Музыкально-фольклорный праздник в старшей группе по сказкам. сценарий

Учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему: Фольклорный праздник в старшей группе

Фольклорный праздник в старшей группе «Осенние посиделки».

                                                                                                                  2017 г.

Цель: Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного. Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.

Задачи: 1. Познакомить с русской традицией – осенними посиделками, познакомить с земледельческим календарным праздником, использовать народные приметы, обычаи;

Обратите внимание

2. Развивать у детей музыкальность, творческие способности, мышление, воображение, память, навык публичных выступлений;

3. Формировать уверенность в себе и своих возможностях, привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнению;

4. Совершенствовать связанную речь, пополнять словарный запас.

Предварительная работа: Беседа об осени, об осенних месяцах, о приметах, обычаях, русских народных традициях посиделок. Знакомство с русским народным костюмом (парня и девушки).

Разучивание русских народных песен, потешек, скороговорок, хороводов, игр и плясок.

Атрибуты: Маска-шапочка козы, деревянные ложки, большой деревянный половник, маска-шапочка ворона.

                                         Ход праздника:

Дети входят в зал хороводным шагом под русскую народную мелодию, проходят змейкой и садятся на стульчики.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.

Сегодня мы собрались в нашем зале на осенние посиделки. В старые добрые времена был такой обычай у русских людей, как заканчивались полевые работы проводили осенние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говориться в русской пословице: «От скуки – бери дело в руки».

Вот и проводили время за любимым делом: кто за прялкой сидел, кто узоры вышивал, кто из дерева ложки вытачивал. Весело было! А ещё песни пели, плясали, общались друг с другом. Вот и мы сегодня с вами повеселимся с песнями, плясками, играми, да загадками.

А наши посиделки посвящаем Осени.

Реб: Одарила гостья Осень урожаями плодов,

         Моросящими дождями, кузовком лесных грибов.

         Так давайте славить Осень песней, пляской и игрой.

         Будут радостные встречи. Осень, это праздник твой!

              Песня «Осень» музыка и слова Е. В. Скрипкиной.

Важно

Хозяйка: Ребята, а вы взрослым помогаете по хозяйству? (Ответы детей) Молодцы! Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые про них говорили: «Маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.

Выходят на середину зала Тит(мальчик) с большой ложкой и трое детей. Тит садится на стул. Дети встают возле него с двух сторон.

Тит: Где баранки, калачи?

1.Реб: Не колода лодырь, а пень, пролежал целый день.

2.Реб: Не жнёт, не косит, а обедать просит.

3.Реб: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит.

1.Реб: Тит, иди дрова колоть!

Тит: Спина болит!

2.Реб: Тит, иди мёд пить!

Тит: Где моя большая ложка?

Дети (хором): Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Хозяйка: А, наши ребята знают песню про калачи. Сейчас они её вам споют.

           Песня «Калачи» русская народная мелодия.

Хозяйка: На Руси уж так идёт, что талантливый народ,

                  Сам себе и жнец, и швец, и на ложках он игрец.

        Реб: Много танцев есть на свете, мы их любим танцевать.

                  И на этих посиделках мы хотели б вам сплясать.

Хозяйка: Выходите ребята, берите ложки, и станцуйте нам весёлый русский танец.

      Парный танец с ложками под русскую народную мелодию.

Хозяйка: Молодцы! Хорошо сплясали!

Хозяйка: А, вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении? Дети: Да! А, какие?

Дети говорят с места:

-Без труда не вынешь и рыбку из пруда;

-Долог день до вечера, коли делать нечего;

-О человеке судят не по словам, а по делам;

-Терпение и труд всё перетрут;

-Была бы охота – будет и работа;

-Умелые руки не знают скуки;

-Землю красит солнце, а человека – труд;

-Кончил дело – гуляй смело;

-Умелые руки голодными не останутся;

-Любишь кататься – люби и саночки возить.

Хозяйка: Молодцы, ребята! Сколько знаете пословиц и поговорок!

А, скажите мне: «Сколько месяцев в году у Осени?» (Ответ детей)

А, название этих месяцев назовите мне? (Ответ детей)

Хозяйка: В старину их так называли: сентябрь – хмурень; октябрь – грязник, ноябрь – листогной. Как вы думаете, почему их так называли? (Ответы детей)

Хозяйка: А, загадки вы умеете отгадывать? Дети: Да!

Ну, тогда слушайте первую загадку:

«За кудрявый хохолок, лису из норки поволок.

  На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар сладкая! (морковь)

2 загадка: «Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,

                      Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна».

                                                                       (картошка)

3 загадка: «Расселась барыня на грядке, одета в пышные шелка,

                      Мы для неё готовим кадки, и крупной соли полмешка».

                                                                       (капуста)

Хозяйка: Одна из самых важных работ в стародавние времена была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»

А, теперь пора за дело, мы по кругу пойдём, да капусту завьём.

Под пение русской народной песни «Вейся, вейся, капуста» дети проходят через ворота и «завивают» капусту. После того, как капуста «завьётся», выходит козочка (ребёнок, на голове маска –шапка козы):

Козочка: Вот так капуста? Вот так кочан!

                  Стоит наливается, меня дожидается.

                  Сейчас я тебя съем!

        Дети разбегаются, «козочка» (ребёнок) их догоняет.

Хозяйка: Не ходи, козочка в огород, не ешь нашу капусту, лучше поиграй с нами.

«Козочка» (ребёнок) говорит: Я хочу поиграть с вами в игру «Ворон».

                Русская народная песня — игра «Ворон».

Хозяйка: А, вот ещё одна загадка:

«Кто же ягоды не знает, от простуды помогает,

  На кустах они висят, и как маков цвет горят,

  Только это не малина, что за ягода? (калина)

Ну-ка, маленький народ, становитесь в хоровод!

Песню запевайте, хороводить начинайте!

Хоровод «На горе-то калина» (часть детей поёт, остальные танцуют).

Хозяйка: Ай, да детки, молодцы! И танцоры, и певцы!

Играми, да песнями сыт не будешь. Славиться наш народ гостеприимством, да угощением знатным. Чем же мне угощать вас, гости дорогие?

Совет

Хозяйка: Я приглашаю вас на чай. «С чая лиха не бывает» — так в народе говорят. Чай, здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд.  Ребята, приглашайте своих родителей в группу на чаепитие.

Дети с родителями проходят в группу угощаться чаем с вареньем, с баранками, с пряниками, с пирогами и т.д.

Музыкальный репертуар:

Выход детей под русскую народную музыку «Светит месяц»;

Песня «Осень» музыка и слова Е. В. Скрипкиной;

Русская народная песня «Калачи»;

Русский танец с ложками под русскую народную музыку;

Русская народная песня – игра «Вейся, вейся, капуста»;

Русская народная песня — игра «Ворон» обработка В. Иванникова;

Русская народная песня – хоровод «На горе-то калина»;

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2017/11/01/folklornyy-prazdnik-v-starshey-gruppe

«Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного праздника

Демина Г. Д., Гусельникова А. М. «Путешествие в Фольклор Град». Сценарий фольклорного праздника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 156-158. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1243/ (дата обращения: 04.04.2019).



Цель праздника:

Формировать интерес у детей к русскому народному творчеству, приобщая к истокам русской национальной культуры.

Задачи:

‒ Развивать любовь к фольклору, к его малым формам;

‒ Воспитывать любовь к Родине;

‒ Развивать познавательный интерес к истории и традициям своего народа;

Закреплять навыки правильной, выразительной речи, четкой артикуляции звуков.

‒ Развивать память, внимание, наблюдательность, творчество;

‒ Развивать связную речь, обогатить словарь детей.

Оформление зала:

Музыкальный зал украшен в народном стиле, на стене надпись «Фольклор Град». Зал разделен на «улицы», соответствующие названиям с атрибутами.

Ход праздника:(занавес закрыт)

(Звучит фонограмма русской народной мелодии «Светит месяц»

в исполнении ансамбля Свешникова)

(К гостям выходит хозяюшка.)

Хозяюшка: Ой, батюшки! Народу — то, народу- то собралось! От всех областей.

Добрый день гости званые, гости желанные!

Мы всегда рады гостям, как добрым вестям! Всех на праздник приглашаем да весельем угощаем! А что — то мои судари да сударушки задерживаются?

Дети: Мы здесь! — (дети заходят в зал)

Хозяюшка:Здравствуйте, судари мои! Здравствуйте, сударушки! Рада встречи с вами всегда, а особенно сегодня. Мне хочется с вами отправиться в город со сказочным названием «Фольклор Град». Вы скажите, что за такое название городу? А я вам отвечу, да есть и правда такой город. Ведь фольклор — это народная мудрость, это русские народные песни, частушки, танцы, потешки, поговорки, дразнилки — это устное народное творчество. А устное народное творчество живет вечно! Хотите попасть в мой волшебный город? А кто же нам поможет туда побыстрее добраться? (ответы детей). Да, верно это наш чугунок, да волшебный уголек, которые всегда приходят к нам на помощь и нас выручают. К нам пришли и ваши родители, давайте их возьмем с собой в наше путешествие? Только уважаемые гости, смотрите, не затеряйтесь в нашем сказочном городе, здесь столько много улиц, да переулков и площадей, что не ровен час, и потеряться можно. Будьте осмотрительны!

Хотите, я буду экскурсоводом и познакомлю Вас с моим чудесным городом под названием «Фольклор Град»? Так чугунок, да уголек пришел и ваш черед нам помогать!

(Хозяюшка берет в руки чугунок и уголек, говорит волшебные слова: «Чугунок наш покрутись в чудо- граде окажись!»)

(занавес открывается) А вот и полюбуйтесь, город «Фольклор Град». А живут в нашем городе люди с открытой душой и добрым сердцем. И все в городе сделано руками русских умельцев, да так красиво, глаз не отвести. Издавна наш народ славился своими мастерами. Одни делали посуду из глины, другие ее расписывали искусно. Одни изготавливали поделки, и посуду из дерева, а другие ее также расписывали, да разной росписью и гжелью, и хохломой. Славились мастера по рукоделию, вышивке, сказочным узором. И все это передавалось и передается по наследству, из поколения в поколение, от прабабушек к бабушкам, от бабушек к мамам, так и дошло до нашего времени. И так весело в нашем городе, ведь живут в нем люди талантливые и певцы, и танцоры, и музыканты, да вы в этом сами убедитесь. Итак, начнем!

Читайте также:  Конспект нод в старшей группе по обж. службы спасения

Песенная улица — здесь песни не смолкают. Одна песня заканчивается, другая начинается, а самые голосистые на улице — семья Матрёшкиных. А как песни поют, да все русские. А почему русские? — да потому, что написал песни народ. Давайте с ними познакомимся с семьей Матрешкиной? А вот и глава семейства Матрена Ивановна.

Матрена: Я Матрена не простая, я Матрена расписная, да веселая такая, как начну плясать петь, никому не усидеть. А где же мои детишки?

Проводится игра «Стала Матрена детей собирать»

Матрена: А где Матрёшечка, доченьки?

Все: Опять в прятки играет матушка!

Матрена: Пойдемте, ее искать, нужно песни петь, да гостей развлекать!

Игра «В прятки» (идет Матрешечка)

Матрена: Ты где была доченька?

Матрешечка! Пошла я в зеленый сад, сорвала два яблочка. (показывает)

Матрена: Молодец! Запевай, милая!

Исполняется русская народная песня «Пойду я взеленый сад»

Хозяюшка: А какие русские песни вы знаете? (отвечают) А спеть нам русскую народную песню, не хотите ли?

Матрешечки: Хотим!

Исполняется русская народная песня «У ворот сосна зелёная»

(хвалят) Ой, да какие же вы молодцы!

(Слышится запись частушек, и голос: «Спешите к нам на улицу Частушечную. Подходите, не зевайте, инструменты разбирайте»).

Хозяюшка: Ой, как зазывают, да частушки весёлые поют, поспешим на эту улицу, да посмотрим, кто нас зовет?

(Братья Затолокины встречают детей, поют частушки «Тырна» и предлагают детям спеть частушки)

Исполняются «Частушки» русская народная мелодия

Хозяюшка: Пойдём-ка дальше, посмотрим, кто на улице живет! Да на этой улице у Федорки на затворках, поселились Тараторки. Начинают тараторить с самого утра, тра-та-та, небылицы, пословицы, поговорки.

Дети соревнуются врассказывании небылиц, дразнилок.

«Как уМаши на кармашке васильки да ромашки»

Хозяюшка: Ну, затараторили тараторки, тараторки-метеорки! Пойдемте скорее на Затейную околицу, да отдохнем от этих тараторок. А живет на этой околице фольклорный ансамбль «Русская песня», под руководством Валентины Григоровой. В ансамбле поют люди, влюбленные в русскую песню, несмотря на свой возраст и профессию. Они нам дарят встречу с прекрасными русскими напевными песнями.

Песня «Варенька» русская народная песня

Русская народная игра «Дед Семак»

Хозяюшка: Как здорово! Как красиво вы поете! Голоса сливаются, звонкие, задорные. А какой характер песни дети? (плясовая, игровая, радостная, танцевальная, веселая, озорная, шутливая) Спасибо Вам, гости дорогие за встречу с прекрасными русскими народными песнями, которые так необходимы в наше время.

Гость из ансамбля: Что это за сундучок? И к какой улице он относится, ничего не понятно?

Хозяюшка: Сейчас посмотрим? Да тут что-то есть? Мешочек — какой-то интересный да чудесный, загадочный. А не улица ли загадок это? Точно!

Улица загадок. Придется отгадать загадки! (из сундучка выглядывает скоморох Тимошка) Начинает загадывать загадки, про музыкальные инструменты, они убегают.

Оркестр «Ах, вы сени» русская народная мелодия

Хозяюшка: Приглашаем всех на Широкую улицу.(Дети наряжаются)

На эту улицу приходят со всех концов города, каждая улица шла нарядная, одна с частушками, другая с песнями, третья с оркестром — кто с косой, кто с ухватом, кто с пилой. И мы с вами пойдем на улицу, да спляшем, как настоящие артисты.

Танец «Кадриль» русская народная мелодия

«Гармонь моя» русская народная песня вобработке М. Мордасовой

Хозяюшка: Ну, вот и закончилось наше путешествие, посмотрите, мы никого не потеряли? Как вам понравилось в нашем городе? А где вам больше всего понравилось? Мы прикоснулись к русской старине, которой не подвластно время, потому, что оно передается из поколения в поколение, это наша история, это наши традиции. И вы, пожалуйста, берегите все то, что копилось веками, преумножайте вековую память наших прабабушек и прадедушек.

Хозяюшка: А вот еще загадку отгадаете?

Он пыхтит как паровоз, важно к верху задрав нос.

Пошутит, остепенится, пригласит чаю напиться? (самовар)

В каждом доме красовался важный самовар. Встречали гостей по русскому обычаю с самоваром, с бубликами да пирогами.

С чая доброе здоровье, украшение стола,

Чаепитие в России — вот хорошие дела.

Везите нам скорей чайку! (взрослые везут самовар на колясах с чашками)

Исполняется танец «Самовар» муз. Каретного

Исполняются «Чайные частушки»

Хозяюшка: А сейчас, как гостеприимные хозяева просим отведать чаю с пирогами, да бубликами.

Основные термины (генерируются автоматически): русская народная мелодия, хозяюшка, улица, песнь, гость, город, Ребенок, русская народная песня, зеленый сад, устное народное творчество.

Музыкальный фольклорный репертуар, исполняемый детьми и взрослыми в ходе различных мероприятий, включал сезонные песни и заклички; русские народные песни Костромской области;кадрильные, колыбельные, обрядовые песни;частушки; хороводы; наигрыши: «Ты не…

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр

фольклор, ребенок, песнь, народная педагогика, традиция, песня, окружающий мир, народное творчество, народная песня, фольклорный материал.

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Обратите внимание

Развитие речи детей раннего возраста посредством… Словесное русское народное творчество заключает в себе…

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо. Сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием. Человека и Отечества, их красоты и величия. В. Сухомлинский. Ознакомление детей 2-3 лет с устным народным творчеством я осуществляю в соответствии с программой…

Русская народная песня «Тень-тень» висполнении детей.

Основные термины (генерируются автоматически): хозяюшка, мешок, ребенок, воспитатель, СКАЗКА, добрый молодец, веселый бубен, народно-прикладное искусство, народный быт, русская народная музыка.

Ключевые слова: Русское народное творчество, деревянные ложки, потешки, ритм, ансамбль, музыкальные инструменты, звукоизвлечение, приёмы игры на

В хорах и ансамблях народной песни, фольклорных коллективах используют инструмент при исполнении народных песен.

Аникин, В. П.Русское устное народное творчество: учебник для вузов / В. П. Аникин.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, колыбельная песня, колыбельная песнь, песенка, педагог, дошкольный возраст, музыкальный жанр, старший возраст, мама, бай.

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1243/

Сценарий

Зал оформлен в народном («деревенском») стиле, на столах выставка декоративно-прикладного творчества.

(Встречают участников и гостей скоморохи).

Скоморох 1: День начинается, солнце улыбается!

А мы на празднике с гостями встречаемся!

Скоморох 2: Солнце красное, небо синее!

А наших гостей нет желаннее и красивее!

Скоморох 1: Эй, девицы красные, эй, добры молодцы,

У вас в руках работа спорится!

Скоморох 2: Дело делается, как веретено крутится,

А у нас никто не соскучится!

Скоморох 1: А кто скучать идет, тому делать нечего,

Мы ждем веселых, умных да верченых!

Скоморох 2: Станем с ними петь да хоровод водить,

Чтоб ни один домой не хотел уходить!

Скоморох 1: Кто направо пойдет, ремесло найдет,

Кто налево пойдет, песни петь начнет!

Скоморох 2: А кто с нами стоит, тому спасибочко!

Мы еще повторим речи игривые!

Скоморох 1: А у наших ворот завсегда хоровод,

А у ваших ворот ясно солнышко встает!

Скоморох 2: Ясно солнце встает, нам проспать не дает,

К нам на праздничек заходи, народ!

Скоморох 1: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно вас ждем-поджидаем, посиделок без вас не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Припасли мы для вас забавушек, на всякий вкус, кому — сказку, кому — правду, кому — песенку.

Русская народная песня «Блины» (3 класс)

Скоморох 2: Ой, вы гой еси, добры молодцы!

Ой, вы гой еси, красны девицы!

Собиралися мы в этой горнице

Увидать удаль молодецкую

Да умения свет-лебедушек!

Танец «В роще калина»(танцевальная группа)

Скоморох 1: Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.

Небылицы (6 класс)

Все: А у нас…

Мальчик

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота

Все: Вот это да!

Девочка

Выбегала дубина

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах

Все:Не может быть!

Мальчик

Деревня закричала:

Сарафаны с бабами

На пожар спешат!

Все:Правда?

Мальчик

Правда.

Девочка

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Все:Ой-ой-ой!

Мальчик

Лошадь ела кашу,

А мужик — овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез.

Все: Небылицы, небывальщины!

Чтение по ролям:

Стучит, бренчит на улице —

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке —

Туда же по дорожке.

— Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

— Сено косить.

— На что тебе сено?

— Коровок кормить.

— На что тебе коровы?

— Молоко доить.

— На что тебе молоко?

— Ребяток поить.

— Федул, что губы надул?

— Да кафтан прожег.

— Зачинить можно!

— Да иглы нет.

— А велика ли дыра?

— Да один ворот остался.

— Ты видел моего теленочка?

— Рыжего?

— Да, рыжего.

— С белым пятном.

— Да, с белым пятном.

— И обрывком на шее?

— Да, верно. Где ты его видел?

— Нет, сосед, я такого не видел.

— Где ты, брат Иван?

— В горнице.

— А что делаешь?

— Помогаю Петру.

— Петр что делает?

— Да на печи лежит.

— Вставай, Дунюшка, уже день занимается!

— Пусть занимается, у него до вечера много дел.

— Вставай, Дунюшка, вставай, петушок поет!

— Пусть поет! Петушок маленький, ему и ночь долга!

— Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит!

— Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!

— Вставай, Дунюшка, каша готова!

— А я уж, матушка, за столом сижу!

ЧАСТУШКИ (6 класс)

— Эх, топни, нога, топни, правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая,

— Я плясать пойду по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке!

Всех смелей Андрей бежит

И съезжает с горки,

А за партой он дрожит,

Словно мышка в норке.

Я стояла босиком,

Осмотрела все кругом.

Оглянулася назад —

Сапоги мои лежат.

От подружек-хохотушек

Столько шума-звона,

Как от сотни погремушек,

Читайте также:  Сценарий осеннего праздника для младших классов

Даже миллиона!

Сидит ежик на березе —

Белая рубашка,

На головке — сапожок,

На ноге — фуражка.

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Начал важничать Вадим,

Ходит с видом гордым,

Точно стал не звеньевым,

А английским лордом!

Очень скоро Петя будет

самым сильным в мире.

А пока соседей будит.

Грохотаньем гири.

Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б Маша не глазела

В скважину замочную,

То на лбу бы не имела

Шишку крупноблочную.

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Скоморох 1:  Что-то мы немножко притомились.

Сядем рядышком на лавке.

Вместе с вами посидим.

Загадаем вам загадки.

Кто смышленей — поглядим!

Скоморох 2: Ходит барин по двору?

Придирается ко всему.

Красная головушка,

Двойная бородушка. (Петух).

Скоморох 1: Мохнатенькая, усатенькая,

Сядет — песенку поет. (Кошка)

Скоморох 2: Маленький, беленький,

По дорожке прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

Скоморох 1: Пришла из лесу птичница в рыжей шубке — кур посчитать. (Лиса)

Скоморох 2: Гладишь — ласкается. Дразнишь — кусается. (Собака)

Русская народная хороводная игра «Гости ходят в огород» (1 класс).

Важно

Скоморох 1:  Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

Сказка «Как мужик корову продавал» (2 класс).

Скоморох 2:  Как богат и красив народный язык! Так и пестрит речь прибаутками да побасенками, пословицами да поговорками. В них — народная мудрость, свод правил жизни.

Скоморох 1:  Но какие же посиделки без игр. И мы с удовольствием приглашаем вас поиграть. На наши вопросы отвечать!

Скоморох 2: Дух дома, живший за печкой? (Домовой)

Скоморох 1: Злая лесная старуха — волшебница и ведьма? (Баба — яга)

Скоморох 2: Чародей, смерть которого спрятана в нескольких волшебных предметах? (Кощей Бессмертный)

Скоморох 1: Девушка — рыба с длинными зелеными волосами? (Русалка)

Скоморох 2: Хозяин леса и зверей? (Леший)

Скоморох 1: Хозяин воды, чаще всего живший у мельницы или в омуте? (Водяной)

Скоморох 2: Мифологический дух, который мог изменить свой облик, превратившись во что угодно? (Оборотень)

Скоморох 1: Герой русской мифологии, который все вокруг разрушал своим посвистом? (Соловей — разбойник)

Скоморох 2: Летающее чудовище о нескольких головах? (Змей Горыныч, или Чудо — юдо)

Скоморох 1: Мелкие предметы, которые носили на шее на шнурках? (Обереги)

Русская народная сказка (5 класс)

Скоморох 2: А теперь посмотрим как вы знаете праздники русские.

Скоморох 1: Какое название имеет канун Рождества? (Сочельник)

Скоморох 2: Старинный славянский праздник проводов зимы? (Масленица)

Скоморох 1: Главное угощение Масленичной недели? (Блины)

Скоморох 2: В какой день Масленичной недели было принято просить прощения? (В воскресенье)

Скоморох 1: Как называется период, в течение которого люди воздерживаются по религиозным причинам от многих продуктов? (Пост)

Скоморох 2: Главный предмет Пасхи, символизирующий зарождение новой жизни? (Яйцо)

Совет

Скоморох 1: Как называется попытка заглянуть в будущее или получить послание от богов? (Гадание)

Скоморох 2: В какой балладе В.А. Жуковский описал девичье гадание? («Светлана»)

Скоморох 1: Как в старину назывался праздник, связанный с рождением человека? (Именины)

Скоморох 2: В канун какого праздника по поверью зацветает папоротник? (Ивана Купалы)

Скоморох 1: Как в старину назывались переодетые в различные костюмы люди, изображавшие животных или персонажей народного творчества? (Ряженые)

Песня «Горница -узорница»(5 и 6 классы).

Скоморох 2: Наше следующее состязание «Ума палата». Вопросы по сказкам и  былинам.

Скоморох 1: Сказочный персонаж, превративший печь в транспортное средство? (Емеля)

Скоморох 2: В Назовите персонажей русской народной сказки «Репка». (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).

Скоморох 1: В сказке репку с трудом, но вытянули. Сколько пар глаз ее одновременно увидели? (6 пар).

Скоморох 2: Назовите былинных богатырей. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Волх Всеславович, Волга, Микула Селянинович, Ставр Годинович, Садко, Святогор и др.)

Скоморох 1: Сказочный персонаж, который «…и от бабушки ушел, и от дедушки ушел»? (Колобок)

Русская народная песня (7 класс)

Обратите внимание

Скоморох 2: Сегодня мы заглянули в далекое прошлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы были русские люди каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Радость и печаль, надежды и ожидания, мечты о счастье — все отразилось в творчестве наших далеких предков.

Скоморох 1:  Но главное в народной жизни — лад. Стремление к совершенству, согласие и мир во взаимоотношениях. Опыт жизни наших предков помогает нам жить в настоящем, создавать будущее, делает нас богаче и красивее. В наших руках сохранение традиций русского народа.

Гости. Спасибо хозяевам за хлеб, за соль. Спасибо за сказку, за учение уму-разуму. Неба вам чистого, солнца ясного, широкой радуги над домом.

Источник: http://scenariilandia.ru/interesnye/scenarij-folklornogo-prazdnika-v-starshej-gruppe/

№ 478 Сценарий фольклорных посиделок «Путешествие в страну Фольклора» — Воспитателю.ру — сайт для воспитателей детских садов

Сценарий фольклорных посиделок «Путешествие в страну Фольклора»

СКАЧАТЬ

(воспитатель Бакуцкая С.Л. СП-Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п.Пензено.)

Цель: — закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества;

— развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность, выдумку, смекалку;

 — воспитывать интерес к культурному наследию.

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.

-Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет интересно, радостно! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

В зал под музыку входят дети .

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

 Как у нас на Руси  уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал  никто и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели.

(раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)

— Дети, нам сундучок принесли. Давайте узнаем, от кого же он.(открывает сундучок, находит платок, достаёт) Посмотрите, какой красивый платок, да на нём что-то написано. «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю  и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дедушка Фольклор». Интересное послание, и имя странное — Фольклор. А что такое фольклор?

Дети: потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…

Хозяйка: А кто их сочинил?

Дети: народ.

Хозяйка: Молодцы, отправляемся в длинное путешествие в страну Фольклора

Предлагаю начать  с хороводной песни. Ведь все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой грелись друг с другом воспоминаниями о солнышке красном, берёзке кудрявой, тёплых деньках.

(выставляется береза)

Ребёнок.   Берёза, моя берёзонька! Берёза  раскудрявая!

                 Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки!

                 На тебе, березонька, листья зелёные!                      

                 Близ тебя, березонька, красны девицы,

                 Да добры  молодцы  хоровод  ведут!

Исполняется хоровод «Земелюшка – чернозём» (средняя группа)

Хозяйка: Ди — ли-ли, ди -ли-ли,

                 А вы Дуню видели?

Ребенок: Заглянули в огород,                 

                 Лебеду там Дуня рвет!

Ребенок: Пошла Дуня в огород,              

                  Во зеленый огород,

                  Сорвала лопушок

                 Да под самый корешок.

                 Сшила Дуня сарафан

                И наряден, и не ткан!

Ребенок:    Положила в уголок,                

                   В берестяной коробок,

                   Где ни взялся таракан,

                   Проел Дунин сарафан!

«Во ку во  кузнице» —   русская народная песня

Загадка —  для  ума зарядка

1. Кто приходит, кто уходит –

    Все её за ручку водят. (Дверь)

2. Под крышей четыре ножки,

   А на крыше суп да ложки. (Стол)

3. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

4.Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

— Гости дорогие, а вы сказки знаете русские народные? А сейчас – загадки  про сказки.

— В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка («Машенька и медведь»)

— Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и  высок расчудесный …

— В какой сказке девочка за своё трудолюбие  и доброту получила  сундучок с богатсвом? («Морозко )

Хозяйка: Как у нашего соседа

                 Весела была беседа,

                 А у нас на весь двор

                 Еще лучше разговор:  

                — Утки

Дети : В дудки!

Хозяйка: Кошки

Дети: В ложки!

Хозяйка: Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяйка: Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяйка: Кукушки

Дети: В колотушки!

Хозяйка: А веселые скворцы

                 Заиграли в бубенцы!

                 Играют, играют,

                 Всех потешают!

Инсценировка детей ясельной группы

 Русская народная  игра «Ворон» Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок – ворон  ( он стоит в кругу вместе со всеми). Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора, (дети идут к центру круга дробным шагом) А на той горе дубок, А на дубе воронок.

(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона») Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах. (ворон пляшет, дети повторяют его движения) Черный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная.

С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза.

Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей – нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.

Хозяйка. Вижу, повеселее вам стало, а уж  чтобы вас ещё сильнее развеселить, хочу вам спеть.

                Я пойду да разойдуся

                По зелёной  по траве.

                Заиграли гармонисты –

                Всё волнуется во мне.

                Ребята, а что я спела, частушку или песню?

Дети. Частушку.

Хозяйка. Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой.

Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки. Частушки исполняли на гулянках, посиделках.

Читайте также:  Как выбрать почву, грунт для пересадки комнатного растения

Вот и я попрошу  своих гостей повеселить нас частушками.

1 гость: Да для нас такое дело

                 Очень даже просто!

                 Эх! Душа помолодела

                 Лет на… девяносто!

Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!,

 Гости : Конечно чепуха!

«Чепуха» -частушки- русская народная мелодия

2 гость: Вы послушайте, ребята,

                 Нескладуху будем петь.

                 На дубу свинья пасется,

                 В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

           Чистая чепуха!

           Чипа- чипа, а — ха – ха-

           В самом деле, чепуха!

Гость 3: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

Гость 4: На столе лежит арбуз,

На арбузе — муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

Гость 5:      На горе верблюд пасется

                     В белых вышитых штанах.

                     А за ним блоха несется

                     На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

Дети: Мы частушки вам пропели
                Хорошо ли, плохо ли,

                 А теперь мы вас попросим,

                 Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо  за частушки потешные!

                 Где песня льется,

                 Там легче живется!

Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой  котенька — коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну – ка, девицы — рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

А теперь давайте ещё поговорим  о скороговорках — «Всех скороговорок  не переговоришь», а мы давайте попробуем.

—  Три  вороны на воротах;

— Около кола колокола;

— Приготовила Лариса  для Бориса суп из риса.

Хозяйка: Молодцы, но мы забыли о пословицах и поговорках – пословица 

недаром  молвится. Я говорю начало  пословицы или поговорки, а вы  продолжите:

«Что посеешь…», «Осенний  день …»,  «Делу время -…» ,  «Кончил дело — …»,  «Хлеб — …всему голова».

Хозяйка.   Быт людей отмечен веком.

                  Поменялся старый мир.

                  Нынче все мы по «сусекам»

                  Личных дел или квартир.

                  Наш досуг порою мелок,

                  И чего там говорить,

                  Скучно жить без посиделок

                  Их бы надо возродить.

— Я думаю, что нам это сегодня удалось. Кто-то  ещё к нам идёт.

Стук в дверь – заходит дедушка Фольклор.

—  Здравствуйте, дорогие внучата — вот мы и встретились, очень рад нашей встрече. Вы вспомнили   все виды и жанры  фольклора, и хочу , чтобы вы их не забывали, а как можно чаще использовали, возвращались  к тому, что придумал  наш  русский народ. Как в народе говорят «Кончил дело — гуляй смело!».

Все вместе встают на пляску «Светит месяц…»

Дедушка Фольклор: Кончилось веселье-

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!  – угощает сладостями-конфетами, сушками, баранками.

Источник: http://vospitately.ru/baza-publikaciy/publikacii/no-478-scenariy-folklornyh-posidelok-puteshestvie-v-stranu-folklora/

Сценарий фольклорного праздника «Посиделки» в ДОУ

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»

Цель: Пробуждать интерес к народной культуре. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.

Задачи:

  1. Знакомить с традициями русских посиделок.
  2. Расширять представление детей о различных формах русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы, потешки).
  3. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, используемых в русском фольклоре.
  4. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения русского фольклора.

Оформление зала напоминает деревенскую избу: русская печка, стол с самоваром, лавки, на боковой стене полки с глиняной посудой.

Оборудование: Русские народные костюмы для детей и взрослых, ), корзинка для Маши с платком, сапогами, рукавицами,, карусель, сундучок с дымковскими игрушками: курочка с цыплятами, петушок, конь, козлик, подушки, серьги, бусы, павлопосадские платки,, шкатулка со скороговорками,, угощение для детей: пряники, конфеты, печенье, баранки.

Предварительная работа: разучивание потешек, пословиц, поговорок, загадок, песен, танцев, инсценировок, игр, работа с шумовым оркестром, изготовление народных костюмов , карусели.

Ход праздника 

Дети в русских народных костюмах – гости из трёх деревень. В одежде каждой деревни есть своё отличие. Хозяйка встречает гостей на пороге. Звучит русская народная мелодия.

Хозяйка: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рада видеть вас у себя в гостях, в светлой горнице. Здесь для всех гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю по старинному Посиделками называется. Пожалуйте, гости дорогие, веселья вам да радости!

(Под р.н.м. в зал входят дети 1-ой группы)

Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте, как дома!

Один из гостей: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

(Хозяйка усаживает гостей на лавку. Входит следующая группа детей)

Хозяйка: Проходите, горница у меня большая, светлая, всем места хватит. У меня для каждого найдётся и местечко и словечко.

Один из гостей: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

(Хозяйка усаживает гостей на лавку. Входит следующая группа детей)

Хозяйка. Проходите, гости, дорогие! Гостю почёт, хозяйке — честь!

Один из гостей: Туда голуби летают, где их привечают.

(Хозяйка усаживает гостей)

Важно

Хозяйка: Собралось у меня гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем лм слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком. Откуда вы пришли, долог ли был ваш путь?

Гости из Веселухина:

Мы пришли из деревни Веселухино.Где никогда не смолкает веселье.Где песни и пляски круглый год.А стоит наша деревня на перекрёстке двух дорог.Кто не пройдёт – всяк рассмеётся,

Кто не проедет – всяк спляшет.

Гости из Загадкино:

А мы живём в деревне Загадкино.У нас все избы полны загадками.А отгадки так и скачут по улицам.А живём мы и на горке, и под горкой,И у речки, и у моря,

Чтобы не было никакого горя!

Гости из Потешкина:

А мы из Потешкина!У нас всё задом наперёд!Пойдёшь налево, придёшь направо.Бросишь высоко, летит далеко.

А живём под горой, на берёзе на большой!

Хозяйка: Вот какие вы весёлые! А с чем вы пришли ко мне? Ведь Веселухино – весёлая деревня.

1 гость: А пришли мы с шуточной песней.

Скоморошина «Во зелёном, во бору»

2 гость: Во саду ли, в огороде,Да при всём честном народеВеселуху спляшем вам,

А вы хлопайте все нам!

Танец с ложками.

3 гость: Эй, весёлый народ, становись-ка в хоровод!
Будем в селезня играть, самых лучших выбирать!

Хороводная игра «Селезень и утица».

5 гость: Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели!

Игра «Карусель».

Хозяйка: Спасибо вам, весёлая ваша деревня. А теперь послушаем гостей из Загадкино. С чем вы пришли?

Гости из Загадкино: С загадками!

1. Без рук, без ног, а рисовать умеет? (Мороз)

2. Бел, да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)

3. Снег на полях, лёд на реках, Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Совет

4. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая — для лета, для зимы – другого цвета. (Заяц)

Хозяйка: Сразу видна деревня Загадкино. Что ни слово, то загадка. Молодцы! А чем нас порадуют гости из Потешкина?

Гости из Потешкина:

1. Пошла Маша на базар, принесла домой товар:Маша: (Достаёт из корзины покупки)Родной матушке – платок, посерёдочке цветок,Братьям-соколам – по козловым сапогам.

Сестрицам-лебедицам – по тёплым рукавицам

2. Курочка-рябушечка, куда пошла?- На речку.- Курочка-рябушечка, зачем пошла?- За водичкой.- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?- Цыпляток поить.- Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи-пи!

Хозяйка: Для дорогих гостей приготовила я чудесный сундук.

Сундучок мой непростой, В нём товар расписной.Здесь спрятались игрушки,Весёлые зверюшки.

Вынимаем на показ и ведём про них рассказ.

(Хозяйка достаёт из сундучка игрушки, дети читают про них стихи-потешки).

Хозяйка: А песни потешные вы знаете?

Р.н.п. «Петушок».

Хозяйка: Где песня льётся, там легче живётся. Запевайте-ка песню шуточную-прибауточную.

Р.н.п. «Комара женить мы будем»

Хозяйка: Дальше бой скороговорок разрешите мне начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать! Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

— Три сороки-тараторки тараторили на горке.

(Дети по очереди соревнуются. Хозяйка хвалит их)

Хозяйка (Родителям): И для этих гостей, званых да почётных, я приготовила скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Мою шкатулку открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

 (Желающие достают из шкатулки листки со скороговорками, по очереди проговаривают их)

  1. Летят три пичужки через три пустых избушки.
  2. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
  3. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  4. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Хозяйка: Ай да молодцы! Славно у вас получается!

Мальчики (собираются в кружок, шепчутся, потом подходят к девочкам и говорят): Приглашаем танцевать!

Девочки (отворачиваются): Не хотим!

Мальчики (руки в боки): Почему?

Девочки (встают и протягивают руки): Подарки давайте!

Мальчики (смущённо отходят от девочек): Какие подарки?

1 мальчик: Ай, Тари, Тари, Тари!

Куплю Маше янтари! (показывает бусы)

2 мальчик: А останутся деньги?

1 мальчик: Куплю Маше серьги! (показывает серьги)

2 мальчик: А останутся пятаки?

1 мальчик: Куплю Маше башмаки! (показывает)

1 мальчик: А останутся грошики?

2 мальчик: Куплю Маше ложки! (Показывает ложки)

1 мальчик: А останутся полушки?

2 мальчик: Куплю Маше подушки! (Показывает подушки)

3 мальчик: А я сквое купил платок, посерёдочке цветок.

(Достаёт из-за спины платок)

Мальчики берут полушалки и приглашают девочек танцевать. Исполняется «Парный танец с платками» р.н.м.

Хозяйка: Всем известно, что подружки — мастерицы петь частушки. И вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Частушки под аккомпанемент шумовых инструментов.

Хозяйка: Ай да бубны, ай да ложки!

Поиграйте-ка ещё немножко.

В исполнении шумового оркестра звучат р.н.п. «Травушка-муравушка», «Подгорка»

Обратите внимание

Хозяйка: Спасибо вам, гости дорогие, что повеселили, потешили. Да играми и плясками сыт не будешь. Приготовила я для вас угощенье – пряники да печенье, баранки да конфетки. Угощайтесь, детки!

Хозяйка угощает детей.

1 гость: Посидели, повеселились, пода и честь знать.

2 гость: Спасибо, хозяюшка, за веселье, да за угощенье.

Хозяйка: Хороша песня ладом,А сказка складом.Посиделкам нашим – конец,

А кто слушал – молодец!

Пришло время расставанья. До свиданья!

Дети: До свиданья!

Под р.н.м. дети выходят из зала.

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/users/74066/articles/161555-scenarij-folklornogo-prazdnika-posidelki.html

Ссылка на основную публикацию