Внеклассное мероприятие в начальной школе. коляда

«Пришла Коляда – отворяй ворота» сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся начальной школы

«Пришла Коляда – отворяй ворота»

сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся начальной школы

Автор: Леванина Светлана Юрьевна учитель музыки МБОУ СОШ № 22 г. Екатеринбург

Цель: Формирование устойчивого познавательного интереса обучающихся к традициям русского народа.

Задачи:

Познакомить детей с русскими народными традициями;

Формировать мотивацию к сохранению культурного наследия русского народа;

— Создать условия для формирования УУД (коммуникативных, познавательных, личностных);

Развивать вокально – хоровые навыки, творческую активность детей;

Организовать совместную деятельность обучающихся 1 и 4 классов.

Подготовка к мероприятию.

  1. Изучение народных традиций праздника Святки: чтение книг, журнальных статей, энциклопедий.
  2. Разучивание колядок, стихов, игр, отработка движений в хороводе.
  3. Изготовление декораций крестьянской избы, костюмов колядовщиков и хозяюшек, калиты для угощений.

Обучающиеся 1 класса входят в зал под музыку русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я…»

Учитель: Дорогие ребята!

Зима приносит много веселых и сказочных праздников. Самым шумным и ярким считается праздник «Святки». Время Святок начиналось на Руси 25 декабря и продолжалось почти 20 дней. Именно в последнюю неделю декабря, в день зимнего солнцеворота, крестьяне начинали разговор с природой о будущем урожае.Во время Святок проходили колядования.

Вряд ли кто из деревенских жителей мог объяснить, кто это – Коляда? Коляду никто никогда не видел, никто не мог сказать, как она выглядит и на кого похожа: на человека или на сказочное существо? Но песни рассказывают, что она ходит по земле, посещает людей, приносит им здоровье, богатство и счастье.

Мы с вами познакомимся со старинным русским обычаем – колядованием

^ (обучающаяся 4 класса):

— Добрый день, дорогие друзья! С наступающим!

Вторая хозяюшка (обучающаяся 4 класса):

— С наступающим! Именно так произносили в древности, когда реки разливались, выходили из берегов и начинали наступать на поселения.

^ :

— Как вы догадались, время разлива рек считалось у наших предков временем наступления Нового года.

Обучающийся 1 класса:

Как не Исеть – река разливается,Как не снег сыпучий рассыпается,Как у наших хозяюшекВ доме гости собираются.

^ :

Обратите внимание

Пусть наполнится изба веселием,Песней, танцами, прибаутками,Заводите вы хоровод скорей,Все мы встанем в круг, И пойдем мы в пляс,Чтоб веселье здесь лилось каждый час.Обучающиеся 1 класса исполняют в хороводе русскую народную песню «Светит месяц».

^ :

Ой, белесая зима!Долго ждали мы тебя,Долго ждали мы тебя,Наконец – то ты пришла!

Обучающийся 1 класса:

Зимушка – зима неоглядная,Погости у нас Колядою,Снегом полюшко покрой,Напои водою.

^ :

А уродилась КолядаНакануне Рождества,За рекою, за быстрою,За горою, за крутою.

Первая Хозяюшка:

Хоть и зол месяц декабрь, неуступчив январь, но верим мы – пришла Коляда, придет и зиме поворот. Солнце на лето поворачивает, дни прибавляет. А Коляда, добрая невидимая богиня, ходит да напоминает – не спи, земледелец, будешь здорово пахать – много станешь убирать.

^

В Рождество, бывало, частоДети получали сластиЛишь за то, что наряжались,Песни пели и смеялись.Колядками те песни звали,Ребята же колядовали.Входят колядовщики (обучающиеся 4 класса) под музыку русской народной песни «Как на тоненький ледок», аккомпанируя на детских музыкальных инструментах. Кланяются.

Колядовщик:

Мы зашли на огонек в деревенский ваш домок.

Колядовщик:

Ой, Овсень! Ой, Коляда! Дома ли хозяйки?

^

Пожалуйте, гости дорогие!

Колядовщик :

Веселья вам, да радости!

Вторая хозяюшка:

Давно мы вас ждем-поджидаем. С чем пожаловали?

Колядовщики (вместе):

— С колядками да прибаутками.

^

Приходила Коляда накануне Рождества.Кто даст пирога – тому полон хлев скота,Овин с овсом, жеребца с хвостом,Кто не даст пирога – тому куричья нога.

^

Ах, как славно колядовщики поют, душу согревают, белый свет потешают.

Первая хозяюшка:

Ну как не наградить таких исполнителей?

Угощайтесь, гости дорогие. Уж больно колядки у вас щедрые.

^ :

— А вот и мое угощенье – пироги ешь, да хозяйку тешь.

Колядовщик:

Щедрые вы, хозяева, желаем вам счастья в доме.

Обучающийся 1 класса:

И мы желаем вам, чтобы впереди весна была теплой, лето – работящим, а осень – урожайной. Одним словом: настали Святки – запевай колядки!

^

Уж я сяду на порог, дай лепешку и пирог,Чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились,Чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились.

Колядовщик:

Спасибо, ребятки, за колядку.

Колядовщик:

Но и мы не с пустыми руками пришли, мы козу привели.

Колядовщики (поют):

Мы не сами идем, мы козу ведем.Где коза ходит – там жито родит,Где коза хвостом – там жито кустом.Где коза ногою – там жито копою,Где коза рогом – там жито стогом.

^

Го – го – го, коза, го – го, серая, го – го, белая!Где ты, козочка, где ты ходила, где ты бродила?

Коза (отвечает говорком):

Ходила коза по темным лесам, по ширым борам.

Колядовщик:

Как тя, козочка, волки не съели, стрельцы не вбили?

Коза:

Не боюсь я ни стрельцов, волков,А боюсь я деда старого,А в того деда борода седа,Он меня, козочку, исколе, испоре,Сквозь полотенце в ретивое сердце.(Коза падает на пол)

Колядовщик:

Быть коза пропала, на ноги упала.

Колядовщики (поют):

О – го – го, коза, го – го, серая,Не ярись – ка ты, поклонись – ка тыИ хозяевам, добрым детушкам и соседушкам.(Коза встает, кланяется хозяюшкам и детям. Танцует под музыку русской народной песни «Плясовая»)

Коза:

— Давайте, ребята, сыграем в игру «Бубен». Я буду водить, а вы меня дразнить. Но кого поймаю – станет новым водильщиком.

^

Важно

Бубен, бубен, долгий нос, почем в городе овес?Две копейки с пятаком. Ехал Ваня с колпаком.Овса Ваня не купил, только лошадь утопил.Бубен бегать научил.(Коза бежит за играющими. Тот, кого она поймает, становится новым водильщиком).

^

Молодцы, ребятки! Какие вы ловкие да удалые.

Колядовщик:

С рождеством вас поздравляем,На Новый год, на ново счастье Уродись пшеничка, горох, чечевичка,На поле – копнами, на столе – пирогами.

Колядовщики:

— С Новым годом!- Со всем родом!- Чтоб здоровы были, много лет прожили!(раскидывают овес и пшено на пол, на ребят и хозяюшек)- На полу – теляток, под лавкой – ягняток, на лавке – ребяток!(разбрасывают зерно)

^

Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!На телят, на жеребят и на маленьких ребят.Кабы нам колядок на недель десяток!

Хозяюшка:

— Доброе дело делают колядовщики – желают каждому дому добра, счастья да удачи.И мы желаем вам добра, радости, исполнения всех желаний.Дети выходят под музыку русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я…»

Литература:

  1. Егошина Н. «Фольклор в школе» Н.Тагил 1993
  2. Науменко Г. «Жаворонушки» Русские песни, прибаутки, игры. М., «Советский композитор» 1986
  3. «Хрестоматия русской народной песни» сост. Л.Мекалина М., Музыка 1989

Источник: http://lit-yaz.ru/literatura/74055/index.html

Внеклассное мероприятие в начальной школе. коляда — Педагог

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа                с. Калининское Марксовского района Саратовской области

ПЛАН

  ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«СВЯТКИ»

                               Подготовила и провела Разина Н.В.

                                          учитель начальных классов

2011 год

СВЯТКИ. ПРИШЛА КОЛЯДА – ОТВОРЯЙ ВОРОТА

Цель : создание благоприятных условий для формирования у обучающихся положительного  отношения к народным традициям; знакомство с русским фольклором (колядки, гадания, песни, частушки).

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

Вадим Щафнер

Оформление: на сцене – декорации зимней деревенской улицы, крестьянский дом,  на столе – самовар, в тарелке пирожки, стоят чашки с блюдцами, украшенный ленточками шест со звездой, нарисованный костёр, искусственные ёлочки, угощение.

Оборудование: Запись церковного хора и фонограммы народных песен, украшенный ленточками шест со звездой, нарисованный костёр, искусственные ёлочки, костюмы, угощение.

                                                        Ход  праздника.

В начале звучит запись церковной музыки.

Ведущий. Ребята а кто из вас знает как называется праздник, который отмечаетя сегодня.                          (С 13 на 14 января – Васильев (щедрый) вечер. Это – канун Нового года по старому стилю. Вновь собирали новогодний стол, причём с таким обилием печёного, чтобы глава семейства мог спрятаться за грудой пирогов, приговаривая: «Детки, видите ли меня?»

Святое время.

С  Рождества – 7 января по Крещение – 19 января на Руси  праздновались Святки или, как их ещё называли в народе, святое время.

Этот многодневный праздник делился на две части: с 7 по 14 января – святые вечера, посвящённые колядованию и, самое главное, девичьим гаданиям: с 15 по 19 января – страшные вечера, когда остерегались гадать, боясь «каженников» (порченые повреждённые люди, которых летом в лесу «обошёл леший»).

Совет

    19 января – Крещение господне, или по народному календарю – Водокрещи, а накануне – 18 января – отмечается Крещенский сочельник – один из самых ярких и религиозных праздников. Крещенский сочельник – праздник снега и чистоты.

Родители крестили детей в этот день, поскольку считалось, что крещённый в Крещение будет счастливым человеком.

Святочные колядки.

В «святочное время» с 7 по 19 января пелись на Руси колядки. Нет ни одного другого празднества на Руси, которое сопровождается таким богатым набором обычаев, обрядов и примет. Святки — это странная смесь языческих и христианских обрядов.

Язычники Древней Руси славили в это время Коляду — бога пиршеств и мира. И до сих пор сохранился обычай славления, когда молодежь ходит по домам, поздравляет хозяев и поет колядки. В Святки принято было наряжаться в различные костюмы и надевать маски.

Календарь деньки считает Снова праздник наступает. С озорными святками, Щедрыми колядками. Поздравляем весь народ

В праздник Старый Новый год!

Он хоть и старый но все таки Новый год!

         Праздник этот самый длинный

         Он весёлый и старинный,

          Наши прабабушки и  прадедушки

          Веселились две недели.

          От Рождества и до Крещения,

          Приготовив угощенье,

          Пели разные колядки

          По дворам ходили в святки.

          Наряжались и шутили,

         Праздник ждали и любили. 

      Обычай «кликать коляду» был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году; славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих – пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками.

Канун Нового года в России назывался Васильев вечер, в который провожали старый год со всевозможным весельем, чтобы Новый год был счастливым.

Кто не провожает старого и не встречает Нового года с особой радостью? Иному прошлый год был несчастлив, но и тот его провожает в надежде найти в новом году счастья для себя.

Обратите внимание

Другой радовался и наслаждался всеми земными благами и встречает Новый год с трепетным волнением: таков ли он будет для него и теперь? Все чувства заняты тревожными гаданиями…

Ряженые, рождественские игры, гадания, песни — нет такого другого праздника, где бы так причудливо переплелись традиции народные и христианские.

Колядка — рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Колядки пели наши предки на главный зимний праздник вместо привычных теперь американской «Джингл беллс».  Изначально все колядки были языческими.

В праздник перехода от зимы к весне древние славяне колядовали. Это древняя языческая традиция сохранилась до наших дней.

Колядками, или колядованием называли способ, благодаря которому можно было собрать богатый стол при помощи соседей.

Самые распространённые реплики: «Пришла коляда — отворяй ворота!», «Открывай сундучок — доставай пятачок!» и т.д. Наградой обычно служили либо деньги, либо чаще угощения со стола.

Так, походив по селу или деревне, наиболее проворные и удачливые собирали мешки со снедью.  Делали это обычно большой и шумной компанией.

В наше время традиция распространилась даже в городе – здесь дело обстояло несколько проще – далеко ходить было не надо – пройдя одну — две многоэтажки можно было насобирать вполне достаточно.

Наши предки верили, что в это время силы добра и света побеждали силы зла и тьмы. Этот праздник считался колдовским, волшебным временем. Под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями всего хорошего.

А хозяева одаривают колядующих – пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками.

Хоть и зол месяц декабрь, неуступчив январь, но верил народ: пришла Коляда, придет и зиме поворот. Солнце на лето поворачивает, дни прибавляет. А Коляда, добрая невидимая богиня, ходит да напоминает – не спи, земледелец, будешь здорово пахать – много станешь убирать.

 Вот и святки пришли,

Зиму в дом привели.

В сани коней запрягли,

В путь-дорожку вывели.

Белый снег заледенили,

Лед на речке замостили,

Ребят в санки усадили,

                                 По колядкам покатили.

Пришел Новый год –

Выходи, народ,

Солнышко встречать,

                                 Мороз прогонять!  

Важно

 Как обычно – сначала хвалим дом, в который пришли, и его хозяина, потом обещаем хозяевам удачу в новом году.

Коляда-маляда,

Уродилась Коляда,

Кто подаст пирога –

Тому двор живота,

А мелкой скотинки –

Числа бы вам не знать!

Потом хвалим хозяйских детушек – сыновей и красных девушек – и гостинцев просим. А коли пожадничают хозяева, не дадут вкусного угощенья?

 (нарочито страшным голосом). Тогда споем колядку грозную.

Кто не даст лепешки –

Завалим окошки.

Кто не даст пирога –

Сведем корову за рога.

Кто не даст хлеба –

Уведем деда.

Кто не даст ветчины –

Тем расколем чугуны!

Учитель:

От Рождества и до Крещенья,Приготовив угощенье,Пели разные колядки

По дворам ходили в Святки.

Читайте также:  Папоротник. уход в домашних условиях

Выходят ряженые начинается колядование. Самое главное в празднике – настроение колядующих, они должны быть веселыми и шумными, тогда и праздник удастся.

Первый поет:

Не уйдём из дома так!

Пришла коляда накануне рождества,Отворяй ворота, давай пирога,А не дашь пирога – мы корову за рога,Телку за холку,Быка за рога,

Уведем на мороз!

Второй подхватывает:

Дайте нам конфетку,А можно и монетку.Не жалейте ничего –

Накануне рождество!

Третий:

Колядин – колядин!Я у батьки один!Коротенький кожушок,Дайте грошей мешок!Если грошей мало –Подавайте сало,Если сала нема –

Подавайте пирога!    

Четвёртый                                                                                                                                                                                          

Коляда-маляда, уроди пирога.

Уроди пшеничку на всякую птичку.

Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.

По копеечке давай

 Малым детям раздавайте. 

Пятый

    Овсень, овсень,

Ты гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поем — тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей!

Второй поет:

Нынче Ангел к нам спустилсяИ пропел: “Христос родился!”.Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

И снова третий:

Сеем, веем, подсеваем,С Новым годом поздравляем!Открывайте сундучок,

Доставайте пятачок!

Четвёртый колядовщик.

Кто подарит пирога,

Тому – полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

У доброго мужика родись рожь хороша:

Колоском густа, соломкой пуста.

Пятый колядовщик.

Кто не даст пирога, тому — куричья нога,

Пест да лопата, корова горбата!

У скупого мужика родись рожь плоха:

                                                             Колоском пуста, соломкой густа.

Шестой колядовщик.

Совет

Колядую, колядуюЯ зайду в избу любую.Попрошу хозяйкуСладостей давай-ка.И печенья, и конфет,И с орехами щербет,И халву, и шоколад,Пастилу и мармелад,Вкусное пирожное,Сладкое мороженоеМы и сами будем естьИ друг друга угощатьА хозяйку, а хозяйкуДобрым словом поминать!

Первый Колядовщик с Козой (поет).

Мы не сами идем – мы козу ведем.

Где коза ходит, там пшеница родит,

Где коза хвостом, там жито кустом,

Где коза ногою, там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом.

(в это время коза все показывает)

Второй колядовщик.

Идет в гости коза,

К вам коза-дереза.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Третий колядовщик.

Где ты, козочка, ходила,

Коза.

Ходила коза по темным лесам,

По сырым борам,

Устала. (Коза падает.)

                                          -Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

Решето овса, поверх него – колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала!

(Хозяева одаривают  Козу мешочком со сладостям. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают, козу и начинают водить хоровод.)

Игра «Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, коза,

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем,

Потопаем, коза.

Участники хоровода подпрыгивают на месте. Коза трясет ногами, дети повторяют за ней. Все хлопают в ладоши. Дети топают ногами в такт музыке. Дальше Коза выбирает вместо себя нового ведущего, и игра повторяется снова.

На святки угощали пирогами. Давайте поиграем в игру «Горячий пирог»

Во время святок чтобы прогнать злых духов, разжигали костры и прыгали через них. Давайте мы с вами поиграем в игру «Кто дальше прыгнет»

После игр ведущий может загадывать загадки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

1.Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке — щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

2.Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

3.Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

4.Горбатый кот

Девкам плечи трет.

Источник: http://pedagogtop.ru/konspekty/vneklassnoe-meropriyatie-v-nachalnoj-shkole-kolyada.html

Игровая программа: «Коляда». ( для младших школьников)

Вокальная группа народного пения «Журавейка» и ансамбль народного пения «Забавушка» МБУК ДК пос. Белые Берега Хормейстер Борисова А.Н. Цель:

– пробудить у детей интерес к народным традициям, способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства.

Задачи: – сформировать представление детей об особенностях праздника Святки и с его обрядом – колядованием; – закрепить знания детей о пословицах и поговорках о зиме, особенностях времяисчисления в русском народном календаре;

-воспитывать интерес к русским народным праздникам и их обрядам.

Оборудование: русский народный костюм для хозяйки, костюмы для колядовщиков, мешок, бутафорский пирог, чугунок с варениками ( Бумажные для гадания), мешки для каледовшиков, куклы на шесте «Коляда», «Солнце», костюм ростовой «Коза», Музыкальные инструменты: ложки, бубен, трещетки, кувиклы, бутафорский набор «Еда», шапочка «Курочка», рушники.

Музыкальный материал: «Коляда, колядки собрались ребятки…» (игровая песня) «Кому вынется …» ( подблюдная песня) «Авсень, Коляда, Авсень, маляда» (песня авсень) «Приходила Коляда» (приветственная колядка) «Уж как шла Коляда» (колядка) «Ой, баусень, Коляда…» (колядка ухода) «Руковички барановые» (народная песня)

Оформление помещения: Печка русская, ухват, чугунок, крынка, утюг, рушники, платки, кружево из бумажных снежинок 3D, бабка Колядка.

История обряда:
Народный календарь отмечает четыре самых больших праздника, приходящихся на состояние солнечного движения. Первым отмечалось зимнее солнцестояние – дни пробуждения солнца – поворот солнца к лету.

Это время в народе известно как зимние святки (25 декабря – 6 января).

Считалось: коли дни на зим¬ние святки веселые и счастливые, то и год будет таков, а обряд колядования обеспечит хозяйственное благополучие не весь год.

Обратите внимание

В старину люди, закончив осенние работы, заготовив на зиму все необходимое и приготовив шись к встречи весны, могли немного отдохнуть. Особенно ждали в народе Святки. Эти празднества продолжались две недели, от Рождества до Крещения, а самым интересным было колядование или колядки.

Коляда – солнце-младенец, в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем. А еще, говорят, Коляда – это нынешняя Снегурочка. Колядование – это славянский языческий обряд. Корни этой традиции уходят в глубокую древность. В конце декабря славяне праздновали день рождения Солнца. С этого праздника начинался солнечный год.

В этот день зажигали костры, пели, плясали, скатывали с горы горящее колесо. Праздник длился несколько дней. И все эти дни по домам ходили ряженые и колядовали. Колядовщики обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, желали здоровья и благополучия хозяевам. Само название «коляда» относится к древнеславянскому. Колядованием называлось хождение по домам с песнями.

Для этих

целей колядовавшие наряжались в самые разнообразные костюмы: бытовых персонажей («старика», «старухи», «попа», «нищего», «горбуна», «цыгана», «цыганки», «солдата»), персонажей, изображающих нечистую силу («черта», «кикиморы», «бабы-Яги»), животных (коня, козы, медведя). Хозяевам дома желали жизненных благ, счастья, большого урожая и требовали за это вознаграждения. Колядующие должны хорошо знать хозяев и их проблемы, чтобы песни имели точный адрес. Девушке пожелать хорошего жениха, новобрачным – здоровья и красивых детей и т. п.

Дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой ходят по улицам, поют колядки.
Дети обычно колядовали днем, а взрослые – молодежь и старики вечером. На колядки можно было переодеваться. Это переодевание называлось “ряженьем»

Одевались кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и кикимор, леших и чертей. Обязательным участником колядок были медведь с поводырем и мехоноска со специальным мешком, который назывался “мех”.

Колядовщики ходили по деревне от дома к дому и желали хозяевам счастья, благополучия и здоровья – пели им колядки – специальные песенки. А хозяева угощали гостей пирогами, колядками – специально испеченными фигурками животных, людей, сказочных существ, или давали деньги.

Все, чем угощали хозяева, складывалось в “мех” к мехоноске, а после окончания колядования угощения съедали все вместе, в кругу. Отсюда и название коляды: “кол-ада”- круговая еда.

Когда “мех”- мешок становился полным, мехоноска говорил: “Хватить колядовать!”. Тогда в последней избе устраивали посиделки. Что это такое?

Посиделки – это отдых, веселье, где загадывали загадки, пели частушки, рассказывали потешки и небылицы, танцевали.

Хозяйка дома: Здравствуйте гости дорогие! Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки. Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними и прабабушки приходили на зимние посиделки. Будем здоровья друг другу желать и добра. -Ребятки а, что то вас давно видно не было, вы наверно отдыхали, гуляли, веселились, наверно праздник какой то отмечали.

Важно

Какой? (Новый год) -« Новый год – к весне поворот» – говорили люди. Ребята, скажите, а раньше новый год наступал тоже 1 января. (нет) – Верно, по старому календарю новый год наступал в марте, а затем в сентябре. Люди давно заметили, что есть дни, в которые солнышко как будто останавливается, а потом быстро растет или уменьшается.

И решили люди праздновать день рождения Солнышка 25 декабря (по новому календарю). И пришлось это время на день зимнего солнцестояния . И назвали Солнышко младенчика – Коляда. Даже календари в те времена назывались Коляды, как будто люди отмечали годы жизни солнца.

Отмечали этот праздник люди радостью: разжигали костры, скатывали с гор горящее колесо и кричали: «Колесо гори, катись, с весною красною вернись!» В избах делали большую уборку: мыли потолки, стены, натирали полы. Ходили в баню, меняли бельё, накрывали соломой стол. Ели капусту с квасом, хлеб, пили компот из яблок, груш, слив, вишен.

Хозяйки пекли фигурное печенье, изображающее домашних животных, блины, лепёшки, пироги, хлеб, готовили «свиные ножки», колбаски, а молодёжь подбирала наряды.

Так жили люди русские, а потом крестились и появился у них праздник Рождество. А время от рождения Солнышка до Рождества Христова назвали Святки.

Когда начинались Святки, парни и девушки наряжались и ходили по деревне из одной избы в другую и пели Колядки. В народе так и говорили «Пошла коляда Накануне рождества…»

Коляда , колядки, собрались робятки, По дорожке пошли, бабку Коляду найшли Наша , бабка Коляда, По дорожке йщла, по дорожке йшла Да топорек найшла. А тэпорек не простой, А тэпорек зейлайтой. Села наша Коляда,Да, задумалася.

Куды путь дяржать? Куды тэпорек девать? Мы сказали бабке, Бабке Колядке. Ты сняси его купцу Емельяну мэйлэдцу. Свой тэпорек Коляда купцу прэйдэйла. За тэпорек зэйлэйтой е гостинцев гарой. Наша бабка Коляда Всем подарки раздала.

О спасибо, бабака, бабка Колядка.

Совет

Хозяйка: Во всякий дом вечером могли постучаться колядовщики. Вот так откроешь дверь а там: нарядится один в тулуп с колокольчиком и скачет смешно. А другой то с горбом и в лохматой шубе, как выскочит.

С бородищей в рваной шапке. Страсти. Тем годом к нам Баба Яга и леший приходили. Чернющие, всё лицо сажей перемазано.
А теперь отгадаете мои загадки, и узнаете, кем еще наряжаться можно.

В каком виде колядовать можно

Зверь мохнатый любит мёд. Если что-то не поймёт, Может дико зареветь,

Потому что он – (Медведь)

Даёт молоко нам, хотя не корова, Шерстью своею делиться готова. Она непоседа и егоза…

Как называем её мы? …(Коза)

Без коня и без гитары Он не дня не проведёт Отгадайте кто же это У костра всегда поёт?… (Цыган) Хозяйка: Ребятки, вот такие они страшные наряжались, а чтобы их злая сила не забрала одежду на изнанку выворачивали.

А теперь скажите-ка мне, как понять, что колядовщики пришли, а не воры и лихие люди, ведь они такие страшные. (они не просто приходят а песни поют, Колядки) А как вы думаете, что такое колядки? – Колядки – это песни, в которых поздравляли с праздником.

Желали людям здоровья, счастья, благополучия, богатства.

Как услышишь под окном такую песню. Смело открывай.:

Авсень, Коляда! Авсень, маляда! Да, в высоком во дому. Не зайти ли нам к кому? Ждут ли в доме этом нас? То узнаем мы сейчас. Авсень, Коляда!

Авсень, маляда!

И уж есть Коляде где разгуляться. И пошла Коляда, накануне Рождества. Накануне Рождества из ворот в ворота. Посреди двора остановилася.

Остановилася. Поклонилася.

Фольклорная композиция «Коляда» ( вокальная группа народного пения «Журавейка», вокальная группа народного пения «Забавушка»)

Хозяйка: Милости прошу, люди добрые, проходите!

Будем вечер коротать, будим петь да плясать!

-А и правда. Когда мешок у колядовщиков был полон они приходили в избу, делили поровну копеечки. А потом пировали. Кушали все что им надарили.
(Перекусываем с ребятами)

Обратите внимание

Хозяюшка: Ребятки каждый праздник угощенье Ну а в Святки – как всегда, Я для вас и для колядовщиков и для вас вареников налепила. Да, не простых – а с секретом. (Хозяйка берет чугунок и раздает детям вареники.

Поет:) Кому вынется, правда сбудется. Правда сбудется, не минуется. По лугу хожу, полотенце стелю, Эх. Еще похожу, еще постелю. Эх. Кому вынется, правда сбудется. Правда сбудется, не минуется. Курочка ряба со двора собралась. Эх.

Кому вынется, правда сбудется.

Правда сбудется, не минуется.

Хозяйка: А теперь посмотрите-ка, ребятки, какой в варенике для вас сюрприз. Что на картинке изображено. Перышко Кому станется – Мягкая жизнь достанется. Пуговичка – Кому станется. Обновой обернётся. Зёрнышко! Мышь в горнице бежит, Каравай в дом тащит, В том доме достаток будет, благополучие.

Колечко! Сей мать мучицу, пеки пироги, К тебе будут гости, ко мне – женихи. А еще кА замеси теста. Приедут невесты. Монетка – к достатку. Жить будешь богато. Деревянная ложка! Кому эта ложка достанется, Тому сбудется, не минуется, Тому жить сыто. А ложка деревянная. Значит здоровье будет крепкое.

Читайте также:  А ну-ка, девочки! сценарий к 8 марта, 3-4 класс

Конфетка: Лучш е нету радости Для ребят, чем сладости. Вытащат конфетку –

Будет сладко деткам.

Хозяйка: Вот, ребятки, мы с вами на святочных-то посиделках и погадать уже успели. А как вы думаете, что еще делали на праздничных святочных посиделках.
( -Ой, сколько всего)

А не загадать ли вам семь мудреных загадок? Кто угадает тому обязательно подарок будет. 1)А вот что такое греет, да, греет во всю землю (Солнце) 2)А светит, да, светит во всю ночку (Луна) 3)А что-то бежит, да, бежит без ножек (Вода) 4)А что-то летит, да, летит да без крыльев (Снег) 5)А что-то растет, да, без кореньев? (Камень) 6)Что-то вьётся, да, выше дерева (Дымок)

7)Что-то цветет, да, без цвету (Девицы)

Хозяйка: А не засиделись ли вы, добры молодцы, и вы, красны девицы? Не хотите ли вы поиграть, вашу удаль показать?

Игра – хоровод: “Шла коза по лесу”: Слова ведущего Выполняемые действия Шла коза по лесу, по лесу, по лесу, Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. Дети и взрослые водят по кругу хоровод.

Давай, коза, потопаем, потопаем, потопаем Дети топают ножками. И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. Хлопают ручками. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем Прыгают.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Трясут ножками.

Игра-хоровод проводится 3 раза.

Важно

Игра – хоровод: “Карусели”. Слова ведущего Выполняемые действия Еле-еле, еле-еле закружились карусели. Взрослые и дети встают в круг, берутся за руки и двигаются по часовой стрелке. А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом. Постепенно убыстряя шаг и переходя на бег Тише, тише, не спешите. Карусель остановите.

После этого постепенно замедляя движения, переходя на медленный шаг. Стоп – раз и два, раз и два, закружилась голова Все останавливаются, садятся на корточки. Игра – хоровод: “Мы гуляли далеко”. Слова ведущего Выполняемые действия Мы гуляли далеко, Дети и взрослые расходятся, взявшись за руки и образуя круг. Мы гуляли близко Дети и взрослые сходятся в центр круга.

Мы летали высоко Взрослые и дети поднимаются на носочки, тянут руки вверх.

Мы летали низко Все садятся на корточки.

Игра: “Как у тетушке – Настасьи”: Слова игроков, произносящих считалочку Выполняемые действия

Как у тетушке Настасьи, было семеро детей, они не ели, не пили, вместе по двору ходили, дружно делали вот так… Дети идут в хороводе, громко произносят слова. В центре стоит ведущий. После окончания слов, ведущий выбирает, того кто интереснее придумал жест

« Целый день мы на дворе, Целый день мы на горе. (Дети бегут по кругу.) Вверх и вниз, вверх и вниз, (поднимаются на носочки и приседают) Эй, поехали, держись! (бегут по кругу) Хорошо, что есть гора, (встают лицом в круг) Сзади нашего двора.

(Поднимают и опускают руки) Вверх и вниз, вверх и вниз (поднимаются на носочки и приседают) Эй, поехали, держись! (побежали по кругу) Ничего, что Дед Мороз, Щиплет щёки нам и нос.

(Растирают щёки и нос) Вверх и вниз, вверх и вниз, (поднимаются на носочки и приседают)

Эй, поехали, держись!» (бегут по кругу)

Хозяйка: Ой спасибо вам ребятки. На всю жизнь я запомню этот веселый праздник. А вы ждите Коляду к себе в гости и всегда встречайте ее с радостью. Потому, что тем, кто подавал – самые лучшие пожелания: счастья, здоровья, благополучия и богатства. А тем же, кто ничего не подавал, колядующие грозили и могли напакостить . А вот был у нас случай.

Бабка Полина пожадничала, так ряженые ей лавку с ведрами да ворота водой залили. А морозы крещенские крепкие. Собралась бабка с утра за водой, а ведра примерзли и никак их от лавки не оторвать. Кинулась бабка помощи искать, а ворота тоже примерзли крепко накрепко. Сидела бабка Матрена под забором ревела, пока люди добрые не помогли.

С тех пор бабка добрая и всегда колядовщиков в дом сама зовет.

Ой, заболталася я с вами. Прощайте до новой встречи. Буду рада видеть вас у себя в гостях.

Источник: https://prazdnovik.ru/igrovaya-programma-kolyada-dlya-mladshix-shkolnikov.html

Праздник «Коляда»

 Внеклассное мероприятие в начальной школе

Алиновская Елена Олеговна

Тема:Народный календарь.Зимние обряды славян. Праздник «Коляда»

Цели:

-познакомить школьников со славянскими календарными обрядами,

-раскрыть перед учащимися необычность зимних ритуалов у славян,

-приобщать младших школьников к истокам русской культуры,

-воспитывать  уважение к культуре русского народа,его традициям,обычаям.обрядам

Оформление

Интерьер избы: стол, застеленный яркой скатертью,на столе самовар, глиняная посуда,

яркие фигурки дымковских игрушек.

Ход мероприятия

1.Организационный момент

2.Появляются хозяйка с хозяином в русских национальных костюмах.

Хозяйка:-Пожалуйте, гости дорогие!

                Давно мы вас поджидали,

                Праздник без вас не начинаем!

Хозяин:— У нас для каждого найдётся и местечко и словечко!

Хозяйка:-  Пришла коляда накануне Рождества!

                    Пришла коляда, отворяйте ворота!

3.Входят девочки и мальчики в ярких национальных костюмах.

Дети:1)-А мы ходим-походим, виноградчики.

           Винограды, винограды красно-зелено мы!

          2)-А мы ищем-поищем господинов двор,

            Господинов двор посредь села.

          3)(вместе)- Коляда-коляда, отпирай ворота!

                                                          (Стучат в воображаемое окно)

Дети: 1)-Уж ты, тётушка, подай, лебёдушка подай.

           Ты подай-ка пирог-в рукавичку широк.

          Подавай, не ломай и начинку  не теряй.

         2)- Подавай и каши-золотые чаши,

           Либо каши горшок, либо блюдо кишок,

          Либо  ступу молока, либо блюдо киселя.

          Либо сена клок, либо вилы в бок!

          Уж ты не  скупись, с нами поделись!

                                                    (Хозяева угощают колядовщиков)

Дети (поют):

1)- На новое вам лето, на красное вам лето!

2) -Куда конь хвостом, туда жито кустом!

3) -Куда коза рогом- туда сено стогом!

4) -Сколько осиночек, столько вам свиночек!

5)- Сколько ёлок- столько и коровок!

6) -Сколько свечек, столько и овечек!

7) -С  Новым годом, со всем родом!

(Дети идут к столам, где сидят гости)

Дети:

1)-Пришла коляда накануне Рождества.

2)-Дайте коровку, масляну головку!

3)-А дай бы тому, кто в этом роду!

4)-Ему рожь густа, рожь ужимиста!

5)-Из зёрен ему коврига, из полузёрен- пирог!

6)-Наделил бы вас господь

   И житьём, и бытьём, и богатством!

                                                      ( Гости угощают детей)

Дети(поют):

1)-Кишки, лепёшки, свинные ножки,

2)-В печи сидели, на нас глядели,

   В котёл хотели.

3)-Жеребёнок в печи ходит,

   На хвосте пирог носит.

4)-На ушах по лепёшке,

    На  боках свиные ножки.

5) (вместе) -Счастья вам!

                                 (Дети идут за другие столы. Выкладывают подаяние.

4.В дом вбегает «чёрт», он пугает людей. Следом заходит «поп».

Поп:-Мир вам! Дух вон!

                                (Поп  «кадит» лаптём, «кропит» веником. Чёрт с  громким криком  убегает.)

5.Звучит   хороводная песня.Входят ряженые, им дети устраивают заслон, требуя плату за участие  в празднике.

Заслон:- Плату! Плату!

Ряженые: -Будем петь да танцевать.

Заслон:- Согласны!

Ряженые (поют частушки):

1)Эх, топни нога, топни правенькая,

  Я плясать пойду, хоть и маленькая.

 Пойду   плясать по соломушке,

Раздуйся, народ, по сторонушке!

2) Шире круг, шире круг,

   Дайте круг пошире.

   Не  одна иду плясать,

   Нас идёт четыре!

3) А у  нас  во  дворе 

   Квакали  лягушки,

  А я с печки босяком,

  Думала – подружки.

 4) Я плясала в три ноги,

     Потеряла сапоги,

    Оглянулась  назад:

    Сапоги мои лежат.

 5) Не хотела я плясать,

    Стояла и стеснялась.

    А гармошка заиграла,

   Я не удержалась.

 6) Если б не было воды,

     Не было б и кружки.

    Если б не было девчат,

    Кто бы пел частушки?

Заслон:-Заходите в  гости!

Хозяйка:- Проходите, рассаживайтесь!

6.Хозяин:- Небылицы в  лицах, сидят в светлицах,

                   Щёлкают орешки, да творят насмешки.

                                   (Дети исполняют шутливые  диалоги)

Дети:

1)-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Можно зашить.

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

2)-Фома, что из леса не идёшь?

   -Да медведя поймал.

  -Так веди сюда!

 -Да он сам не идёт!

 -Так  сам  иди!

 -Да он меня не пускает!

3)-Сынок, сходи за водицей на речку!

   -Брюхо болит!

  -Сынок, иди кашу есть!

 -Что ж, раз мать велит-надо идти!

Хозяин:-Не хотите ли конфеточек покушать,

                да нашу сказочку послушать?

Действующие лица:

На переднем плане слева изба, справа несколько заснеженных деревьев, посредине – рябина. На втором плане – зимний лес и озеро

Рядом с избой лошадь, запряженная в сани. Бабка смотрит в окно. Из дома выходит дед

Бабка

Налови-ка рыбки, дед,
Нам на завтрак и обед.

Дед

Ладно. Как вернусь с реки,
Пирогов ты напеки!

(Бабка прячется в избу. А дед садится в сани и берет вожжи.)

Дед(лошади)

Но! Поехали, родная!

(Лошадь медленно движется в сторону леса.)

Дед

Много рыбы я поймаю Да на ярмарке продам И куплю несушку нам. А она всего за год Триста штук яиц снесёт. Их продам, куплю корову, После дом построю новый, Так мы с бабкою вдвоём И богатство наживём!

Тпру!

(Лошадь останавливается, дед берёт удочку. Лошадь с санями уходит за деревья.)

Дед

Пора за дело браться.

(Дед начинает ловить рыбу. Из-за дальнего дерева выглядывает Лиса.)

Лиса

Надо ближе подобраться.

(Выглядывает уже из-за ближайшего дерева. Лиса прячется.)

Дед

Что-то здесь клюет не шибко, Эх, не ловля, а тоска! Ты ловись скорее рыбка

И мала, и велика!

(Дед вытаскивает рыбку. Потом ещё и ещё.)

Лиса

Не видать улова деду!

(Лиса забегает вперед и падает на дорогу.)

Дед

Все. Замерз! Домой поеду.

(Из-за деревьев по направлению к избе появляются лошадь и сани. Дед садится в сани и берет вожжи.)

Дед

Но, залетная! Давай За поземкой поспевай!

Тпру!

(Останавливается прямо перед Лисой и выходит из саней.)

Дед

Вот счастье привалило! Что ль ее кобылой сбило?

Будет бабке воротник.

(Кладет Лису в сани, а сам ведет лошадь в поводу.)

Лиса(шепотом)

Ну, и глупый ты, старик!

(Дед медленно ведет лошадь к дому, а Лиса сбрасывает с саней по одной рыбке.)

Дед

Нынче мой улов не мал! Много рыбы я поймал. Вот на ярмарке продам И куплю несушку нам. А она всего за год Триста штук яиц снесет. Их продам, куплю корову, После дом построю новый, Так мы с бабкою вдвоем

И богатство наживем!

(Лиса выбрасывает последнюю рыбу, спрыгивает с саней и убегает в лес.)

Дед

Тпру! Эй, бабка, выходи, Да на сани погляди. Рыбы я поймал – не счесть

И тебе подарок есть!

(Бабка со скалкой выходит из избы, заглядывает в сани и набрасывается на Деда.)

Бабка

Ты скажи мне, старый пень, Где ты шлялся целый день?

Где подарок? Рыба где?

(Лиса выглядывает из-за рябины.)

Лиса

Рыба плавает в воде!

Дед

Вон она! Неси винтовку!

(Лиса убегает в лес.)

Бабка

Не догнать теперь плутовку. Ты за нею не беги,

Ведь остынут пироги.

(Бабка и дед уходят в избу. Лошадь с санями медленно уходит за избу. Из-за деревьев через некоторое время появляется Лиса и начинает подбирать рыбу с дороги.)

Лиса

Рыбка раз и рыбка два,
Хитростью лиса жива.

(Из-за деревьев появляется Волк.)

Волк

Здравствуй, милая сестрица. Надо с братцем поделиться. Есть хочу, хоть волком вой. Я с утра едва живой.

Дай же, душу не трави.

Лиса

Сам пойди и налови.

Волк

Рад бы. Только не умею. За науку заплачу.

Научи меня скорее!

Лиса

Ладно, братец, научу. К проруби сейчас иди, Опусти хвост и сиди. Ну, а чтоб клевало шибко На него без червяка, Говори: «Ловись-ка рыбка

И мала, и велика!»

Волк

Вот спасибо, удружила,
На рыбалку побегу.

Лиса

Ну, удачи, братец милый!

(Волк бежит к проруби.)

Лиса (в сторону)

Ой, потеха, не могу!

(Волк садится и опускает хвост в прорубь. Лиса ходит вокруг него.)

Волк

Посижу я до рассвета, Чтоб побольше наловить. Здесь добыча проще нету, Надо только говорить: Ты ловись скорее рыбка И мала, и велика! Ты ловись скорее рыбка:

И плотвичка, и треска!

(Темнеет. Наступает вечер.)

Лиса(хихикая)

Эй, проказники морозы, Ледяной постройте мост! Ясни, ясни в небе звезды,

Мерзни-мерзни, волчий хвост!

Волк

Что бормочешь ты, сестричка?
Что-то я не разберу.

Лиса

Говорю: «Пускай плотвичка
Косяком пойдет к утру!»

(Лиса убегает в лес. Волк продолжает сидеть. Наступает ночь.)

Волк

Посижу я до рассвета, Чтоб побольше наловить. Здесь добыча проще нету, Надо только говорить: Ты ловись скорее рыбка И мала, и велика! Ты ловись скорее рыбка:

И плотвичка, и треска!

(Волк бормочет себе под нос и засыпает. Наступает рассвет. Из избы выходит Бабка с коромыслом и идет к проруби.)

Бабка (поет)

Петя-петушок поёт, Ясно солнышко зовёт: «Солнце красное вставай,

Будем печь мы каравай…»

(Бабка видит Волка, бросает ведра и бежит к дому.)

Бабка

Волк! Спасите! Караул!

(Волк просыпается и пытается вытащить хвост из проруби.)

Волк

Неужели я уснул? Сколько рыбы привалило –

Вытащить не хватит силы!

(Из избы выбегает Дед с Бабкой и палками начинают бить Волка.)

Бабка

Вот, негодник! Получай!
За злодейства отвечай!

Дед

Ты у нас украл телёнка, И овцу, и поросёнка! А теперь, раз ты так глуп,

Читайте также:  Игровой праздник в старшей группе. конспект

Из тебя сошьём тулуп!

(Волк отрывает хвост и бежит в лес. Бабка с Дедом за ним. Все скрываются за деревьями. Тут же из-за рябины появляется Лиса, оглядывается и водит носом.)

Лиса

Будет серому наука.
Чем здесь пахнет? Ну-ка, ну-ка!

(Лиса бежит к дому, заходит внутрь и выглядывает из окошка.)

Лиса

Братец, ты беги, беги…
Где у бабки пироги?

Раздается грохот, выскакивает Лиса, перепачканная в тесте и бежит к лесу. Ей навстречу выходит запыхавшийся Волк и хватает Лису.)

Волк

А, попалася, плутовка! Провела меня ты ловко,

Вот, награду получай!

(Волк набрасывается на Лису. Лиса отпрыгивает в сторону.)

Лиса

На меня ты не серчай. Ведь тебя, хотя и били, Все ж до смерти не убили. Я ж с разбитой головой

Выбралась едва живой.

Волк(примирительно)

Это правда! Как назло, Нам с тобой не повезло. Где тебе самой идти!

Я могу и подвезти.

(Лиса садится Волку на спину. Волк идет прочь от избы к лесу.)

Лиса(тихо)

Хорошо сидеть на холке У обманутого волка. Битый по лесу ползёт

И небитого везёт!

Волк

Что бормочешь ты, лисичка?
Кто по лесу там ползёт?

Лиса

Говорит твоя сестричка:
«Битый битого везёт!»

8.Хозяйка(гостям):-А сейчас я для зарядки загадаю вам загадки.

•Ушки на макушке.

Слушайте внимательно,

Я начну, а вам – закончить

В рифму обязательно!

•Долго над землёй летало белоснежно одеяло.

Солнце малость припекло – одеяло потекло,

И ушло в колодцы рек.

Одеяло это – …(снег).

•Холода, мороз, метели

Закружили, завертели.

В белых шапках все дома,

Это к нам пришла …(зима).

•Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрицы,

Зовут их…(рукавицы).

•На дворе снежок идет,

Скоро праздник …(Новый год).

•Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от…(ёлки).

•Все кружатся, веселятся,

Возле ёлочки резвятся.

Ведь сегодня торжество.

Что за праздник?(Рождество).

•Нас мороз не напугает,

Не пугают холода!

Нас колядки согревают,

Песни, пляски до утра!

9.Хозяин:

-А теперь все в хоровод…

Веселиться в Новый Год!

Не сидите, не скучайте,

В хоровод скорей вставайте!

                                 (Все гости приглашаются в хоровод.)

Хоровод всех участников праздника под аудизапись «В хороводе были мы»

В хороводе были мы, Были мы, были мы. Кого надо видели, Видели, видели. Сокола-молодчика, Молодца, молодца. Встань, молодчик, подбодрись, Подбодрись, подбодрись. Вправо, влево развернись, Развернись, развернись. Кому хочешь, поклонись,

Поклонись, поклонись.

10.Хозяйка:-Ай, да колядовщики!

                      Ай, да молодцы!

                     Пироги несём с печи!

                    Угощайтесь, люди добрые!

                    Пирогами угощаем,

                    С Рождеством всех поздравляем!

Звучит русская народная музыка. Угощение.

11.Хозяин(всем участникам праздника):

-Вот и праздник нам завершать пора,

Много счастья вам сегодня пожелает детвора.

Быть добрей, отважней, радость вам беречь!

А сейчас – всем до свидания и до новых встречь!

Источники:

Источник: http://aneks.spb.ru/nachalnaia-shkola-vneklassnye-meropriiatiia/prazdnik-koliada.html

Сценарий Святки Колядки для школьников |

Предварительная работа проводится в течение недели.

1. Перед праздником с детьми следует побеседовать об особенностях проведения праздников Рождества и Старого Нового года.

Рождество Христово с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января, и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, которая была как бы знаком, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно, колядки.

Как правило, у колядок нет авторов, но они великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте.

Совет

Как правило, колядка, это маленький Рождественский рассказ о величайшем Событии и прославление главных Лиц Той ночи, ночи, которая принесла Самую Радостную, Самую Главную Весть — родился Спаситель мира!

На Руси Рождество издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества — сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул — святки.

С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали. Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски.

В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату.

По старому стилю Васильев день приходился на 1 января (14 января по новому стилю), поэтому и Деда Мороза нередко величали Васильевичем. Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков, считали в народе.

Хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой снеди: ряженые придут — их за стол посадить нужно, досыта накормить, напоить и с собой завернуть, что пожелают.

Гостей на празднике обсыпали зерном (щедрованье), желали при этом: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому на весь крещеный мир».

Чтобы обеспечить благополучие наступающего года, по традиции, ему следовало устроить радостную, приветливую встречу. В некоторых деревнях, например, перед полночью собирались в избе стар и млад.

Один из парней или молодых мужиков наряжался стариком, надевал старую, оборванную одежду, другой — обычно подросток или мальчик — надевал красную рубашку, специально приготовленную для этого случая белую шапку с кисточками. «Старик» — уходящий год — садился на стул посредине избы.

Обратите внимание

Ровно в полночь в избу радостно вбегал мальчишка — Новый год, сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. «Старый год» при общих криках, насмешках выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали каждому здоровья и добра.

2. Вниманию детей предлагается просмотр мультфильма «Рождество Христово».

В зале детей встречает ведущая (логопед). Все дети одеты в казачьи костюмы. Дети входят в зал под музыку, рассаживаются: по одной стороне от ведущей — девочки, по другой — мальчики.

Ведущая

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них — Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

1-й ребенок

Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними прабабушки.

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром да загадки.

2-й ребенок

А что такое святки?

3-й ребенок

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

4-й ребенок

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

5-й ребенок

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Дети исполняют песню «Рождество» (муз.Т.Потапенко, сл. П.Дзюбы)

Землю вьюга белая

Замела снежком.

Праздничная ёлочка

Украшает дом.

Припев: Рождество, Рождество,

Ёлка светит ярко,

Рождество, Рождество

Дарит нам подарки.

Музыка весёлая

Заиграй смелей –

Славим Иисуса

Мы песенкой своей.

Припев тот же

Звёздочкой Рождественской

Счастье входит в дом.

Поздравляем с праздником

Светлым Рождеством.

Припев тот же

Ведущая

Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

На сцене стоит стол, вокруг — стулья, на столе — скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят молодые Хозяин и Хозяйка (мальчик и девочка), поодаль — Бабушка (воспитатель). Хозяйка время от времени покачивает детскую кроватку-качалку. Справа на сцене — маленькая скамейка, на ней ручная прялка, старинные утюги, горшки и т. д.

Хозяйка

Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавлялся!

Хозяин

А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, и вот уж святки.

Хозяйка

А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!

Бабушка

Да разве сейчас колядовать могут? Так, название одно осталось. Вот в наши времена было, вот это да! Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли. Весело-то как было!

Хозяйка

Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?

Хозяин

А приготовила ли ты, Наталья, чем ряженых-то угощать?

Хозяйка

Да приготовить-то приготовила, да вот придут ли?

(звучит мелодия праздничной колядки)

Раздается стук в дверь. Хозяин открывает дверь. С продолжающимся пением входят ряженые (дети, переодетые в маскарадные костюмы, в масках, в сопровождении ведущей)

Дети исполняют песню на муз.Калинникова «Тень, тень, потетень»

1.Тень, тень, потетень,

Наступает новый день.

Когда святки на дворе –

Всё кругом, как в серебре.

2. Тень, тень, потетень,

Как в разгаре колядень.

Веселись честной народ

Вечер святочный идёт.

3. Будем весело играть,

Будем ёлку зажигать.

Дружно скажем: «Раз, два, три!

Наша ёлочка, гори!»

(На ёлке зажигаются огни)

Ряженые.

Зароди, Боже,

Жито в пшеницу,

Всякую яровицу,

А в поле ядро,

А в доме добро.

Куда конь хвостом —

Там жито кустом,

Куда коза рогом —

Там жито стогом.

Все вместе.

Здравствуйте, хозяева добрые!

С Новым годом!

С Новым счастьем!

С Новым здоровьем! (Кланяются).

Ведущая исполняет Рождественскую колядку «Добрый вэчир тоби»

Добрый вэчир тоби,

Панэ Господарю:

Радуйся! Ой, радуйся зэмле,

Сын Божий народывся!

Бо прыйдуть до тэбэ

Тры прздныкы в гости

Радуйся! Ой, радуйся зэмле,

Сын Божий народывся!

А пэрший вже празнык

Господня Народження:

Радуйся! Ой, радуйся зэмле,

Сын Божий народывся!

А другый вже празнык

Святого Васыля:

Радуйся! Ой, радуйся зэмле,

Сын Божий народывся!

А трэтий вже празнык

Господня Хрэщения:

Радуйся! Ой, радуйся зэмле,

Сын Божий народывся!

(В руках у ряженых мисочки с пшеницей, горохом и чечевицей. После прочтения стихов дети передают всё это в «дар» хозяевам)

Ряженые

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем.

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой.

1-й ряженый

Уродись у вас овес,

Чтобы на два метра рос.

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

2-й ряженый

Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Легких-легких вам дорог!

Ведущий

А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?

Разыгрывается сценка. Девочка и мальчик в масках козы и медведя.

Коза

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь

Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем.

(Топает ногами).

Коза

Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь

Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза

А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Ты тугой на ухо —

Ни голоса, ни слуха.

Медведь

Ах, Коза, ты Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза

Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Бабушка

Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов да невест примечали.

Ведущая

У нас здесь две команды — Девчушки-веселушки да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет. За правильный ответ получаете снежинку-холодинку, за неправильный — фант.

Важно

Проводится игра «Весёлая метёлка». Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.

Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору — коняшка. (Сани)

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

Идет Егорка —

Бела шубенка. (Снег)

Глянули в оконце, —

Лежит белое суконце. (Снег)

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал. (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает —

Ковром устилает. (Снег)

С детьми проводится ещё несколько игр:

«Чудеса в решете»

4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

«Дедкины потешки»

Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.

а) «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь»

В этой игре принимают участие родители. Каждому гостю праздника предлагается скороговорка. В быстром темпе нужно 3 раза произнести текст. Дети дружно «болеют», хлопают в ладоши.

Вязку сушек

Сушил Сашка на суше.

У Сережи в сапожки

Попали сережки.

Галка-копалка,

Куда-то подевал-ка.

Под деревом дремлет Ерёма,

А на Матрёну напала дрёма.

У дороги крутороги

Повалили сена стоги.

Прокопал Прокоп подкоп –

Закопал сапог Прокоп.

В апреле у Емели отсырели акварели.

Раз Егор запёр двор на запор –

Вор во двор прыгнул через забор.

Перламутровый браслет

У Клары на руку надет.

б) «Я начну пословицу, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте»:

Без труда… не вынешь рыбку из пруда.

Делу время… — потехе час.

Кто любит трудиться… тому без дела не сидится.

Рукам работа… — душе праздник.

Труд человека кормит… а лень портит.

Терпенье и труд… все перетрут.

Друга ищи, а найдешь… — береги.

Других не суди … на себя погляди.

Играть играй, да дело… знай.

Красота приглядится, а ум… пригодится.

Кто много говорит, тот мало… делает.

Конец… — делу венец.

в) Музыкальная игра «Колечки»

(Дети выполняют под музыку движения)

Ведущая и все дети хором:

Колядки, колядки,

Собрались ребятки.

По деревне пошли,

Вместе Коляду нашли.

Коляда-моляда

Всех ребят созвала,

Всех ребят созвала,

Всем гостинцы раздала.

Хозяин с Хозяйкой и Бабушкой выносят угощения и приглашают детей к чаю в группу.

Ведущая

Ну, спасибо вам, хозяева, за угощение!

Хозяева

И вам спасибо, что не обошли наш дом.

С Новым годом!

С Новым здоровьем!

С Новым счастьем!

Под мелодию русской народной песни дети выходят из зала.

Источник: http://mirscenarii.ru/korotkie/scenariy-svyatki-kolyadki-dlya-shkolnik/

Ссылка на основную публикацию