Развитие интереса у ребёнка

Формирование интереса у детей

Каждая женщина — будь она домохозяйка, сидящая с детьми, или работающая мама, рано или поздно сталкивается с проблемой — как формировать интерес у детей, чем и как занять малыша, пока она:

  • разговаривает по телефону;
  • готовит еду на горячей плите;
  • наводит порядок в аптечке;
  • должна срочно отойти в туалет…

Список можно продолжить, и самый простой и знакомый путь решения проблемы — включить ребенку телевизор. Не секрет, что привычка с детства занимать свой досуг просмотром телепрограмм, как детских, так и не очень, развивается у малыша весьма быстро и к школьному периоду приобретает неконтролируемые масштабы.

И только потом спохватившиеся родители понимают, что мозг их ребенка, привыкший получать легкую пищу, не способен обрабатывать и анализировать информацию самостоятельно.
Вырастая, такой человек может стать легко внушаемой личностью, настроение и мировоззрение которого целиком зависят от того, что он услышал по «ящику».

К счастью, на некоторых телеканалах все же можно найти интересные детские передачи без рекламы. Кроме того, можно составить свою коллекцию детских фильмов и передач.

Обратите внимание

Только учтите, что врачи не рекомендуют дошколятам сидеть у экрана более часа, а еще необходимо следить за позой и осанкой ребенка и чтобы расстояние до экрана было достаточно большим (не менее двух экранных диагоналей). Это значит, что мультфильм можно включить детям не более чем на 30-40 минут.

Что же делать, если обстоятельства требуют вашей концентрации на длительное время? Попробуйте приучить ребенка слушать сказки. В слуховом восприятии информации есть масса преимуществ и соответственно происходит формирование интереса у ребенка, без особых на то усилий мамы.

  1. Это наиболее щадящий детское здоровье способ, позволяющий не нагружать зрение ребнка и позвоночник.
  2. Обычная детская кассета со сказками или музыкой длится 90 минут, и после некоторого перерыва вы можете ставить ему другие, в принципе, без ограничений.
  3. Сказки в исполнении известных артистов формируют у детей хороший вкус, воображение, способность фантазировать и главное — умение слушать! Как пригодится им эта способность в школе, в работе и в жизни!

Аудиосказка — няня, воспитатель, друг.

Формировать интерес у детей к слушанию нужно воспитывать с раннего детства. Например, груднички хорошо засыпают под природные звуки: дождь, рокот прибоя, птичий щебет.

Есть и комбинированный вариант — природа плюс музыка.

Можно также найти кассеты или диски с тщательно подобранной и специально аранжированной классической музыкой для малышей либо сборник, где классика чередуется со звуками природы.

  • Детское восприятие музыки во многом зависит от возраста. Годовалый ребенок, танцуя в маминых объятиях, чувствует и постигает ритм. Для детей постарше танец — процесс более интимный и не все малыши любят компанию. Музыку выбирайте в соответствии с вашими музыкальными пристрастиями. Но если и существует канонический детский композитор, то это, конечно П.И. Чайковский. Его «Времена года» «Детский альбом», «Щелкунчик» — прекрасный выбор для первого знакомства с музыкой. С удовольствием танцует и играет ребенок под «Маленькую ночную серенаду» и «Турецкий марш» Моцарта, менуэт Боккерини, скрипичные концерты Паганини и вальсы Штрауса Из опер предпочтительно выбирать легкие — «Любовный напиток» Доницетти, «Севильский цирюльник» Россини. Из неклассических произведений для любого возраста хороши песни на стихи Юнны Мориц в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных, а также музыка А. Пинегина на стихи Б. Заходера. Любителям джазовой музыки и особенно людям, не очень знакомым с этим стилем, очень рекомендуется серия «Джаз для детей», куда входят музыка леса, музыка гор и музыка моря. Прелестные и легкие джазовые мелодии Юрия Гомберга гармонично рождаются из природных шумов, перенося в буквальном смысле в волшебный мир покоя и красоты.
  • За первым, домашним, знакомством следует пора «публичного». Лет с пяти можно начинать формировать интерес у детей и водить малыша на детские спектакли и концерты. Правда, необходимо следить, чтобы он не устал от «впитывания классики». Лучше брать билет на крайние места, чтобы в случае необходимости потихоньку выйти из зала. Но даже если такое произошло, не расстраивайтесь. Посещение взрослого мероприятия, праздничная одежда, пирожное с чаем в буфете сделают поход в театр незабываемым событием, несмотря ни на что.
  • В формировании интереса у ребенка и правильного образа мира у ребенка участвует все его окружение, и задача родителей — обеспечить такой фон, при котором малыш учится, не переутомляясь, но при этом получает максимум полезных знаний о мире, его законах и взаимосвязях. Аудиосказки создают дополнительную воспитательную среду в помощь нам, родителям. Так, в одном аудиосборнике стихов и сказок замечательной детской писательницы Галины Лебедевой мы узнаем своих детей в девочке, не желающей спать («Как Маша поссорилась с подушкой»), и разбросанные игрушки («Кто за Катей уберет»), и детские капризы «купи» («Вовкино приключение»). В безвыходной ситуации, когда, казалось бы, ничего уже не помогает, выручить может простое упоминание о Кате, Маше или Вове. Текст читают прекрасные актеры: Вера Васильева, Александр Леньков и Ирина Муравьева. Очаровательны «Сказки перед сном» в исполнении Натальи Варлей (Изд-во «Два жирафа»). Все сказки исподволь побуждают малыша задумываться о дружбе, о честности, терпении и терпимости к непохожим на нас существам. А также дают инструкцию по безопасности — не доверять незнакомцам, как Красная Шапочка, не открывать дверь неизвестно кому, как, например, семеро козлят. Среди музыкальных аудиосказок есть подлинные шедевры, создававшиеся в эпоху великих артистов, таких, как Мария Бабанова («Маленький принц», «Городок в табакерке», «Гадкий утенок», «Серая Шейка»); Эраст Гарин («Чиполлино»); Анатолий Кторов, Петр Массальский, Валентина Сперантова («Щелкунчик»); Зиновий Гердт, Рина Зеленая («Мэри Поплине»). И сейчас можно также купить на дисках те самые, знакомые многим мамам по виниловым пластинкам, сказки («Старик Хоттабыч», «Буратино», «Алиса в стране чудес» и др.), выпущенные студией звукозаписи «Мелодия».
  • Современные постановки режиссурой и мастерством актеров порой ничуть не уступают классическим. Обратите внимание на потрясающе прочитанные Вячеславом Невинным сказки Р. Киплинга, «Братец Лис и братец Кролик» Дж. Харриса, исполненное Александром Калягиным «Путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф. Родителям старших дошкольников можно посоветовать «Волшебника Изумрудного города» А. Волкова (Элли — Нелли Уварова, Гудвин — Валентин Гафт), «Приключения Тома Сойера» в прекрасном исполнении Лии Ахеджаковой и Ефима Шифрина.
  • Звуковые дорожки к известным мультфильмам («Летучий корабль», «Паровозик из Ромашково», «Винни-Пух», «Бременские музыканты», «Котенок по имени «Гав», «Чебурашка» и др.) время от времени заменяют сами мультики.
  • Сегодня обучение малышей чтению и письму — норма. Как приучить ребенка к чтению? «Азбука в стихах» С.Я. Маршака была и остается одной из самых популярных книг. Среди азбук и букварей наших современников выделяется «Азбука» Виктора Лунина (Изд-во «Content media») — альтернативный вариант классике. Кроме того, Виктор Лунин известен своими замечательными переводами английской детской поэзии. В том же издательстве можно найти любимые всеми сказки Сергея Козлова о Ежике, Медвежонке и Летающем Поросенке. Или сказку о сдобной кошечке по имени Лиза. И вместе с диском ваш ребенок получит вкладыши-книжки с интересными заданиями, рисунками-раскрасками и наклейками.
  • Не забывайте и о Детском радио на частоте 96,8 FM. Его эфир наполнен песенками, сказками, обучающими программами (возможно, некоторые из нас вспомнят детство и «Клуб знаменитых капитанов»).

Вы вместе за партой

Если вы — сторонник изучения иностранных языков, формировать интерес у детей можно к аудиосказкам на английском окажут незаменимую помощь в его изучении.

Такие, например, как «Goldilocks and the three bears», «The Cock, the Mouse and the Little Red Hen» и «The three little pigs», имеют русские аналоги, что помогает детям их лучше понять. Аудиоприложения продаются вместе с книгами (Изд-во «Айрис-Пресс»).

Освоение языка пойдет намного быстрее и увлекательнее, если вы станете сами репетитором крохи, возможно у вас есть возможность пройти курсы в Англии. Не комплексуйте — начните и сами учить все с нуля! В любом книжном есть детские самоучители и аудиокурсы с методическими материалами. Например, самоучители Г.П.

Шалаевой, аудиокурсы «Английский для малышей» и «Английский для самых маленьких» И.А. Шишковой — М.Е. Вербовской (Изд-во «Росмэн»), «Английский — всей семьей» Л.И. Белиной (Изд-во «Twic Lirec»).

Слушая и повторяя вместе с ребенком, вы совершенствуете свое произношение, и еще вы удивитесь, насколько легко и интересно преподается скучная грамматика в детских самоучителях. Другая сильная сторона маминого преподавания — непрерывность занятий и постоянный партнер. Гарантированно до совершеннолетия своего чада вы имеете возможность общаться нон-стоп.

Преимущество подобного формирование интереса у детей — простота и отсутствие материальных затрат. Заниматься с малышом иностранным языком регулярно вам не помешают ни болезни детей, ни денежные затруднения.

Источник: http://mamochki-detishki.ru/formirovanie-interesa-u-detey/

Развитие познавательных интересов в дошкольном возрасте

Учеными отмечено, что именно в дошкольном возрасте у детей закладываются черты будущей личности, формируется самосознание и мировосприятие, происходит общее психическое развитие, дошкольники приобретают необходимый опыт для дальнейшей жизнедеятельности, накапливают впечатления от познания мира, в этот период происходит интенсивное становление познавательной активности (Л.Выготский, П.Гальперин, Д.Годовикова, Г.Люблинская, Г.Матюшкин, Л.Обухова, Г.Урунтаева). Таким образом, происходит развитие всех сфер ребенка: личностной, мотивационной, эмоциональной, когнитивной.

Как отмечает, В.Суржанська в организации детского познания взрослый выступает как сотрудник, помощник ребенка.

Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, ребенок имеет возможность раскрыть разные стороны своей личности: проявит познавательные интересы в определенных видах деятельности, переживать разнообразные познавательные эмоции, стремиться к самостоятельности, проявляют познавательную активность.

Изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также данные педагогической практики свидетельствуют, что несмотря на достаточно широкий спектр обсуждения проблемы, остается недостаточно изученным вопрос об особенностях этого процесса, эго роль в развитии каждого ребенка как неповторимой индивидуальности.

Важно

Переход от дошкольного к школьному возрасту связан с изменением ведущей деятельности ребенка (игровая деятельность сменяется учебной).

Ученые констатируют в этот период изменение “внутренней позиции” (термин Л.

Божович) ребенка, в которой она чувствует необходимость учится, интерес к учебной деятельности, вступает в “школьной” формы поведения при организации учебной деятельности, признает авторитет учителя.

Продолжается развитие психических функций: мышления от наглядно-образного переходит к словесно-логическому, к концу младшего школьного возраста у ребенка формируется восприятие, осмысленной и произвольной становится память, внимание имеет еще непроизвольный характер, продолжает развиваться детская личность, а при условии разумного руководства со стороны взрослого у ребенка развивается самостоятельность.

Соглашаясь с этим, нельзя не принимать во внимание и то, что познавательная активность является многогранным явлением. Она требует выявления целого ряда особенностей на разных возрастных этапах развития ребенка.

Прежде всего это касается раннего и дошкольного возраста, где возникают важные личностные новообразования, особое значение среди которых приобретают такие: изменение субъектной позиции в трехлетнем возрасте (“Я сам”), произвольность поведения в различных видах деятельности, подчиненность мотивов поведения, формирования самосознания (в 5,5–6 лет). Эти новообразования проявляются и положительно влияют на ход познавательной деятельности детей дошкольного возраста (Д.Годовикова, М.Лысина, Г.Люблинская, Л.Маневцева, В.Мухина), которая имеет некоторые сходства и различия, по сравнению с детьми более старшего возраста.

Для того, чтобы более ярко показать особенности познавательной активности дошкольников, рассмотрим некоторые психические процессы, играющие важнейшую роль в развитии познавательных интересов дошкольников.

Внимание — в дошкольном возрасте доминирует непроизвольное внимание, но под влиянием обучения интенсивно развивается произвольное внимание.

Свойства внимания: неустойчивая; дети испытывают значительные трудности в распределении внимания на два вида деятельности; дошкольники испытывают трудности при переключении внимания с одного предмета на другой.

Читайте также:  Игра путешествие в начальной школе на тему: рыбы

Учитель должен давать им время; объем внимания детей меньше объема внимания у взрослых.

Восприятие — в дошкольном возрасте доминирует непроизвольное восприятие однако под влиянием обучения развивается произвольное восприятие: сначала восприятие идет на осуществление ими практических действий с предметами.

Совет

Действия с предметами являются главной целью, а восприятие ых выступает средством достижения этой цели. В конце дошкольного возраста изменяется соотношение между восприятием и предметными действиями.

Восприятие превращается в основную цель, а действия становятся средством достижения этой цели.

Возрастные особенности восприятия: малая дифференцированность восприятия когда дети путают похожие предметы; тесная связь восприятия с практическими действиями, связь восприятия с эмоциями.

Средства развития восприятия: использование метода сравнения; выделение главного и существенного в объектах которые воспринимаются детьми; использование наглядности и технических средств; словесный отчет о том, как они восприняли определенные объекты; учет возрастных и индивидуальных особенностей восприятия.

Память. В начале возраста у ребенка механическая и образной память. Причины: доминирование механической памяти — достаточно высокий уровень развития этого вида памяти; дети не влияют различают мнемические задачи; недостаточно развитая речь, поэтому им легче запоминать дословно, чем воспроизводить материал своими словами. Еще не владеют приемами смыслового запоминания.

Память дошкольников в течение данного периода имеет две тенденции развития: усиление роли смысловой памяти в сравнении с механической; развитие словесно-логической памяти.

Средства развития памяти: формирование у детей правильной установки на запоминание материала; обучение детей способности различать мнемические задачи; обучение детей приемам смыслового запоминания; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Мышление. В дошкольном возрасте на начало периода доминирует наглядно-образного мышления, а под влиянием обучения интенсивно развивается абстрактное мышление. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация.

У ребенка развивается способностью использовать определенные предметные понятия и понятия отношений, такие качества мышления: критичность, рациональность, широта мышления, самостоятельность, творческий характер мышления.

Пути развития мышления: обучение детей способности выделять главное и существенное в материале, который изучается; использование творческих заданный; создание проблемных ситуаций; организация учебных дискуссий; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Рекомендации по развитию познавательных интересов у детей дошкольного возраста

  1. Организовывать педагогическое сотрудничество с позитивной атмосферой, где царит гуманность, взаимопонимание, взаимопомощь, и каждый ребенок чувствует себя безопасно.
  2.  Создавать положительный психологический климат в условиях индивидуального взаимодействия ребенка с взрослым.

    Побуждать ее к общению согласно потребностей и проблем, которые волнуют дошкольников, что способствует углублению познавательных интересов и активности.

  3. Обсуждать с детьми вопросы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, их поступками, переживаниями.

    Дать возможность дошкольникам делиться своими планами, впечатлениями, мнениями, что помогает им осознавать смысл событий, которые происходят вокруг.

  4.  Обращать внимание детей на новые, необычные черты объекта, формулировать предсказания, нацеливая на экспериментирование, размышления, высказывания догадок.

  5. Обеспечивать материальное предметно-игровую, развивающую, коммуникативную среду (предлагать творческие задания в разных видах деятельности с учету познавательных интересов каждого ребенка: изобразительных, словесных, музыкальных, логико-математических вариативного характера, комбинированные).

В своей деятельности педагогам следует пользоваться широким спектром средств: яркая наглядность, иллюстрации, раздаточные материалы, книги с интересным содержанием, художественное слово, технические средства обучения (проигрыватели, магнитофоны, проекторы), что побуждает детей для познавательного общения; создавать микросреду, насыщенное информацией, положительными познавательными эмоциями, что захватывает ребенка, формирует у него устойчивый интерес к познавательному взаимодействия с взрослым; использовать творческие задания на разностороннее развитие личности, на детскую самостоятельность.

Для повышения активности родителей детей проводит индивидуальные беседы, консультации по вопросам особенностей познавательной деятельности, детского творчества, предлагать комплексы развивающих игр для проведения в семье.

Источник: https://podrastu.ru/razvitie/poznavatelnye-interesy-doshkolnikov.html

Развитие позновательного интереса у детей (стр. 2 из 16)

К середине XIX в. полуфеодальная система образования в России зашла в тупик. Под давлением нарастающего недовольства царизм был вынужден в 1863 – 1864 гг. осуществить реформы в области народного образования. Эти реформы носили, в основном, формальный и декларативный характер.

И, тем не менее, передовая педагогическая мысль 60 – 70-х гг. XIX в. в решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему интереса в обучении, несмотря на то, что социальных исследований по этой проблеме всё ещё не было.

Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. Особое место занимает начальное обучение, требующее побуждения ребёнка к активной мыслительной работе.

Обратите внимание

Занимательность, связанная с реальными предметами, наглядный материал, близкий опыту ребёнка, — драгоценнейшие достоинства первоначального обучения. Открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание — в этом К.Д. Ушинский видел важную задачу обучения.

Важно не подменять занимательность развлекательством, чтобы сам интерес учения зависел от серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас, — таковы наставления К.Д. Ушинского.

Л.Н. Толстой справедливо считал, что интерес ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого является центром всей педагогической работы.

Важнейшее условие проявления интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы, которая вызывает подъём душевных сил ребёнка.

Он всецело полагался на интересы детей, за учителем оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.

Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали интерес детей к учению.

В то же время Н.А. Добролюбов выступал против занимательных фантазий, которые уводят детей от жизни, против того, чтобы забавлять детей.

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов не мыслили развития интереса к учению в отрыве от интересов к явлениям жизни, они органично слиты, их единство способствует формированию активного отношения к действительности.

Важно

Несмотря на то, что во второй половине XIX в. практика обучения, школа с её сухостью и формализмом отставали от требований жизни, педагоги-методисты всё чаще, обращаясь к дидактическим основам преподавания предметов, затрагивали проблему интереса.

Методическая мысль была единодушна в том, что вызывать интерес к учению особенно важно на первоначальном его этапе.

Н.А. Корф, видный деятель начальной школы этого периода, идентифицировал интерес с чувством удовольствия и обращал внимание на методические приёмы, которые доставляют детям это чувство удовольствия от ощущения продвижения и собственной силы (новизна, сходство изучаемого с тем, что уже знакомо, и т.п.). Приятные ощущения вызывают в свою очередь волю и внимание.

Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы, консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжёлое материальное положение народного учителя.

После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно-воспитательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных строить коммунистическое общество.

С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская.

Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он считал, интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к окружающей среде.

И, тем не менее, С.Т. Шацкий считал, что школа должна опираться на стремление детей учиться. Это он называл жизненным импульсом, который необходимо укреплять и продолжать.

Совет

А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы, и т.д.

Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом.

В диалектике воспитательного процесса А.С. Макаренко показал единство содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами детского коллектива и интересами отдельной личности.

Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на классно — урочную систему обучения.

Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника: неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес, который ещё очень хрупок.

Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ педагогики Грузии под руководством Ш.А.

Амонашвили разработаны психолого — педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток, накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение и т.д.).

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

1.2 Понятие «познавательный интерес», его структура.

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес.

Обратите внимание

Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно — следственные связи, закономерности, противоречивость.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.

В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства.

Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Особую значимость познавательной интерес имеет школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребёнка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Важно

Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью.

В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания.

Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации.

Источник: http://MirZnanii.com/a/204233-2/razvitie-poznovatelnogo-interesa-u-detey-2

Как развить познавательный интерес ребенка — Мама и ребенок

Развитие и выработка интереса к обучению у ребенка – это процесс сложный и весьма многогранный. Ведь детям свойственно любопытство, но это не мешает некоторым из них быть абсолютно пассивными на занятиях, в том числе и в школе. Так как пробудить в ребенке интерес к школьным предметам, а также, как развить познавательный интерес в ребенке, и какова роль родителей в этом процессе?

Как верно развить интерес к познанию нового у ребенка?

В первую очередь нужно сказать, что малыша ни в коем случае нельзя перегружать излишней информацией. То есть, абсолютно бесполезно пытаться объяснить ему все, что его может окружать.

Для оптимального развития детского интереса нужно суметь пробудить в нем именно познавательную деятельность, а также сделать так, чтобы он самостоятельно начал задавать вопросы, и посредством своей же логики находил на них подходящие ответы. Главное делать это ненавязчиво.

К примеру, если вы гуляете в одних и тех же местах, можно предложить малышу оценить, что здесь успело измениться со времени последней прогулки, и т.п.

Совет

В ходе познания окружающего мира, как он есть, именно взрослые должны первыми приводить различные сравнения. Ведь за счет них ребенок будет углубляться в познание окружающего его мира, а также обнаруживать все новые его стороны и качества. Такой подход обеспечит новый взгляд на привычные вещи.

Если достаточно часто побуждать ребенка к простым и доступным сравнениям, можно развить у него не только наблюдательность, но и сознательное усвоение знаний. Дети дошкольного возраста отличаются своей тягой ко всему неизведанному и необычному. Но ни в коем случае родители не должны перегружать ребенка большим массивом информации.

Ведь здесь важна постепенность. У детей детсадовского возраста познавательный процесс преимущественно идет через рассказы и игры, а также в разнообразном творчестве, в том числе и в рисунках. Главное просто понаблюдать за своим ребенком и оценить его интересы. Далее можно подобрать соответствующие игрушки для его развития.

В ходе общения с ребенком-дошкольником нужно не только задавать ему вопросы, но и мотивировать его к самостоятельным рассуждениям.

Если ребенок стремится к познанию, то им движет именно познавательный интерес. Обычно малыш старается просто задавать интересующие его вопросы взрослым. Нередко он может попросить что-то рассказать.

При этом стоит обращать внимание на то, что ребенок должен именно запоминать то, что ему читают или говорят.

Поэтому сразу же по завершении прочтения рассказа или сказки, ребенку можно задать ряд наводящих вопросов.

Если же взрослый отвечает на вопрос, который был задан ребенком, то ему нужно быть особенно внимательным. При необходимости можно даже задать ему встречный вопрос, узнав, таким образом, мнение самого ребенка. Таким образом, можно ненавязчиво подталкивать своего малыша к самостоятельным размышлениям.

Ответ на вопрос, как развить познавательный интерес ребенка, рано или поздно занимает каждого ответственного родителя. Ведь именно любознательность, а также познавательность имеют исключительно важное значение в развитии детей.

Только так ребенок сможет расширить и углубить свои познания о том, что его окружает.

Обратите внимание

Не стоит забывать, что зачастую именно познавательный интерес выступает в качестве основного стимула в воспитании качеств личности, в особенности, целеустремленности, настойчивости, стремлению к доведению начатого до логического завершения.

Если у отдельно взятого ребенка познавательный интерес выражен достаточно явно, он вполне готов к получению новых знаний уже в школе. Именно по этой причине еще на этапе детского сада педагоги проводят работу, направленную на создание всех необходимых условий для развития у детей познавательного интереса.

Но здесь не удастся добиться какого-либо положительного результата, если взаимодействие с семьей будет отсутствовать. То есть, ключ к ответу на вопрос, как развить познавательный интерес ребенка, изначально кроется в семье.

Ведь родители как никто другой знают особенности личности своего малыша, его предпочтения и стремления, имеющиеся интересы, взгляды и даже страхи.

Совместные занятия ребенка и родителей также открывают особые возможности для развития познавательного интереса.

Поэтому ни в коем случае не стоит пренебрегать необходимостью периодической организации познавательной совместной деятельности.

В такие моменты не стоит скупиться на похвалу – правильные действия ребенка непременно должны быть поощрены. Но в сложные для себя моменты времени малыш всегда должен чувствовать поддержку близких.

Источник: https://mamairebenok.com/vospitanie-rebenka/kak-razvit-poznavatelnyiy-interes-rebenka.html

Создание условий для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребенка нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. Интерес играет очень большую роль в жизни ребенка,  регулирует его поведение.

Например, увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого ребенка поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение увлекает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий.

Непоседа без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыполнимо, если его заинтересовать игрой.

Как же развиваются детские интересы?

Важно

Пока ребенок мал, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес, а лишь заинтересованность предметами и действиями с ними.

  Детей увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия, например, катать паровоз, насыпать и высыпать песок, переливать воду и т.п. Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно, наглядно.

Поэтому очень важно создать условия, предметную среду, которая стимулировала бы развитие интереса у ребенка.

В нашем детском саду при оформлении предметно-развивающего пространства, педагоги, работающие с детьми младшего дошкольного возраста, особое внимание уделяют ярким, движущимся игрушкам, предметам издающим звук, которые можно потрогать, подержать, рассмотреть.

Педагогами  и родителями создаются удивительные развивающие книжки и коврики, увлекающие малышей, знакомящие их с миром природы, животных. Особое значение уделяются и театральной деятельности. Так, в одной из младших групп нашего детского сада,  ребят по утрам встречает озорной Петрушка.

Петрушка не только развлекает малышей, но и обращает их внимание на новые предметы, игрушки, книжки, появляющиеся в группе.

По мере роста ребенка меняется и характер его интересов. Если у малышей интерес непосредственный, неосознанный и не содержит в себе целевой установки, то у детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы.

Ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения.

Совет

Дети начинают задавать вопросы,  порой довольно не простые и требующие немедленного ответа: Почему солнце греет, а Луна нет? Зачем люди изучают планеты? Почему над рекой поднимается пар? Вопросы детей – яркий показатель, чем занята их мысль, что волнует их, каковы интересы.

Педагоги и родители  должны понимать:  для ребенка, пока еще не умеющего читать, без достаточного жизненного опыта, объяснения взрослых являются, чуть ли не единственным источником знаний, помогающим разобраться в обилии впечатлений. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему.

Как отвечать на детское «почему»,  чтобы интерес не угасал, а развивался?

Прежде всего, отношение воспитателя к детскому вопросу свидетельствует о его внимании к ребенку. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детское сознание, ведь детский вопрос – стремление к познанию нового. Педагогами часто используется прием: «А как ты сам думаешь?».

Ребенок начинает выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические, а может быть, и очень верные. Задача педагога следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ обычно находится легко и быстро.

Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!»

Поскольку в основе развития интересов лежат любознательность и наблюдательность, воспитатели нашего детского сада учат детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни.  Особое внимание в нашем детском саду уделено организации наблюдений на прогулке.

Педагогами разработаны картотеки прогулок, включающие в себя не только сезонные наблюдения за природой, но и различную экспериментальную деятельность с природными материалами (песком, глиной, почвой, осенними листьями, льдом и т.д).

Экспериментальная деятельность широко используется и в рамках НОД. Нашим воспитанникам очень нравятся опыты с водой, красками, воздухом и т.д.

Очень часто за ответом на тот или иной вопрос, педагог предлагает обратиться к книгам, к иллюстрированным энциклопедиям, разработанным специально для детей дошкольного возраста.

Обратите внимание

Чтобы развивать детские интересы, содействовать их устойчивости, воспитатель руководит деятельностью детей.

Например, на основании наблюдений и изучения детских работ, педагог видит, что одни дети инициативны, с устойчивым интересом к изодеятельности, они отображают разнообразные замыслы и в рисунках, и в лепке, и в аппликации; другие – механически повторяют то, что делали на занятиях, они менее инициативны, чем первые, и редко привносят что-либо свое, новое; третье – случайные посетители изоуголка, а если изредка рисуют или лепят, то по подражанию соседу. Поэтому и руководство деятельностью детей не может быть одинаковым.

Так у первых, педагог старается разнообразить сюжеты, оживляя в памяти детей ранее полученные впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или характерные признаки отображаемого явления, предлагает заранее продумывать сюжет, композицию рисунка.

У вторых воспитатель поощряет даже небольшие проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного, побуждает к самостоятельному поиску сюжетов.

Третьих педагог старается привлечь к изодеятельности с помощью поручений, например, рассмотреть и расставить по местам детские работы, помочь оформить выставку, подготовить необходимые материалы.

Жизнь детей в любом детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным.

Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие.

Все это далеко непросто, не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его настроением и желанием

Важно

Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Помогают преодолению детского «не хочу» такие приемы, как «Делай как я», «Помоги мне, ребятам!», «Кто скорее?». Ребенка, как известно, привлекает роль помощника взрослого, ему нравится делать что-то вместе с ним наравне или, например, соревноваться.

Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям. У каждого из поступивших в детский сад уже есть зачатки каких-либо интересов, возникших под влиянием семейного воспитания и окружающей среды.

Так, например, один тянется к книгам, и его можно видеть чаще всего в книжном уголке,  другой — к строительным играм, третий любит рисовать, четвертый не дождется, когда будет музыкальное занятие и т.д.

Нельзя забывать и о том, что у детей наряду с положительными интересами могут возникать отрицательные, выражающиеся, например, в безделье, в стремлении к развлекательству.

В таких случаях педагог старается переключать внимание ребенка на положительные примеры, организует наблюдения за доступными фактами современности, трудом взрослых, природой и животными, привлекает к полезным делам для группы, побуждает к добрым поступкам.

Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагога.

Какую бы учебно-воспитательную задачу ни решал педагог, он одновременно содействует возникновению положительных детских интересов и их развитию: от неустойчивых – к устойчивым, от поверхностных – к более глубоким, от случайных, непосредственных – к целенаправленным, опосредствованным.

Оформляя предметно-пространственной среду, педагоги  детского сада стремятся к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся частью развивающего пространства, стимулировал активность детей, формировал целенаправленные интересы.

Совет

Так во многих группах нашего детского сада, оформлены тематические альбомы и лэпбуки — интерактивные папки для детей на заданную тему, собрана видеотека развивающих мультфильмов о природных явлениях, планетах, городах и странах и т.

д.

Дополнительная общеобразовательная программа «Горница», реализуемая в нашем детском саду, способствует развитию интереса к истории родной страны, к традициям русского народа, к фольклорным произведениям.

Особый интерес вызывают у детей выставки и мини-музеи, оформляемые совместно педагогами, родителями и воспитанниками.

С большим интересом ребята рассматривают выставки предметов русского быта, народных промыслов, традиционных русских кукол.

Довольно часто интересы, сформированные в детском саду, выходят и за его пределы, продолжают развиваться в семье, в учреждениях дополнительного образования, в школе.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/sozdanie-uslovij-dlya-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

формирование познавательных интересов у ребенка

«Познавательные интересы вашего ребенка»

Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников.

Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы.

При этом обратите внимание на следующее:

— задает ли ваш ребенок вопросы, каково их содержание и количество;

— стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; рассматривает иллюстративный материал; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к телевизионным и радиопередачам и т. д.);

— рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;

— участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);

— отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);

— способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности;

— свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса.

Скоро дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.

Обратите внимание

При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками.

Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности.

Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность.

Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.

Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых,— создают у ребенка уверенность в своих силах.

Познавательный интерес ввязан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.

Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными особенностями, как широта и устойчивость. Что лучше: широкие или узкие по содержанию интересы? Психологи считают, что, чем меньше ребенок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни.

Важно

Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Разнообразие интересов побуждает ребенка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности.

Влияют же на развитие ребенка устойчивые интересы, поскольку в них выражается направленность личности, которая определяет поведение, поступки, характер познавательной деятельности.

Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребенка к приобретению знаний. Например, Оля заинтересовалась жизнью муравьев.

Она подолгу наблюдала за муравейником и узнала много нового: муравьи рано открывают «двери» своего дома, часто тащат груз значительно крупнее их самих и т. д. С другой стороны, знания побуждают ребенка к размышлению. Так, однажды Оля с удивлением увидела, что «двери» муравейника закрыты.

Старший брат объяснил ей, что есть такая примета: перед дождем муравьи закрывают ходы муравейника. Дальнейшее наблюдение Оли убедило ее в верности этой приметы.

Прочные знания — основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить — значит знать».

Важно использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.

Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору.

Совет

Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу.

Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус грузовую и легковую машины и пр.). Старшие дошкольники могут сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленным в памяти. Например, вечером, возвращаясь из детского сада, домой, предложите ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения.

Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам.

Например, предложите сыну понаблюдать за одуванчиками.

Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Так, ваш сын интересуется транспортом.

Обратите внимание

Приобретите ему соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним какие-либо модели, помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие.

Предложите мальчику нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на эту тему.

Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца.

Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника. Приведем пример: Сережа взял альбом с марками, полистал его и закрыл. Рядом сел папа: «Давай, сынок, посмотрим вместе». Завязалась оживленная беседа о парусниках, ледоколах, крейсерах и линкорах, изображенных на марках.

Сколько интересного узнал мальчик, хотя кое-что папа рассказывал и показывал раньше. Но дошкольнику свойственна потребность в повторных восприятиях того, что он видел, о чем уже слышал.

Эту потребность необходимо удовлетворять, так как благодаря ей уточняются детские представления, углубляется познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. В семье обычно делают это. Однако следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и

способ их усвоения. Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения.

Важно

Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того или того героя, что узнал нового и т. д.

В детском саду родители могут проконсультироваться о том, что и как читать старшим дошкольникам, как беседовать с ними о прочитанном.

Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в вопpocax. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение.

Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нем.

Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: почему солнце светит и греет, а луна только светит? Отчего над рекой поднимается пар? Зачем люди изучают далекие планеты? Они направлены на установление причины явлений, уяснение связей и отношений между ними.

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка.

Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?» — побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника — этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы.

При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Совет

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»”. По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Источник: https://sundekor.ru/uchebnyj-material/3-kurs/formirovanie-poznavatelnykh-interesov-u-rebenka/

Ссылка на основную публикацию