Бианки «подкидыш» читать текст

Маленькие рассказы. Подкидыш

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Подкидыш

Бианки В. В. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1: Рассказы и сказки/ Вступ. ст. Гроденского Г.; Коммент. Бианки Е.; Рис. Чарушина Е. — Л: Дет. лит., 1972. — 399с.: ил., портр. – Рассказы и сказки.

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.

Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.

Но как это сделать?

Кто выведет мне его из яйца?

Кто вскормит?

Я знал неподалёку гнездо другой птички – пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.

Обратите внимание

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те – розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать. Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.

Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.

Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст.

Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.

Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.

Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?

Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой – хвост пересмешки.

Сидит!

Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними – голый слепенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке.

Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.

Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки.

Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить и высиживать свои яйца.

Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.

Важно

На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».

Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.

Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички – высиживал ей птенцов.

Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.

Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек.

Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Источник: http://bianki.lit-info.ru/bianki/proza/malenkie-rasskazy/podkidysh.htm

Конспект урока по русскому чтению: «В. Бианки. Подкидыш»

Тема урока В. Бианки «Подкидыш»

Цели урока: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством В.В. Бианки, рассказом В. Бианки «Подкидыш», развивать эмоцианально-творческое восприятие текста с опорой на жизненный опыт детей, воспитывать бережное отношение к природе, умение на добро отвечать добром.

Оборудование: видеоролик «В зоологическом музее», аудиозапись голосов птиц, рисунки птиц, портрет В.В. Бианки, таблица чувств, «смайлики»

Методы к развитию критического мышления: « Предвидение по заглавию», «Ассоциативный куст», Чтение с остановками», «Смайлики настроения и чувств», «Буквальные и небуквальные вопросы».

Ход урока

I- Оргмомент

II – Вступительное слово учителя

— Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по загадочной стране, которая называется «Природа». Слушайте внимательно.

(Читаю): « Открылась тяжелая дверь, и перед глазами изумленного мальчика предстал изумительный мир. Прямо перед ним два бурых медвежонка схватились в обнимку. Их старший братишка- нянька не спускает глаз с озорников, а медведиха-мать развалилась на солнышке и дремлет.

А вот немного дальше, два тигра — один на скале, другой – внизу. Оскалили зубы, вот-вот кинутся друг на друга. Мальчик, крадучись, прошел мимо них. Вдруг кинутся? Нет, не кидаются.

Вот высоко в небе застыл без движения орел. А вот утка взлетела и замерла над гнездом. В гнезде — яйца. Мальчик протянул к ним руки, и пальцы больно ударились о что-то крепкое, холодное. Стекло! Все звери и птицы за стеклом. Неужели они не живые? Тогда, наверное, заколдованы, как в сказке? Вот узнать бы такое слово, чтобы их расколдовать! Кто подскажет это слово?»

( комментирование ответов обучающихся)

Мальчик попал в Зоологический музей академии наук. Мы с вами тоже отправимся туда, чтобы убедится, что это все правда. (Дети смотрят ролик, я продолжаю говорить): « Мальчик этот – будущий писатель Виталий Валентинович Бианки (показываю портрет В. Бианки).

Его отец работал в этом музеи, он же и знакомил сына с природой. Во время прогулок и охоты отец называл сыну каждую птичку, зверушку, травинку. Научил узнавать птиц по полету, зверей по следу, а главное – научил сына записывать свои наблюдения.

Но мысль о том, чтобы найти слово которое оживит зверей и птиц, не покидали Виталия.

Так, записывая свои наблюдения, Виталий Валентинович и стал писателем.

Свою преданность родной природе В.Бианки выразил в таких строках (чтение обучающихся с доски).

«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. Я их буду открывать всю свою жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире».

Вот и хочу я вас ознакомить с рассказом В.В. Бианки «Подкидыш».

III «Предвидение по заглавию».

Проблемные вопросы:

— Как вы понимаете значение этого слова?

— Подумайте, о ком может идти речь в тексте?

(Заслушивание предположений)

IV- «Ассоциативный куст» одинокий чужой испуганный

грустный Подкидыш брошенный

один страшно

V – Подготовка к чтению

а) «Пирамида» б) чтение с «_______» троекратное:

в нем по слогам, с ударением, бегло цело хвост слово

береза мальчишки

подошел неподалеку

торчащие пересмешка

гусеничкой выклюнутся

слепенький двенадцать

посвистывала

в) Чтение рассказа вслух:

Учитель: Кто хочет разговорить,

Тот должен выговорить

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ученики: Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Учитель: Вспомните и продолжите поговорку:

Мало уметь читать . . . . . . . (надо уметь думать).

VI – Работа с текстом

1. Чтение с остановками и постановкой буквальных и не буквальных вопросов и работа со смайликами и таблицей чувств.

а) Какие чувства могут выражать эти смайлики

злость удовлетворение

осуждение радость

спокойствие огорчение

умиротворение переживание

веселье расстройство

б) I часть (части отмечены в тексте)

— Мальчишки разорили гнездо

— Кто вспомнит?

Постановка буквальных и небуквальных вопросов

Небуквальные вопросы: От чьего имени ведется рассказ?

Какие чувства «охватили авторы»

Заполнение таблицы чувств (каждый индивидуально, я – тоже)

— Кто же вскормит? предвидение

II часть

— Я знал неподалеку гнездо…..

— Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

(вопросы буквальные, небуквальные, предвидение по вопросу)

— Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

III часть

— Гнездо пересмешки помещалось на берёзе

Читайте также:  Конспект нод по математике в подготовительной группе на тему: сложение и вычитание чисел

— Но что будет, когда маленькая каменка выклюнется из гнезда?

(вопросы буквальные, небуквальные, предвидение, смайлики)

IV часть:

— Когда утром на следующий день я подошёл ..

— Маленькая каменка умерла с голоду

(буквальные, небуквальные вопросы, предвидение по утверждению «Всё кончено!», смайлики)

V часть

Но нет, в гнезде лежала живая каменка…

-Пересмешка принялась выкармливать своих родных питомцев и выкормила их на славу (буквальные, небуквальные вопросы, смайлики)

Совет

VII Релаксация: Окунитесь в лес. Представьте птиц в лесу. Какая каменка? Какого цвета пёрышки у неё? Какой вы представляете пеночку пересмешку?

Глазки закрываются,

Реснички опускаются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко

Птички весело поют

И проснуться нас зовут.

Потянулись! Улыбнулись! Окончательно проснулись!

VIII Беседа по «Таблице чувств», сравнение смайликов, объяснение, почему выбрали той или иной смайлик.

IX Обобщение и систематизация знаний

1. Беседа-итог

— Каким призывом вы могли бы заключить наш урок?

(Берегите природу! Берегите птиц! За добро плати добром!)

Защита лозунгов-призывов.

2. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Вот и окончился наш урок. Какие истины вам представила природа? Чему научил вас этот рассказ?

Перед вами выставка книг В.Бианки «Лесные домики», «Кто чем поёт», «Первая охота» и т.д.

Читайте эти книги и на природе вспоминайте, чему они научили вас.

X Д/З: Напишите эссе «Какие чувства вызывает у меня слово «подкидыш», прочитайте рассказа В.Бианки «Первая охота».

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-chteniyu-v-bianki-podkidish-912198.html

Литературное чтение. В. Бианки. Подкидыш

ТЕМА УРОКА:В. Бианки. Подкидыш

Цели урока. Продолжить работу по ознакомлению учащихся с

разделом русской литературы «Детям о природе».

Познакомить с рассказом В.Бианки «Подкидыш» Расширить знания учащихся о жизни и творчестве В.Бианки.

Работать над развитием эмоционально-творческого восприятия текста с опорой на жизненный опыт детей.

Развивать индивидуальные способности каждого ребенка, моделируя на уроке ситуации активной работы.

Воспитывать бережных хозяев богатств родной природы.

Ход урока I. Стадия урока Вызов.

1 .Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по загадочной стране, которая называется «Природа».

Открылась тяжелая дверь, и перед глазами изумленного мальчика предстал удивительный мир.

Прямо перед ним два бурых медвежонка играют в прятки в высокой траве. А медведица-мать развалилась на природе и дремлет.

А там, немножко дальше, два тигра оскалили зубы — сейчас кинутся. Мальчик, крадучись, прошел мимо них. В страхе оглянулся. А вдруг кинутся? Нет, не кидаются, так и остались…

Вот высоко в воздухе застыл без движения орел

Вот в гнезде сидит прекрасный белый лебедь Мальчик протянул руку, чтобы погладить гордую птиц пальцы больно ударились о что-то крепкое, холодное…

Стекло. Все звери и птицы за стеклом!

Неужели они не живые? Тогда, наверно, они заколдованы, как в сказке. Узнать бы такое волшебное слово, чтобы разом всех оживить. Кто научит его этому слову?

Мальчик попал в Зоологический музей Академии наук. Здесь работал его отец русский ученый естествоиспытатель. А этот мальчик будущий писатель Виталий Валентинович Бианки.

Родился Виталий Бианки в 1894 году.

С природой его познакомил отец. Он брал сына с собой на охоту и на прогулку. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверушку.

Научил его узнавать птиц по полету, зверя — по следу и — самое главное — научил сына записывать свои наблюдения.

К двадцати семи годам жизни у Виталия Бианки накопились целые тома дневников.

И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы ожить всех этих птиц и зверей.

Таким словом и стало художественное слово рассказчика писателя.

Свою преданность родной природе, огромную любовь к волшебному миру лесов и полей В. Бианки выразил в строках:

«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. Я их буду открывать всю свою жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире»

И сегодня на уроке мы откроем одну из тайн замечательного русского
писателя Виталия Валентиновича Бианки. ( на доске

портрет В. Бианки и заглавие текста)

2.Метод «Предвидение по заглавию»

  • Сегодня вы познакомитесь с рассказом В. Бианки.
  • Прочитайте заглавие рассказа, записанное на доске.
  • Как вы понимаете значение этого слова?
  • Подумайте, кто может быть в рассказе подкидышем.

а) обсуждение в группах

б)заслушивание вариантов предположений.

3.Метод «Ассоциативный куст»

Подкидыш Один, чужие, страх, бросили, испуг, забрали.

4.Метод « Предвидение по загадке»

Кого подкинули, вы узнаете, отгадав загадки.
Загадки о птицах.

* Верст не считала,
По дорогам не ездила,

А за морем бывала? (Птица)

* Кто два раза родился:
В первый раз гладкий,

Во второй раз мягкий? (Птица)

* Кто отправился в полет,

в клюве веточку несет? (Птица)

* Снится ночью пауку

Чудо юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит плохи дела. А кого паук боится?

Отгадали? Это (птица)

* Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы, Одним словом это (птицы)

Чудо юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит плохи дела. А кого паук боится?

Отгадали? Это (птица)

* Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы, Одним словом это (птицы)

Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о птицах.
И сейчас я познакомлю вас с ними.

( вывешиваются иллюстрации с изображением каменки и пересмешки)

II. Стадия урока. Осмысление

!♦ Метод «Чтение с остановками»

«Система буквальных и небуквальных вопросов».

А сейчас мы будем читать рассказ «Подкидыш» по частям.
1часть

  • Мальчишки разорили гнездо каменки…
  • Кто вскормит?

а) постановка буквальных и небуквальных вопросов
(обсуждение в группах, постановка вопросов детьми)

б) предвидение развития сюжета в следующей части по
вопросу текста

Кто вскормит?

IIчасть

Я знал неподалеку гнездо другой птички-….

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

а) постановка буквальных и небуквальных вопросов;

б) предвидение развития сюжета рассказа в следующей
части по вопросу текста

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

III часть

  • Гнездо пересмешки помещалось на березе….
  • Но что будет, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?

а) постановка буквальных и небуквальных вопросов;

б) предвидение развития сюжета рассказа в следующей
части по вопросу текста

Но что будет завтра, когда маленькая каменка
выклюнется из яйца?

IV часть

  • Когда утром на следующий день я подошел….
  • Маленькая каменка умерла с голоду.

а) постановка буквальных и небуквальных вопросов;

б) предвидение развития сюжета рассказа в следующей
части рассказа по последнему утверждению части:

  • Все кончено! Участь
  • Но нет, в гнезде лежала живая каменка….

Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов
выкормила их на славу.

а) постановка буквальных и небуквальных вопросов;

б)беседа.

Какие чувства вызывали у вас события каждой части
Выразите свое настроение на
«Полоса настроения»,

раскрашивают полоску, разбитую по количеству частей рассказа, часть раскрашивается отдельным цветом в зависимости от чувств, вызванных содержанием части).

III. Стадия урока. Рефлексия.

1)Беседа итог

Обдумайте и обсудите в группах, каким призывом можно закончить наш урок.

а) работа в группах

б) защита представителем группы предложенное

2)Заключительное слово учителя

Вот и окончился еще один урок -урок природы. Этот урок мимолетное мгновение в мире жизни. Какие истины преподнесла природа? Какие понятия выдвинула она на первый план?

Читайте также:  Сценарий зимнего утренника в старшей группе в детском саду

(Любовь, доброта, помощь, не вредить другим)

Так давайте будем хорошими учениками природы.

Помнить ее уроки. И пусть в наши города , к нашим окнам ,слетаются маленькие дети природы птицы. (Вывешивается картинка с изображением кормушки и птиц.

) (Звучит песня из мультфильма «Про кота Васю и охотничью котовасию») Задание: Еще раз обдумайте содержание рассказа В.

Ьианки «Подкидыш» и проанализируйте его морфологический состав.

Напишите пятиминутное на тему, «Какие чувства вызывает у меня слово «подкидыш»».

Источник: https://multiurok.ru/files/literaturnoe-chtenie-v-bianki-podkidysh.html

Уроков чтения в 4 классе Тема урока. В. Бианки. Подкидыш

1. Вступительное слово учителя о творчестве

В. Бианки.

Сопровождение ИКТ «Природа».

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по загадочной стране, которая называется «Природа».

^

Открылась тяжелая дверь, и перед глазами изумленного мальчика предстал удивительный мир.

Прямо перед ним два бурых медвежонка схватились в обнимку. Их старший братишка-нянька не спускал глаз с озорников, а медведица-мать развалилась на природе и дремлет.

А там, немножко дальше, два тигра – один на скале, другой внизу – оскалили зубы – сейчас кинутся друг на друга. Мальчик, крадучись, прошел мимо них. В страхе оглянулся. А вдруг кинутся? Нет, не кидаются, — так и остались…

^

Вот взлетевшая утка замерла над гнездом; в гнезде – яйца. Мальчик быстро протянул руку за ними – пальцы больно ударились о что-то крепкое, холодное…

^

Неужели они не живые? Тогда, наверно, они заколдованы, как в сказке. Узнать бы такое волшебное слово, чтобы разом всех оживить. Кто научит его этому слову?

Мальчик попал в Зоологический музей Академии наук. Здесь работал его отец – русский ученый естествоиспытатель. А этот мальчик – будущий писатель Виталий Валентинович Бианки.

^

С природой его познакомил отец. Он брал сына с собой на охоту и на прогулку. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полету, зверя – по следу и – самое главное – научил сына записывать свои наблюдения.

К двадцати семи годам жизни у Виталия Бианки накопились целые тома дневников. И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы ожить всех этих птиц и зверей.

^

Свою преданность родной природе, огромную любовь к волшебному миру лесов и полей В. Бианки выразил в строках: «Весь огромный мир кругом меня , надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. Я их буду открывать всю свою жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире»

^

2. Метод «Предвидение по заглавию»

Сегодня вы познакомитесь с рассказом В. Бианки.

— Прочитайте заглавие рассказа, записанное на доске.

— Как вы понимаете значение этого слова?

— Подумайте, кто может быть в рассказе подкидышем.

а) обсуждение в группах

б)заслушивание вариантов предположений.

3. Метод «Ассоциативный куст»

Подкидыш

Один, чужие, страх, бросили, испуг, забрали.

активизировать и анализировать имеющиеся знания и представления по теме;
пробудить интерес к новой теме;
активизировать обучаемого, дать возможность целенаправленно думать, выражать свои мысли собственными словами

Источник: http://shkolnie.ru/geografiya/127175/index.html

Кто главные герои рассказа Бианки «Подкидыш»? Главная мысль, чему учит? Чит. дневник

Те кто читал этот рассказ знают, что повествование идет от лица главного героя, то есть от самого автора.

Мальчишки хулиганов разорили гнездо каменки, и уничтожили почти все яйца птички кроме одного, которое успел спасти автор.

Спасенное яйцо он решил подкинуть пеночке, гнездо которой было по соседству.

Автор думал как отнесется птица к подкидишу, примет ли она птенца. Все закончилось хорошо в рассказе, птенцах каменки выкормили.

Главная мысль рассказа что нужно быть человечнее и помогать не только людям, но и животным.

Рассказ учит что нужно быть добрее и совершать добрые дела

Обратите внимание

Рассказ «Подкидыш» ведётся от лица самого автора рассказа, поэтому и главным героем рассказа мы можем обозначить его.

Он рассказывает о том, как нашёл разорённое местными мальчишками гнездо птички каменки и оставшееся целым одно яичко он решил подложить в гнездо маленькой птичке пеночке.

Поэтому в связи с сюжетом рассказа, мы можем ещё обозначить двух главных героев: это птенец каменки и пеночка, которая высидела из яйца каменки её птенца в своём гнезде.

Весь процесс высиживания яйца каменки пеночкой, автор наблюдал с любопытством и даже с некоторой тревогой, ведь яйцо каменки было и по размеру больше, чем яйцо пеночки и по цвету другое, а самое главное, что птенец каменки должен был вылупиться через день, а птенцы пеночки должны были появиться на свет только через две недели и автор волновался, как пеночка отнесётся в этом случае к птенцу каменки. Но всё закончилось благополучно и птенец каменки, вылупившись из яйца, быстро подрос и стал вместо пеночки высиживать её яйца.

Главная мысль в том, что в природе птицы и животные бережно и заботливо относятся как к своим птенцам и детёнышам, так и к чужим и так бывает, что нередко их выхаживают.

Бианки «Подкидыш»­: кто главные герои, какая главная мысль рассказа?

В рассказе Бианки «Подкидыш» речь идет о двух птичках. Одну — каменку автор-рассказчик спас, когда та быдла еще яйцом. Он поместил это странное и не похожее на остальные яйцо в гнездо пеночки-пересмешки. Та приняла его, высидела и кормила птенца, а когда тот подрос, то стал высиживать яйца пеночки.

Главные герои произведения:

  1. Автор, он же рассказчик. Он спас последнее яйцо из гнезда каменки, отнес его в гнездо пеночки и внимательно наблюдал за развитием событий. Добрый, он любит природу, внимательный, наблюдательный, хорошо знает птиц.
  2. Пеночка-пересмешка. У нее было 4 своих яйца, но она приняла и подкидыша. Более того, как только птенец вылупился, то кормила его. Добрая, заботливая птичка.
  3. Каменка. Ей чудом удалось выжить, ее спас добрый рассказчик и добрая пеночка-пересмешка. Птенец каменки 6 дней кормился тем, что приносила ему приемная мама, а на седьмой сам уселся на ее яйца, чтобы их выгревать-высиживать­. Так он помогал своей новой маме, чтоб та могла отправляться на охоту.

Главная мысль рассказав том, что на свете всегда есть добрые люди или существа, заботливые. О том, как важно добром платить за добро. Это понимают даже птицы.

   

Источник: https://www.sportsalo.com.ua/kto-glavnyie-geroi-rasskaza-bianki-podkidyish-glavnaya-myisl-chemu-uchit-chit-dnevnik.html

:: Читать — Книга «Собрание сочинений. Том 1. Рассказы и сказки» — Бианки Виталий Валентинович — Авторы — ЛитЛайф — литературная социальная сеть

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

Охотник всегда был первым разведчиком своего края. Кто знал родные места лучше охотника? Бродил ли он с ружьём или сидел с удочкой на берегу, — природа для него всегда становилась источником радости познания, радости раскрытия её больших и маленьких тайн, её богатств.

Ружьё и удочка охотника! Какая удивительно живая сила была заложена в них. Это они поднимали охотника и рыболова чуть свет. Вели в самые глухие лесные дебри, заставляли обшарить все хоженые и нехоженые места. Исследователем, следопытом, краеведом становился каждый настоящий охотник. И нередко именно по его следу шли потом учёные и путешественники.

Счастье тому, кто встречал на заре своей жизни такого бывалого охотника, мудреца и поэта, влюбленного в красоту родных лесов и полей, знающего сложную и многообразную жизнь животных.

Посидишь с ним в шалаше на утренней или вечерней зорьке, походишь по болотам, намокнешь под дождём, обсохнешь у костерка, и хоть сам-то, может, ещё и ничего не добудешь, но зато сколько увидишь, услышишь, узнаешь! И заронят эти встречи искру охотничьей страсти, а если в это же время займёшься ещё и наукой, тогда станешь не только охотником, а и натуралистом.

Важно

Совсем по-другому начнёшь смотреть на природу. Видеть и понимать её станешь лучше, зорче, правильнее. Так соединятся внутри человека охотник и учёный. И лес перестанет быть местом добычи, учёный будет здесь искать и находить ключи к её тайнам и богатствам.

Читайте также:  Пословицы и поговорки о любви

А если проснётся при этом радостный дар владения художественным словом, станет тогда следопыт-натуралист поэтом родной природы. Ружьё утеряет для него свою привлекательную силу. Разве можно истреблять красоту живого мира! И поэт становится охотником за волшебным словом, о котором мечтал ещё в самом раннем детстве.

Так пришёл в советскую литературу Виталий Валентинович Бианки, и более тридцати пяти лет шёл он этой тропой охотника-следопыта-писателя.

Есть, по его образному выражению, среди людей переводчики с языка природы на наш человеческий язык. И к нему самому относятся те слова, которыми он, уже на закате жизни, представлял читателям своих литературных учеников:

«Растения и животные, леса и горы и моря, ветра, дожди, зори— весь мир вокруг нас говорит с нами всеми своими голосами. Но мы ему не внемлем.

Только малые дети разговаривают с ним на своём языке, и непонятный лепет их сам звучит для нас как журчанье ручья, шелест леса, перекличка птиц. Детьми мы долго учимся языку взрослых. А когда наконец научаемся выражать свои мысли словами, уже не можем рассказать, о чём мы беседовали с цветами, птицами, облаками: забыли.

Так со всеми, кто не сохранил в душе ребёнка. Язык стихий, язык всего мира чужд им: они не понимают, да и не хотят понимать его.

Но много среди нас людей, и взрослыми не утративших связь со своим детством. Жадно внимают они голосам леса и моря, шуму ветра и пенью птиц.

И бессловесный их язык рождает в душе таких людей смутное воспоминание о том далёком времени, когда мы сами были землёй. И чем-то волнуют, чем-то сладки нам эти неясные, эти невыразимые воспоминания.

Не потому ли, что скоро опять забудем мы нашу человеческую речь — и превратимся в прах?

Мы не умеем рассказать об этих ощущениях другим людям.

Совет

И есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребёнка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам — и всё, что он рассказывает им о себе, переводят для нас на наш человеческий язык. И мы, люди, не утратившие любви к бессловесному миру, радуемся их рассказам, всё равно — в стихах они или в прозе, сказка это или строго реалистическая повесть. Эти люди — поэты.

В своих сказках и рассказах они золотым ключом — волшебным ключом любви — открывают нам тайную сокровищницу земли-матери и солнца-отца — отца и матери всей и всяческой жизни. А в той сокровищнице полно неведомых нам красот и чудес.

В каждом поколении у каждого народа родятся поэты — люди, так же хорошо понимающие бессловесный язык стихий, как и немой язык человеческой души. И каждый из них может обратиться ко всем людям стихами поэтов уже минувших поколений:

Сумрак леса, шёпот листьев В блеске солнечном долины, В неприступных дебрях бора, И в горах раскаты грома. .

Таким поэтом был и он сам.

Виталий Валентинович Бианки родился 12 февраля (н. с.) 1894 года в Петербурге, в семье известного русского учёного-биолога. Вся обстановка, окружавшая с детства будущего писателя, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе.

С малых лет он постоянный посетитель Зоологического музея Академии наук. Здесь работал его отец. Здесь зародились первые детские мечты.

Дома всегда жило много зверья, птиц, был аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами, змеями. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню, на взморье» Здесь — рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.

И первая дружба с деревенским пастушонком-сиротой. С ним строили шалашку, приманивали птиц, приваживали солью косуль. Тут зародилось чувство доброго влечения к птенцам, зверятам, насекомышам.

На всю жизнь запомнились и пастушья свирель, и дуплистые пни, в которых хранились топор, чайник, сковородка, и встречи со старым одиноким страшноватым лосем. Пройдёт много лет — и лось станет героем повести «Одинец». Но до этого ещё очень далеко.

Обратите внимание

А пока самое интересное — прогулки в лес с отцом, первым и главным лесным учителем.

«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии.

Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей.

И — самое главное — с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».

Школьные и университетские годы углубляли и расширяли интерес к природе. Рано проснувшаяся страсть к охоте сталкивала мальчика, а затем юношу, студента-биолога, с крестьянами, лесниками, старыми охотниками, лосятниками и медвежатниками. Людьми, изумительно знавшими сложную жизнь леса.

А потом первая экспедиция, четырёхлетние путешествия и скитания по Волге, Уралу, Алтаю, Казахстану — от Аральского моря до Кокчетава и Петропавловска, участие в организации краеведческого музея в Бийске и там же кратковременная работа учителем естествознания — всё помогало формированию будущего писателя, накоплению фактов, слов, образов, материала будущих произведений.

«Привычка заносить в тетрадь свои наблюдения распространилась и на охоту. К двадцати семи годам у меня накопились целые тома записок. Они лежали мёртвым грузом у меня на душе.

В них — как в Зоологическом музее — было собрание множества неживых животных в сухой записи фактов, лес был нем, звери застыли в неподвижности, птицы не летали и не пели.

Тогда опять, как в детстве, мучительно захотелось найти слово, которое бы расколдовало их, волшебным образом заставило ожить». Слово было найдено. Это было художественное слово писателя.

Шли двадцатые годы… В обиход входили первые в мире новые советские слова, рождённые эпохой, и среди них: «рабкор», «селькор», «юнкор». Это звучали голоса первостроителёй. Выходили первые в мире массовые газеты для детей, и родилось новое слово — «деткор». Первые голоса нового поколения, будущего хозяина земли.

Важно

Но землю, со всеми её угодьями и богатствами, надо было знать и понимать. А природа говорила на своём языке и не торопилась открывать человеку свои тайны, клады, загадки. Переводчиками становились учёные и поэты. Извечно поэтическое восприятие природы всегда шло рядом с аналитическим проникновением в нее.

Наука — это анализ, факт, объективное наблюдение, а искусство — это синтез, образ, эмоциональное отношение. Два метода познания мира. Владея ими, совмещая их в себе, пришёл в детскую литературу Виталий Бианки. К такому слитному мироощущению он был подготовлен всей своей биографией. Он рос в семье учёного и жил в кругу научных интересов.

Раннее увлечение поэзией сочеталось с увлечением, в ещё большей степени, охотой. Университетское естествознание сменилось занятиями в Институте истории искусств. Ему в равной степени были свойственны дар поэтического видения и наблюдательность натуралиста.

Наука и искусство стали в его творчестве той сказочной, волшебной «мёртвой» и «живой» водой, которая помогала создавать поэтические и в то же время научно точные природоведческие сказки и рассказы.

Источник: http://litlife.club/br/?b=166275&p=99

Ссылка на основную публикацию