Пословицы и поговорки о коллективизме и народном мнении

Пословицы и поговорки о коллективизме и народном мнении — Педагог

Seniorcac

02 марта 2015 г., 4:08:01 (3 года назад)

Наверное, каждый человек с детства знает народные пословицы и поговорки. Эти короткие, но меткие выражения слышали мы от бабушки или дедушки, мамы или папы.

Мой дед, например, когда смотрит, как я что-то делаю, не может удержаться и обязательно скажет что-то такое: «Семь раз отмерь, один раз отрежь» или «Все великое начинается с мелкого. Через эти комментарии я иногда даже обижался на него.

«Дед, — говорил, — откуда ты знаешь, сколько раз я мерил …» А он только смеялся и добавлял: «Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду говорит. Привык я к этим деда прибауток, старался не обращать на них внимания.

Как же я удивился, когда на уроке зарубежной литературы узнал, что любимый дедов выражение «Мудрый учится на чужих ошибках» — то норвежская поговорка. Ну, думаю, держись дедушка. Достаточно с меня смеяться. Теперь и я ученый.

Обратите внимание

Пришел я домой и сразу с порога спрашиваю: «Дед, а откуда ты норвежский язык знаешь?» Дед именно борщ горячий ел. От такого неожиданного вопроса чуть не проглотил горяченького. «Разве я когда-то говорил, что знаю норвежскую?» — Здувався дед.

«А откуда же тогда ты знаешь выражение» Мудрый учится на чужих ошибках?» — Спрашиваю. «Мне такое мой дед говорил, — растерянно объясняет дедушка — Причем здесь норвежский?» Рассмеялся я и книгу показываю, а там все указано. И норвежские пословица, и китайские, и даже пословицы и поговорки народов Африки.

Долго сидели мы с дедом, читали. Сначала мы все удивлялся, как много похожего между точными высказываниями разных народов, пытались найти отличия. Мы, например, говорим: «Язык до Киева доведет», а в Африке — «Чтобы знать, нужно спрашивать. Мы — «Как седло на корове», а японцы — «Как на обезьяне шляпа».

Высказывания разные, а мысли похожи. Ибо в пословицах мудрость народная, опыт многих поколений сохранился. «А люди, видимо, везде одинаковы, — улыбаясь, сказал дедушка ленивых нигде не любят, трудолюбивых уважают. И мечтают, чтобы внуки были умнее и счастливее дедов».

Я прижался к дедушке и сказал тихонько: «Согласись, дед, шведы метко подметили: «Молодость выглядит хорошо, а старость — хорошую душу».

Glade

02 марта 2015 г., 5:47:53 (3 года назад)

Очень много есть хороших русских пословиц об учебе. Особенно мне нравится такая: «Не выучит школа, выучит охота». Имеется в виду, что насильно никого ничему невозможно научить. Если заставлять учиться из-под палки, то результат будет, но он будет ненадежным, недолгим.

Человек быстро забудет все то, что было «вбито» в его голову, то, что ему, как он думает, не нужно. И наоборот. Если человек понимает, что знания ему нужны, если он сам действительно хочет чему-то научиться, то результат будет прекрасным. Знания будут усвоены и использованы в дальнейшей жизни.

    Кроме того, мне нравится русская пословица об уме: «Счастье без ума — дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь». Я полностью согласна с этим. Важно не найти счастье, а удержать его. Для этого, безусловно, требуется ум. Например, очень важно встретить на своем пути хорошего человека (друга, спутника жизни).

Это, конечно, счастье. Но сделать так, чтобы ваши отношения были долгими и крепкими, – это уже ум.     Нравится мне и такая пословица про дружбу: «Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает». Настоящий друг – это человек, который по-настоящему желает тебе добра.

Важно

Поэтому он скажет тебе в лицо всю правду — и хорошую, и плохую, потому что только так ты сможешь исправить свои недостатки, стать лучше, а значит, и счастливее.

    Интересно, что пословицы – это жанр фольклора, который встречается у всех народов, живущих на совершенно разных континентах, в совершенно разных странах, в разных климатических условиях.

Эти люди подчас говорят на совершенно непохожих языках, едят совершенно разную пищу, слушают разную музыку. Но какие-то главные вещи у всех людей одинаковы: они хотят любить и дружить, хотят быть здоровыми, хотят растить детей и наслаждаться родной природой.

Все люди на земле задумываются о смерти, бояться болезней, да и просто наблюдают за жизнью.

сочинение на тему пословицы и поговорки

  • Народная мудрость Многообразно и неисчерпаемо устное народное творчество, приобщающее современного человека к миру художественного мышления, общественного сознания людей самых отдаленных эпох и близкого к нам времени. Волшебные сказки, обрядовые песни, заговоры, гадания уходят своими корнями в тысячелетние глубины истории. По сравнению с ними былины, сохранившие память о Киевской Руси, исторические песни и баллады, повествующие о борьбе с татаро-монгольским игом, относительно молоды. Среди древнейших по происхождению жанров устного творчества — пословицы и поговорки: «На одном вече, да не одни речи», «Тетиву натягивает, а стрела не летит». В течение многих веков накапливались в языке народа афористические изречения и образные выражения, эти, по словам М.Шолохова, «сгустки разума и знания жизни». Различия между пословицами и поговорками — в их грамматической и логической форме. Первые строятся как законченные предложения, завершенные суждения: «Коса — девичья краса». Поговорка — это нечто не «созревшее», но имеющее возможность перейти в конечную форму: «Биться лбом о стену», но «Лбом стены не прошибешь». Существуют и приговорки, не имеющие дидактического значения: «Начать, да кончить», «Маши на все гроши!», «Была не была», «Ешь калачи, да поменьше лопочи». Многие поговорки и приговорки несут в себе юмористический или сатирический оттенок: «Проходи вперед, где веник живет», «Быть тебе в раю, где горшки обжигают», «Твоя потеха — людям помеха». К числу поговорок, зародившихся в народной среде, следует отнести и афоризмы книжного происхождения. Они по своему строению мало отличаются от пословиц, но опираются на литературные понятия: «Исключение подтверждает правило», «Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли». Пословицы и поговорки — источник знаний о взглядах и представлениях, как они формировались в сознании людей разных эпох. Это история общественной мысли. Только дикость и невежество, по словам Пушкина, «не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». Они не только памятник народной мысли и народного языка (как, скажем, «Слово о полку Игореве»), но и живое наследие, входящее в нашу речь. Они постоянно развиваются, совершенствуются, обретают иные контексты, иные значения. И обладают непререкаемым авторитетом. можно еще добавить Народная мудрость — это опыт накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения, менталитет. По мимо всего прочего каждый народ имеет свой набор пословиц и поговорок. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости. Благодаря пословицам можно с легкостью решить как поступить в затруднительной ситуации. Руководствуясь пословицами вы можете быть уверены, что поступаете правильно. Пословицы и поговорки были придуманы очень давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так как велит народная мудрость сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то что говорит пословица или поговорка. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа. Предлагаем вашему вниманию русские пословицы и поговорки. Пословицы которые были придуманы в разные времена, при разных обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за всю его историю существования и развития. При детальном рассмотрении русских пословиц можно понять чем и как живет русский народ. Почему поступает так, а не иначе. Откуда взялись основные принципы и манеры поведения и многое другое.

Русское народное творчество богато на пословицы. Они затрагивают важнейшие сферы жизни: труд, учение, семью, добрые и злые поступки, справедливость и так далее.

Однако в соответствии с требованиями сочинения можно использовать как мудрость из русского фольклора, так и поучения из опыта народов других стран.

Чтобы написать хорошее сочинение с пословицей, пожалуй, нужно придерживаться главного правила: выбранная пословица должна быть интересна самому ученику, в ней должна содержаться та мудрость, которая для него актуальна.

Русская народная мудрость о порядках в обществе

Для примера можно рассмотреть несколько известных пословиц. Например, всем известное выражение: «С волками жить – по-волчьи выть». Тот, кому нужно написать сочинение с пословицей, может добавить к объяснению этой мудрости и личный опыт.

Что же означает эта пословица? Она в некотором смысле похожа на другую мудрость: «Со своим уставом в чужой монастырь не лезь». Но оттенок ее все же несколько иной. Когда человек становится частью какой-либо группы, он, конечно же, должен уважать принятые в ней правила.

Эта же пословица косвенно намекает, что бывают жизненные ситуации, когда приходится поступать так, как принято в той или иной системе, «по-волчьи выть», пусть этого даже и не очень хочется.

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Какие примеры могут проиллюстрировать это выражение? Это может быть обстановка на работе. Например, человек становится частью трудового коллектива, где «принято» друг друга обманывать и добиваться своего не самыми честными путями. В таком случае у него есть два выхода – или же играть по законам стаи, или покинуть этот коллектив.

Что может сделать зло, если ему попустительствовать

Чтобы написать сочинение с пословицами и поговорками, можно обратиться к сборнику В.И. Даля «Пословицы русского народа». На его страницах можно найти ту, которая будет по душе. Одна из пословиц этого сборника касается связи двух, казалось бы, разных жизненных сфер: психологической и денежной.

Народная мудрость учит: «Во зле жить – по миру ходить». Известно, что если человек пребывает в угнетенном состоянии (гнев, обида) в течение длительного времени, то это может рано или поздно очень плохо сказаться на его здоровье.

Но эта глубочайшая мудрость предостерегает, что тот, кто постоянно поддается гневливости, или даже печали – ведь под злом можно понимать все то, что разрушает человеческую жизнь – рискует и своим финансовым положением.

Ведь откуда возьмутся силы, чтобы трудиться и приумножать богатство, если человек наполнен отрицательными эмоциями? Даже если он и сможет трудиться в какой-либо сфере, его достижения будут на порядок ниже, чем если бы он пребывал в благоприятном расположении духа.

Монгольская мудрость для школьников

Сочинение с пословицей, как было указано, может содержать в себе и мудрость других народов. Например, интересное наблюдение несет в себе монгольская пословица: «Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет пить».

Это относится ко всем случаям, когда человека пытаются заставить сделать что-либо, возможно, потенциально для него и полезное, но он отказывается от этого. Например, очень часто маленьких детей, да и подростков родители заставляют учиться.

Но если у них нет желания ни овладевать текущей школьной программой, ни расширять при помощи знаний свой кругозор, то результаты, скорее всего, будут весьма скромными.

Японская пословица о труде и таланте

Сочинение с использованием пословиц и поговорок можно украсить и мудростью японского народа. «Без шлифовки и алмаз не блестит», — гласит мудрость страны Восходящего Солнца.

Читайте также:  Внеурочное занятие на тему «весна», 1 класс

Действительно, как бы ни был в определенной сфере талантлив человек, без упорной работы над собой вряд ли он сможет добиться сколько-нибудь значимых результатов.

Известно, что упорный труд позволяет добиться успеха людям, которые кажутся не очень одаренными в той или иной области. Наличие таланта никогда не гарантирует того, что жизненный путь сам собой сложится удачно.

Мудрость о торговле на все времена

Другая японская мудрость говорит: «Вещь для продажи украшают цветами». Древняя пословица открывает секреты современных менеджеров. Ведь в каком магазине не окажись, везде будут расхваливать на все лады достоинства продаваемого товара. С одной стороны, иначе и нельзя будет его продать: каждый покупатель хочет только самых лучших приобретений для себя.

С другой стороны, нужно помнить про эту мудрость, которую используют торговцы всех времен. Вещь, которую они продают, будь то предмет одежды или же объект недвижимости, – всегда выставляется ими в самом лучшем свете, без указания на недостатки. Сочинение с пословицей должно содержать рассуждения ученика подобного рода.

Это покажет его способность пользоваться мудростью прошлого в приложении к реалиям современной жизни.

Индийская народная мудрость

«Человек не станет хорошим только оттого, что он посещает храм», — говорит пословица индийского народа, которая тоже может быть включена в сочинение. С ней трудно поспорить. Ведь немало людей, которые считают себя набожными и верующими, на самом деле не исполняют самые главные заповеди.

Выйдя за порог церкви или храма, они сразу же забывают о том, что нужно любить ближних, не унывать, трудиться и соблюдать другие божьи заповеди. Конечно, это скорее исключение, чем правило. Но оно только подтверждает, что недостаточно одного посещения храмов или церквей.

Человек должен сам иметь желание жить такой жизнью, которая будет угодна его богу.

Пословицами и поговорками охвачена вся жизнь человека. Можно услышать выражения о природе, науке, уме, работе, знании, друзьях, морали, характере и т. п..

Мудрые, зарифмованные слова дают нам много информации, развивают внимательность («Век живи — век учись»). Их легко запомнить. Пословицы учат нас, как правильно вести себя.

Совет

Они помогают достойно и остроумно отвечать на упреки моих одноклассников («Не бойся умного врага, а бойся глупого приятеля»).

Мне хотелось бы знать все пословицы и поговорки (что, наверное, невозможно), так как это помогло бы поставить авторитет, ум и знания наших предков себе на службу. Каждый народ стремится передать свой многовековой опыт последующим поколениям. Когда не было письменности, люди делали это с помощью песен, сказок, преданий.

Но особая мудрость, наблюдательность, внимательность к различным человеческим качествам отразилась в пословицах и поговорках.

В этих коротких, но метких фразах можно ясно увидеть отношение народа к труду («Без труда не выловишь рыбку из пруда», «Пашню пашут — руками не машут»), отдыху («Делу время, потехе — час»), дружбе («Один в поле не воин»), взаимовыручке («С миру по нитке — голому рубаха»), верности своему слову («Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»).

Люди всегда с иронией относились к трусишкам («У страха глаза велики», «Волков бояться — в лес не ходить»), лентяям («Один с сошкой, семеро с ложкой», «Один пашет, семеро руками машут»), врунишкам («Ври, да не завирайся»).

Качества, которые высмеивались в пословицах и поговорках, люди старались искоренять в себе.

А еще народная мудрость призывает нас к освоению неизведанного, неустанному поиску нового, помогая нам вырабатывать в себе такие качества, как терпение, трудолюбие, умение слушать других.

Источник: http://pedagogtop.ru/drugoe/poslovitsy-i-pogovorki-o-kollektivizme-i-narodnom-mnenii.html

Пословицы и поговорки о коллективе

Пословицы о коллективе. Поговорки о коллективе. Поговорки и пословицы о целостности, единстве и важности коллектива.

Пословицы и поговорки про коллектив

Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя: сама-то какова?

Туда бы глядел, куда рой полетел.

У коллектива — большая сила.

В народе — что в туче: в грозу все наружу выйдет.

В одиночку не одолеешь и кочку, артельно — и через гору впору.

По капле море, по былинке стог, по зернышку ворох.

При работе коллективной каждый грош вернется гривной.

Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила.

Артель порядком крепка.

Артельный котел гуще кипит.

Артельно воюешь, а в одиночку горюешь.

Артелью хорошо и недруга бить.

Берись дружно — не будет грузно.

Без коллектива и жизнь несчастлива.

В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.

Веника не сломаешь, а прутья по одному все переломаешь.

Веник не переломишь, а по пруту весь веник переломаешь.

В кулаке все пальцы равны.

В лесу лес не ровен, в миру — люди.

Вместе тесно, а розно тошно.

В мире жить — мирское и творить.

В одном пере и птица не родится.

В одну петельку всех пуговок не устегаешь.

Все за бечеву — скорее переедешь.

Все за одного — один за всех.

Всем угождать — самому в дураках сидеть.

В согласном стаде волк не страшен.

В тесноте, да не в обиде.

В тесноте живут люди, а в обиде гибнут.

Где грозно, там розно.

Где два, там не один.

Где тесно, там нам и место.

Где тесно, там честно; где розно, там слезно.

Где у мира рука, там моя голова.

Горьким быть — расплюют, сладким — проглотят.

Два и в поле воюют, а один и на печи горюет.

Двое — не один, в обиду не дадим.

Двое одного не ждут.

Доброе братство дороже всякого богатства.

Других не суди, на себя погляди.

Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось.

Дружно — не грузно, а один и у каши загинет.

Дружные сороки и гуся утащат.

Дружный табун и волков не боится.

Живём тесно, да дело-то у нас местно (общее).

И воробей не живет без людей.

И все люди, да всяк человек по себе.

И всем было б место, коли б не было тесно.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

И пальцы на руках не равны.

К миру приставай, а от мира не отставай.

Как бирюк в нору забился.

Как медведь в берлоге.

Капля в море не заметна.

Кто не с нами, тот против нас.

Людей хулит, а сам лыком шит.

Мир за себя постоит.

Мир охнет, так лес засохнет.

Мирская слеза велика.

Много народу, да мало людей.

Рекомендуем посмотреть:

Работа классного руководителя по формированию коллектива учащихся

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Игры и упражнения на формирование коллектива

Источник: https://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-o-kolektive.html

Пословицы и поговорки (стр. 1 из 3)

Что такое пословица? Определение жанра. Общая характеристика

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость.

В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение.

Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

Обратите внимание

Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение.

Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.

Пословица — самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица — народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум.

Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается.

Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.

Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна.

Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Определение поговорки. Как отличить пословицу от поговорки?

Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление.

Важно

В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Но, поговорка в еще большей степени, чем пословица, передает эмоционально- экспрессивную оценку разных жизненных явлений. Поговорка и существует в речи ради того, чтобы выражать именно и, прежде всего чувства говорящего. Так, поговорка осуждает работу, которую делают грубо, как придется, кое-как: «Вали кулем, потом разберем».

Пословицы следует отличать от поговорок. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера. Иногда очень трудно отличить пословицу от поговорки или провести четкую грань между этими жанрами.

Поговорка граничит с пословицей, и в случае присоединения к ней одного слова или изменения порядка слов поговорка становится пословицей. В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками.

Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто употребляется, как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.

Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений.

Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи.

Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

Разницу между ними народ выразил в пословице: поговорка — цветочек, а пословица — ягодка», указывая на то, что поговорка — это что-то незаконченное, имеющее намек на суждение

пословица поговорка жанр афоризм

Происхождение и история жанра

Совет

Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы — устные краткие изречение на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок — метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений.

Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отделенной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжений его историй. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

Читайте также:  Игры летом на улице в детском саду для детей 3-7 лет

Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей – такое изречение могло существовать тысячелетия, переход из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших.

Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина.

Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: « Что посеешь, то и пожмешь», «Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко», « В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свой наблюдения.

Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы увидим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях, более того, они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов.

Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: «Как пословица говорит, так и действуй». Пословица вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает. Пословица — едва ли не первое блистательное проявление творчества народа.

Обратите внимание

Насильственное крещение в христианскую веру легло рубежом в народном сознании и вызвало к жизни пословицу «Добрыня крести мечом, Путята – огнем».

Пословицы, появившиеся после крещения Руси, стали сочетать древнейшие языческие представления с новой верой – воедино соединились языческие боги и христианские святые: «Егорий и Влас – всему богатству глаз».

В насмешку над старыми культовыми отправлениями, отличавшимися крайним разнообразием в разных местностях, обращенные в новую веру сложили пословицу «Церкви не овины, в них образа все едины».

Веками жили в народе пословицы, отражавшие зависимость крестьянина от светских и духовных феодалов: от князей и монастырей. Не менее четко выразилась в пословицах непосредственная связь крестьянского труда с природой и зависимость от ее капризов, прочность сложившегося патриархального уклада в семье, в «мире» (общине).

В эпоху сложившихся феодальных отношений крестьянство стало крепостным. Появилось много пословиц о крепостных порядках. Крестьяне, осознавшие свое бесправие, говорили: «Мирская шея толста» (вынесет много).

Нашествие татаро-монгольских завоевателей обострило чувство связи с родной землей. Многочисленные патриотические пословицы русского народа восходят ко временам жестоких битв древней Руси за независимость: «С родной земли – умри, но не сходи».

Рост городов и развитие торговли оказывали сильное влияние на деревню: «И дорог товар из земли растет». Вступление на путь товарно-денежных отношений, превращение крестьян в товаропроизводителей отразились в тысячах пословиц, проницательно вскрывающих безжалостные законы рынка: «Денежка не бог, а полбога есть». «Деньгам все повинуется».

В пословицах отразился не только «большой» мир важнейших общественных отношений, но и мир «малый» — жизнь частная, отношения людей друг к другу в семье, в домашней жизни. Женил ли крестьянин или горожанин сына, выдавал ли замуж дочь, наказывал ли вора, сокрушался ли о здоровье близких, размышлял ли о скоротечности жизни – на все случаи были пословицы.

Важно

Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками. «Счастливые часов не наблюдают», «Как не порадеть родному человеку», «Молчалины блаженствуют на свете», «Не поздоровиться от эдаких похвал», «Числом поболее, ценою подешевле» – вот несколько изречений из комедии А.С.

Грибоедова «Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц. Любви все возрасты покорны; Мы все глядим в Наполеоны; Что пройдет, то будет мило; А счастье было так возможно — все эти строки из произведений А.С. Пушкина часто можно слышать в устной речи.

Человек, восклицающий: «Есть еще порох в пороховницах!» – может иногда не знать, что это слова из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

И.А.

Крылов, опиравшийся в своем творчестве на живой разговорный язык и часто вводивший народные пословицы и поговорки в свои басни, сам создал немало пословичных выражений: «А Васька слушает, да ест»; «А воз и ныне там»; «А слона-то я и не приметил»; «Услужливый дурак опаснее врага»; «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»; «Чем кумушек считать, не лучше ль на себя, кума оборотиться?».

Другие виды народных афоризмов

ПРИБАУТКА — шутливое народное приговорочное выражение, острое или забавное слово, забавное сочетание слов, полное безобидного юмора. Иногда называется «пустобайка».

Прибаутка может существовать и как короткий рассказ в виде расширенной поговорки, может вплетаться в качестве самостоятельного произведения в устный рассказ, сказку, разговорную речь.

Например, известная прибаутка: «Ах, как сладки гусиные лапки! — А ты их едал? — Нет, не едал, но мой дядя видал, как наш барин едал». Или в одном из вариантов сказки про Колобка

Источник: http://MirZnanii.com/a/136693/poslovitsy-i-pogovorki

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,442

1 Савостьянова О.С. 1 1 Тобольская социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева

1. Аникин В.П. Долгий век пословицы. — Русские пословицы и поговорки. – Москва, 2001.
2. Даль В.И. Напутное // Пословицы русского народа. – Москва, 2000.
3. Королева И.А. Становление русской антропонимической системы. – М., 2000.
4. Культурология XX век. Словарь. С.-П.

-Университетская книга, 1997.
5. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / под редакцией Г.Н. Скляревской.- М.: РАН, Интитут лингв. иссл. Изд.-во «Фолио- Пресс», 1998.
6. Энциклопедия народной мудрости./ Составитель Воскобойников В. – Санкт – Петербург, 1997.

«Пословицы и поговорки – это первые проявления творчества народа.

Русский пословичный фонд составляют изречения, разные по времени возникновения, происхождению, источникам и социальной среде, их породившей» [Королева 2000: 5]. Но основа их возникновения едина – социальный трудовой опыт, наблюдательность, острый ум русского народа, а также художественные возможности русского языка.

Трудно, почти невозможно определить истоки возникновения большинства пословиц и поговорок. Уже в самых древних летописях Киевской Руси находим изречения, восходящие к народному творчеству: в «Повести временных лет» встречаются пословицы «Не идет место к голове, а голова к месту», «Мир стоит до рати, а рать – до мира».

Ученые считают, что первые пословицы были связаны с необходимостью закрепить в сознании человека какие-то неписаные советы, правила, обычаи, законы.

«Различны эпохи, породившие пословицы и поговорки. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлены в народных изречениях.

Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, трудолюбие и лень», – писал М. Шолохов [цит. По Аникин 2001: 241]. Действительно, пословицы и поговорки – это «…цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда» [Даль 2000: 8].

Совет

Пословицы и поговорки касаются всех предметов и явлений, вторгаются во все области человеческого бытия, людских надежд, помыслов, оценок ближних – родных, соседей, властей, маленьких и больших начальников, общественных порядков, учреждений законов и т. д.

За каждой из пословиц видишь тех, кто судит, рядит, спорит, вышучивает, насмехается, балагурит, печалится, скорбит, радуется, бранится. Сила пословиц и поговорок в силе мнения народных масс.

Даль писал о пословицах: «Это свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, горе и утешенье в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская правда, своего рода судебник, никем несудимый» [Даль 2001: 9]. К.Д.

 Ушинский отмечал: «В пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляды на природу, на людей, на значения всех явлений жизни» [Энц.нар.мудр., 1997: 219]. Многие пословицы основаны на реальных исторических событиях и ситуациях (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день).

Предстает множественность случаев и жизненных сцен: «Лучше б тебе не родиться!» — то ли грозит, толи сочувствует одна из пословиц. А поговорка вторит: «Твой бы приговор да тебе ж во двор» — это о недобром слове.

Столь же красноречив бывал бойкий русский человек и в радости, при сердечной встрече, в приветливом одобрении (Спали, почивали, весело ль вставали?), и в обращении с поклоном (Солнышку моему сиятелю, свету моему совету, сахару белому), и в пожелании (Жить, богатеть, добра наживать, лихо избывать).

Современность характеризуется пристальным вниманием к истокам нашего бытия, к особенностям русского самосознания. Именно поэтому в последние годы все чаще на страницах периодической печати мелькают слова «менталитет», «ментальность», «ментальный».

Русский народ давно пришел к определенным выводам по некоторым вопросам бытия и поведения человека и выразил их в своих пословицах и поговорках, включающих в свой состав русские христианские имена. Эти пословицы возникли и развивались вместе с историей и культурой народа, что и входит в понятие «ментальность». «Ментальность, менталитет (от лат.

– ум, мышление, образ мыслей, духовный склад) – это общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции.

Обратите внимание

Ментальность выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения, свойственные данному сообществу и его культурным традициям» [Культурология XX век 1997: 271]. «Менталитет – (фр. mentalite < лат. mentalis – умственный, духовный). Книж. 1. Совокупность мировоззренческих (идеологических, религиозных, этических и т.п.) представлений, характерных для отдельной личности и народа в целом. 2. О складе ума, характере мышления [Толковый словарь… 1998: 382].[/su_box]

Ментальность – это то общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о мире. Отражая бессознательное, ментальность выражает жизненные и практические установи людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения, свойственные данному сообществу и культурной традиции.

Таким образом, пословицы и поговорки – это тот языковой материал, который позволяет дать оценку прошлому и настоящему, отношениям человека в разных жизненных ситуациях.

Основной фонд пословиц и поговорок – это коренное народное творчество, тесно связанное со всем укладом жизни народа. Наблюдая за образным основанием русских пословиц и поговорок, мы видим их органическую связь с традиционной символикой нашего народа и национальной культурой в целом. В тесном единстве представлены в них этические, нравственные, религиозные, магические, художественные и логические аспекты народного сознания.

Библиографическая ссылка

Савостьянова О.С. СВЯЗЬ РУССКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ НАРОДА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 151-151;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5273 (дата обращения: 05.04.2019).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5273

Пословицы и поговорки — Стр 2

Умственное
и физическое воспитание

Происходящая
сегодня перестройка содержания
образования

преследует
цель создать условия для достижения
личностью высокого уровня

интеллектуального,
нравственного, эстетического и
физического. Именно это

сможет
повысить интеллектуальный потенциал
государства, усилит влияние

гуманистических
идей и престиж государства, и духовных
ценностей. В

содержании
образования важно отразить традиции и
социально — культурные

ценности
народа. Изучение истории, литературы,
родного языка, занятия

различными
видами искусства должны помочь молодому
поколению глубоко

проникнуть
в духовный мир своего народа, понять истоки культуры, истории,

образа
жизни, стать продолжателем прогрессивных
национальных традиций.

Умственное
воспитание новых поколений всегда было
предметом первой заботы

народа.
Народ, хотя и был в прошлом лишен знаний,
но в глубине сознания

народных
масс всегда таилось огромное стремление
к образованию и науке.

Читайте также:  Конспект прогулки весной в подготовительной группе «наблюдение за сезонными изменениями»

«Знание
– светоч ума» — народный афоризм.

В
представлении народа только умный
человек может овладеть глубокими

знаниями.

«Дороже
ума богатства нет», «Ум на рынке не
купишь», «Ум – одежда, которая

никогда
не сносится, знания – родник, который
никогда не исчерпаешь» —

такова
народная оценка значения знаний. Но
особенно по современному звучит

пословица
: « Не удивляй одеждой, а удивляй знаниями».
Это как бы народный

отклик
на стремление части молодёжи выделиться
не знаниями и трудолюбием, а

дорогостоящими
вещами, купленными на деньги родителей.
Народ выработал свои

собственные
дидактические принципы обучения и
приобретения знаний, которые

близки
принципам научной педагогики . Связь
знаний с жизнью – важнейшее

дидактическое
требование народа. Народ интуитивно
пошёл к осознанию того,

что
необходима систематичность в получении
знаний и непрерывность

образования.
Это ещё одно дидактическое требование,
выработанное

столетиями.
Эта мысль очень образно характеризует
такая пословица :

«Учиться
– всё равно что плыть против течения :
остановился на минуту – и

тебя
отнесло назад».

Основным
источником знаний всегда были книги и
чтение. «Нет больше

наслаждения,
чем читать книги, нет дела важнее, чем
учить сына» — говорится

в
народных афоризмах. О значении книги
как друга, советчика человека, как

источника
знаний говорится и в таких афоризмах :
«прочтёшь незнакомую

книгу,
словно обретёшь хорошего друга,
перечитаешь книгу, словно встретишь

старого
знакомого », «Книга — ключ к знанию ».

Знание
языка народа рассматривает как важное
средство расширения

познания
мира. Узбекский народ отмечает : «Знание
языка открывает путь к

сердцу»,
«Знание ста языков, что сто умов », —
заключает пословица. И

здесь
родной язык выступает важнейшим фактором
умственного воспитания

детей,
как великий народный педагог. В духовном
сокровище народа родной

язык
является самым близким и сокровенным.
С первого родного слова матери,

впервые
услышав собственное имя, ребёнок начинает
познание мира; из нежных

колыбельных
песен он впервые узнаёт родную мелодию
и на всю жизнь её

запоминает.

Заслуживает
внимания отношение народа к учителю –
воспитателю. Народ,

защищая
честь учителя, без обиняков заявляет :
«Ради учителя следует даже

кинжал
проглотить», «Кровь зальёт очи того,
кто смеет покоситься на своего

учителя».
Он высоко ценил роль учителя в обучении
и воспитании детей :

«Свет
лампы от масла, знания ученика от
учителя». Обществу всегда

импонирует
справедливый и требовательный учитель.
«Строгость учителя лучше

ласки
отца», — считает народ. Люди верно
представляют себе взаимоотношения

ученика
и учителя. «Ученика хвалят в глаза,
учителя за глаза, а

подчинённого
после работы», — говорится в афоризме.
Народ готов простить

учителю
возможные ошибки в работе, ибо «самый
хороший учитель не без

ошибок»,
но репутация учителя должна быть
безупречной, так как дети ему

подражают,
копируют его манеры, и, как верно подметил
народ, «если учитель

пьёт
стоя, то ученики пьют на бегу».

Наряду
с умственным воспитанием народ выработал
свои нормы, методы и

средства
физического воспитания молодого
поколения. Ухудшение природной

среды
обитания человека, распространение
таких отрицательных воздействий на

детей,
как алкоголизм, курение, наркомания,
очень остро ставят сегодня

вопрос
о физическом здоровье молодого поколения.
Физическое воспитание,

физическая
культура становятся неотъемлемыми
компонентами разностороннего,

гармоничного
развития личности.

Забота
о здоровье ребёнка и его нормальном
физическом развитии,

воспитание
выносливости, ловкости, сноровки – всё
это всегда было предметом

неустанной
заботы народа. Физическое воспитание
детей и подростков находило

свое
выражение в детских играх, национальных
видах борьбы, спортивных

соревнованиях.
Народ имел определённое представление
о функциях

человеческого
организма, об экзогенных и эндогенных
факторах физического

развития.
Было понимание того, что чистый воздух
– важнейший элемент

здоровья
: «Лучше дышать свежим воздухом чем пить
лекарство». Народ

понимал,
что залог здоровья — физическое
воспитание . Порою молодёжь

беззаботно
относится к своему здоровью.

Многие
народные афоризмы рассматривают
здоровье, как величайшее богатство,

как
неповторимое благо для человека. Казахи
поддерживают эту мысль в

социальном
аспекте : «Богатство бедняка – это его
здоровье».

Народ
не только знал факторы физического
воспитания, но и

эмпирически
выработал ряд разумных методов лечения.
Общепринято народное

изречение
: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле
». Простудившемуся

человеку
в народе говорят : « Пропотеешь – и жар
пройдёт». Народ понимает

силу
внушения и разумно предупреждал : «От
мнительности можно и заболеть».

Достойно
внимания отрицательное отношение народа
к курению. «Кто курит, у

того
горят нутро и деньги», — остроумно
замечает народ.

Центральное
место в системе физического воспитания
занимали детские

игры.
В народном представлении игры не только
развлечение, но и средства

физического,
нравственного воспитания детей. Через
игры реализуется

самодеятельность
детей : детские тайные языки, считалки,
жеребьёвки,

декламации,
хороводы и т. д.

Особое
значение народ придавал национальным
играм – как важному

фактору
физического развития и воспитания. По поводу характера

национальных
игр В.Б. Шкловский верно заметил : «все
люди похожи друг на

друга;
они одинаково смеются, одинаково плачут.
В сходстве игр мы видим

сходство
человеческих сознаний. Играя в игры
разных народов, будем узнавать

друг
друга ».

Таким
образом идеалом физического воспитания,
в представлении

народа,
было воспитание молодой смены – здоровой,
жизнерадостной, сильной,

отважной.
Комплекс мер, включающий в себя народную
медицину, разумное

питание,
использование природных факторов, игры,
спортивные соревнования и

праздники,
обеспечивал нормальное физическое
развитие детей.

Заключение.

Опираясь
на народные методы воспитания педагоги
– теоретики и

практики
создали современные концепции воспитания
всесторонне развитой

личности,
которые постоянно совершенствуются и
обновляются в соответствии

с
требованиями жизни. Однако ядро народной
мудрости всегда присутствует в

любой
воспитательной теории. В современных
условиях трудовые традиции

развиваются,
совершенствуются и обогащаются. Это и
есть проявление

народной
педагогики в действии, в жизни. Народ
всегда стремился привить

молодому
поколению любовь к Родине, правдивость,
честность, скромность,

коллективизм,
чувства дружбы, товарищества.

Исследования
проблем народной педагогики позволяют
утверждать что

концепция
народной педагогики сложилась. Установлен
предмет народной

педагогики,
определены её источники, принципы,
методы, характерные

особенности.
Концепция народной педагогики
рассматривает педагогические

воззрения
народа как выражение практической
народной философии, как

сгусток
веками накопленного коллективного
опыта народных масс по

воспитанию
и обучению молодого поколения, гениально
воплощённых в

разнообразных
памятниках устного народного творчества.

Народную
педагогику создал народ, педагогическая
теория её только

изучала,
взаимодействовала с ней и синтезировала
её. Народная педагогика

до
сих пор не заняла подобающего ей места
в общей системе педагогических

исследований.
Между тем и сегодня в любой семье
воспитание происходит,

прежде
всего на основе накопленного житейского
воспитательного опыта

данной
семьи. В памятниках народной педагогики
воплощён характер народа,

представление
о будущем, о прекрасном. Народная
педагогика заслуживает

самого
внимательного отношения, глубокого и
пристального изучения,

творческого
использования.

Народное
воспитание – это общественное воспитание.

На
протяжении всей истории человек был и
остаётся объектом и субъектом

воспитания.
Накопленный веками опыт воспитания в
сочетании с

эмпирическими
знаниями, проверенными на практике,
составляет ядро

народной
педагогики. Следует однако принять во
внимание, что

педагогическое
воззрение народа, сложившиеся без
профессиональной

педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических
знаний, носило в

известной
мере стихийный характер. Сам процесс
воспитания, повседневный

педагогический
контакт в детьми не всегда был осознанным.
В этих условиях

поражает
умение народа по крупицам отобрать всё
лучшее, разумное,

отвечающее
народному идеалу в воспитании настоящего
человека. С этих

позиций
народную педагогику можно рассматривать
как синтез всенародного

педагогического
эксперимента. Современная теория
педагогики, обогащённая

народным
опытом воспитания, даёт возможность
значительно повысить

педагогическую
культуру народа, убедиться в том, что
народные массы

играют
активную роль в развитии педагогической
мысли как составной части

общечеловеческой
культуры. Рассмотренные нами памятники
народной

педагогики
позволяют сделать чисто педагогические
выводы. Приводимые

поговорки,
пословицы и сказки пробуждают чувство
оптимизма, они стремятся

привить
людям, и прежде всего молодому поколению,
самые лучшие

человеческие
качества. Для того чтобы наиболее успешно
решать эти

благородные
задачи, опираясь на народную мудрость,
следует принимать во

внимание
следующие обстоятельства.

Житейские
правила и приёмы воспитания – это первые
законы, с

которыми
человек встречается в своей жизни. И
они рождаются в семье.

Многие
поговорки и пословицы, народные сказки
по существу стали не

писаными
законами воспитания, своего рода
моральным кодексом семьи. В

народных
поговорках, пословицах, сказках
выкристаллизован вековой опыт

воспитания
молодого поколения. Доступные и близкие
людям по содержанию,

краткие
и законченные по форме, удобные в
обращении, народные сказки и

афоризмы
несут в себе бесценную народную мудрость.

Учителя,
читающие в школе курс «Этика и психология
семейной жизни», имеют

возможность
в пределах программных требований
подобрать соответствующие

примеры
и приводить их на уроках, провести беседы
и диспуты по тем или

иным
вопросам, практиковать домашние сочинения
на основе наиболее

выразительных
народных изречений и афоризмов. В
процессе внеклассной и

внешкольной работы целесообразно привлечь самих
учащихся собирать и

записывать
примеры устного народного творчества,
создавать сборники и

журналы
пословиц и поговорок.

Поговорки,
пословицы и сказки оказывают воспитательное
воздействие

не
сами по себе, а при условии, если родители
личным примером соблюдают,

поддерживают
принципы выраженные в них. Каждая
пословица и поговорка,

каждое
любимое изречение, сказка, если они
разумны и к месту звучат,

соответствуют
духу и традициям семьи, выражают её
истинные стремления,

если
они понятны и близки к сердцу детей,
становятся прекрасным,

поучительным
нравственным уроком в семье. Как примеры
кратких и метких

выражений поговорки и пословицы можно использовать
и в целях развития

речи
детей, приучая их запомнить и использовать
как эпиграфы в

сочинениях,
примеры в логических доказательствах.

Ни
одна из приведённых пословиц и поговорок
и народных сказок о

воспитании
вообще, о трудовом, нравственном,
умственном, эстетическом

воспитании
в частности по своей идее и содержанию
не противоречит данным

научной
педагогики. Более того, будучи бесценным
творением гения своего

народа, они имеют весьма широкое распространение
среди масс.

Общедоступность
— характерная черта поговорок и пословиц.
Недаром в

пословице
говорится , что «без углов дом не строится,
без пословиц речь

не
молвится».

Важно,
чтобы учителя и родители чаще стремились
в общении с детьми

использовать
эти образные выражения, поясняя их смысл
и значение с точки

зрения
современных задач. Устное народное
творчество содержит различные

явления
языка, логические единицы, художественные
миниатюры, поэтические

образные
обобщения социально – исторического
опыта. Они выражают

нравственные,
этические и эстетические взгляды народа.
В силу этого они

представляют реальную основу для изучения народной
психологии.

Педагогические
воззрения народа должны стать предметом
дальнейшего

изучения
в школах и других учебных заведениях.
В действующих учебных

программах
общеобразовательных школ подчёркивается воспитательное

значение
народного творчества. «Материалы
устного творчества, —

говорится
в программе, — имеют большое воспитательное
значение. Идеи

народного
творчества способствуют патриотическому,
нравственному

воспитанию,
формированию этических понятий ».

И
действительно, в программах по родной
литературе важное место

занимает изучение устного народного творчества,
как памятников народной

педагогики.
Например, загадки изучаются в IVи VII
классах, сказки в V

и
VIII, пословицы и поговорки – в VI и VIII классах. Центральное место

отводится изучению народных героических эпосов.
Многие народные песни

можно
изучать в курсе музыки и пения. Национальные
виды спорта и

развлечения
следует использовать во внеклассной работе по физическому

воспитанию.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5430603/page:2/

Ссылка на основную публикацию