Басня «растолстевшая мышь» эзоп читать

Omega Press



В хрестоматийный сборник вошли русские пословицы и поговорки, басни, рассказы, стихи и сказки известных российских писателей, рекомендованные к прочтению в первом классе общеобразовательной начальной школы.

Тексты произведений представлены без сокращений, напечатаны на хорошей бумаге крупным шрифтом и содержат цветные иллюстрации ведущих российских художников.

Средний формат и небольшой вес издания делают его удобным для домашней или школьной библиотеки и необременительным грузом в рюкзаке школьника.

В сборник вошли следующие произведения:

Русские пословицы и поговорки

О Родине 

О природе

О маминой доброте

О дружбе

О труде

Об уме и ученье

О словах

Эзоп. В пересказе Л.Н. Толстого

Ворона и Лисица

Лисица и Виноград

Растолстевшая мышь

Мышь и Лягушка

Кот с бубенцом

Галка и Кувшин

Собака и Волк

Мужик и Водяной

Отец и Сыновья

Лгун

Как мальчик рассказал про то, как его в лесу застала гроза (Быль)

Филипок (Быль)

Птичка (Быль)

Котенок (Быль)

Старый дед и внучек

Иван Крылов

Ворона и Лисица

Стрекоза и Муравей

Чиж и Голубь

Кукушка и Петух

Лев и Лисица

Осел и Соловей

Евгений Шварц

Новые приключения Кота в сапогах

Рассеянный волшебник

Два брата

Татьяна Александрова

Домовёнок Кузька

Михаил Пришвин

Осинкам холодно

Старый скворец

Моя родина (Из воспоминаний детства)

Ёж

Михаил Лермонтов

Осень

Аполлон Майков

Осень

Афанасий Фет

«Ласточки пропали…»

«Чудная картина…»

Алексей Плещеев

Осень

Ласточка

Иван Белоусов

Первый снежок

Иван Суриков

Зима

Сергей Есенин

Берёза

Черёмуха

Константин Ушинский

Проказы старухи-зимы

Антон Чехов

Весной

Алексей Толстой

«Вот уж снег последний в поле тает…»

Фёдор Тютчев

Весенняя гроза

Иван Бунин

«Гаснет вечер, даль синеет…»

Антон Пришелец

Наш край

Георгий Ладонщиков

Скворец на чужбине

В школу

Зинаида Александрова

Родина

Валентин Берестов

Читалочка

«Нежарким солнышком согреты»

Аист и Соловей

Владимир Железников

Голубая Катя

История с азбукой (После уроков)

Яков Аким

Моя родня

Моя собака

Мой брат Миша

Виктор Драгунский

Ровно 25 кило

Рабочие дробят камень

Валентина Осеева

Волшебное слово

Просто старушка

На катке

Плохо

Добрая хозяюшка

Александр Куприн

Ю-ю

Сергей Аксаков

Сурка

Константин Паустовский

Кот-ворюга

Барсучий нос

Заячьи лапы

Василий Сухомлинский

Старый Пес

Ирина Пивоварова

О чём думает моя голова

Сочинение

Источник: http://omega-press.ru/books/detskaya-literatyra/knigi-v-pereplete/shkolnaya-biblioteka/978-5-465-03627-6.html

Эхо басни см в части 2 11

Орел, слетев с высоких скал, унес ягненка.

А галка, тут же позавидовав, взлетела,

Да за барана уцепилась… В ходе дела

Она запуталась когтями в шерсти тонкой…

И вот беспомощно крылами все махала,

Пока пастух, увидев это, крылья ей

Подрезал, чтобы тем порадовать детей:

— Пусть поиграют с ней, игрушек в доме мало.

А дети спрашивают: — Что это за птица?

  • Да я-то знаю, это галка, а она

Уж возомнила из себя, поди, орла!

Несчастье глупого все в зависти таится…

^

К нему с мольбой нижайшей: — Выручи, друг мой!

А жук к орлу уже: — Пусти его домой!

Но пренебрег орел жуком, того обидев…

И зайца съел. А жук обиды не простил.

И каждый раз в гнезде орла он яйца бил,

И вот орел, боясь остаться без потомства,

У Зевса просит: — Защити от вероломства.

Он на колени Зевсу яйца положил,

А жук и тут… пред носом Зевса закружил,

И тот чихнул, а яйца вдребезги тотчас!

С тех самых пор орла гнездовье скрыто глаз…

Однажды ястреб соловья схватил… беда,

Чтоб пообедать тем певцом. А соловей,

Борясь за жизнь свою: — Да мал я для твоей

Закуски даже, отпусти, что за еда…

На это ястреб: — Ту добычу, что в когтях,

Не променяю я на курицу в ветвях…

Лисица, в первый раз увидев льва, присела,

И в землю вжалась, и со страха онемела…

И во второй раз тоже сильно испугалась,

Не понимая, как живою — то осталась…

На третий раз она уж с ним заговорила…

И, расхрабрившись, про опасности забыла…

Лиса увидела в дупле еды запас,

Что пастухи тут припасли на поздний час,

В дупло залезла, съела все и растолстела,

Да так, что выбраться обратно не сумела…

И вот заохала она… Лиса другая,

Что пробегала мимо, так ей: — Ох, родная,

Придется здесь тебе сидеть, пока не станешь

Такой, как прежде. Ведь природу не обманешь…

((()))
Мораль сей басни такова: не объедайся

Чужим запасом, а объелся – упражняйся

С пересказа Л.Толстого

Прогрызла мышка щель, да так

И добралась уж до зерна!

Затем наелась досыта.

И растолстела… В щель — никак!

А тут хозяин и явился,

Да на толстушку удивился…

P.S.
Уместно то сказать, что выводы двух басен

Не идентичны. Спор о выводах напрасен.

Сюжет похож, но глубина у них различна.

Что здесь существенно, а что уже вторично?

^

Не позволяет вслух продолжить разговор…

Самостоятельность мышленья развивая,

В зерне мы знания найдем, умом играя…

Позвала как-то раз журавля

Отобедать лисица, и вот

Блюдо с кашей ему подает.

Клювом острым схватить-то нельзя…

И журавль в другой раз позвал

Ту лисицу. В кувшине вино

Он поставил на стол для того,

Чтоб язык ее вкус не узнал…

Источник: http://litcey.ru/astromoiya/11512/index.html?page=4

Басни эзопа и эхо

Орел с лисицею однажды подружились,

И друг у друга по соседству поселились.

Орел на дереве гнездо свил, и лисица

Под тем же деревом сумела поселиться.

Настало время, и в норе уже лисята.

И то же время из гнезда кричат орлята.

Но как ушла лиса охотится, сосед

Лисят похитил, да орлятам на обед…

Вернулась лисонька и тотчас поняла,

Что за беда ее детенышей взяла…

Ей горько стало за детишек, что таить,

Но тяжелей всего — не в силах отомстить.

Ведь недоступна зверю птица, и она

Лишь проклинала все обидчика сполна.

А что еще бессильный может предпринять?

К кому за помощью идти, кого позвать…

Но и орлу пришлось за попранную дружбу

Детьми своими расплатиться. Это нужно,

Знать, Справедливости, что движет времена.

Закон возмездия карает все века.

Однажды в жертву человек принес козу,

Горела жертва на костре, да на виду.

Орел схватил кусок горящий и в гнездо,

Своим детишкам дал отведать, да… во зло.

Они горящими кусками подавились,

С гнезда попадали, в отчаянии убились.

Лиса же, ими отобедав, так сказала:

  • Что на глазах произошло — и это мало…

((()))

Нам не уйти от всех последствий никогда.

Подумай прежде, чем придет к тебе беда.

Орел, слетев с высоких скал, унес ягненка.

А галка, тут же позавидовав, взлетела,

Да за барана уцепилась… В ходе дела

Она запуталась когтями в шерсти тонкой…

И вот беспомощно крылами все махала,

Пока пастух, увидев это, крылья ей

Подрезал, чтобы тем порадовать детей:

— Пусть поиграют с ней, игрушек в доме мало.

А дети спрашивают: — Что это за птица?

  • Да я-то знаю, это галка, а она

Уж возомнила из себя, поди, орла!

Несчастье глупого все в зависти таится…

Орел за зайцем гнался. Тот, жука увидев,

К нему с мольбой нижайшей: — Выручи, друг мой!

А жук к орлу уже: — Пусти его домой!

Но пренебрег орел жуком, того обидев…

И зайца съел. А жук обиды не простил.

И каждый раз в гнезде орла он яйца бил,

И вот орел, боясь остаться без потомства,

У Зевса просит: — Защити от вероломства.

Он на колени Зевсу яйца положил,

А жук и тут… пред носом Зевса закружил,

И тот чихнул, а яйца вдребезги тотчас!

С тех самых пор орла гнездовье скрыто глаз…

Однажды ястреб соловья схватил… беда,

Чтоб пообедать тем певцом. А соловей,

Борясь за жизнь свою: — Да мал я для твоей

Закуски даже, отпусти, что за еда…

На это ястреб: — Ту добычу, что в когтях,

Не променяю я на курицу в ветвях…

Лисица, в первый раз увидев льва, присела,

И в землю вжалась, и со страха онемела…

И во второй раз тоже сильно испугалась,

Не понимая, как живою — то осталась…

На третий раз она уж с ним заговорила…

И, расхрабрившись, про опасности забыла…

Лиса увидела в дупле еды запас,

Что пастухи тут припасли на поздний час,

В дупло залезла, съела все и растолстела,

Да так, что выбраться обратно не сумела…

И вот заохала она… Лиса другая,

Что пробегала мимо, так ей: — Ох, родная,

Придется здесь тебе сидеть, пока не станешь

Такой, как прежде. Ведь природу не обманешь…

((()))

Мораль сей басни такова: не объедайся

Чужим запасом, а объелся – упражняйся

С пересказа Л.Толстого

Прогрызла мышка щель, да так

И добралась уж до зерна!

Затем наелась досыта.

И растолстела… В щель — никак!

А тут хозяин и явился,

Да на толстушку удивился…

P.S.
Уместно то сказать, что выводы двух басен

Не идентичны. Спор о выводах напрасен.

Сюжет похож, но глубина у них различна.

Что здесь существенно, а что уже вторично?

Толстой велик, Эзоп глубок, а Пифагор

Не позволяет вслух продолжить разговор…

Самостоятельность мышленья развивая,

В зерне мы знания найдем, умом играя…

Позвала как-то раз журавля

Отобедать лисица, и вот

Блюдо с кашей ему подает.

Клювом острым схватить-то нельзя…

И журавль в другой раз позвал

Ту лисицу. В кувшине вино

Он поставил на стол для того,

Чтоб язык ее вкус не узнал…

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ Error: Reference source not found

С пересказа Л.Толстого

Когда больной… и старый лев… лежал в пещере,

Лесные звери шли проведать, а лиса

За это время все ни разу не зашла.

А волк, обрадовавшись случаю, в манере

Ему лишь свойственной, решил оговорить

Лисицу хитрую: — Ни в грош тебя не ставит

Лиса зловредная, в беде царя оставит! –

Узнав о том… лиса бежит: — Чем злобу лить…

Она подумала, а вслух-то говорит:

  • Да не рычи же на меня, прекрасный царь!

Ты прежде выслушай, тогда карай как встарь.

Не навещала я тебя, душа болит…

Да недосуг ведь было! Знаешь, отчего?

Да оттого, что я по свету все искала

Лекарства лучшие тебе, и вот узнала!

И в тот же час я у тебя, хоть нелегко…

А лев рычит: — И что же это за лекарство?

  • А вот какое: коли волка обдерешь,

Да шкуру теплую наденешь и прижмешь,

Тогда здоровье и вернешь, а с ним и царство.

И растянул лев волка. Тотчас же лиса,

Смеясь над волком, слово притчи говорит:

  • Вот так-то, брат, кто зло на близкого таит,

Сам пострадает. Делай добрые дела.

Источник: http://mognovse.ru/rrt-basni-ezopa-i-eho-stranica-3.html

Урок чтения Басни И.А. Крылова. Чиж и голубь

27.04.2017

  • Конашенкова Татьяна Александровна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования

Цель урока:

Дать понятие о басне, познакомить с историей её возникновения, баснописцами, развивать интерес к этому жанру, учить выразительному чтению басен, расширять понятие о

человеческих пороках и достоинствах.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
  • – фотомонтаж писателей;
  • – выставка книг;
  • – иллюстрации;
  • – таблицы (2шт);
  • – слова на плакате;
  • – литературный календарь.

Ход урока:

  • Работа с литературным календарем

( День рождения А.С. Пушкина, И.А. Крылова)

  • Вступительная беседа учителя
  • – Кто любит сказки?

    Вспомните любимые. Расскажите отрывок из нее. (2
    чел.)

    – Кто любит стихи?

    Вспомните любимые. Расскажите четверостишие. (2
    чел.)

    – Какие знаете литературные произведения?

    Таблица

    Произведения слова

    (Произведение)

    Будем таблицу дополнять.

  • Знакомство с новым материалом
  • – Послушайте в грамзаписи литературное
    произведение И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.

    Читайте также:  О празднике 8 марта для школьников кратко

    – На сказку похоже? Почему?

    – На стихотворение похоже? Почему?

    Это басня (отметить в таблице)

    – Что необычного заметили в басне?

    – Зачем пишут басни?

    – А как называются творцы слова, которые пишут замечательные произведения (писатели, поэты,

    прозаики, баснописцы)?

    Раздаю перфокарты.

    Творцы слова


    ФИО Поэт Писатель Баснописец Классик


    Л. Толстой + +


    Н. Некрасов +


    И. Крылов + +

    Задание:

    – определить русских поэтов-классиков

    – определить русских баснописцев

    Проверка: – Кто русские поэты-классики?

    – Кто русские баснописцы?

    Таблица

    Рассказ учителя

    Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости.

    Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры.

    Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в

    уста.

    Эзоп – мудр и умен.

    Был случай – спор.

    У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин

    сказал, что человек не может выпить море.

    Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если
    ты это сделаешь.”

    Вся толпа двинулась к морю.

    – Ну что же пей.

    – Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все
    источники, которые впадают в него.

    Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

    Обратите внимание

    Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её,
    потому что свобода была добыта хитростью.

    Рассказывать об Эзопе можно много удивительных
    историй.

    Физкультминутка для глаз.

    Вот басня. “Растолстевшая мышь”.
    Читает учитель.

    – Что за мудрость таится в этой басне? (жадность,
    обжорство)

    Эти истории или басни с греческого
    переводились на русский язык

    – И.А. Крыловым (стихи)

    – Л.Н. Толстым (проза)

    Современник – баснописец – С. Михалков.

    Это тот писатель, который написал “Дядю
    Степу”. О нем вы узнаете в старших классах.

    А сегодня – об И.А. Крылове.

    (На доске висит портрет И.А. Крылова)

    – Какие басни Крылова читали раньше?

    И.А. Крылова знают все. (иллюстрации к басням на
    доске)

    Его перу принадлежат свыше 200 басен. В своих баснях он отражает русский характер, передает

    мудрость русского.

    Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами –

    достойными, благородными и отрицательными.

    Посмотрите как инсценируют дети басню “Лебедь,
    Рак и Щука”

    – В какой фразе заключается мудрость? (главный
    смысл)

    Мудр и умен И.А. Крылов.

    – Видите, даже вы, дети, знаете Крылова.

    Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю открытки

    “Летнего сада”)

    – Почему?

    – За что помнят его люди? (Басни Крылова учат
    правильно жить)

    Физкультминутка для мышц.

  • Знакомство с басней “Чиж и Голубь”
  • Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала

    в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

    Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух
    птицах – Чиже и Голубе.

    – Кто видел чижа?

    – Кто видел голубя? (читаю басню)

    – Ваше мнение? Кого жаль?

    – Как оцениваете поведение молодого голубя?

    Подготовка к вторичному восприятию.

    – Что означают слова?

    а).

    – Найдите в тексте фразы с этими словами.

    б). Читаем – губами

    1 2 3 на доске
    медленно и тихо быстро и тихо быстро и громко
    напро велвеливеливели путатьпутатьсяпутатьпутатьсябедняжка

    в). Работа с оглавлением книги (Найти басню – в учебнике дети ищут нужную

    страницу по оглавлению).

    г). Чтение басни про себя.

    – Перед глазами карточка с заданиями для
    самостоятельной работы. Задания 1 и 3.

    Задание по вариантам

    1-вариант Почему чиж оказался в беде?
    Как он чувствовал в западне?

    2-вариант Что случилось с голубем? Как
    вел себя молодой голубь?

    Задание всем

    Прочитайте 8 стр.

  • Анализ произведения
  • – Что изменилось в положении героев басни?

    – Кому сочувствует автор? А Ты?

    Западня – Злодейка – Бедняжка

    – Если бы человек поступил подобным образом, что
    вы о нем скажите?

    – Давайте дадим характеристику голубя?

    Вырисовывается табличка на доске

    А какие черты хотели бы видеть вы?

    Осознание идеи.

    – В каких строчках заключается главная мысль?
    (добро и зло)

    Это мораль – краткий, четкий вывод, где
    называется порок и последствия.

    Разберем схему добра и зла.

    Физкультминутка для глаз.

    Л.Н. Толстой “ Муравей и голубка”

    Слушаем грамзапись. Сравните две басни.

    Заключение.

    Басня осталась в памяти людей и часто слова из
    нее стали произноситься, как будто так и надо.

    Работа над афоризмами.

    Я произношу:

    – Не радуйся чужой неудаче, не злорадствуй.

    – Найти близкую по смыслу фразу из басни. (работа
    с учебником)

    Работа над выразительностью.

    а) Расставляем логические ударения карандашом.

    б) Читаем вслух вместе. (чтение по ролям)

    Задание:

    Слова автора (показать отношение к героям).

    Слова героев (передать их характер).

    6. Домашнее задание

    Выучить наизусть. Привести примеры из жизни,
    которые можно соотнести с этой басней.

    ЗАДАНИЕ

    1. Прочитай внимательно текст. Определи главную
      мысль.
    2. Попытайся представить прочитанное.
    3. Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
    4. Приготовься безошибочно выразительно читать,
      соблюдая паузы и ударения.

    Урок чтения Басни И.А. Крылова. Чиж и голубь Ссылка на основную публикацию

    Источник: http://8.orange3.ru/1217/

    LITMIR.BIZ

    Скачать книгу

    align=»center»>

          Волк и кость

          Волк нёс кость. Напали на него щенята. Волк мог бы щенят загрызть, да не хотел разжать пасть, пустить кость, и бежал от щенят.

          Баба и курица

          Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

          Черепаха и орёл

          Черепаха просила орла, чтобы научил её летать. Орёл не советовал, потому что ей не пристало, а она всё просила. Орёл взял её в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камни и разбилась.

          Хорёк

          Хорёк зашёл к меднику и стал лизать подпилок. Из языка пошла кровь, а хорёк радовался, лизал, – думал, что из железа кровь идёт, и погубил весь язык.

          Курица и золотые яйца

          У одного хозяина курица несла золотые яйца. Ему захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри её большой ком золота); а она была такая же, как и все курицы.

          Лягушка и лев

          Лев услыхал – лягушка громко квакает, и испугался. Он подумал, что большой зверь так громко кричит. Он подождал немного, видит – вышла лягушка из болота. Лев раздавил её лапой и сказал:

          – Вперёд не рассмотревши, не буду пугаться.

          Олень и ланчук

          Ланчук[4] сказал раз оленю:

          – Батюшка, ты и больше, и резвее собак, да ещё и рога у тебя огромные на защиту; отчего же ты так боишься собак?

          Олень засмеялся и говорит:

          – Правду говоришь, дитятко. Одна беда: как только услышу собачий лай, не успею подумать, а уж бегу.

          Лев, медведь и лисица

          Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лиса увидала промеж их мясо, подхватила его и убежала.

          Мышь и лягушка

          Пришла мышь в гости к лягушке. Лягушка встретила мышь на берегу и стала её звать к себе в хоромы под воду. Мышь полезла, да воды хлебнула и насилу жива вон вылезла.

          – Никогда, – сказала она, – к чужим людям в гости ходить не буду.

          Собака и её тень

          Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

          И осталась собака ни при чём.

          Лисица и журавль

          Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела.

          На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один.

          Работницы и петух

          Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и ещё раньше стала поднимать работниц.

          Лисица и виноград

          Лисица увидала – висят спелые кисти винограда и стала прилаживаться, как бы их съесть.

          Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит:

          – Зелены ещё.

          Кораблекрушение

          Плыли рыбаки в лодке. И стала буря. Им стало страшно. Они вёсла бросили и стали молить Бога, чтобы Он их спас. Лодку несло по реке всё дальше от берега. Тогда один старший рыбак сказал:

          – Что вёслы бросили? Богу-то молись, а к берегу гребись.

          Лев и осёл

          Пошёл раз лев на охоту и взял с собой осла и сказал ему:

          – Ты зайди, осёл, в лес и кричи что есть мочи, у тебя горло просторно. Какие звери от этого крика пустятся бежать, я тех поймаю.

          Так и сделал. Осёл кричал, а звери бежали куда попало, и лев ловил их. После ловли лев сказал ослу:

          – Ну, хвалю тебя, ты хорошо кричал. И с тех пор осёл всё кричит, всё ждёт, чтобы его хвалили.

          Мышка грызла пол, и стала щель. Мышь прошла в щель, нашла много еды. Мышь была жадна и ела так много, что у ней брюхо стало полно. Когда стал день, мышь пошла к себе, но брюхо было так полно, что она не прошла в щель.

          Галка и кувшин

          Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было

    Скачать книгу

    Источник: http://litmir.biz/rd/223917/p5

    Предисловие Эзопа

    с. 1 с. 2 с. 3 с. 4

    Орел с лисицею однажды подружились,

    И друг у друга по соседству поселились.

    Орел на дереве гнездо свил, и лисица

    Под тем же деревом сумела поселиться.

    Настало время, и в норе уже лисята.

    И то же время из гнезда кричат орлята.

    Но как ушла лиса охотится, сосед

    Лисят похитил, да орлятам на обед…

    Вернулась лисонька и тотчас поняла,

    Что за беда ее детенышей взяла…

    Ей горько стало за детишек, что таить,

    Но тяжелей всего — не в силах отомстить.

    Ведь недоступна зверю птица, и она

    Лишь проклинала все обидчика сполна.

    А что еще бессильный может предпринять?

    К кому за помощью идти, кого позвать…

    Но и орлу пришлось за попранную дружбу

    Детьми своими расплатиться. Это нужно,

    Знать, Справедливости, что движет времена.

    Закон возмездия карает все века.

    Однажды в жертву человек принес козу,

    Горела жертва на костре, да на виду.

    Орел схватил кусок горящий и в гнездо,

    Своим детишкам дал отведать, да… во зло.

    Читайте также:  Рассказ паустовского «похождения жука-носорога» читать

    Они горящими кусками подавились,

    С гнезда попадали, в отчаянии убились.

    Лиса же, ими отобедав, так сказала:

    • Что на глазах произошло — и это мало…

    ((()))

    Нам не уйти от всех последствий никогда.

    Подумай прежде, чем придет к тебе беда.

    ОРЕЛ, ГАЛКА И ПАСТУХ

    Орел, слетев с высоких скал, унес ягненка.

    А галка, тут же позавидовав, взлетела,

    Да за барана уцепилась… В ходе дела

    Она запуталась когтями в шерсти тонкой…

    И вот беспомощно крылами все махала,

    Пока пастух, увидев это, крылья ей

    Подрезал, чтобы тем порадовать детей:

    — Пусть поиграют с ней, игрушек в доме мало.

    А дети спрашивают: — Что это за птица?

    • Да я-то знаю, это галка, а она

    Уж возомнила из себя, поди, орла!

    Несчастье глупого все в зависти таится…

    Орел за зайцем гнался. Тот, жука увидев,

    К нему с мольбой нижайшей: — Выручи, друг мой!

    А жук к орлу уже: — Пусти его домой!

    Но пренебрег орел жуком, того обидев…

    И зайца съел. А жук обиды не простил.

    И каждый раз в гнезде орла он яйца бил,

    И вот орел, боясь остаться без потомства,

    У Зевса просит: — Защити от вероломства.

    Он на колени Зевсу яйца положил,

    А жук и тут… пред носом Зевса закружил,

    И тот чихнул, а яйца вдребезги тотчас!

    С тех самых пор орла гнездовье скрыто глаз…

    Однажды ястреб соловья схватил… беда,

    Чтоб пообедать тем певцом. А соловей,

    Борясь за жизнь свою: — Да мал я для твоей

    Закуски даже, отпусти, что за еда…

    На это ястреб: — Ту добычу, что в когтях,

    Не променяю я на курицу в ветвях…

    Лисица, в первый раз увидев льва, присела,

    И в землю вжалась, и со страха онемела…

    И во второй раз тоже сильно испугалась,

    Не понимая, как живою — то осталась…

    На третий раз она уж с ним заговорила…

    И, расхрабрившись, про опасности забыла…

    Растолстевшая лисица

    Лиса увидела в дупле еды запас,

    Что пастухи тут припасли на поздний час,

    В дупло залезла, съела все и растолстела,

    Да так, что выбраться обратно не сумела…

    И вот заохала она… Лиса другая,

    Что пробегала мимо, так ей: — Ох, родная,

    Придется здесь тебе сидеть, пока не станешь

    Такой, как прежде. Ведь природу не обманешь…

    ((()))

    Мораль сей басни такова: не объедайся

    Чужим запасом, а объелся – упражняйся

    Растолстевшая мышь

    С пересказа Л.Толстого

    Прогрызла мышка щель, да так

    И добралась уж до зерна!

    Затем наелась досыта.

    И растолстела… В щель — никак!

    А тут хозяин и явился,

    Да на толстушку удивился…
    P.S.

    Уместно то сказать, что выводы двух басен

    Не идентичны. Спор о выводах напрасен.

    Сюжет похож, но глубина у них различна.

    Что здесь существенно, а что уже вторично?

    Толстой велик, Эзоп глубок, а Пифагор

    Не позволяет вслух продолжить разговор…

    Самостоятельность мышленья развивая,

    В зерне мы знания найдем, умом играя…

    Позвала как-то раз журавля

    Отобедать лисица, и вот

    Блюдо с кашей ему подает.

    Клювом острым схватить-то нельзя…

    И журавль в другой раз позвал

    Ту лисицу. В кувшине вино

    Он поставил на стол для того,

    Чтоб язык ее вкус не узнал…

    ЛИСА И ЖУРАВЛЬ Error: Reference source not found

    С пересказа Л.Толстого

    Когда больной… и старый лев… лежал в пещере,

    Лесные звери шли проведать, а лиса

    За это время все ни разу не зашла.

    А волк, обрадовавшись случаю, в манере

    Ему лишь свойственной, решил оговорить

    Лисицу хитрую: — Ни в грош тебя не ставит

    Лиса зловредная, в беде царя оставит! –

    Узнав о том… лиса бежит: — Чем злобу лить…

    Она подумала, а вслух-то говорит:

    • Да не рычи же на меня, прекрасный царь!

    Ты прежде выслушай, тогда карай как встарь.

    Не навещала я тебя, душа болит…

    Да недосуг ведь было! Знаешь, отчего?

    Да оттого, что я по свету все искала

    Лекарства лучшие тебе, и вот узнала!

    И в тот же час я у тебя, хоть нелегко…

    А лев рычит: — И что же это за лекарство?

    • А вот какое: коли волка обдерешь,

    Да шкуру теплую наденешь и прижмешь,

    Тогда здоровье и вернешь, а с ним и царство.

    И растянул лев волка. Тотчас же лиса,

    Смеясь над волком, слово притчи говорит:

    • Вот так-то, брат, кто зло на близкого таит,

    Сам пострадает. Делай добрые дела.
    С пересказа Л.Толстого

    Однажды лев, осел, лисица… на охоту

    Пошли втроем, да наловили много дичи.

    И лев велел ослу делить улов добычи.

    Три части равные тот сделал, без заботы

    Сказав: — Прошу вас, угощайтесь! – Тотчас лев

    Его задрал, затем лисице повелел

    Делить добычу. И тогда повеселел:

    Та собрала большую кучу, оробев.

    Себе лишь чуточку оставила. А он

    Ей говорит: — Какая умница! А кто

    Учил делить тебя? — Она в ответ: — А что

    С ослом случилось? Недостаточно учен…

    с. 1 с. 2 с. 3 с. 4

    Источник: http://kilouma.ru/safia/predislovie-ezopa/stranica-2.html

    Басни, сказки, рассказы. Лев Толстой Чтение книги онлайн

          Мышка грызла пол, и стала щель. Мышь прошла в щель, нашла много еды. Мышь была жадна и ела так много, что у ней брюхо стало полно. Когда стал день, мышь пошла к себе, но брюхо было так полно, что она не прошла в щель.

          Галка и кувшин

          Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

          Горшок и чугунок

          Поспорил горшок с чугуном. Горшок стал грозить, что ударит чугун. А чугун говорит:

          – Всё равно, – ты ли меня ударишь, я ли тебя ударю, не я, а ты разобьёшься.

          Стрекоза и муравьи

          Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:

          – Что ж ты летом не собрала корму?

          Она сказала:

          – Недосуг было: песни пела.

          Они засмеялись и говорят:

          – Если летом играла, зимой пляши.

          Осёл в львиной шкуре

          Осёл надел львиную шкуру, и все думали – лев. Побежал народ и скотина. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ: исколотили осла.

          Волк и лисица

          Волк убегал от собак и хотел спрятаться в водомоину. А в водомоине сидела лисица, она оскалила зубы на волка и сказала:

          – Не пущу тебя – это моё место.

          Волк не стал спорить, а только сказал:

          – Если бы собаки не были так близко, я бы тебе показал, чьё это место, а теперь, видно, твоя правда.

          Орёл и лисица

          Орёл ухватил у лисицы лисёнка и хотел унесть. Лисица стала просить, чтобы он пожалел её. Орёл не пожалел её. Он подумал: «Что она мне сделает? Гнездо у меня высоко на сосне. Она не достанет до меня». И унёс лисёнка. Лисица побежала в поле, достала у людей головешку с огнём и принесла под сосну. Она хотела зажигать сосну; но орёл стал просить прощенья и принёс ей назад лисёнка.

          Курица и ласточка

          Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:

          – То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят.

          Галка и голуби

          Галка увидела, что голубей хорошо кормят, – выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда её голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались её оттого, что она была белая, и тоже прогнали.

          Пастух

          У пастуха пропала овца. Пастух искал, искал, нигде не нашёл. Он стал молиться и обещал 10-копеечную свечку поставить, если найдёт воров. На другой день пошёл пастух в лес и набрёл на волков. Они доедали его овцу. Пастух увидал воров. А как волки бросились на него, он стал молиться и обещал поставить рублёвую свечку, только бы ему уйти от них.

          Поспорили заяц с черепахой, кто кого обгонит. Взялись они бежать на версту[5]. Заяц сразу обогнал черепаху, так что её и не видно стало. Он и подумал: «Куда мне торопиться? Дай посижу!» Сел отдохнуть и заснул. А черепаха всё шла да шла с ноги на ногу, и, когда заяц проснулся, черепаха уже приползла к версте.

          Камыш и маслина

          Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнётся. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли
    СКАЧАТЬ

    Источник: http://fb2gratis.com/gratis_rd_223917_p6

    Контрольные тексты для проверки техники чтения в 1 классе

    1 КЛАСС

    I ПОЛУГОДИЕ

    * * *

    Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада.

    (20 слов)

    Л. Толстой

    Чем порадовала Настя маму?

    Родной угол

    У лисы — нора. У птицы –гнездо. А у нас – дом да изба.

    Родная избушка и плоха, да мила.

    (18 слов)

    По Д. Тихомирову

    1. Где живёт лиса?

    2. А где живут птицы?

    3. Как ты понимаешь слова: «Родная избушка и
    плоха, да мила»?

    Кит

    Всю жизнь в воде проводит кит,

    Хотя он и не рыба.

    Он в море ест и в море спит,

    За что ему спасибо:

    Тесно было бы на суше

    От такой огромной туши!

    (32 слова)

    Б. Заходер

    Что ты узнал о ките? Расскажи.

    Котик

    Котик по избе ходил,

    Чашку новую разбил.

    Бабка котика нашла

    Да за ушки потрясла.

    «Тихо, котик, не тужи,

    Ещё годик послужи.

    Куплю тебе боты

    Гомельской работы». (26 слов)

    1. Как бабка наказала котика за разбитую чашку?

    2. Как она уговаривала его не обижаться? Прочти.

    Три медведя

    (Отрывок)

    Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

    Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. (54 слова)

    Л. Толстой

    1. Кто жил в домике?

    2. «Дверь была отворена» — как можно сказать иначе?

    Лекарство

    Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горького лекарства. Видит девочка, что мать пьёт с трудом, и говорит ей: «Милая мама! Дай я выпью лекарство за тебя». (27 слов)

    К. Ушинский

    Как маленькая девочка пожалела маму?

    Важно

    Четыре желания

    Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

    • Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!
    • Запиши твоё желание в мою карманную книжку,— сказал отец.

    Митя записал. (42 слово)

    К. Ушинский

    1. Как Митя проводил зимой свободное время?

    2. Какое желание он высказал отцу?

    3. Почему отец попросил его записать это желание?

    II ПОЛУГОДИЕ

    Важно

    Четыре желания

    Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

    — Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. (30 слов)

    К. Ушинский

    Как ты думаешь, почему Мите понравилась весна?

    Пришла весна

    Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали. (31 слово)

    Читайте также:  Праздник хлеба в детском саду. сценарий. подготовительная группа

    Л. Толстой

    1. Расскажи, как играли дети.

    2. Почему с ними приключилась беда?

    Дождик

    Дождик, дождик, веселей!

    Капай, капай, не жалей!

    Только нас не замочи.

    Зря в окошко не стучи!

    Брызни в поле пуще –

    Станет травка гуще!

    Дождик-дождик, поливай —

    Будет хлеба каравай! (29 слов)

    1. Почему люди радуются дождю?

    2. Как ты понимаешь слова: «Брызни в поле пуще»?

    Лисица и журавль

    Басня

    Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, лисица сама всё поела.

    На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один. (56 слов)

    Л. Толстой

    1. Как лиса решила обмануть журавля?

    2. Как журавль перехитрил лису?

    Брат и младшая сестра

    Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

    Моя бабушка поглядела и говорит:

    — Что ж ты, Саня… Маленькая Варя больше тебя набрала!

    — Ещё бы! — отвечает Санька.— Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

    И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет.

    (60 слов)

    Э. Шим

    1. Как бабушка подсмеивалась над Саней?

    2. Из каких строк текста видно, что Саня очень любит маленькую сестрёнку? Прочти их.

    2 КЛАСС

    I ПОЛУГОДИЕ

    Растолстевшая мышь

    Басня

    Мышка грызла пол, и стала щель. Мышь прошла щель, нашла много еды. Мышь была жадна и ела так много, что у ней брюхо стало полно. Когда настал день, мышь пошла к себе, но брюхо было так полно что она не прошла в щель. (44 слова)

    Л. Толстой

    Как была наказана мышь за жадность?

    Собака и её тень

    Басня

    Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт,— она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

    И осталась собака ни при чём. (49 слов)

    Л. Толстой

    1. Почему собака осталась без мяса?

    2. Как ты понимаешь слова: «И осталась собака ни при чём»?

    Солнце и радуга

    Басня

    Раз после дождя выглянуло солнышко и появилась семицветная дуга — радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк еюлюбуется. Загордилась радуга, да и стала хвастаться, что она красивее самого солнца.

    Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива— это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеётся да пуще хвастается. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу — ирадуги как не бывало.

    (66 слов)

    К. Ушинский

    1. Без чего не бывает радуги?

    1. Расскажи басню близко к тексту.

    Берёзовый пирожок

    Братья с Нюркой пошли в лес по ягоды. К обеду бидоны у ребят были полны. Присели отдохнуть. Никто из них не взял в лес ни сухаря, ни лепёшки.

    — Погодите, я сейчас пирожков напеку! — сказала Нюрка.

    Она сорвала с берёзовой ветки листок, завернула в него пяток зем-ля-ни-чин и протянула мне как старшему.

    • Что это? — спросил я.
    • Берёзовый пирожок. Ешь!

    Очень вкусным оказался берёзовый пирожок. (63 слова)

    Ю. Коваль

    1. В чём проявилась находчивость маленькой девочки?

    2. Какими получились пирожки?

    Муравейник

    Сижуперед муравейником. Смотрю, как бегают муравьи.

    • Что делаете, муравьи?
    • Дом ставим.
    • Как вы его ставите?
    • К лесу задом, к солнышку передом.

    Ивправду: повёрнут муравейник своей широкой стороной к солнцу. Чтоб теплей было в доме. Вот хитрые!(38 слов)

    Э. Шим

    1.Как муравьи ставили свой дом?

    2.Почему именно так?

    Лев, медведь и лисица

    Басня

    Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисицаувидала их мясо, подхватила его и убежала.

    (35 слов)

    Л. Толстой

    1. Почему лев и медведь остались без мяса?

    Лисичка со скалочкой

    Русская сказка (От рывок)

    Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.

    Пришла в деревню и стучится в избу:

    • Стук-стук!
    • Кто там?
    • Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
    • У нас и без тебя тесно.

    — Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

    Её пустили.

    Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

    Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку а потом спрашивает:

    — Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!

    Мужик — делать нечего! — отдал ей за скалочку курочку.

    Взяла лисичка курочку и пошла в другую деревню.

    (96 слов)

    1. Какой тебе представляется лисичка, когда она просилась переночевать?

    2. Как лисица обманула доверчивого мужика?

    II ПОЛУГОДИЕ

    Для чего руки нужны

    Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы. Спросил как-то дедушка внука:

    —А длячего, Петенька, людям руки нужны? — Чтобыв мячик играть,— ответил Петя.

    • А ещё?
    • Чтобы кошку гладить.

    Весь вечеротвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Толькоон маленький был и обо всех других людях посвоим рукам судил, а не по трудовым, рабочим рукам. (61 слово)

    Е. Пермяк

    1. Почемудедушка так долго задавал Пете один и тот же вопрос?

    2. Как ты думаешь, чему учил дедушка своего внука?

    Дети в роще

    Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо тенистой рощи.

    — Знаешь ли что,— сказал брат сестре.— В школу мы ещё успеем, а в роще должно быть очень весело!

    Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили книжки в траву и скрылись под кудрявыми берёзками.

    Прежде всего дети увидели золотого жучка.

    — Поиграй же с нами.

    — У меня нет времени,— отвечал жук. Детям стало стыдно; они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно. (77 слов)

    По К. Ушинскому.

    1. Куда отправились дети вместо школы?

    2. Почему жук не захотел с ними поиграть?

    3. Что решили сделать дети? Почему?

    Сорока

    Кого сорока увидит — стрекочет.

    Что плохо лежит — она тут как тут.

    Птичье гнездо приметит — яйца расклюёт, птенцов нелётных съест.

    И зверю несладко от сороки: не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется .Кричит: «Я вижу! Вижу! Вот он где!»

    Зверь от сороки таится. А сорока от него ни на шаг.Куда он — туда и она.

    Он по полю — сорока над ним стрекочет: «Я тебя вижу! Не беги — догоню, не ешь — отниму!»

    Вот она какая, сорока! (78 слов)

    Е. Чарушин

    1. Почему звери не любят сороку?

    2. О каких ещё повадках сороки ты прочитал?

    Источник: https://infourok.ru/kontrolnie-teksti-dlya-proverki-tehniki-chteniya-v-klasse-1670635.html

    Урок чтения «Басни И.А. Крылова. «Чиж и голубь»

  • ( День рождения А.С. Пушкина, И.А. Крылова)

  • — Кто любит сказки?

    Вспомните любимые. Расскажите отрывок из нее. (2 чел.)

    — Кто любит стихи?

    Вспомните любимые. Расскажите четверостишие. (2 чел.)

    — Какие знаете литературные произведения?

    Таблица

    Произведения слова

    (Произведение)

    Будем таблицу дополнять.

  • — Послушайте в грамзаписи литературное произведение И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.

    — На сказку похоже? Почему?

    — На стихотворение похоже? Почему?

    Это басня (отметить в таблице)

    — Что необычного заметили в басне?

    — Зачем пишут басни?

    — А как называются творцы слова, которые пишут замечательные произведения (писатели, поэты, прозаики, баснописцы)?

    Раздаю перфокарты.

    Творцы слова
    ФИО Поэт Писатель Баснописец Классик
    Л. Толстой + +
    Н. Некрасов +
    И. Крылов + +

    Задание:

    — определить русских поэтов-классиков

    — определить русских баснописцев

    Проверка: — Кто русские поэты-классики?

    — Кто русские баснописцы?

    Таблица

    Рассказ учителя

    Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры.

    Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

    Эзоп – мудр и умен.

    Был случай – спор.

    У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

    Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

    Вся толпа двинулась к морю.

    — Ну что же пей.

    — Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

    Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

    Совет

    Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

    Рассказывать об Эзопе можно много удивительных историй.

    Физкультминутка для глаз.

    Вот басня. “Растолстевшая мышь”. Читает учитель.

    — Что за мудрость таится в этой басне? (жадность, обжорство)

    Эти истории или басни с греческого переводились на русский язык

    — И.А. Крыловым (стихи)

    — Л.Н. Толстым (проза)

    Современник – баснописец – С. Михалков.

    Это тот писатель, который написал “Дядю Степу”. О нем вы узнаете в старших классах.

    А сегодня – об И.А. Крылове.

    (На доске висит портрет И.А. Крылова)

    — Какие басни Крылова читали раньше?

    И.А. Крылова знают все. (иллюстрации к басням на доске)

    Его перу принадлежат свыше 200 басен. В своих баснях он отражает русский характер, передает мудрость русского.

    Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.

    Посмотрите как инсценируют дети басню “Лебедь, Рак и Щука”

    — В какой фразе заключается мудрость? (главный смысл)

    Мудр и умен И.А. Крылов.

    — Видите, даже вы, дети, знаете Крылова.

    Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю открытки “Летнего сада”)

    — Почему?

    — За что помнят его люди? (Басни Крылова учат правильно жить)

    Физкультминутка для мышц.

  • Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

    Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.

    — Кто видел чижа?

    — Кто видел голубя? (читаю басню)

    — Ваше мнение? Кого жаль?

    — Как оцениваете поведение молодого голубя?

    Подготовка к вторичному восприятию.

    — Что означают слова?

    а).

    — Найдите в тексте фразы с этими словами.

    б). Читаем — губами

    1 2 3  

    на доске

    медленно и тихо быстро и тихо быстро и громко
    на

    про

    вел

    вели

    вели

    вели

    путать

    путаться

    путать

    путаться

    бедняжка

    в). Работа с оглавлением книги (Найти басню — в учебнике дети ищут нужную страницу по оглавлению).

    г). Чтение басни про себя.

    — Перед глазами карточка с заданиями для самостоятельной работы. Задания 1 и 3.

    Задание по вариантам

    1-вариант Почему чиж оказался в беде? Как он чувствовал в западне?

    2-вариант Что случилось с голубем? Как вел себя молодой голубь?

    Задание всем

    Прочитайте 8 стр.

  • Источник: http://poznanie21.ru/current/20816.php

    Ссылка на основную публикацию