Дидактические материалы марии монтессори

Сенсорный дидактический материал Монтессори

Главной
целью развития маленького ребенка
Монтессори считала развитие интеллекта
и познавательное развитие. Основой всех
познавательных процессов является
восприятие. Интеллектуальное развитие
начинается с умения собирать, различать
и классифицировать чувственные
впечатления. Разработанный М.

Монтессори
сенсорный материал позволяет осуществлять
многочисленные упражнения, помогающие
ребенку развивать свой интеллект путем
различения и классификации различных
чувственных признаков предметов. Это
не игрушки для свободной игры, а именно
дидактический материал для серьезных
учебных упражнений.

Показательно, что
действия с этим материалом Монтессори
называла не игрой, а «работой».

Обратите внимание

В
сенсорном материале Монтессори
представлены самые разные воспринимаемые
качества вещей — форма, цвет, размеры,
температура, вес, гладкость или
шероховатость поверхности, запахи,
звуки и др., причем данные качества как
бы «очищены», «изолированы» от самих
предметов.

В каждом предмете выделено
именно то качество, на котором нужно
зафиксировать детское внимание, и
отброшено все лишнее, отвлекающее от
данного качества.

Так, например, для
различения высоты или объема используются
просто цилиндры или призмы, убывающие
в размерах (а не домики или грибочки);
для различения формы — плоские
геометрические фигуры; для различения
цвета — простые таблички из цветной
бумаги или цветного шелка.

Таким образом
достигается изоляция определенного
качества, что способствует получению
четких представлений в сознании ребенка.
Все градации сенсорных качеств тщательно
продуманы и подобраны.

Здесь важно все
— размеры кубиков и цилиндров (вплоть
до миллиметра), оттенки и интенсивность
различных цветовых тонов, степень
гладкости или шероховатости материала,
тональность и высота звуков, издаваемых
колокольчиками, и т. д. В этом материале
нет второстепенных, неважных деталей:
каждый нюанс имеет смысл и может иметь
решающее значение для работы ребенка.
Вот почему данный материал нельзя
изготовлять кустарно: сборку комплектов
материала Монтессори выполняют только
профессионалы на специализированных
предприятиях.

Столь
бережное и серьезное отношение к качеству
сенсорного материала объясняется тем,
что в педагогической системе Монтессори
учит и развивает ребенка именно данный
материал. Работая с ним, ребенок учится
различать и классифицировать качества
предметов, располагать их в определенной
последовательности.

Знакомясь с данным
материалом, ребенок познает, что предметы
могут быть более или менее высокими или
низкими, толстыми или тонкими; цвета
могут иметь различную степень насыщенности;
звуки — различную тональность; формы
находятся в различной степени сходства
между собой и т. д.

Сравнивая и вкладывая
предметы, ребенок устанавливает тождество
или различия качеств. Например, он или
вкладывает геометрические фигуры в
ячейки, или прикладывает друг к другу
две таблички разных цветов, или сравнивает
величину двух брусков. Специальной
задачей многих упражнений является
сериация, т. е.

Важно

расположение предметов
в порядке убывания (или возрастания)
качества: от бледного к самому интенсивному
оттенку цвета, от самой гладкой к самой
шероховатой поверхности, от самого
широкого к самому узкому кубику и т. д.

Монтессори многократно подчеркивала,
что ее материал как бы сам подсказывает,
что нужно делать, и сам указывает на
ошибки, с ним нельзя работать не по
назначению.

Так,
например, одним из первых дидактических
пособий для детей около трех лет является
«розовая башня», которая состоит из
десяти розовых деревянных кубиков
разных размеров: длина ребра у каждого
на 1 см меньше предыдущего.

Чтобы построить
устойчивую башню, нужно каждый раз
ставить меньший кубик на больший. Если
заданный порядок построения не
соблюдается, башня разваливается. Данное
пособие используется для формирования
понятий «большой — маленький».

Для
различения толщины предметов предлагается
«коричневая лестница», которая состоит
из десяти деревянных призм с квадратным
основанием (длина каждой 20 см). Размер
бокового ребра каждой призмы уменьшается
от 10 до 1 см.

Призмы прикладываются друг
к другу в определенной последовательности
— от самой толстой к самой тонкой так,
чтобы толщина каждой последующей была
на 1 см меньше предыдущей.

В результате
получается лестница, равномерность
ступенек которой можно легко увидеть
или ощутить руками.

Для
развития моторики и координации движений
детям предлагаются рамки с различными
застежками: большими и маленькими
пуговицами, бантами, шнурками и др. Если
половинки рамок соединены неправильно,
они сразу распадаются.

Совет

Благодаря
этим и многим другим аналогичным
упражнениям в сознании ребенка
устанавливается «первичный порядок»,
который постоянно обогащается содержанием.

Способность упорядочивать образы
восприятия, находить свое место каждому
предмету создает основу для формирования
внутреннего, умственного порядка, что,
согласно Монтессори, позволяет отличать
одну вещь от другой. Ребенок получает
импульс к систематизации внешнего мира.

И, что особенно важно, к пониманию такого
внутреннего порядка ребенок приходит
сам, не посредством рассуждений других,
а благодаря собственному опыту, благодаря
своему восприятию и своим действиям.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1764774/page:2/

Монтессори материалы своими руками: 15 мастер-классов по созданию дидактического материала

Любящие родители готовы на все для всестороннего, а главное, комфортного и радостного развития своих детей.

Согласно методике воспитания Марии Монтессори, материалы, созданные своими руками, – все, что нужно ребенку для того, чтобы он полностью раскрыл свой потенциал. Сделать такие игрушки несложно, главное – задаться целью и уделить 2-3 часа своего времени.

Мы собрали несколько мастер-классов, более 30 идей, а также примеры дидактических игр по мотивам именитого итальянского педагога.

Особенности методики воспитания

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, само­стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».

Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста.

Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения.

В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.

Особенности обучения по Монтессори:

  • использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
  • коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
  • отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
  • побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.

«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно здесь.

Примеры игр

В специализированных школах Монтессори или классах по развитию детей всегда можно обнаружить массу интересных материалов: всевозможные сортеры, вкладыши, головоломки, рамки и целые борды на всю стену. Оторвать малыша от них невозможно.

Ребенок сам находит себе занятие, сам ставит задачу и решает ее. Например, передвигает шарики по деревянному лабиринту. Сначала его действия могут выглядеть хаотично. Ребенок знакомиться с материалом, пробует разную направленность и силу движений.

По мере развития он соображает, что нужно собрать шарики по 4 разным сторонам, согласно цвету больших шаров в углах.

В подобные Монтессори игры можно играть и в домашних условиях. И для этого вовсе не обязательно покупать дорогостоящие игрушки. Все предметы можно найти дома:

  • толстые нитки;
  • пуговицы, бусины;
  • палочки из-под леденцов, мороженого;
  • пластиковые емкости, баночки;
  • песок;
  • крупы, макароны, фасоль;
  • бельевую корзину;
  • мячи;
  • цветные прищепки;
  • посуду: кастрюли, стаканы, дуршлаг, ложки, поднос.

Даже с таким небольшим набором можно придумать множество игр по мотивам Монтессори. Чтобы начать игру, нужно показать ребенку, что можно делать с предметами. Например:

  • нанизывать бусины на нитку (по цветам, размерам или хаотично);
  • продевать нитку в дуршлаг, создавая всевозможные переплетения;
  • собирать палочки в закрытую емкость с прорезями;
  • выкладывать узоры из деревянных палочек (если на несколько штук, сложенных вместе, нанести рисунок, получится пазл);
  • сортировать, пересыпать, смешивать крупы, а также окрашивать их в разные цвета;
  • стучать деревянной палочкой, ложкой по посуде, получая разные звуки и создавая музыку;
  • ставить прищепки на разноцветный картон;
  • закидывать мячи в бельевую корзину;
  • строить из песка, разукрашивать его, рисовать палочкой или пальцами по песку, рассыпанному тонким слоем в подносе;
  • складывать посуду по принципу матрешки.

На самом деле даже пособия Монтессори перечисляют и описывают игры с подручными предметами. Все-таки целью воспитания является саморазвитие через взаимодействие с окружающим миром, поэтому и материалы должны быть простыми и понятными для малышей.

Примеры книг: Э. Тирио «52 недели занятий с ребенком», Э. Эррман, Р. Роччи «Я учусь с Монтессори», Д. Орлова «Большая книга Монтессори».

Топ-15 мастер-классов по созданию Монтессори материалов

Методика уделяет особое внимание тактильным ощущениям, то есть сенсорике.

Поэтому важно делать игрушки из натуральных и как можно более разнообразных материалов: дерева, металла, воды, желе, пластилина, пенопласта, камня, ткани и т. д. Также нужно предусмотреть безопасность будущих игр.

Деревянные изделия стоит обтесать, гвозди надежно вбить и загнуть. Если используется краска, следует убедиться, что она нетоксична.

Игры с карточками

Один из самых простых и популярных дидактических материалов Монтессори. Для создания карточек своими руками понадобятся листы А4, картон, фломастеры или краски.

Те, кто не умеет рисовать, могут распечатать картинки в любой типографии или дома на принтере. Рекомендуется делать рисунки большими и выразительными, обязательно реалистичными, не сказочными.

Для увеличения износостойкости картинки приклеиваются на картон и по желанию заклеиваются скотчем.

Какие карточки можно сделать своими руками и как с ними играть?

  1. С животными. Рекомендуется разделить карточки на группы: дикие, домашние животные, родители и их дети, животные разных континентов, морские обитатели, птицы, грызуны и т. д. Дальше ребенку выдаются резиновые или мягкие фигурки нарисованных экземпляров, которые он должен соотнести с картинкой и правильно расположить. Можно и нужно называть животных и коротко рассказывать о них.
  2. С фруктами и овощами. Принцип тот же самый. Малышу выдаются карточки с овощами и отдельно с фруктами. Рядом ставится большая миска с продуктами. Ребенок может не только раскладывать их по карточкам, но и щупать, нюхать, пробовать на вкус.
  3. С цифрами и буквами. Здесь вариаций несколько. На лист с буквами или цифрами можно раскладывать пластмассовые крышки с нарисованными буквами или деревянный, магнитный алфавит. Также буквы можно нанести на фасоль, морские камни, ракушки или вырезать их из цветного картона. Для изучения цифр подойдут счетные палочки, кубики. На картинке изображается число и количество предметов.

Мальчики по карточкам могут изучать марки машин. Также для развития полезно раскладывать геометрические фигуры, предметы быта, например ножницы, часы, нитки, посуду.

Сенсорные коврики

В качестве основы для коврика многие используют ненужные большие полотенца. Но также для этих целей вполне подойдут старые наволочки, куски плотной материи, отрезы ковролина, пенопропиленовые коврики-пазлы. Дальше на основу пришивается (приклеивается) материал, который будет развивать малыша.

Какие коврики можно сделать своими руками?

  1. С пуговицами. На основу пришиваются разные крупные пуговицы, которые малыш может щупать или даже ходить по ним (профилактика плоскостопия, вальгуса и других ортопедических проблем).
  2. Коврик-аппликация. Делается по задумке и имеет подвижные, разные на ощупь детали. Например, аппликация на тему день-ночь. Коврик зрительно делят пополам. На одной стороне нашивают солнце из желтой ткани, белые облака, тучку с нитками (дождик). Внизу располагают землю в виде кусочка коричневого ковролина, асфальт-наждачную бумагу. Можно пришить палочку-дерево, любые другие детали. На вторую половину прикрепляются луна, кровать с подушкой и одеялом и т. д.
  3. Из яиц «Киндер-сюрприз». Очень интересный коврик, где в каждой ячейке малыш может найти что-то новое: вату, мелкие шарики, камушки, опилки, магниты, монеты, пластилин, каштан. Для изготовления такой забавы пластиковые «желтки» протыкаются горячим тонким гвоздем снизу в двух местах, а затем пришиваются вплотную друг к другу. Можно дополнительно соединить их горячим клеем между собой.

Те, кто владеет мастерством вязания, могут коврик связать. Также интересна идея создания коврика из квадратов, которые можно соединять между собой пуговицами или пристегивать молнией.

Сортеры

По убеждению Монтессори, дети сами способны определять актуальную деятельность для саморазвития. Задача педагогов и родителей – предоставить им в свободное владение дидактический материал. Особенно хороши в этом плане различные сортеры и вкладыши, где малышу не нужно указывать на ошибку, он сам способен обнаружить ее.

Читайте также:  Стихи агнии барто для детей читать

Итак, что можно сделать своими руками для Монтессори игр?

  • Из бутылок и короба. Понадобиться большой невысокий короб и 7 бутылок с разноцветными крышками (можно выкрасить самостоятельно). Сначала сверху на короб наклеиваются разноцветные прямоугольники, а бутылки отрезаются по его высоте. Затем напротив каждого цвета вырезаются отверстия для горлышек бутылок. По задумке ребенок прикручивает крышки, соответствующие приклеенному цвету.
  • Из лоскутов ткани. На большой отрез пришиваются прямоугольники и пристрачиваются кармашками, затем на каждый отдел приклеивается аппликация. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры. Дальше малыш раскладывает по кармашкам нужные материалы.
  • Из картона. Принцип тот же, что и у вкладыша из ткани, только за основу берется ватман, а прямоугольники вырезаются из картона. Для разделения на кармашки можно использовать скотч, клей, степлер. Внутрь вкладываются плоские фигуры. Например, в один кармашек – круги, во второй – квадраты и т. д.
  • Из пищевых контейнеров. Из пластиковых лотков можно изготовить всевозможные сортеры. Например, проделать раскаленным гвоздем фигурные отверстия в виде круга, квадрата, треугольника, узкой полоски. Ребенок сможет складывать в контейнер монеты, шарики, кубики и т. д.
  • Из спичечных коробков. Самые простые вкладыши, которые можно сделать за полчаса. Наверх нужно наклеить изображение фигурок, которые ребенок будет складывать внутрь: цифры и соответствующее количество палочек, буквы, цвета, геометрические фигуры.

Игрушки для мелкой моторики и другие

Практически все материалы Монтессори развивают мелкую моторику, повышают концентрацию внимания и тренируют память. Они не делают из ребенка гения, но помогают развиваться естественно и раскрывать весь свой внутренний потенциал.

Какие еще игрушки можно сделать своими руками?

  • Кубики с буквами. Для обучения чтению можно сшить кубики из ткани, набить их синтепоном и нашить аппликации в виде букв алфавита. Ребенок сможет их не только видеть, но и осязать, проводить по букве пальчиком, а позже составлять слоги и слова.
  • Ручная игрушка. Для ее изготовления понадобятся гелевые шарики, которые набухают в воде, прозрачный плотный воздушный шар, лента. Набухшие шарики вместе с небольшим количеством воды насыпают в бутылку с узким горлом, затем сверху натягивают воздушный шар, переворачивают и завязывают лентой. Такую игрушку очень приятно мять руками, растягивать в разные стороны.
  • Игрушка с прищепками. Из плотного разноцветного картона делаются аппликации в виде зверей или овощей, и рядом размещается коробка с разноцветными прищепками. Ребенок размещает их по цветам или заполняет недостающие места: иголки у ежика, лапки жука, ботва морковки.
  • Деревянный куб. Для его изготовления понадобятся доски, пила, лобзик, молоток, щеколда, выключатель, розетка, навесной замок и дверная ручка. Сначала из доски выпиливаются 6 квадратов, на каждую сторону прикрепляются все предметы, а затем собирается развивающий кубик. Конечно, без мужской помощи маме такой кубик сделать будет сложно.

Идеи в картинках

Деревянные Монтессори материалы можно не только сделать своими руками, но и купить. Вот что предлагают магазины:

Кстати, умелым папам не составит труда скопировать идею и воплотить в жизнь.

В заключение стоит отметить: пытаясь воссоздать Монтессори среду дома, важно не переусердствовать. В комнате должно быть несколько зон: отдыха, активности, переодевания, творчества. Главное – это не количество материалов, а воспитание самостоятельности в ребенке.

Очень важно, чтобы мебель и предметы вокруг были безопасны и удобны для пользования. Грубо говоря, малыш должен иметь возможность свободно реализовать свои желания, переодеться, взять нужный предмет с полки, а затем убрать.

Вот, собственно, и весь секрет методики Марии Монтессори.

Источник: https://Razvivashka.online/games/montessori-materialy-svoimi-rukami

Магазин

Мария Монтессори разработала специальные материалы, которые служат ребёнку инструментом для саморазвития психики.

Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к окружающему миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире.

При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.

В нашем магазине представлены методические пособия и рабочие материалы, основанные на классических требованиях Монтессори-метода, адаптированные для российских образовательных учреждений. От ведущих производителей ООО НПО «Монтессори» (г. Омск), ООО «Монтессори-Питер» (г. Санкт-Петербург),  а также собственные разработки института и разработки наших коллег. 

Мы заинтересованы в сотрудничестве с действующими Монтессори-группами и Монтессори-педагогами. Будем благодарны за Ваши предложения и замечания по ассортименту и качеству выпускаемых нами материалов.

Внимание! По нашему адресу находится пункт выдачи. Шоу-рума, куда Вы можете подъехать, потрогать и на месте купить интересующий материал, нет.

Все заказы оформляются через сайт, после чего с Вами связывается администратор, подтверждает заказ и обговаривает сроки выдачи или доставки товара.

Заказ собирается на складе и обычно на следующий день доставляется или в пунк выдачи, или заказчику по указанному адресу курьером. Иногда сроки могут увеличиваться до нескольких дней из-за большого количества заказов.

Обратите внимание

После добавления товара в корзину возможны несколько способов оплаты заказа: он-лайн оплата на сайте банковской картой, скачать квитанцию и оплатить в любом банке или терминале, межбанковским переводом (для юр.лиц). Также возможна оплата наличными курьеру или при самовывозе у нас в офисе по адресу: Москва, ул. 1-я Пугачевская, д.25, стр.1, оф.303 (метро «Преображенская площадь», 20 минут пешком)

Если нужного товара «нет в наличии» Вы  также можете оформить предзаказ. Администратор сообщит примерные сроки ожидания (примерный диапазон).  Также Вы можете внести предоплату 50% на интересующие Вас товары, чтобы ускорить поступление и забронировать их за собой.

Мы осуществляем доставку по Москве в течение 2-х рабочих дней после оформления заказа. Доставка заказа оплачивается отдельно.

  1. При заказе до 7кг  стоимость доставки пешим курьером в пределах МКАД 400 рублей, до 5км от МКАД — 600 рублей.
  2. При заказе свыше 7кг или крупногаборитного груза курьером на автомобиле стоимость доставки в пределах МКАД 600 рублей, до 5км от МКАД — 800 рублей.
  3. Для доставки в другие регионы можно использовать транспортные компании («СДЭК», «Деловые линии» и др.) или «Почту России». Стоимость обговаривается с администратором.

Внимание! Дополнительные бонусы студентам МИМП. Наши текущие студенты и выпускники могут покупать монтессори-материалы по ценам завода без наценки.

Для этого Вам надо будет при оформлении заказа на нашем сайте в графу «скидочная карта» написать номер Вашего договора на обучение  на одном из курсов МИМП.

После этого Ваш заказ будет посчитан со скидкой 5% (наценка нашего магазина), что будет совпадать с ценами завода производителей монтессори-материалов «НПО Монтессори, г.Омск» и «ООО Монтессори-Питер».

Если скидка не срабатывает автоматически, то впишите номер Вашего договора в комментарии к заказу. После этого администратор в ручном режиме сделает скидку.

Почтовая рассылка

подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости
о методике, скидках и мероприятиях института

© 2012-2019 Международный институт Монтессори-педагогики

Источник: https://montessori-russia.ru/shop

Презентация на тему: Дидактические материалы Марии Монтессори

Описание слайда:

Дидактические материалы Марии Монтессори.

Описание слайда:

Сенсорная зона

Описание слайда:

ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В этой зоне развития можно научить ребенка различать цвета, звуки, форму. Можно развивать «барическое» чувство — умение ощущать разницу в весе, взвешивая в руке или на игрушечных весах тяжелые и легкие предметы.В группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез.

Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается, ему сразу видна ошибка. Как правило, ребенок сам искренне расстроен, и воспитателю нет необходимости ругать его. И в этом заключается еще один замечательный принцип педагогики, который можно назвать автоматическим контролем ошибок.

Вообще, метод Монтессори — это педагогика без наказаний.

Описание слайда:

Математическая зона

Описание слайда:

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ  ЗОНАВ этой зоне собраны материалы, позволяющие обучить ребенка основам математики. Обучение математике проходит естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» математикой.

Математическая зона содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился сложению, вычитанию, освоил порядковый счет — все то, что считается необходимым для готовности ребенка к школе.

Монтессори — материал учит детей мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. 

Описание слайда:

Космическая зона

Описание слайда:

Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.

В этой зоне малыш также узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин.

Важно

Какие же материалы используют в группах, работающих с детьми по методике Марии Монтессори, для развития разных навыков и обучения разным понятиям?

Описание слайда:

Практическая зона

Описание слайда:

ЗОНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИЦель этих упражнений — помочь ребенку научиться заботиться о себе. Уроки для малышей в Монтессори — группах просты и жизненны: налить воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться.

На больших деревянных рамках, как на манекенах, части одежды со всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так легче научиться застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки.В Монтессори — группах дети быстро учатся сами ухаживать за собой.

Согласитесь, нашим детям часто приходится слышать: «Ты еще маленький!», «Подрастешь, тогда и будешь делать все сам». Но, к сожалению, потом будет поздно. А в группах Монтессори дети скорее услышат: «Ты уж взрослый и вполне можешь справиться с этой задачей сам».

Учитель должен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным материалом, или дать, говоря языком методики, презентацию.

Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки предметов, — все то, что развивает движения руки и является подготовкой к освоению письма, чтения и математических абстракций. Очень важно: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.

Описание слайда:

Языковая зона

Описание слайда:

  ЗОНА  ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯВ этой зоне кроха расширяет словарный запас, учится читать и писать.Большое значение уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия Монтессори способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе, учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Описание слайда:

Спасибо за внимание.

Описание слайда:

12 заповедей Марии Монтессори при работе с детьми 1.  Детей учит то, что их окружает. 2.  Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать. 3.  Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать. 4.  Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться. 5.

Совет

  Если с ребенком честны — он учится справедливости. 6.  Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким. 7.  Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить. 8.  Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым. 9.

  Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться. 10.  Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым. 11.  Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе. 12.

  Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.Создайте условия!

Источник: https://ppt4web.ru/pedagogika/zony-montessori.html

Дидактические материалы марии монтессори в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. — презентация

1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2 Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.

3 Принципиальной идеей дидактики М. Монтессори является идея спонтанного, опосредованного обучения. Ребенок учится легко, не замечая, что учится! Каждый дидактический материал, предлагаемый детям для упражнений, содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая – это цель, которую ставит перед собой ребенок. Скажем, собрать из кубиков стройную Розовую башню. А косвенная – это цель профессионального взрослого, который придумал Розовую башню, чтобы ребенок, упражняясь с ней, незаметно развивал зрение, координировал движение, учился концентрировать внимание и готовился к изучению математики.

4 Основные правила пользования монтессори-материалами: Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию. Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование. Соблюдение 5 этапов при работе с материалом: 1.выбор материала; 2.подготовка материала и рабочего места; 3.выполнение действий; 4.контроль ошибок; 5.завершение работы, возвращение материала на исходное место. Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке. На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки. При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания. Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию. Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие. Один материал один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал. В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.

5 Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом. Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу. Как выглядит работа взрослого на занятиях? Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

Читайте также:  Летний спортивный праздник в средней группе в детском саду. сценарий

6 Развивающая среда Развивающая среда важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым. У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым. В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию. Среда имеет точную логику построения. В книгах Монтессори делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием. Расположением полок среда разделена на 5 зон: Зона упражнений в повседневной жизни материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр. Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления. Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания. Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии. Особенность помещений, в которых проводятся занятия, — отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

7 Дидактический материал. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические Монтессори- материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее. Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, развитие слуха). Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори- материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки. Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать «ключи» к окружающему миру.

8

Обратите внимание

9 Этот набор кубиков предназначен для развития у детей зрительного умения точно различать размеры в трёх измерениях. Работа с этим материалом является прекрасной подготовкой к дальнейшему восприятию Монтессори-материалов математической группы, к усвоению понятий десятичной системы, геометрии и стереометрии. Основная цель формирование понятий «большой» «маленький».

10 К трем годам у детей формируются понятия «толстый» и «тонкий», а также сравнительные категории «толще» и «тоньше», «самый толстый», «самый тонкий». Упражнение «Коричневая лестница» служит для закрепления этих понятий и развития сенсорной сферы: она учит ребенка определять, как похожие предметы различаются по объему. Помимо основной своей цели, это упражнение способствует развитию внимания, моторики, координации движений и навыков упорядочивания. Пособие состоит из десяти 20-сантиметровых дубовых неокрашенных брусков шириной от одного до десяти сантиметров.

11 Прямая цель: Формирование понятий «длинный — короткий». Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур, подготовка к работе с числовыми штангами. Как работать с материалом. Штанги лежат в беспорядке на ковре. Ковер должен достаточно отличаться по цвету от материала. Учитель берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы и кладет у верхнего края ковра. Он проводит правой рукой по всей длине штанги. Затем от берет более короткую штангу и кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы штанг лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, учитель проводит рукой по ступенькам получившейся лестницы. Так ребенок интуитивно постигает различие длин. Перед тем, как ребенок повторит упражнение, штанги нужно снова разложить поодиночке в беспорядке на ковре.

12 Прямая цель: узнать о различии размеров при неизменной форме. Узнать, как полость и тело соответствуют друг другу. Косвенная цель: развитие тонкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию карандаша при письме. Создание порядковых структур (представления о порядке) в области размеров предметов. Как работать с материалом. Блоки включаются в работу по одному. Учитель начинает с блока В. В первый раз рекомендуется взять блок В, так как цилиндры в нем равной высоты, и при вставлении цилиндра в не то отверстие ошибка хорошо видна ребенку. Порядок взаиморасположения учителя и ученика важен. Так ребенок может наблюдать за действием учителя при вынимании и вставлении цилиндров. Учитель берет цилиндр из блока и ставит его на стол перед блоком. При этом он ясно показывает, как нужно охватить кнопку тремя пальцами правой руки (пальцами, которыми пишут). Затем он вытаскивает все цилиндры и ставит их в беспорядке на стол. Если учитель хочет обратить внимание ребенка на углубления в блоке, то вынутый цилиндр лучше всего ставить позади блока. Теперь он берет произвольный цилиндр, внимательно рассматривает его, заглядывает в углубления блока, сравнивает цилиндр и углубления друг с другом и помещает цилиндр в подходящее углубление. Так он поступает со всеми цилиндрами. Ребенок повторяет действия учителя. Точно так же поступают поочередно с другими блоками.

13 Прямая цель: осознать, что при одной и той же форме предметы могут иметь различные размеры. Составить ряды по заданным или самостоятельно выбранным правилам. Закрепить понятия (наглядный устный урок). Косвенная цель: обучение целенаправленным действиям и совершенствование моторики. Составление упорядоченных структур относительно размеров предметов. Упражнения: построить башню; выполнить упражнение с закрытыми глазами; построить ряд, основанный на другой закономерности (смотри розовую башню!); вытащить цилиндр из ряда, ряд сдвинуть, затем снова поставить извлеченный цилиндр на свое место в ряду; найти цилиндры, у которых какое-либо свойство, например, высота или диаметр, одно и то же. Ребенок осознает закономерность и может сам найти комбинации и вариации; найти цилиндры, имеющие какие-либо два одинаковых свойства, например, одинаковые цвет и диаметр или одинаковые диаметр и высоту; построить из цилиндров змею. Внутри змеи высота цилиндров должна убывать; составить комбинации со вставными цилиндрами.

14 Материал: ящик 1 содержит по 2 таблички желтого, красного и голубого цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками. Прямая цель: различение основных цветов. Косвенная цель: развитие тонкой моторики. Материал: ящик 2 содержит по 2 таблички следующих цветов: желтый, оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, черный, белый и серый. Прямая цель: познакомиться со смешанными цветами, а также с черным и белым цветом. Косвенная цель: развитие тонкой моторики. Материал. Ящик 3 имеет 9 отделений. Каждое отделение содержит по 7 табличек одного цвета, тон которых меняется от бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый. Прямая цель: правильный подбор и знание цветовых оттенков. Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

15

16

17

18

19 КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

20 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА

21

22 КЛАВИШНАЯ ДОСКА (ШЕРОХОВАТЫЙ- ГЛАДКИЙ)

23 ДОСКА ДЛЯ ОЩУПЫВАНИЯ (КРУПНЫЙ — МЕЛКИЙ)

24 ЯЩИК С КУСОЧКАМИ ТКАНИ

25

26 ТЯЖЕЛЫЕ ТАБЛИЧКИ

27

28 Учитель трясет какую-либо коробочку и просит ребенка принести ту, шум которой тише или громче; — коробочки раздают шести детям. Ребенок, у которого коробочка с самым громким шумом, встает. Ребенок, шум коробочки которого несколько тише, встает рядом. Упражнение продолжается, пока не будет таким образом выстроен весь ряд. ШУМЯЩИЕ КОРОБКИ

29 ЗВОНОЧКИ

30

31 КОРОБОЧКИ С ЗАПАХАМИ

32

33 ВКУСОВЫЕ БАНКИ

34

35 ТЕПЛЫЕ КУВШИНЫ

36 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/741835

Монтессори-материалы

Сегодня эффективность методики развития и обучения детей Монтессори не вызывает сомнений.

Наблюдая за играми детишек и их естественным развитием, известный ученый и философ Мария Монтессори создала уникальную систему воспитания малышей, основанную на идее мотивации ребенка к саморазвитию и самопознанию.

Важно

Каждый малыш уникален и с самого рождения стремится к самостоятельности, а задача взрослых — помочь ему раскрыть свои возможности – на этом принципе построена схема работы с детьми в школах Монтессори — школах-последователях методики величайшего педагога-гуманиста.

Кроме того, в учебных заведениях подобного плана используется дидактический материал, разработанный самой создательницей и предназначенный для развития мелкой моторики и сенсорики малышей.

Дидактический материал Монтессори

Картотека игр и пособий Марии Монтессори достаточно разнообразна. Ведь обучению малышей педагог посвятила всю свою жизнь, и методом проб и ошибок отбирала только самые лучшие и эффективные упражнения, игры и материалы. Она учитывала все до мелочей.

Удобство мебели, правильная организация пространства, соблюдение правил и порядка, возраст малышей – ни одна мельчайшая деталь не осталась без ее внимания.

Что уж говорить о «золотом материале Монтессори» — игры и дидактические развивающие материалы, которые применяются сторонниками методики и по сей день.

На их основе создаются современные игрушки, а мамочки-рукодельницы мастерят своим малышам аналоги собственноручно. К примеру, современные пазлы, сортеры, развивающие коврики – все это наследие Марии Монтессори. Они способствуют развитию личности, помогают самостоятельно познавать окружающий мир, а также систематизировать уже приобретенные навыки и знания.

Читайте также:  Мудрые высказывания о воспитании и обучении

Делая упор на развитие мелкой моторики и сенсорики, создательница стремилась развить духовное начало малышей, ведь по ее мнению, это основа полноценной, свободной и самодостаточной личности.

Чтобы иметь более четкое представление о материалах для Монтессори занятий, рассмотрим несколько примеров:

  1. Разнообразные мешочки с наполнением. В качестве последнего используются крупы, горох, фасоль, пенопласт. Их задача развивать тактильные и зрительные способности малышей.
  2. Баночки с различным наполнением. Развивают слуховые способности самых маленьких.
  3. Сундучок с секретами, наверняка понравится деткам постарше. Нехитрое приспособление в виде коробки с различными баночками, где в каждой спрятан какой-нибудь сюрприз (к примеру, маленькая игрушка), научит малыша открывать и закрывать емкости, а также поможет развить кисти рук.
  4. Пластиковые «голодные» игрушки с отверстием во рту. Конечно же, кроха не откажется помочь «другу», и с удовольствием накормит его маленькими бусинками или горохом. Такое упражнение тренирует глазомер, руку, внимание и терпение.
  5. Пальчиковые краски – гениальное изобретение, очень нравятся многим детишкам. Ну а само рисование бесспорно увлекательное и полезное занятие для детей всех возрастных категорий.
  6. Разрезанные картинки – своего рода мини-пазлы.
  7. Предметы определенной группы, которые отличаются по цвету, форме или по размеру. К примеру, перед ребенком выкладывают три елочки и дают перемешанные кружечки: красные, синие и желтые. Задача малыша украсить каждую елочку кружечками определенного цвета.
  8. Рамки-вкладыши. Созданные по типу простого конструктора, чаще деревянного, тренируют оптико-пространственное мышление, мелкую моторику и координацию. Существуют разнообразные вкладыши с изображениями животных, мультперсонажей, овощей и фруктов, геометрических фигур.
  9. Розовая башня. Знакомит детишек с понятиями «большой» и «маленький», «меньше», больше.

Источник: https://womanadvice.ru/montessori-materialy

Игры по методике М. Монтессори для развития навыков детей

Пропагандируя принцип «ненавязчивого обучения», Мария Монтессори разработала множество дидактических игр, направленных на развитие необходимой зрительной координации, умение работать с мелкими материалами и жидкостями. Начинать такие развивающие уроки можно уже с трехлетнего возраста, только не забывайте, что ребенок, работающий с мелкими деталями, постоянно должен находиться в зоне вашего внимания.

Как правило, любые развивающие игры Монтессори предусматривают развитие у ребенка следующих навыков: работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, уметь сортировать (выделять основные признаки, приоритеты и т. п.). Все эти игры, направленные на развитие навыков, позволяют сформировать и успешно развивать у малыша чувство самоуважения.

Игра для детей, направленная на развитие координации движений

Эта игра по пересыпанию фасоли («сухое переливание») подходит для детей 3-4 лет.

Необходимые материалы для игры по методике Монтессори: поднос со стоящими на нем двумя одинаковыми небольшими прозрачными пластмассовыми кувшинами, один из которых наполовину заполнен зернами фасоли среднего размера (размеры контейнеров должны соответствовать возрасту и физическому состоянию ребенка, чтобы он мог комфортно держать их в руке и спокойно манипулировать ими).

Цель игры: развитие координации движений, подготовка к переливанию жидкостей.

Предварительная подготовка:

  • ребенок должен уметь переносить поднос;
  • он имеет опыт игры с песком.

Пошаговое представление деятельности:

  • Пригласите ребенка поработать с вами.
  • Аккуратно медленно перенесите поднос на стол.
  • Усядьтесь за стол без шума.
  • Поднос должен стоять прямо перед вами. Контейнер с фасолью — слева от вас, его ручка повернута к вам. Пустой кувшин — справа от вас.
  • Положите пальцы вашей «рабочей» руки (т. е. той руки, которой вы в основном выполняете всю работу) на ручку кувшина с фасолью и сожмите пальцы.
  • Положите второй и третий пальцы второй руки под носик кувшина. Медленно поднимите кувшин.
  • Аккуратно загляните в пустой кувшин и поднесите руками второй кувшин так, чтобы он находился прямо над пустым кувшином.
  • Медленно наклоните кувшин с фасолью и пересыпайте фасоль в пустой кувшин, пока последняя фасолина не упадет в этот кувшин.
  • Поставьте кувшин на место так же, как он стоял до начала упражнения (т. е. он снова окажется слева от вас).
  • Подберите фасолины, которые случайно рассыпались по подносу, столу или полу, и положите их в кувшин с фасолью.
  • Медленно повторите весь процесс, пересыпая фасоль из правого кувшина в левый.
  • Снова проверьте, нет ли рассыпанной фасоли. Соберите ее в кувшин.
  • Ручки обоих кувшинов должны быть повернуты к вам.
  • Пригласите ребенка повторить упражнение.
  • После работы верните поднос на полку.

Во время этой игры с детьми по методике Монтессори обратите особое внимание на следующие моменты:

  • акккуратная фиксация ручки кувшина вашей рукой;
  • пересыпание равномерное, без рывков;
  • в кувшине, из которого мы пересыпаем фасоль, не остается ни одной фасолины;
  • пересыпаем фасоль из кувшина в кувшин как минимум дважды;
  • носик кувшина располагается четко над горловиной второго кувшина;
  • соблюдаем среднюю скорость пересыпания (не быстро, но и не медленно).

Обратите внимание ребенка:

  • наклон кувшина позволяет контролировать скорость пересыпания;
  • лучше всего пересыпать через носик (а не через любое другое место горловины).

Расширение словарного запаса: кувшин, горловина кувшина, носик кувшина, ручка кувшина, фасолина, пересыпание.

Наиболее интересные моменты игры на развитие координации движений:

  • перенос подноса;
  • звук пересыпаемой фасоли;
  • сама фасоль (цвет, форма, ощущение).

Контроль ошибок:

  • зрительный (рассыпавшаяся фасоль, количество фасоли в кувшине);
  • звуковой (звук падающей фасоли — на поднос, на стол, на пол).

Дальнейшее расширение игры по методике М. Монтессори:

  • использование различных контейнеров — того же размера, но непрозрачных (пластмассовых, деревянных, керамических, стеклянных);
  • использование различных наполнителей (горох, бобы, рис, гречка, манная крупа);
  • использование контейнеров другого размера и формы.

Эта игра для развития зрительно-моторной координации по пересыпанию крупы, используя воронку, подходит для детей 4-5 лет.

Необходимые материалы для игры по системе Монтессори:

  • поднос;
  • маленькая кружка с ручкой;
  • прозрачный стакан меньшего диаметра, чем кружка;
  • воронка;
  • крупа (рисовая, гречневая и т. п. — диаметр зерен Должен обязательно быть меньше диаметра воронки).

Цель этой развивающей игры по методу Монтессори — научить детей пользоваться воронкой.

Предварительная подготовка ребенка: перенос подноса, «сухое переливание», игры с песком.

Пошаговое представление деятельности:

  • Пригласите ребенка поработать с вами.
  • Аккуратно медленно перенесите поднос на стол.
  • Усядьтесь за стол без шума.
  • Поднос должен стоять прямо перед вами. Кружка — слева от вас, ее ручка повернута к вам. Кружка примерно на треть заполнена крупой. Воронка — в центре подноса. Стакан — справа от вас.
  • Внимательно посмотрите на горловину кружки. Медленно проведите по всей окружности горловины указательным и средним пальцами (начните около ручки; направление движения пальцев против часовой стрелки).
  • Внимательно посмотрите на горловину стакана — проведите пальцами по окружности горловины стакана (как описано выше), чтобы подчеркнуть разницу в диаметре.
  • Возьмите воронку «рабочей» рукой и поместите ее в стакан (она должна как бы висеть в стакане за счет разницы диаметров горловин).
  • Возьмите кружку «рабочей» рукой за ручку. Поднесите ее к воронке.
  • Очень медленно наклоните кружку, контролируя поток крупы, чтобы она не застревала в воронке.
  • Проверьте, вся ли крупа высыпалась из кружки. Поставьте кружку на место (слева от вас).
  • Проверьте, не застряла ли в воронке крупа. Если нужно, слегка приподнимите воронку и легонько встряхните ее (чтобы вытряхнуть застрявшую крупу).
  • Поставьте воронку на место (в центр подноса).
  • «Рабочей» рукой возьмите стакан, поднимите его и поднесите к горловине кружки. Держите его над центром кружки.
  • Аккуратно наклоните стакан и медленно пересыпьте крупу в кружку.
  • Поставьте стакан на место (справа от вас).
  • Очистите поднос от просыпавшейся крупы. Повторите все действия снова, если это необходимо для ребенка.
  • Пригласите ребенка повторить ваши действия.

После работы верните все предметы на полку.

Во время этой игры, направленной на развитие координации, обратите особое внимание:

  • на движение пальцами вдоль окружности горловины кружки и стакана;
  • на расположение воронки в стакане;
  • на аккуратное обращение с кружкой и стаканом;
  • на медленное аккуратное пересыпание крупы при наклоне кружки и стакана;
  • на контроль полного пересыпания крупы из кружки и через воронку;
  • на шелест пересыпающейся крупы.

В ходе игры по методике Марии Монтессори обратите внимание ребенка:

  • воронка нужна для пересыпания крупы из более широкого сосуда в более узкий;
  • скорость пересыпания изменяется при изменении угла наклона сосуда;
  • слишком большая скорость пересыпания может привести к закупориванию воронки и помешать дальнейшему движению крупинок.

Расширение словарного запаса: кружка, стакан, воронка, название используемой крупы.

Наиболее интересные для ребенка моменты дидактической игры по системе Монтессори:

  • воронка, кружка, стакан — разного диаметра;
  • звук при пересыпании крупы;
  • наблюдение за движением крупинок из кружки через воронку в стакан;
  • размещение воронки в стакане.

Контроль ошибок:

  • зрительный (рассыпавшаяся по подносу, по столу или полу крупа);
  • звуковой (прерывание шелеста пересыпаемой крупы при закупоривании воронки).

Дальнейшее расширение развивающей игры по методике Монтессори:

  • использование воронок и сосудов большего и меньшего диаметра (включая бутылки);
  • работа с различной крупой.

Игра по методу Монтессори, направленная на развитие навыков работы с водой

Эта игра на развитие координации движений учит правильно переливать жидкость из разных сосудов, она подходит для детей 4-5 лет.

Необходимые материалы:

  • поднос;
  • маленький кувшин, наполовину наполненный водой;
  • маленькая пластмассовая бутылка с завинчивающейся крышкой;
  • тряпочка для вытирания воды.

Цели деятельности: научить переливать воду из кувшина с носиком в сосуд без носика и наоборот.

Предварительная подготовка ребенка: перенос подноса, переливание воды, закручивание крышки.

Пошаговое представление деятельности:

  • Пригласите ребенка поработать с вами.
  • Аккуратно медленно перенесите поднос на стол.
  • Усядьтесь за стол без шума.
  • Усадите ребенка рядом (со стороны своей «нерабочей» руки).
  • Поднос должен стоять прямо перед вами. Кувшин с водой — слева от вас, ее ручка повернута к вам. Бутылка — справа от вас.
  • Возьмите бутылку «нерабочей» рукой. Медленно открутите ее крышку «рабочей» рукой. Положите эту крышку на поднос за бутылкой.
  • Возьмите ручку кувшина «рабочей» рукой, указательный и средний пальцы второй руки расположите прямо под носиком кувшина.
  • Медленно поднимите кувшин и подержите его точно над центром горловины бутылки.
  • Наклоните кувшин и медленно переливайте воду в бутылку до последней капли.
  • Поставьте кувшин на место.
  • Возьмите тряпочку и аккуратно вытрите воду с носика кувшина и с подноса. Положите тряпочку на место.
  • Возьмите бутылку «рабочей» рукой, придержите ее горлышко двумя пальцами второй руки, аккуратно наклоните ее над центром горловины кувшина.
  • Полностью перелейте воду из бутылки в кувшин.
  • Поставьте бутылку на место.
  • Протрите тряпочкой бутылку, кувшин, поднос, чтобы убрать разбрызгавшуюся воду.
  • Возьмите бутылку «нерабочей» рукой. «Рабочей» рукой возьмите крышку от бутылки и закрутите ее.
  • Поставьте все предметы по местам, повернув ручку кувшина в вашу сторону.
  • Повторите последовательно все действия, если это необходимо.
  • Пригласите ребенка повторить ваши действия.
  • После работы верните поднос на его место на полке.

Во время игры с водой по системе Монтессори обратите особое внимание:

  • как аккуратно держать кувшин за ручку и поддерживать пальцами носик кувшина;
  • как медленно и равномерно переливать воду;
  • воду надо полностью вылить из сосуда;
  • переливают воду, располагая верхний сосуд четко над центром горловины нижнего сосуда;
  • как откручивают и закручивают крышку бутылки;
  • как вытирают воду с поверхностей сосудов, подноса и стола.

В процессе игры на развитие навыков переливания жидкостей обратите внимание ребенка:

  • скорость переливания воды изменяется при изменении угла наклона сосуда;
  • крышка бутылки откручивается против часовой стрелки а закручивается — по часовой.

Расширение словарного запаса — кувшин, стакан, ручка, струя воды, открутить, закрутить.

Наиболее интересные для ребенка моменты урока:

  • красивые предметы;
  • звук льющейся воды;
  • вид струи воды.

Контроль ошибок:

  • зрительный (кувшин заполнен водой меньше чем наполовину;
  • брызги воды на подносе, на столе);
  • звуковой (прерывание звука льющейся воды); тактильный (мокрая тряпочка после протирания поверхностей)

Дальнейшее расширение игры по методике Монтессори:

  • использование сосудов приблизительно одинакового размера, затем — разного размера и прозрачности, сделанных из разных материалов;
  • изменение цвета воды;
  • применение жидких составов разного веса и консистенции (растительное масло, варенье, сметана и пр.).

Статья прочитана 4 101 раз(a).

Источник: https://vkapuste.ru/?p=8934

Ссылка на основную публикацию