Урок литературного чтения и. крылов «стрекоза и муравей», 2 класс

Урок литературного чтения И. Крылов «Стрекоза и Муравей», 2 класс

Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Стрекоза и Муравей»; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте текст, определите его жанр. (Это небылица.)

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

— Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, весело).

— Прочитайте небылицу быстро.

III. Постановка целей урока

— Догадайтесь, какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним: Нави Волырк. (И. Крылов.)

Псевдоним — вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.

Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Крылова — «Стрекоза и Муравей». Будем учиться читать ее по ролям.

IV. Работа по теме урока

1. Чтение басни

(Басню читает учитель.)

— Каковы ваши впечатления от басни?

2. Словарная работа

— Как надо понимать слова «удручена», «вешних»? Удручена — огорчена.

Вешних — весенних.

— Объясните, как вы понимаете следующие выражения:

• Оглянуться не успела. (Прошло все очень быстро.)

• Как под каждым ей листком / Был готов и стол и дом. (Везде могла найти еду и место для отдыха.)

• И кому же в ум пойдет… (Никто даже не подумает…)

3. Обсуждение басни

— Кто из героев басни вам понравился и почему?

— Справедливо или нет поступил Муравей?

— Почему Стрекоза «злой тоской удручена»?

— Сочувствуете ли вы ей?

— В каких строках басни содержится основная мысль? Как вы ее понимаете?

V. Физкультминутка

Лесная лужайка

Мы клееной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто старательно шагал —

Не споткнулся, не упал.

VI. Закрепление изученного

1. Чтение по ролям

(Вначале — подготовка к чтению.)

— Сколько действующих лиц в этой басне?

— Найдите слова автора, прочитайте их.

— Найдите слова Стрекозы, прочитайте их.

(Учитель обращает внимание на то, что они записаны в кавычках.)

— Найдите слова Муравья, прочитайте.

— Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?

(Дети читают басню по ролям.)

2. Игра «Соберите пословицы»

— Соберите пословицы (найдите конец каждой из них). Выберите те, которые больше всего подходят к басне.

За большим погонишься —               людей насмешишь.

Кто веселится весной —                    зимой с сумой побежишь.

Поспешишь —                                     потехе час.

Делу время,                                         тот плачет летом.

Лето пролежишь —                             малое потеряешь.

(Ответ. За большим погонишься — малое потеряешь. Кто веселится весной — тот плачет летом. Поспешишь — людей насмешишь. Делу время, потехе час. Лето пролежишь — зимой с сумой побежишь.)

VII. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение (или чтение наизусть) басни «Лебедь, Рак и Щука».

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое басня?

— Какова основная мысль басни «Стрекоза и Муравей»?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение басни (можно выучить).

Источник: https://razdeti.ru/razvivayuschie-uroki/uroki-chtenija/urok-literaturnogo-chtenija-i-krylov-strekoza-i-muravei-2-klas.html

План-конспект по литературному чтению (2класс) Тема: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»

План-конспект по литературному чтению (2класс)

Тема:И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»
Цель: познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения; Развивать творческие способности детей; Обогащать словарный запас и способствовать развитию речи; Учить читать басню по ролям; Учить умению преобразовывать художественные тексты от лица героя

Формируемые УУД: предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; -устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказывать своё мнение; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: Ориентация в нравственном содержании поступков

Оборудование: презентация, карточки с пословицами, диск 2класс, карточки по группам

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II Речевая разминка. (слайд 1)

Прочитайте текст, определите его жанр

Ваня, Ваня- простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

(небылица)

Прочитайте:

С удивлением

Весело

С «ворчащей интонацией»

Быстро

III.Проверка домашнего задания.

Чтение басни наизусть

IV. Постановка целей урока

1. – Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.

Дети делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание.

1 группа.  Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия:

А Р Т О К Е З С                    
В А Й Р У Е М 

Дети отгадывают слова, получается «Стрекоза и муравей».

2 группа. — Дети соедините карточки попарно. Карточка, которая останется одна будет сегодняшней нашей темой урока.

                                        Лев и медведь

                                         Звери

                                         Воробей и голубь

                                         Птицы

                                        Окунь и карась

                                        Рыбы

                                        Стрекоза и муравей

 Карточка «Стрекоза и муравей» останется одна.

3 группа.  Карточка:  Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза,         В лесу у пня беготня, суетня,Ножки   – грабелькой,           Народ рабочий весь день хлопочет,Хвостик – сабелькой,            Себе дом строит.Крылья – бантиком.                            (Муравьи)

                   (Стрекоза)

 Определяем тему урока

Ответ  «Стрекоза и муравей»

А какие цели мы поставим перед собой?

V. Объяснение нового материала.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней Крылова – «Стрекоза и Муравей». Слайд2

Будем учиться читать её по ролям.

Вспомните  – Что такое басня?

Ответы детей.

 Басня – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Слайд 3

— Какие басни И.А. Крылова мы читали? («Лебедь, Рак и Щука», «Мартышка и очки»)

Чтение басни учителем.

— А вот что однажды произошло, когда были потеряны дни. Карандашом отметьте непонятные слова и выражения. Каковы ваши впечатления от басни

Анализ первичного чтения

О чем эта басня? – о потерянных днях.

— Вы все видели муравьев. Что вы можете сказать о них?  Слайд 4   — Жизнь муравьев очень сложна и богата различными интересными фактами. Основным органом чувств у муравьев является не зрение, а обоняние и осязание, функции которых выполняют усики.

Обратите внимание

Наблюдая за муравейником, можно заметить, что от него идут во все стороны дорожки, по которым снуют муравьи. Одни бегут от гнезда в поисках корма, другие возвращаются в муравейник с добычей. Необходимо помнить, что муравейники всегда нуждаются в охране.

— Кто видел стрекозу? Каких цветов вы их видели? Почему ее называют стрекоза? ( она стрекочет). Слайд 5

Стрекоза- хищник, она питается другими насекомыми, например, личинками комаров. Личинки стрекозы живут в воде, питаются личинками других водных насекомых, иногда нападают на головастиков и мальков рыб.

Каждая клетка очень хорошо и далеко видит. Стрекозы, не поворачивая головы, могут видеть, что происходит сзади. 

Словарная работа: слайд 6

— удручена– огорчена

— вешних – весенних

— оглянуться не успела – прошло всё очень быстро

— помертвело чисто поле – Урожай собран. Цветы и травы увяли. 

— как под каждым ей листком был готов и стол и дом – везде могла     найти себе приют.

— и кому же в ум пойдёт – никто не подумает

Физкультминутка. Слайд 7Мы дружно трудились, Немного устали.Быстро все сразу За партами встали.Руки поднимем, Потом разведем.И очень глубоко

Всей грудью вздохнем. 

Повторное чтение и углублённый анализ.

— В какое время года происходит действие?

— Назовите главных действующих лиц басни.

Кто из героев басни вам понравился и почему?

— Как Стрекоза проводила лето?

— Куда пошла Стрекоза с наступлением зимы?

— О чем она стала просить Муравья?

— Как отнесся Муравей к ее просьбе?

Справедливо или нет поступил Муравей?

Сочувствуете ли вы Стрекозе?

Прочитайте басню шепотом и разделите ее на части.

На сколько частей вы разделили басню? (3части)

Читаем 1 часть.

— Как Стрекоза провела лето? Зачитайте.

— Ждала ли она зиму, готовилась ли к ней?

— Как понять выражение «Зима катит в глаза»?

Читаем 2 часть.

— Как изменилось поле осенью?

— Какими стали дни?

— Прочитайте строчки, в которых говорится, как хорошо жилось Стрекозе летом.

— Почему «под каждым ей листком был готов и стол, и дом»? Как понять это выражение.

Читаем 3 часть.

— Почему не поет стрекоза?

— Как об этом говорится в басне? Зачитайте.

— Как понимаете выражение «злой тоской удручена»?

— О чем она просит муравья?

— До каких это «вешних дней» Стрекоза просит прокормить ее?

— Что ответил ей муравей? Зачитайте.

— Жалко ли вам Стрекозу?

— Как бы вы поступили на месте Муравья?

— Одинаковое ли чувство вызывает у вас стрекоза в начале басни и в конце? (Жалость, осуждение)

Прочитаем хором басню, постараемся передать голосом те чувства, которые вы испытываете к героине.

— Как будем читать слова стрекозы в начале басни (игриво, весело)

 (жалостливо, просяще) и в конце?

— А как нужно прочитать слова муравья? (уверенно, поучительно)

Физминутка «СТРЕКОЗА»(для глаз)

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.
Влево — вправо, назад — вперед.
Ну, совсем как вертолет.
(Встать.

Показать на уровне глаз большим и указательным пальцами глаза стрекозы. Повернуть голову вправо, влево. Руки на пояс, повороты туловищем вправо, влево. Исходное положение. Руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх.

Выполнить 3—4 раза).
Чтение басни по ролям.

— Сейчас мы будем читать по ролям. Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации.

Слова автора мы будем читать хором.

 —  На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

Читайте также:  Классный час на день космонавтики, 3 класс

 VI. Закрепление изученного материала

— Ребята, а теперь посмотрите на экран, здесь  спрятались слова из известных пословиц про труд. Ваше задание: составить пословицу из данных слов.

Собери пословицы

Поспешишь – людей насмешишь.

Кто веселится летом, тот плачет зимой.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Делу – время, потехе- час.

За большим погонишься- малое потеряешь.

(представители от группы зачитывают получившиеся пословицы)слайд 8

Работа с диском «Литературное чтение» 2класс

Рефлексия.

Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к уроку

VII Итог урока. 

Давайте подведем итог. С какой басней мы сегодня с вами работали? Кто автор? Какова мораль? Достигли ли цель?

Как мы с вами знаем, басни писались не ради стрекоз и муравьев.

— Объясните, какие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ И.А. Крыловым в этой басне? (Осуждает беспечность (надо думать о завтрашнем дне), черствость и эгоизм)

 VIII. Домашнее задание.

Стр.106 выучить отрывок басни наизусть слайд 9

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/plan-konspiekt-po-litieraturnomu-chtieniiu-2klass-tiema-i-a-krylov-striekoza-i-muraviei

Конспект урока во 2 классе по литературному чтению «и.а. крылов «стрекоза и муравей» умк «школа россии»

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»;
  • развивать правильную выразительную речь, развить навыки выразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;

воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, отличать басню от других произведений.

Метапредметные

  • познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
  • коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
  • регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».

Метапредметные

  • познавательные: ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; осознанно читать басню с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,
  • регулятивные: ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личностные: ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

II. Речевая разминка.

Три сороки тараторки,

Тараторили на горке.

-Прочитайте это стихотворение хором, с веселой интонацией, с сердитой интонацией, с замедлением, скороговоркой. Слайд 2

III. Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А.Крылова.

-Давайте вспомним, что такое басня? (Басня это короткий рассказ или стихотворение с нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди с их недостатками.)

-Кто главные герои басен? (Главные герои басен – животные, в которых мы легко узнаем людей.)

-Что такое мораль? (Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни.)

-Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке? Слайд 3

Иван Андреевич Крылов — русский баснописец, автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал общественные и человеческие пороки: лень, неряшливость, эгоизм.

В Санкт-Петербурге, в Летнем саду установлен памятник Крылову, изображенного среди героев своих басен — разных зверей и птиц.

Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Слайд 4

-На уроках внеклассного чтения мы с вами знакомились с баснями Крылова. Вспомните, как называются эти басни? Слайд 5, 6, 7.

IV. Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом?

Выразительное чтение учащимися басни «Лебедь, Щука и Рак».

V. Постановка учебной задачи.

-Отгадай загадку:

Самолётик лёгкий, быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо …

Слайд 8. Стрекоза.

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? …

Слайд 9. Муравей.

-Назовите насекомых, о которых вы отгадали загадки. (Стрекоза и муравей).

-Это название басни, с которой мы сегодня познакомимся. Её написал Иван Андреевич Крылов. Слайд 10.

VI. Изучение нового материала.

-Откройте учебники на странице 106.

1) Первичное чтение басни. Басню читает Игорь Ильинский. Мультимедиазвук. Слайд 11.

2) Проверка восприятия.

-Понравилась вам басня?

-О ком и о чем говорится в басне?

3) Словарная работа.

-Какие незнакомые слова встретились в басне?

Зима катит в глаза — неожиданно наступает зима.

Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.

Нужда – недостаток чего-либо.

Удручена – огорчена.

Вешних – весенних.

Мурава – молодая трава.

Слайд 12.

4) Анализ иллюстрации в учебнике.

-Какой мы видим Стрекозу на рисунке?

-Каким мы видим Муравья?

5) Первичное чтение басни учениками.

-Прочитайте басню самостоятельно.

-Обратите внимание, как Стрекоза жила летом, и как с наступлением холодов.

6) Процесс осмысления текста.

-Кто из героев вам понравился больше и почему?

-Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?

VII. Анализ литературного произведения.

Выборочное чтение.

— Как жила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте.

Слайд 13

-Что произошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.

Слайд 14.

-Почему она пошла просить о помощи Муравья?

-Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.

— Почему он отказал Стрекозе в помощи?

-Справедливо или нет, поступил Муравей?

-Ребята, а вам жаль Стрекозу?

VIII. Физминутка – Чистоговорка.

Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)

Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)

На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)

Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)

Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)

Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)

Ты, Кума, не торопись, а за дело — ка, возьмись (8 хлопков)

Мись-мись-мись-мись. (приседания)

IХ. Закрепление изученного материала.

1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.

-Прочитайте текст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне? -Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.

2) Чтение по ролям. Инсценирование басни.

— Сколько действующих лиц в басне?

— Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители поняли, что хотел сказать автор? Попробуем прочитать по ролям. (Читает 1 пара учеников.)

— А теперь прочитаем по ролям отрывок очень выразительно, пропуская слова автора. Читаем слова только в кавычках. Кому они принадлежат?

— Как будем их читать? (Читает 2 пара учеников.)

3) Работа с пословицами. Работа в группах сменного состава.

-Соберите пословицы.

-Какие пословицы выражают главную мысль басни?

Слайд 15.

Пословицы.

1) Поспешишь … …один отрежь.

2) Семь раз примерь… …потехе час.

4) Делу время… ….людей насмешишь.

— Какие еще пословицы о труде вы знаете?

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Ленивый и грибу не поклонится. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Кто веселится летом, тот плачет зимой.)

4) Работа в парах. Выразительное чтение учащимися.

X. Работа над крылатыми выражениями И.А.Крылова.

Слайд 16.

Посмотрите на иллюстрации и вспомните крылатые выражения из басен И.А.Крылова

1)Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку.

2)А вы, друзья, как не садитесь, все в музыкунты не годитесь.

3)У сильного, всегда бессильный виноват.

4)Видит око, да зуб неймет.

XI.Рефлексия.

-С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

-Кого подразумевает под животными Крылов?

-Что осуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)

-Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя).

-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час) Слайд 17.

Иван Андреевич Крылов написал много басен. Слайд 18.

В своих баснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

XII. Выставление оценок. Спасибо за урок! Слайд 19.

XIII. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-vo-2-klassie-po-litieraturnomu-cht.html

Сайт для учителей и учеников. | Сайт для учителей и учеников

Классный час «Спешите делать добро!»

Цель: формирование у учащихся нравственных категорий: доброта, милосердие, благотворительность.

Задачи:

²  формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

²  вспомнить историю благотворительности на Руси;

²  рассмотреть случаи благотворительности в жизни каждого.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация.

Ход классного часа:

Учитель: Время, в которое мы живём, многие называют бездушным, жестоким. Достаточно включить телевизор, как на зрителя с экрана потоком хлынут волны негативных сообщений: в новостях освещаются, в основном, различные происшествия и трагедии.

Фильмы (боевики, «ужастики», триллеры) приучают к мысли о том, как легко можно лишить человека жизни. Передачи, в которых бы главные герои отличались отзывчивостью и благородством, практически исчезли с экрана телевизора. Интернет – ещё более худший помощник в воспитании милосердия.

Невольно посещает мысль: действительно, наше время и люди, живущие сейчас, бессердечны.

Сегодня мы порассуждаем, так ли это? У нас не просто классный час, а урок благотворительности. Как вы думаете, какова этимология данного слова?

Ученики: благо – добро, творить – делать, т.е. благотворительность – «делание добра».

Учитель: Приведите однокоренные слова.

Ученики: благодарность, благодетель, благодеяние, благополучие.

Учитель:  По Владимиру Ивановичу Далю «благотворительный, о человеке – склонный к благотворению; обычно разумеют: готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых и неимущих, или ради попечения об них»; и еще «благотворец, благотворитель, м.б. благотворница, благотворительница — ж. — благодетель, благоподатель; творящий, делающий добро другим».

Учитель: давайте послушаем одну из моих любимых музыкальных притчей в исполнении Светланы Копыловой: «Морские звёзды». (Слушают песню)

Любил один философ размышлять,

Гуляя в предрассветный час у моря,

О смысле жизни, радости и горе,

О том, зачем нам жить и умирать.

Однажды ночью был большой прилив –

На пляже он хозяйничал без меры —

Но наступил отлив, и вдруг весь берег

Усыпан стал плеядой звёзд морских.

И звёзды, оказавшись без воды,

Под солнцем обречённо высыхали,

Прощаясь с жизнью, горестно вздыхали

И ждали неминуемой беды.

Философ думал: так и наша жизнь

В одно мгновенье может оборваться.

Наверное, не стоит и пытаться

Разгадывать по звёздам высший смысл.

Вдруг видит он: какой-то мальчуган

Бросает в море гибнущие звёзды,

И на глазах у мальчугана слёзы…

Вот так придумал – звёздам помогать!

— Глупыш, ведь ты не сможешь всех спасти!

Читайте также:  Сладков «медведь и солнце» текст распечатать

Тут высказал своё философ мненье, —

Твои попытки – что они изменят?

Здесь миллионы этих звёзд морских!

Спасатель обернулся на ходу,

Задумавшись лишь на одно мгновенье:

— Для этой – очень многое изменят, —

И бросил в море новую звезду.

— Вот для чего наверно стоит жить, —

Подумал вдруг растроганный философ.

Быть может, создал Бог морские звёзды,

В ребёнке чтобы жалость пробудить.

Важно

Учитель: Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд? Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не помо­жешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуж­дающихся»?

Ученики: высказывают мнения.

Учитель: Проведем т.н. «Мозговой штурм»: Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (Приведите конкретные примеры)

Ученики: помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т.д.

Учитель: сколько существует мир, столько же существует и добро. Вспомните из истории Российского государства какие благие дела совершались на Руси издревле до наших дней.

Ученики:

·—  — бесплатные обеды, которые устраивал князь Владимир после крещения Руси;

· — с незапамятных времён благотворительностью занимались монахи: в монастырях раздавалась бесплатная еда, оказывалась медицинская помощь;

·   -в бытность Петра I строились богадельни для стариков, инвалидов и детей-сирот;

· — в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. – многочисленные примеры благотворительности (воспитание чужих детей-сирот, делились последним, милость к пленным и т.д.).

Учитель: известные благотворители на Руси: (демонстрирует слайды с портретами)

Учитель: Примеры благотворительных дел русских предпринимателей: (демонстрирует слайды)

Учитель: ребята, а кто из вас сами получали ту или иную благотворительную помощь?

Ученики:

· — К. И. в составе делегации и Жигулёвска участвовал в Вахте Памяти, посвящённой Бородинскому сражению, а парадную форму ребятам помог приобрести один из спонсоров;

·  — С. М. на протяжении нескольких лет получает стипендию от Благотворительного Фонда «Созидание»;

· — ещё в 3-м классе один из родителей устроил для всего класса бесплатную поездку в «Аквапарк».

Учитель: Согласитесь: не менее приятно, чем получать какую-то помощь, оказывать её самим. Можете ли вы сказать, что и вам удавалось выступать в роли благотворителей?

Ученики:

· — например, П. С. участвовал в спортивных соревнованиях, сборы от которых шли на благотворительные цели;

· — ежегодно ребята из нашего класса участвуют в акции «Маленький принц» по уборке мусора с территории Самарской Луки;

· — вспомнили, как собирали игрушки для ребят из детского дома и книги для больных хосписа.

Учитель: послушайте индийскую сказку «Награда».

Как-то тигр охотился в джунглях и по­пал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

— Сжалься надо мной, человек! Выз­воли меня из неволи, я щедро тебя отбла­годарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выско­чил наружу и говорит:

  — Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

  Страшно стало путнику.

  — Ох, тигр, — сказал он, — неужели это и есть награда, которой ты хотел от благо­дарить меня за добро?

  — Она и есть, — ответил тигр.

  — Какая же это награда — платить злом за добро? — возразил путник.

  — Давай спросим кого-нибудь — на­града это или нет?

  Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

  — Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

— Злом! — ответило дерево. — Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои су­чья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

 — Ну, теперь-то я тебя съем! — обрадо­вался тигр.

— Давай еще кого-нибудь спросим! ­взмолился путник. Прошли они еще не­много. Видят: на пустоши пасется корова.

  — Эй, корова! — окликнули они ее. ­- Скажи, чем платят за добро?

— Злом! — отвечает корова. — Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

— Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя! — Подожди немного! — попросил человек.- Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тог­да, нечего делать, ешь меня…

Совет

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спро­сили ее:

  — Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

  — Добром! — ответила птица. — Суди­те сами: утром люди, просыпаясь, наслаж­даются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем са­мым не давая нам погибнуть.

  Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Учитель: Сколько бы зла не было вокруг нас, надо видеть хорошее и самим стараться приумножить добро. Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать доб­рые поступки.

  В течение классного часа вы создавали плакат, отражающий тему нашего разговора. Пришло время посмотреть на ваше творение.

Ученики: рассматривают плакат, обсуждают, вывешивают в классный уголок.

Источник: http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=6116%3A2014-07-08-11-20-59&catid=54%3Aliterature&Itemid=68

Конспект урока по литературному чтению «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям»

муниципальное казенное образовательное учреждение

Каргатская средняя общеобразовательная школа № 2 им. Горького

Конкурс

«Урок года»

в номинации

«Лучший урок, разработанный в соответствии с ФГОС НОО»

Учитель: Шабатько Оксана Галиахметовна

Учитель: Шабатько О.Г.

Предмет: литературное чтение

Тип урока: закрепление знаний и выработка умений.

Тема: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.

Продолжительность: 45 мин.

Технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, проектная, ИКТ.

Класс: 2 «а»

Аннотация:

Урок по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России».

На уроке прослеживаются основные цели: образовательная, развивающая, воспитательная.

Урок ориентирован на новые образовательные стандарты. Деятельность учителя и детей нацелена на формирование УУД.

В ходе занятия используются современные технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, проектная.

Урок соответствует возрастным особенностям детей, а его содержание – требованиям программы. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи (русский язык, окружающий мир).

В процессе формулирования темы, определения задач принимают участие обучающиеся. Учебные действия осуществляются по намеченному плану.

В ходе урока применяются диалоговые формы общения, используется наглядный материал. Реализуется дифференцированое обучение. Формируются навыки самоконтроля и самооценки.

Обратите внимание

Реализуется развивающая функция обучения. Идет развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. Происходит чередование материала различной степени трудности, видов учебной деятельности. На уроке присутствуют физкультминутки и разрядка эмоциональной сферы урока.

В конце урока учитель организует рефлексию. Домашнее задание дает право выбора.

Данный материал поможет организовать работу детей на уроках литературного чтения.

Технологии используемые для данного урока , помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать урок творческим, привить обучающимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное мнение, по прочитанному, делать выводы и обобщать.

Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.

Цели:

Образовательная:

— формирование общеучебного умения различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, подбирать пословицы

— формирование навыка чтения по ролям;

— формирование умения работать в группах постоянного и сменного состава;

Развивающая:

— развивать правильную и выразительную речь, умение слушать, анализировать, сравнивать;

Воспитательная:

— воспитывать интерес к чтению басни, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать.

Задачи:

— учить чтению по ролям;

— учить работать в группах постоянного и сменного состава;

— учить различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, объяснять смысл; пословиц;

— учить правильной и выразительной речи, умению слушать, анализировать, сравнивать

-обогащать словарный запас;

Планируемые результаты:

Предметные:

— знать басни И.А. Крылова;

— характеризовать героев басни;

— определять мораль басни;

— читать по ролям

Метапредметные:

Познавательные

— определять структурные элементы басни;

— слушать, анализировать, сравнивать

Регулятивные

— определять цель

— работать по плану

— оценивать степень успешности достижения цели по критериям

Коммуникативные

— участвовать в диалоге

— работать в паре, групп;

Личностные:
— осознавать , что басня высмеивает пороки человеческого общества;

— отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие

Ход урока

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

  1. Проверка домашнего задания

— Проверим, как вы научились читать басню «Лебедь, Рак и Щука». Работать будем в парах постоянного состава. Сейчас каждый из вас выступит в роли ученика и учителя. Договоритесь, кто из вас первым будет читать, кто проверять. Затем поменяетесь ролями. На экране параметры, на которые вы должны обратить внимание при оценивании ответа вашего товарища.

На экране:

1. Правильная постановка ударения. (слайд 1)

2. Соблюдение пауз.

3. Темп.

4. Эмоциональность.

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А. Крылова. Давайте вспомним, что такое басня? (слайд 2)

(Басня — короткий рассказ или стихотворение с нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди с их недостатками)

Кто главные герои басен? (слайд 3)

(Главные герои басен – это животные, в которых мы легко узнаем людей)

Что такое мораль басни? (слайд 4)

(Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни)

Что вы узнали о И.А. Крылове? (слайд 5,6)

( Иван Андреевич Крылов – русский баснописец, автор более 200 басен. В баснях Крылов высмеивал человеческие пороки. В Санкт-Петербурге в Летнем саду установлен памятник Крылову, изображенному среди героев своих басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России простые люди.)

  1. Мотивация познавательной деятельности

Первый этап — работа с текстом до чтения

1.Постановка цели урока:

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова. Сейчас вы сами определите тему урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.

(Дети делятся на три группы. Каждой группе дается задание на карточках.)

1 группа.

Карточки:

1.Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладет

2.Жили – были петушок и курочка.

Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:

— Петя, не торопись. Петя не торопись.

3. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

4.У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

5. Загадка

6. Русская народная сказка

7.Ф.И. Тютчев

8. А.С. Пушкин

9. И.А. Крылов

Дети должны соединить карточки попарно. Карточка «И.А. Крылов» останется одна.

2 группа

Карточки:

1. Лев и медведь

2.Воробей и голубь

3.Окунь и карась

4. Звери

5. Птицы

6. Рыбы

7. Стрекоза и муравей

Дети должны соединить карточки попарно. Карточка «Стрекоза и Муравей» останется без пары.

3 группа

Карточка:

Читайте также:  Конспект занятия по пдд в подготовительной группе. предписывающие знаки

Угадай слово. Первый слог как в слове «барабан». Второй слог начинается с буквы, которая обозначает звук, парный звуку [ з ‘]. Последнее слияние состоит из букв, обозначающих звуки [н’],[ а].

Дети получают слово «басня». Из ответов трех групп определяем тему урока . (слайд 7)

-Вспомните план по которому мы работали на прошлом уроке.

На доске фиксируются ответы детей.

План работы

— познакомиться с содержанием басни

— дать характеристику героям басни;

— определить мораль басни;

— учиться читать по ролям

  1. Учебно-познавательная деятельность

Второй этап – работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение басни в учебнике. Проверка восприятия.

-Прежде чем читать басню проведем речевую разминку.

Физминутка-чистоговорка.

Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись (8 хлопков)

Мись-мись-мись-мись. (приседания)

По ходу чтения дети останавливаются на незнакомых словах и словосочетаниях и объясняют их смысл. В ходе чтения и словарной работы на доске получается запись:

Зима катит в глаза — неожиданно наступает зима.

Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.

Нужда – недостаток чего-либо.

Удручена – огорчена.

Вешних – весенних.

Мурава – молодая трава.

— Понравилась, ли вам басня и почему? (Ответы детей)

2. Перечитывание текста

— Сейчас мы посмотрим мультфильм по мотивам басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» (интернет)

(После просмотра мультфильма дети отвечают на вопросы по содержанию басни, подтверждая свои ответы цитатами из учебника. В ходе беседы на доске появляется сравнительная характеристика героев басни.)

— Как жила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте.

— Что произошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.

— Почему она пошла просить о помощи Муравья?

— Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.

— Почему он отказал Стрекозе в помощи?

— Справедливо или нет, поступил Муравей?

— Ребята, а вам жаль Стрекозу?

-Каким показан Муравей в мультфильме? Стрекоза? Подтвердите свои ответы словами из басни.

— Какая пословица встретилась вам в мультфильме? Объясните ее смысл. (слайд8)

-В каких строках содержится мораль басни? Зачитайте. Как вы ее понимаете?Физминутка:

Мы немножко отдохнем.Встанем, глубоко вздохнем.Руки в стороны, вперед.Вверх на солнце посмотрелиИ детей лучи согрели.Чудеса у нас на свете:Стали маленькими дети. А потом все дружно встали, 

Великанами мы стали. (звучит запись «Звуки природы»)

4. Чтение басни по ролям.

Сейчас мы разобьемся на тройки.

— Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Действует так, как будто это событие, в котором он участвует, происходит сейчас.

Поэтому необходимо очень внимательно слушать своих партнеров, представлять себе то, что они говорят, следить за выражением их лиц, вслушиваться не только в их слова, но и в их интонации, потому что именно интонации передают отношение партнера к тому, о чем он говорит, помогают понять то, чего он добивается своими словами.

 
Читающий «за автора» как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит.

Дети читают по ролям 2-3 раза.

— С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

— Кого подразумевает под животными Крылов?

— Что осуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)

— Какова мораль басни? (Нужно все делать вовремя)

— Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час). Иван Андреевич Крылов в своих баснях даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

-Оцените свою работу на уроке по шкале успеха. (доска)

-Спасибо всем за работу. (слайд 9)

  1. Домашнее задание. (по выбору)

1.Пересказать содержание басни от лица одного из героев. Нарисовать героев басни. (П. У)

2.Выучить басню наизусть. (Б.У)

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-basnya-ia-krylova-strekoza-i-muravey-sravnitelnaya-kharakteristika-geroev-basni-chtenie-basni-po-rolyam.html

Урок чтения 2 класс «Басня И.А. Крылова Стрекоза и муравей»

Конспект урока по чтению по теме:

«Басня Ивана Андреевича Крылова

«Стрекоза и муравей»

Разработан:

Морозовой Марией Александровной

Тема : Басни Ивана Андреевича Крылова. Басня «Стрекоза и муравей».

Цель : Познакомить детей с басней Крылова «Стрекоза и муравей».

Задачи:

  1. продолжать работу по ознакомлению с творчеством И. А. Крылова;

  2. формировать умение осознанного и выразительного чтения;

  • развивающие:

    1. формировать у учащихся мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация;

    2. продолжать работу по формированию грамотной и правильной русской речи.

  1. воспитывать умение работать в коллективе, в парах;

  2. воспитывать у учащихся интерес к чтению как к предмету;

Оборудование: презентация, наглядный материал (пословицы, карточки с муравейниками, иллюстрации: муравей, стрекоза, мышь, бабушка).

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Примечания

Орг. момент

Сообщение темы урока

Проверка домашнего задания

Подготовитель

ная работа

Прослушивание аудиозаписи

Работа над произведением

Эмоционально-оценочная беседа

Физминутка

Закрепление новой темы

Запасные задания

Подведение итогов

Рефлексия

Домашнее задание

Прозвенел звонок!

Зовёт нас на урок,

Будем мы сейчас читать,

Слушать и запоминать.

Ребята посмотрите на экран, у меня здесь написано, вот только буквы в нём перепутались, давайте попробуем угадать, что же это за слово?

Слово «Басня»
Ребята, а что же такое басня?

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. В басне высмеиваются пороки людей.

А кто обычно является героями басни, её действующими лицами?

Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

А как вы думаете на какие 2 части можно разделить басню?

Повествовательная часть и поучительная часть (мораль).

Давайте с вами попробуем определить части на примере басни «Лебедь, рак и щука». Откройте страничку №…

Кто читал дома выразительно?

Где здесь повествовательная часть?

С каких слов она начинается, и какими словами заканчивается?

А где мораль? Прочтите вслух. Мораль – это мудрость басни.

Она бывает в начале басни или в конце. Чаще всего в конце.

А кто-нибудь выучил её наизусть?

Кто автор данной басни?

Ребята, а кто-нибудь знает сколько всего басен написал Иван Андреевич Крылов? 203!

Закройте учебники.

Важно

Сегодня мы познакомимся с ещё одной его басней. Давайте попробуем угадать её название. Посмотрите, у меня есть четыре героя: мышка, стрекоза, бабка и муравей. В нашей новой басне два персонажа, как вы думаете, кто бы это мог быть?

Ребята, а что мы знаем о муравьях?

Какими качествами мы бы наделили муравьёв?

А стрекоза? Что мы о ней можем сказать? Какие качества можно перечислить?

Зачем мы вот так разбираем? Как вы думаете, почему мы об этом говорим?

В баснях главные герои – животные, но под ними скрываются люди. Соответственно качествами, которыми наделены персонажи басни, могут обладать и люди. В баснях, как правило, эти качества либо высмеиваются, либо превозносятся. Это называется ИНОСКАЗАНИЕМ.

Был такой датский писатель и поэт, автор всемирно известных сказок для детей Ханс Кристиан Андерсен, вот что он писал о баснях:

Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза.

Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное.

Мудрецы назвали это зеркало басней, и, что бы ни делали звери, все, и разумное и глупое, люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про тебя. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

Откройте учебники, сейчас мы внимательно послушаем басню. Можно следить по учебнику за чтением диктора. Узнаем, чему она нас научит!

Кто из героев вам понравился/не понравился? Почему?

Хорошо, теперь давайте с вами разберём некоторые выражения басни. Кто хочет начать читать?

Лето красное пропела

Пропустила, пробездельничала, про веселилась всё лето

Как зима катит в глаза

Наступает зима, приближается, есть такое выражение «Зима на носу» т.е. вот-вот настанет.

Помертвело чисто поле

Почернело, трава высохла, цветы завяли

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Совет

Это значит, что стрекоза могла под любым листиком укрыться, найти пропитание. (Питается мелкими насекомыми)

Кому же в ум пойдёт

Кто же до такого додумается, кому такое в голову придёт

Злой тоской удручена

Удручена. Ребята, смотрите, это слово выделено, значит его значение нужно найти в словарике. Ищем. Зачитываем.

Не оставь меня кум милый!

Вообще это слово имеет много значений, чаще всего обозначает родственника. Но в этой басне, это ласковое обращение имеющее значение хороший, закадычный друг.

И до вешних только дней

Весенних

Кумушка

Тоже самое что и кум.

Голубчик

Ласковое обращение, что-то типо милый мой, дорогой друг.

В мягких муравах у нас

Произошло от слова Мурава, что обозначает сочная зелёная трава

Песни, резвость всякий час

От слов Резвый, Резвиться – развлекаться.

поди

Пойди.

В басне муравей, он какой?

Какая стрекоза?

Почему она обратилась к муравью?

Что ответил ей муравей?

Почему он удивился?

Почему поведение стрекозы показалось ему странным?

Что ответил муравей в итоге?

Почему он так поступил?

Справедливо или нет?

Сочувствуешь ли ты стрекозе?

В каком случае муравей бы пустил её? (если бы она раскаялась)

Если бы он её пустил это бы научило чему-нибудь стрекозу? Почему?

Давайте попробуем выразительно прочитать кусочек этой басни, со слов: «Злой тоской удручена…» и до слов «…Да работала ль ты в лето?»

Где мораль этой басни? Прочти.

Найдём с каких слов у нас начинается повествовательная часть и где она заканчивается?

Где у нас обычно мораль?

Мораль этой басни, стала крылатой фразой. Это значит ушла в народ и её применяют в обычной жизни.

Давайте придумаем случай из жизни, где можно было бы применить эту фразу.

А теперь ребята встали!
Быстро ручки вверх подняли.

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Сейчас мы с вами поиграем. Вам надо собрать пословицы и выбрать ту, которая лучше всего подходит к нашей басне.

Верно, а как вы понимаете эту пословицу?

Хорошо. Давайте теперь будем пробовать выразительно читать со слов «Злой тоской удручена…» и до конца.

Обратите внимание

Помним, что у стрекозы умоляющий голос, просящий, а у муравья интонация удивления, недоумения, изумления.

Если останется время прочитать по ролям отрывок.

О каком литературном произведении мы сегодня говорили?

Кто автор?

Что такое басня?

Кто может быть героями басни?

Сколько в басне частей? Какие?

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, но я очень хочу, чтобы вы сами оценили свою работу! Возьмите карандаш или ручку и нарисуйте муравьишку на том уровне (высоте) муравейника, на каком ты сегодня работал. Чем выше — тем лучше. Карточки собрать.

Дома прочтите ещё раз басню, красиво и выразительно, можно маме, папе или сестре. Кто хочет, может даже попробовать выучить!

Все молодцы! Урок окончен! Спасибо!

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слаайд

На доске вывешиваются 4 персонажа, дети выходят к доске и пытаются угадать героев басни.

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

Прослушивается басня

Несколько детей выразительно читают отрывок.

Ученикам раздаются карточки с пословицами.

Детям раздаются изображения муравейника.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/urok_chteniya_2_klass_basnya_i.a._krylova_strekoza_i_muravey-6776.htm

Ссылка на основную публикацию