Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: изобретатели

Конспект комплексной НОД «Мы – исследователи»

Виды деятельности: Познавательная, речевая, продуктивная.

Программные задачи: Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Уточнять понятие «человек-изобретатель»; обогатить знание о мире открытий и изобретений. Отрабатывать умение совместно выполнять задания, действия; закреплять умения слушать товарища, вести диалог, договариваться в игре.

Словарь новых слов: «человек-изобретатель», наблюдательность, целеустремленность, любознательность, изобретательность;
Древность, старина, современность.

Предварительная работа: Рассматривание книги «Изобретения человека» Ю.Амченков. Чтение Р.Киплин «Кот, который гулял где ему вздумается». Е.ЕфимивскиЙ «Как птицы и растения, С тобою там и тут … Живут изобретения, открытия живут» Рассматривание парных картинок «От природы к человеку»

Оборудование и материалы: Портрет И.П. Кулибину, картинки иллюстрированных его изобретений. Дидактическая игра «Изобретения человека». Аудио запись колокольного перезвона. Карта-панно «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: намечаются несколько «остановок»: «древность» — «старина» — «современность»

Ход непосредственной образовательной деятельности

Беседа — рассуждение: Давным-давно человек был очень близок к природе. Люди как-то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества.

Например, человек заметил, что у кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же: он изобрел … (нож.

) Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей, и был изобретателем! Как про него можно сказать, какой он?
Изобретатель — такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный.

Изобретатель был очень любознательным: все замечал, много наблюдал. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает. Как можно иначе, по-другому еще назвать изобретателя, как вы думаете? (ответы детей)

— Действительно, изобретателя можно иначе назвать творческим человеком или человеком-творцом, его можно назвать умелым человеком или умельцем, мастером своего дела, человеком — «золотые руки».

Обсуждение пословиц и поговорок:
Каков мастер — такова и работа. Дерево дорого плодами, а человек — делами. Умелые руки не знают скуки. Дело мастера боится. Маленькое дело лучше большого безделья.

Не сиди сложа руки, не будет скуки

Рассказ: Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком.

Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.

А вы хотите узнать, что он изобрел?

Загадки о изобретениях И.Кулибина
Этот конь не ест овса, Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (велосипед)

Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (автомашина)

Я весь день жужжу-жужжу,
Ветерком тебя стужу. (вентилятор)

Обратите внимание

То снизу вверх, то сверху вниз Он целый день послушно ходит. Ты только к кнопке прикоснись —

Он тут же сам к тебе подходит. (лифт)

В школе вы подробно познакомитесь с его изобретениями.

Беседа
Очень многому человек учился у природы. Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц? Да, человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз.

Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не успокаивался и придумал-таки диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется эта чудо-птица? (Самолет) Самолет — это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно.

Однажды присмотрелся человек к стрекозе.

Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина, похожая на стрекозу? (Вертолет)

Как-то, поранив руку о колючки растений, он решил и себе сделать такие, чтобы использовать их в качестве … (иголок, наконечников для стрел, рыболовных крючков)

Дидактическая игра «Изобретения человека»
Воспитатель предлагает детям иллюстрации, им надо объединиться в пары и объяснить свой выбор.
(Птица- самолет, стрекоза- вертолет ,кактус- иголка швейная, рыба- ласты и т.д.)

— А что изобрел человек, глядя вот на одуванчик. Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится? (По­летят пушинки, как парашютики)

Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и колокол) Вы слышали когда-нибудь, как звонят колокола?

Слушают в аудиозаписи колокольный перезвон. А колокольчик-цветок не звенит.

Даже загадка про это есть: Колокол колышется, а звона не слышится.

— Как вы думаете, что человек придумал, наблюдая за рыбами? (ответы детей) их обтекаемая форма помогла .Создать подводные лодки. Наблюдая за рыбьим хвостом, человек сделал ласты. Тело рыбы покрыто чешуей человек стал покрывать крыши домов черепицей.

(Предлагаются иллюстрации) И таких примеров очень много. В природе Можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать.

Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.

Пословица гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Среди таких добрых дел — великие открытия и изобретения для всех людей.

Физминутка: «Что произойдет?»

Подними ладошки выше И сложи над головой. Что же вышло? Вышла крыша. А под крышей – мы с тобой.

(Дети складывают руки над головой)
Подними ладошки выше,

А потом сложи другой. Кто же вышел? Вышли гуси – Вот один, а вот другой,

(Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук)
Подними ладошки выше И сложи перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик. Мостик крепкий и прямой.

Игра- путешествие «Откуда пришел к нам предмет?»
Предлагаю вам снова отправиться в путешествие по «реке времени» (демонстрирую заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени») Здесь есть три остановки. «Древность», «Старина», «Современны мир» Выбирают картинку и определяют ее место.

Дает пояснение своему выбору остановки. «Что бы мы там увидели?» «Какими предметами быта люди пользовались?», «Как предмет преобразовывался? И благодаря кому?» подвести беседу к тому, как надо относиться к результатам труда и почему именно так.

Что вы узнали нового? Что вам запомнилось? Чем вам понравилось заниматься?

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/gotovimsya-k-shkole/konspekt-kompleksnoj-nod-my-issledovateli.html

Занятие по познавательному развитию6 Люди мечтают

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект познавательного занятия

в подготовительной к школе группе

«Люди мечтают»

Составила:

Столбова Н.В.,

воспитатель

Югорск

2011

Тема: «Люди мечтают…»

Цель:Познакомить с творчеством человека – изобретателя и обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.

Задачи:

Образовательная:

Расширить кругозор детей о профессии изобретатель;

Формировать представления детей о рукотворном и природном мире, что все в мире взаимосвязано;

Систематизировать знания детей о правилах изобретателя.

Развивающая:

Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.

Воспитательная:

Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы, обращаться к прошлому и сказкам.

Материал:

Презентация «Люди мечтают…»

Игра «Что было – что стало»

Игра «Сказочные мечты»

Пеналы для слого-звукового анализа слов

Алгоритм для слого-звукового анализа слов

Предметные картинки на каждого ребенка

Ход занятия

Методы и приемы Содержание
Дети заходят в группу и становятся в полукруг.
Включить 1 слайд
Ребята, к нам сегодня пришли учителя из школы, давайте их поприветствуем, сначала как дети из детского сада, а теперь как первоклассники.
Дети садятся на стульчики перед экраном. А теперь пройдите на стульчики.
Сегодня на познавательном занятии мы поговорим с вами об интересной профессии – изобретатель.
Как вы думаете, чем занимается изобретатель? Изобретатели улучшают существующие устройства.
Какими качествами характера должен обладать изобретатель?
Способность к изобретательству можно развивать.
А вы хотите быть изобретателями.
Этому сегодня мы и будем учиться.
Игра «Что было – что стало» Включить 2 слайд Для того чтобы стать изобретателем нужно знать правила.
Чтобы узнать первое правило, мы поиграем в игру «Что было – что стало».
Возьмите картинки объектов прошлого.
Я буду поднимать объекты, которые изобретены в современном мире.
Чья картинка соответствует моей, будет хлопать.
Первое правило.
Чтобы что-то изобрести – можно посмотреть, что было в прошлом.
Игра «Сказочные мечты» Включить 3 слайд Для того, чтобы узнать второе правило изобретателя, мы поиграем в игру «Сказочные мечты»
Люди, когда придумывали сказки, тоже мечтали, и в волшебных сказках есть волшебные предметы-помощники.
Давайте их вспомним (дети называют волшебные предметы)
Возьмите по одной картинке и встаньте парами. Подойдите к учителям и объясните, почему вы встали вместе.
Второе правило.
Чтобы что-то изобрести – можно вспомнить сказки.
Динамическая пауза Теперь немного разомнемся
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять.            (Обычная ходьба).
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.        (Ходьба “змейкой”).
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали.   (Бег на носках).
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем.     (Ходьба на пятках).
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
Игра «Природный мир – рукотворный мир». Включить слайды с 4 по 9. Чтобы познакомиться с третьим правилом изобретателя мы поиграем в игру «Природный мир – рукотворный мир».
Человек заметил, что есть животные, которые лучше него видят, слышат, улавливают запахи. Кабан (показываю рисунок кабана). Посмотрите, какие у него острые клыки. Ловко он справляется ими со своей добычей. Посмотрел на него человек и придумал нож. И с тех пор люди стали наблюдать за природой и делать много полезных и нужных вещей.
Посмотрите на слайды.
Третье правило.
Чтобы что-то изобрести – можно понаблюдать за природой.
Пальчиковая гимнастика Волна 
Светит полная лунаЗа волной бежит волна,Ветер веет на просторе,И всю ночь волнует море
Волн спокойных мерный шум
Усыпляет праздный ум…
Но так долго вредно спать
Нам давно пора вставать.
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном
Дети берут пеналы и садятся за столы. Все изобретатели имеют право на авторство.
А чтобы получить авторское право на изобретение, нужно уметь писать.
Давайте и мы, будущие изобретатели, поучимся писать, но пока с помощью схем.
Возьмите себе картинку, и сделайте слого-звуковой анализ слова по алгоритму.
Кто готов, тому можно позвать учителей и воспитателей и проанализировать слово по алгоритму.
Кто все рассказал, наведите порядок на столе и проводите гостей на места.
Игра «Секретики детства»
Воспитатель заносит большое блюдо, со свечой, наливает в него воду и зажигает свечу, дети опускают свои кораблики и отвечают на вопросы.
За то, что вы сегодня на занятии были настоящими авторами правил изобретателей, я хочу вам подарить кораблики мечты, мечтайте и будете изобретателями. Предлагаю подходить к нашему волшебному океану, ответить на мои вопросы и запустить свой кораблик в страну мечты.
Рефлексия Как называется профессия, о которой сегодня мы говорили?
Какими качествами характера должен обладать изобретатель?
Какое первое правило изобретателей мы узнали? Какое второе правило изобретателей мы узнали? Какое третье правило изобретателей мы узнали?
Наблюдая за слоном, какой объект рукотворного мира изобрели?
Чтобы не портились продукты, какое изобретение придумали люди?
Можно ли путешествовать по миру, не выходя из дома? Как?
Назови сказочный объект соответствующий телевизору.
Может ли человек общаться с другим человеком, который находится в другой стране? Как?

© , 2019

Источник: https://sundekor.ru/referat/ucheba/zaniatie-po-poznavatelnomu-razvitiiu6-liudi-mechtaiut/

Конспект НОД по освоению ОО «Познание» с элементами экспериментирования «Мыльные забавы» в старшей группе

Конспект НОД по освоению ОО «Познание» с элементами экспериментирования. «Мыльные забавы» в старшей группе

Подготовила воспитатель Пустобаева Надежда Александровна, воспитатель МБДОУ «Калининский детский сад».

Цель – Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.

Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.

Читайте также:  Сценарий «осень золотая» в старшей группе детского сада

Обогащать и активизировать словарь по теме.

Развивающие:Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к собственным открытиям через экспериментальную деятельность.

Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  1. Чтение художественной литературы. К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,

  2. Просмотр презентации «Тайна мыльных пузырей»,

  3. Проведение опытов с водой и мылом.

Словарь: мыльные пузыри, прозрачная (мутная) вода. мыло: пенится, скользкое, глицерин, раствор.

Методические приёмы: отгадывание загадки, беседа с обследованием объекта, игра «У кого больше пенная гора?», физминутка «Мыло и мыльные пузыри», экспериментирование.

Материалы и оборудование: презентация, колпачки клоуна, пустые флакончики мыльных пузырей, кусочки мыла в коробочке, стаканы, ложки, коктейльные трубочки (на каждого ребенка), красивая коробочка, емкости с водой (4 штуки), мыльницы (4 штуки), стаканы, обручи (4 штуки), подносы, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Ход.

Орг. Момент.

Воспитатель: Ребята поздороваемся с гостями. Дети занимают места в зрительном зале.

(Под веселую музыку в зал вбегает Клоун)

Клоун: Всем привет!!! Я — веселый клоун Клепа, хочу с вами

познакомиться. Вы не против? Ну тогда раз, два, три — свое имя

назови!!!

(дети называют одновременно свои имена)

Клоун: Мне очень приятно!

-Рад приветствовать я вас, настроенье высший класс!
Улыбнитесь поскорей, сегодня праздник пузырей!

 А теперь, глаза закрываем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, забываем,

Что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас!

Основная часть.

(Звучит песня «Шоу мыльных пузырей»)

Клоун:

Приглашаю на арену я друзей,

Наших замечательных детей.

Прошу, флаконы вы берите поскорей,Кто же больше напускает пузырей!

Клоун: Внимание! Внимание! А сейчас объявляю номер нашей программы «Запуск мыльных пузырей»!

Пузыри у всех разные, разноцветные, прекрасные!Если дунуть посильней, будет много пузырейРаз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать!

(Дети открывают флакончики и пробуют запустить мыльные пузыри, но ничего не получается, флакончики оказываются пустыми).

Проблема.

Клоун:

— НО…. У нас с вами нет пузырей … Что же делать? Как нам быть, где
пузыри добыть? Как вы, ребята думаете?

(озвучиваются предложения решения проблемы)

— Какие разные предложения, спасибо.

— А я вот еще что придумал! У меня есть умная книга, «Книга превращений», где собраны рецепты изобретения мыльных пузырей. Давайте и мы сегодня будем изобретателями, а книга поможет нам. И так, книга открывается, превращения начинаются!
(звучит волшебная сказочная музыка, Клоун ходит по залу, думает).
Клоун: Ура! Я все понял!!! Приступаем к эк-спе-ри-ментированию!

(Дети подходят к столу, где находятся материалы к опыту № 1)Клоун: (обращая внимание на коробку)

— Посмотрите, ребята, какая красивая коробка, что же в ней находится?

(пытается открыть коробку).

-Что такое, коробка не открывается.

-Да здесь же этикетка с надписью: «Чтоб содержимое узнать, загадку нужно отгадать».

Загадка

Клоун: Что же это?

Дети: Мыло

Клоун: Молодцы, правильно отгадали загадку.

Коробка открывается, содержимое вручается.

(Дети берут по кусочку мыла.)

Клоун: Положите мыло в мыльницы.

Клоун: А теперь обратите внимание на страницу книги превращений. На ней изображена схема рецепта приготовления мыльных пузырей из твердого кусочка мыла.

Нам необходима ванночка с чистой водой, кусочек твердого мыла. А знак вопроса говорит, должны узнать, что в результате у нас получится.

Клоун: Но сначала скажите, что нужно помнить при работе с мылом?

Дети: Не трогать руками глаза, не брать в рот.

Клоун: Так приступим же, друзья! Предлагаю вам разделиться на пары.

-Посмотрите, что находится в ванночках?

Дети: Вода.

Клоун: Опустите, пожалуйста, кончики пальчиков в воду, какая она?

Дети: Теплая, мокрая…

Клоун: Что еще вы можете сказать о воде?

Дети: Прозрачная, не имеет запаха.

Клоун: Возьмите мыло, опустите его в воду и размыльте.

— Какое стало мыло?

Дети: Скользкое.

Клоун: Что произошло с водой?

Дети: Вода стала мутной, появился запах.

Клоун: Значит, при смешивании с мылом вода становится мутной, не прозрачной, появляется запах.

Клоун: Положите мыло в мыльницы и вытираем руки салфетками.

Клоун: Возьмите трубочки и опустите трубочку в ванночку с раствором. Давайте подуем и посмотрим, что у нас получится. Пить эту воду нельзя.

(Дети экспериментируют с трубочками)

Клоун: Какие пузыри у вас получились?

Дети: Большие, маленькие, прозрачные.

Клоун: Когда много мыльных пузырей, что получается?

Дети: Пена.

Клоун: Молодцы, правильно. А сейчас положите ваши трубочки.

Клоун: Предлагаю провести соревнование «У кого получится самая большая пенная гора?». По моему сигналу дружно трубочки берем, опускаем в ванночки и дуем. Вы готовы, друзья?

Игра «Самая большая пенная гора?»

Клоун: Раз, два, три, большая пенная гора расти!

(Клоун хвалит всех детей.)

Клоун: Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра. Положите трубочки.

А теперь возьмите крышечку от флакончика и опустите ее в ванночку с раствором, достаньте ее и подуйте. Получаются у вас мыльные пузыри?

Дети: Да.

Клоун: Значит, мы с вами по схеме из книги превращений приготовили раствор для мыльных пузырей с помощью воды и твердого мыла.

Клоун: Закрыли флакончики.

Клоун: Ребята, вспомните, как пузырьки пены держались друг за друга, какие они были дружные. А мы с вами дружные? Давайте покажем зрителям, какие мы дружные и поиграем в игру.

(Клоун берет обручи и с детьми выходит на середину арены).

Физминутка: Игра «Мыло и мыльные пузыри»

Клоун: Вот пузырьки летают и микробы убивают.

— Представьте, что вы мыльные пузыри. Посмотрите на обручи — это «домики для мыльных пузырей». (Клоун раскладывает обручи). Послушайте правила игры.

Пока звучит музыка, вы свободно двигаетесь по арене. Как только музыка остановилась, вы должны занять любой домик. Домик предназначен только для одного мыльного пузыря.

А кому домика не хватило — значит, мыльный пузырь лопнул. Вы готовы? Начинаем!

Игра проводиться2-3 раза.

(Дети подходят к столу, где находятся материалы к опыту №2).

Клоун: Ребята, в книге превращений есть еще один очень интересный способ приготовления мыльных пузырей, вам хочется попробовать его сделать?

Дети: Да.

Клоун: Возьмите, пожалуйста, свои флакончики и снова вернемся к странице из книги превращений, на ней изображена схема приготовления мыльных пузырей. (Внимание на экран). Нам необходимо жидкое мыло, глицерин и вода. Давайте попробуем приготовить раствор для мыльных пузырей по этой схеме. (Дети садятся за стол № 2, выполняют работу, опираясь на схему).

Клоун:Раствор для пузырей подготовили, но ему нужно несколько минут постоять. А пока наши пузыри настаиваются, выходите и мы с вами поиграем в мою любимую игру «На что похож мыльный пузырь». (Дети строятся по краям арены).

— Я буду задавать вопросы, если вы согласны, то хлопайте, а если нет, то топайте.

Будьте внимательны! Ну что ж пробуем?!- Мыльный пузырь похож на апельсин?-А на мандарин?-А на яблоки в саду?- А на рыбки в пруду?-А на мячик надувной?- И на шар земной?-Он похож на телефон?- А на металлофон?-А на солнышко в небе?-А на колесо на велосипеде?-А на дом?- А на снежный ком?

Клоун: Замечательно отвечали на вопросы. Предлагаю вернуться к нашему раствору. (Дети возвращаются к столу № 2)

Клоун:Наш раствор готов. Теперь с помощью воронки перельем его во флакончики. Флакончики закрываем. (Дети выполняют задание)

(Звучит песня «Шоу мыльных пузырей»)
Клоун: Внимание! Внимание! Запуск мыльных пузырей!

(Дети под светомузыку устраивают мыльное шоу)
Клоун:

Важно

Увлекательное дело – Шоу мыльных пузырей!Я пузырик разглядел – ни окошек, ни дверей,

Как же радуга тогда забирается туда?

Раз, два, три! Раз, два, три!Я пускаю пузыри: мыльные, воздушные, ветерку послушные!

Рефлексия

Клоун: Молодцы, ребята! Здорово! Отличные получились у нас пузыри! А это значит, что вы, ребята, замечательные изобретатели! Сами научились и научите других.

Клоун: Давайте вспомним, как мы с вами готовили раствор для мыльных пузырей.

(Дети отвечают).

Итог

Клоун: Молодцы, ребята, вы сегодня были настоящими изобретателями.

— А вам хочется продолжения праздника?

Дети: Да!

Клоун: И мы продолжим праздник без сомнения, но только с друзьями в группе. Пусть наши воздушные пузыри летят как можно дальше, выше и радуют всех. Пойдемте, расскажем всем о нашем изобретении и о
веселом празднике. До Новых встреч, друзья!

(Дети под музыку уходят в группу).

Источник: https://intolimp.org/publication/konspiekt-nod-po-osvoieniiu-oo-poznaniie-s-eliemientami-ekspierimientirovaniia-m.html

Конспект НОД в старшей группе по теме «Юные экспериментаторы»

Автор: Здетовецкая Татьяна Ивановна, воспитатель высшей категории МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида №234 «, г. Челябинск

Описание материала: Предлагаю вам конспект поисково-познавательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Юные экспериментаторы «.

Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, студентам педагогических колледжей, родителям.

Это конспект поисково-познавательного занятия, направленного на расширение и обогащение знаний о свойствах бумаги, развитию любознательности дошкольников, умению и желанию экспериментировать.

Конспект поисково-познавательной деятельности детей в старшей группе на тему «Юные экспериментаторы «

Интеграция образовательных областей: «Социализация «, «Коммуникация «, «Познание «, «Художественное творчество «.

Цель: Продолжать формировать представление о свойствах писчей бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги: рвется, гнется, шуршит, мнется, горит, можно сшивать

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

Речевые: Развивать связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, обогатить словарь: не плотная, шершавая, пластичная, складывать, сгибать.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Демонстрационный материал:

Плоскостное дерево с бумажными листьями, ванна с водой, кораблик из пластилина, бумажное платье на ребенка.

Раздаточные материал:

Игрушка, бумажный кораблик, конверт, письмо-рисунок

Методические приемы:

Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов, индивидуальное и хоровое проговаривание сложных слов.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какое у нас необычное дерево! Чем оно необычно? (Листья не настоящие, а бумажные)

— Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. На листьях написаны цифры. Найдите лист с цифрой 1 (Снимаем лист с дерева)

— Послушайте, что написано на обратной стороне: «Ребята, мне грустно «

— Что можно сделать, чтобы дереву стало веселее? (Полить, погладить листочки, посадить птиц)

— Погладьте ладошкой бумажные листочки и скажите, какие они (гладкие, плотные, ровные). Верно.

— Листочек — наш помощник. Мы повесим его на доске. (1)

Воспитатель. Найдите листочек с цифрой 2. На обратной стороне написано «Возьмите по листу бумаги и поиграйте в игру «Угадай кто я? «

— Ребята, вы знаете такую игру? (Нет)

— А я знаю. Возьмите игрушку в руку. Сейчас я вижу, что у Саши — мишка, у Оли — зайка. Как можно использовать бумагу, чтобы я не угадала вашу игрушку? (Завернуть в бумагу, спрятать за бумагу). Выполняйте.

— Почему сейчас я не вижу вашу игрушку? (Бумага не прозрачная). Верно.

Вешаем листочек на доске (2)

Воспитатель. Найдите листочек с цифрой 3.

— Здесь написано «Сомните лист и послушайте, что делает бумага, когда вы ее мнете? » (Шуршит, скрипит)

— Читаю дальше: «Спойте мне, пожалуйста «

— Ребята, но у нас нет музыкальных инструментов. Как же быть? (сами споем, а бумагой пошуршим)

— Значит бумагу можно использовать как музыкальный инструмент, она шуршит

Вешаем листочек на доске (3)

Воспитатель. Найдите листочек с цифрой 4. Читаю: «Приглашаю вас в морское путешествие «

— Возьмите кораблики. Из чего они сделаны? (Из бумаги). Значит они какие? (Бумажные)

— Пустите их в плавание

— Что делает твой кораблик? (Плывет)

— А вот еще один кораблик. Из чего он сделан? (Из пластилина)

— Пустим его путешествовать. Что вы видите? (Утонул)

— Почему? (Тяжелый, из пластилина)

— Бумажный кораблик — легкий, плавает. Хотели бы вы плавать на бумажном корабле? Почему? (Нет. Он намокнет, порвется и утонет)

— Верно. Бумага легкая, плавает.

Вешаем листочек на доску (4)

Воспитатель. Найдите листочек с цифрой 5. Читаю: «Пора отправлять друзьям поздравительные письма «.

— Ребята, возьмите свое большое письмо и постарайтесь вложить его в маленький конверт. Выполняйте.

— Что вы делаете с бумагой? (Складываем, сгибаем)

— Легко сгибается или сопротивляется? (Легко)

— Верно. Бумага пластичная, ее можно сгибать и складывать. Я соберу ваши конверты и отнесу на почту.

Вешаем листочек на доску (5)

Воспитатель. Найдите листочек с цифрой 6. Читаю: «Скоро у Насти день рождения «.

— Я приготовила ей подарок (Вынимаю пакет, там бумажное платье)

— Ребята, из чего сшито платье? (Из бумаги)

— Значит бумагу можно сшивать (Одеваем платье на девочку)

— Что вы видите? (Оно рвется)

— Можно носить бумажную одежду? Почему? (Нет, одежда порвется)

— А из чего можно? (Из ткани)

— Верно. Бумагу можно сшить и она рвется.

Вешаем листочек на доску (6)

Воспитатель. Найдите листочек с цифрой 7. Читаю: «Помни правило — ты бумагу и огонь никогда один не тронь «

— Как вы думаете, о чем нас предупреждает дерево? (Что бумага горит)

— Это хорошо или плохо? (Плохо, может случиться пожар)

— Верно. Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что она горит. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка «Вешаем листок на доску (7)

Воспитатель. Сейчас мы повторим, что узнали о бумаге (Обращаюсь к листочкам-помощникам), что можно с ней делать, какая она (гладкая, легкая, непрозрачная, ее можно сгибать, сворачивать, рвать, сшивать)

Воспитатель. Мы сегодня так много говорили о бумаге, но у нее есть еще секреты, о которых поговорим в следующий раз.

Спасибо, дерево, за помощь. Спасибо, ребята, за старательность, за желание узнать больше.

Желаю всем коллегам творческих успехов!!!

Источник: http://www.school-essays.info/konspekt-nod-v-starshej-gruppe-po-teme-yunye-eksperimentatory/

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «История обыкновенных вещей»

Автор: воспитатель Агафонова О. В, КМДОУ Центр развития ребенка – д/с № 64 «Ландыш» г. Набережные Челны.

Цели:

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла).
Продолжать учить детей отгадывать загадки.
Развивать мышление, любознательность.

Воспитывать бережное отношение к вещам.

Ход занятия:

Сегодня мы поговорим о вещах, которые нас окружают, которые мы встречаем каждый день.

Загадка про зубную щетку

Костяная спинка,
Жестяная щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.

(Зубная щетка)

Было это давным-давно. Однажды утром в пещере проснулся человек с неприятным вкусом во рту. Он взял прутик, пожевал его конец и начал чистить зубы. Такой была самая первая зубная щетка. Потом щетки были в виде палочек из мягкого дерева. Зубной пасты раньше не было, и люди чистили зубы золой и углем от костра, а потом полоскали рот водой.

Зубная щетка, которой мы сейчас чистим зубы, появилась совсем недавно. Но люди придумывают все новые и новые зубные щетки.

А вы знаете, что существует музыкальная зубная щетка? Ее придумали специально для детей. Вы такую щетку видели? У этой щетки мелодия раздается тогда, когда вы зубы чистите правильно, а если зубы чистите не правильно, то музыка не играет.

Совет

Хитрая зубная щетка! А еще есть электрическая зубная щетка.
А как вы думаете, чем еще можно почистить зубы, кроме зубной щетки? Оказывается, почистить зубы без щетки можно яблоком, только не сладким. Когда мы жуем яблоко, зубы очищаются.

Я вам еще расскажу об одной вещи, которая тоже находится в ванной.

Загадка про мыло

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Дело ясное вполне:
Пусть помоет руки мне.

(Мыло)

Много-много лет тому назад жил король. Утро короля начиналось с одевания и умывания. Одевание продолжалось очень долго, а вот умывание — нет. Королю подносили большую чашу с водой, он смачивал кончики пальцев, слегка дотрагивался ими до век, и на этом все – умывание окончено.

А из вас кто-нибудь так умывается?
Раньше мыла не было, и люди мылись мукой, глиной. А потом стали делать мыло из козьего, бараньего и бычьего жира и добавляли золу. Мыло было твердое, мягкое и жидкое.
Сейчас мыло делают из таких веществ, как жир, масло, ароматические вещества, чтобы мыло вкусно пахло.
Говорят, что в океане есть остров.

Его земля состоит из вещества, которое помогает людям этого острова бороться с грязью. Люди берут землю и стирают белье, моются. А когда идет дождь, остров весь покрывается мыльной пеной.

Раньше мыло стоило очень дорого, поэтому его могли купить только богатые люди. Бедные люди стирали и мылись щелоком.

Что такое щелок? Брали дре¬весную золу, заливали ее кипятком и ставили в печку. Потом доставали и мылись, так же стирали белье.

Туалетное мыло называют еще умывальным мылом. Какого мыла сейчас только нет. Есть мыло белое, желтое, зеленое, голубое. Мыло может пахнуть земляникой, яблоком. Встречается мыло круглое, брусочками различными фигурками.

А сейчас я вам расскажу еще об одной вещи, которую мы с вами встречаем каждый день.

Загадка про ручку

Отгадай, что за вещица –
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке –
На листах в твоей тетрадке.

(Ручка)

Давным-давно люди писали настоящими перьями. Брали перья гусeй, воронов, павлинов. Кончик пера сначала очищали, затем обрезали под углом и затачивали, чтобы оно было тоненькое-тоненькое. Когда перо становилось тупым, его опять обрезали под углом и опять затачивали. А потом писали.

Один человек, которому приходилось много писать, придумал перо из стали.
И все стали писать стальными перьями, делали их даже из серебра и золота. Они стоили дорого.
Потом придумали авторучку — её не надо было макать в чернильницу.
Брали трубочку с заостренным концом.

Обратите внимание

Внутрь трубочки вставляли соломинку и наливали жидкость. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и тогда трубочкой водили по бумаге.
А еще позже изобрели шариковую ручку с густой пастой, которой мы сейчас с вами и пишем.

Ручек придумано очень много.

Есть с календарем, электронными часами и даже с калькулятором.

А теперь поговорим о друге ручки.

Загадка про карандаш

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж …
Что же это?…

(Карандаш)

Физминутка

Чем же люди рисовали раньше, когда у них не было простого карандаша? Они рисовали древесными углем. Брали обгоревший прутик из костра и рисовали.

Из чего же состоит карандаш? Из деревянной рубашки и грифеля. Грифель – это сердечко карандаша. Из чего же делают это сердечко? Берут черный камень графит, мелко-мелко его дробят, пока он не станет таким как мука. Потом добавляют глину. Все перемешивают и кладут в специальную форму и сушат. Сердечко для карандаша готово. А лотом для него делают рубашку из древесины.

Карандаши бывают твердые и мягкие. Твердый пишет бледно, мягкий — ярко. Каких только карандашей нет. Есть карандаши круглые, шестигранные, восьмигранные, плоские, трехгранные. Бывают карандаши с кисточками, карандаши-резинки.

Имеется карандаш с увеличительным стеклом на конце, карандаши с бубенчиками. Бубенчик позванивает, и писать становится интереснее. Бывают карандаши с календарями, с азбукой, с дорожными знаками.

Выпускают также ароматические карандаши, которые вкусно пахнут, когда ими пишешь.

Карандаши верно и надежно служат людям много лет. Их берут с собой аквалангисты. Космонавты тоже пользуются карандашом для записей. На Севере, где всегда стоят сильные морозы, паста в ручках может замерзнуть, а карандаш нет.

Загадка про ножницы

Смотрите, мы раскрыли пасть,
В нее бумагу можно класть
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.

(Ножницы)

Примерно 1000 лет назад одному человеку пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами — вот и получились ножницы.
Ножницы изготовляли из железа и серебра, красиво украшали. У ножниц появились свои специальности – одни предназначались для парикмахеров, другие – для врачей и т.д.

Сегодня есть ножницы, с помощью которых стригут кусты на газонах, разделывают птицу, раскраивают ткани, прорезают петли, разрезают торты.

Ножницы часто тупятся. Чтобы их снова заострить, берут в левую руку иголку, а в правую – ножницы и начинают «резать» иголку. Так надо сделать не менее 10-20 раз. И ножницы снова станут острыми.

Можно также несколько раз разрезать новую наждачную бумагу.

А теперь еще об одной вещи, без которой нам никак не обойтись.

Загадка про иглу

Всех на свете обшивает,
Что сошьет — не надевает.

(Игла)

Что такое игла — это заостренный стержень для шитья с ушком на конце. Раньше иглой была рыбья кость, в тупом конце которой была сделана дырка.

Спустя некоторое время после изобретения костяной иглы, люди стали придумывать новую иглу, потому что костяная игла была очень хрупкой и быстро ломалась.

Сегодня иголка сделана из металла, но она также напоминает рыбью кость. Прошло очень много времени, а внешний вид иголки нисколько не изменился.

Важно

Изготовить обычную иглу совсем не просто. Сначала берут специальную игольную проволоку, отрезают, сколько нужно (для большой иглы много, для маленькой — поменьше). Потом точат — заостряют конец иглы. Специальная машина пробивает ушко. Вот и получилась игла, но она еще мягкая, ее надолго не хватит.

Ее сильно нагревают и сразу резко остужают, закаливают, чтобы придать ей прочность. Потом её тщательно шлифуют и полируют опилками от деревьев лиственных пород. Это очень длительная и кропотливая работа. И лишь в 7 государствах мира изготавливают иглы. Поэтому и ценятся они очень высоко.

Несколько кг иголок стоят дороже самой лучшей легковой машины.

Как хранить иголки? Положи на дно коробочки, где лежат иголки, магнит, и они никогда не будут рассыпаться. А чтобы иголки не ржавели, их можно хранить воткнутыми в сухое мыло.

Итог занятия:

Что интересного мы сегодня узнали?
Что вам понравилось?

Что запомнилось?

Скачать конспект занятия по ознакомлению с окружающим «История обыкновенных вещей»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/istoriya-veschei.html

Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ

Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ.

Тема: «Вода в жизни человека».

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма проведения: занятие — опыт.

Возраст детей: старшая группа 5- 6 лет.

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека; о свойствах воды ( прозрачная, без цвета, вкуса и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния — твёрдая (снег, лёд), жидкая, газообразная — пар).

Задачи: 1. Образовательные: — познакомить детей со свойствами воды; уточнить знание детей о назначении воды в жизни человека.

2. Развивающие: — развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с прозрачной посудой.

3. Воспитательные: — воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками; ёмкости для проведения опытов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

— Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся?

— Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла Капелька. Но не одна, а со своими подружками — капельками и принесли нам загадки. Доставайте капельки из ведёрка, а я прочитаю загадки, написанные на них.

Течёт, течёт — С неба — звездой, Я и туча, и туман

Не вытечет, В ладошку — водой. И ручей, и океан

Бежит, бежит — (Снежинка) И летаю, и бегу

Не выбежит. И стеклянной быть могу.

(Река) (Вода)

Чтобы не было беды, Меня пьют, меня льют.

Жить нельзя нам без… Всем нужна я,

(Воды) Кто я такая? (Вода)

— Ребята, вы догадались, о чём мы с вами будем беседовать? Правильно, о воде и её значении в жизни человека.

2. Основная часть.

— Для чего нужна вода человеку? ( Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё, поливать растения, тушить пожар, животным, рыбам).

— Где можно встретить воду? (В луже, в кране, в колодце, в бутылках, в магазине, в море, в океане, в речке).

— А нам с вами в детском саду нужна вода? Для чего? В группе есть вода? Где? (в водопроводном кране)

— Вы согласны, что без воды нам с вами просто нельзя?

— Представьте себе, что на Земле вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? Почему? (Правильно, всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ).

— Без еды человек может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

Вы слыхали о воде? На плите у вас кипит,

Говорят, она везде! Паром чайника шипит.

В луже, в море, в океане. Без неё вам не умыться,

И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!

Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить:

В лес туманом заползает, Без воды вам не прожить!

— Ребята, а всегда ли мы правильно поступаем с водой, бережём её? Чтобы Земля не стала пустыней, мы должны беречь воду, не загрязнять.

— А сейчас мы с вами поближе познакомимся с водой. Встаньте все, выполняйте за мной:

Наклонись.

Раз, два, три, повернись (в стороны)

Раз, два, три, покружись

В лаборантов превратись.

— Мы с вами пройдём в нашу лабораторию и проведём опыты с водой.

— Перед вами стаканчики: один пустой, другой — с водой. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик и скажите мне: какая вода? Она льётся? Да, а почему?

Вывод: потому что она жидкая, она течёт.

— А сейчас, ребята, положите в воду пуговицу. Мы видим пуговицу? Почему? Какая вода?

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

— Ребята, а теперь попробуйте на вкус воду. Какая она? (без вкуса) А теперь разлейте в стаканчики воду поровну: в один ложечкой положите сахар (найдите его у себя в тарелочках) и размешайте его. Теперь попробуйте. Какая стала вода? (сладкая)

Кто скажет, когда вода меняет вкус? Затрудняетесь? Тогда в другой стаканчик положите соль. Какой вкус приобрела вода? Попробуйте язычком (солёная). Когда в воду что- то добавить, она меняет вкус.

Совет

Вывод: чистая вода не имеет вкуса и вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавляем.

— Ребята, возьмите в руки стаканчик и понюхайте воду. Как она пахнет? (нет запаха). Теперь добавим в воду лимон и опять понюхаем. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет лимоном). Что же это значит?

Вывод: Чистая вода не имеет запаха и вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё положили.

— Ребята, а что произойдёт с водой, если в неё добавим краску? Растворилась ли краска? Возьмите кисточку, обмакните в стаканчик и в краску побольше и опустите в воду кисточку. Вода окрасилась. Краска что сделала в воде? (растворилась).

Вывод: Краска в воде растворилась и изменила цвет воды. Значит, вода — растворитель.

3. Физминутка: Море очень широко, (руки широко в сторону)

Море очень глубоко, (присесть, коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья. ( выполнять движение «рыбки»)

А вот воду пить — нельзя. ( развести руки в сторону,

приподняв плечи)

4. Сюрпризный момент.

— Кто же это к нам стучится? Может зверь, а может птица. ( стук в дверь).

— Ребята, Снежная королева прислала нам посылку. Что там? (Лёд). Возьмите все по одной льдинке в ладошку. Что происходит? ( лёд тает). А почему? (В группе тепло, руки тёплые и лёд тает). Какие руки у вас стали? Почему? ( руки мокрые, потому что лёд превратился в воду). Значит вода бывает не только жидкая, но и твёрдая. А когда вода превращается в лёд? (когда холодно)

Вывод: Вода имеет твёрдое состояние.

— Ребята, посмотрите, сейчас я налью в стакан кипяток и сверху над ним подержу зеркальце. Посмотрите, что образовалось на зеркальце? (Пар)

Пар — это капельки воды, вода испаряется. В каком состоянии ещё бывает вода? ( В парообразном)

5. Рефлексия.

— Ребята, давайте вспомним все наши опыты и скажем, какие же свойства есть у воды.

Чистая вода не имеет запаха.

Чистая вода не имеет вкуса.

Чистая вода не имеет цвета, она прозрачная.

Чистая вода растворяет вещества.

— Какое состояние приобретает вода? Жидкое, твёрдое, парообразное.

Источник: https://botana.biz/prepod/doshkolniki/owtgxcow.html

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе – Ребенок в детском саду

Автор — Беськаева Елена Анатольевна воспитатель подготовительной группы, МАДОУ №11 «Подковка» г. Химки.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «Волшебная сила воды»

Цели:

  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
  • Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа:

  • Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
  • Рассматривание глобуса, карты мира
  • Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода», плакаты, капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, салфетки, заготовка панно «Речка».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды)

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть

I Игровой практикум: «Мама тучка»

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама- Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

— Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) .

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) .

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) .

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама -Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках)

Воспитатель: Где встречается капелька воды?

Дети: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: Я капелька

В: Как зовут тебя?

Дев: Меня зовут Капитошка.

В: А зачем ты к нам пришла?

Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе, какую пользу приносят.

II Дети идут по группе и делают остановки.

1 уголок природы — возле растений.

Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

2 игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? Зачем?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)

3 мойка в столовой

Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)

4 туалетная комната

Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)

5 У стола, где стоит кувшин с водой. (приклеивают капельку)

В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

Повтори… Повтори…

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории

III Основная. Исследование: «Волшебная вода»

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, послушайте правила поведения в лаборатории:

  • Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
  • Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
  • Слушать воспитателя
  • Внимательно следить за результатом опыта.
  • Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах емкости, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)

Исследования

В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная.

В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Грязная стала

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 стол — есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

3 стол — опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это?

Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.

В: Каким становится он?

Д: Сладкий

В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

-прозрачность

-нет запаха

-без вкуса

— растворитель.

Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку — правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

IV Творческая работа

В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть цветная бумага, трафареты и карандаши.

Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите их в речку (приклеить) .

Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воду вы в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

В: Молодцы ребята! Видишь, Капитошка, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку) .

В: Ну вот, ребята, и подошло наше занятие к концу.

Источник: http://deti-club.ru/konspekt-zanyatiya-po-poznavatelno-issledovatelskojj-deyatelnosti-v-starshejj-gruppe

Ссылка на основную публикацию