Методика раннего развития. методика доктора спока

Методика воспитания Бенджамина Спока. Читайте на портале Ya-roditel.ru

Доктора Бенджамина Спока называют реформатором. В 1946 году американский педиатр выпустил книгу «Ребенок и уход за ним», ставшую бестселлером и перевернувшую представление родителей о воспитании детей. О методиках Спока до сих пор спорят. Так в чем же их суть и за что мамы со всего мира так любят книги американского доктора?

Основные принципы Спока

«Ребенок – не черновик человека», — именно это заявление лежит в основе методики воспитания Бенджамина Спока.

Он всегда пытался донести до родителей простую мысль: каждый малыш – личность, мнение которой нужно уважать, именно поэтому доктор в первую очередь призывает не наказывать детей, а договариваться с ними.

«В тот момент, когда вы даете понять ребенку, что он самый исключительный малыш на свете, это насыщает его дух тем же образом, что и молоко — его тело», — говорит доктор.

Иными словами, любовь – основа всего воспитательного процесса, и нужно постоянно демонстрировать малышу эту любовь.

Детей в возрасте до трех месяцев, по совету доктора Спока, надо чаще брать на руки – убаюкивать, ласкать, часто пеленать. Сегодня эту позицию оспаривают многие психологи, но американский педиатр был уверен: малыш вырастет послушным только в том случае, если будет в этот период развития физически чувствовать близость с родителями.

Обратите внимание

Когда же ребенку исполняется три месяца, его психика меняется. По мнению Спока, в этом возрасте малыша нужно начинать приучать к самостоятельности – оставлять одного в кроватке, учить засыпать без родителей, кормить не по часам, а тогда, когда ребенок просит есть.

При этом очень важно уметь отличать желания и потребности детей от капризов. По мнению Спока, желания надо уважать и удовлетворять, а капризы – игнорировать.

«Хочу играть», — это желание, «Хочу играть такой же точно куклой, как у соседской девочки, поэтому купи мне ее», — это уже каприз.

А еще Спок уверен, что детям не стоит запрещать слишком много. Если ребенок раскидывает пуговицы по дому, то, вероятно, он создает из них какой-то свой сказочный мир, и препятствовать этому – тормозить развитие фантазии и воображения у ребенка.

Запрещать нужно лишь то, что в самом деле опасно – перебегать через дорогу на красный свет, подходить близко к огню, смотреть страшные фильмы перед сном.

Если же окружить ребенка сплошь запретами, то, повзрослев, он продолжит запрещать себе многие вещи, и это негативно скажется на развитии личности ребенка.

Самый же сложный возраст, по мнению Спока, начинается у ребенка в три года – именно в этот период малыш начинает проявлять негативные черты характера, в том числе – упрямство.

Как успокоить ребенка, если он плачет?

Критики теории Спока осуждали американского доктора за то, что тот, якобы, учил родителей не обращать внимание на детские слезы. На самом же деле, Спок разработал целую систему советов, как стоит успокаивать ребенка, когда причиной слез становятся капризы и упрямство, а не потребности, но при этом сделать это так, чтобы замечания не были похожи на запреты.

Вот лишь несколько из предложенных доктором вариантов

Придумать важное дело, ради которого стоит отложить плач: «Давай ты потом поплачешь, а то скоро стемнеет и мы не успеем сходить в магазин».

Предложить плакать тише, чтобы не разбудить папу, бабушку или даже котика.

Попробовать отвлечь ребенка от каприза и, не обращая внимания на слезы, предложить попить чая или посмотреть, как распускаются листочки на деревьях. Еще один хороший способ – переключить внимание малыша на что-то другое: «У тебя ресничка выпала, давай, ее уберем, а то она мешает плакать».

Важно

Проговорить вслух проблему из-за которой ребенок плачет: «Я понимаю, что ты расстроился из-за того, что мы не купили тебе машинку, но купить ее сейчас мы не можем».

Предложить лекарство от плохого настроения. Таким лекарством может быть любая вкусная мелочь – мармеладка, печенька. Главное, чтобы ребенок понимал: если лекарство не поможет, ему его больше не дадут, тогда он будет вынужден подыгрывать и успокаиваться.

Методики развития Бенджамина Спока

Помимо принципов воспитания, доктор Спок разработал и несколько методик развития ребенка. Вот несколько игр, предложенных Споком. Их, к слову, активно используют во многих развивающих центрах.

Развитие зрительной памяти

Предложите ребенку порисовать вместе с ним. Нарисуйте двор, домик, кошку на окне, дым из трубы, собачку в будке, а потом предложите малышу повторить рисунок. Важно, чтобы он вспомнил и отобразил как можно больше деталей – и собачку, и дым, и кошку. Если у него это не получилось, то вместе поищите ошибки и потом дорисуйте картинку.

Развитие слуховой памяти

Постоянно предлагайте ребенку отгадывать, что за звук раздался рядом с ним: мама хлопнула дверцей духовки или холодильника, мама включила фен или миксер. Ребенок таким образом научится внимательно слушать окружающие звуки, концентрироваться на них и будет лучше воспринимать звуковую информацию.

Развитие речи

Чтобы развить речь ребенка, Спок предлагает простейший метод – просто чаще с малышом разговаривать. Чем богаче и красноречивее будет речь родителей, тем лучше будет разговаривать ребенок.

В присутствии малыша маме и папе следует вслух комментировать все свои действия: «Сейчас мы почистим картошечку, сварим ее, приготовим из нее пюре, вот берем первую картофелину – красивая, круглая».

Со стороны это, возможно, выглядит странно, но ребенок таким образом запоминает все, что говорят родители.

Развитие тактильной памяти

Развитие мелкой моторики – залог правильного развития ребенка.

По крайней мере, именно так считал доктор Спок и предлагал очень простую игру: в миску с крупой нужно спрятать всякие мелкие предметы и предложить малышу отыскивать их и угадывать, не вынимая.

В этот момент мама может что-то готовить и заниматься своими делами на кухне, ребенок же при этом будет занят, увлечен, и при этом будет тренировать мелкую моторику.

Хорошая речь, зрительная память, способность быстро воспринимать информацию на слух – вот основные качества, которые необходимо развить в ребенке, по мнению доктора.

При этом проявлять любовь, но не ограничивать малыша в самостоятельности и не окружать запретами. Все это поможет избежать проблем с воспитанием ребенка.

Проведя собственное исследование, Спок заметил, что послушные дети болеют реже, чем непослушные, а непослушными они становятся от того, что им не хватает любви и внимания.

Юлия Шершакова

Источник: http://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/metodika-vospitaniya-bendzhamina-spoka/

7 спорных советов педиатра Бенджамина Спока

Знаменитый радикальный способ справиться с нежелающим засыпать ребенком.

«Лечение очень простое: положите ребенка в постель в положенное время, нежным голосом пожелайте ему спокойной ночи, выйдите из комнаты и не возвращайтесь. Большинство детей в первую ночь гневно кричат минут 20-30, а потом, видя, что ничего не происходит, неожиданно засыпают. На следующий день они уже будут плакать только 10 минут, а на третий день они обычно вообще не плачут».

Современный психолог, специалист по детско-родительским отношениям Людмила Петрановская в книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» критикует идею оставлять детей одних. Она напоминает, что во многих традиционных культурах младенцы весь первый год жизни проводят, прижавшись к матери.

По мнению Петрановской, если бы опасения про «избалуется, приучится» были бы верны, то дети едва ли не до взрослого возраста настаивали бы на том, чтобы их носили на руках: «Однако наблюдения говорят ровно обратное: эти малыши намного более самостоятельны и независимы к двум годам, чем их городские сверстники».

Сомнительна рекомендация отказаться от ночного кормления, если ребенок весит не менее 4,5 кг.

«Если ребенку уже месяц и он весит около 4,5 кг, но все еще просыпается для ночного кормления, я думаю, будет разумнее не спешить к нему с молоком.… Вообще говоря, ребенок, весящий около 4,5 кг и нормально питающийся днем, не нуждается в ночном кормлении».

Совет

Сегодня врачи убеждены, что не стоит прекращать ночные кормления так рано: именно они стимулируют выработку гормона пролактина, отвечающего за образование грудного молока. Важно сохранять ночные кормления, пока ребенок нуждается в них. ВОЗ тоже рекомендует кормить по требованию – то есть так часто, как этого хочет ребенок, и днем, и ночью.

Если ребенок капризничает или плачет, «по Споку», не нужно на это реагировать: «У некоторых детей легко возникает рвота, когда они возбуждены.

Это пугает мать, она смотрит на ребенка тревожным взглядом, торопится убрать за ним, старается быть по отношению к нему более предупредительной и в следующий раз немедленно бежит к нему, как только он закричит… Если мать решила приучить его засыпать без крика и укачивания, то она не должна отступать от намеченного плана и не входить к ребенку».

Однако результаты недавнего исследования, проведенного американскими учеными, свидетельствуют о том, что мама может смело, ничего не боясь, следовать своему материнскому инстинкту.

Чем больше «обнимашек» и «ручек», чем больше тактильного контакта, чем больше маминого внимания и заботы, тем более успешным, уверенным в себе, добрым, чутким, психически и физически здоровым человеком станет ваш ребенок, когда вырастет.

К таким выводам исследователи пришли, проанализировав данные о детстве и взрослой жизни более чем 600 человек.

«Желательно приучать ребенка с самого рождения спать на животе, если он не возражает. Впоследствии, когда он научится переворачиваться, он сможет сам изменить позу, если захочет».

В XXI веке педиатры говорят, что ребенок должен спать исключительно на спине и на твердом матрасе. Сон же младенца на животе опасен: это фактор риска синдрома внезапной младенческой смерти.

«Обычно врачи советуют вводить апельсиновый сок в питание ребенка в возрасте нескольких месяцев, – говорится в книге «Ребенок и уход за ним». – Вы можете сами выжимать сок из апельсинов или пользоваться консервированным соком… Обычно до 5-6 месяцев дети пьют сок из соски, а потом из чашки».

В 2017 году Американская Академия Педиатрии выпустила новые рекомендации, согласно которым фруктовые соки не должны присутствовать в рационе малышей в возрасте до года.

Обратите внимание

Как считают авторы рекомендаций, сок не представляет для маленьких детей никакой особой питательной ценности, при этом в нем содержится очень много сахара и полностью отсутствует клетчатка. Лучше давать малышам в возрасте до года настоящие фрукты в печеном виде или в виде пюре.

В этом случае ребенок получит все необходимые витамины и микроэлементы, а также клетчатку, но не будет привыкать к сладкому.

«Как показали исследования, мясо очень полезно детям даже на первом году жизни, – пишет доктор Спок. – Многие врачи сейчас рекомендуют давать мясо, начиная с 2-6 месяцев. Мясо для маленького ребенка или провертывают в мясорубке несколько раз, или протирают через сито, или трут на терке. Поэтому ребенку легко его есть, даже пока у него нет зубов».

Читайте также:  Что и чем едят по этикету

Во время загрузки произошла ошибка.

Два месяца – это безусловно, слишком ранний возраст для начала прикорма – тем более, мясом. Педиатр Евгений Комаровский рекомендует начинать мясной прикорм не раньше 8-9 месяцев.

Об одежде для новорожденного в бестселлере Бенджамина Спока можно прочесть следующее: «Ночные рубашки. Вам понадобится от 3 до 6 рубашек. Покупайте сразу размер на возраст в 1 год. Распашонки. Вам понадобятся 3-6 распашонок размером на 1 год».

Новорожденный, несомненно, растет очень быстро, однако одежда не по размеру доставит и ребенку, и маме, сплошные неудобства.

Многие советы из книги «Ребенок и уход за ним» наивны и даже опасны для современных реалий. Однако Спок был первым педиатром, который выступил вразрез с общепринятым мнением, что воспитание ребенка прежде всего должно вырабатывать дисциплину. Его идеи для своего времени стали революционными и повлияли на многие поколения родителей, сделав их более чуткими к своим детям.

В предисловии к своей знаменитой книге Бенджамин Спок подчеркивает, что не стоит слепо следовать всем приведенным в книге советам.

Нет похожих детей, как нет и похожих родителей. По-разному протекают болезни у детей; различные формы в разных семьях приобретают и проблемы воспитания. Все, что я мог сделать, – это описать лишь самые общие случаи. Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем»

Источник: https://deti.mail.ru/article/7-spornyh-sovetov-iz-knigi-spoka-uhod-za-rebenkom-/

«Добрый доктор» и деспотичный отец: о жизни и методике Спока

Методика доктора Спока учит ценить и любить ребёнка. Но опыт самого Бенджамина Спока не был таким идеальным, как описано в его книгах. Реклама

Из многодетной семьи

Бенджамин Спок — один из шестерых детей, родившихся в семье адвоката Айвза Спока, и самый старший. Именно поэтому с самого детства он чувствовал ответственность перед младшими и активно помогал маме ухаживать за братьями и сёстрами.

Основные принципы — из детства

В семье Бенджамина придерживались принципов здорового питания и закаливания. Так, дети не ели сладкого до пяти лет, спали под навесом на улице в любую погоду, принимали активное участие в домашних делах вместо прогулок со сверстниками.

Боязливый ребёнок

Мама Бенджамина, Луиза Милдред, придерживалась авторитарного режима. Детей наказывали за провинности, и дети боялись матери. Позже сам доктор Спок расскажет об этом с грустью: он рос боязливым ребёнком, трусившим не только перед мамой, но и другими людьми.

Корабельный врач

Спок всегда мечтал быть врачом, правда, корабельным, ведь море и всё, что с ним связано, завораживало Бенджамина.

Во всём виноват Фрейд

Отправиться в морское плавание ему не было суждено: Бенджамин прочитал Фрейда, и его труды оказали на Спока огромное влияние. Мысль, что болезни не случаются сами по себе, не давала покоя, и Спок решил стать педиатром. Вскоре он поступил в Йёльский университет.

Олимпийский медалист

У Спока были отличные физические данные и рост 189 см. В университете Бенджамина приняли в спортивную команду по гребле, и он достиг в этом спорте немалых высот: участвовал в Олимпийских играх во Франции в 1924 году и выиграл золотую медаль.

Сердечный приступ

Отношения с матерью были непростыми на протяжении всей жизни Бенджамина. Когда он, студент медицинского факультет, привёл в дом невесту Джейн Чини, мама изобразила сердечный приступ. Впрочем, находящийся в тот момент дома отец «сердечную болезнь» своей супруги «успешно вылечил», а на личную жизнь Бенджамина это никак не повлияло — он женился на своей невесте.

Смерть ребёнка и сифилис

Молодая семья пережила трагедию — смерть их новорожденного ребёнка. Мать Спока заявила, в этом виновата невестка и её родословная, ведь, как она выяснила, отец жены Бенджамина болел сифилисом. После этого скандала Бенджамин и его супруга перестали общаться с Луизой Милдред и переехали в Нью-Йорк.

Врач со странностями

Именно так отнеслись к Бенджамину Споку многие родители маленьких пациентов.

Их смущала точка зрения доктора Спока, который говорил, что ребёнок — это личность, его надо уважать, не нагружать работой и давать возможность насладиться детством.

В те времена детей с раннего возраста готовили к тяжёлой работе, а о личности и воздействии наказаний на психику никто не думал. В итоге пациентов у доктора было немного, зато о нём говорили и писали.

Бестселлер

Ситуация изменилась, когда Бенджамин Спок выпустил серию книг. Каждая из них была адресована родителям, в них рассказывалось о психологических аспектах воспитания, о том, как надо ухаживать за детьми. Одна из книг — «Ребёнок и уход за ним» — стала бестселлером.

Теория и практика

В теории «как воспитывать детей» Бенджамин был силён, на практике же — отнюдь. Он и сам признавался, что был чрезмерно строг к своим детям и никогда не целовал сыновей. Возможно, именно так на него подействовали гены матери и её авторитарная позиция к воспитанию.

Сын-врач

Несмотря на холодность отношений с отцом, старший сын Джон пошёл по стопам Бенджамина и стал врачом. Младший выбрал путь архитектора.

Испытание славой

Когда Спок стал известным доктором, его супруга начала ревновать его к славе и налегать на алкоголь. Бенджамину было за 70, когда семья окончательно распалась.

Молодая жена

Не прошло и года после развода, как доктор Спок решил жениться вновь. 73-летний жених нашел себе молодую невесту, которой было чуть больше 30-ти. Одни говорят, она вышла за него замуж по любви, другие утверждают, что невеста искала славы.

Любимый внук

Судьба свела Спока с его внуком Питером, сыном Майкла, и сердце старика растаяло. Он всей душой проникся к внуку. Однако Питер покончил жизнь самоубийством, врачи констатировали, 22-летний юноша страдал депрессией. Смерть любимого внука 79-летний Бенджамин пережил с инфарктом и инсультом и обвинил во всём своего сына Майкла, который «запустил» ребёнка.

Деньги — обществу

Книги Бенджамина Спока имели оглушительный успех, к примеру, «Ребёнок и уход за ним» выпущен на 40 языках тиражом в 50 млн. экземпляров. Эта книга принесла Бенджамину миллионы, но материальная сторона вопроса его мало интересовала. Он отдавал деньги сотням благотворительных фондов, подписывал не глядя счета, и к старости его многомиллионное состояние растворилось.

Смертельная болезнь

Чтобы бороться с раком, который обнаружился у Бенджамина на закате лет, ему требовалось 10 000 долларов, но таких денег у известного врача не было. Старший сын Майкл пытался помочь отцу, но тот помощи не принял. Жена Спока пыталась собрать сумму, обращаясь к почитателям врача, но не успела. Спок умер в возрасте 94 лет.

Читать дальше

Источник: https://dailybaby.ru/magazine/articles/dobryi-doktor-i-despotichnyi-otets-o-zhizni-i-metodike-spoka

Методика развития речи и памяти у детей — воспитываем и развиваем детей по Бенджамину Споку

Мало родителей, которые не слышали о воспитании по доктору Бенджамину Споку. Действительно, американец Бенджамин Спок очень известен и не только своими трудами по воспитанию детей младшего возраста. Его можно сравнить толькои с нашим замечательным детским врачом Рошалем.

В самой известной книге – пособии доктора Спока — красной нитью проходит мысль: кормите и любите своего ребёнка, а взрослым он станет и без вашей помощи. В любом случае ребёнком не останется! Если чего-то очень не хочет делать – не настаивайте. Предложите это «что-то» через некоторое время и в другом варианте.

Именно Б. Спок стал настойчиво рекомендовать кормить младенца не по часам, а, как сейчас говорят, по требованию, а также относиться к ребёнку достаточно демократично и не сюсюкать с ним. А теперь перейдём к упражнениям и играм по методике Б.Спока для развития зрительной памяти у дошкольников.

Зрительная память

Нарисуйте малышу картинку – пусть на ней будет как можно больше всяческих мелочей. Например, домик с окошком или лучше двумя, на одном есть занавеска, а из другого кто-то выглядывает (кошка, бабушка в очках, цветок стоит…). Справа от домика ёлочка, слева другое дерево, например, яблоня – яблоки на ней висят. На крыше труба, из неё дым идёт. Солнышко в одном углу, в другом облачко, птичка летит. У дома цветочки растут, собачка сидит. Дайте задание: перерисовать эту картинку точно так, как у вас всё нарисовано. Самое важное здесь не художественные способности, а правильное изображение деталей. Главное, чтобы ничего не упустил: кошку на окошке, солнышко – чтобы оно было именно в том углу, где нарисовано и у вас. Если всё скопировано точно – порадуйтесь за своего малыша – зрительное восприятие у него хорошее. Если допущены ошибки, не торопитесь обличать – пусть найдёт сам эти ошибки.

Слуховая память

Давайте ребёнку задания для развития слуховой памяти – например, различает ли он бытовые шумы, сможет ли, не оборачиваясь, определить, что включено: миксер, пылесос, фен? Или открылась дверца холодильника, или же это мама хлопнула духовкой? А ещё постоянно спрашивайте: «У тебя сейчас справа что? А над тобой? А если развернуться?»

Тактильная память

Педагоги и психологи придают огромное значение мелкой моторике – ведь если ребёнок хорошо владеет своими пальчиками, он и говорит лучше, и пишет, рисует, не уставая. Много внимания придаётся и координации. Для этого есть очень хорошее упражнение: ставьте справа миску с горохом, слева с фасолью, посередине – кастрюлю. Нужно одновременно двумя руками складывать и горошинки, и фасолинки в кастрюлю. Считается, что если ребёнок развивается нормально, то к 5-4 годам он с этим заданием справляется без проблем. А ещё в кастрюлю с мелкой крупой (например, ячневая, рисовая) спрятать какие-то мелкие предметы – пусть отыщет их. Усложнить задание можно так: положить эти мелкие предметы – игрушки в маленькие мешочки и спрятать в крупе: надо на ощупь отгадать, а что же это?

Развиваем речь

В наше время, когда ребёнка больше воспитывает телевизор, чем родители, речь детей стала достаточно бедной. Поэтому надо чаще разговаривать с ребёнком. Вспомните-ка своё детство, как неучёная бабушка всё с прибауточками, с присказками разговаривала с внучатами: «Вот сейчас эдаки-то красивые красные сапожки Ванятке обуем, а уж какую ему маменька жилетку связала!» Здесь всё: и своеобразный фольклор, знание о цвете, о вещах, о трудолюбии и заботе матери. Говорите, говорите с ребёнком, и он будет тоже с вами говорить. Предлагайте ему больше работы с бумагой, мелкими предметами, мозаикой, ножницами – это тоже развивает речь. Недаром великий Сухомлинский отметил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Не ждите от ребёнка молниеносных результатов, запаситесь терпением. Просто играйте, разговаривайте с ним. И любите его!

Другие темы этого раздела смотрите здесь – Методики раннего развития детей дошкольного возраста, проблемы воспитания и обучения

Источник: http://luntiki.ru/blog/metodika/930.html

Подлинная история легендарного воспитателя доктора Спока

14 июля 1946 года на полках книжных магазинов Америки появилась книга Бенджамина Спока «Уход за ребенком в духе здравого смысла». На заре третьего тысячелетия вряд ли найдется мама, которая не знает, что ребенка не следует туго пеленать и не обязательно кормить по расписанию. Но в середине XX века эти «странные» советы доктора Спока стали настоящей сенсацией. О том, кто такой доктор Спок и каковы основные положения его методики, вспоминает автор diletant.media Мария Молчанова.

«Уход за ребенком в духе здравого смысла» — так называлась книга, которая взбудоражила весь мир, а в США по популярности заняла второе место после Библии и стала настольной книгой молодых родителей. За 55 лет «Ребенок… «выдержал шесть переизданий, был переведен на 42 языка, включая урду (Иран и часть Афганистана), тайский (Таиланд) и тамильский (Шри-Ланка), а общий тираж книги уже превысил 50 миллионов экземпляров.

Бенджамин Спок в 1968 году

Будущий советчик всех молодых родителей родился в 1903 году в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США) в семье преуспевающего юриста. Спок, переиначенное голландское Спаак, — это родовое имя семьи переселенцев, обосновавшихся в долине реки Гудзон. Мать Бенджамина Милдред-Луиз, женщина строгая и властная, привыкшая скрывать свои чувства, была воплощением пуританства. Одним из главных авторитетов по «детским вопросам» в Америке считался тогда доктор Джон Уотсон. «Никогда, ни за что не целуйте своего ребенка», — строго наказывал он молодым родителям в книге «Психологическое воспитание младенца и ребенка». Похоже, Милдред-Луиз была прилежной ученицей Уотсона. Спок первым стал использовать психоанализ, чтобы понять нужды детей

Читайте также:  Тургенев «собака» читать полностью рассказ онлайн бесплатно

К тому же педагогический арсенал тогдашних родителей, по выражению газеты «Бостон Глоб», состоял из «закоснелых пособий, суждений, унаследованных от викторианской эры, поучений бабок и доброжелательных, но не всегда грамотных советов соседок, свекровей и тещ». В знак протеста против методов воспитания, практиковавшихся, в частности, и в его семье, расставшись с детством, Бенджамин Спок и написал свою книгу.

Бенджамин Спок

Важно

Для большинства американских пап и мам новое «пособие» словно распахнуло окно из душной комнаты в мир запахов и красок. Даже Милдред-Луиз, прочтя сочинение сына, сказала: «Что ж, Бенни, на мой взгляд, весьма недурно». А молодые мамы читали «Ребенка» как бестселлер. «У меня такое чувство, — признавалась в письме автору одна из читательниц, — будто вы разговариваете со мной, а главное — считаете меня разумным существом…».

Старшему из шести детей в семье, Бенджамину пришлось во всей полноте узнать, что такое заботы няньки. «Сколько же пеленок я сменил, сколько бутылочек с сосками поднес!» — рассказывал он о собственном детстве. Не удивительно, что Спок сочувствовал матерям. А оказавшись на войне в качестве психиатра, он был потрясен тем, как цинично она сводит все родительские усилия на нет. До 40 млн детей, рождённых в 1950—1960-е гг, воспитывались «по Споку»

В 1943 году он начал книгу об уходе за детьми «в духе здравого смысла»: «Некоторые молодые родители считают, что они должны отказаться от всех удовольствий просто из принципа, а не из практических соображений. Но слишком большое самопожертвование не принесет пользы ни вам, ни ребенку. Если родители слишком заняты только своим ребенком, постоянно беспокоятся только о нем, они становятся неинтересны для окружающих и даже друг для друга…».

Именно здравый смысл должен стать основой детского воспитания, утверждал доктор Спок: «Если дитя плачет, утешьте или накормите его, пусть даже будет нарушен график кормления. Но не надо бросаться к младенцу стремглав, едва он захнычет. Если же ребенок не может или не хочет чего-то делать, не заставляйте его…».

Почитатели Бенджамина Спока утверждают, что книга «Ребенок и уход за ним», написанная в эпоху президентства Франклина Рузвельта, отразила здравый смысл рузвельтовского «нового курса», который помог Америке не только выжить в тяжелых испытаниях XX века, но и стать сильнейшей державой в мире. Противники же воспитания «по-споковски» считали, что он поколебал христианские устои общества: «Библия учит, что человек изначально порочен. Все несут на себе проклятие первородного греха. Спок отказался от христианской парадигмы. Методы воспитания, предложенные доктором, основывались на разрешении ребенку как можно большего».

Бенджамин Спок и Мартин Лютер Кинг

Сам Бенджамин Спок говорил, что постарался воплотить в жизнь идеи двух крупных мыслителей начала XX столетия — основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, а также американского философа и просветителя Джона Дьюи, полагавших, что «вовсе не обязательно загонять детей во взрослую жизнь с помощью дисциплинарных методов — они вполне могут стать взрослыми по собственной воле». Дети, воспитанные в соответствии с советами доктора Спока, продемонстрировали характер уже в 60-х, выйдя на акции протеста против войны во Вьетнаме. Да и сам доктор с первых же дней войны начал выступать против нее. Респектабельному медику это грозило серьезными неприятностями, но он сознательно пошел на риск: «Нет смысла растить детей, чтобы потом позволить им заживо сгорать». В 1968 году Бенджамина Спока признали виновным в преступном пособничестве молодым людям, уклоняющимся от призыва в вооруженные силы Соединенных Штатов. Доктору грозили два года тюрьмы, однако апелляционный суд отменил приговор. В СССР книга Спока вышла в 1956 году и произвела настоящую революцию

В целом, материнское воспитание сказалось на «взрослой жизни» доктора Спока. «Я никогда не целовал своих сыновей», — говорил он. И дети, видимо, очень страдали. Младший, Джон, признавался, что чувствовал себя брошенным. Старший, Майкл, тоже был не в восторге от отцовской педагогики: «Наш Бен всегда мыслил крайними категориями. У него все было или только плохим, или только хорошим… И уж если я делал что-нибудь не так, то всегда мог в полной мере почувствовать, насколько неодобрительно относится отец к моему поступку».

Не сложились отношения у доктора и с матерью его детей — Джейн. По свидетельству людей, близких семейству Споков, она была его первой помощницей в подготовке книги, но все время чувствовала себя недооцененной. Душевный дискомфорт вылился в алкоголизм Джейн, что разрушило брак окончательно. В 1975 году супруги развелись, и вскоре спутницей Спока стала Мэри Морган — женщина на 40 лет моложе его.

Жертва деспотичной материнской любви, доктор Спок научил миллионы родителей любви гуманистической.

Совет

Страшный удар произошел в 1983 году, когда в возрасте 22 лет покончил с собой внук Спока Питер, и всем членам семьи казалось, будто доктор винит их в том, что не обратили внимания на депрессию, толкнувшую парня на гибельный шаг. О том, как Бенджамин Спок переживал случившееся, можно судить по его словам: «Работу, карьеру нам нужно отодвинуть на второй план, чтобы дела не были для нас превыше всего, чтобы не отнимали столько времени, лишая возможности общаться с семьей…»

Доктор Спок баллотировался на пост президента США в 1972 году

Умер Бенджамин Спок в своем доме в Сан-Диего, перенеся незадолго до смерти сердечный приступ, инсульт и шесть тяжелых пневмоний. Ему предлагали госпитализацию, но Мэри, зная, что муж вне дома не проживет и двух недель, на это не согласилась. Счета за медицинский уход на дому достигали 16 тысяч долларов в месяц. С учетом того, что годовой бюджет семьи составлял около 100 тысяч долларов, оплачивать такие счета не было возможности. Поэтому Мэри Морган обратилась за помощью к друзьям и знакомым. Когда об этом сообщила пресса, на имя Бенджамина Спока пошли письма и денежные переводы.

«Я всей душой ненавижу атмосферу казенных похорон, — писал доктор в своих мемуарах «Спок о Споке». — Ненавижу затемненную комнату, людей с вытянутыми лицами, молчащих, перешептывающихся или шмыгающих носом, помощников распорядителя, безуспешно пытающихся изобразить скорбь… Мой идеал — негритянские похороны в духе Нового Орлеана, когда друзья идут, пританцовывая, змейкой под звуки джаз-банда».

Источник: https://diletant.media/articles/29861643/

Приучаем ребенка засыпать самостоятельно: рекомендации родителям

Очень часто родители не знают, как приучить ребенка засыпать самостоятельно. Нередко многочисленные попытки приводят к стрессовым ситуациям для малыша и родителей. Некоторые родители могут похвастаться, что их дети засыпают спокойно, быстро и при этом самостоятельно, другие же не знают, как уложить кроху спать без истерик и слез.

Причины нежелания ложиться в постель могут быть самыми разнообразными, и их обязательно нужно выяснить, чтобы решить возникшую проблему.

Содержание статьи

Сон – главная потребность нашего организма, особенно полноценный ночной отдых нужен маленьким детям. Однако, детки этого не понимают, они, наоборот, в конце активного дня вместо того, чтобы спокойно лечь в кроватку и уснуть, начинают капризничать, плакать и сопротивляться.

Если ваш малыш ведет себя точно так же, не думайте, что он у вас слишком избалован и капризен, ведь это достаточно распространенная проблема.

«Ребенок плохо засыпает» – с этой жалобой к детскому психологу обращается много родителей.

Действительно, почему же дети плохо засыпают, а порой даже отказываются самостоятельно ложиться в кровать? На этот вопрос в каждом отдельном случае найдется свой ответ.

На протяжении всего дня с ними кто-то есть: родители, дедушки или бабушки, воспитатели. Но только наступает ночь, все меняется, малыш остается один в полной тишине.

Нежелание крохи засыпать самостоятельно может крыться в страхах перед придуманными чудовищами или темнотой. Дети могут отказываться ложиться в кровать и потому, что они просто не доиграли в свою любимую игру, не послушали сказку или не пообщались с родителями. Постарайтесь решить проблему в спокойной обстановке без вреда для себя и своего чада.

Обратите внимание

Психологи говорят, что необходимость ночного сна многие дети воспринимают, как наказание. Они оказываются в атмосфере обиды и одиночества. В этой ситуации важно создать атмосферу комфорта и безопасности.

Если ребенок засыпает на ночь плохо и тревожно по причине того, что ему грустно и одиноко, предложите взять к себе в кроватку любимую мягкую игрушку.

Главное правило, позволяющее уложить дите спать одного – выполнение определенных действий перед сном каждый день в одно и то же время. Такой подход дисциплинирует детей, приучает их организм к определенному режиму.

Более того, не забывайте о том, что укладывание у малыша должно ассоциироваться с приятными эмоциями: чтением книги, просмотром мультфильма совместно с родителями, спокойными играми.

Укладывание в кровать не должно занимать более 10 минут, иначе такой процесс будет сложным для детского восприятия. Если ваш кроха боится абсолютной темноты, оставьте ему ночничок.

Вы решили научить свое чадо спать самостоятельно в своей комнате без присутствия взрослых? Не думайте, что кроха уснет сразу же в первую ночь, не капризничая и не уговаривая вас остаться с ним. В принципе, специалисты и не рекомендуют прибегать к настолько жесткому способу, ведь такими действиями можно травмировать детскую психику.

Если вы хотите, чтобы этот переходный период в более взрослую жизнь не вспоминался вам, как что-то неприятное, воспользуйтесь методикой доктора Спока и Эстивиля.

Слишком маленькие детки могут не понять, чего от них хотят родители, но при этом они увидят, что оказываются в совсем новой для них ситуации.

Важно

Вы должны пожелать малышу спокойной ночи, погладить по головке и поцеловать в щечку, выйти с комнаты и закрыть за собой дверь. Запомните: для того, чтобы приучить детей засыпать самостоятельно, понадобится не один день.

Следуя методике американских профессоров Спока и Эстивиля, впервые укладывая кроху спать одного, родители должны заходить в детскую комнату через определенное время, давая крохе понять, что его не покинули и он, как и раньше, вам нужен.

Доктор Эстивиль разработал такую таблицу:

В таблице приведены интервалы времени, через которые мама должна заходить в комнату к малышу. Например, в первый день 1 раз вам нужно зайти через минуту, чтобы он успокоился и увидел, что вы рядом.

В этот же вечер второй раз вы заходите через 3 минуты, третий – через пять минут.

Если малыш не успокоился, не уснул и продолжает плакать, продолжайте заходить к нему каждые 5 минут, пока он не будет спать.

Эта таблица понадобится только тем родителям, чьи детки не могут уснуть без слез, если же ваше чадо с самого рождения проявляет самостоятельность, то вам такая методика не понадобится.

Известны и такие случаи, когда ребенок засыпает только на руках, а через время мама уже может переложить в кроватку.

Такого малыша приучить спать самостоятельно не так просто. Его сначала нужно научить засыпать в кроватке, а уже потом только родители могут попробовать оставить в комнате одного.

Если малыш засыпает на руках, когда ему 3–6 месяцев, это вполне нормальное явление.

Совет

В этот период новорожденных часто беспокоят колики, поскольку еще полностью не сформировалась пищеварительная система.

Конечно, боль не проходит, если малыш будет на руках у мамы, однако, мамино тепло и ощущение ее сердцебиения оказывают успокаивающее действие. Отучить вы его сможете от такой привычки, но немного позже, когда уже не будут беспокоить колики.

Первый год жизни младенцев родителям гораздо проще укладывать их спать, если они засыпают при кормлении. В таком случае грудь является не только источником питания, но и средством самоуспокоения.

Лишать кроху удовольствия засыпать под маминой грудью можно не раньше, чем ему исполнится год, ведь в этом возрасте тесный контакт очень важен.

Читайте также:  Сценарий городского выпускного бала, 11 класс

Главная цель мамы – научить кроху ложиться спать без груди, объяснив, что есть другие способы самоуспокоения.

В процессе отучения ребенка засыпать при кормлении, не нужно лишать его груди перед самим сном.

Специалисты рекомендуют покормить малыша, после чего почитать книгу или рассказать сказку. Первые дни кроха не сможет уснуть без привычного для него способа, но со временем он научится спать без груди под мамины рассказы.

После этого перед вами появится еще одна задача – научить его засыпать без вас.

Часто родители посещают кабинет педиатра с проблемой, что их ребенок, когда засыпает, вздрагивает.

Одни специалисты уверяют молодых родителей, что такой процесс не является патологией, а объясняется нормальным функционированием растущего организма.

Обратите внимание

Особенно нет поводов для беспокойства, если младенец только появился на свет, ведь он начинает приспосабливаться к новым условиям жизни.

Кроме того, иногда дети вздрагивают и от усталости, эмоциональной или физической, поскольку прошедший день выдался чрезмерно активным. Поэтому такой процесс не стоит считать нарушением детского сна без веских на то причин.

«Когда засыпает, ребенок потеет» – не менее распространенное явление, вызывающее со стороны родителей немало беспокойств и переживаний.

Если вы не заметили изменений в поведении своего малыша, которые могли бы указывать на протекание в его организме каких-либо заболеваний, причины следует искать среди таких факторов:

  • высокая температура воздуха в комнате;
  • сухость воздуха;
  • лишняя одежда на теле;
  • генетическая предрасположенность.

Если вы устранили все эти факторы, создали благоприятные условия для сна малыша, а он все равно потеет, в его организме может начинать развиваться вирусное или простудное заболевание. Нередко к такому явлению приводит нервное перевозбуждение.

Приучить ребенка ложиться спать самостоятельно не так сложно, главное – не упустить этот момент.

Специалисты рекомендуют начать приучать малыша к ночному отдыху в своей комнате с самого раннего возраста, тогда вам удастся оградить себя и кроху от стрессовых ситуаций и нервных потрясений.

Источник: https://mjusli.ru/ja_mama/vospitanie_rebenka/priuchaem-rebenka-zasypat-samostoyatelno-rekomendacii-roditelyam

Воспитание ребенка по Споку

После того как умер Бенджамин Спок, американские информационные агентства сообщи­ли, что общие тиражи книги Спока «Ребенок и уход за ним» уступают лишь тиражам Библии.

Почему столь популярным ока­зался обычный учебник, а точнее са­моучитель по педиатрии? Пеленки, молочные смеси, детские болезни, детские шалости — вот круг про­блем, охватываемых этой книгой, как и тысячами других полезных книг, издаваемых для врачей и для роди­телей.

Причем надо сказать, что док­тор Спок не предложил каких-то но­вых, революционных способов сти­рать пеленки, изготовлять молочные смеси, лечить болезни или успокаи­вать расшалившихся детей. Худо-бедно, но и до Спока родители рас­тили своих детей.

И судя по тому, что хороших людей во все века выраста­ло не так уж мало, очень многие ро­дители делали это совсем неплохо.

Но и до появления Библии были хорошие, честные, добрые люди. И даже среди тех, кто ни разу в жизни не брал Библию в руки, было немало достойнейших…

Заслуга доктора Спока в том, что он первым убедительно доказал, что ребенка можно и нужно воспитывать без насилия, что любовь и доброта сильнее, эффективнее принуждения, что уважение к ребенку и к миру его интересов, прежде всего к его духов­ным запросам — залог воспитания в нем лучших человеческих качеств. И еще доктор Спок считал, что жизнь родителей не должна ограничиваться воспитанием детей, она самоценна так же, как и жизнь ребенка.

Да, воспитание — тяжелый труд, но этот труд должен приносить ра­дость и к тому же оставлять родителям место и для других радостей жизни.

Важно

Эти постулаты Спока внесли не­малый переполох. Оказывается, ре­бенка совсем не обязательно кор­мить в определенные часы. Оказы­вается, его нельзя шлепать, а надо побольше ласкать. Оказывается, следует чаще доверять его инстинк­ту: он сам знает, что из еды ему по­лезно, знает, когда ему ложиться спать, а когда и сколько надо побе­гать.

Возражений было и есть более чем достаточно. Что же, идти на по­воду у ребенка? А если он бегать захочет ночью? А если у него вовсе нет желания есть? А если его шало­сти всем мешают? А если… Да, воз­ражения весьма резонны. Особенно в обществе, где главенствует догмат дисциплины, где подчинение счита­ется более существенным, чем лич­ностные порывы.

Что же, идеи Спока, как и любые другие идеи, можно довести до аб­сурда. Реализовывать их действи­тельно труднее, чем заставлять под­чиняться. Но сломленный ребенок станет ущербным человеком. А вот обласканный, радостный, любимый и во взрослую жизнь придет с ощуще­нием счастья и готовностью делать людям добро.

Нравственный облик формирует­ся уже в процессе самых простых дел — кормления, пеленания, купа­ния. Во время игр и общения с роди­телями и сверстниками. По мнению Спока, уже к 2-4 годам личность ре­бенка в основном сформирована и чем выше дружелюбие, доброжела­тельность, уважение, справедли­вость родителей, тем более высоким нравственным идеалам будет соот­ветствовать эта личность.

Спок дает рецепты, объясняет, как приучать ребенка к дисциплине лаской и любовью, как помогать ему без насилия, слез и огорчений позна­вать науку жить среди людей. Кон­кретный и простой пример — отры­вок из книги, который мы публикуем в этом номере нашего журнала.

У Спока всегда было много вра­гов. Потому что его идеи гуманного воспитания жестко противостоят дог­матам воспитания тоталитарного.

Ведь человеком, воспитанным в дет­стве «по Споку» (даже если его ро­дители ничего о Споке и не слыхали), трудно управлять.

Чтобы выполнять распоряжения или приказы, которые противоречат его взглядам, его нату­ре, человека надо сломать. А сло­мать взрослого, сложившегося чело­века — катастрофа.

Совет

Растет число детей, воспитанных по Споку, — растет количество ката­строф. Свободная личность, попав в обстоятельства неприемлемые для нее, вынуждена вступать в жесткое противостояние, где победу не га­рантирует никто.

Что делать? Я убежден — воспи­тывать детей по Споку. Чем таких людей больше, тем заметнее меня­ется общество.

Америка впервые столкнулась с «проблемой Спока» в шестидесятых годах, когда массовым стал отказ американских юношей воевать во Вьетнаме. Жестокая, бессмысленная война противостояла идеям гума­низма.

Тут-то и вспомнили про воль­нодумную книгу Спока, приписывая ей идеи вседозволенности. Дело до­шло до шумного судебного процесса над Споком и несколькими его еди­номышленниками. Доктор получил два года тюрьмы.

Вот вам и учебник педиатрии!..

Мне посчастливилось провести в Москве один день вместе с этим ве­ликим человеком.

Дело было в августе 1977 года. В антиамериканской пропагандистской кампании процесс над Споком был прекрасным козырем.

И знаменитого доктора пригласили в Советский Со­юз, хотя его идеи очень не подходили нашей догматической коллективист­ской педагогике и строго регламенти­рованной педиатрии. К тому времени книга Спока у нас уже была издана, причем хорошими тиражами.

Во всех рецензиях, а также в предисловии к ней много говорилось о Вьетнаме, о борьбе за мир. Вот характерная ци­тата из предисловия к русскому пе­реводу: «Война во Вьетнаме с воен­ной точки зрения безнадежна, с мо­ральной порочна, с политической об­речена на поражение.

Америка тра­тит безумные деньги на войну и ниче­го не делает для того, чтобы покон­чить с нищетой у себя дома». Когда есть возможность запустить в про­тивника такой пропагандистский бу­лыжник, можно многим пренебречь.

Обратите внимание

Надо сказать, что эта книга поя­вилась у нас на излете хрущевской «оттепели», когда на кухнях по вече­рам спорили о свободном развитии личности, о тоталитаризме, мешаю­щем прогрессу. Книга сразу стала не­обыкновенно популярной. Ее пере­давали друг другу по мере появления в семьях малышей, чтобы потом, когда ребенок подрастет, отдать ее тем, у кого недавно родился сын или дочь.

У меня тогда подрастал младший из сыновей, и мы с женой, конечно, заглядывали в знаменитую книгу, хо­тя, признаюсь, не всегда последова­тельно выполняли ее наставления.

В тот день мы с Севой Кукушки­ным, работавшем в ТАССе, заехали на его машине в гостиницу «Укра­ина», где поселился доктор Спок, и повезли его в Крылатское, на гребной канал.

Дело в том, что Бенджамин Спок ко всем своим достоинствам был еще и знаменитым спортсменом. Да, в 1924 году на Олимпийских играх, которые проходили в Париже, он стал чемпионом по гребле.

В свои 74 года доктор был подтя­нут и строен. Рост под 190, сильные руки, вес — в норме. Он вполне про­фессионально и ловко управлялся с узким, неустойчивым суденышком, а надо сказать, это очень непростое дело. Мы повосхищались гостем и приступили к разговору.

В то время я работал в спортив­ном журнале, и олимпийская тема была мне очень интересна. Впрочем, она и сейчас не перестала волновать меня.

Золотая олимпийская медаль, ко­торую Спок завоевал в составе восьмерки Йельского университета, представлявшего команду США, для доктора была отнюдь не проходным эпизодом давно отшумевшей моло­дости. Он с упоением рассказывал о ходе олимпийской регаты, о трени­ровках, о своих товарищах.

— Спорт — как жизнь, — говорил он. — Уроки, которые я получил за свою относительно недолгую спор­тивную карьеру, помогали мне все­гда. Я уже не говорю о физической закалке, которую мне во все после­дующие годы оставалось лишь под­держивать.

Из тех, с кем я выступал, а среди них, между прочим, был и Дэвид Рокфеллер, шестеро еще жи­вы, один умер, один разбился на са­молете. Сейчас спорт стал другим, его физические и психические на­грузки нередко превышают возмож­ности человеческого организма.

Важно

По­этому многих из нынешних молодых людей, занимающихся спортом про­фессионально, вряд ли ожидает дол­гожительство. Без спорта жить нель­зя, но перегрузки тоже здоровья не прибавляют.

— А как вы относитесь к спортив­ным соревнованиям среди детей? — вернул я собеседника в сферу его повседневной деятельности. — В не­которых видах спорта детей готовят в чемпионы чуть ли не с дошкольного возраста.

— Дети любят соревноваться, и не надо им мешать, — ответил док­тор.

— Страшно другое: вмешатель­ство взрослых, замороченных чрез­мерным честолюбием или озабочен­ных доходами, которые они собира­ются получить с помощью малолет­них чемпионов.

Их вмешательство дезориентирует ребенка, мешает его гармоничному развитию. Повторяю: без спорта нельзя, но слишком много спорта для ребенка — тоже плохо.

— Когда, на ваш взгляд, следует начинать приучать ребенка к физи­ческим упражнениям?

— С первых же недель его жизни. Есть десятки прекрасных упражнений для грудных младенцев: двигать руч­ками и ножками, переворачивать его на живот и на спинку, многое другое. Ребенку нужны движения, и он любит двигаться.

Ребенок, как бы он ни был мал, сам знает, что ему есть, сколько спать и двигаться.

Насилие ломает психику ребенка и наносит вред ор­ганизму, тогда как инстинкт и естест­венные биологические потребности являются лучшим регулятором жиз­ненных функций.

Воспитывая ребенка, — продол­жал доктор, — мы растим либо кон­формиста, либо индивидуальность. Подавление и насилие нивелируют личность, ведут к конформизму. Об­щество, нация процветают, когда по­ощряют воспитание ярких индивиду­альностей.

Правда, индивидуалист склонен порой к противостоянию ок­ружающим. Чтобы этого не случи­лось, чтобы яркому, незаурядному человеку сопутствовало в жизни счастье, воспитание личности должно проходить на фоне общительности и дружелюбия ч окружающим.

— Расхожее мнение, — сказал я, —  приписывает вам проповедь сво­ боды от всяких ограничений в пове­ дении ребенка. Ведь так можно до­ вести дело до полной анархии в по­ ступках детей.

— За это я не ратовал никогда. Анархии не будет, если у ребенка воспитать уважение к интересам и мнению окружающих и прежде всего —  родителей. А такое уважение можно воспитать не силой, которая рождает только страх и покорность, а уважением к интересам и личности самого ребенка.

Мы должны видеть в малыше не нашу послушную собст­ венность, а полноправную личность. Правда, личность эта пока беспомощна и неопытна, но не следует пользоваться такой беспомощностью, чтобы постоянно навязывать свою волю.

Я не против строгости, но только в том случае, когда она целе­сообразна, справедлива и основана на уважении к ребенку. Такую строгость дети воспринимают как должное…

Совет

Незадолго до приезда доктора Спока в Москву в наших газетах было несколько сообщений со ссылками на американскую прессу о том, что знаменитый доктор, глядя на воль­ные нравы молодежи шестидесятых годов, разочаровался в своих прин­ципах и стал призывать родителей к воспитанию с помощью ремня. У нас эти сообщения многими были вос­приняты весьма одобрительно.

— Ничего подобного не было, — сказал мне доктор Спок. — Амери­канский вице-президент Спиро Агню, выступая перед конгрессом, заявил, что я призываю к воспитанию детей в антипатриотическом духе. Это было связано с моей деятельностью против войны во Вьетнаме. Выступление Агню стало сигналом к травле и кле­вете.

Чего только обо мне не писали! В том числе и о моем якобы отрече­нии от своих принципов. Этот лживый слух распространился очень широко. Я получил много недоуменных писем от родителей. Одна молодая англи­чанка писала: «Я воспитываю своих детей по Вашей книге. Дети мои доб­ры, вежливы и послушны. Говорят, Вы отказались от того, что написали.

Жаль! Может быть, Вам стоит пере­читать свою книгу еще раз?..»

— Травля кончилась судом?

— Да, но я горжусь этим судеб­ным процессом. Ведь нас, пятерых, признали виновными в антивоенной деятельности. Разве это не основа­ние для гордости? Одного из нас оп­равдали, и он — трудно представить — плакал от обиды и злости на суд присяжных, посчитавший его недос­таточно активным пацифистом для вынесения приговора.

В конце беседы доктор сказал:

— Если бы вы попросили меня назвать три главных события, опре­ деливших мою жизнь, я сказал бы:

1. Олимпийские игры в Париже.

2. Выход книги «Ребенок и уход за ним».

3. Суд за антивоенную деятель­ность. Да, именно в таком порядке. Ок­ружающих я больше интересую как детский врач, а для меня, Бенджами­на Спока, я сперва олимпийский чем­пион, а потом уже «бэби-доктор».

Таким был доктор Спок. Он ушел, великая его книга осталась. С ее помощью идет и будет идти воспита­ние нового, свободного и счастливого человека. Идет порой успешно, по­рой не очень.

Но ведь и библейские заповеди выполняем мы еще далеко не всегда так, как задумывалось…

Станислав Шенкман

Источник: http://kraszdrav.su/bud-zdorov/vospitanie_rebenka_po_spoku/

Ссылка на основную публикацию