Конспект занятия – экскурсии по экологии. подготовительная группа

Конспект экскурсии «В гости к деревьям» в подготовительной группе

Конспект экскурсии «В гости к деревьям» в подготовительной группе

Подготовила воспитатель: Шитикова Т.В. г.п. Будогощь «Детский сад №12» 2015 год

Цель:

  • обогащать знание детей о деревьях в осеннее время.

Задачи:

  • систематизировать и закреплять знания детей о деревьях ближайшего окружения, названия частей дерева (корень, ствол, листья, образующие крону, плод с семенами).
  • Развивать умение определить дерево по листу.
  • формировать интерес к окружающему, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому (в частности к деревьям: беречь, охранять).
  • Упражнять детей в добром поступке.
  • развивать мышление, самостоятельность, инициативу, коммуникативные, рефлексивные, исследовательские навыки, мелкую моторику рук, ловкость, быстроту реакции в подвижных играх; совершенствовать двигательные навыки.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И разукрасила все листья.

Давайте встанем в круг. Будем передавать волшебную

палочку, и называть красивые слова: осень какая? (золотая, тихая, ласковая, разноцветная, пестрая, щедрая, богатая…)

Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.

— А вы знаете, почему листья опадают?

— Нравятся ли вам цветные листочки?

— Любите ли вы их собирать? Почему?

— Что вы с ними делаете?

— Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?

— А летом так бывает?

— А весной так бывает?

— А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?

Листопад, листопад

Листья желтые летят

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят…

Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов.

Обратите внимание

Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной.

Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Игра «Мы осенние листочки»

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками — приседают, поднимая листочки над головой).

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели.

И на землю тихо сели.

(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).

Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть.

Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеет береза.

Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет.

Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается.

А теперь послушайте внимательно и отгадайте, про какое дерево я вам расскажу.

Гладкий и чистый ствол. Листья его похожи на короны. Это праздничное дерево. Это дерево любит яркий солнечный свет. Его плоды–крылатки. В жаркий летний день хорошо отдохнуть под развесистыми ветками этого дерева.

Распустились листья клена,

Царская у клена крона.

Лист кленовый как корона

Из корон у клена крона.

Все клены стали рыжие

Но не один не дразнится.

Все равно мы рыжие Кому, какая разница.

Ветер тихо клен качает

Вправо влево наклоняет,

Раз наклон, два наклон

Зашумел листвою клен.

Дети произносят звук «Ш-ш-ш».

Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите из чего состоит лист?

Его стебелек называется черешком. К черешку прикрепляется пластинка листа, на котором хорошо заметны жилки. Весной и летом по жилкам в лист поступает вода. В нижней части осеннего листа черешок становится широким и твердым. Это помогает листу отделиться от дерева.

Важно

Поищите на дереве место, где были прикреплены листья. Как вы думаете, ребята, когда листья опадают больше: в сухую погоду или во влажную, после дождя? (После дождя листья опадают больше, так как от воды они намокают, становятся тяжелыми и падают на землю.

Это явление называется листопад…)

(Рассказы детей).

А как вы догадались, что клен и береза – деревья, а не кустарники?

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Лист березы, лист рябины,

Листики тополя, листик осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет принесем.

Возьмите опавшие листочки в руки.

Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости. А как вы думаете, интересно было деревьям?

Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями.

Поднимите свои руки-ветки и пошелестите листочками. Расставьте ноги по шире и представьте, что это ваши корни, чувствуете, как они крепко держатвас в земле? Да замечательные деревья выросли у нас!

Игра малой подвижности

«Кто построит самую длинную дорожку из листьев?»

Можно провести игры «Раз, два, три – к дереву беги» (по листочку догадаться, какое это дерево и бежать по сигналу к нему), «Четыре временигода» (на слова – осень – дети кружатся, зима – приседают, весна –стоят, раскачивая руками влево-вправо, лето – руки поднять вверх)

Викторина:

  1. На каком дереве растут желуди?
  2. У каких деревьев листья не желтеют, а краснеют?
  3. У какого дерева плод крылатки?
  4. Чтонужно делать, чтобы быть стройным как березка?
  5. Почему деревья называют «Зелеными пылесосами»?
  6. Какое дерево помогает поддерживать здоровье, не болеть?
  7. Какое дерево называют волшебным?

Молодцы! Но нам пора возвращаться в детский сад. А к деревьям в гости мы придем зимой.

Источник: http://doshkolnik.ru/osen/14639-konspekt-ekskursii-v-gosti-k-derevyam-v-podgotovitelnoiy-gruppe.html

Зима. Экологическая экскурсия для детей подготовительной к школе группы «Каждой пичужке по кормушке!»

Воспитатель Коротина Ирина Павловна

(Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, разработка направлена на воспитание любви и уважения к родному краю, популяризация экологических знаний среди детей, привлечение их к природоохранной деятельности).

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей правильному поведению в природной среде.
  • Расширить представления детей о птицах и систематизировать их знания о жизненных проявлениях птиц в зимнее время года (питание, повадки).
  • Привлечь внимание детей к проблеме подкормки птиц зимой.

Развивающие:

  • Развитие у детей практической деятельности по охране и защите птиц.
  • Развитие у детей живого интереса, любознательности, речевой деятельности.
  • Развитие творческих способностей и изобразительной деятельности в семейных условиях.

Воспитательные:

  • Воспитание у детей любви к родной природе, навыков бережного и ответственного отношения к её обитателям.
  • Воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия.
  • Воспитание потребности в выражении эмоциональных переживаний в художественном творчестве.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование и материалы: кормушки для птиц, корм для птиц, письмо от птиц, картинки с изображениями птиц, буклет с мастер- классом по рисованию птицы.

Предварительная работа: подбор познавательного материала о птицах, их жизненных проявлениях в зимнее время года (питании, повадках); рассматривание иллюстраций зимующих птиц; чтение стихов о птицах; конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц.

Ход:

  1. Организационный момент (в ДОУ).

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло необычное письмо. Смотрите, оно все в птичьих перышках. Как вы думаете, кто его написал? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте скорее, его прочитаем. Быть может, нашим пернатым друзьям нужна срочная помощь. (Воспитатель читает письмо).

Воспитатель: Вы готовы спасти от голода птиц, оставшихся в нашем городе на зимовку? (Ответы детей).

Воспитатель: Тогда давайте поспешим. Но сначала нам нужно вспомнить правила поведения в парке, иначе мы своим шумом распугаем птиц и не сумеем им помочь. (Дети называют правила поведения в лесной зоне).

Воспитатель: А теперь займите свои места в автобусе. Помните, что нужно быть осторожными и вежливыми. (Автобус с воспитателем и детьми выезжает к месту экскурсии).

  1. Основная часть (В ПАРКЕ).

Воспитатель: Кажется, мы прибыли на место, указанное птицами в письме. Ребята,

  • Почему именно сейчас птицы попросили нашей помощи? Наступила зима.
  • Почему летом и осенью они не нуждались в нас? Были ягоды, семена и др. корм.
  • Чем опасна зима для птиц? Они могут умереть от голода и холода.
  • Что приготовили дети и родители нашего детского сада, чтобы спасти пернатых друзей от голода? Кормушки, корм.
  • Где мы должны разместить наши кормушки? На деревьях, как можно выше.

Воспитатель (подходит к одному из деревьев): Давайте выберем дерево и разместим на нем нашу первую кормушку. Ребята, посмотрите, какое высокое дерево! Потрогайте. Чувствуете, какая шершавая и твердая у него кора?! Как называется это дерево? (Ответы детей).

Воспитатель: (Прикладывает руку к дереву, как-будто «читает его мысли»). Ребята, тише. Мне кажется, это дерево хочет нам что-то рассказать. Это дерево рассказало мне о том, что оно служит домом для маленькой птички, а какой вы угадаете сами:

Он на дереве сидит,

Чик-чирик всем говорит,

Очень любит угощенье,

Просо, зёрнышки, печенье.

Прыгает, а не идёт,

Рядом с нами он живёт,

Угадайте поскорей,

Кто же это?.. (Воробей)

Воспитатель (Незаметно достает картинку воробья): Ой, смотрите, а вот и воробушек! Давайте опишем его. Как он выглядит? (Дети описывают воробья).

Давайте отдадим воробышку одну из наших кормушек. Тем более что один воробей никогда не обедает. Овес, пшено, просо, хлебные крошки – это любимое лакомство воробья.

Сейчас мы насыплем ему корма, сначала он попробует сам, а потом, когда убедится, что это вкусно, непременно позовет других воробьев. Когда воробьи пообедают, они сядут на дереве в стайку, распушат свои перышки и будут греться друг об друга.

Ведь в холодную погоду они мало двигаются и стараются не чирикать. Издалека они будут похожи на большой пушистый комок. (Насыпают корм в кормушку для воробьев).

Воспитатель (Подходит к другому дереву): А как называется это дерево? (Ответы детей).

Воспитатель (Прикладывает руку к стволу, как-будто «читает его мысли»): Здесь обедает другая птица. Послушайте и отгадайте, какая:

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня …(Синичка)

Воспитатель: Правильно, это синичка (незаметно достает картинку синички). Смотрите, и она прилетела в нашу столовую! Какая она красавица! Давайте скажем ей комплименты! (Дети описывают синичку, говоря ей комплименты).

Воспитатель: Ребята, пора накормить синичку! Скорее разместим здесь ее кормушку и дадим ей корм (размещают кормушку). Она очень любит семена подсолнечника, лебеды, полыни, конопли и конского щавеля. А еще она с удовольствием клюет овес и хлебные крошки.

Но по-настоящему вкусным считает синичка, обычное несоленое сало и сырое мясо. А вот чем нельзя кормить эту птицу, так это черным хлебом. Он содержит большое количество дрожжей, которые вызывают процесс брожения в желудке маленькой помощницы.

Если синица съест хоть маленький кусочек черного хлеба, она погибнет. (Насыпают корм для синицы).

Воспитатель (Подходит к другому дереву): А как называется это дерево? (Ответы детей).

Воспитатель (Прикладывает руку стволу, как-будто «читает его мысли»): Сейчас оно расскажет нам, кто его облюбовал и сделал своим домом. Послушайте и отгадайте, что за птица здесь живет:

Скрипит, свистит, но так поёт,

Весной покоя не даёт,

Кафтанчик красненький на нём,

Зовётся птица …(Снегирём).

Воспитатель (незаметно достает картинку снегиря): А вот и снегирь! А давайте, закроем глаза и представим, что сюда прилетела стайка снегирей, в которой пять птиц. Давайте их посчитаем. Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей! Молодцы! Пришло время угостить этих необыкновенно красивых птиц (размещают кормушку).

Воспитатель: А угостим мы снегирей ягодой. Они очень ее любят. Еще они объедают калину и рябину, клюют семена дыни и тыквы.

Вот прилетят в эту кормушку снегири, пообедают небольшой стайкой и снова улетят туда, где много деревьев, чтобы оставаться незамеченными. Ведь если кто-то из них попадет в беду, остальные его не бросят, и будут спасать, рискуя собой.

А еще эти птицы любят подражать пению других птиц, очень часто они передразнивают своих пернатых собратьев. (Насыпают корм для снегирей).

Читайте также:  Внеклассное занятие по правилам дорожного движения, 1 класс

Воспитатель (Подходит к другому дереву): А как называется это дерево? (Ответы детей).

Воспитатель (Прикладывает руку стволу, как-будто «читает его мысли»): Давайте узнаем, чей это домик? А вот и загадка:

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка … (Дятел).

Воспитатель (незаметно достает картинку снегиря): Правильно, это дятел. А вот и он! Знаете, до сих пор ученые не могут понять, почему одни дятлы улетают в теплые края, а другие готовят дупла и остаются зимовать.

Дупло они не выдалбливают, а находят старое, трухлявое дерево и очень просто вырывают в нем дупло. Но, как и другим птицам, зимой дятлу тяжело найти себе пропитание. Ведь он питается личинками короеда, который живет в коре дерева и лесными ягодами.

Зимой всего этого нет, и дятел с удовольствием употребляет в пищу еловые и сосновые семена. А еще, как и синичка, он любит сырое несоленое сало. Если во время обеда к нему прилетит другая птица, он не станет ее прогонять, а наоборот поделится.

Давайте насыплем ему угощения и поспешим уйти, чтобы он скорее приступил к обеду. (Насыпают корм для дятла).

Воспитатель (прислушиваясь): Мне кажется, что где-то далеко я слышу странные звуки: «Кар-кар! Кар-кар!». Кто их издает, ребята? (Ответы детей).

Воспитатель: Да. Это ворона. Сейчас она летает где-то далеко, ищет мусорную свалку, чтобы там пообедать.

Совет

Вот наестся она там, а остальную найденную пищу припрячет, запомнит это место, а потом, когда проголодается, вернется и доест то, что спрятала. Сюда она не прилетит до самого вечера.

Когда придет время сна, ворона вернется в парк и сядет на свое любимое дерево. Она его запомнила и уже никогда не перепутает.

Ребята, а про какую городскую птицу мы забыли? Кто во дворе дома слетается к нам целыми стаями? Кто любит семечки и хлеб? Кто живет под крышами наших домов? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно. Это голуби. Вы, наверное, очень удивитесь, но эти птицы, как и вороны, любят мусорные свалки, так как на них много пищевых отходов, выброшенных человеком.

Но, конечно, самым главным лакомством для них являются семена подсолнечника, дыни, тыквы, а также зерно. Давайте, разбросаем немного корма прямо на земле. Прилетят уставшие птицы сюда на ночевку, а здесь их ожидает вкусный ужин.

(Насыпают корм для ворон и голубей).

Воспитатель: А теперь давайте пообещаем, что никогда не обидим живую природу, будем заботиться о ней и беречь! (Хором произносят слово «Обещаем!»). Никогда не забывайте об этом обещании! Пришла пора прощаться с живой природой, которая раскрыла нам сегодня столько тайн о птицах. Давайте скажем ей: «Спасибо! И до свидания!». (Дети прощаются с природой).

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (В АВТОБУСЕ).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сегодня сделали доброе дело? В чем оно выразилось? А каким птицам мы сегодня помогли? Что интересного о них вы запомнили? (Высказывания детей).

Воспитатель: На память о нашей экскурсии я подарю вам буклеты, из которых вы узнаете, как легко нарисовать птицу. Если вы внимательно изучите их, то даже без помощи взрослых очень быстро и красиво нарисуете наших пернатых друзей. (Воспитатель раздает детям буклеты).

Название: Экологическая экскурсия для детей подготовительной к школе группы «Каждой пичужке по кормушке!»
Номинация: Методические разработки для специалистов ДОУ / Педагогу по ИЗО

Источник: http://portal2011.com/ekologicheskaya-ekskursiya-dlya-detej-podgotovitelnoj/

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

Владимирова Ирина Эдуардовна

Воспитатель, МДОУ детский сад №9 «Малыш», г. Павловский-Посад Московская обл.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Владимирова И.Э. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 05.04.2019).

Заказ № 25643

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (экология) на тему:«Защитники природы» для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи:

Обучающие:

-Познакомить детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в неё.

-Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу.

Развивающие:

-Закрепить  представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.

Воспитательные:

-Воспитывать  гуманное и ответственное отношения ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.

Оборудование:

-Импровизированный «Воздушный шар»

-«Берёзка», «речка», «мусор» на импровизированной полянке в группе 

-Телевизор для просмотра видео-материала по теме занятия

-Магнитофон с аудио-записями к некоторым фрагментам занятия

-Знаки по правилам поведения на природе

-Иллюстрации по правилам поведения на природе

-Эмблема года экологии

-«Подарки для берёзки» (листочки, птицы)

-Фотографии животных и растений

-«Красная книга»-изготовленная заранее воспитателем

-Цветной картон (страницы для красной книги)

-Клей-карандаш, тряпочка, клеёнка на каждого ребёнка

-Шапочки с изображением-животных, птиц, воды, воздуха

-Эмблемы-медали: «Защитники природы» 

Предварительная работа:

  • Наблюдения в природе
  • Разучивание стихотворений
  • Чтение экологических сказок
  • Беседы с детьми о загрязнении окружающей среды
  • Рассматривание и беседы с детьми по иллюстрациям и картинам о природе
  • Просмотр видеоматериала по экологии

Организация: в ситуации участвуют: 10-12 детей.

Ход  НОД

Воспитатель: Ребята, какое прекрасное время года наступило, вся природа просыпается после долгой и холодной зимы. Наша земля такая красивая! Вот бы взглянуть на неё сверху! Как это можно сделать?

 (предположения детей: можно на самолёте, вертолёте, на воздушном шаре…)

-Ну что же, тогда отправимся в путешествие на большом воздушном шаре. Занимайте места.

Дети рассаживаются в импровизированном «воздушном шаре»

(дети просматривают видео-о красоте нашей земли; затем раздается радио сигнал SOS(аудиозапись))

Воспитатель: вы слышите, ребята, этот сигнал SOS. Такой сигнал подают с тонущего корабля, и всякий услышавший его, где бы он не жил и на каком бы языке не говорил, всякий знает: где-то гибнут люди, они просят помощи.  Но сейчас этот сигнал подают не люди. А я знаю откуда слышится этот сигнал. Ребята, отгадайте загадку, и вы тоже поймёте.

«Богатырь стоит, богат; угощает всех ребят

Ваню – земляникой, Таню – ежевикой,

Машеньку – орешком, толю – сыроежкой.

Катеньку – малиной, Васю – хворостиной.

Догадались, что это за чудо – богатырь?»

Дети: (лес)

Да, ребята –это лес. Давай те спустимся и посмотрим, что же с ним случилось?  

Дети выходят на импровизированную лесную поляну, на которой стоят несколько пеньков, раскиданный «мусор», одна берёзка со сломанными ветками, порезанным стволом, рядом «речка», с «мусором».

Воспитатель: Что же здесь произошло ребята? Что случилось? И кто нам сигнал посылал о помощи?

(предположения детей: кто-то намусорил, сломал ветки у берёзки, набросал мусор в реку…)

Воспитатель: Да ребята, наверное, здесь до нас побывали другие путешественники. Хотела вам предложить присесть здесь на полянке, вот только как — то не очень приятно сидеть среди мусора. Что же делать?

(Предложения детей: надо всё убрать …)

Дети убирают мусор в мешки. Очищают «речку». Перевязывают ветку у берёзки.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно сделали, собрали весь мусор, очистили речку, и даже берёзке веточку перевязали.

А куда можно деть этот мусор?

(предложения детей: отнести мешки с мусором в специальные контейнеры в помойку)

Воспитатель: Вот теперь можно присесть на пенёчки и поговорить о том, что здесь случилось.

(Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке).

Воспитатель: Вы слышите, что говорит эта березка?

Ребята, это не воспитанные люди так обидели её? Она старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком.

Её березовые листочки и почки лечили людей от многих болезней. А белый ствол и кружевные листочки – радовали глаза своей красотой. За что же люди обломали ветки, изрезали ствол?

(Предположения детей: они ломали ветки для костра…)

Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух и наше здоровье.

Дети рассказывают по иллюстрациям о правилах поведения на природе и прикрепляют соответствующий знак к доске.

Воспитатель: Смотрите, а берёзка то наша всё ещё грустит. Может подарим ей наши подарки. Давайте сначала, подарим ей весенний наряд. А потом и птиц.

Дети вешают на берёзку- «листочки», прикрепляют «птиц».

Раздаётся пение птиц (аудиозапись) Детям предлагается лечь и отдохнуть, послушать пение птиц. Релаксация.

Воспитатель: Ну что же, вижу вы хорошо знаете, как себя вести на природе. А я тоже хочу прикрепить знаки на нашу доску.

Воспитатель прикрепляет знаки – загрязнение воды и воздуха –выбросами из труб заводов и фабрик, автомобилей.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?

(Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на машинах, нельзя мыть машины в речках …)

Воспитатель: Да ребята, люди придумали-специальные очистительные фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух. И если такие фильтры будут стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны цветов.

Хочу показать вам ещё вот такой знак (показ эмблемы- «год экологии») 2017 год в нашей стране объявлен –годом экологии. Мы с вами уже говорили о том, что такое –экология и чем занимаются люди-экологи. Кто-нибудь может рассказать?

Дети 🙁 экология –это наука, а экологи изучают жизнь -человека, животных, растений и как на них влияет окружающая среда)

Обратите внимание

Воспитатель: — Да, ребята –экология –это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком и животными, растениями и окружающей средой. И ещё экологи ищут причины ухудшения состояния природы и пытаются найти методы чтобы исправить это. Обратите внимание на эмблему-года экологии-что там изображено?

Дети: (наша земля-из голубых, зелёных линий, как будто-это реки, леса…)

Воспитатель: -Да действительно, здесь изображена наша земля, на которой-чистые голубые реки и зелёные леса, которые мы с вами должны охранять и беречь.

-Смотрите, ка и на нашей полянке-появились первые весенние цветы. Но рвать их не стоит. А вот почему –нам об этом расскажут наши друзья, которые тоже, как и мы отправятся на прогулку в весенний лес. Давайте посмотрим и внимательно послушаем.

(Просмотр детьми видео)

-Ну что ребята, теперь вы знаете почему нельзя рвать подснежники и что такое- «Красная книга»

-Кто-нибудь может рассказать –что он запомнил из посмотренной передачи?

-Зачем люди создали – «Красную книгу»?

(Ответы детей: несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор –они охраняются –законом. И никому нельзя уничтожать их.)

-Воспитатель: Ребята давайте сегодня с вами, в нашей группе создадим свою «Красную книгу». Посмотрите –я приготовила –саму книгу-вот она (показ книги)

-Почему она красного цвета?

Дети: (красный цвет-цвет -опасности, тревоги)

Воспитатель: -Давайте поместим в нашу «Красную книгу» -животных и растения, которые встречаются в нашем крае в Подмосковье. Возьмите фотографии этих животных и растений и приклейте на цветные картонные странички.

-Что обозначают страницы –красного цвета?

Дети :(На красных страницах – те животные и растения, которых почти не осталось на земле и их надо охранять и беречь)

Воспитатель: -Посмотрите ребята у кого –какие животные или растения на красных страницах, назовите их (можно прочитать-названия)

Дети :(Сапсан, белка-летяга, подснежники, ландыши…)

Воспитатель: — А, что обозначают жёлтые страницы?

Дети :(-На жёлтых страницах –те растения и животные –количество которых быстро снижается)

Воспитатель: -Дети, у кого есть –жёлтые страницы-покажите и назовите этих животных и растения.

Дети :(речная выдра, белый журавль, колокольчики, жаба…)

Воспитатель: — А, белые страницы есть? Что они обозначают?

Дети :(На белых страницах –животные и растения, численность которых всегда была невелика.)

(Филин, сова…)

Важно

Воспитатель: -К сожалению, есть в книге страницы-чёрного цвета. Кто знает, что они обозначают?

Дети :(Это самые печальные страницы-на них те растения и животные, которые навсегда исчезли с лица земли.)

Воспитатель: -Покажите и назовите их.

Дети :(Карликовая берёзка)

Воспитатель: -Есть ли зелёные страницы? Что они обозначают?

Дети :(Это самые радостные страницы книги-на них, те растения и животные, которых удалось восстановить, спасти от вымирания)

Читайте также:  Праздник природы в старшей группе детского сада. сценарий

Воспитатель: -Давайте назовём их. Кого удалось спасти?

Дети :(Прибайкальский шмель)

Воспитатель: -Вот сколько животных и растений находятся под охраной. В каждой области, в каждой стране есть такие «Красные книги». И наша с вами задача, защищать, беречь природу. И тогда зелёных страниц в «Красной книге будет становится больше, чем других.

Воспитатель читает стихотворение:

«Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери на нашей планете,

Охраняются даже цветы.»

Воспитатель: — А, сейчас я предлагаю вам превратится в разных зверей, птиц, насекомых и поиграть. Надевайте шапочки.

(Дети надевают –шапочки и садятся на ковёр)

Воспитатель: -Те, кто услышит в моём стихотворении-говорится –о нём -выходит в круг и берётся за руки со следующим вышедшим.

Воспитатель читает стихотворение, а дети в соответствующих тексту шапочках выходят в круг и берутся за руки.

«Все на свете, всем нужны!

И рыбы не меньше нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без лягушек нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд,

Нам птицы нужны и нужны пауки

Нельзя обойтись никому без воды!

И солнце, и воздух нужны и земля.

Ещё без растений никак нам нельзя.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.»

Воспитатель: -Видите ребята, как крепко связаны все живущие на нашей земле: и люди, птицы, животные, растения, вода и воздух. Мы не можем выжить друг без друга и поэтому должны научится дружить с природой, охранять её и беречь.

Совет

В память о нашем сегодняшнем занятии и в связи с тем, что 2017 год объявлен в нашей стране-годом-экологии, я приготовила для вас вот такие эмблемы- медали- «защитники природы». Я надеюсь, что вы будите настоящими друзьями природы и её защитниками.

Воспитатель вручает детям –медали-эмблемы- «Защитники природы».

Воспитатель: А, в завершении, давайте ещё раз пролетим над нашей красивой землёй и полюбуемся на её красоты.    

Просмотр видео-песня о защитниках природы.

Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/505-konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-podgotovitelnoi-gruppe/

Конспект занятия Тема: «Зимняя экскурсия в парк»

Дисциплина. Методика экологического образования

Комплекс занятий по ознакомлению с деревьями ближайшего окружения.

Конспект занятия

Тема: «Зимняя экскурсия в парк»

Программные задачи:

  1. Закрепить знания детей о характерных особенностях природы зимой (земля покрыта снегом, минусовая температура, солнце греет мало, деревья, кроме хвойных, стоят голые, зимой им не хватает тепла, света).
  2. Упражнять в различении деревьев в безлистном состоянии по коре, цвету коры.
  3. Учить видеть красоту зимнего парка.
  4. Воспитывать заботливое отношение к растениям, животным.

Активизация словаря: береза, клен, сосна, тополь, ясень, ветвепад, пробковый слой.

Предшествующая работа: дети ранее были на экскурсии в парке, во время прогулок наблюдение за погодой, зимними явлениями.

Подготовка воспитателя: определила программное содержание, продумала методику проведения занятия, прочитала пособие Саморуковой «Методика ознакомления дошкольников с природой» (раздел «Зима»). Написала конспект.

Оборудование: кора деревьев, иллюстрации птиц.

Ход экскурсии — Ребята, сегодня мы с вами пойдем в парк, посмотрим, какой он сейчас, что там изменилось с того времени, когда мы с вами там были.(Рассматриваем внешний вид парка)

Загадка:

Дел у меня немало – Я белым одеяломВсю землю покрываю,В лед реки убираю,Белю поля, домаЗовут меня… (зима)- Молодцы, ребята, правильно это зима.(Читаю стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает») — Верно, это зима. Сегодня мы и поговорим о зиме, о зимних явлениях в природе.

— Ребята, а кто назовет зимние месяцы? — Верно, декабрь – первый зимний месяц, второй месяц – январь – середина зимы, третий месяц – февраль — конец зимы.- Ребята, давайте вспомним признаки, приметы зимы (снег покрыл землю, стало холодно; кустарники, деревья в снегу, реки и пруды покрыты льдом. Солнце светит редко, низко стоит над землей, мало видно птиц).

— Ребята, как в народе говорят о декабре? (декабрь – «ночь года», «Декабрьский денек с воробьиный скок», «В декабре зима стеллит белые холсты, а мороз через реки наводит мосты»).- Почему так говорят?- Ребята, как называется явление, когда падает снег? (закрепляю слово «снегопад»).

(Читаю стихотворение Сурикова «Зима»)- Послушайте загадку и скажите, как называется явление, когда сильный ветер кружит снег?Не зверь – а воет (вьюга)Кручу, верчу, знать никого не хочу (метель)(закрепляю с детьми слова «метель», «пурга», «вьюга»)- Ребята, что вы видите на пальто, шапках во время снегопада? (снежинки).Загадка:Я, как песчинка мала и землю покрываю.Я из воды и сам ее рождаю.

Как пух лежу я на полях,Блещу при солнечных лучах.- Что это? (снег)- Какой сегодня снег? Как это можно узнать?- Какой бывает снег, когда его освещает солнце?- Верно, он сверкает разноцветными огнями, блестит. Послушайте, как сказал А. С. Пушкин о снег:Под голубыми небесами,Великолепными коврамиБлестя на солнце, снег лежит.

— Ребята, когда мы ходим по снегу в мороз, что мы слышим под ногами? (скрип)- А вы знаете, почему он возникает? У каждой снежинки есть личики, когда мы на них наступаем, лучики обламываются, и мы слышим скрип.- Давайте походим по снегу и послушаем, скрипит он или нет? — Почему снег не скрипит в теплую погоду?- А вот в такую погоду снег лепится, а в какую нет? Подумайте.

— Верно, в большой мороз снег не лепится, а в оттепель, правильно, можно лепить снежки, снеговика.Отгадайте загадку:Весной – веселит,Летом – холодит,Осенью – питает,Зимой – согревает.(дерево)- Ребята, нас окружают много деревьев, а как их узнать зимой?- Правильно, по коре, веточкам.- Как можно узнать березу?- Да, у березы ствол белый, ветки тонкие, свисают вниз до земли.

У березы, каждый знает,Ствол зеленый не бывает.- А как узнать тополь?- Правильно, ствол у тополя зеленый.- Чем отличается клен от ясеня?(У ясеня на ветвях висят целые гроздья узких плодов – крылаток. Благодаря этим длинным крылаткам ясень не спутаешь с кленом).У них есть общая черта – все ветки у них расположены попарно.

— Ребята, посмотрите внимательно и найдите дерево не похоже на остальные деревья?- Правильно, это сосна. Это единственное дерево, которое остается зеленым зимой.Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойПодвязалась сосна.(С. Есенин)- Как можно узнать сосну зимой?- Сегодня я немного расскажу вам о сосне. Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость.

Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что в сосновом лесу легче дышится.

— Почему сосну называют хвойным деревом?- Что растет на сосне? (шишки)- Что находится в них? (семена)- Семена сосны зреют долго, проходит некоторые время, прежде чем они раскроются шишки и семена подхватит ветер.

— Кто питается семенами сосны? (клесты, дятлы, белки, полевки, мыши)- Ребята, что вы еще знаете о сосне?- Как проводят зиму деревья и кустарники? — Да, они спят, находятся в глубоком покое (закрепляю с детьми).

— Как дерево готовится к зиме?- Осенью оно освобождается от листьев, под корой у него образуется защитный пробковый слой, а в стволах и ветках много крахмала – это запасы питания дерева на зиму.- Для чего дереву кора? (она защищает дерево от холода)- В середине зимы, если она морозная, деревья трескаются, при этом раздается звук, похожий на выстрел.

Кора липы, клена имеют трещины в виде струн.- Ребята, зимой мы можем наблюдать такое явление, как ветвепад. Как осенью деревья сбрасывают листья, так зимой он освобождаются от устаревших, высохших, надломленных веток, много их опадает от ветра.- Нужно помнить, что на морозе, ветки хрупкие, легкие обламываются, поэтому обращаться с деревьями надо аккуратно.- Ребята, посмотрите, много ли в парке птиц? Слышны ли их голоса? — Назовите зимующих птиц? Подумайте и скажите, почему многие птицы из лесной чащи приближаются к человеческому жилью?Озябли пташки малые,Голодные, усталые И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.(С. Есенин)- Верно, здесь им легче найти пищу. В народе говорят: «Птице страшен голод, а не холод».- Птиц зимой надо подкармливать.- Чем можно кормить птиц?- Верно – хлебом, семечками, зернышками.- Давайте посыплем корм птицам и посмотрим, как они его будут есть.

Игра «Узнай по описанию» (узнавание дерева)

Конспект занятия

Тема: «Экскурсия в парк» (осенняя).

Программные задачи:

  1. Отметить дальнейшие осенние изменения в парке (листья с деревьев и кустарников спали, ковром лежат на земле.

    На некоторых кустах и деревьях остались только семена и плоды – рябины липы; Вместо листьев на ветках маленькие почки, зелеными остались только ель и сосна; цветы отцвели, трава пожелтела и увяла).

  2. Уточнить представления детей о подготовке насекомых к зиме (многие спрятались под листья, в трещинах коры деревьев и т. п.).
  3. Отметить особенности поведения птиц (воробьи держатся стаями, отыскивают корм на земле, синицы ищут корм на деревьях, они отыскивают насекомых и личинки).

  4. Дать представление о том, какие работы идут в парке (подготовка к посадке молодых деревьев и кустов, утепление многолетних цветущих растений, например – роз).
  5. воспитывать интерес к экскурсии, любовь к природе.

Активизация словаря.

Предшествующая работа: Чтение сказки Н. Павлова «Зимние игрушки» в книге «Четыре времени года». С. А. Веретенникова, А. А. Клыков.Заготовка корма для птиц, ежедневные наблюдения на участке детского сада.

Ход экскурсии

Организационный момент. Придя в парк

Унылая пора! Очей очарованьеПриятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природа увяданье,В багрец и золото одетые леса.В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозыИ отдаленные седой зимы угрозы.

— О каком времени года говорится в стихотворении?- Как вы догадались?- Какое сейчас время года на дворе? — Какая погода бывает осенью?- Какая погода сегодня во дворе?- Какая погода была нВ дворе в прошлый раз, когда мы были с вами на экскурсии в парке?- Да, еще светило солнце, было тепло, дорожки были сухие. Разная погода бывает осенью.

Недаром в народе говорят: «В осеннее ненастье – семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, и ревет, и льет, и внизу метет». — Ребята, какие осенние месяцы вы знаете.- Молодцы, хорошо. Сентябрь – это начало осени, октябрь – середина, ноябрь – конец осени.- Ребята, послушайте стихотворение и отгадайте, о каком месяце осени в нем говорится.

Ясным утром сентябряХлеб молотят села,Мчатся птицы за моря – И открылась школа.- Да, в этом стихотворении говорится о месяце сентябре. В октябре, в октябреЧастый дождик на дворе,На лугах мертва трава,Замолчал кузнечикЗаготовлены дроваНа зиму для печек.- В октябре чаще идут дожди, вянет трава на лугах, и совсем не слышно кузнечика, не поют уже так весело и звонко птицы.

— А какой сейчас месяц осени?- Ноябрь. Это самый последний месяц осени. После ноября наступит зима.Стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».- Поэтому в нарде и говорят «В ноябре зима с осенью борется».

— Ребята, обратите внимание на деревья, что с ними произошло? (дети наблюдают и рассматривают деревья)- Как называется период осени, когда с деревьев опадают листья?- Период листопада (закрепление)- Почему опадают листья у деревьев? (листопад спасает ветки деревьев от механического повреждения при сильном снегопаде, т. е.

если бы листья остались на деревьях и выпал бы снег, то ветки у деревьев обломились бы от большой тяжести и погибли бы).- Отгадайте загадку.Угадай, как звать наш дом?Все расскажем мы о нем:Он окрашен в белый цветИ на ветках шишек нет,А кудрявятся на немЛистья мелкие кругом.

(береза)- Какое это дерево?- По каким признакам можно определить это дерево осенью?- Да, по белоснежному стволу и веткам. Возле дерева можно найти опавшие листья.- Много поэтов писали стихи о нашей русской красавице.

Ребята, кто знает стихотворение о березе? — Не только поэты писали стихи о березе, но и композиторы сочиняли песни, художники писали картины, вот посмотрите (показать).Загадка.Темной он покрыт корой,Лист красивый и резной,А на кончиках ветвейМного, много желудей.(дуб)- По каким признакам можно определить дуб осенью? Вспомните сказку Павлова «Зимняя пирушка».

Читайте также:  Конспект нод в старшей группе на тему «наши имена»

— По каким признакам зайчик определил дуб?- Да, сухие листья на дубе могут сохраниться до самой весны, они висят на нем как флажки.- Кора дуба темная, с глубокими трещинами.- Ветки изогнутые раскидистые.- Если хорошо присмотреться, но на земле можно увидеть семена дуба – это желуди.- Давайте, ребята, поищем желуди.- Ребята, а как можно найти клен осенью.

— У него веточки, все прутики сидят парочками и каждая наперекрест с другой.- Кора темно-коричневого цвета, бороздки не слишком глубокие (потрогайте).- Еще осенью возле клена можно увидеть листья, похожие напять пальчиков (найти и приложить).- Все они красные, желтые, оранжевые.- Ребята, а кто найдет семена клена (крылатки).- Вот они, молодцы дети.- Послушайте еще одну загадку.

Обратите внимание

Что же это за девица,Не швея, не мастерица,Ничего сама не шьет,А в иголках круглый год. (сосна, ель)- Как называется это дерево. Да, это сосна. (рассмотреть)Е. Головин. Собрались и полетели Собрались и полетелиУтки в дальнюю дорогу.Под корнями старой елиМастерит медведь берлогу.Заяц в мех оделся белый,Стало зайчику тепло.Носит белка месяц целый Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темнойЗа добычей по лесам.Меж кустов к тетерке соннойПробирается лиса.Прячет на зиму кедровкаВ старый мох орехи ловко.Хвою щиплют глухари,Зимовать к нам прилетелиСеверяне – снегири.- Какие изменения происходят в животном мире осенью?- Куда же девались птицы?- Какие птицы улетают на юг первыми?- Да, это насекомоядные птицы.

— Это ласточки, стрижи, кукушки (показ иллюстраций).- Почему они улетают первыми? Потому что с наступлением холодов исчезают все насекомые, птицам нечем питаться, поэтому им приходится улетать на юг, преодолевая большие расстояния.- Какие птицы улетают последними? Да, это водоплавающие птицы.- Почему?- Осенью, замерзают все пруды, озера, болота.

— Каких водоплавающих птиц вы знаете? (гуси, утки, лебеди, журавли).Журавли летят курлычутШлют последнее прощай!За собою лето кличутЗабирают в теплый край.- Ребята, а каких птиц вы видите сейчас в парке.- Да, это голуби, воробьи, вороны, галки (показать иллюстрации, если нет птиц).- Ребята, отгадайте, о какой птице говорится в загадке.

Ты с модницей этой,Конечно, знаком Вертушке никак не сидится – Синим своим сюртукомИ шапочкой синей гордится ….(синица)- Да, это синица. Посмотрите, какая она проворная, шустрая, быстрая. — Когда мороз скует землю и выпадет снег, прилетят к нам кочующие птицы с севера. Это снегири, клесты (показать иллюстрации).- Зимой птицам холодно и голодно, человек всегда должен заботиться о них.- Как же вы заботитесь о птицах?- Давайте покормим птиц (детей подкармливают птиц в парке заранее приготовленными семенами).- Дети, какие работы люди выполняют в парке осенью? (обратить внимание на клумбу).- С клумбы убирают сухие листья, выкапывают клубни георгинов, пересаживают нарциссы, тюльпаны, укрывают розы и хризантемы, пионы.- Садовники в садах и парках готовят деревья к зиме, высаживают саженцы.

Игра «Кто где живет?»

Конспект

занятия по ознакомлению детей с природой в подготовительной группе

Источник: http://100-bal.ru/geografiya/33496/index.html

Конспект занятия по экологии в старшей группе Экскурсия на реку

Конспект занятия по экологии в старшей группе

«Экскурсия на реку»

Программное содержание:

Уточнить знания детей о изменениях в живой и неживой природе;

Уточнить и расширить представления о состоянии реки весной, установить связь между изменением температуры и состоянием воды; обратить внимание , как изменилась растительность на берегу;

Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по запаху коры, особенностям почек, их расположению; формировать исследовательские действия;

Учить отражать увиденное точным словом, обогащать словарный запас: почка, кора, липкие , пахучие, душистые, клейкие.

Ход.

-Ребята, послушайте стихотворение:

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-Как вы догадались что это весна?

-Посмотрите на ромашку и назовите, какие еще изменения происходят в природе?

-Как светит солнце? (ярко, ослепительно, греет землю теплыми лучами)

-Что еще делает солнце? ( припекает, пригревает).

-Что происходит с землей? (она оттаивает, чернеет, темнеет, появляется трава).

-Чем заняты птицы весной?

— Что происходит с животными?

-Какие дела у людей весной? Во что они одеваются?

-Сегодня, мы отправимся с вами на экскурсию к реке, и посмотрим, какие изменения происходят там весной.

Ледоход

Дружно ударились рыбы об лед,

И на реке начался ледоход.

Лед идет, лед идет,

Вышел на берег народ

Смотрит как река играет-

Лед в кусочки разбивает.

-Ребята, снег постепенно тает, ручейки все сбегаются к рекам. Под действием воды и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке. По пути они тают.

Вода в реке становится мутная, темная, грязная, потому что ручейки сбегаются ото всюду. Реки освобождаются от льда, выходят из берегов и разливаются.

Начинается половодье (выставляется иллюстрация с изображением половодья, наводнения).

-Вспомните, в каком произведении описаны половодье и разлив реки весной? ( «Дедушка Мазай и зайцы»)

-Скажите, какая река была зимой?

-Как изменилась она сейчас? (иллюстрация реки)

-Это еще одна примета весны. Что весной происходит на реках? (ледоход)

-Из каких двух слов состоит слово ледоход? (картинки льдины, шагающий человек)

-Что значит лед идет?

-Какая вода в реке? (мутная, темная)

-Какое небо?

-На что похожи облака? Как их называют? (кучевые)

-Что мы видим вокруг реки? (деревья)

-Какие изменения происходят с деревьями весной?

-Глубоко в земле корни деревьев вбирают в себя влагу оттаявшей земли. Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют почки.

Физминутка. Игра « Солнышко»

-Сейчас подойдем к столу. Какие деревья растут на нашем участке?

-Как можно летом узнать березу и тополь?

-У нас есть веточки деревьев, на которых уже распустились листья. Как вы думаете, почему у нас в группе распустились листья, а на улице нет?

-От какого дерева эти ветки? Как вы узнали? (по почкам, по коре)

-Сейчас мы будем учиться отличать березу и тополь по веткам без листьев.

-Возьмите из вазы ветку березы. Объясните, как ее узнали?

-Возьмите ветку тополя.

-Положите на стол две ветки рядом. Как узнали, что это ветки березы и тополя?

-Какая поверхность коры на ощупь у тополя? У березы?

-Какого цвета кора у этих веток?

-Осторожно согните ветки: узнаем гибкие они или хрупкие.

-Сравните их по толщине. Какая тоньше?

-Определите, одинаковые ли у них почки? Их величина, цвет, запах. ( у тополя почки крупнее, зеленовато-бурые с блестящим смолистым налетом, душистые, клейкие)

-Давайте поставим свои ветки каждый в свою банку и понаблюдаем кого и какие ветки быстрее распустятся? Как мы будем за ними ухаживать?

-Ну а сейчас пришло время возвращаться с экскурсии.

-Где мы сегодня побывали?

-Что вам запомнилось?

-Как ы думаете как надо вести себя у реки?

-Хочу каждому из вас раздать карточки, в которых мы будем отмечать как распускаются почки на ваших ветках.

Источник: https://sundekor.ru/kursovaya-2/studentu/konspekt-zaniatiia-po-ekologii-v-starshei-gruppe-ekskursiia-na-reku/

Нод по экологическому развитию в подготовительной группе «путешествие по лесным тропинкам»

(Конспект занятия для детей подготовительной группы)

Воспитатель: Пуртова Марина Ивановна, воспитатель МБДОУ детский сад «Березка»

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес», формировать представления о лесе, как доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой.

  • Учить различать лиственные и хвойные деревья, узнавать и правильно называть лекарственные травы, грибы.

  • Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.

  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Словарная работа: Систематизация слов хвойные, лиственные, кора, корни.

Предварительная работа: экскурсия в парк, беседа о лекарственных растениях, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Ход занятия

В: Ребята, сегодня мы и поговорим с вами об удивительном лесном царстве. Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие по лесным тропинкам. Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.

В.: Закройте все глаза и сосчитайте до пяти. Раз – два – три – четыре – пять. Посмотрите, мы оказались на лесной полянке. Какая она красивая. Давайте сделаем глубокий вдох и скажем, чем может пахнуть в лесу? (Ответы детей). Кругом высокие деревья и кусты. Под ногами лесной ковёр из разнотравья. Как много красивых цветов. И все это делает чистым, свежим, ароматным наш воздух.

Ребята, почему лес называют легкими планеты? (Потому, что растения очищают воздух.)

В.: Лес не только очищает воздух, лес – это еще и природная аптека, он лечит человека, дает нам силу и здоровье.

В нашем лесу живет Лесная фея.

Ф.: Здравствуйте друзья! Сегодня мы будем говорить с вами о лесе и о растениях, которые в нем растут.

Ф.: Какие деревья растут в нашем лесу? (Ответы детей.)

В.: Сосна, кедр, лиственница, ель – хвойные деревья. Почему они так называются? (Ответы детей). Лес, в которых растут эти деревья, называются хвойным. (Показ иллюстраций.)

Сосновый бор — светлый и сухой лес. Когда идёшь по сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные свечи возвышаются над головою стволы деревьев. Летом в них можно собирать ягоды – бруснику, чернику. Растут там и грибы – боровики, маслята, сыроежки. На высоких старых соснах селятся, строят гнёзда, хищные птицы – ястребы, орлы.

Еловый лес – тёмный, мрачный, сырой. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Прячутся там и зайцы, белки остаются зимовать из-за шишек, вьют гнёзда рябчики и хлопотливые дрозды.

Важно

Береза, осина, рябина, как назвать эти деревья одним словом? (Лиственные). Почему они так называются, как вы думаете? Лес, в котором растут названные деревья, называется лиственным. В таких лесах собирается множество певчих птиц. На полянах цветут цветы, зреют ягоды, много грибов. Лес, в котором растут разные деревья и лиственные, и хвойные называется смешанным. (Иллюстрации.)

В: Ребята, лесная фея приготовила для вас вопросы, попробуем ответить на них?

Ф.: Все деревья, как и люди, могут болеть, и даже погибают.

От чего? Кто может поселиться под корой дерева? (Жук-короед.)

Ф.: Кого называют лесным доктором, кто спасает деревья от жуков-короедов? (Дятла, он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из-под коры).

В.: От чего еще могут болеть деревья? (Если кто-то порезал кору или сломал ветви у дерева).

Ф.: Для чего нужна дереву кора? (Кора защищает дерево от мороза, ветра, от солнца.)

Ф.: Ребята, зачем же растениям нужны корни? (Через корни дерево «пьет» воду и получает питательные вещества из земли.)

Ф.: Откуда берутся деревья? (Из семян.)

Физкультминутка

Выросли деревья на полеХорошо расти на воле!Каждое старается,К небу, к солнцу тянется.Вот подул весёлый ветер,Закачались тут же ветки.Даже толстые стволы,Наклонились до земли.Вправо – влево, взад – вперёдТак деревья ветер гнёт.Он и вертит их, и крутитДа когда же отдых будет?Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

Руки вверх.
Руки в стороны.

Потягиваемся вверх, поднимая руки.

Покачиваем руками из стороны в сторону.

Наклоны всем корпусом.

Повороты туловища.

Лес – зеленая больница, лес – как сказочное царство: тут кругом растут лекарства, в каждой травке, в каждой ветке, и микстура, и таблетки.

В: Почему лес называют зелёной больницей? (Ответы детей.) Потому что лес богат лекарственными растениями, которые издавна люди использовали в медицине. Вот некоторые из них: Одуванчик не только салатное, но и лекарственное растение. В его длинных листьях много витаминов.

 Мать и мачеха: Растет вдоль дорог, тропинок. Собирают весной. Настой из её цветов и листьев употребляется при простудных заболеваниях.Первоцвет весенний: Богат витамином С. Из цветков и листьев получается прекрасный лекарственный весенний салат. Ромашка: В медицине используют цветки.

Отваром лечат простудные заболевания. Заваривают успокаивающий чай.

Ф.: Ребята, а какие грибы вы знаете? (Ответы детей).

Игра «Найди что лишнее?» (изображение грибов все съедобные, один не съедобный).

 и т.п.

А если вы в лесу увидите несъедобный гриб, как вы поступите? Пройдете мимо или растопчите? Объясните, почему в лесу нельзя сбивать, растаптывать несъедобные грибы? (Ответы детей.

) Несъедобные грибы служат для животных лекарством и пищей. Все растения и животные леса живут в мире и гармонии, они нужны друг другу, для животных лес это не только дом, но и аптека, и столовая.

А вы знаете, чем питаются в лесу звери? (Ответы детей.)

Ф: 

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/nod_po_ekologicheskomu_razvitiyu_v_podgotovitelnoy_gruppe_puteshestvie_po_lesnym_tropinkam-56128.htm

Ссылка на основную публикацию