Басни крылова

Басни Крылова

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале.

Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения.

Обратите внимание

Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые-самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течение жизни при встрече с людскими пороками.

Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.

На нашем сайте мы размещаем самые лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также отдельно выделяем мораль для удобства и лучшего запоминания порой философских мыслей.

Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение. Басни Крылова онлайн замечательны тем, что в них представлен не только текст, но и примечательная картинка, удобная навигация, познавательные факты и рассуждения.

После прочтения автор наверняка станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических басен запомнятся на долгие годы.

Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много общался, печатал книги одну за другой и нисколько не чурался своей тучности и лености. Курьезы, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценках, простота которых обманчива.

Он был не баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему потрясающей форме. Не нужно искать в баснях Крылова только сатиру, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл скорее философские, чем юмористические.

Важно

Кроме людских пороков, подаются в легкой форме истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

Басни Крылова читать начинайте ребенку с малых лет. Они покажут ему, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть.

Мораль, очищенная от любых примесей и веяний, понятна и лаконична, содержит в себе разделение между верным и неверным. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом.

Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости.

Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.

Басня Крылова проникла в суть вещей, характеров персонажей и стала практически недостижимым другими авторами жанром. Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти.

Жанр басни под его пером стал настолько высоким и отточенным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете – другого такого нет, и вряд ли будет.

В разделе басен Крылова онлайн мы предлагаем вам познакомиться с народной мудростью. Короткие философские произведения не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.

Источник: https://deti-online.com/basni/basni-krylova/

Басни Крылова: читаем, слушаем, а также смотрим онлайн!

Иван Андреевич Крылов – мастер басни. Его произведения были актуальны всегда: и в эпоху правления Николая I, и во времена СССР, и сегодня, когда мир охвачен виртуальной паутиной Интернета. Высмеивая человеческие пороки в XIX веке, Крылов и не подозревал, что в XXI они никуда не исчезнут, а его басни будут на слуху у каждого человека.

Почему басни Крылова актуальны сегодня?

Популярные басни Крылова, такие как «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», изучают еще в начальной школе. Они легки в восприятии и помогают детям усвоить важные жизненные уроки.

Быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым, ответственным, вежливым – именно этому учат первые басни Крылова.

Взрослым эти произведения будут также полезны, ведь никогда не поздно пересмотреть свои жизненные ценности.

Совет

В чем же актуальность басен Крылова? В том, что автор в небольших историях, главными героями которых являются животные, растения или вымышленные персонажи, высмеивает все возможные человеческие пороки.

А они, к сожалению, вечны. Вечна жадность, злость, невежество, глупость, высокомерие, самолюбование. Об этом можно было говорить и в XIX веке, и в XI, и в начале времен.

Да и сегодня басни Крылова не теряют своей актуальности.

Полный сборник басен Крылова в удобном формате

На нашем сайте собрана коллекция самых популярных и редких басен Крылова. И ребенок, и взрослый сможет найти в них что-то полезное для себя.

В простых, но в то же время поучительных историях, с детской ненавязчивостью описываются недостатки людей, осмеиваются их поступки. Но содержание и суть басен Крылова имеют, скорее, философские, а не юмористические корни.

Каждое произведение – легкое сочетание морали, мудрости и непосредственного юмора.

Веселые истории, вышедшие из-под пера гениального писателя, изменили взгляд на этот жанр. Новаторство Крылова проявилось в житейской мудрости, легкой философской нотке и реалистичности  описываемых сценок. Любая басня Крылова – маленький роман или драма, в которой каждый найдет собственный смысл.

Для тех, кто любит читать – басни Крылова доступны для ознакомления и анализа в удобном текстовом формате. Просто выберите интересующую вас историю и читайте.

Если лень, можно прослушать басни Крылова в аудио-записи, а для самых маленьких мы предлагаем видео-версии популярных произведений великого баснописца.

  Читайте, слушайте, смотрите, знакомьтесь с народной мудростью вместе с малоизвестными и знаменитыми баснями Крылова.

Б

В

Г

Д

З

К

Л

Басни Ивана Андреевича Крылова: читаем, слушаем и смотрим

Источник: https://basni-krylova.ru/

Список басен Крылова по алфавиту

Басни Крылова не теряют актуальности и в наши дни. В своих баснях Крылов высмеивал человеческие недостатки — трусость, лесть и угодничество, несправедливые отношения между людьми. А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Ю Я АлкидАлкид — обработка басни Эзопа «Геракл и Афина»

Апеллес и Ослёнок

В басне Крылова Апеллес и Ослёнок будто бы осмеян поэт П. А. Катенин Басни Крылова не вошедшие в девять книг
БезбожникиБасня Безбожники основана на классическом мифе (борьба Титанов, детей земли, с богами Олимпа); в ней имелись в виду события во Франции конца XVIII – начала XIX века

Белка

Белка2
БочкаБасня Бочка направлена против модного мистицизма, которое в середине 1810-х гг. захватило высшие классы русского общества.

Богач и Поэт

Бритвы
Бедный Богач
Булат
Бумажный ЗмейБасня Бумажный Змей сюжетно близка к анонимной басне «Стрела» и переводной басне Марии Базилевичевой «Бумажный змей» (1799

Булыжник и Алмаз

ВасилёкВасилёк единственная басня Крылова, датированная при первой публикации: «Павловск. Июня 15 дня 1823»

Вельможа

Водолазы
Водопад и Ручей
Ворона и лисицаБасня Ворона и лисица на сюжет басни Лафонтена, восходящий к Эзопу и Федру. В басне нашли отражение мотивы русской сатиры XVII в.

Ворона и курица

ВоронаВорона — переработка басни Лафонтена «Сойка, украшенная перьями Павлина», сюжет которой восходит к Эзопу и Федру

Волк и Лисица

Волк и журавльБасня Волк и журавль — обработка басни «Волк и Аист», восходящей к Эзопу («Волк и Цапля») и Федру

Волк и Мышонок

Волк и ПастухиВолк и Пастухи — обработка одноимённой басни Эзопа

Волк на псарне

В басне Крылова Волк на псарне под Волком подразумевается Наполеон, а под Ловчим — Кутузов

Волк и Кукушка

Волки и овцы
Волк и кот
Волк и Волчонок
Волк и ягненокВолк и ягненок о безнаказанности и произволе «сильных»

Вельможа и Философ

Вельможа и Философ направлена против графа Д. И. Хвостова, активного члена «Беседы русского слова», который в «Послании к Гнедичу» изобразил Крылова под именем Обжоркина

Воронёнок

Воронёнок на сюжет басни Лафонтена «Ворон, желающий подражать орлу», восходящий к Эзопу

Воспитание Льва

Обратите внимание

В басне Крылова Воспитание Льва современники усматривали намёк на воспитание Александра I. «Его воспитание было одною из великих ошибок Екатерины Гуси
Гребень
ГоликБасню Крылова Голик рассматривали как отклик на выступление Н. С. Арцибашева в журнале «Вестник Европы»

Госпожа и две Служанки

Госпожа и две Служанки переработка басни Лафонтена «Старуха и две Служанки», сюжет которой восходит к Эзопу («Хозяйка и Служанки») Два мужика
Два мальчика
Две собакиТема басни Крылова Две собаки восходит к одноимённой басне Геллерта

Две бочки

Две бочки — обработка темы, намеченной в басне «Курица с золотыми яйцами», восходящей к Эзопу.

Дуб и Трость

Дуб и Трость первая (наряду с «Разборчивой невестой») из напечатанных в начале XIX века басен Крылова; в «Московском зрителе»

Два голубя

Два голубя перевод одноимённой басни Лафонтена, тема которой заимствована из персидского источника

Дерево

Дерево сюжетно близка к одноимённой басне Хемницера

Добрая Лисица

В басне Крылова Добрая Лисица использованы мотивы русских сказок о лисе

Дикие Козы

Дикие Козы переработка басни Эзопа «Пастух и Козы» Заяц на ловле
Змея и Овца
Змея
Зеркало и обезьянаЗеркало и обезьяна отражает человеческие недостатки.

Однако «стрелы сатиры, заметил современник Крылова литератор Плетнев, как бы они остры ни были, не исправляют пороков, и никому не приходит в голову приложить описание к своей особе Камень и Червяк
КвартетВ басне Квартет высмеян Государственный совет, преобразованный в 1810 году Александром I

Кот и повар

Котёл и ГоршокКотёл и Горшок переделка басни Лафонтена «Горшок глиняный и Горшок железный», восходящей к Эзопу

Колос

Котёнок и Скворец
Комар и Пастух
Кошка и соловейВ басне Кошка и соловей Крылов откликнулся на состояние русской литературы, которая находилась под тяжелым цензурным гнетом

Конь и Всадник

Конь и Всадник развивает тему, намеченную в притче И. П. Пнина «Верховая лошадь»

Клеветник и Змея

Кукушка и Горлинка
Крестьянин и Овца
Крестьянин и Лошадь
Крестьянин и СмертьКрестьянин и Смерть переработка басни Лафонтена «Смерть и Дровосек» на сюжет из Эзопа

Крестьянин и Топор

Крестьяне и Река
Крестьянин и ЗмеяКрестьянин и Змея направлена против засилья иностранных воспитателей

Крестьянин и Разбойник

Крестьянин в беде
Крестьянин и лисица — Книга восьмая
Крестьянин и Собака
Крестьянин и ЗмеяКрестьянин и Змея — Книга шестая

Крестьянин и работник

Крестьянин и лисицаГлавная мысль басни Крылова Крестьянин и лисица восходит к пословице «Дай вору хоть золотую гору – воровать не перестанет»

Кукушка и Орёл

Купец
Кукушка и петух
Лань и ДервишСюжетно Лань и Дервиш напоминает одну из «Сантипы философа басен», переведённых Г. Громовым (Г. Г. Любовники и супруги… С. 187-188), «Птица и зверь»

Ларчик

Лисица и Сурок
Лжец
Лягушка и вол
Лисица и виноградСюжет басни Крылова Лисица и виноград восходит к древности и был использован еще Эзопом

Лев и Комар

Лев на ловлеЛюбопытный написана по мотивам басни Лафонтена «Тёлка, Коза и Овца в обществе со Львом», восходящей к Эзопу

Лев и Мышь

Лев состаревшийся
Лев, Серна и Лиса
Лев и Барс
Лев и Волк
Лев и ЛисицаЛев и Лисица перевод одноимённой басни Эзопа

Лев

Лещи
Лиса
Лиса-строитель
Лисица и ОсёлЛисица и Осёл переработка басни Лафонтена «Лев в старости», восходящей к Эзопу

Лягушка и Юпитер

Лебедь, щука и ракЛебедь, щука и рак высмеивает неурядицы в Государственном совете

Лягушки, просящие Царя

Сюжет Басни Крылова Лягушки, просящие Царя заимствован из одноимённой басни Лафонтена, восходящей к Эзопу

Листы и корни

Листы и корни отвечает на один из серьезнейших вопросов… вопрос об освобождении крестьян

Читайте также:  Доклад про ясень по окружающему миру, 2 класс

Любопытный

Мальчик и Червяк
Мальчик и ЗмеяМальчик и Змея — перевод одноимённой басни Эзопа

Медведь в сетях

Медведь в сетях — частично использованы мотивы басни Эзопа «Медведь и Лисица»

Мартышка и очки

Медведь у пчёл
Мирон
Мельник
Муха и ПчелаМуха и Пчела переработка басни Лафонтена «Муха и Муравей», восходящей к Федру

Мот и Ласточка

Мот и Ласточка переработка басни Эзопа «Молодой человек и Ласточка»

Мужик и Змея

Мыши
МузыкантыВ морали басни И. А. Крылова Музыканты варьируется народная пословица «Пей, да дело разумей»

Муха и Дорожные

Муха и Дорожные на сюжет басни Лафонтена «Рыдван и Муха», восходящий к Эзопу и Федру

Муравей

МешокМешок сюжетно напоминает басню Хемницера «Барон»

Мор зверей

Мор зверей на сюжет басни Лафонтена, восходящий к проповедям его соотечественника Ролена

Мирская сходка

Мышь и Крыса
Механик
Напраслина
ОбезьянаОбезьяна сюжетно близка к притче Сумарокова «Пахарь и Обезьяна»

Обоз

Обоз — отклик на мудрую, осторожную тактику Кутузова в кампании 1812 г

Обезьяны

Обезьяны направлена против галломании дворянства

Овцы и Собаки

Огородник и ФилософОгородник и Философ была откликом на полемику о плуге и сохе, начатую брошюрой Ф. В. Растоптана «Плуг и Соха»

Осёл

Осёл и соловей
Осёл и мужик
Оракул
Орёл и пчела
Орёл и Куры
Орёл и ПаукТема басни Крылова Орёл и Паук могла быть навеяна стихотворением французского поэта Лебрена «Средство к возвышению», неоднократно переводившимся на русский язык

Орёл и Крот

Откупщик и СапожникОткупщик и Сапожник на сюжет басни Лафонтена «Сапожник и финансист»

Охотник

Пастух
Пастух и МореПастух и Море — самостоятельная обработка сюжета одноимённой басни Лафонтена, восходящей к Эзопу.

Паук и Пчела

Тема басни Крылова Паук и Пчела намечена в одноимённых баснях Геллерта (переведена на русский зык М. Матинским в 1775 г.) и Хольберга (переведена Фонвизиным в 1761 г

Парнас

Пчела и мухи
Прохожие и собаки
Петух и жемчужное зерноПетух и жемчужное зерно на сюжет басни Лафонтена «Петух и Жемчуг», восходящей к Федру

Прихожанин

Важно

Прихожанин направлена против П. А. Вяземского, который в своих статьях, стихах, письмах, высказываниях оценивал басни Крылова ниже басен И. И. Дмитриева

Про ворон

Пёстрые овцыБасня Пёстрые овцы предназначалась Крыловым для седьмой книги басен в издании 1825 г., но не была пропущена цензурой и при жизни автора в печати не появлялась

Пушки и Паруса

Плотичка
Пловец и МореПловец и Море — перевод басни Эзопа «Потерпевший кораблекрушение»

Похороны

Похороны — самостоятельная разработка сюжета эзоповской басни «Богач»

Подагра и Паук

Подагра и Паук переработка одноимённой басни Лафонтена

Пруд и Река

Пожар и Алмаз
Пустынник и МедведьПустынник и Медведь — переработка басни Лафонтена «Медведь и любитель садов», восходящей к индийской басне Пильпая Разбойник и Извозчик
Разборчивая невестаРазборчивая невеста на сюжет басни Лафонтена «Девушка», восходящий к эпиграмме Марциала «Гелии»

Раздел

Раздел толковалась как сатира на эгоистические, корыстолюбивые интересы господствующего класса во время Отечественной войны 1812 г.

Ручей

Роща и Огонь
Рыцарь
Рыбья пляска
Старик и трое молодыхСтарик и трое молодых — переработка одноимённой басни Лафонтена, в свою очередь, восходящей к латинской басне Абстемиуса (Лоренца Бевилоква, XV в.)

Стрекоза и муравей

Слон и моськаСлон и моська сюжетно близка к притче Сумарокова «Мышь и слон»

Слон в случае

Слон на воеводстве
Собака
Собачья дружбаВ басне Крылова Собачья дружба намёк на разногласия между членами Священного союза, обнаружившиеся уже в ходе Венского конгресса 1814 г.

Совет Мышей

Совет Мышей является откликом на образование Государственного совета 1 января 1810 г.

Сочинитель и Разбойник

Сочинитель и Разбойник была истолкована как выпад против Вольтера, что вызвало протест баснописца

Сокол и Червяк

Собака и Лошадь
Соловьи
Скупой
Скупой и КурицаСкупой и Курица — обработка темы, намеченной в басне «Курица с золотыми яйцами», восходящей к Эзопу

Свинья

СкворецСюжет басни Крылова Скворец близок к басне Н. П. Николева «Соловей и Скворец»

Собака, человек, кошка и сокол

Собака, человек, кошка и сокол близка по теме к басням «Пешеходы и Медведь» и «Дорожные и Разбойник» Федра

Свинья под дубом

Свинья под дубом направлена против той части дворянства, которая с пренебрежением относилась к наукам и просвещению

Синица

Мораль басни Синица и ее образы родственны народным пословицам, осуждающим хвастовство, бахвальство Тень и Человек
ТучаБасня А. Крылова Туча отклик на получение награды псковским губернатором кн. П. И. Шаховским, в то время как он утаил правду о голоде, свирепствующем в ряде уездов его губернии зимой 1811-1812 гг.

Три Мужика

ТроеженецНепосредственным поводом для написания басни Крылова Троеженец явился бракоразводный процесс военного историка Е. Б. Фукса

Тришкин кафтан

Гоголь трактовал басню Крылова Тришкин кафтан как намёк на разорение крестьянского хозяйства

Трудолюбивый Медведь

Совет

Предполагают, что непосредственным поводом к написанию басни Крылова Трудолюбивый Медведь явилось высочайшее распоряжение о срочной каталогизации публичной библиотеки в марте 1817 г Фортуна и Нищий
Фортуна в гостях
Филин и ОсёлФилин и Осёл сюжетно близка к басне Ф. А. Эмина «Сова и Нетопырь» Хозяин и мыши
Хмель
Цветы
Чиж и ЁжВ Басне Крылова Чиж и Ёж отмечалась связь со стихотворением Н. М. Карамзина «Ответ моему приятелю, который хотел, чтобы я написал похвальную оду Великой Екатерине»

Чиж и Голубь

ЧервонецВ басне Крылова Червонец развиваются мысли, в сущности, близкие к руссоистским, которые неоднократно варьировались и в русской просветительской литературе Щука
Щука и котПоводом для создания басни Крылова Щука и кот послужила военная неудача адмирала Чичагова Щука и кот ЯгнёнокЯгнёнок обращена к дочери А. Н. Оленина, Анне

Источник: https://vsebasni.ru/krylov/

Басни Крылова

Будучи детьми мы могли слышать или читать Басни Крылова. В памяти остались образы из его басен, которые неоднократно так или иначе встречаются в жизни. И проницательность Крылова не перестаёт нас удивлять.

Иногда мы встречаем человека, похожего на Моську, которая лаяла на Слона, чтобы показаться смелой и отчаянной.

А иногда встречаются люди напоминающие Обезьяну, которая смеялась сама над собой, потому что не узнала себя в отражении Зеркала. И конечно же каждый из нас хоть раз сталкивался с ситуацией, похожей на басню про Мартышку, которая по своей глупости, недооценивая Очки, разбила их. Маленькие басни Крылова очень поучительные, несмотря на их размер.

Мораль каждой из них очевидна и понятна любому. А многие фразы даже превратились в афоризмы.

Свернуть/Развернуть

Крылов – один из известнейших писателей. Среди разных известных детских стихов и басен – произведения Крылова являются наилучшими, они прочно оседают в памяти и ярко раскрываются в течение жизни при столкновении с людскими пороками.

Считается, что, Крылов писал свои басни на самом деле для взрослых, но ведь смысл его басен хорошо понятен и детям. Каждая история написана очень легко и доступно, поэтому произведения Крылова читать будет интересно даже самому маленькому ребёнку.

На нашем сайте вы найдёте Басни Крылова онлайн в оригинальном изложении.

И дети, и взрослые познакомятся с глубоким смыслом этих маленьких жизненных историй, в которых люди завуалированы под видом животных со всеми их пороками и глупым поведением. После того как вы познакомитесь с творчеством писателя, мы уверены он станет одним из ваших любимых авторов, а его маленькие стихотворные истории останутся с вами на всю жизнь.

Басни Крылова читать ребенку нужно начинать как можно раньше. Они научат его, чего нужно опасаться в жизни, какое поведение неприемлемо, а за какое будут хвалить. Смысл басен, не относится к какому-то конкретному времени, он понятен в любую эпоху. Лёгкий слог сделал так, что мораль каждой истории превратилась в народную пословицу или стала веселым афоризмом.

Обратите внимание

Все произведения написаны в литературной форме, но при этом заключают интонации и насмешки, свойственны только народному уму. Басни Крылова как маленькие романы или драмы, в которых заложена житейская мудрость и острота ума. Удивительно, как автор смог, не смотря на сатирический подтекст, оставить глубокое содержание и мораль в сюжете.

Басня Крылова глубоко проникла в суть ситуаций и характеров героев, что представлялось невозможным для других авторов этого жанра. Сатира, которая присутствует в баснях говорит о том, что баснописец был жизнелюбивым человеком, который с помощью своего творчества преподносил людям простые жизненные истины.

Жанр письма Крылова настолько искусный , что, перечитывая басни других авторов, вы понимаете его гениальность .

В разделе нашего сайта басни Крылова онлайн вы можете познакомиться с творчеством этого великого писателя. Короткие интересные истории будут интересны как детям так и взрослым.

Басни Крылова читать

Вернуться в раздел Басни для детей

Источник: http://narodstory.net/krilov.php

Басни Крылова И.А. — Читать и слушать онлайн

Крылов Иван Андреевич (1769 — 1844) — известный русский поэт и баснописец, академик Петербургской Академии Наук. Издатель сатирических журналов «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». Известен как автор более 230 басен.

При воспитании ребенка очень важны моральные принципы, которые закладываются в самом раннем возрасте. Чтобы правильно объяснить малышу поступки окружающих людей ему необходимо показать схожие примеры поведения.

Идеальным вариантом для знакомства с общественными реалиями станут басни Крылова. Читать произведения Ивана Андреевича лучше всего вместе с детьми.

Тогда у юных слушателей не возникнет проблем с пониманием сложившихся ситуаций.

Читать и слушать басни Крылова онлайн

Благодаря стихотворной форме поучительные истории легко воспринимаются ребенком. Образность представленных персонажей передает качества, присущие не только человеку.

Воплощая через лису хитрость, через волка коварство, а через обезьяну глупость, русский поэт вызывал у юных читателей ассоциативный ряд с поведением этих животных. Баснописец демонстрировал пороки общества, выражая их с помощью остроумного языка сатиры.

Начав слушать произведения Крылова, дети быстро научаться угадывать истинные намерения окружающих по их поступкам.

Басня Волк и Кукушка

Басня Волк и Кукушка слушать online: Басня Крылова Волк и Кукушка в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно. Басня Волк и Кукушка читать: «Прощай, соседка! – Волк Кукушке говорил, – Напрасно я себя покоем здесь манил! Всё те ж…

Басня Волк и Мышонок

Басня Волк и Мышонок слушать online: Басня Крылова Волк и Мышонок в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно. Басня Волк и Мышонок читать: Из стада серый Волк В лес овцу затащил, в укромный уголок, Уж разумеется, не в гости:…

Басня Мышь и Крыса

Басня Мышь и Крыса слушать online: Басня Крылова Мышь и Крыса в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно. Басня Мышь и Крыса читать: «Соседка, слышала ль ты добрую молву? – Вбежавши, Крысе Мышь сказала, – Ведь кошка, говорят, попалась…

Басня Волки и овцы

Басня Волки и овцы слушать online: Басня Крылова Волки и овцы в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно. Басня Волки и овцы читать: Овечкам от Волков совсем житья не стало, И до того, что, наконец, Правительство зверей благие меры…

Басня Волк и Пастухи

Басня Волк и Пастухи слушать online: Басня Крылова Волк и Пастухи в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно. Басня Волк и Пастухи читать: Волк, близко обходя пастуший двор И видя, сквозь забор, Что, выбрав лучшего себе барана в стаде,…

Источник: https://mamontenok-online.ru/basni/i-a-krylov/

Иван Андреевич КрыловЛучшие басни для детей

Составление, предисловие, примечания и пояснения

В.П. Аникина

Художники

С. Бордюг и Н. Трепенок

Русский гений

Свои первые басни двадцатилетний Иван Андреевич Крылов, еще мало кому известный писатель, опубликовал в 1788 году, без подписи, в петербургском журнале «Утренние часы».

А первую книгу басен выпустил спустя годы – лишь в 1809 году. Не без успеха поработав в разных видах творчества, Крылов понял, что жанр басни больше всего удается ему. Басня стала почти исключительным родом его творчества.

И скоро к писателю пришла слава первоклассного автора.

Художественный дар Крылова-баснописца в полной мере раскрылся, когда он соединил свои обширные познания в области древних и новых европейских литератур с осознанием, что облюбованный им вид творчества по природе принадлежит к роду творчества, в котором выражена народная мораль.

Эта мораль, к примеру, явлена в русских сказках о животных, в пословицах, в поучениях, – вообще, в крестьянском баснословии. На Руси затейливый рассказ издавна называли басней. «Басни-сказки» неотделимы от живого ведения рассказа-выдумки, сдобренного шуткой, поучением.

Этого-то долго не понимали многие предшественники Крылова, которые терпели неудачу, так как не осознали, что басня неотделима от разговорного языка.

Так, известный в XVIII столетии трудолюбивый филолог, член Петербургской академии – наук В.К. Тредьяковский (1703–1768) задолго до Крылова издал пересказ нескольких «эзоповских басенок». Среди них была и басня «Волк и журавль». Сюжет её тот же, что и у Крылова, но в изложении басни почти всё чуждо разговорной речи.

Читайте также:  Конспект занятия по сенсорному развитию в младшей группе доу

 Подавился костью острою волк в некий день.Так, что не был в силе ни завыть, да стал весь в пень.Для того вот журавля нанял он ценою,Чтоб из горла ту извлечь носа долготою.  

Тредьяковский угадывал, что басенную историю надо излагать по-народному, и не случайно внес в свой перевод некоторые разговорные слова и выражения (хотя и не без искажения): «не был в силе ни завыть», «стал весь в пень», но перевод остался тяжелым, книжным.

Сравним с переводом Тредьяковского басню Крылова:

 Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Важно

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!  

Весь строй изложения легкий, изящный, понятный любому русскому человеку! Это наша живая речь. Крылов следовал интонации устного рассказа, в басенном рассказе нет и тени какой бы то ни было искусственности.

Известный ученый-филолог XX века Виктор Владимирович Виноградов специально изучал язык и стиль басен Крылова и отметил в них десятки народных пословиц.

Ученый привел длинный перечень пословиц и поговорок, которые использовал баснописец, назвал их «семантическими скрепами», то есть связями, которые сообщают изложению басенной истории смысловое единство.

Вот некоторые из них: «В семье не без урода» («Слон на воеводстве»), «Хоть видит око, да зуб неймет» («Лисица и виноград»), «Бедность не порок» («Откупщик и сапожник»), «Из огня да в полымя» («Госпожа и две служанки»), «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» («Лев и мышь») и десятки других.

Баснописец опирался на привычные в нашем языке обозначения и сравнения животных и птиц с людьми: ворона – вещунья, но падка на лесть, осел упрям, лисица хитрая, медведь сильный, но глупый, заяц труслив, змея опасна и др. И действуют как люди. Пословицы и поговорки, присловья и слова-иносказания, включенные в басни, получили у Крылова развитие и смысловые уточнения.

Первенство Крылова среди баснописцев сохраняется и ныне. И в наше время его басни пленяют читателей. Он поставлен в один ряд с величайшими художниками всех времен и народов. Никого не удивляет, что его равняют с древнегреческим Эзопом, с другими всемирно известными баснописцами. Но более всего его ценят в России как художника, который выразил здравый смысл и ум нашего народа.

В.П. Аникин

Ворона и Лисица

 Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.___Вороне где-то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать-было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,И говорит так сладко, чуть дыша:«Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие перушки! какой носок!И верно ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,При красоте такой, и петь ты мастерица,Ведь ты б у нас была царь-птица!»Вещуньина с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье спёрло, —И на приветливы лисицыны словаВорона каркнула во всё воронье горло:Сыр выпал – с ним была плутовка такова.  

Дуб и Трость

 С Тростинкой Дуб однажды в речь вошёл.«Поистине, роптать ты в праве на природу»,Сказал он: «воробей, и тот тебе тяжёл.Чуть лёгкий ветерок подёрнет рябью воду,Ты зашатаешься, начнёшь слабетьИ так нагнёшься сиротливо,Что жалко на тебя смотреть.

Меж тем как, наравне с Кавказом, горделиво,Не только солнца я препятствую лучам,Но, посмеваяся и вихрям, и грозам,Стою и твёрд, и прям,Как будто б ограждён ненарушимым миром.Тебе всё бурей – мне всё кажется зефиром.

Хотя б уж ты в окружности росла,Густою тению ветвей моих покрытой,От непогод бы я быть мог тебе защитой;Но вам в удел природа отвелаБрега бурливого Эолова владенья:Конечно, нет совсем у ней о вас раденья». —«Ты очень жалостлив»,сказала Трость в ответ,«Однако не крушись: мне столько худа нет.

Не за себя я вихрей опасаюсь;Хоть я и гнусь, но не ломаюсь:Так бури мало мне вредят;Едва ль не более тебе они грозят!То правда, что ещё доселе их свирепостьТвою не одолела крепость,И от ударов их ты не склонял лица;Но – подождём конца!»Едва лишь это Трость сказала,Вдруг мчится с северных сторонИ с градом, и с дождём шумящий аквилон.Дуб держится, – к земле Тростиночка припала.Бушует ветр, удвоил силы он,Взревел и вырвал с корнем вонТого, кто небесам главой своей касалсяИ в области теней пятою упирался.  

Музыканты

 Сосед соседа звал откушать;Но умысел другой тут был:Хозяин музыку любилИ заманил к себе соседа певчих слушать.Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова,И у кого что силы стало.В ушах у гостя затрещало,И закружилась голова.

«Помилуй ты меня», сказал он с удивленьем:«Чем любоваться тут? Твой хорГорланит вздор!» —«То правда», отвечал хозяин с умиленьем:«Они немножечко дерут;Зато уж в рот хмельного не берут,И все с прекрасным поведеньем».

___А я скажу: по мне уж лучше пей,Да дело разумей.  

Ворона и Курица

 Когда Смоленский Князь,Противу дерзости искусством воружась,Вандалам новым сеть поставилИ на погибель им Москву оставил:Тогда все жители, и малый и большой,Часа не тратя, собралисяИ вон из стен Московских поднялися,Как из улья пчелиный рой.Ворона с кровли тут на эту всю тревогуСпокойно, чистя нос, глядит.

«А ты что ж, кумушка, в дорогу?»Ей с возу Курица кричит:«Ведь говорят, что у порогуНаш супостат». —«Мне что до этого за дело?»Вещунья ей в ответ: «Я здесь останусь смело.

Вот ваши сёстры, как хотят;А ведь Ворон ни жарят, ни варят:Так мне с гостьми не мудрено ужиться,А, может быть, ещё удастся поживитьсяСырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.

Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»Ворона подлинно осталась;Но, вместо всех поживок ей,Как голодом морить Смоленский стал гостей —Она сама к ним в суп попалась.___Так часто человек в расчётах слеп и глуп.За счастьем, кажется, ты по пятам несёшься:А как на деле с ним сочтёшься —Попался, как ворона в суп!  

Ларчик

 Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадаться,За дело просто взяться.___К кому-то принесли от мастера Ларец.Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.Вот входит в комнату Механики мудрец.

Взглянув на Ларчик,он сказал: «Ларец с секретом,Так; он и без замка;А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;Не смейтесь так исподтишка!Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:В Механике и я чего-нибудь да стою».

Вот за Ларец принялся он:Вертит его со всех сторонИ голову свою ломает;То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.Тут, глядя на него, инойКачает головой;Те шепчутся, а те смеются меж собой.В ушах лишь только отдаётся:«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвётся.

Потел, потел; но, наконец, устал,От Ларчика отсталИ, как открыть его, никак не догадался:А Ларчик просто открывался.  

Лягушка и Вол

 Лягушка, на лугу увидевши Вола,Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:Она завистлива была.И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.«Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?»Подруге говорит. «Нет, кумушка, далёко!» —«Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.

Ну, каково?Пополнилась ли я?» – «Почти что ничего». —«Ну, как теперь?» – «Всё то ж».Пыхтела да пыхтелаИ кончила моя затейница на том,Что, не сравнявшися с Волом,С натуги лопнула и – околела.

___Пример такой на свете не один:И диво ли, когда жить хочет мещанин,Как именитый гражданин,А сошка мелкая, как знатный дворянин.  

Волк и Ягнёнок

 У сильного всегда бессильный виноват:Тому в Истории мы тьму примеров слышим,Но мы Истории не пишем;А вот о том, как в Баснях говорят.___Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;И надобно ж беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;Но, делу дать хотя законный вид и толк,Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питьёМоёС песком и с илом?За дерзость таковуЯ голову с тебя сорву».

—«Когда светлейший Волк позволит,Осмелюсь я донесть: что ниже по ручьюОт Светлости его шагов я на сто пью;И гневаться напрасно он изволит:Питья мутить ему никак я не могу».

—«Поэтому я лгу!Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!Да помнится, что ты ещё в запрошлом летеМне здесь же как-то нагрубил:Я этого, приятель, не забыл!» —«Помилуй, мне ещё и отроду нет году»,Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат». —«Нет братьев у меня».

 – «Так это кум иль сватИ, словом, кто-нибудь из вашего же роду.Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,Вы все мне зла хотите,И если можете, то мне всегда вредите:Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —«Ах, я чем виноват?» – «Молчи! устал я слушатьДосуг мне разбирать вины твои, щенок!Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.  

Обезьяны

 Когда перенимать с умом, тогда не чудоИ пользу от того сыскать;А без ума перенимать,И боже сохрани, как худо!Я приведу пример тому из дальних стран.Кто Обезьян видал, те знают,Как жадно всё они перенимают.

Так в Африке, где много Обезьян,Их стая целая сиделаПо сучьям, по ветвям на дереве густомИ на ловца украдкою глядела,Как по траве в сетях катался он кругом.

Подруга каждая тут тихо толк подругу,И шепчут все друг другу:«Смотрите-ка на удальца;Затеям у него так, право, нет конца:То кувыркнётся,То развернётся,То весь в комокОн так сберётся,Что не видать ни рук, ни ног.

Уж мы ль на всё не мастерицы,А этого у нас искусства не видать!Красавицы-сестрицы!Не худо бы нам это перенять.Он, кажется, себя довольно позабавил;Авось уйдёт, тогда мы тотчас…» Глядь,Он подлинно ушёл и сети им оставил.«Что ж», говорят они: «и время нам терять?Пойдём-ка попытаться!»Красавицы сошли.

Для дорогих гостейРазостлано внизу премножество сетей.Ну в них они кувыркаться, кататься,И кутаться, и завиваться;Кричат, визжат – веселье хоть куда!Да вот беда,Когда, пришло из сети выдираться!Хозяин между тем стерёгИ, видя, что пора, идёт к гостям с мешками,Они, чтоб наутёк,Да уж никто распутаться не мог:И всех их побрали руками.  

Синица

 Синица на море пустилась;Она хвалилась,Что хочет море сжечь.Расславилась тотчас о том по свету речь.Страх обнял жителей Нептуновой столицы;Летят стадами птицы;А звери из лесов сбегаются смотреть,Как будет Океан, и жарко ли гореть.

И даже, говорят, на слух молвы крылатой,Охотники таскаться по пирамИз первых с ложками явились к берегам,Чтоб похлебать ухи такой богатой,Какой-де откупщик и самый тароватыйНе давывал секретарям.

Толпятся: чуду всяк заранее дивится,Молчит и, на море глаза уставя, ждёт;Лишь изредка иной шепнёт:«Вот закипит, вот тотчас загорится!»Не тут-то: море не горит.Кипит ли хоть? – и не кипит.

И чем же кончились затеи величавы?Синица со стыдом в-свояси уплыла;Наделала Синица славы,А море не зажгла.___Примолвить к речи здесь годится,Но ничьего не трогая лица:Что делом, не сведя конца,Не надобно хвалиться.  

Осёл

 Когда вселенную Юпитер населялИ заводил различных тварей племя,То и Осёл тогда на свет попал.Но с умыслу ль, или, имея дел беремя,В такое хлопотливо времяТучегонитель оплошал:А вылился Осёл почти как белка мал.Осла никто почти не примечал,Хоть в спеси никому Осёл не уступал.

Ослу хотелось бы повеличаться:Но чем? имея рост такой,И в свете стыдно показаться.Пристал к Юпитеру Осёл спесивый мойИ росту стал просить большого.

«Помилуй», говорит: «как можно это снесть?Львам, барсам и слонам везде такая честь;Притом, с великого и до меньшого,Всё речь о них лишь да о них;За что ж к Ослам ты столько лих,Что им честей нет никаких,И об Ослах никто ни слова?А если б ростом я с телёнка только был,То спеси бы со львов и с барсов я посбил,И весь бы свет о мне заговорил».Что день, то сноваОсёл мой то ж Зевесу пел;И до того он надоел,Что, наконец, моления ословаПослушался Зевес:И стал Осёл скотиной превеликой;А сверх того ему такой дан голос дикой,Что мой ушастый ГеркулесПораспугал было весь лес.«Что то за зверь? какого роду?Чай, он зубаст? рогов, чай, нет числа?»Ну только и речей пошло, что про Осла.Но чем всё кончилось? Не минуло и году,Как все узнали, кто Осёл:Осёл мой глупостью в пословицу вошёл.И на Осле уж возят воду.___В породе и в чинах высокость хороша;Но что в ней прибыли, когда низка душа?  

Мартышка и очки

 Мартышка к старости слаба глазами стала;А у людей она слыхала,Что это зло ещё не так большой руки:Лишь стоит завести Очки.Очков с полдюжины себе она достала;Вертит Очками так и сяк:То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,То их понюхает, то их полижет;Очки не действуют никак.

Читайте также:  Как действовать при пожаре

«Тьфу пропасть! – говорит она: – и тот дурак,Кто слушает людских всех врак:Всё про Очки лишь мне налгали;А проку на́ волос нет в них».Мартышка тут с досады и с печалиО камень так хватила их,Что только брызги засверкали.

___К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;А ежели невежда познатней,Так он её ещё и гонит.  

Безбожники

 Был в древности народ, к стыду земных племён.Который до того в сердцах ожесточился,Что противу богов вооружился.Мятежные толпы, за тысячью знамён,Кто с луком, кто с пращей, шумя, несутся в поле.

Зачинщики, из удалых голов,Чтобы поджечь в народе буйства боле,Кричат, что суд небес и строг и бестолков;Что боги или спят, иль правят безрассудно;Что проучить пора их без чинов;Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудноНа небо дошвырнуть в боговИ заметать Олимп стрелами.

https://www.youtube.com/watch?v=Wfrb8macq2E

Смутяся дерзостью безумцев и хулами,К Зевесу весь Олимп с мольбою приступил,Чтобы беду он отвратил;И даже весь совет богов тех мыслей был,Что, к убеждению бунтующих, не худоЯвить хоть небольшое чудо:Или потоп, иль с трусом гром,Или хоть каменным ударить в них дождём.

«Пождём»,Юпитер рёк: «а если не смирятсяИ в буйстве прекоснят, бессмертных не боясь,Они от дел своих казнятся».Тут с шумом в воздухе взвиласьТьма камней, туча стрел от войск богомятежных,Но с тысячью смертей, и злых, и неизбежных,На собственные их обрушились главы.

___Плоды неверия ужасны таковы;И ведайте, народы, вы,Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы,Чем против божества вооружают вас,Погибельный ваш приближают час,И обратятся все в громовые вам стрелы.  

Орёл и куры

 Желая светлым днём вполне налюбоваться,Орёл поднебесью леталИ там гулял,Где молнии родятся.Спустившись, наконец, из облачных вышин,Царь-птица отдыхать садится на овин.Хоть это для Орла насесток незавидный,Но у Царей свои причуды есть:Быть может, он хотел овину сделать честь,Иль не было вблизи, ему по чину сесть,Ни дуба, ни скалы гранитной;Не знаю, что за мысль, но только что ОрёлНе много посиделИ тут же на другой овин перелетел.Увидя то, хохлатая наседкаТолкует так с своей кумой:«За что Орлы в чести такой?Неужли за полёт, голубушка соседка?Ну, право, если захочу,С овина на овин и я перелечу.Не будем же вперёд такие дуры,Чтоб почитать Орлов знатнее нас.Не больше нашего у них ни ног, ни глаз;Да ты же видела сейчас,Что понизу они летают так, как куры».Орёл ответствует, наскуча вздором тем:«Ты права, только не совсем.Орлам случается и ниже кур спускаться;Но курам никогда до облак не подняться!»___Когда таланты судишь ты, —Считать их слабости трудов не трать напрасно;Но, чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно,Умей различны их постигнуть высоты.  

Источник: https://fictionbook.ru/author/ivan_kryilov/luchshie_basni_dlya_deteyi/read_online.html

Басни Крылова читать

Иван Андреевич Крылов прославился необычным литературным стилем. Его басни, где вместо людей участниками являются представители животных и насекомых, символизирующих определенные человеческие качества и манеры поведения, всегда имеют смысл, посыл. «Мораль сей басни такова» — стало крылатым выражением баснописца.

Список басен Крылова

Басни Крылова знакомы каждому человеку,их учат в школе, читают на досуге, читаю взрослые и дети. Произведения этого автора подходят на любую категорию читателей.

Сам смыл басен это показать и научить чему-то путем не скучных нравоучений, а интересных сказок.Главные герои Крылова это обычно животные, автор на их примере показывает различные ситуации и выход из них. Басни учат быть добрыми, честными, дружелюбными.

На примере разговоров животных открывается суть человеческих качеств, показываются пороки.

Совет

Возьмем к примеру самые популярные басни. «Ворона и лисица» показывает самовлюбленность птицы, то как она показывает и ведет себя, и то,как лисица ей льстит.

Это заставляет нас вспомнить ситуации из жизни, ведь сейчас очень много людей, которые способны на все ради того, что получить желанное, конечно идти к своей цели это похвально, но если это не вредит окружающим. Так и лиса в басне сделала все, чтобы получить свой заветный кусок сыра.

Эта басня учит быть внимательным к тому, что тебе говорят, и к тому, кто тебе это говорит, не доверять и не отрываться малознакомым.

Басня «Квартет», показывает нам Осла, Козла, Медведя и Мартышку затеявших создать квартет, все они не владеют ни умениями, ни слухом.

Все по разному воспринимали эту басню, некоторые думали, что в ней высмеиваются заседания литературных обществ, другие же видели в этом пример государственных советов.

Но в итоге можно сказать, что это произведение учит элементарному понимаю того, что работа требует знаний и умений.

«Свинья под Дубом» В ней автор открывает читателю такие качества как невежество,лень,эгоизм и неблагодарность. Эти черты раскрываются благодаря образу Свиньи, для которой главное в жизни это поесть и поспать, а ведь ее даже не волнует откуда берутся желуди.

Главным плюсом басен Крылова можно выделить то, что их восприятие человеком очень легкое, строчки написаны простым языком,поэтому они легко запоминаются. Басни нравятся многим людям и являются актуальными до сих пор, потому что носят поучительный характер, учат честности, труду и помощи слабым.

Прелесть басен Крылова

Иван Андреевич Крылов является самым известным баснописцем во всем мире. Дети знакомятся с его поучительными и мудрыми произведениями еще в раннем детстве. На баснях Крылова выросли и воспитались не мало поколений.

Немного из биографии Крылова

Семья Крыловых проживала в Твери. Отец — не богатый человек, армейский капитан. В детстве юный поэт научился писать и читать от отца, затем обучался французскому языку. Крылов учился мало, но много читал и прислушивался к простонародным историям.

И благодаря своему саморазвитию был одним из самых образованных людей своего века. После смерти отца, в подростковом возрасте с семьей отправился в Санкт-Петербург, где поступил на службу.
После армии активно начал свою литературную деятельность.

Обратите внимание

Драматург сначала делал переводы, писал трагедии, но позже его душа пристрастилась к сатирическому жанру литературы.

В 1844 году писатель скончался от воспаления легких, в качестве последнего подарка своим друзьям и родным Крылов оставил по сборнику басен. На обложке каждого экземпляра было выгравировано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Про басни Крылова

Как уже было сказано выше, Иван Андреевич Крылов пробовал себя в различных литературных жанрах, прежде, чем остановиться на баснях. Свои произведения он давал «на суд» друзьям, среди которых числились такие, как Дмитриев, Лобанов. Когда же Крылов принес Дмитриеву перевод с французского басен Лафонтена, он воскликнул: «это истинный ваш род; наконец вы нашли его».

За всю свою жизнь Иван Андреевич издал 236 басен. Также поэт писал сатирические журналы. Во всех своих юмористических произведениях Крылов обличал недостатки русского народа, высмеивал пороки человека и самое главное он учил людей нравственным и моральным качествам.

Каждая басня Крылова имеет свою структуру, чаще всего выделяют две части: мораль (в начале или в конце произведения) и сама басня. Иван Андреевич в основном показывал и высмеивал проблемы общества через призму на примере животного мира.

Главными героями басен являются всевозможные зверюшки, птицы и насекомые.

Баснописец описывал жизненные ситуации, в которых персонажи вели себя неподобающим образом, затем в морали Крылов поучал своих читателей, показывая, как нужно выходить из данных ситуаций.

В этом и заключается прелесть басен Крылова, он учил людей жизни, он объяснял нормы морали и этикета на примере сказок.

Источник: http://sochinite.ru/basni/basni-kryilova

Басни Крылова Ивана Андреевича

Алкид, Алкмены сын,

Столь славный мужеством и силою чудесной,

Однажды проходя меж скал и меж стремнин

Опасною стезей и тесной,

Увидел на пути свернувшись, будто ёж

Лежит, чуть видное, не знает, что такое.

Он раздавить его хотел пятой. И что ж?

Оно раздулося и стало боле вдвое.

От гневу вспыхнув, тут Алкид

Тяжелой палицей своей его разит.

Читать дальше

Кто самолюбием чрез меру поражен,

Тот мил себе и в том, чем он другим смешон;

И часто тем ему случается хвалиться,

Чего бы должен он стыдиться.

С Осленком встретясь, Апеллес

Зовет к себе Осленка в гости;

В Осленке заиграли кости!

Осленок хвастовством весь душит лес

Читать дальше

Ну стоит ли богатым быть,

Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить

И только деньги лишь копить?

Да и на что? Умрем, ведь все оставим.

Мы только лишь себя и мучим и бесславим.

Читать дальше

Был в древности народ, к стыду земных племен,

Который до того в сердцах ожесточился,

Что противу богов вооружился.

Мятежные толпы, за тысячью знамен,

Кто с луком, кто с пращой, шумя, несутся в поле.

Зачинщики, из удалых голов,

Чтобы поджечь в народе буйства боле,

Кричат, что суд небес и строг и бестолков;

Что боги или спят, иль правят безрассудно;

Что проучить пора их без чинов;

Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно

Читать дальше

В деревне, в праздник, под окном

Помещичьих хором,

Народ толпился.

На Белку в колесе зевал он и дивился.

Читать дальше

У Льва служила Белка.

Не знаю, как и чем; но дело только в том,

Что служба Белкина угодна перед Львом;

А угодить на Льва, конечно, не безделка.

За то обещан ей орехов целый воз.

Обещан — между тем все время улетает;

А Белочка моя нередко голодает

И скалит перед Львом зубки свои сквозь слез.

Посмотрит: по лесу то там, то сям мелькают

Ее подружки в вышине:

Она лишь глазками моргает, а оне

Орешки знай себе щелкают да щелкают.

Читать дальше

С великим Богачом Поэт затеял суд,

И Зевса умолял он за себя вступиться.

Обоим велено на суд явиться.

Пришли: один и тощ и худ,

Едва одет, едва обут;

Другой весь в золоте и спесью весь раздут.

Читать дальше

Приятель своего приятеля просил,

Чтоб Бочкою его дни на три он ссудил.

Услуга в дружбе — вещь святая!

Вот, если б дело шло о деньгах, речь иная:

Тут дружба в сторону, и можно б отказать, —

А Бочки для чего не дать?

Как возвратилася она, тогда опять

Возить в ней стали воду.

Читать дальше

С знакомцем съехавшись однажды я в дороге,

С ним вместе на одном ночлеге ночевал.

Поутру, чуть лишь я глаза продрал,

И что же узнаю? — Приятель мой в тревоге:

Вчера заснули мы меж шуток, без забот;

Читать дальше

Булатной сабли острый клинок

Заброшен был в железный хлам;

С ним вместе вынесен на рынок

И мужику задаром продан там.

Читать дальше Произведения разбиты на страницы

Крылов Иван Андреевич – невероятно популярный в России писатель.

Из большинства детских сказок и стихов – басни Крылова всегда самые лучшие, ведь они врезаются в память и возникают на протяжении всей жизни при встрече с человеческими пороками.

Часто люди могут сказать, что Крылов писал свои стихи совсем не для детей, но неужели смысл его басен совсем не понятен детям? Ясно и грамотно прописана мораль, именно поэтому басни Крылова читать с огромной пользой сможет абсолютно любой ребенок.

Читать Басни Крылова мы обожаем с самого детства. В нашей памяти хранятся различные крыловские образы, которые зачастую возникают в нашей памяти в абсолютно разных жизненных перипитиях, и, обращаемся к ним, не перестаем удивляться таланту Крылова.

Басни занимают основополагающее место в творчестве Ивана Крылова.

Применительно к басням вся разноплановая литература Крылова как сатирика, поэта и драматурга явилась всего лишь подготовкой для появления его гения — величайшего баснописца.

Важно

В частности этим объясняется и то, что сам Крылов, относившийся несколько безучастно к своему раннему творчеству и ни разу за свою жизнь не объединивший их в специальном издании, с особенной тщательностью относился к работе над своими баснями и к их выпуску в свет.

Что же такое басня? Согласно толковому словарю это «краткий, в основном стихотворный, нравоучительный текст», то есть сказка содержащая в себе учение, имеющее непосредственное отношение к внутренним душевным качествам личности, основанным на таких моральных идеалах как добро, отзывчивость, долга, справедливость и другие. Героями в баснях могут быть, что или кто угодно: люди, животные, предметы или растения, которые наделяются различными человеческими качествами. На нашем интернет сайте вы можете читать басни Крылова Ивана Андреевича онлайн список абсолютно бесплатно.

басни Крылова читать

Источник: https://vseskazki.su/avtorskie-skazki/basni-krilova-ivana.html

Ссылка на основную публикацию