Бианки. лесной колобок — колючий бок читать

В. Бианки «Колобок — колючий бок» сказка

В. Бианки — Колобок — колючий бок

Сказка Виталия Бианки «Колобок — колючий бок»

Инсценировка О. Москвичевой. Музыка А. Лядовой

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Колобок — И. Потоцкая
Бабушка — Е. Назарова
Дедушка — М. Абрамов
Волк — Б. Мишин
Медведь — П. Гаврилов
Лиса — Г. Новожилова
Ведущий — В. Фунтикова

Г. Орентлихер (ф-но)
Н. Кузнецов (домра)

Get the Flash Player to see this content.

Надо очень любить зверей и птиц, надо уметь слушать и понимать природу, чтобы так интересно и увлекательно рассказать о жизни леса и реки, горы или маленькой норки… Все это умел делать Виталий Валентинович Бианки (1894 — 1959).

Отец его был большим ученым-биологом. Он изучал природу, жизнь зверей и птиц. В доме Бианки всегда жили черепахи и птицы, рыбы плавали в прозрачных аквариумах, а из каждого угла комнаты смотрели разные зверюшки. Отец часто водил мальчика в Зоологический музей, где сам работал.

Обратите внимание

За музейными рисунками и чучелами мальчику виделись живые звери и птицы, казалось, что он слышит и понимает их «разговор»… Он научился называть по «имени, отчеству и фамилии… каждую травку, каждую птицу и зверюшку, узнавать птиц по виду, по голосу, по полету… и свои наблюдения записывать».

Когда мальчик вырос, он стал, как и его отец, ученым, объездил почти всю страну, и всюду наблюдал за жизнью природы. Бианки начал писать еще в 20-х годах.

Десятки лет выходят книги, сборники лесных рассказов и «сказок-не сказок». И кажется, что ты только что, вот сейчас, в эту самую минуту начал понимать, чем живет природа, о чем поет Жаворонок—Оранжевое горлышко, чем занят любопытный мышонок Пик. Да так оно и есть!

Еще твои мама и папа учились всему этому по книжкам Бианки… А теперь ты сам, малыш, впервые узнаёшь о многих секретах природы из его замечательных и нескончаемых историй.

Перед тобой раскрываются вековые тайны… Шумит столетний лес, болтают, спорят и радуются быстрые птицы, ломая деревья, пробирается по лесу сластена-медведь, еле слышно о чем-то переговариваются лесные цветы. Ты узнаешь многое из того необъятного, чем живет огромный, разноцветный, таинственный мир природы.

А порой самое привычное и обыкновенное для этого мира может показаться тебе сказкой. Именно такие «сказ-ки-не сказки» и писал Виталий Бианки: все в них правда, и все — волшебно, необыкновенно.

Вот одна из них — о Лесном Колобке. Он круглый и увертливый — попробуй-ка поймай его! А если тронешь…

Впрочем, давай послушаем историю про хитрую, коварную и жадную Лису, которая решила, что ей по зубам Колобок — колючий бок на торопливых коротеньких ножках.

М. Бабаева

Источник: http://sovkult.ru/?p=898

Конспект урока литературного чтения В. Бианки «Лесной Колобок-Колючий бок» УМК «Школа 21 века»

Урок литературного слушания по теме: В. Бианки «Лесной Колобок-Колючий бок»

1»б» класс УМК «21 век»

Учитель: Т.А.Зизевская

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с произведением В.Бианки «лесной Колобок-Колючий бок»

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию читательских умений (отличать народную сказку от авторской, выделять особенности народной и авторской сказки, умение сравнивать сказки по темам, правильно называть произведение, лексическая работа), учить детей “искусству слушать” сказку, “вживаться” в художественные образы героев.
Развивающие: развивать восприятия, внимание, творческую деятельность, устную речь.
Воспитательные: содействовать формированию художественного вкуса и эстетического воспитания.

УУД:

  • ЛичностныеУУД:  воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
  •  Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя.
  •  Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать учителя и речь других, формулировать собственное мнение, понимать прочитанное, выполняя различные роли в паре, в группе сотрудничать в совместном решении проблемы.

Познавательные УУД:выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя, строить сообщения в устной форме, строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Уметь определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора); выделять признаки сказки (жили-были, повторы); рассказывать по сюжетным рисункам в учебной хрестоматии; сравнивать сказки с похожим сюжетом.

Личностные:эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героямпрочитанных произведений, к их поступкам
Метапредметные: формирование УУД.

Основные понятия: Сказка (авторская и народная), автор, заголовок, писатель

Ресурсы:Л.А.Ефросинина, Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс, Л.А.Ефросинина, Рабочая тетрадь: 1 класс, компьютер, телевизор, презентация, детские книги, карточки (сказка, рассказ, стихотворение), портрет писателя В.

Бианки, карточки для рефлексии (красные, желтые, зеленые), книги со сказками, книги для выставки:«Приключения муравьишки», «Чей нос лучше?, «Кто чем поёт?», круги.

Важно

Треугольники и прямоугольники по количеству детей, С-Б-К-В-М-Л-Е модели для каждого ученика, пословицы для групповой работы; компоненты для моделирования обложки (круг, треугольник, прямоугольник)

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Технология: здоровьесберегающая технология, работа в группах, парах.

ХОД УРОКА

В мире много интересного

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела

Так скорей, друзья, за дело.

– На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их, мы вам очень рады. И с хорошим настроением продолжаем наш урок. 

  1. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового произведения

-Предлагаю поиграть в Литературную игру. Я буду читать отрывок из произведения, а вы будете показывать мне карточку с условным обозначением жанра, к которому относится данное произведение. Вспомним КРУГ-сказка, ТРЕУГОЛЬНИК – стихотворение, ПРЯМОУГОЛЬНИК — рассказ.

1. Шел ежик домой. По дороге нагнал его Заяц и пошли они вместе. Вдвоем дорога короче.

Кто автор? Как называется произведение? Какую фигуру показали? Почему?-Каким цветом раскрасили бы эту фигуру? Почему?

Владимир ГригорьевичСутеев «Палочка-выручалочка», сказка о животных. (круг-коричневый)

  1. Несет. Несет маменькаЖареной говядинки,А бабушка- кренделек,А тетушка- киселек

    И леденчиков кулек.

Кто автор? Как называется произведение? Какую фигуру показали? Почему?-Каким цветом раскрасили бы эту фигуру? Почему?

Елена АлександровнаБлагинина «Тюлюлюй, стихотворение о детях.(треугольник-желтый)

  1. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба. Со мной постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес-голодно, а возьму-забуду съесть и назад понесу.

Кто автор? Как называется произведение? Какую фигуру показали? Почему?-Каким цветом раскрасили бы эту фигуру? Почему?

Михаил Михайлович Пришвин. « Лисичкин хлеб», рассказ о природе.(прямоугольник-зеленый)

— Предлагаю поработать в парах

–У вас на партах лежат книги. Рассмотрите их, прочитайте название и автора. Произведения какого жанра собраны в этих книгах? (сказки)

Как узнали? (по иллюстрациям, названию и т.д.)

-Разделите книги со сказками на 2 группы. На какие группы разделили? (авторские и народные)

-Чем отличаются народные сказки от авторских?

— Как вы, думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о сказке)

3.Изучение нового материала

Цель: Сегодня мы познакомимся с новой сказкой, будем учиться ее внимательно слушать, узнаем об особенностях сказок, продолжим развивать внимание, устную речь.

(на доске висит портрет В.В.Бианки и выставка книг)

-Как вы думаете, с произведением какого писателя сегодня на уроке мы с вами познакомимся? (Виталия Валентиновича .Бианки)

— Всмотритесь в его портрет. Как вы, думаете, какой это человек? Что вы о нем знаете?

Виталий Бианки-исследователь природы, он умел не тольконаблюдать, видеть всё интересное, но и увлекательно об этом рассказывать детям в своих произведениях. Природа для него – источник радости, которая  раскрывает человеку большие и маленькие  тайны, красоту и богатство.

Кто читает произведения Бианки, тот по-другому смотрит на природу, лучше видит и понимает её, правильнее к ней относится. Это замечательный писатель, тонкий наблюдатель природы. Он умел замечать удивительное в самом обыкновенном и простом. Еще мальчишкой любил ходить в лес, разгадывать птичьи голоса и следы зверей.

В своих произведениях он постарался ответить на многие тайны природы.

-Им было написано свыше 30 замечательных сказок о природе, среди которых такие известные произведения, как «Первая охота» (1923), «Как Муравьишка домой спешил» (1935), «Сказки зверолова» (1937), Кто чем поет (1923) и многие другие.

— Какие произведения В.Бианки вы читали? («Мышонок Пик», «Лесные домишки», «Сказки о природе», «Терентий Тетерев»).

-Обратите внимание на выставку книг В.В.Бианки. Здесь мы можем увидеть книги: «Мышонок Пик», «Лесные домишки» и все эти книги вы можете взять почитать в нашей школьной библиотеке.

-А о ком мы будем читать вы узнаете отгадав загадку:

Сердитый недотрога, Живёт в глуши лесной, Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ежик)

-Рассмотрите обложку. Как называется произведение? («Лесной Колобок-Колючий бок»)

4.Знакомство с произведением В.Бианки«Лесной Колобок – Колючий бок».

(Аудио прослушивание сказки) В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок»).

Сядьте удобно, внимательно послушайте сказку.

-Какие вопросы у вас возникли? Задайте ребятам?

-На какую сказку похожа сказка В.В.Бианки?

-Чем отличается сказка В.Бианки от русской народной сказки? (В русской народной сказке Колобок был из теста, а в авторской  сказке Колобок оказался ёжиком; нет одного героя – зайчика)

-Кто из героев вам понравился больше и почему?

-К какой группе относится сказка, к авторской или народной? Почему?

-Как вы, думаете, почему лиса не съела Колобка?

5.Физ. минутка

Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем,Голову не опускаем,Дышим ровно, глубоко.

Мы походим на носочках,

 А потом на пяточках,

Пойдем мягко как лисята,

 И как мишка косолапый,И как заинька-трусишка.Вот свернулся еж в клубок,Потому что он продрог.Лучик ежика коснулся –Ежик сладко потянулся.

6. Анализ прослушанного произведения

-А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали сказку.

-Назовите героев сказки. (старик, бабушка, колобок)

-Обозначим их карточками-заместителями: старик, его заместитель-С, бабушка-Б, Колобок-К, ежик-Е.

-Отгадайте, о каком герое сказки говорится:

-«Тихонечко, одними коготками толк в канаву!» (лиса-ее заместитель Л)

-«Хвать его лапой, колючки в лапу впились-ой, больно!» (волк- его заместитель В)

-«Хотел его в пасть схватить, губы наколол-ой, больно!» (медведь-его заместитель М)

7. Работа в парах.

-Поработаем в парах

Вспомните, в каком порядке появлялись герои и постройте цепочку событий. (выкладывают на партах: С-Б-К-В-М-Л-Е) (Вспоминают сюжет сказки в парах)

Проверим (проверка по слайду)(Вслух проговаривают при проверке сюжет сказки)

-Чем закончилась сказка?

— Каким вы представляете ежа?Что вы знаете о ежах? (Млекопитающее. Впадает в спячку, всеядное. Не боится гадюк.)

-Что познавательного о ежах мы узнаем из этой сказки? (Что ежики умеют плавать)

-Какие недостатки у людей высмеивает автор? (жадность)

-Чему учит сказка? (Быть добрым, уметь понимать других)

— Сказка вымысел. Но все-же Очень с жизнью сказка схожа В сказке есть всегда намек добрым молодцам урок.

8. Групповая работа

-Поработаем в группах.

Первая группа:

-будет работать творчески и попробует сочинить продолжение этой сказки.

Учащиеся, которые будут работать в первой группе сейчас встанут тихо и соберутся у первой парты своего ряда.

Вторая группа:

-Из предложенных пословиц вы выберете ту, которая подходит к произведению В Бианки «Лесной Колобок- Колючий бок» и приклеите ее на лист.

Учащиеся, которые будут работать во второй группе сейчас тихо встанут и соберутся у 3 парты своего ряда.

Пословицы:

А) Терпение и труд все перетрут.

Б) Важна смелость, но нужна и умелость.

В) Добро побеждает зло.

Третья группа:

-Смоделирует обложку к сказке В.Бианки «Лесной Колобок-Колючий бок».

-Учащиеся, которые будут работать в третьей группе сейчас тихо встанут и соберутся у 1 парты своего ряда. (Сказка- круг, тема-о животных –коричневый цвет)

Выступление групп

9. Итог урока

— Удалось ли нам выполнить намеченную цель?

–О чем бы вы хотели рассказать вашим родителям?

— Вот и закончился наш урок. Знакомится со сказками вы можете и самостоятельно, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник сказок –и в путь! Чтобы сказки не обидеть. Надо их почаще видеть Их читать и рисовать Их любить и в них играть Сказки всех отучат злиться, А научат веселиться. Быть добрее и скромнее Терпеливее, мудрее.

10.Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке, используя карточки самооценки: (красное, желтое или зеленое яблоко)

-Выберите то яблоко, которое соответствует вашей работе на уроке сегодня и прикрепите его на иголки ежа.

  1. Красное яблоко –Пока я испытываю трудности

  2. Желтое яблоко-Я хорошо работал, но могу лучше

  3. Зеленое яблоко –Я хочу знать еще больше

— Урок окончен.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-v-bianki-lesnoy-kolobokkolyuchiy-bok-umk-shkola-veka-1245896.html

В. Бианки. Лесной Колобок

Учебные задачи:

• познакомить с понятием «авторская сказка»;

• учить правильно называть произведение и книгу;

• учить сравнивать героев и содержание сказок с «бродячим» (похожим) сюжетом;

• учить запоминать наизусть отрывки (песенки) из сказки.

Учебные умения:

• определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора);

• выделять признаки сказки (жили-были, повторы);

• рассказывать по плану;

• сравнивать сказки с «бродячим» (похожим) сюжетом.

Учебный материал: сказка В. Бианки «Лесной Колобок — Колючий бок»; русская народная сказка «Колобок».

В. Бианки

Лесной Колобок — Колючий бок

Жили-были старик со старухой — те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе:

— Глянь-ка, старуха, никак под кустиком-то наш Колобок лежит?

Старик плохо видел, а и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять Колобок — и наткнулась на что-то колючее. Старуха: «Ой!» — а Колобок вскочил на коротенькие ножки и покатил по дорожке.

Катится Колобок по дорожке, — навстречу ему Волк.

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я лесной Колобок — Колючий бок!

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на ощупь нехорош,

Меня голыми руками не возьмешь!

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, Волк, подавно уйду!

Волк рассердился, — хвать его лапой. Колючки в лапу впились Волку, — ой, больно! А Колобок подскочил и покатился по дорожке, только его Волк и видел!

Катится Колобок, — навстречу ему Лиса.

— Колобок, Колобок, куда катишься?

— Качусь по дорожке.

— Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:

Я лесной Колобок — Колючий бок!

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я кругом нехорош,

Как меня возьмешь?

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от Волка ушел,

От тебя, Лиса, не хитро уйти!

Катится Колобок, — навстречу ему Медведь.

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я лесной Колобок — Колючий бок!

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на вкус нехорош,

Меня в рот не возьмешь!

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от Волка ушел,

От Лисы я ушел,

От тебя, Медведь, подавно уйду!

Медведь разозлился, хотел его в пасть схватить, губы наколол, — ой, больно! А Колобок опять покатился, — только Медведь его и видел!

И только было покатился по дорожке, — Лиса его тихонечко, одними коготками толк в канаву! Колобок — плюх! — в воду. Мигом развернулся, заработал лапками, — поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной еж.

Источник: https://scribble.su/school-literature/literary-reading-1-grade/25.html

Книга Собрание сочинений. Том 1. Рассказы и сказки. Автор — Бианки Виталий Валентинович. Содержание — ЛЕСНОЙ КОЛОБОК — КОЛЮЧИЙ БОК

Егорка помчался домой.

— Мам! — крикнул он ещё с порога избы. — Дай шубачок. Я с дедушком Савелием в ночное, — председатель велел!

— Ещё чего выдумал! — рассердилась мать. — Наряд тебе председатель дал. Утром на рыбалку, теперь в ночное, — отдыхать-то когда же?

— Дак ведь на рыбалку-то я же вчера ходил, — начал было Егорка и осёкся.

Помощь неожиданно пришла от отца:

— Ишь ведь, вчера, думаешь? Длинен же для тебя день выдался! А всё заботы да хлопоты. И соснул ты среди дня, — вот и разбил сутки надвое. Ну, ничего, — пусти его, мать, в ночное. Это ему премия за утреннюю рыбку да за сеновницы. Он у костерка поспит. Дедушка Савелий за ним присмотрит.

Поворчала мать, поворчала, потом всё-таки дала полушубок, да краюху хлеба, да молока бутылку.

21

Солнце уже село в далёкий лес, когда Егорка прибежал в конюшню. Дед Савелий положил полушубок на спину невысокой лошадёнке мышиной масти и посадил на него Егорку. Выпущенные из конюшни кони, хорошо зная дорогу, сами побежали на берег озера, где для них был огорожен большой выпас.

Дед и Егор ехали сзади и степенно беседовали. Они уже выехали за околицу, когда их с обиженным лаем догнал Бобик.

— Верный у тебя дружок, — усмехнулся дед. — Вырастишь — добрым сторожем тебе будет.

— А то как же! — с важностью сказал Егорка. — Чай волкодава ращу.

Совет

Подъехав к выпасу, дед и Егорка слезли с лошадей и закрыли за собой ворота. Через пять минут на песке у берега озера весело затрещал, запылал костёр, а за ним и другой рядом. Один разжёг дед, другой — Егорка. Но Егоркин костёр очень быстро догорел: он был нарочно сложен из сухих вересковых веток и еловых лап. Они разом вспыхивали, отчаянно дымили и живо гасли.

На месте догоревшего костра дед уложил Егорку: сырой после дождя песок здесь хорошо прокалился, и Егорке было тепло лежать на нём. В другой костёр дед подложил толстые сухие поленья, чтобы горели всю ночь.

Ночь обступила небольшой круг, освещенный костром, — точно шатром из темноты прикрыла его. Над дальним лесом гасла заря. Тихо было кругом, — только позванивали колокольцы да изредка приглушённо ржали лошади. Над озером вставал густой туман.

22

Лёжа на своём полушубке, Егорка задумчиво смотрел в костёр. Там рассыпались и вспыхивали золотые, как зорька, угли. Столбушкой поднимался над ними густой белый дым.

— Расскажи чего-нибудь, дедушка Савелий, — попросил Егорка.

Дед молча набил трубку, достал палочкой из костра золотой уголёк, положил его в трубку и придавил своим большим корявым пальцем. Раскурил табак и не спеша начал:

— Расскажу тебе, сынок, про одну малую травку. А ты слушай да смекай, об чём тут речь.

Была в одном колхозе луговина, или, сказать, пожня. Много разных трав росло, и всё самые для скотинки едомые, самые что ни есть кормовистые. Была тут и Тимофеева трава, и Мятлик, и Пырей, и Костёр-трава, и Ежа, и Лисохвост. И ещё был малый Колосок — так себе травка, простая былиночка: ни красы от него, ни проку.

Ну, хоть он и невелик был ростом, высокие травы на него не обижались.

— Пусть растёт, — говорили Тимофеева трава и Лисохвост, покачивая своими мягкими щёточками, похожими на ламповые ёжики. — Так приятно смотреть на малышей.

— Маленько он похож на меня, — говорил Мятлик. — И листочки у него узенькие и причёска метёлочкой. Обождите, он ещё покажет себя.

А жёсткий Пырей и Костёр-трава на него осерчали.

— Какой с него прок! — говорили они. — Только под ногами у нас путается да нашу пожню бесславит. Наше сено человеку по колено, а этот малыш, что Ландыш.

— Как есть Ландыш, — добавляла колючая Ежа. — Только без запаха. Какой с него толк?

Пришёл сенокос, застрекотала на пожне сенокосилка, — полегли травы на землю и стали сеном.

Свезли то сено колхозники в район, сдали государству, от государства благодарность получили:

— Спасибо, колхознички. На удивленье у вас сено, приятное. Прямо хоть из него духи делай — «Душистое сено».

Обратите внимание

Накормили тем сеном колхозники лошадей да коров; жуют лошади да коровы — не нажуются, нюхают — не нанюхаются.

Набили тем сеном колхозники сенники себе, — спят на них — не нахвалятся: уж больно дух от того сена лёгкий да приятный, уж больно сны на тех сенниках сладкие снятся!

А всё от того Колоска от малого: как скосили его, так и взялся от него дух, что от того Ландыша весной.

Вот ты и примечай, сынок: где на лугу тот простенький Колосок имеется, где ему среди высоких трав хорошо расти, — там сено будет самолучшее, славное будет сенцо, духовитое. А нет на лугу Душистого Колоска — простой малой Душицы-травки — и нет от сена того духа, нет от него людям той радости.

Тут дед Савелий кончил попыхивать своей трубкой, вынул её изо рта и взглянул на Егорку.

Подперев голову рукой, Егорка крепко спал.

Дед Савелий встал и плотно прикрыл его свободной полой полушубка.

Подбежал Бобик; он долго гонял на берегу лягушек и притомился.

— Ну, волкодав, — посмеиваясь сказал дед, — садись карауль хозяина. Такая уж твоя собачья должность.

Бобик весело замахал хвостом в ответ, как будто соглашаясь бодро нести всю ночь караульную службу. Но когда дед, поправив поленья в костре, опять перевёл на него глаза, щенок тоже спал, прикорнув к ногам Егорки.

— Нахлопотались, — прошептал дед Савелий. — Малыши-Ландыши..

И опять запыхал своей трубкой.

ЛЕСНОЙ КОЛОБОК — КОЛЮЧИЙ БОК

Жили-были старик со старухой — те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе:

— Глянь-ка, старуха, никак под кустиком-то наш Колобок лежит?

Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять Колобок — и наткнись на что-то колючее. Старуха: «Ой!» — а Колобок вскочил на коротенькие ножки и покатил по дорожке.

Катится Колобок по дорожке, — навстречу ему Волк.

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я лесной Колобок — Колючий Бок!

Я по коробу не скребён,

По сусеку не метён,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на ощупь нехорош,

Меня голыми руками не возьмёшь!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, Волк, подавно уйду!

Важно

Волк рассердился, — хвать его лапой. Колючки в лапу впились Волку, — ой, больно! А Колобок подскочил и покатился по дорожке, только его Волк и видел!

Катится Колобок, — навстречу ему Медведь.

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я лесной Колобок — Колючий Бок!

Я по коробу не скребён,

По сусеку не метён,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на вкус нехорош,

Меня в рот не возьмёшь!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Волка ушёл,

От тебя, Медведь, подавно уйду!

Медведь разозлился, хотел его в пасть схватить, губы наколол, — ой, больно! А Колобок опять покатился, — только Медведь его и видел!

Катится Колобок, — навстречу ему Лиса.

— Колобок, Колобок, куда катишься?

— Качусь по дорожке.

— Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:

— Я лесной Колобок — Колючий Бок!

Я по коробу не скребён,

По сусеку не метён,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я кругом нехорош,

Как меня ты возьмёшь?

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Волка ушёл,

От Медведя ушёл,

От тебя, Лиса, не хитро уйти!

88

Источник: https://www.booklot.org/authors/bianki-vitaliy-valentinovich/book/sobranie-sochineniy-tom-1-rasskazyi-i-skazki/content/2349376-lesnoy-kolobok-kolyuchiy-bok/

ООд Игра-путешествие По сказке В.В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок»

Игра-путешествие

По сказке В.В.Бианки

«Лесной колобок – колючий бок»

Цели: Поддерживать у детей интерес к художественной литературе, к творчеству; совершенствовать умение пересказывать сказку, подражая её героям; воспитывать любовь к сказкам, интерес к слушанию, желание говорить правильно, способствовать развитию диалогической формы речи.

Содержательные компоненты образовательных областей:

«Речевое развитие» владение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря.

«Познавательное развитие» развитие любознательности, воображения и творческой активности, формирование представлений об объектах окружающего мира.

«Художественно-эстетическое развитие» реализация самостоятельной творческой деятельности детей;

«Социально — коммуникативное развитие» формирование позитивных установок к творчеству, умения слушать собеседника.

«Физическое развитие» приобретение опыта в двигательной деятельности.

Предварительная работа:

1. Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок».

2. Вопросы по содержанию.

3. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

4. Показ и рассказывание сказки на фланелеграфе воспитателем

5. Отгадывание загадок с изображением героев.

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная.

Материал и оборудование: костюмы зверей, бабки, деда, презентация с загадками, деревья, пластилин, семечки, стеки, доски.

Ход ООД:

Организационный момент

Звучит спокойная музыка.

Дети входят в зал.

Воспитатель:

Тише, детки, проходите!

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса,

Сказка прячется одна.

— Ребята, вы не знаете, где спряталась сказка(Нет)

— Посмотрите, а что это за сказочный лес вокруг вас(Стоит ширма с изображением деревьев, кустарников и т. д.).

— Хотите посмотреть, что там? (Да).

— Воспитатель вместе с детьми заходит за ширму, а там на стульчиках висят костюмы бабы, деда, ёжика, медведя, волка и лисы.

Основная часть

— Но костюмы не простые, говорит воспитатель, чтобы одеть этот костюм, нужно отгадать загадку:

Лучше всех носочки вяжет,

Сказку славную расскажет,

Колыбельную споёт,

И советы нам даёт?

Испечёт для нас пирог,

Сварит к завтраку творог.

И журнал свой прочитает

Как всегда, всё успевает?

Мы о ком сейчас спросили,

Добрых слов наговорили?

Дети: О бабушке.

Воспитатель:

Какая у нас бабушка? (Старенькая)

Как она ходит? (Показывают)

Кто у нас играет бабу? (Ребёнок идёт за ширму, выбирает костюм бабушки, одевается и ждёт).

Воспитатель загадывает следующую загадку:

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый… (дед).

Воспитатель:

— Как у нас будет ходить дедушка?

— Кто у нас будет дедушкой? (Ребёнок идёт за ширму, надевает костюм деда).

Воспитатель:

В перевалку зверь идёт

По малину и по мёд

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он ест и видит сны.

(Медведь)

Воспитатель: Кто меня внимательно слушал, наверное, догадался кто это?

(Воспитатель проделывает аналогичную работу, выбирает медведя и предлагает выбрать костюм медведя).

Воспитатель:

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

(Лиса)

Воспитатель:

— Какая лиса? (Рыжая, хитрая).

— Как она ходит? (Крадётся).

Выбирает по желанию, кто будет показывать лису, ребёнок надевает костюм лисы и садится.

Воспитатель:

Ёлка, помнишь, под травой,

Жил в норе приятель твой.

И гулял в иголочках,

Как живая ёлочка?

(Ёж)

Воспитатель:

— Как бегает ёжик? Как ёжик пыхтит? (Проговаривают «пых-пых»).

Ребёнок по желанию надевает костюм ежа.

Воспитатель:

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк, да щёлк,

Очень страшный, серый (волк).

Воспитатель:

— Как ходит волк? Что он любит кушать? Кто хочет быть волком?

Ребёнок надевает костюм волка.

Воспитатель просит выйти всех героев.

Ребята, вы догадались из какой сказки эти герои?

(«Колобок – колючий бок»)

Сказку мы сейчас расскажем,

И расскажем, и покажем.

Сказка эта – «Колобок»!

Знаете, её? Молчок!

Колобок наш удалой, но не тот, что был – другой!

Колобок наш колобок,

Колобок – колючий бок!

А теперь, ребята, наш колобок хочет с вами поиграть.

Физкультминутка

Раз – присядка, два – прыжок;

Это заячья зарядка.

А лисичке как проснуться,

Сразу нужно потянуться

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А вот мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

Ну а теперь садитесь поудобнее на стульчики, зрители, наша сказка начинается.

Воспитатель:

Жили-были старик со старухой – те самый, от которых колобок убежал. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе:

Дедушка: Глянь-ка, старуха, никак под кустиком наш колобок лежит?

Воспитатель: Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять колобка – и наткнулась на что-то колючее.

Старуха: «Ой».

Воспитатель: А колобок вскочил на коротенькие лапки и покатился по дорожке. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему волк.

Волк: Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня волк, я тебе песенку спою:

Я лесной колобок – колючий бок!

Я по коробу не скребён,

По сусеку не метён,

На сметане не мешен

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на ощупь не хорош,

Меня в рот не возьмешь.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя волк и подавно уйду!

Волк рассердился – хвать его лапой!

Волк: «Ой!»

Воспитатель: Колючки в лапу впились – волку больно! А колобок подскочил и покатился по дорожке – только его волк и видел.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему медведь.

Медведь: Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня медведь, я тебе песенку спою:

Я лесной колобок – колючий бок!

Я по коробу не скребён,

По сусеку не метён,

На сметане не мешен

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на ощупь не хорош,

Меня в рот не возьмешь.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя медведь и подавно уйду!

Воспитатель: Медведь разозлился, хотел в пасть схватить – губы наколол.

Медведь: «Ой!»

Совет

Воспитатель: А колобок опять покатился, только медведь его и видел. Катится колобок по дорожке, навстречу ему лиса.

Лиса: Колобок, колобок, куда катишься?

Колобок: Качусь по дорожке.

Лиса: Колобок, колобок, спой мне песенку.

Воспитатель: Колобок и запел.

Колобок:

Я лесной колобок – колючий бок!

Я по коробу не скребён,

По сусеку не метён,

На сметане не мешен

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на ощупь не хорош,

Меня в рот не возьмешь.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя лиса и подавно уйду!

Воспитатель: И только было покатился по дорожке колобок – лиса его тихонько одними коготками толк в канаву! Колобок – плюх – в воду. Мигом развернулся, заработал лапками – и поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не колобок, а настоящий лесной ёж.

Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам быть артистами? (Да)

Со сказкой жалко нам прощаться,

С колобком расставаться.

Но не будем унывать,

Сказку будем в гости звать!

Сказка, сказка, приходи!

Будут рады малыши!

Физкультминутка «Ёжик»

Топал ёжик по тропинке,

Зайцу нёс пирог в корзинке,

Вдруг навстречу серый волк:

— В пирогах я знаю толк,

С мясом – это очень вкусно!

— Что ты, волк, пирог с капустой!

5.Лепка на тему «Ёжик».

Предлагаю самостоятельно вылепить ёжика. Вылепить мордочку, а на спинку налепить семечки.

Рефлексия

Предлагаю сделать выставку ежей и полюбоваться их разнообразием. Прошу посмотреть внимательно на работы друг друга и высказать своё мнение, чьи ёжики понравились больше всего и почему? Похожи ли они на настоящих лесных ежей. Благодарю детей за работу.

Источник: https://multiurok.ru/files/ood-igra-puteshestvie-po-skazke-v-v-bianki-lesnoi.html

Ссылка на основную публикацию