Беседа по экологии на весеннюю тему в старшей группе доу

Конспект занятия по экологии «Вестники Весны» старшая группа

Цель: познакомить детей с первыми вестниками весны.

Образовательные:закреплять знания детей о весенних изменениях в природе;учить замечать их;дать детям представление о птицах и цветах; повторение весенних месяцев.

Развивающие: активизация словаря.

Воспитывающие: воспитывать интерес и любовь к природе.

Оборудование: аудиозапись со звуками весеннего леса, ИКТ.

Орг.момент. звучит запись весеннего леса, дети вслушиваются в пение птиц и журчание ручейка.

Музыка затихает и остается фоном.

В:Ребята, вы слышите, как весело поют птички? Как ласково греет солнышко и какое голубое стало небо? Ведь весна за окном! Оживает природа, просыпаются животные от зимнего сна, прилетают птички из теплых краев, и первые цветы выбиваются из под мокрого снега. Весна, это прекрасное время года, природа рисует великолепные пейзажи! Сейчас мы с вами посмотрим слайды и назовем признаки весны.

В: теперь мы знаем первые признаки наступления весны! А теперь давайте назовем все весенние месяца. (называют месяцы).

В: молодцы ребята! А знаете ли вы, какие птички прилетают первыми? А хотите знать? Тогда послушайте.

В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца (на слайде картинка скворца). И правда, ребята, скворцы прилетают в конце марта, давайте рассмотрим их повнимательнее (дети описывают внешний вид птицы).Так же в марте прилетают грачи, посмотрите на картинку (обсуждение внешнего вида птицы).

А еще одними из первых прилетают жаворонки и чижи.. Мы с вами рассмотрели птичек, а теперь давайте отдохнем.

Физ.минутка.

Спал цветок и вдруг проснулсяСпал цветок и вдруг проснулся — (Туловище вправо, влево.)Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

В: отдохнули? А теперь продолжим, о птичках мы поговорили, а теперь поговорим о цветах. Самые первый весенний цветок-подснежник. Посмотрите, какой он нежный, тонкий. В одной легенде говорится, как однажды Зима-старуха задумала не пустить на землю Весну. Цветочки поникли от страха, один подснежник не испугался, раскрыл свои лепестки.

Солнышко увидело его, отогрело своим теплом все на земле и освободило дорогу красавице Весне. С той поры весна и подснежник неразлучны.

Обратите внимание

Еще один весенний цветок-тюльпан. Тюльпаны бывают разных цветов: розовые, желтые, красные. Тюльпаны считают цветами счастья.

Ну, и конечно же, весенним цветком является ландыш-это удивительно милый и хрупкий цветок, смотреть на него одно удовольствие.

В: ребята, сегодня мы с вами узнали о вестниках весны, послушали звуки леса, рассмотрели картинки, только не играли мы сегодня, хотите поиграть?

Словесная игра «Земля, вода, воздух».

Источник: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-vestniki-vesni-starshaya-gruppa-1090738.html

Беседа по экологии на весеннюю тему в старшей группе доу — Педагог

11.10.2018

Нод по экологии в старшей группе на тему «птицы весной»

Петрова Светлана Алексеевна Воспитатель ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» Самарская область, пгт. Рощинский

Цели:

Образовательные: Расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц весенний период. Закрепить признаки весны. Дать сведения о видах гнезд и их размещении. Формировать представление о том, что человек должен бережно относиться к природе.

Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к природе и к жизни птиц.

Обратите внимание

Воспитательные: Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.

Методы работы: игровые, наглядные, словесные.

Предварительная работа:

Разучивание загадок о птицах; рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»; наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, за гнездованием вороны во время прогулок; беседа о перелетных птицах, разучивание физкультминуток по теме, рассматривание картин и фотографий с птицами.

Демонстрационный материал:

Деревья, картинки и фотографии птиц; плюшевое солнышко, Кукла Незнайка, конверты с разрезанными картинками, гнездо, картинки с гнездами, скворечник, мяч, карточки с изображением кормов для птенцов, плакаты «Правила поведения в лесу», коллективная работа плакат «Берегите птиц», аудиозапись «Голоса птиц».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности.

  1. Двигательная Физкультминутка
  2. Игровая Дидактическая игра «Раздели на группы», «Собери целое из частей», «У кого кто», «Ищи корм»
  3. Коммуникативная Беседа, викторина, рассказы детей, диалог

ответы на вопросы, игра «Я дрозд- ты дрозд», чтение стихотворения

4. Познавательно-

исследовательская Проблемные ситуации, рассматривание картин, гнезда

Логика образовательной деятельности

Психологический настрой (Дети стоят в кружочке)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро, дети!

Проблемная ситуация

Источник:

Конспект НОД по экологии в старшей группе«Как звери и птицы весну встречают»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о весне.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе (весна), понимать и видеть признаки и приметы весны, обобщать представления о связи живой и неживой природы весной; закреплять умение выполнять аппликацию из ниток.

Развивающие:

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, расширять и активизировать словарь, развивать память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к природе, культуру речевого общения друг с другом, с воспитателем.

Предварительная работа:

Важно

Беседы о весне (сезонные изменения, жизнь зверей и птиц), рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, примет, пословиц, прогулки в лес.

Материалы и оборудование:

Конверт, картинки с признаками весны, цветок, ватман с изображением контура солнца, ноутбук, презентация «Звери и птицы весной», картинки «Зимующие и перелётные птицы», макет берёзы, игрушка – птичка, прищепки, веточки, запись «Голоса птиц», фонограмма весёлой музыки.

Для аппликации: лист ватмана с изображением леса, силуэты зверей из картона, нитки цветные (катушечные) мелконарезанные, салфетки, клеёнка, клей, кисточки для клея.

Ход НОД:

Дети подходят к воспитателю, который держит в руках большой конверт. Все встают вокруг стола. Воспитатель открывает конверт и выкладывает на стол картинки с признаками весны.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в детский сад принесли письмо. От кого это письмо? (От весны.)Почему вы так решили? Назовите признаки весны. Цветок весенний ты возьми, примету весны назови.

Игра с цветком «Приметы весны»

Дети передают друг другу цветок, называя примету весны.

 Воспитатель: Верно. Мы долго ждали её прихода. Скажите, какая весна? Каждое слово о весне будет лучиком у солнышка (показывает изображение солнца без лучей). Чем больше подберём слов, тем больше лучиков получится у нашего солнца, тем теплее оно будет греть.

Игра «Помощники весны»

Дети называют слова, рисуют лучик.

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Да.) Тогда в путь!

Воспитатель включает запись «Голоса птиц в лесу», на экране появляется слайд – весенний лес.

Воспитатель: Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся с лесом.

Физкультминутка «Здравствуй, лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны.)

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою? (Руки подняты вверх, покачивания вправо — влево.)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, поворачиваясь направо и налево.)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны, погрозить пальцем.)

Ты же видишь — мы свои. (Руки вверх, а потом прижать ладони к груди.)

Воспитатель: Что вы слышите? (Пение птиц.) Как ведут себя птицы весной? (Птицы возвращаются с юга.) Чтобы узнать, какие птицы к нам прилетели, отгадайте загадки.

Отгадки сопровождаются показом слайдов.

Воспитатель:

Клювом почву протыкает,

Вредных — съест, он молодец!

А зовут его…скворец.

Ноги – длинны, длинен нос,

Что он на обед принёс?

Змей, улиток, лягушат.

Для любимых … аистят.

По весне то там, то тут

Песню весело поют:

«Ах, качи, качи, качи,

Прилетели к нам … грачи».

Спрятавшись среди ветвей,

Поёт славно… соловей.

Нет, не дремлет на окошке,

Называют птицу кошкой. Иволга.

Эту птицу всякий знает,

На лету она хватает

Мух, кузнечиков, сверчков,

Бабочек, стрекоз, жучков.

Ласточка

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. Жаворонок.

По поднебесью верёвка протянулась.

Журавли.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас поиграем: разделимся на две команды. Одна команда отбирает перелётных птиц, вторая – зимующих. Дети подходят к столу, где лежат картинки.

Дидактическая игра «Перелётные – зимующие»

Воспитатель: Ребята, вы все справились с заданием. Теперь вспомните и скажите, чем же занимаются птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов.)

Воспитатель: Вы знаете, как называются птенцы у разных птиц? Давайте вспомним.

Дидактическая игра «У кого кто?»

У кукушки – кукушонок.

У скворца – скворчонок.

У грача – грачонок.

У аиста – аистёнок.

У лебедя – лебедёнок.

У журавля – журавлёнок.

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть.

Пальчиковая игра с прищепками «Поможем птицам построить дом»

Воспитатель ставит под берёзу игрушку – птичку. Под весёлую музыку дети с помощью бельевых прищепок – «клювиков» несут птице веточки, из которых она построит гнездо.

Воспитатель: Весну встречают не только птицы, но и звери. Давайте расскажем, чем занимаются звери в этот период.

На экране появляется слайд – «Медведь».

Воспитатель: Что происходит в жизни медведя? (Ответы.) Какие звери ещё просыпаются? (Ежи, барсуки.) Слайд – ёж, барсук.

Дети рассказывают о жизни этих зверей весной.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о зайце? Слайд заяц.

Ответы детей.

Воспитатель: Кто ещё меняет окраску шерсти? (Белка.) Слайд – белка. Расскажите о ней. Как встречают весну эти звери? Слайд – волк, лиса.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Заканчивается зимняя спячка зверей. Медведица выходит из берлоги с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи. У всех остальных лесных зверей тоже появляются малыши. У взрослых зверей начинается линька — зимняя шерсть заменяется на летнюю. А вот у зайца и белки даже изменяется и цвет шубки.

Физкультминутка «Дикие звери»

Встанем, надо отдохнуть, (Движения выполняются по тексту.)

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда,

А где достать – не знал.

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в весенний лес – пора возвращаться в детский сад. На память о нашей прогулке давайте сделаем картинку леса.

Дети походят к мольберту и рассматривают нарисованный фон леса.

Воспитатель: Что вы видите? (Лес.) Кого же не хватает на картине? (Лесных зверей.) Давайте их поселим в этот лес: выполним аппликацию из ниток. Но сначала вспомним последовательность работы.

Сначала нужно выбрать силуэт животного и нитки по цвету шерсти зверя для выполнения аппликации, затем намазать клеем силуэтное изображение, наложить нитки на клеевую поверхность и плотно прижать к основе салфеткой, остаток ниток стряхнуть.

После наклеить глаза, нос на мордочку и приклеить животное на общую картину леса.

Дети выполняют аппликацию из ниток «Звери в лесу».

Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь мы действительно видим здесь настоящий лес с его лесными жителями. Эта картинка будет напоминать нам о нашей весенней прогулке.

Источник:

Беседы по экологии с детьми старшего дошкольного возраста

Беседы по экологии. Старший дошкольный возраст.

Подготовила воспитатель: Васильева С.В.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению необходимо использовать интегрированный подход, при взаимосвязи занятий, игр, наблюдений, бесед на прогулке, экскурсии в природу.

Большое значение придается исследовательской деятельности детей — проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращается внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников — игре (дидактические игры экологического содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным.

Темы бесед по экологии:

* Люди – друзья природы;

* Жалеть нужно уметь;

* Удивительное вокруг;

* Лес: любить, беречь и не бояться;

* Тайны растений;

* Птицы и звери зимой;

* Есть ли домики у зверят?

* Как мы можем помочь природе;

* Все живое под нашей защитой;

* Насекомые – часть природы;

* Мусор – болезнь планеты;

* Не загрязняй природу!

* Наш дом – природа;

* Огонь: друг или враг?

«Для чего человек сажает леса»

Совет
Обратите внимание

Лес занимает большую часть территории суши. Многие леса были уничтожены человеком. Однако другие леса были посажены заново. Одна пятая часть суши нашей планеты покрыта лесами. Лес бывает хвойный и лиственный. Лес выполняет важные задачи для всего живого на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ, и выделяют кислород.

Читайте также:  Зодиакальный гороскоп
[/su_box]

Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания. Предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветки, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии, в медицине.

Из леса строят дома, делают мебель, бумагу, книги.

Как видите, лес нужен всем. Он не только сырье, а это еще и бесценная красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые. Растут деревья, кустарники, травы, цветы. Текут реки, озера.

И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов живых существ.

Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы.

Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых!

Взгляните дети вокруг себя. Какой большой и прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце! Все это- природа. Человек неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, а требует в замен лишь одного- чтобы мы с вами были к ней добры!!!

«Где зимуют лягушки?»

Некоторые люди считают их вредными, неприятными. Это неправильно. Лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают комаров, мошек, сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать. А что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Самое трудное время для наших животных — это зима с ее холодами.

Как от них спрятаться? Многие птицы улетают на юг, где нет морозов. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки? Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твердыми, как ледышки.

Источник: http://pedagogtop.ru/sovety/beseda-po-ekologii-na-vesennyuyu-temu-v-starshej-gruppe-dou.html

Нод по экологии в старшей группе на тему «птицы весной»

Нод по экологии в старшей группе на тему «птицы весной»

Петрова Светлана Алексеевна Воспитатель ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» Самарская область, пгт. Рощинский

Цели:

Образовательные: Расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц весенний период. Закрепить признаки весны. Дать сведения о видах гнезд и их размещении. Формировать представление о том, что человек должен бережно относиться к природе.

Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к природе и к жизни птиц.

Обратите внимание

Воспитательные: Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.

Методы работы: игровые, наглядные, словесные.

Предварительная работа:

Разучивание загадок о птицах; рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»; наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, за гнездованием вороны во время прогулок; беседа о перелетных птицах, разучивание физкультминуток по теме, рассматривание картин и фотографий с птицами.

Демонстрационный материал:

Деревья, картинки и фотографии птиц; плюшевое солнышко, Кукла Незнайка, конверты с разрезанными картинками, гнездо, картинки с гнездами, скворечник, мяч, карточки с изображением кормов для птенцов, плакаты «Правила поведения в лесу», коллективная работа плакат «Берегите птиц», аудиозапись «Голоса птиц».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности.

  1. Двигательная Физкультминутка
  2. Игровая Дидактическая игра «Раздели на группы», «Собери целое из частей», «У кого кто», «Ищи корм»
  3. Коммуникативная Беседа, викторина, рассказы детей, диалог

ответы на вопросы, игра «Я дрозд- ты дрозд», чтение стихотворения

4. Познавательно-

исследовательская Проблемные ситуации, рассматривание картин, гнезда

Логика образовательной деятельности

Психологический настрой (Дети стоят в кружочке)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро, дети!

Проблемная ситуация

Источник: http://doshkolnik.ru/vesna/17138.html

Занятие по экологии «Здравствуйте, птицы!»

Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия.

Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний.

Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные.

Знания мы даём в форме природоохранных акций и занятий с детьми.

Здравствуйте, птицы!

Занятие по экологии в подготовительной группе. 

Задачи:

  • Формировать знания детей о птицах.
  • Развивать сопереживание к бедам птиц, желание бороться за их сохранность.
  • Воспитывать любовь к птицам через прямое общение с ними, воспринимая их многообразие.

Материал: ковролин, муляж дерева, куриное яйцо, лупа, иллюстрации с птичьими кладками, картинки с изображением птиц, корзинка, листочки с загадками о птицах, магнитная доска, шляпа для игры, скворечники.

Предварительная работа:чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, изготовление вместе с родителями скворечников.

Ход занятия

Актуализация знаний по теме «Весна»

На ковролине дерево, на нём птицы.  Звучит в записи птичья трель.

Набухают быстро почки, Появляются листочки. Всюду гомон, птичья трель, Это к нам пришёл апрель. — Это к нам пришёл апрель. Пришла весна.

А какие чудеса происходят весной: снег превращается в воду, повсюду журчит вода, бегут потоки, сосульки от тепла тают, отрываются льдины (а это опасно?), набухают почки, появляются первоцветы и т.д.

Но самое главное чудо – это то, что именно весной, одни птицы возвращаются, принося весну на своих на своих крыльях, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу (прослушивание в записи пение птиц).

Игра «Хорошо – плохо»

— Что хорошего в том, что птицы улетали от нас? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в тёплых краях насекомые водятся круглый год).

— Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц; не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги; без птиц скучно и тихо).

Беседа по теме «Перелетные птицы» 

— Разнообразен птичий мир! Очень интересен и ярок весенний парад пернатого населения! Радуясь весне и теплу, они улучшают настроение нам своими птичьими песнями. Так пусть же всегда будет много, ведь им не тесно в воздухе. — Ребята, а зачем птицы возвращаются к нам? (Продолжить свой род).

 Прилетев, птицы занимают гнездовые участки, образуя пары. В это время и слышна чаще всего птичья песня. Например, воробей – папа и воробьиха – мама, ищут место для гнезда в любом укромном месте – в дупле, скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т.д. Собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом, клочками шерсти.

Затем мама – птица откладывает в готовое гнездо яички и садится на них. — А знаете ли вы, как появляются на свет птицы? Я расскажу вам о чудесном превращении. Как вы думаете, что я держу в руках? Это одно из чудес. Яйцо – это жизнь.

Самочка птицы откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.

Рассматривание иллюстраций с птичьими кладками. 

— Посмотрите, какие кладки яиц.

Что между ними общего? Чем они отличаются? Как вы думаете, из чего они сделали? Как вы думаете сколько нужно времени птичке, чтобы построить такое гнездо?

Познавательная деятельность детей. Ознакомление со строением яйца. 

— Зачем нужны яйца? А чьё яйцо у меня в руках? (Яйцо курицы).  Посмотрите, какое оно красивое.

Важно

Давайте, мы его с вами рассмотрим. У яйца есть скорлупа. Какая она? Давайте с помощью лупы рассмотрим скорлупу. У скорлупы есть крошечные отверстия, через которые внутрь проходит воздух.

А что внутри скорлупы? (аккуратно разбить яйцо) Что это жёлтенькое? Для чего это нужно? Это желток, в желтке есть зародыш, (рассмотреть его) который от тепла будет развиваться, развившись этот зародыш превратится в птицу. Белок содержит необходимый запас воды и питательные вещества, которые необходимы для развития зародыша.

А все ли яйца так устроены? Можем мы пойти в лес и проверить яйца птиц? Почему? Почему нельзя разбивать яйца диких птиц? Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и нашли гнездо.

Работа над содержанием стихотворения 

— Я нашла гнездо лесное, Маленькой пёстрой птички, Свитое ранней весною. В гнезде лежали яички. Как же она испугалась, Прикинулась птичка больною, Крыло волочила, металась, В густой траве, предо мною. Давалась мне прямо в руки. Меня от гнезда уводила. И сколько в ней было муки, И сколько в ней было силы. — Почему птичка так себя вела? (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).

Ознакомление с правилами поведения в лесу.

— В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их и конечно же охраняют. Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать свои гнёзда.

Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей.

Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу.

 Не разорять птичьи гнёзда!
Не брать птенцов из гнезда!
Не ломать ветки!
Солнце ласково смеётся,
Светит солнце горячей.
И в овраге звонко льётся
Разговорчивый ручей.
После зимней тишины
После стужи зимней,
Из – за гор, из – за морей
Прилетают птицы. 

Вот и со мной пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут.

Игра «Отгадай птицу» 

На столе карточки с изображением птиц, в корзинке листочки с загадками о птицах. Картинку – отгадку прикрепляет к магнитной доске ребёнок.

Звонко – звонко распеваю,
Воротившись с юга в срок.
А вот песни занимаю
Даже у сорок.

(скворец)

Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
Верещунья – белобока
А зовут её… (сорока)

Совет

Птичка невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается — прыжок. (воробей)

Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (дятел)

— Ребята, хотите полетать, с птицами поиграть?
Игра «Птицелов»

С помощью считалки выбирается водящий, одевается ему шляпа.
Считалка:
Тили – тели, птички пели,
Взвились к небу, полетели.
Стали птички гнёзда вить
Кто не вьёт – тому водить.

Птицелов по голосу должен определить, какую птичку «поймал».

Дети идут по кругу и произносят слова:
В лесу во лесочке
На зелёном дубочке
Птицы весело поют.
Ай, птицелов идёт?
Он в неволю нас возьмёт.

Кар – кар – кар! (ворона)
Чик – чирик, чив – чив! (воробей)
Синь – синь – синь! (синица)
Чай – пить, чай – пить!
С сахаром (дрозд)
Пять – пять, пять – тетеревей (рябчик)
Юла – юла – юла! (жаворонок)
Чижик – чижик, ча – ча – ча! (скворец)
Витю видел? Ты Витю видел? (чечевица)

Знакомство детей с приметами

Наблюдая за птицами, мы также можем определить, какая будет погода. Одну из птиц, предсказывающую погоду, мы можем назвать, решив ребус.

Если эта птица летит низко, значит, будет дождь.

Лас (точка)

Ещё, какие приметы, вы знаете.

Воробьи собираются в густой листве деревьев и шумно митингуют – к ясной погоде.  

 Голуби разворковались – к ясной погоде.    

Птицы хохлятся – к дождю.    

Кукушки дружно закуковали – к ясной погоде.    

Воробьи купаются в пыли – к дождю.    

Птицы запели в дождь – к ясной погоде.  

Читайте также:  Развивающие игры никитина

Беседа «Сохраним птиц»

— Ребята, а что произойдёт, если – бы птицы не вернулись к нам? (экологическая беда)

Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей.

Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.

 

Чтоб от вредных насекомых  
Сады цветущие не гибли зря,  
Всегда, в любое время года,  
Берегите птиц друзья!  
Что значит беречь птиц?  

Рассматривание скворечника

— Посмотрите ребята, какие замечательные домики сделали ваши папы. Ведь птицы уже спешат к нам с юга. Скворушки, трясогузки и синички с воробышками, поселятся в них. Выстелят их мягким пухом, мхом, травинками и отложат свои яйца.

А из яиц появятся маленькие скворчата, воробьята и будут целыми днями они летать, искать, таскать своим птенцам червяков или гусениц. За день один скворец делает до 200 вылетов.  
И сегодня в день весенний,  
Справим птичье новоселье.

 
Эти домики все вместе,  
На берёзах мы развесим.  
Мы, ребята – дошколята  
Приглашаем всех пернатых,  
Прилетайте, кто захочет.  
Мы вас любим очень – очень.  

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

Он принёс телеграмму от птиц:

«Ребята, развешайте, пожалуйста, с родителями на веточках деревьев и кустов – вату, тряпочки. Мы этим материалом утеплим свои гнёзда».  

Практическая работа на улице 

Вместе с детьми и родителями уходим развешивать домики для птиц и вату.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/gotovimsya-k-shkole/zanyatie-po-ekologii-zdravstvujte-pticy.html

Беседы по экологии с детьми старшего дошкольного возраста

Беседы по экологии. Старший дошкольный возраст.

Подготовила воспитатель: Васильева С.В.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению необходимо использовать интегрированный подход, при взаимосвязи занятий, игр, наблюдений, бесед на прогулке, экскурсии в природу.

Большое значение придается исследовательской деятельности детей — проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращается внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников — игре (дидактические игры экологического содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным.

Темы бесед по экологии:

* Люди – друзья природы;

* Жалеть нужно уметь;

* Удивительное вокруг;

* Лес: любить, беречь и не бояться;

* Тайны растений;

* Птицы и звери зимой;

* Есть ли домики у зверят?

* Как мы можем помочь природе;

* Все живое под нашей защитой;

* Насекомые – часть природы;

* Мусор – болезнь планеты;

* Не загрязняй природу!

* Наш дом – природа;

* Огонь: друг или враг?

«Для чего человек сажает леса»

Совет
Обратите внимание

Лес занимает большую часть территории суши. Многие леса были уничтожены человеком. Однако другие леса были посажены заново. Одна пятая часть суши нашей планеты покрыта лесами. Лес бывает хвойный и лиственный. Лес выполняет важные задачи для всего живого на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ, и выделяют кислород.

[/su_box]

Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания. Предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветки, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии, в медицине.

Из леса строят дома, делают мебель, бумагу, книги.

Как видите, лес нужен всем. Он не только сырье, а это еще и бесценная красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые. Растут деревья, кустарники, травы, цветы. Текут реки, озера.

И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов живых существ.

Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы.

Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых!

Взгляните дети вокруг себя. Какой большой и прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце! Все это- природа. Человек неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, а требует в замен лишь одного- чтобы мы с вами были к ней добры!!!

«Где зимуют лягушки?»

Некоторые люди считают их вредными, неприятными. Это неправильно. Лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают комаров, мошек, сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать. А что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Самое трудное время для наших животных — это зима с ее холодами.

Как от них спрятаться? Многие птицы улетают на юг, где нет морозов. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки? Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твердыми, как ледышки.

Но пригреет весеннее солнышко, растопит лед, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты.

Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•В каких местах обитают лягушки?

•          Что едят лягушки?

•          Как они охотятся на мошек?

•          Как лягушки приспосабливаются к зиме?

«Для чего дереву листья»

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Как дышат растения?
  • Как растения «готовят» себе пищу?
  • Почему листья   называют  «фабрикой   по   изготовлению пищи»?
  • Почему деревья сбрасывают листья? Как это происходит?

«Какие семена путешествуют по воде и воздуху»

Почему ветер называют помощником растений? Потому что он разносит их по всему свету, разбрасывает их по всей земле. Упадет семечко на землю — и прорастет. И вырастает маленький зеленый друг — дерево, кустик или просто зеленая травка.

Но что же помогает семенам улетать подальше? Дело в том, что у многих семечек есть маленькие приспособления для полета. Например, семена одуванчика снабжены маленькими парашютиками. А семена некоторых деревьев имеют крылышки разной формы и размера.

А почему именно крылышки? Потому что семена этих деревьев падают с большой высоты, и крылышки помогают им лететь подальше от дерева.

Важно

Причем летают они по разному, например, у семян сосны и ели — очень маленькие крылышки, как у мушки, они помогают семенам вращаться, как вертолетики, далеко летать по ветру и далеко катиться по насту.

Все знают крылатки клена. Когда они падают, то всегда переворачиваются и вращаются, подхватываются ветром и разносятся далеко-далеко.

А как размножается кувшинка? Она растет в воде, и поэтому семена ее плывут по поверхности реки, как маленькие кораблики. Вода уносит их к далеким берегам.

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Как ветер помогает растениям?
  • Какие приспособления придумала природа для распространения семян?
  • Почему семена некоторых деревьев снабжены маленькими крылышками?
  • Семена каких растений можно назвать «путешественниками»?

«Где живут капли воды в детском саду?»

Педагог предлагает детям обсудить проблему — для чего человеку нужна вода? Затем он спрашивает их: «Как вы думаете, а где живут капли воды в нашем детском саду?»

После того как дети выскажут свои предположения, педагог предлагает их проверить и совершить для этого путешествие по детскому саду. С этой целью дети вырезают из бумаги капли воды. Педагог поясняет, что этими каплями дети будут отмечать, где в детском саду расходуется вода.

Капли складываются в коробку, туда же кладутся скотч и ножницы, и дети начинают поиски.

Обследование начинается с помещения групповой комнаты: вода есть в умывальнике и в туалете — две капельки наклеиваются на дверь; вода есть в раковине, где моют посуду — наклеивается капля.

Затем по капле — в уголок природы, где живут растения, которым необходим полив; на клетку с птицей; на чайник с питьевой водой; на шкаф, где хранятся кисточки и краски для рисования — их необходимо мыть в воде и т. д.

Далее продолжается путешествие по детскому саду за пределами группы. На дверь кухни вешаются пять голубых капель (приготовление еды и питья, мытье овощей, мытье посуды и пола). На дверь медицинского кабинета прикрепляются три капли (вода для мытья рук, запивания лекарства). Такое же количество капель появляется и на дверях прачечной.

На обратном пути в группу дети собирают капли и подсчитывают их. Педагог обращает внимание детей на то, как много нужно воды в одном только детском саду, и подводит детей к выводу о необходимости экономного использования воды.

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Мы выяснили, сколько воды нужно для жизни в нашем

детском саду. А где еще люди используют воду?

•          Как вы думаете, могут ли запасы воды на Земле закончиться? За счет чего эти запасы пополняются?

•          Давайте подумаем, как мы с вами можем научиться экономно расходовать воду.

Источник: https://multiurok.ru/files/biesiedy-po-ekologhii-s-diet-mi-starshiegho-doshko.html

Занятия по экологии в старшей группе детского сада: пример конспекта по ФГОС, разработка проекта и прочее

Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе.

Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка — это важная часть окружающего мира.

Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.

Задачи экологического воспитания в старшей группе ДОУ

Личность ребёнка — это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни.

Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат.

Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.

Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней — один из элементов нравственности, частица мировоззрения

К. Паустовский

Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:

  • научить детей видеть красоту и неповторимость мира;
  • сформировать систему экологических знаний, представления о законах природы;
  • обеспечить понимание дошкольниками, что нельзя уничтожать то, что не можем воспроизвести;
  • учить заботиться о природе: то, что берётся человеком у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например, вода, энергия в быту);
  • развивать эстетические чувства по отношению к природе.

Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.

Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую

Готовим занятие по экологии для детей 5–6 лет

Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога — заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.

Мотивирующее начало занятия

Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:

  • Отгадывание загадок. Например, воспитатель предлагает детям вспомнить, каких насекомых они знают.
    • Во фраке зелёном маэстроВзлетает над лугом в цвету.Он — гордость местного оркестраИ лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
    • Голубой аэропланчикСел на белый одуванчик. (Стрекоза)
    • Над цветком порхает, пляшет,Веером узорным машет. (Бабочка)
    • Я думал: ног не унесу,Есть и у храбрости границы!Сегодня встретилась в лесуМне помесь гуся и синицы. (Гусеница)
  • Рассматривание картинок.

    Рассматривание картинок с изображениями животных и растений помогает заинтересовать детей темой занятия

    Для детей старшей группы набор рисунков можно использовать для повторения предыдущего материала. Рисунки можно сделать основой дидактической игры, в которой ребёнок должен правильно поместить картинку в зависимости от задания.

  • Наглядная демонстрация предметов. У воспитателя на столе находятся обычные бытовые вещи: спички, топор, фотоаппарат, кормушка для птиц. Он спрашивает детей, какие предметы не следует брать в лес.

    Дети всегда с радостью идут в лес

  • Можно придумать волшебную сказку на экологическую тему или продолжить уже известную (например, «Репка», «Колобок», «Цветик-семицветик» и др.). Такие сказки служат источником формирования экологических понятий, в ненавязчивой форме обучают дошкольников правилам природоохранного поведения. Последующая театрализованная постановка произведения поможет закрепить полученные знания на практике.

Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения

Читайте также:  Внеурочное познавательное развивающее в 1 классе. конспект

Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:

  • Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
  • Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный — эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный — исполнение песен про лето, математический — задание «Сколько лепестков?», творческий — «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
  • Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
  • Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
  • Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
  • Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
  • В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).

Театрализованный экологический праздник оказывает сильное эмоциональное воздействие на маленького человека и даёт возможность получить хороший воспитательный эффект.

Вода нужна всем живым существам на нашей планете
Вода требуется для многих бытовых нужд человека
Многие дети не представляют, как в доме появляется вода
Участие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей

Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана.

А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей.

Совет

Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.

Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца — это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года — долгосрочный.

Экологический проект включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель — это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
  2. Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
  3. Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
  4. Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.

По доминирующей деятельности проекты бывают:

  • исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
  • практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля — наш дом родной»);
  • творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
  • познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).

Примеры проектов по экологии в ДОУ:

Таблица: пример экологического проекта в старшей группе

Видеоматериалы по теме

Для воспитателей и родителей, активно ведущих работу с детьми по экологическому воспитанию, будет полезной подборка видеоматериалов.

Видео: экологическое воспитание дошкольников

Видео: экологический проект в старшей группе «Мы против мусора»

Видео: постановка экологической сказки «Берегите природу»

Видео: деловая игра для педагогов «Экологический марафон»

На дошкольном воспитании базируется формирование личности будущего гражданина, и исключить из него такую часть, как экология, в наши дни невозможно.

Слишком много ошибок сделало человечество, отвоёвывая себе пространство у природы. Решать эти проблемы придётся нашим детям.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологического сознания, и задача воспитателя — сформировать бережное отношение к природе у своих подопечных.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-starshey-gruppe.html

Конспект весеннего НОД по экологии в подготовительной группе «Помощь весеннему ручейку»

Конспект занятия по природе в старшей группе весна.

Цель: способствовать пополнению экологических знаний дошкольников.

Конспект НОД по познавательному развитию (познание ФЦКМ) «Помощь весеннему ручейку» (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Цель: способствовать пополнению экологических знаний дошкольников.

Задачи: обучать детей бережному отношению к природным ресурсам и окружающей среде;

развивать познавательную активность, внимание, память, логическое мышление, умение анализировать;

воспитывать экологическую культуру у дошкольников;

Методы и приемы: наглядный метод (приёмы показа предметов; образца ; способов действия, использования ТСО); словесный метод (рассказ, беседа, художественное слово, стихи воспитателя); практический метод (выполнение практических заданий, физкультминутка – игра «Ручеек»); метод имитации (прием игры).

Предварительная работа: чтение произведений об охране природы и природных ресурсах, просмотр познавательных мультфильмов об охране окружающей среды; дидактические игры, разучивание стихов и песен, рисование, аппликация, лепка по теме.

Оборудование: игровая среда «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, «Коврограф «Ларчик», сказочные персонажи — Ворон Метр, Луч Владыка; ручеек (выполнен из цветной бумаги), мусор (банки, бумажки и т.п.), картинки об охране природы (на выбор воспитателя), детские рисунки об охране природы.

Конспект весеннего НОД по экологии в подготовительной группе «Помощь весеннему ручейку»

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня прекрасный весенний день. Возьмемся за руки, улыбнемся и скажем друг другу: «Добрый день».

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, природа проснулась после зимних холодов. Все живое радо весеннему солнышку. Сейчас мы отправимся в Фиолетовый лес, посмотрим, как себя чувствует пробуждающаяся природа.

Обратите внимание

Может, ей необходима наша помощь? (Звучит музыка – шум ручейка). Путешествовать мы будем вместе с весенним ручейком. Он тоже проснулся после зимы и хочет проверить свои владения. Отправляемся в путь.

(Под музыку на выбор воспитателя дети «змейкой» двигаются по группе).

Основная часть

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто- то плачет. Подойдем вместе с ручейком поближе. Это елочка. Что же с ней произошло? Посмотрите внимательно на кору дерева. Она обгорела. (Картинка обгоревшего дерева). Как вы думаете, что могло произойти? (В лесу был пожар).

— Назовите причины лесного пожара. (Дети по подгруппам рассказывают по картинкам).

— Неосторожное обращение с огнём. Беспечность людей, которые не тушат спички, костры и окурки.

— Разведение костров.

— Забытые в лесу бутылки или неубранные осколки.

— Бесконтрольное выжигание травы.

— Игнорирование правил пожарной безопасности.

Воспитатель: Вместе с травой сгорает плодородный слой земли. В пожаре гибнут насекомые, животные и птицы. Не убежать от огня тем, чьи дома находятся в траве. Давайте не будем бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет! Обратимся за помощью к лесному ручейку.

1 ребенок: Наш веселый ручеек,

Он бежит, торопится,

Чтобы помощь оказать,

И всем людям рассказать:

Что с огнем шутить нельзя,

Обгорает ель, трава,

Все живое погибает,

Ручеек об этом знает!

Воспитатель: Собрал ручеек все свои силы и плеснул воду на обгоревшую ель и траву.

Побежал ручеек дальше. Навстречу ему летит Ворон Метр. Он сообщает ручейку, что дальше двигаться опасно: весь берег завален мусором.

Воспитатель: Как мы сможем помочь ручейку и природе? (Очистить берег от мусора). Мы будем экологическим десантом. (Дети надевают зеленые кепочки). Уберем мусор. (Дети в пакет собирают мусор).

Воспитатель: Из года в год наблюдается на берегах водоемов страшная картина. Горы мусора оставляют после себя отдыхающие. Местные жители превращают окрестности водоемов в помойку.

Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воды и очень опасны для живых организмов. Мусор гниет, продукты распада попадают в водоем, загрязняя его. Все живое погибает (рыбы, водоросли, лягушки, водоплавающие птицы), т.

к. им не хватает в грязной воде кислорода.

Полностью решить проблему мусора нам не по силам. Но мы можем внести свой полезный вклад: выйти на субботник по уборке мусора. А самое главное – бережно относиться к окружающей среде – не мусорить! Для разложения стеклянной бутылки нужен один миллион лет; для полиэтиленового пакета от 500 до 1000 лет; окурки сигарет — от 1года до 5 лет; огрызок яблока гниет от 1 до 2 месяцев.

Воспитатель: Ребята, можно ли решить проблему мусора? Ваши предложения.

Воспитатель: Во всем мире мусор утилизируют (уничтожают, перерабатывают).

Важно

Воспитатель: Какие виды утилизации мусора вы можете назвать? (сжигание мусора, захоронение, переработка)

Сжигание мусора — самый простой способ решения. Но это не экологический способ. Как вы думаете, почему? (в воздухе от горящего мусора накапливаются ядовитые и вредные вещества. Трудно всему живому дышать).

Переработка отходов — это самый экологический вариант обращения с отходами. Для переработки отходов строят мусороперерабатывающие заводы. Но сначала мусор нужно сортировать.

Часто в городе Ярославле мы видим мусорные контейнеры, на которых есть изображения, обозначающие вид мусора (бумага, стекло, пластик, металл).

Воспитатель: Распределим собранный мусор на берегу ручья по контейнерам.

Воспитатель: Ребята, а если рядом нет урны для мусора, как вы поступите? (высказывания детей: бумагу положим в карман, сложим мусор в пакет и выбросим в ближайшую урну для мусора).

Физкультминутка: Игра «Ручеек»

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли ручейку. Бежит чистый, звонкий ручеек дальше. Радуются чистому ручейку лесные звери и растения: пьют свежую, вкусную, весеннюю воду.

2 ребенок: Помогли мы ручейку,

Убрать мусор на берегу.

Не бросайте никогда бумагу, корки, банки,

Ведь речные берега превратятся в свалку.

Заберите мусор свой,

В мусорку его – долой!

Воспитатель: Скоро чистый ручеек добежит до огромной реки. Она уже видна на краю леса. Ребята, что-то ручеек затих, не журчит.

3 ребенок: На пути завод стоит,

Громко, громко он шумит.

Черный дым из трубы летит.

Есть еще одна труба,

Ох, опасная она,

По ней бегут в реку отходы,

Отходы этого завода.

Беда грозит всем водоемам:

Живое гибнет –

Без разбора.

Воспитатель: Ребята, как помочь ручейку? (Ответы детей: закрыть завод, наложить штраф, очистить отходы). Послушайте сказку Н.А. Рыжовой «Жила-была река».

— Какой главный вывод вы сделали? (бережно относиться к водным ресурсам).

Совет

Для защиты водоемов от вредных выбросов необходимо на предприятиях устанавливать системы очистки сточных вод от вредных веществ.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, наш ручеек живет в сказочном Фиолетовом лесу. В нем происходят чудеса. Вот и сейчас тоже произойдет чудо. В этом нам поможет Луч Владыка. Возьмемся все за руки, встанем в круг и скажем:

Луч Владыка, помоги,

Заклинание скажи,

Чтобы чистыми были воды,

На Земле – для всей природы.

Воспитатель: Зазвенел ручеек еще веселее. Благодарен он вам, ребята, за помощь.

4 ребенок: К речке сестрице бежит чистая водица.

И спросила тут сестрица,

Что ж звенишь ты, веселишься?

Благодарен я ребятам,

Этим дружным дошколятам.

5 ребенок: Помогли они в беде,

Лесу, зверям, да и мне:

Потушить пожар лесной,

(Я ведь тоже был герой),

6 ребенок: Мусор с берегов убрать,

И обидчикам сказать:

Не выбрасывать отходы,
И не засорять все воды.

Не пускать с заводов дым,

В реку сбрасывать отходы,

Это вредно для природы.

Все:

Мы задуматься должны-

Что станет с экологией Земли?

Итог занятия:

— Что значит беречь и охранять природу, окружающую среду?

Выставка рисунков (совместная деятельность детей и родителей)



Используемые источники:

  1. 100 заголовков: экологическое ассорти //Библиомания http://bibliomaniya.blogspot.ru/2013/10/100_31.html
  2. Жогова Е. Н. Охранять, беречь нам нужно богатства, что даёт природа… : эколог. сказка : для детей 8–10 лет / Е. Н. Жогова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2015. – № 2. – С. 61–63. – (Как прекрасен этот мир!).
  3. Заходер Б.В. Про всех на свете: Стихотворения, сказки / Худож. А. Гардян, А.Мартынов, О. Недзвецкая. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 160 с.: ил.
  4. Свирелька: ежемес. журнал о природе для детей, — Москва: Редакция альманаха «Лазурь», 2009 – 32с.
  5. Шим Э.Ю. Рассказы и сказки о природе.- М.: «Стрекоза», 2010.-60 с.:ил.
  6. Яковлева Т. «Сохраняя воду – сохраняем жизнь» (детские экологические сказки).

Скачать Конспект весеннего НОД по экологии в подготовительной группе «Помощь весеннему ручейку»

Источник: http://portal2010.com/konspekt-vesennego-nod-po-ekologii-v-podgotovitelnoj-grupp/

Ссылка на основную публикацию