Тургенев «голуби» читать

Голуби

Голуби

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.

Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

Обратите внимание

Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

Летел, летел — всё прямо, прямо… и потонул за лесом.

Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.

И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…

Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.

Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда.

Май, 1879

Примечания

В перечне «Сюжеты» стихотворение названо «Тучи и белый голубь», с добавлением в скобках «в Спасском», и помещено в разделе «Пейзажи». В черновом автографе «Голуби» датированы маем 1878 г.; эту дату Тургенев поставил и в беловом автографе, но потом переправил ее на 1879 г. и поместил стихотворение при переписке в тетради среди других стихотворений, датирующихся маем 1879 г. Помета в перечне: «в Спасском» — говорит о том, что этот «пейзаж» навеян воспоминанием о Спасском-Лутовинове, а не указывает на место его написания: Тургенев в мае 1878 г., равно как и в мае 1879 г., находился за границей. В «Яснополянских записках» Д. П. Маковицкого (12 июня 1909 г.) говорится о чтении Л. Н. Толстому некоторых стихотворений в прозе Тургенева. О стихотворении «Два голубя» Толстой сказал: «Это хорошо». — «И Л Н добавил, что у Тургенева описания природы художественны. В этом он мастер» (Лит Насл, т. 90, кн. 3, с. 438).

Источник: http://turgenev-lit.ru/turgenev/proza/stihi-v-proze/golubi.htm

3 класс. Чтение. Природа летом. И. Тургенев

– Как называется произведение и кто его автор, прочитайте.

– Знакомо ли вам имя автора?

                           http://www.rki-urfodu.ru/images/turgenev.jpg                                                                                                                                                    

– Иван Тургенев – «взрослый» писатель. Он никогда не писал для детей. Нам предстоит подумать, почему же авторы учебника включили его произведение в свою книгу.

– Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас читаем? (Природа летом )

Можно ли предположить по названию произведения и иллюстрации, о чём будем читать? Расскажите.

– Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение будем читать? Какое оно по объёму? (Проза, короткое произведение. Может быть, рассказ.)

– Прочитайте пометку (пояснение) в скобках после названия. Что вас удивило?

– Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением? (Проблемный вопрос. )

– Такое по жанру произведение нам встречается впервые. «Голуби» – стихотворение в прозе. Попробуем понять, что это значит, что в прозе есть от стихов. Вспомните, что непременно должно присутствовать в стихотворении. (Рифма, ритм, настроение, интонация, мелодия и т.д.)

Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение

Иван Тургенев

ГОЛУБИ

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребрённым морем – раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. (Представьте себе это море спелых колосьев: то золотое, то посеребрённое, и оно не движется, застыло перед грозой.)

Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной (то есть большой, тяжёлой) громадой на целой половине небосклона.

Важно

http://cdn.desktopwallpapers4.me/wallpapers/fantasy/1680×1050/1/4044-cloudy-sky-1680×1050-fantasy-wallpaper.jpg

Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! (Усилились запахи трав перед грозой, пахнет полынью, растущей на межах – невспаханных участках земли между полями.) Я глядел на синюю громаду… и 

смутно было на душе. «Ну скорей же, скорей! – думалось мне, – сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!» (Скорее бы кончилось это тягостное ожидание и пролился дождь!)

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. (Что бы это могло быть? Вопрос оставляем без ответа.) То летел со стороны деревни белый голубь. (Вот что это за белый платочек – голубь похож на него и на снежный комок. Он, наверное, особенно чётко был виден на фоне тёмной тучи.)

Летел, летел – всё прямо, прямо… и потонул за лесом. (Скрылся внезапно белый голубь – как будто потонул за лесом.)

Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад (Можно предположить – что за два комочка?); то летят домой ровным полётом два белых голубя. (Наш ответ подтверждает текст.)

           http://festival.1september.ru/articles/590910/presentation/21.jpg

И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха!

Совет

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень (очень сильный, мощный), молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром, запахло серой…

Важно

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас.

                  http://www.gavri.ru/images/illustrations/037_druz07.jpg

Нахохлились оба (устали, наверное, да и страшно было…) – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…

Читайте также:  Конспект занятия по пдд в подготовительной группе детского сада по фгос. тема: улица

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один, как всегда.

Выявление первичного восприятия.

– Какие картины вы представляли, когда слушали?

– Что получилось представить особенно ярко? Почему?

Обобщение

а) Похоже ли описание летней грозы И.С. Тургенева и А.Н. Толстого? Почему меняется настроение рассказчика: сначала «тоскливое томление», потом «и мне хорошо»?

б) Как вы думаете, почему И.С. Тургенев захотел рассказать нам историю о том, как один голубь спас другого во время грозы?

в) Какие мысли автора вы прочитали «между строк»?

Работа с текстом после чтения.

Определение жанра произведения.

– Прочитайте вопрос 3 учебника. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Описаны чувства, смена настроения…)

– К. Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм, что «ритм прозы зависит от таланта писателя, от чувства языка, от хорошего писательского слуха». Мы видели, как слова в произведении И. Тургенева сливались в яркие картины, образы – это ли не поэзия? Мы слышали мелодию прозы, её особый ритм.

Цитаты:

«Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, по существу является подлинной поэзией». (К. Паустовский)

«Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму». (Л. Толстой)

Признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определённый ритм; небольшое по объёму… ещё один признак прозы – можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку).

– Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел?

Цикл И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».

– Как вы думаете, одно ли такое стихотворение в прозе И.C. Тургенева? Обратите внимание на помету в скобках. Сможете ли вы объяснить значение слова цикл?

В литературе цикл – ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами.

Например:

у Э. Успенского цикл сказочных повестей о Дяде Фёдоре и его друзьях;

у К. Паустовского – цикл рассказов «Мещёрская сторона» и т.д.

У И. Тургенева таких стихотворений несколько.

История создания цикла «Стихотворения в прозе» И.С. Тур­генева.

В последние годы жизни тяжело заболевшего И.С. Тургенева всё больше начинают посещать философские размышления о смысле человеческого существования, о жизни и смерти.

Писа­тель по-своему переосмысливает свои произведения, и результа­том этого переосмысления ведущих мотивов творчества является цикл миниатюр «Стихотворения в прозе», которые стали своеоб­разным итогом жизни И.С.

Тургенева и его последними произве­дениями.

https://www.chitai-gorod.ru/upload/iblock/9ea/9ea1edeff928464832308fb51916f6ad.jpg

Каждое из этих стихотворений в прозе – небольшое по объёму, у них особый ритм, лиричность (то есть они наполнены чувствами, переживаниями, эмоциями).

Особенности жанра. 

По жанру это «стихотворения в прозе», а не просто философские рассказы, так как слишком гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы … «это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма, отмеченные печатью необыкновенного стилистического изя­щества».

«Стихотворения в прозе» — это сборник оригиналь­ных философских высказываний, жизненных выводов… Это своеобразный итог, черта, точка, которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений в конце своей жизни. Здесь отразилось всё то, что было «разлито» по всем произведениям писателя.

Тургенев создал уникальный жанр, единственный в своём роде.

— Почему И.С. Тургенев свои небольшие миниатюры называет «Стихотворениями в прозе»? (главное для писателя — переда­ча чувств)

– Как вы думаете, почему авторы учебника решили вас познакомить с произведениями писателя «взрослого», который не писал специально для детей?

– Вам, наверное, интересно будет познакомиться с отрывком из воспоминаний А.Н. Толстого: «Детских книг я почти не читал, должно быть, у меня их и не было. Любимым писателем был Тургенев. Я начал его слушать в зимние вечера лет с семи».

Итоги 

На занятии мы учились преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познакомились с новым понятием  «стихотворение в прозе»;

ИСТОЧНИК

http://konkurs-krugozor.ru/downloadfile.php?file=http://proteacher.ru/2015/02/10/konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie_1423584544_103085.doc

http://www.youtube.com/watch?v=3E2gLEm_N2w

http://download.myshared.ru/hlrRNRVPT8hc0TmjLEYn3w/1459187245/863671.ppt

http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/02/06/interesnye_fakty_turgeneva.pptx

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/4907/lesson

Анализ стихотворения Тургенева Голуби



Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.

Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто?

Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги.

Обратите внимание

Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее: душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела, жестокая тишь…

Автор ждет, когда же разрешится это тоскливое томленье: Ну скорей же, скорей. Двинься, покажись, пролейся, злая туча…

И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха! (слово потеха употреблено в двнном случае не в значении «развлечение», а в смысле «неразбериха».)

Автор описывает бурю, употребляя глаголы: (буря) сорвалась; визжит, мечется (ветер), мчатся (облака); (все) закрутилось, смешалось; закачался (ливень); (молнии) слепят, стреляет (гром)…

Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные (облака), рьяный (ливень); (стреляет) как из пушки…

Нет, не приносит буря успокоения автору, в ней нет гармонии, умиротворения, автору видится буря как злая сила («…запахло серой», — говорит он)…

Тревожное состояние лирического героя объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: «…я один… один, как всегда». (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать, так как был смертельно болен.) Однако так ли безрадостно самочувствие Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем — спрятавшимися под навесом крыши…

Важно

Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.

Нахохлились оба — чувствуют каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…

При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим новым ощущением.

Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда…), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие.

Важность этого эпизода для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения; ведь оно озаглавлено словом «Голуби».

Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения — светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние.

В этом и заключается главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления двух разных ощущений лирического героя.

Это противопоставление выражено автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается противительным союзом «но» (но под навесом крыши).

Анализ стихотворения в прозе «Голуби» И.С. Тургенева

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/turgeneva/golubi

Анализ стихотворения в прозе «Голуби»

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Разное / Анализ стихотворения в прозе «Голуби»

  Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

    Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.

Читайте также:  День космонавтики

    Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто?     Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги.

    Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее: душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела, жестокая тишь…     Автор ждет, когда же разрешится это тоскливое томленье: Ну скорей же, скорей!..

Совет

Двинься, покажись, пролейся, злая туча…     И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха! (слово потеха употреблено в двнном случае не в значении «развлечение», а в смысле «неразбериха».)     Автор описывает бурю, употребляя глаголы: (буря) сорвалась; визжит, мечется (ветер), мчатся (облака); (все) закрутилось, смешалось; закачался (ливень); (молнии) слепят, стреляет (гром)…

    Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные (облака), рьяный (ливень); (стреляет) как из пушки…     Нет, не приносит буря успокоения автору, в ней нет гармонии, умиротворения, автору видится буря как злая сила («…запахло серой», — говорит он)…

    Тревожное состояние лирического героя объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: «… я один… один, как всегда». (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать, так как был смертельно болен.

) Однако так ли безрадостно самочувствие Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?     Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем — спрятавшимися под навесом крыши…

    Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:     Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.     Нахохлились оба — чувствуют каждый своим крылом крыло соседа…     Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…

    При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда…), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие.

Важность этого эпизода для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения; ведь оно озаглавлено словом «Голуби».

    Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения — светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается противительным союзом «но» (но под навесом крыши).

Добавил: oleghka

35797 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа.

Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00820291222702413697

Литературное чтение. И. Тургенев, «Голуби»; И. Бунин, «Розы»

II. Развитие умений.

2 4 2 1 3

I. Чтение текста И. Тургенева.

1. Работа с текстом до чтения.

– Как называется произведение и кто его автор, прочитайте.

– Знакомо ли вам имя автора?

– Иван Тургенев – «взрослый» писатель. Он никогда не писал для детей. Нам предстоит подумать, почему же авторы учебника включили его произведение в свою книгу.

– Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас читаем?

Можно ли предположить по названию произведения и иллюстрации, о чём будем читать? Расскажите.

– Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение будем читать? Какое оно по объёму? (Проза, короткое произведение. Может быть, рассказ.)

– Прочитайте помету (пояснение) в скобках после названия. Что вас удивило?

– Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением? (Проблемный вопрос. Предположения детей.)

– Такое по жанру произведение нам встречается впервые. «Голуби» – стихотворение в прозе. Попробуем понять, что это значит, что в прозе есть от стихов. Вспомните, что непременно должно присутствовать в стихотворении. (Рифма, ритм, настроение, интонация, мелодия и т.д.)

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (читает учитель, дети следят по тексту).

Иван Тургенев

ГОЛУБИ

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребрённым морем – раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. (Представьте себе это море спелых колосьев: то золотое, то посеребрённое, и оно не движется, застыло перед грозой.)

Обратите внимание

Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной (то есть большой, тяжёлой) громадой на целой половине небосклона.

Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! (Усилились запахи трав перед грозой, пахнет полынью, растущей на межах – невспаханных участках земли между полями.) Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе.

«Ну скорей же, скорей! – думалось мне, – сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!» (Скорее бы кончилось это тягостное ожидание и пролился дождь!)

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. (Что бы это могло быть? Вопрос оставляем без ответа.) То летел со стороны деревни белый голубь. (Вот что это за белый платочек – голубь похож на него и на снежный комок. Он, наверное, особенно чётко был виден на фоне тёмной тучи.)

Летел, летел – всё прямо, прямо… и потонул за лесом. (Скрылся внезапно белый голубь – как будто потонул за лесом.)

Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад (Можно предположить – что за два комочка?); то летят домой ровным полётом два белых голубя. (Наш ответ подтверждает текст.)

И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха!

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень (очень сильный, мощный), молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром, запахло серой…

Важно

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас.

Нахохлились оба (устали, наверное, да и страшно было…) – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один, как всегда.

2.Выявление первичного восприятия.

Читайте также:  Фикус. уход в домашних условиях

– Какие картины вы представляли, когда слушали?

– Что получилось представить особенно ярко? Почему?

3. Обобщающая беседа.

а) Похоже ли описание летней грозы И.С. Тургенева и А.Н. Толстого? Почему меняется настроение рассказчика: сначала «тоскливое томление», потом «и мне хорошо»?

б) Как вы думаете, почему И.С. Тургенев захотел рассказать нам историю о том, как один голубь спас другого во время грозы?

в) Какие мысли автора вы прочитали «между строк»? (Выполнение задания 3 в тетради на с. 13.)

3. Работа с текстом после чтения.

1.Определение жанра произведения.

– Прочитайте вопрос 3 учебника. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Описаны чувства, смена настроения…)

– К. Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм, что «ритм прозы зависит от таланта писателя, от чувства языка, от хорошего писательского слуха». Мы видели, как слова в произведении И.Тургенева сливались в яркие картины, образы – это ли не поэзия? Мы слышали мелодию прозы, её особый ритм.

Чтение с доски:

«Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, по существу является подлинной поэзией». (К. Паустовский)

«Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму». (Л. Толстой)

Выполняется задание в тетради на с. 13 (в таблицу записываем признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определённый ритм; небольшое по объёму… ещё один признак прозы – можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку).

– Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел?

2.Рассказ учителя о цикле И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».

– Как вы думаете, одно ли такое стихотворение в прозе И.C. Тургенева? Обратите внимание на помету в скобках. Сможете ли вы объяснить значение слова цикл?

В литературе цикл – ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами. Например:

у Э. Успенского цикл сказочных повестей о Дяде Фёдоре и его друзьях;

у К. Паустовского – цикл рассказов «Мещёрская сторона» и т.д.

У И. Тургенева таких стихотворений несколько. (Учитель показывает сборник «Стихотворения в прозе».)

Каждое из этих стихотворений в прозе – небольшое по объёму, у них особый ритм, лиричность (то есть они наполнены чувствами, переживаниями, эмоциями).

– Как вы думаете, почему авторы учебника решили вас познакомить с произведениями писателя «взрослого», который не писал специально для детей?

– Вам, наверное, интересно будет познакомиться с отрывком из воспоминаний А.Н. Толстого: «Детских книг я почти не читал, должно быть, у меня их и не было. Любимым писателем был Тургенев. Я начал его слушать в зимние вечера лет с семи».

II. Чтение стихотворения И.А. Бунина «Розы».

1. Работа с текстом до чтения.

– Мы увидели картины летней природы, нарисованные художниками слова – русскими писателями/классиками А.П. Чеховым, И.С. Тургеневым, А.Н.Толстым, С.А. Есениным. Их произведения считаются классическими, т.е.

лучшими, образцовыми, они являются частью нашей национальной культуры. Сейчас нам предстоит познакомиться со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина. Оно называется «Розы».

Пусть каждый из вас представит себе эти цветы.

– Расскажите, что вы представили. (Розы разных цветов и оттенков, в саду, на клумбе, в вазе…)

– Прочитайте стихотворение про себя, представляя картины, нарисованные словами.

2. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение (самостоятельно, про себя).

2.Выявление первичного восприятия.

– Так какие же розы у Бунина? (Те, что расцвели в летнем саду.)

– Вы увидели, какого они цвета? («Полные огня» – красные, алые.)

– У Бунина тоже нарисована картина летней грозы. Но какая она: страшная, как у Чехова, долгожданная и живительная, как у А. Толстого, стремительная, как у Тургенева? (Она не страшная, не долгая, она как утреннее умывание…)

3.Перечитывание по строфам, развитие эмоций, воображения детей.

Читает учитель или хорошо читающий ученик.

Иван Бунин

РОЗЫ

Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня. (Представьте: ярко-синее небо (лазурь), белые облака; а пламенный день – это какой?)

Две розы под окном раскрылись –

Совет

Две чаши, полные огня. (Розы похожи на чаши – большие, круглые. Они «полные огня» – то есть… алые, красные.)

В окно, в прохладный сумрак дома,

Глядел зелёный знойный сад,

И сена душного истома

Струила сладкий аромат. (Знойный, душная, сладкий, пламенный – из этих слов складывается картина очень жаркого летнего дня.)

Порою, звучный и тяжёлый,

Высоко в небе грохотал

Громовый гул… Но пели пчёлы,

Звенели мухи – день сиял. («День сиял» – что вы представили?)

Порою шумно пробегали

Потоки ливней голубых…

Но солнце и лазурь мигали

В зеркально-зыбком блеске их. (А вот и летняя гроза, но потоки голубых ливней шумно пробегали – то есть… ливень быстро проходил, омыв землю.)

И день сиял (Уже второй раз повторяются эти слова. Почему?),

и млели розы,

Головки томные клоня,

И улыбалися сквозь слёзы

Очами, полными огня. (Что это за слёзы? Капли дождя. Но ливень не погасил огня: розы всё так же горят.)

– «Улыбнулись сонные берёзки» у С. Есенина, «улыбались сквозь слёзы» розы у И. Бунина. Оба поэта… (закончите фразу).

4.Обобщающая беседа.

а) Какой же летний день у И. Бунина? (Пламенный, жаркий, душный, истома… – и гром, голубые ливни. Сияющий день и прекрасные розы – это подлинная красота жизни!)

б) Как вы думаете, почему поэт говорит о двух розах, а, к примеру, не об одной или о трёх? Ведь рифма при этом не нарушилась бы. Вспомните, и у Тургенева – два голубя. Почему так? (Одна роза – это одиночество, слишком тоскливо. Двое, две – близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе, помогать друг другу…)

в) Можем ли мы понять, о чём думал поэт, когда создавал это стихотворение? Что он чувствовал? (Он радовался жизни, радовался красоте лета, восхищался розами – их красотою, неповторимостью. Любовался гармонией и красотой природы…)

5.Выразительное чтение.

3. Работа с текстом после чтения.

1. Несколько слов об И.А. Бунине.

– Вспомните, как начиналось стихотворение «Розы».

Блистая, облака лепились…

В записках Бунина есть одна фраза, она относится к началу лета 1906 года: «Начинается пора прелестных облаков», – записал Бунин и как бы этим открыл одну из тайн своей писательской жизни. Он очень любил работать летней порой – «порой облаков», «порой дождей», «порой цветения».

Он любил наблюдать за небом, наблюдать облака, всегда таинственные и притягательные. Читая Бунина, видишь свет и цвет, чувствуешь запахи и слышишь звуки. К.Паустовский, говоря о Бунине, так пишет об этом: «В области русского языка Бунин был мастером непревзойдённым.

Каждый рассказ, каждое стихотворение Бунина подобны магниту, который притягивает отовсюду все частицы – слова, нужные для этого рассказа».

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Личностные результаты

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Источник: https://multiurok.ru/files/litieraturnoie-chtieniie-i-turghieniev-golubi-i-bu.html

Ссылка на основную публикацию