Урок литературного чтения в 4 классе. драгунский «…бы»

Урок литературного чтения в 4 классе. Драгунский «…бы»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа В. Драгунского «…

бы»; продолжить работу по формированию навыка чтения, умения пользоваться выразительными средствами языка; формировать умения выделять главное, доказывать, делать выводы; развивать умения выражать свое отношение к герою, оценивать его поступки и определять отношение к нему окружающих и автора; развивать фантазию, умение составлять небольшие творческие рассказы; воспитывать почтение, уважение к родителям.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Берегите друг друга.

Добротой согревайте,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом с другом побудьте.

Берегите друг друга

Без притворства и лести,

Берегите друг друга:

Ненадолго мы вместе.

— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.

— Прочитайте медленно (еще: шепотом, с ускорением, выразительно).

III. Работа по теме урока

— Как вы поняли смысл текста речевой разминки? К чему призывает нас автор?

— Чье произведение мы изучали на прошлом уроке?

— Произведение какого автора будем читать сегодня?

— Что объединяет этих авторов — Н. Носова и В. Драгунского?

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны получить ответы? Чему будем учиться?

— Ребята, а когда люди улыбаются?

— Прочитайте записанные на доске слова. (Юмор, сатира.)

— Как вы думаете, это слова, близкие по значению или нет?

— Попробуем разобраться в этих понятиях. Подберите синоним к слову юмор. (Смех.)

— Какой бывает смех? (Добрый, высмеивающий.)

— А улыбка? (Добрая, злорадная.)

— Так и многие произведения. Одни из них — юмористические — вызывают добрую улыбку, а другие — сатирические — злой смех.

— Сделайте вывод. (Значит, юмор — это добрый смех, а сатира — злой. В ней высмеивают недостатки и пороки.)

— Прочитайте название рассказа, который будем сегодня изучать.

— Как вы думаете, о чем произведение с таким необычным названием?

(Прогнозирование содержания текста и первичное чтение рассказа. Читают учитель и хорошо читающие учащиеся. Беседа после чтения.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

(Словарно-лексическая работа.)

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

Фунт — мера веса.

Лихо — зло. Почем фунт лиха — узнать сполна горе, трудности.

Сидели как шелковые — хорошо, смирно, тихо.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Выборочное чтение.)

— От чьего имени ведется повествование?

— О чем мечтал мальчик? Зачитайте. (Все вокруг на свете было бы устроено наоборот. Дети были бы во всех делах главными, и взрослые должны были их во всем слушаться.)

— Бывают у вас такие мечты? (Все дети мечтают быть взрослыми, потому что взрослые главные.)

— Зачем мальчик хотел быть взрослым? (Чтобы командовать, отомстить взрослым.)

— Докажите словами текста, что он хотел отомстить родителям. («Я все бы им припомнил».)

— Найдите отрывки, в которых говорится, как бы разговаривал мальчик с мамой, папой и бабушкой, попробуйте передать голосом интонацию.

— Зачитайте только слова мальчика.

— Смешно разговаривает мальчик с родителями? Какой это смех — добрый или злой? (И добрый, и злой.)

— Кого высмеивает автор? (Родителей и мальчика.)

— Почему мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? (Взрослые с ним так разговаривают в его семье, он научился у них.)

— Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает, почему? (Недовольно, требовательно. Он подражает своим родителям.)

(Чтение по ролям. Инсценирование.)

— Найдите отрывок, в котором описывается разговор мальчика с мамой. Инсценируем этот эпизод.

— Могут ли родители вести себя, как дети? Почему? (Могут. Значит, они устали и о них надо заботиться, им нужна помощь, так как у них много забот, они несут ответственность за детей, хотят, чтобы те вели себя правильно, беспокоятся о них, переживают.)

— Прочитайте слова мальчика о маме в конце рассказа. (Самая настоящая, живая.)

— Как мальчик относится к своей маме? (Он любит ее, радуется, когда она рядом, а то, что он придумал, все было ненастоящее.)

— Имеем мы право обижаться на своих родителей? (Нет, ведь что бы они ни говорили, они любят нас и желают только добра.)

(Работа по вопросам и заданиям 5, 6 на с. !44 учебника.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Почему автор дал такое необычное название своему рассказу? {Мальчик часто повторял эту частицу, мечтал о том, чего не может быть на самом деле.)

— Этот рассказ смешной? Когда было смешно?

— Грустный или веселый?

— Кому грустно, кому весело, почему?

Значит, сочетание юмора и сатиры существует и в художественных произведениях, и в реальной жизни.

— Как мы должны относиться к родителям? (Почитать, прощать, уважать.)

— Что значит быть хорошим сыном, дочерью?

— Чему учит нас автор своим рассказом?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста от имени Дениса. Вспомнить или найти сведения о жизни и творчестве В. Драгунского.

Источник: https://razdeti.ru/razvivayuschie-uroki/uroki-chtenija/urok-literaturnogo-chtenija-v-4-klase-dragunskii-by.html

Урок по литературному чтению 4 класс по теме: «В.Драгунский «…Бы».»

Этап урока

Действия учителя

Действия учителя

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности).

— Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы всё у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать.

-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями

Тексты будем мы ……..,

Информацию из текста …

Точку зрения…

На вопросы ……………,

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..!

(Слова-подсказки: читать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.) (слайд)

Беседа. Знакомство с терминами – юмор, сатира.

Я не зря попросила вас улыбнуться друг другу в начале урока.

-Когда люди улыбаются? — Подберите синонимы к слову юмор. (Смех).

— Какой бывает смех? (Добрый, высмеивающий, злой). – А улыбка? (добрая злорадная). — Так и многие произведения, Некоторые вызывают добрую улыбку – это юмористические произведения, а некоторые – злой смех – это сатирические произведения.

— Подберите однокоренные слова к словам юмористические и сатирические, чтобы они обозначали предмет. (Юмор, сатира). Смех

добрый

злой, высмеивающий.

Юмористические произведения

Сатирические произведения

юмор

сатира

Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.

-Например, вы упали, а все засмеялись, вам больно, а всем смешно. На уроке вы не можете решить задачу, а все смеются. Какой это смех? (злой).

— На какое произведение похожи эти истории? (сатирические).

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)

2. Актуализация знаний и фиксация

затруднения в деятельности

Формулирует задание. Побуждает к высказыванию своего мнения

-Хотите скорее стать взрослыми? Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни.

Начните свой рассказ со слов: если бы я был взрослый, то … ( слайд ) —Почему вы так стремитесь стать взрослыми? Чего же вам не хватает? Поможет нам разобраться в этом произведение любимого вами детского писателя.

Кто это? (слайд) -Что вы знаете о Викторе Драгунском? -Почему вам нравятся произведения Драгунского? ( слайд)

Дети предполагают свои версии ответа

Отгадывают фамилию писателя. Вспоминают и отвечают на постав-ленные вопросы. Дети высказывают мнения.

Коммуникативные

(умение строить рече-вое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Обратите внимание

Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.) Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка проб-лемы, формули-рование темы урока)

Побуждает к формулированию темы.

-Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке? —Сформулируйте тему урока, цель. (слайд )

-Что еще знаете о писателе? ( Затруднение) Организует самостоятельную работу «Чтение с пометами» ( Приложение 1) -У вас на столах лежат карточки с биографией писателя. Отметьте карандашом:

  • – уже знал
  • — узнал новое?
  •  – хочу узнать

Предлагает проверить работу (слайды)

Вспоминают и отвечают на поставленный воп-рос. Формулируют тему и цель урока. Самостоятельно работают с карточками «Биография Виктора Драгунского». При чтении биографии карандашом выстав-ляют пометки на полях. 

Дают ответы, доказы-вая словами из текста.

Комментируют слайды.

Регулятивные(умение самостоятельно формулировать тему и цели деятельности на уроке)

Познавательные (умение извлекать информацию).

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.)

Важно

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации)

4. Построение

проекта выхода

из затруднения и его реализация

Вовлекает детей в проблемный диалог.

-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением В.Драгунского «Бы»? (слайд)

-Можете предположить о чем оно?

— Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение. -Что бы вы хотели узнать?

Готовит к восприятию текста.

Обучающиеся строят предположения.

Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.)

1.Подготовительная работа

Проводит словарную работу.

Словарная работа. (слайд)

Фунт – мера веса
Лихо — зло, беда ((устар. Замышлять лихо.)

2. Работа в парах.

-Объясни —- Я бы показал бы, почём фунт лиха. (Узнать, понять сполна горе, трудности).
Сидели б у меня как шёлковые. (Хорошо, смирно, тихо). (cлайд)

3.Первичное восприятие текста. Читает текст.

4.Проверяет первичное восприятие текста учащимися. -Что это рассказ или сказка? Докажи. -Понравился? Чем? — Какое настроение сложилось у вас после прочтения? — Значит это рассказ какой? (юмористический)

-Почему автор выбрал такое странное название?

5.Проверяет понимание учащимися текста.

Первичное закрепление.

Выборочное чтение.— О чём мечтал мальчик?

-Зачитайте. 

— Зачем он хотел быть взрослым? (Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им).
— Докажите словами текста и зачитайте.

Читайте также:  Сахарнов «девочка и дельфин» читать

— Какие фантастические картины рисовал в своём воображении Дениска? — В какой последовательности Дениска примерял на себя роли родителей? Зачитайте только слова мальчика. -Найдите в тексте и прочитайте слова, которые хотел адресовать Денис маме. Какие средства языка вы для этого используете?

— А что герой рассказа сказал бы папе? Зачитайте. — Какие слова Дениска говорил бы бабушке? Зачитайте.

Чтение по ролям

С.143 (Тут я бы…- выбрать нужную интонацию, голос для каждой из ролей, чтобы наиболее полно донести идею).

— Смешно разговаривает мальчик с родителями ? — И смешно и грустно….

-У меня сложилось мнение, что он не любит своих родителей? -А вы как считаете? Почему тогда мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал?
— Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает, почему? (Недовольно, нравоучительно, требовательно, назидательно.

Хочет чтобы они тоже знали как неприятно все это выслушивать).

— Понимают они его? — Чего не достает Денису в семье? (понимания.

) ( слайд ) — А родители как разговаривают с сыном? Почему? -А Дениска всегда ли понимает их, прислушивается к их замечаниям? То есть Денис тоже их не понимает (слайд)

-Так чего же в семье не хватает? Сын не понимает родителей, родители не понимают сына. Взаимно?

-Чего недостает в семье? ( взаимопонимания) -Вернемся к началу урока . Вы мне называли массу причин по которым вы бы хотели стать взрослыми. Чего же часто не достает вам в семье? Так в чем же основная причина? (слайд ).

Решили мы с вами проблему?

Предполагают, обсуждают.

Обучающиеся работают в паре, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.

Продолжают чтение хорошо читающие дети.

Дают ответы.

Дети высказывают свои мнения, аргументируют их.

Высказывают свои предположения.

Дают ответы.

Зачитывают отрывки.

Дети зачитывают только слова мальчика.

Отвечают на вопросы, а затем зачитывают.

Читают по ролям.

Дети высказывают свои мнения.

Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают ответ, аргументируя и доказывая свою точку зрения.

Делают вывод.

Решают проблему, поставленную в начале урока.

Коммуникативные (умение в совместной деятельности договариваться, при-ходить к общему решению).

Личностные (учиться высказывать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения другого.)

Коммуникативные (умение слушать, осмысливать).

Личностные (формирование интереса к чтению, потребности в чтении).

Важно

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник).

Коммуникативные (овладение диалогической и монологической речью).

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы ).

Важно

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

5. Физминутка.

Учитель предлагает отдохнуть:

-Мы с вами тоже школьная семья. Давайте проверим как мы понимаем друг друга.

-Делайте то, что я скажу, но не то что делаю.

Обучающиеся выполняют двигательные упражнения

Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности ).

6. Обобщение.

Организует самостоятельную работу по закреплению текста (дифференцированно).

— Выберете то задание, которое сумеете выполнить.

Карточка 1.-Зачем написал автор этот рассказ?

Карточка 2.Выбери пословицу, которая соответствует данному произведению и объясни.

Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Игра не доводит до добра.

Сначала думай, а потом делай.

Организует работу в парах.

-Хотите побывать в роли родителей и детей?

Ролевые игры ( Карточки, приложение 2).

Выбирают задание, которое обучающимся под силу( карточки на столах).

Проверяют.

Дают ответы, доказывая свою точку зрения.

Выходят дети парами к доске, выполняют задание на карточке, сами распределяют роли. (Одна пара изображает семью, где нет взаимопонимания, а другая семью, где взаимопонимание есть). Обыгрывают ситуации

Коммуникативные (умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения)

Коммуникативные (умение владеть диалогической речью, умение в совместной деятельности догова-риваться, приходить к общему решению)

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

— Бывает ли в вашей семье такие ситуации , когда вы обижаетесь на родителей? Почему это происходит?

— Если взрослые наказывают вас, сердятся, значит ли это, что они не любят вас?

— Какая проблема перед нами стояла? Смогли мы её решить? Имеем мы право обижаться на своих родителей? Все ли вы делаете для того чтобы вас мама с папой поняли? К какому выводу вы пришли?

-Молодцы! Вы понимаете своих родителей и уважаете их! Пусть в ваших семьях царит любовь и взаимопонимание!

Предлагает заполнить карточки.

В чём ты затруднялся? Что тебя удивило? Я сделал(а) вывод, что… Мне захотелось…

-Оцените свою работу на уроке. (У каждого на столе карточка).

 Как я усвоил материал?

1

2

3

4

5

Как я работал на уроке?

1

2

3

4

5

Берегите друг друга,

Добротой согревайте,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом с другом побудьте.

Берегите друг друга

Без притворства и лести,

Берегите друг друга:

Ненадолго мы вместе.

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы детей.

Делают вывод.

Определяют меру своего продвижения вперёд.

Осуществляют самооценку усвоения материала и работы на уроке в целом; формулируют конечный результат.

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Совет

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответст-вии с поставленной задачей)

Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности).

8. Домашнее задание.

Поясняет домашнее задание

1.Читать текст.

2.Составить рассказ на тема «Что было бы, если бы дети во всех делах были главные.»

Записывают в дневник

Источник: https://infourok.ru/urok-po-literaturnomu-chteniyu-klass-po-teme-vdragunskiy-bi-1470927.html

Урок литературного чтения 4 класс В. Драгунский » Кот в сапогах»

Сергей Александрович Есенин

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972гг.)

Тема урока:

Виктор Юзефович Драгунский

Задачи :

  • Расширить свои знания о писателе.
  • Продолжить знакомство с произведениями В.Ю. Драгунского.
  • Учиться анализировать произведение и определять главную мысль произведения.

Мастера-шорники вырабатывают упряжные и всадниковые лошадные принадлежности. Основным материалом для работы являются кожа крупного рогатого скота, овчины, коз.

Весёлые рассказы для детей под общим названием «Денискины рассказы» В.Ю.Драгунский

начал писать

в 1959 году.

Писателю и выдумывать-то ничего не приходилось.

Отец в этих рассказах — это сам Виктор Юзефович,

а Дениска – это его сын.

Виктор Драгунский прожил интересную и многообразную жизнь.

Его нет с нами уже много лет,

но книжки Драгунского с удовольствием читают ребятишки и перечитывают взрослые

Кот в сапогах

рассказ

сказка

?

«Кот в сапогах»

Физкультминутка

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Все чудесно расслабляется…

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянулись, улыбнулись.

карнавал

горжетка

бахилы керогаз

Карнавал

народное празднество в костюмах.

Бахилы

высокие резиновые сапоги.

Керогаз

нагревательный керосиновый прибор.

Горжетка

меховой воротник на женской одежде.

.

Проверка

1. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ

о жизни Дениски во время каникул

о том, как можно самому изготовить костюм Кота в сапогах

об отношениях Дениски с его другом и близкими (мамой, папой)

о школьном карнавале

Проверка

2. Почему Дениска решил отдать Мишке одну книжку? Отметь свой ответ

Дениска не любит читать.

Дениска понял, что Мишка расстроен и ему тоже

хочется награду.

Мишка очень любит «Дядю Стёпу».

У Дениски дома уже есть «Дядя Стёпа».

Проверка

3. Какое чувство испытал Дениска, вернувшись домой с карнавала? Отметь свой ответ

гордость: получил премию за лучший костюм!

облегчение: наконец-то снял неудобный костюм

радость: наконец-то скоро приедет мама!

огорчение: жалко книжку, отданную Мишке

Проверка

4 . Какова главная мысль этого произведения? Отметь свой ответ

Если рядом настоящий друг, легче справиться с

жизненными трудностями.

Из подручных средств можно изготовить прекрасный

карнавальный костюм.

Всё, что у тебя есть, надо с другом делить пополам.

Не спеши выбрасывать старые вещи: они могут

пригодиться.

.

Проверка

5. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ

Сказка за сказкой.

Рассказы о дружбе.

Стихи о дружбе.

Исторические рассказы.

Пословицы

  • 1. Ум хорошо, а два лучше.
  • 2. Шутке — минутка, делу – час.
  • 3. Без беды друга не узнаешь .

Домашнее задание.

  • Стр. 22-30 выразительное чтение по ролям для игры «Радиотеатр»
  • Нарисовать или приготовить новогодний карнавальный костюм (для куклы)

Хотелось бы вернуться в детство,

Где радость, смех и добрые мечты.

Для этого одно есть средство:

Драгунского перечитайте вы.

Пусть книг его задор , веселье

Зарядит оптимизмом вас,

Поднимут ваши настроение.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/uroklitieraturnoghochtieniia4klassvdraghunskiikotvsapoghakh

Урок литературного чтения 4 класс «М. Драгунский «Что любит Мишка»

Тема: В. Драгунский «Что любит Мишка».

Цель: — Углубление знаний учащихся по теме

– Познакомить с произведением В. Драгунского «Что любит Мишка»;

– Показать различия понятий «юмор» и «сатира».

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

— познакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; 

— показать различия понятий «юмор» и «сатира»;- отрабатывать навыки выразительного чтения;

— сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Регулятивные УУД:

— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 
— работать по плану, корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

— Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков людей.

Коммуникативные УУД:

— высказывать и обосновывать свою точку зрения; 
— слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, учиться корректировать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, аудиозапись фрагмент произведения Ф. Шопена, учебник литературного чтения 4 класс.

Ход урока

– Проверьте готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Актуализация знаний.

– Кто автор? (В. Драгунский.)

– Кто герои? (Мальчики, школьники, Мишка и Дениска.)

– Какое настроение у вас вызвала сценка? (Веселое, радостное, смешное.)

– Какой это рассказ? (Юмористический.)

– Значит, что такое юмор? (Это когда весело, смешно, радостно)

— Кто знает, что такое сатира?

3. Знакомство с творчеством В. Драгунского

Рассказывает ученик.

Виктор Юзефович рано начал работать в театре, как актер. А вот писать для детей начал поздно, в возрасте 32-ух лет. И связано это с появлением у него сына Дениски. Вечерами Виктор Юзефович рассказывал Дениске и его друзьям веселые истории, которые очень нравились детям. Так и появились юмористические рассказы для детей, прототипом которых является его сын.

– Как звали главного героя этих рассказов? (Денис Кораблев.)

Читайте также:  Интересный сценарий на 8 марта в детском саду. старшая группа

– Под каким общим названием издавались эти рассказы? (Денискины рассказы.)

– Вспомните, какие рассказы В. Драгунского вы читали? («Девочка на шаре», «Похититель собак», «Бы», «Тайное становится явным», «Независимый Горбушка»). [выставляются книги]

– Какое настроение вызывают эти рассказы? (Веселое, радостное)

– Посмотрите, В.Ю. Драгунский умер в 70-ые годы прошлого столетия, очень давно, а книги его читают дети и взрослые, и по сей день. И эти произведения приносят нам много радости и веселья. Что объединяет все эти произведения? (Они юмористические)

4. Сообщение темы и цели урока.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока

_ Эпиграфом нашего урока будет пословица «Не хлебом единым сыт человек»

– А поможет нам подойти к разгадке тайны рассказ Драгунского

– Найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как оно называется. «Что любит Мишка»

5. Работа с текстом до чтения.

– Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? (О любви.)

– Кто будет главным героем? (Мишка.)

– Рассмотрите иллюстрацию, и в своих учебниках

– Кого узнали? (Мишку, Дениску.)

– О чем будет это произведение? (О том, что любит Мишка и Дениска.)

– Прочитайте ключевые слова к рассказу.

– Какой еще герой появляется в рассказе? (Учитель пения.)

– Что будут любить наши герои? (Древних воинов, разные разности, люблю булки, пирожки, сыр…)

– О чем будет рассказ?

– А как нам убедиться, верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать текст.)

6. Чтение рассказа. Словарная работа.

– Понравился ли вам рассказ (Да)

– Какое настроение вызвал? (Радостное, смешное, веселое)

– А что именно вызвало такое настроение? (Ответ Мишки)

– Почему?

– Кого мы еще встречаем в рассказе? (Бориса Сергеевича)

– А кто это? (Учитель музыки.)

– А какой это учитель? (Творческий, талантливый)

– Докажите словами из текста.

– Что любит учитель пения? (Музыку Фредерика Шопена.)

– Послушайте фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка»

Физ. Минутка.

– Что вы представляете себе под эту музыку?

Звучит музыкальное произведение.

– Кому понравилось это музыкальное произведение?

– Что вы увидели?

– Что вы услышали?

– Какие чувства у вас возникли?

– На уроке музыки вы вместе с учителем музыки послушаете другие произведения этого композитора.

– Как автор относится к Борису Сергеевичу? (С уважением.)

– Какой герой нам еще встречается в рассказе? (Дениска.)

– Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы.)

– Как называется рассказ? («Что любит Мишка».)

– Что же любит Мишка?

Учащиеся перечисляют.

– Что любит Дениска? Найдите и прочитайте. Но сначала давайте обратимся к нашему алгоритму. На что обращаем внимание при чтении? На интонацию (медленно перечисляет), на темп

– Прочитайте.

Учащиеся читают.

– Используя алгоритм, оцени, как ты прочитал?

– Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы.)

– Что мы можем сказать о Мишке? (Он беззаботный и легкомысленный)

– Как слушал Дениску Борис Сергеевич?

– Прочитайте.

– Почему? (Ему было интересно.)

– Какой же Дениска? (Он мечтатель, разносторонний, любознательный)

– Как автор относится к Дениске? (С одобрением.)

– Как вы относитесь к Дениске? (Предположения учащихся.)

– Сейчас мы будем читать по ролям. Вспомним алгоритм. Какими средствами выразительности будем пользоваться? (Интонация, темп, тембр.)

– Как будем читать за Мишку? (Очень быстро, торопясь.)

– Как будем читать за Бориса Сергеевича? (Неторопливо, рассудительно.)

– Прочитайте по ролям, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.

Учащиеся читают. Оценивают чтение.

– Какими словами автор изобразил поведение Мишки? (Надулся.)

– Покажите, как это надулся.

– Почему автор взял именно это слово? (Иронизирует, насмешничает.)

– Как понимаете «Поведай тайну души своей»? (Расскажи самое сокровенное.)

– Что такое «разные разности»? (Всякие разности.)

– Можно ли так сказать? Это грамотно? (Нет.)

– Что любит Мишка? Прочитайте по цепочке.

Учащиеся читают.

– Какими словами автор описывает характер Мишки во время его рассказа о любви? («…поерзал на подоконнике, откашлялся…)

– О чем говорят эти слова? (Мишка вел себя беззаботно, ждал похвалы.)

– Прочитайте, как слушал Мишку Борис Сергеевич.

Учащиеся читают.

– Почему? (Был недоволен, расстроен, возмущен.)

– Зачем автор делает паузу? (Это кульминационный момент рассказа.)

– Прочитайте.

– Для чего пауза? (Осмыслить, задуматься.)

– Когда вспомнил Мишка о любви к людям? (После замечания Бориса Сергеевича.)

– Прочитайте, как он отреагировал. (Покраснел.)

– Как автор относится к Мишке? (С сожалением.)

– Сравните, что любят мальчики.

Работа в группах

Подчеркните, что любит Мишка и Дениска

Учащиеся предполагают.

– Посмотрите, сколько слов Мишка употребил, чтобы описать свою любовь к пище, и сколько, чтобы описать любовь к людям.

– Какое чувство у вас возникло в этот момент? (Грусть.)

– Почему?

– Прочитайте еще раз последние слова Мишки. Можно ли сказать, что он осознал свою ошибку? Докажите.

– Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим? (Нет.)

– Почему? (Смех сквозь слезы.)

– В каком жанре написан рассказ? (Сатира.)

– Почему так считаете? (Высмеиваются недостатки. Помогает исправиться.)

– Что такое сатира?

– О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным.)

– У нас два примера. Так о чем? (О любви к родным, к разным увлечениям)

7. Итог урока

Игра на внимание: «Найди ошибку»

— Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и слушали рассказ.

предложения (цитаты) из рассказа, вам надо найти в них, если есть ошибки.

Мы с Мишкой вошли в класс (зал), где у нас бывают уроки пения.

Шопен – великий писатель (композитор).

Он выслушал меня внимательно, у него было удивленное (задумчивое) лицо, когда он слушал, а потом он сказал…

Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, – на спор съем сто (целое) кило.

По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Петрович (Сергеевич) его похвалит.

… ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно получается какое-то одинаковое, чересчур вкусное(съедобное), что ли.

Итак, вернемся к пословице: Не хлебом единым сыт человек.

– Положите перед собой таблицы.

– Заполните их.

Самостоятельная работа учащихся.

Таблица в рабочих тетрадях

Название «Что любит Мишка»
Автор В. Драгунский
Жанр Мягкая сатира
Главные герои произведения Борис Сергеевич Мишка Дениска
Характер героев произведения Борис Сергеевич – насмешливый Мишка – беззаботный Дениска – мечтатель, любознательный
Отношение автора к героям произведения Борис Сергеевич – с уважением, пример Мишка – иронично, с сожалением Дениска – по-доброму
Свое отношение к героям произведения

– Проверим.

Один учащийся говорит, а второй (его оппонент) проверяет и дополняет или исправляет, если нужно.

– Кто может высказать свое отношение к героям?

8. Домашнее задание.

1) – Я уверена, что вам захочется встретиться с произведениями В. Драгунского еще много раз. Как же найти интересующее вас произведение в библиотеке? Давайте вспомним уроки библиографии. Дома, по желанию, используя нашу таблицу, заполните эту карточку.

2) – Домашнее задание для всех. Выполните иллюстрацию к произведению и подпишите ее цитатой из текста. А для этого вам нужно будет дома еще раз прочитать произведение В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

– А для записи цитаты из рассказа вам нужно будет вспомнить, как оформляется на письме прямая речь.

9. Рефлексия.

– На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.

  • Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…
  • Читая произведения, я испытывал…
  • Особенно меня тронуло…

Источник: https://compedu.ru/publication/urok-literaturnogo-chteniia-4-klass-m-dragunskii-chto-liubit-mishka.html

Урок литературного чтения в 4 классе по теме В. Драгунский «Что любит Мишка»

Цели урока: познакомить детей с понятием «духовный мир человека»
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского.


Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.
Развивать четкую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.


Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка темы и цели урока.

— Начинаем урок литературного чтения. Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением автора, который мне очень нравится. А кто он, вы узнаете, выполнив задание.
Выделите фамилию автора из данного ряда по нескольким признакам одновременно. Обоснуйте свой ответ.

Слайд 1

Ответы учащихся:
— Познакомимся с произведением В. Ю. Драгунского, так как это фамилия прозаика, а остальные – фамилии поэтов, В. Ю. Драгунский жил и творил в XX в., а Ф. И. Тютчев и А. С. Пушкин – в XIX в., фамилия Драгунский начинается со звонкого согласного звука, а остальные – с глухих, фамилия Драгунский состоит из трех слогов, остальные – из двух.

Слайд 2

— Да, это Виктор Юзефович Драгунский.

Какие его произведения читали?- А знаете, какие еще веселые и загадочные названия умел придумывать своим рассказам этот писатель? «Зеленчатые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Он живой и светится», «Арбузный переулок».

Правда, интересно, и сразу хочется прочитать?- И сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В. Драгунского.

— В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» — это и будет темой нашего урока.

Слайд 3
— Сформулируйте цели урока, используя глаголы:

Слайд 4

— Ребята, а что вы знаете о В. Драгунском?

Слайд 5

Рассказ ученика об авторе:

— Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем.

И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.

— И сегодня мы с вами в этом убедимся.

3. Первичное восприятие.

Учитель читает отрывок из произведения.
— Назовите главных героев произведения.

 Слайд 6

— Что вы о них узнали из этого отрывка? (одноклассники, приятели, друзья)
— Вы услышали, что любит Дениска. Как вы думаете, а что же любит Мишка? (ответы детей)
— Дочитайте текст до конца самостоятельно и проверьте, насколько точны ваши предположения.  

— Посмотрите на слова. Они вам встретятся в тексте. При чтении обратите на них внимание и подчеркните. (Прием «Молния!»)

Слайд 7 (Учитель читает слова, слайд закрывается)

Дети читают текст до конца

4. Проверка первичного восприятия.

— Подтвердились ли ваши предположения?- Как все, что любит Мишка, можно назвать одним словом?- Какие слова вы подчеркнули?Учитель открывает слова. Слайд 7- Почему назвали не все слова? — Объясните лексическое значение этих слов.

3 ученика работают со словарем, зачитывают статьи из словаря.

Слушание ответов.

— Вы назвали главных героев произведения: Дениска и Мишка.
— А кто они друг другу? (Приятели, одноклассники, ровесники, друзья.)- Одинаковые ли у них интересы?

— Перечитаем произведение еще раз, дадим характеристику каждому герою, чтобы понять, почему же у них разные интересы.

ФИЗМИНУТКА

5. Чтение произведения и его анализ.

1). Чтение I абзаца цепочкой.
— Какие вопросы можно составить к этому абзацу? (Дети составляют вопросы и отвечают на них.)2). Чтение по ролям.- Прочитайте диалог учителя и Дениски и подготовьтесь к чтению по ролям. Для этого исключите слова автора, оставьте только слова героев.

— Что любит Борис Сергеевич? (Музыку Ф. Шопена.)

— Что узнали о Шопене из слов учителя?

— Фридрих Шопен – великий польский композитор и пианист. Послушайте его музыку и подумайте, почему Борис Сергеевич очень любит музыку этого композитора.

Слайд 8 (звучит музыка)

— Почему Борис Сергеевич очень любит музыку Ф. Шопена? (Она красивая, завораживает, наполняет сердце радостью.)- Найдите в тексте, как он сам ответил на этот вопрос.- Что любит Дениска? Докажите словами из текста.

— Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)

— Как вы это понимаете? (Разнообразие: и природа, и ремесла, и история, и космос.)
— Как это характеризует Дениску? Докажите.

Слайд 9

Дети, используя опорные слова, характеризуют героя, доказывая свое мнение.3).Выборочное чтение.- А сейчас прочитаем, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.

— Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся)- Подберите синонимы к слову «надулся».

— Почему Мишка надулся?

— Дениска любит целый мир, а что любит Мишка? Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами. (Разные разности)

 Слайд 10

— Уточним, какие же разные разности любит Мишка. Подтвердите текстом.
— Как вы это назвали одним словом? (Продукты)
— Что можно сказать о Мишке? (обжора, сластена)
— Чего ждал Мишка? (похвалы)
— Найдите в тексте, как отреагировал учитель на речь Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)
— Почему? Чего он ждал от Мишки?

4). Дети перечитывают последние два абзаца. Два ученика готовятся к выразительному чтению по ролям данного отрывка.- В какой момент изменилось настроение Мишки?

— На что обратил внимание учитель?(На любовь к людям и животным.) Почему? (Это духовная, главная любовь, благодаря которой живет человек.

)Чтение отрывка.- Удалось ли ребятам показать, что Борис Сергеевич не одобряет, не хвалит Мишку за его разные разности и как Мишка на это реагирует?

— Найдите в тексте глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя.(Встрепенулся, покраснел.

)- А когда люди краснеют?

— Почему Мишке стало стыдно?

(Самое главное не сказал.)- Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверно. Только пока не выделяет это как главное.- Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?- Выберите слова, которые характеризуют Мишку. Докажите.Дети, используя опорные слова, характеризуют героя, доказывая свое мнение.
— А как же к героям относится автор? (К Дениске — с уважением, к Мишке — с юмором, но учит.)- Почему В. Драгунский назвал свой рассказ «Что любит Мишка»?- Как вы считаете, какова основная идея этого рассказа?- Почему Дениска и Мишка так по-разному ответили на вопрос «что ты любишь?»- Да, ребята, как в жизни нет двух одинаковых людей, так и в литературе нет двух одинаковых персонажей, абсолютно схожих между собой. Это первая идея произведения. Но есть еще одна.

— Как вы думаете, может ли Мишка измениться в лучшую сторону? Какая вторая идея?(Человеку свойственно меняться в лучшую сторону)- И автор тоже в это верит.

— Какой совет вы могли бы дать Мишке?(любить свою семью)
— Любите своих близких и почаще им об этом говорите. «На свете все сыщешь, кроме отца с матерью», — гласит народная мудрость. Не забывайте об этом.

Слайд 11

6. Итог урока.

Ребята, а как вы думаете, что для человека самое главное?

Когда человек по-настоящему счастлив? Посмотрите на эти фотографии, на свои счастливые лица. Слайды 12-14

— Только в семье, рядом со своими близкими и родными людьми мы чувствуем себя счастливыми.

7. Домашнее задание.

Слайд 15

• Прочитайте рассказ и нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку.• Прочитайте рассказ и придумайте, как могли бы развиваться события дальше.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_po_teme-7705.htm

Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Презентация к уроку литературы по теме «В. Драгунский «Главные реки» — презентация

1 В.Ю. Драгунский « Главные реки» Подготовила : учитель начальных классов МБОУ Архангельской СОШ им. А. Н. Косыгина Никишова Е. А.

2

3

4

5 Некрасов Н. А.

6 «Причина»- какое удобное слово! Оно выручает лентяя любого. Оно объясняет, Оно покрывает, Оно от стыда и позора спасает. Не сделал, Забыл, Тяжело, Далеко… Причину найдёшь – И дыши глубоко! С совестью мир, Не запятнана честь… Чего-то там нет, Но причина-то есть! Ребята, ребята, Вы завтра – мужчины. Не надо причин! Не ищите причины! ( В.Викторов)

7 В.Ю. ЙИКСНУГАРД

8

9

10 Все рассказы разные: над одними смеешься до слез, над другими задумываешься, порой грустишь и огорчаешься. Все рассказы разные: над одними смеешься до слез, над другими задумываешься, порой грустишь и огорчаешься. Когда читаешь эти рассказы, замечаешь, что Дениска похож на каждого из нас. Он любит то, что любим мы. Вот как об этом написано в рассказе «Что я люблю»: Когда читаешь эти рассказы, замечаешь, что Дениска похож на каждого из нас. Он любит то, что любим мы. Вот как об этом написано в рассказе «Что я люблю»: «Я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо. Очень люблю звонить по телефону. Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и царь-пушку. Все это я люблю дарить. Я люблю посмеяться. Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех – смотришь, через пять минут и вправду становится смешно. Я много чего люблю!» «Я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо. Очень люблю звонить по телефону. Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и царь-пушку. Все это я люблю дарить. Я люблю посмеяться. Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех – смотришь, через пять минут и вправду становится смешно. Я много чего люблю!»

Обратите внимание

11 Дениска любознателен, он ищет ответы на многие вопросы и отвечает на них по-своему, что приводит к смешным ситуациям. Дениска любознателен, он ищет ответы на многие вопросы и отвечает на них по-своему, что приводит к смешным ситуациям. Если он видит, что обижают слабого, нужна помощь, то никогда не останется в стороне. Если он видит, что обижают слабого, нужна помощь, то никогда не останется в стороне. Не беда, что не все получается у Дениса или получается не так, как хотелось бы. На примере «Мотогонки по отвесной стене» Не беда, что не все получается у Дениса или получается не так, как хотелось бы. На примере «Мотогонки по отвесной стене» В рассказе «Сверху вниз, наискосок» Денис решил стать маляром и покрасил Алёнку с головы до ног, а заодно чистое белье, новую дверь и управдома Алексея Акимыча. Дети так увлеклись своим занятием, что забыли обо всем на свете. В рассказе «Сверху вниз, наискосок» Денис решил стать маляром и покрасил Алёнку с головы до ног, а заодно чистое белье, новую дверь и управдома Алексея Акимыча. Дети так увлеклись своим занятием, что забыли обо всем на свете. Денис никогда не сидит без дела Денис никогда не сидит без дела

12

13 Прыть, позор, ловко, сноровисто, примчаться, вежливый, бодро, продекламировать

14 Книге Драгунского «Денискины рассказы» скоро исполнится 50 лет, но дети уже нашего 21 века с увлечением следят за приключениями озорного мальчишки, вместе с ним играя в прятки, уча уроки, строя космический корабль, катаясь на велосипеде и распевая частушки на детском празднике. Книге Драгунского «Денискины рассказы» скоро исполнится 50 лет, но дети уже нашего 21 века с увлечением следят за приключениями озорного мальчишки, вместе с ним играя в прятки, уча уроки, строя космический корабль, катаясь на велосипеде и распевая частушки на детском празднике. Писатель часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Писатель часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое свое послание он заканчивал девизом: Каждое свое послание он заканчивал девизом: «Дружба! Верность! Честь!» «Дружба! Верность! Честь!»

15 В. Драгунского уже давно нет с нами, но «Он живой и светится», и его книги всегда с нами. В. Драгунского уже давно нет с нами, но «Он живой и светится», и его книги всегда с нами. Детский поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: Детский поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский. Если бы я был доктором, я бы всем детям выписывал специальное лекарство: «Витамины Драгунского» — его рассказы. Принимать ежедневно!!!» Принимать ежедневно!!!»

16 Список литературы 1. Драгунская А. О Викторе Драгунском // Начальная школа. – – Драгунская К. Про папу моего // Кукумбер. – – 10. – (Доска почёта и уважения). 3. Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный // Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М., Драгунский В. Денискины рассказы.- М. Эксмо, Драгунский В. Старый мореход.-М. Советская Россия, Материалы сайтов: Фотоматериалы сайтов: vecherka.su ozon.ru moscow-live.ru Составитель презентации: Хусаинова Л.Ю Составитель презентации: Хусаинова Л.Ю.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1002275

Ссылка на основную публикацию