Обучение детей музыке. музыкальное воспитание ребёнка

Влияние музыки на обучение и воспитание детей — Инфо-дети

Введение

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается тесной взаимосвязью умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания. Дошкольное воспитание является основополагающим, определяющим всё дальнейшее развитие.

И музыка играет одну из главных ролей в формировании личности ребенка, так как способствует развитию вкусов и предпочтений, эмоций, интересов, которые в последствии оказывают большое влияние на формирование взглядов и собственного «Я».

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них» (В.Г. Белинский)

Вопросами влияния музыки на обучение и воспитание детей занимались такие педагоги и ученые, как Т. С. Бабаджан, Б. М. Теплов, В. М. Бехтерев и др. Выдающийся педагог-музыкант- Н. А.

Обратите внимание

Ветлугина, выделяла такие задачи по музыкальному обучению как: формировать слуховое внимание; учить улавливать смену контрастных и одинаковых звуковых соотношений; обучать способам обследования музыкальных звучаний. Д. Б.

Кабалевский видел одну из главных задач  музыкального обучения в том, чтобы дать детям музыкальную грамотность, искусство стать грамотным слушателем, умение понимать музыку, думать и переживать .

А японский педагог и музыкант Шиничи Сузуки был уверен, что все дети рождаются талантливыми. Из современных авторов, занимающихся темой музыки и ее влияния на обучение детей, можно выделить Е. А. Гомонову, Н. В. Нищева, Т. Э. Тютюнникова.

Музыка- это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.

Музыка является одним из средств гармоничного воспитания и обучения ребенка. Развитие души — чувственного и эмоционального опыта, овладения искусствами, восприятия искусства. Развитие духа — познание мира и себя.

 Музыка сопровождает, влияет и формирует личность ребёнка всю жизнь.

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызывать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становится источником и средством обучения и воспитания.

Целью реферата является определить влияние музыки на обучение детей.

Задачи:

— определить, что в процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей;

— проследить влияние музыкальных занятий на активизацию умственных способностей детей.

— раскрыть влияние музыкальных занятий на формирование эстетического вкуса и нравственного воспитания детей

1. Музыка  как  средство эстетического воспитания детей.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности.   Достижению   этой   высокой   цели   во   многом   способствует правильная организация музыкального обучения детей.

Эстетическое обучение направлено на развитие способностей ребенка: воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним   из   ярких   средств   эстетического  обучения   является музыка.

  Чтобы  она  выполнила  эту  важную  функцию, надо развивать у ребенка общую   музыкальность.   Каковы   же   основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.

Важно

Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Значит, ребенок почувствовал настроение песни. Музыкальное обучение детей очень важно для их развития в раннем возрасте.

Дети, они так восприимчивы.

Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голос матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. А, песня эта мелодичная, душевная. Музыка для ребёнка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним двери в этот мир, надо развивать их способности.

И прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции.

     Второй признак музыкальности -способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания.  Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой.

Каждый ребенок по своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение, какому — либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определённый опыт слушания. Поэтому  влияние музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо и ему требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.

Как учить писать, читать, рисовать, так надо учить узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учить постигать этот «прекрасный своеобразный язык».

Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, эмоциональное восприятие музыки становиться более тонким и разнообразными.

Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков: высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки; различают простейшую структуру музыкального произведения: запев песни и припев, три части в пьесе; отмечают выразительность контрастных  художественных  образов: ласковый, протяжный  характер или энергичный, подвижный. Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности проявление творческого отношения к музыке. В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое — то время, прислушивается, реагирует улыбкой,  проявляет «комплекс оживления».

Дети постарше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения — определить и по-своему представить художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих пионеров, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т. д.

Совет

Они способны определить характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе либо в подвижной пляске.

Складываются музыкальные интересы: дети оказывют предпочтение тому или иному жанру музыки. К шести семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы учителя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения, определяет общий характер пьесы. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности.

2.Влияние музыки на активизацию умственных способностей.

Развитие эмоциональной сферы в свою очередь стимулирует работу мозга. И.И. Павлов писал, что «…главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идёт от подкорки. Если исключить … эмоции, то кора лишается главного источника силы».

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Когда взрослый ставит перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность,  требующая  умственной  активности.  Например,  в  пении ребенок  импровизирует, создает  свой  вариант мелодии.

 Танец, народная пляска, пантомима и  особенно музыкально-игровая драматизация побуждают   детей  изобразить  картину  жизни,  охарактеризовать  какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют.

На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить.

Обратите внимание

Музыка развивает мышление.Занимаясь  музыкой,  ребенок  развивает математические  способности.

 Он  пространственно  мыслит,  попадая на нужные  клавиши,  манипулирует абстрактными  звуковыми  фигурами, запоминая нотный текст,  и знает, что  в музыкальной  пьесе  как в математическом  доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не  случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора – физики и профессора –математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.  Дети, занимающиеся музыкой,обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве.  Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.

Музыка  и  язык — близнецы-братья.  Они родились следом друг за другом: сначала старший- музыка; потом младший- словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.

Из всего вышесказанного, пожалуй, самым важным аргументом для современного подхода к обучению детей в пользу того, что ребенка следует учить музыке, это тот факт, что занятия музыкой влияют на развитие умственных способностей.

3.Значение  музыки  в эмоциональном  развитии  ребёнка.

Задача родителей и педагогов- привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что,постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях.

С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств.

Это понимали ещё древние греки, и поэтому музыкальные занятия — слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение, были обязательны в программе древнегреческой школы.

Давным-давно люди знали о колоссальном воздействии музыки на человека. О влиянии искусства на душу и тело человека размышляли многие античные философы. Аристотель призывал использовать музыку для воспитания, очищения и интеллектуального развития. Пифагор усматривал могущество музыки в её воздействии на душу человека.

Он глубоко изучал проблему воздействия  мелодии, ритма и других средств музыкальной выразительности на улучшение человеческих нравов и душевной гармонии, дарованных человеку природой. Платон придавал музыке важное государственное значение, так как считал её мощным средством воздействия на сознания и чувства людей. Ведь музыка – это язык чувств и настроений.

Недаром говорят: там, где кончается слово, начинается музыка.

Важно

Музыка — это искусства звука, у которого есть свои свойства: высота, сила, протяжённость. Звук несёт независимо от нашего желания определённую яркую информацию. Звуки, окружающие нас, ощущаются не сами по себе, они обязательно связаны с какими-то явлениями. И природа человека за тысячелетия выработала условный рефлекс: человек стал воспринимать звук как явление, которое этот звук вызвало.

Так, низкие, громкие и шумные звуки (раскаты грома, шум штормового ветра, грохот горного обвала) вызывают чувство опасности, тревоги.

Негромкие высокие мелодичные звуки (пение птиц, журчание неглубокого ручья, звон капели) — чувство безопасности, покоя.

А вот звуки краткие, резкие рождают в сознании человека представления о быстрых агрессивных действиях, которые несут опасность; звуки протяжные и плавные — о медленном и значит безопасном движении.

Последовательность музыкальных тонов в определённых сочетаниях составляют музыку, которая вызывает у слушателя определённые образы, представления, эмоции. В свою очередь эмоции воздействуют на мышление, воображение, мотивируют поведение.

 Эмоциональная сфера соприкасается с глубочайшими бессознательными пластами духовного мира человека. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания.

Музыка приобретает для человека личностно-значимый смысл.

Эмоциональная реакция человека на музыку-это сложный психофизиологический процесс. Музыка воздействует на ритм дыхания, сердечно-сосудистую деятельность. Музыка способна регулировать выделение гормонов, снижать стресс. Каждый человек под воздействием музыки, которая ему нравится, становится зависимым от неё. Вспомните навязчивые мелодии, которые «не отпускают» нас порой целый день.

Музыка может вызывать у человека не только чувственно-эмоциональные и душевные переживания, но и значительный психический и биоэнергетический резонанс: потрясение, стресс, состояние оцепенения, успокоения, апатии или наоборот, перевозбуждение, агрессивность и даже толкнуть на антисоциальные проявления.

Какая же музыка звучит вокруг нас? Всю музыку, которая нас окружает можно условно разделить на четыре пласта:

  • народная музыка;
  • классическая музыка;
  • рок-музыка;
  • популярная музыка.

 В душе каждого ребёнка есть искра любви к прекрасному. От окружающих взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем.

Если никто в семье не имеет музыкального образования, не поёт и не играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, то решающим является отношение родителей к музыкальному обучению и воспитанию. Музыка развивает эмоциональную сферу детей. Эмоции требуют обязательного развития.

Так, в домах ребенка физически нормальные дети отстают в развитии из-за недостатка этого эмоционального общения. Музыка создает возможность для возникновения самых разнообразных чувств в процессе восприятия произведений.

Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни каждого ребёнкаи сопровождением в процессе обучения.

Заключение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств обучения и воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует  вкусы и  является   важным элементом  гармоничного развития ребенка.

Музыка влияет на формирование эстетического вкуса и нравственного воспитания детей.

В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей.

Обратите внимание

Музыка обогащает детей новыми представлениями об окружающем мире, о жизни людей, раскрывая свои богатые познавательные возможности. Участие в различных видах музыкальной деятельности способствует развитию воображения, фантазии, уверенности в себе. Еще Н.К. Крупская говорила, что «музыка помогает яснее мыслить и глубже чувствовать».

Поэтому очень важной задачей является воспитание гармоничной личности и ее обучения в создании фундамента для способности к самообразованию и самосовершенствованию.

Гармоничное сочетание умственного и физического обучения и воспитания, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности.   Достижению   этой   высокой   цели   во   многом   способствует музыкальное обучение и развитие детей.

Закончить свою работу   хочется словами замечательного педагога  В. А. Сухомлинского: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребёнка».

Список  используемой литературы

1.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1982. 270с.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.  М.: Просвещение,  1978. 150с.

3. Кузин В.С. Психология.  М.: Просвещение, 1978. 90с.

4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М.: Просвещение, 1977.269с.

5. Метлов Н.А.  Музыка – детям. М.: Просвещение, 1985.112с.

6.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1972. 49с.

7.Тарасов Г.С.  Педагогика в системе музыкального образования.  М.: Просвещение, 1986. 215с.

Источник: https://xn—-htbdjd0ah9an.xn--p1ai/publikatsii/731-vliyanie-muzyki-na-obuchenie-i-vospitanie-detej

Музыкальное воспитание детей

Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение. Сейчас приоритеты немного сместились, и обучение музыке считается скорее прихотью, чем необходимостью. А зря: музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития.

Никто не говорит, что нужно непременно отдавать ребенка в музыкальную школу, чтобы он обучался игре на фортепиано или гитаре «через не хочу», или заставлять его петь в школьном хоре, если он даже в душе петь стесняется. Все-таки не всем дано быть великими композиторами, музыкантами и певцами.

А вот научить ребенка разбираться в музыке, развивать музыкальный слух и чувство ритма просто необходимо.

Важно

Музыкальное воспитание детей очень важно для их развития в раннем возрасте. Слушание музыки оказывает благотворное влияние на развитие центральной нервной системы (не зря еще наши далекие предки пели своим детям колыбельные). Когда ребенок подрастет, занятия музыкой помогут развить у него художественный вкус, чувство прекрасного и любовь к искусству.

Когда следует начинать музыкальное воспитание детей? Лучше всего — еще до рождения ребенка. Уже начиная с 19-й недели беременности плод в материнской утробе начинает различать звуки внешнего мира, так что будущей маме стоит почаще слушать спокойную расслабляющую музыку (лучше всего — классику).

Некоторые специалисты утверждают, что ребенок, чья мама во время беременности слушала музыку, будет развиваться быстрее, чем его «обделенные» музыкой сверстники.

Когда ребенок родился, для музыкального воспитания можно использовать… погремушки! Они производят широкий спектр звуков, поэтому ребенок, играясь с разными погремушками, будет учиться различать тембр звука. Кроме старых добрых погремушек в магазинах продается огромное количество музыкальных игрушек.

Они значительно облегчают музыкальное воспитание ребенка. Учтите, что ребенку следует покупать только качественные игрушки, которые издают чистые музыкальные звуки, иначе пользы от них не будет.

Кроме этого, нужно давать малышу слушать музыку. Характер музыки стоит подбирать в зависимости от вида деятельности: когда ребенок играет, подойдет ритмичная музыка, а перед сном — спокойная и плавная.

Обычно дети хорошо воспринимают мягкий джаз и классику. Можно купить специальные диски с музыкой, аранжированной для маленьких детей. Дело в том, что малышам тяжело воспринимать сложные композиции со множеством инструментов и второстепенными мелодиями.

А на таких дисках музыка специально адаптирована для детей.

Когда ребенку исполнится 2-3 года, можно начинать развивать у него чувство ритма. Для это стоит приобрести первый музыкальный инструмент — барабан (только без палочек — малыш может себя ими травмировать).

Сначала можно научить ребенка воспроизводить ритм простых мелодий детских песенок с ударением на сильную долю. Когда малыш с этим справится, можно предлагать и другие инструменты — бубен, ложки, трещотки, а после трех лет — металлофон или ксилофон.

Совет

Постепенно предлагайте ребенку мелодии с все более сложным ритмическим рисунком, изменениями темпа.

Музыкальное воспитание детей старше четырех лет уже должно включать в себя осознанное слушание музыки. Можно начинать знакомить ребенка со звучанием отдельных музыкальных инструментов и научить его распознавать их на слух. Стоит объяснить ребенку основные музыкальные понятия.

Только используйте доступные его пониманию термины, например, если вы рассказываете ему о мажоре и миноре, скажите, что мажор — это весело, а минор — грустно. Пусть ребенок учится чувствовать настроение, которое хотел передать композитор.

Если ему сложно рассказать это словами, пусть он попробует «нарисовать» мелодию — рисование под музыку отлично развивает творческие способности.

Важный элемент музыкального воспитания детей — это концерты. Конечно, вести четырехлетнего малыша в консерваторию еще рановато.

А вот разнообразные музыкальные детские спектакли — это то, что надо. Попутно можно рассказать ребенку о правилах поведения в театре, на концерте — лишним это точно не будет. А в перерывах между походами в театр давайте ребенку смотреть музыкальные мультфильмы и детские фильмы.

Существуют даже мультфильмы в сопровождении классической музыки — например, «Голубой Дунай» на музыку Штрауса или «Принц Щелкунчик» на музыку Чайковского.

В возрасте 5-6 лет музыкальное воспитание детей уже может начинать смещаться от слушания в сторону самостоятельного воспроизведения. Можно ограничиться трещотками и маракасами (не всем дается игра на музыкальных инструментах), но если ребенок проявляет интерес к какому-то конкретному инструменту, стоит дать ему попробовать.

Обратите внимание

Музыкальное воспитание детей — залог их гармоничного развития. Откройте своему ребенку прекрасный мир музыки!

Источник: https://strana-sovetov.com/kids/common/4191-child-music-education.html

ДЕТСТВО-ГИД

Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Процесс музыкального развития ребенка – это взаимодействие и взаимообусловленность фундаментальных факторов:
— собственная природа ребенка (внутренний мир);
— внешняя среда (внешний мир);

— музыкальная деятельность ребенка.

Музыкальное образование детей дошкольного возраста включает:
— совокупность сформированных эмоциональных, интеллектуальных, личностных и поведенческих качеств ребенка;

— достижение им определенного уровня музыкальной культуры.

Музыкальная культура дошкольника включает:
— эмоциональную отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства;
— музыкально-образное мышление и воображение;
— опыт творческой музыкальной деятельности;

— музыкально-эстетическое сознание.

Музыкальное образование – это музыкальное воспитание и музыкальное обучение.

Музыкальное воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе присвоения нравственно-эстетического содержания музыки.

Музыкальное обучение – процесс передачи и освоения знаний, умений и способов действий, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.

Средства музыкальной выразительности
1. Интонация, передающая эмоциональное состояние, настроение музыкального произведения.
2. Тембр – окраска звука.
3. Ритм – последовательность звуков одинаковой и различной длительности.
4. Темп – скорость исполнения музыки.
5.

Лад – упорядоченное соотношение звуков по высоте (мажор и минор).
6. Динамика – сила звучания музыки.
7. Регистр – ряд звуков, близких по тембровой окраске.
8. Мелодия – музыкальная мысль, выраженная посредством звуков в ладовом и метроритмическом отношениях.

9.

Гармония – объединение звуков в созвучия.

Содержание музыкального образования детей дошкольного возраста:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке;
2) музыкальные знания, умения и навыки;

3) опыт музыкально-творческой деятельности.

Формы организации музыкальной деятельности в ДОО:
Занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Главная задача — вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога.

Содержание музыкальных занятий в ДОО:
Типовое включает все виды музыкальной деятельности.

В доминантном преобладает какой-либо вид музыкальной деятельности (танцевально-ритмическая деятельность, песенное исполнительство).

На тематическом выбирается одна тема, которая объединяет все виды музыкальной деятельности.
Комплексное содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности (интегрированное).

Музыка в повседневной жизни ДОО:
— использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование, упражнения, игры, утренняя гимнастика);
— различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, аттракционы),

— праздничные утренники.

Методы музыкального образования детей дошкольного возраста
Это способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

Основные методы — наглядный, словесный и практический.

Каждый из трех методов должен применяться с нарастанием проблемности:
от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) посредством закрепления, упражнения, создания поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
Создание проблемных ситуаций на занятиях помогает развитию самостоятельности дошкольников, творческому применению сформированных навыков и умений.

Наглядный метод (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный)

Наглядно-слуховой — ведущий метод музыкального воспитания — исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО.
Варианты проблемного использования наглядно-слухового метода (создание проблемной ситуации):
— сопоставить «живое» звучание и грамзапись;
— сравнить 2-3 произведения, контрастных между собой.

Наглядно-зрительный метод имеет вспомогательное значение (картины, рисунки, карточки).

Примеры проблемного использования данного метода:
— выбрать из трех картин одну, соответствующую характеру музыки;

— сравнить с картиной 2-3 музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию.

Словесный метод — беседа, рассказ, пояснение, разъяснение и др.
Особенность метода в музыкальном воспитании: требуется не бытовая, а образная речь.

В данном случае педагог должен владеть яркой, грамотной, выразительной, эмоциональной речью.

Метод чаще всего не носит характер проблемности, но может быть проблемным, если побуждать детей к сравнениям, самостоятельным высказываниям (о характере, жанре, средствах выразительности).

Читайте также:  Квн «птицы - наши друзья» для 1-4 классов

Практический метод — показ исполнительских приемов в пении, движениях, игре на инструментах.

Метод приобретает характер проблемности, когда педагог показывает не один вариант выполнения действий:
— предлагается выбрать из нескольких движений то, которое больше подходит по характеру музыки;

— предлагается самому найти один или несколько вариантов движений в соответствии с музыкой.

Выбор методов зависит от возраста детей:
в младшем дошкольном возрасте велика доля наглядных и практических методов. Детям пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще не развита.

Поэтому педагог использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту задачу.

В работе с детьми старшего возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, которая стимулирует проявление самостоятельности и творчества.

Все указанные методы способствуют музыкальному образованию (т.е. обучению и воспитанию) и музыкальному развитию дошкольников.

Выбор методов определяет и этап работы над музыкальным произведением:
1 этап — ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы.

2 этап — возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с наглядным и словесным.

3 этап — (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности и творчества.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Источник: http://detstvogid.ru/muzyikalnoe-obrazovanie/.html

Теория и методика музыкального воспитания детей

С чего начинается любовь человека к музыке? И почему каждому человеку так важно приобщаться к этой области культуры? Ответы на эти вопросы содержит в себе теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Дети слушают музыку с удовольствием

Место музыки в искусстве

Одна из наиболее таинственных и загадочных форм искусства и художественной выразительности – музыка, во все времена была неотъемлемой частью жизни каждого человека.

И, благодаря своей универсальности, объединяла людей разных культур, эпох и мировозрений. Задача родителя – помочь ребенку открыть для себя ее удивительный мир.

Виды музыкальной деятельности

Какая бывает музыка? Пожалуй, самая распространенная квалификация этого вида искусства, с которой наверняка сталкивался каждый человек – это ее деление на хорошую и плохую.

Но какая именно музыка относится к каждой из этих категорий? Ведь всем известно, что обладая собственным вкусом и предпочтениями, человек крайне субъективен в оценке.

Важно

Поэтому для лучшего понимания феномена музыки нужно обратиться к другой, более научной квалификации.

Таблица музыкальных жанров

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста подразделяет музыку на:

  1. Классическую – существующую вне времени и пространства, несущую в себе образцы эталонного музыкального искусства.
  2. Народная музыка чаще всего не имеет определенного автора, в её создании и передачи из поколения в поколение принимал участие весь народ, чью культуру она представляет. Является продуктом устного народного творчества.
  3. Популярная музыка наиболее широко тиражируется и является актуальной именно в настоящее время.

Несмотря на то, что подобная классификация является достаточно строгой, следует отметить, что границы между видами музыки являются достаточно условными.

И произведения, созданные кем-то конкретным, зачастую утрачивают автора, становясь народными. Классически, массово тиражируемые, становятся популярными, полюбившись широкой публике. Многие песни различных стилей становятся классикой своего жанра.

Особенности музыкального развития ребенка

Какую информацию содержит теория детского музыкального развития и воспитания. В процессе активного взаимодействия ребенка с музыкой происходит его соответствующее воспитание и развитие.

Музыкальная культура — определение

Оно осуществляется в следующих направлениях:

  1. Эмоциональное развитие – способность активно откликаться на музыкальное произведение, реагируя на его смысловое содержание, посыл, передаваемый слушателю.
  2. Развитие детского ощущения и восприятия – оттачивание навыка воспринимать не только отдельно взятые звуки в произведении, но и его целостную структуру. Способность различать звуки по тембральной окраске, динамике, ритму и темпу.
  3. В области отношений – выявление преобладающих сфер интересов, потребности в музыкальном воспитании дошкольников.
  4. В области самостоятельных действий – способность к самостоятельному исполнению музыкальных произведений, активному взаимодействию с музыкой.

Что же необходимо для правильного восприятия музыки и выработки у ребенка художественного вкуса?

Музыкальные способности детей и их развитие

Музыкальные способности детского возраста чаще всего рассматриваются как самостоятельный компонент одаренности, позволяющий ребенку эффективно развивать в себе музыкальные навыки и осуществлять соответствующую деятельность. Кроме того, музыкальность позволяет адекватно воспринимать и переживать произведение, распознавать ее и т.д.

Чувство ритма развивается на музыкальных занятиях

Также, музыкальные способности включают в себя три базовых компонента:

  1. Ладовое чувство – умение распознавать ладовые функции отдельных звуков.
  2. Слуховое представление мелодии.
  3. Чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку.

Немаловажную роль теория и методика музыкального развития и воспитания детей отводит

  • Способность к эмоциональному отклику на музыку.
  • Музыкальная память.
  • Музыкальное мышление.
  • Способность различать мелодический, гармонический, тембровый компонент музыки.

Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные.

Музыкальные способности — определение

От чего зависят музыкальные способности детского возраста и что необходимо делать для того, чтобы развивать?

Для начала рассмотрим, как именно музыкальность может дать знать о себе в самом раннем возрасте. Ребенок, отличающийся этим качеством:

  • Демонстрирует музыкальную впечатлительность, эмоционально реагируя на звучащие произведения
  • Пытается сосредоточиться под музыку или совершать под нее определенные движения
  • Испытывает потребность в музыке
  • Имеет определенные музыкальные предпочтения (это может касаться тех или иных жанров, стилей, действий и т.д. и детского вкуса в целом)

Учитывая то, что заметить эти навыки удается чаще всего к третьему году жизни ребенка, именно это время идеально для развития музыкальных способностей и навыков.

Музыкальная одаренность — определение

С чего следует начать? Попробуем проследить основные линии музыкального развития ребенка от рождения примерно до семи лет.

Примерно до года ребенок только учится воспринимать музыкальные произведения на слух. Уже в полгода он активно реагирует на звук, старается определить его источник, распознает такие его характеристики, как громкость, интонация и т.д. У него начинает наблюдаться комплекс оживление или, напротив, он успокаивается под музыку, а иногда засыпает.

На втором году ребенок уже очень живо реагирует на музыку, улавливая ее настроение и эмоциональный окрас. У него начинают прослеживаться двигательные реакции на музыку: движения в такт и т.д.

Прослушивание музыки можно начинать с года

В три года лучше всего начать развитие у ребенка как общих, так и специальных способностей. Для этого его нужно вовлекать не только в прослушивание, но и исполнение музыки для того, чтобы он мог запоминать простейшие ритмы, мелодии.

В четыре года нужно позаботиться о том, чтобы в памяти ребенка уже был определенный багаж музыкальных образов. Желательно, чтобы он уже умел различать на слух различные музыкальные инструменты, сопоставлять мелодии по таким параметрам, как громкость, скорость и т.д.

К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Его мелкая моторика развития уже достаточно хорошо для того, чтобы ребенок уже мог позволить себе игру на простейших музыкальных инструментах. А голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения.

Развитие способностей на музыкальных занятиях

К семи годам ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, указывая его ключевые отличительные признаки. Он воспринимает произведение целостно, используя достаточно развитый художественный вкус.

Задачи музыкального воспитания

  1. Развитие интереса к музыке и потребности в ней при помощи стимулирования музыкального слуха, восприимчивости, художественного вкуса.
  2. Расширение музыкального кругозора ребенка, приобщение его к различным музыкальным стилям и жанрам.

  3. Обогащение понятийного аппарата ребенка при помощи элементарных музыкальных знаний и представлений.
  4. Развитие навыков детского эмоционального восприятия музыкальных произведений.
  5. Развитие созидательной музыкальной деятельности (к ним относится игра на музыкальных инструментах, петь простые вокальные произведения, танцевать).

Обучение игре на музыкальных инструментах надо осуществлять только по желанию ребенка

Основные методы музыкального воспитания

  • Наглядно-слуховой метод –прослушивание музыкального произведения с целью его всестороннего анализа посредством мышления, эмоций, чувств и т.д.
  • Словесный метод – пояснения, указания, предоставляемые родителем, педагогом либо другим лицом в процессе обучения.
  • Художественно-практический – предполагает не только восприятие, но и активное отражение музыкальных произведений при помощи пения, танца или игре на музыкальных инструментах.

Еще одна классификация методов музыкального воспитания подразделяет их в зависимости от активности сторон в его процессе:

  1. Метод прямого воздействия предполагает наличие четко определенного образца, воспроизвести который ребенок должен соблюдая все инструкции, которые ему дает взрослый. Это может быть прослушивание произведение, его проигрывание на музыкальном инструменте, пение фрагмента песни.
  2. Метод проблемного обучения стимулирует ребенка на поиск самостоятельных решений, задействуя свои творческие способности и навыки.

Методы музыкального воспитания — перечисление

Выбор метода музыкального воспитания зависит, главным образом, от индивидуально-психологических особенностей ребенка, к которым относятся возраст, особенности интеллектуального развития, его опыта музыкальной деятельности.

Для достижения наилучшего результата лучше всего сочетать в работе различные методы музыкального воспитания и развития дошкольников.

Для того, чтобы музыкальное произведение наилучшим образом способствовало развитию ребенка, важно подбирать его с учетом следующих его особенностей. Оно должно:

  • Строиться на гуманных идеях и пробуждать в ребенке только позитивные чувства.
  • Иметь высокую художественную ценность.
  • Быть насыщенным эмоциями, а также занимательными и мелодичными.
  • Быть доступными для детского восприятия и понятными ребенку.

Принципы музыкального воспитания детей

Развивающие методики музыкального воспитания детей-дошкольников утверждают, что для полноценного развития ребенка в творческом плане необходимы

  • комплексный подход, выражающийся в стремлении решить одновременно несколько задач воспитания;
  • постепенность;
  • повторность;
  • систематичность;
  • учет особенностей детского развития.

Виды музыкальной деятельности, используемые для воспитания и развитии ребенка

Прослушивание музыкальных произведений – пожалуй, самая простая форма развития ребенка, доступная ему с первых дней жизни.

Прослушивание произведений различных жанров стилей позволяет существенно разнообразить кругозор ребенка, а также выработать у него основы художественного вкуса, приучая к по-настоящему качественному исполнению, звучанию музыки и т.д.

Ребенок привыкает избирательно относиться к искусству, тщательно «фильтруя» все, что на него воздействует.

Расширение музыкального кругозора на концерте

Совет

Конечно же, навык активного слушания музыки, позволяющий не только воспринимать произведение на слух, но определенным образом анализировать, вырабатывается у детей далеко не сразу.

Но именно оно ляжет в основу его способности ориентироваться в многообразии произведений и использовать музыку как сильнейший инструмент личностного развития и роста.

Творческая исполнительская деятельность. Когда ребенок уже имеет опыт активного восприятия музыкальных произведений и необходимый объем знаний, он может перейти непосредственно к исполнению музыки.

Начиная с простейших ритмических рисунков, он со временем начинает не только исполнять произведения по образцу, но создавать что-то качественно новое.

К творческой исполнительской деятельности также относятся пение (индивидуальное и хоровое), танец.

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей

Учитывая то, музыкальные способности детского возраста входят в число общих способностей человека, развитие музыкальности невозможно без общего всестороннего развития ребенка.

Именно поэтому включение ребенка в интеллектуальную деятельность чаще всего становится тем самым «пусковым механизмом», дающим начало музыкальному развитию ребенка.

Кроме того, подобный подход обеспечит наиболее правильное и целостное развитие ребенка.

Обратите внимание

Одной из важнейшей ступеней в музыкальном воспитании ребенка является выработка у него субъективного отношения к музыке. Поэтому исключительно важно поощрять его активно рефлексировать, обеспечивать тот или иной эмоциональный отклик на произведение, высказывать свою точку зрения относительно него.

Читайте также:  Декор ванной комнаты
Развивая музыкальные способности, возможно вы вырастите нового гения

Очень важно не перегружать ребенка музыкальными произведениями. Важно помнить о том, что каждое из них уникально и потому требует не просто прослушивания, но глубокого переживания, осмысливания и оценки.

Музыкальное воспитание должно осуществляться с максимальным учетом индивидуально-психологических особенностей детского возраста в целом и каждого ребенка (в том числе, темпа, интенсивности и т.д.). Ни в коем случае не стоит торопить его: важен не столько процесс, сколько результат, позволяющий приобщить ребенка к музыке и добиться позитивных изменений в его личности.

Как и в любой другой деятельности, исключительно важно мотивировать ребенка на успех и помогать ему поверить в себя.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/teoriya-muzykalnogo-vospitaniya.html

Музыкальное воспитание ребенка

Вы никогда не задумывались, почему дети так любят петь? Они поют так вдохновенно, совершенно не задумываясь о качестве своего исполнения. Еще дети очень любят играть на инструментах. На всех.

Они (почти все) хотят научиться играть на гитаре, пианино, баяне и трубе. На всех тех инструментах, которые попадают в их поле зрения.

Они хотят, они пробуют, и приходят в бурный восторг от того, что из-под их маленьких пальчиков выходят звуки – музыкальные звуки.

А как они танцуют? Вы видели? И ведь их никто не учит. Маленькие дети одного года жизни живо реагируют на подвижные ритмы, кружась и маша потешно ручками, они творят свой первый танец, пропуская музыку через свое сердце. Музыка и дети – неразделимы, потому, что музыка была и будет не только видом искусства, а потребностью человека, и человек к ней инстинктивно тянется.

Как родилась музыка

Музыка появилась, когда появился человек разумный. Нет, это не было искусством. Искусством она стала позже. А вначале это была необходимость. Потребность человека, такая же, как сон. Потребность в звуках, гармоничных и радующих слух. Потребность в движении, потребность в передаче настроения.

Ученые считают, что петь человек научился еще раньше, чем говорить. Нет, музыка не была искусством. Она была частью жизни человека. Она сопровождала его при рождении, в трагичных и радостных моментах. Она же провожала его в мир иной.

Через музыкальные средства, первобытные люди искали контакт с природой, вселенной, Богами.

А потом появилось искусство. Музыка для наслаждения. Люди поняли, что приятно не только исполнять, но и слушать. Появились музыкальные инструменты. Играли на всем, что только может быть. Ударные и духовые инструменты стали первыми на земле, ведь их так просто было сделать.

Музыка для увеселения, для удовольствия, для церемоний – все это родилось после. Сегодня музыка является одним из самых востребованных видов искусства. И объяснением тому является именно естественное стремление человека к звуку. А дети – тому лучшее подтверждение.

Разве можно не дать детям то, что им так необходимо?

Зачем учить ребенка музыке

Музыкальное воспитание детей в нашей стране сегодня стало чем-то основным. И это не может не радовать. Музыкальные школы не ощущают нехватки учеников. Востребованными оказываются и те инструменты, которые еще два-три десятка лет назад были не в фаворе.

Повышение культуры и грамотности среди родителей приводит к тому, что музыкальное воспитание прочно закрепляется, как основа воспитания гармоничной личности. Хорошо, что так думает большинство. Но, все-таки, не все.

Есть такой тип родителей (их немало), которые искренне не понимают, и задаются вопросом: «А зачем учить моего ребенка музыке? Ведь он не станет музыкантом?».

Важно

Музыкантами становятся не многие. Нет, их, конечно, достаточно много, но это лишь десятая часть из всех, кто обучался в детстве. Но так ли это бесполезно? Совсем не бесполезно. Музыкальные занятия — не просто учебная деятельность. Это удовлетворение живых, естественных потребностей ребенка. Потребности в музыке, в звуках, в самовыражении с помощью ее средств.

«Если ребенок долго не говорит – научите его петь. Петь ему будет гораздо проще. Добавьте к пению игру с ручками. Пусть пальчики танцуют – это отлично стимулирует развитие речи» — говорят психологи.

Читайте еще:  Что такое эстетическое воспитание?

«Если у ребенка проблема в произношении звука, пусть он его пропоет. Порой самые сложные дефекты речи устраняются в процессе пения» — говорят логопеды.

«Музыкальные упражнения на ритм, изучение элементарной теории музыки способствуют развитию математических способностей. Обучение игре на инструменте, с его систематическими занятиями и повторами вырабатывают усидчивость, терпение и способность рационально мыслить» — утверждают педагоги.

Добавим к этому упражнения на творчество, развитие памяти (текст песни и мелодии наизусть), координацию движений, да и просто море позитивной энергии, которое дарит детям каждое музыкальное занятие. Теперь на сакральный вопрос: «нужно ли учить ребенка музыке» вы ответите сами.

Музыкальные способности детей. Как их выявить, чтобы развивать

Ох уж это наличие музыкального слуха. Сколько вокруг него мифов крутится. Это хорошо, когда ребенок с трех лет недвусмысленно демонстрирует тягу к музыке, чистым голосом напевая любимую мелодию, аккомпанируя себе на импровизированном барабане. Тут все ясно, способности налицо. А если нет? Неужели нет слуха?

Хочется сказать всем родителям нашей большой страны – способности к музыке есть у каждого ребенка. А предпосылки с талантом, чтобы стать музыкантом есть у доброй половины детей. Но только единицы демонстрируют свои таланты в раннем детстве. Остальных надо развивать, им надо время, чтобы раскрыться.

Педагоги – музыканты выявляют три типа музыкальных способностей у детей:

  1. Чувство ритма. Умение не только слышать и воспроизводить ритм мелодии или всего музыкального произведение, но и пропускать его через себя. Это врожденное чувство. Пропустить такую способность сложно. Дети с хорошим чувством ритма умело отбивают такт услышанной мелодии, воспроизводят заданный ритмический рисунок.
  2. Музыкально-слуховое представление. Сюда входят умение слышать и запоминать мелодию, воспроизвести ее голосом или с помощью инструмента.
  3. Ладовое чувство. Способность воспринимать музыку, эмоционально реагировать. Ладовое чувство предполагает понимание настроение, выраженное в музыкальном произведении, ощущение высоты звуков, их различие и порядок.

Он не умеет петь. Это аргумент?

Часто приходится слышать, как мама утвердительно заявляет, что ее ребенку «слон на ухо наступил». На логичный вопрос «С чего вы это взяли?» она дает непоколебимый ответ: «Он ужасно фальшиво поет». Для нее это аргумент — он не умеет петь.

Она даже не знает, а умеет ли он слышать? Умение интонировать есть одно из проявлений музыкальных способностей детей. Только одно из многих, но далеко не самое главное умение. Умение интонировать голосом, безусловно, необходимо, если ребенок должен стать певцом.

Но так ли это нужно ударнику группы, или первой скрипке в оркестре? Удивим многих мам, но есть прекрасные музыканты, и даже среди известных миру исполнителей, которые совершенно не умеют петь.

При этом они обладают идеальным слухом, чувством ритма и тончайшей музыкальной чувствительностью.

При диагностировании педагогом музыкальных способностей, результаты частенько удивляют родителей. А ведь они даже не думали. Он же совсем не умеет петь…

Виды музыкальной деятельности — воспитываем играя

Музыкальные игры

Музыка — не математика и не физика. Музыка должна приносить радость, иначе воспитательный эффект не будет полноценным. Потому музыкальное воспитание не должно быть скучным. Детям такие занятия должны приносить удовольствие, заинтересовать их, затягивать. Поэтому ведущей деятельностью музыкального воспитания остается игра.

Дидактические, подвижные, народные музыкальные игры, в которых дети знакомятся с музыкальными средствами, инструментами, элементами народной культуры. Играя, ребенок полностью расслабляется и открывается педагогу. В такой непосредственной обстановке очень просто и легко усваивается информация.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и вспомогательной в начальной школе.

Читайте еще:  Воспитание искусством

Танец

Танец — это потребность человека. Танец появился гораздо раньше, чем песня и исполнительское искусство. Мы все очень любим танцевать, и делаем это с удовольствием. Танцуя, мы избавляемся от стресса, даем физическую нагрузку на мышцы, сливаемся с ритмом мелодии, пропуская каждый такт через все тело.

Танцуя, ребенок учится слышать и чувствовать ритм, настроение в музыке. Танец в музыкальных занятиях – это радость, это расслабление. Соединяя пение с танцевальными движениями, педагог решает важные задачи – развитие художественно эстетического вкуса, способностей вкупе с развитием речи, чувством ритма и памяти.

К этому добавим снятие стресса, и получим богатый коктейль позитива и пользы.

Слушание музыки

Ничто так не формирует музыкальный вкус, как слушание музыки. Знакомства с музыкальными произведениями помогают научить детей слышать, эмоционально откликаться и анализировать музыку. Слушание нередко сочетается с другими видами деятельности, такими, как изобразительное искусство (рисовать во время прослушивания).

Пение

Воспроизведение мелодии голосом – важная задача. Петь не так уж просто, как кажется. Педагог уделяет массу времени постановке певческого аппарата, используя, опять же игры-упражнения для дыхания, укрепление связок и воспроизведения мелодии. Петь можно по-разному. Не только песни, выучив слова наизусть.

Пропевание мелодии от лица различных героев (баба яга, дед Мороз, кошечка, собачка, свинка и т.д) развивает творческие способности и театральные навыки. К пению относят и всевозможные игры «с язычком», которые так нравятся детям и логопедам.

Соединение пения с движениями (логоритмика) является отличным вспомогательным средством для развития речи и решения логопедических проблем.

Пару слов для родителей

Музыкальные занятия – это не просто развлечение для ваших детей. Музыка не является чем-то лишним или ненужным. Иначе зачем, по -вашему, министерство образования включает музыку в обязательное дошкольное и начальное образование? Умные ученые-педагоги давно выявили связь между музыкальными занятиями и полноценным, всесторонним развитием маленькой личности.

Учите детей музыке. Поощряйте их тягу к миру звуков и ритмов, ведь это естественная потребность человека, которую маленькие люди еще не утратили. Вовсе не обязательно тратиться на покупку музыкального инструмента.

  • Включайте почаще хорошую классическую музыку. Пусть ваши дети научатся слушать.
  • Прислушивайтесь к советам и рекомендациям музыкальных руководителей – они могут видеть в вашем ребенке особенные способности.
  • Не критикуйте ваших детей в их, пусть даже нелепых попытках выражать свои эмоции музыкально. Никогда не говорите, про слона, наступившего на ухо. Ребенок поет с удовольствием – оставьте ему это удовольствие. Он любит себя в этом искусстве.
  • Хвалите даже за самые незначительные достижения. Двухминутное выступление на утреннике – это не пустяк. Это его звездный час, поддержите и порадуйтесь.
  • Не ругайте за то, что он шумно выстукивает запомнившийся ритм ложкой по кастрюле. Для него это не шум. Это его первый ударный инструмент. Прислушайтесь к тому, что он стучит. Возможно, его музыкальные эмоции требуют выражения. Пусть выражается. Составьте ему компанию.

Музыкантами становятся не все. Но зачем нам надо такое количество музыкантов? Миру нужны и доктора, и адвокаты — это замечательно. Но музыка помогает нам раскрыться.

Помогает тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше. Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности.

Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

Источник: https://vospitanie.guru/esteticheskoe/muzykalnoe

Ссылка на основную публикацию