Как обучать ребёнка чтению?

Как научить ребенка читать: техника быстрого чтения

Не успели родители научиться пеленать своего кроху, как вот уже настал момент, когда нужно постигать азы чтения. Дети растут молниеносно и молодым родителям необходимо постоянно пополнять сой багаж знаний на самые различные темы воспитания.

В данной статье мы предлагаем вашему вниманию ответ на вопрос как научить ребенка быстро читать, какие способы и методики существуют. Итак, начнем по порядку…

Как научить ребенка читать

Для современных родителей предлагается множество методик обучения ребенка чтению. Одни основываются на традиционных принципах, другие – более современные. Но какую же из них выбрать и как научить ребенка читать, что бы этот процесс был интересным и продуктивным? На эти и многие другие вопросы мы постараемся дать ответы в нашей статье.

Перед тем как бросаться в чтение как в омут с головой, нужно четко понимать, почему уметь правильно читать так важно для вашего малыша. В первую очередь это самый надежный и распространенный способ получения информации.

Во-вторых, малыш не должен отличаться от своих сверстников и самое главное – правильно обучая чтению, вы можете привить своему чаду на всю жизнь любовь к книгам, а это так важно для развития гармоничной и интеллектуально развитой личности.

Советую вам обратить внимание на новейшую методику по снижению веса от Галины Гроссманн — получите бесплатный 15-минутный вебинар сейчас. Не пропустите начало тренинга! Узнать больше

Вам может быть интересно: Учим ребенка послушанию

С чего начать

От родителей, бабушек и дедушек мы постоянно слышим, что начинать обучение чтению нужно, конечно же, с алфавита. Не будем оскорблять опыт родственников, но скажем лишь, что познание символов – это скорее конец пути, нежели начало.

А начинать нужно с движения!

Способность малыша воспринимать информацию и учиться, в том числе и чтению, закладывается еще в раннем детстве. Она напрямую зависит от двигательной активности малыша и от его способности ориентироваться в пространстве. Предшествовать чтению могут пение и обучение игре на самых элементарных музыкальных инструментах.

Играйте с сыном или дочкой в мяч, используйте скакалку или «резиночку». Разучивайте мелодии и стихи. Все эти меры станут мощной основой для будущего обучения чтению, процесс будет максимально эффективным и легким.

Правила обучения

В данной главе мы рассмотрим основные правила и рекомендации для родителей и ответим на вопрос как научить ребенка читать быстро и легко, чтобы процесс при этом не сопровождался слезами, истериками и обидами.

  • Начинать рекомендуется с самого раннего возраста, но конечно если ребенку самому это интересно.
  • Во время обучающего процесса всегда оставайтесь в веселом расположении.
  • Уважайте вашего ребенка.
  • Читайте только тогда, когда и вы, и ребенок в хорошем настроении.
  • Умейте остановиться прежде, чем этого попросит малыш.
  • Показывайте материалы быстро.
  • Как можно чаще предлагайте новые материалы.
  • Будьте последовательными.
  • Подготавливайтесь тщательно и заранее.
  • Занимайтесь регулярно, но не долго. Начинайте первые уроки с продолжительностью в 5-10 минут и доводите в дальнейшем до 30 минут, не больше.
  • Очень важно, что бы вы и ваш ребенок чувствовали, что вы отлично провели время
  • Проводите занятие в виде игры

Перед тем, как приступать к технике чтения, конечно, следует выучить алфавит, отличными помощниками в это вам станут кубики. Картинки, изображающие определенные предметы, помогают ассоциативно связывать их с буквами.

Как подготовить ребенка

По каким физиологическим признакам можно понять, что ребенок готов обучаться чтению?

  • Малыш умеет в первую очередь говорить, составлять связные предложения или рассказ.
  • Отсутствие логопедических нарушений, по большей мере это касается нарушений ритмичности и мелодики речи.
  • Ребенок правильно ориентируется в пространственных понятиях – вверх, вниз, влево, вправо.
  • Малыш способен распознавать различные звуки не только в начале слова, но и в средине или в конце.

Не знаете, как научить ребенка читать дома? В привычной для карапуза обстановке, вы можете подготовить его, соблюдая следующие рекомендации:

  • Каждый день систематически читайте новые и перечитывайте заново старые сказки и истории.
  • Объясняйте значения непонятных новых слов, которые встречаются в книге.
  • Сопоставляйте сказочные истории с реальными событиями вашей жизни, родственниками и друзьями.
  • В диалогах и информационных рассказах задавайте вопросы, такие как «что произошло потом?» или «ты видел когда-нибудь такое?».

Успешно миновав подготовительный этап, вы можете заметить, что ребенок уже сам проявляет инициативу познавать чтение, не упустите момент и не останавливайтесь.

Как лучше проводить занятия (В виде игры, задания и т.д)

На данный момент существует множество разнообразных способов, как научить ребенка читать быстро и правильно. Это и кубики Зайцева, карточки Домана, шершавые буквы по методике Марии Монтессори, методика Тюленева и многие другие способы. Молодым родителям для начала необходимо детально ознакомиться с каждым из них и выбрать способ обучения, который будет самым оптимальным для их малыша.

Что касается конкретного того, как проводить занятие, то для приятного и эффективного времяпрепровождения соблюдаете следующие правила:

  • Играйте! Обучение дошкольника должно осуществляться исключительно в игровой форме, ненавязчиво и увлекательно.
  • Применяйте разнообразные материалы, пособия и игры.
  • Важно не как долго длилось занятие, а с какой частотой.
  • Указания родителя должны быть короткими, но емкими.
  • Чередуйте учебные упражнения с физической разминкой.
  • Если у ребенка наблюдается нежелание работать, то это сигнал того, что взрослый делает что-то не так.
  • Запаситесь терпением, кроха имеет право на ошибку.
  • Не сравнивайте вашего малыша с другими детьми.
  • Каждый ребенок уникален, найдите такие методы и способы, которые будут удовлетворять индивидуальные особенности вашего дитяти.
  • Никогда не проводите занятия в плохом настроении.

Способы научить ребенка читать бывают самыми разнообразными, но еще раз отметим, что домашние занятия должны приносить удовольствие и интересные впечатления как родителям так и ребенку.

Как научить ребенка читать по слогам

Если вы обучаете чтению по слогам, то лучшим помощником в этом случае станет обычный букварь. При помощи этой книги вы легко справитесь с вопросом как научить ребенка читать по слогам. Для начала малыш учится понимать, как складываются буквы в слоги, слоги в слова, а слова в словосочетания и целые предложения.

Первым делом учите открытые гласные А, О, У, Э, Ы. Затем приступайте к твердым согласным – М,Н. Обращайте особое внимание на правильное произношение: не «эм» или «ме», а именно «м». последними на очереди остаются шипящие звуки.

Как научить ребенка читать слоги слитно? Одна из эффективных методик основывается на пении слогов. Дети быстро этому учатся и поют слоги на одном дыхании.

Как научить ребенка читать по английски

Если вы решили начинать обучать своего малыша чтению на английском с нуля, то для начала выучите, хотя бы несколько иностранных слов. Пусть малыш привыкает на слух воспринимать звучание английских слов.

Также важно, что бы он понимал значение выученных слов. Рекомендуется начинать процесс обучения английскому языку уже после того, как дитя научилось читать на родном, уже будет понимание того, как буквы образуют звуки и складываются в слова. В этом случае обучение пройдет намного быстрее. Как научить ребенка читать по английски более детально рассмотрим далее.

С чего начать

Начинать читать на английском следует с изучения алфавита.

Заинтересуйте вашего подопечного интересными игрушками, кубиками, песенками, карточками, рисунками и самыми разнообразными материалами какие только способна придумать ваша фантазия.

Чем занимательнее будет занятие, тем лучше запомнится материал. Особое внимание обратите на то, что звуки и буквы это разные понятия, особенно в английском языке.

Подготовка ребенка

Подготовительный процесс, предшествующий началу обучения английскому, аналогичен, как и к родному языку. Смотрите мультфильмы на языке оригинала, читайте самые простые сказки, называйте знакомые ребенку вещи и предметы на английском. Так малыш будет адаптироваться к новому языку, и непосредственно обучение не будет вызывать стрессовых ощущений.

Способы

Все большей популярностью у родителей начинает пользоваться так называемый способ обучения Фоникс. Как научить ребенка читать по этому методу? Принцип его состоит в том, что дети не учат буквы отдельно от слов, а учат конкретный звук, который формирует слово. Это означает, что буква «s» запоминается не как «эс», а как «с».

Для активного развития мышления ребенка, уделяйте внимание моторике, которая имеет огромное значение для умственного развития. Купите материалы, с которыми малыш сможет работать руками и параллельно учить язык.

Нетрадиционный способ как ответ на вопрос как научить ребенка быстро читать техника чтения. Он эффективно применяется как в обучении чтению родного, так и иностранного языка.

Суть его заключается в обратном порядке, то есть процесс познания начинается с целого слова и переходит к буквам. Зачастую этот способ рекомендуется применять для детей 3 лет.

Обратите внимание

На карточках печатаются английские слова, малыш развивает способность ассоциировать виденное слово и слышимые звуки.

Вам может быть интересно: Как научить ребенка разговаривать

Упражнения на чтение

Упражнений на чтение существует огромное множество, мы же предлагаем вашему вниманию одно из самых простых и понятных. Заключается оно в группировке слов по звукам. Ребенок будет запоминать комбинации букв, читая определенную группу слов.

Вследствие чего закладывается в памяти четкое понимание того, как правильно читать те или иные слова.

say, may, lay, stay, way, pay, play mate,

fate, rate, late, gate game, came, make,

Kate sun, fun, run, gun, cut, but, nut

twice, ice, rice, mice, lice

sit, pit, fit

fine, nine, mine, shine, line

not, spot, lot

gone, done

Чем больше будет малыш читать, тем лучшие успехи он будет достигать в процессе обучения.

Когда можно начинать обучение (Возраст)

В предыдущих пунктах мы уже говорили о том, по каким признакам можно определить, что ваше чадо уже готово познавать азы чтения. Повторим еще раз:

  • Говорит предложениями.
  • Развит фонематический слух.
  • Отсутствие логопедических проблем.
  • Нормальная ориентация в пространстве.

Зачастую эти признаки проявляются к пяти годам, но дети абсолютно индивидуальны и родители должны это учитывать, чтобы не пропустить самый подходящий момент, когда они будут максимально восприимчивы к новой информации.

И еще — не будь жадиной и поделись в социальных сетях!
Это лучшая благодарность для нас…

  • Поделиться
  • Нравится

Источник: https://33devici.ru/kak-nauchit-rebenka-chitat-tekhnika-bystrogo-chteniya.html

Как научить ребёнка читать?

В большинстве школ ребёнка не примут в первый класс, если он не умеет читать. Поэтому часто учить читать приходится самим родителям. Но как заниматься, какую методику выбрать, с чего начать, а главное — когда? Попытаемся разобраться.

Что значит уметь читать?

На этот, казалось бы, элементарный вопрос ответит не всякий взрослый. Мало кто задумывается над тем, что мало выучить буквы, научиться складывать слоги или даже запоминать целые слова и предложения.

Суть обучения в том, чтобы ребёнок умел осмысленно воспринимать и усваивать текст.

Когда же он, наконец, зачитает?

На этот вопрос самым неправильным ответом будет: «Чем раньше, тем лучше». Конечно, все родители гордятся успехами своего чада и многие хотят продемонстрировать окружающим «маленького гения», читающего уже в год, два, три. Но не вредно ли это?

Невропатологи предупреждают: родители, желающие как можно раньше начать обучение малыша чтению, могут навредить ребёнку.

Человеческий мозг созревает постепенно. Интенсивно развивая те его отделы, которые пока ещё не готовы работать в полную силу, мы сами создаем психологические проблемы, такие как гиперактивность и чрезмерная возбудимость.

Вы можете сами определить физиологическую готовность к чтению.

• Ребёнок не только говорит предложениями, но у него полностью сформирована речь, т.е. он может составить связный рассказ.

• У него достаточно развит фонематический слух. Ребёнок умеет услышать и распознать звук в начале, середине и конце слова.

• У ребёнка нет логопедических проблем (имеется в виду не только неумение произносить некоторые звуки, но и нарушения мелодики, ритма речи, и т.п.).

• У малыша достаточно развита пространственная ориентация. Он не путается в понятиях «право», «лево», «верх», «низ» и т.п.

Специалисты советуют подождать хотя бы до пяти лет, когда мозг уже способен к освоению знаковых систем (букв, цифр, нот).

Прыгать, скакать и бить в барабаны!

«Начинать нужно с букв!» — привыкли мы слышать от родителей. Нет, нет и нет! Буквы — это символы, которые обозначают то, что ребёнок уже усвоил, это конец, а не начало.

Подготовка к хорошему восприятию текста начинается с движения. Нет, не с движения глаз по строчкам.

Важно

Будущая способность к обучению закладывается в раннем детстве; она зависит от двигательной активности и от того, насколько ребёнок хорошо ориентируется в пространстве.

Важно развивать у малыша чувство ритма — здесь хорошо помогают пение и игра на простейших музыкальных инструментах (дудочка, бубен, барабан). Полезны любые игры с мячом, а также игры со скакалкой, «резиночки» и т.п.).

Очень полезно повторять мелодии, просто слова, стихи. Учите ребёнка вслушиваться в незнакомые и тихие звуки (например, на природе). Так же важен фонематический слух — годам к пяти просите ребёнка ответить, какой звук он слышит в конце или в начале заданного слова.

Читайте также:  Первые блюда. рецепты

Слова, слоги, звуко-буквы — что выбрать?

Не каждый родитель способен сориентироваться в разнообразии методик. Но, так или иначе, их можно разделить на несколько групп.

• Чтение цельными словами (или глобальное чтение — с раннего детства ребёнку показывают сразу целые слова и закрепляют их значение с помощью зрительной памяти — методика Глена Домана).

• Слоговое чтение (ребёнок выучивает и читает целые слоги — методика Николая Зайцева).

• Сложение букв (сначала ребёнок учит названия букв — «эм», потом пробует их складывать: «эм -а» — «ма», и т.д.).

• Звуко-буквенная методика (ребёнок воспринимает звуки, анализирует их в составе слова, учится слышать их и соотносить с буквами).

Почему звуко-буквенный метод лучше?

• Ребёнок сначала воспринимает звуки. Поэтому вполне естественно начинать обучение с них, а не с букв и символов. К тому же при слоговом или глобальном чтении ребёнок заучивает слоги или слова, не анализируя их.

• При слоговом чтении или, тем более, чтении целыми словами у детей возникают трудности понимания текста, что сильно отражается на грамотности. Часто дети не могут прочитать сложные слова, они привыкают читать лишь открытые слоги («ба», «па», «ма» и т.п.).

• При слоговом или глобальном чтении нарушается главный педагогический принцип «от простого к сложному», поскольку ребёнок сразу погружается в сложную систему символов.

От звуков к стихам

• Сначала нужно заинтересовать ребёнка. Расскажите ему о разных письменностях, покажите иероглифы и различные способы написания букв, древние свитки или таблички в музее. Вспомните, как сами научились читать (но ваш рассказ не должен отбить у ребёнка охоту учиться).

И ещё один простой совет — больше читайте вслух.

• Переходите к звукам. Учите малыша вслушиваться в окружающий мир. Попросите его изобразить, как жужжит пчела, как шуршат сухие листики по земле, как падает с ветки яблоко. Используйте звукоподражательные слова в играх.

Научите ребёнка отличать гласные от согласных (важно запомнить не эти названия, а то, что звуки отличаются друг от друга).

Спросите, можно ли этот звук петь голосом, какой звук в начале или в конце слова, какое слово начинается с того же звука? Если ребёнок может ответить на подобные вопросы, стоит двигаться дальше.

• Теперь — буквы. Уже в младенчестве рядом с кроваткой ребёнка вешают красочные плакаты — алфавит с картинками. Но у ребёнка может закрепиться один-единственный образ за каждой буквой.

Если он запомнил, что «б» — это «барабан» (так было на картинке!), то на вопрос, что он слышит в начале слова «бык», он ответит: «Барабан»! Лучше не пользоваться такими приёмами и расширять ассоциативный ряд. Мы слышим звуки и обозначаем их на письме буквами.

Поэтому мы спрашиваем «какой звук ты слышишь в начале этого слова?», а не «какую букву?».

Совет

Необходимо помнить, что ребёнок воспринимает мир через движение. Как же быть с запоминанием букв? Начертите огромные буквы мелом на асфальте или палкой на песке, пройдите по ним вместе с ребёнком.

Сделайте буквы из теста, проволоки, пластилина и т.п. Максимально задействуйте способность ребёнка воспринимать мир через органы чувств.

Поиграйте в «загадки» — «нарисуйте» знакомую букву пальцем на спине ребёнка, пусть он её угадает.

• А теперь — слоги. Начать легче всего с двух гласных:
Ау
Уа
Иа
И далее прочитывать открытые слоги (согласный + гласный), а затем — закрытые.

Сделайте карточки-таблички (например, в виде многоэтажного домика), где в левом окошке будет согласная буква, а в правое подставляются гласные:
М
М + а = ма
М + и = ми

И обратное упражнение — в левом окошке пишем гласную букву, к ней «приходят» согласные, образуя слоги.
Уже на этапе прочтения первых слогов полезно давать ребёнку осмысленные слова, хотя бы из двух букв, а не просто слоги. Например, «ах», «он» и т.п.

Основные упражнения:

 — Подставить нужную букву (в начале, середине, конце слов): _ыба, _ир, _од. — Найти лишнюю букву и вычеркнуть. — Заменить одну букву так, чтобы получилось новое слово (мак — рак).

— Составить все варианты слогов из нескольких букв. — Добавить недостающий слог в подписи к картинке. Например, к карточке с изображением птицы выкладывается слог «пти». Ребёнок должен закончить слово.

— Распутать «перепутанные» слоги:

КА — шап
КА — лей

— Составить слова из набора слогов. — Выполнить упражнения на развитие внимания при письме. Для этого напечатайте слоги на компьютере, сначала одну строку, потом несколько.

В строке с одинаковыми слогами спрячьте слог с ошибкой. Ребёнок должен найти его и вычеркнуть.

Это могут быть просто буквенные сочетания, две согласные, к примеру:

со со со со со со со со оо со со со со со со со со со со со со оо со со со со со сс.

• Последний этап — предложения. Если ребёнок легко прочитывает коротенькие слова, составьте простые предложения из двух, а затем из трёх слов, постепенно усложняя задания.

Вот мак.
Там ель.
Где кот?

Первые предложения старайтесь составлять из простых знакомых слов: имена членов семьи, основные глаголы и пр. Они не должны быть слишком сложными, чтобы ребёнок, дочитав до последнего слова, не забыл первое. Также на данном этапе не нужно читать стихи — ребёнку еще трудно читать, соблюдая необходимый ритм, и он может расстроиться.

Постепенно усложните задачу, вводя двусложные слова:

Он бе-жит.
Ры-ба в мо-ре.

Очень полезно читать потешки или короткие песенки. Нужно учитывать, однако, что в них есть ритм; они должны вводиться, лишь когда ребёнок может прочитать хотя бы два слова подряд.

Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок,
Там растаял снежок,
Заливает лужок!
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!

Разные дети

Обратите внимание

Даже если ребёнок продвигается медленнее, чем хотелось бы родителям, не стоит торопить события и искать «экспресс-метод». Дети разные — и темпы обучения отличаются.

Чем увереннее малыш пройдёт начальные этапы, тем лучше сможет в дальнейшем анализировать слова и, соответственно, грамотнее писать.

Поэтому лучше ориентироваться не на модное раннее обучение и «чтение с пелёнок», а на особенности мышления и готовность ученика. От того, как вы учите его, зависит, вырастет ли из него вдумчивый и грамотный читатель.

Источник: http://family.booknik.ru/parents/adults/?id=33257

Как научить ребенка читать

Автор:
Владимир Мананников

Когда и как научить ребенка читать? Этим вопросом задается абсолютно каждый родитель.

Одни, повинуясь новомодным тенденциям раннего развития, уже в полтора года снабжают дитя «кубиками  Зайцева».

Другие не торопятся и, отводя ребенка в первый класс, вдруг узнают, что одно из условий начальной школы – умение читать.

Так или иначе, с букварем, азбукой, карточками Домана или кубиками, но через это проходят все мамы и папы.

Когда учить читать ребенка

«Я прочитал в жизни две книги – Букварь и синюю», – говорится в известной шутке. И правда, раньше все было как-то проще: консервативное советское воспитание вручало каждому малышу в возрасте шести лет эту заветную книжицу про буквы и слова.

Сегодня родитель не знает, за что и когда хвататься, ведь в соседней песочнице двухлетний Вася уже читает по слогам! «А нашему-то уже четыре, и ни Бэ, ни Мэ!».

Практика раннего развития популярна на российских просторах недавно, и серьезных исследований «последствий» пока не проводилось.

Однако, множество традиционно настроенных педагогов и неврологов уверяют, что обучение чтению детей до трех лет – от лукавого.

Важно

Дескать, малыши не понимают, о чем читают, осуществляя процесс пусть и успешно, но чисто механически. А к школьным годам и вовсе начинают испытывать проблемы с речью и социализацией.

Когда учить ребенка читать? Есть дети, которые сами проявляют интерес и уже в три или четыре года теребят маму вопросами: «А что это за буква?».

Флаг вам в руки: такую тягу к обучению нужно поощрять. А вот если интерес до пяти лет не возник, его нужно искусственно вызывать.

Обычно к пяти годам формируются главные предпосылки для успешного обучения чтению детей:

  • Малыш умеет говорить целыми, развернутыми предложениями. Тех, кто вообще еще не начал разговаривать, опасно обучать чтению по карточкам.
  • Он хорошо слышит и распознает звуки. Может сказать вам, на какой звук заканчивается произнесенное слово.
  • Он различает близкие по звучанию слова: «фен» и «тень», «рожь» и «роща».
  • Ребенок прекрасно ориентируется в пространстве. Команды «направо» и «налево», «вперед» и «назад», «вверх» и «вниз» не вызывают у него затруднения.
  • Он не посещает логопеда и не имеет никаких проблем с произношением звуков.

Подготовительный этап

Впрочем, вам будет чем заняться до того, как ребенку исполнится пять! Ведь для легкого и быстрого обучения чтению ребенку нужен эффективный «аппарат».

Вам не надо учить ребенка читать, надо учить его слушать! Можно:

1. Читать стихи. Малыш познакомится с интонацией, паузами, ритмом, тоном и выразительностью речи.

2. Играть в пальчиковые игры, выполняя заданные темой движения под песенки и потешки.

3. Читать вслух, например, сказки на ночь. Мы уже говорили о полезных свойствах сказкотерапии, и это – одно из них.

4. Знакомить ребенка с книгами, учить бережно с ними обращаться, не рвать и не мять. Позволять ему самому выбрать ту, которую вы будете читать сегодня.

5. Заниматься звукоподражанием. «Как поет петух? Ку-ка-ре-ку!».

6. Прислушиваться к окружающему миру. Привлекайте внимание ребенка к шуршанию листвы, журчанию речки, пению птиц за окном.

С чего начать, желая научить ребенка читать

Методик обучения чтению детей великое множество. Есть и совсем «безболезненные», проще говоря – игровые, не требующие затрат сил.

Глен Доман предлагает показывать самым маленьким карточки с написанными словами и произносить их вслух. Ребенок, оказывается, уже в два месяца готов «наматывать на ус»! Это так называемое «глобальное чтение»: пропуская звуки и слоги, мы сразу беремся за сложные слова.

Наш соотечественник Зайцев советует умерить аппетиты и начать учиться со слогов. Для этого продаются кубики с нарисованными буквами и их сочетаниями, из которых складываются слоги и слова.

Но и здесь не без подвоха. Имеющиеся на кубиках сочетания твердых согласных с буквой Э в реальной жизни в написании почти не встречаются. Это, помимо прочих бед, заставляет детей делать ошибки на ровном месте: «кафЭ», «цЭнт».

Павел Тюленев предлагает изъять у дитя все игрушки и оставить только карточки со словами. Ведь, по его мнения, главная задача младенца – учиться именно чтению.

Совет

А Мария Монтессори советовала вызывать интерес не только к буквам, но и к материалам, из которых они сделаны. Например, в ход шел шершавый алфавит из наждачной бумаги.

Классические теории обучения чтению детей сходятся в главном: учить не буквам алфавита (эм, ща, ха, бэ), а звукам (б, м, щ, х).

Азбуки-плакаты с картинками лучше сразу отмести, иначе всю жизнь буква К будет ассоциироваться у дитя с крокодилом, а М – с мячом. И тут на смену новомодным методикам приходит старый добрый потрепанный букварь.

Впрочем, можно обойтись и без него. Начинайте обучение  с гласных, а усвоив три – четыре буквы, пробуйте составлять из них слоги. Можно рисовать буквы на кружках и расклеивать по дому, а также искать их на улице – в плакатах и объявлениях.

Не пытайтесь выучить все буквы сразу. Закрепляйте уже изученные играми со слогами и знакомыми словами. После переходите к словам из трех букв (кот, суп, сыр), а потом – из двух слогов (нора, каша).

В любом случае, не сидите над занятиями долго (надоело – сменили тему и обстановку) и превращайте все действо в игру. Чертите буквы на асфальте, лепите из соленого теста, рисуйте их пальчиковыми красками.

Ведь именно в игре ребенок учится легко и с удовольствием! Так и читать он научится легко и быстро!

Источник: https://dobro.pw/kak-nauchit-rebenka-chitat/

Как научить ребенка читать: что обязательно нужно знать

Как научить ребенка читать – рано или поздно этим вопросом задаются все родители без исключения. Казалось бы, что проще: сначала учим с ребенком буквы, потом показываем, как складывать их в слоги, и в конце концов переходим к чтению слов. Но все кажется простым и понятным ровно до того момента, как вы садитесь с ребенком за букварь.

И тут оказывается: у кого-то ребенок просто не хочет заниматься и предпочитает строить из кубиков Зайцева башни, кому-то не удаётся объяснить, как сложить 2 буквы в слог, кто-то «застревает» на этапе чтения простых слов и никак не может перейти к чтению предложений. Чтобы избежать этих и других проблем, родителям необходимо знать несколько принципиально важных моментов.

Когда лучше учить ребенка читать

Принцип «чем раньше, тем лучше» в данном случае не работает. Более того, придерживаясь его, вы может получить прямо противоположный результат.

Не так мало детей, которые знают все буквы уже лет с 2, но так и не начинают читать даже к 5 годам.

И наоборот: есть дошколята, с которыми совсем не занимались чтением лет до 5-6, но они быстро схватывают и начинают читать по слогам через 2–3 месяца обучения.

Читайте также:  Пословицы и поговорки про дурость

Разумеется, важно понимать, что любые крайности вредны.

Обратите внимание

Заставлять малыша в 2 года сидеть за букварем, если ему это неинтересно, так же как и откладывать обучение дошкольника чтению до последнего, надеясь, что за лето перед первым классом он свободно зачитает, — не правильно. Так какой же возраст считать «идеальным» для того, чтобы начинать учиться читать? Если обобщить рекомендации современных педагогов, то это 4,5 – 6 лет.

В идеале, чтобы у ребенка не было в школе проблем с чтением, до первого класса у него должен быть около года «в запасе». Т.е. за год до школы он должен научиться читать, чтобы за это время закрепить полученный навык.

Конечно, если ваш трехлетний малыш без проблем запоминает буквы, с большим интересом рассматривает с мамой букварь, удивляет бабушек и дедушек, постоянно находя знакомые буквы и слоги на вывесках, — откладывать обучение до 4–5 лет не стоит.

В остальных случаях, даже если у ребенка совсем нет интереса к чтению, к его 5 – 5,5 годам родителям уже серьёзно стоит задуматься – как организовать систематические занятия чтением.

О том – как научить ребенка читать правильно, чтобы ваш ребенок захотел учиться читать и делал это успешно, разговор отдельный.

Важные правила

Как правильно научить ребенка читать? Здесь важно помнить несколько моментов:

1. Называем звуки, а не буквы

При изучении алфавита называем ребенку звук, а не букву: не [ДЭ], а [Д], не [КА], а [К], не [И КРАТКОЕ], а [Й].

В противном случае ребенку будет невероятно сложно на этапе складывания букв в слоги и простые слова, например слово «ДОМ» он будет читать как [ДЭ-О-МЭ]. Понять, что за этим набором букв скрывается слово «дом» ему будет очень и очень трудно.

 Помните, что переучить ребёнка называть звуки правильно — задача нелегкая даже для опытных педагогов, а уж тем более для родителей. Поэтому сразу учимся произносить их правильно!

2. Изучайте буквы не в алфавитном порядке

Не стремитесь изучать буквы в алфавитном порядке. Здесь действует простое правило: чем проще произношение звука и чем чаще он встречается в словах, тем раньше мы знакомим с ним ребенка.

Примерный порядок изучения букв:

А, О, С, Н, М, У, Т, К, Л, В, П, Д, И/Ы, Р, З, Б, Г, Е/Ё, Я, Ж, Ф, Х, Э, Ю, Ч, Ц, Ш, Щ, Й (рекомендация Инны Калининой, программа «Игробуквотека»).

Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, активно задействуем его образное мышление. Показываем, на что похожа та или иная буква (например, буква Ч – на чашку или четверку, буква Ф — на фонарь, буква Б имеет брюшко, буква Э высовывает язык и дразнится: «эээ»).

Отличное пособие для изучения алфавита – букварь Е. Бахтиной, в котором каждая буква имеет свой запоминающийся образ и характер. Кроме того, в нем родителям даны подробные рекомендации, как знакомить ребёнка с каждой конкретной буквой, чтобы она хорошо запомнилась.

3. Не откладывайте изучение слогов

Не стоит ждать, пока ребенок выучит все буквы, прежде чем переходить к изучению слогов. Достаточно хорошо выучить 3–4 гласных звука и несколько согласных – и можно уже пробовать их складывать. Главное условие — ребенок должен называть эти буквы четко и уверенно.

  1. Вначале попробуйте с ребенком «подружить» два гласных звука (АУ, УА), которые легко растягивать и пропевать.
  2. Затем пробуем складывать буквы в закрытые слоги (гласный + согласный): ОН, УМ, УЖ, АМ, УС. Ребенок тянет гласный, а пока его тянет – думает, какой звук идет за ним, и называет его. Тянуть первый звук можно сколько угодно, главное произнести два звука слитно. Ребенок должен понять сам принцип слияния букв в слоги, скорость наработается позже.
  3. Если на этом этапе ребенку все понятно – переходим к сложению букв в открытые слоги (согласный + гласный). Чтобы упростить себе и ребенку задачу, вначале возьмите для изучения слоги с согласными, которые можно тянуть: С, Л, М, Н. Действуем по тому же принципу, что и при изучении открытых слогов: ребенок тянет первый звук, пока не вспомнит, какой звук идет вторым. На этом этапе также работаем не над скоростью, а над слитностью произношения слога.

Подчеркнем еще раз: никакого побуквенного чтения слогов и слов быть не должно. Избавиться от привычки читать слоги [МЭ] и [А] будет [МА] невероятно трудно. Плюс это серьезно тормозит ребенка на пути перехода от чтения слогов к чтению слов. Поэтому сразу учимся читать и открытые и закрытые слоги слитно.

Подробно о том, как учить слоги в игровой форме  – в статье по ссылке.

4. Развивайте фонематический слух

  • Изучая букву, вспоминайте, в каких словах она встречается (в начале, середине и в конце).
  • Тренируйтесь узнавать первый/последний звук в слове (например, вы кидаете ребенку мячик, называя слово, а он возвращает вам его обратно, называя первый или последний звук).
  • Называйте /показывайте ребенку похожие звучащие/пишущиеся слова, которые отличаются только одним звуком (кошка – мошка, бочка – дочка, Саша – Даша), и просите назвать этот звук.
  • Не забывайте об этом, переходя к сложению слогов. Называя с ребенком слоги, обязательно вспоминайте, какие слова начинаются на них (ЛО – ложка, лошадь, лодка, СА – самолет, санки, самокат, МУ – музыка, Мурзик, муха, АН – антенна, ананас и т.д.).

5. Учите писать буквы

Письмо – процесс обратный чтению, поэтому важно научить ребенка не только узнавать буквы, но и писать их. Нередки случаи, когда ребенок отлично называет буквы, но серьезно затрудняется их вспомнить без образца и написать.

  1. Начните с простого: выкладывайте изученные буквы из подручных материалов (крупы, пуговиц, карандашей), лепите из пластилина и теста, чертите палочками на песке.
  2. Затем переходите к написанию печатных букв.

6. Начинайте с простых слов

Переходя к чтению слов, повышаем сложность постепенно.

  1. Если у ребенка получается складывать слоги, начинаем пробовать читать первые слова. Легче всего ребенку будут даваться слова, состоящие из 2 одинаковых слогов: МА-МА, БА-БА, ПА-ПА.
  2. Далее пробуем читать слова из 3 букв (закрытый слог + согласный): РАК, ЛАК, ПАР, БЫК, СОМ, а также слова из четырех букв – сначала с одинаковыми гласными: КАША, ДАМА, ФАРА, ЧАША, ЛОТО, КИВИ, НЯНЯ, ДЯДЯ, потом с разными (РОЗА, ШАРЫ, ПОЛЕ, САНИ).
  3. Приступая к чтению более длинных слов (из 5–7 букв), также начинайте со слов с одинаковыми гласными: АГАР – КАМАЗ – КАНАТ – НАЗАД – ХАЛАТ – САХАР; ГОЛОС – ВОРОН — КОКОС – ТОПОТ — ХОХОТ – МОРОЗ; СЕВЕР — ВЕТЕР – ВЕЧЕР – ПЕРЕЦ – ПЕВЕЦ – ТЕРЕМ; КИВИ – ГИРИ – ФИНИК – ЧИЖИК – ФИЛИН; МОЛОКО – ЗОЛОТО – ХОРОШО – БОЛОТО; БАРАБАН – ТАРАКАН – САРАФАН – КАРАВАН.

Чтобы ребенку было легче понимать, как делить слово на слоги, можно на первом этапе помочь ему, например выделяя слог дугой сверху или снизу.

Помните, что даже если ребенок может произнести все слоги в слове правильно, возможно, он не сразу сможет осмысленно сложить их в слово.

Важно

Не форсируйте события. Если ребенок с трудом понимает, что у него получилось, читая слова из 4 букв, – не стоит переходить к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Наберитесь терпения, будьте готовы к тому, что ребенок свободно начнёт читать слова из 4–6 букв только после того, как у него автоматизируется навык слогосложения. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к чтению слогов:

  • Тренируйтесь читать открытые и закрытые слоги, меняя одни и те же буквы местами (ЖА – АЖ, ПУ – УП, РО – ОР, ТЫ – ЫТ, КИ – ИК).
  • Проходите на скорость дорожки из слогов с одинаковыми гласными (ПА – БА – РА – ЛА – ДА – ХА – ЗА) или одинаковыми согласными (ВА – ВЕ – ВЫ – ВУ – ВЭ – ВО – ВИ – ВЮ – ВЯ –ВЁ).
  • Читайте слова, состоящие из одного слога (АХ, ОЙ, ДА, УЖ, ЁЖ, УМ, ЭХ, ЕМ, ЕЛ, ЯД, ФУ, МЫ, ВЫ).

Переходить к чтению предложений можно уже, когда ребенок начнет читать слова из 3-4 букв. Это должны быть совсем простые предложения из 2–4 слов.

ВОТ ДОМ. ТАМ ДЕД.

ЭТО ПАПА И Я.

НА, МАМА, РОЗУ.

САША СЕЛ. Я ИДУ.

Родителям важно понимать, что даже если ребенок достаточно свободно читает отдельные слова, это совсем не значит, что он так же легко прочитает их в предложении.

Чтение предложений – более сложный навык. Поэтому, подбирая материал для занятий, учитывайте, что слова в предложениях должны быть чуть легче тех слов, которые ребенок может прочитать отдельно.

Как правильно организовать занятия

Обучая ребенка чтению, важно понимать что к 3-5 годам ребёнок не готов и не должен долго сидеть за партой, многократно повторяя одно и то же.

Игра – основное занятие детей этого возраста, поэтому занятия, в том числе обучение чтению, должны проходить в игровой форме.

Например: Сделайте для букв дом, ходите к ним в гости, лепите их из пластилина, конструируйте из любых подручных средств.

Обучая ребенка находить первую букву в слове, раздавайте буквам игрушечные угощения (К – конфеты, Ш – шоколад, И – ириски, Б – бублики, М — мороженое), одевайте их в «подходящую» одежду (Ф – футболка, П – платье, М – майка, Н – носки, Р — рубашка), возите их на «правильном» транспорте (С – самолет, Т – трактор, П – поезд, К – карета, В — вертолёт), водите к ним в гости сказочных персонажей (М – миньоны, Ф – фиксики, Ч – Чебурашка, С — смешарики). Для этого вам понадобятся только буквы и несколько наборов картинок на определённую тему (овощи, фрукты, транспорт, одежда, игрушки и т.д.).

На этапе изучения букв (и даже слогов) нет необходимости усаживать ребенка за стол заниматься с книгами.

Если вам и ребенку надоели занятия с традиционными букварями, кубиками, магнитными буквами и говорящими плакатами с алфавитом — включайте фантазию!

Например: Повесьте почтовый ящик, в котором периодически будет появляться новая буква и картинки со словами на эту букву, выкладывайте дорожки из бумажных следов с буквами и слогами, по которым ребенку придется перебраться из одного конца комнаты в другой, «собирайте грибы» с буквами и слогами в корзинку и т.д.

Главное включить ребенка в процесс обучения как активного участника, а не пассивного наблюдателя. Подумайте, что любит ребенок?

Например: Если сын интересуется самолетами, организуйте аэродром (разложите листы с буквами / слогами по комнате, а ребенок пусть приземляется игрушечным самолётикам в нужном «аэропорту»).

Дочка любит все, что связано с лошадками и пони? Организуйте скачки: сделайте несколько дорожек с буквами, пусть лошадки соревнуются, кто придёт к финишу первой.

Совет

Рисовать, играть в игры-бродилки с буквами-слогами, катать друг другу машину с «пассажирами»—буквами, чинить сломанные буквы с помощью фиксиков – вариантов масса. Главное – найти то, что заинтересует именно вашего ребёнка, ведь обучение должно быть в радость!

Больше об играх, обучающих ребенка чтению — в статье по ссылке.

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования

Светлана Зырянова

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/obuchenie-gramote/nauchit-rebenka-chitat.html

Как научить ребенка читать?

Если раньше ребенка учили читать в школе, то нынешние правила стали более жесткими: первоклассник уже должен уметь читать! Большинство школ даже не примет ребенка в 1-й класс, если он «не обучен грамоте».

Причем далеко не в каждом детском саду детей учат буквам, все зависит от программы, по которой работает дошкольное учреждение. Так что очень часто родителям приходится учить детей чтению самостоятельно.

И тут же возникает множество вопросов: по какой методике учить чтению (их ведь так много), в каком возрасте начать обучение чтению и так далее, и так далее…

Подходящий возраст для чтения

В этом вопросе спешка не нужна. Конечно, можно понять родителей, которые гордятся 2-летним гением, свободно читающим Пушкина. Но способности строго индивидуальны. Не нужно «гнаться» за сыном или дочерью друзей, внимательно наблюдайте за своим малышом, чтобы понять, что ребенок готов учиться чтению.

Как же это определить? Вот основные признаки, по которым можно понять, что пришла пора учиться читать:
— ребенок говорит целыми предложениями и может составить полноценный, связный рассказ о каком-либо событии, пересказать содержание фильма или книги;
— у ребенка развит фонематический слух, то есть он правильно слышит и распознает звуки. Как проверить фонематический слух? Например, предложите ребенку повторить за вами слоги (ка-га, за-са, та-да и пр.), затем усложните задачу и добавьте еще один-два слога (са-за-са, жа-за-жа, ца-ча-ца…). Следите, чтобы ребенок точно произносил звуки. Другое упражнение — подобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых различается лишь один звук (шапка-лапка, миска-мишка, лак-рак и так далее), ребенок должен правильно произносить названия предметов на картинках;
— малышу не требуется помощь врача-логопеда, он правильно произносит все звуки;

Читайте также:  Фольклорное занятие в старшей группе детского сада

— ребенок ориентируется в пространстве, не путает слова «лево» и «право», «низ» и «верх» и т.д.

Если ребенок справляется со всеми заданиями и его уровень развития соответствует перечисленным критериям, можно смело начинать занятия. «Среднестатистический» ребенок способен научиться читать в пятилетнем возрасте.

Какую методику обучения чтению выбрать?

Перечислим основные современные методики:
— чтение целыми словами — методика Глена Домана, основанная на зрительной памяти;
— чтение слогами — методика Н.

Зайцева: ребенок заучивает и читает слоги;
— звуко-буквенный метод: ребенка учат слышать звуки в слове, а потом соотносить их с буквами;

— чтение сложением букв — так учили большинство из нас, сначала учим названия букв, а потом складываем их вместе. Помните: «эм» и «а» — будет «ма»?

Есть и еще одна игровая методика обучения чтению.

Специалисты утверждают, что это самый легкий способ научить ребенка читать, к тому же он под силу родителям безо всякого педагогического образования.

Первым делом учите с ребенком гласные буквы. В кириллице их всего 10, поэтому процесс будет недолгим.

Сделайте буквы «говорящими»: подготовьте 10 одинаковых кружков бумаги диаметром 10 сантиметров и на каждом красным фломастером напишите одну из гласных букв.

Развесьте кружочки по квартире и учите гласные вместе с ребенком, просите его произносить звук, когда проходите мимо кружочка. Меняйте кружочки местами, пока ребенок не запомнит каждую букву.

Просите ребенка найти знакомые буквы в других местах: в книге, на экране телевизора или мониторе компьютера, на рекламных щитах и вывесках магазинов и так далее. Превратите поиск знакомых букв в веселую игру.

Обратите внимание

Таким образом гласные буквы мы выучили, переходим к согласным. Начинать лучше по одной букве и заучивать короткие слова. Начнем с главного слова — «мама». Первой из согласных выучим букву «м».

Придумайте, на что похожа буква, чтобы ребенок ее лучше запомнил (половинка бантика, качели и др.). Можно сделать для буквы такой же кружочек и составлять из буквы «м» и гласных маленькие слова (мы, ам, му и т.д.).

Читайте сами и просите читать ребенка. Чем больше читаете, тем лучше усвоится материал.

Постепенно вводите новые согласные, когда их станет 2 или 3, можно составлять более сложные слова (сом, сок, коса, ком и т.д.). На этом этапе стоит приобрести магнитную азбуку. Вы удивитесь, как быстро ребенок будет запоминать новые буквы.

Подобная методика подойдет для большинства детей. Она успешно решает главную проблему — отсутствие интереса у ребенка. Все занятия построены в игровой форме, поэтому малышу будет интересно учиться читать.

Другая часто встречающаяся проблема — нежелание ребенка учиться читать. Заставлять ни в коем случае нельзя, такое учение превращается не в удовольствие, а в мучение. Постарайтесь найти какие-то стимулы для ребенка, больше читайте ребенку вслух, останавливаясь на самом интересном месте, просите прочесть какие-то вывески или надписи, «забыв», что он не умеет читать и т.д.

Третья проблема — неорганизованность самих родителей. Если вы все-таки решили начать занятия с ребенком, нельзя останавливаться на полпути. Нерегулярные занятия не дадут результата, поэтому в таком случае их лучше не начинать.

Источник: https://mama.ru/articles/kak-nauchit-rebenka-chitat/

Как научить ребенка быстро читать?

Много пособий и исследований посвящено обучению детей чтению. Чтение с пеленок, читать раньше, чем ходить и так далее и тому подобное. Однако оказывается, что научить ребенка читать, это еще только начало. Придя в школу, дети сталкиваются с необходимостью не просто читать, а читать быстро.

Что такое техника чтения? Зачем она нужна?

В начальной школе регулярно проверяется так называемая техника чтения. С определенной периодичностью детей просят читать незнакомый текст на время. При этом ребенок должен не только четко прочитать текст (слова или предложения), но и правильно его понять.

Техника чтения проверяется по следующим критериям:

  1. Скорость (ребенок должен еще и уложиться в нормативы по количеству прочитанных слов за 1 минуту).
  2. Понимание (оно оценивается по смысловой интонации при прочтении или по ответам на вопросы по тексту).
  3. Правильность прочтения текста, т. е. отсутствие ошибок, пропусков или повторений.
  4. Наличие в прочитанном тексте правильного интонационного ударения, наличия смысловых пауз.

Насколько быстро должны читать современные ученики начальной школы?

  • В 1 классе, ребенок должен читать от 30 слов в минуту.
  • Во 2 классе — уже от 50 слов в минуту.
  • После 3-го — от 70-80.
  • К началу средней школы нижняя планка — не меньше100 слов в минуту.
  • При этом скорость чтения в средней школе должна составлять не ниже 120-150 слов в минуту.

Зачем ребенку учиться читать быстро?

Успеваемость в школе напрямую зависит от скорости чтения и понимания прочитанного. Масса проведенных исследований доказывают, что ребенок, который в начальной школе долго читал по слогам и не так и не освоил беглое чтение, в средней и старшей школе, к сожалению, не входит в число успевающих учеников.

Необходимость быстро понимать задания к задачам и упражнениям, самостоятельно читать учебник, выучивая уроки, обуславливает важность быстрого чтения. Дети, которые читают медленно, тратят на выполнение заданий значительно больше времени, больше устают и, как следствие, теряют интерес к учебе.

Важно

Наиболее оптимальная скорость чтения, обеспечивающая успешное обучение, должна быть равна скорости обычной разговорной речи. В среднем это 120 слов в минуту и более. К этому результату и нужно стремиться, отрабатывая технику чтения.

Чтение стимулирует развитие мыслительного аппарата, устойчивость внимание и повышает оперативную память ребенка. Таким образом, получается, что развивая навыки чтения, ребенок становится более успешным и в учебе в целом. Это значит, что научить бегло читать ребенка, по возможности, следует как можно раньше.

Почему не всем детям легко дается быстрое чтение?

Причин, по которым дети не могут читать быстро, довольно много. Не обязательно они должны встречаться все вместе, чтобы замедлить процесс чтения. Достаточно всего одного из пунктов, чтобы сделать недостижимым быстрое чтение.

Недостаточная концентрация внимания и памяти

Эта проблема приводит к тому, что начав читать текст, к концу предложения ребенок уже забывает его начало.

Небольшой размер оперативного поля зрения у ребенка

Это проявляется в том, что ребенок концентрируется исключительно на 2-3 буквах, которые читает. При этом дети с достаточно большим оперативным полем могут видеть сразу слово целиком, что и позволяет ему читать быстрее.

Присутствие зрительной регрессии

Это означает, что во время чтения ребенок неосознанно возвращается глазами к уже ранее прочитанному слову.

Недостаточный словарный запас

Еще одна причина снижения скорости чтения. Незнакомое слово требует более длительного времени на прочитывание и осмысление.

Проблемы с дикцией

Недостатки в развитии артикуляционной системы, проблемы с дикцией тоже влекут за собой проблемы с чтением.

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Нежелание читать книги

Еще одной важной и заслуживающей отдельного внимания проблемой стоит назвать отсутствие желания читать. В настоящее время, когда дети все больше времени проводят у компьютеров, чтение книг теряет для них свою привлекательность. А ведь именно наличие интереса может стимулировать ребенка к обучению и усовершенствованию своих навыков.

Прививать интерес к чтению — важная задача родителей.

Можно ли улучшить технику чтения? 

Определенно, можно. Практически в любом школьном возрасте можно научить ребенка бегло читать. Выявив причину возникших сложностей, можно заняться оттачиванием этих навыков, тем самым в достаточно быстрые сроки улучшив технику чтения детей.

Пристальное внимание с самого начала

Заниматься улучшением техники чтения можно и даже нужно, не дожидаясь появления проблем и недочетов. В 6 лет дети, как правило, уже учатся читать, в это же время можно начинать работу и над техникой чтения.

Лучше с самого начала уделять некоторое внимание этому вопросу, проводя определенные задания на развитие внимание, концентрации и улучшение оперативного поля зрения.

Чтение вслух

Пока ребенок еще не умеет читать, обязательно заведите традицию читать ему дома вслух. После того, как навык чтения будет освоен, не бросайте эту привычку. Ребенку еще сложно читать длинные тексты, а родители настаивают, чтобы он читал сам. В результате книжка пропадает из обихода, и тем самым теряется интерес к чтению.

Поддержание интереса к книгам

Итак, в первую очередь необходимо всемерно поддерживать интерес к чтению в целом, к книгам, историям и сказкам. Читайте вслух, читайте по очереди, старайтесь заинтересовать ребенка книгой.

В 7 лет, когда навык чтения уже достаточно сформирован, предлагайте читать ребенку короткие тексты. Несколько строчек под картинками, комиксы или просто чтение по очереди — все это подойдет. Главное, чтобы не был утерян интерес.

Упражнения для тренировки беглого чтения

Как научить ребенка быстро читать? Введите за правило регулярно выполнять с ребенком по несколько упражнений и результат появится достаточно быстро.

Для концентрации внимания

Просмотр диафильмов

Предлагайте ребенку смотреть диафильмы и читать к ним подписи. Для этих целей также отлично подойдут и мультфильмы с субтитрами. Небольшой объем текста и яркие картинки привлекают внимание и улучшают концентрацию.

«Чтение с жужжанием»

Предлагайте ребенку читать с вами вместе. Читайте разные тексты не очень громко вслух, каждый в своем темпе. Фоновый звук приучит ребенка концентрироваться на своем задании.

Одновременное чтение

Одинаковые тексты лежат перед ребенком и перед взрослым. Вы читаете вслух, а ребенок должен следить (можно пальцем) за чтением. Попросите его сказать, в каком месте менялся темп вашего чтения.

Можно просить ребенка находит в тексте какое-то определенное слово и прочитать следующее, идущее за ним.

Для повышения уровня оперативной памяти

Зрительные диктанты

Для развития оперативной памяти идеально подходят зрительные диктанты. Суть задания состоит в том, что ребенку предлагает карточка с одним предложением, на которое он должен смотреть в течение определенного времени.

После этого карточка убирается, а ребенок должен записать предложение по памяти. Упражнения должны проводиться регулярно, каждый день. Уже через месяц вы заметите существенные результаты.

Для улучшения работы артикуляционного аппарата

Скороговорки

Лучшим вариантов является разучивание и повторение скороговорок. Вспоминайте скороговорки, повторяйте их с ребенком по очереди. Соревнуйтесь, кто быстрее и четче сможет их произнести

Для повышения скорости чтения

«Бросок-засечка»

Услышав слово «бросок!» ребенок приступает к чтению. Услышав слово «засечка», он закрывает глаза и откидывается на спинку стула, отдыхая.

Через 4-5 секунд снова дайте команду «бросок». Ребенок должен найти глазами в тексте место, откуда он закончил читать. Руки при этом лежат на коленях, чтобы не было соблазна, удерживать пальцем последнее прочитанное слово.

Чтение в ритме скороговорки

В течении полуминуты текст должен читаться максимально быстро — как мы проговариваем скороговорку.

Чередование знакомого-незнакомого текста

Для повышения скорости чтения есть еще одно хорошее упражнение. Ребенок должен несколько раз прочитать какую-то часть текста. Читать знакомый текст будет уже проще и соответственно получится быстрее.

В очередной раз скажите ребенку, что необходимо читать дальше, переходя на незнакомую часть текста. Взятый на знакомом тексте быстрый темп чтения перейдет и на незнакомый отрывок. Долго такая скорость не продержится, но регулярные тренировки помогут повысить скорость чтения за достаточно быстрый срок.

В целом, упражнений, нацеленных на тренировку техники чтения, существует очень много. Если вам удастся заинтересовать ребенка, результат придет очень быстро.

Общие рекомендации для родителей

Профессор И.Т. Федоренко, исследуя проблему повышения скорости чтения у детей, отметил самый главный и значимый фактор, приводящий к успеху. В занятиях главное — регулярность и посильность.

Вот еще несколько полезных рекомендаций, которые помогут улучшить технику чтения вашего малыша:

Проводите несколько коротких занятий вместо одного длинного

Если ребенку трудно дается чтение, то длительные занятия будут вызывать у него усталость и негативную реакцию. Проведите три занятия, но короткие. Не давайте ребенку уставать, вызывайте у него интерес и положительные эмоции от чтения.

Общайтесь с ребенком в письменном виде

Пишите малышу маленькие записочки и письма, провоцируя его на написание ответа.

Устраивайте конкурсы и соревнования — подогревайте интерес

Прочитал книжку — наклейка на плакате. Несколько наклеек — приз (поход в кино, совместное развлечение, только не деньги). Проверяя скорость чтения ребенка, обязательно подчеркните, что в прошлый раз он прочитал на столько-то слов меньше, а теперь добился таких отличных результатов!

В процессе такой игры возникает желание добиться результата, стимулируется интерес к занятиям.

Не заставляйте читать «из-под палки»

Негативное отношение не принесет никакой пользы. Такой подход, напротив, лишь усугубит проблему.

Несомненно увлечение ребенка книгами, любовь к чтению прививается именно дома, в семье. Рассказывайте о любимых книгах, читайте вслух, вместе, по очереди. Главное — оказывать ребенку поддержку и помощь. А результат придет. Все вложенные усилия обязательно окупятся.

Источник: http://OtvetProst.com/535-kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat.html

Ссылка на основную публикацию