы что-нибудь о Борисе Годунове и его эпохе? (Дети воспроизводят знания из истории, из эпохи Смутного времени)

(Слайд 9)

(Эпоха смутного времени.

Перелом веков. Смена событий. Внезапно умер царь Фёдор. У него не было прямых наследников на царство. Тогда появились лжецари, которые пытались занять трон. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Он находился у власти несколько лет).

— Откуда люди взяли эти сведения, ведь это было много веков назад?

— Какими вы представляете творцов летописей?

(Слайд 10)

  1. Работа над отрывком из поэмы А. С. Пушкина

— Рассмотрите изображение летописца в учебнике (Пимен)

— Лёгок ли труд летописца?

— Прочитаем отрывок из поэмы «Борис Годунов» (читает учитель).

О чём пишет летописец?

— Чтобы лучше понять произведение, нужно понимать смысл всех слов.

(Слайд 11. Пояснение и уточнение смысла слов:

Монах священнослужитель.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

Перо – роговое образование на коже птиц. (В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).

Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.

Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.

Чернильница – небольшой сосуд для чернил.

Хартия – старинная рукопись.

— Обратите внимание на ремарки (авторские пояснения)

«Ночь. Келья в Чудовом монастыре. (Чудов монастырь находился на территории Московского Кремля). Пимен пишет перед лампадой». (Слайд 12)

Чтение по частям. Вопросы по ходу чтения.

— Каков смысл слова «сказанье»? (история, событие)

— В чём Пимен видит свой долг (наказ) от бога? (правдиво описать события)

— Почему монах, который продолжит дело Пимена, должен быть трудолюбивым?

— Почему свой труд Пимен называет безымянным? (Летописцы не подписывали рукописи)

— Ради чего трудился летописец? (Чтобы оставить историческую память потомкам )

— «Летопись окончена моя», — говорит пушкинский Пимен. А можно ли когда-нибудь закончить летописание?

— Почему нет? (История продолжается. Время бесконечно.)

Как сейчас записывается история? (В энциклопедиях, в электронных книгах).

Выразительное чтение стихотворения. (Какова интонация, темп чтения? Похож на русскую песню, былину)

— Какие слова в монологе Пимена Вам показались самыми главными?

(Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу)

— Как понимаете эти слова?

  1. Работа над стихотворением Н. Кончаловской.

— О труде летописца рассказала и наша современница Наталья Кончаловская в книге «Наша древняя столица».

(чтение стихотворения)

— О каком событии напоминает Н. Кончаловская? (О нашествии монголо-татар на Русь)

— Прочитайте 2 последние строчки. Как понимаете?

(Много веков и событий описано в летописи. Мы узнаём о них из этих мудрых книг)

  1. Сравнительный анализ текстов. (Работа в группах) (Слайд 13)

— Что объединяет эти тексты?

(Уважение к нелёгкому труду летописца. Понимание его исторического значения. Образы летописцев: трудолюбие, благородство, скромность в самооценке, понимание Божественного предназначения своего труда.)

— Что различает эти тексты?

(Язык, потому что эти тексты написаны с разными целями. У Пушкина – в серьёзной поэме для взрослых, у Кончаловской – в стихотворении для детей, поэтому и язык более простой)

  1. Выразительное чтение стихотворений.

— Расскажите о ваших впечатлениях от урока? (Что нового узнал, что понравилось?)

— Кому захотелось выучить стихи (или одно из них) наизусть?

— Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (Слайд 14) «Древнерусская литература  наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв

10. Задание на дом.

Выучить наизусть один из отрывков.

Урок по курсу ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

4 класс

Тема: У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы.

Учитель-разработчик:

Ачисова Валентина Александровна

МКОУ «НОШ №1» ЗАТО п.Солнечный

Красноярского края

Была ли в XI-XV веках детская литература?

— Что читали дети?

— Кто самый первый детский писатель?

— Какие они – самые первые детские книги?

Первые рукописные сведения о том ,что читали

дети Руси, относится к X веку.

Конечно же, религиозные книги: Библию,

Ветхий и Новый Завет, Псалтырь, Жития святых.

Использовали для детского чтения и отрывки из летописей.

Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Царь Борис Фёдорович Годунов

Рисунок Зеленского с портрета в Кунсткамере в Академии наук.

Статуя летописца работы М. Антокольского

Русский музей

Монах – священнослужитель

Келья – отдельная комната монаха в монастыре

Перо – роговое образование на коже птиц.

( В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма) .

Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.

Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.

Чернильница – небольшой сосуд для чернил.

Хартия – старинная рукопись

А.Пушкин «Борис Годунов»

Н.Кончаловская

(отрывок)

«В монастырской келье узкой…»

Что объединяет эти тексты?

  • Уважение к нелёгкому труду летописца.
  • Понимание его исторического значения.

В чём различие текстов?

  • Цель написания. (Пушкин – серьёзная поэма для взрослых,

Кончаловская – стихотворение для детей)

« Древнерусская литература

наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». (Д.С. Лихачев)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-s-priezientatsiiei-na-tiemu-u-istokov-russkoi-dietskoi-litieratury-lietopis-i-lietopistsy

Ссылка на основную публикацию