Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: рыбы

Конспекты занятии для детей

Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие  лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы».

Задачи:

Коррекционные:

  • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме: названия рыб (акула, щука, ёрш, рыба-молот, камбала, сом, меченосец, золотая рыбка, сельдь, карась, лещ),  названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя);  обобщающие понятия: «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы»),  деятельность рыб (плавают, ныряют, кусают, плескаются).
  • развивать связную речь: составление предложений, исправление допущенных ошибок;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух;
  • развивать наблюдательность, мышление;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • активизировать познавательную деятельность:

Образовательные:

  • учить выделять признаки различия и сходства между рыбами;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • упражнять в образовании родственных слов; относительных прилагательных, употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закреплять падежные окончания и формировать предложно – падежные конструкции
  • совершенствовать естественно-научные представления

Воспитательные:

  • повышать  активность, сознательность, интерес к логопедической НОД;
  • воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание помочь, экологическую грамотность у детей.

Предварительная работа: знакомство детей с видами  рыб, с их названиями. Чтение сказки А.С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке».

Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей.

Разучивание игры на развитие  мелкой моторики пальцев рук «Рыбка».

Материал и оборудование: компьютер с презентацией о рыбах (картинки, загадки, игры),  мяч;

 раздаточный материал — картинки для игры «Прятки», цветные карандаши.

Организация образовательной деятельности:

I. Организационный момент

Логопед: — Здравствуйте, ребята. Ребята, а вы знаете, что при встрече здороваются друг с другом не только люди, а и животные и даже рыбы.

Обратите внимание

Оказывается, при встрече рыбы соприкасаются плавниками и, открывая рот произносят «па-па». И я предлагаю вам поздороваться сегодня по-рыбьему. Встаем в два ряда, один ряд навстречу  другому, так и поздороваемся. (Здороваются).

II. Основная часть

Логопед: Ребята, мы уже побывали в гостях у человека, у домашних и диких животных и поняли, что дома бывают разные. Я бы еще куда – нибудь в гости сходила. Вы хотите,  погостить еще у кого- то?

Сегодня я предлагаю всем отправиться в гости к рыбам.

— Как вы думаете, на чем можно отправиться в это путешествие?  (дети перечисляют)

Логопед: Совершенно верно, тогда в путь! Занимайте места в нашей «подводной лодке». Поплыли!

(Видеовставка моря — слайд № 2)

На Земле — четыре океана-

Омывают континенты, страны.

Суши меньше в нашем мире, чем воды,

Под водой растут волшебные сады.

Они дивных обитателей полны

Разных формы, цвета и величины.

— Вот мы и в подводном царстве! Друзья, как здесь красиво! (слайд № 3)

— А где же дома у рыб? (слайд № 4)

Логопед:   Волны и кораллы, и песок морской

                   Для рыбешек разных милый дом родной!

Логопед:    Вот мы и в гостях. Когда приходят в гости и в компании есть незнакомцы — нужно обязательно познакомиться. Мы одновременно шепотом произнесем свои имена рыбам — они услышат нас,  а они прошепчут нам свои, так и познакомимся.

(Дети знакомятся с рыбами). Познакомились? А кто услышал, как зовут этих рыб?  Разговаривают рыбы почти беззвучно. Но, вы сможете узнать, как их зовут, если внимательно послушаете и отгадаете мои загадки.

(Показ слайдов  с загадками № 5-12)

Дети отгадывают название рыбы.

Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Колюч, да не ёж

Кто же эта рыба? (Ёрш)

Меня все и всегда узнают без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь-краснопёрка)

Ну а братец мой морской

Ходит красный день — деньской. (Морской окунь)

Логопед: — Ребята, а как одним словом назвать всех рыб, которые живут в пресной воде? (пресноводные)

— А тех,  которые живут в море? (Морские) Отгадайте, кто это.

 На дне один лежит плоский блин. (Камбала)

Живу глубоко, плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

— А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай…

Посмотрите, какие необычные рыбы встречаются в море. Вы их знаете?  (рыба-пила, рыба-игла, рыба-зебра) (слайды № 13-16) 

— Как вы думаете, почему их так назвали?

Отгадайте, о ком эта загадка:

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Эта рыбка… (золотая)

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый меч он носит

И зовется … (меченосец)

Логопед: — Ребята, как назвать одним общим словом рыб, которые живут в аквариуме? (аквариумные) — Каких аквариумных рыбок вы ещё знаете?

— Ребята, существует очень много видов рыб, но всех их объединяет что-то общее.

Игра «Назови части рыб» (показ слайда № 17)

Загадка про рыбью чешую:

Логопед: У родителей и деток

                Вся одежда из монеток.

                Помогите отгадать,

                Как одежду ту назвать? (рыбья чешуя)  (слайд №  18 )

— Ребята, а откуда берутся рыбы? (слайд №  19) 

— Правильно. Самки рыб мечут икру, из икринок выводятся мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Но есть рыбы, у которых  сразу рождаются детёныши — мальки.  Например, акула и некоторые аквариумные рыбки: гуппи, меченосцы и др. 

— А без чего не могут жить  все рыбы?  (Без воды)  — И все они как перемещаются? (плавают) Давайте встанем и покажем, как плавают рыбки.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями

Рыбке весело играть.              дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница,        (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.       (Медленно сближают ладони.

)
Рыбка спинку изогнула,        (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла.     (Делают хватательное движение обеими руками.

)
Рыбка хвостиком махнула,   (Изображают хвостик)
Рыбка быстро уплыла.       (Снова «плывут».)

 Артикуляционные упражнения:

1. «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.

Важно

2. «Рыбки разговаривают» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

Открывает рыбка рот,

Но не слышно, что поёт.

3. «Щука» — показать зубы, оскалиться.

Щука — хищная, зубастая,

Для лещей, плотвы опасная.

Дыхательное упражнение «Большой и маленький».

Исходное положение — стоя.

Взрослый: — В водоёмах водятся разные рыбы, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнём, встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и  на выдохе произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»

Мимические упражнения: 

1.Испугаться при виде акулы.

2.Обрадоваться золотой рыбке.

3.Огорчиться уплывшей рыбке.

Игры с мячом: «Семейка слов» 

Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. — Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

Логопед: Как еще?

2-й ребенок. Рыбешка.

Логопед: Как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

Логопед: А еще как?

4-й ребенок. Рыбак.

Логопед: Что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

Логопед. Куда ходит рыбак?

2-й ребенок. На рыбалку.

Логопед: Какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

Логопед: Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина.

Логопед: Чей хвост у рыбы?

5- ребёнок. Рыбий.

Логопед. Отлично! Вы подобрали столько слов из одной семейки.

  А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

— Я буду бросать вам мяч и называть рыб, а вы будете ловить мяч и называть эту рыбку ласково.

Сельдь — селёдочка; окунь — окунёк; щука — щучка; ёрш — ёршик; сом – сомик ; сазан – сазаньчик, лещ- лещик и т.д.

Логопед  предлагает детям занять свои места и продолжить путешествие. (Слайд № 20)

— Посмотрите, ребята, на море поднялся сильный ветер, начался шторм и перемешал всех жителей своего подводного царства. Помогите, навести там порядок.

Игра «Четвертый лишний»  (слайды №  21-23 )

Логопед показывает слайды с предметными картинками, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка и др. Логопед просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

  Игра «Нелепицы»: (Слайд № 24)

— Ребята, а вы знаете, как называются морские камушки? (галька)  Посмотрите на наших морских камушках что-то написано. Но морские волны перемешали все камушки.(Слайд № 25) Я попробовала собрать гальку одинакового цвета и прочитать.  И вот что у меня получилось. Послушайте предложения и  помогите исправить допущенные ошибки. (слайды № 26-31)

Рыбка поймала золотая старик. (Старик поймал золотую рыбку)

Лещ охотится за щукой. (Щука охотится за лещом)

Аквариум живёт в сомик. (Сомик живёт  в аквариуме).

Логопед:  Молодцы, ребята. Как хорошо у вас получается.  А сейчас я предлагаю вам помочь рыбаку разобрать его рыболовные принадлежности. (слайд № 32)

Упражнение «Прятки» (раздаточный материал)

Посмотрите на картинки, найдите их и обведите по контуру цветными карандашами. Расскажите, как рыболов использует эти предметы.

III. Итог: Вы помогли мне навести порядок в подводном царстве.

Логопед: Друзья, нам тоже пора отправляться домой. 

В гостях хорошо, а дома лучше! А какие у нас были сегодня приключения!

Где же мы были?

Дети: Мы были в подводном царстве! (слайд № 33)

Логопед: Что в морском царстве с вами произошло?

Дети рассказывают, что было на занятии: каких рыб видели и т.п.

Логопед: На занятии вы меня порадовали своими знаниями о рыбах. Мне очень понравилось. Всем спасибо за приятно проведенное с вами время.

Источник: http://konspekt-v-gruppe.ru/predmetnye/konspekt-zanyatiya-na-temu-ryby-v-podgotovitelnoj-gruppe/

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе детского сада. Тема: Подводные обитатели

Конспект НОД интегрированного вида в подготовительной группе на тему: «Подводные обитатели»

Данная работа будет полезна воспитателям детских садов, которые работают подготовительных к школе группах. Конспект затрагивает все образовательные области , в нем содержится интересный материал о жителях подводного царства. Благодаря не большому эксперименту занятие становится познавательным.

Цель: Углублять и систематизировать знания детей о подводных представителях , об их особенностях.

Задачи:
Обучающие: Продолжать закреплять и расширять знания детей об обитателях водных глубин, об их особенностях, внешнем виде, питании, среде обитания, передвижении. Закреплять умения ориентировать в пространстве, продолжать формировать навыки полных ответов.

Развивающие: Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к представителям подводного царства; воспитывать уважительное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе.
Интеграция областей: социально — коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня с вами необычное занятие, присаживайтесь поудобнее. Посмотрите, перед вами — глобус. Кто мне скажет, что такое глобус?

Читайте также:  Для чего нужны пряности

Дети: Глобус — это модель нашей планеты.
Воспитатель: Правильно, глобус — это макет планеты. А кто может сказать, что изображено на глобусе коричневым цветом? А, что голубым?
Дети: Коричневым цветом изображена — суша, а голубым — моря, реки и океаны.
Воспитатель: Верно. Если мы сильно будем вращать глобус, то он будет казаться голубым. Почему?
Дети: Глобус кажется голубым потому, что голубого цвета на нем больше. Воспитатель: Посмотрите, если мы возьмем яблоко, оно такое же круглое, как и глобус, отрежем от него четвертую часть, то всего лишь вот эту долю нашей планеты составляет суша, а все остальное — вода.
Воспитатель: Скажите, а кто живет воде?
Дети(перечисляют).
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?». Перед вами на доске два плаката с изображением моря и реки, а на столе карточки с изображением рыб. Играем по командам, ребята, которые находятся слева — это одна команда, а справа — вторая. Первая команда расположит речных рыб под плакатом с рекой, а вторая морских рыб под плакатом с морем.

Воспитатель: Все справились с заданием верно. Следующая игра называется «Что мы знаем о рыбах».
Воспитатель: Как называют рыб живущих в море?
Дети: Рыбы живущих в море называют — морскими.

Воспитатель: Как называют рыб, которые живут в реке?
Дети: Рыб, которые живут в реке называют — речные.
Воспитатель: А кто знает, как еще можно назвать речных рыб?
Дети: Речных рыб называют еще — пресноводные.

Воспитатель: Почему?
Дети: Речных рыб называют пресноводными потому, что вода в реке пресная.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Тело рыб покрыто чешуей.

Воспитатель: Скажите, ребята, в чем главное отличие морских рыб от речных?
Дети: Морские рыбы необычных форм и очень яркой окраски.
Воспитатель: Как рыбы передвигаются в воде?
Дети: Рыбы передвигаются с помощью плавников и хвоста.

Воспитатель: А, что является » рулем » рыбки?
Дети: «Рулем» рыбки служит хвост.
Воспитатель: С помощью чего дышат рыбы?
Дети: Рыбы дышат с помощью жабр.
Воспитатель: А сейчас немножко давайте отдохнем.

Физкультминутка «Рыбка в озере жила». Рыбка в озере жила, Рыбка к берегу плыла,(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны) Хвостиком виляла, Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе) Возле берега червяк, Извивается вот так,(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо) Рыбка подплывает, Червяка хватает.

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть) Дернул леску рыбачек, Да сорвался червячок,(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной) Рыбка не попалась, С червяком осталась.(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки).

Воспитатель: А сейчас давайте пройдет присядем за столы. Ребята, послушайте загадку: Стоит стеклянный водоём, Много разных рыбок в нём – Жёлтых, чёрных, красных, И таких прекрасных…(Аквариум)

Воспитатель: Вот мы с вами и сделаем сегодня аквариум. Перед вами листы бумаги голубого цвета. Скажите, на какую фигуру похож этот лист?

Дети: Лист бумаги похож на прямоугольник.
Воспитатель: У каждого из вас на столе лежат рыбки. Сколько рыб на столе?
Дети: Пять рыб.
Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи рыбки?
Дети: Тело рыбки похоже на ромб, а хвост на треугольник.
Воспитатель: Все они разного цвета. Берем красную рыбку, обратную сторону ее смажем клеем и разместим в правом верхнем углу, остатки клея аккуратно удалим, промокнув салфеткой. Затем голубую — в левом нижнем углу, желтую — в правом нижнем углу, сиреневую — в левом верхнем углу, а оранжевую в центре листа. Вот какой красивый получился аквариум.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что внутри у рыбки есть плавательный пузырь, наполненный воздухом, и именно благодаря ему рыбка не тонет. Мы проведем эксперимент, чтобы это доказать. Перед вами аквариум и две рыбки, красная и желтая, которые я слепила из пластилина.
В красную я помещу шар наполненный воздухом, а в желтую обычный шарик (попрыгунчик) и отпущу получившихся рыб в воду. Что произошло?
Дети: Красная рыбка плавает, а желтая утонула.

Воспитатель: Таким образом, мы доказали, что воздух внутри плавательного пузыря не дает рыбке утонуть, а передвигается она в воде при помощи плавников и хвоста. Занятие подошло к концу, скажите, что больше всего вам понравилось? (высказывания детей)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Пушкин Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Кукушка» Интегрированное занятие в подготовительной группе ДОУ по теме: Природа родного края

Конспект занятия на тему «Музыкальные инструменты» в подготовительной группе

Источник: https://kladraz.ru/blogs/blog21711/konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-podvodnye-obitateli.html

Конспект занятия «Обитатели воды – рыбы»

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

  • Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).
  • Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.
  • Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи. Развивать эмоциональную сферу детей.
  • Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Технологии: личностно-ориентированные технологии, здоровьеразвивающие технологии, технология проектирования

Материалы и оборудование:мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер; картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных; карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб; макеты обитания рыб (реки, моря и аквариума).

Ход совместной деятельности:

Воспитатель загадывает загадки:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Дети: Рыбы.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Одежда из «монеток» — это чешуя, ей покрыто туловище рыбы.

Воспитатель: Закройте глаза.

Воспитатель выкладывает картинку золотой рыбки.

Воспитатель: Откройте глаза и поморгайте.

А вот и наш гость! Посмотрите внимательно на рыбку и скажите, чем она отличается от других зверей?

Дети: Туловище рыбы покрыто чешуёй.

У рыбы есть плавники.

Рыба дышит жабрами.

Золотая рыбка: Я из сказки приплыла,

Там царицею была.

Я ведь рыбка непростая,

Я ведь рыбка золотая.

— Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы меня узнали! Да, я настоящая Золотая рыбка. Я живу в аквариуме. У меня есть много друзей. Садитесь поудобнее, я сейчас вас с ними познакомлю.

Просмотр презентации «Рыбы»

Характеристика рыб

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост.

Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.).

Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке…, в аквариуме…

Физкультминутка:

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет,

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Совет

Воспитатель: А сейчас подойдите к макетам мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?

Дети: Это макеты реки, моря и аквариума.

Совет

Воспитатель: Вам нужно сказать, как называется, выбранная вами рыба, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоём.

Ребёнок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.

Ребёнок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

Ребёнок: Я выбрал акулу. Она живёт в море. Это морская рыба.

Ребёнок: Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю

её в море.

Ребёнок: У меня — гуппи. Она живёт в аквариуме, потому что это аквариумная рыбка.

Ребёнок: Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. А сейчас проходите и занимайте места на стульчиках. (Садятся)

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются

Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.

Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик.

Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка.

Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

Воспитатель: А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.

Дети по — очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб. Воспитатель: Золотая рыбка приготовила нам ещё задание, а чтобы его выполнить надо подготовить пальчики. Подходите ко мне.

Дети встают в круг.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил».

Обратите внимание

Воспитатель: теперь вы готовы выполнить следующее задание. Подходите к столам. Сейчас нам нужен конверт с синим квадратом. Даша это задание будет выполнять у доски. Возьмите конверт. Достаньте рыб и положите слева от себя.

Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?

Долго играли весёлые рыбки в аквариуме.

Красная рыбка заплыла в правый верхний угол, зелёная – в левый нижний, жёлтая – в левый верхний, синяя – в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.

Воспитатель: Успели? А теперь давайте проверим все ли правильно справились с заданием. Самопроверка.

Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Наведите порядок на рабочих местах и подойдите к стульчикам. (Садятся).

Золотая рыбка: Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за аквариумными рыбками?

Ответы детей.

Золотая рыбка: Спасибо, дети! Я вижу, что вы много знаете о рыбах, умеете за ними ухаживать. Я с удовольствием буду с вами дружить.

Воспитатель: Какой же новый друг, ребята, у нас появился?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: О чём мы сегодня рассказали Золотой рыбке?

Ребёнок: Мы рассказали, где живут рыбы. Что они бывают речные, морские, аквариумные.

Воспитатель: Что нового узнали?

Ребёнок: Мы узнали, как рыбы появляются на свет.

Источник: https://globuss24.ru/doc/konspekt-zanyatiya-obitateli-vodi-ribi

Конспекты занятий для педагогов и учителей

Программное содержание: расширять знания детей о рыбах, продолжать знакомство с ними, закреплять умение классифицировать их, развивать мышление и память, пополнять словарный запас детей, учить ухаживать за аквариумными рыбками.

Предварительная работа: рассмотреть картинки с изображением различных рыб, провести беседу о среде их обитания

Читайте также:  Классный час в 4 классе. здоровое питание

Демонстрационный материал: три макета, наборы разрезных картинок с изображением рыб, «Книга друзей природы», золотая рыбка, коврографы на каждого ребёнка, доклады детей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла.

Дети: Это «Книга друзей природы».

Воспитатель: А вы помните, что это за книга?

Дети: В ней у нас фотографии наших друзей-животных.

Воспитатель: Давайте вспомним с кем мы подружились.

Дети: Мы подружились с белкой и бельчонком.

          Мы дружим с лосем и лосёнком.

          Наши друзья заяц и зайчонок.

          Здесь волк и волчонок.

          Мы подружились с бобром и бобрёнком.

            В этой книге лиса и лисёнок.

Важно

Воспитатель: И вот в нашей книге появилась новая запись. Это загадка. Если мы её отгадаем, то к нам в гости придёт новый друг. Слушайте:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Дети: Рыбы.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Одежда из «монеток» — это чешуя, ей покрыто туловище рыбы.

Воспитатель: Закройте глаза.

Звучит музыка.

Воспитатель вносит аквариум с рыбкой.

Воспитатель: Откройте глаза и поморгайте.

А вот и наш гость! Посмотрите внимательно на рыбку и скажите, чем она отличается от других зверей?

Дети: Туловище рыбы покрыто чешуёй.

           У рыбы есть плавники.

            Рыба дышит жабрами.

Золотая рыбка: Я из сказки приплыла,

    Там царицею была.

    Я ведь рыбка непростая,

     Я ведь рыбка золотая.

 — Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы меня узнали! Да, я настоящая Золотая рыбка. Я живу в аквариуме. У меня есть много друзей. Садитесь поудобнее, я сейчас вас с ними познакомлю.

Демонстрируется фильм

Золотая рыбка: Вот вы и познакомились с моими друзьями. Интересно, а рыбы живут только в аквариуме? Ребята, вы что-нибудь об этом знаете?

Воспитатель: Да, рыбка мы с ребятами много читали о рыбах. А Саша с мамой приготовили нам интересный доклад.

Доклад

Воспитатель: Спасибо, Саша очень интересный рассказ.

Воспитатель:  А теперь нам нужно немного отдохнуть. Вставайте в круг.

Физкультминутка

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет,

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, а рыбка приготовила вам интересное задание. Для его выполнения вам нужно разделиться на 2 команды по 5 человек.

Дети самостоятельно делятся на 2 команды.

Воспитатель: Каждая команда получает по два конверта. В одном находятся картинки с надписями, а в другом картинки и надписи отдельно. Вы должны подобрать парную картинку  и надпись к ней. Выполняйте задание.

Звучит музыка. Дети работают.

Воспитатель: А теперь команды поменяйтесь местами и проверьте друг друга. Все справились с заданием?  Выберите картинку с изображением рыбы. Ира и Аня уберите коврики.

Совет

Воспитатель: А сейчас подойдите к макетам мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?

Дети: Это макеты реки, моря и аквариума.

Совет

Воспитатель: Вам нужно сказать, как называется, выбранная вами рыба, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоём.

Ребёнок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.

Ребёнок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

Ребёнок: Я выбрал акулу. Она живёт в море. Это морская рыба.

Ребёнок: Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю

её в море.

Ребёнок: У меня — гуппи. Она живёт в аквариуме, потому что это  аквариумная рыбка.

Ребёнок: Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием.  А сейчас проходите и занимайте места на стульчиках. (Садятся)

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются

Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.

Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк.  Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

Воспитатель: А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.

Дети по — очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб.

Воспитатель: Золотая рыбка приготовила нам ещё задание, а чтобы его выполнить надо подготовить пальчики. Подходите ко мне.

Дети встают в круг.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил».

Воспитатель: теперь вы готовы выполнить следующее задание. Подходите к столам. Сейчас нам нужен конверт с синим квадратом. Даша это задание будет выполнять у доски. Возьмите конверт. Достаньте рыб и положите слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?

Обратите внимание

Долго играли весёлые рыбки в аквариуме. Красная рыбка заплыла в правый верхний угол, зелёная – в левый нижний, жёлтая – в левый верхний, синяя – в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.

Воспитатель: Успели? А теперь давайте проверим все ли правильно справились с заданием. Самопроверка.

Воспитатель: А сейчас вы должны рассказать, где находится рыбка и из каких геометрических фигур она состоит.

Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Наведите порядок на рабочих местах и подойдите к стульчикам. (Садятся).

 Золотая рыбка: Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за аквариумными рыбками?

Воспитатель:  Нам об этом расскажет Оля. Она с родителями подготовила доклад.

Доклад.

Золотая рыбка: Спасибо, дети! Я вижу, что вы много знаете о рыбах, умеете за ними ухаживать. Я с удовольствием буду с вами дружить. А вот вам на память моя фотография.

Воспитатель: Давайте поместим Золотую рыбку в нашу «Книгу друзей природы» и оставим жить у себя в аквариуме.

 Воспитатель: Какой же новый друг, ребята, у нас появился?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: О чём мы сегодня рассказали Золотой рыбке?

Ребёнок: Мы рассказали, где живут рыбы. Что они бывают речные, морские, аквариумные.

Воспитатель: Что нового узнали?

Ребёнок: Мы узнали, как рыбы появляются на свет.

Источник: http://konspekty-zanyatij.ru/konspekty/konspekt-zanyatiya-na-temu-ryby-v-podgotovitelnoj-gruppe/

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Обитатели воды — рыбы»

Дата проведения: 24.04.2017 г

Цель: уточнить и расширить представление детей о рыбах.

Задачи: образовательные – сформировывать понимание строения рыбы, закреплять знания детей о рыбах

Развивающие – сформировывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи; закреплять умение соблюдать правила безопасности.

Воспитательные – развивать чувство уважения и заботы о живой природе.

Материалы к занятию: песня «А рыбы в море плавают вот так», рабочая тетрадь А.А.Вахрушеву, Е.Е.Кочемасовой «Здравствуй, мир!» ,  мультимедийная презентация, цветные карандаши, раздаточный материал с заданиями, таз с водой, роборыбка на батарейках; карточки желтые и зеленые в виде прямоугольника для оценивания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Давайте начнем наше занятие с танца! (танец детей и воспитателя под песню «А рыбы в море плавают вот так» гр. Непоседы)

Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем вести речь?

(ответы детей)

Воспитатель: Садитесь на стульчики, тема нашего занятия «Обитатели воды – рыбы». Что вы знаете о рыбах? Слайд 2

(ответы детей)

Важно

Воспитатель: что есть у каждой рыбки? Как она плавает? (У каждой рыбы есть хвост, плавники, туловище, чешуя) Слайд 3

Воспитатель: А как рыбки дышат в воде? (предположения детей)

У рыб есть жабры. Рыба дышит, набирая воду в рот. Через глотку, в которой есть жаберные щели, вода поступает к расположенным по обе стороны головы жабрам и, омывая их, вытекает из-под жаберной крышки.  Когда рыбы дышат, они «вдыхают» и «выдыхают» не воздух, как люди, а воду.

Воспитатель: давайте встанем врассыпную, покажем ручками и пальчиками, как плавают рыбки:

Рыбка плавает в водице. (Волна правой рукой)

Рыбке весело играть. (Волна левой рукой)

Рыбка, рыбка озорница (Волна двумя руками)

Я хочу тебя поймать. (Хлопок в ладоши)

Рыбка спинку изогнула, (Руки вверх в замочке)

Крошку хлебную взяла, (Хлопок в ладоши)

Рыбка хвостиком вильнула, (Соединить две ладони, волна вперед)

Рыбка быстро уплыла. (Соединить две ладони, волна в сторону)

Воспитатель: А сейчас найдите на картинке рыбку (Слайд 4). Почему у рыбок такой окрас? (ответы детей)

Среди рыбок, как и у животных, есть хищники. Они охотятся на мелких рыбок. А тем, в свою очередь, нужно прятаться…Вот поэтому их окрас схож с цветом водорослей, камней, песка.

Воспитатель: Кто из вас знает, как рождаются рыбы? (ответы детей?) Большинство рыб мечут икру, из каждой икринки рождаются мальки. Затем они вырастают и превращаются в больших рыб. (Слайд 5)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Мальки и хищник»:

Жил малек в речной глубинке, (дети сидят на ковре, спрятав ручки и опустив головки)

Появился из икринки, (поднимаются, раскрывают ручки)

На дне в песочек зарывался, (ложатся на коврик)

Чтобы хищник не добрался! (дети замирают, а воспитатель смотрит, чтобы не было движений).

Воспитатель: взгляните, какие интересные рыбки существуют (слайды 6-10)

Какие особенности заметили? (крылья у рыб, яркий цвет, острый нос…)

Совет

Воспитатель: давайте сядем за столы и выполним задания в рабочих тетрадях (по А.А.Вахрушеву, Е.Е.Кочемасовой «Здравствуй, мир!»)

Дети выполняют задания в рабочих тетрадях.

Воспитатель: Поднимите, пожалуйста, руку, кто ходил с папой на рыбалку? Что нужно с собой для ловли рыб? (ответы детей)

А какие рыбы встречаются в реке Волге? (слайд 11). Это щука, карп, налим, карась и другие.

Везде ли можно ловить рыбу? (ответы детей). Ловля рыбы разрешена в незапрещенных местах. А если рыбки мечут икру, ловить рыбу нельзя!!!

Воспитатель: Давайте сделаем зрительную гимнастику: следите за рыбкой на экране (слайд 12)

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, рыбка лежит на берегу и погибает, что нам скорее нужно сделать? (ответы детей)

Давайте запустим ее в тазик (отпускаем роборыбку в воду), вода обязательно должна быть речной! Рыбка поплыла.

Воспитатель: в кармашках лежат прямоугольники желтого и зеленого цвета. Если вам понравилось сегодняшнее занятие и было интересно, поднимите вверх зеленый прямоугольник; если тема сегодняшнего занятия была для вас трудной, неинтересной, то поднимите вверх желтый прямоугольник.

Читайте также:  Конспект занятия в детском саду в средней группе. профессия повар

Источник: https://konspekteka.ru/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushhim-obitateli-vody-ryby/

Конспект занятия в подготовительной группе «Речной калейдоскоп»

Наша кнопка

Скачать материал

Конспект занятия

в подготовительной группе
«Речной калейдоскоп»

Подготовила: Путилова Людмила Алексеевна

г. Петропавловск, 2015

Конспект

организованной учебной деятельности

в подготовительной группе

Образовательная область: Познание, Социум

Раздел: Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Речной калейдоскоп»

Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью реки Ишим и её обитателями, ролью реки в жизни человека, помочь детям понять, как загрязнение реки влияет на рыб и водоплавающих птиц. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, умение работать с географической картой.

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование: Географическая карта Казахстана, аудиозапись шума воды, видеозапись реки Ишим, макет реки, картинки (деревья, рыбы, птицы, трава, рак, жук-плавунец), фотографии реки Ишим, пластиковые контейнеры и стаканчики со вставленными в них воронками для экспериментальной деятельности, вода, почва, глина, песок, растительное масло.

Предварительная работа: Рассматривание фотографий реки Ишим, наблюдения за аквариумными рыбами, загадки о птицах и рыбах, чтение стихотворений о реке, рассказа Н. Рожовой «Как люди обидели речку», «Сказка про сазанчика» И. Токмакова.

Билингвальный компонент: река, деревья, кусты, рыбы, птицы.

Ход ОУД

Круг радости: «- Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй поле и лесок,

Здравствуй речка и песок».

(звучит аудиозапись – шум реки)

Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, что это шумит?

Дети:- Это шумит вода.

Воспитатель:- Мне тоже кажется, что это вода. Скажите, а где в природе встречается вода?

(ответы детей)

Воспитатель:- Посмотрим, где шумит вода? (включает видеозапись реки). Что же вы видите? (это река)

Воспитатель:- Правильно, это наша река.

Воспитатель:- Ребята, назовите реки нашей страны (ответы детей)

Как называется наша река? Почему её так назвали?

Дети: — Существует легенда, что в старые времена в нашей реке утонул сын татарского хана Кучума Ишим. С тех пор реку называют – Ишим.

Воспитатель: — Кто покажет на географической карте реку Ишим? (ребёнок показывает на карте реку)

Воспитатель: — Начало реки называется – «исток». Кто покажет исток реки Ишим? (ребёнок показывает на карте исток реки Ишим)

Воспитатель: — Место, где река сливается с другой рекой, озером, морем – называется «устье» реки. Повторим это слово (дети повторяют слово)

Воспитатель: — Кто знает, с какой рекой сливается Ишим? (ответы детей)

Хотите узнать ещё о нашей реке? Как это сделать? (ответы детей)

Воспитатель:- Я предлагаю вам путешествовать по нашей реке. Пройдите, сядьте на стульчики вокруг нашего макета и представьте, что мы плывём по летнему Ишиму в лодке.

«Течёт река издалека,

Течёт река, течёт река.

Как хорошо когда река

И широка и глубока»

Воспитатель: — Если вы плывёте в лодке, какие правила безопасности вы должны помнить?

Дети: — В лодке нужно сидеть спокойно, через борта лодки не наклоняться.

В лодке нельзя бегать, прыгать, играть в подвижные игры.

Воспитатель:- Вспомните и скажите, какие берега у нашей реки?

Дети:- Один берег крутой и обрывистый, а другой берег — пологий.

(выставляет фотографию берега)

Воспитатель: — Назовите деревья и кусты, которые растут у реки.

Дети: — У реки растут – тополь, осина, черёмуха, шиповник, ива.

Воспитатель: — Посмотрите, какие красивые цветы можно увидеть летом на воде. Как они называются? (Фотография водяной лилии и желтой кувшинки)

(ответы детей)

Воспитатель: — Кто знает название этих трав? (фотография рогоза и остролиста)

(ответы детей)

Воспитатель:– Как вы думаете, почему на некоторых участках берега нет растений?

Дети: — Может быть, там плохая почва, в которой много глины и песка.

Воспитатель:- Проведём опыт и узнаем, что лучше всего подходит для роста растений — глина, песок, или почва. Пройдите в нашу лабораторию (дети проходят к столам с оборудованием)

— Скажите, ребята, что нужно для того чтобы растение росло?

Дети:- Вода, воздух, солнце, почва.

Воспитатель: — Солнце везде одинаковое на этом берегу. В контейнерах у вас почва, глина, песок и мы сейчас узнаем, в чем больше содержится воздуха. Для этого налейте в каждый контейнер воду и посмотрите, что произойдет.

(дети в контейнеры с почвой, глиной, песком наливают воду)

Воспитатель: — Расскажите, что вы увидели?

Дети: — На воде в баночке с почвой много пузырьков, в баночке с глиной – пузырьков меньше. На воде в баночке с песком пузырьков нет совсем.

Воспитатель: — Как вы думаете, пузырьки – это что такое?

Дети: — Может быть – это воздух.

Воспитатель: — Правильно, это воздух, который вода выталкивает из почвы и глины. В чем воздуха содержится больше всего?

Дети: — В земле воздуха было больше.

Воспитатель: — А сейчас узнаем, как вода впитывается в глину, песок и почву. В стаканчики с воронками, в которых насыпаны песок, глина и почва налейте воду и наблюдайте, что произойдёт.

(дети выполняют задание)

Ребята, расскажите, что вы увидели?

Дети: — Через песок вода просочилась в стакан, почва впитала всю воду и стала мокрой, а глина впитала не всю воду и вода осталась на поверхности глины.

Воспитатель: — Что лучше всего впитывает и сохраняет воду?

Дети: — Это почва.

Воспитатель: — Сделайте вывод, что лучше всего подходит для роста растений?

Дети: — Для того, чтобы растения росли — лучше всего подходит почва.

Воспитатель: — Спасибо, ребята, пройдите на свои места, мы плывём с вами дальше.

(выставляет картинку рака, затем жука-плавунца)

— Посмотрите, ребята, кто это? Правильно, это рак. Что вы о нём знаете, расскажите.

Дети: — Это рак, он серого цвета. У рака есть клешни, туловище, хвост, усы…

При помощи усов рак ищет дорогу, своими клешнями рак защищается и ищет добычу, с помощью хвоста он пятится назад.

Воспитатель: — Ребята, а это жук-плавунец. Как вы думаете, что он умеет хорошо делать?

(ответы детей)

(выставляет фотографию реки Ишим)

Посмотрите, какое красивое место. Здесь на берег можно выйти поиграть.

Проводит игру – моделирование «Маленькие капельки»

Воспитатель: — Я превращаю вас в капельки. Сейчас зима, капелькам холодно и они взялись за руки и крепко прижались друг к другу. Во что они превратились?(в лёд) Но скоро пригреет солнышко, капелькам станет тепло. Во что капельки превратятся весной? (в воду) Солнышко пригреет ещё сильнее и наступит лето.

Летом капелькам станет так жарко, что они будут бегать, прыгать и улетать на небо. Во что капельки превращаются летом?(в пар) На небе капельки снова замёрзнут и во что они превратятся на небе? (в снежинки). А теперь я буду называть слова – лёд, вода, пар, снег, а вы покажите, как капельки ведут себя в этих состояниях.

(проводиться игра)

Воспитатель: — Я превращаю вас в детей. Пройдите, займите свои места. Мы плывём дальше и проплываем город Сергеевку. Здесь настоящее рыбье царство. Кто знает, как на казахском языке звучит слово «рыба»? Повторим это слово.

— Какие рыбы водятся в нашей реке?

— Чем питаются рыбы?

— При помощи чего рыбы плавают?

— Как и чем рыбы дышат?

(дети отвечают на вопросы воспитателя)

Воспитатель: — Ребята, у нас в Ишиме возникла экологическая проблема- В реку попали морские рыбы. Смогут ли они здесь жить? Почему?

Дети: — Морские рыбы привыкли жить в солёной воде моря, а в реке вода пресная. Поэтому в реке морские рыбы погибнут.

Воспитатель:- Давайте разделим морских и речных рыб

Дидактическая игра «Каждой рыбке своё место»

Воспитатель: — Спасибо, ребята, что помогли спасти морских рыб. Продолжаем наше путешествие и проплываем село Привольное (выставляет фотографию)

Покажите картинки и назовите птиц, которых можно увидеть на нашей реке.

Дети: — Серый гусь, кряква, серощёкая поганка, лебедь, пеликан, чайка.

(показывают картинки)

Воспитатель: — Повторим слово «птицы» на казахском языке.

К какой группе относятся эти птицы? Почему их называют- водоплавающие?

— Чем эти птицы отличаются друг от друга?

— Чем питаются водоплавающие птицы?

(дети отвечают на вопросы)

Воспитатель: — Узнаем кому из них, что по вкусу, соединяя птицу и её корм.

(проводится игра «Кому, что по вкусу»)

Воспитатель: — Плывём дальше. Посмотрите у селаВосточное бензовоз сливает бензин прямо в речку(выставляет фотографию).Подумайте и скажите, сможет ли это повлиять на рыб?

Дети: — Рыбам будет трудно дышать, и они могут погибнуть.

Воспитатель: — Давайте посмотрим, что произойдёт с водой, если в неё попадёт бензин или масло (в контейнер с водой наливает растительное масло). Что появилось на воде? Что эта плёнка сделает с водой?

Правильно, ребята, масляная пленка не пропускает в воду воздух, без которого рыбы не смогут жить.

А что будет с птицами, если они будут садиться на такую воду?

Обратите внимание

Чтобы это узнать подбросим вверх чистое птичье перо и перо, которое обмакнем в масло и сравним, какое из перьев упадёт быстрее(проводит опыт)

Какое перо падает быстрее? Медленнее?

Дети: — Чистое перо падало медленнее, а перо масляное – быстрее.

Воспитатель: — Как это влияет на водоплавающих птиц?

Воспитатель: — Птицам, у которых перья измазаны маслом, взлететь труднее и они часто становятся лёгкой добычей хищников.

Воспитатель: — Как человек может помочь реке и её обитателям?

Дети:- Не выбрасывать мусор, не сливать грязную воду и нефтепродукты, не мыть машины в реке, не выбрасывать удобрения и участвовать в очистке берегов.

Воспитатель: — А какую пользу приносит Ишим всем нам?

Дети: — Люди пьют воду из реки, готовят еду, ловят рыбу, водой поливают сады и огороды, вода используется на заводах и фабриках.

Воспитатель: — Ребята, мы проплыли весь участок реки нашей области, и наше путешествие подходит к концу. Но я предлагаю вам дополнить макет нашей реки красивым, удобным пляжем. Подумайте, что вы будете мастерить, и приступайте к работе.

Используемая литература:

  1. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие. М. 2006.

  2. Волчкова В., Степанова Н. Конспекты занятий в старшей группе.В.2004.

  3. Дыбина О. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М. 2001.

  4. Б. Заходер «Течёт река»

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/pedagogika/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoy-gruppe-rechnoy-kaleydoskop.html

Ссылка на основную публикацию