Внеклассное занятие, 1 класс. корней чуковский и его произведения

Внеклассное занятие, 1 класс. Корней Чуковский и его произведения

Цель: расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, артистические способности.

Оборудование: у учителя — портрет или фотографии К.И. Чуковского, ребусы, предметы для игры «Чей предмет?», распечатки карточки с изображением птенца (для каждого ученика), карточки с диалогами (для каждой пары учащихся); у учащихся — тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши.

Учитель. Ребята, как только вы расшифруете следующие ребусы, то сразу поймете, о творчестве какого детского поэта и писателя мы будем сегодня говорить.

Учитель демонстрирует ребусы. См. приложения № 1, № 2, №3.

Ответы. 1. Мойдодыр. 2. Бармалей. 3. Айболит.

Учитель. Конечно же, вы вспомнили, что автором этих произведений является Корней Иванович Чуковский.

Какие еще произведения этого автора вы знаете? (Ответы детей.)

Предлагаю вам викторину по произведениям Корней Чуковского.

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!»  («Айболит»)

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница»)

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед. («Тараканище»)

А потом позвонили цапли:

— Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!   («Телефон»)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане —

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде!   («Мойдодыр»)

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея,

Словно муху,

Проглотил.   («Бармалей»)

Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил…

А за ним-то народ

И поет и орет:

«Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?»   («Крокодил»)»)

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит —

Солнце красное,

Солнце краденое.   («Краденое солнце»)

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи,

Через лужи перескакивают.   («Федорино горе»)

Учитель. Корней Иванович Чуковский (1882— 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей.

И взрослые, и дети знают, какое удовольствие доставляет чтение его произведений, которые и заучивать-то не приходится — они запоминаются сами собой благодаря секретам, которыми в совершенстве владел «старый сказочник» — так сам себя называл К. И. Чуковский. Его произведения можно распевать.

Они веселые, забавные, конец его историй, конечно же, счастливый. Все, что происходит в книгах К. И. Чуковского, заставляет нас бесконечно удивляться, возмущаться или сопереживать, словом, не оставаться равнодушными.

Учитель демонстрирует портрет или фотографии К. И. Чуковского.

Учитель. Ребята, попробуйте описать словами внешность К. И. Чуковского. (Ответы детей.)

Обратите внимание

Я подытожу ваши высказывания. Вы же должны очень внимательно слушать и запоминать все, что я буду говорить.

Учитель медленно читает: «Высокий рост, длинные руки с большими кистями, приятное доброе лицо, большой любопытный нос, короткие усы, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, улыбающиеся светлые глаза».

Учитель. Если вы внимательно слушали, то вам не составит труда закончить следующие фразы:

— Рост… (высокий).

— Руки … (длинные, с большими кистями).

— Лицо … (приятное, доброе).

— Нос … (большой, любопытный).

— Усы… (короткие).

— Прядь волос … (непослушная, свисающая на лоб).

— Глаза … (улыбающиеся, светлые).

К. И. Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие дети нашей огромной страны.

Громадный, громкоголосый, с удивительно легкой походкой, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого — маленького и большого — шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.

Неудивительно, что его сказки так похожи на него самого, их трудно (невозможно!) спутать с произведениями других авторов.

Давайте поиграем в игру «Чей предмет?». Я буду показывать вам предметы, утерянные кем- либо из сказочных героев К.И. Чуковского, ваша задача — угадать, кому они принадлежат.

— Спички. («Путаница»: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли».)

— Подушка. («Мойдодыр»: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня».)

— Телефон. («Телефон»: «У меня зазвонил телефон».)

— Самовар. («Муха-Цокотуха»: «Пошла Муха на базар и купила самовар» или «Федорино горе»: «А на белой табуреточке да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит…».)

— Воздушный шарик. («Тараканище»: «Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике».)

— Градусник. («Айболит»: «И ставит, и ставит им градусники!»)

— Сапожки детские. («Чудо-дерево»: «Кому нужны сапоги, к чудо-дереву беги!»)

— Блюдце. («Федорино горе»: «А за ними блюдца, блюдца — дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!»)

— Мыло. («Мойдодыр»: «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса…».)

— Бланк телеграммы. («Айболит»: «Вот вам телеграмма от Гиппопотама!»)

На этом задание не закончилось. Каждый ученик получает распечатку рисунка птенца, выполненного на клетчатой бумаге. Посмотрите на этого птенца и догадайтесь, из какой он сказки. Подскажу: он является главным героем, причем победителем.

Ответ. Воробей из сказки «Тараканище»: «…из далеких из полей прилетает Воробей. Прыг да прыг да чик-чирик, чики-рики-чик-чирик! Взял и клюнул Таракана — вот и нету великана».

Важно

Перерисуйте в тетрадь строго по клеточкам этого героя. Добавьте необходимые детали, разукрасьте. (Самостоятельная работа. Проверка. Обмен впечатлениями.)

Однажды по радио К. И. Чуковский обратился ко всем родителям с просьбой присылать ему интересные высказывания своих малышей. Так родилась книга для взрослых «От двух до пяти».

Из нее можно узнать, как дети двух-, трех-, четырех- и пятилетнего возраста постигают русскую речь, учатся говорить.

Вы сами, ребята, не так давно вышли из этого возраста, и наверняка родители не раз напоминали вам, какие смешные нелепицы вы порой произносили, пока не научились грамотно говорить.

Я предлагаю вам инсценировать диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».

Каждая пара учащихся получает карточку с диалогом. В течение 1—2 минут дети репетируют диалоги, используя жесты, мимику и соответствующие «малышовские» интонации, после чего представляют свои «номера» у доски под аплодисменты одноклассников.

Карточка 1

— Вчера была сырая погода.

— А разве сегодня вареная?

Карточка 2

— Вот выпадет снег, ударят морозы…

— А я тогда не выйду на улицу.

— Почему?

— А чтоб меня морозы не ударили.

Карточка 3

— Наденька, скажи слово «рыба».

— Окунь.

Карточка 4

— Ага, а моя башня выше!

— А зато мне гланды вырезали, а тебе нет! Ага!

Карточка 5

— Мама, крапива кусается? -Да.

— А как она лает?

Карточка 6

— Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

— Если вырасту тетей, то буду врачом. А вырасту дядей — инженером.

Карточка 7

— Мама, ты была девочкой?

— Да, была.

— В школу ходила?

— Ходила.

— А с кем я дома оставался?

Карточка 8

— Что это ты шепчешь собаке?

— Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием.

Карточка 9

— Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты ее боишься.

— А зачем я ей буду врать, если я ее и вправду боюсь?

Карточка 10

— Да как же ты с кровати упал?

— А я ночью спал-спал и на себя не смотрел, а потом посмотрел на кровать и вижу: меня там нет.

Учитель. Наше занятие подошло к концу. Мне хочется закончить его шутливым стихотворением В. Берестова, которое он посвятил «старому сказочнику» К. И. Чуковскому.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг?

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Праздник в начальной школе по творчеству Чуковского

Чуковский «Телефон»

Занятие в 1 классе. Карлсон

Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»

Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»

Источник: https://razdeti.ru/razvivayuschie-uroki/uroki-chtenija/vneklasnoe-zanjatie-1-klas-kornei-chukovskii-i-ego-proizvedenija.html

План-конспект занятия (1 класс) на тему: Внеклассное мероприятие для 1 класса по произведениям Корнея Чуковского

Внеклассное мероприятие для 1 класса по произведениям Корнея Чуковского.

Цель: расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, артистические способности.

Ход мероприятия.

I. Вступительное слово.

ПЕСНЯ «ДОБРОЕ УТРО»

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в этом зале. 2015-2016 учебный год объявлен годом литературы.

Богата наша земля талантливыми поэтами, писателями, баснописцами. На уроках литературного чтения мы с вами уже познакомились с творчеством Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Елены Благининой, Валентина Берестова. А сегодняшнее мероприятие мы посвятим одному известному детскому писателю, чьё творчество вам многим знакомо

II. Ребусы.

Совет

Ребята, как только вы расшифруете следующие ребусы, то сразу поймете, о творчестве какого детского поэта и писателя мы будем сегодня говорить.

1. Мойдодыр. 2. Бармалей. 3. Айболит.

Конечно же, вы вспомнили, что автором этих произведений является Корней Иванович Чуковский.

III. Биография.

ВЫСТУПЛЕНИЕ БИБЛИОТЕКАРЯ.

Библиотекарь.

  Родился Корней Иванович Чуковский в г. Петербурге, 31 марта 1882 года. Детство его прошло в г. Одесса. Мать Чуковского была простой прачкой, но старалась дать своим детям образование.

Демонстрируется  портрет К. И. Чуковского.

Библиотекарь.

 Ребята, попробуйте описать словами внешность К. И. Чуковского. (Ответы детей.)

Обратите внимание

Я подытожу ваши высказывания. Вы же должны очень внимательно слушать и запоминать все, что я буду говорить.

 Библиотекарь  медленно читает: «Высокий рост, длинные руки с большими кистями, приятное доброе лицо, большой любопытный нос, короткие усы, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, улыбающиеся светлые глаза».

Библиотекарь.

  Если вы внимательно слушали, то вам не составит труда закончить следующие фразы:

— Рост… (высокий).

— Руки … (длинные, с большими кистями).

— Лицо … (приятное, доброе).

— Нос … (большой, любопытный).

— Усы… (короткие).

— Прядь волос … (непослушная, свисающая на лоб).

— Глаза … (улыбающиеся, светлые).

Детским писателем Чуковский стал не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были неинтересными и скучными. Корней Иванович получил задание от А. М. Горького написать для ребят сказки в стихах, и в 1916 году вышла первая сказка Чуковского для детей  «Крокодил».

1 – й чтец.

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил, —

Крокодил, крокодил, Крокодилович!

А за ним-то народ

И поет, и орет:

«Вот урод, так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?»

Библиотекарь.

 Дети поняли и полюбили сказку Корнея Чуковского. Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами являются вещи.

Послушайте, как интересно рассказывает Чуковский о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».

2-й чтец.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

Но, как черная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга,

И помчались по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!..»

Библиотекарь.

Обратите внимание

Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют еще читать, и для ребят-школьников начальных классов, и для подростков, и для взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки. Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеется вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке «Мой- додыр».

3-й чтец.

Ах ты гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Библиотекарь.

 Любимым героем детей сказок Чуковского является доктор Айболит, добрый, отзывчивый доктор, не боящийся никаких трудностей ради спасения больных зверей.

Читайте также:  Пословицы и поговорки про дурость

4-й чтец.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит

Библиотекарь.

 Однажды к доктору Айболиту прилетела ласточка. Она сказала, чтобы доктор немедленно ехал в Африку, потому что там заболели обезьяны. Доктор сразу собрался и поехал в Африку со своими зверями.

IV. Инсценировка.

Посмотрите, ребята, что произошло с ними, когда они приехали в Африку.

Действие первое

Доктор Айболит с попугаем Карудо, обезьянкой Чичи, собакой Аввой идут по лесам Африки.

Собака Авва. Тише, тише! Кто-то идет! Я слышу чьи-то шаги! Из леса выходит лохматый старик с длинной седой бородой.

Старик (кричит). Что вы тут делаете? И кто вы такие? И зачем вы сюда пришли?

Айболит. Я доктор Айболит. Я приехал в Африку, чтобы вылечить больных обезьян.

Старик (смеется). Ха-ха-ха! Вылечить больных обезьян! А знаете ли вы, куда они попали?

Айболит. Куда?

Старик. К разбойнику Бармалею!

Айболит. К Бармалею? Бармалей — самый злой человек во всем свете! Но мы лучше умрем, но не сдадимся разбойнику! Бежим скорее туда — к нашим больным обезьянам. Они плачут, они ждут, и мы должны вылечить их!

Старик (хохочет еще громче). Нет! Вы отсюда никуда не уйдете! Бармалей убивает каждого, кто попадет к нему в плен!

Айболит (кричит). Бежим! Бежим! Мы можем спастись!

Размахивая кривой саблей, появляется Бармалей. У него длинные страшные усы, за поясом пистолеты.

Важно

Бармалей (кричит). Эй, вы, мои верные слуги! Возьмите этого глупого доктора со всеми его глупыми зверями и посадите в тюрьму, за решетку. Завтра я разделаюсь с ними!

Подбегают разбойники, хватают доктора и зверей, которые отбиваются, и сажают их в тюрьму. Старик запирает их там на ключ. А ключ отдает Бармалею.

Действие второе

Чичи (плачет). Бедные мы, бедные! Из этой тюрьмы нам не уйти никогда. Стены здесь крепкие, двери железные. Больше мы не увидим ни солнышка, ни цветов, ни деревьев. Бедные мы, бедные!

Айболит. Друзья мои, нам нельзя унывать, мы должны выбраться из этой проклятой тюрьмы. Ведь нас ждут больные обезьяны. Перестаньте плакать! Давайте подумаем, как нам спастись!

Авва. Нет, милый доктор! Спастись нам нельзя! Мы погибли. Двери нашей тюрьмы сделаны из крепкого железа. Разве мы можем сломать эти двери? Завтра утром, чуть свет, к нам придет Бармалей и убьет нас всех до единого (плачет).

Айболит. Все же мы спасемся из тюрьмы! (Айболит подзывает попугая Карудо и что-то шепчет ему на ухо.)

Карудо. Хорошо! (Подбегает к окну, выбирается на улицу и летит к комнате, в которой спит Бармалей. Потихоньку вытащил у Бармалея из- под подушки ключ и возвращается обратно.)

Все звери. Ура! Мы спасены! Бежим скорее, пока Бармалей не проснулся.

Доктор открывает дверь. Все выбегают на улицу.

 Айболит. Спасибо тебе, храбрый Карудо, ты спас нас от смерти. Если бы не ты, мы пропали бы. А вместе с нами погибли бы и бедные больные обезьяны.

Карудо. Это ты научил меня, что нужно сделать, чтобы выбраться из этой тюрьмы.

Айболит. Скорее, скорее, к больным обезьянкам.

Все бегут в лес.

1-й чтец.

Десять ночей Айболит

Не ест, не пьет, не спит,

Десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят

И ставит, и ставит им градусники.

2-й чтец.

Вот и вылечил он их,

Лимпопо!

Вот и вылечил больных,

Лимпопо!

И пошли они смеяться,

Лимпопо!

И плясать, и баловаться,

Лимпопо!

1-й чтец.

Вот и Гиппо, вот и Попо,

Гиппо-попо, Гиппо-попо!

Вот идет Гиппопотам.

Он идет от Занзибара,

Он идет к Килиманджаро —

И кричит он, и поет он:

Вместе. Слава! Слава Айболиту!

Слава добрым докторам!

V. Викторина по произведениям Чуковского.

Учитель. Предлагаю вам викторину по произведениям Корнея Чуковского.

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница»)

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед. («Тараканище»)

А потом позвонили цапли:

— Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!  («Телефон»)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане —

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде!  («Мойдодыр»)

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея,

Словно муху,

Проглотил.  («Бармалей»)

Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил…

А за ним-то народ

И поет и орет:

«Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?  («Крокодил»)

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит —

Солнце красное,

Солнце краденое.  («Краденое солнце»)

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи,

Через лужи перескакивают.  («Федорино горе»)

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!» («Айболит»)

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!» («Муха Цокотуха»)

Совет

VI. Игра «Чей это предмет».

Учитель. Давайте поиграем в игру «Чей предмет?». Я буду показывать вам предметы, утерянные кем — либо из сказочных героев К.И. Чуковского, ваша задача — угадать, кому они принадлежат.

  • Спички. («Путаница»: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли».)
  • Подушка. («Мойдодыр»: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня».)
  • Телефон. («Телефон»: «Уменя зазвонил телефон».)
  • Самовар. («Муха-Цокотуха»: «Пошла Муха на базар и купила самовар» или «Федорино горе»: «А на белой табуреточке да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит…».)
  • Воздушный шарик. («Тараканище»: «Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике».)
  • Градусник. («Айболит»: «И ставит, и ставит им градусники!»)
  • Сапожки детские. («Чудо-дерево»: «Кому нужны сапоги, к чудо-дереву беги!»)
  • Блюдце. («Федорино горе»: «А за ними блюдца, блюдца — дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!»)
  • Мыло. («Мойдодыр»: «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса…».)
  • Бланк телеграммы. («Айболит»: «Вот вам телеграмма от Гиппопотама!»)

VI. «Ералаш».

Учитель. Однажды по радио К. И. Чуковский обратился ко всем родителям с просьбой присылать ему интересные высказывания своих малышей. Так родилась книга для взрослых «От двух до пяти».

Из нее можно узнать, как дети двух-, трех-, четырех- и пятилетнего возраста постигают русскую речь, учатся говорить.

Вы сами, ребята, не так давно вышли из этого возраста, и наверняка родители не раз напоминали вам, какие смешные нелепицы вы порой произносили, пока не научились грамотно говорить.

Я предлагаю вам инсценировать диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти», стать настоящими актёрами журнала «Ералаша».

МУЗЫКА ИЗ ЖУРНВЛА «ЕРАЛАШ».

1 пара.

— Вчера была сырая погода.

—  А разве сегодня вареная?

2 пара.

— Вот выпадет снег, ударят морозы…

— А я тогда не выйду на улицу.

— Почему?

— А чтоб меня морозы не ударили.

3 пара.

— Наденька, скажи слово «рыба».

— Окунь.

4 пара.

— Мама, крапива кусается?

      — Да.

— А как она лает?

5 пара.

— Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

— Если вырасту тетей, то буду врачом. А вырасту дядей — инженером.

6 пара.

— Мама, ты была девочкой?

— Да, была.

— В школу ходила?

— Ходила.

— А с кем я дома оставался?

7 пара.

— Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты ее боишься.

— А зачем я ей буду врать, если я ее и вправду боюсь?

8 пара.

— Да как же ты с кровати упал?

— А я ночью спал-спал и на себя не смотрел, а потом посмотрел на кровать и вижу: меня там нет.

VII. Заключение.

Учитель. Много сказок, стихов написал Корней Иванович Чуковский для вас. Когда вы подрастете, то прочитаете его книгу «Серебряный герб». В ней Чуковский рассказывает о своем детстве.

Оно было не такое радостное и счастливое, как у вас, но, несмотря на это, Корней Иванович сумел выучиться и стать детским писателем, любимым писателем не только российских детей, но и детей всего земного шара.

Его книги издаются на многих языках мира.

Наше занятие подошло к концу. Мне хочется закончить его шутливым стихотворением В. Берестова, которое он посвятил «старому сказочнику» К. И. Чуковскому.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг?

Обратите внимание

Ребята, если вы не прочитали ещё какие – либо произведения из услышанных сегодня, то я вам предлагаю сходить в библиотеку и взять книги К.И.Чуковского.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/02/09/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-1-klassa-po

Конспект внеклассного занятия «Сказки К. И. Чуковского» (1 класс)

Технологическая карта внеклассного занятия

Педагог: Вассара Э. А.

Класс: 1 «А»

Тема: «Сказки К. Чуковского»

Цель: расширение и углубление знаний детей о сказках К. Чуковского.

Задачи:

1. Образовательные: создать условия для формирования читательских умений, для обобщения и систематизации знаний о сказках; расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского;

2. Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам; воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;

3. Развивающие: активизировать и развивать речь детей, обогащать словарный запас; развивать мышление, воображение, память.

Ход занятия

I. Приветствие

II. Организационный этап

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Почему я решила начать наше занятие с этих слов?

— Вы знаете, что эта неделя посвящена русскому языку и литературному чтению. Сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы.

III. Основной этап

Чтобы начать наше путешествие, нам необходимо узнать автора произведений, которые мы сегодня вспомним.

— Посмотрите на доску. Первое ваше задание: отгадать ребус. СЛАЙД 1

— Как же зовут автора? (Чуковский)

— Верно. Сегодня мы будем вспоминать сказки Корнея Ивановича Чуковского. СЛАЙД 2

Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе. Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы.

Однажды Чуковскому надо было составить альманах «Жар-птица». Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя.

Написав к альманаху свои первые детские сказки «Цыпленок», «Доктор» и «Собачье царство», Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А.М. Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику.

Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал.

Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка «Крокодил», опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.

— Как вы думаете, тяжело писать для детей? Что для этого нужно?

ФИЗМИНУТКА

Задание 1: вспомни сказки К. Чуковского по отрывкам.

Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком —

Всё вертится,

И кружится,

И несётся кувырком. (МОЙДОДЫР)

— Как вы думаете, для чего Корней Иванович написал данную сказку? (Чтобы приучить детей к чистоте и порядку)

— По версии, которую в интервью озвучивал автор произведения, оно было написано благодаря младшей дочери. Однажды, работая в кабинете, Корней Чуковский услышал, как девочка громко плачет, и поспешил на помощь. Маленькая Маша не хотела мыться. Отец, обладавший незаурядным воображением, парировал отказы ребенка наспех сочиненным стихотворением. Так на свет появились знаменитые строки:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам».

Важно

Продолжение сказка увидела на бумаге и стала спасением для родителей той эпохи. Капризы детей сходили на нет после рассказов о Мойдодыре.

Читайте также:  Рассказы об армии для детей

Смысл сказки банален: нужно умываться каждый день, чтобы не прослыть грязнулей, как мальчик из знаменитого повествования. Подобно детским страшилкам, повествование завораживало малышей и заставляло умываться и чистить зубы.

Детское сознание, каждому необходимому действию требовавшее подтверждения, получало его благодаря строчкам писателя.

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу Муху в уголок

Поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить! (МУХА-ЦОКОТУХА)

Короткую, но очень заводную сказку о Мухе-Цокотухе Корней Чуковский написал на одном дыхании. Случилось это 29 августа 1923 года. По воспоминаниям автора, идея родилась задолго до этого летнего дня, но никак не желала облачаться в осязаемую форму.

Муза настолько неожиданно посетила сочинителя детских произведений, что пришлось воспользоваться вместо бумаги куском обоев, которые Чуковский содрал прямо со стены.

Корней Иванович позже писал в статье об истории создания произведения:

«У меня бывали такие внезапные приливы счастья, совершенно ни на чем не основанные… Такое настроение было у меня и в августе 1923 года».

Сочиняя эпизод, где насекомые пустились в веселый танец, писатель – седовласый мужчина, которому на тот момент исполнилось 42 года, – вдруг и сам принялся плясать. А потом всю жизнь сказочник вспоминал эту нелепую ситуацию с теплотой и улыбкой.

Чуковский считал произведение «Муха-Цокотуха» самым своим удачным и мелодичным трудом.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму». (ФЕДОРИНО ГОРЕ)

— Чему учит сказка? (С неряшливым, опустившимся человеком неприятно общаться, он не вызывает доверия. Автор учит юных читателей аккуратности, опрятности. Иначе быть беде.)

Задание 2: вспомни сказки К. Чуковского по иллюстрациям.

(Телефон) (Айболит) (Краденое солнце)

Задание 3: ответь на вопросы.

1. Какие предметы сбежали из сказки «Мойдодыр»? (Одеяло, простыня, подушка, свечка, книжка, брюки)

2. Какие звери звонили по телефону в сказке К.Чуковского? (Слон, крокодил, мартышка, газели, свинья, бегемот, зайчатки)

Совет

3. Кто приходил в гости к Мухе-Цокотухе? (Тараканы, блошки, букашки, бабочка-пчела, бабочки-красавицы, жуки, червяки, козявочки, кузнечики, клоп, муравей)

Задание 4: доскажи словечко.

1. «Ох, нелегкая эта работа. » (из болота тащить бегемота) «Телефон»

2. «Всех излечит, исцелит. » (Добрый доктор Айболит) «Айболит»

3. «Ехали медведи на велосипеде. » (а за ними кот задом наперед) «Тараканище»

4. «И сейчас же брюки, брюки. » (так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр»

5. «Только заинька был паинька. » (не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал) «Путаница»

6. «Скачет сито по полям. » (а корыто по лугам) «Федорино горе»

Задание 5: минутка бодрости с Айболитом.

Участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения:

Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики, (поглаживают животики)

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)

А потом к траве присядем. (приседают)

Как орлы летим, парим, («машут» руками)

Во все стороны глядим,

Где же Африка — страна? («глядят» из-под руки)

Может, помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем,

Как веселый, звонкий мячик.

Дружно к бедным страусятам

По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)

Всем мы помощь оказали,

Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные)

Задание 6: расшифруйте имена сказочных героев.

Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ (Бармалей)

ЙБЛТ (Айболит)

ТРКНЩ (Тараканище)

КРКДЛ (Крокодил)

Задание 7: раскраска.

IV. Заключительный этап

— С ранних лет стихи К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона».

Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек — не человек.

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

— И хочется в заключении прочитать вот такое шуточное стихотворение, которое Корнею Ивановичу Чуковскому посвятил поэт Валентин Берестов.

Нам жалко дедушку Корнея.

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И » Крокодила» не читал,

Не восхищался 'Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Источник: https://infourok.ru/konspekt-vneklassnogo-zanyatiya-skazki-k-i-chukovskogo-klass-3385154.html

Внеклассное занятие, 1 класс. корней чуковский и его произведения — Педагог

Подобный материал:

  • Урок внеклассного чтения во 2 классе Тема: Стихи и сказки С. Я. Маршака, 40.66kb.
  • Урок внеклассного чтения в 3 классе, 118.1kb.
  • Чистополя Республики Татарстан Саттарова Елена Ивановна Война и дети урок, 62.15kb.
  • Урок внеклассного чтения в 9 классе по роману С. Гейченко «Пушкиногорье», 99.41kb.
  • Урок внеклассного чтения по рассказу в. М. Шукшина «мастер», 87.23kb.
  • Методические рекомендации Вметодических рекомендациях представлены особенности организации, 372.15kb.
  • Урок внеклассного чтения на тему: «берегите, люди, эту красоту», 23.36kb.
  • Урок литературы в 9 классе на тему: «Я вам жизнь завещаю», 40.39kb.
  • Урок внеклассного чтения по рассказу А. П. Платонова «Цветок на земле» в 6 классе (По, 68.08kb.
  • Урок внеклассного чтения в 11-м классе по рассказу Т. Толстой «Соня», 94.14kb.

Урок внеклассного чтения в первом классе – «Стихи К.И.

Чуковского»

Форма проведения урока: литературная игра.

Цели и задачи урока:

расширять знания детей о писателе К.И. Чуковском и его творчестве; прививать любовь к его творчеству; на произведениях К.И. Чуковского показать, что добро побеждает зло; учить понимать занимательность сюжетов сказок К.И.

Чуковского, особенность его языка; развивать умение работать в коллективе, ответственность за общее дело; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при работе в команде.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,

выполненная при помощи программы PowerPoint, корзины с предметами из произведений Чуковского.

Список стихотворений к уроку:

«Мойдодыр» «Тараканище» «Муха-цокотуха» «Бармалей» «Федорино горе» «Телефон» «Айболит» «Чудо-дерево» «Крокодил» «Путаница» «Краденое солнце»

План урока:

Организационный момент. Рассказ о жизни и творчестве К.И.Чуковского. 1 конкурс «Разминка» 2 конкурс «Вопросы» 3 конкурс «Крокодилы заблудились» 4 конкурс «Корзина с потерянными вещами» 5 конкурс «Цифровой» Подведение итогов

Ход урока

Слово учителя: Я приглашаю вас в гости к писателю, который сочинил чудесные сказки. Это Корней Иванович Чуковский. У Корнея Ивановича была большая и интересная жизнь. Корней Иванович Чуковский (Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве.

В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский часто ходил в дом к Житкову, где пользовался богатой библиотекой, собранной родителями Бориса. Но из гимназии будущего поэта исключили по причине «низкого» происхождения, так как мать Чуковского была прачкой, а отца уже не было.

Заработки матери были настолько мизерными, что их едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Рано начал работать маляром, но одновременно занимался самостоятельно: изучал английский язык, много читал, а потом сдал экзамены за курс гимназии, получив аттестат зрелости. Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы.

Обратите внимание

А в 1901 году появилась его первая статья в газете «Одесские новости». Он писал статьи на самые разные темы. В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем. Он ездил по редакциям журналов и предлагал свои произведения, но везде получил отказ. Это не остановило Чуковского.

Он познакомился со многими литераторами, привык к жизни в Петербурге и нашел-таки себе работу — стал корреспондентом газеты «Одесские новости», куда отправлял свои материалы из Петербурга. Наконец, жизнь вознаградила его за неиссякаемый оптимизм и веру в свои способности.

Он был командирован «Одесскими новостями» в Лондон, где совершенствовал свой английский язык и познакомился с известными писателями, в числе которых был Артур Конан-Дойль и Герберт Уэллс. В 1904 году Чуковский вернулся в Россию и стал литературным критиком, печатая свои статьи в петербургских журналах и газетах. А.М.

Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал.

Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка «Крокодил», опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем. Яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий ритм делали его стихотворения быстро запоминающимися.

За «Крокодилом» стали появляться все новые и новые стихотворения: «Мойдодыр» (1923 г.), «Тараканище» (1923 г), «Муха-цокотуха» (1924 г. под названием «Мухина свадьба»), «Бармалей» (1925 г.), «Федорино горе» (1926 .), «Телефон» (1926 г.), «Айболит» (1929 г., под названием «Приключения Айболита»).

А замечательную сказку «Чудо-дерево», написанную в 1924 году, он посвятил своей маленькой дочери Муре, рано умершей от туберкулеза.

Но Чуковский не ограничился только собственными сочинениями, он стал переводить для детей лучшие произведения мировой литературы: Киплинга, Дефо, Распэ. В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом.

Важно

Там он собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!» В 1969 году писателя не стало.

Класс делится на три команды. Выбирается жюри из гостей и родителей.

1 конкурс «Разминка»

Каждая команда получает листок с кроссвордом, отгадывает его и отдает членам жюри.

Кроссворд

1. Кто помог Айболиту переплыть море? 2. Аптекарь в сказке «Крокодил»? 3. Что упало на пляшущего Слона в сказке «Тараканище»? 4. Игра, в которую играли дети в сказке «Бармалей». 5. Имя главной героини в сказке про чье-то горе. 6.

Какое слово твердил Айболит, когда спешил в Африку? 7. Что жевали зверюшки в сказке «Тараканище» до встречи с тараканом? Разбор ответов кроссворда сопровождается презентацией. После того, как все команды сдали кроссворды, ответы появляются на экране.

Жюри проверяет и выставляет баллы.

2 конкурс «Вопросы»

На экране появляются номера вопросов, каждая команда выбирает вопрос, отвечает. Если она дала неправильный вопрос, право ответа у следующей команды.

«Муха-цокотуха»

1. Кого первым позвала Муха к себе в гости? (Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.)

«Мойдодыр»

2. Полное имя Мойдодыра, все его звания и почести. (Я – великий умывальник, знаменитый Мойдодыр. Умывальников начальник и мочалок командир.)

«Мойдодыр»

3. Улицы, упоминающиеся в сказке. (А от бешеной мочалки я помчался, как от палки, А она за мной, за мной по Садовой, по Сенной.)

«Телефон»

4. Любимое блюдо Тотоши, его мамы и папы. (Мой милый, хороший. Пришли мне калоши. И мне, и жене, и Тотоше.)

«Путаница____________»

Совет

5. Кто из зверей был самый послушный? (Только заинька был паинька. Не мяукал и не хрюкал. Под капустою лежал, по-заячьи лопотал. И зверюшек уговаривал.)

К И Т

Б Е Г Е М О Т

Л У Н А

Ч Е Х А Р Д А

Ф Е Д О Р А

Л И М П О П О

П Р Я Н И К

«Крокодил»

6. Баловство Тотошеньки, его шалость. (А Тотошенька сегодня нашалил,

выпил целую бутылочку чернил.)

«Чудо-дерево»

7. Назовите имена детей, для которых папа с дерева срывал гамаши, ботинки и чулки. (Маше – гамаши, Зинке – ботинки, Нинке – чулки.) «Телефон» 8. Кого призывал спасти медведь? (Спасите моржа, вчера проглотил он морского ежа.)

«Крокодил»

9. Царь зверей в сказке. (Едет к нам Гиппопотам.)

«Путаница»

10. Благодаря кому стало море потухать? (самое последнее) (Тут бабочка прилетела, крылышками помахала, стало море потухать и потухло.)

«Федорино горе»

11. Полное имя и отчество главной героини. (Кушай, кушай, Федора Егоровна.)

«Муха-Цокотуха»

12. Свадьба Мухи. Пляшет Муха с комаром. А кто за Мухой в сапогах? (А за нею клоп, клоп. Сапогами топ, топ.)

«Бармалей»

13. В каком городе жили дети, убежавшие в Африку? (Ленинград)

Читайте также:  Досуг «день птиц» в подготовительной группе

«Путаница»

14. Чем тушил Крокодил море синее? (Долго-долго Крокодил море синее тушил. Пирогами и блинами. И сушеными грибами.)

«Айболит»

15. Кличка акулы. (И акула Каракула правым глазом подмигнула. И хохочет, и хохочет, будто кто ее щекочет.)

«Муха-цокотуха»

16. Какими словами называет К. И. Чуковский всех козявочек, букашечек, мотыльков и всех-всех? (Тара-ра, тара-ра, заплясала мошкара. Будет, будет мошкара веселиться до утра.)

«Телефон»

17. Кто позвонил последний?

(Кто говорит? Носорог.)

«Крокодил»

18. Что делали кролики для Вани Васильчикова? ( Звери Ванюшу так ласково любят, звери балуют его и голубят. Кролики чистят ему сапоги.)

3 конкурс «Крокодилы заблудились»

Обратите внимание

На экране появляются 7 крокодилов. Команды выбирают любого, и на экране воспроизводится отрывок из стихотворения про этого крокодила (применен прием гиперссылки при изготовлении презентации к уроку) . Команда должна вспомнить название произведения. 1. Испугался Крокодил, Завопил, заголосил, А из пасти из зубастой солнце вывалилось, В небо выкатилось.

(«Краденое солнце») 2. Рада, рада, рада, рада детвора, Заплясала, заиграла у костра: «Ты нас, ты нас от смерти спас, Ты нас освободил. Ты в добрый час увидел нас. О, добрый крокодил. («Бармалей») 3 Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. И мочалку, словно галку, словно галку проглотил. («Мойдодыр») 4.

Звери задрожали, в обморок упали. Бедный Крокодил жабу проглотил. («Тараканище») 5. Долго, долго Крокодил море синее тушил. («Путаница») 6. А потом позвонил Крокодил и со слезами просил… — Мой милый, хороший, пришли мне калоши И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон») 7. Оглянулся Крокодил и Барбоса проглотил, Проглотил его вместе с ошейником.

(«Крокодил»)

4 конкурс «Корзины с потерянными вещами»

(Из какой сказки? Процитировать слова. Каждая команда выбирает корзину.)

1. а) свечка; б) капли; в) шоколадка.

а) «Мойдодыр» (Я за свечку, свечка в печку.) б) «Телефон» ( А потом позвонили цапли: Пришлите, пожалуйста, капли, Мы лягушками нынче объелись, И у нас животы разболелись.) в) «Айболит» (И бежит Айболит к бегемотикам И хлопает их по животикам, И всем по порядку Дает шоколадку.)

2. а) пряник; б) мыло; в) перчатки.

а) «Тараканище» (Волки на кобыле, львы в автомобиле, Зайчики в трамвайчике, Жаба на метле, Едут и смеются, пряники жуют.) б) «Мойдодыр» ( Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, и кусало как оса.) в) «Телефон» (А потом позвонили зайчатки: Нельзя ли прислать перчатки?)

3) а) гвозди; б) самовар; в) полотенце.

а) «Тараканище» (Воробей уничтожил Т. Слониха плясала так, что упала луна. Вот потом была забота: за луной нырять в болото, И гвоздями к небесам приколачивать.

) Б) «Федорино горе» (Да а на белой салфеточке, да на вышитой самовар стоит, Словно жар горит и пыхтит и на бабу поглядывает. я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю.) В).

«Мойдодыр» (Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое)

5 конкурс «Цифровой»

1. По сколько чашек выпивали букашки? (3) 2. Сколько лягушек пообещал Гиппопотам тому, кто сразится с чудовищем «Тараканищем»? (2) 3. Сколько суток болели зубки у акулят? (12) 4. Сколько ночей не ест, не пьет и не спит Айболит? (10) 5. Сколько раз звонил медведь? (2) 6.

Сколько ночей не спал хозяин телефона? (3) 7. Сколько ершей поливали из ковша море синее в «Путанице»? (2) 8. Сколько пар калош уже были высланы крокодилу на прошлой неделе? (2) 9. Сколько порций мороженого пообещали в награду Ване Васильчикову, когда ликовал Петроград? (1000) 10.

А сколько фунтов шоколада, мармелада, винограда? (100)

Подведение итогов, вручение небольших призов.

Источник:

Внеклассное мероприятие по произведениям Корнея Чуковского для 1 класса

МБОУ Долботовская СОШ Внеклассное мероприятие для 1 класса по произведениям Корнея Чуковского Подготовила учитель начальных классов Жукова Лидия Васильевна

Цель: расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, артистические способности.

Оборудование: у учителя — портрет или фотографии К.И. Чуковского, ребусы, предметы для игры «Чей предмет?», распечатки карточки с изображением птенца (для каждого ученика), карточки с диалогами (для каждой пары учащихся); у учащихся — тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши.

Учитель. Ребята, как только вы расшифруете следующие ребусы, то сразу поймете, о творчестве какого детского поэта и писателя мы будем сегодня говорить.

Источник: http://pedagogtop.ru/drugoe/vneklassnoe-zanyatie-1-klass-kornej-chukovskij-i-ego-proizvedeniya.html

Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе

МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2 ЗМР РТ»

Внеклассное мероприятие по чтению:

НАШ ДРУГ К.И.ЧУКОВСКИЙ

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Аникина Г.Ш.

педагог доп. образования

МБОУ «ДОД ЗМР РТ»

Фасхутдинова Н. Р.

Методы обучения : по характеру познавательной деятельности :объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный; по формированию навыков чтения : объяснительного чтения и творческого /акт. сотворчества/

Ход урока

II. Я приглашаю вас в страну сказок.

/ заиграла волшебная музыка из сказки / Учитель: Возьмите волшебные палочки, закройте глаза и скажите :

КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС... Откройте глаза.

О, Чудо-дерево!

Учитель: Что за «чудо-дерево» ? Да на нем выросли книги. Давайте почитаем названия этих книг.

/1 ученик выходит к доске /

Ученик: читает названия: БАР….., ТЕЛЕ…., АЙ….., МОЙ….., ТАРА….., КРО….

Учитель: -вы догадались, что это за книги? Назовите их.

Ученики: это книги «Бармалей», «Телефон», «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище», «Крокодил».

Учитель: -А кто написал эти книги ?

Слайд(портрет)

Ученики: Корней Иванович Чуковский.

Учитель:– Верно, ребята. Вглядитесь в лицо этого человека. Как вы думаете, какое его главное качество? (Доброта)
– Да, ребята, К.И.Чуковский – настоящий добрый волшебник. Он написал много книг для детей.

А это могут делать только настоящие добрые волшебники.

Сегодня мы с вами проведём викторину по произведениям К.И.Чуковского, больше узнаем о его творчестве, будем отгадывать названия произведений Чуковского, отгадывать загадки.

III. Рассказ учителя о жизни К.И.Чуковского

Родился К.И.Чуковский 1 апреля 1882 г в Петербурге, но детство провёл в Одессе. Учился в гимназии, а затем самостоятельно изучал английский язык.
Настоящее имя писателя – Николай Корнейчуков.

Когда он вырос и занялся журналистикой, стал подписываться Корней Иванович Чуковский. Так это имя навсегда за ним и осталось.

IV. Викторина по произведениям К.И.Чуковского

– Ребята, отгадайте, из какого произведения Чуковского эти строки:

Важно

Мама по саду пойдёт,Мама с дерева сорвётТуфельки, сапожки,Новые калошки.Папа по саду пойдёт,Папа с дерева сорвётМаше – гамаши,Зинке – ботинки,

Нинке – чулки.(Чудо-дерево.)

– Верно, ребята, мы с вами тоже вырастили чудо-дерево. А плодами на нём стали башмачки и сапоги, которые вы нарисовали.

– Итак, наш первый конкурс – загадок. К.И.Чуковский любил сочинять загадки для детей. Отгадайте загадки.

1. Красные двери в пещере моей,Белые звери стоят у дверей.И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.(Рот и зубы.)

2. Растёт она вниз головою,Не летом растёт, а зимою.Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.(Сосулька)

3. Два коня у меня, два коня.По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная.(Коньки, каток)

4. Хожу, брожу не по лесам,А по усам и волосам,И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.(Расчёска.)

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал и плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку (А это была сказка “Крокодил”) Оказалось, что мальчик запомнил ее всю слово в слово.

Игра с детьми “Назови сказку” (работа в парах)

Героем многих сказок К.И. Чуковского является Крокодил. Попробуйте отгадать из каких произведений эти строчки? (обсуждают в группе, капитан даёт ответ).

А в Большой рекеКрокодилЛежит,И в зубах его не огонь горит –Солнце красное…(“Краденое солнце”)

Жил да былКрокодил.Он по улицам ходил…А за ним-то народИ поет и орет:“Вот урод так урод!Что за нос, что за рот!И откуда такое чудовище?”(“Крокодил”)

Долго, долго крокодилМоре синее тушилПирогами, и блинами,И сушеными грибами.(“Путаница”)

Совет

Вдруг навстречу мой хороший,Мой любимый КрокодилОн с Тотошей и КокошейПо аллее проходил…(“Мойдодыр”)

…И со слезами просил:- Мой милый, хороший,Пришли мне калоши,И мне, и жене и Тотоше(“Телефон”)

Бедный КрокодилЖабу проглотил.(“Тараканище”)

-Молодцы, ребята.

К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г.

Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру.

Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом.

В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба». Вспомните, как называется эта сказка?

-Следующий наш конкурс. Он интерес тем, что ответ на мой вопрос может дать любой игрок из соседней команды в том случае, если команда, которой задан вопрос, даёт неправильный ответ. Итак, вы готовы отвечать?

 1 команда «Тотоша»

2 команда «Кокоша»

1.Какая сказка Чуковского начинается именинами, а кончается свадьбой?

(«Муха-Цокотуха»).

2. В какой сказке герои Танечка и Ванечка убежали в Африку? («Бармалей»).

 3. В сказке «Доктор Айболит» есть животное по имени Гиппопотам. Как еще мы называем этого зверя? (бегемот).

4. Как звали злую сестру доктора Айболита?

(Варвара).

5. На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»? (На трамвае)

6.Что упало на слониху в сказке «Тараканище»? (Луна)

 7.Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении «Телефон»? (Они объелись лягушками). 

8.Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?

(Гоголем- моголем).

9. Кто напал на Муху – Цокотуху? (Паук)

10. Что нес в руке отважный комарик, который спас Муху – Цокотуху?

(фонарик и саблю)

Следующий наш конкурс «Отгадай слово» Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ

ЦКТХ

МЙДДР

ФДР

ЙБЛТ

ТРКНЩ

КРКДЛ

КРКЛ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил )

Учитель: —Чтобы перейти к чтению стихов , давайте сделаем дыхательную гимнастику: — упражнение «Свеча»: —задуйте 1 свечу, 2 свечи, 3 свечи, много свечей.

Прочитайте хором : ЖУТКО ЖУКУ ЖИТЬ НА СУКУ.(на доске) /дети читают вместе с учителем/ Учитель: Что прочитали ?

Ученики: скороговорку

Учитель: скажите быстро и покажите голосом интонацию: (опрос учащихся ) Учитель: А теперь поставим логическое ударение на 1 слово, 2-е, 3-е, последнее.

Ученики тренируются в выразительном произношении.

С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем радость. Не только вы, но и ваши папы, мамы, бабушки и дедушки не представляют себе детства без “Айболита”, “Тараканища”, Федориного горя”, “Бармалея”, “Мухи-цокотухи”, “Телефона”.

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь.

Попурри по произведениям К. Чуковского (выступление детей)

Обратите внимание

Еще много раз вы будете встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Познакомитесь с Чуковским – переводчиком. Он перевел с английского “Приключения барона Мюнхгаузена”, “Приключения Робинзона Крузо”, “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльбери Финна”, “Принца и нищего”, “Рикки – Тики – Тави” и многие другие.

Он был писатель, переводчик,

Критик, литературовед.

Родился он В Санкт-Петербурге,

В Одессе жил он 20 лет.

С Житковым в классе он учился,

Английский – просто обожал,

Вообще способным был ребёнком,

Друзей ценил и уважал.

Писать для нас он рано начал,

Когда в гимназию ходил,

Нам с вами клад большой оставил–

Стихи и сказки подарил.

Дружны теперь мы с Мойдодыром,

С Федорой, Мухой, Крокодилом.

И с Айболитом, и с слоном,

Что шоколада просит в дом.

Зайчатами, мартышками,

С газелями и КНИЖКАМИ!

Спасибо Чуковскому мы говорим,

За сказки его мы благодарим.

Они нам открыли дверь в царство книг.

Чтению, друзья,

Посвятим каждый миг!

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве “ Бармалея ”

И “ Крокодила” не читал,

Не восхищался “Телефоном”

И в “Тараканище” не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Источник: https://docbaza.ru/naurok/nachalnye_klassy/text-80679983.html

Ссылка на основную публикацию