Бианки «наводнение в лесу» читать полный текст

написать сочинение РАССКАЗ по картине Комарова наводнение

Голосование за лучший ответ татьяна роднина Ученик (231) 3 года назад На картине А. Н. Комарова «Наводнение» — ранняя весна. Однако это время года приносит лесным зверушкам не только радость теплых солнечных дней, но и неприятности, и даже настоящую беду. Весеннее солнышко растопило снег, растаял и лед, сковывающий берега реки.

Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни высоких деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка на редких островках холмов, окруженных холодной водой. Но не все успевают добраться туда, не всем хватает места на земле. Вот заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева. Ему очень страшно.

Прижавшись спиной к корявой коре, заяц внимательно смотрит на прибывающую воду. Мне очень жаль зверька, попавшего в беду. Если через несколько дней паводок не спадет, зайцу, наверное, трозит голодная смерть. Художнику очень хорошо удалось показать нам, насколько суровы законы, царящие в природе, и именно в это время терпящим бедствие животным необходима помощь человека.

Картина А. Н.

Комарова проникнута любовью к животному миру и всей природе.

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален Ольга Саликова(Ильина) Ученик (171) 2 года назад Как-то раз зимним вечером мы с моим младшим братом Никитой сидели на диване и рассматривали картинки в моем учебнике.

Мы часто любим смо­треть на репродукции картин, и частенько брати­шка просит меня придумать и рассказать какую-то историю по заинтересовавшей его картине. На этот раз на глаза нам попалась картина А. Н. Комарова «Наводнение», тема которой — наводнение в лесу.

Обратите внимание

Художник изобразил на картине, как апрельские воды реки разлились и затопили лежащие вблизи луга и часть леса, что стало для жителей леса насто­ящим бедствием. Они не просто остались без жилья и убежища, но и вполне могли лишиться жизни.

Художник нарисовал в центре картины большое де­рево, очевидно дуб, на сухой ветке которого спасае­тся от бедствия заяц, поза которого говорит о том, что он напуган: все его четыре лапки поджаты, ро­зовые с черными кончиками ушки насторожены. Заяц прислушивается к шуму прибывающей воды. Он, конечно, надеется, что вода не будет больше прибывать, а наоборот, начнет постепенно сходить.

Тогда он окажется на суше и в безопасности. Увидев эту картину, Никита — он вообще очень любознательный мальчик — принялся задавать много вопросов о том, откуда в лесу вода, как заяц попал на ветку дерева и самое главное — что с ним будет потом. Я решил, по обыкновению, рассказать ему историю по этой картине о зайце. И я начал: «Под зиму у зайчихи родился зайчик.

Зайчат, которые рождаются в такое время, называют в на­роде “листопадник”. Некоторое время зайчонок жил в теплой норе с мамой, но так как зайцы взро­слеют очень быстро, скоро листопадник стал вести самостоятельную жизнь. Он научился добывать се­бе корм, защищаться от врагов, спасаться от опа­сности. Он любил свой лес, в середине которого протекала река.

Сейчас зимой река была замер­зшей, и листопадник часто перебегал ее с одной стороны на другую в поисках еды. Время шло, и зима потихоньку начала сдавать позиции — наступала весна. В лесу запахло по- другому. Зайчонку эти перемены нравились — он чувствовал приближение тепла, которого еще в своей жизни не ощущал.

События в природе развивались стремительно, весна, вначале робкая и несмелая, переросла в бу­рную и шумную. В считанные дни солнце стало греть гораздо сильнее, оттаяла река, и теперь за­шумела. Понеслась куда-то вперед, по пути соби­рая все окрестные ручьи. Она так быстро наполня­лась водой, что за короткий срок разрослась в длину и затопила лежащую вблизи местность.

Листопадник, как и многие другие жители леса, растерялся и не знал, куда ему деваться. А вода все прибыла. Суша почти вся скрылась под водой. Зайчонок не успел убежать далеко, он только и су­мел сделать, что залезть на старое высохшее дере­во. Он примостился на большом суку и на какое-то время почувствовал себя в безопасности. Но потом он заметил, что вода быстро поднимается.

Зайчо­нок запаниковал. Он решил, что скоро придет его погибель. Но спасение пришло неожиданно: мимо дерева проплывало огромное бревно, на котором плыли такие же, как листопадник, зайцы, которых врас­плох застигло бедствие. Ни минуты не раздумывая, зайчонок перебрался на свободное место на бревне, и бревно, подгоняемое бурным течением, отправи­лось в путь туда, куда несла его вода.

Важно

Долго носило бревно по воде течение. Зайчонок совершенно вымок, обессилел. Он был настолько испуган, что боялся пошевелиться. Спустя сутки такого ужасного плавания по разлившейся реке зайцы увидели, что бревно подплывает к берегу. Они привстали, оживились, застригли ушами.

Как только они подплыли совсем близко к суше, то не стали раздумывать ни минуты — почти все од­новременно спрыгнули с бревна на землю и броси­лись врассыпную. Оказавшись на земле, листопадник побежал вперед, сам не зная куда, а когда наконец остано­вился, то увидел, что находится совсем далеко от того места, где жил.

Но он совершенно не расстро­ился: там,

Комментарий удален Эльвира Аниськина Ученик (223) 2 года назад Сочинения на свободную тему (5-11 кл) Сочинение по произведению на тему: А. Н. Комаров «Наводнение» (сочинение по картине) А. Н. Комаров известен как художник-анималист.

Изучая животных, их поведение в изменяющихся условиях природы, он делится с нами своими наблюдениями с помощью кисти и холста. На картине А. Н. Комарова «Наводнение» — ранняя весна. Однако это время года приносит лесным зверушкам не только радость теплых солнечных дней, но и неприятности, и даже настоящую беду. Весеннее солнышко растопило снег, растаял и лед, сковывающий берега реки.

Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни высоких деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка на редких островках холмов, окруженных холодной водой. Но не все успевают добраться туда, не всем хватает места на земле. Вот заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева. Ему очень страшно.

Прижавшись спиной к корявой коре, заяц внимательно смотрит на прибывающую воду. Мне очень жаль зверька, попавшего в беду. Если через несколько дней паводок не спадет, зайцу, наверное, трозит голодная смерть. Художнику очень хорошо удалось показать нам, насколько суровы законы, царящие в природе, и именно в это время терпящим бедствие животным необходима помощь человека.

Картина А. Н.

Комарова проникнута любовью к животному миру и всей природе.

Комментарий удален Мансур Ирезиев Ученик (177) 2 года назад На картине А. Н. Комарова «Наводнение» — ранняя весна. Однако это время года приносит лесным зверушкам не только радость теплых солнечных дней, но и неприятности, и даже настоящую беду. Весеннее солнышко растопило снег, растаял и лед, сковывающий берега реки.

Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни высоких деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка на редких островках холмов, окруженных холодной водой. Но не все успевают добраться туда, не всем хватает места на земле. Вот заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева. Ему очень страшно.

Прижавшись спиной к корявой коре, заяц внимательно смотрит на прибывающую воду. Мне очень жаль зверька, попавшего в беду. Если через несколько дней паводок не спадет, зайцу, наверное, трозит голодная смерть. Художнику очень хорошо удалось показать нам, насколько суровы законы, царящие в природе, и именно в это время терпящим бедствие животным необходима помощь человека.

Картина А. Н.

Комарова проникнута любовью к животному миру и всей природе.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/178028216

Ким литературное чтение 3 класс тест 2 наводнение в лесу

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Беломечётская средняя общеобразовательная школа»

Кочубеевского района Ставропольского края

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3 КЛАСС

Промежуточный и итоговый контроль

подготовила

Учитель начальных классов

Дементьева Наталья Владимировна

ст. Беломечётская

2015 г.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 2

Фамилия, имя Класс

Прочитай текст.

Наводнение в лесу

С зайцем случилось вот что. Заяц жил на островке среди широкой реки. Река кругом его островка с треском сбрасывала лёд. В тот день он спокойно спал у себя под кустом.

Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его промокла снизу.

Вскочил = а вокруг него уже вода. Началось наводнение. Заяц убежал на середину островка: там было ещё сухо.

Совет

Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился всё меньше и меньше. Заяц метался с одного конца на другой.

Так прошли весь день и вся ночь.

На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек островка. На нём стояло сухое дерево. Заяц бегал кругом его толстого ствола.

А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлёпался в воду.

Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. Заяц примостился на нём и стал терпеливо дожидаться конца наводнения: вода в реке больше уже не прибывала.

С голоду помереть он не боялся: кора старого дерева была очень жёсткая и горькая, но всё-таки в пищу ему годилась.

Ветер качал дерево так сильно, что заяц еле держался на суку. По широкой реке под ним плыли деревья, брёвна, сучья, солома.

Три дня просидел заяц на дереве. Наконец, вода спала, и он спрыгнул на землю. (225 слов.)

(В.Бианки.)

Часть А

Выполни задания, отметив (√) верный вариант ответа.

1. В какое время года происходили события, описанные в данном тексте?

зимой

весной

летом

осенью

2. Какое явление в природе описано в тексте?

иней

снегопад

ливень

наводнение

3. Кто главный герой произведения? Напиши.

4. Где жил заяц?

в поле под кустом

на островке среди широкой реки

у реки под деревом

на дереве, стоящем в воде

5. Чего не заметил косой?

как вода в реке стала быстро подниматься

что шкурка промокла снизу

как он очутился на острове

что островок становился всё меньше

6. Как прибывала вода в реке?

величаво

бурно

быстро

медленно

7. Заяц стал прыгать на дерево, потому что

надоело бегать по острову

вокруг уже была вода, и ему негде было спастись

захотелось погрызть кору этого дерева

решил там отдохнуть

8. Почему заяц не боялся умереть с голоду, сидя на дереве?

потому что он был не голоден

потому что он спускался поесть

потому что он мог есть кору старого дерева

потому что он взял с собой запасы еды

9. Как заяц дожидался конца наводнения?

терпеливо

трясясь

с нетерпением

со страхом

10. Сколько времени просидел заяц на дереве?

четыре дня

три дня

два дня

один день

Часть В

1. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать.

Наконец, вода спала, и он спрыгнул на землю.

А на третий день вода поднялась уже до самого дерева.

1

Началось наводнение.

Заяц жил на островке среди широкой реки.

Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук.

Читайте также:  Как обучать ребенка

Островок становился всё меньше и меньше.

2. 1) Закончи предложение.

Река кругом его островка с треском

Обратите внимание

2) Как называется это явление: ледоход, заморозки, ледостав. Нужное подчеркни.

3. Выпиши предложение, в котором описывается поведение зайца, когда вода быстро прибывала.

4. Перечисли, что проплывало по широкой реке во время наводнения.

Часть С

1. Когда тебе особенно было страшно за зайца? Напиши.

2. Как ты думаешь, почему заяц попал в такую ситуацию? Напиши об этом.

Литература.

  • Литературное чтение. 3 класс: промежуточный и итоговый контроль/ авт.-сост. Н.В.Глинская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 103 с.

Источник: https://infourok.ru/kim_literaturnoe_chtenie_3_klass__test_2_navodnenie_v_lesu-372000.htm

«Гуси в полынье»

Астафьев В., «Гуси в полынье» Жанр: рассказ о природе

Главные герои рассказа «Гуси в полынье» и их характеристика

  1. Витя. Мальчик, храбрый и решительный. добрый, умеет побороть свой страх
  2. Мишка Коршуков. Взрослый парень, безбашенный, отчаянный. 

План пересказа рассказа «Гуси в полынье»

  1. Суровый Енисей
  2. Большая полынья
  3. Гуси в полынье
  4. Гибель гусака
  5. Дети решают помочь
  6. Совет Мишки
  7. По доскам по льду.
  8. У края полыньи
  9. Спасение гусей
  10. Гордая гусыня.

Кратчайшее содержание рассказа «Гуси в полынье» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Могучий Енисей застывает не сразу и на нем остаются большие полыньи.
  2. В такой полынье оказалась стая гусей, которым грозила скорая гибель.
  3. Ребята решили спасти гусей и обратились за советом к Мишке Коршукову.
  4. Тот посоветовал взять доски и добраться до полыньи по льду.
  5. Ребята добрались до полыньи и помогли гусям выйти на лед.
  6. Они унесли гусей по домам, и так в деревне появились гуси.

Главная мысль рассказа «Гуси в полынье»
Если кто попал в беду, надо ему обязательно помочь.

Чему учит рассказ «Гуси в полынье»

Рассказ учит не быть равнодушным перед чужой бедой. Учит помогать в трудную минуту нуждающимся всем, чем можешь. Учит любить природу и животных. Учит жалости к живым существам. Учит состраданию и сопереживанию.

Отзыв на рассказ «Гуси в полынье»

Мне понравился этот рассказ, в котором дети принимают взрослое и ответственное решение. Они рисковали своими жизнями, чтобы спасти гусей. Но это был правильный выбор и риск был оправдан. Потому что спасение любой жизни — дело святое.

Пословицы к рассказу «Гуси в полынье»

Веревка крепка с повивкою, а человек с помощью.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Сам погибай, а товарища выручай.
Дорога помощь вовремя.
Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Гуси в полынье»

Ледостав на Енисее происходит постепенно, от берега к стремнине. Но усмирить великую реку не в силах никакой мороз. И потому всегда на Енисее остаются полыньи.
Одна из самых больших полыней находилась у Караульного быка, где все бурлит и клокочет.
И вот однажды, кто-то принес весть, что там, у Караульного быка в полынье плавают крупные гуси и не улетают.
Ребята из деревни побежали к Быку и увидели в полынье стайку гусей. Вела ее за собой дородная гусыня, которая покрикивала на остальных гусаков, и раз за разом пыталась вывести стаю на лед.
Но у нее ничего не получалось. Было видно, что гуси боятся ночи, потому что полынья все уменьшалась.
На следующий день ребята снова вернулись к полынье и увидели, что та стала совсем маленькой. Вдруг дети увидели, как одного молодого гуся подхватило течение и затянуло под кромку льда. С горестным криком гусь пропал навсегда, а гусыня долго и печально кричала.
И тогда дети решили спасти гусей. Они думали, как это сделать, но ничего путного им в головы не приходило. Подобраться к полынье они не могли.
Тогда они пошли в деревню, все еще отчаянно споря, и встретили Мишку Коршукова, отчаянную головушку, который раз перешел Енисей во время весеннего ледохода.
Мишка выслушал про гусей и велел ребятам взять по длинной доске.
Они вернулись к Енисею и стали ползти по льду, подкладывая под себя доски. Мишка руководил детьми, он был слишком тяжелый, чтобы ползти самому.
Наконец дети подобрались почти к самой полынье и дальше ползти пришлось одному, самому легкому. Мальчик Витя сильно боялся, слыша, как трещит и прогибается под доской лед, но упрямо полз вперед. Вот мальчик застыл у самого края и пытается подозвать гусей. Но те жмутся у противоположного края полыньи.
Мишка протянул мальчику еще одну доску и тот опустил ее в воду. Гусыня подплыла к доске, подумала, и забралась на нее. А потом расторопно пошла по доске, созывая криком всю стаю.
Когда гуси выбрались на лед, ребята расхватали гусей и понесли их по домам — кормить и отогревать. Витя взял себе гусыню. Бабушка конечно сильно ругалась на Мишку, который подверг детей риску, а гусыня кричала еще громче и не хотела есть.
Только когда всех гусей собрали в одной избе, они наконец поели.
С тех пор в деревне и появились гуси.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Гуси в полынье»

Источник: http://coolchtivo.blogspot.com/2019/03/blog-post15.html

Рассказы и стихи о Весне, 2-3 класс

Э. Ю. Шим «Звонкий спор»

Весною погода изменчива. То солнышко пригреет, то пахнёт холодом, и так — несколько перемен на дню. И впрямь очень похоже, будто зима с весной спорят: кто кого одолеет? Иногда спор бывает особенно сильным. Не уступают друг другу спорщики, пускаются на разные хитрости. Тут уж — успевай смотреть да слушать…

Нынче поутру взяла силу зима.

Так она застудила землю, что лужи промёрзли до дна и на них стал лопаться лёд. И на дворе у нас, и на дороге отчётливо слышался этот треск, — словно стучали по льдинкам крохотные молоточки.

Потом выглянуло солнце, молоточки кончили стучать и ушли. Тогда другая музыкантша — капель — начала пускать бульки.

Это была уже песенка весны.

Сначала звучали бульки редко и глуховато, — капли падали прямо на снег. Когда же внизу скопилась вода, бульки стали звонкими и пошли чаще. Получились трели.

Зиме, наверно, такая музыка не понравилась. Зима надвинула мутные тучи, пустила ветер. Сразу похолодало. А с неба посыпалась изморозь — не то дождь, не то снег. И начался гололёд.

Обледенели изгороди, крыши, деревья. У нас во дворе стоит берёза, так на её ветвях наросли ледяные бубенцы.

Я вышел из дому и стал чинить санки, чтоб ехать в лес за дровами.

Только взялся за работу, слышу тоненький перезвон. Поднял голову.

Оказывается, на берёзовые жиденькие веточки сел снегирь, и оттого веточки закачались и затренькали бубенцами.

Важно

Снегирь, конечно, сразу слетел, но на его место плюхнулся другой, и опять получился перезвон.

Пока я санки чинил, берёза всё время потренькивала — давала мне знать о прилёте гостей. Их что- то много было: и снегирей, и синиц, и поползней.

Придя в лес, я догадался, откуда они налетели. В лесу деревья тоже обледенели, и когда дул ветер, лес становился очень громким. Непривычные звуки птиц пугали, а иных выгоняли совсем.

Перестаралась зима: чуть со всеми птицами не перессорилась…

К вечеру холод отпустил, но ветер стал резче. Он гнал по насту осколки льда, выплёскивал воду из луж, рушил скрипучий снег. И весь этот шум был такой, словно настраивали инструменты невидимые музыканты.

Так я и понял: зима с весною готовятся продолжать спор.

Н. И. Сладков «Ельник»

Ёлки зелёные от комля до маковки праздничные! На маковках овсянки сидят и поцыкивают. А под ними гирлянды шишек висят и пощёлкивают. Шишки раскрыли на мартовском солнце бронзовые чешуйки — как ларцы и шкатулки с драгоценностями. И драгоценности высыпаются — летят, сверкая, еловые семена. Еловый праздник, посевная пора!

Всю долгую зиму берегли ёлки свои шишки-ларцы. Лелеяли их на солнышке, на ветру баюкали, напевая им что-то своими хвойными голосами. И вот на вешнем солнце оттаяли, разомлели, раскрыли чешуйки на шишках — и посыпал еловый дождь!

Каждое еловое семечко-вертолётик — новая ёлка, каждая шишка — новый ельник. Весь снег усыпан золотистыми семенами, словно на снегу высыпали веснушки. Вырастут новые ёлки — густые, высокие и красивые. Всем на радость.

А. П. Чехов «Весной»

С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо!

Совет

Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы любите природу…

И. А. Бунин

* * *

Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно.

Грачей пролётные стада

Кричат и весело и важно.

Дымятся чёрные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

⇒ Стихи о весне для младших школьников

В. В. Бианки «Наводнение в лесу»

С зайцем случилось вот что.

Заяц жил на островке среди широкой реки.

Река кругом его островка с треском сбрасывала лёд.

В тот день он спокойно спал у себя под кустом. Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его промокла снизу.

Вскочил — а вокруг него уже вода. Началось наводнение. Заяц убежал на середину островка: там было ещё сухо.

Совет

Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился всё меньше и меньше. Заяц метался с одного конца на другой.

Так прошли весь день и вся ночь.

На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек островка. На нём стояло сухое дерево. Заяц бегал кругом его толстого ствола.

А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлёпался в воду.

Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. Заяц примостился на нём и стал терпеливо дожидаться конца наводнения: вода в реке больше уже не прибывала.

А. С. Пушкин

* * *

Ещё дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетала первая пчёлка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать:

Скоро ль будет гостья дорогая,

Читайте также:  Праздники – развлечения в детском саду. сценарии

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у берёзы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветёт черёмуха душиста…

Э. Ю. Шим «Весенняя осень»

Хожу я в лес, гляжу, какие происходят в нём весенние перемены.

На сухих пригорках проклюнулась трава. Голубые пролески цветут. На ветках почки лопнули, и показались из них зелёные хвостики. Скоро деревья совсем оденутся.

А тут что такое?

Обратите внимание

Вышел я на поляну, а на ней ещё самая настоящая осень хозяйничает. Стоят вокруг молоденькие дубки, с головы до ног в жёлтых осенних листьях. И на земле лежит жёлтый шуршащий половик. И стоит возле пенька на толстой ноге гриб сыроежка, в красной шляпе набекрень.

Да уж не снится ли всё это?

Поморгал я глазами… нет, всё настоящее. А поверить не могу. Не могу я поверить, чтоб такое было!

Решил разобраться, присел на пенёк. А перед глазами — червонные листья на дубовых ветках…

Стала мне закрадываться в голову несусветная мысль: а что, если эта поляна волшебная? Как в сказке. Не бывает тут зимы, не бывает лета. Вечная осень стоит. И можно сюда в феврале ходить по грибы. А в июне — собирать букеты багряных листьев.

Даже чуточку страшно стало.

Тишина разлита над поляной. Ни шороха, ни хруста, ни птичьего голоса.

Чок!

Сорвался с ближней ветки сухой лист. Закачался в воздухе, упал.

Чок!

Сорвался второй лист. Ещё почка открылась.

Ах, вот в чём дело-то!..

Нагнул я ветку и увидел, что в пазухе каждого листа сидят спрятавшиеся почки. Наверное, укрылись от зимних холодов. А теперь разбухли и выталкивают старую листву. Оттого и на земле — сухой жёлтый половик…

Я его ногой отодвинул, а под ним — зелёная трава.

Сорвал я тогда сыроежку. Она свежая, крепенькая. Холо-одная. И тут я вспомнил, что сыроежки у нас осенью до самого снега держатся. Не боятся стужи. Стойкие.

Так почему бы им и весною не появиться?

Конечно: эта вот — самая первая, весенняя!

Значит, и на этой поляне — весна. Только её не сразу узнаешь. Она, озорница, осенью прикинулась.

И. С. Соколов-Микитов «Черёмуха»

Под самым окном нашего домика распустилась и цветёт черёмуха.

Черёмуха — очень весёлое деревцо. Она всегда улыбается, а весною, когда душистые белые цветы сплошь её покрывают, даже смеётся. Любуясь цветущей черёмухой, сам невольно начинаешь улыбаться.

Важно

Ранней весною мы приглядываемся к черёмухе. Если на ней раскрылись зелёные почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

Н. И. Сладков «Гнездо»

Дрозд в развилку берёзы положил первый пучок сухой травы. Положил, расправил клювом и задумался.

Вот он — торжественный миг, когда всё позади и всё впереди. Позади зимовка в чужих южных лесах, тяжёлый далёкий перелёт. Впереди гнездо, птенцы, труды и тревоги.

Развилка берёзы и пучок травы как начало новой жизни.

Что ни день, то выше гнездо и шире. Однажды дроздиха села в него и осталась сидеть. Она вся утонула в гнезде, снаружи торчали только нос да хвост.

Но дроздиха видела и слышала всё.

Тянулись по синему небу облака, а по зелёной земле ползли их тени. Прошагал на ногах-ходулях лось. Неуклюже проковылял заяц. Пеночка-весничка, пушистая, как вербный барашек, поёт и поёт про весну.

Берёза баюкает птичий дом. И на страже его — хвост и нос. Торчат, как два часовых. Раз торчат, значит, всё хорошо. Значит, тихо в лесу. Значит, всё впереди!

Рекомендуем посмотреть:

Чехов «Белолобый»

Соколов-Микитов «Весна в лесу»

Ушинский «Ласточка»

Рассказы о весне Пришвина, 1 класс

Ушинский «Утренние лучи»

Источник: https://ped-kopilka.ru/kalendar/vesna/raskazy-i-stihi-o-vesne-2-3-klas.html

Рассказ водолюб в лесу — бианки виталий валентинович

Где-то за лесом всходило солнце, но в чаще все еще были сумерки.

Первой осветилась, заиграла яркими листьями зеленая крыша, потом солнечные лучи заглянули в тысячи окошек верхнего этажа леса. Спустились ниже и прогнали ночную тень с густой стены подроста и кустов.

Осветили землю, изрытую корнями, заросшую травой и мхом. Наконец упали в подвал глубокую яму у подножия деревьев, пронизали воду.

Солнце встало над лесом и заиграло на дне ямы мириадами разноцветных искр и змеек.

Совет

Тогда из-под кучи гнилых листьев на дне выполз большой плоский жук водолюб. Солнечные зайчики заплясали на его гладкой черной с оливковым отливом броне.

Водолюб приподнялся на длинных задних ногах и, болтая ими вразнобой, стал медленно-медленно подниматься к поверхности воды. Теперь осветилась и грудь его, вся густо покрытая шелковым пушком, с острым шипом посередине.

Разбуженные солнцем поднимались кругом, приниммались каждый за свое дело многочисленные жители лесного подвала. Медлительные улитки осторожно открывали дверцы своих витых домиков, высовывали мягкие головы с рожками, осторожно оглядевшись, вытягивали наружу все тело, потихоньку ползли по стеблям, сжимая и разжимая свте брюхо-пятку.

По разным направлениям сновали, вихляясь всем телом, хищные жучьи личинки: разыскивали себе дичь по силам. Бойкие гладыши, похожие на крепкотелых таракашек с двумя длинными ногами-веслами по бокам, молнией проносились на спине то вверх, то вниз, то вверх, то вниз.

Проплыл страшный водяной скорпион, с широко раскинутыми клешнями, готовыми схватить, сжать, разорвать все, что попадется живого.

Водолюб ни на кого не обращал внимания. Он чересчур силен и велик для всей этой щищной мелочи, тело его надежно защищено от жал и клешней толстой броней. А сам он — покрадистый, мирный жук; он кормится себе подводной травкой и никого не трогает. Просто он слишком долго оставался под водой; ему надо подняться на поверхность, чтобы запастись воздухом.

Поднявшись до верха, он не выплыл наружу, — только выысунул из воды свои недлинные коленчатые усики с желобками.

Набрав в желобки воздуху, он опустил усики и вытер их о густой пушок на брюшке. Потом опять набрал воздуху, опять и опять вытер усики о брюшко, о грудь.

Обратите внимание

И вот его стало не узнать: уж не рыжий пушок покрывал весь низ его тела, а блестящая, сверкающая серебром на солнце кольчуга из много множества крошечных воздушных пузырьков. Теперь он мог снова надолго погрузиться на дно.

Но ему расходелось в воду. Утро было такое светлое, воздух такой легкий. И он был сыт.

Он вылез на плавучий лист и лег на нем — погреться на солнышке.

Мимо него по спокойной воде, как танцоры по блестящему паркету, скользили быстрые водомерки: узкое тельце палочкой, четыре тонких паучьих ноги крест-накрест, а две коротенькие — прижаты к груди. Водомерки могут только бегать по поверхности воды: ни нырять не могут, ни по земле ходить.

Другое дело — капельные жучки — кружалки, живые и блестящие, как ртуть. Вот один выскочил из-под воды и завертелся, закружился на ней.

Вот их уже два, уже много, — и все вместе кружат, и кружат, и кружат неугомонные. Такую волну подняли, что даже большой лист, на котором принимал солнечную ванну водолюб, слегка азкачался.

Но чья-то легкая тень мелькнула над водой — и нет их, кружалов: все исчезли под воду.

А водолдб все лежит на своем листе и не замечает, что лист его давно прибило к берегу. Но вот голод дает себя знать. Пора под воду приниматься за еду. Жук поднимается на ножки, неловко переступая ими, подвигается к воде, к самому краю листа… но тут что-то темное проносится мимо него по воздуху — и ллюх в воду! Брызги летят во все стороны.

Водолюб видит, как, дружно и сильно гребя обеими задними ногами, быстро уходит под воду с неба упавший черный с оранжевой каймой по краям тела крупный плоский жук. Щищный жук — плавунец. Хоть он и поменьше водолюба, но все кончено: мирному водолюбу уже не жить спокойно в этой тихой лесной обители. От плавунца не спасет его и толстая броня.

Важно

Плавунец знает, как его взять. Есть в броне на шее водолюба щель. Плавунец вопьется своими страшными челюстями-жвалами в эту единственную узкую полоску незащищенного тела — и уж не выпустит свою жертву. От водолюба останется одна пустая шкурка.

Перепуганный водолюб поворачивает и ползет на берег: скорей, скорей надо подняться на крылья и лететь искать себе другую яму, тихое лесное убежище!

Но только он приподнял верхние тяжелобронированные крллья, — к нему сзади подбежал кулик-чернш — и тюк носом в самое основание крыльев! Водолюб так и ткнулся грудью в мягкую землю.

Зачем черныш это сделал, он и сам, верно, не знал, — просто так, шевелится что-то в траве, — надо клювом! А клюв-то у кулика слабый, тонкий, — где им рушить крепкую жучью броню; им только слизняков таскать из ила. Черныш ушиб себе нос. Разозлился — хвать жука поперек тела, мотнул головой — и водолюб отлетел далеко в траву.

ОН упал на спину и долго ворочался, помогая себе всеми ногами. Наконец перевернулся, хотел разнять крылья — и не мог: что-то, видно, ему повредил черныш своим глупым ударом. Придется отправляться полдзком разыскивать воду

Долго полз он, с трудом пробираясь в густой траве. Здесь он не мог прятаться, как прятался у себя в воде, вплавь: нырнет на дно и залезет под какую-нибудь щепку или корягу.

А опоасных врагов кругом много: здесь, в первом этаже леса, ползали змеи, бегали ящерицы, ходили в траве тетерева, а дальше — во мху — белые куропатки.

И хотя эти лесные куры разыскивали здесь ягоду — землянику, чернику, гоноболь, — но и они не пропустили бы случая попробовать расклевать даже и такого крупного жука. Носы-то у них покрепче куличьих.

Совет

Но, к счастью, никто из них не заметил его, а для снующих по земле мышей и живущих здесь мелких птиц — лесных коньков, нежных пеночек-трещоток и весничек, для бойкого подкоренника — он был слишком велик. Птички эти испуганно взлетали при его приближении.

Но зоркий глаз уже следил за ним сверху — из окон второго этажа. Там, в густой чаще молодых льх, осин, берез и елочек, сидела у своего гнезда вороватая сорока. Сквозь отверстия в листве она видела все, что творится внизу.

Она взлетела, лавируя между частых ветвей короткими крылышками, скользнула вниз, ловко выхватила жука из травы и вернулась с ним в чащу. Там она сунула свою добычу птенцам и — непоседа — сейчас же опять куда-то улетела.

Не рассчитала сорока! Ее потенцы были еще слишком малы для такой добычи. Напрасно они клевали жука со всех сторон; их клювы скользили по гладкой его броне, не причиняя ему никаких повреждений. Водолюб работал ногами, полз к выходу, — и сорочата не могли его остановить.

Ноги водолюба вооружены острыми шипами. Ему трудно было пробираться по мягкой подстилке сорочьего гнезда — подстилке из тонких корешков и травинок. И все-таки он добрался до твердого лотка из высохшей глины и по нему быстро вылез в широкий чердак гнезда.

Сорочье гнездо снаружи — это круглая, плотная снизу и рыхлая сверху постройка из сучьев. Оно помещалось на березке. Водолюб взобрался по сучьям на его дырявую крышу. Тут он опять попробовал полететь, — и опять ему не удалось разнять крылья.

Читайте также:  Правила написания писем с точки зрения этики

Между тем в этом среднем, втиором этажпе леса он был еще беспомощнее, чем внизу, на земле: ведь он совсем не умел лазать вверх и вниз по ветвям и стволам, как какие-нибудь усачи и другие древесные жуки.

Он кое-как перелез с крыши гнезда на толстую ветку и, прижимаясь к ней брюхом, пополз прочь. Но ветка становилась все тоньше к концу, — и он остановился. Вперед некуда было ползти, а падать вниз было очень страшно: ведь там была земля, а не вода.

Обратите внимание

В среднем этаже леса жило много птиц. Тут помещались гнезда мухоловок, зябликов, горихвосток, дятлов, синиц. Правда, эти птицы не были опасны ему: ни одна из них не употребляла в пищу бронированных водяных жуков. Но кто знаерт, чей хищный взгляд привлечет он, большой черный жук, открыто сидящий на ветке белой березы?

В крыльях, в одних только его крыльях, было единственное спасение. Но спина все еще не отошла после удара, и крылья не действовали.

Вдруг ветка под водолюбом шибко закачалась. Он начал осторожно поворачиваться, чтобы посмотреть, что там позади него. Жук ведь не может просто повернуть гнолову, как птица или как зверь: у жуков нет шеи.

Но тут что-то рыхлое мелькнуло перед ним, и рыжий туман мгновенно окутал его. Кто-то рванул его, перевернул два раза через голову и помчал куда-то в рыжем вихре. Жук чувствовал, что несется по воздуху.

Это была белка. Она и не думала нападать на него, даже не заметила его. Просто перебегала по ветке, на которой он сидел, и сама ужасно струсила, почувствовав, как что-то колючее и живое вцепилось ей в хвост, в пушистые волосы.

Минуту назад она осторожно подбиралась к ксорочьему гнезду: нельзя ли стащить одного-другого птенцика, пока хозяйки нет дома? Летом белки частенько устраивают себе мясные обеды.

Теперь — насмерть перепуганная она мчалась по лесу, сумасшедшими прыжками перелетала с дерева на дерево, с конца одной ветки на конец другой. Упругие ветки сгибались под ней, потом высоко подбрасывали, — и она, как птица, перелетала по воздуху.

В несколько секунд она очутилась в верхнем этаже леса, где постоянно жила и пряталась от опасностей. Тут было ее гнездо — гайно — и , чувствуя, что кто-то все еще держит ее за хвост, она поспешила схорониться в своем домишке.

Важно

Здесь она повернула хвост набок и так сильно принялась скрести его лапками, что колючее страшилище живо отвалилось от нее, выдрав при этом из хвоста сотню-другую шерстинок. Бросив врага в найне, белка выскочила наружу и, все еще чувствуя сильную боль в хвосте, помчалась дальше по лесу — в самую глубь его.

А вдолдюб живо пришел в себя.

Беличье гайно представляло собой плотный шар, снаружи из всучьев, как у сороки, а внутри из мха и мягкой шерстки. шипы на ногах у жука цеплялись за свалившуюся в войлок шерсть, и много усилий пришлось ему потребить, чтобы вылезти из найна и всекарабкаться на его крышу.

Гайно помещалось на высокой ели в верхнем этаже леса. Отсюда, с его крыши, был широкий кругозор, и много любопытного мог бы увидеть водолюб, если бы умел озираться и не был близорук, как все жители водяного подвала.

Сквозь густые ветви ели он мог бы разглядеть тех, кто жил на чердаке под крышей леса. И, наверное, в страхе поспешил бы куда-нибудь спрятаться, потому что жили здесь все больше хищные птицы: здесь были гнезда ястребов и соколов.

Но водолюб ни о чем не думал и хотел только одного: поскорее найти воду. И он опять попробовал разнять крылья.

Оттого ли, что боль в спине от удара черныша теперь прошла, оттого ли, что здоррово потрепала его хвостом белка, — только вдруг спина его как бы развалилась пополам и над ней приподнялись два бронированных корыта дном вверх.

Это было все, что требовалось; после этого ему уже ничего не стоило поднять и расправить длинные мягкмие нежные крылышки, сложенные под жесткими верхними. Жук привел их в движение; они часто-часто задрожали; послышалось жужжанье, — все громче и гуще, — он поднялся на задние ноги и так — стоймя — полетел.

Верхние жесткие крылья остались неподвижными, как невсущие плоскости самолета; нижние работали, как два мотора.

Совет

Водолюб поднялся над крышей леса, — сразу же вдали, за опушкой, даже его близорукие глаза заметили слепящий блеск воды. И он направил в ту сторону свой полет.

Он летел быстро и прямо, как камешек, брошенный сильной рукой. Лес под ним уходил назад и вот уже кончился. Впереди были только отдельные деревья, дорога, телеграфные столлбы и за ними блестела вода — пруд. Еще минута — и он будет опять в воде, избавится от всех напастей. Но, на беду себе, он так громко жужжал крыльями в полете…

Сидевший спиной к нему на телеграфном столбе небольшой длиннохвостый сокол услышал приближающийся звук — и обернулся.

Это был сокол — специалист по ловле мышей и насекомых: рыжая, в черныхы и светлых полосах-крапинах пустельга. Она отлично умела хватать на лету кузнечиков, стрекоз, жуков. Она увидела водолюба, легко снялась и стрелой понеслась в погоню за ним.

Пустельга настигла водолюба, когда он был уже над берегом пруда и стал снижаться.

Он почувствовал только, что кто-то схватил его сзади в пасть, и крылья его перестали работать: моторы выключились, несущие плоскости сами собой сложились.

А пустельга почувствовала невыносимую боль во рту: острые шипы задних ног жука пронзили ей насквозь язык.

Вскрикнул от боли, пустельга выпустила жука из клюва.

Водолюб не успел расправить крлья и камешком полетел вниз.

Упади он на твердую землю, — он разлетелся бы на куски. Но он с разлету угодил в воду и мягко погрузился до половины ее глубины. Заработал ногами и плавно опустился на дно.

Там он сейчас же заполз под кучу гнилых листьев: с него было достаточно приключений, он опять был дома и хотел отдохнуть.

Обратите внимание

Там, в этом пруду, можете, если захотите, и сейчас его видеть. Ему там очень понравилось, потому что в этом пруду нет страшных жуков плавунцов — его главных врагов под водой — и много вкусных водорослей и подводных трав.

Да и не только в этом — в любом почти пруду, даже просто в яме с водой, можете летом увидеть водолюба. Можете поймать его и держать дома в большой банке с водой и растениями из того пруда, где его взяли. Кормить его можно хлебными крошками, он очень любит булочку. Только ловите его чачком, а то в кровь израните себе пальцы об его острые шипы.

И не забудьте сверху завязать мбнку марлей: улетит!

Бианки Виталий Валентинович — Наводнение в лесу (рассказ читает Н.Литвинов)

Читать еще…

Источник: http://onelegend.ru/rasskaz-vodoljub-v-lesu-bianki-vitalij/

Интегрированное занятие-беседа по ОБЖ «Осторожно, тонкий лед!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 46 «Совенок»

Интегрированное занятие-беседа по ОБЖ

«Осторожно, тонкий лед!»

Подготовительная группа

Воспитатель:

Сорушева Валентина Васильевна

г. Сходня, 2018г.

Цель: создание в потребности и сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих

Задачи:

  • Закрепить у детей знание о времени года — весна; уточнить знания признаках весны (капает капель, прилёт птиц, журчат ручьи);

  • Дать знания что такое «паводок» и как вести себя в это время на водоёмах;

  • Развивать умение снять усталость, улучшить осанку, стать спокойным, оздоравливать организм посредством правильного дыхания;

  • Активизировать употребление в речи глаголов что делают, продолжать формировать связную речь; упражнять в согласовании существительное + прилагательное (солнышко какое, умение слушать и отвечать на вопросы;

  • Развивать мелкую моторику мускул пальцев рук, вспомнить нетрадиционные приёмы в рисовании тычком; умение соотносить слово с движением;

  • Воспитывать любовь к родной природе, интерес к занятию.

Предварительная работа: наблюдение за приметами весны, чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь» и «Наводнение в лесу».

Ход занятия

Беседа «Опасные ситуации»

— Сегодня  мы поговорим о правилах поведения, о предупреждении чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев во время весеннего паводка, о первой помощи. — Ребята, скажите какое время года? (Весна). — Давайте вспомним признаки весны. (Солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, дни становятся длиннее, ночи короче) Молодцы.

— А я хочу вам рассказать о весеннем паводке. Кто из вас знает, что это такое? Правильно это когда разливаются реки. — Приближается время весеннего паводка. Лед на реках становится рыхлым, «съедается» сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением.

Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться с шипением под ногами и сомкнуться над головой. Опасны в это время канавы, лунки, ведь в них могут быть ловушки — ямы, колодцы.

Но большую опасность весенний паводок представляет для детей. Оставаясь без присмотра родителей и старших, не зная мер безопасности, т. к.

чувство опасности у ребенка слабее любопытства, играют они на обрывистом берегу, а иногда катаются на льдинах водоема.

Кое-кто из подростков умудряются ловить рыбу, находясь на непрочном льду. Такая беспечность порой кончается трагически. В этот период ребятам не следует ходить на водоемы.

Особенно опасны для жизни глубокие ямы и промоины, которые не всегда огорожены и обозначены предупредительными знаками.

Поэтому в этот период следует помнить:

— на весеннем льду легко провалиться;

— перед выходом на лед проверить его прочность — достаточно легкого удара, чтобы убедиться в этом;

— быстрее всего процесс распада льда происходит у

берегов;

— весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.

Весенний паводок опасен для жителей, которые живут вблизи рек, водоемов. Лед тает, уровень воды поднимается и затапливает дома. Страдают люди, домашние животные, разрушаются постройки.

-Как вы думаете, какую службу надо вызывать? (Службу спасения 01)

-А сейчас я хочу прочитать вам произведение «Дед Мазай и зайцы». Н Некрасова

-Понравился вам рассказ?

-Как спасал дед Мазай зайцев?

-Почему они его не боялись? Какой он был? (Добрый) .

-А сейчас, я хочу еще раз повторить, что нельзя выходить в весенний период на отдаленные водоемы;

— Переправляться через реку в период ледохода;

— Подходить близко к реке в местах затора льда, стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и, следовательно, обвалу;

— Собираться на мостах, плотинах и запрудах;

— Приближаться к ледяным затором, отталкивать льдины от берегов, измерять глубину реки или любого водоема, ходить по льдинам и кататься на них (нередко дети используют всевозможные плавающие средства и бесхозные лодки, чтобы покататься по первой воде) .

Если вы оказались свидетелем несчастного случая на реке или озере, то не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите на помощь, взрослые услышат и помогут выручить из беды.

Не подходите близко к заторам, плотам, запрудам, не устраивайте игр в этих местах.

Важно

Не подвергайте свою жизнь опасности! Соблюдайте правила поведения на водоемах во время таяния льда, разлива рек и озер!

Практическая часть с детьми: « Осторожно, тонкий лед!» — рисунки

Источник: https://multiurok.ru/files/integrirovannoe-zaniatie-beseda-po-obzh-ostorozhno.html

Ссылка на основную публикацию