Как развивать двигательную активность ребенка

Здоровье и двигательная активность дошкольника

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.

Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребенка. Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства- критический период в жизни ребенка (Борисова Н.Е.). Ведь именно в этом возрасте формируется фундамент здоровья человека.

Одним из многих факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность.

«Двигательная активность — естественная физическое и и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие». [1]

Обратите внимание

По мнению Руновой М.А. понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

Все виды движения — одно из важнейших потребностей растущего организма.

Двигательная деятельность тонизирует ЦНС детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста.

Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера ребенка.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми).

Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление.

Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависит от двигательной активности. Так Ж. Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник здоровья».

Двигательная активность должна занимать 50-60 % времени всего периода бодрствования ребенка. Однако, следует отметить, что потребность в движении у всех детей разная, что объясняется их индивидуальными особенностями. В связи с этим родителям и педагогам ДОУ важно создать все необходимые условия для реализации потребности детей в двигательной активности и её разнообразии.

Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

  • выявление интересов, способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно- оздоровительной работы;
  • формирование необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;
  • развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
  • формирование моральных качеств (силы воли, выносливости);
  • профилактика простудных заболеваний;
  • воспитание уважения к собственному здоровью и обязанности беречь его.

В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:

  • физкультурные занятия;
  • утренняя гимнастика;
  • физкультминутки;
  • подвижные игры и физические упражнения на улице;
  • физкультурные досуги, праздники;
  • дни здоровья;
  • закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
  • самостоятельная двигательная активность;
  • работа с родителями.

Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

Решающая же роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Дети, как известно, продукт своей среды — она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что дети изучают мир прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Поэтому вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте ДОУ с семьей.

Детям необходимо объяснять не только значимость тех или иных действий и привычек, но и подавать собственный пример. Так, если взрослые регулярно занимаются физкультурой и спортом, соблюдают режим дня, правила гигиены, закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Важно

Выдающийся польский педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно также, как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Таким образом, правильная организация двигательной активности как в семье, так и в дошкольном учреждении является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения.

Литература:

  1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. — Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2004. – 144 с.
  2. Полтавцева Н.В.,Стожарова М.Ю., Краснова Р.С. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. М.: ТЦ Сфера, 2012г.
  3. Оптимальная двигательная активность: Учебно-методическое пособие для вузов. Составители: Рубцова И.В., Кубышкина Т.В., Алаторцева Е.А., Готовцева Я.В. ВОРОНЕЖ, 2007г.
  4. Рунова М.А. Двигательная активность детей.- М.: Линко-пресс, 2003 г.
  5. Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. Спб: ООО Издательство «Детство- пресс», 2010 г.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/9524-zdorove-i-dvigatelnaya-aktivnost-doshkolnika.html

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Двигательная активность у детей просто впечатляет. Они готовы бегать, кататься на горках, прыгать чуть ли не круглосуточно. Конечно, это сильно выматывает родителей, но зато способствует развитию крупной моторики и расширяет круг возможностей для изучения окружающего мира.

Благодаря активным играм быстрее активизируются процессы формирования мышления и речи. Все это создает условия для гармоничного развития.

Как видим, двигательная активность у детей очень важна.

Она позволяет малышу стать не только хорошим спортсменом, но и знаменитым художником или талантливым писателем. Поэтому вы должны всячески способствовать развитию двигательной активности у ребенка.

Считается, что двигательная активность и интеллект очень тесно связаны.

В раннем детстве эта связь особенно важна. Кстати, потребность в движения у человека занимает второе место после потребности в дыхании.

Уже в год активность ребенка значительно возрастает. Он делает первые шаги, учится подниматься по ступенькам, пробует подпрыгивать.

Каждое новое движение дается с трудом, поэтому ваша помощь необходима.

Для вас неумелые попытки малыша могут выглядеть забавно, но у него они вызывают чувство страха, который приходиться преодолевать. В такие минуты старайтесь быть рядом, чтобы вовремя его поддержать. Время от времени предлагайте новые интересные игры. Ваша уверенность передастся малютке, и у него все получиться.

Если ребенку не интересны ваши задания, заставить его их выполнять будет сложно.

Да и зачем? Для эффективного развития двигательной активности у ребенка, нужно заинтересовать малыша, чтобы он сам захотел что-то сделать.

Совет

Тогда это станет увлекательной игрой, в которую кроха будет играть с удовольствием. Используйте для этого любимые игрушки, которые будут попадать в «сложные» ситуации, а малыш должен будет их спасать.

В полтора года маленькому непоседе понравится повторять движения животных. Попрыгайте как лягушки или потопчитесь как медвежата.

В два года ребенок будет уже достаточно ловким, и можно устраивать соревнования на скорость. Например, кто быстрее проползет через комнату как паучок.

Чтобы развитие двигательной активности у детей приносило только пользу, не забывайте, что физическую нагрузку нужно увеличивать постепенно. Начните с простых упражнений, которые ребенок легко выполнит самостоятельно. И постепенно добавляйте новые. Но не чаще двух раз в неделю.

Показатели двигательной активности у детей

1 год – малыш может пройти 10 – 15 метров не останавливаясь. Если вы поможете, может забраться на невысокую вертикальную лестницу и спуститься с нее.

1 год 4 месяца – идет по обозначенной дорожке шириной 25 см.

1год 6 месяцев – сам садится на стул или лавку высотой 15 см. может пройти по наклонной доске.

1 год 8 месяцев – с легкостью преодолевает невысокие препятствия. Умеет кидать мяч в мишень.

2 года – ножки стали достаточно сильными. Пришло время для покупки трехколесного велосипеда.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/razvitie-dvigatelnoj-aktivnosti-u-detej-1-2-let/

Двигательная активность как проблемы жизнедеятельности и развития детей дошкольного возраста

Первые годы — от рождения до поступления ребенка в школу — имеют непреходящее значение в жизни человека.

В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера.

От того как воспитывается ребенок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, последующее формирование личности.

Обратите внимание

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Нормально развивающийся ребенок постоянно стремится к движениям. Суточная потребность у детей трех лет составляет 6,5 тыс. локомоций, а у семилетних-16-18 тыс.

Под влиянием движений улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм.

Накопление двигательного опыта, развитие силы, координации, выносливости и других способностей помогают ему овладеть трудовыми действиями, приучают к точному выполнению различных заданий, способствуют воспитанию эстетических чувств [3,10].

Особое значение имеют движения кистей рук, которые активизируют кору больших полушарий, стимулируют развитие речедвигательного центра.

При этом создаются благоприятные условия для созревания лобных отделов мозга, играющих ведущую роль в осуществлении умственной деятельности.

Поэтому чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, полноценнее осуществляется его развитие.

Дошкольные учреждения посещают дети в возрасте от 2 до 7 лет. Группы комплектуются с учетом анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения. Они подразделяются: первая младшая группа (от 2 до 3 лет), вторая младшая группа (от 3 до 4 лет), средняя группа (от 4 до 5 лет), старшая группа (от 5 до 6 лет) и подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Важно

Вся работа в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с государственной «Программой воспитания и обучения в детском саду», где определены задачи, содержание и формы организации физическими упражнениями.

На втором году жизни внимание должно быть сосредоточено на обучении ребенка ходьбе. Сначала движения детей неуверенны, недостаточно координированны.

Однако к концу второго года они настолько осваивают эти движения, что способны подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице-стремянке высотой до 1-1,3 м. С большим удовольствием ползают, подлезают и перелезают через различные предметы, любят игры с мячами.

Широкие контакты с окружающими предметами стимулируют развитие мелкой моторики рук, которая в свою очередь способствует развитию речи, мышления, игровой деятельности [8,61].

На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать, с места, лазать по гимнастической лестнице.

В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему).

В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.

На пятом году жизни в силу наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения детей становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не только от одного участника, но и от других («Найди себе пару», «Чье звено быстрее соберется?»).

Совет

На шестом и седьмом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ.

В результате успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание. У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно.

Все это создает предпосылки для обучения основам техники физических упражнений [10,15].

Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада.

Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне.

При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т.д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.

Читайте также:  Тургенев «собака» читать полностью рассказ онлайн бесплатно

По данным ряда медико-педагогических исследований, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей. Различные виды двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Формами организации оздоровительной работы являются: самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему), физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн).

Обратите внимание

Итак, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста — это биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Источник: https://studwood.ru/1338230/pedagogika/dvigatelnaya_aktivnost_problemy_zhiznedeyatelnosti_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta

Развитие двигательной активности (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ГРУБОЙ МОТОРИКИ

2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

Еще не родившийся ребенок — это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.двигательный активность ребенок грубый моторика

Появление на свет – самый сложный период в жизни человека. Впечатления от путешествия по узким родовым путям навсегда остаются в подсознании человека, потому что во время родов он подвергается чрезвычайным испытаниям.

После рождения ребенок должен перестроить жизненно важные системы и включить такие механизмы, которые во время внутриутробного развития у него не функционировали.

Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.

Поэтому входе роста и развития ребенка необходимо создавать все условия, способствующие оптимизации его взаимодействия с пространством и временем своего развития.

Каждый этап онтогенеза характеризуется своими новообразованиями и необходимостью для их возникновений сочетания определенных факторов. Только в этом случае будет формироваться гармоничная личность.

Важно

Нет ничего увлекательнее, чем наблюдать, как растер и развивается ребенок. Каждый ребенок в процессе своего развития повторяет шаг за шагом всю историю человечества, его физиологическое и духовное развитие.

Развитие двигательной активности – один из последовательных этапов развития ребенка. Оно играет огромное значение для процесса развития в целом. Ведь благодаря активности возможно развитие процесса деятельности в целом, а также его различных видов.

Каждый этап развития ребенка должен основываться на гармоничном взаимодействии с окружающим миром, причем соответственно возрасту и потребностям. Ведь именно внешнее окружение определяет появление качественных новообразований в сфере сознания и личности ребенка, формируя тем самым его развитие.

1. ПОНЯТИЕ ГРУБОЙ МОТОРИКИ

В понятие «грубая моторика» входит: поза малыша, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба. Моторные или двигательные возможности являются начальным пунктом для оценки зрелости ребенка, однако зачастую только они и исследуются. Наблюдение за различными аспектами поведения малыша позволяет убедиться в том, насколько оно сложно.

Американский военный врач Гленн Доман в конце сороковых годов начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым пришел его институт в Филадельфии, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Воздействие на зрение обездвиженных детей (их по специальной методике Домана учили читать) привело к тому, что такие дети постепенно, понемногу начинали двигаться. Ребенку демонстрировались карточки с крупно написанными словами, эти слова громко произносили вслух.

Весь урок занимал считанные секунды, но таких уроков в день было несколько десятков.

И многие из этих несчастных детей, неподвижных немых инвалидов, которых считали безнадежными, начинали переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читать в три-пять лет, а более поздние тесты обнаруживали, что они по развитию обгоняют «нормальных» детей.

Совет

Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. И вот среди этих детей сколиоза не было.

Дети двух, трех, четырех лет начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами, но – и это, быть может, самое главное – были прекрасно развиты физически.

Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.

Базовый вывод Домана: Учеба эффективна только в период роста мозга. Мозг человека растет до семи – семи с половиной лет.

Базовый принцип Домана: Ребенок должен двигаться с первого дня жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день.

Двух- месячный ребенок, который выползает из комнаты, очень отличается по развитию мозга от ребенка, который лежит это время в люльке на спине и пролежит так еще несколько месяцев.

И эта разница в уме, активности, одаренности будет чувствоваться всю жизнь.

2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности.

Обратите внимание

Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие.

Но эти качества невозможны без участия окружающего мира, взаимодействия с ним, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Возможность взаимодействия с окружающим миром осуществляется посредством двигательной активности.

Развитие двигательной активности ребенка происходит постепенно, проходя ряд последовательных этапов.

Между 5-м и 6-м месяцем дети начинают ползать, и хорошо ползают к 7 месяцам. Некоторые дети не ползают, а сразу из сидячего положения переходят в стоячее. Существует множество разных способов ползания. Ребенок может переходить от одного способа к другому по мере совершенствования.

Одни дети ползают пятясь, другие – как-то вбок. Одни ползают на выпрямленных ногах и рука, другие – на четвереньках. А есть дети, которые ползают на одном колене и одной вытянутой ноге. Если ребенок умеет быстро ползать, он обычно начинает позже ходить.

А тот, который неуклюже ползает или вообще не умеет ползать, будет стараться раньше научиться ходить.

Важно

Стоять с поддержкой ребенок обычно начинает между 7-м и 9-м месяцем. самостоятельно стоять ребенок будет между 9-м и 12-м месяцем. Некоторые дети не умеют стоять и позже, хотя они абсолютно здоровы и умственно полноценны. Обычно это упитанные, спокойные дети или те, у кого ножки долго набирают силу.

Очень многие дети, научившись вставать не знают как снова сесть. Бедный ребенок может простоять несколько часов, пока не свалиться от изнеможения.

Когда мать посадит такого ребенка, оторвав его от перил кроватки или манежа, он моментально забывает об усталости и снова подтягивается и встает. Но на это раз он начинает плакать уже через несколько минут.

Единственное, что мать может предпринять, дать ему какой-нибудь интересный предмет поиграть, чтобы удержать его в сидячем положении. В один прекрасный момент ребенок впервые попробует очень осторожно опуститься.

Через несколько недель он научиться двигаться вдоль перил манежа, сначала держась за них обеими руками, а потом одной. В конце концов, ребенок невзначай отпустит перила на несколько секунд, не сознавая, какой смелый шаг он сделал. Так он готовиться ходить.

Множество факторов определяют возраст в котором ребенок начинает ходит самостоятельно. Если ребенок начинает ходить и в это время заболеет недели на две, то он возможно. только месяца чрез два снова попробует пойти самостоятельно или если он упадет и удариться после первых попыток ходить, то он может еще много недель бояться оторвать руки от опоры.

Большинство детей начинает ходить самостоятельно между 12-м и 15-м месяцем, а некоторые уже в 9 месяцев. Довольно многие дети вполне смышленые, не больные рахитом и не имеющие никаких физических недостатков, начинают ходить только в 18 месяцев или даже позже.

Когда ребенок начинает ходить, возникает множество: обувь, дисциплина и другие.

Нет необходимости учить ребенка ходить. Когда он будет готов к этому, его уже нельзя будет остановить.

Совет

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям.

На уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Физическая, морфологическая организация человека, является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания.

Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.

Поэтому входе роста и развития ребенка необходимо создавать все условия, способствующие оптимизации его взаимодействия с пространством и временем своего развития.

Каждый этап онтогенеза характеризуется своими новообразованиями и необходимостью для их возникновений сочетания определенных факторов.

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания.

Источник: http://MirZnanii.com/a/201544/razvitie-dvigatelnoy-aktivnosti

Развитие двигательной активности у ребёнка до года

Развитие двигательной активности у ребёнка до года – важная задача для каждой мамочки. Всё дело в том, что детки бывают разными – кто-то верится как юла, а кто-то спокойно лежит весь день, даже не переворачиваясь с боку на бок, однако каждому малышу для правильного развития нужна помощь.

Нормы развития двигательной активности у ребёнка до года

Не секрет, что существует календарь развития ребёнка до года по месяцам – ознакомившись с ним, вы можете понять, как идут дела у вашего ребёнка.

  • В первый месяц жизни малыш ещё не управляет собственным телом и не даст этого сделать вам – пока она ещё весь во власти рефлексов.
  • Второй месяц своей жизни ребёнок тратит на осознание собственного тела – он пробует управлять окрепшими мышцами, но выходит пока плоховато.
  • В три месяца малыш уже умеет протягивать ручки, поднимать головку, пробует переворачиваться на бочок.
  • В четыре месяца в жизни ребёнка наступает новая эпоха – он уже умеет держать игрушки и вполне осознанно ощупывает их.
  • На пятом месяце своей жизни ребёнок уже готовится научиться садиться, он становится активным и подвижным.
  • В полгода ребёнок напоминает ртуть – он активно переворачивается в любом направлении и уже учится ползать.
  • Семимесячный ребёнок умеет ползать во всех направлениях, он отлично координирует движения рук, ног и глаз.
  • В восемь месяцев малыш много времени проводит сидя и уже старается самостоятельно встать, если найдёт подходящую опору.
  • Если 9-месячный ребёнок не трусит, то наверняка уже пробует ходить с опорой. Конечно, он часто падает, но зато он упрям.
  • 10-месячные дети уже готовы самостоятельно залезать и слезать с дивана. Кроме того, на передний план выходит развитие мелкой моторики.
  • В 11 месяцев шагающий с опорой малыш способен перешагнуть препятствие. А в свободной руке он вполне может крепко держать любимую игрушку.
  • Годовалый ребёнок умеет ходить, наклоняться и выпрямляться, приседать. Он очень любознателен и почти не видит преград.

Конечно, вышеизложенный план развития двигательной активности у ребёнка весьма приблизителен. Детки бывают разными, но не стоит пускать дело на самотёк, если вы замечается, что малыш ленится осваивать новые навыки. Вы вполне можете ему помочь!

Читайте также:  Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «как жили наши предки?»

Помощь в развитии двигательной активности у ребёнка до года

Для того чтобы помочь своему ребёнку до года в развитии двигательной активности вовсе не нужно обладать специальными навыками. Просто запомните несколько вещей, которые вам пригодятся.

  • Отнеситесь с пониманием к тому, что малыш может опасаться прикосновений – прежде чем взять на руки, поговорите с ним.
  • Следите за тем, чтобы ваши руки были тёплыми – ребёнку должно быть комфортно и уютно от ваших прикосновений.
  • Не пренебрегайте гимнастикой и массажем – включите эти процедуры в ваш привычный распорядок дня.
  • Никогда не запрещайте ребёнку двигаться. Если вы хотите, чтобы он сменил направление – просто отвлеките его.
  • На ребенке должна быть удобная одежда, которую предлагает магазин Все в дом.

И в завершении очень хочется сказать, что каждый малыш лучший для своей мамы. Мы смотрим на деток влюблёнными глазами, а потому часто бываем необъективны – время от времени обращайтесь к специалисту за объективной оценкой развития двигательной активности ребёнка до года как минимум.

Источник: http://www.rebenokdogoda.ru/razvitie-dvigatelnoj-aktivnosti.html

Влияние подвижных игр на эмоциональное развитие и двигательную активность ребенка

Этот материал о влиянии подвижных игр на развитие ребенка позволит не только учителям физической культуры, а так же преподавателям групп продленного дня, учителям начальных классов правильно организовать деятельность ребят. Понять когда следует сменять учебную деятельность на двигательную активность. Данная работа будет полезна, для детей 7-10 летнего возраста.

 Влиянии подвижных игр на развитие ребенка

Многие выдающиеся педагоги приходили к выводу, что недостаток движения не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличным к окружающему. Движения — первые источники смелости, выносливости, решительности маленького человека, а у старших — форма проявления этих важных человеческих качеств. Высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме.

Учитель на уроке имеет возможность воздействовать на класс и каждого ученика в отдельности через подвижные игры, которые повышают физическую активность ребенка. Физическая активность — естественная здоровая потребность развивающегося организма. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития. 

Влияние подвижных игр на развитие ребенка

Подвижные игры снижают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают работоспособность школьников.

Игры отличаются большой эмоциональностью, несут в себе большой заряд энергии, являются не только средством физического развития, но и духовного воспитания.

 В играх всегда имеются широкие возможности личных качеств, инициативы. Они доставляют удовольствие, вызывают положительные эмоции, создают настроение, содействуют укреплению дружбы, взаимопонимания.

В них проявляются совместные действия для достижения цели.

Обратите внимание

В игре дети испытывают радость борьбы, преодоления, трудового напряжения, радость уверенности в своем коллективе и в себе. Игры формируют доброжелательную атмосферу и корректируют позиции каждой личности в коллективе. Желательно организованное проведение подвижных игр, что дает возможность регулировать эмоциональное состояние и двигательную нагрузку детей.

Даже небольшая победа в игре порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность ученика достижения цели, тем самым положительные эмоции компенсируют недостаток неудовлетворенных потребностей, которые приводят к застою и деградации, к остановке процесса самодвижения и саморазвития. Подвижные игры учат языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи. Объединение учеников в совместной игре способствует дальнейшему обогащению личности.

Чтобы найти оптимальный путь организации здорового климата в классе чаще применяйте игровую педагогическую позицию. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить.

Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем.

Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей — важное средство самовыражения, проба сил.

В играх учитель может узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

 Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические и др.

Важно

Все они очень нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы учителем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали специальные исследования. 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры — самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» — гиподинамии.

Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создаются множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной.

Важное достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами — и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха.

У учителя физической культуры, учителя начальных классов есть возможность научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Для этого создаются необходимые условия. Игра должна войти в жизнь каждого детского коллектива, смело сочетаться с другими видами деятельности.

Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс — в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником учителя.

 В нашей школе учителя начальной школы проводят физкультурные минутки, физкультурные паузы на уроках, утреннюю гимнастику до учебных занятий, танцевальные движения и подвижные игры на переменах и праздниках.

(Игры: сбей кеглю, угадай кто?, краски, ручеек, классики, бильбоке, кто быстрее и т.д.)

Дети, посещающие группы продленного дня (несмотря на невыполнимые домашние задания) обязательно играют в игры на свежем воздухе: «У медведя во бору», «Шишки, желуди, орехи», «Волк во рву», «Воробьи, вороны». «Третий лишний» и т.д.

Совет

 Для всестороннего развития школьников чрезвычайно важно своевременное овладеть разными движениями, в первую очередь основными видами — бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.

Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту.

Упражнения расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение школьной программе по физической культуре.

 Интенсивная работа большего количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние.

Разнообразие основных движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, силу, выносливость, гибкость. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образом так же ловко, быстро, технически правильно.

Во время выполнения движений детьми учитель активно формирует у них нравственно — волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость, честность. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий. Важным средством развития движений являются подвижные игры.

Возникновение подвижных игр уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры. В русских селах и городах среди молодежи были распространены игры подвижного характера.

 Регулярное участие детей в подвижных играх ведет к значительным положительным изменениям в таких естественных видах движений, как ходьба, бег, прыжки.

Обратите внимание

Также развитию и совершенствованию детей способствует применение различных предметов (флажки, кубики, мячи, обручи и т.д.)

Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колоне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей. Особое значение они имеют для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений. В подвижных играх — двигательная задача.

К правильному самостоятельному решения ее ребенок может подойти путем проб и ошибок и путем осознанного целенаправленного выбора действия и способа его выполнения. Решая двигательную задачу, пробуя различные движения, ребенок может натолкнуться на эффективное решение.

Подвижные игры делятся на 2 группы:

  • игры на накопление двигательного опыта;
  • игры на закрепление движений.

В первой группе игр, то есть в играх на накопление двигательного опыта учитель подсказывает детям пути различных решений двигательной задачи, так как движения не знакомы и затрудняют у ребенка затруднения. В играх для закрепления движений роль учителя сводится к косвенному руководству, то есть учитель применяет напоминание, делает указания и д.т.

Поэтому, при подборе игр на разных этапах обучения, необходимо учитывать своеобразие этих двух групп. Это можно проследить в процессе игры «Добеги и прыгни».

Детей учат делать прыжок в длину с разбега, то есть накапливается двигательный опыт в процессе данной игры.

Затем учитель может внести новую игру «волк во рву», где дети могут самостоятельно решать двигательную задачу, так как в данной игре идет закрепление и совершенствование техники прыжка в длину с разбега.

То есть ребенок поставлен в такую игровую ситуацию, где нужно выполнить основное движение, самостоятельно выбрав путь решения двигательной задачи, исходя из данной игровой ситуации. Подвижные игры целесообразно варьировать.

Однако варианты нужно не только для того, чтобы внести разнообразие поддержать интерес детей к игре, но и для того, чтобы решить педагогические задачи — совершенствование движений, воспитание физических качеств, при выполнении более сложных игровых действий, правил.

Для того, чтобы в процессе подвижной игры работать над качеством основных движений, учитель должен тщательно продумать методические приемы руководства подвижной игрой.

Важно

При выборе подвижной игры должен учитывать: возраст детей уровень их возможностей, количество играющих, уместность объединения в коллективе (команду), место для игры, время года.

Но в процессе подвижной игры учитель должен постоянно следить за качеством выполнения основных движений детьми, акцентируя их внимание на правильность выполнения того или иного элемента движения.

На первом этапе обучения учитель знакомит детей с правилами игры, заостряет внимание на выполнении того или иного движения и качество выполнения. На втором этапе, когда основные движения совершенствуются в процессе подвижных игр, учитель постепенно усложняет игры, вводит варианты игр, тем самым закрепляет умения детей и навыки в различных ситуациях, условиях.

Очень важно, чтобы дети в игре привыкли точно выполнять движения. включенные в нее. Условия игры, ее правила должны побуждать детей к качественному выполнению основных движений. Если в играх ошибки в выполнении основных движений не имеют последствий, то в дальнейшем дети перестают соотносить нарушение в выполнении основных движений с неудачностью своих действий.

Также надо уделять большое внимание организации самостоятельной двигательной деятельности детей в течение всего дня. Также необходимо использовать подготовительные упражнения и различные игровые задания для развития различных мышц. Систематическое и последовательное применение таких упражнений и игр помогает добиться хороших результатов в обучении детей различным видам основных движений.

Дети 7-10 лет самостоятельны и активны. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.

 Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети этого возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр, эстафет, упражнений.

Во время подвижных игр и упражнений их надо приучить выполнять определенные правила, ибо это позволит экономить время на организацию и увеличить продолжительность игры.

Дети должны научиться:

  • начинать и прекращать игры по сигналу учителя
  • быстро и четко занимать места для начала игры
  • играть честно, без обмана; если был пойман или осален во время игры, быстро выходить на определенное место
  • во время ловли не ударять товарищей, не хватать за одежду, а легко касаться рукой
  • не наталкиваться во время бега на других, уметь легко увертываться, а если кто-то нечаянно натолкнулся — не обижаться
  • не убегать за границы площадки
  • если во время игры кто-то поскользнулся, упал — не смеяться над ним, а, наоборот подбежать и помочь товарищу подняться
  • играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.
Читайте также:  Сценарий внеклассного мероприятия для 1 класса: хлеб - всему голова

Источник: https://masterclassy.ru/pedagogam/uchitelyam-predmetnikam/9883-vliyanie-podvizhnyh-igr-na-emocionalnoe-razvitie-i-dvigatelnuyu-aktivnost-rebenka.html

Двигательная активность, как фактор укрепления и развития дошкольников

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Особенно большое количество движений требуется растущему организму.

Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию.

Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды». Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности организма ребенка не реализуются на должном уровне.

Совет

Двигательная активность дошкольников за время пребывания в детском саду составляет 50% периода бодрствования. (ТАБЛИЦА) Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе.

Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.

Двигательная активность, как фактор укрепления и развития дошкольников.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму.

Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию.

Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды».

Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности организма ребенка не реализуются на должном уровне.

Двигательная активность дошкольников за время пребывания в детском саду составляет 50% периода бодрствования. (ТАБЛИЦА)

Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе.

Обратите внимание

Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.

Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;

• формирование моральных качеств (выносливости, силы воли);

• развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;

• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

• профилактика простудных заболеваний;

• профилактическая работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии;

• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Формы организации физкультурно-оздоровительной работы:

• физкультурные занятия;

• подвижные игры;

• утренняя гимнастика (классическая, оздоровительный бег, подвижные игры, музыкально-ритмическая аэробика);

• двигательно-оздоровительные физкультминутки;

• закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;

• оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн);

• прогулки;

• дни здоровья;

• экскурсии и походы;

• физкультурные досуги, праздники;

• самостоятельная двигательная активность;

• работа с родителями.

К организованным формам двигательной активности в двигательном режиме детей I место занимает – непосредственно образовательная деятельность, по физической культуре. Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей. 

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

На физкультурных занятиях дети выполняют физические упражнения позволяющие развивать, мышцы плечевого пояса, спины, живота, ног, координационные способности. Совершенствуют умения и навыки, развивают психо-физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и способствуют активизации всех основных физиологических функций организма. Наряду с чем усиливается деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, повышается обмен вещества.

II место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: — утренняя гимнастика; — подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; — физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.

Необходимо формирование активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получении удовольствий от игр, упражнений, танцев. Надо сделать так, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым. Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического и психологического характера.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны не могут дать ребенку положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям, в частности, влиянию телевизионной рекламы. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения, как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

III место отводиться самостоятельной двигательной деятельности, возникающий по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.

Немаловажное значение отводится активному отдыху:

 — дни  здоровья; — физкультурный досуг;

— физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде; — игры; — соревнования; — спартакиады; — олимпиады;

 — спортивные секции и т.д.

Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развития физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Она ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения.

Утреннюю гимнастику тематического характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Все это способствует активизации двигательной деятельности детей.

Важно

У малышей великолепно развито воображение, они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», и т.д. Это стремление к одухотворению предметов объясняется желанием ребенка придать изображаемому образу живой характер. Его интересует такое игровое действие, в изображении которого он вживается в образ.

В этот момент у него активно включаются механизмы симпатии, формируя ценнейшие личностные качества: как сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям.

  

В репертуаре подвижных игр для маленьких детей преобладают сюжетные игры: они уточняют представления детей об окружающем их мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения.
Реально-условная ситуация сюжетных игр помогает ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ.

Малыш испытывает радость от самих движений, подражания птицам и животным: летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры слышится смех, веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается уже простейшая исполнительская активность ребенка, начальная попытка воплощения в игровой образ.

Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных игpaх является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.

Творческая инициатива проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте: в начальной форме у двухлетних и в более развитой у детей трех лет.

Начальным этапом творческой деятельности является —  подражание. Г.Я. Степанова отмечает, что дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят.

Однако в подвижной игре малыши находят прежде всего отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Для развития творческой деятельности малышей важную роль играют искусство, руководство его педагогом.

Совет

Расширяет двигательный опыт детей, воздействуя на воображения воспитатель стимулирует и направляет творческую деятельность детей, он привлекает к творческим пояскам (от кого еще может улететь воробушек – от кошки, собаки, мальчика и т.д.).

Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется продуманной эмоционально-образной методикой руководства воспитателя.

Задача его состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей положительно-эмоциональное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, поэтому в подвижной игре усложняются задачи двигательной активности. Дети отчетливо видят цель игры. У всех детей развивается воображение, но у каждого ребенка оно проявляется по-разному, индивидуально. Важное место занимают сюжетно-ролевые подвижные игры.

Данная форма способствует успешного формированию творческой активности, а значит увеличивает двигательную активность. В данном возрасте детей начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желание осуществить задуманное, творчески отобразить в поведении и в воображении накопленный двигательный и социальный опыт.

Дети 4-5 лет ярче воспринимают и лучше усваивают все то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребенка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое.

Они более критично относится к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет детям успешно усваивать усложненные правила игр, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем.

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей.

Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективных действий и непрерывности условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой.

Обратите внимание

Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей.

Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений.

Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку.

Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни.

Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого, являются индивидуальные особенности, Уровень двигательного и социального опыта ребенка и заорганизованность педагогического процесса, не всегда побуждает ребенка к творчеству.

Чрезвычайно важна атмосфера добра, радости, веселья в игре. Это не означает, что в проведении игры не должно быть строгости и требовательности, но воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его лучшие интеллектуальные и физические способности.

Плавность, изящество движений, приобретенные при обучении физическим упражнениям, играют важную роль в творческом проявлении ребенка в подвижной игре. Наслаждение в подвижной игре достигается за счет полного раскрытия личности ребенка.

Подвижная игра проходит через всю человеческую жизнь. «Долгое, очень долгое расставание с игрой у нормального человека… — пишет В.Белов. — Только сломленный, закостеневший, не во время постаревший, злой или совсем утративший искру Божию человек теряет потребность в игре, в шутке, в развлечении».

Важно

Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным, заорганизованным.

Педагогически правильно организованная игра дарит ребенку радость, функциональное удовольствие от движения, чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания, успеха в достижении общих игровых целей. Радость творчества дает неповторимое ощущение раскованности и свободы, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, столь необходимого в будущей жизни.

Развитие творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.

При проведении подвижных игр создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий.

Вывод

Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/doshkolnoe-obrazovanie/dvigatelnaya-aktivnost-kak-faktor-ukrepleniya-i-razvitiya-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию