Конспект занятия в подготовительной группе по фгос. традиции русских людей

Конспект совместной образовательной деятельности «Русские посиделки».Развлечение в подготовительной группе

Конспект
совместной образовательной деятельности

«Русские
посиделки». Развлечение в подготовительной группе

Шипицына
Татьяна Николаевна воспитатель МДОУ Детский сад № 1 «Лесная
полянка» город Железногорск – Илимский Иркутская область

Образовательная
область
: Художественно-эстетическое
развитие

Виды
деятельности
: игровая, продуктивная,
коммуникативная, двигательная, восприятие
фольклора, музыкальная, познавательная.

Основной
вид деятельности
— восприятие фольклора

Интеграция
основных направлений развития детей и
образовательных облас-тей «Познавательное
развитие» (Окружающий мир, Патриотическое
воспита-ние), «Художественно-эстетическое
развитие» (Продуктивная деятельность,
Музыкальное воспитание),
«Социально-коммуникативное развитие»
(Игра), «Речевое развитие».

Методы и
приёмы
: словесный (вопросы, загадки,
скороговорка, краткая бесе-да,
художественное слово, оценка работы,
поощрение), игровой (народные иг-ры,
хоровод), наглядный (показ способа
действия, предметов), практический.

Цель:
приобщать и знакомить детей с
историей и
традициями русского народа, учить
понимать обряды и обычаи русского
народа.

Образовательные задачи:
продолжать знакомить детей с
обрядами осеннего цикла, народными
праздниками (посиделки), обогащая
знаниями о старинных русских обычаях,
играх, хороводах.

Развивающие задачи:
Развитие интереса к  народной культуре,
потребности в получении информации
(дать понятия: «посиделки», «куклы-обереги»),
разви-вать интерес к ритуальным элементам
праздничных действий; формировать чувства и навыки нравственного поведения;
способствовать более полному ху-
дожественному осмыслению исторического
наследия прошлого. Развивать
па- мять, мышление, воссоздающее
воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества
в древней Руси).

Воспитательные
задачи: 
Воспитывать интерес к
народным играм, хороводам, песням, труду.
Воспитывать нравственные качества
личности: любви к Родине, народному
искусству.

Ход
сценария

Группа
оформлена под русскую избу. Вдоль стены
стоят лавки, покрытые домоткаными
половиками, посреди «избы» стоит стол
с самоваром. Звучит русская народная
мелодия. В горницу входят дети.

Хозяйка:
Здравствуйте, люди добрые! Рада вас
видеть в моей избе. Давно вас поджидаю,
праздник без вас не начинаю. Как
полагается, по русскому обычаю отведайте
хлеба-соли, гости дорогие! Уши
слушают – все слышат. Глаза смотрят – и всё видят. Ноги – руки не мешают. А как звать вас я не знаю.

Чтоб запомнить вас, друзья, Есть хорошая игра, с детства
мне она родна Каравай — принимай, своё имя
– называй. (Дети
угощаются хлебом – солью, называют свои
имена)
. Хозяйка: Проходите, гости дорогие,
будьте как дома. У меня для каждого
найдется и местечко, и приветливое
словечко. Посидим рядком, да поговорим
ладком. Вспомним обычаи старины далекой.

Здесь для вас, гостей дорогих будет
праздник большой, праздник радостный!
А какой праздник? Догадайтесь! Ответы
детей.
Хозяйка: в какой я костюм одета?
(русский народный). Значит праздник
какой? Ответы детей: народный. Хозяйка: — Сегодня
праздник у нас: Русские посиделки! Что
это за обычай такой? Кто знает? Ответы
детей.

В старые времена был такой
обычай у русских людей: как заканчивались
осенью полевые работы, и был собран
урожай, вместе собирались вечерами,
чтобы песни попеть, шутки услышать,
поиграть, да и рукодельничать. Называли
это посиделки! Вот и я припасла для вас
забавушек на всякий вкус. Кому–загадку,
кому – игру, кому – хоровод.

Народ,
выходите, хоровод заводите! Хоровод:
«Ай, чу-чу» Ребята, вставайте в
круг, беритесь за руки, повторяйте
движения за мной или придумывайте свои.
Дети водят
хоровод Хозяйка:
располагайтесь поудобнее
– «кто на лавку, кто под лавку, а кто и
в уголке постоит» — не пугайтесь, так
шутили в старину, приглашая гостей в
горницу.

Обратите внимание

Вижу, вы мастера плясать, а
загадки вы любите разгадывать? И без
загадок раньше не обходилось, одна
мудрёнее другой. Загадки мои не простые.
Все мои загадки выросли на грядке.
Доставайте загадки из корзиныДети
отгадывают загадки, достают поочерёдно
из корзинки листочки с загадками.
1.Что копали из земли,
жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да
хвалили? (картофель). 2.

Скинули с Егорушки
золотые перышки, Заставил Егорушка плакать
без горюшка (лук). 3. Белый зубчик
от простуды пожевать совсем не худо, От простудных
от болезней нету овоща полезней (чеснок). 4. Это овощ, а не куст. В слове этом
сочный хруст, Если очень любишь щи,
этот овощ в них ищи (капуста).

Хозяйка:
А вы, ребятки, молодцы! Все загадки мои
разгадали! Хозяйка:
засиделись мы что-то слишком, а теперь
праздник продолжается! Игра начинается! Игра Трифон.
Вставайте в круг, с помощью считалки мы
выберем Трифона. Он будет показывать
движения, а мы повторять.

Хозяйка:
Ох, раньше и смеху было,
когда говорили скороговорки. Хоть
скороговорки это и простая игра, но они
всегда учили четко, быстро и правильно
говорить, например: «Три сороки- тараторки,
тараторили на горке». А ну-ка, попробуйте
быстро повторить. Дети повторяют.

Хозяйка:
Делу время, потехе час Хозяйка:
но в старину на посиделках не только
пели да плясали, но еще и трудились. Как
говорится в русской пословице: «От скуки
– бери дело в руки». Вот и проводили
время за любым рукоделием. Кто за прялкой
сидел, кто узоры вышивал, кто из дерева
ложки вытачивал.

Весело было! — в моей
горнице работа и для вас найдется. А
вы знаете, что делали на посиделках?
Сейчас узнаем.
— Загляните
в мой сундучок! (предлагает
осмотреть сундук и найти предметы, по
очереди).
Хозяйка: А
как вы думаете, для чего в старину делали
кукол? Куклы служили оберегом, берегли
людей от бед и приносили счастье в дом.

Хозяйка: -Что
вы заметили.? Да эту куклу мастера не
завершили, чего не хватает у этой куклы?
Не порядок! Поможем мастерам! Дети
садятся за стол, делают кукол
.
Замечательные получились куклы, молодцы!
А у меня для вас есть еще сюрприз,
выходите, а кукол пока оставьте.

Хозяйка: Вот
и закончились посиделки! Вам понравился
праздник? Чего вам больше всего запомнилось
и понравилось? Я тоже была рада встречи
с вами. Пожелаю вам любить свою родину
и народ и не забывать русские традиции. Хозяйка:
Русские люди всегда славились своим
гостеприимством и любили угощать
пирогами, пряниками.

А я для вас баранки
испекла да «петушки» сделала на дорожку. Сами покушаете и друзей угостите. – Ну, а теперь до свидания,
гости дорогие! Приходите ещё ко мне в
гости! Кукол не забудьте, пусть они вас
оберегают. (дети уходят в группу на
чаепитие)

Список
литературы:

1. О. Л. Князева, Н. Д. Маханёва. Приобщение
детей к истокам русской народной культуры
– Санкт — Петербург издательство «Детство
– Пресс» 1999г. 2. В. И. Шестакова.
Праздники и развлечения – Москва
Гуманитарный издательский центр «Владос»
2004г. 3. Н. Н. Алпарова, В. А.
Николаев, И. П. Сусидко.

Музыкально-игровой
материал – Москва Гуманитарный
издательский центр «Владос» 2003г. 4. О. Е. Светова, Е. В. Никольская.
Фольклорные праздники в детском саду
– Ростов – на – Дону «Феникс» 2009г. 5. Под редакцией С. И. Мерзляковой.
Фольклор – музыка – театр Москва
Гуманитарный издательский центр1999г. 6. Г. Науменко.

Русское народное
детское музыкальное творчество – Москва
«Советский композитор» 1988г.

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/392647/

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Традиции и быт русского народа»

План-конспект  непосредственно — образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Тема: «Традиции и быт русского народа»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), познакомить детей с краем, в котором они живут (Поволжье), с народами, проживающими на территории Поволжья. Дать представления о быте, русском костюме, посуде, которая использовалась людьми  на Руси. Познакомить детей  с русской кухней.
Речевое развитие Развивать речь детей, используя пословицы, поговорки, загадки, добиваться выразительности речи при рассказывании стихотворения о Поволжском крае. Активизировать речь детей словами: Поволжье, волжане, изба, русская печь, ухват, кочерга, колодец, коромысло, лапти, свеча, прялка, кудель, веретено, самовар, балалайка, домра, гармошка.  Дать возможность детям раскрыться в театральных образах, закрепить знания о быте в старину.
Художественно-эстетическое развитие. Формировать умение играть на деревянных ложках, познакомить с русской народной музыкой.
Физическое развитие Развивать умение двигаться парами друг за другом, проходить парой в «ворота», развивать внимание, быстроту, ловкость, соблюдая правила игры.
Социально-коммуникативное развитие Формировать уважительное отношение к традициям и обычаям народов разных национальностей.

Методы и приемы:

Наглядные: работа по карте, показ презентации о жизни народа в старину, демонстрация экспонатов музея, показ способа действий в игре.

Словесные: беседы, рассказ воспитателя, чтение стихотворения, загадывание загадок.

Практические: русская народная подвижная игра «Гори, гори ясно!», инсценировка русской народной сказки «Каша из топора».

Материалы и оборудование:

Карта, клубочек, экспонаты музея «Русская  изба» (печь, ухват, самовар, чугунная,  глиняная и деревянная посуда, народные костюмы, деревянные ложки, стол с русскими угощением (квас, блины, пироги, каша, каравай), гуашь зелёного, красного, чёрного цветов, кисти, подставки под кисточки, стаканчики с водой, видеопроектор, магнитофон.

Формы и методы организации совместной деятельности.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игровая ситуация «Путешествие в прошлое» Русская народная  игра  «Гори, гори ясно!» Цель: Познакомить детей с русской народной игрой, совершенствовать умение действовать в соответствии с правилами. Игра-драмматизация русской народной сказки «Каша из топора» Цель: развивать выразительность речи, актёрские качества детей.
Коммуникативная Беседа о нашей Родине – России, реке Волге, родном крае Поволжье и народах проживающих в нашем крае. Беседа с просмотром слайдов о жизни людей в старину. Беседа о русской кухне. Цель: развивать речь детей, поощрять желание детей общаться в рамках той или иной ситуации, вести диалог, пополнить словарь новыми словами.
Познавательно-исследовательская Работа с картой. Цель: развивать умение показывать на карте  нашу страну Россию, находить реку Волга, Экскурсия (детальное рассматривание экспонатов русской избы: какой посудой люди пользовались и из каких материалов её делали. Цель: сформировать у детей представление об обстановке в русской избе, познакомить с разными видами посуды, закрепить знания о материалах из которых её делали. «Жизнь и быт людей в старину» Цель: вызвать у детей интерес к прошлому русского народа,  к тому, где жили люди, о том, как они одевались в старину.
Восприятие художественной литературы и фольклора Пословицы о Родине, стихотворение М. Пожарского «Поволжский край…», стихотворение о реке Волге, загадки о предметах русской старины Цель:  формировать навыки выразительного чтения стихов, закрепить знание пословиц о Родине. развивать умение отгадывать загадки.
Музыкальная Прослушивание куплета из песни «С чего начинается Родина», танец с ложками под русскую народную музыку, сопровождение работы под народную мелодию «Гусли» Цель: развивать умение детей играть на деревянных ложках, развивать чувство ритма, воспитывать желание слушать народные мелодии.
Двигательная Русская народная подвижная игра «Гори, гори ясно!» Цель: Формировать умение двигаться в соответствии со словами, развивать двигательную активность.
Конструирование и изобразительная деятельность. Рисование: «Хохломские узоры» Цель: развивать умение самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, используя ранее полученные знания, умения и навыки. Развивать творческое воображение.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Уборка рабочего места Цель: развивать навыки самообслуживания.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель включает для прослушивания первый куплет песни М.Бернеса «С чего начинается Родина»; предлагает вспомнить пословицы о Родине. Дети слушают отрывок из песни; Вспоминают и говорят известные им пословицы о Родине. «На чужбине  родная землица во сне снится». «Родная сторона — мать, чужая – мачеха».  «Родина — мать, умей за нее постоять». «Нет в мире краше Родины нашей». «Всякому мила своя сторона». «Жить – Родине служить».  «В родном краю как в раю». Закрепить знание пословиц о Родине, воспитывать любовь к Родине. Развивать речь, мышление, память.
2 Воспитатель обращает внимание детей на карту и предлагает назвать и показать страну, в которой  мы живём, вспомнить реку,  на которой стоит наш город и читает четверостишье о реке Волге. «…Перед нею путь большой и долгий. Из лесного края в край степной. И зовут ее рекою Волгой, Матушкой, кормилицей родной ».  Задаёт вопросы: «Как называются люди, проживающие у реки Волги? Как называется край, в котором мы живём? Какие народы проживают в Поволжье?»  Предлагает  вспомнить стихотворение о народах Поволжья. Делает вывод, что все народы в нашем крае живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети рассматривают карту, находят нашу страну, реку Волгу, слушают отрывок из стихотворения, отвечают на вопросы воспитателя, один ребёнок читает стихотворение М.Пожарского «Поволжский край…» Поволжский край, моя земля Родимые просторы! У нас и реки и поля Холмы, леса и горы. Народы, как одна семья Хотя язык их разный, Но дружбой мы своей сильны И мы живём прекрасно! Развивать умение показывать на карте нашу страну Россию, р. Волгу. Воспитывать гордость за свою страну. Разнообразить речь детей словами: волжане, Поволжье. Развивать умение поддерживать диалог, добиваться выразительности речи.
3 Воспитатель говорит, что самый многочисленный народ, проживающий в Поволжье – это русский народ. Предлагает отправиться в путешествие, чтобы узнать, как жил русский народ в старину. Показывает волшебный клубочек и предлагает произнести волшебные слова: Ты катись, катись, клубок, С овражка на мосток. Только сильно не спеши, Путь-дорожку укажи. Дети проговаривают волшебные слова, Идут по следу клубочка и попадают в русскую избу, где их встречает хозяйка русской избы. Вызвать у детей интерес, желание отправиться в путешествие и получить новые знания.
4. Воспитатель (хозяйка русской избы в русском народном костюме) здоровается, спрашивает, зачем пожаловали гости дорогие, предлагает не только услышать, но и увидеть то, как жили люди в старину. Дети здороваются с хозяйкой, говорят, что хотели бы узнать, как жили люди давным-давно в старину. Показать, как в старину люди встречались, здоровались, обращались друг к другу с поклоном.
5. Просмотр презентации с беседой о жизни и быте русского народа в старину. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались……( избами). Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.  (Просмотр слайда 1). 1. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели). В избу вели деревянные ступеньки. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше. 2. Что же было в каждой избе?  Слайд — 2) В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого,  на печи делалась специальная лежанка. 3. Какие же были в избе полы?  (Слайд — 3) Полы в комнате были деревянные. Стол, лавки вокруг тоже изготавливались из дерева. На полу стелили дорожки. 4. Куда ходили люди, за водой и с помощью какого предмета её приносили? (Слайд- 4) Воду раньше набирали из колодца, а вёдра вешали на коромысло, чтобы легче было донести, так как колодцы не всегда были рядом с домом. 6..В какую одежду наряжались русские люди в старину?  (Просмотр слайдов – 5,6.) Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки из дерева; ткали, вышивали, плели лапти, пряли кудель с помощью прялки и веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте Дети  просматривают слайды и отвечают на вопросы воспитателя (хозяйки). Развивать мышление, речь детей, умение поддерживать беседу. Познакомить с новыми словами: изба, русская печь, колодец, коромысло, прялка, кудель,  веретено. Закреплять знания о предметах и материалах из которых они изготовлены.
6. Воспитатель (хозяйка ) говорит, что они пришли в настоящую русскую избу и предлагает внимательно рассмотреть её. Обращает внимание на русскую печь- матушку, кормилицу. Показывает посуду, которой пользовались люди в старину.  Говорит, что в избе были чугунки, незаменимые в хозяйстве, по весу они тяжёлые, так как сделаны из чугуна – особого металла, который мог выдержать любой огонь. Поэтому их ставили в печь, чтобы еда приготовилась, а вынимали из печи с помощью ухвата, чтобы не обжечься. Показывает посуду, вырезанную из дерева. Пищу готовили не только в чугунках. У чугунка был соперник: Был я копан, был я топтан. Был на пожаре, был на базаре. Сколько было сил, всю семью кормил. Горшок — прямой  предшественник кастрюльки. В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко. Они были разных размеров. Отличались они по внешней отделке: нарядные – подавались к столу с пищей. А из какого материала сделан горшок? Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит – Всем пить чай вели (Самовар) Кипятили чай на самоварах, пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А после чая любили повеселиться. Рассматривают русскую печь и посуду, которая находятся в русской избе. Рассматривают и различают, из какого материала сделана та или иная посуда. Отгадывают загадки. Развивать умение отгадывать загадки о предметах быта старины, мышление, речь. Закрепить знакомые слова и познакомить с новыми: чугунок, ухват, горшок, крынка, миска, блюдо, самовар. Познакомить с внешним видом этой посуды и  материалами из которых она сделана.
7 Воспитатель предлагает исполнить танец с деревянными ложками под русскую народную музыку. Исполняют танец с ложками. Развивать чувство ритма, умение играть на деревянных ложках и выполнять танцевальные движения.
8 Воспитатель приглашает детей к столу с русскими угощениями. « Какие блюда готовили, чем угощали гостей на Руси?» Сообщает, что у разных народов разная национальная кухня. Есть такая поговорка «Щи да каша, пища наша». Значит, на Руси любили щи и кашу. Из чего готовят эти блюда?  В нашей стране зимой бывает очень холодно, а летом очень жарко. Какой русский напиток утоляет жажду? (квас)  А ещё у русского народа много национальных блюд,  которые готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые караваи. Ваши мамы, бабушки часто угощают вас блинами, оладьями и пирожками. Дети вспоминают блюда из русской кухни (квас, оладьи, блины), говорят, из чего готовят щи, кашу. Закреплять знания о русской кухне. Развивать умение поддерживать беседу, развивать речь, мышление
9 Воспитатель предлагает посмотреть инсценировку русской народной сказки «Каша из топора» Показывают инсценировку русской народной сказки «Каша из топора» Дать возможность детям раскрыться в театральных образах , развивать выразительность речи.
10 Воспитатель (хозяйка) говорит, что на Руси люди умели играть в разные весёлые игры. Одна из таких игр – «горелки» или мы её называем «Гори, гори ясно» и предлагает в неё поиграть. Дети играют в подвижную игру «Гори, гори ясно!», проговаривая слова Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят: — Дин-дон, дин-дон, Выбегай скорее вон! По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: Раз, два, не воронь,А беги, как огонь! Развивать умение выполнять правила игры, быстроту,  внимание, ловкость.
12 Воспитатель предлагает сделать для нашего музея выставку русской народной посуды. Уже сделанные блюдечки расписать хохломской росписью.  Прежде, чем начать работу нужно вспомнить последовательность работы. С чего начнёте работу? Что будете рисовать после? Почему? Что будете изображать на завитке сначала и потом? Как рисовать травку и завитки? Что мы можем использовать для рисования ягод? Какие цвета будете использовать? Воспитатель предлагает приступить к работе. Дети выбирают заготовленные образцы посуды, садятся за столы и проговаривают этапы работы: «Начнём с рисования каймы, которая идёт по краю миски, затем нарисуем завиток, изогнутую веточку, потому что это главный элемент хохломской росписи, так как на нём расположены остальные элементы. Сначала крупные – ягоды, листья, потом мелкие – капельки, завитки, траву. Используем красный, чёрный, зелёный цвет». Дети приступают к работе, слушая народную музыку. Упражнять детей в определении этапов работы. Развивать мышление, речь. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком, выполнять узор,в определенной последовательности.
13 Воспитатель подводит итог проделанной работе, организует выставку сделанной  детьми посуды и приглашает попробовать чаю из самовара с пирогами и блинами. Дети выставляют свою работу на выставку и  угощаются. Поддержать стремление пополнить коллекцию старинной посуды в музее русской избы в детском саду.
Читайте также:  Беседа осенью на тему «здоровый образ жизни» в старшей группе

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/obrazovatelnaya-deyatelnost-s-detmi-podgotovitelnoj-gruppy-traditsii-i-byt-russkogo-naroda.html

Конспект занятия Культура и традиции русского народа

Конспект открытого занятия в

старшей группе МБДОУ

«Детский сад № 3»

Культура и традиции русского народа

Цель:

  • Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, знакомить с традициями и творчеством русского народа
  • Развить коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
  • Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям.

Задачи:

Систематизировать знания детей о народных традициях, фольклоре.

Познакомить детей с русским народным костюмом, с предметами старинного русского быта

Обогатить словарь детей новыми словами, обозначающими названия предметов старинной посуды

Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Но прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним наше правило.

Дети: Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Воспитатель: Ну что ж, а теперь в путь.

Ребенок:

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землей пролети.

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Чутким сердцем и мудрой рукою

Нам великая дружба дана.

И живут неразрывной семьею

Все народы и все племена.

Все они словно братья желанны,

Всем просторно расти и цвести.

Поезжай за моря-океаны,

Но дружнее страны не найти.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в красивой и богатой стране. Как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно. Россия – большая страна. Давайте посмотрим на карту. (Показ слайда)

Важно

Россия – большая, красивая и богатая страна. Но кроме России есть и другие страны, в них живут люди разных национальностей, но все мы живем на планете Земля. Земля – наш общий дом.

Воспитатель: Ребята, люди каких национальностей заселяют нашу планету? (русские, украинцы, грузины, белорусы т.д.

) У всех этих народов есть дети, которые, как и вы, ходят в детские сады, умеют дружить и играть в свои национальные игры.

И сегодня они приехали к нам в гости, в наш детский сад, чтобы узнать побольше о нашей стране, традициях нашего народа и научиться играть в наши игры. Они хотят с вами подружиться. А вот и они! Проходите, гости дорогие!

(В группу входят дети, наряженные в разные национальные костюмы. Здороваются с детьми. Присаживаются на стулья.)

Воспитатель: Давайте расскажем нашим гостям в какой стране мы живем? Как она называется? (Россия).

Воспитатель: наша большая страна называется Россией, но в старину, давным-давно, ее называли Русь. Русский народ издревле славился своим гостеприимством. И гостей они встречали по особому обычаю – преподносили гостю хлеб-соль. (Воспитатель показывает каравай на рушнике). Делала это хозяйка дома.

(Дети-гости принимают каравай. Пробуют его по русскому обычаю.)

Воспитатель: Посмотрите на наших гостей, как красиво и необычно все они одеты. У каждого гостя свой национальный костюм. А теперь отгадайте и найдите русский народный костюм.

(Дети выбирают девочку в русском народном костюме.)

Воспитатель: вот она – русская красавица! Из чего состоит ее костюм?

Дети: Из сарафана и кофты.

Воспитатель: (Показ слайда «Женский русский народный костюм»). Раньше на Руси женщины и девочки в городах и деревнях носили одинаковые рубахи, которые назывались сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Когда русская красавица шла в таком сарафане, ее называли лебедушкой. Ребята, а чтобы сарафаны были красивыми, чем их украшали?

Дети: Ленточками, бисером, кружевами.

Воспитатель: Вот такие костюмы во многих семьях передавались по наследству от бабушки к внучке. А теперь посмотрите, что за головной убор у красавицы?

Дети: Кокошник.

Воспитатель: Он тоже украшен. Чем? (Бусинами, ленточками). Еще кокошники украшали тесьмой. Вот такие сарафаны и кокошники шились и вышивались руками мастериц-рукодельниц.

Воспитатель: А чем еще занимались люди на Руси?

Ребенок: Ремесел очень много

На земле русской есть.

И всех ремесел нам

Сейчас не перечесть!

Воспитатель: В старину люди гордились своим мастерством. Русские умельцы изготавливали все своими руками. Вот перед вами изделия русских мастеров. Что это?

Дети: Посуда. (Перед детьми выставлена деревянная посуда).

Воспитатель: Из чего ее делали? Чем она отличается от современной? Как украшена?

(Дети рассматривают посуду, повторяют ее название).

Игра «Собери картинку» (Дети в подгруппах собирают изображения предметов посуды).

Воспитатель: У нас с вами сейчас много разных игрушек. Но в старину таких игрушек не было. Для своих детей русские умельцы изготавливали игрушки сами. Посмотрите какими интересными они получались. (Показ слайдов русских народных игрушек).

Ребенок: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда.

(Дети и гости проходят на импровизированную ярмарку).

Воспитатель: Ребята, мы пришли на ярмарку. Ярмарка – это праздник, там, где люди веселятся. На ярмарке продают разные товары, игрушки, поют, играют на музыкальных инструментах. Люди должны были не только работать, но и отдыхать. Поэтому русские умельцы вечерами вышивали, делали игрушки и расписывали их, а по осени устраивали веселые ярмарки.

1-й ребенок – продавец изделий хохломы:

Золотая хохлома,

Ей не налюбуешься,

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

Игра «Собери хохломской узор». (Задание для детей-гостей).

2-й ребенок – продавец городецких изделий:

Любовались гости чудом,

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Довольные осталися.

3-й ребенок – продавец свистулек:

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

Песни я для вас пою.

Выходи честной народ,

Затевай-ка хоровод!

Народная игра «Ворон».

4-й ребенок – продавец дымковской игрушки:

Дымковские барышни

Всех на свете краше,

А гусары – баловни –

Кавалеры наши!

5-й ребенок – продавец матрешек:

Матрешки дружно все живут,

Частушки весело поют.

Танец с платочками «Мы-матрешки».

Дети-продавцы: Мы для гостей приготовили расписные игрушки. Принимайте подарки!

(Дети вручают гостям подарки-сюрпризы).

Воспитатель: Гости дорогие, вы сегодня с нами пели и плясали, в игры играли, узнали много нового о традициях русского народа. А теперь по старинному русскому обычаю милости просим вас к нашему хлебосольному столу с чаем из самовара и традиционными гостинцами: баранками, блинами, пряниками.

Читайте также:  8 марта в начальной школе. сценарий

Гости: Спасибо! Мы тоже к вам не с пустыми руками приехали. (Гости ставят на стол свои национальные угощения).

(Занятие заканчивается общим чаепитием).

Источник: https://docbaza.ru/naurok/doshkolniki/text-81304547.html

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе

Тема: Какие народы живут в России.

Цель: Расширение знаний детей о Родине.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.

Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

– Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

– Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; страна, в которой вы живёте.

 Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

                    На карте мира не найдёшь

                    Тот дом, в котором ты живёшь.

                    И даже улицы родной

                    Ты не найдёшь на карте той,

                    Но мы всегда с тобой найдём

                    Свою страну, наш общий дом.

 – Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

  1. Наша страна называется … (Россия).
  2. Наша страна очень … (большая, огромная).
  3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
  4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

 – Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

 – Какие нации людей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)

– Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

– Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

– Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

 – А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Ответы детей.)

 – У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

                    Живут в России разные

                    Народы с давних пор.

                    Одним тайга по нраву,

                    Другим – степной простор.

                    У каждого народа

                     Язык свой и наряд.

                    Один черкеску носит,

                    Другой надел халат.

                    Один – рыбак с рожденья,

                    Другой – оленевод.

                    Один кумыс готовит,

                    Другой готовит мёд.

                    Одним милее осень,

                    Другим милей весна.

                    А Родина Россия

                    У нас у всех одна.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

 – Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина, мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

 – Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

 – Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, она должна быть тёплой и удобной.)

– Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

– А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

 – Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? ( Основа рисунка, которым украшен татарский костюм – геометрический орнамент.)

– Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Физпауза.                                                                                                                                  Башкирская народная игра «Юрта».

 В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

          Мы, весёлые ребята,

          Соберёмся все в кружок.

          Поиграем, и попляшем,

          И помчимся на лужок.

 На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

 – У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Ребёнок читает стихотворение.

                    В день солнечный июльский –

                    Цветы, цветы вокруг!

                    Красив язык мой русский,

                    Как этот летний луг.

                    Иду тропинкой узкой –

                    Деревья до небес!

                    Могуч язык наш русский,

                    Как этот русский лес.

                    И в радости, и в грусти –

                    Он всякий час со мной,

                    Родной язык мой русский,

                    Как Родина родной!

Рассматривание книг со сказками разных народов России.

– Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

– Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

– Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

 – Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Рассматривание изделий народных промыслов.

– Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

– Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

– Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

 – У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

 –  Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.

– Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

                    Берегите Россию,

                    Нет России другой.

                    Берегите её тишину и покой,

                    Это небо и солнце,

                    Этот хлеб на столе,

                    И родное оконце

                    В позабытом селе!

Дети исполняют песню о Родине.

Девочка в русском национальном костюме заносит блины и всех угощает.

Источник: http://xn—-7sbabhmeq0aecei7adf1bjj7k4f.xn--p1ai/2017/01/11/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoj-deyatelnosti-s-detmi-v-podgotovitelnoj-gruppe/

Конспект занятия: «Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?»

Конспект занятия: «Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?»

Цель: Ознакомление воспитанников с целями, задачами и содержанием занятия, знакомить детей с особенностями русских традиций и прививать интерес к национальной Культуре.

Задачи:

  1. познакомить воспитанников с традициями русских людей;
  2. воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям, толерантность по отношению к окружающим;
  3. развивать логическое мышление, речь, умение работать с пословицами.

Оборудование и методическое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, каравай с солью, картинки для коллажа, разрезные пословицы, ватман, клей-карандаш.

Ход занятия:

1. Организационная часть.Педагог встречает детей с хлебом, солью.- Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, заходите на хлеб и соль!Так встречали гостей на Руси и сегодня мы с вами поговорим о традициях нашего народа. Тема нашего занятия: «Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?»

2. Основная часть.

А.М. Горький сказал: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Данное изречение мы не редко вспоминаем, когда речь идет об истории любого народа, о его культурных традициях, обрядах, обычаях.

Сегодня мы рассмотрим некоторые традиции русского народаЧто же такое традиция? Обратимся к словарю, который составил известный ученый С.И. Ожегов. Обратите внимание на слайд. Слово «Традиция» в словаре С.И. Ожегова обозначает:1.

То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи. 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, например, традиция встречи Нового года в семейном кругу.Как можно своими словами объяснить данное слово? Подведем итог ваших ответов, сделайте вывод, что такое традиция.

«Традиция — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения».Какими могут быть традиции? (Традиции могут быть: воинские, национальные, семейные). Приведите свои примеры традиций.

Читайте также:  Конспект прогулки по пдд для детей подготовительной группы. наблюдение за работой светофора

Примерные традиции

1.     Издавна на Руси существовали традиции, когда семья занималась одним видом деятельности. И были гончары, плотники, пекари. Складывались династии.2.     Существует традиция называть детей в честь кого- то из членов семьи. (Алёшина Ира – в честь бабушки, Рыбаков Андрей – в честь папы).3.     Традиции давать Отчество в честь родового имени, указывает на имя отца.4.     Традиция собирать и хранить фотографии.5.     Традиция отмечать семейные праздники.6.     Традиция провожать молодых людей в Армию и так далее.- Все семьи разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, обычаями, атмосферою, традициями. — А для чего человеку семья?

3. Знакомство с легендой «Как появилась дружная семья?»

— Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец выслушал просителей и сказал «Никто не научит жить вас счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите какой Вы хотите видеть свою семью? Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.

Совет

На доске табличка со словами: Любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь.

— Ребята, запомните эту легенду. Если каждый будет следовать этим правилам, то в семье будет царствовать мир, согласие. А значит, все будут счастливы.Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и праздников. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Но наступало и время праздников — это было время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они одна большая семья, все собираются за праздничным столом, все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья, здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе. Праздничных дней в России было много: 140-150 в году. Эти праздники были направлены на укрепления здоровья и благополучия людей. Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.Семейные традиции в каждой семье есть, нужно только подумать хорошенько. У некоторых, например, дети к празднику обязательно открытки сами рисуют. Перед Новым годом пишут Деду Морозу письмо с просьбами и обещаниями хорошо себя вести и слушаться родителей. Очень любят дети совместное выпекание пирогов к Пасхе или ко дню рождения. На Новый год всегда наряжать живую елку. Собираться за столом всей семьей, сервировать стол красиво, как оказалось, совместные обеды – это теперь вообще редкость. Таких традиций множество – нужно просто на жизнь семьи внимательней взглянуть и привычные дела назвать громкими словами: «У нас такая традиция».Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.- Кто знает, как на Руси в каждом доме встречали гостей? (В праздничном русском костюме подносили хлеб-соль). Традиции гостеприимства были очень сильны на Руси. Н.М.Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. Согласно русской традиции, хлебом и солью сегодня встречают родители жениха и невесту, хозяева привечают дорогих гостей. Хлеб-соль встречает представителей иностранных держав у трапа самолета. Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы устанавливает особые доверительные отношения с хозяевами, признается в чистоте своих намерений и помыслов.  Дуэт хлеба и соли не случаен: пшеничный или ржаной душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а редкой в те времена специи, приписывали способность охранять от злых духов. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».Следование традициям помогает ощутить человеку свои национальные корни, принадлежность в единой нации, с богатой историей и духовно-культурными ценностями.За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их кушаньем.- Назовите, кто знает, какие блюда на Руси были почетными?Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

Давайте вспомним традиционные праздники, которые проходят у нас в детском доме. (Праздники: Рождество, Масленица, Пасха).Скажите, как в ваших группах-семьях отмечаются дни рождения?А в старину, отмечали именины. Дело в том, что при рождении человеку присваивали имя святого, в день которого он родился. Святой, как считалось, являлся небесным покровителем человека.

Например, мои именины 29 (16) сентября — мученица Людмила, княгиня Чешская. Святая Людмила ревностно распространяла в Чехии христианство и воспитала своего внука, святого Вячеслава, в христианском благочестии. Людмила претерпела тяжкие мучения была убита в 927 году Внук ее Вячеслав перенес ее мощи в Прагу в церковь св. Георгия.Времена изменились.

Теперь не всегда люди называют детей именами святых, в день которых они родились.Празднование именин было доброй традицией в каждой семье. Некоторые люди старшего поколения и сейчас отмечают именины, считая их днём более значимым, чем день рождения. В настоящее время это прекрасная традиция возвращается и все больше людей стали отмечать свои именины.

В России именины стали праздновать очень давно, еще в 17 веке. В этот день с утра рассылали гостям именинные пироги. Во время праздничного ужина гости подносили имениннику подарки: отрезы материи, деньги, бумажных ангелочков. Был и такой обычай: за столом над головой именинника разламывали пирог с кашей.

Считалось, что жизнь в течение года будет счастливее, если просыплется больше каши. Чтобы удача не оставляла именинника, нужно было разбить нарочно, специально какую-нибудь посуду.Все члены семьи создавали праздничную атмосферу в этот особенный день. Именинник пребывал в приподнятом настроении. Отмечали праздник весело.

После застолья гости плясали, играли в разные игры, пели, водили хороводы. В завершение праздника именинник от себя дарил ответные подарки гостям за то, что они пришли его поздравить. В наше время в семьях отмечают этот же праздник. Только называется он не именины, а день рождения.

А как вы отмечаете свой день рождения? (Приглашаем гостей, готовим угощение, веселимся, танцуем).- Давайте отдохнем и поиграем. (Все пословицы размещены в разных местах стола). Педагог раздает детям начало пословиц, а дети должны найти их вторые половинки.

Разминка

2. Игра: «Составьте пословицу о семье».

  1. На что клад, коли в семье лад.

2. В семье и каша гуще.3. Вся семья вместе, так и душа на месте. 4. Согласную семью и горе не берет. 5. В семье любовь да совет, так и нужды нет.6. Семья — печка: как холодно, все к ней собираются.7. Дружная семья и землю превращает в золото.

Объясните пословицы. — Какая пословица вам больше всего понравилась, запомнилась?Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных.

Строителей, артистов, учителей…Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях. Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих традиций почитания старших. Осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости — основы воспитания детей на Руси.

Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. А уж любовь к своему Отечеству – одна из традиций. Традиция провожать в Армию – защищать свое Отечество. Знать своих предков, гордиться историей.Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.

– Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция, собирать фотографии в альбом, друзей наш детский дом?С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь.

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.

Обратите внимание

Семья и труд тесно связаны. Самочувствие человека, его здоровье, производительность труда впрямую зависят от качества семьи. В семье закладываются основы усердия и трудолюбия.Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту.

Каждый занят работой – мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция.

Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?Мы то же живем в нашем детском доме большой семьей.

Каждый из вас является её частичкой. Мы должны относиться друг к другу, как в семье заботливо, по-доброму, с пониманием. И тогда наш детский дом станет дружной семьёй, и как в хорошей семье, в нем будут царить любовь и взаимопонимание.

3. Подведение итогов занятия.

  • Что нового узнали?
  • Чему научились?
  • Что такое традиции?
  • Какие традиции вам известны? Для чего нужны семейные традиции?

Творческая деятельностьПодводя итог нашему занятию, я предлагаю вам составить коллаж, об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл в нем вырезки, рисунки о той традиции, о которой вы хотите составить коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о Русских традициях. Работу вы должны будете представить с комментариями (защита работ)

Вывод:

В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами.

Традиции, с любовью и пониманием проводимые в семье, наполнят жизнь красотой и богатством, укрепят связь поколений.

Приумножайте традиции и передайте их следующим поколениям!Я, как хозяйка нашей сегодняшней встречи, приглашаю вас сейчас, на чаепитие с караваем.

Дополнение за чашкой чая

Не верьте, если вам говорят, что настоящие знатоки чаепития – англичане. Они всего-навсего придумали свой файф-о-клок, тогда как русские придумали абсолютно уникальный аппарат для приготовления чая – самовар! Невозможно представить себе русский быт без этого очень уютного атрибута традиционного семейного чаепития.

Вечер выходного дня, когда вся семья собирается расслабиться за чашкой крепкого чая с домашней выпечкой – это то, во что выводились самоварные чаепития.  Особенности русского менталитета повлияли и на основную задачу чаепития. Русские люди не отрешаются от суетного мира, попивая чай, для них чайная церемония: повод к сближению,  задушевной беседе.

Наверное, поэтому угли в самоваре могли подогревать воду для чая сколь угодно долго.По русской традиции, чай домашним и гостям наливала хозяйка дома, а в ее отсутствие – старшая дочь. Искусство заключалось в том, чтобы каждому гостю поровну достались  и порция горячего и крепкого чая, и  радушное внимание хозяина.

  Пили чай из саксонского, дрезденского, или  же отечественного фарфора (особенно славился Поповский). Мещане и купцы любили пить ароматный горячий напиток из глубоких блюдец, с колотым сахаром «вприкуску». У народа считалось признаком крайней бедности  пить «пустой» чай – то есть чай, не сопровождающийся какой-нибудь закуской.

Важно

В разных городах и губерниях, в разных эпохах, к чаю полагались разнообразные угощения. Молоко и сливки, расстегаи и ватрушки, варенье, печатные пряники, коломенская и ржевская пастила, сушки, шаньги, бублики – всего и не описать.

Литература

  1. Андреев, А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004. 320 с.
  2. Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография, 1981. № 2. 97с.
  3. Брянов В. А. О традициях и обычаях. Нальчик: Наука, 1961. 240 с.
  4. Шангина И. Ю. Русские традиционные праздники. СПб., 1897. 270 с.
  5. Терещенко А.В.;Худож.В.Н.Забайров. — Москва: Русская книга,   1999.  — 309с. :  — (Народная мудрость). Обычаи и традиции русского народа Москва: ОЛМА-Пресс, 1999. — 542с. 
  6. Клиентов А., Народные промыслы, — М.: Белый город, 2002
  7. Коротковой М.В., Традиции русского народа,
  8. Забылин М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия
  9. ЗабылинМ.; худож. Е Шамрай, В. Щербаков. – М. : Эксмо, 2003. – 608 с. : ил.
  10. Межиева М. Праздники на Руси / М. Мариева. – М. Белый город, 2007. – 48 с.
  11. Михеева Л. Русские народные праздники / Л. Михеева; худож. Е. А. Румянцева. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 79 с.: ил.

Конспект разработала:Ткаченко Л.В., воспитатель.
страница 1

скачать
Другие похожие работы:

Источник: http://netnado.ru/konspekt-zanyatiya-chto-takoe-tradiciya-pochemu-tradicii-neobh/page-1.html

Ссылка на основную публикацию