Дары фридриха фребеля

Развивающие игрушки

Вы никогда не задавались вопросом, кто придумал детский сад?

Я до недавнего времени тоже нет.

Итак, знакомьтесь, Фридрих Фребель

Поверьте, в профиль он намного симпатичней, чем анфас, поэтому пусть поглядывает на меня искоса 🙂

А если говорить серьезно, то именно этому человеку мы должны низко поклониться за детский сад в частности и за систему дошкольного воспитания в целом.

Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста.

Обратите внимание

Представляете, какие мы продвинутые по сравнению с дофребелевскими временами с нашими попытками развивать отпрысков с рождения?! 🙂

Кстати, в термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу (вот оно — «дети — цветы жизни!»)

Я считаю, что все эти его открытия — и так уже очень много во всечеловеческих  масштабах, но Фридрих пошел дальше. Он изобрел систему раннего развития, основанную на т.н.

«шести дарах», которые впоследствии получили его имя.

Разумеется, ядром системы была игра, которую Фребель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».

Итак,  Дар первый:  разноцветные мячи на веревочке

Подходящий возраст: с 3 месяцев до 4 лет.
Цель игры: знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.

Дар второй:  куб, цилиндр и шар

Возраст: с 2 лет.
Цель игры:  знакомство  с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Шар — символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Дар третий: куб, разбитый на 8 кубиков

Возраст: от 3 лет.

Цель игры: понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии.

Дар четвертый:  куб, разделенный на 8 плиток

Возраст: с 3 лет
Цель игры: развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации.

Дар пятый: куб, разделенный на 27 маленьких кубиков, при этом 9 из них разделены на более мелкие составляющие.

Возраст: с 4 лет

Цель игры: знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с  объемными  формами (куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации.

Дар шестой: куб, разделенный на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры

Возраст: с 4 лет
Цель игры: знакомство с понятиями полуцилиндра; развитие  пространственного  мышления; развитие воображения.

Помимо этих 6 даров, Фребель предлагал другие разнообразные игры, в частности

с  цветными плоскими геометрическими фигурами

цветными палочками и кольцами

с  цветными точками  (горошинами)

и наконец с  фиксируемыми палочками

Примерно так выглядит сегодня развивающий игровой набор для дошкольников под названием «Дары Фребеля»

Продается вместе с дидактическими  материалами, предлагающими различные варианты игр.  Стоит (ИМХО!) ОЧЕНЬ ДОРОГО для игрушек из дерева — в России такой набор обойдется в 12-17 тысяч.

В Штатах можно купить вдвое дешевле, но подозреваю, что доставка «съест» все сэкономленные деньги.

Эх, знал бы господин Фребель, какие «бабки» делаются на его «дарах»! 🙂

Но если опять же говорить серьезно, то несмотря на некоторую критику системы «даров», она до сих пор успешно применяется во многих детсадах по всему миру, а также дома (родителями, чей кошелек может себе это позволить :)).

Важно

Я, конечно, как обычно загорелась и хочу. Но сначала надо купить квартиру побольше, а потом уговорить коллег привезти мне «маленький» подарочек из США 🙂

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/145012825-144936804/

История конструкторов

Идея осознанного использования особых игрушек для развития ребёнка впервые появилась у немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания и создателя понятия «детский сад» Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля (1782-1852).

В 1840 году в Бланкенбурге, в день 400 летнего юбилея книгопечатания, Фрёбель открыл своё первое дошкольное заведение. В качестве развивающих игрушек для детей он использовал предметы различных цветов, формы и величины, с которыми можно было совершать определённые комбинаторные действия.

Впоследствии они получили название «дары Фрёбеля».

Первый и второй «дары Фрёбеля» — цветные мячики для детей от 1 года и набор деревянных фигур для детей старше 2 лет

Первые «дары Фрёбеля» — цветные вязанные мячики для детей от 1 года Вторые «дары Фрёбеля» — набор деревянных фигур для детей старше 2 лет.

Третий и четвёртый «дар Фрёбеля» — создание сложных конструкций из деревянных кубиков для детей от 3 лет

Третьи «дары Фрёбеля» Четвёртый «дары Фрёбеля»

Набор деревянных кубиков, названный «третьим даром Фрёбеля», совершенствовался на протяжении всей жизни своего создателя.

Именно его с полным правом можно считать первым детским строительным конструктором.

Вскоре у Фрёбеля появились последователи, и к концу XIXвека модели из раскрашенных разноцветных деревянных элементов уже представляли собой оригинальные  и красивые архитектурные сооружения.

Разноцветные вязаные шарики, резиновые мячики и деревянные цилиндры не являлись деталями детского конструктора, а вот куб, состоящий из 8 отдельных кубиков, фигурные палочки различной длины и бумажные полоски для плетения аппликаций можно с полным правом считать прототипами первых объёмных и плоских конструкторов для детей.

Шестой и седьмой «дары Фрёбеля» предназначались для детей 4-5 лет

Шестой «дар Фрёбеля» Седьмой «дары Фрёбеля»

Больше всего на современный строительный конструктор был похож шестой «дар», представляющий собой куб, состоящий из 27 различных элементов – кубиков, брусков, пирамидок. 

Седьмой «дар Фрёбеля» можно считать прототипом современных двухмерных мозаичных конструкторов.

Это деревянные цветные плоские геометрические фигуры: квадраты, ромбы и треугольники разных размеров, которые должны были ознакомить детей с понятием абстракции и подготовить их к рисованию.

Совет

Хорошо известные палочки-считалочки тоже являются изобретением Фрёбеля – его 8 «дар» состоит именно из таких цветных палочек различной длины. Из них ребёнок мог не только складывать простые плоские решётчатые фигурки, но и обучаться математике.

Восьмой и девятый «дары Фрёбеля» предназначались для детей старше 5 лет

Восьмой «дар Фрёбеля» Девятый «дары Фрёбеля»

Можно отметить необычайное сходство девятого «дара» с современными «пуговичными» конструкторами – мозаиками, хотя в этот набор не входит основа с отверстиями. Этот «дар», предназначенный для детей старше 5 лет, состоял из разноцветных колец и бусин различной формы. Целью набора было ознакомление ребёнка с выпуклыми, волнистыми формами и цилиндрическими поверхностями.

Десятый «дар Фрёбеля» предназначались для детей старше 6 лет

Десятый «дар Фрёбеля»

Десятый, последний «дар Фрёбеля» представлял собой набор элементов из природных материалов – раковин, зёрен, камушков, листочков, глиняных цилиндриков, проволочек.

Из него можно было соорудить трёхмерные пространственные модели.

 Таким образом, Фридриха Фрёбеля можно считать прародителем всех современных детских конструкторов, ведь в их основе лежат те же принципы, что были заложены в «дарах» гениального немецкого педагога.

Источник: https://fanclastic.ru/istoriia-konstruktorov/147-dary-frebelia.html

Игровой набор «Дары Фребеля»

Изобретение принадлежит известному немецкому педагогу Фридриху Фребелю. Его подход к созданию специального курса обучения и воспитания детей был революционным.

Он первый смог структурировать и систематизировать комплекс упражнений, также создать собственные формы развития. В его видении, ребенок должен получать всю информацию и обучаться в ограниченной форме постепенно.

Прививание определенных навыков, как речь или логика, начинается с очень легких упражнений и постепенно сложность возрастает.

Сейчас все обучение построено именно на его технологии. Дары Фребеля – это интересная интерактивная, дидактическая игра, которая предоставляет ребенку не только знания, но и развлечения.

Ребенок обучается постепенно, не замечая самого процесса развития. Навык появляется в процессе игрового процесса, тем самым не давая ученику уставать.

«Дары Фребеля» подходят для детей младшего школьного и дошкольного возраста.

В комплекте с каждым набором от официального производителя вложены 6 методичек и карточки с подробным описанием игр, которые позволяют быстро освоить этот игровой дидактический набор.

Обратите внимание

Прекрасно помогает ускорить развитие ребенка. Часто применяется для подготовки детей, которые отстают в развитии.

Применяется в детских центрах и школах, по обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Состав Игрового набора Дары Фребеля (14 комплектов)

Комплект 1 — Текстильные мячики

Модуль состоит из нескольких мягких мячиков, которые имеют «хвостик». Все они отличаются по цвету, что нужно для изучения цветов. Малышу нужно показывать их по отдельности и называть цвета, чтобы у ребенка разрабатывалась память.

За хвостик их нужно раскачивать, объясняя, где находится лево и право. Почему мячики именно мягкие? Потому что по мнению Фребеля, это самое приятное, что может держать ребенок.

Твердые мячи сложно крепко держать, а мягкий текстиль приятен и удобен

Комплект 2 — Основные тела

Здесь ребенку предлагается понять, чем отличается куб, шар и цилиндр. Куб наиболее устойчивый, шар не имеет углов и граней, а цилиндр совмещает качества обеих фигур. Так малыш сможет научиться отличать и называть фигуры.

Комплект 3 — Куб из кубиков

Это интересная игрушка, где в одном кубике находится еще несколько кубиков. Такой подход позволяет обучить ребенка механике и пониманию того, их чего могут состоять предметы. Такой подход позволяет значительно улучшить понимание окружающего мира.

Комплект 4 — Куб из брусков

Эта игра похожа на предыдущую, но имеет несколько отличий. Внутри находится 4 бруска, вместо кубиков. Это значительно усложняет задачу ребенку, но не лишает игру интереса. Задача брусков в том же, в чем и предыдущей игрушки, но сборка требует больше усилий.

Комплект 5 — Кубики и призмы

В этот раз кубик состоит из 27 кубиков внутри. Но при этом, 9 из них поделены на призмы. Эта игра относится к более сложным этапам обучения и поэтому ее не используют изначально. Она подходит для более взрослых детей.

Комплект 6 — Кубики, столбики и кирпичики

Самая сложная игра из всех задач Фребеля. Ее используют уже на самом высоком этапе обучения. В ней присутствует сразу же несколько фигур. В связке с остальными наборами, получается сложный конструктор, который прекрасно подходит для развития детей.

Более сложная вариация основных тел. В отличие от них, в наборе целых восемь фигурок, которые отличаются цветом и формой. Тела плоские, двумерные, что требует больших навыков. Такой набор дополнительно тренирует мелкую моторику, улучшает координацию глаз и рук, ребенок начинает быстрее работать с малыми предметами.

Комплект 8 — Палочки

Данную игрушку многие знают, так как ее используют в детских садах и школах для обучения счету. Особенность их заключается в различных цветах и размерах. Они нужны для сортирования и развития у ребенка ассоциативного ряда. Так он сможет научиться отличать предметы и ассоциировать их между собой.

Комплект 9 — Кольца и полукольца

Игра-тренажер, которая подготавливает малыша сразу же к нескольким умениям – письмо и рисование. Улучшает мелкую моторику и координацию.

Комплект 10 — Фишки

Суть фишек схожа с палочками Фребеля. У вас есть девять отсеков с фишками разных цветов. Ребенок должен научиться сортировать их по цветам и считать. Фишек много и поэтому такая игра отлично подходит для нескольких человек, которые еще и научатся работать вместе и сообща.

Комплект 11 — Цветные тела

Игра схожа с «Основными телами». Отличие заключается в количестве этих тел и в том, что они цветные. Игра намного более сложная, по причине большего количества фигурок и их разнообразию. Обучает малыша отличать тела между собой, различать цвета и улучшает мелкую моторику пальцев.

Читайте также:  Что и чем едят по этикету

Комплект 12 — Мозаика, шнуровка

Одна из самых сложных игр, так как требует от ребенка уже высоких навыков и хорошей мелкой моторики. Требуется составлять картинки самостоятельно или же по определенному образцу. Дополнять их нужно специальными разноцветными шнурками. Помогает стать самостоятельнее и развивает творческое мышление.

Комплект 13 — Башенки

Конструктор из дерева, закрепляющий в памяти название геометрических фигур и помогает развить пространственное мышление.

Комплект 14 — Арки и цифры

Помогают изучить цифры, различные фигуры и ассоциировать предметы.

Источник: https://xn--80aaciyskkbbhlo1d.xn--p1ai/dary-frebelya

Игровые наборы «Дары Фребеля»

Участник выставки — конкурса:

Полынь Ольга Валерьевна,

воспитатель

Детский сад «Светлячок»

Заводоуковский городской округ

Игровые наборы «Дары Фребеля» как средство организации «умной» игры с дошкольниками.

 Игровой набор Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.

Этот набор игровых материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Описание и технические характеристики:

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).

«Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:

Первый дар: «Шерстяные мячики» мячи разного цвета на ниточках,

Второй дар: «Основные тела» небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;

Третий дар: «Куб из кубиков» кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.

Четвертый дар: «Куб из брусков» кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);

Пятый дар: «Кубики и призмы» куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар: «Кубики, столбики, кирпичики» кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.

Модуль 7 «Цветные фигуры»

Цель игры: познакомить детей с различными фигурами, разными видами треугольников;

показать детям разные цвета и симметричные формы;

способствовать развитию мышления и воображения;

научить детей строить сложные фигуры используя простые формы.

Модуль 8 «Палочки»

Цель: научить детей сравнивать длину различных линий;

познакомить детей с соотношениями между линиями и плоскостями;

показать детям из чего состоит плоскость.

Модуль 9 «Кольца и полукольца»

Цель: познакомить детей с кругами и полукругами, линиями и дугами;

научить детей создавать структуры с помощью дуг;

познакомить детей с понятием «симметрия»;

способствовать развитию детского воображения и творческих способностей.

Модуль 10 «Фишки»

Цель: познакомить детей с отношениями между точками, линиями и плоскостями;

способствовать развитию зрительно-моторной координации;

способствовать развитию детского воображения и детского творчества;

способствовать эстетическому развитию детей.

Модуль 11 (J1) «Цветные тела»

Цель: познакомить детей с разными формами и цветами;

научить детей классифицировать по цвету и форме;

способствовать развитию мелкой моторики;

познакомить детей со свойствами шара.

Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

Цель: способствовать развитию зрительно-моторной координации;

способствовать развитию мышления и воображения;

распознание цветов.

Модуль 13 (5B) «Башенки»

Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

Игровой набор «Дары Фрёбеля» — это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности.

Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи игрового набора «Дары Фрёбеля»:

Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации.

Дети, играя знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности, обобщать по одному и нескольким признакам.

Важно

Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми я использую, для:

— развития социальных и коммуникативных умений;

— сенсорного развития;

— развития мелкой моторики;

-развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

— формирования элементарных математических представлений;

— развития логических способностей;

— развития потребности взаимодействия с окружающим миром;

— а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», мы применяем игры по следующим направлениям:

  • социально-коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный» и пр.;
  • познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости»; «День защитника отечества» и пр.;
  • речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?» и пр.;
  • художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок» и пр.;

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.

При использовании игрового набора «Дары Фребеля» у детей развиваются также социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность, логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив набор в практической деятельности с дошкольниками, мы увидели результаты развития ребят, которые отражены в диагностике по итогам работы 2017 – 2018 учебного года.

Список использованной литературы:

  1. Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова «Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля»

 видеоролик организации игры


Источник: http://tmndetsady.ru/vyistavki/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada/2018/igryi-s-pravilami/news11763.html

Фребель — Статья — Компания СТУПЕНЬКИ

Сейчас уже невозможно представить, что когда-то детских садов не существовало вообще, даже понятия такого не было.

И лишь в 1837 году немецкий педагог Фридрих Фребель создал первую школу «для детей младшего возраста» в Блакенбурге.

Его Kindergarten (в переводе с немецкого — «детский сад») действовал по принципу — не мешать ребенку становиться человеком, но помогать развивать все лучшее, что дала ему природа.

Выбор названия подобного детского учреждения — сад — Фребель мотивировал всем известной поговоркой: «дети – цветы жизни». В таком случае, логично было назвать женщин, нянчивших там малышей, «садовницами». Кстати, традиция работать в области дошкольного воспитания преимущественно представительницам прекрасного пола сохранилась и до наших дней, несмотря на то, что идея принадлежит мужчине.

Киндергартен по Фребелю

Фридрих Фребель разработал специальный развивающий набор — «Дары Фребеля», состоящий из шариков разных цветов и материалов, а также кубиков, цилиндров. С их помощью «садовницы» должны были обучать ребятишек. (Развивающий набор — «Дары Фребеля» купить в нашем интернет-магазине)

Возвращение к истокам. Фребель и его «Дары» (начало статьи на главной странице)

В 1849 году «главный садовник-куратор» открыл школу для нянь, она, к сожалению, просуществовала всего два года. Но идеи Фребеля не потерялись, они стали воплощаться российскими женщинами.

Первой в России «детский сад» организовала Аделаида Семеновна Симонович. В 1866 вместе с мужем она открыла свое петербургское заведение, куда принимала детей от 3 до 8 лет, ясное дело, не крестьянского сословия, так как ее «сад» был платным, больше походившим на пансион для детей состоятельных горожан.

Совет

В программу она включила игры, которые сама придумала, подготовила курс родиноведения. Но и это ей показалось недостаточным. Ее целью было распространение идей Фребеля как можно шире. Для этого она начала издавать журнал с говорящим названием «Детский сад».

Но ее организация функционировала немногим больше двух лет.

25 октября 1872 года в «Тульских губернских ведомостях» было опубликовано объявление, приглашавшее детей от 3 до 7 лет с 1 декабря на Большую Дворянскую улицу в собственный дом Смидовичей. Инициатором этой затеи выступила супруга известного в Туле врача Викентия Игнатьевича Смидовича — Елизавета Павловна.

Муж отдал своей жене лучшие комнаты: столовую, зал и гостиную, чтобы места хватало и на учебу, и на игры. В семье Смидовичей было своих восемь детей.

Самый старший и впоследствии получивший большую известность — Викентий Викентьевий Смидович, публиковавшийся под псевдонимом Вересаев, был прилежным воспитанником маминого детского сада.

«Садовничество» Елизаветы Павловны Смидович также продолжалось недолго. Через три года после начала работы ее «киндергартен» пришлось закрыть из-за недостатка денежных средств. Оно и понятно: ведь сад содержался на деньги, которые зарабатывал Викентий Игнатьевич, а в нем все для детей было бесплатным, включая обеды…

Так в России были заложены традиции семейных детских садов.

В 2007 году правительство Москвы заявило, что в столице снова появятся сады семейного типа. В принципе, это то, чем много лет назад занималась семья Смидовичей.

Это был небольшой экскурс в историю создания «Детских садов» как таковых.

Но вернемся к г-ну Фребелю, в чем заключалась система воспитания Фребеля и что такое его «Дары».(Развивающий набор — «Дары Фребеля» купить в нашем интернет-магазине)

Ф. Фрёбель чувствовал интуитивно то, что подтверждено на сегодняшний день психолого-педагогическими исследованиями: развитие тех или иных способностей, видов деятельности детей зависит от времени обучения (сенситивный период).

В системе воспитания Фрёбеля исходным являлось представление о деятельной природе ребенка — его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности и любознательности.

Обратите внимание

Фрёбель подчеркивал важность эмоционального взаимодействия с ребенком с самого рождения, приобщения его к родной культуре. Для этого он использовал музыку, особенно пение и танцы. Игры, экспериментирование, проектирование, наблюдение и изучение природы сопровождали стихотворные тексты.

Фридрих Фрёбель писал: «Всякое истинное развитие и образование, а вместе с тем и воспитание, имеют свою основу и источник в чувстве и в ощущении, а также и в предчувствии, следовательно, в сердце…

поэтому ребенок должен быть вводим вместе с тем в область гармонии и созвучия, в область ритмического, мелодического и динамического (ритма и мелодии), а следовательно, в область музыкальных звуков (тонов) и пения».

Педагогическая прозорливость и научное предвидение Ф. Фрёбеля позволили ему выстроить определенную систему, созданную с учетом психического развития детей.

Педагогические принципы Ф. Фрёбеля лежат в основе и его подхода к выбору предметов-посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира.

Фрёбель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами».

Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Для полноценного развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть так называемых «даров».

Первым даром, по его мнению, является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. К каждому мячу прикрепляется ниточка.

Мать показывает ребенку мячи, развивая таким образом его умение различать цвета.

Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», она знакомит ребенка с пространственными представлениями.

Важно

Показывая шарик на ладони, пряча его и приговаривая при этом: «Есть мячик — нет мячика», — мать знакомит ребенка с понятиями утверждения и отрицания.

Обосновывая, почему первым даром, первой игрушкой должен быть именно шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как нежной неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик). Фребель приводит и ряд других символических доводов, например: шар является «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности и т. д.

Читайте также:  Конспект прогулки весной в подготовительной группе «наблюдение за сезонными изменениями»

Вторым даромявляются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов.

Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара.

Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, и т. д.

Третий дар— куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); он имеет возможность развивать свои творческие способности, строить из кубиков с помощью различных комбинаций.

Четвертый дар — кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).

Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового «дара» прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно же, не изымаются.

Пятый дар— кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, также разделенный на двадцать семь кубиков, многие из которых тоже разделены на части: на плитки, по диагонали и т. д.

Последние два «дара» дают множество самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр. Кстати, идея «даров», несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы.

Использование фребелевского пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах.

Кроме приведенных шести даров Фребель предлагал впоследствии давать детям дополнительный строительный материал (арки и т. д.

), а также рекомендовал проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

Еще одна ценная черта «даров» — последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами. Замечательна и сама мысль о строительном материале для игр-занятий. Эта идея была затем с успехом реализована, в результате чего ящики с набором строительного материала стали одним из самых распространенных пособий для детей.

Совет

Заслугой Фребеля явилось и введенное им разнообразие видов детской деятельности: подвижные игры, рисование, работа с мягкими материалами, плетение и вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание фигур из металлических колец, палочек, гороха, бус, выпиливание, конструирование и др. Многие из этих занятий, преобразованные методически, до сих пор используются в детских садах.

Фребель верил, что все эти игровые материалы наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности.

Первоначально он разработал только несколько видов образовательных материалов, позднее их количество возросло до 20.

Сегодня на рынке детских пособий обычно встречается четырнадцать видов материалов Фребеля с точно такими же образовательными функциями.

Исходя из их предназначения можно выявить несколько определенных концепций общего развития детей на раннем этапе.

Концепция творчества. Главная цель состоит в том, чтобы дети естественным путем приобщились к процессу работы с материалами и приобрели навыки различных комбинаций. Например, материал № 5 (Большой Куб) предлагает идею свободного комбинирования форм согласно принципу симметрии.

Концепция эквивалентности. Самая важная составляющая реагирования по отношению к предмету — это понимание его характеристик без влияния внешних видимых изменений.

Материалы Фребеля могут развивать эту концепцию посредством реального действия.

Например, если детям предоставят материал № 7 и попросят четыре треугольника превратить в прямоугольник из двух треугольников и сравнить их размеры, те, кто понимает концепцию эквивалентности, дадут правильные ответы.

Концепция логических способностей. У некоторых детей отсутствует способность к рассуждению и умозаключениям, хотя должна быть им присуща в принципе. Логические способности и умение делать выводы необходимо формировать на начальных стадиях развития. Материалы Фребеля помогут детям развить эту способность на практике.

Например, после того как дети поиграют с материалами № 3, 4, 5, 6, воспитатель может спросить: «Сколько кубов можно построить из четырех треугольных призм?» Дети, которые понимают, что из четырех треугольных призм можно построить два кубоида (прямоугольных параллелепипеда), а из двух кубоидов можно построить куб, дадут правильный ответ.

Концепция правил и порядка. Вынимая материалы из ящиков и убирая их обратно, дети приучаются к организации и порядку. Более того, демонстрация всех форм требует, чтобы дети сосредоточились на правилах симметрии. Действительно, дети, которые занимались этим, умеют убирать игрушки в правильном порядке.

Концепция форм. После того как дети познакомятся с формами куба и ромба, им будет проще понять такие формы, которые могут быть преобразованы одна в другую (например, из двух квадратов можно сложить прямоугольник), а также какова их общая площадь.

Как только у ребенка немного разовьется способность к речи, мы начинаем замечать, что он в движении и в самом процессе движения, которое обращает на себя его внимание, старается различить какой-нибудь звук и затем пытается подражать ему звуком своего голоса… (Ф. Фребель)

Развитие социальных и коммуникативных способностей.Образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия — следовательно, в дальнейшем дети будут лучше понимать правила и законы общества.

(Развивающий набор — «Дары Фребеля» купить в нашем интернет-магазине) 

Источник: http://www.dou-dom.ru/statya/frebel

Применение «Даров Ф.Фребеля» в ДОУ, в соответствии с ФГОС (дошкольники)

Применение «Даров Ф.Фребеля» в ДОУ, в соответствии с ФГОС

«Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Это возможно лишь в том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением.»
Фридрих Фребель

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Вопрос о том, что считать игрушкой, вообще решают дети: если они играют с объектом и используют его для игры, значит, это игрушка. Игра – неотъемлемая привилегия и право детства.

В свободной игре воображения рождается воля ребенка, развивается язык и интеллект.

Обратите внимание

Дети познают мир, манипулируя с его объектами. Действия младенцев и годовалых карапузов по отношению к этим внешним объектам могут казаться взрослым случайными и неосмысленными, на самом деле являются научными, творческими и почти всегда ориентированными на результат. Оперируя с предметами, дети создают знание об окружающем мире.

От чего зависит уровень и развитие интеллекта? Во многом это врожденная характеристика, дети рождаются как интеллектуально одаренные, так и с синдромом Дауна; с другой стороны, интеллектуальное развитие сильно зависит от условий его развития в семье и того, каков интеллектуальный уровень его окружения.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект.

        Как часто мы слышим о том, как трудно бывает порой педагогу удержать устойчивый интерес детей дошкольного возраста к познавательно – игровой деятельности.

В век планшетов, игровых приставок и прочих компьютерных игрушек, все труднее увлечь ребенка развивающей игрой, побуждающей его к самостоятельной интеллектуальной деятельности, настраивающей на поиски новых условий и их решений путем взаимодействия ума и рук.

Несмотря на изменения в мире, обществе, семье, современ­ные дошкольники продолжают оста­ваться детьми.

Они любят играть, только содержание игр, игровые ин­тересы несколько изменились. На­ряду с сюжетно-ролевыми играми, дети выбирают игры с современ­ными конструкторами, различные головоломки, знают и увлекаются компьютерными играми;

Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать игре правильное направление и постепенно развивать посредством игры все, что дано ребенку природой. При этом совершенно не требуется какого-либо принуждения — достаточно побудить ребенка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя.

Важно

Дети — неутомимые конструкторы. Они с большим удовольствием делают различные модели (дом, мост, машина и пр.).

Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываются еще в раннем и младшем дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, лепка, конструирование и др.).

По мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и в структуре моделирования — модели начинают чаще использоваться в познании окружающего, осваиваются их гносеологическая и измерительная функции.

Однако в дошкольном возрасте ребенок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое — замещающее», некоторых правил моделирования, замещения содержания, видоизменения готовых моделей.

Что такое Конструирование и Моделирование?

Каждый ребенок испытывает потребность и в созидательной и в разрушительной деятельности. Мы всегда радуемся, когда ребенок что-то строит, сооружает. Но тут же расстраиваемся, если малыш ломает игрушки.

  Желание сломать или разобрать, обуславливается тем, что ребенку необходимо знать, как устроен этот предмет, из чего он состоит, и как крепятся друг к другу его детали. Ведь пока еще он не может себе это представить.

 

Такая деятельность, как конструирование или моделирование – это отличный способ удовлетворить потребность ребенка в познании строения окружающего его мира. 

В зависимости от возраста детей используются разные формы конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу. В процессе конструирования и моделирования дети обогащают свой лексический запас, знакомясь с понятиями геометрических фигур (цилиндр, пирамида, кирпичик и пр.

), закрепляют свои знания о форме и цвете. В целом, занятия способствую пробуждению и закреплению интереса ребенка к созидательной деятельности. 

На занятиях по конструированию и моделированию дети начинают понимать, что мир вокруг — это в том числе и то, что создают они сами.

 

Так с чего начать наше путешествие в мир конструирования?
Все правильно, с главного. Кто был первым? Кто придумал конструктор для детей? Оказывается, случилось это не так уж и давно, всего 176 лет тому назад. И изобрел его, выдающийся немецкий педагог и теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фрёбель (1782—1852).

Совет

 Собственно, как и Колумб, до конца своих дней не понял, что он открыл Америку, так и Фребель в свое время и не думал, что станет основоположником индустрии конструктора для детей. Можно конечно спорить, что и до него были предметы похожие на детские конструкторы, но именно он обосновал, для чего они нужны, написал методические задания.

После, во всех уголках мира стали появляться различные наборы для конструирования. 

  • Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!
  • Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.
Читайте также:  Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада. занимательные факты из жизни животных

Методика воспитания дошкольников по системе Фребеля построена на развитии творческого потенциала ребенка, навыков уникального мышления, стимулировании фантазии и неординарного подхода к решению задач.

Игры дают толчок к развитию абстрактного восприятия мира, открывая широкие возможности интеллектуального многообразия и выявляя ценность нешаблонных решений.

Благодаря особенностям игр Фребеля, основанным на нахождении сходства различных, мало похожих предметов, дети интуитивно проходят вводный курс по механике искусства и архитектуры, а также получают первичный опыт в качестве творцов и новаторов.

Начиная с 1860-х годов, миллионы маленьких детей в Европе, Северной Америке и Японии начали свое образование в классах Фребеля, а в начале XX века воспитанники детских садов Фребеля стали родоначальниками абстрактной живописи и современной архитектуры.

Именно Фрёбель является основателем первых детских садов, задача которых, заключалась в обучении и воспитании детей.

Основная цель детских садов Фребеля состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин «детский сад») и задача воспитателей в том, чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию.

Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и образовательное значение игры. Обучение детей в детских садах Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Фрёбель разработал свой дидактический материал (так наз.

«дары Фребеля»), куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними: вязаные шарики всех цветов; кубы и цилиндры; мячи разных цветов и размеров; куб, разделенный на 8 кубиков; палочки для выкладывания; бумажные полоски для плетения и аппликаций и т.д. Собственно, “дары Фрёбеля”, это и есть прототипы первых конструкторов для детей.

Сегодня я и хочу познакомить вас уважаемые коллеги с некоторыми из них.

Фрёбель предлагает три основных типа занятий:

  1. Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни.

  2. Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.

  3. Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.

При занятиях жизненными иизящными формами следует соблюдать правила:

  • Готовые фигуры не разрушаются.
  • Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость.

Фребель считал, что игра должна быть свободной.
Начало игры начинается с созерцания разделенного, но собранного в целое кубика, а потом — разделенного на части. (№3) – «Мебель»

Ребенок знакомится со всеми материалами для игры, чтобы планировать его использование.Всему, что сможет построить ребенок, дается название, которое напоминает ему что-то из окружающих его предметов. Таким образом развивается мышление, а это ведет к осознанию ребенком того, что он изобразил.

В процессе строительства используется весь материал «дара». Цель этого требования заключается в том, что игра должна нести умственную нагрузку, которая способствует развитию у ребенка мыслительных процессов, наблюдательности, произвольности действий, внимания и воображения.

Обратите внимание

Ребенок может играть с материалом только одного дара: «Отдельное и замкнутое в себе рассмотрение и применение каждой игры особенно важны для того, чтобы лучше изучить общие элементы и те, что объединяют составляющие каждой игры».

При переходе к следующему дару игра с предыдущим продолжается.

Игры с «дарами» «..должны идти параллельно, чередуясь в зависимости от потребностей ребенка и способствуя выяснению и более всестороннему и жизненном применении»; переход от одного к другому «дару» должен сопровождаться их сравнением, выделением противоположных и общих качеств и свойств.

Дети могут меняться дарами, но обязательно материал дара передавать собранным в коробочку, то же самое и при окончании игры.

Когда ребенок полностью исчерпает игру с материалами каждого отдельного ящичка, включительно до четвертого,( начиная только с 5) тогда можно дать два «дара» «для совместного и объединяющего пользования их в играх».

Концепция творчества. «Узоры»

Главная цель состоит в том, чтобы дети естественным путем приобщились к процессу работы с материалами и приобрели навыки различных комбинаций. Например, материал № 5 (Большой Куб) предлагает идею свободного комбинирования форм согласно принципу симметрии.

Концепция эквивалентности. Самая важная составляющая реагирования по отношению к предмету — это понимание его характеристик без влияния внешних видимых изменений.

Материалы Фребеля могут развивать эту концепцию посредством реального действия.

Например, если детям предоставят материал № 7 и попросят четыре треугольника превратить в прямоугольник из двух треугольников и сравнить их размеры, те, кто понимает концепцию эквивалентности, дадут правильные ответы.

Концепция логических способностей. У некоторых детей отсутствует способность к рассуждению и умозаключениям, хотя должна быть им присуща в принципе. Логические способности и умение делать выводы необходимо формировать на начальных стадиях развития. Материалы Фребеля помогут детям развить эту способность на практике.

Например, после того как дети поиграют с материалами № 3, 4, 5, 6, воспитатель может спросить: «Сколько кубов можно построить из четырех треугольных призм?» Дети, которые понимают, что из четырех треугольных призм можно построить два кубоида (прямоугольных параллелепипеда), а из двух кубоидов можно построить куб, дадут правильный ответ.

Концепция правил и порядка. Вынимая материалы из ящиков и убирая их обратно, дети приучаются к организации и порядку. Более того, демонстрация всех форм требует, чтобы дети сосредоточились на правилах симметрии. Действительно, дети, которые занимались этим, умеют убирать игрушки в правильном порядке.

Концепция форм. После того как дети познакомятся с формами куба и ромба, им будет проще понять такие формы, которые могут быть преобразованы одна в другую (например, из двух квадратов можно сложить прямоугольник), а также какова их общая площадь.

«Чертеж»

1. Обследование детали

2. Перенос на бумагу — воспитатель кладет на бумагу строительную

деталь, обводит, дети прикладывают свою деталь, убеждаются, что «след» , убеждаются, что «след» совпадает.

3. Перенос на бумагу с последующим вырезанием

Соотнесение силуэтного и контурного изображения с конструктивной деталью

«Абстракции» (№7)

(Предложить составить свою абстракцию в форме круга, квадрата, треугольника)

Важно

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях.

В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р.

Шумакова), что занятия по конструированию из бумаги способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность.

Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Однако на одних только занятиях детей этому не научить, поэтому все свободное время необходимо с детьми играть, строить, рисовать схемы, чертежи, клеить модели и т.д.

Источник: https://urokimatematiki.ru/primenenie-darov-ffrebelya-v-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-doshkolniki-2375.html

Презентация к уроку по теме: Презентация «Дары Фребеля» — презентация

1 Лысенко Марина 3 курс 35 группа заочное отделение кафедра логопедии

2 Фридрих Вильгельм Август Фрёбель — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцци, исходил из того, что дети- цветы и воспитывать их должны «добрые садовницы» –

3 В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети цветы жизни!») Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на т.н. «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фребель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».

4 Дар первый: разноцветные мячи на верёвочке Подходящий возраст: с 3 месяцев до 4 лет. Цель игры: знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики. Дар второй: куб, цилиндр и шар Возраст: с 2 лет. Цель игры: знакомство с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Шар символ движения, куб символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

5 Дар третий : куб, разбитый на 8 кубиков Возраст: от 3 лет. Цель игры: понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии Дар четвертый: куб, разделенный на 8 плиток Возраст: с 3 лет Цель игры: развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации.

6 Дар пятый: куб, разделенный на 27 маленьких кубиков, при этом 9 из них разделены на более мелкие составляющие. Возраст: с 4 лет Цель игры: знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объемными формами (куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации. Дар шестой: куб, разделенный на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры Возраст: с 4 лет Цель игры: знакомство с понятиями полуцилиндра; развитие пространственного мышления; развитие воображения. Помимо этих 6 даров, Фребель предлагал другие разнообразные игры, в частности

7 Дар седьмой: Цель: демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию. Применение: используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов. Направленность: развивает воображение. Дар восьмой: Цель: демонстрирует линию и вводит понятие длины. Применение: используется для введения идеи периметра. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень

8 Дар девятый: Цель: представляет идею кривой Применение: используется для введения идеи края цилиндра. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень Дар десятый: Цель: демонстрирует, что линия состоит из точек. Применение: используется для конструирования континуума из конечных объектов. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень. Теперь ребёнок может переходить к изобразительной деятельности.

Совет

9 Фребелевские «дары» (геометрические формы: шар, куб, цилиндр), фребелевские работы (плетение, вышивание, рисование и т. п.) дают богатый материал семье и детскому саду для того, чтобы занять детей полезной работой и игрой. Большое место в системе Фребеля занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи. Важным принципом является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрирует ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождалет свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

10

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1001384

Ссылка на основную публикацию